Успенский собор в Ярославле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и мощи

По святым местам Ярославля. Записки паломницыЧ. 2

Первый день нашего паломничества в Ярославль оказался весьма насыщенным. На следующий день мы планировали снова поехать в Толгский монастырь. Но с раннего утра пошёл дождь, пришлось срочно менять планы. И мы отправились на литургию в Успенский кафедральный собор (см. фото), расположенный недалеко от нашей гостиницы.

История этого ярославского храма славна и драматична. Он был основан в начале XIII века родоначальником ростовских князей Константином Всеволодовичем, который, решив выделить Ярославль в удел младшему сыну Всеволоду, заложил на княжьем дворе первый городской каменный храм. А завершил сооружение этого храма (во имя Успения Пресвятой Богородицы) в 1219 году сам Всеволод Константинович, первый ярославский князь.

В 1501 году церковь рухнула из-за сильного пожара. Московские мастера возвели на этом месте новый храм, который, однако, был заменён из-за обветшания в середине XVII века. Но третье по счёту здание ярославского собора вскоре сгорело, и был заложен четвёртый, более монументальный. Основной объём работ здесь завершился к 1663 году, хотя в XIX веке ещё были произведены пристройки.

Четвёртое здание собора, ставшего кафедральным, просуществовало до 1937 года. Сначала советские власти изъяли отсюда все ценности. Затем летом 1929 года была снесена колокольня. Приходскую общину ликвидировали. В 1937 году Успенский собор исключили из списка охраняемых государством архитектурных памятников и снесли. Десятки лет святое место пустовало, здесь росли деревья.

Идея восстановления кафедрального собора постепенно начала осуществляться с 2004 года. Для нового храма был избран проект архитектора Алексея Денисова. Монументальное сооружение площадью около двух тысяч кв. м и вместимостью более четырёх тысяч человек, с подземными этажами возвели довольно быстро, от фундамента до кровли — менее чем за три года. Великое освящение храма состоялось в дни празднования 1000-летия Ярославля, 12 сентября 2010 года. Нынешнее здание собора настолько органично вписывается в ландшафт набережной, что, кажется, никогда на этом святом месте не было запустения.

В день нашего посещения, несмотря на пасмурную и неуютно-дождливую погоду, Успенский собор с белокаменными стенами и сияющими золотыми куполами выглядел очень величественно и даже радостно. Заходим внутрь. Сегодня в будний предпраздничный день (8 мая) молящихся очень мало. А молиться здесь хорошо: богослужение ровное, чинное и пение стройное.

Литургия заканчивается. Мы прикладываемся ко кресту и идём осматривать храм. Одна из главных его святынь — рака с мощами ярославских благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина, чудотворцев. Благоверный Феодор Ростиславич (князь Смоленский, а с 1260 года — Ярославский), по прозванию Чёрный, значительную часть своей жизни провёл в Золотой Орде и даже женился на дочери хана, принявшей крещение с именем Анна. Там, в Орде, родились два его сына, будущие ярославские князья, Давид и Константин.

В те времена ордынские правители активно привлекали к военным походам русских князей. Феодор Ростиславич вызвал к себе особое расположение хана, и на Русь его не отпустили. Только через три года после смерти первой жены Феодора Марии ему разрешили отправиться в Ярославль. Но жители не приняли князя: у власти уже стояла его тёща со своим внуком Михаилом. Феодору ничего не оставалось, как вернуться в Золотую Орду. После этого и состоялся тот самый необычный брак с дочерью хана. Своё влияние князь использовал для укрепления православия в Золотой Орде: построил там несколько храмов, поддерживал духовенство.

Феодор Чёрный правил в Сарае до 1290 года, когда, узнав о смерти первого сына Михаила, уехал на княжение в Ярославль. Управлял он там благочестиво, заботился о благоустроении и укреплении города и его храмов. В 1299 году князь Феодор занемог и принял монашеский постриг в ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Кончина его была подлинно христианской: князь исповедался перед всем народом, попросив прощения, и причастился Святых Христовых Тайн. По документальным свидетельствам, лицо почившего князя, положенного во гроб, светилось как солнце. Почитание благоверного князя Феодора Чёрного в Ярославле началось почти сразу после его смерти.

О жизни сыновей Феодора Ростиславича известно мало. Старший сын Давид княжил в Ярославле после смерти отца и почил в 1321 году. Его брат Константин никогда не был правителем. Известно, что он преуспевал в подвигах молитвы, поста и в делах милосердия.

Святые мощи князя Феодора Чёрного и двух его сыновей были обнаружены ярославцами в Спасо-Преображенском монастыре в 1463 году: все трое лежали в одном гробе. Открытие мощей ознаменовалось чудесами: внезапно от тяжёлой болезни исцелились соборный священник и его сын, а от воды, которой омывали мощи, тут же прозрели две слепые женщины. Святые мощи были положены в храме. В 1831 году специально для них в Спасо-Преображенском монастыре была построена церковь ярославских чудотворцев, где честные останки князей пребывали до 1919 года. Затем они хранились в музее, потом были переданы в Феодоровский собор Ярославля, а в 2003 году — торжественно перенесены в новый Успенский кафедральный собор и почивают там в раке слева у солеи.

Рядом с солеёй находится и другая святыня собора, мощи святых благоверных князей, покровителей города, — Василия и Константина. Это сыновья первого ярославского князя Всеволода. Василий правил городом после смерти отца. Ему приходилось ездить в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана. Князь часто молился, смиренно принимал скорби и испытания. Прожил он недолго: в 1249 году, прибыв на встречу во Владимир с родственным ему князем Александром Невским, Василий заболел и скончался. Тело благоверного князя погребли в Успенском соборе Ярославля.

Княжение перешло к младшему сыну Всеволода Константину. Он, как и его брат, правил благочестиво, в страхе Божием, не вступая в междоусобные раздоры. В 1267 году, когда татарские орды подошли к Ярославлю, князь Константин с малочисленной дружиной мужественно выступил им навстречу. На возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, в которой князь мученически погиб. С тех пор это место стали именовать Туговой горой (от слова «туга» — «печаль»). Тело погибшего Константина погребли рядом с братом в Успенском соборе Ярославля.

В 1501 году в городе сгорели Кремль и деревянный Успенский собор. При закладке основания нового храма неожиданно были обретены два гроба с нетленными мощами князей Василия и Константина. После окончания строительства нового собора их честные останки были перенесены туда, впоследствии для них сделали особую гробницу. Князья очень почитались ярославцами как защитники и целители. В советский период святые мощи благоверных Василия и Константина находились в хранилище Исторического музея Ярославля, а с 1989 по 2010 годы — в Феодоровском соборе.

На протяжении столетий Успенский кафедральный собор был хранителем чудотворных и чтимых икон. В 20-е годы прошлого столетия они были изъяты советскими властями и до сих пор хранятся в городском художественном музее. Для воссозданного собора сделали несколько списков, в том числе с иконы Божией Матери Ярославская XVI века (древней иконы ярославских князей). Сюда были перенесены также некоторые чтимые образы из храмов Ярославля и Некрасовского района. Мне особенно запомнились Тихвинская икона Божией Матери (как свидетельствует надпись, — 1860 года) и большой образ святителя Николая Чудотворца (с житием).

Есть в Успенском соборе замечательные новые иконы, в том числе точный список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери. С радостью я обнаружила и большую икону основателя города (в его честь и назван город), святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Это он, будучи ростовским правителем, заложил крепость на неприступном мысу у слияния рек Волги и Которосли. Произошло это, предположительно, в 1010 году. По преданию, здесь Ярослав Мудрый секирой поразил медведицу, выпущенную на него язычниками, жившими в урочище Медвежий Угол. Согласно другой версии, князь убил встретившуюся ему огромную медведицу во время охоты. Как бы то ни было, на современном гербе Ярославля изображена та самая медведица — с золотой секирой.

Правление Ярослава Мудрого вошло в отечественную историю как период укрепления Киевской Руси, активного церковного строительства, развития просвещения. Почитание князя как местного подвижника благочестия началось вскоре после его кончины, которая последовала в 1054 году. Но вплоть до недавнего времени формально Ярослав Мудрый не входил в число святых Русской Православной Церкви. Только в 2004 году, в связи с 950-й годовщиной смерти, он был внесён в святцы Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, а в 2005 году — 20 февраля (5 марта), по благословению Святейшего Патриарха Алексия, было включено в месяцеслов как день поминовения благоверного князя.

В тот день нас ожидало ещё несколько встреч с древними церквами и монастырями. Из окна гостиничного номера были видны купола какого-то храма у Которосльной набережной. А храм, оказалось, с более чем трёхсотлетней историей и освящён во имя Богоявления Господня. Когда-то на этом месте стояла деревянная церковь. А нынешняя, в камне, была построена в 1684-1693 годах на средства ярославского купца Алексея Зубчанинова. Храм этот выполнен в традициях московского зодчества — нарядный, с декоративными кокошниками, а древние росписи — в стиле ярославской школы живописи. В XIX веке храм перестраивался. Несмотря на то, что церковь в 30-е годы прошлого столетия была признана выдающимся памятником русской архитектуры, здесь в советское время располагались гараж и мастерские.

Сегодня здание находится в совместном ведении городского музея-заповедника и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в южном приделе, освящённом в честь святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Здесь уютно и камерно. Можно помолиться перед иконами с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, мученика Вонифатия, святителя Нектария Эгинского (этот образ привезён в Ярославль недавно, в 2012 году), а также перед святыми мощами ярославских благоверных князей.

Осмотрев храм, мы отправились с Богоявленской площади в центр города: там находятся два старых ярославских монастыря. Сначала решили побывать в Кирилло-Афанасиевском, что на площади Челюскинцев, 15. Отыскать обитель удалось не сразу. Скрытая за строениями в центре города, она ещё только реставрируется. Спасибо местным жителям, которые в очередной раз очень любезно и терпеливо объяснили нам дорогу.

Кирилло-Афанасиевская обитель — самый поздний по времени основания и единственный в городе мужской монастырь. Считают, что он возник вскоре после смутного времени. И, очевидно, потому что тогда в Россию проникал католицизм, был назван в честь ревнителей православия — святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Точное время создания обители неизвестно. В документах она упоминается в связи с событием 1612 года: во время смертоносной язвы, свирепствовавшей в Ярославле, протопопу Успенского храма Илии во сне явился Спаситель и повелел пронести в крестном ходу икону, хранившуюся в пыли и забвении в часовне близ монастыря святителей Афанасия и Кирилла. После крестного хода с найденной иконой Спаса Нерукотворного эпидемия язвы в городе прекратилась. Обретённый чудотворный образ стал главной святыней Кирилло-Афанасиевского монастыря, наряду с частицей мощей святителя Афанасия Александрийского.

Читайте также:  Храм Татианы мученицы при МГУ: история и адрес, описание, святыни и праздники

Эта ярославская обитель в прошлом не была ни крупной, ни богатой, но почиталась народом. В 1925 году советские власти её закрыли. Чудотворный образ Спаса Нерукотворного был изъят властями, а потом уничтожен людьми. Колокольня разобрана, храмы и братские кельи использовались под производство и жильё. Древние росписи были закрашены краской, многое перестроено. Ко времени передачи Русской Православной Церкви в 2006-2007 годах здания обители находились в плачевном состоянии.

От нанесённого ущерба монастырь, действующий с 2009 года, восстанавливается до сих пор. Сколько ещё здесь предстоит сделать! И если кто-то хочет материально помочь восстающей из разрухи провинциальной обители, то Кирилло-Афанасиевская — тот самый адресат. Промыслом Божиим сюда постепенно возвращаются святыни: несколько лет назад были переданы список с чудотворного образа Спаса Нерукотворного и частица мощей святителя Афанасия Александрийского. В храме есть интересные иконы старого письма (например, великомученицы Параскевы Пятницы), образ преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Очень хочется верить, что и этот ярославский монастырь через несколько лет всё-таки будет восстановлен.

А наш путь в тот день лежал в другую древнюю обитель в центре города — Казанскую, тоже основанную в начале XVII века и тоже пережившую запустение в советский период. История этого монастыря началась в 1610 году: в честь Казанской иконы Божией Матери, спасшей Ярославль от польских интервентов, всем миром соорудили деревянную церковь. На этом месте поселились монахини. Затем монастырь был отстроен в камне. В 1845 году был освящён соборный храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы, выполненный в стиле позднего классицизма.

Эта женская обитель славилась церковным пением, просфорами, золотошвейными и иконописными мастерскими. Но в 1918 году она была упразднена, а её насельницы перебрались на Толгу. Главная святыня обители — чудотворная Казанская икона — была потеряна. В 1919-1922 годах на этой территории находился концлагерь, затем — Госархив Ярославской области, городская библиотека, планетарий, провинциальный колледж. В 1998 году женский монастырь на улице Первомайской 19а был открыт вновь и начал восстанавливаться.

Сегодня отреставрированный Казанский храм обители поражает благолепием и обилием собранных здесь святынь. Чтимый список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери был сделан инокинями обители до её закрытия. Среди образов старого письма — Иверская (список XVII века), Феодоровская (список XIX века) иконы Божией Матери. Иконы с частицами мощей — святителя Димитрия Ростовского, святителя Луки Крымского, великомученика и целителя Пантелеимона, праведной блаженной Матроны Московской, благоверного князя Александра Невского, оптинских старцев, образ равноапостольной Нины с камешком и землёй с её могилы. Ковчеги с частицами мощей (в том числе ростовских святых), часть Дуба Мамврийского, камни с Голгофы, Синая и Хорива. Замечательные иконы «Страшный Суд», «Благословение детей» (на евангельский сюжет)… Всего и не перечислишь!

В отдельной раке в Казанском храме почивают мощи местного священноисповедника — митрополита Агафангела (Преображенского). Он с 1913 года занимал в Ярославле архиепископскую кафедру, а в 1917 году — стал митрополитом Ярославским и Ростовским. За нежелание сотрудничать с обновленцами в 20-е годы владыке пришлось претерпеть гонения от советских властей. Он находился в тюремном заключении, был сослан в глухой посёлок в Нарымский край. Там митрополиту было запрещено служить. ГПУ пыталось использовать святителя в своих интригах по расколу Церкви, введя его в заблуждение относительно сложившейся в ней ситуации. Но в итоге ради церковного мира владыка отказался от прав на Патриаршее Местоблюстительство.

Скорби подточили здоровье митрополита Агафангела, и 16 октября 1928 года он скончался, передав духовенству и мирянам своё благословение, попросив у всех прощения и святых молитв. Тело архипастыря на седьмой день после смерти погребли в склепе храма святителя Леонтия Ростовского на Леонтьевском кладбище Ярославля. Временами гроб митрополита благоухал. В 2000 году владыка Агафангел был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Его мощи сначала были положены в Феодоровском соборе Ярославля, а затем — переданы в возрождающуюся Казанскую обитель.

Есть в Казанском храме также уголок памяти почившего подвижника благочестия архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) (1921-2005). Здесь, в обители, архипастырь провёл на покое последние три года своей жизни. Ярославцы очень любили митрополита за его горение о Боге, любовь к людям, смирение, отеческую простоту и ласково называли его «Владыченькой». На ярославской земле он прослужил в общей сложности более тридцати лет, с тех пор как был назначен в 1969 году настоятелем прихода в селе Бабурине. Замечательный факт: похоронили владыку в гробе, который был прислан из Толгской обители и в котором одно время, пока реставрировалась рака, хранились мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Вот такая духовная преемственность!

Попрощавшись с Казанской обителью, мы перешли дорогу и оказались в сквере Первомайского бульвара, где с радостью обнаружили памятник благоверным князю Петру и княгине Февронии. Святые стоят рядом и держат в руках голубей — символ семейного счастья. Эта трёхметровая скульптурная композиция работы Константина Чернявского была установлена в 2009 году в сквере между Казанским монастырём и городским загсом.

Днём в самом центре Ярославля было шумновато: шла подготовка к завтрашнему празднику, дню Победы. Немного погуляв по набережной, мы отправились к вокзалу. Скоро поезд. Пора прощаться с Ярославлем. За эти два дня город открылся нам во всей своей многовековой истории. И, удивительное дело, местные святые стали почти такими же близкими и родными, как московские. До свидания, Ярославль!

Успенский Кафедральный Собор

Успенский собор в Ярославле был заложен в 1215 году Князем Константином Всеволодовичем (Мудрым) , старшим сыном Всеволода Большое Гнездо, и освящен в честь престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы .Н а протяжении своей истории горел и перестраивался. В 1937 году собор был взорван. 72 года на этом месте росли садовые деревья, а в XXI веке к 1000-летию города Успенский собор в Ярославле вновь отстроен.

С западного входа сияет своей красотой изразцовая арка . Она уникальна тем, что изразцов таких размеров в храмах Ярославской области до настоящего времени еще не делали. Уникальную и почти забытую технологию ярославских мастеров по изразцовому украшению соборов планируют использовать в дальнейшем, работая по всему периметру Успенского собора.

Над входом в собор установлена изразцовая икона Успения Пресвятой Богородицы, высота которой более восьми метров, а ширина – семь. На ее изготовление ушло более 600 изразцов

Образ Покров Божьей Матери разместился над северными воротами храма. Размер изразцовой иконы – 37 квадратных метров, состоит она из 600 фрагментов. Автор – ярославский художник Евгений Тарабин. На иконе изображена Богородица, которая в окружении ангелов раскрывает свой покров над храмами Ярославского края. На иконе изображены : Спасо – Преображенские собор Переславля, Горицкий монастырь , Успенский собор Ростова и Успенский Собор Ярославля.

По инициативе Ярославского художественного музея были написаны копии древних икон : домонгольская икона «Спас Вседержитель» первой четверти XIII в., икона «Богоматерь Ярославская» XVI в., а также величественные иконы-рамы к иконам «Богоматерь Ярославская» (1803 г.) и «Богоматерь Толгская» (конец XVIII в.). Этот выбор не случаен. Оригиналы икон висели в Успенском соборе XVII века, разрушенного в 1937 году, а сейчас находятся в собрании Ярославского художественного музея. Работа проходила в Митрополичьих палатах в Ярославле. Иконописцы работали рядом с оригиналами, кропотливо перенося изображения древних памятников на их современные копии. В храм возвращены и древние иконы «Спас Вседержитель», «Божией Матери Смоленская» в серебряных ризах, «Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», «Святителя Николая с житием» и многие другие.

Святыни храма

Главными святынями собора на протяжении веков являлись мощи благоверных князей Василия и Константина. Особо почиталась Ярославская икона Божией Матери, по преданию принадлежавшая святым князьям.

Из Федоровской церкви перенесена рака с мощами 2-й Княжеской династии Ярославских князей Федора, Давида и Константина. Потомки Фёдора Чёрного правили Ярославским княжеством до присоединения его в XV веке к Московскому княжеству. Мощи хранятся в большой раке под сенью, рядом с мощами князей Василия и Константина.

5 мая 2013 года положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после исследования археологами строительной площадки.

Сегодня ансамбль колоколов возле Успенского собора находится на временной звоннице. Они вернулись в Ярославль из Данилова монастыря Москвы .

Их всего пять: два колокола в сто пудов, и два относительно маленьких — по 200 и 400 килограммов соответственно. И самый большой, в две с половиной тонны весом. Его родной брат висит на колокольне Спасо-Преображенского монастыря. Летом 2010 года на тутаевском заводе Николая Шувалова под Ярославлем , был отлит еще один колокол — колокол тысячелетия.

Рядом с Успенским собором находится скульптура «Троица» – единственное в России изображение Святой Троицы в камне. Поставлена она была на месте алтаря взорванного в 1937 году Успенского собора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и украшением древнего Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей Ярославской земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов .

Ни одна наша экскурсия не обходится без посещения этого собора. Вы можете заказать пешеходную экскурсию по историческому центру Ярославля, или более обширную, на которой вы проедите по следам 1000 рублевой купюры.

Успенский кафедральный собор Ярославль

Святыни

В Успенском соборе с 1395 года и вплоть до Октябрьской революции находилась главная святыня домонгольской Руси Владимирская икона Божией Матери. Ныне эта икона находится в храме Николая Чудотворца в Толмачах, он является домовым храмом Третьяковской галереи.

Интересно! По преданию, икона всегда сама выбирала место, где ей находиться, теперь это небольшой храм Москвы.

Из тех святынь, которые ныне находятся в соборе, сохранились иконы:

  • Божией Матери «Влахернская». По преданию, она была написана евангелистом Лукой и из Антиохии попала в Константинополь, а в 1653 году была передана в дар русскому царю Алексею Михайловичу. Сама икона выполнена в технике воскомастики, т. е. она как бы рельефна, а в качестве мастики использовался воск с частицами мощей многих святых;
  • Петровская икона Божией Матери. Считают, что она была написана самим митрополитом Петром в бытность его еще игуменом на Волыни, он подарил её митрополиту Киевскому Максиму, который привез икону во Владимир, а потом она оказалась в Москве;
  • Корсунская икона Божией Матери. Предание утверждает, что икона была написана евангелистом Лукой с самой Богородицы, а список этой иконы был перенесен в Корсунь во время Крещения князя Владимира. Первоначально она находилась в Новгороде, а затем была перенесена в Москву.
Читайте также:  Сызранская епархия: история и описание, храмы и монастыри, святыни

Также мощи святителей Московских:

Святые мощи первого русского патриарха Иова, а также святого патриарха Гермогена. Помимо этого, в Успенском соборе хранятся такие реликвии христианского мира, как Гвоздь Господень и посох святого митрополита Петра Московского.

Уникальная стенная живопись и иконостас собора XVII с многочисленными знаменитыми по всему миру иконами, среди которых: «Спас Ярое око», «Спас в силах», «Спас Златые власы».

Современное состояние

После прихода к власти коммунистов Свято-Успенский собор закрыли и разместили в нем музей научного атеизма. Однако в 1944 году от православных прихожан города поступила просьба о проведении богослужений в храме и она была одобрена. После этого церковь уже не закрывалась.

В настоящее время здесь проводятся экскурсии для туристических групп по предварительной договоренности. Перед праздниками проходят вечерние богослужения. Нынешнее техническое состояние собора контролируют специалисты.

Важно! Храм внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО и причислен к памятникам федерального значения Российской Федерации. Крестильное помещение в настоящее время используется для хозяйственных нужд

Крестильное помещение в настоящее время используется для хозяйственных нужд.

Деятельность прихода и расписание богослужений

Посещение собора разрешено с 7:00 до 20:00 ежедневно за исключением понедельника. Проводить экскурсии можно с 13:00 до 16:45.

Участникам групп следует помнить о соблюдении некоторых правил при посещении церкви:

  • нельзя брать с собой собак;
  • нельзя вести разговоры по мобильному телефону;
  • запрещается курить и употреблять нецензурную лексику.


Богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе

Богослужения совершаются в здании храма и в часовне, куда привезли афонскую икону «Достойно Есть». Перед ней с понедельника по субботу проводятся службы в 11:00. По воскресеньям — в 12:00. В это время читается Акафист и освящается вода.

Новая жизнь Звонницы

Осенью 2010 г. вновь отстроенный Успенский собор распахнул свои двери для прихожан и гостей Ярославля, но колокольню не отстроили. Сегодня на территории собора можно наблюдать временную Звонницу (колокола, расположенные за металлической оградой) как промежуточное решение, действующее до момента полного восстановления храмового комплекса.

Два больших колокола держатся на индивидуальных металлических конструкциях. Еще один каркас служит опорой для двух колоколов среднего размера. На соседней конструкции находятся семь маленьких колоколов. Все вместе, они являют собой величественное зрелище, в том числе, и благодаря богатому декору – ликам святых и православному орнаменту.

Адрес: г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 2.

Успенский кафедральный соборКамень на месте основания Ярославля

Похожие публикации:

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

История Успенского Собора в Ярославле

Своё историческое начало это “чудо” архитектуры и православия берёт ещё с XVIII—XX веков, когда храм находился в древней Ростово-Ярославской епархии. Продолжалось этот период с 1215 года и до разрушения в 1937 г.

За это время храм не раз горел и перестраивался. В 1918 году пострадал от попадания снарядов. В 1922 г. – были изъяты церковные ценности из самой богатой ризницы. 1929 год – ликвидирована колокольня и религиозная община соборной церкви. И в 1937 году Успенский кафедральный собор был полностью снесён.

Позднее он дважды перестраивался и был восстановлен по новому проекту к концу 2010 года. Само же строительство было приурочено к 1000-летию славного города Ярославля.

Периоды возрождения храма:

  • 2004 год – принято решение о воссоздании собора;
  • общими усилиями властей государственных и религиозных выбран проект архитектора из Москвы А. Денисова, который отличался масштабностью и подразумевал в цокольном этаже зал для церковных собраний, ризницу и трапезную палату;
  • 2005 год – церемония освящения камня закладки за алтарём собора, совершённая митрополитом Кириллом;
  • 2006 – 2010 года – непосредственное строительство;
  • 12 сентября 2010 года – торжественное освящение уже построенного собора, помещение на историческом месте ковчегов с мощами святых князей Василия и Константина и чтимого списка Ярославской иконы Божией Матери;
  • 2 октября 2011 года – перенесение из Феодоровского храма мощей благоверных;
  • 2013 года – положено реставрации соборной колокольни.

Теперь Успенский Собор является важным архитектурным центром и украшением старого Ярославля. Он поднимается ввысь над берегом старинной Волги, не давая людям забыть о православных корнях и вечной христианской вере. А под сводами храма и сегодня, как и много веков назад, слышны молитвы Господу от чистых сердец настоящих паломников со всех уголков мира.

Также все истинные христиане должны знать и помнить о Престольном празднике, что является важным для собора – Успения Пресвятой Богородицы, который традиционно отмечается 28 августа.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Успенский Кафедральный Собор город Ярославль

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Успенский Кафедральный Собор Ярославля – один из величайших памятников православия, который является наиболее почитаемым среди всех христиан и до сегодняшнего дня. Он стал поистине духовным центром не только России, но и всего мира, ведь его историческая ценность велика и непоколебима. Настоящее “чудо” современной православной культуры, важное для каждого православного человека и истинного уважаемое им как самая большая святыня своего народа, своей земли, своей истории. В ней – сам человек, его помыслы, душа, жизнь…

История Успенского Собора в Ярославле

Своё историческое начало это “чудо” архитектуры и православия берёт ещё с XVIII—XX веков, когда храм находился в древней Ростово-Ярославской епархии. Продолжалось этот период с 1215 года и до разрушения в 1937 г.

За это время храм не раз горел и перестраивался. В 1918 году пострадал от попадания снарядов. В 1922 г. – были изъяты церковные ценности из самой богатой ризницы. 1929 год – ликвидирована колокольня и религиозная община соборной церкви. И в 1937 году Успенский кафедральный собор был полностью снесён.

Позднее он дважды перестраивался и был восстановлен по новому проекту к концу 2010 года. Само же строительство было приурочено к 1000-летию славного города Ярославля.

Периоды возрождения храма:

  • 2004 год – принято решение о воссоздании собора;
  • общими усилиями властей государственных и религиозных выбран проект архитектора из Москвы А. Денисова, который отличался масштабностью и подразумевал в цокольном этаже зал для церковных собраний, ризницу и трапезную палату;
  • 2005 год – церемония освящения камня закладки за алтарём собора, совершённая митрополитом Кириллом;
  • 2006 – 2010 года – непосредственное строительство;
  • 12 сентября 2010 года – торжественное освящение уже построенного собора, помещение на историческом месте ковчегов с мощами святых князей Василия и Константина и чтимого списка Ярославской иконы Божией Матери;
  • 2 октября 2011 года – перенесение из Феодоровского храма мощей благоверных;
  • 2013 года – положено реставрации соборной колокольни.

Теперь Успенский Собор является важным архитектурным центром и украшением старого Ярославля. Он поднимается ввысь над берегом старинной Волги, не давая людям забыть о православных корнях и вечной христианской вере. А под сводами храма и сегодня, как и много веков назад, слышны молитвы Господу от чистых сердец настоящих паломников со всех уголков мира.

Также все истинные христиане должны знать и помнить о Престольном празднике, что является важным для собора – Успения Пресвятой Богородицы, который традиционно отмечается 28 августа.

Расписание богослужений Успенского Собора в Ярославле

За последнее время собор стал настоящим оплотом для верных христиан всего мира. Каждый день тысячи паломником съезжаются к нему, дабы узреть Господа и поклониться ему. Он впечатляет не только своей красотой и историческими данными, но и главным смыслом своего присутствия – огромной значимостью для посвящённых в православную веру, ведь в нём сочетаются воедино благородство великой истории и духовность народа, что образуют огромную силу, равных которой никогда нет и не было на земле.

Богослужения в храме проходят каждый день:

    • понедельник-пятница: 8:00 – 17:00 (литургии);
    • выходные дни и двунадесятые праздники: с 8:40 (литургические службы);
    • четверг: 17:00 – акафист святым Феодору, Давиду и Константину Ярославским.

Адрес Успенского Собора в Ярославле следующий: Россия, город Ярославль, Которосльная набережная, 2/1.

Успенский собор в Ярославле

Ярославль: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Ярославля
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (50)
    • Парки развлечений (18)
    • Музеи (23)
    • Храмы, соборы, мечети (13)
    • Речные вокзалы (1)
    • Зоопарки (1)
    • Парки (4)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Автовокзалы (1)
    • Рестораны и кафе (4)
    • Театры (5)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Аэропорты (1)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Магазины и ТРЦ (1)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Галереи (1)
  • Забронировать отель в Ярославле
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Ярославля
  • Советы о Ярославле
  • Экскурсии в Ярославле

АвтобусОст. «Богоявленская площадь» № 4, 4а, 13, 14, 16, 41, 416
ТроллейбусОст. «Богоявленская площадь» № 5
Маршрутное таксиОст. «Богоявленская площадь» №51

Успенский собор в Ярославле является главным храмом города, так как имеет статус Кафедрального собора Русской православной церкви. Белокаменное культовое здание с пятью сверкающими на солнце куполами, величественно возвышающееся над правым берегом Волги, по праву считается одним из символов древнего города, его визитной карточкой и местом паломничества верующих.

Читайте также:  Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

На протяжении столетий, с перерывом в несколько десятков лет, в Успенском соборе хранились святые мощи благоверных ярославских князей Василия и Константина, а также особо почитаемая христианской церковью Ярославская икона Божьей матери.

История Успенского собора

Кафедральный собор Ярославля находится на месте существовавшего здесь ранее храма, упоминания о котором выявлены в летописных свидетельствах XIII века как о первой каменной церкви города. Ее построили в 1215 году по волеизъявлению князя Ростовского и Владимирского Константина Всеволодовича (1185-1218 гг.) на территории защищавшей город крепости, располагавшейся на стрелке Волги и ее правого притока – реки Которосль. Освященная в 1219 году в праздник Успения Пресвятой Богородицы, она стала главным собором Ярославля.

За свою многовековую историю город не раз подвергался испепеляющим пожарам, в результате которых храм обветшал настолько, что в 1659 году царским указом было предписано разобрать прежнюю постройку, чтобы возвести на ее месте новую соборную церковь. С тех пор здание, выполненное в византийском стиле, с пятью куполами и богатейшей росписью интерьера, сделанной в период 1671-1674 гг., на протяжении нескольких столетий не подвергалось практически никаким существенным изменениям. После переноса из Ростова в Ярославль епархиального центра, Успенский собор в 1788 году получил статус кафедрального. В этой связи было решено возвести и новую колокольню. Ее построили по проекту архитектора Мельникова в 1832 году.

Лихолетье XX века во многом определило дальнейшую историческую судьбу храма. В 1918 году, во время белогвардейского мятежа 6 июля, он получил значительные повреждения от прямого попадания артиллерийского снаряда. Впоследствии здание отремонтировали и отдали под биржу труда, а с 1930-го собор приспособили под зернохранилище. В ходе очередной антирелигиозной кампании, проводимой большевистской властью, 26 августа 1937 года Успенский кафедральный собор взорвали, а на его месте разбили городской парк.

Восстановление Успенского собора в Ярославле

Переосмысление прошлого страны в конце 80-х годов поспособствовало возрождению Русской православной Церкви. Именно в этот период начали возрождаться старые и строиться новые храмы. Давняя идея воссоздания исторического Успенского собора в Ярославле получила реальное подтверждение в рамках широкомасштабного празднования 1000-летия Крещения Руси. В проведенном конкурсе утвердили проект московского архитектора А. Денисова, предложившего построить на месте взорванного здания более масштабное по размерам сооружение. Идею же ярославского реставратора В. Сафронова, разработавшего план возведения точной копии разрушенного в 30-е годы собора, отклонили.

В ходе проектных работ планировалось строительство 70-метровой колокольни, взамен снесенной в 1922 году. Однако проведенные исследования грунтовых условий на стрелке рек Волги и Которосли показали, что осуществление задуманного в полном объеме невозможно по причине слабости почвенных слоев. Дополнительная нагрузка привела бы к проседанию массивного строения и его дальнейшему разрушению. Грунты оказались слишком слабыми, а закладка глубокого фундамента, замена грунта или отсыпка насыпи не оправдывались ни с технической, ни экономической точки зрения. Огромная сметная стоимость могла послужить причиной долгого сбора средств и поиска добровольных инвесторов.

Уже утвержденный проект Успенского собора в Ярославле подвергался нещадной критике в связи с тем, что экстерьер будущего сооружения не вписывался в исторический образ города. Внешний вид храма представлялся чуждым верхневолжским народным и культурным традициям. Со стороны Комитета Всемирного наследия были выражены опасения, что вновь возведенный собор может изменить облик Ярославля, находящегося под эгидой ЮНЕСКО.

После археологических изысканий, выполненных под руководством специалистов Института истории РАН накануне начала строительства объекта, и передачи найденных артефактов в фонд Ярославского музея-заповедника, 26 октября 2005 года митрополитом Кириллом был установлен и освящен закладной камень. Начавшееся в следующем году возведение нового здания Успенского собора продолжалось в течение четырех лет. Дату его открытия и освящения приурочили к празднованию тысячелетия со дня основания Ярославля –12 сентября 2010 года. В этот же день сюда были возвращены святые мощи князей Василия и Константина, а также Ярославская икона Богородицы.

Архитектура

Архитектура Успенского собора Ярославля повторяет кубическую форму и византийский стиль снесенного ранее храма, но в гораздо большем объеме.

  • Площадь храма – около 2 тыс. кв. метров;
  • высота до основания креста – почти 50 метров;
  • число одновременно присутствующих на службе – 4000 человек.

Над входом в Собор размещена икона Пресвятой Богородицы, выполненная в мозаичной технике. Внешние белоснежные стены украшают цветные изразцы. Сверкающие на солнце семь куполов покрыты тонким слоем нитрита титана, являющегося сегодня достойной заменой позолоты в современной индустрии строительства. В просторном цокольном этаже находятся:

  • палата церковных соборов;
  • трапезный зал;
  • покои архиерея;
  • небольшой музей.

Внутреннее убранство Успенского собора

Сегодня интерьер Успенского собора выглядит несколько аскетично, так как стены и своды куполов пока еще не покрыты церковной росписью. Однако снежная белизна расширяет внутреннее пространство храма, делая его еще более просторным. Главным украшением является иконостас, который был окончательно собран 28 августа 2012 года, к престольному празднику кафедрального собора – Успению пресвятой Богородицы. По настоятельному пожеланию Патриарха Кирилла, иконостас делали строго каноническим и традиционным. На нем присутствуют лики Ярослава Мудрого, князя Владимира, святителя Тихона и др. канонические образы Русской Православной Церкви.

Особый интерес прихожан и обычных посетителей вызывают установленные в музее собора стенды с документальными свидетельствами, повествующими о непростой истории Успенского собора Ярославля и фотографическими изображениями его внутреннего богатого убранства конца XIX – начала XX вв. Здесь же представлены некоторые древние артефакты, найденные при раскопках, предшествовавших строительству.

Что посмотреть возле Успенского собора

Во дворе храма находится скульптурная композиция «Троица», являющаяся единственным подобным художественным изображением Святой Троицы в России. Изваяние скульптора Н. Мухина было установлено в 1995 году с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Здесь же находится звонница, насчитывающая более десятка колоколов принадлежавших ранее различным закрытым в Ярославле храмам. Они были доставлены из московского мужского Данилова монастыря для колокольни, споры о строительстве которой ведутся до сих пор. Самый большой колокол весом в две с половиной тонны был отлит в 2010 году в небольшом городе Тутаев, входящем в состав Золотого кольца России, и отдан в дар восстановленному Успенскому собору Ярославля.

Расписание богослужений в Успенском соборе Ярославля

Кафедральный собор Ярославля открыт ежедневно с 8.00 утра, а по воскресеньям – с 8.40. Богослужения совершаются правящим архиереем ежедневно по следующему расписанию:

  • в будние дни – в 8:00, 8:15 (Литургия), вечерняя служба в 17.00;
  • в воскресные дни и двунадесятые праздники – в 8:40, 9.00 (Литургия);
  • каждый четверг – чтение акафиста, обращенное к благоверным князьям Ярославским – Федору, Давиду и Константину – в 17:00.

Престольный праздник – 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. Уточнить время Богослужений можно на официальном сайте.

Как добраться до Успенского собора

До остановки «Богоявленская площадь» можно доехать автобусами № 4, 4а, 13, 14, 16, 41, 416, а также троллейбусным маршрутом № 5 и маршрутным такси № 51. Далее следует пройти пешком по Первомайской улице до пересечения с Которосльной набережной и повернуть налево в сторону реки Волга. Расстояние от остановки «Богоявленская площадь» до Успенского собора составляет 900 метров.

В Ярославле можно воспользоваться мобильными приложениями такси – Gett, Maxim, Яндекс.Такси, АБС, Rutaxi.

Успенский кафедральный собор

Официальный приходской сайт

Успенский кафедральный собор г. Ярославля

Настоятель храма:

в храме совершаются ежедневные богослужения.
в будние дни
8:00 часы, 8:15 Литургия, 17:00
воскресные дни и двунадесятые праздники 8:40 часы, 9:00 Литургия
четверг 17:00 акафист блгв. кнн. Феодору, Давиду и Константину Ярославским

Престольный праздник: Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).

Святыни храма
Мощи благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославских Чудотворцев.

О храме

Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли».

Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно.

В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен.

Возрождение церковной жизни в России, начавшееся с празднования тысячелетия Крещения Руси, коснулось и утраченной святыни древнего Ярославля. В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. В этой инициативе сошлись церковные и государственные власти. Был выбран проект московского архитектора А. Денисова для основы строительства, который отличается большей масштабностью и подразумевает в цокольном этаже собора размещение зала церковных собраний, ризницы и трапезной палаты.

26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора.

Строительство, начавшееся в 2006 году после археологических раскопок, продолжалось четыре года. Строительство велось московской строительной компанией «Корпорация ВИТ» во главе с Виктором Тырышкиным, который взял на себя финансирование всех работ.

В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев. Тогда же были помещены на историческом месте ковчеги с мощами святых благоверных князей Василия и Константина и чтимый список Ярославской иконы Божией Матери.

2 октября 2011 года из Феодоровского храма, ранее бывшего кафедральным собором с воинскими почестями были перенесены мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора и чад его Давида и Константина.

5 мая 2013 года в день Святой Пасхи молебном перед началом доброго дела положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после необходимого исследования археологами строительной площадки.

В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и поистине украшением седого Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов и весей.

Ссылка на основную публикацию