Валаамский Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Остров Валаам: Спасо-Преображенский монастырь.

Конечно, никакой строительной техники тогда не существовало, братия со специальными приспособлениями на спине по лесам поднимала кирпич на высоту собора. Сам собор двухъярусный, одновременно он может вместить до нескольких тысяч человек. На острове Валаам издавна развивалась своя иконописная школа, и Спасо-Преображенский собор расписан руками мастеров-монахов.

Они выполняют роспись в старинной технике, ориентируюсь на каноны еков, и используют исключительно натуральные краски. Эти краски называют яичные темперы, в желтки яиц замешивается пигменты, природные минералы, глина, которые не выцветают.

Спасо-Преображенский собор построен на месте погребения его основателей, Сергия и Германа Валаамских. Их история окутана тайной, как и когда иноки пришли на Валаам неизвестно, но по древним сказаниям, оба были выходцами с юга, скорее всего из Греции. Впервые в летописи их имена упоминаются в 1163 году, когда во время нападения шведов мощи Преподобных были перевезены в Новгород. Позже Ковчег был возвращен на остров Валаам и спрятан монахами в скале.

  • Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских.

Более точные сведения о монашеской жизни на острове появляются, только начиная с XIV века. В это время Валаам дает миру великих подвижников, которые впоследствии станут чтимыми святыми: Арсений Коневский, Александр Свирский и Савватий Соловецкий. Именно они образуют крупнейшие монастыри на русском Севере, Коневский и Соловецкий, а также, Александро-Свирского лавру. Примерно тогда же прославятся и книгописцы Валаама, которые оставят в наследие уникальные фолианты. В конце XV — начале XVI века на Валааме существовала книгописная мастерская, здесь создавались настоящие шедевры, книги которые сейчас многие специалисты называют сокровищами книгописного искусства.

Трудно сосчитать сколько раз в своей истории монастырь подвергался нападению врагов, разрушался, горел, и вновь, непостижимым образом, восставал из пепла на Земле Бога. Только в XVI веке шведы трижды нападали на остров Валаам.

Когда поляки уже были практически под Москвой, царь Василий Шуйский был вынужден обратиться за помощью к наемникам. Им был приглашен шведский экспедиционный корпус численностью пять тысяч человек, которые должны были пройти маршем к Москве и помочь русским войскам. За это наемникам была обещана денежная награда и Карельский уезд, к нему как раз и относился остров Валаам и монастырь. Было дано тайное предписание всем жителям этой территории и валаамским монахам готовится к эвакуации.

  • Остров Валаам расположен в Ладожском озере.

Часть монахов покинула обитель, благодаря им были спасены бесценные иконы и книги. Но многие иноки во главе с игуменом Макарием остались на Валааме. Когда шведы вовремя не получили денежные выплаты, а жители города Корелы, это нынешний Приозерск, восприняли царский указ как провокацию и стали держать оборону, наемники обратили свое оружие на жителей этих мест. Шведы, которые должны были помочь защитить Россию от поляков стали ее грабить. Войска Якоба Делагарди высадились на острове Валаам в 1611 году, монастырь был полностью сожжен, а братия перебита, как писали в летописях «погибла от мечного посечения».

Уже в 1617 году Россия и Швеция заключили мирный договор. Согласно пунктам договора, Россия передала Швеции Северное Приладожье и остров Валаам. На Карельский перешеек были переселены лютеране из Швеции, казалось, что православию и Обители больше не осталось места на Валааме, и даже память о ней исчезнет в веках. Но, во времена Северной войны войска Петра Первого вернули Карельский перешеек в состав Империи. На острове Валаам началось возрождение православного монастыря. В конце XVIII века на остров Валаам пришел стариц Назарий из Саровской пустыни, и вот при нем началось духовное возрождение обители. Здесь возводятся храмы, корпуса братии, больницы, хозяйственные постройки.

Но, Валаам, таким которым мы видим его сегодня, был построен в период с конца XIX — начала XX века. Это время правления игумена Дамаскина, личности выдающейся во всех отношениях. При нём Валаам из тихой пустынной Обители превратился в статусный монастырь с большим хозяйством и с собственным производством. С открытием пароходного сообщения из Валаам в Петербург, сюда хлынул поток паломников. Монахи принимали всех, но для братии, желающей уединения, возводились скиты в глубине острова. Появилось множество хозяйственных построек: столярные, кузнечные, литейные, слесарные мастерские и кожевенный, смоляной, известковый заводы.

  • Скиты Валаама.

К концу XIX здесь сложилось, по сути, целое монашеское государство, да и число братии было внушительным, более тысячи человек, поэтому возникла необходимость в полной инфраструктуре монастыря.

На скалах острова Валаам даже водопровод сумели провести, воду брали в Монастырской бухте, и с помощью паровой машины она подавалась наверх в накопительные баки, оттуда вода самотеком, по туннелям, попадала во все здания и постройки монастыря.

Пароходное сообщение между Валаамом и Петербургом сыграло позитивную роль не только в его хозяйственном развитии, но и положило начало паломничеству творческой интеллигенции на остров. Суровая красота Ладоги и глубокие духовные корни острова привлекали писателей, художников и композиторов. На Валааме побывали Лесков, Рерих, Чайковский, Шишкин. Для Академии художеств Валаамский архипелаг стал фактически натурным классом, игумен Дамаскин не препятствовал приезду студентов. Остров Валаам очень быстро приобрел известность и популярность среди художников, почти все начинающие пейзажисты побывает на берегах острова.

  • “Вид на острове Валаам.” Шишкин И.И.

XX век не был столь трагичным для Валаама как для других обителей. Его спасло то, что в 1917 году из состава Империи вышла Финляндия, если в России из 1300 монастырей на начало Гражданской войны не осталось ни одного, Валаам жил, пусть и в отрыве от Родины. В 1979 году монастырю был присвоен статус музея-заповедника, а ещё через десять лет сюда пришли первые монахи и первые энтузиасты из числа мирских людей, которые были готовы бросить все силы и умения на восстановление обители на Земле Бога.

  • Паломническая поездка на Валаам.

Спустя два десятилетия Валаамский монастырь был непросто отреставрирован, но и дополнен новыми постройками. На острове снова появилось хозяйство, число братии возросло до двухсот человек, сейчас основные восстановительные работы на острове уже завершены.

История и факты о Валаамском монастыре

Валаамский монастырь расположился на архипелаге Валаам, находящемся в северной части Ладожского озера. Эта древняя мужская обитель пережила много невзгод и лишений, но, несмотря на трудности, продолжает действовать до сих пор.

Спасо-Преображенский монастырь и его судьба

Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.

Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.

История основания монастыря

Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.

Обитель и ее расцвет

Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.

Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.

В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.

К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.

К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.

В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.

Судьба монастыря в XIX веке

С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.

К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.

При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.

При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.

По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.

Советские годы и их влияние

В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.

По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.

Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.

Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.

В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.

В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.

Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.

Читайте также:  Крестовоздвиженская церковь в Ливадии: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.

Восстановление монастыря

Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.

В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.

Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.

10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.

Современное состояние

В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.

Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.

На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».

По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.

Святыни Валаамского монастыря

Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа. Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме.

Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери, обладающая чудотворной силой. Это рукописная работа инока Алипия, написанная в 1878 г.

Чудесным воздействием на женщин обладает образ святой Анны: прислонившись к святыне, христианка избавляется от бесплодия. Икона является точной копией афонского подлинника.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Остров Валаам на Ладоге – место необычное, исполненное религиозного смирения и вселенской гармонии. Паломнические поездки в этом направлении совершаются регулярно. И среди множества святынь, посещаемых верующими, одно из центральных мест занимает Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Удивительная редкая красота природы, тишина и удаленность от мирской суеты оставляют незабываемые впечатления у всех посетителей этого святого места.

История основания монастыря

В северной части Ладожского озера (Карелия) располагается архипелаг, насчитывающий около 50 островов, площадь которых составляет примерно 36 кв. км. Самым большим из них является величественный остров Валаам. Природа этой местности обладает удивительной и неповторимой красотой, поражающей всех посетителей острова. Но привлекает к этому чудному месту не только она. Неописуемая святость этого места является главным стимулом для туристов, желающих посетить монастырь.

Историки наиболее склоняются к дате – 1329 год, предполагая, что именно в этом году была организована святая обитель. Валаамский монастырь многократно подвергался пожарам и разорениям, вследствие чего были утрачены летописи, отражающие исторические данные об организации монашеской жизни на этом месте.

В итоге в наши дни существуют три версии зарождения Валаамского монастыря, связанные с появлением на острове двух монахов: святых Сергия и Германа Валаамских, распространивших здесь православную веру и заложивших основу монашества.

Согласно монастырскому преданию, отраженному в текстах богослужебных книг, в X веке на этот остров пришли два греческих инока (Сергий и Герман) с миссионерской целью просвещения языческой Руси.

Поселившись на острове, они основали обитель и утвердили Христову веру в этих краях. Другая версия предполагает, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего и благословившего в I веке эти святые места, предвидя здесь развитие христианства.

Сергий Валаамский со своим учеником Германом подвизались на Валааме, заложив здесь благодатную почву для распространения христианства. Согласно Софийскому свитку как письменному историческому источнику, в XIV веке на острове поселились первые иноки, желающие отрешиться от мирской суеты и совершить христианский подвиг на этом месте.

Преподобные отцы – Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы, пришли на сию землю, заложив начало Преображенской обители на острове Валаам. Преподобные способствовали утверждению православия на Карельской земле, защищая истинную религию от воинственного и жестокого влияния шведских католиков. Преподобные иноки Сергий и Герман в 1329 году основали на острове Спасо–Преображенскую обитель с общежитием, которая изначально стала многолюдной благодаря духовной силе и мудрости ее основателей.

Наибольшая слава пришла к обители только в XV-XVI веках. В этот период здесь насчитывалось до 600 насельников. Монахи Валаамского монастыря усердно трудились и совершали молитвенный подвиг в стенах скитов и келий. Таким образом, монастырь постепенно приобретал всемирную известность, привлекая к себе многих верующих паломников.

Обитель находилась непосредственно на границе России со Швецией, из-за чего многократно подвергалась разорению и набегам. Из-за регулярных нападений многие насельники принимали мученическую смерть от воинствующих иноверцев, другие же монахи спасались бегством, не оказывая вооруженного сопротивления. В начале XVII века обитель была полностью разорена и разрушена, а земли архипелага отошли во владение Швеции.

Только по прошествии 100 лет, в итоге Великой Северной войны Петра I, Валаам вновь возвращается в родную гавань. В 1715 году был издан указ императора о восстановлении обители и строительстве Преображенского собора.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь достиг наивысшего расцвета к XIX веку. Именно в этот период были сооружены многие памятники архитектуры, дошедшие до наших дней.

В 1839 году во главе монастыря стал игумен Дамаскин, пробывший на этой должности 42 года. Он способствовал совершенствованию строительства на острове, привлекая к работам только профессиональных архитекторов. В этом же веке благодаря ученикам Паисия Величковског, была возрождена древняя традиция старчества, предназначенная для духовной помощи и водительства новоначальным инокам.

Многие паломники, стремясь получить совет, молитву и благословение от святых людей, приезжали в обитель издалека. Нередко знатные особы посещали монастырские святыни и храмы. Члены императорской семьи регулярно приезжали на остров, надеясь отдохнуть душой от мирской суеты. Многие знаменитые поэты, композиторы, ученые, писатели и художники также стремились побывать на Валааме.

С 1811 по 1917 годы Валаамский архипелаг входил в состав Российской Империи, Великого княжества Финляндского. Благодаря тому, что после Октябрьской революции Валаам отошел в состав независимого государства Финляндии, церковные здания не подверглись массовому истреблению от советских властей, так сохранились исторические постройки.

В итоге советско-финской войны острова перешли во владение Советского Союза. Спасаясь от политического и идеологического преследования, монахи были вынуждены оставить обитель, переселившись в Финляндию. Здесь на новом месте они основали Ново-Валаамский монастырь, сохранив сложившиеся традиции. Опустевшие здания бывшей Валаамской обители были используемы советской властью для гражданских целей.

С 1950 по 1984 в бывших монастырских зданиях располагался Валаамский дом инвалидов ВОВ.

В 1989 году в канун праздника Андрея Первозванного на Валааме была возрождена монашеская жизнь.

В 1991 году монастырь получил статус ставропигиального. Игуменом монастыря назначен Панкратий (Жердев), епископ Троицкий.

В наши дни Валаамский мужской монастырь насчитывает примерно 160 человек братии, также возрождается скитская жизнь – за недолгий период были восстановлены 10 скитов.

В 2008 году был построен новый, Свято-Владимирский скит, в котором расположены Патриаршая резиденция, музей и иконописная мастерская.

Святыни Валаама

Многие православные христиане стремятся посетить Валаамский монастырь, этот северный духовный уголок России, с целью прикоснуться к святыням и увидеть красоту самобытной природы.

Одним из самых посещаемых мест на Валааме является Спасо-Преображенский мужской монастырь. Возведение собора было начато 1887 году, а освящение состоялось только в 1896-ом. При советской власти здание было частично лишено некоторых архитектурных решений. Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских, а верхний – в честь Преображения Господня.

Верующие православные паломники стремятся приложиться к мощам основателей монастыря — святых преподобных отцов Сергия и Германа Валаамских. Рака со святыней находится в Спасо-Преображенском соборе.

Одной из самых почитаемых святынь монастыря является чудотворная икона Божией Матери (Валаамская), написанная иноком Алипием в 1878 году. Еще одна чудотворная икона монастыря – икона святой праведной Анны, праматери Христа, являющаяся списком с афонского подлинника и обладающая чудесным свойством исцеления от бесплодия.

Хор братии Валаамского монастыря

По благословению Владыки Панкратия, епископа Троицкого, организован концертный праздничный хор Валаамской обители. Регент и руководитель хора Алексей Жуков является заслуженным артистом Республики Карелия. Солисты данного коллектива, дипломированные дирижеры и вокалисты, демонстрируют высокое профессиональное мастерство исполнения. Ежегодно данный хор участвует в Патриарших богослужениях Валаамского монастыря, является лауреатом многих хоровых конкурсов в России и за рубежом.

Кроме концертного состава, существует хор братии Валаамского монастыря, являющийся традиционным исполнителем разнообразных знаменных песнопений. Хор под руководством иеродьякона Германа (Рябцева) участвует в богослужениях, а также ведет концертную деятельность, предоставляя многочисленные записи унисонных или многоголосных произведений древнерусского творчества. Данную вокальную группу отличает своеобразная манера исполнения – чистый, выверенный строй, отличный ансамбль, глубокая проникновенность и задушевность.

В репертуаре хора множество различных церковных богослужебных песнопений, как знаменного распева, так и авторские произведения. Валаамская обитель активно сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Преподаватели оказывают огромную помощь в изучении древнего знаменного пения Руси.

Паломнические туры на Валаам

Паломническая служба Валаамского монастыря организует однодневные и многодневные поездки на остров с расселением и проживанием в гостинице. Православные христиане, совершая паломничество, могут участвовать в суточном круге монастырских богослужений и приложиться к христианским святыням. Также предлагаются обзорные прогулки по острову с целью ознакомления туристов с природой, историей, архитектурой и святынями Валаама.

Валаамский монастырь известен своей просветительской деятельностью. В 2000 году по благословению игумена была произведена студийная запись всех псалмов царя Давида. Чтение Псалтыри длится более пяти часов и перемежается хоровым исполнением некоторых молитв. Псалтырь Валаамского монастыря пользуется большой популярностью не только среди православных верующих христиан, но и у всех, кто интересуется церковной традицией богослужебного чтения.

Монастырское подворье является общиной монастыря, оно может находиться в любом городе патриархата, при этом состоит в ведении монастыря и подчиняется его правящему Архиерею. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь имеет 4 подворья:

— Подворье Валаамского монастыря, находящееся в Санкт-Петербурге, располагается по адресу: Нарвский пр., д. 1/Старо-Петергофский пр. 29.

— Валаамский монастырь – Москва: адрес подворья – ул. 2-я Тверская-Ямская, дом 52.

— В городе Приозерск подворье расположено по адресу: ул. Пушкина, дом 17.

— В Республике Карелия подворье располагается в Сортавальском районе, поселок Красная Горка, Свято-Никольский храм.

Наиболее удобно добираться на Валаам из Санкт-Петербурга через Приозерск. Самолет прилетает в аэропорт «Пулково». Из аэропорта на автобусе нужно доехать до ст. метро «Московская». Далее на метро — до Финляндского вокзала (ст. метро называется «площадь Ленина — Финляндский вокзал» Кировско-Выборгская линия метро или линия № 1, на схеме выделена красным цветом). Пересадку нужно сделать на ст. метро «Технологический институт». Для пересадки нужно перейти на другую сторону платформы метро.

Поезд из Москвы прибывает в Санкт-Петербург на Московский вокзал, совмещенный со станцией метро «Площадь Восстания». От пл. Восстания на метро нужно доехать до Финляндского вокзала (ст. метро называется «площадь Ленина — Финляндский вокзал» Кировско-Выборгская линия метро или линия № 1, на схеме выделена красным цветом). Две остановки на метро без пересадок. На этой станции два выхода. Нужно выйти из метро на Финляндский вокзал, а не на Боткинскую улицу.

С Финляндского вокзала на электричке доехать до города Приозерска. Для этого подходят две электрички: одна идет до Приозерска, другая — до Кузнечного. Вторая электричка делает остановку в Приозерске и следует далее. Важно не проехать нужную станцию. Время в пути — около 3 часов.

Можно доехать до Приозерска на автобусе. Для этого так же на метро нужно доехать до ст.м. «Девяткино» (конечная станция на Кировско-Выборгской линии (линия № 1), на схеме — вверху справа). Через подземный переход выйти на автовокзал «Северный» (в переходе есть указатели) и сесть на автобус № 859, следующий до Приозерска. Время в пути — 2,5 — 3 часа. Багаж оплачивается отдельно. Автобусы ходят чаще, чем электрички. Примерно каждые 40 минут. Со ст.м. «Девяткино» можно уехать на тех же электричках, как и с Финляндского вокзала. Эта станция метро совмещена с железнодорожной платформой под тем же названием. Расписание автобусов лучше уточнить по телефону: (812) 635−81−58. .

Читайте также:  Успенский собор в Смоленске: история, описание и адрес храма, иконы и святыни, праздники, факты

От вокзала в Приозерске (он совмещенный — железнодорожный и автовокзал) нужно на такси доехать до причала Валаамского монастыря. Такси стоят там же на площади возле ж/д вокзала. Стоимость такси около 200 рублей.

Либо пройти пешком по проспекту Ленина до конца проспекта, затем свернуть направо, выйти на площадь перед заводом, пройти под трубопроводом к заливу, перейти залив по понтонному мосту и далее налево вдоль заборов пройти к причалу. Дорога пешком от автовокзала до причала занимает около часа.

При необходимости на причале можно переночевать. Сумма пожертвования за проживание в гостинице на причале – около 300 руб. Там же на причале готовят трапезу.

Теплоход Валаам отходит от причала в Приозерске обычно около 9−30 утра, а метеор – около 11−00. Посадка на них возможна только при наличии свободных мест. Сообщение на коммерческих теплоходах действует только в летний период. Для посадки на коммерческий теплоход нужно обратиться к капитану корабля.

Теплоход и метеоры прибывают на остров в Монастырскую бухту.

По прибытии на остров нужно зайти в офис гостиничной службы, чтобы поселиться в гостинице. Сойдя с корабля на причал, пройти немного вперед, выйти на дорогу, проходящую вдоль причала, повернуть налево, подняться по каменной лестнице (высокая), далее прямо, пройти первую арку и сразу налево первая дверь. Рядом с дверью зеленая табличка – «Офис гостиничной службы».

Источники:

3. Валаамский монастырь и его подвижники : с приложением: изображения Германа и Сергия Валаамских чудотворцев, двух портретов, 14-ти рисунков и карты Валаамских островов. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Валаамский монастырь, 1889. — VIII.

4. Азбелев С. Н. Когда был основан монастырь на острове Валаам // Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века / Отв. ред. А. Ю. Дворниченко. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. — С. 6-24.

5.Валаамский монастырь и его подвижники. — СПб., 2005.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В алаамский центральный монастырь
и главный храм всего Валаама – Спасо- Преображенский собор.

Эта часовня “Всех скорбящих радости” встречает туристов первая. Она стоит прямо на пристани.

Валаам это земля святая. Остров неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, Путин и другие руководители страны )) Также приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Говорят Путин здесь венчался с Кабаевой (но может и врут что венчался. с Кабаевой. и что Путин).

Природа Валаама вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И.И. Шишкин (сосна которую он писал жива до сих пор), Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, писатели и поэты Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, А.Н. Апухтин, И.С. Шмелёв, Б.К. Зайцев, композиторы П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, учёные М.Н. Миклухо-Маклай, Д.И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.

Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И.И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А.И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917). В 1970-х годах создал серию чёрно-белых линогравюр известный карельский художник-график А.И. Авдышев, посвятил Валааму ряд своих работ мастер объёмной резьбы по дереву, сортавальский художник Кронид Гоголев.

Главный собор Валаама стоит на горе, куда ведет гранитная лестница из шестидесяти двух ступеней.
именно там находится центральная усадьба монастыря.

Ступени с такими стяжками, которые ногами стерты с камнем вровень.

Центральная усадьба представляет собою два каре, образованных двух и трехэтажными жилыми и хозяйственными корпусами, расположенными один внутри другого.

Тут несколько церквей – Успенская, Никольская, церковь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», церковь во имя Живоначальной Троицы и надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла — во внешнем аре.
Большой Спасо-Преображенский собор и высокая многоярусная колокольня находится в центре. Его видно со многих точек острова, это его визитная карточка.

К этой “Знаменской” часовне я потом еще вернусь подробнее.

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство.

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор.

В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения.

Сам храм позже перестроили, сделав его вше и красивее. Таким он и предстает перед нами сегодня.
Когда Финляндия вошла в состав России княжеству передали Выбогскую губернию и вместе с ней и Валаам. Финны проповедуют лютеранство и тут настали тяжелые времена.

Во время советско-финской войны 1939—1940 гг. монахи, принявшие к тому времени финское подданство (тех кто отказались финны к тому времени вытеснили) покинули острова, увезя с собою всё самое ценное, включая подлинник иконы Валаамской Божией Матери и другие святыни и колокола. Межцерковные переговоры о возвращении подлинника иконы Валаамской Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет. Да все мимо.

Колокольня и купола Спасо-Преображнского собора.

Внутренний двор между внешним и внутренним каре.

Тут внутри уже фотографировать нельзя почему-то. экскурсии платные проводить можно, вещая занудным голосом на весь храм а вот фотографировать нельзя. Стоит дядя в костюме черном и при галстуке и строго следит. Неисповедимы пути православного малого бизнеса.

Горнее место нижнего храма Спасо-Преображенского собора. Фото (С) Википедия.

Тут такой занятный фонтанчик со святой водой. Так вот когда моя благоверная к нему подошла, он иссяк. перестал течь. Ей Богу не вру! А как отошла, заструился вновь. Аллилуйя! Чудо! Я всегда подозревал что она не ангел. прости Господи живу с ведьмой, сам не знаю зачем. не случайно и метла не заводилась намедне.

Сверху слева виднеется купол церкви во имя иконы Божией Матери “Живоносный источник”.

Необычно видеть черную маковку. это церковь во имя Успения Божией Матери.

Этого кота хотел сфортографировать поближе, не дали. Сказали фиг! Ничего нельзя фотографировать! Даже рыжих котов. Обещали засветить пленку или отформатировать карту памяти молитвой. чудом уговорил повременить. обещал исправиться, искупить.

Кот гордо удалился, на кис-кис вообще не реагируя )))

Вот видите! С собаками нельзя, а с котами можно. Путешествуйте с котами, с ними даже в церкви пускают.

На Игуменском кладбище есть одно из Валаамских чудес — лик старца Назария, проявившийся в 1997 году после удара грозовой молнии.

А это молодой кот, который предлагал почесать ему животик. почесал. )))

Обошли монастырь со всех сторон куда только пускали.

Вид на монастырь с другой стороны.

У Трапезной много котов. стайка просто ))

Тут вокруг яблоневый сад. Благодать.

Мы выпили по чашечке кофе и пошли искать машину, проехать по дальним скитам острова.
Инфа и несколько фото (С0 Википедия.

ruzovdmitry

Рузов Дмитрий

Спасо-Преображенский собор – “краса и гордость Валаамской обители. Высокий, светлый, величественный. Ни на стенах, ни на колоннах нет местечка, которое не было бы расписано или не покрыто каким-нибудь красивым орнаментом или виньеткой. Всюду видны изящество, вкус и полная гармония красок: все краски нежные, не бьющие в глаза. Картины – копии с картин знаменитых художников – изображают священные события из жизни Господа Иисуса Христа, Божьей Матери, а также святителей, преподобных и ангелов. Иконостас четырехъярусный, резной и золоченый. . Перед иконостасом, в нижнем ряду икон его, пристроены висячие подсвечники у каждого образа, . своею легкостью и красивым ажурным рисунком не заставляют и желать лучшего. И все это благолепие исполнено трудами и усердием валаамской братии”.

Гордостью Валаама по праву считалась верхняя церковь, освященная во имя Преображения Господня 19 июня 1896 года архиепископом Выборгским Антонием (Вадковским) в присутствии членов Императорской семьи – великого князя Владимира Александровича с супругой – великой княгиней Марией Павловной, великого князя Кирилла Владимировича с великой княгиней Марией Александровной, герцогиней Саксен-Кобург-Готской.

Паломники поднимались в храм по двум каменным лестницам, соединяющимся затем в одну. На стенах лестницы они видели изображение чинного шествия всех святых, в земле Российской просиявших, начиная с X века. С правой стороны оно завершалось изображением Спасителя, с левой – образом Пресвятой Богородицы, смиренно склонившей голову. Выше, на стенах колокольни, располагались сюжеты из Ветхозаветной истории. Пройдя через тамбур с резными деревянными дверями, паломники попадали в просторный, залитый светом четверик храма, с возносящимся над ним огромным куполом. Вокруг барабана купола был выстроен балкончик с коваными чугунными перилами. На перилах балкончика в большие праздники выставлялись высокие свечи, огни от которых трепетали на позолоченной поверхности купола. Весь храм – стены четверика и алтаря, столбы и своды – заполняла яркая, светоносная живопись на сюжеты из евангельской истории. Богомольцев поражали также и мастерски выполненные золоченые резные киоты и четырехъярусный, резной, золоченый по белому фону иконостас. Иконы в иконостасе полностью были выполнены трудами валаамских иноков во главе с иеромонахом Алипием (Константиновым). Тыльная сторона иконостаса была выкрашена под желтый мрамор, проемы затянуты холстом и расписаны иконной живописью. В алтаре находился серебряный престол с позолотой и рельефными изображениями крестных страданий и смерти Спасителя, украшенный драгоценными камнями и огражденный с четырех сторон толстыми зеркальными стеклами.

1.От всего этого великолепия во времена советского запустения на острове оставались стены с рассыпающейся росписью и рамки иконостаса. Здесь и далее фото сделанные Александром Яковчуком в 1983 году.

2. Современное состояние.

3. Храм освещался пятью паникадилами: центральное в куполе – трехъярусное, бронзовое с золочением, в стиле XVII века, и четыре небольших паникадила – в глухих куполах. Возле клиросов находились два резных золоченых киота. В правом – живописное Распятие Господне, в левом – Казанская икона Божией Матери, внизу под ней – рака с 122 частицами святых мощей.

4.

5. Возле второй центральной колонны с правой стороны стояло игуменское кресло, украшенное резьбой. Полы храма были выложены гранитом и кафелем.

6.

7.

8. Верхний храм Спасо-Преображенского собора – виртуальная панорама.

9. Колоритные двери на входе в верхний храм и фрагмент правого нефа.

10. Верхний храм Спасо-Преображенского собора ближе к иконостасу и алтарю.

«Вся нижняя церковь украшена стенною живописью. На потолке, где спускается паникадило, изображены четыре Евангелиста, включенные в красивые рамки… На колоннах помещены картины из земной жизни Спасителя и Богородицы, в узких местах колонн – лики преподобных, на сводах же соединения сих последних написаны херувимы. Потолок этой церкви выкрашен в синий небесный цвет, где раскиданы звезды. Фон стен и колонн желтый, приятного колорита. Над окнами тоже изображены херувимы… Иконостас резной, золоченный по светло-синему и розовому фону; иконы в нем древние, находившиеся в прежнем соборе, все в массивных серебряных ризах. Алтарь очень обширен и светел. Главный престол – бронзовый посеребренный, красивой отделки с барельефами страдальческой жизни Богочеловека. По правую сторону главного алтаря пристроен придел Благовещения Богоматери, где и совершается ранняя литургия, после которой бывает ежедневно молебствие у раки преподобных Сергия и Германа. В алтаре и на солее – пол паркетный, в самой же церкви и паперти из путиловской плиты шашками. Церковь отапливается шестью железными печами. Слева, у церковных дверей входа – ведет витая чугунная лестница на хоры», – таким запомнился паломникам, посещавшим Валаамский монастырь, нижний храм.

11. К сожалению росписи покрывавшие стены и потолок нижнего храма утеряны.

12. Служба в нижнем храме.

13. Нижний храм Спасо-Преображенского собора – виртуальная панорама.

14. Нижний храм Спасо-Преображенского собора ближе к алтарю.

На этом мы закачниваем с осмотром центральной усадьбы и продолжим в следующий раз, отправившись в один из скитов.

Показалось интересным, не поленитесь рассказать друзьям, нажав кнопку чуть ниже.

Летопись монастыря 2014 года: “Преображение главного собора Валаамского монастыря”.

На Валааме долгожданная радость: в октябре 2014 года со Спасо-Преображенского собора окончательно были сняты строительные леса. Главный храм Северного Афона – сердце обители – наконец предстал богомольцам во всей своей красе.

На протяжении многих лет собор был обрамлен строительными лесами. И всякий раз, когда экскурсоводы подводили группы к Центральной усадьбе, они, указывая в сторону главного храма, казалось бы, замурованного навечно в этих перекрытиях, долго рассказывали о его былом величии и красоте.

И вот, к 25-летию возрождения монашеской жизни на Валааме завершен демонтаж строительных лесов, опоясывавших собор, – окончен уникальный период реставрационных работ по фасаду главного храма Спасо-Преображенского монастыря. Это была самая основательная и наиболее подготовленная реставрация за все 120 лет существования собора.

История строительства

Идея строительства собора принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову): «Вместо такого числа храмов гораздо было бы лучше, если б одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви».

Замечание благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии не осталось без внимания. При игумене Дамаскине (Кононове) начинается заготовка кирпича, извести и прочего строительного материала для нового храма. Здание задумывалось особенно грандиозным по своему масштабу, на 3000 богомольцев. Высота колокольни – 72 метров, высота собора – 47 метров.

Читайте также:  Монастыри Кипра: православные действующие мужские и женские, описания и история

Обратите внимание на монаха с палочкой, который поднимается на строительные леса. Напоминаем, высота Собора – 47, высота колокольни – 72 метров. Время строительства собора – 1887-1891 гг. Цена собора по смете составляла 600 000 рублей, в том числе около 400 000 – расходы на само строительство и 200 000 – на внутреннее обустройство храма, и это не считая монастырских материалов и работ, произведенных насельниками монастыря. Для сравнения: цена крейсера «Аврора», построенного в те же годы, составила чуть более 2 миллионов рублей.

На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию.

Всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллионов кирпичей. Сложно представить такие объемы! Толщина кладки стены в основании колокольни составляет 2,5 метра. Старый монастырский кирпич, ручной набивки и обжига, был хорош. Производили кирпич прямо на острове, причем насчитывалось больше десятка различных форм, по которым он заготавливался. Но при возведении здания собора использовался и кирпич от старого храма, который был забутован в его верхнюю часть. Много подложили в стен Собора и при реставрации 1980 г.г. – был заложен кирпич простой, для кладки Собора не приспособленный.

И вот, во время реставрационных работ строители обнаружили эти кирпичи – они стали рыхлые, полностью потерявшие свою способность. Пустоты внутри стен образовались не только от плохого кирпича. Через определенные промежутки наблюдались полости от бревен, которые держали леса при строительстве храма, ведь он строился и рос вместе с лесами вокруг него. А потом при разборке лесов бревна вынимали из стены, а образовавшееся проемы закладывали кирпичом.

И таких кирпичей насчитывалась не одна тысяча. Но через пятьдесят лет кирпич начал осыпаться, поэтому в 1930-х годах провели первую реставрацию собора. Кроме того, на всех открытых участках стен требовалось заменить практически все разрушенные кирпичи, а также те, которые давно готовы “выпасть” из-за того, что известковый раствор частично или полностью вытек. К великому сожалению, во время восстановительных работ была допущена еще одна серьезная ошибка – вместо извести использовался цемент.

В период советско-финской кампании остров Валаам не раз жестоко бомбили. Основной задачей было уничтожение колокольни, так как она использовалась для корректировки огня. Особо страшная бомбардировка началась 19 января 1940 года и продолжалась несколько дней. В собор попало несколько зажигательных бомб, но пожар удалось предотвратить. “Еще миг – и монастырь был бы стерт с лица земли, – отмечал в своем дневнике игумен Харитон (Дунаев). – Но бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа и не взорвалась. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор – остался цел».

В середине 1960-х годов не реставрируемый и всеми забытый главный собор начал заметно ветшать и осыпаться. Осыпавшиеся во время шквальных ветров кирпичи могли стать причиной немалых бед. Из Москвы приехала комиссия, после короткого изучения состояния постройки, решила покончить со всеми проблемами быстро, окончательно и бесповоротно: храм решили взорвать и разобрать на кирпичи.

За собор заступилась и спасла от разрушения председатель поселкового совета Вера Ильинична Костяная, пообещав под личную ответственность и расписку принять все необходимые меры безопасности.

Храм закрыть на замок и туристов к нему не подпускать.

Вера Ильинична вспоминала: «Я оформила расписку. На собор повесили большой тяжёлый замок и устроили там склад. Вот только и местные, и туристы всё равно туда ходили…».

Задолго до своего приезда на Валаам, ей, тогда еще молоденькой девчонке, ничего не знавшей ни о Валааме, ни о Карелии, приснился сон: в белой одежде и фате она стоит перед ступенями какого-то храма. Что это были за ступени, что за храм – ей было не ведомо. И лишь много позже, ступив на валаамскую землю и оказавшись перед главным входом в собор, Вера поняла, что именно это крыльцо она и видела во сне. «Наверно, Богу было угодно, – улыбается Вера Ильинична, – чтобы я оказалась на Валааме и отстояла этот собор».

Реставрация

В 1980 году «Росреставрация» начала работы по спасению храма, которые к началу 1990-х годов были «заморожены». Возрождаемая обитель в эти трудные для страны годы не могла найти средства на столь масштабные восстановительные работы, поэтому собор стоял, окруженный черными, гниющими от сырости лесами.

И еще одной бедой для собора были потоки вод, стекавшие по стенам на протяжении десятилетий (с 1940 по 1981 годы кровля протекала во многих местах, водосточные трубы, скорее всего, тоже отсутствовали). В таких условиях ни один кирпич долго “не живет” – очень быстро теряет свои свойства. Надо учитывать и то, что оттепели, как и заморозки на Валааме бывают очень часто при высокой влажности воздуха. Климат архипелага суров не только к людям, но и к зданиям. Например, по данным метеостанции, с ноября 1999 по май 2000 года график температур воздуха пересекал нулевую отметку 78 раз при средней влажности воздуха 85%. В таких условиях промокшая от протечек в кровле стена из обычных и неотожженных кирпичей, положенных на известковый раствор, не имеет шансов просохнуть. Навсегда теряют свои строительные свойства и промокший известковый раствор, и кирпичи.

В 2000 году для собора ощутимую угрозу уже стали представлять и строительные леса, простоявшие вокруг него около 20 лет, появилась реальная опасность их обрушения. Через некоторое время пришло специальное предписание: «Работы прекратить. Угроза обрушения строительных лесов. Аварийное состояние». Было принято решение подремонтировать строительные леса насколько это возможно и провести срочный ремонт фасада, который осыпался на глазах, мог наступить необратимый процесс разрушения собора.

С 2000 по 2001 годы были проведены срочные ремонтные работы тех частей собора, которые находились в наихудшем состоянии. Главки, верхняя часть храма и колокольня казалось, выглядели совсем неплохо, и нуждались только в покраске, потому что они были отреставрированы еще в советские годы. Но со временем все эти части также начали осыпаться, так как был разрушен непосредственно кирпич, а не только штукатурка, которой в советские годы просто замазывали деструктированную кирпичную кладку.

После ремонта в 2001 году, насколько он был возможен, все понимали, что это ненадолго. Ведь тогда смогли лишь немного подлатать и подкрасить некоторые части собора, и то насколько это позволял кратковременный строительный сезон. Спустя десять лет в монастыре было принято решение: «Реставрацию фасада продолжить, окончательно отреставрировать собор».

Восстановление

«В 2011 году начали реконструкцию с колокольни, – рассказывает прораб Буде Аманжолов. – С ее верхней части – это такой маленький дворец на громадной высоте, со своим фундаментом, колоннами и куполом. Мы в 2011 году возвели уникальные строительные леса, которые подняли до креста колокольни на высоту 72 метров. Потом в 2012 году обошли ими весь собор. С реставрацией рассчитывали уложиться в два года. В первый год отреставрировали колокольню, заменили элементы медного покрытия фасада, на следующий год успешно отреставрировали пятиглавие собора с заменой стропил кровли, вычинкой кирпичной кладки».

«И тут выяснилось, что сейчас все только начинается, – рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.- Стали менять купола, и в некоторых, где окончательно сгнила обрешетка, все в прямом смысле слова сыпалось под руками. И каждый новый этап реставрации увеличивал объем работ в разы… Мы тогда удивились, каким чудом на покрытом медью гнилом дереве держались кресты».

«Только кресты нас не подвели, они были с гальваническим покрытием из золота. Покрытие, сделанное в те далекие времена, было в отличном состоянии, его мы отчистили, поправили. Конечно, после войны на крестах были следы от пуль, – продолжает прораб Буде. – В некоторых местах удалось сохранить так называемое «английское железо» 1896 года, то, что уже вышло из строя, естественно, поменяли».

Что невозможно человеку – возможно Богу – эту истину мы часто повторяем иногда чисто механически. Но история восстановления и самой Валаамской обители, и главного ее собора только в очередной раз доказывает это непреложное правило. Медленно, но верно храм восстанавливался.

На долгие годы

И после капитальной реставрации куполов было решено еще раз пройти и простучать и весь фасад здания. И вновь набралось около 30 тысяч кирпичей на замену. Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий особо отмечает долготерпение и понимание благотворителей монастыря – Геннадия Николаевича и Елены Петровны Тимченко, которые все проблемы воспринимали как свои, рассудительно шли на дополнительные затраты по реставрации, понимали, что это делается на долгие годы, для Бога…

Север вообще не любит суеты, и если уж что здесь делается, то делается основательно. Многие работы приходилось выполнять вручную, вплоть до выемки дефектного кирпича. Новый кирпич для реставрационных работ заказывали у разных производителей. Одну партию делали в Эстонии, другие изготавливали в Калининграде и Латвии.

От монастыря все работы курировал эконом обители, монах Ефрем (Мухин), мастерами руководил прораб Буде Аманжолов. Как приехал он в 2000 году из Санкт-Петербурга на пару месяцев поработать, так до сих пор и работает: меняет кладку, ставит леса, помогает кровельщикам, принимает участие в различных экспертизах. Мастер-реставратор рассказал интересный случай: на колокольне деревце корнями зацепилось за кладку и пошло в рост. Деревце срезали, стали корешки вычищать, и пока не вынули последние, разборку кирпичей не останавливали. Колокольня имеет толщину стен 2,5 метра, а корни эти уходили в стену на 1,3 метра! Выемка дефектного кирпича производится вручную “С центральной главки мы только птичьего помета вывезли 4 телеги. Работали в специальных респираторах. А ведь там были еще и гвозди, и доски, и чего там только не было. Мы все это убрали. Наверное, там изначально кровля была не очень качественная, а со временем еще и прохудилась. Так что, убрав мусор, мы облегчили купола, а потом утеплили их специальными стекловолокнистыми матами для поддержания нормальной температуры и лучшей сохранности живописи в соборе”, — поясняет Буде Аманжолов, добавив что для покраски собора использовалась специальная краска, которая “дышит”, но не пропускает влагу, что немаловажно на северном острове.

Завершение трудов

Над центральным входом в собор была установлена мозаичная икона покровителей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Были проделаны большие изыскания архивных фотоматериалов для восстановления полностью утраченной композиции – по сохранившимся фрагментам и старым фотографиям удалось воссоздать утраченный вид центрального входа в храм и восстановить рисунок и надписи над входом. Восстановить композицию такой, как она задумывалась первоначально оказалось не так просто: сохранились лишь черно-белые фотографии, и цветовую гамму росписи составляли и подбирали несколько раз.

Долгий путь восстановления полуразрушенного собора напоминает трудный путь преображения ветхого человека. Реставрация души – тонкая и кропотливая работа длиною в жизнь. И там, где не достанет сил человеческих, там все восполнит Божия милость заступничеством Божией Матери и молитвами святых угодников. И история Спасо-Преображенского собора нам это наглядно доказывает.

Возрождение Спасо-Преображенского собора Святейший Патриарх Алексий II сравнил по значимости с восстановлением Храма Христа Спасителя в Москве, отметив, что: «эта жемчужина русского Севера нуждается в нашей поддержке и помощи… Посещая эту Святую обитель, видя разрушения скитов и церквей, казалось, что должны пройти десятилетия, прежде чем обитель вновь обретет былое великолепие. Сегодня с благодарением Господу можно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие, и “Северный Афон” вновь, как и прежде, восстает из разрухи и мерзости запустения».

«Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, созданные руками наших предков, мы понимаем, что такое величие и такое благолепие нельзя было создать на пустом месте, не имея силы духа. Все это внешнее величие и красота являются видимыми знаками, отображающими духовную силу наших благочестивых предков. И если мы приняли на себя труд возродить внешнюю красоту Валаама, то, взирая на эту красоту, должны памятовать постоянно о том, что было движущей силой ее созидания, памятовать о духовной силе Валаама», – отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Немного на земле есть таких мест, как Валаам, – считает епископ Троицкий Панкратий.- Не случайно он был назван “Северным Афоном”. И даже сами афонские монахи, приезжавшие к нам, называли наш удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние десятилетия “пречудному острову”. Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем Шмелева и Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо в неповрежденной красоте. Валаам – это наша «проповедь в камне». Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные, “намоленность”. Валаам освящен Божией благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель».

Авторы: Александр Веригин, Янина Зритнева, Маргарита Федорова, Ольга Лерида.

Ссылка на основную публикацию