Успенский монастырь в Новомосковске: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Успенский монастырь в Новомосковске: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

г. Новомосковск,
Тульская область,
проезд Парковый, д. 6

В Воскресной школе при Свято-Успенском мужском монастыре города Новомосковска состоялось тематическое занятие, посвящённое дню памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В Неделю о мытаре и фарисее, собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской, игумен Агафангел (Болдин) совершил воскресные богослужения в сослужении братии Свято-Успенского мужского монастыря.

В Новомосковской Центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина по благословению игумена Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска игумена Агафангела (Болдина) и по инициативе Пушкинской программы обители прошел городской конкурс исполнителей (чтецов) духовных произведений «Немеркнущий свет».

От лица братии, сотрудников и прихожан Свято-Успенского мужского монастыря вседушевно и сыновне поздравляем всечестнаго отца нашего Игумена Агафангела с Днём Тезоименитства!

Благочинный монастырей Тульской Епархии, игумен Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска игумен Агафангел (Болдин) принял участие в работе ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники» по секции «Древние монашеские традиции в условиях современности».

Делегация Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска и члены правления РО МОО «Союз православных женщин» в Тульской области приняли участие в торжественном пленарном заседании, посвященном открытию XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в Государственном Кремлевском дворце в Москве.

В Воскресной школе при Свято-Успенском мужском монастыре по благословению игумена Агафангела (Болдина) прошли открытые уроки, посвященные празднику Богоявления Господня.

В Неделю 32-ую по Пятидесятнице, по Богоявлении, игумен Агафангел (Болдин) совершил воскресные богослужения в Свято-Успенском мужском монастыре города Новомосковска.

Свято-Успенский мужской монастырь на истоке Дона

Город Новомосковск – один из многих новых поселений, появившихся на карте страны в конце 20-х годов прошлого столетия. Его строители – люди, увлеченные идеей отсутствия Бога, уверовавшие в свое неверие. В 1990 году администрация города сдала в аренду здание бывшего когда-то кафе «Лада», где была создана православная община – молитвенный дом в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Указом Митрополита Тульского и Белевского Серапиона от 15 августа 1991 настоятелем молитвенного дома в Новомосковске, а вместе с этим и благочинным Новомосковского округа был назначен иеромонах Лавр (Тимохин).

После смерти архимандрита Лавра решением Священного Синода от 15 октября 2018 года (журнал №96) благочинный монастырей Тульской Епархии игумен Агафангел (Болдин) утверждён в должности игумена Свято-Успенского мужского монастыря.

Совсем недавно, по историческим меркам, возник на просторах необъятной России город Новомосковск. Но, тем не менее, несмотря на малый исторический возраст, этот город уже навечно запечатлел себя на страницах той Руси, которую называли святой.

Жителям города отрадно и то, что главный храм монастыря в Новомосковске посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы. Церковное предание — эта живая память Церкви — свидетельствует о том, что после погребения ученики Господни, апостолы, не смогли найти Пречистую Деву в том месте, которое стало Ее могилой. Она была взята в Небесные Обители вместе с телом. И разве не отрадно слышать об этом нам, ведь это свидетельство того, что смерть и зло больше не имеют над человеком своей неотвратимой силы и власти.
А еще день Успения Божией Матери – это тот день, после которого Пресвятая Дева дала обещание никогда не покидать нас, оставшихся на земле, и мы знаем, что Ее молитвенное предстательство будет наилучшим воспомоществованием для всех, надеющихся на спасение.

Богослужение совершается ежедневно:

  • 7:00 – Полунощница
  • 8:00 – Божественная Литургия
  • 17:00 – Вечернее богослужение

По воскресным и праздничным дням:

  • 6:00 – Ранняя Божественная Литургия
  • 8:00 – Поздняя Божественная Литургия

Свято-Успенский монастырь в Новомосковске

Фото и описание

Свято-Успенский мужской монастырь расположен в городе Новомосковск, на улице Пионерской. Он был основан в 1995 году. До этого православные жители города, в котором с момента его основания (1930 год) никогда не было храма, испытывали острую нужду в нем и вынуждены были отправляться в церкви, которые располагались в соседних городах: Венёве, Епифани и другие.

Ситуация немного изменилась в конце 1980-х годов. «Перестройка» открыла новые перспективы для Русской Православной Церкви. В начале 1990-х годов перемены дошли и до Новомосковска, в котором была зарегистрирована православная община. Городские власти предложили ей выкупить здание бывшего кафе в городском парке. Здесь и был создан первый православный храм в городе, который посвятили празднику Рождества Богородицы. Настоятелем храма назначили иерея Евгения Масягина

19 декабря 1992 года в храме отслужили первую Божественную Литургию. Через некоторое время настоятелем храма назначили иеромонаха Лавра (Тимохина). В 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на месте прихода основали Свято-Успенский мужской монастырь. Наместником монастыря стал архимандрит Лавр, который и сейчас несет свое послушание. Основные труды по созданию новой обители легли именно на него. Главная забота о. Лавра сегодня направлена на устроение правильной жизни иноков и укрепление духовной жизни обители.

Но вопросы, связанные с ремонтом и строительством храмов, прочих зданий монастыря, отнимают у о.Лавра очень много сил и времени. За сравнительно малый период времени на месте, где раньше располагалось одноэтажное маленькое кафе, появился Покровский храм с приделом во имя иконы «Взыскание погибших», рядом был построен Успенский собор, братский и наместнический корпуса, воскресная школа, ведутся работы по возведению монастырской стены. Сейчас монастырь выглядит как стройный архитектурный ансамбль, преображающий в лучшую сторону городской пейзаж.

В середине 1990-х годов городскими властями монастырю были также переданы помещения в поселке Клин, где ранее находилось городское училище. Сегодня здесь – монастырское подворье с церковью Иверской иконы Божией Матери.

Братия обители насчитывает порядка двадцати человек, тринадцать из них имеют священный сан. Кроме богослужений в храмах монастыря братия обители совершает богослужения на своих подворьях: в селе Ченцово Заокского района в храме святого мученика Александра Римского, в селе Осаново в Свято-Казанском храме, в селе Монастырщина в Богородицерождественском храме и других.

При монастыре функционирует воскресная школа, где взрослые и дети осваивают основы православия. При воскресной школе работает Православная школа искусств, в которой можно познакомиться с основами церковного творчества.

Успенский монастырь заботится о духовном окормлении учеников городского интерната №2. Силами братии обители регулярно проводятся богослужения в детской больнице города. Больничный храм освятили в 2006 году.

Главная святыня Успенского монастыря – чудотворная икона «Взыскание погибших», которая была написана по благословению блаженной Матроны Московской для Успенского храма села Себино, где она и родилась. До 1993 года икона пребывала в вышеназванном храме. Оттуда она была перенесена в храм Рождества Богородицы в Новомосковске (сегодня Свято-Успенский мужской монастырь). Сейчас эта святыня привлекает в монастырь верующих со всех концов Тульской области, но и из других регионов России.

В год празднования 200-летнего юбилея Тульской епархии, в 1999 году, Святейший Патриарх Московский Алексий II передал в дар монастырю ковчежец с частицами мощей Матроны Московской. В монастыре также хранятся частицы мощей разных святых, в том числе, святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца, благоверного князя Александра Невского, мучениц Татианы и Марины, святых Владимирской земли, преподобных отцов Киево-Печерских.

Успенский Новомосковский мужской монастырь

Свято-Успенский мужской монастырь — православный монастырь в городе Новомосковск Тульской области. Основан в 1995 году указом Синода Русской Православной Церкви. Главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по просьбе Матроны Московской.

Содержание

История

Вопрос об открытии в городе православного прихода жителей Новомосковска волновал давно, потому что верующие из этого города вынуждены были ездить в храмы, находящиеся в других городах и населенных пунктах. Многие из прихожан Свято-Успенского монастыря помнят, как еще недавно на церковные праздники им приходилось ездить в Венёв, Оболенку или Епифань.

В 90-е перестройка и перемены коснулись и Новомосковска. Здесь была зарегистрирована первая православная община. Арендуемое помещение бывшего кафе на окраине городского парка стало первым православным храмом в городе, который был посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицы, а его настоятелем был назначен священник Евгений Масягин. 19 декабря 1992 года в храме Новомосковска была отслужена первая Божественная Литургия. Вскоре настоятелем храма был назначен иеромонах Лавр (Тимохин). Администрация города предоставила возможность выкупить помещение бывшего кафе, а 1994 году администрация города передала верующим здание бывшего кинотеатра «Встречный». Так в городе появился еще один православный храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Его настоятелем и первым устроителем стал также отец Лавр.

Читайте также:  Свято-Михайловский собор в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

16 июля 1995 года в Москве состоялся Священный Синод Русской Православной Церкви, который постановил открыть в Новомосковске Свято-Успенский мужской монастырь. Священноархимандритом обители стал Управляющий епархией ныне покойный митрополит Тульский и Белевский Серапион, а его наместником определено быть архимандриту Лавру, который и в настоящее время несет свое ответственное послушание, собирая и духовно окормляя братию молодого монастыря. Именно на него легли основные труды по созиданию новой обители. Особая забота отца Лавра направлена на укрепление духовной жизни иноков и монахов.

Помимо Богослужений, занимают и хозяйственные вопросы, связанные со строительством и ремонтом храмов, зданий и коммуникаций монастыря. За довольно короткое время появился храм Покрова Божией Матери с приделом в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Был заново выстроен Успенский собор, здание Воскресной школы, архиерейский и братские корпуса. В настоящее время все это представляет собой стройный архитектурный ансамбль, который в лучшую сторону преображает пейзаж самого города.

Современное состояние

На территории построены 2 храма — храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Успения Пресвятой Богородицы, летний храм в честь Свв. Жен Мироносиц а также братские корпуса. Главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по просьбе Матроны Московской и ковчег с частицей ее мощей преданный Святейшем Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Братия монастыря насчитывает около двадцати человек.

Помимо богослужений на территории монастыря силами братии обители совершаются богослужения в старинных храмах, таких как: храм св. мч. Александра Римского в селе Ченцово Заокского района, Свято-Казанский храм в селе Осаново, Богородицерождественский храм в селе Монастырщина и другие.

Не малое внимание в монастыре уделяется просветительской деятельности. При монастыре действует Воскресная школа, где взрослым и детям предлагается освоение основ православного мировоззрения. При Воскресной школе действует Православная школа искусств, где взрослым и детям предлагают познакомиться с теоретическими и практическими основами церковного творчества.

Mонастырь, ставший крупным окружным центром Новомосковского благочиния? несет заботу о духовном окормлении воспитанников городского дома-интерната №2 и проявляет попечение обо всех, кто ждет Слова Божия.

Силами братии обители регулярно совершаются богослужения в больничном храме в честь иконы Божией Матери Феодоровской, что при детской городской больнице №1. Храм был создан по инициативе коллектива больницы в лице главного врача А. И. Раевой при поддержке Архимандрита Лавра и был освящен по благословению Высокопреосвященного Митрополита Тульского и Белевского Алексия в 2006 году. Открыты часовни Святых Новомучеников и Исповедников Российских в здании автовокзала, Преподобного. Сергия Радонежского в коррекционной школе – интернат №2 и в Новомосковской городской клинической больнице, при которой несут свое служение сестры милосердия, присоединиться к числу которых можно и сейчас.

Святыни

  • чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», написанная по благословению блаженной старицы Матроны Московской для Свято-Успенского храма села Себино, уроженкой которого она являлась.
  • ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской, преданный Святейшем Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
  • многочисленные частицы мощей святых угодников Божиих, в том числе святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, мучениц Татианы и Марины, благоверного князя Александра Невского,св. Петра и Февронии Муромских, преподобных отцов Киево-печерских, святых Владимирской земли.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 301650, Тульская область, Новомосковск, проезд Парковый д.6

Телефон: +7 (48762) 5-42-32, 5-11-87

Паломнику

8-00 – Божественная Литургия

17-00 – Вечернее богослужение

По выходным и праздничным дням:

17-00 – Всенощное бдение

6-00 – Ранняя Божественная Литургия

8-00 – Поздняя Божественная Литургия

Начало исповеди 8-00 ( по выходным и праздничным дням – 6-00 и 8-00 )

Лития по усопшим (панихида) и Молебен (с водосвятием) совершаются ежедневно по окончании Литургии

Видео



Свято-Успенский мужской монастырь города Новомосковска

Наместник — Игумен Агафангел (Болдин)

История монастыря

Город Новомосковск – один из многих новых поселений, появившихся на карте страны в конце 20-х годов прошлого столетия. Его строители — люди, увлеченные идеей отсутствия Бога, уверовавшие в свое неверие. В таких городах не строились храмы, а жители зачастую никогда не слышали колокольного звона и не видели священника в облачении.

Таким же стал и Новомосковск. Поселение возникло рядом с огромной комсомольской стройкой, результатом которой стал новый современный химический комбинат. Удивительно, но вокруг него более, чем на 20 километров, не было ни одного храма!

Но время расставляет все на свои места. Спустя чуть более полувека в Новомосковске стали открываться православные храмы, стала зарождаться церковная жизнь, поплыл над городом колокольный звон.

В самом Новомосковске, несмотря ни на что, были верующие люди. Они, превозмогая различные трудности, все-таки посещали храмы в Епифани, Веневе, Оболенке. Многие даже хотели уезжать отсюда, сетуя на отсутствие церковной жизни. Однако старцы и старицы не разрешали своим духовным чадам покидать Новомосковск, предрекая городу будущую духовную жизнь.

Так и произошло.

В 1990 году администрация города сдала в аренду здание бывшего когда-то кафе «Лада», где была создана православная община – молитвенный дом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Настоятелем его стал иерей Евгений Мосягин. 19 декабря 1990 года, в день празднования памяти Святителя Николая Чудотворца, была отслужена первая Божественная Литургия. Через некоторое время указом Митрополита Тульского и Белевского Серапиона от 15 августа 1991 настоятелем молитвенного дома в Новомосковске, а вместе с этим и благочинным Новомосковского округа был назначен иеромонах Лавр (Тимохин). И с 28 августа начались регулярные богослужения.

Здание, в котором находился храм, было в крайне плохом состоянии. Но только после его выкупа стало возможным провести хоть какой-то ремонт. Вместе с этим в храме был освящен придел в честь Преподобного Сергия Радонежского.

Прихожан становилось все больше. Храм уже не мог всех вместить. Поэтому принимается решение о строительстве новой большой церкви. В 1993 году архимандрит Кирилл (Наконечный), нынешний митрополит Екатеринбургский и Верхотурский в праздник Рождества Пресвятой Богородицы освятил Успенский храм. В нем тут же начались богослужения. После освящения храм несколько раз перестраивали, чтобы сделать его более вместительным. Свой теперешний вид он обрел в 2014 году.

В Успенском соборе обители хранится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание Погибших», написанная по преданию по благословению святой блаженной Матроны Московской, а также часть мощей святой. Кроме этих святынь в храме находятся: иконы с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», ковчеги с частицами мощей угодников Божиих.

А здание, в котором находилась церковь Рождества Богородицы, стало ремонтироваться и реконструироваться. За лето над храмом воздвигли купол, сделали новые двери, квадратные окна заменили полукруглыми, началось строительство колокольни. Новый храм был освящен зимой 1994 в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших».

В Покровском храме находятся: ковчег с частицами мощей Преподобных отцов Киево-Печерских, ковчег с венцами, в которые помещены части мощей блгв. князей Петра и Февронии Муромских, иконы с частицами мощей вмч. Георгия Победоносца, блж. Матроны Московской и блгв. княгини Анны Кашинской.

Так случилось, что в Новомосковске почти все священнослужители в начале-середине 90-х годов были монахами. 16-18 июля 1995 года проходил Священный Синод Русской Православной Церкви, на котором по прошению митрополита Тульского и Белевского Серапиона Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был подписан указ об основании в г. Новомосковске общежительного Свято-Успенского мужского монастыря. Архимандрит Лавр стал его игуменом.

Читайте также:  Никольский храм в Пушкино: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться

Год от года монастырь приобретал свой неповторимый облик. Храмы увенчивались куполами, менялось внутреннее убранство и наполнение, благоустраивалась территория.

В 2013 году архимандрит Лавр принимает решение построить летний храм, чтобы богослужения в теплое время года проходили на свежем воздухе. Буквально за несколько недель храм был выстроен и освящен в честь Святых Жен-Мироносиц. Первое богослужение в нем прошло на Пасху 5 мая.

После смерти первостроителя и благоукрасителя Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Лавра митрополит Тульский и Ефремовский Алексий благословил создание здесь дома-музея (мемориальной комнаты). А в день памяти святых мучеников Иллирийских Флора и Лавра в 2018 году освящен храм и их честь над северо-западными вратами в обитель.

Вокруг монастыря устроена стена с 5 башнями, которые имеют свои наименования, и 3 вратами.

В монастыре действует Воскресная школа, обучение в которой проходит около 150 воспитанников, а также действует Воскресная школа для взрослых и Родительский клуб.

Ежегодно на территории монастыря проходит множество мероприятий: массовые гуляния на Масленницу, Троицу, престольные праздники, а также в июле совершается массовое крещение.

Решением Священного Синода от 15 октября 2018 года игуменом монастыря назначен игумен Агафангел (Болдин).

«Созижду Церковь Мою, — говорит Господь, — и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). Эти слова говорят нам и о том, почему христианство, переживая порой страшные богоборческие периоды, способно возрождаться. И почему в городе химиков, энергетиков и шахтеров, как называют Новомосковск, вопреки изначальному замыслу сегодня блестят кресты и купола православных храмов. Они являются не просто эстетическим дополнением к общему пейзажу города, они построены по велению сердец тех, кто живет на этой земле.

Совсем недавно, по историческим меркам, возник на просторах необъятной России город Новомосковск. Но, тем не менее, несмотря на малый исторический возраст, этот город уже навечно запечатлел себя на страницах той Руси, которую называли святой.

Жителям города отрадно и то, что главный храм монастыря в Новомосковске посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы. Церковное предание — эта живая память Церкви — свидетельствует о том, что после погребения ученики Господни, апостолы, не смогли найти Пречистую Деву в том месте, которое стало Ее могилой. Она была взята в Небесные Обители вместе с телом. И разве не отрадно слышать об этом нам, ведь это свидетельство того, что смерть и зло больше не имеют над человеком своей неотвратимой силы и власти.

А еще день Успения Божией Матери — это тот день, после которого Пресвятая Дева дала обещание никогда не покидать нас, оставшихся на земле, и мы знаем, что Ее молитвенное предстательство будет наилучшим воспомоществованием для всех, надеющихся на спасение.

Адрес: г. Новомосковск, проезд Парковый, д. 6

Телефон: +7 (48762) 5-42-32

Электронная почта: monastyr.uspensky@yandex.ru

Богослужение совершается ежедневно.

В будние дни:

Божественная литургия — 8:00

Вечернее богослужение – 17:00

В воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия — 6:00 и 8:00

Вечернее богослужение — 17:00

Доступная среда для маломобильных групп населения:

Успенский собор монастыря имеет лестницу наружного входа со ступенями, оборудованную пандусом наружного входа. Дверь открывается в сторону, противоположную выезду на пандус.

Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку дежурному сотруднику по телефонам:8(48762)5-42-32, 8(48762)5-11-87.

Или сотрудникам храма: Соболевой Валентине Константиновне по телефону: 8-905-116-60-38; Шулепиной Валентине Владимировне по телефону: 8-960-605-70-31.

Или по электронной почте: monastyr.uspensky@yandex.ru

Время для звонка: Пн.-Вс. с 7.00 до 19.00.

Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования

«В жертву Богу приносится лучшее…»

В воскресной школе при Свято-Успенском мужском монастыре города Новомосковска состоялось тематическое занятие, посвящённое дню памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

История постройки Успенского собора Лавры

Самый большой на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры храм — Успенский собор — был построен в XVI в. по приказу царя Иоанна Грозного при митрополите Макарии. В «Кратком летописце Свято-Троицкия Сергиевы лавры» сохранилась запись о закладке храма в 1559 году, где есть указание, что царь хотел посвятить собор Святой Троице: «Того ж лета, месяца маия в 19 день, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии был у Живоначалныя Троицы в Сергиеве монастыре на празник в неделю пятдесятную, и велел основати церковь во имя Живоначалныя Троицы; а на основание был сам царь государь и великий князь, и з своею царицею великою княгинею Анастасьею и з своими детми: с царевичем со князем Иваном и с царевичем со князем Феодором, и з своим братом с князем Георгием Васильевичем, и с царем Александром Казанским. Да на основание же был владыка Резанской Гурей, преж был игумен у Живоначалныя Троицы; а “заложена церковь” при Троицком Сергиева монастыря игумене Иоасафе и при келаре старце Андреяне Ангелове»[1].

Подробная история постройки собора неизвестна. Постройка собора «стала возможной лишь после того, как восточная линия келий была отодвинута дальше к востоку, то есть к стенам монастыря»[2]. Объяснить связь образования в монастыре большой площади с построением Успенского собора можно двояким образом: территорию очистили специально для постройки нового собора или появившееся пространство, являвшееся пустырем, инициировало постройку собора[3].

Возведение собора длилось 26 лет. Причиной столь длительного строительства является пожар в обители, разоривший монастырь, который случился в 1564 году.

Некоторые исследователи называют еще одну причину — царь Иоанн IV перестал оказывать денежную поддержку монастырю, так как монахи обители осуждали его политику, а именно: введение опричнины. О.С. Ермакова приводит слова царя, в которых выразилось его отношение к монастырю: «У Троицы в Сергиеве благочестие изсякло, ино и монастырь оскудел и не пострижется никто и не даст никто ничего»[4]. Н.Д. Виноградов также считает, что строительство собора приостановилось из-за гнева царя. Его мнение приводит Георгий Александров в своей статье и тут же его опровергает. По словам Александрова, так как опричнина развернула свою активную деятельность только с 1565 года, то к этому времени строительство собора должно было закончиться (Московский Успенский собор строили 4 года). Кроме того, Александров ссылается на многочисленные факты, подтверждающие благоволение царя Иоанна Грозного к Троице-Сергиевому монастырю[5].

Освящен собор был уже при царе Феодоре Иоанновиче 15 августа 1585 года. Освятил собор митрополит Дионисий. Царь и царица присутствовали при освящении собора.

Монастырский Успенский собор был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля, возведенного столетием раньше выдающимся итальянским архитектором ХV в. Аристотелем Фиораванти, но в б о льших пропорциях. Как замечает А.Г. Мельник[6], для XVI в. это был единичный случай, чтобы строился храм в б о льших размерах, чем главный собор страны. Связывает исследователь такое допущение с тем, что царь Иоанн IV придавал высокое значение строительству монастырского собора. В.В. Кавельмахер также называет беспрецедентным «столь педантичное копирование одного здания при сооружении другого»[7]. И как предполагает исследователь, ориентируясь на архитектурные элементы Успенского собора лавры и проведя параллельное исследование лаврского и кремлевского соборов, можно реконструировать первоначальный вид архитектуры, принадлежащей Фиораванти, так как за свою историю кремлевский кафедральный собор лишился многих значительных элементов своей архитектуры[8]. И А.Г. Мельник, и В.В. Кавельмахер приводят в своих работах наиболее заметные отличия двух соборов: утраченная западная паперть, боковые порталы и расширенные главные нефы[9], в интерьере: круглые столпы московского собора заменены в монастырском массивными крестчатыми столпами.

После детального анализа архитектуры Успенского храма А.Г. Мельник приходит к выводу, что собор был построен практически полностью «по одному замыслу, под руководством одного архитектора», который сформировался «в традиции раннего итальянского барокко» и являлся представителем «новой волны европейских мастеров, которые появились в России с середины XVI в. по приглашению царя Ивана IV»[10]. Итальянский мастер внес в архитектуру собора элементы, характерные как для древнерусского искусства, так и для раннего барокко.

Читайте также:  Свято-Димитриевское училище сестер милосердия: условия и адрес

Другой исследователь архитектуры Успенского собора иеродиакон Иов (Тывонюк) придерживается мнения, что собор был построен русскими мастерами-зодчими[11]. Доказательств, подкрепляющих данное утверждение, иеродиакон Иов не приводит, но ссылается на слова профессора протоиерея Алексия Остапова, называющего мастеров «безымянными».

Руководил строительством Успенского собора Троицкого монастыря иконописец монах Евстафий (Головкин), обладавший незаурядными организаторскими способностями[12].

Сложен собор полностью из кирпича с небольшим добавлением элементов из белого камня[13]. Успенский собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, и четыре – в основном пространстве храма.

Первоначально собор имел позакомарное покрытие. На иконе XVII в. собор также показан с позакомарной кровлей. На гравюрах И. Зубова показаны наиболее ранние изображения четырехскатной, еще тесовой, кровли Успенского собора[14]. Кровлю с тесовой на железную заменили в 1751-1752 годах[15]. В 1751-1752 годах полусферические главы были заменены луковичными.

В соборе находятся четыре престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы и три боковых – в честь великомученика Феодора Стратилата (святой покровитель царя Феодора Иоанновича), мученицы Ирины (святая покровительница супруги царя) и святителя Николая Чудотворца.

Приделы в честь великомученика Феодора и мученицы Ирины, находящиеся в южной части алтаря, были устроены еще при строительстве собора. А придел, посвященный свт. Николаю, который находится в крайнем северном приделе, «устроен во время осады Лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года»[16].

В Успенском соборе за историю его существования было два иконостаса. Первый из них был тябловый и просуществовал, по разным данным, до конца XVII – начала XVIII веков[17]. Второй иконостас относится к типу рамных и находится в соборе до наших дней.

Достаточно долгое время Успенский собор оставался не расписанным, и единственным значительным его украшением был иконостас. В 1684 году собор был расписан на деньги, выделенные архиепископом Рязанским Моисеем, который после кончины был в нем погребен[18]. Роспись была выполнена спешно – за 100 дней (за одно лето) 35 домовых мастеров расписали собор полностью. С чем связана такая спешка ― неизвестно. Живопись выполнили монастырские (троицкие) иконописцы и приглашенные ярославские[19] под руководством ярославского иконописца Дмитрия Григорьева. Летопись, находящаяся в западной части собора, зафиксировала имена художников, выполнявших роспись, и дату ее создания. В дальнейшем эта живопись неоднократно поновлялась.

[2] Зубов В . Успенский собор // Материалы по Троице-Сергиевой лавре [машинопись]. 1908. С. 1.

[3] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия; Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012. С. 179-180.

[4] Ермакова С.О. Троице-Сергиева лавра. М.: Вече, 2004. (Далее Ермакова С.О. 2004). С. 42.

[5] Александров Г. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. // Журнал Московской Патриархии. М., 1947, № 2. (Далее Г.А. 1947). С. 31.

[6] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[7] Кавельмахер В.В. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры как аналог московского Успенского собора (к постановке проблемы) // Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1974. (Далее Кавельмахер В.В. 1974). С. 53.

[9] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[10] Там же. С. 107.

[11] Иов (Тывонюк), иерод. Успенский собор. Троице-Сергиевой лавры: (История, описание и последняя реставрация) [кандидатское сочинение] – Загорск : [б. и.], 1969. С. 90.

[12] Нечаева Т.Н. Евстафий (Головкин Евфимий Дмитриевич) // Православная энциклопедия. Т. XVII. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. С. 307.

[13] Кавельмахер В.В. 1974. С. 54.

[15] Иов (Тывонюк), иерод. 1969. С. 103.

[16] Голубинский Е.Е . 2012. С. 178.

[17] Об атрибуции иконостасов будет написано далее.

[18] Голубинский Е.Е . 2012. С. 182.

[19] Белоброва О.А. К истории стенной живописи Успенского собора Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. (Далее Белоброва О.А.1960). С. 68-69.

Успенский монастырь в Новомосковске: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Войти

Успенский пещерный монастырь

Успенский пещерный монастырь вырублен в скале в нескольких километрах от Бахчисарая и располагается по адресу: г. Бахчисарай, ул. Басенко.

Точно определить время основания сегодня не берется никто.

В ученом мире существуют две версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX веках бежавшие из Византии. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи – свои новые жилища, к тому же здесь находился источник пресной воды.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Чу-фут-Кале. Но после захвата крепости турками в 1475 году он был перенесен на новое место.

Кельи располагались и под скальными навесами на верхней террасе, откуда вырубленная в скале лестница ведет на плато.

На дне ущелья находятся двухэтажное здание бывшей гостиницы и перестроенная церковь второй половины XIX в.

Успенская церковь, VIII в. вырублена в скале на краю отвесного обрыва. В плане неправильный прямоугольник. Внешняя стена над обрывом сложена из камня с оконными проемами. Потолок плоский.

Внутренняя продольная стена Успенского пещерного монастыря разделена четырьмя грубо вытесанными колоннами.

Масляной живописью XIX в. покрыты скала над наружной стеной и стена между двумя колоннами в интерьере.

К памятнику ведет широкая каменная лестница. В 1965-1966 гг. по памятнику произведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлены внешняя стена и утраченные части лестницы, отреставрирована живопись.

Колокольня середины XIX в. сложена из известняка, одноярусная, квадратная в плане, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе.

Покрыта четырехскатной крышей в виде шатра. Дом настоятеля, середина XIX в.

Одноэтажный, прямоугольный в плане, на высоком цоколе, сложен из тесаного камня-известняка, кладка порядовая, оштукатурен.

Восточный фасад с ризалитом, завершенным фигурным фронтоном. Окна обрамлены профилированными наличниками.

Вход подчеркнут фронтоном и крыльцом в виде четырех каменных столбов, перекрытых полуциркульным сводом. К нему ведет каменная лестница.

С 1781 монастырь действует как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм св. евангелиста Марка, храм св. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского.

Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников.

Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.

После переселения из Крыма в другие регионы СССР в 1941 году немцев, армян, болгар, греков, а в 1944 году — крымских татар, на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер.

В 1993 году возвращён Украинской православной церкви. Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница.

В настоящее время на территории монастыря ведутся масштабные реконструкционные работы.

Место действительно очень интересное, но ожидал я большего, думал можно побродить по пещерам, как например в Дивногорье, объектов для осмотра мало и нельзя фотографировать. Хотя за этим не следят. Несмотря на летний сезон, народу было много, но сильного столпотворения не наблюдалось.

Ссылка на основную публикацию