Валаамский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Валаамский монастырь в Москве

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Есть большое количество различных храмов в Православии. Больше всего паломники любят посещать монастыри. Их также есть не маленькое количество. Наибольшие обители имеют свои подразделения. Так среди наибольших выделяют Валаамский монастырь.

Из истории

Валаамский монастырь в Москве находится на улице 2-й Тверской-Ямской. Изначально в 1901 году там была часовня, а затем храм на честь Германа и Сергия Валаамских. За все время эта обитель перенесла большое количество изменений. В 1926 году большевики закрыли храм. Сначала там размещалась поликлиника, а в военное время – госпиталь. В начале 90-х годов здание пришло в аварийное состояние. И даже подумывали его снести. В 1993 году его вернули церкви и туда вернулись монахи. Со временем кропотливым трудом его работа была поновлена.

Где находится

Валаамская обитель находится на севере Ладожского озера, на одном из островов. Вокруг он омывается водой. Расстояние до материка около 20 км. Архипелаг Валаама несет в себе около 50 островов. Береговая линия острова изрезана различными заливами и каналами. На территории архипелага можно увидеть не только большое количество разнообразных редких растений, животных и птиц, но и отвесные скалы, тенистые аллеи и прочие красоты природы. Именно поэтому его считают одним из красивейших островов мира.

Но что может быть прекрасней окружающей красоты? Правильно, только красота духовная. Многие православные называют Валаамский монастырь Северным Афоном. Изначально первые упоминания о Валааме встречались в 800 г до Рождества Христова как о месте язычников, где приносили человеческие жертвы. И только в начале 12 века упоминается о том, что жрецы приняли христианство и разрушили свои капища. А на их месте апостол Андрей установил каменный крест.

Через несколько веков на этот православный путь ступила и братия Валаамской обители. Монахи Валаамского монастыря часто отстаивали свои права. В наше время часто говорят о том, что именно они предрекают много событий, которые впоследствии сбываются. Но наиболее часто вспоминают о них, когда заходит речь об их песнопениях. Среди которых наиболее известна «Невеста Неневестная Валаамского монастыря». Те, кто слышал ее говорят, что ничего прекраснее никогда не слышали.

Как доехать

Находится обитель в Республике Карелия, Сортавальский район, остров Валаам. Добраться туда можно разными способами. Все зависит от Вашего финансового достатка и времени. Так например, можно совершить:

  • круиз на теплоходе из Москвы,
  • круиз на теплоходе из Санкт-Петербурга,
  • экскурсию из Приозерска,
  • полет на вертолете из Санкт Петербурга.

Как добраться автомобилем

Если предложенные выше варианты Вам не по карману и не подходят по продолжительности, то можно ехать самостоятельно. Можно рассмотреть такие варианты поездки:

Через Сортавалу: можно доплыть до острова на: теплоходе, метеоре или арендовать катер. Можно через Приозерск: до самого Приозерска можно доехать электричкой, автобусом.

Святыни и строения

Так как это ставропигиальный мужской монастырь, он включает в себя иерархические подразделения:

  • органы административно-хозяйственного управления,
  • монастырские учреждения,
  • подворья,
  • учебно-воспитательные учреждения,
  • скиты.

К святым Валаамского монастыря относят:

  • Преподобного Авраамия,
  • Преподобных Германа и Сергия,
  • Игнатия Брянчанинова,
  • Александра Свирского,
  • Арсения Коневского,
  • Льва Оптинского,
  • Савватия Соловецкого,
  • Геннадия Новгородского,
  • Германа Аляскинского,
  • Антипа Валаамского.

Скиты Валаамского монастыря

Есть большое количество скитов обители. Среди них:

  • Никольский скит,
  • Авраамиевский скит,
  • Скит Всех Святых,
  • Воскресенский скит,
  • Скит Иоанна Предтечи,
  • Гефсиманский скит,
  • Коневский скит,
  • Ильинский скит,
  • Смоленский скит
  • Скит Германа Аляскинского,
  • Александро-Свирский скит,
  • Скит Александра Невского,
  • Скит апостола Андрея Первозванного,
  • Казанский скит.

Кроме скитов есть еще и несколько подворьев:

  • подворье в Сортавале с церковью Николая Чудотворца,
  • Санкт Петербургское подворье,
  • подворье в Приозерске с церковью Всех Святых,
  • московское подворье Валаамского монастыря.

Приезжайте на Ладогу и насладитесь превосходным видом. А если Вы не можете так далеко ехать, то приезжайте на подворья. И искренне помолитесь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно так же посмотреть видео о святой обители на острове:

Читайте еще:

One thought on “ Валаамский монастырь в Москве ”

Доброй ночи. Меня Павел зовут. Я хочу к Вам в монастырь. Что для этого нужно ??

Расписание богослужений

Будничный круг богослужений

5:00 – 5:45Полунощница
5:45 – 7:30Утреня (совершение таинства исповеди)
На кафизмах братия и паломники имеют возможность приложиться к святым мощам
7:30 – 9:30Часы, Божественная литургия
13:25 – 13:45Молебен:

  • Пн. – у раки прп. Антипы Валаамского
  • Вт., Чт., Пт. – у раки прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев
  • Ср. – у иконы Божией Матери «Всецарица»
  • Сб. – у иконы Божией Матери «Валаамская»
17:00 – 18:00Вечерня
18:00 – 19:30Малое повечерие и

  • Пн., Вт., Чт. – канон Октоиха с Акафистом
  • Ср., Пт. – три канона с Акафистом

Cовершение таинства исповеди
После окончания богослужения братия и паломники имеют возможность приложиться к святым мощам

Полиелейные праздники

Накануне вечером
17:00 – 18:00Вечерня
18:00 – 19:30Малое повечерие, три канона с Акафистом (в среду и пятницу) или канон Октоиха (понедельник, вторник, четверг ), совершение таинства исповеди
В день праздника
5:00 – 5:45Полунощница
5:45 – 7:45Утреня (полиелей, помазание)
7:45 – 10:30Часы, Божественная литургия

Воскресный или праздничный день

Накануне вечером
18:45 – 19:00Общая исповедь
19:00 –

24:00Всенощное бдение (совершение таинства исповеди)В день праздника9:00 –

12:00Часы, Божественная литургия17:00 – 17:50Вечерня (совершение таинства исповеди)17:50 – 18:40Малое повечерие, Акафист прп. Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам
После окончания богослужения братия и паломники имеют возможность приложиться к святым мощам

Исповедь совершается во время утреннего (с 6 утра) и вечернего (с 18 вечера) богослужений.

Приложение «Валаам»

Зимняя война: ИСХОД

Зимняя война: НАКАНУНЕ

Ровно 80 лет назад, суровой зимой 1939/40 годов, была перевёрнута одна из самых драматичных страниц в истории Валаамского монастыря и нашего архипелага. Всем островитянам против воли пришлось покинуть родной полуразрушенный дом, в котором многие из них прожили большую часть своей жизни.

Конные обозы и караваны грузовиков один за другим уходили по льду Ладоги на север и северо-запад. Что же произошло?

Праздник святителя Афанасия Александрийского

Открытие пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

30 января 2020 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось заседание пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Фото: Сергей Власов, свящ. Игорь Палкин.

Конференция «Прославление и канонизация святых»

28 января 2020 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях под председательством Игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия прошла конференция «Прославление и канонизация святых».

Фоторепортаж Дмитрия Ерохина.

Собеседование архиепископа Феогноста с насельниками обители

24 января 2020 года Московское подворье Валаамского монастыря посетил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност, который отслужил Божественную литургию и вместе с Игуменом обители епископом Панкратием провел собеседование с насельниками монастыря. По обычаю, собеседование прошло в конце января, так как в Валаамском монастыре есть традиция – совершать иноческие и монашеские постриги в Великий пост.

Фотографии Дмитрия Ерохина.

Праздник Крещения Господня

Великое освящение воды

Лариса Яковлевна Кравчик

3 января 2020 года упокоилась о Господе старейший экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря Лариса Яковлевна Кравчик.

Рождество Христово

Видео

Фотовыставка «Дивный остров Валаам. Валаамская обитель глазами ее братии»

5 февраля 2020 года в Москве в Галерее под открытым небом на центральной аллее Тверского бульвара (напротив дома 26) состоялось открытие фотовыставки «Дивный остров Валаам. Валаамская обитель глазами ее братии».

Фотовыставка продлится до 29 февраля 2020 года.

Фотовыставка «Дивный остров Валаам. Валаамская обитель глазами ее братии»

5 февраля 2020 года в Москве в Галерее под открытым небом на центральной аллее Тверского бульвара (напротив дома 26) состоялось открытие фотовыставки «Дивный остров Валаам. Валаамская обитель глазами ее братии».

Название выставки цитирует строку гимна Валаамской обители, созданного в XIX веке монахом Петром (Михайловым) и дополненного впоследствии игуменом Харитоном (Дунаевым).

Мобильное приложение «Валаам»

Мобильное приложение «Валаам» теперь доступно для iPhone и iPad.
Скачивайте по ссылке в Apple Store:
https://apps.apple.com/ru/app/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC/id1457201692

Впервые в одном приложении присутствуют более семисот 360-градусных высококачественных панорам, благодаря которым можно увидеть нынешний Валаам таким, какой он есть сейчас. Виртуальный тур по острову включает в себя также различную справочную информацию: от простых текстовых заметок до аудиоэкскурсий и видеосюжетов, прикрепленных к соответствующим объектам внутри тура.

Путеводитель привязан геометками к территории Валаамского архипелага, и в любой момент можно определить свое положение на острове и понять, какие объекты рядом вы хотели бы рассмотреть или посетить.

Одним из главных разделов приложения является полный православный молитвослов, в который входят не только утренние и вечерние молитвы, но и Библия, Псалтирь, акафисты, каноны и всевозможные прошения ко Господу и Божией Матери на разные случаи жизни. Тексты представлены в двух вариантах, на русском и церковно-славянском языках. Здесь же собрана уникальная база богослужебных текстов, которая пригодится священнослужителям, чтецам, певчим, уставщикам и регентам. Также в приложении очень удобно интегрирован православный календарь, содержащий привычную информацию о праздниках и краткое душеполезное слово на каждый день.

Приложение дает возможность скачать его основные разделы на мобильное устройство, и работать с ними без подключения к сети Интернет.

Валаамский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Валаамский монастырь, который называют «Северным Афоном», расположен на Ладожском озере, а точнее – на карельском одноименном архипелаге. Это одна из старейших российских обителей, у которой есть даже своя эмблема. У монастыря есть несколько скитов, а также четыре подворья: Санкт-Петербургское, Московское, в Сортавале и Приозерске. Этот монастырь некоторое время принадлежал Финляндии, его монахи основали также Новый Валаам.

Где находится Валаамский монастырь

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

  • Сделать это удобнее всего из Санкт-Петербурга. Сначала необходимо доехать до Финляндского вокзала, откуда электричкой добраться до Приозерска (сюда ходит две электрички: одна проходящая, вторая – с конечной станцией в Приозерске).
  • Также попасть в городок можно и автобусом №859, который отправляется с Северного автовокзала ежедневно.
  • В самом Приозерске железнодорожный и автобусный вокзалы совмещены, поэтому далее путь одинаков: на такси или пешком добраться до монастырского причала, а там – сесть на теплоход или метеор.

Посещение обители и режим ее работы

Обитель открыта ежедневно, с пяти утра до позднего вечера, однако основной наплыв паломников здесь в летние месяцы, в период активного судоходства по Ладоге. Побывать здесь стремится большое количество людей – как верующих, так и тех, кто просто интересуется архитектурой и историей монастыря. Для соблюдения порядка проще всего заранее связаться с паломнической службой и заказать экскурсию.
В монастыре следует соблюдать определенные правила поведения:

  • мобильные телефоны лучше отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим;
  • помнить о форме одежды: женщины должны быть в юбках или платьях, с покрытой головой и руками, не оголять ноги, без косметики и сильных парфюмов; мужчины – не в спортивной одежде, с покрытыми руками и ногами, без головных уборов;
  • на территории монастыря недопустимы музыка, громкие разговоры или смех;
  • нельзя фотографировать в храмах, особенно во время службы, снимать братию без разрешения;
  • нельзя заходить в хозяйственные помещения, братские трапезные – для паломников есть отдельные трапезные и мини-кафе;
  • поскольку остров, на котором находится обитель, является заповедной территорией, здесь запрещено рвать цветы или ягоды, разводить костры. Также не стоит купаться или загорать.

Расписание богослужений обители

День неделиСлужбаВремя начала
Понедельник-пятницаПолунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Вечерня
Повечерие, каноны
5.00
5.45
7.30
13.25
17.00
18.00
СубботаПолунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Исповедь (общая)
Всенощное бдение
5.00
5.45
7.30
13.25
18.45
19.00
ВоскресеньеЧасы, Литургия
Вечерня
Повечерие, Акафист
9.00
17.00
17.50

Где остановиться неподалеку

Посетители обители могут остановиться во Флотском домике или гостинице «Игуменская», которые расположены на самом острове. В связи с пожаром, который произошел в 2015 году в Зимней гостинице, размещение паломников вызывает определенные сложности, поэтому забронировать номера можно заранее.
Возможно размещение и на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который является плавучей гостиницей эконом-класса и может вместить более 200 гостей.

История Валаамского монастыря

  1. Считается, что на острове Валаам Андрей Первозванный установил каменный крест, проповедуя евангелие на Севере. Саму обитель основали спустя девять сотен лет и сделали это иноки Герман и Сергий, которые позже были канонизированы. Предположительно они были греками.
  2. Что касается времени основания монастыря, к единому мнению историки не пришли – обитель могла появиться как в период крещения Руси, так и позже.
  3. До XIV века точных данных об укладе жизни местных монахов нет, а вот уже с XVI века Валаам стал центром книгопечатания этого региона. Нападение шведов на остров привело к тому, что он стал практически пустынным, здесь жили только иноки. Восстанавливали монастырь по петровскому указу, достроив храмы, кельи, хозяйственные корпуса.
  4. До начала XIX века обитель разрасталась и отстраивалась; здесь возвели колокольню, отлили колокола. Количество монахов постепенно увеличивалось, монастырь процветал.
    Октябрьская революция не стала для обители фатальной, поскольку территория, на которой размещался монастырь, отошла к Финляндии. Острова капитально укрепили в военных целях, но обитель закрывать не стали, однако вынудили перейти на григорианский календарь. С тех пор между братией пошел раскол, и часть монахов переехала в другие страны.
  5. Зимой 1940 года последние монахи уехали отсюда, вывозя с собой иконы и другие ценности. Они основали Новый Валаам, который действует и сегодня, являясь финским православным монастырем.
    Что же касается Старого Валаама, здесь организовали боцманскую школу, а позже размещали лесничество, фабричные помещения, дом инвалидов. В конце семидесятых обитель стала музеем-заповедником.
  6. Верующим обитель вернули в конце восьмидесятых, и сегодня Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь продолжает свою деятельность. Датой его возобновления считается 13 декабря.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

  • «Сердцем» центральной усадьбы этой обители является Спасо-Преображенский собор, который виден практически с каждой точки острова.
  • Церковь Валаамской иконы Богоматери – небольшой лаконичный храм, который отличается строгой архитектурой.
  • Надвратный храм Петра и Павла выполнен в традиционной для русских храмов манере.

Особое внимание стоит уделить и скитам Валаамского монастыря, в которых жили монахи, желающие уединения. Всего здесь насчитывается более десятка скитов, как на острове Валаам, так и на других островах, включая отдаленные. Первым был основан Большой скит во имя Всех Святых, где был построен двухэтажный скитский храм. На месте, где, как считается, Андрей Первозванный воздвигнул крест, расположен Воскресенский скит с храмом, сочетающим черты классицизма и барокко.

Святыни Валаамской обители

Многие иконы Валаамского монастыря, а также другие святыни были вывезены монахами в 1940 году, а переговоры о возвращении Валаамской иконы Божьей матери продолжаются и сегодня. Однако после возрождения обители здесь хранятся такие святыни:

  • мощи преподобных Германа и Сергия, основателей монастыря;
  • мощи одного из старцев обители, Антипы Валаамского;
  • список Валаамской иконы богоматери (чтимый).

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь в Москве

История Иоанно-Предтеченского монастыря

Женская обитель была заложена в конце XV столетия. Историки предполагают, что ее основание связано с рождением будущего царя Иоанна Грозного, которого нарекли во имя Предтечи Крестителя Господня. Приближенность к правящему роду давала скиту существенные преимущества. Так, он никогда не имел нужды в деньгах, возводил много новых богатых храмов.

Иоанно-Предтеченский монастырь имеет богатую историю

За всю свою историю Предтеченский монастырь неоднократно оказывался на грани полного разрушения. Первый раз это произошло спустя два столетия после основания, когда он подвергся нападению польских интервентов. Позже женский скит дважды страдал от огня.

Видео «История Иоанно-Предтеченского монастыря»

Из этого видео вы узнаете историю Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

XIX век

Знаменитый московский пожар 1812 года стал трагическим для Иоанно-Предтеченской лавры. Тогда сгорели все постройки, за исключением одного храма. Успевшие вовремя сбежать монахини переправили часть церковных реликвий в Вологду, однако это не спасло скит от последующего упразднения. Единственной уцелевшей церкви присвоили статус приходской, а о монастыре забыли почти на пятьдесят лет.

Реконструкция началась только в 1860 году. Автором проекта выступил архитектор Михаил Быковский. Именно он решил придать главному храму схожесть с флорентийской базиликой. Восстановленный к концу XIX столетия скит, стал единственным общежительным монастырем города. Его настоятельницей назначили игуменью Рафаилу, а обитель начала стремительно заселяться и процветать.

Советское время

К 1917 году лавра насчитывала больше 300 сестер. Во время Первой мировой войны они шили форму солдатам, а после революции – обмундирование красноармейцам. Так продолжалось чуть больше года, пока скит не упразднили. На его месте устроили «Ивановский исправительный дом на Солянке», а кельи заселили арестантами концлагеря. Строения, находившиеся на территории, почти все перешли к МВД, а насельниц арестовали или отправили в ссылку.

До 1927 года главная церковь существовала, как приходская, однако потом и она перешла во введение советской власти, став государственным архивом, а по совместительству – лагерным красным уголком.

Возобновление обители

Иоанновская лавра начала возрождаться с 1990 года. После частичной передачи зданий Русской Православной Церкви по сей день продолжается реставрация разрушенных сооружений и внутренней отделки храмов.

В 2002 году назначается первая игуменья, а монастырь приобретает статус ставропигиальный. С 2014 года настоятельницей становится Людмила Волошина.

Современное состояние

До сих пор значительная часть построек находится во ведении Университета МВД города Москвы. Из-за отсутствия должного ремонта исторические сооружения рушатся, что грозит полным их уничтожением.

Та часть, что перешла Русской Православной Церкви, продолжает активно восстанавливаться, а сама лавра вновь переживает период процветания. На ее территории работает иконописная мастерская и несколько швейных фабрик. Также при обители открыты просветительские курсы для монахинь.

Архитектура монастыря

Жемчужина женской обители – главный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он украшен огромным граненым куполом, а само здание завораживает строгостью своих линий. Быковский смог гармонично соединить ренессанс, русский классицизм, античность и древнерусское зодчество. На западной стороне можно увидеть парные колокольни, а вход оформляют две идентичные башни с зубчатым декором.

Восточней собора расположена больница, монашеские кельи, а также церковь во имя Елисаветы чудотворицы. На западе также есть жилые корпуса, которые ближе к северной части заканчиваются трапезной.

Возле монастырской ограды возведена Часовня Св. Иоанна. Одноэтажное здание постройки XIX века, было окончательно реконструировано к 1992 году.

Внешняя облицовка

С момента заложения обители ее внешний вид неоднократно изменялся. Сегодня каменные стены сооружений покрыты штукатуркой и окрашены, однако даже спустя несколько веков нам дается возможность представить, как выглядел монастырь.

По сей день активно ведется реставрация храмовой живописи. К работам привлекаются лучшие мастера Санкт-Петербургской художественной академии. Сама территория скита ограждена каменной стеной старинной постройки.

Интерьер

Внутренний двор Иоанновской лавры имеет необычное строение. Все здания, включая главный собор и кельи, соединены по периметру аркадами. Одноэтажные галереи делят внутреннее пространство монастыря на небольшие уютные дворики.

Вблизи с Часовней Св. Крестителя Иоанна Предтечи расположена трапезная для посетителей. Там прихожане могут перекусить свежей выпечкой или отведать постный обед.

Знаменитые узники и вековые тайны обители

Нередко Предтеченский монастырь использовали как тюрьму для заключения преступников или представителей царской власти. Так, в XVI столетии там удерживали сноху Иоанна Грозного Параскеву.

На протяжении тридцати с лишним лет обитель была местом заточения жестокой помещицы «Салтычихи», которую арестовали в 1768 году. Также женский скит известен принудительным иночеством дочери Елизаветы Петровны княжны Таракановой.

Позже монахиня приняла свою участь и стала известной подвижницей.

Святыни и престольные праздники

Иоанновский монастырь известен хранимыми в нем святынями, к которым каждый год стекается множество паломников со всей России. Кроме почитаемых чудотворных образов и мощевиков, здесь также можно увидеть:

  • частичку Животворящего Креста;
  • образ Крестителя;
  • чудотворный список иконы Иоанна Предтечи;
  • частицу гроба святой великомученицы Елисаветы;
  • надгробную плиту схимонахини Марфы.

К главным престольным праздникам обители относятся:

  • 20 января – Собор Иоанна Крестителя;
  • 22 мая и 19 декабря – празднование архиепископа Мир Ликийских, святителя Николая Чудотворца;
  • 7 июля – рождение Иоанна Предтечи;
  • 21 июля и 4 ноября – празднование во имя иконы Казанской Божьей Матери;
  • 11 сентября – отсечение головы Крестителя;
  • 6 октября – зачатие пророка Иоанна.

Иоанновский монастырь известен хранимыми в нем святынями

Деятельность прихода

Церковные службы в Предтеченском монастыре проходят каждый день. Расписание богослужений неизменно:

  • 7:30, будни (8:30, в воскресенье или праздничные дни) – литургия;
  • 17:00, ежедневно – вечерние и всенощные;
  • 17:00, понедельник – чтение акафиста Св. Иоанну;
  • 16:00, четверг – молебен любому святому по пожеланию;
  • также каждое воскресенье в 7:30 можно исповедаться перед литургией.

Кроме обязательных богослужений в обители проводят требы:

  • заздравные и заупокойные службы;
  • сорокоуст;
  • подача записки на сестринское правило;
  • венчание;
  • крещение.

Добраться до Иоанновской лавры просто, так как она расположена в самом центре Москвы – станция метро «Китай-город», выход к Солянке.

Ознакомившись с историей Иоанно-Предтеченского скита, мы видим, что его судьба очень похожа на другие разрушенные Московские святыни – Чудов мужской монастырь и Вознесенская Девичья обитель.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Московское подворье Валаамского монастыря Подворье ставропигиального мужского монастыря

История

«В 1900 г. дивным Промыслом Божием и усердием рясофорного монаха о. Иоанна, через привлечение усердных жертвователей, была совершена закладка Валаамского Подворья, которое в сей же год и было окончено» (из архива Валаамского монастыря).

Старинный район Москвы – Тверская застава – служил въездом из Петербурга в Москву. Первым храмом, созданным одновременно с основанием Тверской-Ямской слободы, был здесь Храм святого Василия Кесарийского (XVI в.). До 1858 г. он оставался единственным в этом районе.

А в 1901 г. на 2-ой Тверской-Ямской улице было устроено подворье Валаамского монастыря Финляндской епархии и при нем сначала часовня, а затем и церковь во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Колонны декора 1-го этажа по фасаду, были привезены с Валаама, чтобы паломники могли дотронуться до частиц знаменитого острова. Земля для подворья была пожертвована в конце XIX в. коммерсантом и крупным московским благотворителем С. С. Прусаковым в память чудесного исцеления его супруги во время паломничества на Валаам.

18 октября 1901 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) был освящен храм в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Величественное здание, построенное по проекту известного архитектора А. Н. Роопа, украсило собою уголок Москвы на пересечении улицы 2-й Тверской-Ямской и переулка Александра Невского. Серый гранитный фундамент, темно-красные полированные колонны, подоконники в часовне и храме были выточены из гранита и мрамора трудами Валаамской братии. По воспоминаниям прихожан «светлый храм с воздушным куполом и хорами, рассчитанный более чем на тысячу человек, наполнял душу особой торжественностью». Величественный иконостас верхнего храма с золоченой резьбой был изготовлен на Валааме, иконы для иконостаса написаны художником В. П. Гурьяновым. Благотворители пожертвовали ценную серебряную утварь и облачение.

Из дневника игумена Гавриила: «На 2-й день по освящении придела, 22 октября, в день Казанской Божией Матери, совершено было мною соборным служением торжественное Богослужение, накануне всенощная и самый день праздника Литургия и молебен с многолетием за Властей, благодетелей и строителей, поусердствовавших и потрудившихся в созидании сего храма. Таково мое желание было помолиться по освящении храма и принести безкровную жертву о всех и за вся, что и совершено Богу помогающу. По завершении всех работ по сооружению подворья памятная фотография».

В числе благотворителей часто упоминается и Георгий Иванович Курников. Он был выходцем из Углического уезда Ярославской губернии. Будучи купцом, занимался торговлей, строил дома, сдавал их в аренду. Изрядная доля капитала шла на благотворительные цели. Георгий Иванович отчислял большие суммы на нужды города.

Участвовал он и в церковных делах, оказывая посильную финансовую поддержку. При храме святого Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (храм снесен в 30-е годы), он служил старостой и ктитором до самой кончины в 1918 году. Георгий Иванович был женат на Прасковье Яковлевне Веселовой, принадлежавшей также к известному купеческому роду.

Георгием Курниковым и его братом Филиппом было пожертвовано большое количество средств, а также список иконы Божией Матери «Иерусалимская», который и по сей день хранится в одном из храмов Валаамского монастыря.

Жизнь на монастырском подворье была подчинена строгому иноческому уставу. Порядок богослужений был определен игуменом Гавриилом (†1848-1910): «В часовне в 8 часов утра в учебные дни совершался краткий молебен для детей учащихся, которые в это время во множестве приходят помолиться пред учением» (запись из личного дневника о. Гавриила). Видимо, с такими учащимися и запечатлен игумен Гавриил на фото.

Духовно-просветительская деятельность на подворье ведется активно, особенно в последние годы. По прошествии более 100 лет заложенные, еще в дореволюционное время, традиции поддерживаются и сегодня. Позиция Патриарха Кирилла о необходимости духовно-нравственного воспитания четко соблюдается и на подворье: «Самый важный аспект деятельности воскресных школ – приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы, не должны превращаться лишь в места проведения досуга, необходимо всегда помнить, что их основная задача – привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».

В подтверждение этого высказывания на подворье организована целая образовательная структура. Это и воскресные школы для детей и взрослых, и богословский лекторий, и открытый кинотеатр. Еще один важный аспект просветительской деятельности подворья – беседы прихожан со священником. Такой формат открытого общения помогает сплотить приход, определить преобладающие в общине интересы и устремления, и направить их в то русло, которое будет способствовать как духовному, так и количественному росту самой общины и активизации ее социальной и миссионерской деятельности. На Московском подворье Валаамского монастыря штатные священники регулярно проводят беседы для прихожан и гостей храма. Периодически для проведения бесед приглашаются известные и пользующиеся уважением верующих священно служители и преподаватели духовных школ.

После 1917 года насельники и прихожане Валаамского подворья вместе со всей Православной Россией сполна испили чашу издевательств и гонений. Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

Однако, несмотря на столь тяжелое и смутное время, прихожане называли любимое подворье «единственной пристанью, тихим пристанищем от бурь, дверями в рай», и когда узнали, что братия собирается вернуться в обитель, горячо просили игумена Валаамского монастыря оставить их в Москве. Святейший Патриарх Тихон, совершая незадолго до своего заточения Божественную литургию в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, назвал братию подворья «оплотом, столпом Православия и рассадником веры в Первопрестольной столице Царства Российского» и выразил уверенность, что «братия обители до конца останется утешением всем скорбящим и обремененным».

2 апреля 1922 года в храме изъяли «для голодающих Поволжья» 5 пудов 22 фунта серебра церковной утвари. В этом же году, несмотря на вмешательство финских властей, верхний этаж здания был отведен под помещение для так называемых «социальных женщин». Все это создавало невероятные неудобства и стеснения для монастырской братии, как по причине столь нежелательного элемента, водворенного в помещение монашествующих, так и на почве неизбежных столкновений с коммунисткой. Тем не менее, монастырская братия твердо продолжала свое служение Господу, противостоя не только большевикам, но и обновленцам.

Невыносимые условия существования, обыски не сломили оставшихся насельников. За несколько дней до закрытия подворья, большевики в сопровождении красноармейцев, ночью неожиданно нагрянули на подворье и в помещении братии произвели тщательный обыск. Ничего, однако, не нашли и уехали ни с чем.

В праздник Казанской иконы Божией Матери, утром перед самой литургией, они вторично нагрянули на подворье, на этот раз уже с целью закрытия его и выселения братии. В это время в церкви было много прихожан, и это обстоятельство вынудило большевиков отложить свое злое намерение до окончания службы. На сделанное братии предложение «выносить свои вещи на автомобили», был получен отказ. Тогда милиционеры сами стали выносить вещи и, погрузив их в автомобили, отправили в Покровский монастырь. 22 октября 1924 года Валаамского подворье было закрыто.

В письме от 14/27 июня 1923 года к заве дующему подворьем иеромонаху Галактиону, отец Игумен Павлин настаивал на скорейшем отъезде части братии. Отец Игумен как бы предвидел последствия проводимой политики новой власти, в своем письме он предупреждал братию: «Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову.
По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность». По постановлению монастырского собора часть братии, получив визы на выезд в Финляндию, вернулись в обитель. Оставшейся братии строго «вменялось в послушание и непременную обязанность быть беспрекословными в повиновении и послушании заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи святой обители».
И все же службы продолжались, поскольку церковь подворья осталась в ведении местного приходского совета. По причине отсутствия места для жительства и ввиду столь враждебного отношения большевиков к монашествующим, часть подворской братии возбудило ходатайство о разрешении вернуться обратно на Валаам. После разных мытарств разрешение наконец было дано, и 18 человек братии 19 декабря 1924 года возвратились в монастырь. Остальные 16
человек остались в Москве для ведения богослужения в церкви преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, поселившись в подвале, напротив своего подворья,захваченного большевиками.

Окончательно храм был закрыт в 1926 году, насельники разогнаны, частично арестованы. Однако священноиноки, выполняя благословение Святейшего Патриарха Тихона, не бросили свою паству: они служили в церкви Ржевской Богоматери на Поварской до ее закрытия.
Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол из метлахской плитки залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

Позже здесь разместилась поликлиника No 36 Фрунзенского района г. Москвы, во время войны переоборудованная в госпиталь. В 1944—1945 годах несколько блестящих операций провел здесь хирург с мировым именем святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший на Поместный Собор и заседания Священного Синода.
К началу девяностых годов здание пришло в аварийное состояние, коммуникации не действовали, ставился вопрос о его сносе. 1 апреля 1993 года подворье, наконец, было возвращено Церкви, возобновилась монашеская жизнь.
После обустройства временного иконостаса в нижнем храме (бывшей часовне) 1 августа 1993 года была совершена первая Божественная Литургия.
Приходили сюда новые насельники и прихожане. Маленький нижний храм был переполнен. А к весне следующего года расчистили центральную часть храма во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, и 1 мая 1994 года в нем прошла первая пасхальная служба.
С той поры многое изменилось на подворье. 25 октября 1996 г. в день празднования иконы Божией Матери «Иерусалимская» прошла первая служба во вновь открытом приделе верхнего храма, освященного в честь этой иконы. С помощью благодетелей была восстановлена звонница, и в Великий
Четверг 1997 года впервые за многие десятилетия вновь зазвонили колокола.
Вскоре началась реставрация нижнего храма, был установлен новый иконостас, во многом восстановлены прежняя живопись и интерьер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, храм был назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. Первая служба прошла здесь 6 декабря 1998 года, в день памяти святого князя.
Кропотливо расчищаются многократно закрашенные дивные росписи парадной лестницы и верхнего храма.
В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с Валаамской иконы Божией Матери. Эта чтимая икона в киоте с резной сенью и с многочисленными дарами находится на северной колонне верхнего храма. Список этот чудотворный. Знаменательно, что чудотворения от него начались одновременно со всецерковным прославлением Валаамского образа.
На южной колонне храма во имя преподобных Сергия и Германа находится прекрасный образ Валаамских чудотворцев, покровителей Московского подворья.

По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

Валаамский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

Московское подворье Валаамского ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря.
Москва, 125047, ул. 2-я Тверская-Ямская, д. 52.
Телефон: (499) 251-59-05.
Факс: (499) 250-04-92.
Сайт: http://valaam.cerkov.ru/
Электронная почта: office.msc@valaam.ru.

Схема проезда

От станции метро «Белорусская» кольцевая:

Выход в сторону ул. Лесная. Далее идти один квартал по ул. 3-я Тверская-Ямская до перекрестка со светофором. Повернуть направо по пер. Александра Невского. С левой стороны будет здание Подворья.

От станции метро «Маяковская»:

Первый вагон из центра. Повернуть направо на пер. 1-й Тверской-Ямской. Далее на перекрестке повернуть налево на ул. 2-я Тверская-Ямская. Идти прямо до третьего перекрестка с пер. Александра Невского. Справа будет здание Подворья.

Богослужения
В воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников – две Божественные литургии: начало в 6.30 и 9.30. Общая исповедь накануне праздничных дней начинается 16.30. Всенощное бдение – в 16.45.
В будни – вечернее богослужение в 16.45, Божественная Литургия в 8.00.
По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

Престолы
Святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев (главный придел);
Иерусалимской иконы Божьей Матери;
Святого благоверного князя Александра Невского (нижний храм).

Престольные праздники:
День памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев — 11 июля (главный престольный праздник);
Праздник Иерусалимской иконы Божьей Матери — 25 октября;
День памяти святого благоверного князя Александра Невского — 6 декабря.

История
Здание Московского подворья Валаамского монастыря построено в 1900–1901 гг. На первом этаже здания была устроена часовня, на втором этаже – двухпрестольный храм.
Архитектор – гражданский инженер А.И. Рооп.
Строительству здания предшествовало чудо исцеления – по молитвам к преподобным Сергию и Герману Валаамским – супруги почетного гражданина Москвы купца С.С. Пруссакова.
Центральный престол освящен 18 октября 1901 года во имя святых преподобных Сергия и Германа Валаамских митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), боковой придел – 21 октября 1901 года в честь Иерусалимской иконы Божией Матери игуменом Валаамским Гавриилом (Гавриловым).
В годы гонений храмы подворья оставались в ведении приходского совета. Иноки, поселившись в подвале здания напротив, продолжали совершать богослужения. В начале 1926 года подворье было закрыто и передано Отделу здравоохранения Моссовета, разместившему здесь подотдел охраны материнства и младенчества. Позже в здании была устроена поликлиника №36 Фрунзенского района г. Москвы, на время войны переоборудованная в эвакогоспиталь.
Официально здание было возвращено Валаамскому монастырю в июле 1992 года, однако освобождено сотрудниками поликлиники лишь к апрелю следующего года. На подворье возобновилась монашеская жизнь. 1 августа 1993 года была совершена первая Божественная литургия. 1 мая 1994 года в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских состоялось первое Пасхальное богослужение.
25 октября 1996 года, в день Иерусалимской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия в отреставрированном боковом приделе верхнего храма, освященном в честь этой иконы.
В помещении часовни на первом этаже по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был устроен храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
6 декабря 1998 года, в праздник святого князя, была отслужена первая Божественная литургия.
С 1995 года комплекс Валаамского подворья в г. Москве имеет статус вновь выявленного памятника архитектуры.

Святыни
В храмах подворья особо чтимы Валаамская икона Божией Матери, иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских, святителя Николая Чудотворца, святой праведной Анны, святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святого благоверного князя Александра Невского, святой блаженной Матроны Московской – с частицами мощей.
Крест-распятие в нижнем храме, дважды источавший миро во время пребывания на Валаамском подворье в 1999 году чудотворной мироточивой иконы святого Царя-мученика.
Ковчежцы с частицами мощей святителя Амвросия и мучеников Гервасия и Протасия Медиоланских; святых преподобных старцев Глинской пустыни; преподобного Антипы Валаамского; святых Дивеевских подвижниц: преподобных Александры, Марфы, Елены и блаженных Пелагии, Параскевы, Марии.

Читайте также:  Крестобогородский храм в Ярославле: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать
Ссылка на основную публикацию