Варсонофьевский монастырь: как добраться и где находится, настоятели и отец Алексей, святыни и праздники

Свято-Варсонофиевский женский монастырь в с. Покровские Селищи Епархиальный женский монастырь

История

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году вокруг обычного приходского храма села Покровские Селищи Зубово-Полянского района республики Мордовия и расположен на расстоянии 186 км от г. Саранска, в 15-ти км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы.

Селищи упоминаются в связи с указом императрицы Анны Иоановны, по которому в 1740-х годах приняли крещение жители всех окружающих мордовских сел. Вскоре селищенские мокшане проявили себя как добрые христиане, построив в 1756 году сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский. От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, наименование села – Покровские Селищи.

В XIX веке Покрово-Селищенский приход, насчитывавший уже более 5500 человек, разделился на два. В соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка) в 1854 году была выстроена на средства прихожан теплая деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В ней настоятельствовал старший брат священномученика Владимира (Богоявленского) протоиерей Иоанн (Богоявленский). У ее алтаря упокоилась их мать Ирина Антоновна. На рубеже веков в 1899 году митрополитом Владимиром был заложен грандиозный по размерам и облику каменный храм с престолом Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой мученицы Ирины. Храм был спроектирован архитектором А.С.Каминским по образцу Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря. На освящении храма, состоявшемся в 1907 году, блаженная девица Дарья, уроженка села Покровские Селищи, предрекла скорое его поругание и разрушение, но так же и провидела, что на Покровских Селищах почиет благодать и «возгорится свеча от земли до неба».

В 1903 году, в канун канонизации старца Серафима, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова. С тех пор святой преподобный Серафим Саровский особо почитается местными жителями, и некоторые из них бережно хранят золотые монеты с профилем святого царя-мученика Николая II, раздававшиеся на праздовании .

В 20-е годы прошлого столетия верующим еще удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 году селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб, а каменный храм в Новых Выселках весной 1943 года был взорван. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны памятниками архитектуры XVIII века и поставлены на государственную охрану, что не помешало властям вскоре снести обветшавший Покровский храм.

В 1991 г. образовалась самостоятельная Саранская епархия, которую возглавил архиепископ Варсонофий (ныне митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии). В том же году жители села Покровские Селищи обратились к церковным и светским властям с просьбой о возвращении церкви. В 1992 г. верующим была возвращена Никольская церковь – полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. 7 февраля 1992 года в церкви, вновь освященной в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) была отслужена первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община.К 1996 году община, официально признанная как скит, насчитывала 20 сестер. Такое количество насельниц позволило обратиться к Владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви № 609 (выписка из журнала № 9) и Указом № 26 Управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия «с 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь».

21 января 1997 г. образовалось Подворье Свято-Васонофиевского женского монастыря в селе Покассы с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова.

Свято варсонофьевский женский монастырь

29.12.2018

У каждого своя дорога к храму

После поездки в село Кажлодку, знакомства с многодетной семьей Василия Ивановича и Валентины Ивановны Куликовых, у которых 9 сыновей и дочерей, посещения сельской церкви Рождества Богородицы, построенной благодаря стараниям местного священника отца Василия, решил найти и поговорить с их старшей дочерью Анфусой, которая навсегда судьбу свою связала с монастырской жизнью. Для этого и отправился я в Покровские Селищи, где до этого уже приходилось бывать. Чтобы рассказ получился более полным, для начала перенесемся в далекое историческое прошлое этого мордовского села.

По велению императрицы Елизаветы Петровны

Находится село Покровские Селищи в нескольких километрах от Торбеева в Зубово-Полянском районе вблизи дороги Москва-Саранск. Здесь располагается Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Это — одна из самых молодых обителей Мордовии. Само село, Покровские Селищи – мокшанское. Возникло оно в глубокой древности. В царствование императрицы Елизаветы Петровны приняло православие. В 1756 году мордва-новокрещены построили здесь два деревянных храма — летний Покровский и зимний Никольский.

Свои церкви прихожане всегда содержали в хорошем состоянии и берегли их от пожаров. Обе церкви дожили до революционных событий 1917-го. В конце1920-х годов прихожане отчаянно отстаивали свое право на свободу совести, и все-таки храмы эти, как и многие другие в то время, были закрыты. Борьба продолжалась и в последующие десятилетия, но безуспешно. Летняя Покровская церковь, простоявшая до середины 1970-х годов, все же была уничтожена. А вот зимняя Никольская церковь сохранилась, хотя и в аварийном состоянии. После учреждения Саранской епархии в Покровских Селищах возродился приход (1992 г.), и прежний Никольский храм был заново освящен в память святого Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

В 1996 году при храме возник женский скит, реорганизованный решением Святого Синода в Свято-Варсонофиевский монастырь. Настоятельницей монастыря является монахиня Варсонофия.

С 1992 года она служила псаломщицей в Троицкой церкви в селе Большой Мичкасс Нижне-Ломовского района. Приняла монашество. С 1995 года в селе Покровские Селищи сначала исполняла обязанности благочинной в скиту, затем была назначена руководителем общины.

За несколько лет Свято-Варсонофиевский монастырь значительно окреп. Сегодня в нем подвизаются монахини и послушницы. Построено несколько каменных келейных корпусов, заведено многоотраслевое образцовое хозяйство, позволяющее общине кормиться своим трудом.

Обитель, в связи с ее удобным расположением, посещается многочисленными паломниками, которые приезжают из Москвы, Самары, Саратова в Санаксар и Дивеево. Для паломников построена большая гостиница. Тесные связи установились между сестринской общиной и расположенной по соседству школой. Дети — главные прихожане монастырского храма. Кроме соборной церкви здесь имеется домовая, освященная в память прежнего храма Покровского. Среди храмовых икон особо почитаются образа святителя Николая Чудотворца и Преподобного Серафима Саровского.

В обители имеется известный источник во имя иконы Божией Матери «Донской». За святой водой в монастырь приезжают жители самых отдаленных сел и деревень, в том числе из Торбеевского района. Имеется у обители подворье — Христорождественская церковь в русском селе Покассы Зубово-Полянского района. Покасский деревянный храм, построенный в 1880-е годы, недолго оставался закрытым. Он очень хорошо сохранился.

За монастырскими стенами

Торжественно и величественно смотрится Свято-Варсонофиевский монастырь, возрождение которого продолжается. Золотыми куполами блестит белокаменная церковь. В скором времени во всей своей красе откроется она перед прихожанами. В нижнем своде ее сегодня проходят службы, венчания, крещения и отпевания.

Чистота и порядок за монастырскими стенами. Здесь много зелени и цветов. За ними ухаживают монахини и послушницы. В теплое летнее время здесь можно наблюдать за фазанами. На большом монастырском подворье животноводческое хозяйство – около 60 голов крупного рогатого скота. Имеется свой сад, огород. За всем этим ухаживают обитатели монастыря, живущие в отличие от мирской жизни по своим канонам, особому расписанию.

В монастырском городке около 120 человек, в том числе детей. Тут же богодельня, где нашли покой и приют, доживая свой век, старики. Из самых дальних областей и городов России приезжают сюда паломники, останавливаются автобусы с экскурсантами. Можно было видеть на стоянке у монастыря «Икарусы» с номерами из стран ближнего зарубежья.

Свет рождественской звезды

Здесь своя школа, где детям преподают русский язык и литературу, математику и историю, здесь познают они мир православия. В семь часов у детей подъем, читают утреннюю молитву, в 8 завтрак, занятия в школе. В два дня – общий обед. До ночного сна дети под приглядом воспитателей и наставниц занимаются посильным трудом, готовятся к праздникам. Золотая осень, Новый год, Рождество, Пасха – для монастырских детей эти дни самые радостные и веселые.

На детский утренник «Свет рождественской звезды» приходят почти все обитатели монастыря. С гостинцами и подарками приезжают многочисленные гости. Сколько счастья и радости светится на лицах нарядных ребятишек. Для взрослых показывают театрализованное представление — с песнями, танцами и стихами. А потом подарки из рук Деда Мороза и отца Алексея, благодаря усердию которого строятся и обновляются корпуса монастырских зданий. Матушка игуменья Варсонофия благословляет гостей, благодарит их за щедрые подарки монастырю, старикам и детям.

Монахиня Варсонофия является настоятельницей Свято-Варсонофиевского монастыря. Имеет церковные награды.

Отец Алексей, благословляя всех, кто идет к нему, исцеляет от многих болезней и недугов. Далеко за пределами Мордовии знают о нем и едут из далеких мест за помощью духовной и телесной. И никому нет отказа.

Нарекли послушницу в честь святой

Тихая, кроткая, невысокого роста, облаченная в монашеское одеяние, она согласилась встретиться и ответить на интересующие вопросы журналиста. После окончания 9-го класса Кажлодской средней школы Анфуса Куликова пришла в женский монастырь послушницей. Приняла иноческий постриг в 2001-м.

— Произошло это в один из апрельских дней в честь святых. По церковному православному календарю мне по жребию выпало имя святой Фотинии (Светланы), — рассказывает монахиня. Святая мученица Фотиния (Светлана) чтится нашим народом как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей страны ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Нередко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии. – Постриг принимали 8 сестер — из Пензы, Саратова, Москвы, других городов. В их числе была и я.

В обязанности молодой монахини Фотинии входит послушание на клиросе во время службы. Она поет в церковном хоре, работает на животноводческом дворе, коров доит, выполняет другую хозяйственную работу. Первая помощница игуменьи. Отлично водит машину. Под свою опеку Анфуса — Фотиния взяла двух девочек, которые и проживают вместе с ней в келье.

После занятий в школе познакомился с дочками Фотинии – Катей и Настей десяти лет. Катя попала сюда из рязанского детдома, Настю привезли из Сасова – мать отказалась от нее. Обеим тогда было чуть более двух лет. За время пребывания в монастыре бойкие девчушки привыкли к ней, полюбили душой и сердцем. Когда монахиня Фотиния вышла на несколько минут, покинув нас, спросил Катю и Настю:- А как зовете ее?- Мамой, — в один голос произнесли они.- Бывает так, что ругает вас мама?

Девчонки переглянулись, заулыбались и сразу же выдали:- Бывает, когда озоруем…

Тут уж и я не мог сдержаться от улыбки, наблюдая за детской непосредственностью. — Дедушка навещает вас?- Да, конечно. Приезжает, привозит нам гостинцы. И дедушку, и бабушку любим. Они добрые, ласковые.

Они такие же, как и их сверстницы в обычной жизни. Только жизнь их более строга в монастырских стенах – они ближе к Богу. Здесь прививают им любовь к труду и уважение к старшим, доброте и сердечности. Здесь они больше других изучают православную культуру и литературу. Но это не значит, что они здесь могут остаться навсегда, приняв монашеский обет.- Случается так, что кто-то уходит из монастыря? – спрашиваю собеседницу.- Случается. Трех девочек забрали в приемные семьи, они обрели родителей. Мы молимся и радуемся за них. Дети в монастыре не чувствуют себя как в затворничестве. Они учатся в школе, участвуют в праздниках. Сейчас готовятся к Рождеству. У каждого из них есть свой выбор дороги, жизненного пути, когда повзрослеют, — сказала в беседе монахиня Фотиния, дочь кажлодского отца Василия — в миру Анфуса.

Пообщавшись и поговорив с молодой монахиней Фотинией, направляемся к главным вратам Свято-Варсонофиевского монастыря, стены которого напоминают крепостные. В память о встрече предлагаю им сфотографироваться, на что Катя и Настя с радостью соглашаются, посмотрев на опекуншу. Монахиня улыбнулась, взяв девочек за руки…

На снимках: монахиня Фотиния; отец Алексей на детском празднике.

член Союза журналистов России.

СВЯТО-ВАРСОНОФИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Начало этого монастыря старожилы села Покровские Селищи полагают с предсказания блаженной девицы Дарии, уроженки этого села. Около 100 лет назад она прозрела духовными очами, что на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до неба».

Давно уж нет блаженной, разрушен Покровский храм, а о предсказании люди не забывали, и в самые темные и смутные времена гонений на православную веру оно согревало сердца.

Прошло злое наваждение, и в 1992 году Никольскую церковь возвратили верующим. Служили первое время буквально под открытым небом, но постепенно трудами и пожертвованиями прихожан храм преобразился. Много сил и духовного труда положил на восстановление храма его настоятель иеромонах Алексий. Собирали материалы для церкви буквально с «миру по нитке.

Видя ревностное служение батюшки Богу, его попечение о людях, многие захотели разделить с ним молитвенный подвиг и оставить мир.

Так сбывается предсказание блаженной девицы Дарии: в 1996 году в старинном селе Покровские Селищи открылся новый женский монастырь, духовником которого стал игумен Алексий (Дегаев). А на месте разрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы вознесся свечой собор Воскресения Христова.

10 октября 1996 года с именем Варсонофия приняла монашеский постриг Кузьмичева Валентина Кузьминична. Как ее тезоименитый святой «…по благодати Христовой и по благословению преосвященного архиепископа Гурия…создал монастырь, построил церковь и поставил кельи » в новопросвещенном городе Казани, так и ей предстояло стать первой настоятельницей и строительницей монастыря.

Архимандрит Алексий (в миру Дегаев Александр Михайлович, 12.01.1964) с 1978 г. нес послушание в храме села Старая потьма, с 1985г.

– в храме села Журавкино.

5 июля 1991 г. по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия принял монашеский постриг в Санаксарском Рождество-Богородичном мужском монастыре с последующим рукоположением в сан иеродиакона и иеромонаха.

С 24 июля 1991 г. являлся настоятелем храма в селе Журавкино, а с 7 февраля 1992 г. – настоятель Варсонофиевского храма села Покровские Селищи. Со времени преобразования Покрово-Селищенского прихода в Свято-Варсонофиевский женский монастырь — духовник обители. В 1996-2000 гг. – благочинный. 4 апреля 2001 г. возведен в сан игумена.

Читайте также:  Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

9 января 2012 г. за заслуги в созидании обители Преосвященным Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским, награжден наперстным крестом с украшениями. В 2012 году Избран членом Епархиального суда.

По ходатайству духовника обители игумена Алексия 3 марта 1997 г. указом епископа Саранского и Мордовского Варсонофия она была назначена настоятельницей Свято-Варсонофиевского женского монастыря.

А ко дню Святой Пасхи 2002 года за усердное служение Святой Православной Церкви матушка была награждена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси саном игумении.

В 2011 году в день тезоименитства Преосвященным Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским, награждена наперстным крестом с украшениями.

Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь

Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь – православная женская обитель в республике Мордовия. Монастырь основан в 1996 году. Сестры монастыря активно занимаются хозяйственной деятельностью и социальным служением.

Содержание

История

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году на месте обычного прихода, в селе Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия, на расстоянии 186 км от г. Саранска, 15 км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы. Монастырь расположен на возвышенности, на фоне спокойного равнинного сельского пейзажа. В центре монастыря находится храм, освященный в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

Недалеко от ограды возведен благолепный десятиглавый собор Воскресения Христова, высота которого достигает 37 метров, заложена монастырская стена с построенными надвратной церковью Архангела Михаила, Святыми вратами и одной башней. Вся площадь монастыря составляет около 3 тыс.

Свято-Варсонофиевский монастырь — самый молодой в Саранской епархии. Селищенские мокшане, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1740-х годах, уже вскоре проявили себя как хорошие православные христиане, построив себе сразу два деревянных храма — холодный Покровский и теплый Никольский (1756 год). От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, название села — Покровские Селищи.

К началу XIX века образовался большой Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 человек. Постепенно он разделился на два прихода: в селе Покровские Селищи — теплый Никольский храм, а в соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшим 3900 жителей, осталась деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В 1854 году в с. Новые Выселки на собранные жителями села пожертвования был возведен грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой великомученицы Ирины. Храм был спроектирован по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря.

В 1903 году, по милости Божией, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор иконы преподобного Серафима Саровского особо почитаются местными прихожанами.

В 1920-е годы верующим еще удавалось отстаивать свои храмы. В 1934 году в Новых Выселках каменный храм был полностью разрушен, до фундамента. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны историческими памятниками архитектуры XVIII века и поставлены под государственную охрану. Однако вскоре Покровский храм был снесен.

В 1991 году образовалась самостоятельная Саранская епархия. В том же году жители села Покровские Селищи ходатайствовали к светским властям о возвращении церкви и к владыке Варсонофию с просьбой о возрождении прихода.

В 1992 году была возвращена Никольская церковь, полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. В честь открытия Саранской епархии под руководством владыки Варсонофия старый приход стал именоваться Свято-Варсонофиевским. 7 февраля 1992 года во вновь освященной церкви в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) совершилась первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община. Активное участие в этом принял настоятель и духовник отец Алексий: воспитывая сестер, он был первым во всех работах и молитве.

21 января 1997 года образовалось Подворье Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района в селе Покассы, с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова.

Современное состояние

В настоящее время в монастыре подвизается 60 сестер: монахинь, инокинь и послушниц по происхождению как местные жительницы, так и выходцы из других областей России.

В обители каждодневно совершаются церковные службы по общему Уставу церкви: водосвятные молебны, молебны на начало и конец учебного года, молебны в теплое время года на святом источнике, утренние и вечерние правила; установлено чтение неусыпаемой Псалтыри, помимо этого, по усопшему читается псалтырь за трапезой с последующими краткими молитвами; кроме того, священники с сестрами выезжают по приглашению мирян по их нуждам; существует вечное поминовение о здравии и о упокоении (ежедневно). По традиции на Пасху, Крещение, Покров священники с сестрами монастыря обходят окрестные дома с молебном, а сельские жители, в свою очередь, с нетерпением ожидают их прихода и встречают хлебом-солью. По окончании вечерней службы и трапезы совершается Крестный ход вокруг монастыря с иконой в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

В праздничные и воскресные дни служатся две Божественные литургии (на одной из них поют дети), а после богослужения проводятся чтения религиозно-нравственных книг, статей поучительно го характера. Трапеза всеобщая. Имеется библиотека с книгами Святого Писания, Святых Отцов, древне-иноческие уставы, святоотеческие наставления, поучения и беседы на русском и церковно славянском языках, детская церковно-православная литература.

Храмы

  • Собор Воскресения Христова
  • Церковь Михаила Архангела
  • Церковь Варсонофия Тверского

Святыни

  • Икона с частицей святых мощей святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца
  • Икона с частицами мощей Оптинских старцев
  • Мощевик со святыми мощами и святынями
  • Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Престольные праздники

  • Церковь Варсонофия Тверского – 11 апреля

Варсонофьевский монастырь: как добраться и где находится, настоятели и отец Алексей, святыни и праздники

Начало этого монастыря старожилы села Покровские Селищи полагают с предсказания блаженной девицы Дарии, уроженки этого села. 80 лет тому назад она прозрела духовными очами, что на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до неба».

Давно уж нет блаженной, а о предсказании люди не забыли. И в самые темные и страшные времена гонений на веру православную согревало оно людям сердца. Храм Покрова Божией Матери большевики отобрали под клуб.

Но прошло злое наваждение, и в 1992 году храм возвратили верующим. Служили первое время буквально под открытым небом, но постепенно трудами прихожан и пожертвованиями храм преобразился.

Много сил и духовного труда положил на восстановление храма отец Алексий. Собирали материалы для церкви, словно с «миру по нитке», ходили по селу, просили, кто что даст.

Видя, как батюшка отдает себя на служение Богу и людям, его ревность в служении, его попечение о людях, многие захотели разделить с ним молитвенный подвиг.

Так сбывается предсказание блаженной девицы Дарии: в 1996 году в старинном селе Покровские Селищи, по благословению архиепископа Саранского и мордовского Варсонофия, открылся новый женский монастырь, духовником которого и стал отец Алексий.

Предельного штата в монастыре не положено. В настоящее время в монастыре подвизается 60 сестер: монахинь, инокинь и послушниц по происхождению как местные жительницы, так и выходцы из других областей России. В обители каждодневно совершаются церковные службы по общему Уставу церкви: водосвятные молебны, молебны на начало и конец учебного года, молебны в теплое время года на святом источнике, утренние и вечерние правила; установлено чтение неусыпаемой Псалтыри, помимо этого, по усопшему читается псалтырь за трапезой с последующими краткими молитвами; кроме того, священники с сестрами выезжают по приглашению мирян по их нуждам; существует вечное поминовение о здравии и о упокоении (ежедневно). По традиции на Пасху, Крещение, Покров священники с сестрами монастыря обходят окрестные дома с молебном, а сельские жители, в свою очередь, с нетерпением ожидают их прихода и встречают хлебом-солью. По окончании вечерней службы и трапезы совершается Крестный ход вокруг монастыря с иконой в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца. Особенно торжественно отмечаются престольные праздники 4/17 октября — святителя Варсонофия, Казанского чудотворца; 1/14 октября и 25/7 февраля — чтимых икон «Покрова Пресвятой Богородицы» и иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В праздничные и воскресные дни служатся две Божественные литургии (на одной из них поют дети), а после богослужения проводятся чтения религиозно-нравственных книг, статей поучительно го характера. Трапеза всеобщая. Имеется библиотека с книгами Святого Писания, Святых Отцов, древне-иноческие уставы, святоотеческие наставления, поучения и беседы на русском и церковно славянском языках, детская церковно-православная литература.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году на месте обычного прихода, в селе Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия, на расстоянии 186 км от г. Саранска, 15 км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы. Монастырь расположен на возвышенности, на фоне спокойного равнинного сельского пейзажа. В центре монастыря находится храм, освященный в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

Недалеко от ограды возведен благолепный десятиглавый собор Воскресения Христова, высота которого достигает 37 метров, заложена монастырская стена с построенными надвратной церковью Архангела Михаила, Святыми вратами и одной башней. Вся площадь монастыря составляет около 3 тыс.

Свято-Варсонофиевский монастырь — самый молодой в Саранской епархии. Селищенские мокшане, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1740-х годах, уже вскоре проявили себя как хорошие православные христиане, построив себе сразу два деревянных храма — холодный Покровский и теплый Никольский (1756 год). От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, название села — Покровские Селищи.

К началу XIX века образовался большой Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 человек. Постепенно он разделился на два прихода: в селе Покровские Селищи — теплый Никольский храм, а в соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшим 3900 жителей, осталась деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В 1854 году в с. Новые Выселки на собранные жителями села пожертвования был возведен грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой великомученицы Ирины. Храм был спроектирован по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря.

В 1903 году, по милости Божией, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор иконы преподобного Серафима Саровского особо почитаются местными прихожанами.

В 1920-е годы верующим еще удавалось отстаивать свои храмы. В 1934 году в Новых Выселках каменный храм был полностью разрушен, до фундамента. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны историческими памятниками архитектуры XVIII века и поставлены под государственную охрану. Однако вскоре Покровский храм был снесен.

В 1991 году образовалась самостоятельная Саранская епархия. В том же году жители села Покровские Селищи ходатайствовали к светским властям о возвращении церкви и к владыке Варсонофию с просьбой о возрождении прихода.

В 1992 году была возвращена Никольская церковь, полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. В честь открытия Саранской епархии под руководством владыки Варсонофия старый приход стал именоваться Свято-Варсонофиевским. 7 февраля 1992 года во вновь освященной церкви в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) совершилась первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община. Активное участие в этом принял настоятель и духовник отец Алексий: воспитывая сестер, он был первым во всех работах и молитве.

Община постепенно увеличивалась и под руководством настоятеля храма иеромонаха Алексия обустраивала территорию будущего монастыря. Вся обитель была огорожена бетонной стеной высотой в 2,5 метра, с железными вратами арочного типа. Построены корпус для настоятеля (ныне игуменский), просфорная, отремонтирован корпус бывшей библиотеки для первых сестринских келий. Началось строительство пекарни, молочного цеха, бани, жилого дома для послушниц, коровника. Стали разбивать огород и фруктовый сад.

К 1996 году под руководством отца Алексия было уже 20 сестер, и такое количество насельниц позволило общине обратиться к владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь.

Вскоре сестры и их духовник иеромонах Алексий (Дегаев) получили радостное извещение, что определением Священного синода Русской православной церкви № 609 (выписка из журнала № 9) и Указом № 26 Управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия в формулировке: «С 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь». А поскольку на тот момент не было настоятельниц с именем Варсонофия, то в честь открытия Саранской епархии будущей игумений дали имя Варсонофия. Таким образом, обитель возглавила игумения Варсонофия (в миру Кузьмичева Валентина Кузьминична).

“У живущих в монастыре главный крест: повиновение, отсечение своей воли, послушание.”

Совершая поездку в монастырь, к источнику духовной и нравственной чистоты, многие как будто заново открывают мир. Всякий монастырь имеет свою, не схожую с другими монастырями историю.

По предсказанию старицы Дарии еще 80 лет тому назад на этом месте «возсияет Божья благодать, и будет здесь гореть огромная свеча от земли до самого неба!»

В настоящее время в Свято-Варсонофиевском женском монастыре пять храмов. Первый, главный, – собор Воскресения Христова, заложен в 2002 году.

Это величественный десятиглавый белокаменный собор в форме креста. Собор имеет колокольню, высота которой достигает 39 метров. На ней установлены 8 колоколов различной величины, общим весом в 200 пудов. На самом большом колоколе в 100 пудов сделана надпись: «Во Славу Господа Бога и Спаса нашего в дар храму Воскресения Христова при игумене Алексие в 2004 году слит сей звон».

Нижняя церковь будет освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», с приделами в честь святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Верхняя церковь – во имя Воскресения Христова, с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Длина собора с востока на запад вместе с алтарным выступом и притвором 35 метров, ширина 20 метров, общая площадь около 680 кв. метров.

Читайте также:  Храм Матроны Московской: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

О явлении святого места под строительство собора Воскресения Христова рассказывают сами очевидцы — насельницы монастыря и духовник обители игумен Алексий: «Монастырь выкупил дом и участок, который стоял на месте нынешнего собора. Дом этот принадлежал одному из самых ярых гонителей веры Христовой — директору школы. Дом был каменный, а постройки деревянные. Когда был уже задуман проект собора, сестры и отец Алексий начали усиленно молиться и просить Господа послать знамение. Владыка Варсонофий советовал построить соборный храм на месте кладбища на территории монастыря. Были и другие предложения. И вот однажды ночью произошел пожар, дом остался цел, а двор и деревянная баня сгорели дотла. Оказалось, что в качестве строительного материала для бани использовались бревна старого храма. Таким образом, мы восприняли этот пожар как знамение — Господь огнём просветил место будущего собора. По возведении первого этажа собора на потолке будущей церкви с началом Рождественского поста чудным образом проявился огромный Нерукотворный Крест правильной формы, который сохранялся до начала Великого поста. Таким образом, Господь еще раз явил знамение для укрепления нашей веры».

По благодати Божией точно выбранное местоположение для строительства собора Воскресения Христова, значительная высота и характерный силуэт, позволяет храмовым постройкам выделяться на фоне мягкого естественного ландшафта. Высота собора достигает 37 метров, с колокольней — 39 метров. С учетом же естественного основания, возвышенности, на котором возводился собор Воскресения Христова, его высота значительно возрастает. Внутри собора расположены четыре массивных столба, которые поддерживают всю тяжесть сводов. С южной и северной стороны пристроены паперти, крытые железом и поддерживаемые каменными столбами. В настоящее время продолжаются внутренние работы по обустройству собора: отделочные, роспись, обустройство иконостаса и другие. Близ Воскресенского собора расположена вторая однокупольная церковь базиликального типа с колокольней в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, построенная в 1740-х годах. Покровская и Никольская домовые церкви построены в 1999 году и в 2000 году. Пятый – надвратный храм Архангела Михаила, однокупольный, построен в 2005 году. В нем предстоят внутренние отделочные работы и обустройство храма. Планируется дальнейшее расширение территории монастыря. Возводится монастырская стена, и по образцу древних построек в ней разместятся монастырские кельи, мастерские, гаражи и другие подсобные помещения.

Местность, на которой расположен весь ансамбль монастыря, по площади будет составлять примерно 3 тыс. кв. метров. В центре расположен десятиглавый собор с колокольней, на ней установлены 8 колоколов различной величины. С восточной стороны относительно собора, за бетонной стеной, на площади около 1,2 тыс. кв. метров расположены все ныне функционирующие здания монастыря:
— однокупольная церковь с колокольней (32 х 11,5 м);
— кирпичный одноэтажный игуменский корпус (13 х 9 м);
— монашеский кирпичный 2-этажный корпус с кельями и трапезной (25 х 13 м);
— монашеский кирпичный 2-этажный корпус с кельями и храмом (25 х 12 м),
— монашеский кирпичный 2-этажный корпус с кельями и храмом (16 х 12 м);
— кирпичный корпус-просфорная (12 х 5 м);
— часовня (3×3 м);
— колодец (3 х 3 м),
— одноэтажный кирпичный корпус с монастырскими мастерскими, медицинскими кабинетами. С северной стороны построена надвратная церковь и часть кирпичной монастырской стены со Святыми вратами и одной башней.

Напротив монастыря с восточной стороны построены
— кирпичная 2-этажная гостиница с трапезной для паломников (26 х 12 м),
— монастырская лавка;
— монастырский магазин;
— кирпичный дом детского сада (17 х 13 м);
— жилой дом для послушниц (12 х 9 м);
— жилой дом для послушниц скотного двора (17 х 9 м);
— деревянный дом-богадельня (16 х 11 м);
— баня;
— дом под пекарню и молочный цех (13 х 9 м);
— дом под пчельник (14 х 12 м);
— кирпичное строение под овощехранилище (13 х 7 м);
— зерносклад (2 вагона);
— кирпичное строение зерносклада (25 х 6 м);
— кирпичное строение-мельница (13 х 7 м);
— кирпичный гараж (20 х 10 м);
— дровяной склад;
— теплица (30 х 8 м);
— три склада;
— два кирпичных коровника (30 х 11 м);
— две кирпичные овчарни (26 х 9 м);
— кирпичная конюшня (16 х 5 м);
— пилорама.

В монастыре проведен газ и водопровод. Собран парк авто- и сельхозмашин. Приобретены мельница и оборудование для изготовления макаронных изделий.

21 января 1997 года образовалось Подворье Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района в селе Покассы, с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова.

Адрес: 431121, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, с. Покровские Селищи, Свято-Варсонофиевский женский монастырь
Телефон: +7 (834 58) 3 84 23

Как добраться: на общественном транспорте поездом до поселка Зубова Поляна, далее автобусом с автостанции отправляющемся в направлении села Пичпанда или города Спасск (Беднодемьяновск), до остановки Новые Выселки

Для желающих сделать пожертвования Банковские реквизиты

отделение СБ РФ №4299 Зубово-Полянское
Расчетный счет 40703810339190100001
ИНН 1308049709
Мордовское отделение №8589 АК СБ РФ (ОАО) г.Саранск
Корсчет 30101810100000000615
БИК 048952615

Свято-Варсонофиевский монастырь в Покровских Селищах

Свято-Варсонофиевский Покрово-Селищенский женский монастырь два десятилетия стоит на земле Мордовской.

Эдакое государство, как крепость, окруженное высокими стенами и башнями. Но историю он имеет гораздо более древнюю.

Описание и месторасположение

Свято Варсонофьевский монастырь появился в Покровских Селищах Зубово-Полянского района Республики Мордовия в месте, где раньше был приход.

Расстояние от крупных городов России: Москва в 450-ти километрах, Саранск – в 186-ти, а райцентр – в 15-ти.

Место, где стоит обитель, высокое. В самом центре — храм, освященный в честь святого Варсонофия. Если искать это место по карте, его координаты таковы: N54°0’12.72″ и E43°0’9.79″.

Основание монастыря

В Саранской епархии данная обитель считается самой молодой. Ведь появилась она всего двадцать лет назад, в 1996-ом.

История, о которой мы упоминали в самом начале, действительно более древняя, своими корнями уходит во времена царствования Елизаветы Петровны, когда, собственно, и произошло обращение местного народа в христианство. Мокшане выказали себя христианами усердными. В 1756-ом взялись они поставить не один храм, а целых два, оба деревянные. Сказано – сделано. Так вот и появились Покровская (холодная) и Никольская (теплая) церкви. А село получило название от одной из них – Покровские Селищи.

Уже далеко за 5,5 тысяч верующих насчитывалось в Покровско-Селищенском приходе к XIX-му столетию. Со временем он оказался разделенным надвое. Один остался в Покровских Селищах, где храм Никольской. А Покровская церковь со своими почти четырьмя тысячами местных жителей образовали второй – в соседних Новых Выселках (Бозуновке).

Накануне причисления к лику святых почтенного старца по имени Серафим (1903) случилось бозуновским и селищенским мужикам оказаться включенным в число охранников поезда, коим царственные особы до Сарова следовали от железнодорожной станции. И вот с той самой поры иконы того святого здесь стали почитать особенно.

Судьба во время революции и в советское время

До революционных событий обеим церквям довелось дожить без проблем. А дальше храмы отстаивать уже удавалось с трудом. Начались годы гонений.

Нет уже на этом свете блаженной Дарии. Только вот слова ее людьми помнились. В тяжкие годины грели они сердца людские.

Храмы закрыли. Тот, что из камня, в Новых Выселках, уничтожили вплоть до самого фундамента. Так и стоял он в аварийном состоянии. В Покровском большевики открыли клуб, здесь же разместили склады. К 1970‐м снесли и этот храм.

Знаковым стал 75-й год прошлого столетия. Храмы были объявлены памятниками и теперь охранялись государством. Лишь через семнадцать лет вернулись они в ведение Саранской епархии, с самого образования которой о том ходатайствовали жители из Покровских Селищ. Приходу дано было имя Свято-Варсонофиевского.

Еще в Никольской церкви, разрушенной и ограбленной, продолжались ремонтные работы, не было крыши, а служения уже проходили. Только благодаря трудам прихожан и верующих, многочисленным пожертвованиям, храм преображался. Уже в начале 1992-го совершил иеромонах Алексий в нем первую Божественную литургию. И сестринская община появилась его же стараниями. К 1996-му число сестер перевалило за двадцать. А вместо прихода появился женский монастырь, названный Свято-Варсонофиевским.

Восстановление и современность

Только не ограничивался он лишь ролью молитвенного места. Куда шире стояла задача – превратить его в настоящий центр духовно-просветительского и социального служения.

А при этом обитель продолжает строится и живет своими заботами:

  • Сельхозугодья обрабатываются со всем старанием и умением. Здесь возделывают культуры зерновые, кормовые и овощные, выращивают лекарственные травы. Есть сад и свои пчелы.
  • Скотный двор заполнен крупным рогатым скотом, овцами с козами. Есть птичник, где занимаются разведением кур и гусей, даже индюков и уток. А монастырские пруды полны рыбы.

О других послушаниях тоже сказать надобно. Здесь просфоры выпекают, ухаживают за старушками немощными, воспитывают и обучают монастырских деток, изучают историю церкви в мордовском крае и при этом иных дел не оставляют:

  • производят молокопродукты;
  • солят рыбу;
  • заготавливают консервы из овощей;
  • засушивают плоды разные и травы;
  • готовят целебные бальзамы и настойки, мази из лекарственных трав.

И это далеко не полный перечень дел, коими заняты дни монастырских сестер.

Трудятся монахини на других работах:

  • В собственной переплетной мастерской издают духовную литературу;
  • Сами шьют себе монашеские церковные и повседневные одежды, священнические облачения. Для этих целей имеется собственная пошивочная мастерская;
  • Сохраняют здесь и развивают древние традиции монашеского рукоделия. Занимаются иконописью и плетением поясов, вышиванием и вязанием.

Храмы монастыря

Обитель Свято-Варсонофиевская храмами да церквями богата.

Собор Воскресения Христова

Здесь их восемь:

  • Белоснежная «жемчужина» – Собор Воскресения Христова. Он главнейший. Закладывался в 2002-ом, совсем недавно;
  • Неподалеку расположилась однокупольная церковь, названная Варсонофиевской; в честь святителя, с колокольней, бывшая Никольская — та самая, что построена была в далеких 1740-х годах. Покровскую тоже подняли из руин. Домовую церковь Святителя Николая освятили в 99-м. Она расположилась в корпусе, перестроенном из старой библиотеки;
  • В декабре 2010-го прошло освящение домовой церкви целителя и великомученика Пантелеймона при богадельне, в мае 2012 – однокупольного надвратного храма Архангела Михаила, что построен был еще в 2005-ом. В нем еще будут продолжаться отделка и обустройство;
  • В Новых Выселках, в полутора километрах от обители, скоро достроится деревянный храм-подворье, нареченное в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского;
  • В Покассах находится еще один такой архитектурный памятник XIX столетия – деревянная Церковь Рождества Христова;
  • Ну и восьмой. Он поднялся в двух километрах у самого Святого источника.

Воскресенский собор

Десятиглавый белокаменный, по форме напоминающий крест – он был заложен в самом начале века.

Нижняя церковь освящена в честь иконы Богоматери «Знамение», а верхняя – Христова Воскресения.

Весь собор занимает площадь в 680 кв. м. Непросто выбиралось место под него. Были выкуплены для этого дела каменным дом с деревянными постройками и участок директора местной школы, который был ярым врагом веры Христовой. Владыка Варсонофий для храма предлагал другое место – кладбище, что на монастырской территории. И таких предложений было несколько.

Но знамение это было не единственным. Уже был возведен первый этаж, когда в Рождественский пост вдруг на потолке появился Нерукотворный Крест. Он был огромным, из инея, совершенно правильной формы, и буквально сиял. До самого начала Великого поста он оставался в неизменном виде. Это реально послужило укреплению веры.

До сих пор собор обустраивается: выполняются отделка и роспись, обустраивается иконостас и ведутся прочие работы.

Святой источник

Источник, источающий целебную воду, расположился в трёх километрах от обители.

Прославился он водами своими, чистыми и исцеляющими.

Иначе просто быть не могло.

В этом дивном месте трудились, постились и молились настоящие воины Христовы.

На этом месте стояла когда-то старая часовня, разрушенная после революции. Но, чтобы сохранить на века память о том чуде, выстроили новую в 2000-м, а через семь лет соорудили закрытую купальню.

С каждым годом растет число паломников. Нет сомнений в целебной силе Святого источника. Окунаются в его воды, просят о заступничестве в скорбях и недугах.

Социальное служения обители

С христианством на Русь пришла и благотворительность. Ей суждено было стать весьма важной традицией сострадания, жалости, сочувствия, любви к ближнему.

А Свято-Варсонофиевский монастырь – отличное тому подтверждение. С 2002 года на его территории работает богадельня.

Здесь живут одинокие старушки и насельницы-монахини числом около 20-ти. В обустроенном при монастыре домовом храме каждую неделю проходят богослужения. Всех, кто не может вставать и двигаться самостоятельно, причащают прямо в их кельях.

Приют для малолетних сирот обеспечивает воспитание двадцати пяти маленьких девочек 3-18 лет, оставшихся без родителей. Кто-то из них просто оказался в сложной ситуации, кто-то инвалид. У каждой есть свой дом – келья и собственная «мама», своя постелька и уголок с игрушками. А уход за больными такой, что отступает даже ДЦП.

На территории монастыря живут и детки насельниц. Потому тут открыли и детсад. Он мало отличается от других детских учреждений: те же воспитатели, нянечки, есть свой музыкальный работник, приходит медицинская сестра. Их матери находятся днем на своих послушаниях и по вечерам после работы забирают девочек из детского сада.

При обители есть и школа. Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия.

Проект монастыря «Музей для друзей» стал участником конкурса «Православной инициативы 2015-16» и оказался лучшим. А в результате здесь случилось знаковое событие – открытие церковно-исторического музея с довольно разнообразными экспозициями. Они посвящены истории села и самого монастыря, культуре и традициям народа, его населяющего (мордва-мокша).

Информация для паломников и туристов

Почтовый адрес: с. Покровские Селищи, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия, Россия.

Вы можете позвонить: (834-58) 3-84-23, 3-84-20 и 3-84-66.

Прием богомольцев в обители не прекращается никогда. По одиночке и группами, из разных российских городов, всех их ждет радушный прием, обеспечение питанием и проживанием. Послушницы проводят экскурсии по монастырю.

Правила посещения женской обители

Конечно, всякий, кто оказывается на территории обители, должен придерживаться определенных правил, чтобы его пребывание не нарушало ритма жизни и деятельности монастырского сообщества и не противоречило нормам жизни этого богоугодного места.

Читайте также:  Монастырь Архангела Михаила: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Здесь нельзя:

  • быть в шортах, спортивной форме, открытых платьях;
  • пить, курить и находиться в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического;
  • заходить на газоны и срывать цветы;
  • не имея соответствующего позволения, фотографировать и снимать на видео;
  • женщине быть с непокрытой головой и в неприличной одежде;
  • мужчине в головном уборе находиться в храме;
  • разговаривать, пока идет богослужение;
  • включать мобильники.

Отзывы

Паломники, туристы, послушницы оставляют хорошие отзывы об обители. Это неудивительно, здесь каждый встретит любовь, заботу и помощь. Настоятель обители отец Алексей делает очень многое для этого. Благодаря стараниям батюшки, ежегодно сюда, в Святоварсонофеевский монастырь,приезжает большое число паломников.

Как доехать

До станции Зубова Поляна Казанского направления можно добраться на поезде.

А отсюда либо отправиться на такси, либо воспользоваться общественным транспортом: до Новых Выселок почти каждый час идут рейсовые автобусы в направлении Спасска или Пичпанды

А там до монастыря рукой подать, что-то около двух километров – отличная пешая прогулка.

Где остановиться

При монастыре для паломников открыта с 2000 года гостиница. Всех путников здесь примут бесплатно, ночлег предложат, питанием горячим обеспечат.

А совсем недалеко, в 14-ти километрах, есть база отдыха «Кленовая Роща». Можно с комфортом, при желании, разместиться и здесь.

Заключение

Каждая обитель, вне зависимости от своего возрастания, призвана служить главному делу – духовному просвещению всякого, кто утратил веру, и тех, кто стоит на пути ее обретения.

Все эти чудесные места тщательно оберегаются. Они – наследие, самое святое, чем богато христианство. Свято-Варсонофиевский женский монастырь просто хранит свою историю, живет своей жизнью, заботится о ближних, молится о нас.

О подробностях жизни в Свято-Варсонофиевском Покрово-Селищенском женском монастыре смотрите следующее видео:

Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

Свято-Варсонофиевский женский монастырь был основан в конце XX столетия на территории небольшого сельского храма, находившегося в Покровских Селищах. Это село в районе под названием Зубово-Полянский, в Мордовии.

Официальной датой основания можно считать 22 февраля 1996 года, исходя из датировки определения No 609 Священнейшего Синода праведной Русской церкви Православной, также Указом самого Управляющего святой епархией в чине епископа славного Саранского, а также Мордовского Варсонофия No 26. Согласно Указу сельский церковный приход был отдан в монастырский удел.

Территория обители постепенно преобразовывалась, а сам монастырь со временем приобрел ценное духовно-просветительское и социальное значение. Этим по сей день привлекает к себе особое внимание и любовь местных христиан и многочисленных паломников.

Происхождение названия и его значение

Свое название обитель заимствует от того же храма, по повелению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия (ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского), который назвал так самый древний храм на монастырской земле, прославляя своего тезоименитого святого.

17 октября, согласно новому стилю, православной церковью чтится память Варсонофия, известного как епископ Тверской, Казанский, святителя и наделенного от Господа чудотворением. Этой же датой поминается престольный праздник светлой обители.

Обретение чудесных мощей прославленного Варсонофия, святейшего епископа Тверского (год преставления 1576), а также святителя праведного Гурия, в сане архиепископа праведного Казанского (год преставления 1563), совершилось в Казани, в 1595 г.

Во время возведения новой церкви белокаменной в прославление Преображения Господня на территории Спас-Преображенского монастырского удела, основателем которого был сам святитель Варсонофий, у обветшалой стены алтарной старого храма были явлены на свет гробы угодников Божьих с их благоухающими мощами. Открытие их сопровождалось удивительными явлениями.

Святой Гурий был полон целебного и благоухающего мира. Невредима была и погребальная одежда.

Только губы святого немного коснулось тление. Он открыл и другой гроб, праведного Варсонофия.

По благоговению Бога свету открылись чудесные почти полностью сохранные мощи старца и его одежды были также невредимы.

Есть свидетельства и о многих случившихся тогда исцелениях помазанных святейшим миром, истекавшем из раки святителя Гурия.

Дополняет же благое и радостное богослужение в этот день почитание тезоименитства матушки игуменьи прихода, в постриге нареченной Варсонофией.

Вот уже более 20 лет она смиренно несет свой многотрудный крест во славу и процветание святого места.

История Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Свято-Варсонофиевский женский монастырь располагается на местах с вековой историей. Наиболее отдаленные упоминания о селе Селищи и близлежащих мордовских поселениях встречается в сказаниях о событиях, которые связаны с крещением сельских жителей. Оно состоялось по указу императрицы Анны Иоановны в 1740-х годах.

В 1756 году уверовавшие и всем сердцем возлюбившие Христа жители, прилагая общие усилия, возводят 2 храма деревянной постройки:

  1. Покровский, называемый холодным, приход.
  2. Основательный Никольский.

С тех времен поселение получило двойное название, а к 19 в. на территории Покрово-Селищенского сельского прихода насчитывалось больше, чем 5000 жителей. В последствии он был разделен.

По соседству, в Новых Выселках (другое название Бозуновка), усилиями сельчан была возведена церковь по зимнему типу постройки, прославляющая великий Покров Владычицы нашей, Богородицы. Она имела придел во славу старца святителя Николая.

Настоятелем там стал ревностный в вере протоиерей отец Иоанн (Богоявленский). Прославленному Владимиру (Богоявленскому) священномученику он был родным братом. Там же у алтарного места нашло упокоение тело их матери Ирины Антоновны.

В самом конце 19 в. Владимиром, святейшим митрополитом, был основан колоссальный по архитектурным приемам храм Покрова Владычицы и Девы, имевший красиво исполненные пристройки, посвященные верному князю Владимиру, а другой – во славу Ирины мученицы.

Проект молельного дома составлялся А.С. Каминским, который взял за образец Спас-Преображенский Собор, при дворе Николо-Угрешской монастырской обители. Верующие поддерживали эти храмовые сооружения до 20 столетия.

Далее им была уготована печальная судьба, а именно:

  1. В 1934 году Селиценские церковные наделы были отданы в распоряжение сельхозкомунне. Церковные помещения стали употребляться как складские помещения и даже стали иметь статус клубных.
  2. В поселке Новые Выселки белокаменный молельный дом разрушили, взорвав его в 1943 году.

Покровская церковь Свято-Варсонофиевского женского монастыря, которая была снесена

Оба Селищенских церковных свода в 1975 году обрели статус памятников и образцов архитектуры 18 столетия, но Покровская церковь, та, что находилась в очень ветхом состоянии, позднее подверглась сносу.

Только в 1992 году по обращению жителей к властям они вновь обрели обветшалую Никольскую церковь. Но по прошествии небольшого срока ее начинают восстанавливать и освящают в благодарение святителю Варсонофию, славному епископу Тверскому, прославленному от Бога и творящего чудные исцеления.

Настоятелем храмового удела переводят иеромонаха отца Алексия (Дегаева). Выстраивается вокруг здания стена.

Проводятся работы по обустройству земель и строятся:

  • настоятельский дом (позже становиться игуменским);
  • сооружения с комнатами для сестер, их часто называют кельями;
  • просторная пекарня;
  • благоустроенная просфорная;
  • деревянная баня;
  • сарай для коров;
  • отдельный молочный цех.

Разбивается огород и сад с фруктовыми деревьями.

Число постоянных насельниц выросло до 20, в связи с этим появилось право обратиться с письменным прошением к Владыке Варсанофию о его ходатайстве перед высшими духовными и государственными чинами о переименовании общины в Свято-Варсонофиевский, в честь почитания того же святого старца, монастырь с присвоенным статусом женский по разделению общин.

Вскоре их просьба была удовлетворена. 21 января 1997 года с передачей во владение монашеской общине, сложенного из дерева, храма в хвалу чудесного Рождества Христова начинает свою историю монастырское подворье.

Современный статус Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Свято-Варсонофиевский женский монастырь на сегодняшнем этапе развития представляет собой комплекс из нескольких храмовых зданий и ландшафтно-парковых устройств.

  1. Церковный свод, прославляющий чудотворный образ Божьей Матери, который именуется как «Живоносный источник». Он расположен в отдалении (2 км) от основного храмового комплекса, на действительном, истекающем из недр земли, святом ручье-источнике.
  2. Заканчивается устройство храма-подворья из дерева в память церковного служителя-мученика славного Владимира, в сане митрополита по чину Киевского, который возводится в поселке Новые Выселки.
  3. Также к монастырскому уделу относится светлая обитель во хвалу Пресветлого Рождества Господа Иисуса Христа в поселении Покассы. Она же является памятником образцов архитектуры 19 века.
  4. «Монастырской жемчужиной» считается храм во славу Светлого Воскресения Господа нашего — десятиглавый и белоснежный свод с величественной колокольней. Ее высота составляет 39 м. Сотворен по проекту В.В. Курбатова, а первый камень был возложен в 2002 году. 10 декабря 2007 года было проведено малое освящение первого яруса прихода, а приделы нижней части будут освящаться в прославление великомучениц Христовых Варвары и Анастасии. Последнюю славят как Узорешительница. Таинство освящения, считающегося верхней дома молитвы части, и приделов его в хвалу верного евангелиста-проповедника Иоанна Богослова и праведного Предтечи, любимого на Руси Крестителя Господня Иоанна, совершалось 10 июня 2012 года.
  5. К подворью отнесен и бывший Никольский приход, а ныне восхваляющий святителя и старца-чудотворца Варсонофия, приписанного к лику святых, епископа Тверского, Казанского;
  6. Домовая Никольская церковь. Та, которая расположена на одном из этажей выстроенного корпуса с кельями. Он появился в результате перестройки деревенской обветшалой библиотеки.
  7. Покровская домовая церковь, чин освящения которой приходится на 2000 год, расположившаяся в ином наместном келейном монашеском корпусе.
  8. Домовая обитель смелого великомученика Христова, а также целителя по приданиям Пантелеимона, находящаяся в здании богодельни. Ее освещение шествовали в 2002 году.
  9. Храм-надстройна — возлежащий над вратами, возведенный в 2005 году, а освящен он чином в 2012 году, в хвалу имени Архангела Михаила.
  10. Памятник архитектуры, в том числе и республиканского значения, — Рождественская церковь в Покассах. Неизменно принимала прихожан с 1873 года.

Интересные факты и легенды

Многовековая история Покрово-Селищенских мест хранит в себе не только прописанные факты становления монастырских угодий и земель, но и разные иносказания и рассказы очевидцев о Господних знамениях.

  1. Существует легенда, что во время освящения крепкого величественного храма во славу честного Покрова нашей Владычицы, некая девица, названная Дарьей, предсказывала его неминуемое и скорое полное обрушение. В последствии ее слова оказались пророческими. Также она говорила, что в здешних местах «возгориться свеча от самой земли и до небес». Этими словами она предзнаменовала появление святой богоугодной обители.
  2. Интересный факт знамений в чудесном соборе Воскресения Христова. Сестры и духовенство рассказывают о славном явлении участка для будущей постройки этого собора. Говорят, что Господь сам огнем очистил землю для новой белоснежной святыни на выкупленном к тому времени в монастырскую собственность земельном участке. По приданию на нем произошел пожар, который уничтожил все деревянные постройки, так как были выполнены они из древесного материала от старой церкви.
  3. Еще одно, не поддающееся научному изъяснению, событие произошло там же в 2003 году. От начала Рождественского сорокадневного поста, когда возводили нижний удел собора, на сводах его необъяснимо появилось очертание огромного четкого креста из сверкающего инея. Он сохранялся вплоть до времени Великого поста. Считается, что это чудо послано Спасителем для большего укрепления правой веры в Божий Промысел.

Святыни Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Особо прославляется святыня на целебном источнике в хвалу прославление иконы Владычицы нашей «Живоносный источник».

В 2012 году освятили обитель на источнике, прославляющую чудный образ «Живоносный источник». Эта святыня пользуется особой популярностью у паломников. Христиане приезжают сюда за тысячи км и получают долгожданное исцеление от недугов тела и души.

Есть многие свидетельства, которые бережно сохраняются и повествуются сестрами монастырской обители. Люди, страдающие от сердечных болезней, от болезней души и тела получают по собственным прошениям и благодарственным молитвам, а также по сестринским молитвам и проектам необходимую помощь.

Особые молебны на источнике:

  1. Свято-Варсонофиевский женский монастырь в полном составе, духовенством, сестрией и верующими мирянами, совершается обычай — крестный ход к источнику на Преполовение Пятидесятницы — воздавая хвалу Господу, участники возвращаются к монастырскому комплексу, минуя засеянные поля. Священники щедро освящают посевы, окропляя святой водой.
  2. Летом каждую среду совершаются молебны водосвятные к Пресвятой Богородице ради иконы «Неупиваемая чаша».
  3. 1 сентября, когда памятуют икону Божьей Матери «Донская» служится особый молебен с благодарением.

Накануне праздничного дня Богоявления в 2007 году была устроена оборудованная купальня закрытого типа.

Музей

На базе монастыря создан и успешно действует музей церковно-исторического значения. Он является не только детищем сестринской общины, но и многих жителей района Зубово-Полянский — трудящихся в образовательной и культурной сферах, детских учреждений и студенчества всего края.

Основные экспозиции освящают темы:

  • быт мордовского общества;
  • культура;
  • история края;
  • становление монастыря;
  • святым и, почитаемым православным народом, подвижникам в этом крае живших или подвизавшимся.

Помощь центральной районной больнице

Монахини молельного дома во имя Божьей Матери и образа ее «Всецарица» всех желающих призывают принимать активное и очень ценное соучастие в благом проекте и оказывать посильную помощь центральной районной больнице.

Преосвященный Климент, чтимый епископ Краснослободский и Темниковский благословил организацию сестричества на территории с названием Зубова Поляна при храме во имя Владычицы, и светлого образа ее всепетого «Всецарица». Все желающие могут присоединиться к проекту в качестве сестер милосердия.

Адрес. Как добраться до монастыря

    1. Следует добраться на пригородной электричке до станции Зубова Поляна (Казанское направление), далее службой такси до самого монастыря.
    2. От автостанции, по маршруту на г. Спасск, и до станции Новые Выселки, от станции пешком 2 км.

Расписание богослужений

Богослужения в монастыре проходят традиционно для Русской православной церкви по предписаниям Типикона. Учитываются движимый и недвижимый богослужебные круги.

Наименование основных богослуженийПериодичность богослужебных чтений
Литургия божественная.Ежедневно, кроме дней, в которые предусмотрены Уставом иные чтения.
Чинопоследовательные молебны с водоосвящением.После Литургии, во все дни, когда она совершается.
Молебен Архистратигу Михаилу.По понедельникам.
Молебен Предтече и Крестителю Христа Иоанну.По вторникам.
Молебен Божией Матери ради образа ее «Живоносный Источник».По средам. Совершается в храме на святом источнике.
Молебные чтения святителю Николаю.По четвергам.
Молебны всем святым.По субботам.
Молельные чтения с заказанными акафистами.По воскресным дням и праздничным.
Панихида (богослужение с поминовением умерших).В дни служения Литургии, после совершения. молебна с водоосвящением.

Община сестер Свято-Варсонофиевский монастыря со дня основания ведет активную благотворительную деятельность, осуществляя проекты, помогающие людям. Святые иконы привлекают паломников и прихожан.

Автор: Волохова Екатерина

Оформление стати: Мила Фридан

Видео о Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Варсонофиевский женский монасырь:

Ссылка на основную публикацию