Вадим Леонов: биография и жизнь протоиерея, лекции и труды

Протоиерей Вадим Леонов

Вадим Леонов — протоиерей Русской православной церкви. Его биография сообщает нам о том, что родился Вадим 27 декабря 1996 года.

Вадимом Леоновым написано очень много лекций, а также несколько известных книг

Родился в городе Свердловске Ворошиловградской области в хорошей православной семье.

В 1993 году он закончил обучение в Будапештском техническом университете, а после в Московском Станкоинструментальном институте.

После в 1993 году он поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1996 г.

После он поступил в Московскую духовную академию, ее обучение окончил в июле 2000 года. В ней защитил свою кандидатскую работу по теме: «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа».

После в 1996 году он рукоположен в сан диакона. А уже 12 октября 1997 года его рукоположили в сан священника.

Начиная с августа 2000 года, он служит штатным священником храма святых благоверных мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино города Москвы. Служит в нем по январь 2003 г.

Храм святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино работает в настоящее время. Богослужения проходят в нем ежедневно. Именно в нем штатным священником служил Вадим Леонов

После указа Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вадима назначили штатным священником храма святой великомученицы Екатерина на Всполье.

31 марта 2010 года Вадима Леонова возвели в сан протоиерея. А с ноября 2010 года он назначен штатным клириком Патриарших приходов в Зарядье.

В своем интервью протоиерей Вадим Леонов отвечает на вопросы о том, что значат для него понятия священство и пастырство

Протоиерей Вадим Леонов дает свои ответы на вопросы в различных интервью.

В одном из недавнишних интервью батюшка рассказывает о том, что есть такое священство, пастырство и духовничество, и какой смысл в этих понятиях.

Также сообщает о том, можно ли переходить от одного духовного наставника к другому.

О том, в чем же различие таких понятий как священство, пастырство, духовничество, батюшка говорит, о таких довольно сложных понятий лучше спрашивать у тех священников, которые служат уже около 50 лет. Потому что только более взрослый и опытный человек сможет расшифровать.

Но он все же комментирует, какое представление у него соотносятся с этими понятиями. Он говорит о том, что священство, а также пастырство и духовничество понимается порой как одно и то же.

Эти слова конечно взаимосвязаны, но не настолько, чтобы считать их одинаковыми. Он рассказывает о каждом из этих понятий. Пастырство — это одно из сильных проявлений дара священства, это говорит о том, что священник получает в таинстве некую благодатную силу и власть, чтобы помогать людям, восходить к Господу.

Священство — это дар, который подается конкретному избранному человеку с помощью совершения над ним церковного таинства.

А духовничество — по сравнению с предыдущими это еще более узкое понятие. Оно способно просвещать и врачевать души людей от греха при помощи благодати Божией.

И все-таки каждый священник после того как получил хиротонию, должен как бы все три эти составляющие реализовать в себе. Потому что если человек получил дар от Бога, то его нужно реализовать для помощи к людям. Но учиться этому придется, возможно, всю жизнь.

Протоиерей Вадим Леонов считает, что каждый молодой священник не торопиться стать духовником кого-либо, чтобы не навредить. А цель духовника помочь воссоединить человека с Богом

Батюшка поясняет, что значит духовник для священнослужителя, а также, что без него священник будет обречен на скорби:

«…Это и духовный фундамент, и спасательный круг, и наставник, и сомолитвенник, и добрый советчик, источник множества благ, которые невозможно перечислить.

Без духовника молодой священнослужитель обречен претерпеть множество скорбей.

Представьте, что некоторому человеку, который ранее только издалека видел лед, дали коньки, клюшку и выпустили как игрока хоккейной команды.

Что с ним будет через 20 минут игры? Хорошо, если обойдутся только вызовом «Скорой помощи».

И в духовной жизни молодого священнослужителя без духовника травм будет много».

О том, можно ли менять духовника или нет, Вадим Леонов говорит, что если вы от своего духовника не получаете необходимую пользу и поддержку, то перейти можно. То естественно, что такие переходы должны происходить крайне редко.

А если уж и решили переходить, то старого духовника не стоит обижать, с ним нужно постараться сохранить добрые человеческие отношения.

В другом интервью, что батюшки спрашивают, какие сферы научных интересов его самого интересуют, на что батюшка дает ответ, что больше всего его всегда интересовало догматическое богословие. Но он не считает богословские науки в традиционном понимании слова.

Также разговор идет о том, что на смену православной психологии должна прийти советская, возможно ли тогда опасность излишнего увлечения студентами семинарии.

«Это вполне реальная опасность. Один из моих бывших сокурсников по учебе в Московской духовной академии так увлекся психологией, что это вытеснило у него изучение всех богословских предметов.

После окончания учебы в академии он поступил в гуманитарный ВУЗ и начал обучаться на психолога. Насколько я знаю, в церковную среду он больше не вернулся…»

Лекции протоиерея Вадима Леонова — стали довольно популярными

Сейчас очень популярны стали лекции Вадима Леонова. Лекции записаны в видеозаписи. Каждая лекция посвящена очень тяжелым и сложным вопросам. Разберем о чем некоторые из этих лекций.

Например, лекция № 17 называется «Образ Божий в человеке». Данная лекция посвящена православному учению о сути богообразности человека, а также о проявлении образа Божия в человеке.

Рассматриваются такие понятия как личность, свобода. Эту лекцию можно просмотреть в видеозаписи.

На лекции собираются очень много верующих, чтобы послушать слова священника. После лекций отец Вадим отвечает на все вопросы собравшихся.

Лекция №12 называется «Творение мира» и посвящена она православному учению о творении мира, а также нехристианским космогониям.

После обсуждения темы отец Вадим отвечает на вопросы всех собравшихся. Эту лекцию можно посмотреть и прослушать в видеозаписи.

Лекция № 22 «Кто такой Иисус Христос?». Лекция посвящена учению о том, кто такой Иисус Христос и почему именно он совершенный Бог и человек.

Как в Нем соединились Божественная и человеческая природы. Лекцию можно посмотреть в видеозаписи.

Все лекции отца Вадима можно просмотреть на специальном канале в сети YouTube.

Вадимом Леоновым также написаны книги — одна из самых известных «Основы православной антропологии»

Отец Вадим написал несколько книг. Одна из самых известных — «Основы православной антропологии».

В книге рассматривается базовый спектр антропологических тем и дается богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия. Задумав книгу как учебник по православной антропологии, отец Вадим написал ее так, чтобы она стала понятна и полезна любому читателю.

Православная антропология — это учение о человеке, основанное на Священном Писании и Священном Предании

Таким образом, данная работа обращена как к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам богословских учебных заведений, так и ко всем, кто хотел бы приблизиться к тайнам бытия человека и воспользоваться божественным Откровением для преображения своей души.

О своей книге отец Вадим отвечает в одном из интервью. Антропологию только начали вводить в учебный план духовной семинарии.

Основу книги составляет записи из Священного Писания — Божественного Откровения

У батюшки спрашивают, на основе чего написана его знаменитая книга. Он же отвечает, что основа идет, конечно же, от священного Писания:

«Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же — Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum.

Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание — это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение».

А также батюшка отвечает, стоит ли молодым священникам изучать данный курс и в чем его актуальность:

«Каждый пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему также нужно знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему.

А также понимать, что по этому пути он ведет человека. Главное чтоб этот путь был верным.

При этом должен знать человека таким, каким его Бог создал, а именно чистым, идеальным, и в том состоянии, в котором он находится, — со своими грехами и страстями.

Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, и как ему изменится к лучшему, скорее всего не сможет изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого.

Именно поэтому изучать христианскую антропологию не только нужно, а также необходимо для пастырского служения.

О цели антропологии отец Вадим говорит, что она слишком простая, но важная. Необходимо системно изложить о богооткровенном учении, о природе, о личности самого существования.

К сожалению, эта цель не достигнута, потому что во многих святоотеческих сочинениях знание о человеке представлено совсем бессистемно.

Люди, которые совсем не имеют богословское образование, при чтении богословской литературы будет очень тяжело составить целостное представление о том, кто и что есть человек, к чему и зачем он предназначен, как он может стать лучше, чем есть сейчас».

Священник Вадим Леонов

Протоиерей Вадим Леонов

Вадим Леонов – протоиерей Русской православной церкви. Его биография сообщает нам о том, что родился Вадим 27 декабря 1996 года.

Вадимом Леоновым написано очень много лекций, а также несколько известных книг

Родился в городе Свердловске Ворошиловградской области в хорошей православной семье.

В 1993 году он закончил обучение в Будапештском техническом университете, а после в Московском Станкоинструментальном институте.

После в 1993 году он поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1996 г.

После он поступил в Московскую духовную академию, ее обучение окончил в июле 2000 года. В ней защитил свою кандидатскую работу по теме: «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа».

После в 1996 году он рукоположен в сан диакона. А уже 12 октября 1997 года его рукоположили в сан священника.

Начиная с августа 2000 года, он служит штатным священником храма святых благоверных мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино города Москвы. Служит в нем по январь 2003 г.

Храм святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино работает в настоящее время. Богослужения проходят в нем ежедневно. Именно в нем штатным священником служил Вадим Леонов

После указа Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вадима назначили штатным священником храма святой великомученицы Екатерина на Всполье.

31 марта 2010 года Вадима Леонова возвели в сан протоиерея. А с ноября 2010 года он назначен штатным клириком Патриарших приходов в Зарядье.

В своем интервью протоиерей Вадим Леонов отвечает на вопросы о том, что значат для него понятия священство и пастырство

Протоиерей Вадим Леонов дает свои ответы на вопросы в различных интервью.

В одном из недавнишних интервью батюшка рассказывает о том, что есть такое священство, пастырство и духовничество, и какой смысл в этих понятиях.

Также сообщает о том, можно ли переходить от одного духовного наставника к другому.

На момент этого интервью Вадим Леонов преподает в Сретенской семинарии.

О том, в чем же различие таких понятий как священство, пастырство, духовничество, батюшка говорит, о таких довольно сложных понятий лучше спрашивать у тех священников, которые служат уже около 50 лет. Потому что только более взрослый и опытный человек сможет расшифровать.

Но он все же комментирует, какое представление у него соотносятся с этими понятиями. Он говорит о том, что священство, а также пастырство и духовничество понимается порой как одно и то же.

Эти слова конечно взаимосвязаны, но не настолько, чтобы считать их одинаковыми. Он рассказывает о каждом из этих понятий. Пастырство – это одно из сильных проявлений дара священства, это говорит о том, что священник получает в таинстве некую благодатную силу и власть, чтобы помогать людям, восходить к Господу.

Священство – это дар, который подается конкретному избранному человеку с помощью совершения над ним церковного таинства.

А духовничество – по сравнению с предыдущими это еще более узкое понятие. Оно способно просвещать и врачевать души людей от греха при помощи благодати Божией.

И все-таки каждый священник после того как получил хиротонию, должен как бы все три эти составляющие реализовать в себе. Потому что если человек получил дар от Бога, то его нужно реализовать для помощи к людям. Но учиться этому придется, возможно, всю жизнь.

Протоиерей Вадим Леонов считает, что каждый молодой священник не торопиться стать духовником кого-либо, чтобы не навредить. А цель духовника помочь воссоединить человека с Богом

Батюшка поясняет, что значит духовник для священнослужителя, а также, что без него священник будет обречен на скорби:

«…Это и духовный фундамент, и спасательный круг, и наставник, и сомолитвенник, и добрый советчик, источник множества благ, которые невозможно перечислить. Без духовника молодой священнослужитель обречен претерпеть множество скорбей.

Представьте, что некоторому человеку, который ранее только издалека видел лед, дали коньки, клюшку и выпустили как игрока хоккейной команды. Что с ним будет через 20 минут игры? Хорошо, если обойдутся только вызовом «Скорой помощи». И в духовной жизни молодого священнослужителя без духовника травм будет много».

О том, можно ли менять духовника или нет, Вадим Леонов говорит, что если вы от своего духовника не получаете необходимую пользу и поддержку, то перейти можно. То естественно, что такие переходы должны происходить крайне редко.

А если уж и решили переходить, то старого духовника не стоит обижать, с ним нужно постараться сохранить добрые человеческие отношения.

В другом интервью, что батюшки спрашивают, какие сферы научных интересов его самого интересуют, на что батюшка дает ответ, что больше всего его всегда интересовало догматическое богословие. Но он не считает богословские науки в традиционном понимании слова.

Также разговор идет о том, что на смену православной психологии должна прийти советская, возможно ли тогда опасность излишнего увлечения студентами семинарии.

Вадим Леонов Протоиерей

«Это вполне реальная опасность. Один из моих бывших сокурсников по учебе в Московской духовной академии так увлекся психологией, что это вытеснило у него изучение всех богословских предметов.

После окончания учебы в академии он поступил в гуманитарный ВУЗ и начал обучаться на психолога. Насколько я знаю, в церковную среду он больше не вернулся…».

Смотрите также статью Артемий Владимиров

Лекции протоиерея Вадима Леонова – стали довольно популярными

Сейчас очень популярны стали лекции Вадима Леонова. Лекции записаны в видеозаписи. Каждая лекция посвящена очень тяжелым и сложным вопросам. Разберем о чем некоторые из этих лекций.

Читайте также:  Георгиевский собор Юрьева монастыря: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Например, лекция № 17 называется «Образ Божий в человеке». Данная лекция посвящена православному учению о сути богообразности человека, а также о проявлении образа Божия в человеке. Рассматриваются такие понятия как личность, свобода. Эту лекцию можно просмотреть в видеозаписи.

На лекции собираются очень много верующих, чтобы послушать слова священника. После лекций отец Вадим отвечает на все вопросы собравшихся.

Лекция №12 называется «Творение мира» и посвящена она православному учению о творении мира, а также нехристианским космогониям. После обсуждения темы отец Вадим отвечает на вопросы всех собравшихся. Эту лекцию можно посмотреть и прослушать в видеозаписи.

Лекция № 22 «Кто такой Иисус Христос?». Лекция посвящена учению о том, кто такой Иисус Христос и почему именно он совершенный Бог и человек. Как в Нем соединились Божественная и человеческая природы. Лекцию можно посмотреть в видеозаписи.

Все лекции отца Вадима можно просмотреть на специальном канале в сети YouTube.

Вадимом Леоновым также написаны книги – одна из самых известных «основы православной антропологии»

Отец Вадим написал несколько книг. Одна из самых известных – «Основы православной антропологии».

Книга представляет собой своеобразный опыт изложения православного учения о человеке на основе священного Писания. Книга издана в 2013 году

В книге рассматривается базовый спектр антропологических тем и дается богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия. Задумав книгу как учебник по православной антропологии, отец Вадим написал ее так, чтобы она стала понятна и полезна любому читателю.

Православная антропология – это учение о человеке, основанное на Священном Писании и Священном Предании

Таким образом, данная работа обращена как к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам богословских учебных заведений, так и ко всем, кто хотел бы приблизиться к тайнам бытия человека и воспользоваться божественным Откровением для преображения своей души.

О своей книге отец Вадим отвечает в одном из интервью. Антропологию только начали вводить в учебный план духовной семинарии.

Основу книги составляет записи из Священного Писания – Божественного Откровения

У батюшки спрашивают, на основе чего написана его знаменитая книга. Он же отвечает, что основа идет, конечно же, от священного Писания:

«Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же – Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum.

Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание – это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение».

А также батюшка отвечает, стоит ли молодым священникам изучать данный курс и в чем его актуальность:

Вадим Леонов Протоиерей

“Каждый пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему также нужно знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему. А также понимать, что по этому пути он ведет человека. Главное чтоб этот путь был верным. При этом должен знать человека таким, каким его Бог создал, а именно чистым, идеальным, и в том состоянии, в котором он находится, – со своими грехами и страстями.

Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, и как ему изменится к лучшему, скорее всего не сможет изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого.

Именно поэтому изучать христианскую антропологию не только нужно, а также необходимо для пастырского служения.

О цели антропологии отец Вадим говорит, что она слишком простая, но важная. Необходимо системно изложить о богооткровенном учении, о природе, о личности самого существования. К сожалению, эта цель не достигнута, потому что во многих святоотеческих сочинениях знание о человеке представлено совсем бессистемно.

Люди, которые совсем не имеют богословское образование, при чтении богословской литературы будет очень тяжело составить целостное представление о том, кто и что есть человек, к чему и зачем он предназначен, как он может стать лучше, чем есть сейчас.”

Более детально изучить книгу можно либо приобрести в книжном православном магазине, либо .

Интересные материалы:

Антропология (учение о человеке) Антропология и первородный грех прот. Иоанн Мейендорф 7,9K Антропология свт. Григория…

Почему вы решили стать дьяконом? Kirill Zholobov 1577 2 года назад ( ͡° ͜ʖ ͡°)…

Страницы истории Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское)…

Священник — посредник между Богом и людьмиСвященство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства…

Вадим Леонов: биография и жизнь протоиерея, лекции и труды

Что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий? Как выбрать духовника? Можно ли переходить от одного духовного наставника к другому? Что такое младостарчество, отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой? На эти и другие вопросы отвечает преподаватель Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов.

– Отец Вадим, вы уже много лет преподаете в Сретенской семинарии, готовите будущих священнослужителей. Скажите, пожалуйста, что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий?

– Мне кажется, что этот вопрос вы должны бы задать священнику, который лет 50 прослужил у Престола Божия. Он бы вам ответил, черпая из своего богатого духовного опыта, которого у меня пока нет.

– И, тем не менее, у вас уже сложилось представление о том, как соотносятся эти понятия?

– Немного сложилось. Указанные вами слова не являются формальными терминами со строго определенным содержанием, поэтому многие авторы употребляют их по-своему, наполняют их своим смыслом. На первый взгляд кажется, что вроде бы все говорят об одном и том же, а вслушаешься – и оказывается, что каждый о своем. Очень часто священство, пастырство и духовничество понимаются как одно и то же. Несомненно, что эти слова взаимосвязаны, но полностью их отождествлять, мне думается, не стоит. Священство – это благодатный сверхъестественный дар, который подается конкретному избранному человеку посредством совершения над ним особого церковного таинства. Пастырство – это одно из проявлений дара священства, то есть священник получает в таинстве благодатную силу и власть помогать людям восходить к Богу. А духовничество – это еще более узкое понятие: способность просвещать и врачевать души людей от греха с помощью благодати Божией. Обобщая, можно сказать, что каждый священник с момента хиротонии уже обладает полнотой даров для того, чтобы реализовать себя и как священника, и как пастыря, и как духовника, но в реальности все выходит иначе: дар Божий человек получил, а что с ним делать и как его правильно использовать – этому приходится учиться всю оставшуюся жизнь. Поэтому, естественно, молодые священники не торопятся быть духовниками, чтобы хотя бы не навредить. Наша цель – помочь воссоединению человека с Богом. А Бог Сам знает, как и чем уврачевать страждущую душу.

– Были подобные обязанности у ветхозаветного священства?

– Нет, конечно. Ветхозаветные священники в подавляющем большинстве своем были требоисполнителями. После возвращения из вавилонского плена Ездра и Неемия пытались побудить их стать учителями и наставниками народа, но к этому мало кто прислушался. Поэтому ко времени пришествия в мир Спасителя в иудейском обществе независимо друг от друга существовал класс учителей (раввинов) и класс священников, которые часто враждовали между собой.

– Служение духовника может проходить каждый рукоположенный священник или есть какие-то ограничения?

– У каждого священника есть для этого возможности, но в действительности, чтобы быть духовником, недостаточно только дара священства, необходим и большой личный опыт победы над своими грехами и страстями, и обязательно твердая вера и прочная укорененность в православной духовной традиции, то есть духовный опыт многих поколений, который передается от опытных духовников ученикам неформально, в реальной жизни и общении, через послушание. Возможно даже, что духовником может стать человек, не имеющий священного сана. Прекрасный пример этого из недавней истории – блаженно почивший старец Паисий Святогорец, духовно окормлявший сотни людей мирских и монахов, но не имевший священного сана.

– Что такое духовник для священнослужителя?

– Это и духовный фундамент, и спасательный круг, и наставник, и сомолитвенник, и добрый советчик, источник множества благ, которые невозможно перечислить. Без духовника молодой священнослужитель обречен претерпеть множество скорбей. Представьте, что некоторому человеку, который ранее только издалека видел лед, дали коньки, клюшку и выпустили как игрока хоккейной команды. Что с ним будет через 20 минут игры? Хорошо, если обойдутся только вызовом «Скорой помощи». И в духовной жизни молодого священнослужителя без духовника травм будет много.

– Какие советы о выборе духовника вы могли бы дать?

– Не ищите старцев: они уже все «заняты», их плотно обступили духовные чада так, что сквозь их «братство кольца» вы, скорее всего, не прорветесь. Не пытайтесь стать чадом замечательных, но уже известных священников: они страшно перегружены. Не бегайте за тридевять земель – это бессмысленно. Ваш духовник где-то рядом. Найдите священника, который любит Бога, Церковь и для которого духовное важнее, чем земное. Если такой священник с любовью, но без человекоугодия (это важно!) отнесется к вам, то этого вполне достаточно.

– Можно ли менять духовника? Как при этом никого не обидеть?

– Этот вопрос, когда я еще был семинаристом, задавали известному духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову), и он твердо и однозначно ответил, что можно перейти к другому духовнику, если от общения с прежним вы не получаете пользу. Конечно, такой переход – это событие, которое должно происходить в исключительных случаях. Цветок, который все время пересаживают из одной клумбы в другую, скорее всего, завянет. Чтобы не обидеть прежнего духовника, не нужно представлять свой переход как демонстрацию протеста и с этого момента делать вид, что «я этого священника не знаю и знать не хочу». Постарайтесь сохранить с ним добрые человеческие отношения.

– Как глубоко духовник может влиять на жизнь человека? Что духовник делать не имеет права?

– Возможности очень большие, и рамки этих отношений формируются обеими сторонами. Другими словами, влияние духовника возможно в той мере, насколько захочет он сам и насколько позволит ему его духовное чадо. В определенных случаях степень воздействия может быть очень сильной, поэтому быть духовником – это предельно ответственное церковное служение. В святоотеческих творениях есть много наставлений о том, каким должен быть духовный наставник, однако четкого перечисления прав и обязанностей духовника я не встречал. Мне очень нравится замечательное «Слово особенное к пастырю» преподобного Иоанна Лествичника, которое, мне кажется, каждому священнику надо перечитывать регулярно. Однозначно, что духовник в каждом пришедшем к нему человеке должен видеть уникальную богообразную личность и своими наставлениями не может подавлять его сознание и свободу.

– Нужно ли идти за духовным советом к старцам?

– Традиция старчества была прервана в советское время, поэтому лучше говорить об опытных духовниках. В переломные моменты жизни, особенно если они связаны с духовными проблемами человека, наставление такого духовника бывает очень полезным, но при условии, что человек имеет доверие и готов осуществить данный ему совет.

– Есть ли в современной России старцы?

– Замечательно на этот вопрос ответил духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов): «Старики есть, а старцы – не знаю».

– Что такое младостарчество? Отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой?

– Младостарчество – это болезнь роста молодого священника, который воображает себе, что у него есть то, чего он пока не имеет, пытается действовать как духоносный наставник, не обладая соответствующими дарами и способностями. Младостарчество возникает от самомнения и легко находит место в сердце священника, если он имеет некоторую ревность о духовной жизни, но не имеет опытного наставника над собой. Такая проблема существует, но чтобы ее решать, необходимо видеть и противоположную крайность – теплохладность и безразличие к священнослужению. Когда священник под предлогом своей неопытности и необразованности уклоняется от усердного служения и, по сути, занимается только собой – это беда. Об этой опасности грозно предупреждал пророк Иезекииль: «Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих!» (Иез. 34: 2). Молодому священнику нужно пройти между этими двумя крайностями. Для этого и нужен наставник.

– Встречи с какими людьми сильно повлияли на ваш жизненный путь?

– Мне кажется, что каждая встреча, даже мимолетная – где-нибудь в метро или на улице, имеет свой смысл и воздействие, которые нами чаще всего не осознаются. В моей жизни было много встреч с различными людьми, и за все это я благодарю Господа, но я не могу выделить какую-то одну из них, которая сразу перевернула мою жизнь, кроме первой встречи с Богом. Когда я был еще студентом светского вуза и пытался разобраться с религиозными вопросами самостоятельно, мне пришла в голову мысль провести духовный эксперимент. Я подумал, что если Бог есть и Он Вездесущий, Всеведущий и Всемогущий, как о Нем пишут, то я обращусь к Нему лично, и пусть Он мне ответит, тогда и исчезнут все мои сомнения. И я сказал Ему: «Господи, если Ты есть, то дай мне об этом знать, и я буду служить Тебе». После этой молитвы в моей жизни стали происходить события, в результате которых я стал священником.

– Какое самое главное качество для священника?

– Кто для вас является образцом пастырства?

– Господь наш Иисус Христос.

– А какие книги помогают вам в пастырском служении?

– Евангелие и Служебник.

– Отец Вадим, какие основные качества должны быть у будущей жены священнослужителя? К чему должна быть готова будущая матушка?

– Быть матушкой – это особый вид духовного подвига. Она должна быть готова стать помощницей мужа, смириться с тем, что муж-священник одной ей не принадлежит. Уметь управляться с детьми и домом. Распрощаться с девическими мечтами еще перед венчанием и пойти не туда, куда хочется, а куда поведет Господь мужа-священника. Проще говоря, она должна быть святой.

– Какие «подводные камни» встречаются в молодых семьях, и как их преодолеть?

– Главный камень – это эгоизм. Эгоизм убивает любовь, порождает ссоры и бессмысленные семейные «разборки». Семейный эгоизм лечится общим семейным деланием – и духовным (семейная молитва, исповедь у одного духовника, дела милосердия, совершаемые вместе), и душевным (совместное воспитание детей, чтение книг, общение с родственниками и друзьями), и телесным (заботы о доме, отдых и др.). При этом каждый член семьи должен соответствовать божественному предназначению. Муж – глава семьи, он несет ответственность за всё происходящее в ней и решает ее проблемы; жена – помощница мужа, а дети – помощники и отца, и матери.

Читайте также:  Храм Параскевы Пятницы в Бутово: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

– Какие проблемы в приходской жизни являются, на ваш взгляд, первостепенными?

– Мне кажется, что главная проблема на современном приходе – личностная. Может быть, это наследие советских времен, но большинство людей с опаской входят в храм, прячут друг от друга свое лицо, пытаются скрыться за искусственными масками даже от Бога, а мы, священники, не всегда стремимся всмотреться в лица наших прихожан и помочь им раскрыться в самых лучших их качествах. В большинстве случаев не надо быть каким-то духоносным старцем, а просто отнестись к человеку по-человечески, объяснить ему путь к Богу, немного помочь, и тогда на наших глазах происходит чудо преображения человеческой души. Это так удивительно, и для этого так мало надо! Просто понять, что прихожане – это не группа индивидов, пришедшая на молитву, а конкретные личности со своими именами, судьбами и жаждой Бога, и отнестись к ним как родным.

Протоиерей Вадим ЛЕОНОВ: «Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит наши приходы»

«Хорошо, что церковное священноначалие решило упорядочить приходскую практику, – заявил о. Вадим. – Но надо признать, что поначалу ожидания были самые разные. В ходе церковных дискуссий высказывались столь радикальные предложения, что новость о подготовке такого документа воспринималась с волнением. Когда же текст “Проекта…” стал доступен, то лично я обрадовался. Авторы, тщательно изучив церковно-исторический опыт, за основу взяли традицию во многом уже господствующую в жизни Русской Православной Церкви и проверенную временем. В “Проекте документа…” четко указывается на необходимость таинства покаяния перед причащением, ясно говорится о необходимости евхаристического поста, говения и молитвенной подготовки. Разъясняются случаи, когда от этих требований можно отступать. Конечно, невозможно в таком общем руководстве прописать все жизненные ситуации, но главное сделано – даны ориентиры, которые помогут пастырям принять правильное решение в различных обстоятельствах», – заметил о.Вадим.

Касаясь частоты причащения для мирян, протоиерей Вадим Леонов отметил: «В “Проекте документа…” указывается, что существуют различные традиции частоты причащения Святых Христовых Таин, но при этом невозможна внешняя регламентация. Необходим индивидуальный подход, где вопрос о причащении решается, исходя из исповеди мирянина и благословения его духовника. Это, на мой взгляд, мудрое решение. Часто в интернет-пространстве предлагалась идея ввести некую универсальную норму или набор норм, определяющих количество причащений христианина. Как мне кажется, ни к чему хорошему это не приведет. Как известно из истории нашей Церкви, подобное нормирование провоцирует формальное отношение к величайшему таинству Церкви. Конечно, целью каждого христианина является полнота жизни во Христе, а значит – и регулярное причащение Святых Тела и Крови Господних. По мере воцерковления оно, естественно, становится всё более частым и осмысленным, но до этого надо дорасти – нельзя просто предписать людям причащаться с такой-то периодичностью».

Отец Вадим привел такой эпизод: «Помню, как на одном приходе, где принято было всем вместе причащаться на каждой Литургии, на таинстве исповеди выяснилось, что одна из прихожанок имеет недавно совершенные смертные грехи. Когда ей было сказано о невозможности приступить к Святой Чаше и об опасности причаститься “во осуждение…”, прихожанка огорчилась: “Что же обо мне подумают мои друзья и знакомые, если я не подойду к Чаше вместе со всеми?” Не хотелось бы, чтобы следование норме и общественному мнению стало важнее искреннего стремления ко Христу и духовного делания».

В отношении взаимосвязи таинств покаяния и причащения пастырь заметил, что «горячие головы предлагали разорвать эту связь и предоставить каждому самостоятельно решать, когда исповедоваться и когда причащаться. Традиция Русской Церкви, где принято исповедоваться перед причастием, выставлялась как какой-то анахронизм, а в пример приводилась практика Элладской Церкви. Часто тема подавалась так, будто бы уже весь православный мир давно не исповедуется перед причастием, а только чада Русской Церкви остаются такими темными и чуждыми “евхаристического сознания”. Очень рад, что создатели “Проекта документа…” не увлеклись этой идеей. Взаимосвязь таинств покаяния и причащения очевидна для людей, которые понимают их духовный смысл».

«Наверное, многие, особенно жившие в советский период, помнят плакат в столовой “Мойте руки перед едой”, – напоминает о. Вадим. – Можно пуститься в теоретические рассуждения о том, что мытье рук и принятие пищи – два независимых физиологических процесса, но реальность человеческой жизни такова, что если вы не выстроите эти процессы последовательно и взаимосвязанно, то рискуете заболеть. Нечто подобное мы имеем и в отношении исповеди и причастия. Как можно приходить на встречу с Богом, не очистив душу в таинстве покаяния? Этот же призыв звучит и в проповеди апостола Павла: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор. 11:28–30). Разве можно найти что-либо еще более соответствующее “испытанию себя”, чем исповедь у духовника?», – задает вопрос о.Вадим.

Что касается различия практик в Поместных Церквах, – заметил о. Вадим Леонов, – то серьезно ошибаются те, кто думает, что будто бы только в Русской Церкви обязательно исповедуются перед причастием. Но даже если бы это было так, следовало бы принять во внимание, что Русская Церковь – это более половины всего православного мира, а значит, ее практика, как минимум, заслуживает бережного и уважительного отношения».

«Мне довелось общаться с клириками Грузинской и Болгарской Церквей, – заявил о. Вадим, – и выяснилось, что такой же принцип связи таинств является для них нормой. На таком же подходе к таинствам настаивают авторитетные румынские духовники (архимандрит Клеопа (Илие), архимандрит Иустин (Пырву), иеромонах Дионисий (Игнат) и др.)», – напомнил пастырь.

Отец Вадим отметил также, что «в Элладской Церкви также осознают необходимость исповеди перед причастием, но делают это несколько иначе, чем в России: если человек редко причащается, то он должен обязательно поисповедоваться; если же он регулярно посещает своего духовника, то исповедь непосредственно перед причастием не требуется».

При этом о.Вадим обратил внимание на то, что «на святой горе Афон паломники, желающие причаститься, обязаны пройти исповедь. О традициях других Поместных Церквей можно было бы провести специальное исследование, но уже и то, что известно, явно не соответствует мифу о какой-то особенной практике в России. Ясно просматривается общий принцип: там, где планка духовной жизни поднята достаточно высоко, взаимосвязь исповеди и причастия соблюдается строго».

По мнению пастыря, «таинство покаяния – живая нить, которая соединяет верующего не только с Богом, но и со священником. Таинство покаяния – это уникальная возможность для пастыря оказать личную помощь страждущей душе. Все иные формы встреч священника с прихожанами (беседы, совместные чаепития, паломничества, проповеди и т.д.) не имеют такой личной глубины и значимости». При этом протоиерей Вадим Леонов подчеркнул, что «если исповедь перейдет в разряд необязательных таинств, то наши приходы будут духовно обезглавлены, а священники превратятся в требоисполнителей и церковных функционеров».

Касаясь негативных последствий снижения требований при подготовке к таинству Причащения о.Вадим Леонов привел опыт Католической церкви: «Печальные последствия отчуждения этих таинств можно наблюдать в жизни католиков. На II Ватиканском соборе были понижены евхаристические требования, в частности теперь католикам не нужно исповедоваться перед причащением. Существует предписание исповедоваться, когда человек совершил смертные грехи или же один раз в год. В результате исповедь стала исчезать, и проблема эта стоит столь остро, что в марте 2011 года Бенедикт XVI был вынужден, как сообщалось в католических СМИ, открыто высказать “озабоченность в связи с растущим в Католической церкви пренебрежением к таинству покаяния”».

Отец Вадим признает, что «в определенных ситуациях, что специально оговаривается в “Проекте документа…”, возможно отступление от общих норм, но за правило должна быть принята именно обязательность исповеди перед причастием».

По мнению о. Вадима, «документе должно быть более четко прописано значение духовного руководства в вопросах подготовки к Причащению Святых Таин. В жизни многих людей часто возникают обстоятельства, когда необходимы послабления, но решать этот вопрос должны священники, а не миряне на основе своих субъективных представлений о христианстве, почерпнутых неизвестно из каких источников. Здесь недопустимо самочиние, так же как в медицине неприемлемо самолечение. В “Проекте документа…” говорится о духовниках, но несколько расплывчато. Позиции мирянина и священника не соотнесены. Думаю, должно быть ясно сказано, что особенности личного применения церковных норм необходимо согласовывать со священником-духовником».

Что касается часто задаваемого вопроса: почему миряне постятся, а священники – нет? – протоиерей Вадим Леонов отвечает: «Так говорить – не корректно. Все священнослужители готовятся к служению Литургии, но вопрос о постной пище предоставлен их собственной воле. Священники, имея опыт и знания, должны сами себя ограничивать, учитывая личные обстоятельства и приходские условия, и соблюдать определенные правила подготовки для служения Евхаристии. Я знаю священников, которые перед службой постятся, но не буду отрицать, что большинство священнослужителей накануне Литургии, если нет многодневного поста, среды или пятницы, вкушают скоромную пищу. Но, повторюсь, это не значит, что они вообще не готовятся. Тем не менее основания для соблазна существуют, и необходимо в этом документе или в другом, адресованном священнослужителям, согласовать эти практики. Потому что, действительно, никуда не годится, если благочестивые миряне постятся три дня и более, а священнослужитель, который их исповедует, этого не делает. Получается, что мы связываем бремена неудобоносимые, которые сами не трогаем».

blagogon_ru

Журнал “Благодатный Огонь”

Кандидат богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов прокомментировал корреспонденту портала «Православие.Ru» Анастасии Рахлиной проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» .

«Хорошо, что церковное священноначалие решило упорядочить приходскую практику, – заявил о. Вадим. – Но надо признать, что поначалу ожидания были самые разные. В ходе церковных дискуссий высказывались столь радикальные предложения, что новость о подготовке такого документа воспринималась с волнением. Когда же текст “Проекта…” стал доступен, то лично я обрадовался. Авторы, тщательно изучив церковно-исторический опыт, за основу взяли традицию во многом уже господствующую в жизни Русской Православной Церкви и проверенную временем. В “Проекте документа…” четко указывается на необходимость таинства покаяния перед причащением, ясно говорится о необходимости евхаристического поста, говения и молитвенной подготовки. Разъясняются случаи, когда от этих требований можно отступать. Конечно, невозможно в таком общем руководстве прописать все жизненные ситуации, но главное сделано – даны ориентиры, которые помогут пастырям принять правильное решение в различных обстоятельствах», – заметил о.Вадим.

Касаясь частоты причащения для мирян, протоиерей Вадим Леонов отметил: «В “Проекте документа…” указывается, что существуют различные традиции частоты причащения Святых Христовых Таин, но при этом невозможна внешняя регламентация. Необходим индивидуальный подход, где вопрос о причащении решается, исходя из исповеди мирянина и благословения его духовника. Это, на мой взгляд, мудрое решение. Часто в интернет-пространстве предлагалась идея ввести некую универсальную норму или набор норм, определяющих количество причащений христианина. Как мне кажется, ни к чему хорошему это не приведет. Как известно из истории нашей Церкви, подобное нормирование провоцирует формальное отношение к величайшему таинству Церкви. Конечно, целью каждого христианина является полнота жизни во Христе, а значит – и регулярное причащение Святых Тела и Крови Господних. По мере воцерковления оно, естественно, становится всё более частым и осмысленным, но до этого надо дорасти – нельзя просто предписать людям причащаться с такой-то периодичностью».

Отец Вадим привел такой эпизод: «Помню, как на одном приходе, где принято было всем вместе причащаться на каждой Литургии, на таинстве исповеди выяснилось, что одна из прихожанок имеет недавно совершенные смертные грехи. Когда ей было сказано о невозможности приступить к Святой Чаше и об опасности причаститься “во осуждение…”, прихожанка огорчилась: “Что же обо мне подумают мои друзья и знакомые, если я не подойду к Чаше вместе со всеми?” Не хотелось бы, чтобы следование норме и общественному мнению стало важнее искреннего стремления ко Христу и духовного делания».

В отношении взаимосвязи таинств покаяния и причащения пастырь заметил, что «горячие головы предлагали разорвать эту связь и предоставить каждому самостоятельно решать, когда исповедоваться и когда причащаться. Традиция Русской Церкви, где принято исповедоваться перед причастием, выставлялась как какой-то анахронизм, а в пример приводилась практика Элладской Церкви. Часто тема подавалась так, будто бы уже весь православный мир давно не исповедуется перед причастием, а только чада Русской Церкви остаются такими темными и чуждыми “евхаристического сознания”. Очень рад, что создатели “Проекта документа…” не увлеклись этой идеей. Взаимосвязь таинств покаяния и причащения очевидна для людей, которые понимают их духовный смысл».

«Наверное, многие, особенно жившие в советский период, помнят плакат в столовой “Мойте руки перед едой”, – напоминает о. Вадим. – Можно пуститься в теоретические рассуждения о том, что мытье рук и принятие пищи – два независимых физиологических процесса, но реальность человеческой жизни такова, что если вы не выстроите эти процессы последовательно и взаимосвязанно, то рискуете заболеть. Нечто подобное мы имеем и в отношении исповеди и причастия. Как можно приходить на встречу с Богом, не очистив душу в таинстве покаяния? Этот же призыв звучит и в проповеди апостола Павла: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор. 11:28–30). Разве можно найти что-либо еще более соответствующее “испытанию себя”, чем исповедь у духовника?», – задает вопрос о.Вадим.

Что касается различия практик в Поместных Церквах, – заметил о. Вадим Леонов, – то серьезно ошибаются те, кто думает, что будто бы только в Русской Церкви обязательно исповедуются перед причастием. Но даже если бы это было так, следовало бы принять во внимание, что Русская Церковь – это более половины всего православного мира, а значит, ее практика, как минимум, заслуживает бережного и уважительного отношения».

«Мне довелось общаться с клириками Грузинской и Болгарской Церквей, – заявил о. Вадим, – и выяснилось, что такой же принцип связи таинств является для них нормой. На таком же подходе к таинствам настаивают авторитетные румынские духовники (архимандрит Клеопа (Илие), архимандрит Иустин (Пырву), иеромонах Дионисий (Игнат) и др.)», – напомнил пастырь.

Читайте также:  Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: история и адрес, описание, архитектура

Отец Вадим отметил также, что «в Элладской Церкви также осознают необходимость исповеди перед причастием, но делают это несколько иначе, чем в России: если человек редко причащается, то он должен обязательно поисповедоваться; если же он регулярно посещает своего духовника, то исповедь непосредственно перед причастием не требуется».

При этом о.Вадим обратил внимание на то, что «на святой горе Афон паломники, желающие причаститься, обязаны пройти исповедь. О традициях других Поместных Церквей можно было бы провести специальное исследование, но уже и то, что известно, явно не соответствует мифу о какой-то особенной практике в России. Ясно просматривается общий принцип: там, где планка духовной жизни поднята достаточно высоко, взаимосвязь исповеди и причастия соблюдается строго».

По мнению пастыря, «таинство покаяния – живая нить, которая соединяет верующего не только с Богом, но и со священником. Таинство покаяния – это уникальная возможность для пастыря оказать личную помощь страждущей душе. Все иные формы встреч священника с прихожанами (беседы, совместные чаепития, паломничества, проповеди и т.д.) не имеют такой личной глубины и значимости». При этом протоиерей Вадим Леонов подчеркнул, что «если исповедь перейдет в разряд необязательных таинств, то наши приходы будут духовно обезглавлены, а священники превратятся в требоисполнителей и церковных функционеров».

Касаясь негативных последствий снижения требований при подготовке к таинству Причащения о.Вадим Леонов привел опыт Католической церкви: «Печальные последствия отчуждения этих таинств можно наблюдать в жизни католиков. На II Ватиканском соборе были понижены евхаристические требования, в частности теперь католикам не нужно исповедоваться перед причащением. Существует предписание исповедоваться, когда человек совершил смертные грехи или же один раз в год. В результате исповедь стала исчезать, и проблема эта стоит столь остро, что в марте 2011 года Бенедикт XVI был вынужден, как сообщалось в католических СМИ, открыто высказать “озабоченность в связи с растущим в Католической церкви пренебрежением к таинству покаяния”».

Отец Вадим признает, что «в определенных ситуациях, что специально оговаривается в “Проекте документа…”, возможно отступление от общих норм, но за правило должна быть принята именно обязательность исповеди перед причастием».

По мнению о. Вадима, «документе должно быть более четко прописано значение духовного руководства в вопросах подготовки к Причащению Святых Таин. В жизни многих людей часто возникают обстоятельства, когда необходимы послабления, но решать этот вопрос должны священники, а не миряне на основе своих субъективных представлений о христианстве, почерпнутых неизвестно из каких источников. Здесь недопустимо самочиние, так же как в медицине неприемлемо самолечение. В “Проекте документа…” говорится о духовниках, но несколько расплывчато. Позиции мирянина и священника не соотнесены. Думаю, должно быть ясно сказано, что особенности личного применения церковных норм необходимо согласовывать со священником-духовником».

Что касается часто задаваемого вопроса: почему миряне постятся, а священники – нет? – протоиерей Вадим Леонов отвечает: «Так говорить – не корректно. Все священнослужители готовятся к служению Литургии, но вопрос о постной пище предоставлен их собственной воле. Священники, имея опыт и знания, должны сами себя ограничивать, учитывая личные обстоятельства и приходские условия, и соблюдать определенные правила подготовки для служения Евхаристии. Я знаю священников, которые перед службой постятся, но не буду отрицать, что большинство священнослужителей накануне Литургии, если нет многодневного поста, среды или пятницы, вкушают скоромную пищу. Но, повторюсь, это не значит, что они вообще не готовятся. Тем не менее основания для соблазна существуют, и необходимо в этом документе или в другом, адресованном священнослужителям, согласовать эти практики. Потому что, действительно, никуда не годится, если благочестивые миряне постятся три дня и более, а священнослужитель, который их исповедует, этого не делает. Получается, что мы связываем бремена неудобоносимые, которые сами не трогаем».

«Столь открытое и искреннее обсуждение данной темы – добрый знак в жизни нашей Церкви. Дай Бог, чтобы и другие церковные вопросы решались в таком же ключе», – заключил протоиерей Вадим Леонов.

Православная психология обязательно сформируется – прот. Вадим Леонов

Интервью с доцентом Сретенской духовной семинарии протоиереем Вадимом Леоновым, которое ещё в 2010 г. обозначило контур такого явления, как православная психология, которая должна прийти на смену психологии светской и дать ответы на те вопросы, на которые не смогла ответить парадигма академической психологии.

Доцент Сретенской духовной семинарии и ПСТГУ протоиерей Вадим Леонов принял участие в работе семинара “Развитие психологического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета Русской Православной Церкви”. По окончании семинара отец Вадим ответил на вопросы корреспондента пресс-службы Московской духовной академии.

– Отец Вадим, какова сфера Ваших научных интересов?

– Меня интересуют Догматическое богословие в целом и православная антропология в частности, но сразу оговорюсь, что я не считаю эти богословские дисциплины науками в традиционном понимании данного слова.

– Приведите примеры применения психологии в Вашей священнической практике?

– Я не применяю психологию в своем священническом служении и считаю, что священник должен быть именно священником и не превращаться в психолога. Дар священства, церковные таинства, полученное духовное образования вполне достаточны для полноценного пастырского служения, нужно уметь этим пользоваться. Если священник не овладел этим богатством, то и дополнительные знания психологии ему пользы не принесут. Каждый должен заниматься своим делом. Конечно, наблюдая со стороны можно интерпретировать те или иные действия священника в психологическом аспекте, но подобные интерпретации остаются лишь предположениями внешнего наблюдателя. Священник во всех жизненных ситуациях должен быть, прежде всего, священником. Не надо пытаться сесть не в свои сани. Бывает так, что в некоторых ситуациях священник не может помочь человеку духовными средствами и тогда скатывается на уровень психотерапии, чтобы хоть как то помочь ближнему. Может быть это и не плохо, и после такой встречи человек бывает утешенным, но если нечто подобное происходило в моей жизни, то я такие случаи всегда считал своим духовным поражением. Священник не должен строить свое служение на душевности. Христос дал своим ученикам дар Духа Святаго: “примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”, и если священник опускается на уровень душевной психотерапии, то обменивает первородство на чечевичную похлебку (См.: Быт. 25, 30-34).

Сказанное мною не означает, что я против психологии. Более того, я сторонник изучения психологии в семинариях, чтобы ее преподавали грамотные профессионалы, которые помогли бы семинаристам увидеть подлинное содержание и ценность этой науки без тех иллюзий, которые ее окружают. Изучение психологии необходимо прежде всего потому, что в современном мире – это очень яркое явление, мощно воздействующее на сознание многих людей. С этим нельзя не считаться. Более того в некоторых социальных средах психология занимает ниши, которые раньше принадлежали исключительно религии. Современная культура, искусство, общественная или личная жизнь часто ориентированы в русле определенных психологических идей, поэтому, чтобы понимать смысл и логику человеческих поступков необходимо волей или неволей, но знакомиться, хотя бы в самом общем виде с господствующими психологическими теориями. Исходя из этого, очевидна необходимость изучения психологии для будущих священнослужителей. Тем более, что подобное развитие событий в области духовного образования еще в 19 веке предвидел святитель Феофан Затворник. Использование священником психологических знаний по принципу дополнения вполне возможно, но психология не может быть основой для служения священника.

– Есть ли опасность излишнего увлечения психологией студентами семинарии?

– Это вполне реальная опасность. Один из моих бывших сокурсников по учебе в Московской духовной академии так увлекся психологией, что это вытеснило у него изучение всех богословских предметов. После окончания учебы в академии он поступил в гуманитарный ВУЗ и начал обучаться на психолога. Насколько я знаю, в церковную среду он больше не вернулся.

В обыденной среде в отношении психологии существует много мифов. В одном из них эта наука предстает как сокровищница таинственного знания, способного сделать человека духовно сильным, мудрым и совершенным и, что удивительно, без Бога. Это напоминает искушение наших древних прародителей в раю, когда змий предложил им стать богами без Бога: “в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло” (Быт.3:5). Если человек с такими иллюзиями увлекается психологией, то он вскоре переживает глубокое разочарование, в чем-то подобное разочарованию наших праотцев. Ибо ему предложат множество концепций, теорий и рассуждений о различных аспектах психики и субъектности человека, предоставят некоторые методики, которые решают локальные задачи межличностных отношений и дадут множество различных описаний психических процессов, но не дадут главного – целостного видения человека и возможностей для его полноценного реального возрастания. Окажется, что это именно наука… не менее и не более. Поэтому курс психологии в семинариях необходим, и должен быть выстроен грамотно, профессионально и объективно. Если после изучения такого курса у семинариста хотя бы появится трезвое видение психологии – это уже достаточный результат, оправдывающий потраченное время и силы.

– В чем пересекаются практики общения духовника с чадом и психолога с клиентом?

– Ни в чем. Это принципиально различные сферы. Конечно и священник, и психолог должны видеть человека целостно, но священник призван пробудить дух человека и помочь ему воссоединиться с Богом, а психолог работает в сфере души. Работа у них идет, если можно так выразиться, на разных этажах. Цель духовника – научить человека общаться с Богом и далее всячески этому содействовать. Если человек живет с Богом, то Бог Сам уврачует, исправит, просветит, сделает все необходимое в человеке Своею благодатью. Главное для священника, как и для врача, – не навредить. Никто из людей сам по себе не способен духовно совершенствоваться, даже при наличии огромных знаний и жизненного опыта. Это совершает только Бог.

Работа психолога обращена к иной сфере. Она ориентирована на нормализацию душевного состояния человека и межличностных отношений. Если психолог видит в пришедшем к нему человеке клиента, то это печально. В этом случае психолог – это ремесленник, а человеку-клиенту можно только посочувствовать. Однако не стоит так воспринимать всех психологов. Среди них очень многие глубоко осознают глубину, величие и достоинства человека и стараются помочь ему, в меру имеющихся возможностей именно как человеку, а не как клиенту. Конечно, психотерапия – это душевная помощь, однако во многих жизненных ситуациях она бывает необходима и грамотный верующий психолог может оказать ее. Поскольку большинство жизненных проблем имеют духовные корни, то полноценного восстановления человека после таких встреч ждать не приходится, поэтому многие православные психологи стремятся не только оказать помощь, но и приблизить человека к Богу, предлагают прийти в храм, покаяться, причаститься, начать добродетельную жизнь. Такие психологи приносят реальную пользу людям не только душевную, но и духовную. Поэтому не надо представлять всех психологов лишь в трех видах: экстрасенс, бизнесмен, ремесленник.

– Ваше отношение к такому феномену, как православная психология?

– Православная психология – это пока еще не реализовавшаяся идея, но я отношу себя к тем оптимистам, которые считают, что рано или поздно она обязательно сформируется как особое научное направление в современной психологии. Иногда говорят, что невозможно существование православной математики, православной физики, значит, невозможна и православная психология. На мой взгляд, это ошибочное утверждение. В отношении математики и физики все верно, но в отношении психологии и педагогики эта логика ошибочна. Поясню почему. В основании любой науки лежит несколько априорных бездоказательных представлений, в соответствии с которым осуществляется научная деятельность, и эти представления во многом эту деятельность определяют. Все мы помним из школьного курса, что изучение геометрии начиналось с принятия ряда аксиом. Для математики и физики исходные основания, принимаемые априорно, лежат вне сферы религиозного откровения, поэтому и говорить об их православности или неправославности абсурдно. Но для педагогики и психологии необходима изначальная антропологическая модель. Такая модель всегда существует и во многом предопределяет направление развития этих наук, и всю возможную палитру научных результатов. Например, если в основе педагогического подхода лежит представление о человеке как о высокоразвитом животном, то и соответствующие педагогические методы будут подобны дрессировке; если изначально человек представляется в виде сложно организованной машины по типу компьютера, то и методы воспитания будут напоминать программирование; если же основываться на том мнении, что человек формируется исключительно под влиянием социума и других внешних условий, то и соответствующая педагогическая методология будет сориентирована на организацию внешней среды человека. Антропологические рамки во многом определяют направление, масштаб, содержание, средства и возможности того или иного педагогического, психологического подхода. В связи с этим, что препятствует ученым в качестве исходной антропологической модели принять православное учение о человеке? Чем антропологическая модель “человек – это образ Божий”, обоснованная двухтысячелетним опытом Церкви, уступает гипотезе Дарвина, до сих пор научно не обоснованной, что “человек – это высокоразвитая обезьяна”? Кто лучше всего знает человека, как не Бог-Создатель? Он дал нам необходимые знания о себе, а наука их не использует. Почему? Всего лишь силу их богооткровенного происхождения? Эти антропологические знания подтверждены реальным опытом многих поколений – почему это игнорируется современной академической наукой? Может быть уже пришло время избавиться от этой предвзятости? Уверен, что со временем православная психология станет значимым явлением в научной жизни. Тем более, что православная педагогика этот путь уже частично прошла и стала важным направлением в педагогической науке.

– Каковы точки соприкосновения Христианской антропологии и православной психологии?

– Христианская антропология является содержательной основой для православной психологии. Точнее сказать, православная антропология является новой координатной системой для психологии, в пространстве которой открывается духовное содержание уже установленных научных фактов и теорий, появляется возможность для иных интерпретаций известных явлений с выходом на конкретную реальную помощь человеку. Данный подход позволяет говорить о возможности создания именно православной психологии. Подобные попытки уже предпринимались в педагогике и они оказались весьма успешными. Яркий пример – концепция К.Д. Ушинского, который положил в основание своей педагогической системы православную антропологию. Работа в этом направлении сейчас ведется весьма активно. Конечно, в этом случае православная антропология – это не альтернатива существующим психологическим знаниям но, как мы уже сказали, – это содержательное основание и система координат, в которой можно изучать человека и интерпретировать полученные результаты.

– Что Вы ждете от проходящего семинара?

– Надеюсь, что будет достигнута заявленная цель – разработаны содержательные, методологические и методические основы курса психологии для преподавания в духовных школах. А кроме того, я надеюсь, что этот семинар укрепит искренние намерения православных психологов, которые основываясь на своем профессионализме и личном энтузиазме, пытаются открыть для себя и других духовное богатство Церкви и тем самым послужить Богу и людям.

Ссылка на основную публикацию