Успенская Киево-Печерская лавра: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Успенская Киево-Печерская лавра: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Киево-Печерская Лавра возвышается на высоких холмах правого берега Днепра. Увенчанная золотыми куполами Киево-Печерская Лавра – удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры.

Монастырь Киево-Печерская Лавра был основан в 11 веке и застраивался в течение 9 следующих веков. Название “Печерская” происходит от слова “пещеры”, которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи. Лавра – это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря Киево-Печерская Лавра и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц Киево-Печерской Лавры даже слепят глаза. Большинство строений Киево-Печерской Лавры датируется 17-18 веками, и они являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре.

Киево-Печерская Лавра начала свое существование в 1051 г. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. С 12 века в Киево-Печерской Лавре сохранилась лишь одна церковь с незначительными архитектурными изменениями, которые были сделаны позже. Эта церковь над воротами главного входа в Киево-Печерскую Лавру и ее называют “Надбрамна” (или Надвратная). Полное название Церкви – Троицкая Надбрамная Церковь – “Церковь Святой Троицы над Брамой”. Это просто чудо, что она сохранилась, поскольку на Монастырь в течение всей истории совершались многочисленные набеги, он перенес разрушительные пожары и другие ненастья, которые нанесли ему значительный ущерб. Церковь создавалась в 1106-1108г. греческими зодчими и иконописцами. В росписи также участвовал преподобный Алипий, который считается родоначальником особенного, отличного от греческого, иконописного искусства.

Монахи Киево-Печерской Лавры и, в первую очередь затворники, отличались нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов. Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Лавра пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах. Начиная с 40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий. Монастырь, как и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг.

К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с политическими перипетиями украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь светских властей, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается.

Как вытекает из названия Киево-Печерской Лавры, местом основания Печерского монастыря стали киевские пещеры. Летопись сообщает, что “пещерку малую”, с которой начинался монастырь, выкопал на берегу Днепра священник церкви св. Апостолов в селе Берестовом – будущий митрополит Илларион – чтобы уединяться в ней для молитв. Став митрополитом, Илларион перестал посещать пещеру, и в ней между 1051 – 54 гг. поселился отшельник Антоний. По “Киево-Печерскому патерику”, Антоний использовал для жилья пещеру, которую устроили варяги, чтобы хранить там свои сокровища.

Вокруг Антония начали собираться монахи, устроившие на горе пещерное поселение (теперь это Дальние пещеры). Когда братии собралось 12 человек, Антоний назначил над ними игуменом монаха Варлаама, а сам переселился на другую гору, где снова уединился в подземной келье. Со временем и на этой горе возник подземный лабиринт – нынешние Ближние пещеры. Братия же во главе с Варлаамом сначала поставила над первой пещерой “церквицу малую”, а в 1062 г. соорудила церковь во имя Богородицы. Тогда же князь Изяслав Ярославич по просьбе Антония подарил монахам гору над пещерами, которую они оградили и застроили, создав так называемый Старый монастырь. С того времени обитель стала наземной, пещеры начали служить кладбищем, а жить в них остались только аскеты-подвижники.

Вскоре Варлаам был переведен Изяславом Ярославичем в княжеский родовой Дмитриевский монастырь, и Антоний “поставил” другого игумена – Феодосия, при котором численность монахов увеличилась с двадцати до ста, и был введен первый (так называемый Студийский) монастырский устав. При Феодосии (в 1073 р.) князь Святослав Ярославич подарил Лавре землю между Старым монастырем и Берестовым. Тут был заложен Успенский собор, вокруг которого при следующем игумене Стефане сформировался Новый монастырь. На его территории, огражденной сначала деревянной, а потом каменной стеной, возник архитектурный ансамбль – каменные Троицкая надвратная церковь и трапезная, деревянные кельи и хозяйственные сооружения, больница с церковью св.Николая. Огражденное пространство между Новым и Старым монастырями было частично занято огородами и садами, а частично – жильем монастырских ремесленников и челяди; тут Феодосий устроил также двор для нищих и больных.

Независимость монастыря от княжеской власти (в отличие от других обителей) способствовала тому, что в конце XI в. он стал не только самой авторитетной, большой и богатой религиозной организацией страны, но и центром летописания, школой живописи и медицины. Общеизвестны были прославленные имена Алипия, Агапита, Нестора и других черноризцев. С 1171 г. печерские игумены носили титул архимандрита. Еще до монгольского нашествия около 50 печерских монахов стали епископами в разных городах Руси.

После присоединения Киева к Московскому государству Лавра продолжала получать льготы от высшей власти, хотя последователи Петра Могилы Иосиф Тризна и Иннокентий Гизель не выказывали желания передавать ее под власть московского патриарха. Это произошло только при архимандрите Варлааме Ясинском, после чего Лавра в 1688 г. получила подтверждение ставропигии и почетный титул Киево-Печерской Лавры (впрочем, монастырь называли в быту лаврой еще в XII в.). До конца XVIII в. Лавра продолжала расширять свои владения, став крупнейшим на Украине церковным землевладельцем, – ей принадлежали сотни тысяч десятин пахотных и лесных угодий, а также несметное количество сельскохозяйственных предприятий, где работали 76 тысяч крепостных.

Одновременно в Лавре велось грандиозное каменное строительство. Еще в XVII в. были сооружены новая трапезная, Никольськая, Всехсвятская, Аннозачатьевская, Рождествобогородицкая, Воздвиженская церкви. Гетман Иван Мазепа огородил Лавру каменной стеной. После большого пожара 1718 г. сгоревшие деревянные здания были заменены каменными, а каменные были отремонтированы и расширены. Так появились кельи соборных старцев, Экономический корпус, типография, дом митрополита. В середине XVIII в. Иоганн Шедель и Степан Ковнир обогащают лаврский ансамбль домом наместника, Ковнировским корпусом, самой высокой в России Большой колокольней, колокольнями на Ближних и на Дальних пещерах.

В XIX и в начале XX в. архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры постепенно приобрел завершенность. Были благоустроены крытые галереи к Ближним и Дальним пещерам, а территория пещер обнесена крепостной стеной. Было сооружено несколько жилых корпусов для богомольцев на территории гостиного двора, больница, новая трапезная, библиотека. Одним из самых мощных киевских издательств оставалась типография Лавры, заметное место в искусстве занимала иконописная мастерская.

В начале XX в. Лавра насчитывала около 500 монахов и 600 послушников, которые жили в четырех объединенных монастырях – собственно Печерском, Никольском или Троицком больничном, на Ближних и Дальних пещерах. Кроме того, Лавре принадлежали три пустыни – Голосеевская, Китаевская и Преображенская. Система управления этим большим хозяйством была достаточно сложной.

После октябрьского переворота 1917г. для Киево-Печерской Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви” все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее созданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией Киево-Печерской Лавры. Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор. В 1961 г. действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской оккупации – 1941 г. был упразднен, его жители изгнаны.

В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной церковной общине Лавры была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер. В 2003-2004 годах) был восстановлен Свято-Успенский собор, взорванный в годы Великой Отечественной войны.

Православная Жизнь

Успенский соборглавный храм Киево-Печерской Лавры, одна из прославленных святынь Православной Церкви. Выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI—XVIII вв., почти полностью уничтоженный взрывом 3 ноября 1941г. Здание воссоздано в 1998—2000 гг.

Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря заложена в 1073 г. игуменом Феодосием и князем Святославом Ярославовичем, который “своими руками начал ров копать” и пожертвовал на сооружение 100 гривен золота. Чин основания храма отслужил юрьевский епископ Михаил, поскольку митрополит Георгий тогда был “в Греках”. По сказаниям “Киево-Печерского патерика”, мерной единицей при сооружении храма послужил золотой пояс, подаренный варягом Шимоном. Ширина церкви была определена в 20 поясов (24,2 м), а длина — в 30 (35,6 м). Место для храма, по молитве св.Антония, обозначилось вначале росой, а затем “палом терниев”.

Непосредственной заказчицей собора считали саму Богородицу. По легенде, это она прислала из Константинополя четырех мастеров-зодчих, дав им золото для затрат на строительство, мощи мучеников, которые были положены в фундаменты храма, и чудотворную икону, ставшую наместной. Св.Феодосий успел только заложить фундаменты сооружения. 3 мая 1074 г. он скончался. Церковь была построена при игумене Стефане в 1075—77 гг., строительные работы закончены 11 июля.

Успенский собор. Фото начала ХХ века

Мозаики и фрески созданы бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084—88 гг. К сожалению, они не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец. При игумене Иоанне в 1088—89 гг. возле северно-западного угла собора построена придельная церковь св.Иоанна Предтечи с крестильней (помещением для освящения воды на Богоявление) в нижнем этаже. Храм был торжественно освящен 14 августа 1089 г., накануне праздника Успения Богородицы, митрополитом Иоанном и епископами Лукой белгородским, Исайей ростовским, Иоанном черниговским и Антонием юрьевским.

“Богосозданная” Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Успенский собор был большим крестово-купольным храмом с нартексом, тремя апсидами и П-образными хорами. Его венчал единственный купол диаметром 8,6 м (на 1 м больше, чем центральный купол Софии Киевской) на 12-оконном барабане. Пол был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда (темплон), киворий (сень над престолом) и косяки порталов сделаны мраморными. В боковых стенах устроены открытые аркосолии для саркофагов. 14 августа 1091 г. в собор торжественно перенесены мощи основателя — преподобного Феодосия.

Во время нападения половцев хана Боняка в 1096 г. собор получил первые повреждения, после чего сделан ремонт здания. В 1109 г. возле южных дверей храма сооружена “боженька” для захоронения Евпраксии Всеволодовны. Археологами также обнаружены остатки западного притвора и нескольких часовен, пристроенных в ХII в. Следующий ремонт относят ко времени архимандрита Василия (1182—94). Вследствие землетрясения 1230 г. церковь “на четыре части расступилась”. Во время восстановления полностью переложены стены и своды южного нефа, барабан и свод купола. Во время монгольского нашествия 1240 г. собор вновь пострадал — были разрушены свод купола и конха алтаря. Однако авторы XVII в. чересчур преувеличивали размеры разрушений. Ясно, что храм был быстро восстановлен, поскольку во второй половине ХIII в. он действовал.

Значительную реставрацию осуществил в 1470 г. князь Симеон Олелькович. В это время стены собора были укреплены контрфорсами, появились резной из камня западный портал, готическое окно над южными дверями, новая стенопись, каменный барельефный триптих с изображениями Богородицы, преподобных Антония и Феодосия и надписью, сообщающей об окончании реставрации. После нападения Менгли-Гирея в 1482 г. проведен ремонт куполов апсид, контрфорсов, части сводов, возведена часовня князей Корецких на месте современного придела св.Стефана и часовня с захоронением 1492 г. на месте Трехсвятительского придела. Вероятно, в этих работах принимал участие известный московский строитель Василий Дмитриевич Ермолин, род которого был вписан в Поминальник собора.

Читайте также:  Протоиерей Максим Козлов: биография и семья отца, книги и творчество

Между 1522—33 гг. храм реставрирован на средства князя Константина Ивановича Острожского. В это время сооружен иконостас собора и придел св.Иоанна Богослова, где и было первоначальное захоронение князя. Полное обновление Успенского собора было осуществлено в 1555—56 гг. при архимандрите Иларионе. Тогда же появилась часовня панов Ельцов. В 1579 г. киевский воевода князь Василий-Константин Острожский установил скульптурный монумент на могиле своего отца. Следующую реставрацию осуществил архимандрит Елисей Плетенецкий перед 1618 г. Тогда построен придел Трех святителей, в котором Плетенецкий похоронен в 1624 г.

Петр Могила между 1638—42 гг. осуществил перестройку крыш и куполов, надстройку фронтонов в стиле барокко, пристройку еще двух часовен. Между 1651—55 гг. повышены стены Трехсвятительского придела, на нем сооружен южный фронтон и купол. Ремонты продолжались в 1660—70-х годах, о чем свидетельствует гравюра 1677 г. В 1687 г. один из боковых куполов поврежден молнией. Реставрации 1690-х годов известны по гравюрам 1697 и 1702 гг. В это время Трехсвятительский придел сооружен заново, все приделы повышены под общий карниз, перестроены фронтоны, купола, главный портал и другое.

Наибольший урон собору нанес пожар 22 апреля 1718 г. Присланный из Петербурга в 1720 г. архитектор Федор Васильев не поладил с монастырским начальством и вынужден был уехать. Вместо него в 1722 г. был прислан талантливый московский зодчий Иван Каландин, который и является автором проекта восстановления, начавшегося в 1723 г. Иконостас главного алтаря сооружен на средства гетмана Ивана Скоропадского и заботами гетманши в 1729 г. Резал его черниговский мастер Григорий Петров, а иконы писал Яким Глинский. Пол в 1727 г. был выложен чугунными плитами. Настенные росписи выполнили в 1730 г. художники Лаврской иконописной мастерской под руководством Иоанна Максимовича. Собор был освящен14 августа 1729 г., хотя фасадную лепку “алебастровый мастер” Юзеф Белинский закончил лишь в мае 1731 г. Отстроенный собор имел девять престолов и завершался семью куполами. Но уже в 1767—79 гг. возникла потребность в реконструкции фасадов. В это время изменена форма фронтонов, Степан Ковнир вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко заново выполнили фасадную лепку в стиле барокко. В 1772—77 гг. под руководством Захарии Голубовского обновлены настенные росписи.

Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893—99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов — князей, царей и гетманов.

Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность — как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г.

После закрытия монастыря в 1926 г. храм использовался как объект музейного показа. Перед отступлением советских войск из Киева Успенский собор, в числе других выдающихся сооружений, был заминирован. Взрыв 3 ноября 1941 г. почти полностью уничтожил древний памятник.

Успенский собор послевзрыва в ноябре 1941 года. Зима 1941-1942 гг.

Указом Президента Украины Успенский собор восстановлен в 1998—2000 гг. по проекту архитектора Олега Граужиса и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

В соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке Концепции воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры завершено в декабре 2012 года выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора – стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил.

3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви, совершил Чин освящения восстановленного главного престола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, после которого была совершена Божественная литургия.

23 июля 2013 года Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил Царские врата соборного иконостаса.

4 апреля 2015 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил освящение престола южного придела Успенского собора в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых пределов.

В праздничные дни совершается в Успенском соборе Божественная литургия, а также таинства Крещения и Венчания.

Успенская Киево-Печерская лавра: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Архитектурный ансамбль Киево-Печерского монастыря

Архитектура Киева второй половины XI в. представлена группой каменных зданий, тип и формы которых значительно отличаются от построек предыдущего времени.

В основном все эти постройки связаны с монастырским строительством и в большинстве являются соборами монастырей, главным образом “вотчих”, т. е. основанных князем и в дальнейшем служивших интересам этого князя и его династии. Монастырская храмовая архитектура несколько отличалась от городской, в монастыре не были нужны такие большие объемы зданий, ведь число присутствующих на службе было гораздо меньшим (24, стр. 51-52).

Во второй половине XI в. Печерский монастырь приобрел большое значение в политической и экономической жизни Руси. Архитектура собора, строившегося не князем, а монастырской общиной, отражала новое положение, которое занял теперь монастырь.

Строительство Успенского собора началось в 1073 г. и закончилось в 1078 г. Внутренняя отделка, включая мозаику и фресковую роспись, была завершена в 1090 г. Согласно сведениям из “Киево-Печерскою патерика”, руководство работами осуществляли греки, пришедшие в Киев по повелению самой Богородицы. Прибывшие из Константинополя приехали — “мастери церковник 4 мужи”, очевидно, возглавили местную киевскую строительную артель.

Успенский собор по типу был шестистолпным крестовокупольным храмом, трехнефный, без галерей, с нартексом. Его архитектурный облик был более строг и прост, чем у сооружений предыдущего времени. Конструкции здания были отчетливо выявлены в его архитектуре. Шесть крещатых в плане столбов несли систему коробовых сводов. Собор был увенчан одним. Над храмом возвышался один главный купол – полусферический на цилиндрическом барабане, под которым с одной стороны располагался меньший купол лестничной башни, с другой – купол небольшой крещальни. Архитектурно-пространственный крест был четко выражен в объемах здания. В западной части здания помещался нартекс, над которым находились хоры. Восточная часть оканчивалась апсидами, трехгранными снаружи и полукруглыми в плане внутри. Членениям плана отвечали на фасаде плоские пилястры. Фасады завершались полукруглыми закомарами. Кладка стен была смешанная, с типичными особенностями второй половины XI в.; ряды камня были несколько уже, чем в Софии Киевской. Самого камня в кладке было меньше, и отсутствовало декоративное расчленение на квадры, характерное для фасадов Софийского собора. Основными декоративными элементами фасадов являлись двухуступчатые ниши и окна, полосы кирпичного меандрового орнамента.

Успенкий собор Киево-Печерского монастыря. План и реконструкция. 1073-1077.

В построении плана Успенского собора Печерского монастыря была определенная пропорциональная зависимость: “20 мер в ширину, 30 в длину”. Соотношение сторон плана 2:3 получилось в результате разбивки здания на местности при помощи системы пропорциональных зависимостей.

Интерьер храма был богато украшен мозаиками, фресками, барельефами и включал в себя наборные полы и мраморную алтарную преграду. Как показали раскопки, монастырь имел в XI—XII вв. собственные мастерские, где изготовлялась смальта для мозаик. В монастыре жили и работали художники, среди которых был первый известный по имени русский художник-мозаичист Алипий.

В 1941 г. во время Второй мировой войны Успенский собор был разрушен, и до наших дней сохранялись законсервированные руины Иоанно-Богословский придел. Собор был отстроен в год 2000-летия Рождества Христова и в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

Уже с конца XI в. к собору начали пристраивать притворы и другие помещения. Наибольший интерес из них представляет Ивановская крещальня. Это была миниатюрная церковка размерами 5×6 м в плане четырехстолпного крестовокупольного типа. Восточный фасад завершали три апсиды, украшенные полуколоннами из лекального кирпича. Церковка почти примыкала к северному фасаду Успенского собора, а позднее, при достройках собора, она вошла в его объем. Можно предположить, что такими же были известные по раскопкам крещальни Спасского собора в Чернигове и собора Михайловского Златоверхого монастыря.

К началу XII столетия Печерский монастырь представлял собой большой архитектурный ансамбль со многими каменными постройками. Так, в 1108 г. на средства князя Глеба Всеволодовича была сооружена каменная Трапезная палата и в том же году на средства черниговского князя Николая Святоши были построены каменные ворота с Троицкой надвратной церковью над ними.

Троицкая надвратная церковь хорошо сохранилась до наших дней. По типу — это небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм-башня, возведенный в два яруса: в нижнем ярусе находятся ворота в монастырь. Апсиды церкви не выступают наружу, а врезаны в толщу восточной стены. Церковь имеет одну главу, а членения ее фасадов завершены закомарами. Киево-Печерская лавра входит в перечень всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (2, стр. 46-48; 7, т.3, стр. 551-558; 18, стр. 32-43).

Киево-Печерская Лавра (Архитектурные сооружения. 5 часть)

5 часть представляет собой краткое описание архитектурных сооружений на территории Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Успенский собор – это без преувеличения культовая постройка в Украине (в прямом и переносном смысле). Он один из древнейших памятников Киевской Руси. На территории Лавры это первый каменный храм. В Патерике Печерском написано, что начало закладки храма состоялось в 1073 г. в присутствии Феодосия со всеми обитателями монастыря. Землю и деньги (около 1000 гривен) подарил князь Святослав.

Успенский собор относился к крестово-купольной системе. Главным украшением храма была икона Успения Пресвятой Богородицы. Заново перестроен храм был в 1722-1729 годах. Украшением Успенского собора тогда стал новый пятиярусный иконостас.

За свою долгую историю храм неоднократно разрушался. Особенно в 1941 году в период оккупации, когда немцы (или советские партизаны) разрушили и ограбили святыню. Отстраивание началось в 1999-2000 гг.

Трапезная палата с церковью Антония и Феодосия. Церковь построена в византийском стиле и представляет собой большое двухэтажное восьмиугольное сооружение, перекрытое куполом. Первая каменная трапезная по летописи была построена именно на этом месте в 1108 г. Но во время землетрясения 1230 года была практически разрушена.

В 1893-1894 гг. академик архитектуры В. Николаев построил Трапезную палату и церковь, которая была освящена во имя Антония и Феодосия. Трапезный комплекс сохранился и до наших дней. Художественное оформление интерьера церкви и трапезной палаты осуществлено в 1903 году. Росписи выполнили художники И. Попов, А. Лаков и И. Ижакевич по проекту архитектора А. Щусева.

Трапезная палата разделена вдоль металлическими столбами на три части. Художник И. Ижакевич нарисовал изображение 14 печерских подвижников. Живописец Г. Попов создал композиции “Чудесный лов рыбы” и “Чудо в Емманусе” на южной стене.

Благовещенская церковь и дом митрополита находятся в южной части Соборной площади. Раньше на месте Благовещенской церкви был двор архимандрита и состоял он из целого комплекса зданий, но в 1718 году пожар уничтожил здание архимандрита. На месте дома построили каменные кельи. В 1752 году архитектор И. Шедель достроил еще один каменный корпус.

Современный вид дом митрополита приобрел в 1867 году после ремонта.

Троицкая надвратная церковь – уникальный памятник древнерусского зодчества. Памятник Княжеской эпохи. Храм построен в 1106-1108 гг. на средства черниговского князя Святослава Давыдовича, который постригся в монахи Печерского монастыря и был известен под монашеским именем Николая Святоши. Храм предоставлял достаточно парадный вид. Троицкая церковь входила в оборонительную систему сооружений монастыря.

Церковь за все время существования не претерпела разрушений и сохранила первоначальный вид. Только в 30 х годах ХVIII века церковь приобрела черты стиля барокко. Появились грушевидный купол, лепленный растительный орнамент, который выполнил В. Стефанович.

Росписи Троицкой церкви выполняли в 30-х годах ХVIII века. В монументальной живописи нашли отражение новые тенденции украинского искусства.

Читайте также:  Саратовская епархия: духовенство и священники, храмы и церкви, указы

Киево-Печерская Лавра (Киев) — история монастыря, святыни с фото и описанием

Киево-Печерская лавра — это древняя и одна из основных святынь православных верующих, уникальный комплекс, у которого нет аналогов во всём мире. Здесь можно увидеть сохранившиеся почти в первозданном виде храмы XI века. Это первый монастырь Киевской Руси. Сейчас каждый год сюда съезжаются тысячи паломников со всей страны и ближнего зарубежья, чтобы посмотреть на мощи святых.

Краткая история

Лавра расположена в южной части Киева на правом берегу Днепра. Комплекс храмов занимает два холма, которые разделены между собой глубокой ложбиной, спускающейся до реки.

В XI веке именно сюда уходил молиться священник Илларион. Он выкопал для себя пещеру. В 1051 году Иллариона избрали митрополитом, поэтому он покинул пещеру. В это же время в город прибыл монах Антоний из Афона (основатель). Ему не понравилось жить в монастырях Киева, поэтому он переехал в пещеру Иллариона.

Вскоре у монаха появились последователи, среди которых был и Феодосий. Когда их количество достигло 12, они построили небольшую церковь и кельи. Антоний решил переехать недалеко от этого места и начал работать над новой пещерой в соседней горе.

Постепенно количество иноков росло, а в пещерах становилось тесно. Они построили церковь Успения Пресвятой Богородицы, после чего число приходящих людей только увеличилось. Игумен Антоний попросил у князя Изяслава занять всю гору над пещерой. В 1062 году построили Печерский монастырь.

Иноки смогли привлечь огромное количество пожертвований. Уже в 1073 году началось строительство каменной церкви.

Основание Киево-Печерского монастыря произошло в 1051 году, но этот комплекс существует и поныне. Сейчас лавру принято подразделять на:

В Нижней до сих пор действует мужской монастырь, и находятся пещеры Киево-Печерской лавры, которые делятся на Ближние и Дальние. Некоторые источники утверждают, что это разветвлённая система пещер, которая даже соединяется с храмами в соседних городах.

Набеги и восстановление монастыря

Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:

  • разрушение в 1096 году;
  • разорение в 1240;
  • поджог в 1483.

В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.

В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.

Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.

Объекты обители

При посещении лавры желательно приобрести карту комплекса и расписание экскурсий и богослужений. Это связано с тем, что на территории находится огромное количество различных сооружений. Кроме Успенского Собора здесь есть:

  1. Онуфриевская башня.
  2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
  3. Трапезная церковь.
  4. Колокольни на пещерах.
  5. Троицкая надвратная церковь.
  6. Крестовоздвиженская церковь.
  7. Храм иконы Божьей Матери.
  8. Церковь Спаса на Берестове.
  9. Аннозачатиевская церковь.
  10. Храм Всех Святых.
  11. «Живоносный источник».
  12. Больничные покои Никольского монастыря.
  13. Галереи.
  14. Кельи.

Также есть магазин лавры, где можно приобрести свечи, молитвенники, сувенирные фото и т. д. Там можно узнать последние новости о монастыре, описание экскурсий, схему прохода (адрес) к конкретному сооружению, где будет проходить служба.

Ближние пещеры также называют Антониевыми, здесь покоятся мощи святых. В Киево-Печерской лавре похоронен главный и первый настоятель Антоний. Именно он основал монастырь.

Здесь находятся три улицы, подземная церковь и трапезная, где принимали пищу монахи. Внутри покоятся мощи 79 святых, в том числе:

  • Алипия Печерского;
  • Ильи Муромца;
  • Нестора Летописца.

В дальних пещерах хранятся мощи 49 святых. Там находится подземная церковь, где похоронен Феодосий.

Верхние и Нижние пещеры являются местом паломничества. Тысячи людей ежегодно приезжают на Украину из других стран ради посещения лавры. Это одно из важнейших мест в православии.

Троицкая надвратная церковь

Крестово-купольный храм был возведен в 1108 году на деньги князя Святослава Давыдовича, который имел в Киеве большой почёт среди горожан. После этого он решил принять постриг и стать преподобным Святошей. Здание до сих пор имеет конструкцию, которая была в XII веке.

В качестве основных стройматериалов для этого храма, как и для других сооружений лавры, использовались камень и квадратный кирпич.

По своей конструкции и внешнему виду монастырь похож на Благовещенскую церковь, возвышающуюся над городом. Сначала был сделан купол в форме полусферы, но в начале XVIII века его заменили на грушеподобный.

На северной стороне сделана каменная пристройка вместо деревянной колокольни. В этот период храм приобрёл новые очертания, которые были характерными для украинского барокко.

Внешний вид церкви часто менялся. В первой половине XVIII века ученики живописной школы разукрасили фасад здания росписями на библейскую тематику. Позолоченный иконостас тоже изготовлен мастерами лавры.

Кельи старцев

После входа в главные ворота гость лавры попадает в аллею, где с двух сторон стоят кельи, в которых жили соборные старцы. Слева расположен корпус № 4, длина которого составляет 140 метров. Справа находится корпус № 3 протяженностью 64 метра. Оба этих сооружения имеют высокую крышу с изломом. Торцевые стороны закрываются красивыми и очень интересными фронтонами, оснащёнными лепным орнаментом и другими декорациями.

Стены разделены пилястрами и профилированными карнизами, разукрашены сандриками. Примерная дата постройки сооружений — 20-е годы XVIII века. Здания в полной мере отображают течения в российской архитектуре тех лет. Каждый из корпусов разделён на кельи, которые служили жилищем для одного старца.

Во времена Великой Отечественной войны корпуса были практически уничтожены. Восстановить кельи удалось только к 1963 году. Сейчас в этих помещениях размещаются выставки. Также на территории присутствует сувенирный магазин под названием «Сувениры».

Успенский собор

Это сооружение считается настоящей жемчужиной древней архитектуры. Во время Великой Отечественной войны Успенский собор, к сожалению, был полностью разрушен. Сейчас можно посмотреть только на оставшиеся руины, которые расположены на центральной площади.

Ещё одним интересным фактом является то, что собор был первым зданием комплекса, сделанным из камня, и занимал основное место в этом многообразном архитектурном ансамбле. Строительство длилось с 1073 по 1077 год. Тогда собор был однобашенным сооружением высотой 43 метра. В 1089 году закончилась работа над расписыванием стен. Кроме греческих мастеров в украшении интерьера принимал участие живописец Алипий. Он обучался в Греции мозаичному делу. В начале XII века к основной постройке добавили Иоанно-Предтеченскую церковь.

Необычные архитектурные решения начали перенимать для строительства храмов и различных сооружений в других городах Киевской Руси. За историю своего существования Успенский собор много раз разрушался, но всё время поднимался из руин.

После большого пожара в 1718 году храм сильно увеличили. Он обрёл семь куполов. Внутри и снаружи был оформлен в стиле барокко, что придавало ему нарядность и торжественность. Росписью интерьера занимался П. Попович со своей группой. На поверхности стен были нанесены различные композиции на темы из Библии. В конце XIX века эту роспись заменили на новую.

Настоящим произведением искусства был деревянный пятиярусный иконостас. На тот момент его высота составляла 22 метра. В Успенском соборе похоронено около 300 известных исторических персон. Среди них П. Могила, П. Беринда, И. Гизель, К. Острожский, П. Румянцев-Задунайский. Также здесь хоронили несколько поколений Долгоруких.

Ковнировский корпус и типография

Недалеко от Успенского собора расположен Ковнировский корпус, привлекающий внимание посетителей своими изысканными фронтонами. Северная его часть раньше использовалась для книжного магазина, а в противоположной находились проскурня и хлебопекарня.

Корпус назвали в честь Степана Ковнира. Это был выдающийся строитель лавровых сооружений. Во время ВОВ здание повредили, но к 1963 году было всё восстановлено. Теперь там находится Музей исторических ценностей.

Вплотную с корпусом стоит типография. Раньше сооружение было сделано из дерева, но на его месте в 1701 году возникло одноэтажное каменное здание. Через 20 лет надстроили второй этаж из дерева.

Типография была основана в 1615 году знаменитым учёным и просветителем Елисеем Плетенецким. С того момента она печатала книги регулярно, а первым выпущенным изданием был «Часослов» — учебник грамоты. Также типография впервые в мире издала церковнославянский словарь на 7 тыс. слов. Там были объяснения и переводы на понятном для обычного человека языке.

Очень популярной в то время считалась книга «Синопсис», в которой была кратко описана история Руси до XVII века. «Синопсис» также использовался в качестве школьного учебника. Эта книга попадала на переиздание более 30 раз. Всего типография за 300 лет произвела около 100 000 экземпляров, которые отличались оригинальными гравюрами, красивым шрифтом и высокохудожественным оформлением.

Во время Второй мировой войны типографию разрушили. Восстановили здание только в 1954 году. Сейчас там располагается Музей книги.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Киево-Печерский Успенский собор

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (Великая Печерская церковь), главный храм Киево-Печерской лавры, был расположен напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры.

  • Престол: Успения Пресвятой Богородицы (главный), ап. Иоанна Богослова (нижний правый придел, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), первомученика архидиакона Стефана (нижний левый придел), св. Иоанна Предтечи (придел в северо-западном углу), ап. Андрея Первозванного (придел на хорах справа) и Преображения Господня (придел на хорах слева).
  • Адрес: Украина, Киев, Киево-Печерская лавра
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена в 1073 году по благословению прп. Антония игуменом Феодосием и епископом Михаилом (?).

    Согласно Киево-Печерскому Патерику, Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: “Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам: возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее. Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить. Моим именем хочу назвать ее, – и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила – Она наместной да будет”.

    Божия Матерь благословляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)

    Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время – “небеси подобною”. Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией.

    Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера – пояс Спасителя. Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве “небеси подобной” церкви.

    По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 году начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 году было закончено.

    В 1083 году пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.

    Греческие мастера – архитекторы, мозаисты и иконописцы – с благословения игуменов Стефана и Никона создали монастырскую строительную артель и иконописную мастерскую, которые занимались благоукрашением не только Успенского Печерского собора, но и храмов Михайловского Златоверхого монастыря, Кловской Влахернской обители преподобного Стефана и других храмов. В 1951 году на территории Лавры археологами была обнаружена древняя мозаичная мастерская.

    14 августа 1089 года Успенский собор был освящен митрополитом Киевским Иоанном.

    Церковь отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

    В 1470 и 1722-1729, 1755, 1893 годах церковь реконструировалась.

    В период немецкой оккупации Киева, 3 ноября 1941 года, собор был взорван. Существует несколько версий: собор был взорван фашистами; агентами НКВД; партизанами, намеревавшимися уничтожить посещавшего его президента Словакии Тисо.

    В 2000 году Успенский собор был восстановлен. Во результате реконструкции Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.

    Святыни

    Успенский собор Киево-Печерской лавры, дореволюционное фото

    Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише – мощи первого митрополита Киевского Михаила.

    У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского, а напротив него, в северо-западном углу, в киоте – частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

    В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей – указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.

    В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского.

    Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр (Могила), архимандриты Иннокентий (Гизель), Елисей (Плетенецкий), Памва Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

    В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской.

    В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых – греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

    Архитектура

    Киево-Печерский Успенский собор, 1073 – 1078 гг. Реконструкция Н. Г. Логвина

    Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.

    На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII-XVI веках. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр (Могила) для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII века боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII века вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок.

    До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.

    Долгое время считалось, что древние части церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

    Киево-Печерский Успенский собор

    Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 годов. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть “краеугольного камня”, заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

    Внутреннее убранство

    Успенский собор Печерской лавры. Общий вид с севера (до разрушения)

    О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».

    Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.

    Ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой. Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним – образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви – образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.

    В XVIII веке мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника – Агнец, Пеликан, – все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 году собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

    До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

    В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова. До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

    В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании пострадали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в закрытой раке в Ближних пещерах.

    В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

    Читайте также:  Успенский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни
Ссылка на основную публикацию