Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

Предпосылками для ходатайств об открытии в Красноярске православного монастыря являлись два фактора религиозной ситуации в Енисейской губернии второй половины XIX века. Во-первых, по мнению путешественников, бывавших на красноярской земле, местных жителей отличала гордость, свободное, вольное обращение с властями, а также непокорность и несдержанность в гневе. По их словам, практицизм и житейская сметка причудливо уживалась с самыми темными суевериями, и даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой. Во-вторых, с середины XVII в. губерния становится местом ссылки раскольников-старообрядцев, а с 20-х гг. XIX в. — декабристов, поляков, высланнных в Сибирь за участие в восстании 1863 г., революционеров организации „Земля и Воля“ с 1879 по 1892 гг.

Желая с помощью иночества укрепить позиции Церкви, в декабре 1873 г. епископ Антоний (Николаевский), третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П.И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». После рассмотрения вопроса городской Думой, в феврале 1874 г. Владыка получил копию постановления об отдаче земель (в длину 2 версты и 80 погонных саженей, в ширину от 10 до 100 саженей) в районе Плотбища под устройство монастыря. 5 мая 1874 г. при Архиерейском доме был создан Строительный комитет в составе 4 человек: кафедрального протоиерея В.Д. Касьянова, ключаря собора А.К. Угрюмова, эконома Архиерейского дома иеромонаха Зосимы и почетного гражданина Н.П. Токарева. С марта 1874 г. по ноябрь 1875 г. комитету удалось собрать 21320 руб. в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, устроены главный деревянный дом с церковию, летним помещением для Архипастыря, братскими келиями, деревянный флигель, в коем размещены: трапеза, кухня и училище для мальчиков; также надворные службы: амбары погреба, каретник с сеновалами, сушильнею, конюшнями и навес; сарай для помещения и хранения извести, помещение для хлебопеков, просфорника и рабочих.

Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 гг. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников Преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения Указа Его Императорского Величества с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 года была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска. По этому случаю во всех красноярских церквах прошла ранняя Литургия, а в 8 часов утра от Богородице-Рождественского кафедрального собора началось шествие общего крестного хода до обители. В предполагаемых святых вратах монастыря крестный ход встретил епископ Антоний с братией обители, после чего в Успенском ее храме была совершена Литургия, по окончании которой на месте закладки главного корпуса монастыря был совершен чин на основание церкви. В завершение торжественных мероприятий все духовенство и высшее начальство были приглашены в келии настоятеля (Владыки), где состоялась трапеза. В 4 часа пополудни крестный ход в прежнем порядке возвратился в город.

Вплоть до 1881 года Владыка Антоний продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. Часть интеллигенции, включая Главу города, считавшего излишним расход строительных материалов на возведение обители, перестают поддерживать строительство, которое все же не было заброшено за счет пожертвований простых крестьян. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском).

13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 — дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 тыс. руб., а монастырь — 1 тыс. бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.

В 1888 г. на основании Высочайшего повеления монастырю была отведена дача в 4602 дес. и 2080 квадратных сажень по обе стороны Енисея, в 25 верстах от обители. Земля, по большей части, оказалась непригодной для хлебопашества, добыча леса также представляла трудность. В этом же году Святейший Синод дал разрешение на устройство скита на правом берегу Енисея. В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. В результате ремонта храм св. вмч. и целителя Пантелеимона, который находился в архиерейских покоях в старой деревянной гостинице, перенесен в братский, каменный корпус, в бывшую братскую трапезную. В каменный корпус так же переместились архиерейские покои. Устроена новая трапезная для братии, проведен ремонт в келиях, установлены новые печи. Покрыта железом восточная часть крыши. С этого же года по инициативе епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) при обители открываются временные паломнические курсы приблизительно на 50-55 человек, для нищих и калек учрежден приют. В апреле 1915 г. наместник Успенского монастыря иеромонах Серапион заключает контракт на снятие в аренду рыболовного участка в низовьях Енисея, протяженностью 300 сажень. На следующий год туда командируются монахи с рабочими во главе с иеромонахом Симеоном. В то же время часть помещений монастыря сдается в аренду свечному заводу за 900 рублей.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну.

Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок №2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем ? госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

Через два года после воссоздания красноярской кафедры, в 1992 году под руководством епископа Антония (Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению Церкви разрушенного монастыря.

В июне 1992 г., казаки во главе с Атаманом 3-го отдела В.П. Мастьяновым в своем письме к Главе администрации Красноярского края Вепреву А.Ф., по благословлению Владыки Антония, «убедительно просят передать …разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в п. Удачный и принадлежащую ему землю площадью 12 га, с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь. В ноябре того же года епископ Антоний в своем письме к мэру города В.А. Позднякову говорит о том же, сообщая о договоренности казаков с ним». В ответ на это Комитет по делам культуры и искусства администрации края 5 января 1993 г. рассматривает возможность передачи в ведение Епархии Успенского монастыря с целью восстановления, вместе с тем обращает внимание на огромные затраты, которые потребуются для восстановления.

Для этого «считают необходимым провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и Крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс, для решения вопроса совместного восстановления.Хотя начало было многообещающим, но следующий этап возобновился лишь в 1998 г., с участием Генерал-губернатора края А.И. Лебедя, который в ответ на просьбу Владыки Антония приказывает «решить этот вопрос положительно, без вариантов». Подтверждает свое согласие и руководитель управления архитектуры г. Красноярска П.В. Филипов. Но потребовалось еще два года, чтобы закончить это не простое дело, оформление документов поручается сестре Галине, усердно молящейся Оптинским старцам, а Генерал-губернатор А.И. Лебедь, со своей стороны, контроль исполнение своего распоряжения возлагает на своего заместителя, для более успешного завершения этого дела.

И не смотря на то, что еще только в апреле 2000 г. был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания 87%, по техническому состоянию), 28 августа того же года во вновь устроенном храме главного корпуса отслужена праздничная Литургия, с пострижением первого инока (Евлогия).

На литургии зачитан указ Священного Синода, постановившего утвердить архимандрита Серафима (Брыскина) наместником Успенского мужского монастыря. Экономом и помощником ему назначается иеромонах Агапий. А до этого совершалось чудо на глазах, шла работа, бывало, и ночью, было время поста, молитвы и подвига, первой приходящей братии, а также и сестер женской обители, с прихожанами помогавших из руин восстанавливать обитель.

К настоящему моменту работы по благоустройству монастыря не завершены. В 2010 г. в центральном храме монастыря были выполнены работы по обустройству второго клироса, установка новых киотов, а также продолжаются труды по внутренней росписи храма. Также для улучшения быта, проводится дальнейший ремонт келейных помещений, было произведено переоборудование монастырской кухни, выполняются работы по реконструкции фасада двухэтажного хозяйственного корпуса с гаражным блоком, закончены работы по укладке брусчатых дорожек на территории монастыря. По ходатайству пред светскими властями, был произведен ремонт подъездной дороги и устройство автомобильной парковки для удобного размещения автотранспорта прихожан и паломников.

Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли.

Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Один раз в две недели по субботним дням монастырь открыт для желающих помолиться за богослужением, по окончании которого они добровольно оказывают посильную помощь в уборке храма или территории, а в летнее время — и на монастырском огороде, после чего принимают питание в братских трапезных и участвуют в беседе со священнослужителем о святынях, достопримечательностях и истории монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха. Благодаря этому молодое поколение знакомится с историей монастыря, с традициями и уставом монастырской жизни.

С 26 июля 2012 г. и по сей день наместником Успенского мужского монастыря г. Красноярска является иеромонах (ныне — игумен) Иннокентий (Нилов).

Красноярский Успенский мужской монастырь

Свя́то-Успе́нский мужско́й монасты́рь — мужской монастырь, расположенный в посёлке Удачном города Красноярска на берегу реки Енисея.

Содержание

История

Создание

Предпосылками для создания монастыря было стремление укрепить позиции Церкви в противовес влиянию ссыльных раскольников и революционеров.

В декабре 1873 года епископ Антоний (Николаевский) обратился к городскому голове П. И. Кузнецову с предложением о покупке территории для устройства иноческой обители. После рассмотрения вопроса городской Думой Владыка получил постановление об отдаче земель под устройство монастыря.

С марта 1874 по ноябрь 1875 года специально созданный строительный комитет собрал 21320 рублей в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, построены главный деревянный дом с церковью, кельями и деревянный флигель.

15 мая 1879 года состоялось торжественное открытие монастыря.

В 1886 году монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 года в главном корпусе обители находилось иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни.

В 1888 году на Енисее произошло сильное наводнение и монастырь потерял деревянный флигель, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 году из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 рублей, а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была построена.

К 1890 году в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомолец-послушник.

С приходом большевиков начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 году Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. Хозяйство обители оказывается в ужасном состоянии. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при монастыре устраивается детский приют для детей отправившихся на войну солдат.

Читайте также:  Дмитрий Авдеев: биография православного психотерапевта, труды и книги

В 1919 году по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей.

Закрытие

В 1920 году с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому, на землях Успенского монастыря была образована школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 года монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены. Их дальнейшая судьба неизвестна.

С 1946 года в корпусах монастыря разместился дом отдыха «Енисей».

Восстановление

В 1992 году под руководством епископа Антония (Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению Церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с Атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к Главе администрации Красноярского края, по благословению Владыки Антония, «убедительно просят передать …разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в п. Удачный и принадлежащую ему землю площадью 12 га, с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это Комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 года рассматривает возможность передачи монастыря Епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и Крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 году при участии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который положительно ответил на предложение владыки Антония.

В апреле 2000 года был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %).

Современное состояние

При обители действует культурно-исторический центр “Успенский”.

Храмы

  • Храм Успения Божией Матери
  • Храм святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены
  • Храм святого праведного благоверного князя Олега Брянского
  • Храм в честь иконы Божией Матери “Всецарица”

Святыни

В главном храме Успения Божией Матери находятся иконы с частицами мощей святых, а также ковчег с мощами святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и ковчег с мощами святых сщмч. Гермогена, еп. Тобольского, свт. Иннокентия, еп. Иркутского, свт. Феодосия, еп. Черниговского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, прп. Лаврентия Черниговского, прав. Феодора Ушакова, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, которые выносятся на поклонение верующим за всенощным бдением.

В роще на территории монастыря находится поклонный крест, посвященный памяти братии монастыря, убитой в 1920-е годы. Здесь постоянно совершаются панихиды и проходят крестные ходы.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Красноярский край, г.Красноярск, п.Удачный, ул.Лесная, 54.

Проезд: Автобусом №12 от остановки “Предмостная площадь” до поселка “Удачный”

Паломнику

Где остановиться

Летом 2015 года в СМИ появилась информация, что при обители в сентябре 2015 года появится гостиница для паломников:

Открылась ли гостиница – на данный момент точно не известно. Вы можете уточнить информацию по телефону: 8(391)299-14-12

Расписание богослужений

Монастырь открыт ежедневно с 8:00 часов до 19:00 часов.

Богослужения совершаются ежедневно.

Божественная Литургия в 8:00 часов, в воскресные и праздничные дни в 9:00 часов.

Вечернее богослужение в 17:00 часов.

Исповедь в 8:00 часов, в воскресные и праздничные дни в 8:30 часов.

Каждую среду за вечерним богослужением в 17:00 часов, чтение акафиста перед иконой Божией Матери Неупиваемая Чаша.

Каждое воскресение до начала Великого поста за вечерним богослужением в 17:00 часов, чтение акафиста перед иконой Божией Матери Всецарица.

Видео




Успенский монастырь (Свято-Успенский монастырь), Красноярск

Для укрепления позиций церкви среди сибиряков, которых, как отмечали путешественники, отличали гордость, свободное и вольное обращение с властями, непокорность и несдержанность, в XIX в. и был заложен Успенский монастырь в Красноярске.

Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь, расположенный в 7 км от города Красноярска в поселке Удачном (ранее Плотбище ) на берегу реки Енисей. Учрежден в 1879 г. указом Святейшего синода по ходатайству преосвященного епископа Антония (Вениамина Ивановича Николаевского).

Предпосылками для ходатайств об открытии в Красноярске православного монастыря являлись два фактора. Во-первых, по мнению путешественников, бывавших на Красноярской земле, местных жителей отличали гордость, свободное, вольное обращение с властями, а также непокорность и несдержанность в гневе. По их словам, практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями, и даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой. Во-вторых, с середины XVII в. губерния становится местом ссылки раскольников-старообрядцев, а с 20-х гг. XIX в. — декабристов, поляков, высланных в Сибирь за участие в восстании 1863 г., революционеров организации «Земля и воля» — с 1879 по 1892 г.

Желая с помощью иночества укрепить позиции церкви, в декабре 1873 г. епископ Антоний, третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П. И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». После рассмотрения вопроса городской Думой в феврале 1874 г. владыка получил копию постановления об отдаче земель (в длину 2 версты и 80 погонных саженей, в ширину от 10 до 100 саженей) в районе Плотбища под устройство монастыря. 5 мая 1874 г. при Архиерейском доме был создан строительный комитет в составе четырех человек: кафедрального протоиерея В. Д. Касьянова, ключаря собора А. К. Угрюмова, эконома Архиерейского дома иеромонаха Зосимы (Александра Сидоровского) и почетного гражданина Н. П. Токарева. С марта 1874 по ноябрь 1875 г. комитету удалось собрать 21 320 руб. в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, устроены главный деревянный дом с церковью, летним помещением для архипастыря, братскими кельями, деревянный флигель. Проект всех зданий монастырского комплекса был составлен иеромонахом Зосимой. Он же руководил строительными работами. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 г. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения указа императора с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 г. была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

В архитектуре памятника заметны принципы построения, характерные для древнерусских монастырей. Прежде всего, это стремление к геометрической правильности очертаний, восходящее к традиционному уподоблению монастыря небесному граду праведных — Горнему Иерусалиму. Композиционная ось всего комплекса перпендикулярна природной оси — Енисею. Идейным и архитектурным акцентом ансамбля служила деревянная церковь, перенесенная сюда при основании монастыря из Езагашского селения (ныне село Езагаш Емельяновского района). К моменту переноса храму насчитывалось более 30 лет. Южную часть территории монастыря занимал братский корпус, северную — сад, разбитый на месте природной рощи. Святые ворота были ориентированы на восточный фасад храма. За монастырской оградой, с восточной стороны, параллельно всему комплексу тянулась полоса служебных зданий. Южную часть этой полосы занимал дом настоятеля, в верхнем этаже которого находилась домовая церковь Святого Великомученика Пантелеймона.

Кирпичный корпус Успенского монастыря напоминает учреждения для стационарного лечения больных, многочисленные примеры которых хорошо известны в архитектуре европейской части России, Украины и Белоруссии. Здания этих учреждений имели П-образную композиционную структуру с широким продольным коридором, по обе стороны которого располагались стандартные по величине палаты. В отличие от госпитальных корпусов, кельи в главном здании Успенского монастыря имели различные размеры в соответствии с должностной иерархией монашествующих. Протяженным южным фасадом здание выходило на Енисей, служа основной архитектурной доминантой речной панорамы монастыря. В целом наивное и жизнерадостное звучание декоративного убранства братского корпуса, не совсем соответствующее суровой природе места строительства и монастырской жизни, ассоциируется с проектами «русского стиля» 1870-х гг.

К настоящему времени от комплекса монастырских строений сохранились лишь настоятельский и братский корпуса, а также несколько строений хозяйственного назначения.

В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни.

В 1888 г. на Енисее произошло сильное наводнение, и монастырь потерял деревянный флигель, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление путей сообщения монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 рублей, а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была построена.

К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомолец-послушник.

В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. С этого же года по инициативе епископа Енисейского и Красноярского Никона (Николая Николаевича Бессонова) при обители открываются временные паломнические курсы приблизительно на 50—55 человек, для нищих и калек учрежден приют. В апреле 1915 г. наместник Успенского монастыря иеромонах Серапион заключает контракт на аренду рыболовного участка в низовьях Енисея протяженностью 300 саженей. На следующий год туда командируются монахи с рабочими во главе с иеромонахом Симеоном. В то же время часть помещений монастыря сдается в аренду свечному заводу за 900 рублей.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского правительства. Хозяйство обители приходит в упадок во многом по вине его наместников. Тем не менее в сентябре того же года при монастыре устраивается детский приют для детей отправившихся на войну солдат.

В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок № 2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещался сыпно-тифозный госпиталь, затем, предположительно, — госпиталь для выздоравливающих. Постановлением Президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов, монастыря и скита неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: в 1920—1946 гг. — известные уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. — дом отдыха учителей, который в 1992 г. упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

В 1992 г. под руководством епископа Антония (Ивана Ивановича Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к главе администрации Красноярского края по благословению владыки Антония убедительно просят «передать. разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в поселке Удачном, и принадлежащую ему землю площадью 12 га с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 г. рассматривает возможность передачи монастыря епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 г. при содействии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который в ответ на просьбу владыки Антония приказывает «решить этот вопрос положительно, без вариантов». В апреле 2000 г. был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %). 28 августа того же года в главном корпусе вновь устроенного храма отслужена праздничная литургия с пострижением первого инока (Евлогия).

На данный момент работы по благоустройству монастыря продолжаются.

Успенский мужской монастырь г. Красноярска Епархиальный мужской монастырь

История

Желая с помощью иночества укрепить позиции Церкви в Красноярской губернии, в декабре 1873 г. епископ Антоний (Николаевский), третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П.И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 гг. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников Преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения Указа Его Императорского Величества с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 года была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

Вплоть до 1881 года Владыка Антоний, считающийся первым настоятелем монастыря, продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском).

13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 — дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 тыс. руб., а монастырь — 1 тыс. бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну.

Читайте также:  Патриарший мост: где находится и как добраться, история и описание

Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок №2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли.

Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха. Благодаря этому молодое поколение знакомится с историей монастыря, с традициями и уставом монастырской жизни.

С 26 июля 2012 г. и по сей день наместником Успенского мужского монастыря г. Красноярска является игумен Иннокентий (Нилов), опытный духовный руководитель, положивший много сил для устроения духовной жизни обители и созидания благолепия внешнего облика монастыря, который кардинально изменился за последние годы.

Сегодня монастырь действительно пережил второе рождение – реконструкцию, до неузнаваемости преобразившую обитель. Это стало возможно благодаря огромным усилиям правящего Архиерея Красноярской епархии митрополита Пантелеимона, наместника игумена Иннокентия (Нилова) и неоценимой помощи государства в лице губернатора края В.А. Толоконского, председателя Законодательно собрания края А.В. Усса и многих других.

Монастырь ведет размеренную монашескую жизнь в соответствии с Уставом и традиционной практикой существования и функционирования мужских обителей. Сегодня монастырь действительно является духовным центром Красноярской земли, чем, вкупе со своим прекрасным расположением на берегу Енисея, и привлекает в свои стены многих и многих поломников-богомольцев, людей ищущих помощи и наставления на пути спасения и просто любопытствующих горожан, в сердце которых только начинает просыпаться интерес и тяга к вере Христовой. Так же на территории обители расположен культурно-исторический центр «Успенский» – совместный проект Красноярской епархии и министерства культуры края. Двери центра открыты для всех горожан, желающих познакомиться с историей края, приобщиться к культурной жизни Красноярья и, конечно же, получить знания о Православной вере.

Чернышёв Л.А. Проект храма Успенского монастыря в Красноярске

ЧЕРНЫШЁВ Л.А. ПРОЕКТ ХРАМА УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В КРАСНОЯРСКЕ

(ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ)

В современной отечественной градостроительной практике случаи возведения капитальных построек по проектам многолетней давности крайне редки. К их числу принадлежит строительство в Красноярске каменного храма по чертежам, возраст которых составляет более ста лет. Этот проект, созданный крупнейшим красноярским архитектором первой трети XX века – Леонидом Александровичем Чернышёвым для Успенской мужской обители, в силу известных исторических причин не нашел своего воплощения. Обстоятельства создания этого проекта в целом не свойственном Чернышёву Л.А. жанре церковного строительства пока не установлены. Наряду с графическими листами этого проекта, хранящимися ныне в фондах красноярского краеведческого музея, в государственном архиве Красноярского края сохранился ряд выполненных Л.А.Чернышёвым эскизных набросков ещё с двумя вариантами каменной церкви для Успенского монастыря. В совокупности, эти графические материалы позволяют составить достаточно полное представление о процессе работы Л.А.Чернышёва над архитектурным образом православного храма, его творческих методах и авторских художественно-стилевых предпочтениях.

В основу планировочной структуры храма, изображенного на самом раннем эскизе, Чернышёвым Л.А. была положена центрическая схема в виде равноконечного креста с прямоугольным выступом в восточной части алтаря и двумя пристроями (для сторожа и лестницы в звонницу) у западного фасада. В простоте и рациональности компактного плана, близкого традиционному крещатому храму, со всей очевидностью можно наблюдать приверженность архитектора к созидавшимся веками формам народного церковного зодчества.

Сознательное следование традиции нашло отражение и в обращении Чернышёва Л.А. к теме шатра, с древних времен глубоко укоренившейся в произведениях народной архитектуры. Закрепленная в середине Х1Х века академиком Тоном К.А. в своих многочисленных произведениях в качестве одного из фундаментальных признаков русского национального стиля, шатровая форма завершений непрерывно варьировалась отечественными архитекторами-храмоздателями вплоть до середины 1910-х годов, а с установлением в России новой власти продолжала использоваться в произведениях российских архитекторов-эмигрантов в различных местах Зарубежья. Типологически церковь, предложенная Л.А.Чернышёвым для строительства на территории Успенского монастыря, принадлежит к обширной группе пятиглавых храмов с центральной главой на шатре, начало которой было положено А.А.Парландом – создателем храма Спаса на Крови в Петербурге.

Наблюдаемый в эскизе прием устройства звонницы, встроенной в западный объем здания, вероятнее всего, мог быть, почерпнут Чернышёвым Л.А. со страниц имевших широкое обращение альбомов «образцовых проектов церковных строений». Вместе с тем, в отличие от образцов вход на лестницу, ведущую на ярус звона, архитектором был размещен не внутри церковной паперти, а устроен на западном фасаде здания в двухэтажном объеме с галереей. Такое решение могло быть продиктовано желанием придать зданию более живописную асимметричную объемную композицию, в духе произведений «неорусского стиля». В избранной Л.А.Чернышёвым форме крыш прочитываются восьмискатные покрытия древних новгородских храмов. А введенные в завершение западного и, вероятно, боковых фасадов храма треугольные щипцы, при очень высоком подъеме двускатных крыш, обусловленном особенностями местного климата, могут быть расценены как своего рода реплика красноярского собора Рождества Богородицы (1845-1861гг., арх. Тон А.К.), в свою очередь испытавшего влияние новгородской Софии. Привычную для творцов «неорусского стиля» несокрушимую тягу к «новгородско-псковскому» зодчеству XV-XVI веков демонстрируют и намеренно скупо убранные стены чернышёвской церкви. Лишь короткие витые колонки, врезанные в ребра храмового четверика, да декоративный пояс ширинок, имитирующий ленту керамических изразцов, слегка оживляя фасады, относят нас к богатейшему арсеналу декоративных форм русского узорочья XVII столетия.

Несмотря на явное присутствие в облике церкви черт «неорусского стиля» следует отметить, что первоначальный эскизный набросок храма еще отличался излишним схематизмом архитектурных форм и неопределенностью авторских художественно-стилевых предпочтений.

Значительный интерес представляет собой другой исполненный Чернышёвым Л.А. эскизный набросок, изображающий вид каменной церкви, которую по ряду признаков можно отнести к храму Успенского монастыря. В отличие от первоначального варианта, благодаря обостренно-эмоциональной трактовке композиции перед нами предстает романтизированный образ православной церкви, в гораздо большей степени вызывающий ассоциации с широким кругом овеянных русской стариной исторических прототипов.

Вследствие отказа от использования типа крещатого храма основной, компактный в плане объем здания получил подчеркнуто вертикальные пропорции. Несмотря на присутствие крытых на два ската крылец, объединенных арочными гульбищами с небольшой четырехстолпной крылечной сенью, примыкающей к юго-западному углу постройки, главная композиционная идея храма заключается в создании эффекта стремительно рвущейся в высоту архитектурной массы. Этой идее подчинены заостренные волнообразные формы высоких щипцовых завершений храмового четверика, динамично вздымающийся восьмигранный барабан центральной главы с двумя ярусами расположенных в «перебежку» граней с килевидными очертаниями верхов. Реализации этой композиционной идеи содействует и сдвижка к центру периферийных глав храма, поднятых на круглых шеях, в основании которых были введены килевидные кокошники. Примечательно, что Л.А.Чернышёву удается передать ощущение вертикальной динамики масс, несмотря на отказ от шатровой формы завершения, дающей проверенные временем возможности для увеличения высоты построек и усиления остроты их силуэта.

Представленный на эскизе образ храма вызывает отчетливо различимые ассоциации с лучшими произведениями в жанре церковного зодчества ведущих мастеров «национально-романтического» направления в художественной жизни России того времени. Так, пластичная форма барабана центральной главы храма обнаруживает сходство с основанием шатра в церкви Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (1906-1907), возведенной по проекту архитектора В.А.Покровского – одного из наиболее последовательных приверженцев национальности в архитектуре. Шлемовидное очертание центральной главы чернышёвского храма перекликается с завершением колокольни Покровской церкви (1903-1907гг.) в имении Голубевых в селе Пархомовка Сквирского уезда Киевской губернии – еще одного произведения В.А.Покровского. Сходство с этой постройкой усиливается и крылечной сенью, в формах которой угадываются черты придельного храма Св.Виктора пархомовской церкви. Как представляется, отдельные архитектурные мотивы могли быть заимствованы Чернышёвым Л.А. из публиковавшихся в российских периодических изданиях 1900-х годов проектов В.А.Покровского. Проекты церквей в Пархомовке и на Шлиссельбургских пороховых заводах были опубликованы в журнале «Зодчий» в 1903 году.

Родственна историческим прототипам и композиция из трех арочных оконных проемов с кувшинообразными полуколонками, помещенная на обширные плоскости фасадов чернышёвской церкви. Для большего облегчения стеновых поверхностей эти окна были фланкированы такими же по размеру нишами-киотами с иконописными изображениями. Особое внимание Л.А.Чернышёвым было уделено широко распространенному в творчестве мастеров «неорусского стиля» приему контрастного наложения цветовых пятен фресок на стеновые поверхности фасадов. Крупные живописные панно, помещенные на крыльцах и в верхней зоне щипцов, дополняются небольшими изображениями на шеях глав и гранях центрального барабана. Национально окрашенному декоративному убранству храма соответствуют кружевные подзоры свесов кровель, выполненные из металлической полосы с прорезным рисунком.

Явно выполненный под впечатлением от знакомства с церковными постройками «неорусского стиля» этот эскизный набросок храма выглядит скорее образцом архитектурной фантазии, идеи-образа, сознательно не претендующей на воплощение в конкретных материальных формах.

Окончательный вариант храма для Успенского монастыря, наглядно демонстрирующий неослабевающую верность Чернышёва Л.А. «национальному стилю», представлен на четырех иллюминированных акварелью графических листах. В основе композиции здания архитектор по-прежнему сохраняет тип крещатого пятиглавого храма с центральной главой, вознесенной на высокий восьмигранный шатер. Как и в первоначальном эскизе храма, обращение к шатровой форме завершения было очевидно обусловлено его глубоким интересом к идеалам северо-русской красоты, оказавшим в XVII столетии – в период интенсивного освоения громадных восточных пространств России, сильное воздействие на народное церковное зодчество русских сибиряков-енисейцев. Не последнюю роль в окончательном выборе образа шатрового храма могло сыграть и стремление Л.А.Чернышёва достичь впечатляющего художественного синтеза с природным окружением в условиях конкретного пейзажа Успенского монастыря, с его изумительным видом на комплекс с Енисея-реки.

Заметным отличием от предшествующих эскизных вариантов является использованный в композиции западного фасада храма принцип симметрии, основанный на давних представлениях о гармонии и эстетическом совершенстве. Вместе с тем, в стремлении к живописности и многоплановости архитектурного объема, обусловленной необходимостью его кругового обзора, симметрии западного фасада противопоставлена выраженная асимметрия боковых фасадов храма, широко вошедшая в архитектурную практику начала XX века. По силе экспрессии и живости объемных форм особо следует выделить западный фасад церкви с необычайно эффектным, балансирующим на грани гротеска решением звонницы. Ее громадный высоко взметнувшийся, словно язык пламени гигантской свечи, щипец, не только усиливает впечатление общей пирамидальности архитектурного объема церкви, но и удивительно ярко передает тему молитвенного устремления к небесам всякого входящего в Храм Божий. Невозможно избежать искушения высказать предположение, что своей формой звонница обязана пламенеющим очертаниям изящных завершений оконных наличников и обрамлению западного портала одного из шедевров сибирского каменного зодчества последней четверти 18 века – церкви Троицы в Енисейске. Вероятно, при работе над окончательным вариантом своего храма Чернышёв Л.А. вдохновлялся не только архитектурными образами европейской части России, но и, что особенно примечательно, старинными постройками народных зодчих своего родного края.

Усилению общей художественной выразительности архитектурного объема храма служат сильно вынесенные от плоскостей стен контрфорсы, установленные на боковых фасадах здания. По замыслу Л.А.Чернышёва им были приданы необычные криволинейные очертания, способствующие скорее впечатлению общего динамизма композиции постройки, нежели ощущению ее конструктивной надежности. Придерживаясь традиций «неорусского стиля» Л.А.Чернышёв украшает обширные поверхности белых гладких стен храма насыщенными цветом живописными панно, размещенными вокруг порталов северного и южного фасадов. Примечательной деталью внешнего архитектурного облика здания является, напоминающее о древнерусских прообразах крыльцо западного фасада, выполненное в виде килевидной арки, опирающейся на приземистые «пузатые» опоры. К древнерусским образцам восходит и трехлопастная форма щипцов на боковых фасадах здания.

Судя по разрезу, внутреннее пространство церкви предполагалось разделить на два яруса обширными П-образными в плане хорами – никогда ранее в таком виде не встречавшимися в храмовом зодчестве Центральной Сибири. Боковые крылья хоров, имевших значительную ширину, были протянуты до восточной стены храмового четверика, а их западная часть в виде балкона на фигурных кронштейнах выходила в подкупольное пространство храма. Вероятнее всего, вследствие такого композиционного решения хоров, наметившийся недостаток естественного освещения главного помещения церкви обусловил укрупнение размеров арочных оконных проемов восьмерика.

В целях снижения затрат на строительство и простоты возведения центрального объема здания, стены и свод храмового восьмерика, а также конструкции шатра предполагалось выполнить из дерева. Достигаемый при этом эффект значительного уменьшения веса элементов завершения обусловил возможность устройства оригинального конструктивного перехода от кирпичных стен четверика к восьмерику. Осевые грани восьмерика опирались на спаренные двутавровые металлические балки, проброшенные между стенами нижнего яруса храмового объема. Образуемый зазор между стенами восьмерика и четверика прикрывался бетонным поясом, профиль которого имел вид полусвода. Использование бетона также предполагалось и в перекрытиях звонницы и алтаря. Аналогичный прием сочетания различных строительных материалов известен по собственному дому Л.А.Чернышева, в котором стены верхнего этажа были выполнены из дерева, а стены нижележащих этажей были сложены из природного камня и частично из кирпича. Прием контрастного наложения цветовых пятен был использован и в интерьере чернышёвской церкви. Стеновые поверхности арочных проемов храмовой части и алтаря, парусов под диагональными гранями восьмерика предполагалось украсить орнаментальными росписями растительного характера. А над северной и южной арками поместить крупные изображения крылатых небесных существ – херувимов.

Читайте также:  Свято-Михайловский собор в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Рассмотренные нами эскизы и проектные чертежи православной церкви для Успенского монастыря в Красноярске наглядно иллюстрируют процесс эволюции эстетических взглядов Л.А.Чернышёва на культовое зодчество – одно из наиболее динамично развивавшихся в конце 19-начале 20 века направлений российского художественного творчества. Твердо придерживаясь тезиса о «свободе творчества в религиозной архитектуре», Л.А.Чернышёв за короткий отрезок времени в результате собственного переосмысления национальных архитектурных прототипов, преодолев неуверенность авторской манеры и влияния конкретных произведений лидеров неорусского стиля, создал самобытный образ храма, совершенно лишенный искусственной архаизации форм и привлекающий своей сказочной одухотворенностью и романтичным лиризмом. Наиболее наглядно это можно наблюдать при сравнении обладающего яркими новаторскими чертами чернышёвского храма не только с постройками Красноярска 1900-1910-х годов (Спасская железнодорожная церковь, 1902-1913гг., церковь Николая чудотворца в Николаевской слободе, 1911-1914 гг., военная церковь Александра Невского,1915-1916 гг.), в которых широкое использование получили «заученные» композиционные приемы и архитектурные формы, характерные для проектов образцовых церквей, но и с авторскими произведениями иных красноярских зодчих (церковь Николая Чудотворца при городской больнице, 1902г. арх.В.А.Соколовский). Являя собой, пожалуй, единственный в творческой практике Л.А.Чернышёва пример полноценной работы в жанре церковного искусства, проект храма для Успенского монастыря с уверенностью может быть назван уникальным для всего храмостроительства Енисейской губернии предреволюционного времени. А его автор поставлен в ряд наиболее значительных представителей «неорусского стиля» в сибирской архитектуре начала ХХ века.

Впервые интерес к выполненному А.Л.Чернышёвым проекту церкви для Успенского монастыря возник в 1995 году, когда на его основе архитекторами Блохиным А.Ф. , Шумовым К.Ю. и Медиевским В.В. были разработаны чертежи, позволяющие приступить к реальному строительству храма. По целому ряду причин намеченные планы не были осуществлены. В их числе следует назвать нерешенность вопроса о возвращении территории и зданий Успенского монастыря Русской Православной церкви и отсутствие необходимых денежных средств. Лишь в 2012 году с началом нового этапа возрождения этой православной обители, после творческих дискуссий и рассмотрения альтернативных проектных предложений, идея строительства храма по проекту Л.А.Чернышёва обрела реальную перспективу. Решительными сторонниками этой идеи выступили председатель Законодательного собрания края А.В.Усс и митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон – инициаторы полномасштабной реконструкции комплекса Успенского монастыря.

К началу 2013 года нами совместно с архитектором Е.О.Разваляевым на основе чертежей Л.А.Чернышёва был разработан новый эскизный проект храма. Рабочую документацию для его строительства выполнили сотрудники института «Сибиряк-проект» под руководством архитектора Курицына А.В. В проект храма были внесены изменения, связанные с устройством под зданием специального помещения – крипты. Закладка монастырской церкви, получившей название в честь иконы Божией Матери «Всецарица», состоялась первого июня 2013 года. Возведение здания осуществлялось строительной компанией «Сибиряк». Значительный объем работ был выполнен по украшению интерьера монастырской церкви. По проекту, разработанному архитекторами Савченко А.А. и Шумовым К.Ю., группой красноярских специалистов ООО СК «Георг» под руководством В.Я.Цургана и Д.Г.Сидоренко был сделан резной иконостас. В его нарядных формах с шатровыми навершиями нашли отражение мотивы «русского стиля» второй половины XIX века. Настенная живопись в интерьере храма выполнена артелью художников в составе: Лабутина Д.М., Гонцова А.В., Кольцова А.В., Хороброва И.П., Постниковой А.Н., Молчановой Д.А., Пилипович О.Г., Раемгуловой К.В., Морозовой Н.А.

(илл.13,14,15,16,17)

Список литературы

1. Бицадзе Н.В. Храмы неорусского стиля: Идеи. Проблемы. Заказчики. М., 2009.

2.Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.796, оп.1,д.4590,л.12

3.Кириков Б.М. Первые образцы «неорусского стиля» в Петербурге // Архитектура Петербурга конца XIX – начала ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., 2006. С. 309 – 316;

4.Кириченко Е.И. Поиски национального стиля в творчестве архитектора В.А. Покровского // Архитектурное наследство. Вып. 21. М., 1973. С. 69-82;

5.Кожевников С.В., Шумов К.Ю. Архитектор Л.А.Чернышёв (1875-1932гг.) Материалы к творческому портрету.// Вопросы социально-экономического развития и культуры Красноярского края в документах архивного фонда (к 175-летию образования Енисейской губернии). Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. Красноярск. 26 июня 1997г. С.86-87

6.Красноярский краевой краеведческий музей (ККМ), ОФ.8777-1;Г-910. ОФ.8777-2;Г880. ОФ.8777-3;Г911. ОФ.8777-4;Г879.

7.Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. – М.: Совпадение, 2000

8.Образцовые проекты церковных строений. Материалы альбомов XIX в. СПб.: Изд-во «LOGOS», 2003

9.Славина Т.А. Константин Тон.- Л.: Стройиздат, Ленингр.отд-ние, 1989.

10.Слезкин А.В. Церковь Покрова в пархомовке и ее влияние на храмостроение неорусского стиля // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2007. С. 274 – 290.

11.Слёзкин А.В. Произведения архитектора А.П.Аплаксина в контексте храмостроения неорусского стиля. // Архитектурное наследство. Вып. 50. М.: изд-во URSS, 2009. С. 362-379

12.Слёзкин А.В. Два ранних произведения В.А.Покровского (церковь на Шлиссельбургских пороховых заводах и проект церкви в Кашине) и их архитектурный контекст. // Архитектурное наследство. Вып. 55. М., 2011. С. 282-305

Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

Войти

592. Красноярский Свято-Успенский мужской монастырь

В один из недавних морозных дней мы съездили в Свято-Успенский мужской монастырь, который расположен в поселке Удачный. Это живописное место на левом берегу Енисея, напротив заповедника “Столбы”. В непосредственной близости располагается резиденция губернатора “Сосны” и одноименный коттеджный поселок.

В 1873 году в правление Енисейской епархией вступил третий по счету епископ, Преосвященнейший Антоний (в миру – Вениамин Иванович Николаевский). В декабре того же года он обращается к красноярскому городскому голове П. И. Кузнецову с предложением об уступке части городской территории для устройства «иноческой обители».

На фото главный корпус монастыря с северной стороны:

Монастырь на карте 1924 г. Обратите внимание на расположение дач близ монастыря и Гремячего лога – мы их еще увидим:

В 1874 г. земли были предоставлены, составлены чертежи, заложен каменный корпус. В 1875 г. к будущему монастырю была проложена дорога, «столь же полезная для устрояемого монастыря, сколь нужная и для самого города, жители которого, преимущественно же хлебопашцы, получили теперь полную возможность во всякое время года пользоваться удобством при доставке в город плодов от трудов своих». В 1877 году из деревни Езагаш Балахтинской волости была перевезена и вновь заложена в более просторном против прежнего виде Успенская церковь. В Езагаше церковь была построена в 1864 г. на средства владельца винокуренного завода И.Г. Щеголева (об этом см. книгу “Мое возлюбленное младое чудо”, с. 12. Основание: ГАКК, Ф. 600, оп. 1, д. 11, л. 4). В это время к строительству монастыря активно привлекаются средства известных в городе благотворителей: золотопромышленников Щеголевых, П. и А. Кузнецовых, А.И. Пискунова, А.К. Матонина и других.

Строительными работами руководил первый наместник монастыря иеромонах Зосима. В 1874-1882 годах были построены главное каменное здание со святыми воротами с восточной стороны и колокольней с западной, деревянные постройки: уже названная Успенская церковь, больничный двухэтажный корпус, флигель для богадельни, двухэтажная гостиница для богомольцев, хозяйственные постройки (амбары, погреба, каретник с сеновалами, сушильней, конюшнями и навес; помещение для хлебопеков, просфорника и рабочих, сарай для хранения извести).

Композиционное построение комплекса монастырских строений развивается по оси, перпендикулярной Енисею. Идейным и архитектурным центром служила деревянная Успенская церковь. В ориентации Святых ворот использован древнерусский прием, когда ворота были ориентированы на восточный фасад храма. За монастырской оградой, с восточной стороны, параллельно всему комплексу тянулась полоса служебных зданий. Южную часть этой полосы (ближе к Енисею) занимал дом настоятеля, в верхнем этаже которого находилась домовая церковь святого великомученика Пантелеимона. Смотрите все это на старой фотографии обители, переснятой мною (простите за качество) с фотографий, представленных в монастыре:

А это фото 2009 года. Каменный корпус и дом настоятеля сохранились. Цел также деревянный домишко, прилегающий к настоятельскому:

Деревянная Успенская церковь (вид с запада), справа – Святые ворота:

Торжественное открытие Красноярского Успенского общежительного мужского монастыря состоялось 15 мая 1879 года. Во всех церквах города Красноярска в этот день прошла раняя литургия, а затем совершен Крестный ход в монастырь. После духовного торжества все духовенство и высшее начальство пригласили в келии настоятеля “на чай и откушать хлеба-соли по христианскому обычаю. Посетителям и богомольцам вблизи монастырских зданий приготовлена от обители особая трапеза”. В 4 часа пополудни Крестный ход возвратился в город.
Замечу, что в это время каменный корпус еще не был достроен. Скорее всего он был полностью построен уже при епископе Исаакии, преемнике Антония, после 1881 года.

Нынешние монастырские ворота:

До ремонта в 1913 г., в центре главного корпуса размещалась братская трапезная. По главному фасаду с правой и левой стороны продольного коридора помещались братские келии, числом 17. В западном крыле размещалось также иконописное училище (просуществовало недолго, упразднено за неимением средств), швейная и сапожная мастеркие, просфоро – и хлебопекарни. При монастыре было большое хозяйство: более 20 коров, пашни, огороды, сенокосы.

По всему периметру фасады каменного корпуса сохраняют одинаковый рисунок. Окна лучковые с сандриками, завершенные декоративным замком в виде коронки:

Ряд окон разделен пилястрами с капителью из фигурных кирпичей. Пилястры тоже украшены двумя вытянутыми вертикальными эллипсами с острыми углами, которые находятся один в другом и выполнены из кирпича. Индивидуальность зданию придает окраска отдельных деталей:

В 1888 году монастырь сильно пострадал от наводнения: разрушен деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузница, а главное – дорога и мосты, обеспечивающие связь с городом. Было принято решение построить новую дорогу через лес, для решения этого вопроса организовалось общество из дачников, проживающих летом близ монастыря. Дорога вскоре была устроена, и в последующий год монастырь посетили около 4000 богомольцев из европейской и азиатской России. Паломники размещались в гостинице и странноприимном доме. Богадельня к тому времени была упразднена, но при монастыре была открыта двухклассная церковная школа для сирот. В 1890 г. в монастыре проживало 44 человека, из них 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, богомольцев-послушников – 31.

Для обеспечения монастыря и благотворительных при нем учреждений в 1888 году монастырю была отведена дача, в 4602 десятины и 2080 квадратных сажень по обе стороны Енисея. В том же году на правом берегу Енисея устроен Знаменский Скит-монастырь иконы Божией матери “Знамение” (Абалакской). История этой иконы весьма замечательна и заслуживает отдельного поста. А это церковь Знаменского скита:

В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. Храм св. вмч. и целителя Пантелеимона, который находился в архиерейских покоях “в старой деревянной гостинице, перенесен в братский каменный корпус, в бывшую братскую трапезную”. В каменный корпус переместились и архиерейские покои, устроена новая трапезная, установлены новые печи и т.д. Новая церковь взамен обветшавшей деревянной Успенской так и не была построена.

С 1913 г. при монастыре открыты временные паломнические курсы, приблизительно по 50-55 человек, которые продолжались не более 5 недель. “. Для нищих и калек учрежден приют”. В годы первой мировой войны в монастыре был открыт приют для бедных детей лиц, призванных в действующую армию. 39 детей жили и учились при монастыре в те годы.

У входа в главный корпус:

В монастыре мы побеседовали с отцом Саввой и получили его разрешение на фотографирование. Вход в монастырскую церковь, расположенную в центре каменного корпуса:

Мы познакомились в монастыре с послушником Владимиром, который много рассказал интересного из истории обители:

В смутное время гражданской войны монастырю жилось нелегко. Есть документы, говорящие о произволе и несостятельности наместников двух обителей. “. Те впечатления, какие мною были получены при посещении этих обителей, – пишет епископ Назарий, – приводят меня к заключению, что хозяйство ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. “

В 1920 году установившаяся в губернии советская власть объявляет о национализации церковного имущества. Этот процесс начинается с домовых и тюремных церквей, архиерейского дома. Процесс национализации сделал невозможным сохранение монастырского имущества.
На землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. В его зданиях также размещались сыпно-тифозный госпиталь, несколько позже – госпиталь для выздоравливающих. Артели из монахов и послушников Красноярских Успенского мужского монастыря и общежительного скита были ликвидированы решением 2-го съезда Советов губернии. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Судьба монахов и монастыря, к сожалению, для нас остается пока белым пятном.

Деревянный храм-часовня святых равноапостольных Константина и Елены (справа на фотографии) освящена в 2002 году, пожертвована Ю.В. Кузьминым и его супругой. Храм-часовня в честь благоверного князя Олега Брянского освящена 16 апреля 2007 года (построена по инициативе генерал-лейтенанта Шаешникова, начальника ГУИН Красноярского края в память о погибшем сыне Олеге):

Храм-часовня в честь благоверного князя Олега Брянского:

Со стороны леса:

В лесу – монастырское кладбище, центром которого является Поклонный крест на братской могиле монахов:

Итак, судьба около 200 монахов, которых выгнали из монастыря в 1920 году, неизвестна. Версия о том, что часть из них расстреляли, документально не подтверждена. Но братская могила существует, и на ней установлен крест с именами погибших монахов.

Рядом – две могилки младенцев:

Старая надгробная плита:

В 1924 году в помещениях Успенского монастыря разместили детский дом, который находился здесь до 1946 года. В этом году детей перевели в Канский детский дом, а в корпусах монастыря разместился дом отдыха “Енисей”. Здесь с 1962 по 1980 гг. работал врач, библиофил Иван Маркелович Кузнецов. Именно в эти годы была собрана значительная часть его библиотеки, ставшей в 1982 г. одной из лучших личных библиотек России, а в 1983 г. – народной библиотекой. К Кузнецову в дом отдыха приезжали известные писатели и книголюбы – К. Лисовский, И. Ерошин, Н. Устинович, В. Астафьев, В. Распутин, Р. Солнцев и др.

В 1992 г. на территории бывшего монастыря размещался пионерский лагерь “Красноярский”. В 2000 г. бывшие здания Успенского мужского монастыря были переданы Красноярской и Енисейской епархии РПЦ. Началось восстановление обители.
Нынешние хозяйственные постройки:

Дом настоятеля, он же архиерейский дом, сохранился до наших дней. Ныне он жилой, расположен за монастырской оградой:

Бывший архиерейский дом имеет три крыльца: на восток, юг и запад.

Этот деревянный домик сохранился с дореволюционных времен, когда-то принадлежал монастырю:

Несколько старых фотографий архиерейского дома и каменного корпуса:

Абалацкой церкви Красноярского Знаменского скита (еще раз прошу прощения за качество, в сети этих фотографий не нашла):

А вот и обещанные прежние дачи, (новые здешние дома не сфотографировала из-за страшного мороза, обездвижевшего пальцы) – дача Верещагина за Успенским монастырем:

Ссылка на основную публикацию