Успенский мужской монастырь в Бахчисарае: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

БАХЧИСАРАЙСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Бахчисарайский Успенский монастырь

Бахчисарайский Успенский мужской монастырь

  • Адрес: Россия, 298405, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1
  • Телефон: +7 (365-54) 4-74-74
  • Официальный сайт: http://lavra-crimea.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Пещерный монастырь находится в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре (ущелье Святой Марии). На его дне расположены остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки XVI века: мавзолей Хаджи-Гирея и здание медресе.

    Точных данных о времени его возникновения, однако, нет. Большинство учёных считают, что он был основан предположительно в конце VIII – начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели – монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г. Тут они селились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Свято-Успенский. После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с конца XV века становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней и глубоко почиталась не только христианами, но и мусульманами.

    Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

    Отсюда в 1778 году по призыву митрополита Готфейского Игнатия (Гозадини) совершился выход крымских христиан в Приазовье. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем.

    В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).

    В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита. Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью. С этого момента начинается обновление скита. Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон.

    В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя святителя Николая Чудотворца, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписанный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет. Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью. По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем. Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I Павлович, Николай I Павлович с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

    Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери. Монахи в первое время испытывали здесь и голод и холод. Не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появились скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор. К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

    Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. На верх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.

    Во время Крымской войны 1853-1856 гг. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, в котором работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них – генерал-адъютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Вейман, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.

    В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были проданы и разобраны на стройматериалы.

    В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.

    Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 году часть монастырских строений, которая не нужна была ни властям, ни предприимчивым лицам, была передана братии во главе с игуменом Силуаном. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Дело восстановления монастыря шло с большим трудом, и отец Силуан решился на невозможное. Он дал обет не брать ни одного карбованца за службы, которые будут отправляться для прихожан. С того дня здесь нет никаких расценок ни за крещение, ни за отпевание, ни за совершение молебнов, сорокоустов, освящение домов и начинаемых дел.

    В 1992 г. под каменными сводами пещерного храма владыка Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. В монастырь вновь вернулась жизнь, он неузнаваемо изменился. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое. Появились и паломники, и благодетели.

    В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:

    1. Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
    2. Копия с чудотворной иконы Божией Матери “Панагии”, явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
    3. Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
    4. Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
    5. Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне “Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года”.
    6. Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери “Панагии”, пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.

    Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

    Среди суровых, выцветших и иссушенных жарким солнцем Крыма скал, покрытых густой зеленой растительностью, можно увидеть золотистые блики и отсвет. Если присмотреться получше, то можно разглядеть, что в ущелье, прямо в отвесной стене, расположились белые постройки и проложены каменные тропинки и лестницы. Совсем зоркий человек увидит и купола, покрытые золотом. Это видна древняя обитель — Свято-Успенский монастырь, основанный здесь византийским монахами более тысячи лет назад. Обитель, приютившаяся в диком ущелье, напоминает горные монастыри балканского полуострова, что, впрочем неудивительно, ведь по одной из версий основали его монахи, покинувшие родные земли после турецкого нашествия. Встретившийся им здесь пейзаж, сильно напоминал родные края.

    Есть и другие предания, связанные со Свято-Успенским монастырем. Так, согласно одному из них, некий местный пастух во время своей работы увидел икону Пресвятой Богородицы прямо на месте будущего монастыря. Пастух, естественно, решил, что святой образ лучше забрать с собой, но всякий раз икона оказывалась на все тех же скалах. Наконец, жители догадались, что на том месте, где был обретен образ, надлежит возвести храм, а поскольку чудо произошло в праздник Успения Богородицы, то назван он был Успенским.

    Другая история говорит нам о том, что на местных жителей нападал страшный змей. Люди попросили у Матери Божией заступничества, и после молитв увидели свет, исходящий от свечи, расположенной на скалах. Когда жители прорубили туда лестницу, то увидели образ Богородицы, свечу и лежащего мертвого змея.

    Установить точную дату основания святой обители невозможно — так надежно она спряталась в неподъемных пластах исторических периодов. Однако, можно утверждать, что монастырь появился здесь никак не позднее 8-го столетия. Основан он был византийским монахами, когда эти земли входили в состав империи ромеев. Большинство ученных сходятся во мнении, что монастырь по каким-то причинам был оставлен в период 14 столетия, однако в следующим веке снова стал действующим.

    Чудом уцелев во время османского нашествия в 1475 г. Успенский монастырь становится резиденцией Готфских и Кафских митрополитов. Известно, что обитель находилась в некоторой степени под покровительством великих князей московских, а позднее и царей. В период турецкого завоевания и появления Крымского ханства, Успенский монастырь служил главным оплотом православных христиан полуострова.

    История у этой святой обители богатая. После успешной войны Российской империи против османов, вассальное от турков Крымское ханство обретало независимость, а Россия получила ряд крымских крепостей. Однако, притеснения христиан со стороны мусульманского населения полуострова продолжались. В итоге местные христиане написали императрице прошение с просьбой о переселении в пределы империи. Просьба эта была удовлетворена, а переселенцам предоставлялись значительные привилегии. На Пасху 1778 г. митрополит Игнатий сообщил о переселении своей пастве, а в конце следующего года это событие состоялось. Кстати говоря, руководил этой операцией великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Монастырь вновь был покинут, однако в 1781 г. в скиту близ Бахчисарая богослужения возобновились, совершал их греческий священник отец Константинос.

    В 1850 г. монахи вновь возвращаются в Успенский монастырь, который переживает период расцвета. На конец 20-го столетия в комплексе было пять храмов, несколько корпусов для братии, гостевой дом для паломников, сад с фонтанами и Гефсиманской часовней, а в Симферополе находилось монастырское подворье.

    В годы красного террора святая обитель была разграблена, иноки расстреляны. Во времена Второй мировой войны на территории располагался госпиталь, а после психоневрологический диспансер. Долгожданное возрождение Свято-Успенского монастыря началось после падения социализма, в 1993 г. Настоятелем монастыря стал иеромонах Силуан, приехавший сюда из Одесской обители с целью восстановить монастырь. На момент передачи монастыря церкви здесь находились только дом настоятеля и Успенский храм.

    Титаническим трудом, по крупицам братия и прихожане восстанавливали святое место. Удалось отреставрировать Успенскую церковь, каменную лестницу, которая ведет на верхний ярус монастыря, возведена колокольня, на которой вскоре зазвонили колокола под золотыми куполами, была восстановлена удивительная наскальная роспись и проделано еще великое множество важной и очень тяжелой работы. И вот, как и в прежние времена, в монастырь тянутся паломники, чтобы поклониться и помолиться перед ликом Богоматери «Троеручица» и увидеть это святое и древнее место. На сегодняшний день в монастыре восстановлены уже три храма из пяти, что существовали до октябрьского переворота, вновь возведены корпуса с кельями, дом игумена, оборудован источник.

    Координаты

    Монастырь расположен не более чем в трех километрах от Бахчисарая, поэтому добраться сюда можно и пешком, и на общественном транспорте. В последнем случае нужно сесть на автобус или маршрутное такси № 2, которые идут до остановки «Староселье», после чего пройти пешком не более километра.

    Свято-Успенский монастырь: православная святыня в скалах Бахчисарая

    опубликовано: март 2015

    Крымский полуостров удивляет уникальными достопримечательностями с богатой историей, хранящей события далеко не одного века. К их числу относятся и наиболее удивительные архитектурно-исторические памятники – пещерные города и пещерные монастыри Крыма, последние из которых во все века служили надёжным оплотом православия на территории полуострова. Таким является и Свято-Успенский мужской пещерный монастырь – одна из наиболее посещаемых православных святынь Крыма.

    Камень при входе в Свято-Успенский монастырьФонтан у входа в Свято-Успенский монастырь
    Дорога вдоль нижнего яруса Свято-Успенского монастыря

    Святая обитель располагается всего в 2 км за околицей Бахчисарая, в самом сердце ущелья Марьям-Дере, которое с обеих сторон окружено величественными скалами высотой до 140 м. Название урочища переводится как «ущелье Девы Марии».

    Свято-Успенский монастырь на литографиях Фридриха Гросса:
    . 1830-е годы. 1856 год

    Монастырь до сих пор является действующим и нередко именуется как Крымская Лавра. В истории этой православной святыни тесно переплетаются реальные исторические события и многочисленные легенды.

    Свято-Успенский монастырь:
    лестница к верхнему ярусу
    Наскальные фрески Свято-Успенского монастыря

    Интересен Свято-Успенский пещерный монастырь в первую очередь тем, что длительное время мирно соседствовал с представителями иных религиозных воззрений. На заре его существования по соседству обитали языческие племена, несколько позже – на месте расположенного вблизи монастыря пещерного города Чуфут-Кале размещалась столица Крымского ханства, а впоследствии там же проживали и исповедующие иудаизм караимы. Тем не менее, Свято-Успенский пещерный монастырь никогда не вызывал споры об уместности своего соседства с иными религиозными течениями. Более того, это святыня вызывала трепет, восхищение и почитание как у православных, так и у представителей иных религий. Существуют даже легенды, которые гласят, что сам хан перед походами приходил на поклон к расположенной в Свято-Успенском пещерном монастыре чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, от которой сейчас в храме осталась лишь воссозданная копия, и по благополучному исходу ратных действий воздавал почести монастырю. Вполне вероятно, что именно поэтому в период, когда многие православные монастыри Крыма были разрушены, этот пещерный монастырь смог остаться незыблемой вехой православия на полуострове.

    Символ духовной связи православных монастырей. На стене Свято-Успенского монастыря – аппликации с кусочками земли святынь православного мира:
    Стена вдоль лестницы к верхнему ярусу
    Свято-Успенского монастыря
    Земля Сербии на стене
    Свято-Успенского монастыря

    Вплоть до XVIII века Свято-Успенский пещерный монастырь был надёжным оплотом православия в Крыму, но дата его возникновения – вопрос спорный. Согласно первоисточникам, среди первых эти пещеры Крыма освоили греческие монахи, бежавшие в Крым в период иконоборчества, когда иконы сжигали на кострах, а пытавшихся отстоять свою веру объявляли вне закона. Таким образом, периодом создания Свято-Успенского пещерного монастыря может быть примерно VII или VIII век, хотя существуют упоминания и о более ранних временах.

    Существует несколько легенд о возникновении Свято-Успенского пещерного монастыря. Согласно одной из них, на месте, где впоследствии возник скальный монастырь, местным пастухом была случайно обнаружена икона Богородицы. Всякий раз люди забирали её с этого места, а она вновь и вновь появлялась здесь. Тогда люди поняли, что это знак свыше, и здесь следует возвести храм, посвящённый Богородице. Поскольку обретение иконы пришлось на праздник Успения Богородицы, этот монастырь и получил название Успенского.

    Согласно другому преданию, в этих местах обитал злой змей, который нападал на людей, живущих в округе. Люди молились Богородице, чтобы избавила она их от этой напасти, и однажды на одной из скал они заметили горящую свечу. Пришли люди к этому месту и увидели под грудой обвалившихся скал погибшего змея. Тогда в честь своей избавительницы и возвели на этом месте Свято-Успенский пещерный монастырь.

    Согласно ещё одному преданию, именно в урочище Марьям-Дере, которое во многом напоминало окрестности греческого Афона, привела византийских монахов икона Пресвятой Богородицы, указав место, где стоит создать новый монастырь.

    В конце XVIII века выходцы из греческого поселения Мариамполь, проживавшие вблизи монастыря, переселились с Крымского полуострова к Азовскому морю, основав там город Мариуполь. Тогда же были увезены из Свято-Успенского пещерного монастыря многие православные святыни. В их числе и главная икона этого крымского храма – Всесвятой Богородицы «Панагия» (татары именуют её Мерьем-Анай, что значит «Матушка Мария», и почитают не меньше своих святынь), от которой в ныне действующей обители в Крыму осталась лишь копия. Тем не менее, здесь сохранились другие известные древние иконы Успения Богородицы, а уже к концу XIX века в скалах Бахчисарая вновь открылся Успенский скит, после чего были восстановлены и другие объекты монастырского комплекса.

    Восстановленный фонтан Свято-Успенского монастыря

    В начале XX века на территории Свято-Успенского пещерного монастыря насчитывалось 5 храмов. Вблизи обители располагались фонтаны, а в долине был разбит большой фруктовый сад, в котором в 1867 г. была возведена Гефсиманская часовня. На тот момент в этом пещерном монастыре Крыма проживало около 60 монахов и послушников. Но с приходом советской власти монастырь попал под репрессии: монахи были расстреляны, а сам храм разорён. В сохранившихся пещерных кельях разместилась колония для инвалидов, но после разрушительного землетрясения 1927 г. Свято-Успенский пещерный монастырь был окончательно заброшен.

    Однако, как и многие пещерные святыни Крыма, этот мужской монастырь начал возрождаться из руин и забытья стараниями монахов в начале 90-х гг. XX века. В 1993 г. Свято-Успенский пещерный монастырь был возвращён в собственность Крымской епархии.

    Восстанавливаются разрушенные храмы монастыря, возводятся новые хозяйственные постройки, расширяется монастырский комплекс.

    К числу же наиболее древних и при этом хорошо сохранившихся построек Свято-Успенского пещерного монастыря относятся дом настоятеля и пещерный храм Успения, являющийся своеобразной визитной карточкой этой крымской достопримечательности. Успенская церковь, возникновение которой датируется примерно VIII веком, вырублена в скальном массиве, который завис над обрывом, будто парящая птица, что создаёт в особенности впечатляющее зрелище.

    Успенская церковь Свято-Успенского монастыря

    С высоты расположения Успенского храма открывается живописная панорама с видом величественных Крымских гор.

    Вид с верхнего яруса Свято-Успенского монастыря на ущелье Марьям-Дере

    По другую сторону ущелья простирается длинный скалистый навес, в котором можно заметить немало пещер, служивших кельями и подсобными помещениями для монахов этой православной обители. В самой же долине располагается множество хозяйственных помещений, также относящихся к инфраструктуре Свято-Успенского пещерного монастыря.

    Птичий двор Свято-Успенского монастыря
    Свято-Успенский мужской монастырь. Хозяйственная постройка в скале Свято-Успенский мужской монастырь. Хозяйственный двор в скалистом навесе

    Также здесь можно заметить остатки двухэтажного здания, в котором останавливались паломники, прибывавшие издалека. Здесь же сохранились остатки средневекового поселения Салачик и постройки татар, датируемые примерно XVI веком.

    На территории монастырского комплекса, помимо православных святынь и храмов, располагается ещё старинное кладбище и братские могилы. Дело в том, что в годы Крымской войны середины XIX века, и в годы Великой Отечественной войны в кельях Свято-Успенского пещерного монастыря располагался госпиталь, а погибших солдат монахи хоронили в долине по соседству с монастырскими постройками.

    Воинский мемориал на территории Свято-Успенского монастыря

    Экскурсии по Крыму, включающие посещение Бахчисарая и пещерного города Чуфут-Кале, как правило, предполагают и посещение Свято-Успенского пещерного монастыря.

    Свято-Успенский монастырь как туристический объект

    Эта православная святыня, как важный памятник православной архитектуры Крыма, даже удостоилась внесения в список объектов под эгидой ЮНЕСКО. Добраться к ней не составит особого труда от конечной остановки «Староселье», куда можно легко доехать на маршрутке или такси как от ж/д, так и автовокзала. От остановки стоит подняться примерно с километр по урочищу, а зависший над пропастью пещерный храм сложно будет не заметить.

    После посещения Свято-Успенского пещерного монастыря можно подняться вверх по тропе к ещё двум не менее любопытным достопримечательностям – старинному мусульманскому кладбищу Газы Мансур и расположенному выше его пещерному городу Чуфут-Кале, что позволит в полной мере впитать особую атмосферу этих удивительных мест Бахчисарая и соприкоснуться с наследием разных веков и народов.

    Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

    Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае

    Крымский полуостров славится своими многочисленными святыми местами. Монастыри Крыма с каждым годом посещает все больше паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться чудотворным иконам и святым мощам. Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь в Крыму – одно из самых популярных паломнических мест, с долгой историей существования и туманным прошлым, овеянным преданиями и легендами. Успеенский пещерный монастырь не обязательно посещать в составе экскурсии, сюда можно добраться самостоятельно, а бесплатными гидами для вас выступят сами монахи.

    Среди красивейших природных красот крымской земли и мощных скал сокрыт великолепный белоснежный Свято-Успенский пещерный монастырь. Он находится в самом сердце ущелья Мариам-Дере, в пригороде города Бахчисарай. Название урочища означает «Ущелье Святой Марии». С обеих сторон пещерный монастырь окружен отвесными скальными породами, которые по высоте достигают полторы сотни метров. Это святое место соседствует рядом с пещерным городом Чуфут Кале, расположенным чуть выше, поэтому экскурсии в обе эти крымские достопримечательности смогут органично дополнить друг друга. Этот крымский монастырь всегда почитался, его уважительно звали «Лаврой». Нужно отметить, что даже крымские ханы, которые исповедовали мусульманство, не раз приходили в ночное время к иконе Богородицы, чтобы испросить благословение на удачу в трудных делах.

    О времени основания и самих основателях Свято-Успенского монастыря достоверно ничего не известно, на этот счет существуют разные версии, подкрепленные преданьями старины глубокой и легендами. Можно лишь абсолютно уверенно заявить, что это одна из самых старых православных святых обителей Крыма. Временной разброс версий о времени возникновения обители большой: от восьмого века до тринадцатого.

    Легенды об основании Успенского пещерного монастыря Крыма

    Одна из легенд рассказывает о том, что местный молодой пастушок по имени Михаил, возвращаясь вечером домой, проводил стадо мимо одной из пещер и увидел, что там ярко горит свет. Он зашел внутрь пещеры и увидел, что прямо в воздухе парит икона Пресвятой Богородицы перед которой горит свеча. Он удивился, что такое чудо произошло с ним пятнадцатого августа на День Успения Богородицы, взял икону и отправился домой, а проснувшись утром, понял, что она куда-то исчезла. А проходя мимо пещеры, где был найден образ, он снова увидел свет и эту икону. Михаил опять отнес образ домой, но тот каким-то чудом она на следующее утро уже была в пещере. И тогда пастух рассказал о находке односельчанам, которые решили, что Дева Мария хочет, чтобы в пещере был построен храм в ее честь.

    Другая легенда более похожа на сказку. Она повествует о драконе, жившем в подземельях Крымских гор. Этот дракон регулярно собирал дань с соседних городов и деревень в виде юношей и девушек, которых утаскивал в свою пещеру. Когда в окрестных деревнях остались одни старики, они взмолились к Богородице о спасении от чудовища. Дева Марии услышала их просьбу, потому что уже на следующий день пастухи, проходившие неподалеку от драконовой пещеры, увидели, что там горит свет, они набрались смелости и заглянули внутрь. Каково же было удивление людей, когда они увидели, как над мертвой тушей дракона в воздухе парила икона Божьей Матери, в ореоле наземного сияния. В благодарность Деве Марии за заступничество в пещере возвели храм.

    В третьей легенде, связанной с основанием обители, имеется рациональное зерно. Когда римляне устраивали гонения на христиан, монахи Варнава и Софроний из греческих Афин перебрались на Крымский полуостров, чтобы спокойно жить в горных пещерах, которые очень сильно напоминали им земли родного Афона. Для места поселения и основания храма они выбрали красивое горное ущелье Марьям-дере, преимуществом такого выбора стал водный источник, который протекал рядом с пещерами. Здесь греческие монахи стали выдалбливать, в толще скальной породы, свои кельи и пещерный храм. Его освятили и иноки установили на иконостас икону Богородицы Панагия, привезенную с собой из Сумельского скита – старинного монастыря, возведенного еще в третьем веке в византийском городе Трапезунда. Великое множество удивительных чудес происходило после молений у этой иконы, что убедило и самих монахов, и многочисленных паломников, что сама Божья Матерь покровительствует обители и защищает эти края. Нужно отметить, что данный вариант развития событий по фактам основания обители монахами из греческих земель, косвенно подтвердился учеными-археологами, которые обнаружили здесь христианские захоронения, радиоуглеродный анализ показал, что они относятся к шестому веку.

    История Успенского пещерного монастыря Бахчисарая

    Белым пятном истории этой обители является период с момента основания и вплоть до тринадцатого века, но точно известно, что в это время монастырь закрылся на целое столетие. И только после щедрой финансовой поддержки, пришедшей со стороны московских князей, Успенский пещерный монастырь Крыма смог снова восстать из пепла, хотя и влачил довольно скромное существование.

    Известно, что, когда территория Тавриды была захвачена мусульманскими завоевателями – татарской ордой в 1475 году, эта христианская обитель не была разрушена, как многие другие, и сюда ездили на богослужения послы, прибывавшие в Крым из православных земель, а еще через несколько десятилетий тут разместилась резиденция Готфских митрополитов. Рассказывают, что есть подтвержденные исторические факты, что крымские ханы и сами много раз были в Бахчисарайской пещерной обители, дабы испросить благословения у чудотворной иконы Богородицы. А знаменитый основатель ханской династии Гирей – великий хан Крыма, добровольно присылал в обитель свечей на весь год.

    В конце пятнадцатого века татарский Крым был захвачен турками-османами, они наложили на скит дань за то, что милостиво позволяют монахам оправлять культовые богослужения. Это делало жизнь иноков более трудной и нищей, но они не роптали и верили в лучшее будущее для Успенского монастыря. В восемнадцатом веке земли были отбиты у турок русской армией, а так как приазовские края также были отвоеваны и пустовали, то власти предложили монахам Свято-Успенского монастыря переселиться с Крымского полуострова в город Мариуполь, что те и сделали, забрав с собой чудотворный образ Богородицы.

    Охранять монастырь от разграбления и поругания прибыл священник из Греции Константин Спиранди. Он привез в обитель другую икону – Успения Богородицы и снова начал проводить богослужения. К концу восемнадцатого века паства монастыря начала ходить молиться в другой приходской храм, который был построен в самом городе Бахчисарае, и тогда пещерная обитель закрылась, а с 1800 года Успенскую церковь стали считать кладбищенской.

    Возрождение Бахчисарайского Успенского мужского монастыря началось только с середины девятнадцатого столетия, когда данный вопрос был затронут святым Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим. Строительные и реставрационные работы стартовали с 1850 года, как раз на день Успения Богородицы. Народ помогал монахам в восстановлении обители всем, чем мог, жертвуя деньги на колокола, приобретение образов для иконостаса, закупку утвари для проведения религиозных таинств. В короткий срок скит вновь возродился к жизни, в него снова начали приезжать паломники, называя это священное место «Крымским Афоном». Управление обителью в те годы вел архимандрит Поликарп. Из письменных источников известно, что один раз в 1818 году в Успенском пещерном мужском монастыре бывал российский император Александр Первый. Он поинтересовался у монахов о месте явления чудесной иконы Богородицы, поднявшись туда по лестнице, поцеловал икону и установил свечку перед ней. Бывали в обители и другие российские императоры: Александр Второй, Николай Первый и Николай Второй.

    Когда началась Крымская война, длившаяся с 1853 по 1856 годы, монахи обустроили в стенах монастыря госпиталь. Братья выхаживали раненных русских воинов, а тех, кто умирал хоронили на кладбище при обители, увидеть его можно и по сей день. На этом же кладбище были похоронены и солдаты, погибшие в бахчисарайских землях в годы Второй Мировой войны, они нашли покой в большой братской могиле.

    За долгие годы храм медленно реставрировался, преображался, расширялся, на его территории появились новые корпуса и строения: была восстановлена Церковь Успения Богородицы, ее украсила фреска Богоматери с младенцем Иисусом Христом в окружении ангелов и священномучеников херсонесских. Здание Успенского скита обрело три яруса и было дополнено Храмом Евангелиста Марка, Храмом Святых Константина и Елены, Церковью Святого Иннокентия Иркутского, тринадцать келий в пещерах, здание колокольни, дом настоятеля, трапезная, кухня, пекарня, хозяйственные строения, две паломнические гостиницы, въездные, был восстановлен старинный водопровод, шедший под землей от природного источника.

    Когда в стране случилась революция, священники осудили расправу над царской семьей, и с 1921 года Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь был закрыт, иноки расстреляны, обитель разграбили. Вместо скита тут открыли Трудовую колонию имени Артема, часть убранства была свалена в некоторых комнатах, а оставшимися от братии бесценными рукописями и церковными книгами топили печи. В 1925 году несколько верующих попросили советские власти о передаче им культовых вещей, таким образом некоторые сохранившиеся старинные иконы успели спасти, и они были переданы в музей города Бахчисарая.

    В 1927 году здесь произошло значительное землетрясение, которое разрушило почти все строения, устояла лишь Успенская церковь. До начала ВОВ обитель стояла разрушенной и нежилой, а в военные годы она снова была оборудована под госпиталь для солдат. После победы бывший монастырь Бахчисарая отдали под размещение там психоневрологической клиники.

    Очередное возрождение Успенский мужской пещерный монастырь Бахчисарая пережил в 1993 году. Настоятелем обители был назначен иеромонах Силуан, присланный из монастыря города Одессы для восстановления поруганной святыни. Когда он прибыл, то в его распоряжении оказались лишь довольно неплохо сохранившиеся дом настоятеля и Успенский храм. Деньги на восстановление монастыря собирали всем миром. Огромный вклад был внесен паломниками и прихожанами. Люди специально приезжали в обитель, чтобы помочь не только деньгами, но и чисто физически. Прошло не так много времени и был отреставрирован пещерный Храм Успения Богородицы, лестница к пещерным кельям, роспись над балконом Церкви Успения – икона «Панагия», появилась новая колокольня, а колокола к ней были изготовлены и подарены Бахчисарайскому Успенскому монастырю Днепродзержинским металлургическим комбинатом.

    Свято-Успенский монастырь Бахчисарая в наши дни

    Туристы и паломники, приезжающие в Успенский пещерный монастырь, попадают в него, поднявшись по лестнице, которая вырублена в скальных породах. Поднимаясь наверх, они могут наблюдать живописные красоты окрестностей и покрытое яркой зеленью ущелье Святой Марии, а также разбитые прямо на скальных террасах монастырские огороды. На другой стороне ущелья располагаются хозяйственные строения, также выбитые в полостях скалы. Паломники могут побывать только в некоторых помещениях монастыря, из них наибольший интерес вызовет Успенская церковь, знаменитая тем, что тут находится чудотворная икона Богородицы «Троеручица».

    На сегодняшний день здесь полностью восстановили два пещерных храма, построили новые здания: корпуса с кельями монахов, гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота. Но и по сей день продолжается реставрация и дальнейшее строительство монастырских построек.

    На монастырской площади находится освященный источник, который благословлен иконой Богородицы «Животворящий источник». Над источником возведена часовенка, а икона над ним выложена в виде мозаики. Этот святой образ имеет давние корни и появился еще в пятом веке в городе Константинополе, когда случилось чудо исцеления слепого странника. Свидетелем и участником этого прозрения от вод источника Богоматери в роще у Святых ворот был солдат Лев Маркелл, который вскоре стал императором, он же приказал построить храм вокруг «Живоносного источника». Список с этой чудотворной иконы висит практически над всеми святыми источниками России. Любой посетитель может самостоятельно набрать воду в источнике. Если у вас нет с собой пустой тары, то можно купить освященную воду в бутылках в церковной лавочке при обители.

    Нужно отметить удивительную акустику пещерной обители Бахчисарая, древние строители подошли к возведению зданий с умом, создав их таким образом, что звуки монашеских молитв и богослужебных песнопений долетали до пещерного города Чуфут-Кале, затем, отражаясь от стен его пустующих пещер, возвращались в усиленном варианте назад, создавая ощущение, что с монашеской братией молится все вокруг.

    Каждый турист и паломник обращает внимание, что стена, вдоль которой идет лестница, увешана медальонами с рельефами разных обителей и храмов, причем, каждый такой медальон имеет небольшой ковчег с освященной землей, их привозят монахи, которые посещают различные святые места мира.

    Как добраться до Свято-Успенского монастыря самостоятельно?

    – На автобусе
    В городе Бахчисарай сесть на автобус номер два и доехать до конечной остановки «Староселье». Оттуда до скита идет дорога наверх в гору, по времени она займет минут двадцать.

    – Пешком
    За полчаса можно дойти от Бахчисарайского ханского дворца до монастыря, перемещаясь вверх по горной тропе мимо пещер и старинных надгробий.

    Советы при посещении Свято-Успенской мужской обители:

    – Находясь на территории пещерной обители, фотографии можно делать лишь с разрешения митрополита, о чем вас оповестить информационная табличка, хотя многие туристы незаметно снимают территорию монастыря и без этого позволения. Как поступить в этом случае, решайте сами.

    – Туристов просят отключать мобильные телефоны на территории обители.

    – Любой паломник может остановиться на проживание в гостинице при обители, он может столоваться и трудиться вместе с монахами, причем, за питание и проживание с вас не возьмут никакой платы, но для этого необходимо получить благословение настоятеля монастыря. Если такое позволение будет дано, то вам будет необходимо придерживаться строгого устава для братии.

    – В монастыре проходят богослужения, согласно указанного в уставе расписания, но обряды Крещения и Венчания тут не проводят.

    Адрес Бахчисарайского Успенского пещерного монастыря: Крым, город Бахчисарай, улица Мариамполь, дом 1.

    Поделиться ссылкой на статью с друзьями в соцсети:

    Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае

    Бахчисарай: полезная информация

    • Информация о городе
    • Карта Бахчисарая
    • Куда сходить
      • Достопримечательности (5)
      • Замки, дворцы (2)
      • Храмы, соборы, мечети (2)
      • Парки развлечений (1)
      • Горы (1)
      • Рестораны и кафе (1)
      • Автовокзалы (1)
    • Забронировать отель в Бахчисарае
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Бахчисарая

    Автобус2 (остановка Староселье)
    Маршрутное такси2 (остановка Староселье)

    В окружении неприступных крымских гор, недалеко от города Бахчисарай, спрятан в ущелье Святой Марии уникальный действующий мужской Свято-Успенский монастырь. Скалы вокруг него покрыты зеленью, высушенной на жарком крымском солнце, а возвышаются они на высоту до 140 метров. Только самый внимательный турист разглядит среди этих гор и растительности узкие каменные дорожки, крутые лестницы и золотые купола храма.

    • Состояние объекта: действующий
    • Дата основания: конец VIII века
    • Возраст: 12 веков

    История Свято-Успенского монастыря

    Свято-Успенский мужской монастырь был заложен около 1200 лет назад.

    Легенды монастыря

    Считается, что монастырь основан византийскими монахами, которым пришлось покинуть родные места после нашествия турков. Эти места напомнили им родной пейзаж, и они решили обосноваться здесь, перенеся чудотворную икону из своего храма в Трапезунде.

    По другой версии, однажды простой пастух Михаил нашел в этих местах икону Божьей Матери. Он отнес ее домой, но икона вновь вернулась в горы. После нескольких таких случаев деревенские жители поняли, что это знак, и построили на месте нахождения иконы храм, назвав его Успенским, так как чудо явилось в день Успения Пресвятой Богородицы.

    И третья легенда, связанная с монастырем, гласит, что в древние времена на местных жителей повадился нападать хищный змий. Селяне молились пресвятой Богородице, прося ее защитить их от гибели. И однажды заметили, что на скале стоит горящая свеча. Пробравшись к ней, жители увидели чудотворную икону и мертвого змея. В знак благодарности они построили здесь Успенскую лавру.

    Исторические события

    В конце XV века здесь находилось основное место обитания Кафских и Готфских метрополитов. Много веков лавра была центром притяжения всех крымских христиан. На территории монастыря в свое время побывало множество известных правителей: Александр I, Александр II, Александра Федоровна, Николай I и другие великие особы.

    К сожалению, во время Октябрьской революции храм был разграблен, а монахи его расстреляны. Монастырь стал разрушаться. Во время Великой Отечественной войны и вовсе здесь находится госпиталь для раненых солдатов, а после войны — психоневрологический диспансер. И только в 1993 году лавра была отреставрирована и вновь передана во владение церковью.

    Современная история

    В Свято-Успенском мужском монастыре располагаются различные храмы, а также кельи монахов и звонница, есть и множество хозяйственных построек, ведь с 1993 года монастырь является действующим. Туристам открыты для посещения лишь несколько объектов, главным из которых является Успенский храм с чудотворной иконой Божьей Матери. Часть зданий монастыря до сих пор находится на реконструкции. Зато рядом с обителью протекает святой источник, где каждый может совершенно безвозмездно набрать воды. Также недалеко расположен еще один известный монастырь — Чуфут-Кале.

    Внешний вид посетителей монастыря должен быть скромным, не допускается короткая и слишком открытая одежда, а для женщин обязателен платок

    В храме можно купить на память газету, которая выпускается прямо здесь

    С собой на экскурсию рекомендуется взять пустую бутылку для набора святой воды

    На каменной лестнице, ведущей в обитель, в советском союзе снимался фильм «Гамлет», и именно здесь был произнесен известный монолог «Быть или не быть?»

    Бахчисарайская чудотворная икона Божией Матери

    Эта древняя византийская икона находилась в обители с XVII века. Она прославилась своим чудотворным действием во времена эпидемии холеры в 1848 году. Также иконе приписывают заступничество за город в 1855 году и спасение его от англо-французской эскадры. Существуют и другие чудотворения иконы, которые сохранены в записях Херсонской духовной консистории. В начале XX века икона Божией Матери сильно обветшала. Последнее упоминание о ее судьбе датировано 1918 годом. В наше время в монастыре хранятся копии чудотворной иконы.

    Как добраться до Успенского монастыря из Бахчисарая

    Лавра находится на расстоянии около трех километров от города Бахчисарай. Пройти такое расстояние можно и пешком (например, дорога от Ханского дворца займет около получаса, но вдоль всего пути обеспечены живописные пейзажи), но в монастырь также ходит и общественный транспорт.

    Автобус и маршрутное такси под номером 2 довезет вас до остановки «Староселье». Отсюда нужно будет подняться в горы по асфальтированной дороге около 600 метров.

    Если вы едете в монастырь на автомобиле, то ориентируйтесь на улицы Ленина и Розы Люксембург, а далее — по указателям. На перекрестке с улицей Басенко нужно будет повернуть направо, а далее, недалеко от сувенирного рынка, бесплатная стоянка, от которой следует подняться в горы пешком. Также можно доехать на автомобиле почти до самого монастыря, но в таком случае стоянка будет уже платной. Также можно воспользоваться услугами такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim и другие.

    Расписание богослужений и работы храмов в 2020 году

    • Церковь Успения Пресвятой Богородицы: открыта для посещения 07:30—19:00 ежедневно, 13:00—14:00 обеденный перерыв, 12:00—13:00 обеденный перерыв в воскресные и праздничные дни
    • Утреннее монашеское правило с молебном Пресвятой Богородице: пн 05:00—06:30, вт-сб 06:00—07:30 (Храм святого апостола и евангелиста Марка), вс и праздничные дни 06:00—07:30 (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
    • Божественная Литургия: пн 06:30—08:30, вт-сб 07:30—10:00 (Храм святого апостола и евангелиста Марка), вс 07:30—10:00 (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
    • Панихида: вс 10:00—11:00 (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
    • Водосвятный молебен: вс 11:00—12:00 (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
    • Вечернее богослужение: ежедневно 15:00—18:00 (Храм святого апостола и евангелиста Марка), сб (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
    • Вечернее монашеское правило с канонами ко Святому Причащению и с акафистом у иконы «Всецарица»: ежедневно 19:30—21:30 (Храм святого апостола и евангелиста Марка)
    • Таинство исповеди: ежедневно во время вечернего богослужения или перед началом Святой Литургии
    • Таинство Святого Причащения: ежедневно во время Святой Литургии. Предварительно обязательны исповедь и присутствие на Вечернем богослужении накануне
    • Таинства Крещения и Венчания в монастыре не совершаются по правилам его устава.

    Свято-Успенский мужской монастырь на google-панорамах

    Видео Свято-Успенского монастыря

    Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае: от истоков до современности

    Легенды об основании монастыря

    Доподлинные сведения о том, как и когда была заложена обитель, неизвестны. Вокруг истории возведения святыни ходит немало легенд. Одна из них рассказывает о пастухе Михаиле, который каждый день выпасал в горах отару овец. Однажды он увидел странное свечение, исходившее из пещеры неподалеку пастбища. Заглянув внутрь, парень обнаружил образ Богородицы, окутанным ярким светом. Пастух принес икону домой, однако наутро та исчезла. Каково же было его удивление, когда он вновь увидел ее в той же пещере. Мальчик снова забрал святыню с собой и история повторилась. Прознавшие об этом жители поселка, где жил Михаил, истолковали необычное происшествие, как божественный знак, а вскоре совместными усилиями устроили на месте обретения святого Лика пещерный храм.

    Свято-Успенский пещерный монастырь вблизи Бахчисарая

    Еще один миф, связанный со Свято-Успенским монастырем, гласит о злом драконе, повадившемся уничтожать молодых парней и девушек. Отчаявшиеся односельчане воззвали к Пресвятой Богородице, моля Ее об избавлении от кровожадного змия. Спустя некоторое время трагические смерти прекратились. Осмелевшие жители деревни поднялись на гору, где и нашли поверженного гада, над которым парил сияющий образ Богоматери. Чтобы почтить Заступницу Небесную, они обустроили церковь в скале, куда стали приходить для вознесения благодарственных молитв.

    Самой правдоподобной является легенда о греческих иноках, которые во время христианских гонений перебрались на Крымский полуостров. Ища новое пристанище, они были покорены красотой ущелья Марьям-дере, столь похожего на их родные места. Там они и возвели храм, а вскоре обосновали небольшое поселение. Позже археологи обнаружили на территории обители древние захоронения, датированные VI веком, что придало этой версии еще большую правдоподобность.

    Видео «Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае»

    В этом видеосюжете представлены история и описание святого места.

    Исторические факты

    Вплоть до XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта завесой тайны. Историкам доподлинно удалось установить, что на протяжении ста лет обитель бездействовала, однако в XIV веке при княжеском финансировании вновь открыла свои двери.

    Примечательно, что во время монголо-татарских набегов бахчисарайская святыня смогла не только устоять, но даже стать резиденцией Готфских и Кафских митрополитов. Кроме того, представители ханских династий регулярно помогали монастырю, обеспечивая его свечами.

    Когда же Крым захватили османы, завоеватели обложили обитель огромной податью, в результате чего та резко обнищала и пришла в упадок. От турок она была освобождена только спустя три столетия усилиями русской армии. Однако населявшие святыню иноки, вынуждены были покинуть родные стены. По приказу властей они отправились в Приазовье, где основали город Мариуполь.

    До XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта тайной

    Позже в Марьям-дере приехал Константин Спиранди, греческий священник, который возобновил богослужения на территории обители.

    До конца XVIII столетия Успенский храм считался главным, но после возведения приходской церкви в Бахчисарае, стал утрачивать свою популярность.

    В 1850 году возрождением святыни занялся архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Собрав необходимую сумму пожертвований, он начал реставрационные работы, к которым с удовольствием присоединялся обычный народ. Вскоре монастырь обрел вторую жизнь, а паломники прозвали его Крымским Афоном. Побывали здесь и несколько русских императоров, в том числе Николай II вместе с супругой Александрой Федоровной.

    Во времена Крымской войны на территории обители был обустроен военный госпиталь, а умерших воинов хоронили на местном кладбище. Здесь же можно найти могилы солдат, погибших во Второй мировой войне.

    До прихода к власти большевиков мужской монастырь значительно расширил свои владения и обзавелся многочисленными постройками. Однако после революции его закрыли, служащих там иноков расстреляли, а святыни уничтожили. Когда началась война, в стенах бывшей обители вновь устроили госпиталь, а позже на его месте открыли психоневрологическую клинику.

    Только после перехода Крыма Украине Свято-Успенская обитель опять начала восстанавливаться. Под руководством иеромонаха Силуана вместе с простыми мирянами монастырь за короткий срок удалось вернуть к жизни. Несмотря на то что реставрационные работы идут до сих пор, святыня открыта для посетителей круглый год.

    Свято-Успенский монастырь в наши дни

    Сегодня, как и сотни лет назад, к пещерной обители ведут многочисленные ступеньки, вырубленные в скале. Стена, вдоль которой тянется лестница, украшена изображениями различных святых мест, под которыми можно увидеть небольшую выемку с землей, привезенной из этой святыни.

    Поднявшись наверх, взору открывается невероятный вид на ущелье Марьям-дере. С верхней площадки видна вся территория святыни, включая хозяйственные постройки, расположенные напротив, а также монастырские огороды, разбитые прямо на горных склонах.

    В главном Успенском храме находится знаменитая богородичная икона Троеручица, известная своей чудодейственной силой. Неподалеку течет освященный источник, а над ним возвышается небольшая часовня с мозаичным образом Пресвятой Девы Марии. Паломники могут бесплатно набрать святой воды или купить ее в киоске у входа.

    Монахи, строившие обитель, сделали невозможное – возвели монастырские строения таким образом, чтобы усилить и без того отличную акустику. Во время богослужений голоса иноков слышны по всему ущелью, а иногда даже доносятся до пещерного селения Чуфут-Кале.

    К пещерной обители ведут многочисленные ступеньки, вырубленные в скале

    Как добраться до обители

    Проще всего добраться до Свято-Успенского монастыря на машине. Выехав из Бахчисарая, следуйте по улице Ленина и Розы Люксембург. Доехав до Басенко, пересекающей главную дорогу, сверните направо. Через несколько сотен метров вы увидите сувенирные лавки – там можно оставить автомобиль. А вот дальше придется пройти 600 м пешком, поднимаясь к монастырю.

    Также существует автобусный маршрут до Успенской обители. Маршрутка №2 отправляется от железнодорожного вокзала и следует до остановки «Староселье». Выйдя на конечной, вы увидите не очень широкую грунтовку, ведущую прямо к святыне. Пеший путь по ней займет чуть больше четверти часа.

    Любители пеших прогулок могут добраться до обители по узкой тропинке, ведущей вдоль пещер и каменных надгробий. Неспешным шагом вам придется пройти около 30 минут.

    Советы при посещении монастыря

    Свято-Успенская мужская обитель – это православная святыня, а потому вести себя на ее территории следует согласно церковному уставу. Несколько правил, которые помогут избежать неприятных ситуаций:

    • фото- или видеосъемка запрещена;
    • мобильные телефоны следует перевести на беззвучный режим или выключить;
    • женщины должны покрыть голову и быть в скромном наряде.

    В гостевом доме, который расположен здесь же, можно остаться на несколько дней. При этом питание и проживание бесплатны. Взамен от паломника требуется помощь по хозяйству, а также соблюдение местного устава.

    Свято-Успенский мужской монастырь – живописнейшее место среди крымских гор, куда стремятся попасть паломники со всей России. Сюда приезжают посмотреть на местные красоты, помолиться чудотворной иконе и просто отдать дань великой истории этой святыни.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Читайте также:  Жировичский монастырь: где находится и как доехать, история и описание
Ссылка на основную публикацию