Владимирский собор в Херсонесе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Владимирский собор в Севастополе

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимирский собор на центральном холме Севастополя — одно из исторических достопримечательностей города и архитектурный артефакт места упокоения морских офицеров. С возвышенности это место хорошо видно. В Херсонесе было обнаружено археологическое открытие три храма, в одном из которых было проведено крещение князя Владимира в 988 году. Когда император Александр I посетил Севастополь, то изъявил желание увековечить историческое событие сооружением собора.

История

Созданию архитектурного строения предшествовали исторические события. Город Севастополь расположен на берегу Черного моря и имел важное стратегическое значение в будущих действий Крымских войны пятидесятых годов девятнадцатого столетия.

Первоначально планировалось осуществить возведение строения в Херсонесе, но адмирал Лазарев написал прошение императору Николаю второму возвести Владимирский собор в Севастополе, а не Херсонесе, потому что в городе было мало православных церквей.

В середине девятнадцатого столетия была заложена стройка по проектированию зодчего Тона, согласно которому строительство планировалось завершить через три года. Адмирал Лазарев заказал иконостас из мрамора и медные иконы в Италии. Однако он внезапно умер в Вене и принято решение доставить тело покойного и похоронить на месте будущего храма. Для этого соорудили склеп, в строительстве которого принимали участие более двухсот человек.

События крымской войны не дали завершить строительство храма. Знаменитые адмиралы в битве за Севастополь покидали поле сражения только мертвыми или тяжело раненными. Военные морские офицеры Истомин, Корнилов, Нахимов были похоронены рядом с Лазаревым. Так незавершенная стройка храма стала усыпальницей Владимирского собора Севастополя. Поэтому его еще называют «адмиралтейским».

Военные действия закончились, Россия проиграла в войне, город был в руинах, было подписано соглашение о перемирии. Условия поставили Россию в невыгодное положение: установлен запрет на присутствие русского флота на Черноморском побережье. Южная часть Севастополя отошла англичанам и французам. Строительство возродили к концу пятидесятых годов девятнадцатого столетия.

После победы над Врангелем в 1920 году в городе установили Советскую власть. Революционные события и период тридцатых годов отразились на храме, как и на других церковных сооружениях. Храм предоставили общине православных христиан с условием недопущения пропаганды угрожающей советскому строю. Но диктаторская политика к православию изменила расположение людей к религии.

В храме совершались факты глумления над святыми реликвиями и неоднократные кражи, бились стекла. Богослужения проходило вплоть до начала тридцатых годов, затем церковь закрыли и предоставили авиационно-строительному сообществу, затем поместили склад политического управления Черноморского флота.

В период отечественной войны строение сильно пострадало. Восстановительный процесс начался в середине шестидесятых годов двадцатого столетия. После ремонтных работ был открыт музей Героической обороны и освобождения Севастополя. К моменту передачи музею живопись была утрачена на две три, а иконостас полностью уничтожен.

После развала Советского союза храм вернули в лоно православной церкви. В начале девяностых годов прошлого столетия провели идентификацию останков четырех морских офицеров и перезахоронили в склепе помещения собора. На торжественном событии присутствовали родственники офицеров Корнилова и Истомина.

Архитектура

Собор однокупольный, построен в византийском духе с элементами русской архитектуры из инкерманского камня. Северную и южную часть украшают полукруглые арки треугольной формы, которые разделены колоннами из диорита. Наружная часть оформлена надгробными плитами с именами павших героев.

Места погребения четырех морских офицеров соединили одним захоронением крестом из черного мрамора, на котором бронзовой надписью обозначены даты и имена офицеров. Посередине захоронения золотое распятие в окружении лаврового венца и надписью на кресте «Ника», что значит «победа».

Внутреннее помещение говорит о торжественности оформления. Колоны внутри помещения из каррарского мрамора. Стены бордового цвета со светлыми прожилками и именами офицерского состава прославившегося при защите Севастополя, которых удостоили орденом Святого Георгия. Напольное покрытие выложено из мрамора разных оттенков.

Работы по оформлению сводов и арок выполняли великие мастера итальянец Бонани и швейцарец Изелло. Иконы и картины принадлежат кисти русского художника Корнеева. Великий русский живописец Айвазовский написал картину с изображением Христа шагающего по воде с протянутой рукой апостолу Петру. Изящный вид добавили двери с ажурным оформлением и бронзовые люстры.

В чем особенность Владимирского собора в Севастополе

Храм поистине уникальный и имеет характерные черты. Все работы выполнялись матросами. В нем нет внешних украшений, только вмонтированы надгробные плиты с именами павших героев при обороне города. Нижний склеп оформлен по типу древних церковных пещер без росписей.

Службы велись только по воскресеньям и церковным праздникам. Отмечались также важные трагические события Крымской войны, служили поминальные панихиды по павшим морякам. На службах обязательно присутствовали морские офицеры и руководящий состав Черноморского флота и военного гарнизона города.

Во Владимирском соборе имеются уникальные иконы Богоматери «Державная» и «Неупиваемая чаша». В настоящее время проводятся также экскурсии.

Расписание богослужений во Владимирском соборе Севастополя:

  • пятница, суббота, воскресенье божественное песнопение в 07:00; вечернее богослужение в 16.00;
  • соборование 15 апреля в 09.00.

Как добраться

Адрес Владимирского собора: Севастополь улица Суворова, 3.

Храм находится на холме. Пройти к нему можно по Синопскому спуску, самой длинной лестнице Севастополя.

Владимирский Собор, Севастополь, Херсонес. Усыпальница, адрес, история, фото, расписание

Владимирский собор, возведенный в городе в середине XIX века, сегодня является одновременно культовым и музейным учреждением: это действующая православная церковь, где по расписанию ведутся богослужения, и, одновременно, объект «Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя». Храм известен так же, как «Адмиральская усыпальница».

Исторические события

Развитие событий, которые привели к постройке храма, начались с приезда в Севастополь Александра I в 1825 году. Император пожелал, чтобы великое событие, произошедшее в 988 году в городе Херсонесе, который существовал когда-то на мысе Херсонес рядом с Севастополем, было увековечено потомками.

На том месте, где по преданию киевский князь Владимир принял православие, должен стоять величественный храм. Был объявлен конкурс на лучший проект сооружения и начался сбор пожертвований. Победителем стал русский архитектор К.А. Тон.

М.П. Лазарев – мореплаватель, вице-адмирал, градоначальник Севастополя и Николаева и главнокомандующий Черноморским флотом с 1833 года сделал очень многое для модернизации кораблей и орудий, для обустройства жизни личного состава на берегу. Благодаря его активной деятельности были построены многие гражданские здания и сооружения Морского адмиралтейства.

В 1842 году он направил прошение Николаю I о переносе строительной площадки с мыса Херсонес (15 км от города) на центральную улицу Севастополя. Он объяснил свою просьбу тем, что в поселении не хватает православных храмов, а поставленную в центре города церковь в память князя Владимира прихожане будут посещать чаще, чем построенную в отдалении.

Вскоре адмирал получил разрешение; более того, император лично указал место возведения здания – на Центральном холме.

Михаил Петрович активно участвовал в строительстве храма: контролировал процесс, заказывал необходимые материалы, элементы декора, иконостас. Он скончался в 1851 году, не увидев завершенное здание. Похоронить его решили в склепе Владимирского строящегося собора. Так здесь появилась первая адмиральская могила.

К началу Крымской войны был построен цокольный этаж, началась кладка стен. Война остановила стройку.

Среди защитников Севастополя были любимые ученики М.П. Лазарева: адмиралы В.А. Корнилов и П.С. Нахимов, которые выразили пожелание: в случае гибели быть похороненными рядом с учителем. Первым погиб на Малаховом кургане Владимир Алексеевич Корнилов, наказав воинам отстаивать Севастополь до последнего.

Через полгода смертельное ранение получил еще один ученик Лазарева – контр-адмирал В.И. Истомин. Павел Степанович Нахимов, похоронив друзей, пережил их ненадолго: он также пал при обороне Севастополя. Так еще незавершенное сооружение храма стало усыпальницей 4 знаменитых адмиралов Черноморского флота, а также памятником всем героям-защитникам города.

В 1888 году состоялось освящение последнего придела храма, на которое собрался весь город: с парадными знаменами выстроились экипажи военных кораблей, прибыло высокое руководство. По окончании церемонии с судов, стоявших на рейде, были даны орудийные залпы.

В нижнем приделе были установлены памятные плиты покоящимся здесь адмиралам, а наверху – плиты морякам, не вернувшимся из боя. Таким образом, храм, задумывавшийся в качестве памятника князю Владимиру в честь его крещения, стал памятником героям, сложившим головы за город, и усыпальницей 4 адмиралов. Здесь регулярно шли молебны-панихиды по павшим.

Владимирский собор (Севастополь) строился более 30 лет, приблизительно столько же длился период его разрушения и забвения. В советские годы церковное имущество было передано в Госхран, а здание храма использовалось властями города для разных нужд: здесь располагались в разное время мастерские, склады, госпиталь.

Внутреннее убранство было разорено и порушено, склеп с захоронениями подвергся поруганию, памятные плиты изувечены. В годы Отечественной войны толстые стены храма служили бомбоубежищем, здесь же располагались корректировщики артиллеристов.

В начале 90-х годов найденные останки героев-севастопольцев были перезахоронены, а после масштабной реконструкции в 2014 году состоялось повторное освящение храма именем св. Владимира. Сегодня здесь возобновлены панихидные молебны по погибшим, сюда приходят воины-«афганцы» помянуть товарищей, здесь молятся за души моряков с подлодки «Курск» (семеро погибших ребят – севастопольцы).

Архитектура, внешний вид

Как было сказано выше, проект здания принадлежал русскому архитектору, мастеру псевдорусского стиля Константину Андреевичу Тону. Белоснежное здание храма выстроено из камня, добываемого в местечке Инкерман, на окраине Севастополя. Высота сооружения – более 30 м.

С учетом установки храма на самом высоком городском холме, церковь возвышается над Севастополем. Колонны темного цвета, выполненные из диорита, ярко контрастируют с белым фасадом.

Владимирский собор (Севастополь) полностью соответствует русско-византийскому стилю, которому присуще:

  • «кряжистый» купол;
  • невысокий барабан;
  • окна с арочным завершением, разделенные полуколоннами;
  • угловые, полукруглые конхи;
  • украшение горизонтальными каменными поясами (рустовка).

Главным архитектором при строительстве храма был известный специалист Д.И. Гримм. Над росписью стен и изготовлением фресок работали известные российские и заграничные скульпторы и художники.

Давид Иванович внес некоторые изменения в проект: собор стал однокупольным, а также архитектор применил и нетипичные для данного стиля элементы – круглые окошки, размещенные по 4 штуки в ниши на барабане и конхах.

Возможно, окна-иллюминаторы должны были указать на наличие адмиральского склепа. Вход в храм выполнен в византийском стиле, с крыльцом-папертью. Над входом устроена небольшая звонница.

Во время реставрационных работ был укреплен фундамент, подремонтированы каменные стены, вычищены колонны, воссоздан декор стен и сводов, выполнены росписи, а также обновлены купольный крест и доски с именами. На колокольне установили новые колокола. Набор из 10 штук отлили в городе Тутаеве Ярославской области.

Внутренне убранство

Владимирский собор (Севастополь) оформлен в соответствии с идеей многопланового назначения сооружения: православная церковь для молений, усыпальница великих флотоводцев, городской музей. В соответствии с этим: верхний храм – Дом Божий; нижний – склеп и музей.

Верхний храм

Храм для молений – торжественный, величественный и просторный по высоте. Опорная конструкция напоминает крестово-купольную систему, ничем не усложненную. Высокие своды опираются на группу из 4 мраморных колонн. О византийском стиле говорит растительный и геометрический декор в пастельных тонах. Очень интересно выполнено освещение: круглые окошки-иллюминаторы закрыты разноцветными стеклами.

Иконостас из мрамора невысокий, не перекрывает помещение полностью и позволяет видеть настенную роспись в алтарной части. По периметру помещения, на уровне глаз расположены памятные плиты. Их 81 штука (31 – с именами).

Нижний храм

Прежде всего, здесь находится усыпальница великих адмиралов, положивших жизни за Севастополь. Все очень просто, скромно, даже аскетично. Белоснежные стены, невысокие сводчатые потолки поддерживаются строгими цельнокаменными колоннами. Иконостас без излишеств.

Чуть в стороне – распятие Христа, а в центре зала – могилы адмиралов Лазарева, Корнилова, Истомина и Нахимова, которые объединены общим надгробным камнем в виде лежащего креста.

Владимирский Собор нижний храм (Севастополь)

В небольшом зале размещена экспозиция музея, куда посетители не допускаются без сопровождения экскурсовода. Здесь рассказывают о непростой истории города, создании и развитии военного Черноморского флота, о морском Владимирском соборе. Коллекция носит название: «Светит золотым сиянием крест над усыпальницей святой».

В ней представлены сохранившиеся исторические предметы, документы и фотографии, повествующие о жизни адмиралов, похороненных здесь, о людях, возводивших и восстанавливающих собор.

Святыни

День памяти святого равноапостольного князя Владимира – 28 июля. Владимирский собор за годы разрухи утратил все приобретенные ранее святыни.

Сегодня в храме наиболее почитаемыми считаются образа:

  1. Святого исповедника Романа. Священник русской православной церкви служил в разных приходах страны, в 1907 году был назначен настоятелем Владимирского собора в Севастополе и оставался таковым до революционных событий. Спасаясь от расстрела, в 1918 году уехал в Москву, где подвергался гонениям за веру и был заключен в ГУЛАГ на 10 лет. Скончался от тяжелых болезней в 1937 году, в 2000-м был канонизирован как новомученник и исповедник российский.
  2. Святого блаженного Павла Таганрогского. Отпустив на волю крепостных крестьян, Павел начал странствия по святым обителям, потом поселился в Таганроге, где прослыл божьим человеком. У него было много учеников и последователей. Скончался он в 1879 году, на месте его захоронения многие люди получают исцеление и помощь. Признан святым в 1999 году.
  3. Святого праведного воина Федора Ушакова. Легендарный командующий Черноморским флотом, участник многих боев, не потерявший ни одного корабля, не потерпевший ни одного поражения, строитель Севастополя скончался в 1817 году. Канонизирован в 2001 году в лике праведных воинов.
Читайте также:  Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Интересные факты и легенды

Владимирский собор возведен из инкерманского камня (мшанкового известняка), добываемого на окраине Севастополя. Он широко используется в строительстве с античных времен. Из него построены не только многие белоснежные здания города и России, его активно вывозили к себе еще древние римляне, ценившие материал за красоту, прочность и податливость обработке.

В России архитекторы использовали его для возведения величественных, государственных зданий в Москве и Санкт-Петербурге, из него построен Ливадийский дворец. Специалистов поражает прочность камня: возведенные в XIX веке сооружения до сих пор не требуют капитального ремонта стен, а при землетрясении в Крыму (1927 год) ни одно строение из него не разрушилось.

Традиции, заложенные еще в XIX веке, поддерживаются в соборе до сих пор. Так получилось, что склеп для погибших адмиралов Черноморского флота был возведен значительно раньше завершения строительства и освящения самого храма. А потому даже к незаконченному объекту всегда приходили военные моряки, которые считали эту церковь своей.

И после освящения она осталась «морской». Собор не имел прихода, а потому все вспомогательные работы по подготовке и проведению богослужений делали сами моряки.

Богослужения проводились только по воскресеньям, в дни церковных праздников, в даты чествования членов императорской семьи и, конечно, в дни памяти, связанные с обороной Севастополя.

Сегодня «морской» Владимирский собор проводит обязательные молебны в те же дни, помимо молений по расписанию. Добавились панихиды по погибшим во всех войнах XX века и на подлодке «Курск».

На мысе Херсонес, где поначалу планировалось установить описанный выше собор, все-таки появился памятник Крещения князя Владимира в православную веру.

С 1861 года, параллельно со строительством собора-усыпальницы в центре Севастополя, строился Херсонесский Таврический Владимирский собор по проекту Д.И. Гримма в нововизантийском стиле.

Его освящение состоялось тоже через 30 лет. Дальнейшие судьбы двух храмов очень похожи, восстановление Херсонесского завершилось в 2004 году. Сегодня – это кафедральный собор Симферопольской и Крымской епархии.

Режим работы и расписание богослужений

Владимирский собор открыт ежедневно с 10 до 18 часов. В дни утренних богослужений – с 7-00.

День неделиВремяБогослужение
Понедельник10-00Молебен в верхнем храме; по окончании – панихида в нижнем храме
Пятница16-00Вечерний молебен
Суббота7-00Литургия
16-00Всенощное бдение
Воскресенье7-00Литургия

Адрес

Владимирский собор: Севастополь, ул. Суворова, 3.

Как добраться на машине, общественном транспорте

Добраться до собора из центра города можно пешим ходом.

На общественном транспорте от железнодорожного вокзала до остановки «Сквер Ленинского комсомола»:

  • автобусами – NN 26, 32, 107, 109;
  • троллейбусами – NN 1, 3, 7, 9.

Отели в окрестностях

Севастополь – город с богатым прошлым, крупный культурный центр, привлекательный для туристов объект. Здесь немало гостиниц различного уровня сервисного обслуживания, находящихся в непосредственной близости от Владимирского собора.

Отель «Севастополь»

Находится в исторической части города по адресу: проспект Нахимова, 8, в 400 м от Владимирского собора и других достопримечательностей. Самый старый отель предлагает номера различных категорий, оборудованных всем необходимым для комфортного проживания.

Площадь комнат – от 17 до 45 м2, в них установлена современная удобная мебель, необходимая бытовая техника, сплит-системы. Для удобства постояльцев в ванных комнатах (даже в «стандарте») предусмотрены халаты и фены. Вся зона отеля покрывается бесплатным Wi-Fi.

При отеле работает ресторан, который считается одним из лучших в городе. В стоимость проживания (от 5900 руб.) входят завтраки.

Отель «Вилла Никита»

Построенный в начале XXI века, отель ценится туристами, прежде всего, за удачное расположение в центре города, за прекрасные морские виды из окон, за доступную стоимость номеров. Он находится по адресу: спуск Шестакова, 1а. Здесь очень спокойно, тихо и уютно; работает высокопрофессиональный персонал, который поддерживает гостеприимную атмосферу отеля.

Номера, отремонтированные вновь в 2016 году, укомплектованы итальянской мебелью и необходимой бытовой техникой. В качестве дополнительных услуг предлагаются спа-процедуры, сауна, прачечная. Можно выбрать номер, оборудованный кухней для самостоятельного приготовления пищи, или многокомнатный семейный номер. Стоимость номера от 3000 руб.

«Sunny Hoste»

Для туристов возможно и более дешевое размещение в исторической части города. На улице Большая Морская, 33 есть варианты проживания, которые с удовольствием выбирают молодые гости города.

В хостеле, который был отремонтирован в 2018 году, предлагаются койко-места в 6 и 10-местных номерах, оборудованных двухуровневыми кроватями и индивидуальными, запирающимися шкафчиками. Туалет и ванная комната располагаются на этаже.

На общей кухне, в которой установлена необходимая мебель, холодильники, микроволновая печь и плита, есть возможность готовить еду самостоятельно. Но можно и поесть в кафе, расположенном рядом с хостелом. Хостел предлагает завтрак за дополнительную плату. Стоимость койко-места – 1200 руб.

Владимирский собор – один из старейших, сохранившихся с XIX века соборов Севастополя. После восстановления он вновь является главным «морским» храмом города-героя, бережно храня свою историю и традиции.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Владимирском соборе в Севастополе

Владимирский собор в Севастополе:

Свято-Владимирский собор в Херсонесе: колыбель христианства на Руси

О месте

Свято-Владимирский кафедральный собор — одна из главных святынь для славян восточного обряда, ведь он был построен в честь обращения в христианство киевского князя Владимира Святославовича, распространившего затем новую веру на все русские земли.

Величественный монументальный собор, возвышающийся на берегу моря над древними руинами Херсонеса Таврического, виден издалека каждому, кто ступает на территорию заповедника.

Двухэтажный собор высотой почти 35 метров построен из белого инкерманского известняка, а толщина его мощных стен достигает 1 метра. Переливы золотых куполов на фоне белокаменных стен придают его облику нарядность и торжественность.
Внутренние помещения собора убраны с присущим византийскому стилю изобилием роскоши: богатые мозаики полов, мраморные стены и колонны, цветные витражи в арочных окнах, и прекрасная роспись.

Как и в любом православном храме, в Свято-Владимирском соборе всегда ощущается спокойствие, тишина и умиротворенность, даже несмотря на большой поток туристов. Его богатая история представлена на небольшой экспозиции из фотографий на лестнице между этажами.

Древняя купель, в которой, предположительно, был крещен князь Владимир, обозначена каменной плитой с белым крестом.

История

Первый камень собора заложил в 1861 г. сам император Александр II, прямо на месте руин древней базилики — вероятно, того самого храма Рождества Божьей Матери, где в 988 г. крестился Владимир.

Собор строился целых 30 лет в условиях постоянной нехватки средств, из-за чего был даже объявлен вынужденный сбор денег среди населения.
Закончено строительство было лишь к 1877 г., и в собор на территорию Херсонесского монастыря стало стекаться множество верующих, чтобы поприсутствовать на торжественных службах.

Однако, после революции на Херсонесском городище был организован музей, а все ценное имущество, территория и здания, принадлежащие монастырю, были переданы Севастопольскому горисполкому.
В 1924 г. собор окончательно закрыли, и с тех пор он стал лишь памятником искусства и архитектуры.
К сожалению, вскоре после этого храм начал приходить в упадок, и был неоднократно разграблен.

Собор, окончательно разрушенный в годы Великой Отечественной войны, восстановили лишь относительно недавно.
В 1992 г. его опять передали Московскому патриархату, и там возобновились богослужения, а с 1998 г. по 2004 г. прошла его полная реставрация.
Новый облик храма немного контрастирует с атмосферой каменных руин Херсонеса, но несмотря на это, собор ощущается как старинное монументальное строение.

На сегодняшний день в соборе действуют два храма — верхний и нижний, в которых проводятся богослужения, и совершаются Таинства Крещения и Венчания.

Святыни

На территории собора хранятся 115 частиц мощей святых, наиболее ценные из которых принадлежат святому равноапостольному князю Владимиру, переданные сюда в 1859 г. из Петербурга.

Также в храме сохранился список (копия, почитаемая равнозначно оригиналу) чудотворной иконы Корсунской Божьей Матери, написанной апостолом Лукой в I веке, и взятой Владимиром из завоеванного Херсонеса.

Как добраться и посмотреть?

От севастопольского ж/д или авто- вокзала можно троллейбусом или маршруткой доехать до остановки «Улица Ульянова», в затем сесть на автобус #22, прямо следующий до Херсонесского заповедника. Собор стоит на главной площади Херсонеса, по адресу ул. Древняя, 1.

Несмотря на платный вход на территорию Херсонесского заповедника, всем верующим паломникам посещение храма во время службы бесплатно.
Также предусмотрено удобство для туристов, забывших о необходимости посещения православного храма в соответствующем виде — на входе можно получить длинные юбки и платки.
На территории храма есть магазинчик с сувенирной продукцией, где можно приобрести различные предметы с изображением святого Владимира, или, например, маленькие колокольчики, копии колокола, стоящего рядом с собором.

Свято-Владимирский кафедральный собор — величественный православный храм, воплотивший память о важнейшем событии для всех славянских народов — Крещении Руси, и ставший символом перехода славянского мира от язычества к христианству.

Галерея

Если у Вас есть фотографии по данному объекту и Вам не жалко ими поделиться, Вы можете добавить их на страницу, чтобы все пользователи могли насладиться красотой этого места.

При добавлении не забывайте указать Автора в разделе “Описание изменения”, так же Вы можете указать ссылку на Вашу страничку в соц сетях.

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 3

После игумена Василия обителью с 1857 по 1874 годы управлял архимандрит Евгений (Экштейн). Он-то и предложил возвести Владимирский собор в два этажа, чтобы в нижней церкви сохранить для потомков остаток храмовых стен, впитавших в себя память о великокняжеском крещении.

Здесь мы обратимся к важнейшим и драгоценным для истории монастыря запискам неизвестного автора о последних днях жизни архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), когда он, «исчезая в Боге и вечности», отдавал все свое заботливое участие живому пространству самой древней святыни России.

6-го числа (мая. – О.К.) еще раз взглянул на Севастополь, его развалины и укрепления: “Бедный город!”– болезненно произнес владыка. Был в херсонесском скиту. Вид бедной обители, изрытой неприятельскими траншеями, едва возникающий из развалин, болезненно подействовал на попечительного архипастыря. Здесь настоятель встретил архипастыря со крестом и святою водою и приветствовал его следующими словами: “Вниди, преосвященный владыка, и вход твой да будет залогом радости сей страждущей земле; благовествуй нам мир”.

В скитской церкви после обычной молитвы одного брата благословил он в рясофор, назвав Ефремом, по имени одного из священномучеников Херсонесских. Обходя потом храм и указывая на малые узкие окна алтаря, заметил: “Прекрасно сделали, придержавшись старины; это очень кстати на древних развалинах!” В братских кельях пробыл около часу. Кушал немного чаю и, увидев здесь свой портрет, сказал настоятелю: “Зачем ты мертвеца этого повесил на стену; убери его”. Потом: “Живи же, не скучай, пиши каждую почту хоть два слова, что ты жив; а соскучишься, прибеги в Одессу; да займись изучением Крыма; мы у тебя устроим центр; заведешь училище, библиотеку; ты жил при мне, теперь я тебя оставляю одного, думай и живи своим умом, учись, привыкай к деятельности, а Крым-то, пожалуйста, изучи, и когда я буду у тебя в другой раз, потребую строгого ответа”. При этом, вынув 150 рублей серебром, сказал: “На, вот тебе на новоселье, на хлеб; а еще пришлю из Одессы, по приезде, 400 рублей”. А братии, благословляя ее, промолвил, указывая на настоятеля: “Слушайтесь его; бедовый старец! Мы от него довольно терпели, теперь и вы потерпите, да трудитесь и живите только, а мы для вас все сделаем, Бог даст”. Преподав за сим последние наставления бывшим тут настоятелям крымских скитов и монастырей… возвратился с балаклавский монастырь, чрез Севастополь, в ветреную и холодную погоду» [1] .

После того как император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в специально изготовленном ковчеге в виде Евангелия с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славнее, и святым крещением просветятся, светом познания Христова землю Русскую озарил еси», – стало очевидно, что пришла пора деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова, разобрать и на его месте возвести каменный. 2 апреля 1861 года епископ Херсонский и Таврический Алексий освятил новое здание церкви. А через несколько дней, 11 апреля, последовал указ Святейшего Синода, согласно которому херсонесскую киновию «во внимание к историческому значению местности» возвели в степень штатного первоклассного монастыря по окладу западных епархий.

В том же 1861 году, 23 августа, император Александр II и члены августейшей фамилии заложили в основание херсонесского собора, «предположенного, – как писал архиепископ Иннокентий, – к постройке от лица всей России в память крещения Владимирова», 30 золотых червонцев. Тогда же государь и государыня Мария Александровна пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной Корсунской иконе Божией Матери, которой святитель Иннокентий Таврический благословил еще первоначальный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских. От представителей Одесского общества истории и древностей, с усердием участвовавших в разработке соборного проекта, поступила престольная средневековая византийская мраморная доска с высеченными крестами, обнаруженная при раскопках Херсонеса в 1845 году.

Читайте также:  Топловский женский монастырь Святой Параскевы: история и адрес монастыря, архитектурные памятники служб

Пока шло строительство Владимирского собора, монастырь креп и развивался. Был поставлен настоятельский корпус с домовой церковью в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященный 14 июля 1863 года. С просторной террасы второго этажа, где находились покои архимандрита и высоких гостей, был виден Инкерманский монастырь. 14 августа 1867 года великий князь Владимир Александрович заложил основание престола верхнего соборного храма и тогда же принял почетное послушание соборного ктитора. Император Александр II пожертвовал монастырю 1000 рублей и средства на отливку 111-пудового монастырского колокола.

В 1874–1876 годах третьим настоятелем был поставлен игумен Анфим (Казимиров). При нем возводился Владимирского собор, генеральным подрядчиком исполнения проекта был московский предприниматель Губонин. Закончилось строительство в 1877 году при архимандрите Александре, управлявшем монастырем в 1876–1877 годах. Все отделочные работы предполагали завершить к 900-летию Крещения Руси. Но нужной суммы для дорогостоящего благоукрашательства так и не удавалось собрать. Тогда в 1887 году архимандрит Иннокентий (Жежеленко), бывший настоятелем монастыря в 1886–1893 годах, благодаря покровительственному участию обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, повелением императора Александра III получил от казначейства 300 тысяч рублей. Потому монастырь смог в 1888 году принять верующих в сияющем радостной красотой нижнем храме – месте купели святого Владимира, освященном в честь Богородичного Рождества.

В 1891 году двухэтажный херсонесский собор с приделами во имя благоверного князя Александра Невского и во имя апостола Андрея Первозванного предстал во всем своем величии. Над его иконами и росписью трудились академики живописи И.А. Майков, В.И. Нефф, П.Т. Рисс, А.И. Корзухин. Полы создали по образцу раннехристианских херсонесских базилик. Иконостасы были исполнены из каррарского мрамора.

Архиепископ Никанор, потрясенный внешним величием соборного храма, его убранством, «а также и служением, совершаемым в нем истово и благоговейно», только и смог сказать, «подобно послам святого Владимира, бывшим в храме Святой Софии в Царьграде: “Стояще в храме сем, на небеси стояти мним”» [2] . Лучшее, что есть в византийском «умозрении в красках», на что отозвалось (и продолжает отзываться) в нем русская душа – любовь, милосердие, свободный полет боговдохновенной мысли, – воплотилось в херсонесском «доме князя Владимира». Он оказался и молитвенно красив, и царственно прост.

В Владимирском соборе покоились в двух раках частицы мощей 115 святых. Епископ Херсонский Иннокентий, ставший настоятелем монастыря 11 сентября 1902 года, над могилой погребенного в нижнем храме в честь Рождества Богородицы архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана основал на свои средства придел во имя преподобного Мартиниана.

В конце XIX– начале XX веков, при настоятелях иеромонахах Андрее и Евфимии (1877–1880), архимандритах Пахомии (Звереве, 1880–1886), Иннокентии (Лозянове, 5 месяцев 1886 года), Александре (Сухорукове, 1893–1900) и епископе Сарапульском Михее (Нексеевиче, 1900–1902), монастырь обзавелся новой трапезной, гостиницей для паломников, каретным сараем, кузницей, двумя корпусами для братии, баней, домом для эконома. В обители разбили два изумительных сада – для отца настоятеля и братии. Вообще Херсонесский монастырь, судя по документам, умел вести хозяйство деятельно и экономно. Приносили постоянное пополнение в казну обители два собственных доходных дома в Севастополе, племенной скот, жалованные в 1860-х годах земли в Крыму, Мелитопольском и Бердянском уездах, отведенный в 1895 году лес в 158 десятин в Каралесской волости. В Севастополе, на центральной Большой Морской улице, устроилось добротное подворье на переданных монастырю по указу императора Александра II в 1862 году 762 саженях земли. Росло монастырское денежное благосостояние и в 1916 году достигло 94 281 рубля. Креп и монастырский уклад: если в 1875 году на Херсонесе подвизалось 19 человек монашествующих и послушников, то в 1907 году их уже было 158.

Из приходно-расходных книг Херсонесского монастыря следует, что его насельники были людьми образованными – из военного, купеческого, духовного сословий, из интеллигенции. Обитель выписывала многие книжные новинки и почти все значимые периодические издания.

В архиве монастыря сохранились интересные сведения о приготовлениях к престольному празднику. В день святого равноапостольного князя Владимира хором руководил специально приглашенный регент из Адмиралтейского собора, праздничный обед готовил лучший севастопольский повар, гостям прислуживали шесть официантов из Морского собрания, дорогую посуду брали напрокат, полотеры загодя натирали паркетные полы. В монастырской лавке продавались специально изданные к празднику видовые фотографии [3] .

Император Николай II четыре раза посещал Херсонесский монастырь. 5 мая 1886 года, будучи цесаревичем, он с Александром III, Марией Федоровной и братом Георгием впервые осматривал святые места. В 1893 году все августейшее семейство стало гостями обители. В 1898 и 1902 годах царь-страстотерпец Николай II с супругой Александрой Федоровной посетили Владимирский монастырь и пожертвовали 1000 рублей.

Когда началась Первая мировая война, Херсонесский монастырь стал жертвовать средства на госпитали и на «военно-промышленные организации».

После революции 1917 года обитель стала медленно уничтожаться. В 1919 году скончался ее настоятель епископ Иннокентий (Солотчин) и был погребен рядом с владыкой Мартинианом в нижнем храме Рождества Богородицы Владимирского собора. Он говорил о красных: «О них нужно молиться, они – в опасном духовном положении» [4] .

Преемником владыки Иннокентия явился архимандрит Вениамин (Федченков), в феврале 1919 года хиротонисанный во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Когда большевики в середине 1920-х годов арестовали почитаемого владыку, у севастопольской тюрьмы собралось не менее 30 тысяч верующих. Они не разошлись до тех пор, пока епископа не отпустили. Скончался митрополит Вениамин в Псково-Печерском монастыре, где проживал на покое и незадолго до смерти принял схиму.

В 1924 году завершилась короткая и блистательная история Херсонесского монастыря. А в следующем, 1925 году, прошла последняя Божественная литургия во Владимирском соборе – на престольный праздник. В 1927 году все монастырские постройки были переданы так называемой «Дирекции Херсонесских раскопок». До сих пор Херсонесский государственный археологический музей-заповедник занимает территорию и здания обители, не имея на то никакого морального и имущественного права.

С 1992 года возобновились службы в храме во имя Семи священномучеников Херсонесских и на руинах разрушенного во время Великой Отечественной войны Владимирского собора. Первым настоятелем возрожденных святынь был протоиерей Александр Курбачев; во время восстановления соборного храма настоятелем херсонесских церквей являлся иеромонах Иов (Бородулин), ныне настоятель Инкерманского Климентовского и Балаклавского Георгиевского монастырей; после открытия и освящения вновь отстроенного Владимирского собора митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь поставил в его настоятели протоиерея Владимира Карпеца († 2005). С 2008 года настоятель Владимирского собора – благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Ему предстоит воплотить проект, задуманный святителем Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим, и начатый несколько лет назад игуменом Иовом. У развалин раннесредневекового храма в честь Влахернской иконы Божией Матери будет возведен Православный духовно-просветительский центр при Владимирском соборе в Херсонесе. 9 июня 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил предстоящее строительство, назвав его «востребованным временем».

Когда в 2004 году восставший из руин Владимирский собор в присутствии президентов России и Украины В.В. Путина и Л.Д. Кучмы освятил митрополит Киевский и всея Украины Владимир, казалось, что каменные останки тысячелетней давности под сенью православной храмовой архитектуры неожиданно обрели гармоническое совершенство. Словно ступавшие по этой земле священномученик Климент, святой Мартин Исповедник, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный князь Владимир со всей полнотой херсонесских мучеников вошли небесными прихожанами в великолепный и строгий собор. И сплотились здесь святые «зодчие духа» в слове молитвы Христовой.

Еще в далекие 1830-е годы меценат Анатоль Демидов, князь Сан-Донато, считал, что «на этом опустошенном месте наука… идет, можно сказать, ощупью. Здесь царствует лишь поэзия» [5] . Действительно, «бывалые дела исчезнувших жильцов» [6] призывают в память о себе «красное слово», которое, по мысли святителя Григория Богослова, «до времени необходимо, как подпорка у свода». Вот и в древнерусской «Голубиной книге» есть духовный стих о херсонесском Ангельском храме:

Посреди моря Океанского
Выходила церковь соборная,
Соборная богомольная
Святого Климента, попа Римского,
На церкви главы мраморные,
На главах кресты золотые,
Из этой церкви, из соборной,
Из соборной, из богомольной
Выходила Царица Небесная,
Из Океана-моря Она омывалася,
На собор-церковь Она Богу молилася.

На Херсонесе А.С. Грибоедов собирался написать драму о великом князе Владимире. И много было потом с тем же замыслом – писателей, поэтов, драматургов. Но все же одна только Анна Ахматова, называвшая себя «последней херсониткой», в 1914 году у «самого синего моря» точно и пронзительно рассказала, как «монах у ворот Херсонеса / Говорил: “Что ты бродишь ночью?”» Поэтесса знала назубок «пустынную, мертвую Корсунь» не только потому, что рядом с монастырем ее семья снимала дачу. Она прозрела в этом легендарном месте, где «несказанным светом сияла круглая церковь» – Владимирский собор, напряженное молитвенное стояние воинства Христова, которое в положенный ему Господом час прошло по херсонесской земле, а потом взошло на Небо, чтобы оттуда неустанно звать нас к Корсунскому источнику вечной, кипучей, горячей жизни Православия. И после бесстыдного здесь забвения веры, наконец-то, «приносит к нам соленый ветер / Из Херсонеса звон пасхальный», а «в нижней церкви служат молебны / О моряках, уходящих в море».

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, созидавший драгоценное по священным воспоминаниям для Церкви и Российской державы монашество в Крыму, в тяжелейшие дни Севастопольской обороны 1854 года произнес слово, смысл и завет которого не меркнут ныне. Он говорил: «Кто не знает, что у врагов наших одно из самых задушевных желаний теперь состоит в том, чтобы каким бы то ни было образом отторгнуть здешнюю страну от состава России? Это было бы, по собственному признанию их, верхом их успеха против нас. А мы… говорим врагам нашим как бы так: непростительно грубо ошибаетесь вы, воображая, что полуостров Таврический составляет для России только недавнюю добычу меча и плод побед: нет, это древнее, родовое достояние наше, это наследие еще святого Владимира. Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира».

Ныне в Севастополе, на древней Корсунской земле, живут в литургической полноте два храма Русской Православной Церкви – во имя Семи священномучеников Херсонесских и Владимирский собор. Их неуклонно возрастающая духовная крепость все настойчивее попирает мертвые камни павшей Византии. Величие их живой веры очевидно заявляет о будущем восстановлении здесь монастыря во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, по слову Христову взявшего свой крест и пошедшего за Ним – из Херсонеса на Святую Русь.

[1] О последней поездке в Крым и последних днях жизни синодального члена преосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Херсонского и Таврического. Б/м, 1862. С. 16–17.

[2] Никанор, архиепископ. Херсонисский монастырь в Крыму: История и настоящее состояние. Варшава, 1907. С.19–20.

[3] Архивные материалы частично публикованы: Терещук Н.М. Приходно-расходные книги – важнейший источник изучения деятельности Херсонесского монастыря // Sacrum et profanum. Севастополь; Краков, 2007. Вып. 2. С. 149–154.

[4] Вениамин, митрополит. Божии люди. М., 1991. С. 69.

[5] Демидов А.Н. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году. М., 1853. С. 362.

[6] Зайцевский Е.П. Вечер в Тавриде. 1827 // Поэты 1820–1830 годов: В 2-х т. Л., 1972. Т. 1. С. 517. Стихотворение «Развалины Херсонеса».

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — православная святыня, которая увековечила принятие христианства князем Владимиром. Храм-памятник поражает своим величием, красотой и пропорциональностью линий. Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II.

История храма

По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе (греч.) , или Корсуни (слав.), руины которого являются на сегодняшний день объектом культурного наследия Российской Федерации, а также — главной достопримечательностью и местом археологических исследований федерального музея заповедника «Херсонес Таврический» в г. Севастополе.

В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь : «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель. А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны.

Читайте также:  Святогорская Лавра: где находится, история и адрес, описание

Строительство

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, собор возведён в неовизантийском стиле. Его строительство велось за счёт пожертвований и длилось 30 лет, началось в 1861 г. как было указано выше, завершилось — в 1892 году. Свято-Владимирский Собор — второй по величине на территории Крымского полуострова,а также самый крупный собор г. Севастополя, высота — 26 м. На сегодняшний день место возведения Св.Владимирского Собора и руины храма Св. Василия (находящиеся на первом этаже) являются наиболее вероятным местом крещения Киевского Князя Владимира.

Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноапостольного князя Владимира был освящён только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Николаю Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи Алексей Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. А. Нефф и художника Ф. Н. Рисса, иконы мастеров Н. А. Майкова и Евграф Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Торжественное освящение главного престола Князь-Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского. Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в 1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в 1909 г.

Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

Воссоздание

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор дважды был поврежден. Во время осады города в купол собора попал крупно-калиберный снаряд. В период оккупации в черте собора немцы складировали те экспонаты музея, которые планировали вывезти с территории Херсонеса Таврического, однако осуществить запланированное захватчикам не удалось, так как 9 мая 1944 года г. Севастополь был освобождён. Тем не менее, перед отступлением немцы взорвали здание Свято-Владимирского Собора, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект восстановления храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году.

С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), « Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

Реставрация великой святыни началась трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня. В 1992 г. в стенах храма возобновились богослужения. В 1998 году, под патронатом Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы и его супруги, началась реставрация собора. 5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было совершено пасхальное богослужение – впервые за 77 лет.

Возглавил праздничную службу Владыка Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский. Пасхальное богослужение в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе посетили Президент Украины Леонид Данилович Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы был совершен чин освящения восстановленного Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе.

Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания. Принятию Таинств предшествуют огласительные беседы. Действуют нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмы.

Святыни собора:
— мощевик с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира;
— икона святым благоверным супругам Петру и Февронии, муромским чудотворцам, с частицей мощей святых;
— мощевик с частницами мощей многих святых;
— икона святых земли Нижегородской с частницами мощей нижегородских святых.

Адрес: г. Севастополь, ул. Древняя, 1, 299045

Телефон: +7 (8692) 24 21 15

Настоятель: протоиерей Сергий Халюта

Священнослужители:
протоиерей Андрей Кривонис
протоиерей Стефан Сломчинский
протоиерей Александр Примак
протоиерей Павел Рязанов
диакон Вячеслав Мурашко
диакон Серафим Ломакин

Расписание богослужений

Понедельник
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Вторник
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Среда
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Четверг
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Пятница
7-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Суббота
8-00 – Литургия
15-45 – Всенощное бдение

Воскресенье
8-00 – водосвятный молебен
8-30 – Литургия
16-45 – вечернее богослужение

Каждый вторник – чтение акафиста Пресвятой Богородице. Начало: 9-30.

Собор открыт ежедневно, без выходных, с 7-00 до 19-00.

Вход на территорию музея-заповедника «Херсонес Таврический» свободный.

Свято-Владимирский собор — украшение древнего Херсонеса

Как и сам Херсонес Таврический, Владимирский собор многое пережил и повидал за время своего существования, хотя он несравненно моложе древнего полиса. Предположительно, его возвели в том самом месте, где стояла византийская базилика, в которой крестился Владимир Святославич, прозванный в народе Красное Солнышко. Бездеятельность властей привела к тому, что храм едва ли не был потерян – только благодаря усилиям неравнодушных граждан его спасли и сохранили для потомков.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится церковь в Севастополе?

Свято-Владимирский собор расположен в черте Севастополя, на территории историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический». Точное месторасположение – Гагаринский район, ул. Древняя.

Храм на карте Крыма

История возведения в Херсонесе Таврическом

Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.

Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе.

К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.

Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.

Тяжелые времена

После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.

После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед уходом из Крыма, немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее. К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.

Второе рождение церкви

В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.

Чем интересен Владимирский собор?

Главной его достопримечательностью сейчас является чудом уцелевший список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, написанной в I веке апостолом Лукой. Отметить также нужно воссозданный по фотографиям мраморный иконостас с резным деревянным киотом, покрытым позолотой, с 8-ю образами, увенчанными куполом. Интересны и восстановленные крымскими и киевскими художниками монументальные купольные композиции Корзухина и Неффа «Святой Дух», «Крещение Господне» и «Преображение Господне». Гости Севастополя выделяют и заново отреставрированную композицию «Тайная Вечеря» — центральный сюжет главного алтаря, а также полностью восстановленные стенные росписи и витражи.

Совсем рядом расположены руины Херсонеса, один из самых известных его монументов – Базилика в базилике с остатками изящных колон и прекрасным мозаичным полом. Неплохо сохранившиеся Западные врата с обломками крепостной стены и угловой башней Зенона, обращенной к морю, также достойны посещения, как и Херсонесский театр, вмещавший до 3000 зрителей, где проводились театрализованные представления и гладиаторские бои. Знаменитый Севастопольский колокол на берегу моря, отлитый в 1776 г. из трофейных турецких пушек, впервые зазвучавший после долгих лет молчания 5 мая 2002 г., в день первого с 1926 г. богослужения во Владимирском соборе – это отдельная тема для статьи.

Как добраться до святыни?

Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно. Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте. От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».

На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Древняя, 1, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.612148, 33.493311.
  • Телефон: +7-8692-24-21-15.
  • Официальный сайт: https://vk.com/club124998553
  • Расписание богослужений: можно узнать по ссылке выше.

Владимирский собор в Херсонесе оставляет незабываемые впечатления – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы тех, кто в нем побывал. А тем же, кто отправляется на отдых в Севастополь, непременно стоит его посетить – это не займет много времени, да и потрачено оно будет не зря. В заключение предлагаем небольшой видео ролик об этом умиротворяющем месте.


Ссылка на основную публикацию