Владимирский собор в Лисках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Собор Владимирской иконы Божьей Матери

Не будет таким уж большим преувеличением сказать, что Владимирский собор в Лисках является своеобразным городом в городе. В своих белокаменных стенах он вмещает не только храм Божий, но и богатую библиотеку, воскресную школу, выставочный и лекционный залы, собственное издательство, выпускающее ежемесячную газету «Лискинский православный вестник». На территории комплекса развернута современная парковая зона с детскими площадками. Впрочем, даже своими внешними очертаниями храм здорово напоминает старорусский кремль – венец любого древнего города.

Лискинский собор – один из крупнейших храмов не только Воронежской области, но и в России. Его высота с крестом – 60 метров. Он был заложен митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием 6 июля 2003 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в честь которой и получил свое название. Камень заложили на земле, которая была передана духовенству еще до революции. По воле случая участок так и остался незастроенным на протяжении столетия; хотя, как говорят священники, случайностей в жизни не бывает.

В архитектурном плане очертания лискинского храма отсылают к формам Софийского собора в Новгороде и гораздо более поздним творениям зодчего Константина Тона, автора проектов храма Христа Спасителя в Москве и Вознесенского собора в Ельце. Некоторую схожесть формируют основной куб, с размещенной на нем многокупольной группой, узнаваемые закомары, нефы и прочие характерные архитектурные элементы.

Конструктивно же собор состоит из двух храмов. На нижнем этаже размещен один храм, состоящий из трех пределов: центрального – Всемилостивого Спаса, южного – святого равноапостольного князя Владимира и северного – святого мученика Виктора. Верхний храм – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Его строительство еще не завершено, поэтому службы пока проводятся в нижнем храме.

Возведением и жизнедеятельностью собора руководит протоиерей Отец Иоанн, человек энергичный, не склонный к пустословию, и, что называется, конкретный. Это тот самый случай, когда в священнослужителе совмещаются замечательный духовник и талантливый администратор. А иначе такую махину не построишь. Несмотря на то, что многое еще предстоит здесь доделать, храм уже сейчас поражает размахом и красотой. Сложно даже представить, как он будет радовать глаз по окончанию всех работ.

Главное, впрочем, заключено даже в другом. Сегодня мало построить красивый храм, ныне очень важно, чтобы храм выполнял консолидирующую функцию, а для этого он должен стать еще привлекательным общественным центром, в котором проходила бы какая-то, не обязательно конфессиональная жизнь. Не связанная то есть напрямую со служением, а развивающая духовность, нравственность, вкус через искусство, красоту, общение, совместное творчество.

С этой целью в соборе был открыт выставочный зал. В нем регулярно проводятся выставки художественного и декоративно-прикладного творчества – к Рождеству, ко Дню книги, Дню детей, Дню семьи и верности. Выставляются поделки и работы учеников воскресной школы. Обновление происходит в среднем раз в два месяца. Например, в 2014 году здесь прошла масштабная Рождественская выставка – выставлялись работы мастеров из разных городов.

На территории храма работает большая библиотека духовной литературы. В ней хранятся, в том числе редкие, экземпляры книг. Ведется работа по их оцифровке. Первыми читателями православной библиотеки стали, конечно, служители собора, но сегодня в нее уже записано более 300 читателей.

По соседству с трапезной расположен современный актовый зал – здесь проходят встречи лекции, концерты, презентации выставок. Часто он занят открытым при соборе молодежным отделом, который проводит разнообразные благотворительные акции.

В развивающем формате работает воскресная школа. Ее юные воспитанники не только могут ознакомиться с Законом Божьим, познать «Историю русской Святости», но и научиться пению, освоить изобразительное искусство, развить свои творческие способности в нескольких кружках и студиях, организованных в школе.

Милосердие, взаимопомощь, неравнодушие – это те добродетели, которые заложены в основу жизни Владимирского собора в Лисках и которые процветают здесь. Они проявляются не только в постоянной готовности услышать ближнего, проникнуться его бедами и радостями, но во вполне материальных вещах. Так, например, в храме привычны благотворительные обеды. А входы в храм (что большая редкость) оборудованы пандусами, элементами актуальной сегодня «безбарьерной среды». Откуда здесь настолько глубоко развитая традиция человеколюбия? Не ответ ли это на то добро, которое проявили люди по отношению к храму? Похоже, что так. Сведущие говорят, что собор этот строился по старинке – всем миром.

История прихода: от основания до 2007г.

Неслучайно, именно здесь растет необыкновенный храм

Церковь земная является прообразом Церкви Небесной, и Ангел Божий охраняет каждый храм, если даже от него не осталось камня на камне. А земля, политая кровью неизвестных мучеников, сотен, а может быть, тысяч страдальцев за нее, – имела ли своих молитвенников, ходатаев? Конечно, да.

Это место знакомо всем воронежцам – «Ротонда» — разрушенное во время войны снарядами здание регистратуры больницы, которая служила в те дни госпиталем для раненых солдат. Сколько погибло их тогда – Бог весть, но, если верить очевидцам, кровь здесь стояла по колено.

Учредительное собрание приходского актива, состоявшееся 27 марта 1999 г. в г. Воронеже, образовало местную православную религиозную организацию – приход Владимирского храма Воронежско-Липецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и ходатайствовало о благословении на его работу перед Правящим Архиереем. В собрании принимали участие: Кириллов Владимир Алексеевич, Романов Сергей Викторович, Корнев Александр Валентинович, Журавлев Алексей Александрович, Андреев Алексей Станиславович, Иевлев Евгений Вадимович, Азарова Татьяна Владимировна, Малык Татьяна Владимировна, Якшин Валерий Ильич, Казбанов Сергей Викторович. Был принят Устав прихода, выбран приходской совет и ревизионная комиссия.

В этот же день в адрес начальника управления юстиции Правительства Воронежской области, государственного советника юстиции 2-го класса А.В. Иевлева было направлено заявление с просьбой зарегистрировать местную православную религиозную организацию – приход Владимирского храма Воронежско-Липецкой епархии Русской Православной Церкви.

7 июня 1999 г. управлением юстиции Правительства Воронежской области было выдано свидетельство о государственной регистрации прихода Владимирского храма г. Воронежа Воронежско-Липецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

В Попечительский мовет храма святаго равноапостольного князя Владимира вошли Крайнов Станислав Петрович, Титов Юрий Тимофеевич, Корнев Александр Валентинович, Якшин Валерий Ильич, Часовских Анатолий Ильич, Рогозин Дмитрий Олегович.

По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в Светлую седмицу 1999 г. в Центральном районе г. Воронежа, рядом с «Ротондой» был заложен камень и установлен крест в основание храма святаго равноапостольного Великого князя Владимира. Там, где в грозные годы войны проходил рубеж линии фронта, на котором были остановлены фашистские полчища, ныне, как символ жизни и всепобеждающей любви, растут стены нового храма. И, как символ преемственности мужества, доблести, героизма поколений русского народа, в основании строящегося храма закладывается земля, привезенная со святых мест для каждого русского человека – Куликова поля, Бородино, Прохоровского поля, Мамаева Кургана.

12 апреля 1999 г. благочинный Центрального церковного округа протоиерей Петр Петров освятил место, крест и камень в основание храма. По благословению правящего архиерея настоятелем новосозданного прихода был назначен протоиерей Владимир Кириллов.

Вначале было решено воздвигнуть временный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира из готовых блоков, но затем по инициативе «Союза кулачных бойцов России», духовно окормляемого прот. Владимиром Кирилловым, возник замысел постройки кирпичного храма.

На Светлой Седмице был отслужен молебен с акафистом святому равноапостольному Великому князю Владимиру. Иконостас состоял из трех икон: Спасителя, Божией Матери, и свт. Василия Великого. Сначала на богослужения приходили по 10-15 человек. Однажды кто-то принес на канон большую глиняную кружку, а к концу службы в ней неожиданно оказались деньги – первая лепта на постройку храма.

Прихожан становилось больше, среди них появились те, кто стал оказывать значительную финансовую помощь в строительстве храма, испытывая при этом определенные затруднения, т. к. любое богоугодное дело не совершается без препятствий. В результате некоторые из них практически были разорены. Строительство затормозилось на печально-низком уровне. Целый год строилась только подвальная часть. Однако дело Божие – в Его руках – храм рос.

По проекту храм должен быть четырех-престольный. Нижний посвящен святым царственным страстотерпцам, а приделы верхнего освятят в честь святых равноапостольного князя Владимира, Димитрия Донского и мученика Иоанна Воина. И вот на том месте, где совсем еще недавно был пустырь, поросший бурьяном, построен нижний цокольный этаж храма, а стены поднялись до уровня перекрытий, подведены все необходимые коммуникации.

В январе 2002 г. по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого начались регулярные богослужения, но пока во временном храме в роли которого выступал переоборудованный железнодорожный вагон.

Настоятель отец Владимир рассказывал, как переправляли вагон с экскаваторного завода. «С 11 часов вечера до 5 часов утра везли его на тягаче со скоростью 3 км/ч, т. к. приходилось часто останавливаться для того, чтобы с вышки поднимать троллейбусные и трамвайные провода».

Параллельно с работами по благоустройству временного храма — укреплению фундамента храма, утеплению и электрификации помещения, расчистке прилегающей территории от мусора, зарослей кустарника, велись работы по строительству церковной ограды Владимирского храма, налаживалась выпечка просфор, организовывался хор, приобреталась служебная литература и церковная утварь, необходимые для проведения богослужений, продолжал формироваться приход Владимирского храма. Уже тогда на приходе была организована работа детской воскресной школы, которая располагалась в помещении отдела милосердия, находящегося на территории строящегося храма. Параллельно с детской воскресной школе на приходе была организована и воскресная школа для взрослых, занятия в которой вел о. Владимир. Занятия проходили в помещении временного храма.

С целью укрепить соборность прихода, сделать его жизнь полнее и содержательней, особенно церковную жизнь подрастающего поколения, во Владимирском приходе родилась традиция после богослужений в храме на большие церковные праздники собираться прихожанам семьями, с детьми и вместе проводить праздники. Впервые после первой рождественской службы и первого крестного хода во временном храме около красиво наряженной ели и вертепа собрались дети прихожан. Молились, пели рождественские песни, рассказывали стихи. Детишки получили подарки, их напоили чаем со сладостями, а затем катали на санях, с запряженными в них наряженными лошадьми. А утром, после богослужения на Крещение Господне, на реке Усманке возле боровского моста о. Владимир совершил молебен с освящением воды в прорубленной в виде большого 6-ти метрового креста проруби. После чего прихожане, осенив себя троекратно крестным знамением, заходили в прорубь и трижды окунались.

Читайте также:  Храм Иоанна Предтечи в Волгограде: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

17 июля 2004 г. был освящен иерейским чином нижний предел во имя святых царственных страстотерпцев и начались регулярные службы.

В марте 2003 г. по благословению Правящего Архиерея в приходе начал работать молодежный центр. Первоначально молодежь собирались раз в две недели по воскресеньям в бытовке на территории строящегося храма.

Сегодня занятия молодежного центра проходят по воскресеньям перед вечерним богослужением в помещении приходской библиотеки. За чашкой чая обсуждаются многие вопросы духовной жизни и проблемы, волнующие молодых людей, стремящихся к осмысленной церковной жизни. На эти встречи приглашаются интересные авторитетные люди: священники, православные врачи, писатели, ученые, журналисты.

За время работы центра в гостях побывали: секретарь епархии архимандрит Андрей (Тарасов; ныне епископ Россошанский и Острогожский), руководитель миссионерского центра епархии прот. Александр Домусчи, руководитель паломнической службы свящ. Виктор Праздничный, настоятель Храма Св. Дмитрия Солунского свящ. Александр Кокушкин, православный психотерапевт и писатель Владимир Невярович, детский психотерапевт Фаина Иванова, бывший врач-реаниматолог свящ. Георгий Высоцкий, журналист Людмила Новикова, руководитель молодежного центра епархии иерей Олег Шамаев, кандидат исторических наук, преподаватель ВГУ Владимир Рылов.

Освящение звонницы 24 апреля 2005 г. митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение храмовой звонницы. Теперь имеется полный набор колоколов. Скоро будет сооружена крыша, засияют купола и под колокольный звон разнесется благая весть миру: радуйтесь, люди, – это звуки радости, а не грохот смертельных орудий, эхо которых до сих пор звучит на этом месте.

5 июня 2007 г. митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий освятил шпиль и крест, которые будут воздвигнуты на колокольню. Владыка совершил молебен, во время которого прочитал молитву «На освящение новосооруженного креста» и окропил его святой водой. По окончании богослужения митрополит Сергий поздравил всех со столь долгожданным и радостным событием в жизни прихода.«Освящение креста, который будет вознесен на строящийся храм – свидетельство нашей веры, упования и любви к Богу. Не далек тот день, когда этот храм будет освящен, и под его сводами будет прославляться животворящее имя Господне, – сказал Владыка Сергий. Любовью все созидается на земле. По Своему милосердию и любви Господь терпит нас, прощает наши согрешения, и мы должны так же относиться к нашим близким, знакомым и незнакомым людям, сея добро, необходимое нам как воздух. Крест на храме – это призыв к молитве, напоминание о необходимости исправления и жизни по Евангелию, это благословение Божие на все наши добрые дела. Дай Бог, чтобы мы помнили об этом, чтобы желание творить добро направляло наши действия, и чтобы Господь всегда пребывал с нами».

При храме действует отдел милосердия и церковной благотворительности: оказывается помощь многодетным семьям, одиноким старикам и всем нуждающимся одеждой, продуктами. Ежемесячно на эти цели храм выделяет средства. Владимирский храм Воронежа еще не достроен, но мамы с детьми знают: здесь всегда им помогут. Два раза в неделю они приходят сюда за едой и одеждой. Как рассказал настоятель прихода отец Владимир, в округе Храма нуждаются в материальной помощи 7 семей, в которых растут трое, а в одной из семей – 11 детей. Уже год с лишним работает специальный автобус для инвалидов-колясочников. Люди, которые не могут самостоятельно посетить храм, выехать на дачу, просто побывать на природе, с радостью принимают такую возможность. При храме есть изостудия, анонимный реабилитационный центр для страдающих разного рода зависимостями, ведет прием психолог.

Наверное, одно из главных достояний, одна из драгоценнейших святынь любой церкви – ее иконы. По милости Божией, их становится все больше. И у каждой – своя история. Пришел однажды в храм интеллигентного вида человек, как потом выяснилось, доктор наук, профессор, и принес завернутую в ткань икону Успения Божией Матери. «Вот, — говорит, — умерла у меня мама, и во сне мне было сказано, чтобы я отнес эту икону во Владимирский храм». О Владимирском храме он никогда раньше не слышал, но первый человек, которого расспросил о нем, указал дорогу. Теперь отреставрированная икона – в храме. А недавно одна верующая семья купила для храма икону святых царственных мучеников, и уже есть случаи исцелений по молитвам святых страстотерпцев.

Сколько бы ни было путей и дорог в жизни человеческой, а путь к Богу только один – через церковь. Мир бушует и сотрясается от неистовых страстей, стонет от зла, но тихие пристанища души – храмы Божии – как островки веры, надежды и любви есть на земле – слава Богу.

В разное время по указу правящего архиерея митрополита Сергия в храме служили: иерей Олег Решетченко (2004 – 2006 гг.), протоиерей Александр Трунов (2005 г.), диакон Артемий Гордеев (2008 – 2011 гг.) , иерей Сергий Стоколясов (2006 – 2011 гг.), диакон Николай Волков (с 1.04.2012 г. – по сентябрь 2012 г.).

На пустыре вблизи Ротонды

Возводят люди Божий храм.

Тут шли бои, взрывались бомбы,

Следы войны и тут и там.В лесу — заросшие траншеи

И павшим памятник стоит.

Их имена забронзовели,

И тускло светится гранит.А души отлетели к Богу

Под облака — как журавли.

И к освященному порогу

Походно тянутся они. Сердца открыты им навстречу,

Завет им вечный нами дан.

И в память их горят здесь свечи,

Звучат молитвы прихожан.А жизнь кипит вокруг, и мчатся

Богородице-Рождественский мужской монастырь города Владимира Епархиальный мужской монастырь

История

Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице – Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.

Первое время Богородице – Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице – Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице – Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. Владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.

В 1263 г. в соборе Богородице – Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием (Яновским) и архимандритом Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро – Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Многие настоятели Богородице – Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи – свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) -до своего поставления на кафедру управляли Богородице – Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице – Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архимандрит Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архимандрит Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона – в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице – Рождественского монастыря,- Павел и Платон (Петрункевич) – являлись членами Святейшего Синода.

Богородице – Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.

Читайте также:  Преображенская церковь в Никитском ботаническом саду: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице – Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в Богородице – Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных.

В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение – цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице – Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в. Рождественском монастыре».

Библиотека Богородице – Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них – списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архимандрите Иосифе.

Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице – Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России.

В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице – Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество – Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.

В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне – июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже – спортивный зал.

21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице – Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архимандрит Иустиниан (Саган),

30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице – Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене – мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. С 2004 г. на территории Богородице – Рождественского монастыря располагается епархиальное управление,

С 17 июля 2001 г. наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв). 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.

С 25 июля 2014 г. – постановлением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря, Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Успенский собор во Владимире

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира по праву признан одним из наиболее значимых храмов в городе, который уже давно является обязательной частью любой экскурсионной программы. Само святилище было возведено во время правления князя Андрея Боголюбского в середине 12-го века, дабы стать в будущем главным Божьим храмом государства. Согласно сохранившимся летописям для его создания из всех земель, а также с романского Запада были приглашены талантливейшие мастера. А вот узнать более подробно, что представляет собой святилище, когда проводятся богослужения и как к нему добраться можно из нашей статьи.

Описание Успенского собора Владимира

Следует отметить, что храм является пятиглавым, трехапсидным пятизальным крестово-купольным из белого тесанного камня и совмещает в себе несколько периодов строительства. Изначальное его шестистолпное, трехапсидное, трехнефное ядро, которое создавалось в 1158-1160 гг. было дополнено в 1185-1189 гг. открывающимися внутрь святилища двухъярусными галереями, образовавшими дополнительные два зала.

Планировочная же структура храма стала представлять собой квадрат благодаря образованным галереям всеволодовой постройки включающую в себя прямоугольное старинное ядро, при этом как у новой постройки, так и у древнего святилища площадь является приблизительно равной друг другу.

Храм имел всего три притвора, а цоколь внешне выглядел как обычный непрофилированный отлив. Пересечения стен было выполнено с аркатурным-колончатым поясом, с поребриком над ним. Между колоннами простенки отделаны фресками, а молельню украшал зооантропоморфный скульптурный декор. Через лестничную башню, примыкающую у северной стены святилища к западному пряслу возможно было подняться к хорам храма.

Суровость же глади стен расположенным с внешней стороны немного оживляется благодаря рельефам, которые частично были выполнены в период новой обстройки молельни и перенесены со стен святилища Андрея Боголюбского. В древней части храма с юго-западной стороны располагаются фигуры Артемия и Авраамия, причем фигуры, находящиеся на заиконостасных столпах, были расписаны лишь в 1189 г.

Святыни

А вот среди особенностей и представленных в храме святынь можно выделить наиболее примечательные: фрески, мощи, иконы.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Следует заметить, что росписи храма были расчищены только в 1918 г., при этом обнаружилось что они сильно пострадали от побелки и безграмотной реставрации. Поэтому сами фрески до наших дней дошли лишь частично сохранившимися, а большая часть из них навсегда останется утерянной (к примеру, в северо-западной части молельни, в куполе, на парусах, алтаре и не только).

Те, части росписей, которые были расчищены относятся к фрагментам действительно величественной композиции «Страшного суда», служащая украшением прилегающих столбов и западных сводов южного и центрального нефов.

Мощи святых в Успенском соборе Владимира

Здесь почивают мощами нетленными, как владимирские богоугодники, так чудотворцы всего русского государства, к которым относятся:

  • благоверный праведник князь муромский Глеб (день памяти 20 числа в июне месяце/июль месяц 3-го числа);
  • Андрей Боголюбский – великий благочестивый князь, память которого приходится на 4/17 число в июле месяце;
  • Георгий (проводится день памяти церковью 4/17 числа последнего зимнего месяца) – великий князь, который своим праведным образом жизни был удостоен канонизации.

Также в молельни находится части святых мощей св. богоугодника великого князя Владимирского Невского Александра, равноапостольного праведного князя Владимира. Примечательным является то, что в представленном Божьем храме в расположенном в галерее некрополи хранятся свыше 40 мощей святых праведников.

Иконы Успенского собора Владимира

К особо чтимым чудотворным ликам, представленных в Божьем храме следует отнести:

  • образ Царицы Небесной «Боголюбская»,
  • образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»,
  • икона «Максимовская»,
  • божественный образ святителя Авраамия Болгарского с частицами его мощей,
  • лик Апостола Симона.

Православный храм Владимирской епархии пребывает в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Православной Русской Церкви. В 1992г. был внесен в качестве памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Расписание богослужений Успенского собора во Владимире

Представленная святыня открыта для посещений ежедневно с 07:00-20:00, кроме понедельника. Экскурсии же проводятся в период с 13:00-16:45, однако следует помнить, что во время посещения храма запрещено брать с собой собак, курить и разговаривать по мобильному телефону.

Службы проводятся как в самом храме, так и в часовне возведенной в честь привезенной афонской чудотворной иконы «Достойно Есть» Божией Матери, которая располагается под колокольней. Часовня работает с 10:00-18:00, а богослужения в ней проводятся в следующем порядке:

  • с понедельника по субботу в 11:00;
  • в воскресенье в 12:00.
Читайте также:  Николаевский собор в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели и просветительский центр

Проводят молебен с произнесением Акафиста, а также совершается освящение воды. Попасть в часовню можно со стороны Площади Соборной.

Как добраться к храму

Владимирский Божий храм находится по адресу: ул. Большая Московская д. № 56, г. Владимир.

Добраться же до него можно несколькими способами:

  • рейсовым или же транзитным автобусом, отправляющимся из Москвы;
  • на личном авто;
  • также можно доехать до Владимира на поезде, идущем с Ярославского или Курского ж/д вокзалов.

Лиски. Собор Владимирской иконы Божией Матери

Лиски. Собор Владимирской иконы Божией Матери
Адрес: Воронежская область, Лиски, площадь Революции, 20
Строительство: 2003-2016 годы
Архитектор: Ольга Анатольевна Карпова
Стиль: Русско-византийский стиль

30 октября 2016 года великое освящение собора Владимирской иконы Божией Матери совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Это историческое событие знаменует окончание 13-ти летнего строительства главного храма Лисок.
В конце 1990-х годов началось увеличиваться количество верующих, возникла необходимость строительства храма в центре города. Таким местом был выбран бывший парк возле клуба железнодорожников.
Шестого июля 2003 года прибывший в город митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий отслужил в Покровском храме Литургию и совершил крестный ход к месту строительства, где освятил крест и закладной камень в основание будущего собора Владимирской иконы Божией Матери. Это название было выбрано потому, что осенний праздник чудотворной иконы совпадает с Днем города Лиски. Именно этот образ Царицы Небесной является покровителем лискинцев.
Сегодня в России не только восстанавливаются, но и строятся новые храмы. Так и в Лисках усилиями прихожан стали собираться средства на строительство нового собора. Но дело продвигалось медленно, пожертвований не хватало. Видя такое положение, глава района Виктор Шевцов сказал: «Такой храм подобными темпами мы не построим и за сто лет…». И предложил создать активный Попечительский Совет. Сам его возглавил, дав слово всячески содействовать строительству, и сдержал его.
Весной 2004 года был создан и зарегистрирован Лискинский районный общественный благотворительный Фонд содействия строительству собора.
Возведение православного храма — вещь непростая. Важно все, в его устройстве не бывает мелочей. Каждая деталь в нем подчинена канонам и традициям. Поэтому доверили это дело профессионалам — специалистам СМП-686. Через три года была полностью выполнена кирпичная кладка, армированная специальной сеткой (только в самом храмовом здании уложено 2 миллиона 170 тысяч кирпичей), вставлено 98 храмовых окон из лиственницы, купола покрыты нержавеющим металлом, который способен выдержать любые атмосферные воздействия. Центральный купол – площадью в триста восемьдесят квадратных метров – весь «золотой», а малые – ярко-синего цвета с золотистыми звездами. Самый большой колокол-гигант весит четыре тонны, его язык — 150 килограммов. Ну, а самый маленький колокол – всего восемь кило.
Пятнадцатого мая 2007 года произошло главное событие в строительстве нового храма. В тот день город, живущий своей привычной суетой, вдруг вздрогнул, потом замер и растворился в переливах колокольного звона. Он заполнил собой все, разносясь по улицам и узким улочкам, «заглянул» в каждый укромный уголок и сердца людей, взлетел высоко в небо. Радующие слух звуки доносились со стройплощадки вновь возводимого собора, где митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий освятил все девять надкупольных крестов строящегося храма и семь колоколов звонницы. Так новый храм обрел свой «голос».
В основу возведения нового собора лег проект храма Всех святых, находящегося в Юго-Западном микрорайоне Воронежа. Однако архитектор Ольга Карпова частично переработала его, заменив купольную часть и обстройку, и получился настоящий шедевр русской церковной архитектуры в лучших классических ее традициях. Храм часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток, где по библейскому преданию был рай…
С высоты птичьего полета лискинский собор напоминает форму креста. Храмовое здание — в двух уровнях с четырьмя боковыми притворами, увенчанными малыми главками. Высота его от основания до верхушки креста – 67 с половиной метров. Так что он виден со всех точек города. Все в нем сделано настолько основательно и добротно, что стоять собор будет века.

Сокращенный вариант статьи Елены Куликовой :”Волей Божией” из журнала “Лиски” № 24 (октябрь 2016).
http://liskinet.ru/liski/251-vsobor.html

Собор Владимирской иконы Божией Матери – один из крупнейших храмов Воронежской области. Вокруг храма двухсторонняя стилобатная обстройка, в которую входят – воскресная школа (6 классных комнат), трапезная для прихожан и гостей, лекционный зал на 150 мест, библиотека с читальным залом, а также выставочная галерея.
6 июля 2003 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, по совершении крестного хода с храмовой иконой от Покровского храма г. Лиски к месту строительства, освятил крест и закладной камень в основание собора.
Собор состоит из двух храмов. На нижнем этаже размещается храм, состоящий из трёх пределов. Центрального предела – Всемилостивого Спаса (который был освящён Великим чином Высокопреосвященнейшим Сергием 17 февраля 2013 года), южного – святого равноапостольного князя Владимира и северного – святого мученика Виктора.
Верхний храм, в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Успенский собор во Владимире: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Недавно довелось побывать по служебным делам в древнем городе Владимире. Было время осмотреть достопримечательности, и нам предложили посетить главную культовую достопримечательность города – Свято-Успенский собор во Владимире на Клязьме, краткое описание которого я и хочу привести ниже. Я поделюсь впечатлениями об этом храме, его достопримечательностях, истории и святынях. А также расскажу, как лучше добраться, где можно остановиться и какое расписание служб в Свято-Успенском соборе Владимира.

Где находится Успенский собор во Владимире

  • Свято-Успенский кафедральный собор находится по адресу: город Владимир, улица Большая Московская 56.
  • Телефон +74922325201.

Как лучше добираться

Добраться до Свято-Успенского собора можно на городском автобусе.

  • Если вы едете на маршруте 7С, 13С, 54, 55С или 56, следует выйти на остановке «Улица Муромская».
  • На маршрутах 1, 5, 12С, 15, 22, 25, 26, 28 или 152 нужно выйти на остановке «Площадь Соборная».

Режим работы и расписание богослужений

Свято-Успенский собор открыт для посещения с 7 до 20 часов.
Богослужения в храме проводятся каждый день:

  • в будние дни 7:30 начинается утренняя литургия;
  • в воскресенье и двунадесятые праздники в 6:30 начало ранней литургии, в 9:00 – поздней;
  • в 17:00 начинается вечернее богослужение.

Где рядом можно остановиться

Если вы планируете самостоятельный визит, а не вместе с организованной туристической группой, лучше позаботьтесь о жилье заблаговременно. Неплохие гостиницы в городе есть, но номера в них, как правило, забронированы экскурсионными фирмами. Но если уж вы приехали посетить Свято-Успенский собор и решили остановиться на ночлег из бюджетных вариантов поблизости можно рассмотреть гостиницу «Застава» и хостел «ВАУ». Из более дорогих подойдут отель «Орион», гостиница «Мономах» и отель «Русь».

История создания Свято-Успенского собора во Владимире

  1. История создания храма уходит своими корнями еще в X век, когда при Великом князе Владимире на этом месте была сооружена деревянная Успенская церковь.
  2. В 1158 году при князе Андрее Боголюбском был заложен каменный собор. Его строительство длилось три года, и уже в 1161 году он был освящен.
  3. Простоял собор немногим более двадцати лет, когда сильный пожар 1185 года уничтожил или сильно повредил большинство построек во Владимире. Храм был восстановлен и несколько расширен по указанию князя Всеволода Большое Гнездо и в 1189 году вновь освящен.
  4. В 1238 году во время нашествия войск Батыя в соборе заперлись последние защитники города вместе с княжеской семьей и духовенством. Монголы подожгли храм, и все находившиеся в нем погибли, хотя само здание серьезно не пострадало.
  5. Очередной этап расцвета собора относится к периоду конец XIV – начало XV веков. Тогда для его оформления князем Василием, сыном Дмитрия Донского, были привлечены Андрей Рублев и Даниил Черный. Отдельные фрагменты их фресок, в частности «Страшного суда», сохранились и до наших времен.
  6. На границе XVI – XVII веков собор приходит в упадок, и лишь в конце XVIII века, по повелению императрицы Екатерины II, посетившей Владимир, его начинают восстанавливать. В течение дальнейших веков собор неоднократно обновлялся и перестраивался. Последние значительные работы по реставрации здания были произведены в 80-х годах минувшего века.

Архитектурные и культурные достопримечательности Свято-Успенского собора во Владимире

Собор является шедевром русского зодчества. Его особенностью является то, что он объединяет в себе элементы архитектуры Руси домонгольского и более поздних периодов. Имеет пятинефную структуру.
Фрески Свято-Успенского собора во Владимире являются его основной достопримечательностью, это одно из немногих мест, где сохранились росписи Андрея Рублева в первозданном виде.

Святыни

  • Иконы Божьей Матери Владимирская, а также Боголюбская и Максимовская.
  • Мощи благоверного князя Андрея Боголюбского.
  • Свято-Успенский собор во Владимире хранит мощи святых, чьи деяния охватывают период от XIII до XX веков.

Свято-Успенский собор во Владимире на фото


Внешний вид Свято-Успенского Собора во Владимире.

Внутри Успенского собора во Владимире, на фото хорошо видны знаменитые фрески.

Иконостас Успенского собора во Владимире.

Успенский собор с высоты

Побывав в Свято-Успенском соборе Владимира и в других храмах России, испытываешь сильнейшее впечатление. С одной стороны, ты как бы соприкасаешься с историей, с некоторыми поколениями творцов храма и его прихожан. Переживаешь с ними все их жизненные вехи. С другой стороны, потрясает грандиозность сооружения, а то, насколько продуманы все художественные детали, вплоть до мелочей. И, конечно же, фрески. Только ради того, чтобы посмотреть на них, стоит посетить этот храм.

Ссылка на основную публикацию