Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес, описание, святыни

Серафимович женский монастырь Волгоградская область Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий. История, описание

Волгоградская область славится своими православными обителями. Одним из таких мест является Усть-Медведицкий женский монастырь, расположенный в г. Серафимович, отличающийся уникальной архитектурой зданий и необыкновенной историей.

История обители

Своё название монастырский комплекс получил от Усть-Медведицкой казачьей станицы, расположенной рядом с обителью. В 1933 г. её переименовали в г. Серафимович в честь известного советского писателя, жившего и работавшего здесь.

Основан монастырь донскими казаками в 1638 году. Из-за набегов татар его перенесли в более защищённое место. Возведение обители длилось с 1652 – 1665 год.

Священнослужители смогли освятить монастырский храм Преображения Господня лишь спустя 5 лет (1670 г.). Строил первый святой комплекс игумен Исайя с тремя старцами. Их имена – Кирилл, Иосиф, Корнилий. Сохранилось предание о С. Разине угрожавшем разорить мужскую обитель. Поднялась буря, он не смог перебраться через реку. Утром атаман раскаялся, одарив монастырь украшениями и деньгами.

Пасхальной ночью 1752 г. разлитый Дон размыл берег. Половодье значительно разрушило храм, он полностью «сполз» в реку. Монахи приняли решение перенести комплекс на более высокое место. К началу 1759 г. его отстроили вновь. Мужской монастырь стал женским в 1785 г. благодаря помощи казачьего атамана Алексея Ивановича Иловайского.

Обитель приняла под свой кров 40 монахинь с дьяконом В. Михайловым. До этого женщины состояли в девичьем Сиротинском собрании. Последним настоятелем мужского монастыря являлся Игумен Павлин (в мире Пётр Евтихиев).
Первой наставницей Усть-Медведицкой женской общины стала Мария Абрамовна Карпова (вдова казачьего старшины).

Епископ Воронежский Тихон III назначил дьякона Михайлова В. управлять духовной жизнью монахинь. Монастырь просуществовал всего три года. Императрица Екатерина II своим указом от 1788 г. закрыла несколько обителей относящихся к Воронежской епархии. Среди них оказалась Усть-Медведицкая.

Её открыли вновь как женский монастырь спустя десять лет (1 октября 1798 г.) для приема вдов и осиротевших девочек. Им руководила всё та же М. А. Карпова. В 1827 году после того как она скончалась, женскую обитель возглавила игуменья Августа.

Под её началом обитель находилась восемь лет, и было отмечено весьма важным новшеством: монастырь стал принимать на воспитание маленьких дочерей местных казаков. 1835 год стал печальным для обители. Умерла настоятельница Августа. Игуменство приняла Афанасия. Именно в это время Святейший синод решил обновить положение об Усть-Медведицком монастыре (оно выпущено в 1798).

Новое издание не включало некоторые позиции обеспечивающие монастырю государственное содержание. Заступился за сестёр архиепископ Игнатий, руководивший в те годы епархией. Он лично составил и передал прошение на имя царя. Николай I распорядился восстановить насельниц в их правах.

После кончины наставницы Афанасии в 1847 г. игуменствовала казначея Версавия. Во время её управления была построена двухэтажная трапезная, увеличилось число монахинь (от 17 до 32 сестёр). 21 ноября 1863 г. она умерла.

Монастырь достиг своей лучшей поры в период правления пятой настоятельницы матушки Арсении (в мире – Анны). Она происходила из богатого, знатного рода донского помещика Себрякова Михаила Васильевича, получила хорошее образование.

Серафимович — женский монастырь в Волгоградской области. Он имеет богатую историю.

Когда дочери исполнилось 17 лет, по желанию Анны отец привёз её в тогда ещё бедную обитель 30 декабря 1850 г. Девушка отличалась красотой, умом, добрым нравом, трудолюбием. Спустя 4 года она приняла постриг. Нарекли её именем Арсения.

3 января 1864 г. по просьбе инокинь матушка Арсения в возрасте 31 года стала игуменьей. Правление её длилось до 1905 г.

За время руководства матери Арсении монастырь превратился в настоящий духовный центр. Открыта школа для обучения девочек и монахинь грамоте. Устроена библиотека, студия живописи. Отстроены дома для священнослужителей, новые корпуса в два этажа для монахинь, хозяйственные строения. Обновлено подворье монастыря. За территорией комплекса построена гостиница для паломников.

В 1867 г создано женское училище, где могли получить четырёхлетнее образование девочки разных социальных сословий. Оно было бесплатное. В нём преподавали Закон Божий, русский, церковнославянский язык, арифметику, историю Руси, географию. Работало образовательное заведение до 1918 г.

Игуменья Арсения написала несколько больших икон. До сегодняшних дней сохранилась одна из них – «Плащаница Спасителя». По ходатайству игуменьи Арсении в 1871 г. архиепископ Платон дал разрешение на постройку Казанского храма.

Здание собора проектировал известный столичный архитектор Горностаев Иван Иванович. Строительные работы начались в 1874 г. Возведение верхней части храма закончено летом 1885 г. Собор освящён 8 сентября этого же года, а на 15-й день придел святых апостолов Петра и Павла.

Судьба после революции

После октябрьских событий обитель просуществовала до 1928 г. Затем её закрыли. Несколько монахинь репрессировали. Как вспоминала учительница Полякова Тамара Владимировна – оставшиеся насельницы смогли организовать «сельскую коммуну», купить дом. Там они жили, молились, зарабатывали, чтобы прокормиться.

Сначала на территории обители разместилось 400 воспитанников детской колонии. Позже здесь находился штаб генерала Ватутина в период Великой Отечественной войны (1942 – 1943 г.). Серафимович (женский монастырь Волгоградской области получил серьёзные повреждения во время тяжёлых боёв) был значительно разрушен в Сталинградских сражениях.

За годы советской власти в Казанском соборе располагался пионерский лагерь, склад хранения зерна, была птицефабрика. Позднее там обустроили электростанцию, которую демонтировали самым варварским способом к концу 60-х. Уникальное строение взорвали, сохранились только стены, а также мраморные колонны здания.

Восстановление

В начале 90-х г.г. XX столетия Священный Синод учредил отдельную епархию Волгоградской области поставив главой её архиепископа Германа. По его прошению Русская Православная Церковь постановила открыть мужскую обитель в 1991 г.

1992 г. стал началом возрождения духовного комплекса. Первыми обитателями были три иеромонаха, старший из них Савин (Аганин), а также иеродьякон, монах, несколько послушников. Они отремонтировали крышу, восстановили перекрытия между верхней и нижней частями здания.

Были убраны остатки оборудования электростанции, осуществлены хозяйственные мероприятия, реконструированы пещеры, а также благоустроена домовая церковь, возведён дом игумена, где обустроили трапезную.

Женский монастырь города Серафимович в августе 2001 г. принял женскую общину под руководством матушки Георгии (Боровик). Эта довольно большая группа прибыла в Волгоградскую область из Украины. Мужской монастырь обратно стал женским в июле следующего года.

Состоялось освящение, а также открытие собора Казанской Божьей Матери 9 сентября 2012 г. Его реставрировали больше 20 лет. В 2002 г. восстановили нижнюю церковь преподобного Арсения Великого. С 2004 по 2014 г. возвели храм Преображения Господня, выстроили часовню в честь преподобного Серафима Саровского.

Архитектурные особенности

Серафимович (женский монастырь Волгоградской области имеет на своей территории здания неповторимого зодчества) привлекателен для туризма. Прежде всего, он знаменит Казанским храмом. Выстроен он в русско-византийском стиле. Собор имеет форму креста, верхнюю, нижнюю часть. Внизу находится церковь имени преподобного Арсения Великого, построенная в 1888 г.

Казанский собор отличается не только необычной архитектурой снаружи. Внутри него расположены красивые колонны украшенные капителями. Мрамор для них заказывали в Италии. Изготавливали в Санкт-Петербургской мастерской скульптора Андрея Андреевича Баринова. Храм довольно просторный. Он может вмещать до 5000 человек.

Храм Преображения Господня создан в стиле барокко. Украшают его 33 купола (число земных лет Христа). Установлены они в 4 яруса. По 8 глав на трёх нижних, 1 венчает верх. Внутри своды расписаны красочными фресками.

Другие строения более скромные:

  • колокольня;
  • надвратный храм – освящён 20 июля 2015 г. в честь святителя, чудотворца Николая;
  • часовня имени Серафима Саровского;
  • игуменский дом;
  • звонница в форме арки;
  • дом для гостей.

Пещеры

Происхождение пещер имеет две версии. По одной из них 10 июля 1874 года (день памяти Антона Печёрского) настоятельница Арсения собственноручно приступила к копке пещер. Помогали ей три инокини (Агния, Викторина, Никодима). Работа длилась 13 лет.

В них игуменья хотела устроить подземный храм. К сожалению не успела. Она назвала основной ход пещер «Крёстный путь Спасителя». Второму проходу дала наименование «Страстной путь Божьей Матери». В 30-х годах прошлого столетия несколько человек захотели обследовать пещеры. Обратно они не вернулись. Власти приняли решение засыпать их. Спустя 40 лет заваленные входы снова откопали.

Общая протяжённость подземных коридоров составляет где-то 165 метров. В настоящий момент посетителям можно продвигаться по ним не дальше 50 м (до комнаты, где находится каменная глыба). В пещерах температура воздуха круглый год всегда одинаковая – +8°. Начинается вход из церковного притвора Арсения Великого (в нижней части Казанского собора).

По мнению многих археологов, историков появились пещеры намного раньше. Потому не случайно выбрано место строительства Казанского храма. Он находится прямо над входом в подземелье. Матушка Арсения лишь усовершенствовала подземные галереи: укрепила своды, стены, полы.

Каменная плита

В одной из пещер монахини обнаружили необычный камень, на котором есть отпечатки женских рук и коленей. Первая легенда рассказывает что следы оставила матушка Арсения. Поверхность камня расплавилась от её горячей молитвы. По мнению обитательниц монастыря, они принадлежат самой Богородице.

Советские учёные в 70-е годы исследовали камень. Их выводы оказались неожиданными. Вмятины на поверхности действительно оплавлены. Также им не удалось определить химический состав плиты. Как будто она имеет внеземное происхождение.

Считается, что каменная плита обладает целительными свойствами. Каждый, кто прикоснётся к ней губами или лбом с искренней верой, надеждой, молитвой получит избавление от болезни. Особенно помогает она женщинам страдающим бесплодием.

Серафимович (женский монастырь Волгоградской области обладает ещё одним подземным памятником, но уже природного происхождения) интересен всем любителям необычных исторических мест.

Грот был посвящён грузинской святой Шушанике (Сусанне) мужественно перенёсшей страдания ради веры. Вход туда отчасти засыпан землёй. Монахини планируют реконструировать его, чтобы проводить экскурсии.

Арка-звонница

Когда-то на этом месте стояла каменная церковь XVIII века. В 1934 году её взорвали, сохранилось только строение в форме дуги. Памятник архитектуры переоборудовали под звонницу.

Портал оснастили перекладиной, установили 7 колоколов. Верхнюю часть арки украсили двумя лазоревыми куполами. Венчает их остроконечный шпиль.

Источник

Роднику больше 200 лет. Впервые о нём упоминают в документах периода настоятельницы Августы (конец XVIII столетия). До сегодняшнего дня сохранился ведущий к святому ключу остаток каменной лестницы построенной в 1830 г.

Могила семи монахинь

На территории Усть-Медведицкого монастыря в 2014 г. были перезахоронены останки бывших инокинь. В обители сёстры находились до 1928 г.

Их имена:

Условия посещения

Необходимо выбирать одежду соответствующую церковным правилам. Женщины надевают длинные юбки, платья (длина ниже колен), верх должен быть оснащён длинным или ¾ рукавом.

Голову покрывают косынкой, платком, шарфом, шляпой. Мужчинам нельзя надевать майки, шорты, можно рубашки, футболки, брюки.

Рекомендуют брать воду, еду для перекуса. Однако в обители есть трапезная для паломников. Кормят там бесплатно во славу Божию либо оставляют пожертвование (по желанию).

Разрешено снимать на камеру и фотографировать здания и достопримечательности в окрестностях обители так чтобы обитательницы монастыря не попали в кадр (нельзя внутри храмов, пещер). Во время посещения святого места необходимо относится к нему с уважением, благоговением.

Режим работы монастыря

Таблица:

День неделиЧасы работы
Понедельник07.30 –18.00
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Без обеда

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь в городе Серафимович Волгоградской области на карте

На правом берегу реки Дон в юго-западной части города Серафимович расположен Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.

Координаты обители: 49.5561176°N 42.695501°E. Адрес: индекс 403441, ул. Преображенская, 7, г. Серафимович, Волгоградская область. Телефон: (84464) 4-45-44.

Схема проезда к монастырю на машине

Из г. Серафимович до обители добираются на собственном транспорте или такси от городского автовокзала. Можно дойти пешком за 30 минут (с остановки ДРСУ).

Основной путь от г. Волгограда до города Серафимович проходит по трассе Р-22 «Каспий» (бывший М-6). На автомобиле длительность поездки – 3 часа 45 мин. Расход топлива примерно 26 литров. Женский монастырь г. Серафимович Волгоградской области открыт для всех, желающих посетить жемчужину православной веры.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о женском монастыре Серафимович

Монастырь Серафимович с высоты птичьего полета:

2 КОММЕНТАРИИ

Очень впечатлительно, но наяву увидеть и принять во истину.Это более всего неповторимо. И попытать счастья излечиться от разных недуг. С Уважением Лобов Ю.П., из Невинномысска. До встречи.

Территория монастыря действительно впечатляет своей красотой. Была в этом монастыре неделю весной 2004 года, когда был только фундамент этого красивого храма Преображения господня. Спасибо огромное всем за такой труд. С уважением Аннета Русакова, из Подольска.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (Серафимович)

Координаты: N49 33.978 E42 41.874.

У западной части города Серафимович, недалеко от Дона, стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Момент его возведения ориентировочно датируется 1652 годом и связан с благословлением Св. патриарха Иоакима. В настоящее время обитель практически полностью отреставрирована и заселена монахинями. Усть-Медведицкий монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Это своего рода донская жемчужина, как по духовному значению, так и по внешнему виду (сегодня стены монастыря белоснежны).

Ежедневно сотни туристов и паломников приезжают в Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче — одни помолиться, другие воочию увидеть достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря. Среди них наиболее будоражащими воображение являются выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. Существует мнение, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, давая таким образом возможность перебираться на левый берег. В одной из частей пещер и ныне находится главная святыня обители — «монашкин камень». На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей, по преданию они принадлежат Богородице, которая явилась молившейся здесь матушке Арсении. Другая версия заключается в том, что отпечатки — это следы от молитв самой матушки Арсении. Считается, что если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.

Во времена Арсении вход в пещеры был оформлен несколько иначе, чем сегодня: «Перед входом – маленькая комната. В этой комнате над дверьми, ведущими в пещеры, ранее висело изображение страшного суда. Пройдя из них узким коридором несколько шагов, встречаются другие двери с иконой над ними – Вход Господень в Иерусалим. Отсюда начинается спуск в пещеры, которые имеют направление в гору на юг. ». Грунт, в котором были ископаны пещеры, требовал дополнительной облицовки, поэтому грунтовые стены, потолки, пол были выложены кирпичом. Главный ход пещер назван «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер наименована «Страстным путем Божьей Матери». В ходах по стенам встречаются различные ниши, где ранее находились иконы, воспроизводящие путь Христа на Голгофу. На некоторых нишах остались следы креплений для решеток, очевидно, что иконы, которые в них находились, запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями: «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», «келья Троицы». Ходы соединяются в южном секторе и ведут к Голгофе, выделенной как отдельное помещение.

Читайте также:  Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

История Усть-Медведицкого монастыря Серафимовича тесно переплетается с историей здешних краев, неразрывно связана с ней, и столь же богата событиями, многие из которых подчас очень трагичны. Созданный в 1652 году, спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком сползает в воду и разрушается. К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь отстраивается заново. Были карательные экспедиции, направляемые сюда Петром Первым в годы Булавинского восстания, и упразднение обители в 1788 году, и гремевшие здесь сражения во время Великой Отечественной войны. Но всегда, в любые эпохи и при любых событиях Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче имел большое значение для казачества, служа оплотом православия и защиты Отечества на окраине Донской земли, оставаясь надежным прибежищем для людских душ.

В 1863 году настоятельницей Серафимовичского Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения, с именем которой связаны времена самого расцвета деятельности Спасо-Преображенского монастыря. Родившаяся в богатой и знатной семье помещика М. С. Себрякова, она в юном возрасте решила удалиться в монастырь. 30 декабря 1850 г. Себряков привез 17-летнюю дочь Анну в Усть-Медведицкую обитель и через 4 года она была пострижена с именем Арсения. Юная, изящная, красивая, она вызывала в сердцах простодушных инокинь благоговейное чувство, казалась им Ангелом Божиим. Жизнь вела самую строгую, подвижническую. Она написала плащаницу и 6 больших икон. В 1863 г. по просьбе сестер мать Арсения приняла начальство над монастырем. При ней Усть-Медведицкий монастырь (Серафимович) достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище.

После октябрьского переворота обитель была закрыта и подверглась осквернению и разорению. Более 50 построек на территории Усть-Медведицкого монастыря были разрушены. В годы Великой Отечественной войны город Серафимович несколько раз переходил из рук в руки. Бои продолжили разрушение обители. После войны в обители расположилась исправительная колония, потом в единственном уцелевшем храме – иконы Казанской Божией Матери – местная электростанция. В конце 60-х годов ее демонтируют весьма радикальным способом — с помощью проведения взрывных работ. В результате от здания монастыря уцелели лишь стены и мраморные колонны. В послевоенные годы в бесхозное для Усть-Медведицкого монастыря в Серафимовиче время немалый ущерб храму нанесли случайные недоброжелатели.

В начале 90-х годов прошлого века Священным Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия, главой которой назначен архиепископ Герман. В 1991 году на заседании Синода Русской Православной Церкви, по ходатайству Германа, было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии». Таким образом, в 1992 году начинается деятельность по восстановлению в Серафимовиче Усть-Медведицкого монастыря.

Пожалуй, самым первым шагом к поднятию из руин Преображенского храма и возвращению ему былого облика, стало закрытие в него доступа — дабы исключить проникновение вандалов, были заграждены оконные и дверные проемы. Далее, буквально по крупицам, началось непосредственное восстановление некогда блиставшей донской жемчужины. Первоначально к участию в строительстве храма предполагалось привлечь молодежь. Но местные власти отклонили вариант любительского благоустройства, предпочтя ему профессиональную реставрацию.

Изначально, в процессе работ по восстановлению и отделке, Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче функционировал как мужской. Первыми его насельниками стали настоятель иеромонах Савин (Аганин), два штатных иеромонаха, один иеродиакон, один монах и несколько послушников. При их непосредственном участии в монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстановлены пещеры (в пещерах хранится икона Св. Троицы, написанная братией). Также был отстроен игуменский дом (где оборудована трапезная), а для совершения богослужения оборудовали домовую церковь. Сегодня рядом с восстановленным и отреставрированным зданием Усть-Медведицкого монастыря красуется Храм Казанской Божьей Матери с верхним и нижним храмом, также уничтоженный во время Великой Отечественной войны. Серафимовичский монастырь имеет подворье в Волгограде – храм Параскевы Пятницы.

Построен Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче в стиле итальянской базилики и поистине восхищает своей красотой. Нынешний храм уже третий по счёту отстроенный при монастыре. Первый храм был привален горой и в результате был построен второй подальше от горы и ближе к Дону, но при большом половодье рек Дон и Медведица произошло подмывание фундамента храма и храм “сполз” в Дон. Третий храм был построен уже выше по склону, где стоит и сейчас. По такому проекту построено всего два храма. Храм имеет форму креста. Колонны, поддерживающие храм изнутри, были доставлены из Венеции за 1,5 года и обрабатывались в Петербурге . Уже в наше время за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги г. Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым немцам. Некогда вершину храма украшали пять позолоченных куполов, в отличие от нынешнего одного. Перекрытие между нижним и верхним храмами использовалось ещё и для обогрева – в нём была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие. В Советские времена храм превратили в груду обветшалого камня. Не было ни крыши, ни перекрытия между верхним и нижним храмами, все оставшиеся стены были изгажены надписями, а фрески расстреляны и закрашены. Всё, что содержало золото, было распилено и растащено (купола, алтарь, иконостас) До нынешнего времени ещё остался дом игуменьи Арсении, арка бывшей колокольни, часть пещер с главной святыней монастыря чудо-камнем игуменьи Арсении. Сейчас, благодаря вниманию верующих, Усть-Медведицкий монастырь постепенно восстанавливается. Удалось так же привлечь внимание Москвы к удивительному памятнику архитектуры.

В августе 2001 года Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (Серафимович) был преобразован в женский.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь был основан 1638 году как донской “Межигорский монастырь”, предназначался для донских казаков.

Содержание

История

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821-1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и расчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова.

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало “коммуну”. Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места.

В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

Храмы

  • Собор Казанской иконы Божией Матери

Храм Казанской иконы Божией Матери на территории монастыря строился с 1874 года по 1885 год под руководством настоятельницы Арсении. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев.

Матушка Арсения была дочерью предводителя Войска Донского, знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, который тоже жертвовал деньги на храм. Когда храм был построен и освящен, Арсения вместе с тремя сёстрами-монашками стала рыть пещеры под ним. По замыслу матушки лабиринт отобразил историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе.

В 1905 году Арсения преставилась на 72 году жизни. Похоронили её в склепе нижней церкви монастыря.

С приходом советской власти монастырь был закрыт, храм разграблен , гроб игуменьи Арсении был вскрыт, тело ее оказалось нетленным. Наутро гроб с телом исчез и не найден до сих пор.

В настоящее время Собор Иконы Божией Матери Казанская в Спасо-Преображенском Усть-Медведицком монастыре – это верхний храм Казанской иконы Божьей Матери и нижний храм пр. Арсения Великого.

Необыкновенной красоты храм с 33 куполами (по числу лет земной жизни Христа) появился в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре, который расположен в городе Серафимовиче Волгоградской области. Возведение храма в честь Преображения Господня началось по инициативе митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в 2003 году.

При составлении проекта прототипом этого храма послужил Преображенский храм в Кижах, который также является деревянным и многокупольным (33 купола с крестами).

Праздничная церемония освящения храма Господня с 33 куполами состоялась 7 сентября 2014 г.

В честь открытия храма в монастыре состоялся праздник, в котором приняли участие около 10 тысяч паломников. Во время торжеств, в храме пели певчие из Киево-Печерской лавры. Литургию исполняли редким Киевским распевом Х века.

Святыни

10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путём Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путём Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.

Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.

Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

На этом месте, тогда ещё в мужском монастыре, стоял каменный храм с середины 18-го века. В 1934 году он был взорван и осталась только арка. Игумения Георгия решила переделать оставшуюся арку под звонницу.

На территории монастыря есть грот в память о стойкости грузинской святой Шушаники.

В 2014 году в монастырь перезахоронены с городского кладбища города Серафимовича останков семерых монахинь — Анимаиды, Афанасии, Варсонофии, Евфалии, Евфрасии, Надежды, Раисы. Эти монахини жили в монастыре до 1928 года.

Существовал ещё при игумении Августе. Остался фрагмент лестницы к источнику, которая была построена около 1830 года.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 403441 Волгоградская обл., г.Серафимович, ул. Преображенская, 7

Телефоны: +7 (903) 371-70-49 (мобильный); +7 (84464) 4-45-44

Электронная почта: ust-medveditskymonastery@mail.ru

Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Видео





Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Это – рассказ путешественницы Светланы из Ростова-на-Дону, члена Клуба любителей Шевроле-Нивы (на форуме автолюбителей-шнивоводов она под ником Kusha69).

По пути на Медведицкую гряду в компании таких же автопутешественников она посетила удивительное место Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. И теперь делится своими впечатлениями с читателями сайта Дороги мира.

Читайте также:  Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде: описание и адрес храма, телефон, иконы, расписание богослужений

Прикосновение к чуду

В день отъезда в наше путешествие по Волгоградской области сижу на работе, и как добросовестный, трудолюбивый работник, в предвкушении поездки, листаю картинки в Одноклассниках. Вижу картинка – «Церковь с 33 куполами, такого чуда никто не видел». Никто не видел? Мы увидим. Решение принято, мы заезжаем в монастырь.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь основан по разным источникам примерно в 1638-1652 годах. Сначала он был мужской, а в 1784 стал женским.

Когда входишь в монастырь, в первую очередь видишь магазин, и конечно все, кто приехал в монастырь с мыслью поглазеть, идут в первую очередь туда за чем-то им, наверное, нужным. Товара в магазине много: начиная от свечей, книг, крестиков, заканчивая резными иконами. Я купила себе свечек, а всякие там иконки для машины и крестики у меня уже есть. Хотя в магазине услышала, что этот монастырь необычный и всё купленное здесь имеет особую священную силу (ну не верю я, что купленное имеет какую-то силу – коммерция есть коммерция, жить им на что-то надо). Я спросила: «А где тут свечки ставить?» На что мне монахиня ответила: «В храме Казанской Божией Матери». Так вот свечки были мной приобретены для посещения главного храма.

Монастырь более чем ухожен.

Дизайн, именно дизайн – на высшем уровне.

Цветы, камни, водопад – красота.

Церковь Преображения Господня, которая с 33 куполами (по числу лет жизни Христа на земле) была закрыта. Обидно.

Церковь с 33 куполами. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Церковь с 33 куполами

Но издалека сияла куполами на солнце и поражала своей необычностью и красотой.

Вид с холма, на котором расположен монастырь, тоже не поддается описанию. Дон, степи, леса – дух захватывает.

Что действительно велико духовно и больше всего впечатляет и запомнилось – так это Храм.

Как и половина монастыря, часть храма на ремонте.

Монахини с любовью благоустраивают территорию монастыря

На входе, на лесенке, как я понимаю в главный зал храма, висит табличка «Храм на реконструкции» и чуть ниже – табличка со стрелочкой «В храм» и мы пошли по направлению стрелочек. По стрелочкам спустились в подвал. Налево вход в большой зал, прямо вход в пещеры, перед пещерой табличка: «30 мин.».

Подвал – это, наверное, временное замещение главного зала (я не знаю, как называется главный зал в церкви), где висят иконы, а под ними стоят большие подсвечники, в которые тыкают свечи за здравие и упокой (куда я поставила купленные свечи). Так вот что меня поразило и потом мы это обсуждали, пока ждали очереди в пещеры: в храме, т. е. в его подвале на стенах никакой росписи, всё побелено и всё чистое (без копоти) – даже потолки. Иконы висят простые, оклады мне почему-то не запомнились (я так думаю что они или просто деревянные или иконы вообще просто под стеклом, что на этом даже взгляд не остановился, и в памяти не запечатлелось). Подсвечники такие же, как и во всех церквях, но свечек там немного, по 3-5 на каждом. Но больше всего меня поразил воздух – свежий, прохладный, чистый, прозрачный. Поискали с мужем глазами какую-нибудь вентиляцию или что-то подобное – не нашли, и дружно решили, что просто в те времена, когда строили, архитекторы и строители знали какие-то секреты и строили качественно и для себя, а не для людей.

Подошли Марина с Саней и уговорили нас подождать и всё-таки попасть в пещеру. Мы сели на лавочки возле входа в пещеру и стали ждать. Моему мужу стало скучно, и он стал вертеть табличку с надписью «30 мин.». На другой стороне таблички оказалась надпись «15 мин.». Ну, естественно, мы стали искать жертву кто же пойдет к монахине, что бы узнать, когда начались 30 мин. и когда можно попасть в пещеру. Марина узнала, что в пещеру можно будет попасть: «Когда соберётся народ». Мы сидим минут 20, а народа нет и нет. Вдруг откуда ни возьмись набежала толпа, то ли экскурсия приехала, то ли просто собрались.

Подошла монахиня (50-55 лет, в своеобразном головном уборе, платье и фартуке – головной убор поразил, я всё его стояла рассматривала, пока она говорила – капюшон с попоной (или как там называется эта косынка), сшитый по контуру головы, с дыркой для лица, дырка отстрочена тесьмой, причем явно на промышленной машинке, от ушей завязочки для того чтоб капюшон не спадал на лицо, хотя при разговоре она его постоянно поправляла) и спросила: «У всех есть свечи для входа в пещеру?» Её голос! Высокий, нежный, певучий, не соответствующий её внешнему облику. Естественно у нас свечей не оказалось, но проблема решались очень просто: «Можете купить у меня». Когда покупали свечи, она порекомендовала взять больше, чем по одной на человека. Мы пошли ко входу в пещеру, а монахиня опять куда-то таинственно растворилась.

Вернулась она минут через 10, народу собралось уже полный тамбур. «Перед входом в пещеру висит свеча – от неё зажигаете свои свечи и проходите по пещере. Держитесь правой стороны, когда заходите и выходите, чтоб не было столпотворения. И не мешать людям, которые заходят или выходят. В комнату с камнем заходит 4 человека, а потом один выходит и заходит сразу следующий. Когда идёшь по пещере нужно читать молитву Пресвятой Богородице. Все знают молитву?» (все промолчали). Она посетовала о том, как можно не знать такую молитву. Прочитала несколько строк молитвы и продолжила: «Ну, тогда, кто не знает молитву, просто молитесь и заходите с чистыми мыслями, потому что Господь всё слышит. Камень имеет целебные свойства, раньше мы записывали все чудеса, потом перестали, а сейчас вроде опять нам пишут люди и чудеса записываются, но я этого не знаю. Не знаю. Не знаю» (качая головой).

Она повернулась, прошла вглубь пещеры, увидела на двери большой амбарный замок и вспомнила, что ключи она где-то оставила и опять ушла. В этот раз она вернулась быстро и продолжила: «Вот тут зажигаете свечу, проходите за мной. Подходите к камню дважды креститесь, прикасаетесь лбом к камню, ещё раз креститесь и выходите, как уже говорила по правой стеночке. А свечечки когда выйдете, потушите, никуда не девайте, они тоже целебные. У нас одна женщина каждые полгода приезжает и по 10 штук увозит. Мы спросили «Зачем?», она ответила, что когда ей плохо или давление повышается, она зажигает дома свечу и ей сразу становится легче». Тогда мы и поняли, почему она порекомендовала взять больше свечей.

И, наконец, мы пошли в пещеру. Узкий проход, сквозняк, свечу надо было прикрывать рукой, чтоб не потухла. Холодно, именно холодно, а не прохладно. Освещение только от свечи, что в руках. Стены каменные, гладкие, когда к ним прикасаешься – ледяные, темно-коричневого цвета (ну так показалось при свете свечи). Жуть. Проходы в другие коридоры огорожены верёвочкой.

Комната с камнем размером примерно 2х2. Посередине на постаменте камень – прямоугольный, на верхнем основании четыре вмятины, причем прямо видно ладони с пальцами и ноги, в районе коленей вдавлено сильней. На нём игуменья Арсения молилась. На стене иконы, кажется три штуки, а по бокам икон горят свечи. Каждый подходит, крестится, стукается лбом, крестится и выходит – своеобразный поток людской. Монахиня берёт свечи подержать, чтоб они не мешали при преклонении.

Когда находишься в пещере, на тебя действительно наваливается ощущение ответственности, и веры во что-то сверхъестественное, в какое-то чудо. Стараешься думать только о хорошем, всех простить. Выходишь из пещеры, сердце стучит, дыхание учащённое и на мир смотришь другими глазами – светлее всё становится (а может просто из темной пещеры вышла), но ощущение чуда остается.

Вот так и получилось – ехала на одно чудо посмотреть, а получила другое.

P.S. Это — рассказ читательницы (а теперь — и ещё одного соавтора) этого сайта, ростовчанки Светланы, известной в среде любителей «Нивы-Шевроле» и ралли на внедорожниках под ником Kusha69. Вы также можете почитать цикл рассказов Светланы о Таиланде. Увлечения Светланы: путешествия и покатушки по грязи.

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Светлана Kusha69, сайт «Дороги мира», 2014. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!

Святыни и достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – православный храм, который расположен на юго-западной окраине города Серафимович.

Благодаря своей уникальной архитектуре и бурной истории, является популярным среди туристов и паломников местом.

В него регулярно приезжают экскурсионные группы из Волгограда, Ростова-на-Дону и других крупных городов России.

История обители

Первый монастырь у реки Дон возле станицы Усть-Медведицкой построен по благословению патриарха Никона в 1552-1662 г. и освящен в 1670.

В 1752, из-за размытия и обрушения берегов реки, сооружение перенесли на нынешнее место, в устье балки. По легенде на комплекс хотел напасть бунтовщик Стенька Разин, но внезапно отказался от своих намерений и послал богатые подарки.

В 1785 г., по просьбе атамана Войска Донского А. И. Иловайского, монастырь из мужского преобразован в женский.

В нем разместились 40 монахинь из Сиротского девичьего собрания. В 1871-1885 г. на территории был построен собор в честь Казанской иконы, оформленный в византийском стиле.

Судьба после революции

С приходом советской власти святыня продолжила свое существование, но в 1928 г. власти добрались и до неё — закрыли, многие монахини подверглись репрессиям.

Сооружения частично разрушались сами, частично были взорваны или уничтожены советской администрацией. Значительные повреждения комплекс получил во время битвы за Сталинград.

Летом-осенью 1942 г. недалеко от здешних стен кипели жаркие бои и располагался штаб генерала Ватутина. После войны о храме никто не заботился и восстановительные работы на его территории не проводились. Из всего комплекса построек до 1992 года сохранился храм Казанской иконы Божией Матери.

Восстановление

В 1992 началось восстановление обители. Первые 10 лет оно проходило очень медленно и финансировалось только на средства прихожан.

Только с начала 2000-х г., когда местность стала популярным туристическим объектом, работы значительно ускорились. После развала СССР обитель была мужской, и только с 2004 она стала женской.

Ныне монастырь вновь работает. Освящение и открытие для прихожан храма Казанской Божией Матери было совершено 9 сентября 2012 г. Тогда же были открыты обе его части: верхняя и нижняя.

С 2004 по 2014 г. были построены храм Преображения Господня и часовня в честь Серафима Саровского. Оба этих объекта дополнили комплекс и сделали его еще более прекрасным.

Архитектурные особенности

На территории находятся 2 храма, которые освящены в честь:

  • Казанской иконы Божией Матери;
  • Преображения Господня.

Размеры первого, оформленного в византийском стиле и имеющего форму креста, позволяют вместить для молитвы более 5000 человек. Для возведения собора использовался итальянский мрамор, обтесанный в Петербурге, в мастерской Баринова.

Второй построен в стиле барокко и имеет 33 главы, установленных в 4 ярусах (по 8 в трёх нижних и 1 на верхушке). Особенно красив он бывает в солнечные дни, когда блистает под лучами небесного светила позолота.

Также в комплекс входят:

  • Арка-звонница;
  • Часовня Серафима Саровского;
  • Дом игуменьи;
  • Колокольня и храм над воротами;
  • Дом для гостей.

Все эти здания оформлены относительно скромно и используются только по своему прямому назначению.

Достопримечательности

Пещеры

По официальной версии пещеры были открыты с 1874 по 1890 г., когда настоятельницей обители была игуменья Арсения.

Пещера которую выкопала Игуменья Арсения.

Но, по свидетельствам археологов и историков, несколько монахинь выполнить огромный объем земляных работ самостоятельно не могли физически, и скорее всего Серафимовичский подземный городок начал существование гораздо раньше.

В 30-е годы прошлого века пещеры были засыпаны, а в 70-е годы вновь откопаны. Общая длина подземных ходов – 165 метров. Для посещения открыты только первые 50 из них.

Попасть внутрь подземного городка можно, спустившись в подвал.

Каменная плита

Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.

Святой камень Пресвятой Богородицы.

По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.

Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.

Грот

Одно из природных сокровищ – грот, посвященный святой грузинской царице Шушанике или Сусанне, которая даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру.

Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещения. В дальнейшем планируется реконструкция памятника природы и проведение экскурсий по нему.

Арка-звонница

Арка-звонница – это остатки постройки XVII века, когда обитель была мужской. В 1934 году это сооружение взорвали и от него осталась только небольшая арка.

При возрождении монастыря она была приспособлена под звонницу. На перекладине, установленной поперек портала, подвешены 7 небольших колоколов, которые издают чудесные звуки во время больших церковных праздников.

Верхушку арки украшают 2 небольших, окрашенных в лазоревый цвет, купола со шпилем. Для того чтобы монахиням было удобно звонить, под порталом сооружен небольшой деревянный помост и лестница.

Читайте также:  Ярославская церковь Иоанна Предтечи в Толчкове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Источник

Источник известен уже более 200 лет.

Первые письменные свидетельства о нем датируются временем, когда игуменьей была Августа (конец XVIII века). В 1830 году от к роднику была построена каменная лестница.

Некоторые ее фрагменты можно сохранились до наших дней.

Могила семи монахинь

Могила семи монахинь – относительно новый памятник в Усть-Медведицкой обители.

Он был образован в 2014 году, когда на территорию перенесли останки семи его обитательниц, живших в монастыре до 1928 года. После закрытия они образовали коммуну и трудились в ней и постройках комплекса.

Пережили несколько волн репрессий и расстрелов. После смерти монахинь похоронили на городском кладбище Серафимовича и только недавно положили в землю обители.

Адрес и другая полезная информация

Адрес монастыря: Волгоградская обл, г. Серафимович, ул. Преображенская 7. Телефон: +7 (84464) 4-45-44. Добраться до храма можно в составе группы путешественников или самостоятельно на автобусе до города Серафимович, а оттуда пешком.

Официальную информацию о монастыре можно найти на сайте.

Если планируется поездка в монастырь, узнать график работы и расписание богослужений можно здесь

Чтобы доехать до комплекса на автомобиле из Волгограда нужно следовать по трассе Е40 (М21) «Волгоград – Донецк» на запад и повернуть направо за поселком Жирковский, возле небольшой закусочной. У въезда в Серафимович необходимо съехать вправо, на улицы Донскую и 68-й гвардейской дивизии. Общее расстояние от Волгограда до обители составляет 245 км. Время в пути – 3-3,5 часа.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – красивый и интересный храм. Судя по отзывам, посетить его стоит обязательно как верующим, так и не верующим людям. Полезным и приятным будет созерцание архитектуры комплекса религиозных сооружений и живописных берегов Дона возле города Серафимович.

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь — жемчужина Донского края

У нас в области много интересных и красивых мест, об одном из таких наслышаны были давно, но все никак не получалось его посетить. Сентябрь у нас в этом году был по-летнему теплый и, понимая, что холодное время не за горами, решили воспользоваться моментом и куда-нибудь съездить. Куда? Решение было единогласным – Серафимовичский женский монастырь.

Но это его народное название, историческое же название — Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.

Монастырь находится на берегу Дона, но, я думаю, не только поэтому его называют жемчужиной Донского края – в первую очередь это историческое и святое место, а может еще из-за внешнего вида главного храма монастыря – его стены в наши дни белоснежные.

Судьба Серафимовичского женского монастыря очень сложная, интересная, а еще на его территории находится святыня, преклониться к которой приезжают жители не только нашей области, но и жители соседних областей.

Я много нового узнала про это историческое место и решила поделиться с вами, надеюсь, вам будет интересно.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

История монастыря

Почему в народе его называют Серафимовичским?

Все очень просто – он находится на территории г. Серафимовича Волгоградской области в 260 км от Волгограда. Но городом с таким названием он стал в 1933 году и назван в честь писателя Александра Серафимовича, который здесь жил. Ранее, с 1589 года, это была Усть-Медведицкая казачья станица войска Донского. Отсюда и историческое название монастыря.

Сам монастырь был основан в 1652 году и был он мужским. Изначально он располагался на левом берегу Дона и, несмотря на то, что это было подтопляемое место из-за весенних разливов, он просуществовал на этом месте почти сто лет. Но вода сделала своё дело и однажды, во время сильного разлива, разрушился деревянный храм монастыря. Это произошло во время утренней молитвы, но, к счастью, никто из братьев не пострадал.

И тогда было принято решение перенести монастырь на правый высокий берег Дона, на этом месте монастырь находится и по сей день. Был построен новый храм Преображения Господня, сначала деревянный, позже его разобрали и построили каменный.

К концу 18 века на земле войска Донского существовало уже 3 мужских монастыря. Но потребность в монастырской жизни была и у донских женщин. Выразительницей этого желания была вдова Мария Абрамовна Карпова, которая имела влияние в высших кругах общества и, по её ходатайству, донские атаманы просили Священный Синод о преобразовании Усть-Медведицкого монастыря в женский. В 1775 году это преобразование произошло.

Игуменья монастыря — матушка Арсения

Монастырь стал знаменит и достиг наивысшего расцвета — материального и духовного – при пятой игуменьи монастыря матушки Арсении.

Её светлое будущее предсказали, когда ей было 3 года. Как только ей исполнилось 16 лет, она, отказавшись от замужества, пришла в монастырь и стала сестрой Арсенией. В миру она носила имя Анна Михайловна Себрякова. Она происходила из знатного рода, ее отец был влиятельным человеком в войске Донском.

У Анны было блестящее образование, она была изящна, красива, вела строгую, подвижническую жизнь, не гнушалась любой работы и вызывала у простодушных монахинь благоговейное чувство, она казалась им Ангелом Божиим. Она прошла путь от простой послушницы до игуменьи – в 31 год в 1864 году по просьбе сестер Арсения возглавила монастырь и была его настоятельницей 41 год. В 1905 году она умерла, ей было 72 года.

За годы её руководства монастырь из обители с одним храмом и убогими деревянными кельями превратился в настоящий город.

Вместо тесных и ветхих келий были построены двухэтажные корпуса для сестер и священнослужителей, гостиница для паломников, много хозяйственных построек. Первым делом она открыла школу, что бы обучать грамоте девочек из ближайших деревень и безграмотных монахинь. Позже была организована духовная библиотека, и открыто бесплатное женское училище, в котором получали четырехклассное образование девочки разных сословий.

При матушке Арсении были организованы рукодельные мастерские – швейная, стегальная, иконописная, причем матушка Арсения сама писала иконы. Одна из икон — «Плащаница Спасителя» — сохранилась до наших дней и находится в монастыре.

Монастырь со временем становился довольно посещаемым местом и, хотя на территории монастыря было уже два храма — храм Преображения Господня и храм Петра и Павла, но этого было недостаточно. И в 1874 году матушка Арсения получила благословение архиепископа на строительство Казанского собора.

Строить его решили на месте храма Петра и Павла, он был разобран и должен был совершиться молебен. Сколько людей прибыло на освящение места можно судить по тому факту, что из ямы, вырытой для пожертвований на строительство храма, деньги ведрами носили в дом игуменьи.

Казанский храм в форме креста строился по проекту известного архитектора И.И. Горностаева. Но что интересно, ещё в отрочестве матушка Арсения видела этот храм. У неё было чудное видение – она увидела величественный храм, на стенах которого золотыми буквами были написаны женские имена, было там и ее имя. И вдруг она услышала голос, который ей сказал, что она построит храм и что это имена ее сподвижниц.

Строился храм 11 лет и это были не простые годы. С самого начала матушке Арсении пришлось самой руководить работами, потому что в год, когда был заложен первый камень, умер архитектор проекта. Было много трудностей и очень часто не хватало средств, но строительство шло и порой деньги каким-то чудесным образом появлялись. Так было с колоннами – их привезли из Италии и они путешествовали по России почти два года, прежде чем она попали в монастырь. На то время, каждая колонна оценивалась около 180 рублей серебром, это были не малые деньги. По сей день так и не известно имя человека, кто сделал такое пожертвование. Благодаря этим колоннам храм выстоял среди всех советских перипетий и даже выдержал взрыв.

И наконец, в 1885 году Собор в честь Казанской иконы Божией Матери Усть-Медведицкой и Спасо-Преображенской обители был построен. На его освящение за две недели прибывали люди и палаточными городками располагались вокруг обители. Всего на освящении храма присутствовало более 15 тысяч человек, один только хор состоял из 500 человек.

Но это были не все великие дела матушки Арсении.

Одновременно со строительством храма, игуменья решила, в тайне от всех, рыть пещеры. Она это делала по ночам, но, вскоре послушницы ее выследили и стали просить ее, что бы она разрешила им ей помогать. Но она благословила на это дело только троих своих духовных дочерей. В общей сложности на обустройство пещер ушло 13 лет. Со временем стены пещеры были выложены красным кирпичом, оштукатурены, в нишах располагались иконы. Пещеры игуменьи Арсении представляли собой круг, образующийся из двух узких ходов. Матушка назвала их — «Крестный путь Спасителя» и «Страстной путь Божией Матери». Она хотела создать под землей пещерный храм, но не успела. По пути хода имеются ответвления на небольшие кельи для молитвенного уединения. Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Допускаются туристы и паломники только в одну келью, где находится чудотворная святыня обители — святой камень Пресвятой Богородицы, его еще называют Монашкин камень или камень Арсении. Камень представляет собой прямоугольную глыбу, на которой отпечатались женские ладони и колени.

Есть две версии появления этих следов.

По одной, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился.

По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.

Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Советские ученые, решив «разоблачить святыню», проводили ультразвуковые исследования камня. Результаты оказались неожиданными – во-первых, они ни не смогли определить породу этого камня, а во-вторых, следы не были сделаны каким-нибудь механическим способом, как они предполагали. В месте следов структура камня оказалась намного плотнее, чем края камня.

Считается, что помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от различных болезней, обрести покой, камень помогает при бесплодии. На нём освящают иконы, нательные кресты. Иногда камень мироточит.

Удивительно то, что камень много раз пытались вытащить из пещер, но пока это никому не удалось. Иногда людей охватывает панических страх, а иногда камень становится настолько тяжелым, что его просто невозможно сдвинуть с места. И если даже получалось хоть немного его сместить, то позже он возвращался на место.

Жизнь монастыря после революции

С приходом Советской власти монастырь был закрыт, монахинь вместе с игуменьей Святославой сослали по этапу, на территории монастыря была устроена детская колония для беспризорников. Позже в самом Казанском храме была устроена электростанция и, благодаря этому храм не был разрушен и дожил до наших дней. После ВОВ там был и пионерский лагерь и птицеферма.

И когда в 1990 году монастырь был возвращен православной церкви, это представляло собой жуткое зрелище. Практически все постройки были разрушены, стены храма и колонны были исписаны нецензурными надписями, внутри храма была полная разруха, были разрушены перекрытия, в некоторых местах не было крыши.

С 1992 года началось восстановление Усть-Медведицкого монастыря, сначала его сделали мужским, а с 2001 года монастырь вновь стал женским.

Рассказывают, что во время восстановления Казанского собора произошло одно необъяснимое явление.

Когда монастырь вернули, то монахини первым делом решили навести порядок в храме. Они стали счищать нецензурные надписи, белить стены и вдруг обнаружили, что надписи на колокольне стали бледнеть и вскоре исчезли совсем.

Но полностью восстановить Казанский собор было не так просто, на это ушло 20 лет и открыт для посещений он стал только в 2012 году. В 2003 году начали строительство храма Преображения Господня.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь сегодня

Поездка нам очень понравилась, не зря этот монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест Волгоградской области.

Сейчас это, конечно, обустроенная территория и даже не верится, что не так давно здесь была разруха. Очень понравились храмы.

Белоснежный Казанский собор поражает своим величием, он состоит из двух храмов: верхний — Собор в честь Казанской иконы Божией Матери и Нижний храм в честь святого преподобного Арсения Великого и здесь же вход в пещеры. Мы приехали поздновато, но все-таки успели попасть в пещеры и преклониться к святому камню.

Храм Преображения Господня — внутрь мы не попали, но насладились его красотой, гуляя по территории монастыря, особенно его золотыми куполами. Их 33 – в честь земной жизни Спасителя.

Четвертый храм обители — Никольский надвратный храм в честь святителя Николая был освящен совсем недавно, в июле этого года. Он находится на втором этаже надвратной колокольни.

Никольский надвратный храм

Помимо красивых храмов, на территории обители много всевозможных построек и для самих жителей монастыря и для приезжих, большая церковная лавка, очень красиво обустроена вся территория – есть небольшой водопад, очень много цветов, различных растений. Словами и не пересказать эту красоту, а какой чистый воздух. Трудами Матушки игуменьи Георгии и сестер обители каждый уголок монастыря согрет любовью и заботой.

Звонница Усть-Медведицкого монастыря — оставшаяся часть дома матушки Арсении водопад Усть-Медведицкого монастыря Вид на реку с территории монастыря

После посещения всех достопримечательностей Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря мы решили спуститься к реке и устроили небольшой пикничок.

Потом решили еще немного задержаться — полюбоваться закатом.

Вот такая получилась у нас замечательная поездка. В этот раз, к сожалению, не получилось поехать всей нашей дружной семьёй, поэтому уезжали мы с твердым убеждением обязательно посетить это благодатное место ещё раз, а может и не раз.

Ссылка на основную публикацию