Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Достопримечательности Серпухова. Город Серпухов: памятники, музеи

Город Серпухов расположен в Московской области, в 100 км к югу от столицы. Он раскинулся по берегам крупного притока Оки – реки Нары. А название его произошло от имени другой речки – Серпейки, впадающей в Нару недалеко от города.

Сегодня в Серпухове проживает около 130 тысяч человек, город является крупным центром машиностроительной и текстильной промышленности. Однако туристов привлекают сюда совсем не заводы, а уникальные памятники архитектуры, возраст которых насчитывает несколько столетий.

История города

Территория, где расположен Серпухов, была заселена людьми очень давно, в окрестностях города археологи часто находят предметы эпохи неолита. Первое упоминание о Серпухове в письменных источниках появилось в начале XIV века, во времена Ивана Калиты.

В средние века город был окружен большим земляным валом и играл значительную роль в обороне Московского государства. Жизнь горожан была нелегкой, так как Серпухов не раз подвергался вражеским нападениям и осадам. Особенно сильно он пострадал от набега хана Тохтамыша в 1382 году.

Позже по приказу Ивана Грозного в городе был построен прочный каменный кремль, стены которого с честью выдержали осаду поляков в Смутное время.

После расширения Московского государства город потерял свое стратегическое значение, и здесь начали активно развиваться промышленность и торговля. Серпуховские купцы и фабриканты смогли добиться больших успехов в торговле, и отдельные семьи знала вся Россия. Серпухов превратился в крупный промышленный город, и его текстильные фабрики стали крупнейшими в Подмосковье.

Достопримечательности

Что посмотреть в Серпухове? Основные достопримечательности – это многочисленные церкви и монастыри, а также старинные дворянские дома и загородные усадьбы. Отдельного внимания заслуживает архитектурный комплекс так называемых посадских церквей и сооружения на территории бывшего кремля. В городе работает крупный музей с богатейшим собранием художественных и исторических ценностей, а из современных объектов культуры наиболее интересны памятники.

Соборная гора

Холм, возвышающийся над местом слияния Нары и Серпейки, носит красивое имя Соборная гора. Именно здесь во времена Ивана Грозного была заложена каменная крепость.

Кремль был построен из белого камня и в плане имел вид треугольника. До начала ХХ века он все еще сохранял следы былого величия. Уцелели и стены старинной кладки. Однако все изменилось с приходом Советской власти. В 1934 году многие камни стен старого кремля были пущены на строительство одной из станций Московского метрополитена. Сегодня от мощной крепости остались лишь два фрагмента каменной стены и фундамент. В ближайшие годы городские власти планируют начать восстановление кремля, и после реставрации там должен будет разместиться городок ремесленников.

На территории бывшего кремля сейчас находятся лишь Троицкий собор с шатровой колокольней XVIII века и мемориал «Воин-освободитель», посвященный павшим в годы Великой Отечественной войны. Этот памятник работы известного скульптора Вутетича был привезен из Германии в 1964 году и являлся одним из макетов грандиозного мемориала жертвам войны в Берлине.

Посадские церкви

Недалеко от кремля, к северу, расположились дома древнего посада. Здесь находятся три очень интересные церкви. Пятиглавая Троицкая церковь знаменита тем, что ее колокольня имеет небольшой крен. Ильинская церковь построена в середине XVIII века, а потому носит явные признаки барочной архитектуры. Это единственный храм в городе, который не был закрыт в годы Советской власти и оставался непрерывно действующим с самого момента своего основания.

Третья, Успенская церковь, имеет очень трагическую судьбу. За время своего существования она неоднократно горела, но каждый раз отстраивалась вновь. С приходом Советской власти храм закрыли, а его настоятеля расстреляли. Церковь вновь стала действующей в 1990-е годы, но и по сей день службы в ней проводятся лишь время от времени.

Все три храма расположены близко друг от друга и составляют уникальный архитектурный ансамбль посадских церквей, являющийся подлинным украшением города.

Владычный и Высоцкий монастыри

Очень интересные достопримечательности Серпухова находятся в его южной части. Здесь расположены два больших монастыря, которые в свое время сыграли огромную роль в развитии города.

На правом берегу Нары расположен Введенский Владычный монастырь. Он старейший на серпуховской земле. Легенды гласят, что он был основан митрополитом Алексием по знаку свыше. По преданию, святитель Алексей услышал однажды голос Богородицы, исходящий из иконы. Она повелела ему основать монастырь и даже указала место, на котором его следовало возвести.

Монастырь был действующим до середины прошлого столетия. Ныне он возрожден в качестве женской обители. С XVI века сохранились его уникальные постройки и стены. Хлеб из современных монастырских пекарен пользуется огромной любовью у горожан и многочисленных паломников.

На левом берегу Нары находится Высоцкий Богородицкий монастырь. Он основан в 1374 году самим Сергием Радонежским. Монастырь долгое время входил в число оборонительных сооружений города, и подземные ходы из него вели прямо в кремль.

Знаменит Высоцкий монастырь и своей уникальной школой иконописи. Именно отсюда происходит особый иконописный деисусный чин, стиль, который во многом повлиял на манеру письма великого Андрея Рублева. Сегодня в монастыре хранится знаменитая чудотворная икона «Неупиваемая чаша», которая ежегодно привлекает в Серпухов множество паломников.

Другие храмы города

Храмы Серпухова отличаются разнообразием архитектурных стилей и форм. Очень интересна церковь Николы Белого – классический представитель так называемого московского ампира. От всех других церквей города она отличается круглым главным куполом с огромным барабаном. В советское время храм был частично разрушен, и в его стенах развернула производство макаронная фабрика. Сегодня церковь восстановлена, в ней вновь проводятся службы.

В годы Советской власти серьезно пострадали многие городские храмы, и, к сожалению, не все из них обрели вторую жизнь с распадом СССР. Так случилось с удивительно красивой Покровской церковью. Она была возведена в самом начале ХХ века на средства известной в городе фабрикантши Мараевой для местной старообрядской общины. Кирпичная, построенная в псевдорусском стиле, она сильно отличается от других храмов города. Церковь была закрыта в 1930-е годы и с тех пор пришла в запустение. Но даже находясь в столь бедственном положении, храм до сих пор потрясает воображение своей красотой и стройностью линий.

Непростая и во многом трагическая судьба постигла и знаменитый в свое время Распятский монастырь. Он существовал в Серпухове два века, но был закрыт Екатериной II в ходе секуляризации церковных земель. Монастырский храм преобразован в обычный приход, сегодня он разрушен. Чудом сохранились лишь несколько хозяйственных построек, в которых ныне располагается медицинское училище.

Ансамбль бывшей Рыночной площади

Достопримечательности Серпухова не исчерпываются многочисленными храмами и монастырями. Здесь сохранилось немало светских памятников архитектуры.

Сердцем любого города считается его центр. Серпухов – не исключение. На главной площади города, ранее именовавшейся Рыночной, расположилось здание Гостиного двора. Оно было построено в середине XIX века, но потом подверглось существенной перестройке. Площадь долгое время являлась самым важным местом города, здесь всегда кипела жизнь и велась оживленная торговля. Здесь же проходила и самая главная транспортная артерия Серпухова – дорога из Москвы в Тулу.

В советские годы Рыночная площадь потеряла свое былое значение, здесь были разбиты скверы, и установлен памятник Ленину. Лишь старинный Гостиный двор сегодня напоминает горожанам о том, что когда-то Серпухов славился своими купцами и был центром торговой жизни Подмосковья.

Музеи города

Музеи Серпухова будут интересны всем, кто интересуется историей и изящными искусствами. В Серпухове работает несколько музеев и выставочных центров, но особого внимания заслуживает, безусловно, историко-художественный музей, который расположен в очень красивом особняке купцов Мараевых.

Это самая крупная картинная галерея Подмосковья, славящаяся своей богатейшей коллекцией работ русских и западноевропейских живописцев. Музей был основан в 20-е годы ХХ века, и в его основу легла коллекция Мараевых. Позже фонды были дополнены собраниями предметов искусства из бывших дворянских усадеб, расположенных за городом.

Памятники города

Особую неповторимую атмосферу любому городу придают установленные на его улицах памятники. Серпухов также может гордиться несколькими выдающимися скульптурными произведениями. Причем самые интересные памятники были установлены совсем недавно.

В 1999 году в городе появился памятник А. П. Чехову. Жизнь писателя была тесно связана с этими местами, он имел имение в Серпуховском уезде и неоднократно приезжал в Серпухов по делам.

У здания городской администрации стоит очень красивый памятник князю Владимиру Храброму. Этот князь особо почитаем в Серпухове, так как именно при нем город стал активно расти и развиваться.

Очень выразительный памятник «Черный тюльпан» установлен в 2005 году на одной из площадей Серпухова в честь павших воинов-афганцев. Подобные мемориалы можно увидеть во многих городах нашей страны, что лишь подчеркивает трагедию тех, кто вынужден был пожертвовать жизнью ради чужих политических интересов.

Усадьбы под Серпуховом

В близлежащих к городу деревнях сохранилось немало старинных дворянских усадеб. И тем, кто любит загородные прогулки, можно посоветовать посетить некоторые из них для того, чтобы проникнуться духом провинциальной дворянской жизни XIX века.

Село Рай-Семеновское с усадьбой Нащокина интересно еще и тем, что в былые времена оно славилось своими целебными минеральными источниками. Вода в них содержит большое количество железа, а потому в начале XIX века здесь был открыт первый в Подмосковье курорт.

В усадьбе сохранились пейзажный парк и Спасская церковь с необычной оградой, созданной по образу каменных древнерусских крепостных стен с зубцами.

Курортный поселок некогда состоял из трех улиц, где располагались гостиницы, ванны, аптека и оранжерея. Однако в годы Советской власти все это оказалось заброшенным и пришло в полное запустение.

Заповедник

Город Серпухов и его окрестности знамениты не только историческими памятниками, но и своими уникальными природными ландшафтами. Всем любителям живой природы будет очень интересно посетить Приокско-Терасский биосферный заповедник.

Он знаменит прежде всего тем, что только здесь можно увидеть сочетание трех природных зон России – тайги, средней полосы и южных степей. Основал его известный ботаник XIX века Н. Н. Кауфман.

Заповедник был восстановлен после Великой Отечественной войны, и сегодня здесь можно увидеть более тысячи различных видов растений, около сотни видов птиц и более 50 видов млекопитающих. Кроме того, в заповеднике работает зубровый питомник.

Таким образом, достопримечательности Серпухова очень разнообразны. Каждый человек сможет найти здесь для себя что-то интересное. Экскурсии в Серпухове проводятся регулярно. Опытные гиды помогут осмотреть все самые популярные памятники архитектуры. Они расскажут много интересного и про другие достопримечательности Серпухова.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

История Владычного монастыря в Серпухове

Монастырь основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю:
– Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему

Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ:
– В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим.

Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Варлаам увидел ангелов, держащих обитель на своих раменах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм.

Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ея помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение и просил самого святителя Алексия не спрашивал о нем до смерти. Но видение это не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм.

Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма.

После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами.

Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне.

Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченных колоннах. Надпись на гробнице гласила: «Лет 6685, мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель инок Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в 14 веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и икона Владимирской Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворенный образ Христа Спасителя, иконы св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.

Читайте также:  Уваровская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели, святыни

К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь 15 века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями.
Третий храм обители – двухярусная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца, который всегда был особенным покровителем Владычного монастыря.

К северной стороне Георгиевской церкви был пристроен придел во имя св. царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел – один из первых, если не первый в России храм, посвященный св. Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ св. Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевском храме в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом св. Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне.

Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворенному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в 16 веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворенного Спаса и икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.

С именем преподобного Варлаама связано явление в 1878 году иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”.
Ныне в монастыре находится почитаемой список с утерянной после революции чудотворной иконы.
Монастырь вновь передан Церкви в 1995 году в полуразрушенном состоянии.

Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь Епархиальный женский монастырь

История

Владычний монастырь, один из древнейших на Подмосковной земле, был основан в 1360 году святителем Московским Алексием по повелению Пресвятой Богородицы, голос Которой он услышал от Ее иконы. «И в то время, – повествуется в летописи, – паки глас бысть: Алексие, Алексие, постави монастырь во имя Мое в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим».Повинуясь воле Божией и Пресвятой Богородицы, святитель послал своего келейника, инока Варлаама, отыскать место для монастыря и заложить храм. Перед началом строительства Варлааму было видение, о котором он поведал святителю Алексию только перед своим преставлением: «Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и Тоя бысть промыслом. Егда падох, и видех Ангелы держимь монастырь, и Захария в дверех церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим и посади на третией степени».

В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя Алексия и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Более чем 400 лет с момента своего основания Владычний монастырь жил внешне малоприметной, но внутренне сосредоточенной молитвенной жизнью. К концу XVIIIвека обитель пришла в упадок, богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келии и храмы пришли в совершенное запустение. В 1806 году Владычний монастырь был преобразован из мужского в девичий и началось возрождение монастыря, так что к середине столетия число насельниц возросло до 300. Самым замечательным событием тех лет можно назвать явление в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», впоследствии описанное священником обители иереем Иаковом Бриллиантовым со слов одной из сестер – свидетельницы чуда.
После революции, 1919-1920 годах Владычний монастырь был закрыт, сестры выселены. Церковные службы во Введенском соборе монастыря продолжались до 1927 года, затем он был закрыт и последовали долгие годы осквернения. Несколько монахинь монастыря пострадали за Христа и были расстреляны на Бутовском полигоне. К сожалению, не известны их монашеские имена, поскольку в делах указаны только имена мирские. 2 декабря (19 ноября ст.ст.) 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян иерей Иаков Бриллиантов, прослуживший во Владычнем монастыре больше 30 лет до самого закрытия храма. В 2003 году священномученик Иаков был прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. 31 октября (18 октября ст.ст.) 1937 года также в Бутово была расстреляна прихожанка Владычнего монастыря новомученица Елисавета Крымова, после закрытия обители приютившая у себя несколько выселенных монахинь, а также помогавшая другим сестрам, жившим неподалеку.

В советское время на огромной монастырской территории расположилась «школа красных военлетов». Монастырь стал называться Авиагородком. В 1978 году военное училище освободило территорию XVI века, и до 1995 года она оставалась без хозяина. За эти 17 лет монастырь был разрушен, его растаскивали по кирпичикам на гаражи и близлежащие дачи. Рубеж 90-х годов монастырь переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии.

В 1995 году началось возрождение Владычней обители. 5 мая Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычном женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову), возведенную в сан игумении 4 декабря 1998 года.

День сестер начинается в 6:30 утра с полунощницы. В 7:15 служится Литургия, на которой ежедневно присутствуют все сестры, кроме несущих череду на кухне и в трапезе и читавших ночью неусыпаемую псалтирь. В 10:00 сестры пьют чай и расходятся по послушаниям. В 14:00 бывает обед, в 14:30 – келейное правило.

В 16:00 служится вечерня и утреня, однако в будние дни в это время сестрам могут быть даны послушания. В 19:30 бывает ужин. В 21:00 сестры вновь собираются вместе на повечерие.

В воскресные и праздничные дни полунощница начинается в 7:00, Литургия – в 8:00.

Сестры живут в кельях по одной или по двое. Келейное правило послушницы состоит из 1 кафизмы, 1 главы Апостола, 1 главы Евангелия, поклонов, и 800 Иисусовых молитв. Для инокинь добавляется трехсотница и увеличивается число Иисусовых молитв. Монахини вместо трехсотницы читают пятисотницу, добавляются три канона и акафист. В зависимости от духовного состояния сестры по усмотрению игумении правило может меняться и дополняться. Для углубления в молитву предусмотрен двух-трехдневный затвор с вычитыванием полного круга богослужения.

По всем вопросам, духовным и практическим, сестры обращаются к матушке. С момента возрождения в монастыре заведено откровение помыслов игумении.

По словам сестер Владычнего монастыря, главное для них – реальная духовная жизнь, направленная на очищение души от страстей, а все остальное – лишь средства для ведения успешной духовной брани.

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Сведения о надвратном храме
(из исторического описания В.А. Рождественского)

Над святыми вратами находится церковь не большая каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)

Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм. Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп. Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни, и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.

Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но, в скором времени, особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд — сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен». Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века. Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, — так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными. Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями. Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным». Во внутренности храма — два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной — каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников. Фонарь — сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты — также из белого камня. Св. алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.

Предалтарный иконостас — недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов. На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея — человека, у Марка — орла, у Луки — тельца, у Иоанна — льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами — Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери (о ней будет сказано ниже); Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш. Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми. Во втором поясе: над царскими дверьми — складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне — Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, — все мерою в 1 арш., шир. 12 верш. В третьем поясе, в середине — Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, — мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.; по сторонам, в особых рамках, предстоящие — Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, — все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине — Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш., к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии — Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея — Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова — Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона — Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии — Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила — Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы — Возопих в печали моей ко Господу Богу моему — все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.

Первоначально храм сей, думать надобно, не имел трапезы (притвора). При входе в настоящий храм, доселе уцелела железная цепь большого размера — от одного простенка до другого, которою закладывалась дверь, и самая дверь устроена одинаково с наружными боковыми дверьми, створчатая, с большим внутренним замком и запором, ясно видно, что этот вход в начале был внешний. К таковому заключению приводит и то, что строитель храма преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». Могила его находится близ самого входа в соборный настоящий храм, где, вероятно, была сначала паперть, замененная после трапезою. Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя дабы всегда зрел церковь Пр. Богородицы». Видно, усердный храмоздатель при жизни своей положивший столько забот и труда, чтобы соорудить храм во славу Богоматери, какой Ей благоугоден, и до смерти своей никогда не оскудевал усердием быть ближе к сему храму, когда и по смерти желал непрестанно зреть красоту его, быть стражем входов и исходов его, быть молитвенником о молящихся в храме, равно как и всем молящимся напоминать о молитвенном поминовении храмоздателя. Над могилою преп. Варлаама устроено издревле каменное надгробие, на котором высечена вязью следующая надпись: «Лета 6885 мая в 5 день, преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель, инок Варлаам, келейник святителя Алексия Митрополита, погребен на сем месте».

Читайте также:  Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго. Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.

С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, — каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря – один из красивейших храмов Подмосковья XVI века. Традиционный крестово-купольный храм имеет архитектурные особенности. Для интерьера, а значит и для росписи некоторые существенны. Центральный барабан не переходит через паруса к углам четырех столбов, а «врезается» в западную половину центрального свода и классические паруса — только западные, а на востоке парусовидные формы несколько короче. Далее на восток центральный свод переходит в стену, отделяющую алтарь от центральной части храма, полностью закрытую иконостасом. Пятикупольный собор имеет только главный световой барабан купола. Боковые купола – декоративные и никак не отражаются на интерьере храма. Пространство главной части алтаря полностью отделено от жертвенника и диаконника и соединяется с ними только небольшими проходами. На западной стене сейчас почти на всю ширину храма расположены хоры.

Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря — иконописцами. Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.

При разработке программы алтаря главным ориентиром для росписи была выбрана стилистика фресок сербских храмов XIV века. Когда иконописцы перешли писать росписи основной части храма, то стали, в первую очередь, ориентироваться на росписи новгородского храма Рождества на Красном поле (на кладбище) конца XIV века, выполненные балканскими мастерами. Они не значительно отличаются от балканских росписей, но более «русские».

Варлаам Серпуховской и святыни Владычнего монастыря

У паперти Введенского собора Владычнего монастыря в Серпухове погребен преподобный Варлаам – строитель этой древней обители, живший в XIV веке. В 1878 году во Владычнем монастыре явилась чудотворная икона «Неупиваемая чаша», ставшая самой известной его святыней. В монастыре издавна почитались также и другие чудотворные реликвии: образы мученика Иоанна Воина, Георгия Победоносца, царевича Димитрия Углицкого. Во Владычнем монастыре в начале XIX века жила известная юродивая Евфросиния Колюпановская.

Основателем Владычнего монастыря в Серпухове был знаменитый святитель XIV столетия митрополит московский Алексий Бяконт. Однажды Алексий совершал молитвенное правило и, дойдя до молитвы «О всепетая Мати», его келью озарил необыкновенно яркий свет. В комнате вместе с митрополитом был также дьякон Герасим, ставший свидетелем чуда. От иконы Богородицы послышался голос, который говорил: «Алексие! Ты должен построить монастырь во имя Мое, а вместе и себе в память». Пораженный видением, митрополит ушел в свою комнату и молился Божией Матери, чтобы она сообщила, где следует построить монастырь. Голос от иконы ответил святителю: «В пределах города Серпухова: там возлюбила я место во спасение многим душам человеческим».

Митрополит Алексий послал в Серпухов своего келейника Варлаама, чтобы тот нашел подходящее место для будущего монастыря. Исполнив поручение, Варлаам в течение тринадцати лет устраивал монашескую общину Владычней обители. За два года до кончины инок ослеп и, чувствуя приближающийся конец, вызвал в Серпухов митрополита Алексия, говоря: «Сам ты соорудил монастырь…Сам погреби и меня своими руками». Задолго до строительства обители Варлааму также было чудесное видение, о котором он дал обет не говорить, пока не наступит смертный час. Когда Алексий прибыл к умирающему в Серпухов, ослепший старец Варлаам прозрел, взял перо с бумагой и записал виденное им много лет назад: «Когда я упал, увидел, что монастырь держат ангелы, в дверях церковных стоит Захария и входит Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил ее на третьей ступени». Записав это, Варлаам вскоре скончался, а митрополит Алексий совершил обряд погребения, предав земле преподобного старца у паперти построенного им Введенского храма.

Над могилой преподобного Варлаама Серпуховского поставлена деревянная сень-часовня. В память об основателях обители митрополите Алексии и строителе Варлааме стены монастыря с внутренней стороны украшают мозаики с изображениями этих двух святых, выполненные в полный рост. Кроме того, на площади перед входом на территорию, прилегающей к обители, стоит бронзовый памятник Варлааму Серпуховскому с иконой «Неупиваемая Чаша» в руках.

Памятник символически объединил древнего основателя и святыню другой эпохи. Икона «Неупиваемая чаша» была обретена во Владычнем монастыре в 1878 году через пятьсот лет после кончины преподобного Варлаама. Святыня прославилась тем, что избавляла от недуга пьянства. К несчастью, в 1929 году оригинал иконы был утрачен. В 1990-е годы иконописцы создали два современных списка «Неупиваемой чаши», которые почитаются в Высоцком и Владычнем монастырях Серпухова.

До революции во Владычнем монастыре хранились еще три чудотворных образа, покинувшие обитель после закрытия. В 1607 году царские войска одержали под Серпуховым победу над отрядами второго самозванца, и в честь радостного события Василий Шуйский пожертвовал в монастырь образ царевича Димитрия Углицкого. На подаренном образе есть чеканная надпись о том, что от иконы была дарована победа над мятежниками. По желанию Василия Шуйского здесь также построили придел в честь царевича Димитрия, который по времени стал вторым храмом в память страстотерпца после церкви в городе Угличе. Составитель исторического очерка о Владычней обители В.А. Рождественский даже считал серпуховский образ царевича самым первым и верным образом Димитрия Углицкого. Этот чудотворный образ в 1920-е годы был изъят у монастыря и передан в историко-художественный музей Серпухова.

Во Владычнем монастыре особенно почитался Георгий Победоносец, в честь которого в конце XVI века был выстроен храм с шатром. Во времена одного из нашествий иноземцев на Серпухов, горожане видели мученика Георгия, который выехал из задней калитки Владычнего монастыря на белом коне к озеру. Он подъехал к отрядам захватчиков, и те в страхе бежали от святого. Легенда о великомученике Георгии почти дословно повторяет другое серпуховское предание о явлении врагам преподобного Афанасия Высоцкого на белом коне.

Память о чуде воина-великомученика ежегодно отмечалась во Владычнем монастыре в седьмой понедельник после Успения Божией Матери. В честь Георгия, которого называли «Потаенным», служилось всенощное бдение и совершалось освящение воды. Перед храмовой иконой Георгия Победоносца иноки часто видели горящую свечу, которая зажигалась сама собой. Этот образ после закрытия монастыря был передан в Ильинскую церковь Серпухова, где в XX веке бесследно пропал.

Еще одной святыней обители считался образ мученика Иоанна Воина. Однажды во времена нашествия татар монастырь был осквернен захватчиками, и один из них в насмешку решил распилить икону Иоанна Воина. От прикосновения пилы злодея из доски пошла кровь, и кочевник в страхе отбросил икону в сторону. Придя в себя от испуга, он снова стал пилить икону, но доска сама собой срасталась. После нового чуда захватчик, как говорит предание, обратился в христианскую веру. На серпуховской иконе Иоанна Воина навсегда остались следы пилы и засохшая кровь. В советские годы образ передали в городской историко-художественный музей, а затем он попал в Москву в музей иконы Андрея Рублева.

К 1806 году древний Владычний монастырь пришел в упадок и готовился к упразднению. К счастью, московский митрополит Платон Левшин, проведший детство под Серпуховым в селе Липицы и по преданию обучавшийся грамоте во Владычнем монастыре, решил возродить здесь монашескую жизнь. Он просил императора Александра I преобразовать опустевшую обитель из мужской в девичью. С этого времени в монастыре селились инокини. Среди них в обители подвизалась блаженная Евфросиния Колюпановская.

Юродивая Евфросиния была знатного происхождения, воспитывалась при Смольном монастыре в Петербурге и стала затем фрейлиной императрицы Екатерины II . Однако девушка тайно сбежала из дворца и направилась в Москву к митрополиту Платону Левшину. Евфросиния рассказала иерарху о намерении оставить мирскую жизнь и просила скрыть тайну ее знатного происхождения. Митрополит Платон благословил подвижницу идти в возрожденный им Владычний Серпуховский монастырь. Блаженная поселилась у монастырской ограды в тесной и душной избе. Вместе с ней жили кошки, собаки и ворон, а в небольших сенях теснились корова, теленок и петухи. В любое время года святая ходила босая в серой суконной рубахе. На шее у блаженной висела железная цепь. Ночью Евфросиния бродила вокруг монастыря и пела церковные стихи. Образ жизни подвижницы раздражал окружающих и монастырское начальство, поэтому Евфросиния была вынуждена покинуть серпуховскую обитель и закончить земную жизнь в селе Колюпанове Тульской губернии.

Серпухов

Се́рпухов — город в России, административный центр городского округа Серпухов в составе Московской области. Серпухов является центром Серпуховской городской агломерации с населением свыше 260 тысяч жителей.

Содержание

Общее описание

Районный центр Московской области в 99 км к югу от Москвы. На р. Наре, близ её впадения в Оку. Население – 135 тыс. человек.

В самом Серпухове есть три по-настоящему интересных места – два монастыря и Красная гора. Между ними тоже немало старинных зданий и храмов, но почти все в таком состоянии, будто им не 250, а 2500 лет.

Рядом с Серпуховом, а значит, и рядом с Москвой, что удивительно, находится главное в России обиталище доисторических быков – зубров.

Одного дня на Серпухов хватит. Но чтобы успеть и в заповедник, передвигаться в этот день необходимо на машине.

Сложность знакомства с Серпуховом в том, что два монастыря находятся на противоположных берегах Нары при удалённости моста. Пешим путешественникам можно порекомендовать такой маршрут. Сначала от вокзала доехать на автобусе №4 до Владычнего монастыря: Оттуда пешком или на автобусе вернуться на левую сторону Нары. Осмотрев Красную Гору и Торг, дойти пешком до Высоцкого монастыря. Следуя к Высоцкому монастырю по Калужской ул., увидите справа руины ворот – это вход в бывший Распятский монастырь, в зданиях которого размещены медицинские организации.

Если выйти в противоположные от главного входа Высоцкого монастыря ворота или обойти монастырь кругом, с высокого холма откроется перспектива Упы и Оки. От Высоцкого монастыря дойти до Историко-художественного музея. После этого или перед посещением Высоцкого монастыря можно пообедать в центре (пл. Ленина).

История города

Впервые город Серпухов упоминается под 1328 г. Крепость была частью оборонительного пояса, защищавшего Москву с юга. Как и все города этого пояса, он часто подвергался разорениям от монголов и татар. Вблизи Серпухова находилась удобная переправа через Оку, которой они пользовались; берега в месте переправы были отгорожены острогом.

Из четырёх серпуховских князей наиболее прославился Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Во время Куликовской битвы 1380 г. он вместе с воеводой Димитрием Боброком руководил засадным полком, состоявшим из серпуховичей. Полк стоял в дубраве на краю поля битвы, не видимый врагом; продолжал стоять даже тогда, когда русские не выдержали боя и побежали, а монголы бросились за ними. Князь Владимир Андреевич порывался выступить в этот момент, но хладнокровный Боброк удержал его. Лишь когда монгольское войско обернулось к дубраве тылом, да ещё и ветер подул в сторону врага, засадный полк неожиданно напал на монголов. Повернули назад и оступавшие русские. Теперь паника охватила монголов, они бежали во главе с Мамаем; русские преследовали их тридцать вёрст.

Погибшие воины серпуховского ополчения были похоронены в братской могиле в Высоцком монастыре.

Серпуховское княжество чеканило свою монету. В 1483 г. город вошёл в состав Московского княжества.

В 1607 г. под Серпуховом царь Василий Шуйский разбил войско второго Лжедимитрия. В связи с этим царь подарил Владычнему Введенскому монастырю образ святого царевича Димитрия, который впоследствии прославился чудесами.

Святые

Герман Аляскинский (вероятное мирское имя Герасим Иванович Зырянов; 1756 или 1757, Серпухов, Россия —13 декабря или 15 ноября 1836, Еловый остров, Аляска) — православный святой, почитаемый в лике преподобных, руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк, крестивший множество алеутов и других жителей Русской Америки.

Один из первых православных проповедников в Новом Свете. Святой покровитель Америки.

День памяти кончина 13 (26) декабря, открытие мощей и прославление 27 июля (9 августа). Рака с мощами находится в храме Воскресения Христова в городе Кадьяк.

Монастыри

Введенский Владычний женский монастырь

Серпухо́вский Влады́чный Введе́нский же́нский монасты́рь – старейший монастырь города, основан в 1360 свт. Алексием Московским как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.

Адрес: 142210, Московская область, Серпуховский район, город Серпухов, ул. Октябрьская, 40.

Телефон: (4967) 72-46-25, факс: (4967) 36-21-69 (доп. 200)

Высоцкий монастырь

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов.

Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

Адрес: Россия, Московская область, город Серпухов, ул. Калужская, д. 110

Храмы

Красная или Соборная гора

Красная или Соборная гора – это место, с которого начался город. Оно находится в самом центре, над рекой. Кремль, который стоял здесь шесть веков, а с 1556 г. был каменным, разобрали в 1934.

На вершине горы стоит Троицкий собор (1696). Рядом с вершиной, там, где раньше находился Торг, церкви выстроились в ряд. Лес храмов, отреставрированных снаружи, выглядит вдохновляюще, но действуют лишь церкви Илии Пророка (1748) и Николы Белого (1857). Троицкая церковь полуразрушена внутри. Успенская (1854), стены которой богато украшены, не действует.

В Троицком соборе находится Историко-архитектурный музей.

Никольский собор (Серпухов)

На месте современного собора в XVI веке — начале XVII века деревянный храм, упоминаемый в описях Серпухова 1552 и 1620 годов. К 1649 году здесь же сооружена каменная церковь, предположительно работы ярославских мастеров.

В 1713 году по инициативе Михаила Попова, подьячего земской избы Серпухова, издается указ о строительстве нового каменного храма из известняка. Работы завершены в марте 1721 года. Сооружение состояло из увенчанного одной главой четверика с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником.

Читайте также:  Ярославская церковь Иоанна Предтечи в Толчкове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Очередной проект перестройки храма разработан в 1831 году архитекторами Таманским и Шестаковым. Строительство осуществлено с 1833 по 1857 год.

В 1929 году собор был закрыт, колокольня частично разрушена. Возвращён церкви в 1995 году. В 2005 году торжественно освящён после реставрации. Созданы два новых придела Богоматери «Поможение Родам» и Новомучеников Серпуховских.

Адрес: Московская область, город Серпухов, ул. Калужская д.26/12

Троицкий собор (Серпухов)

Тро́ицкий собо́р (Собор Троицы Живоначальной, Свято-Троицкий собор) — православный храм в городе Серпухове Московской области. Расположен в историческом центре города на Соборной горе в пределах территории, занимаемой ранее Серпуховским кремлём. В 2011 году передан в ведение РПЦ.

Адрес: 142201, Моск. обл., г. Серпухов, ул. Красная гора.

Проезд из Москвы: электричкой с Курского вокзала или автобусом № 458 от станции метро «Южная» до ж/д вокзала. Далее автобусами №№ 5, 6, 29, 127 до ост. «Ситценабивная», далее пешком подняться на Соборную гору.

Телефоны: +7 4967 75-98-94

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Серпухов)

Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы (Богоро́дицкая церковь, Успе́нская церковь) — православный храм в городе Серпухове Московской области. Расположен в историческом центре города, на улице Володарского, на месте исторического городского посада.

Храм в псевдорусском стиле представляет собой одноглавый четверик с двухпридельной трапезной и колокольней. Храм Успения – ранний образец русского архитектурного историзма 2-й половины XIX века. Строгая геометрика его объёмов под чисто внешним узорочьем декора – еще не изжитое наследие стиля ампир. Белокаменная резьба и лепнина фасадов воспроизводят мотивы русских иконостасов конца XVII столетия. Внутри храма сохраняются росписи в академической манере.

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Володарского, д. 2

Телефон: (4967) 72-46-84, 72-86-73, 35-37-63 (факс)

Ильинский храм (Серпухов)

Це́рковь Проро́ка Ильи́ (Ильи́нская церковь, Илии́ Пророка «на Торгу́») — православный храм в городе Серпухове Московской области.

Расположен в историческом центре города, на улице Володарского, на месте исторического городского посада.

Адрес: 142204, Московская область, г. Серпухов, ул. Володарского, 2-а

Телефон: 8 (4967) 72-86-73, факс: 8 (4967) 35-37-63

Электронная почта: ilinka.serpuhov.rf@yandex.ru

Храм Всех Святых (Серпухов)

Храм Всех Святы́х (Всехсвя́тская це́рковь) — православный храм в городе Серпухове Московской области. Расположен на Всехсвятском городском кладбище.

Здание представляет собой каменный пятиглавый храм в русско-византийском стиле по проекту Казимира Викентьевича Гриневского, имеет высокую колокольню. Для данной церкви характерно подражание древнему русскому зодчеству, часть деталей имеет общие черты с московским Храмом Христа Спасителя, в частности килевидные завершения наличников окон и кокошники. По некоторым источникам, колокольня имеет сходство с несохранившейся колокольней московского храма святых Космы и Дамиана в Столешниках. В Храме имелись престолы: Всехсвятский (главный), придел во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», придел святого великомученика Никиты.

Адрес: г. Серпухов, Серпуховский район, Рабфаковский пер., д. 2

Телефон: +7 (496) 772-88-81

Электронная почта: allholies@mail.ru

Музеи

Историко-архитектурный музей

В Троицком соборе на Красной горе Серпухова находится Историко-архитектурный музей, в котором сменяются небогатые выставки краеведческой тематики.

Время работы: C 10.00 до 15.00, кроме Пн. и посл. Чт. месяца

Историко-художественный музей

Основу музею положила фабрикантша Мараева своим собранием иностранных художников XVII-XVIII вв. Весьма впечатляющая для небольшого города коллекция работ Шишкина, Саврасова, Айвазовского, Поленова, Коровина и других русских живописцев и скульпторов была реквизирована у богатого дворянина Ю. Мерлина.

В коллекции икон – две чудотворные иконы из Введенского Владычнего монастыря Серпухова : икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная по указу свт. Алексия, и образ святого царевича Димитрия, принесённый в обитель по велению Василия Шуйского. Образ царевича Димитрия считается самым первым и точным. Эти иконы в дни соответствующих праздников приносятся из музея в монастырь.

Во дворе музея стоит орудие, толстый ствол которого в зарядной части раскрыт, как кожура банана. Оно было установлено здесь сразу после Великой Отечественной в качестве экспоната. С ним уже несколько лет играли дети, когда вдруг кто-то обнаружил, что в стволе – целый снаряд. При попытке разрядить орудие снаряд взорвался.

Музею передана стоящая рядом с ним старообрядческая Покровская церковь.

Адрес: ул. Чехова, 87. Тел.: (4967) 35-24-19.

Время работы: Открыт с 10 до 17, кроме Пн. и посл. Чт. месяца.

Проезд из Москвы

С Курского вокзала – до 4 электропоездов в час. Большие интервалы – в полдень и вечером. В пути около 1 ч 50 мин, экспресс (отправляется во второй половине дня) – 1ч 20 мин.

От автовокзала на м. Южная до автовокзала в Серпухове отправляетсмя примерно 2 автобуса в час.

На машине по трассе М2 около 100 км, 1,5 ч пути.

Прочая информация

Куда дальше из Серпухова

Автостанция: 35-38-76. (На пл. Революции.)

Ж/д станция: 75-63-42. От ж/д станции до Красной горы в Серпухове идёт автобус №5.

От вокзальной площади 3 автобусных рейса в день, около 3 ч в пути.

На машине через Тарусу. 117 км, 2 ч пути.

От вокзальной пл. автобус №103 до Балабаново 3-4 раза в день.

Электропоезда каждый час. В пути в среднем 1ч 40 мин.

СЕРПУХОВСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ

Серпуховский Владычный Введенский монастырь

Владычний [1] женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Серпухове Московской епархии

  • Адрес: Россия, 142210, Московская обл., Серпуховский р-н, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40
  • Тел: + 7 (4967) 72-46-25
  • Официальный сайт: http://www.inokini.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Обитель возникла по особому изволению Божией Матери: однажды митрополит Киевский, святитель Алексий Московский, услышал глас, исходящий от Её иконы: “Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память”. Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря “в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих Я место на спасение многим душам человеческим”. Также было указано событие из земной жизни Пресвятой Богородицы – Её Введение во храм, – в честь которого должен был быть воздвигнут монастырь. Святитель отправил своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства монастыря. Спустя некоторое время и сам он прибыл в Серпухов, однако то место в дремучем сосновом бору недалеко от слияния рек Оки и Нары ему не приглянулось. И вдруг ночью митрополит Алексий услышал голос, что именно там нужно ставить монастырь. Тогда он повелел заложить деревянную церковь, а инока Варлаама назначил строителем. Случилось это в 1360 году.

    Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители. В 1362 году его трудами уже “составлена была каменная церковь”, впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. После своей смерти святой Варлаам был погребён в обители и стал её небесным заступником. Вскоре после учителя преставился и его ученик, преподобный Гедеон, также упокоившийся в монастыре.

    Ввиду частых набегов татар в XV-XVII веках монастырь был огражден стенами и амбразурами и приобрёл вид крепости. До времён царя Иоанна Грозного монастырь был бедным, но затем его благосостояние увеличилось.

    В 1598 году близ монастыря встал станом избранный царь Борис Годунов, вышедший с войском чтобы предотвратить очередное нашествие крымских татар. Успешный исход Серпуховского похода, непосредственно после которого последовало венчание Годунова на царство, привлекло к монастырю особое царское внимание. На вклад царя Бориса прежние собор и трапезная были заменены новыми, а при трапезной был построен новый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Тогда же была воздвигнута крепостная стена с башнями, воротами и надвратным храмом во имя мученика Феодота Анкирского – святого покровителя Бориса Годунова. Появился и каменный жилой корпус.

    В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.

    Видя печальное положение монастыря, митрополит Московский Платон (Левшин) испросил у императора Александра Павловича разрешение преобразовать его в женский. Это было исполнено в 1806 году, с причислением монастыря к третьему классу. С этого времени начался новый расцвет обители. В 1830 году в монастыре было установлено общежитие. Шло строительство, были устроены новые храмы – под Георгиевской церковью в 1818 году появился храм в честь Вознесения Господня в котором в 1840 году был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца; в 1834 году над вратами был сооружён храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя; были полностью перестроены паперти вокруг собора, а в южной паперти в 1867 году устроен Филаретовский придел. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России, что привлекало в обитель множество паломников. Через предстательство святого Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”. Среди подвижниц монастыря того времени известны будущая преподобная схимница Рахиль Бородинская, начавшая свой иноческий путь во Владичной обители, а также блаженная старица Евфросиния Колюпановская, прославившаяся благодатными дарами.

    В 1919 году обитель была закрыта, но некоторые её храмы продолжали действовать до 1927 года. В то время здесь нёс пастырское служение священномученик Иаков Бриллиантов, среди прихожанок была мученица Елизавета Крымова. По закрытии обители пошло постепенное разрушение её церквей и зданий. С 1970-х годов храмы стали частично реставрироваться. До начала 1990-х годов на территории обители находилась реставрационная фирма “Владычная слобода”, после чего монастырский корпус вернули Церкви.

    Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в.

    5 мая 1995 года [2] решением Священного Синода Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове был вновь открыт. В то время уцелевшие здания монастыря были в полуразрушенном состоянии, без крыш, окон и дверей, а сама территория – завалена мусором. 28 июля того года в Алексеевском храме обители была совершена первая после возрождения Божественная литургия. Реставрация храмов ускорилась, и к началу 2000-х годов церкви обители вновь действовали. С 2000 года в обители замироточили многочисленные иконы. Постепенно расширялось хозяйство обители, так что к 2010 году было 23 коровы, телята, свиньи, поросята, козы, 70 кур. Услышав об иконе Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства и наркомании, родители стали привозить сюда своих дочерей, страдающих этими недугами, а священники – направлять в серпуховскую обитель женщин для реабилитации.

    Статистика

    • ок. кон. XIX в. – 300 насельниц [3]
    • нач. XX в. – игумения, 50 монахинь, 326 послушниц [4]
    • 1919, перед закрытием – ок. 400 монахинь, инокинь, послушниц [3]
    • 2010 – 16 насельниц [3]
    Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

    Архитектура, храмы

    Введенский собор

    Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы является пятиглавым трехапсидным духстолпным кирпичным храмом рубежа XVI-XVII веков. Снаружи облицован белым камнем. Собор окружали паперти с приделом праведного Филарета Милостивого, перестроенные в XIX веке, и сломанные в 1971 году. Собор был закрыт в 1927 году и служил складом. Нынешний облик приобрёл в итоге реставрации в формах XVI века, которая была проведена в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Собор был вновь торжественно освящен 12 ноября 2016 года митрополитом Крутицким Ювеналием (Поярковым).

    Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа – придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г.

    Георгиевский храм в трапезном корпусе

    Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 году. В конце XVII века была надстроена верхняя часть звонницы, а под ней устроен придел во имя страстотерпца Димитрия Царевича, перенесённый из Введенского собора. Затем в 1818 году в подклете был освящён Вознесенский храм, а в нём в 1840 году – северный Никольский придел. С 1920-х годов церковь была занята под клуб, с 1970-х годов реставрировалась, но к 1990-м была заброшена. В конце 1990-х годов в ней были возобновлены богослужения и завершена реставрация.

    Алексеевский храм

    Церковь во имя святителя Алексия Московского была выстроена в 1695 году. Небольшой одноглавый бесстолпный белокаменный храм примыкает к северо-западному углу Введенского собора. В подклете размещалась усыпальница храмоздателей-князей Ладыженских. В Синодальный период был освящен во имя Трёх Московских святителей. По конфискации у Церкви и до 1970-х годов служил складом. С 1995 год вновь действует, будучи освящен во имя святителя Алексия Московского.

    Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

    Надвратный храм Феодота Анкирского

    Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концу XVI века (до революции в ризнице монастыря сохранялась благословенная грамота патриарха Иова на построение храма от 1599 года) и является уникальным памятником годуновской архитектуры. В 1834 году храм был возобновлён святителем Филаретом Московским и освящён в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

    Святые врата

    Святые врата – главный вход в монастырь – почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане – 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря.

    Настоятели и настоятельницы

    • Прп. Варлаам (1360 – ок. 1375) .
    • Феодосий (1551)
    • Дионисий (1551 – 1559) .
    • Варсонофий (1572 – 1580) .
    • Сергий (1584 – 1593) .
    • Вассиан (Ладыженский) (1598 – 1599) .
    • Пимен (упом. 1607)
    • Савватий
    • Иосиф (упом. 1614) .
    • Кирилл (1618 – 1625) .
    • Фома (1628 – 1629)
    • Феодосий (1629 – 1633)
    • Иона (1634 – 1647)
    • Стефан (1649- 1650) .
    • Макарий (1653 – 1656)
    • Герасим (1656 – 1661)
    • Игнатий (1661 – 1683)
    • Давид (1683 – 1686)
    • Александр (1686 – 1691)
    • Рувим (1691 – 1697)
    • Симеон (1697 – 1720)
    • Павел (1721 – 1724)

    Святыни

    • Мощи прп. Варлаама Серпуховского – покоятся под сенью перед входом во Введенский собор
    • Чудотворный список иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” – чудесно явленная в 1878 году икона хранилась во Введенском соборе до начала XX века, после чего была утеряна; ныне в соборе хранится её список
    • Список чудотворной иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы
    • Чудотворная икона св. царевича Димитрия Угличского
    • Чудотворная икона мч. Иоанна Воина

    Мироточение

    14 июня 1999 года в обители начал мироточить Крест-Голгофа, что стало первым мироточением в монастыре [5]. 28 апреля 2000 года – икона Божией Матери “Всецарица”, а с 19 августа 2000 года началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно было наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно. На 2 ноября 2001 года в числе мироточащих была 31 икона [6].

    Использованные материалы

    • “К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове”, Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12:
      • http://www.mepar.ru/library/vedomosti/52/855/
    • “Храмы”, раздел официального сайта Серпуховского Владычнего монастыря:
      • http://www.inokini.ru/svjatyni/hram/ (см. ссылки слева; материал использован частично)
    • Подробная летопись истории обители на официальном сайте монастыря:
      • http://www.inokini.ru/letopis/ (см. ссылки вверху и слева; материал использован частично, пополнен список настоятелей)
    • Страницы фотосправочника Русские Церкви:
      • http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=186 – “Введенский Владычный женский монастырь”
      • http://russian-church.ru/viewpage.php?page=9564 – “Введенский Владычный женский монастырь. Георгия Победоносца церковь.”
    • Страницы сайта Народный каталог православной архитектуры:
      • http://sobory.ru/article/?object=00622
      • http://sobory.ru/article/?object=14051

    [1] Эта форма названия употребляется на официальном сайте обители. Также широко распространена форма “Владычный”.

Ссылка на основную публикацию