Вологодская митрополия: духовенство и указы, церкви и монастыри, святыни

Духовенство Вологодской епархии

Разные сведения о священно-церковнослужителях и их семьях, о монашестве и людях, принадлежащих к духовному сословию

Вологда
Сообщений: 1629
Регистрация: 2016
Рейтинг: 925

Вологда
Сообщений: 1629
Регистрация: 2016
Рейтинг: 925

СВЕДЕНИЯ о священно-церковнослужителях Вологодской епархии (Кадниковский, Вельский и Сольвычегодский уезды). 1816 г. (ГАВО, ф.496, оп.1, д.7169).

Именной список священников приходских церквей за 1770-1812 гг.
(в скобках указана дата вступления в должность)

-л.1об-2 г. Кадникова Никольского собора священники:
1.Алексей Иванов Скворцов (1808)
2. Дмитрий Марков Рохлецов (1798)

-л.2об-3
3. Наремской Димитриевской ц. благочинный Алексей Васильев Обухов (1797)
4. Корбангской Георгиевской двухприходной ц. – Михаил Спиридонов Лавдовский (1807)
5. -“- Иван Андреев Венедиктов (1799)

-л.3об-4
6. Ильинской Засодимской двухприходной ц. Иван Федоров Лавдовский (1790)
7. -“- Андрей Федотов Медицкий (1794)
8. Иоанновской в Остроконье ц. Иоанн Петров Маслов (1794)
9. Космо-Дамиановской в Кузьмине ц. Иоанн Васильев (1795)
10. Глушицкой Леонтиевской двухприходной ц. Тимофей Алексеев Раменский (1800)
11. -“- Михайло Алексеев Якубов (1811)

-л.4об-5
12. Николаевской Корбангской ц. Василий Иванов Голубев (1803)
13. Покровской Замошской трехприходной ц. Федор Алексеев Боровецкий (1797)
14. -“- Тимофей Григорьев Юнонин (1801)
15. -“- депутат Петр Андреев Левитский (1811)
16. Троицкой Пельшемской двухприходной ц. Семион Мартинианов Попов (1791)
17. -“- Андрей Михайлов Невин (5.07.1812)

-л.5об-6
18. Троицкой на Двинице двухприходной ц. Стефан Яковлев Иконников (1802)
19. -“- Иван Ахиев Ржаницын (1805)
20. Николаевской во Флоровском ц. благочинный Иван Федоров Красов (1801)
21. Архангельской на Кубенице двухприходной ц. Иван Васильев Ржаницын (1797)
22. -“- Илларион Егоров Воронов (1805)
23.Богородской Ратинской ц. Федор Иванов Травин (1808)
24. Богородской в Заозерном ц. Стефан Михайлов Воронов (1798)
25. Воскресенской в Лещеве ц. Афанасий Федоров Ржаницын (24.11.1812)

-л.6об-7
26. Воскресенской в Бельтяевой Слободе двухприходной ц. Александр Андреев Ивановский (1792)
27. -“- Иван Иванов Юшков (1797)
28. Васильевской на Кубенице ц. Иван Петров Белышев (1793)
29.Вознесенской в Еремеевом монастыре ц. Александр Николаев Детищев (1810)
30. Георгиевской на Рубеже ц. Михаил Михайлов Расторопов (1786)
31. Ильинской на Чевце двухприходной ц. депутат Иван Стефанов Чевский (1785)
32. -“- Иван Федоров Ржаницын (1802)

-л.7об-8
33.Николаевской на Сянжеме на Стану ц. Николай Васильев (1793)
34. Николаевской на устье Сянжемы двухприходной ц. Иван Михайлов Сянжемский (1786)
35. – ” – Максим Васильев Ржаницын (1786)
36. Преображенской в Карачунове ц. Василий Васильев Преображенский (1796)
37. Спасской в Сиемском Раменье ц. Василий Яковлев Иконников (1797)
38. Христо-Рождественской на Кубенице ц. Василий Иванов Русов (1797)
39. Ильинской на Азле ц. благочинный Василий Андрианов Осокин (1786)

-л.8об-9
40. Благовещенской на Томаше ц. благочинный Василий Тимофеев Барсов (1797)
41. Богородской на Стану ц. Федор Алексеев Озерков (1791)
42. Васильевской на Межурах ц. духовник Никифор Казанский (1792)
43. Ильинской на Уфтюге ц. духовник Иван Егоров Воробьев (1809)
44. Космо-Дамиановской на Яхренге ц. Адриан Андреев Патоков (1783)

-л.9об-10
45. Николаевской на Шапше двухприходной ц. Стефан Павлов Брянцев (1807)
46. – ” – Евдоким Афанасьев Распопин (1795)
47. Николаевской в Верхнем Раменье ц. духовник Григорий Федоров Верхораменский (1797)
48. Преображенской на Уфтюге ц. Петр Иванов Сиряков (1798)
49. Спасской в Репной пустыни ц. Адриан Васильев Утюгов (1784)

-л.10об-11
50. Флоро-Лаврской Кумзерской трехприходной ц. Василий Петров (1795)
51. – ” – Федор Михайлов (1798)
52. – ” – Иоанн Федоров (1791)
53. Николаевской в Заболотье двухприходной ц. Иван Спиридонов Лавдовский (28.07.1812)
54. – ” – Иван Петров (1776)
55. Богородской в Заболотье ц. Петр Андреев Морошкин (1803)

-л.11об-12
56. Николаевской в Заболотье ц. Иван Иванов Яблонский 91787)
57. Николаевской в Заозерках ц. Иван Иванов Черняев (1805)
58. Рождественской в Святом Раменье ц. Дмитрий Иванов Воробьев (1789)
59. Трифоновской на Уфтюге двухприходной ц. Николай Иванов Осокин (1799)
60. – ” – Иван Стефанов Колосов (1800)
61. Троицкой на Уфтюге ц. духовник Стефан Васильев Барсов (1798)

-л.12об-13
62. Ильинской в Пустораменье двухприходной ц. благочинный Афанасий Михайлов Новосельский (1799)
63. – ” – Федор Федотов Медицкий (1791)
64. Богородской на Лысой горе ц. Адриан Федоров Суровцев (1799)
65. Благовещенской в Кузовлеве ц. Тихон Петров Воробьев (1806)
66. Воскресенской в Устье двухприходной ц. Григорий Иванов Жданов (1792)
67. – ” – Арсений Иванов Городецкий (17.02.1812)

-л.13об-14
68. Васильяновской трехприходной ц. депутат Василий Иванов Воробьев (1770)
69. – ” – депутат Павел Петров Белышев (1799)
70. – ” – Иван Стефанов Петряевский (1812)
71. Георгиевской в Заднем Селе трехприходной ц. Иван Алексеев Задносельский (1786)
72. – ” – Алексей Иванов Задносельский (1801)
73. – ” – Петр Иванов Барсов (1808)
74. Ильинской Грибцовской ц. Иоанн Алексеев Якубов (1793)

-л.14об-15
75. Космо-Дамиановской на Кихте ц. духовник Василий Иванов Юшков (1781)
76. Николаевской в Старом Селе ц. духовник Николай Федоров Четверухин (1810)
77. Николаевской на Корне ц. Петр Иванов Кихтенский (12.05.1812)
78. Преображенской на Бережку ц. Алексей Егоров Воробьев (1804)
79. Петропавловской в Петровской Слободе двухприходной ц. духовник Григорий Иванов Устьянский (1793)
80. – ” – Петр Федоров Глушицкий (1797)

Вологда
Сообщений: 1629
Регистрация: 2016
Рейтинг: 925

СВЕДЕНИЯ о священно-церковнослужителях Вологодской епархии (Кадниковский, Вельский и Сольвычегодский уезды). 1816 г. (ГАВО, ф.496, оп.1, д.7169).

Именной список священников приходских церквей за 1770-1812 гг.
(в скобках указана дата вступления в должность)

-л.17об-18
1. Вельского Троицкого собора протоиерей Алексей Сорокин (в священника в 1793; в протоиерея в 1803)
2. – ” – Иоанн Иоаннов Архангельский (1778)
3. – ” – Алексей Алексеев Осокин ( )

-л.18об-19
4. Верховажского Успенского собора Петр Яковлев Попов (1790)
5. – ” – духовник Алексей Дмитриев Макарьин (1781)
6. – ” – Иван Иванов Петропавловский (1810)
7. Верхнеподюжской Архангельской ц. Петр Григорьев Кириллов (1801)
8. Верховской Воскресенской ц. Дмитрий Иванов Баженов (1800)
9. Верхнетерменгской Воскресенской ц. Василий Яковлев Попов (1790)
10. Верхоподюжской Преображенской ц. Иван Григорьев Липовский (1788)
11. Верхопуйской Николаевской ц. Евфим Михеев Ульяновский (1792)
12. Вожегодской Ильинской ц. Иван Федоров (1785)

-л.19об-20
13. Волюжской Николаевской ц. благочинный Иоанн Заостровский (1795)
14. Вотчинской Преображенской ц. Василий Иосифов Пыляев (1807)
15. Глубоковской Ильинской ц. благочинный Евфимий Иванов Глубоковский (1805)
16. Глубоковской Преображенской ц. Иван Григорьев Исполинов (1798)
17. Григоровской Николаевской ц. Андрей Николаев Гуляев (1797)
18. Давыдовской Николаевской ц. Афанасий Диомидов Лебедев (1802)
19. Двиницкой Архангельской ц. Николай Георгиев (1797)
20. Дмитриевской Николаевской двухприходной ц. Павел Андреев Первушин (1809)
21 – ” – Стефан Федоров Ядовиков (1800)

-л.20об-21
22. Ембовской Николаевской двухприходной ц. Александр Григорьев Исполинов (1801)
23. – ” – Александр Михайлов Воронов (1803)
24. Заручевской Воскресенской ц. Иван Николаев Гуляев (1797)
25. Заячеростовской Успенской ц. Иван Степанов Кириллов (1806)
26. Зубовской Николаевской ц. Федор Васильев Фиников (1799)
27. Иоанно-Слободской Благовещенской ц. Алексей Диванов (1809)
28. Катромской Богородской ц. Петр Торков (1801)
29. Кочеварской Богородской ц. духовник Иван Васильев Попов (1800)
30. Кулойской Покровской двухприходной ц. Петр Федоров Устьянский (1797)
31. – ” – Василий Дмитриев Федоровский (1790)

-л.21об-22
32. Митюковской Ильинской ц. Василий Пахомиев Голубцов (1798)
33. Нижнепод.жской Воскресенской ц. Алексей Михайлов Гуляев (1797)
34. Нижеслободской Федоровской ц. Михайло Макариев Слободской (1803)
35. Никифоровской Рождественской ц. Стефан Михайлов Кириллов (1795)
36. Олюшинской Николаевской ц. благочинный Александр Петропавловский (1810)
37. Пежемской Покровской ц. Арсений Жаворонков (23.07.1812)
38. Петряевской Архангельской двухприходной ц. духовник Степан Михайлов (1781)
39. – ” – Иосиф Петров (1800)
40. Пежемской Богоявленской двухприходной ц. благочинный Яков Савинов (1803)
41. – ” – Дормидонт Степанов Брянцев (1806)

-л.22об-23
42. Ракульской Архангельской ц. Сергей Ильин Шайтанов (1775)
43. Ракульской Покровской ц. Василий Шибаев (1781)
44. Ростовской Вознесенской ц. Андрей Кириллов (1794)
45. Сидорослободской Ильинской ц. Косма Сибирцев (1797)
46. Соденгской Преображенской ц. Митрофан Осокин (1805)
47. Спасо-Боровинской ц. Петр Григорьевский (1799)
48. Столбицкой Христорождественской ц. Алексей Васильев Беспутин (1799)
49. Судрожской Ильинской ц. духовник Федор Александров Шайтанов (1800)
50. Угрешской Введенской ц. Андрей Алексеев Савинов (1792)
51. Устькулойской Благовещенской ц. духовник Алексей Александров Петровский (1792)
52. Устьподюжской Успенской ц. благочинный Михаил Александров Шайтанов (1800)
53. Уфтюжской Успенской ц. Федор Козьмин (1785)

-л.23об-24
54. Хмельницкой Преображенской ц. Василий Евфимиев Одинцов (1799)
55. Хозминской Благовещенской ц. Григорий Иванов Кириллов (1804)
56. Чадромской Николаевской ц. Иоанн Петров Сибирцев (1790)
57. Чушевицкой Покровской двухприходной ц. Афанасий Федоровский (1797)
58. – ” – Алексей Григорьев Дорохов (1802)
59. Шибаловской Казанской ц. Афанасий Гаврилов Самсонов (1799)
60. Шадринской Христорождественской ц. Иван Николаев Ручьев (1787)
61. Шангальской Богородской ц. Дмитрий Петров Михайловский (1804)
62. Шевницынской Димитриевской ц. Иван Григорьев Воробьев (1809)

-л.24об -25
63. Шелотской Троицкой двухприходной ц. духовник Иосиф Петров Тодорский (1806)
64. – ” – Андрей Афанасьев Сацердотов (1797)
65. Енальской Троицкой трехприходной ц. Василий Пыляев (1788)
66. – ” – Иван Патоков (1808)
67. – ” – Иван Енальский (10.05.1812)
68. Явенгской Покровской двухприходной ц. Лаврентий Кумзерский (1791)
69. – ” – Петр Васильев Беляев (1808)

Вологда
Сообщений: 1629
Регистрация: 2016
Рейтинг: 925

СВЕДЕНИЯ о священно-церковнослужителях Вологодской епархии (Кадниковский, Вельский и Сольвычегодский уезды). 1816 г. (ГАВО, ф.496, оп.1, д.7169).

Именной список священников приходских церквей за 1770-1812 гг.
(в скобках указана дата вступления в должность)

-л.31об-33 Градские церкви г. Соль-Вычегодска
1. Благовещенского собора Андрей Федоров Белов (1800)
2. Воскресенской ц. благочинный Гавриил Андреев Кубеницкий (1800)
3. Борисоглебской ц. Варфоломей Максимов (1808)
4. Богородской ц. депутат и духовник Федор Пулькин (1804)
5. Спасо-Обыденной ц. Николай Хохряков (1794)
6. Христорождественской ц. Стефан Ярославов (1804)
7. Преображенской ц. Иван Иконников (1798)
8. Владимирской ц. депутат Андрей Громов (1802)

-л.33об-34 Уездные:
9. Нюбской Николаевской ц. бывший благочинный Николай Следников (1803)
10. Городищенской Иоанно-Предтеченской ц. Василий Попов (1796)
11. Ергульской Сергиевской ц. депутат Прокопий Шушнин (1805)
12. Козминской Спасской ц. благочинный Петр Груздев (1800)
13. Пырской Преображенской ц. Евфимий Снегирев (1794)

-л.34об-35
14. Нименской Николаевской ц. Никита Колмаков (1810)
15. Ямской Воскресенской ц. духовник Георгий Матфеев Попов (1800)
16. Христофоровской Богородской ц. депутат Василий Сапожников (1810)
17. Поршенской Спасской ц. Василий Георгиев Попов (1794)
18. Вилегодской Ильинской двухприходной ц. благочинный Федор Пулькин (1783)
19. – ” – Яков Протопопов (1811)

-л.35об-36
20. Верхолальской Архангельской ц. Михаил Иванов Яхлаков (1805)
21. Вилегодской Спасской ц. Федор Андреев Шушнин (1790)
22. Вилегодской Богоявленской ц. духовник Андрей Памфилов Попов (1799)
23. Вилегодской Николаевской ц. Дмитрий Седякин (1808)
24. Вилегодской Покровской ц. Андрей Антоновский (1804)
25. Чакульской Преображенской ц. Матфей Андреев Антоновский (1811)
26. Сойгинской Преображенской ц. депутат Иван Попов (1805)

-л.36об-37
27. Пустынской Успенской ц. духовник Григорий Иванов Торков (1795)
28. Угромской Воскресенской ц. Алексей Алексеев Гоголицын (1787)
29. Краснослободской Спасской ц. благочинный Федор Зиновьев (1784)
30. Устьевской Троицкой ц. депутат Михаил Григорьев Попов (1797)
31. Шелотинской Николаевской ц. Алексей Иванов Жданов (1808)

-л.37об-38
32. Евской Вознесенской ц. Афанасий Андреев Попов (1811)
33.Юрьенаволоцкой Николаевской ц. Григорий Софрониев Попов (1799)
34. Белослудской Богородской ц. Федор Семенов Приклонский (1804)
35. Погостской Николаевской ц. Стефан Софрониев Попов (1794)
36. Верхне-Уфтюжской Троицкой двухприходной ц. духовник Иван Фокин Слоев (1801)
37. – ” – Варфоломей Михайлов Попов (1804)

-л.38об-39
38. Пачсозерской Архангельской ц. Лев Федоров Седякин (1808)
39. Либельской Преображенской ц. Стефан Павлов Созонов (1804)
40. Дроковановской Николаевской ц. Илья Александров Заозерский (1793)
41. Едомской Введенской ц. Симеон Яковлев Попов ( )
42. Черевковской Успенской трехприходной ц. благочинный Георгий Попов (1788)
43. – ” – депутат Алексей Либеровский (1810)

-л.39об-40
44. Ракульской Успенской ц. Михаил Прокопьев Попов (1804)
45. Яхренгской Николаевской ц. Евдоким Андреев Костылев (1797)
46. Соезерской Троицкой ц. Василий Григорьев Попов (1795)
47.Кивокурской Вознесенской ц. Павел Александров Поляков (1811)
48. Вершинской Ильинской ц. Михаил Пименов Попов (26.05.1812)
49. Юмижской Николаевской ц. духовник Евдоким Аристархов Костылев (1803)
50. Нововыставочной Вознесенской ц. Иван Михайлов Костылев (1811)

-л.40об-41
51. Пучужской Петропавловской двухприходной ц. благочинный Федор Максимов (1811)
52. – ” – Яков Родимов (1802)
53. Нижнетоемской Знаменской двухприходной ц. Федор Николаев Родимов (1784)
54. – ” – Яков Андреев Костылев (1811)
55. Сефтренской Преображенской ц. Иоанн Васильев Савелов (1798)
56. Верхотоемской Троицкой двухприходной ц. Андрей Суханов (1806)
57. – ” – депутат Яков Кочерин (9.05.1812)

Читайте также:  Спасо-Каменный монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

-л.41об-42
58. Ерегодской Покровской ц. Федор Андреев Костылев (15.02.1812)
59. Вершинской Николаевской ц. Федор Петров Слепиков (1812)
60. Малопинежской Преображенской двухприходной ц. Петр Мысов (1801)
61. – ” – Петр Слепиков (1811)

-л.42об-43
62. Выйской Ильинской двухприходной ц. Лука Жигалов (1782)
63. – ” – Яков Дмитриев (7.04.1812)

Вологодская область (монастыри)

Содержание

Михаило-Архангельский мужской монастырь

Дата основания: 1212

В зырянской земле, в селе Усть-Вымь, в 1380 году святитель Стефан Пермский основал Владычный городок. Преподобный пришел в эти края учить православной вере и принес с собой Свет Христова Учения. На одном из холмов, обращенном к Вычегодскому берегу, построил он келию и рядом с ней Благовещенскую деревянную церковь. Напротив Владычного городка на месте срубленной березы, языческой кумирницы, возвел Стефан храм в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных, рядом с которым в XIV веке основал первый в Коми крае Михайло-Архангельский мужской монастырь. Обитель стала духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром.

Адрес: Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Павла Покровского, 13

Воскресенский Горицкий женский монастырь

Дата основания: 1544

Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, пос. Горицы

Монастырь основан в XVI в. кн. Евфросинией Андреевной Старицкой, которая позже была сослана туда Иваном Грозным и пострижена в монахини. Горицкий монастырь впоследствии часто служил местом ссылки для знатных русских женщин. В 1930-х закрыт, все монахини выселены, здания отданы под дом инвалидов. В Воскресенском соборе располагался сельский клуб.

Спасо-Каменный монастырь

Дата основания: сер. XIII в.

Адрес: Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, о. Каменный

По преданию монастырь был основан в XIII в. князем Глебом Белоозерским, нашедшем на острове спасение от бури во время плавания по Кубенскому озеру. В XV-XVII вв. использовался для заточения знатных особ. Упразднен в 1774 и вновь возобновлен по указу Павла I в 1801 под именем Белавинской Преображенской пустыни. В 1892. обители было возвращено прежнее название: Спасо-Каменный монастырь. В 1925 монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта и заброшена. В 1990-х начато восстановление монастыря.

Примечания: В монастыре располагалась первая спасательная станция Российского общества спасения на водах.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь

Дата основания: 1397

1919-1941: Данилов В. В.: – реставрация

2000-е: Попов А. В.: – реставрация

Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь

Монастырь Пречистой Богородицы основан в 1397 на берегу Сиверского озера прп. Кириллом Белозерским. Со временем монастырь стал известен под названием Кирилло-Белозерский.

Гледенский Троицкий мужской монастырь

Дата основания: рубеж XII – XIII вв.

Адрес: Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Морозовица, ул. Центральная, д. 122

Монастырь основан на горе Гледен, при слиянии рек Сухоны и Юга, во время правления кн. Всеволода III Юрьевича. В 1841 потерял самостоятельность и был приписан к Михаило-Архангельскому монастырю в Великом Устюге. Считается одной из старейших обителей Вологодской губернии. В 1925 закрыт, постройки использовались для размещения детской колонии, пересыльного пункта для раскулаченных, затем как дом престарелых. В 1980-х передан Устюжскому музею.

Примечания: Во времена основания монастыря на горе Гледен находился одноименный город. В 1438 в результате междуусобных войн, город Гледен был полностью разрушен, а его жители переселились в Устюг.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь

Дата основания: 1380-е

Адрес: г. Вологда, Прилуки, Спасо-Прилуцкий монастырь

Телефон: (8172) 54-92-94; (8172) 54-92-75

Монастырь основан прп. Димитрием Прилуцким, сподвижником прп. Сергия Радонежского, выходцем из Переславля, в 1380-х при помощи Дмитрия Донского, был одним из первых северных монастырей с общежительным уставом. Уже в XV в., после канонизации прп. Димитрия, стал одним из известнейших и почитаемых, а также богатейших монастырей Вологодчины, в XVI в. основные постройки выстроены в камне. Крепостная стена с башнями построена в 1640-х – 1656, келейные корпуса XVII-XIX вв. Закрыт в 1924, занят домом инвалидов, в 1930 служил пересыльным пунктом, позже использовался под военные склады. В 1950-х отдан музею, проведена реставрация. Вновь открыт в 1991.

Спасо-Суморин мужской монастырь

Дата основания: 1554

Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, г. Тотьма

Монастырь основан преп. Феодосием Тотемским. Здесь находилась чудотворная Суморинская икона Божией Матери. Примечания: В монастыре похоронен русский мореплаватель, первопроходец И. А. Кусков, основатель Форта Росс.

Архиерейское подворье “Ферапонтов монастырь”

Дата основания: 1397

1922-1925:: Удаленков А. П.: – реставрация

Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Примечания: В XVII в. в монастыре отбывал ссылку низложенный Патриарх Никон.

Павло-Обнорский мужской монастырь

Дата основания: 1414

Адрес: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское

Мужской монастырь, основанный в 1414 учеником прп. Сергия Радонежского – прп. Павлом Обнорским. Отстроен в камне в 1-й пол. XVI в. на средства Василия III, в XVI-XVII вв. несколько раз страдал от набегом татар и пожаров. Весь ансамбль реконструирован в 1870-1880-х игум. Иоасафом (Тихоновым) – перестроены храмы, выстроены стена, келейные корпуса. Закрыт в 1922, использовался как школа особого режима, детский дом, интернат, многие здания сломаны, к кон. 1980-х заброшен. В 1994 передан епархии, первоначально подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, с 2003 – отдельный монастырь.

Духовенство Вологодского края

Общие материалы

Преосвященные архиереи, погребенные в Вологодском Софийском Соборе // Вологодские губернские ведомости. – 1852. – № 43. – С. 487-489; № 44. – С. 501-503.

Суворов Н. И. Исторические сведения об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархии / Н. И. Суворов. – Вологда : Тип. губ. правл., [б. г. (1868)]. – 412 с.

Суворов Н. И. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 13. – C. 469-479; № 14-15. – C. 600-610.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода, (1721-1871) / сост. Ю. Толстой. – СПб. : Синод. тип., 1872. – 153 с.

Из содерж.: Вологодская и Устюжская епархии, с. 81-82.

Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви / сост. П. Строев; изд. Археографической комиссии. – СПб : Тип. В. С. Балашова, 1877. – X, 1055, [2], 68 стб.

Содерж.: Епархия Влогодская, С. 729-788.

Вологодский иллюстрированный календарь на 1893 год. – Вологда : Тип. Бр. Гудковых-Беляковых, 1892. – 93 с.: ил.

Из содерж.: Список монастырей, прежде бывших и ныне находящихся в Вологодской епархии, с. 27-32; Хронологический указатель Вологодских монастырей, с. 32–33; Список архиереев Вологодской епархии от утверждения ее до настоящего времени и бывшей Устюжской от ее начала до упразднения, с. 36-39.

Токмаков И. Историко-статистический и археологический очерк города Великого Устюга с уездом (Вологодской губернии) / И. Токмаков. – М. : «Русская» Типо-литография, 1894. – 58 с.

Из содерж.: Архиепископы Великоустюжские и Тотемские, с. 46; Епископы Великоустюжские и Тотемские, с. 46-47; Епископы Вологодские и Устюжские, с. 47-48.

Суворов Н. И. Вологодский архиерейский дом : с одиннадцатью рисунками и планом / Н. И. Суворов. – Вологда : Тип. губ. правл., 1898. – 55 с.

В том числе: Список архиереев Вологодской епархии от учреждения ее до настоящего времени и бывшей Устюжской от ее начала до упразднения, С. 43-55.

Голубцов А. Чиновники Холмогорского Преображенского собора : c предисловием и указателем / А. Голубцов; изд. Имп. о-ва истории и древностей Российских при Моск. ун-те. – М. : [б. и.], 1903. – 286 с.

Попов А. Воспоминания причетнического сына: из жизни духовенства Вологодской епархии / А. Попов. – Вологда : Тип. губ. правл., 1913. – 344 с.

Стрельникова Е. Новомученики и исповедники белозерские : монастыри Кирилловского уезда в XX веке / Е. Стрельникова // К свету. – [1996]. – № 15 : Край Кирилла Белозерского. – С. 121-171: ил.

В том числе о наместниках и насельниках монастырей Кирилловского уезда XX века

Воротынцева Е. Устюженские сословия. Ч. 4 : Духовенство / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 1997. – 17 июня. – С. 4.

Резухин А. Церковная Вологда 1930-1940-х годов. : [воспоминания] / прот. Алексей Резухин; ввод. ст. и подгот. текста А. В. Камкина // Вологда : краевед. альм. – Вологда, 2000. – Вып. 3. – С. 756-822.

О действующих храмах г. Вологды 1930-40-х гг., вологодских архиепископах и священнослужителях.

Гневашев Д. Е. Двор Вологодского архиепископа в XVII в. / Д. Е. Гневашев // Региональные аспекты исторического пути православия : архивы, источники, методология исследований : материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7 : Историческое краеведение и архивы. – С. 139-149.

Карпова А. Подвижники Павло-Обнорского монастыря Грязовецкого уезда / А. Карпова // Известия Вологодского общества изучения Северного края. – Вологда, 2001. – Вып. 9. – С. 5-9.

Разумов А. Я. Книга памяти «Ленинградский мартиролог. 1937-1938» как источник для синодика Вологодской епархии / А. Я Разумов // Региональные аспекты исторического пути православия : архивы, источники, методология исследований : материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7 : Историческое краеведение и архивы. – С. 454-460.

О репрессиях вологодских священников в 1937 г.

Спасенкова И. В. Православное духовенство г. Вологды в 1917-1940 гг. / И. В. Спасенкова // Региональные аспекты исторического пути православия : архивы, источники, методология исследований : материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7 : Историческое краеведение и архивы. – С. 461-469.

Дана характеристика общих и структурных изменений в составе вологодского духовенства в 1917-1940-е гг.

Цветков С. Н. Русская православная церковь на Вологодчине в середине XX века / С. Н. Цветков // Региональные аспекты исторического пути православия : архивы, источники, методология исследований : материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7 : Историческое краеведение и архивы. – С. 510-514.

О деятельности вологодских священнослужителей в 50-е гг. ХХ в.

Карпова А. Жизнь и деятельность последних подвижников Павло-Обнорского монастыря в XX веке / А. Карпова // Известия Вологодского общества изучения Северного края. – Вологда, 2002. – Вып. 12. – С. 104-107.

Молодов О. Б. Православное духовенство Вологодской епархии в 1960-1980-е годы : (по документам ГАВО) / О. Б. Молодов // Историческое краеведение и архивы. – 2002. – Вып. 8. – С. 190-194.

Глызина А. И. Приходское духовенство Кирилловского уезда в конце XIX – начале XX века / А. И. Глызина // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2003. – Вып. 5. – С. 129-154.

Воротынцева Е. «Дело об устюженском духовенстве» : [показательный суд в Устюжне. 1921 г.] / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2004. – 29 октября. – С. 5.

Хрусталев М. Ю. Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918-1930-х годах (на материалах Новгородской епархии) : дис. … канд. ист. наук / М. Ю. Хрусталев. – Архангельск, 2004.

Об образовании обновленческой Череповецкой епархии; биографические сведения об обновленческих архиепископах и священнослужителях.

Настоятели и священники Череповецкого Воскресенского собора с 1780 по 1932 годы // Очерки по истории Череповецкого Воскресенского собора, 1780-1961 годы / Е. Шалашов. – Череповец, 2007. – С. 111-123.

Иванов Г. О нелегком прошлом : вспоминает протоиерей Георгий Иванов / записала Е. Агентова // Благовестник. – 2008. – № 4-6. – С. 23-26.

Об архиереях и священниках Вологодской епархии.

Стрельникова Е. Насельники Нило-Сорской пустыни в годы гонений / Е. Стрельникова // Благовестник. – 2008. – № 4-6. – С. 10-15.

Священники епархии, духовно окормляющие исправительные учреждения : [в Вологодской области] // Благовестник. – 2008. – № 7-9. – С. 12.

Список священников Вологодской епархии по благочиниям

Киселев К. Церковная жизнь на Вологодчине после войны / К. Киселев // Благовестник. – 2008. – № 7-9. – С. 28-30; № 10-12. – С. 39-45; 2009. – № 4-6. – С. 45-47; № 7-9. – 45-49.

Сведения об архиереях, управлявших во второй половине 20 в. Вологодской епархией.

Священники Вологодской епархии, духовно окормляющие исправительные учреждения // Благовестник. – 2009. – № 7-9. – С. 53.

Список священников Вологодской епархии по благочиниям

Волкова А. С. Священнослужители ц. Рождества Богородицы в с. Чуровское / А. С. Волкова // Ферапонтовские чтения : сб. исслед. работ. – Вологда, 2010. – Вып. 3 : История и культура монастырей Русского Севера. – С. 56-61.

Читайте также:  Щигровская епархия: храмы и монастыри, духовенство, описание

Глызина Л. И. О родословной священника Ферапонтова монастыря Подобедова Василия Ивановича : (1867-1917) / Л. И. Глызина // Ферапонтовские чтения : сб. исслед. работ. – Вологда, 2010. – Вып. 3 : История и культура монастырей Русского Севера. – С. 62-65.

Наволоцкий В. А. Репрессированные священнослужители из Кичменгско-Городецкого района / В. А. Наволоцкий // Благовестник. – 2010. – № 4. – С. 25-28.

Овчинникова Н. О священнослужителях приходских церквей Прилуцкой волости Кирилловского уезда Новгородской губернии в XIX – начале ХХ в. / Н. Овчинникова // Ферапонтовские чтения : сб. исслед. работ. – Вологда, 2010. – Вып. 3 : История и культура монастырей Русского Севера. – С. 31-44.

Священники епархии, духовно окормляющие исправительные учреждения Вологодской епархии // Благовестник. – 2010. – № 4. – С. 8.

Список священников Вологодской епархии по благочиниям

Шалашов Е. В. Клир и причт Воскресенского Череповецкого собора в 1960-1970-е годы / Е. В. Шалашов // Милютинские чтения. И. А. Милютин и культура русской провинции : сб. науч. ст. – Череповец, 2011. – С. 57-61.

О священнослужителях Воскресенского Череповецкого собора

Священники, духовно окормляющие исправительные учреждения Вологодской области // Благовестник. – 2011. – № 4. – С. 35.

Демидова Е. Вологодские священники – герои : к 100-летию Первой мировой войны / Е. Демидова // Благовестник. – 2012. – № 4. – С. 16-18.

Кедров Н. Г. Репрессии духовенства в Устюженском районе в 1920-х – 1930-х годах (к изучению эволюции карательной политики Советского государства) / Н. Г. Кедров // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 2012. – Вып. VII. – С. 125-144.

Пушникова Т. Возвращенные имена / Т. Пушникова // Благовестник. – 2013. – № 1. – С. 46.

О священнослужителях и монахах, похороненных у кладбищенских церквей

Смирнова Г. В. Сильные духом : о священнических родах Вологодчины / Г. В. Смирнова // Благовестник. – 2013. – № 3. – С. 26-30.

О братьях-священниках Павле Александровиче и Василии Александровиче Крупновых, а также о священнике Павле Аркадьевиче Одинцове

Священники епархии, духовно окормляющие исправительные учреждения : [в Вологодской области] // Благовестник. – 2013. – № 4. – С. 29-30.

Список священников Вологодской епархии по благочиниям с указанием мест исправительных учреждений, которые они окормляют

Демидова Е. Л. Вологодские священники и их дети – участники Первой мировой войны / Е. Л. Демидова // Благовестник. – 2014. – № 2. – С. 18-19.

Наволоцкий В. А. Вологодские священники Головковы на войне / В. А. Наволоцкий // Благовестник. – 2015. – № 1-2. – С. 70-73 : фот.

Смирнова Г. Тотемские батюшки (из истории церковных династий) / Г. Смирнова // Тотемские вести. – 2016. – 3 сентября. – С. 11; 7 сентября. – С. 6.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Вологодская епархия

В 1383 г. епархия была выделена из состава Ростовской епархии с названием «Великопермская и Усть-Вымская». С 1492 г. — Великопермская и Вологодская; с 1556 г. — Вологодская; с 1657 года — Вологодская и Белозерская. В 1682 г. из состава епархии выделена Великоустюжская епархия (в 1788 г. упразднена). С 1796 г. — Вологодская и Великоустюжская. С 1888 г. — Вологодская и Тотемская. С 1945 г. — Вологодская и Череповецкая, с 1965 г. — Вологодская и Великоустюжская.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 94) из соства епархии выделены Череповецкая и Великоустюжская епархии. Вологодская епархия включена в состав Вологодской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Вологодский и Кирилловский».

Епархия сегодня
(по состоянию на июнь 2019 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • Вологодский Северо-Западный — протоиерей Андрей Смирнов
  • Центральный округ г. Вологды — иерей Кирилл Киселев
  • Северо-Восточный округ г. Вологды — протоиерей Андрей Исаев
  • Южный округ г. Вологды — иерей Сергий Викин
  • Верховажский округ — протоиерей Александр Мухорин
  • Кирилловский округ — протоиерей Владимир Колосов
  • Междуреченский округ — протоиерей Алексий Биденко
  • Сокольский округ — протоиерей Анатолий Балясин
  • Харовский округ — протоиерей Анатолий Савчук
  • Шекснинский округ — протоиерей Александр Колесов
  • Усть-Кубенский округ — иерей Михаил Пинаев
  • Сямженский округ — протоиерей Михаил Никифоров
  • Грязовецкий округ — протоиерей Александр Демьянов
  • Монастырский — игумен Иосаф (Вишняков)
  • Архиерейских подворий города Вологды — протоиерей Алексий Ольховников
  • Вожегодский округ — иерей Сергий Бриленков

Монастыри и подворья

  • Спасо-Прилуцкий Дмитриев
    160901, г. Вологда, п. Прилуки, ул. Монастырская, 2; тел.: (8172) 55-92-17 (благочинный), 55-92-75 (бухгалтерия), 55-92-24 (привратная), 55-92-17 (экскурсионно-паломническая служба), 55-92-05 (странноприимный дом); факс (8172) 55-92-75; e-mail s_pdm@mail.ru ; сайт www.spas-priluki.orthodoxy.ru
    игумен — митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий
  • Кирилло-Белозерский
    161100, Вологодская область, г. Кириллов; тел.: (81757) 3-16-37, 3-24-49; e-mail kirillov-monas@mail.ru, сайт http://kirillov-monastyr.ru
    наместник — игумен Анастасий (Додарчук)
  • Павло-Обнорский
    162010, Вологодская область, Грязовецкий район, с. Юношеское; тел.: (81755) 5-42-71, 2-37-73, e-mail obnorskij.pavel112@mail.ru, сайт http://pavelobnorskiy.cerkov.ru
    настоятель — игумен Игнатий (Молчанов)
  • Спасо-Каменный
    Вологодская область, Усть-Кубинский район, оз. Кубенское, остров Каменный; e-mail info@spaskamen.com; сайт www.spaskamen.com
    настоятель — игумен Дионисий (Воздвиженский)
  • Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь
    161120, Вологодская область, Кирилловский район, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8; тел. (81757) 4-92-61; e-mail asaf_2010@mail.ru
    настоятель — игумен Иоасаф (Вишняков)
  • Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь
    160531, Вологодская область, Вологодский район, д. Лучниково; тел. +7921 128-09-01, e-mail mon.nic1973@mail.ru; страница ВКонтакте https://vk.com/public166037029
    настоятель — игумен Николай (Ананьев)
  • Нило-Сорская пустынь
    161109, Вологодская область, Кирилловский район, м. Пустынь; тел. +7963 355-01-73, e-mail efimi61@mail.ru
    настоятель — игумен Евфимий (Ершов)
  • архиерейское подворье Успенский Александро-Куштский монастырь
    161159, Вологодская область, Усть-Кубинский район, с. Место Александрово; тел. +7981 431-25-57; e-mail alexkushta@yandex.ru; сайт http://alexanderkushtskiy.ru
    настоятель — иеромонах Александр (Кораблев)
  • Воскресенский Горицкий
    161107, Вологодская область, Кирилловский район, с. Горицы; тел. (81757) 5-81-30, сайт http://monastirgor.ru
    и.о. настоятельницы — игумения Тавифа (Федорова)
  • Горне-Успенский
    160004, г. Вологда, ул. Бурмагиных, 19А; тел. (8172) 72-72-65, страница ВКонтакте https://vk.com/club110352911
    настоятельница — игумения Филарета (Дорохина)

Количество действующих приходов в епархии — 253.

Количество клириков:

  • священников, диаконов — 142
  • монашествующих — 57
  • игумений — 2

Епархиальные СМИ

  • радио «София» (ретрансляция радио «Вера») в г. Череповец 106.7 FM, в г .Вологдае 96.0 FM

светские печатные СМИ:

  • областная газета «Красный Север»
  • газета Вологодского района «Маяк»

ВОЛОГОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Вологодские Воскресенский и Софийский соборы с колокольней

Вологодская и Кирилловская епархия Вологодской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 160000, г. Вологда, ул. Галкинская, 62-а
  • Тел.: (8172) 75-51-62 (приемная и бухгалтерия), (8172) 75-58-71 (секретарь); факс: (8172) 75-58-71
  • Официальный сайт: http://vologda-mitropolia.ru/
  • Каноническая территория: г. Вологда, Вологодский, Важегодский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Сянжемский, Усть-Кубинский, Харовский и Шекснинский р-ны Вологодской области.
  • Кафедральные соборы: Богородице-Рождественский, Воскресенский и Софийский в г. Вологде, Казанский в г. Кириллове (возрождается)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    До учреждения Вологодской епархии ее северо-западный район входил в состав Новгородской епархии, а южный и восточный – в состав Ростовской епархии. В конце XIV века все Зырянские селения, вошедшие позже в состав Вологодской епархии, составили учрежденную в 1383 году новую Пермскую епархию с епархиальным центром в Усть-Выми, первым епископом которой был святитель Стефан.

    В 1492 году по повелению Великого князя Ивана Васильевича III, Новгородский архиепископ Геннадий уступил Пермской епархии Вологду, и новый город, присоединенный к епархии святого Стефана, постепенно начинает брать перевес над старыми Пермскими городами, особенно в церковно-административном отношении. Кафедра была переименована в Вологодскую из Великопермской в 1556 году. В 1571 году к епархии были присоединены церкви Двинской области, и после этого Вологда являлась уже центральным пунктом епархии, кафедра была перенесена в Вологду (“. кафедра перенесена из Усть-Выма в Вологду. ” (Строев) вскоре после 1492 года [1], и архиереи стали именоваться Вологодскими и Великопермскими [2].

    С 26 января 1589 года – архиепископия. С распространением Православия в Сибири в связи с присоединением её к России эта обширная земля также была включена в состав Вологодской епархии вплоть до учреждения Тобольской кафедры в 1620 году.

    В 1658 году, с учреждением Вятской и Великопермской епархии, от Вологодской епархии отошли Великая Пермь, Чердынь и Соликамск, зато к ней приписаны Белоозеро, Чарондская округа и Пошехонье. С этого времени Вологодские архиереи стали именоваться Вологодскими и Белоозерскими. На протяжении последующих лет епархия не раз меняла свои границы до окончательного их установления [3].

    В 1682 году отделена окончательно, а в 1788 году к ней присоединена и Великоустюжская.

    23 октября 2014 года из состава Вологдской епархии были выделены две самостоятельных епархии Великоустюжская и Череповецкая, в результате чего в ведении епархии остались Вологда, Вологодский, Важегодский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Сянжемский, Усть-Кубинский, Харовский и Шекснинский районы Вологодской области. Одновременно епархия включена в состав новообразованной Вологодской митрополии [4].

    Исторические названия

    • Вологодская и Великопермская (с 1556)
    • Вологодская и Белоезерская (с декабря 1657)
    • Вологодская (с марта 1787)
    • Вологодская и Великоустюжская (с 6 мая 1788)
    • Вологодская и Тотемская (с 30 января 1888)
    • Вологодская и Череповецкая (1945 – 15 октября 1964)
    • Вологодская и Великоустюжская (15 октября 1964 – 23 октября 2014)
    • Вологодская и Кирилловская (с 23 октября 2014)

    Статистика

    • 1900 – Пространство епархии свыше 353.000 кв. в.; православного населения 1.388.000 чел., родившихся православных в 1900 г. 61.086; церквей 925 (соборных 14, монастырских 64, приходских 719, одноклирных 645, двухклирных 71, трехклирных 3, бесприходных 4, при казенных и богоугодных заведениях 16, домовых 3, кладбищенских 35, приписных 63, подвижных 3, единоверческих 1, церквей-школ 3); часовен и молитвенных домов 1308; приходов 719; монастырей 21 (муж. 18, жен. 3; приписных к муж. 8, к жен. 1); белого духовенства в 1901 г.: протоиереев 27, священников 837, диаконов 379, псаломщиков 746; монашествующих в 1900 г. 263 (монахов 218, монахинь 45, послушников 152, послушниц 111); церковное просвещение: духовная семинария 1 (в ней воспитанников 502), мужских духовных училищ 5 (в них воспитанников 739), епархиальных женских училищ 2 (в них воспитанниц 463), церковно-приходских школ второклассных 6, двухклассных 6, одноклассных 480, школ грамоты 398, учащихся во всех начальных школах 28.934, воскресных школ 3, школ-церквей 3; церковно-приходских попечительств 584; братств 5 [5]
    • 1 января 1958 – 17 зарегистрированных храмов/молитвенных домов [6]
    • 1991 – 51 приход [7]
    • 1997 – 7 благочиний (Вологодское, Центральное, Череповецкое, Белозерское, Тотемское, Харовское, Велико-Устюжское), приходов 96 (в г. Вологде – 8) [5]
    • ок. 2004 – 105 приходов; 110 священнослужителей (84 священника и 26 диаконов); 32 воскресных школы [8]
    • февраль 2011 – 95 действующих приходов, 100 священников, 33 диакона [9]
    • июнь 2015 – 105 действующих храмов, 74 часовни, 31 молитвенное помещение; 92 священника, 15 диаконов [9]

    Архиереи

    • Иоасаф I (1558 – 1570)
    • Макарий (1570/71 – 1575/76)
    • Варлаам I (1576 – 1584)
    • Свт. Антоний (11 октября 1586 – 26 октября 1588)
    • Иона (Думин) (июнь 1588 – 1603)
    • Иоасаф II (декабрь 1603 – упом. май 1609)
    • Сильвестр (июль 1611 – 11 июля 1613) [10]
    • Нектарий Грек (25 июня 1613 – 1616)
    • Макарий (9 февраля 1617 – 22 июля 1619)
    • Корнилий (6 февраля 1620 – 17 марта 1625)
    • Нектарий Грек (май 1625 – 3 июня 1626), повторно
    • Варлаам II (8 октября 1626 – январь 1645)
    • Свт. Маркелл (16 января 1645 – 22 марта 1663) [11]
    • Симон (23 октября 1664 – август 1684)
    • Гавриил (Кичигин) (7 сентября 1684 – 30 марта 1707)
    • Иосиф (17 октября 1708 – 18 января 1716)
    • Павел (Васильев) (29 января 1716 – 5 ноября 1725)
    • Иоаким (16 марта – 22 апреля 1726)
    • Афанасий (Пауссиус-Кондоиди) (9 октября 1726 – 17 сентября 1735) [12]
    • Амвросий (Юшкевич) (2 февраля 1736 – 29 мая 1740)
    • Пимен (Савелов) (29 июня 1740 – 26 мая 1753) [13]
    • Серапион (Лятошевич) (29 октября 1753 – декабрь 1761) [14]
    • Иосиф (Золотой) (16 декабря 1761 – 25 декабря 1774)
    • Ириней (Братановский) (26 апреля 1775 – 23 апреля 1796) [15]
    • Арсений (Тодорский) (15 августа 1796 – 15 июня 1802)
    • Антоний (Знаменский) (5 июля 1802 – 13 февраля 1803)
    • Феофилакт (Слонецкий) (26 апреля 1803 – 3 января 1808)
    • Евгений (Болховитинов) (24 января 1808 – 19 июля 1813)
    • Онисифор (Боровик) (22 февраля 1814 – 28 ноября 1827) [16]
    • Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) (28 ноября 1827 – 29 ноября 1828) [17]
    • Стефан (Романовский) (24 ноября 1828 – 1 марта 1841)
    • Иннокентий (Борисов) (1 марта – 31 декабря 1841) [18]
    • Иринарх (Попов) (12 января 1842 – 12 ноября 1844)
    • Евлампий (Пятницкий) (22 ноября 1844 – 15 июня 1852)
    • Феогност (Лебедев) (13 июля 1852 – 31 июля 1856)
    • Христофор (Эммаусский) (31 июля 1856 – 17 июня 1866)
    • Павел (Доброхотов) (21 августа 1866 – 7 июля 1869)
    • Палладий (Раев-Писарев) (15 июля 1869 – 13 июня 1873)
    • Феодосий (Шаповаленко) (13 июня 1873 – 22 августа 1883)
    • Израиль (Никулицкий) (25 октября 1883 – 23 апреля 1894)
    • Антоний (Флоренсов) (30 апреля 1894 – 12 июня 1895) [19]
    • Алексий (Соболев) (12 июня 1895 – 21 апреля 1906) [20]
    • Никон (Рождественский) (25 апреля 1906 – 29 мая 1912) [21]
      • Сщмч. Антоний (Быстров) (1911) в/у, еп. Вельский [22]
    • Сщмч. Александр (Трапицын) (16 мая 1912 – 1924) [23]
      • Александр (Надеждин) (март 1921 – ноябрь 1922) в/у, еп. б. Кашинский
      • Сщмч. Николай (Караулов) (1925) в/у, еп. Вельский
    • Сильвестр (Братановский) (1926)
      • Венедикт (Плотников) (1927 – 1928, 1931 – 18 октября 1933) в/у, еп. Кронштадтский
    • Амвросий (Смирнов) (28 ноября 1928 – 26 апреля 1934) [24]
    • Стефан (Знамировский) (18 октября 1933 – октябрь 1936)
      • Иоанн (Соколов) (октябрь 1936 – 1937) в/у, еп. Волоколамский (1936), затем Архангельский (1937)
    • Алексий (Сергеев) (5 – 16 августа 1937) [25]
    • Георгий (Анисимов) (13 сентября 1937 – 29 декабря 1944)
    • Иустин (Мальцев) (8 января 1945 – август 1949)
    • Гавриил (Огородников) (11 августа 1949 – 27 июля 1959)
    • Мстислав (Волонсевич) (27 июля 1959 – 25 мая 1965)
      • Сергий (Ларин) (25 мая – 15 июня 1965) в/у, архиеп. Ярославский
    • Мелхиседек (Лебедев) (17 июня 1965 – 7 октября 1967)
    • Мефодий (Мензак) (7 октября 1967 – 2 февраля 1972) [26]
    • Павел (Голышев) (2 февраля – 11 октября 1972)
    • Михаил (Чуб) (11 октября 1972 – 3 сентября 1974)
    • Дамаскин (Бодрый) (3 сентября 1974 – 4 октября 1979)
    • Феодосий (Дикун) (4 октября – 27 декабря 1979) [27]
    • Михаил (Мудьюгин) (27 декабря 1979 – 23 февраля 1993)
    • Максимилиан (Лазаренко) (10 апреля 1993 – 30 мая 2014)
    • Игнатий (Депутатов) (с 30 мая 2014)

    Викарные епархии

    Карта Вологодской митрополии с официального сайта Вологодской митрополии

    География благочиний

    • города Вологды[28] ( http://vologda.blagochin.ru/ ):
      • Северо-Восточное (Зареченское)
      • Северо-Западное
      • Центральное
      • Южное
    • Верховажское ( http://verhovazie.blagochin.ru/ )
      • с. Верховажье
    • Грязовецкое [29]
      • г. Грязовец
    • Кирилловское ( http://kirillov.blagochin.ru/ )
      • г. Кириллов
    • Междуреченское ( http://megdurechensk.blagochin.ru/ )
      • с. Шуйское
    • Сокольское ( http://socol.blagochin.ru/ )
      • г. Сокол
    • Сямженское
      • с. Сямжа
    • Усть-Кубинское
      • с. Устье
    • Харовское ( http://harovsk.blagochin.ru/ )
      • г. Харовск
    • Шекснинское ( http://sheksna.blagochin.ru/ )
      • п. Шексна

    Комиссии

    • по религиозному образованию и катехизации
    • Паломническая служба Вологодской епархии
    • по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности
    • по социальному служению и благотворительности
    • по информационной и издательской деятельности
    • по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями и казачеством
    • по пастырской работе в ИУ
    • по работе с медицинскими учреждениями
    • по оказанию помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью
    • по канонизации святых
    • по работе с молодежью
    • по церковному искусству, строительству и реставрации
    • по церковному пению
    • по православному краеведению

    Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский

    Будущий священномученик Александр родился 29 августа 1862 г. в селе Волма Вятской губернии, в семье священника Иоанна Трапицына. Воспитывался, как и все дети, в православных традициях и теплой вере, которой его научала мать Клавдия. Он окончил Вятскую Духовную Семинарию, а в 1888 г. Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании обучения Александр был назначен надзирателем в Вятское Духовное училище, коим был до 1897 г. Начальствуя в Училище, Александр женился и 26 февраля 1889 г. рукоположен во священника в Всесвятской церкви города Вятки. В 1892 г. тридцатилетнего отца Александра посетило горе. Господь призвал к Себе его благочестивую и кроткую матушку. Будущий архиепископ горько оплакивал и свое вдовство и свою бездетность. Но сердцеведец Господь промыслом своим изменил казалось бы уже известный путь женатого священника, на путь более высокого служения Церкви. Отец Александр как Иов полностью был предан воли Божией: “Господь даде, Господь отъятъ, Господевн изволися, тако бысть: буди имя Господне Благословенно во веки” (Иов. 1, 22).

    В 1897 г. о. Александра назначают инспектором Вятской Духовной Семинарии. 26 февраля 1900 г. в субботу на первой недели Великого Поста после Великого Славословия на всенощной состоялось пострижение в монашество отца инспектора, которое совершил Преосвященнейший Алексий (Окоцкий), епископ Вятский. Этот случай был вторым за 10 лет Семинарии, поэтому на постриг были допущены учащиеся старших классов Семинарии. Новопостриженному было оставлено прежнее его имя – Александр. Сам постриг проходил в состоянии духовного подъема всех присутствующих и произвел глубокое впечатление.

    Господь, видя старание и усердие о. Александра, наградил его добрым и отзывчивым сердцем. Воспитанники Училища и Семинарии очень любили и уважали о. Александра, проводили с ним духовные беседы, а иногда и споры по самым разным вопросам и были благодарны инспектору за его рассудительность и готовность помочь подрастающему поколению разобраться в грядущих событиях в Церкви и мире. Учительство и инспекторство было самым любимым временем будущего архипастыря. Он с любовью и нежным трепетом вспоминал эти годы.

    В 1894 г. Господь, подав утешение в скорбях, сподобил о. Александра посетить Святую Землю. О своей продолжительной поездке он написал ряд очерков и опубликовал их в Вятских Епархиальных Ведомостях. Будучи на святой Земле, он молился в Гефсимании на том месте, где когда-то Господь взывал: “Да минет Мя чаша сия”, и служил Божественную Литургию в Вознесенском храме на горе Елеонской. В годы гонений он часто вспоминал об этих событиях, видя в них предзнаменование событий своей дальнейшей жизни.

    В 1901 г. о. Александр возводится в сан архимандрита и назначается ректором Калужской Духовной Семинарии. 12 декабря 1904 г. в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры о. Александр был рукоположен во епископа Муромского – викария Владимирской епархии. В хиротонии принимали участие митрополиты: Антоний Санкт-Петербургский, Владимир Московский – будущий священномученик, Флавиан Киевский и другие архипастыри. До 1912 г. епископ Александр был викарием Владимирской епархии, а с 1912 г. стал управляющим Вологодской епархией. Будучи епископом Вологодским, он в 1917-18 гг. участвовал в заседаниях Всероссийского Церковного Собора и был членом комиссий церковно-правовой и по делам монастырей.

    Наступили очень трудные времена для Христовой Церкви. Уже на заседании Собора Владыка Александр призывал паству к терпимости к чужим мнениям, все споры решать любовью в союзе мира. В своих воспоминаниях он писал, что удивлен какая ненависть друг к другу царит на съездах приходских и благочинных, что тон в них задают женщины, призванные рожать и воспитывать детей, а не быть поучающей в храме. Его, строго держащегося древних канонов, в делах управления епархией, “передовое духовенство” не любило. Они видели в епископе Александре опасного противника своим замыслам демократических реформ в Церкви. Против владыки началась массовая агитация на собраниях духовенства и мирян на всех уровнях, что привело к тому, что в 1921 г. состоялись выборы нового архиерея, а Владыка Александр ушел за штат, как “реакционер”. Это было первое искушение, посланное епископу Александру от Господа. За этим последовала ссылка, а в Русской Православной Церкви наступил период массовых расколов. Многие раскольники как правого, так и левого толка приезжали к владыке и хотели привлечь его на свою сторону. Владыка был в глубоком смятении, усердно молился Пресвятой Богородице и своему небесному покровителю князю Александру Невскому с просьбой оградить от искушений, смущавших душу, и открыть путь к истине. В 1927 г. ссылка закончилась. Владыка принял посланцев митрополита Сергия, заместителя Местоблюстителя, и признал его предстоятелем Русской Православной Церкви.

    В 1928 г. он получает титул архиепископа и направляется на Самарскую кафедру. В это время это была одна из самых тяжелых кафедр в Русской Церкви. С 1924 г. она не имела правящего архиерея, потому что там были очень сильны обновленцы, которые имели своего лжемитрополита и захватили все храмы в городе. Когда Владыка прибыл в Самару, она подействовала на его душу удручающе. Впечатление вавилонского столпотворения. Во всем обширнейшем городе не было видно ни креста, ни верующего, ограждающего себя крестным знамением. Все были запуганы. Не многое духовенство, оставшееся верным православию, одевшись в штатское, собирается на окраину в древнейший храм Самары – маленькую Спасо-Преображенскую церковь, чтобы сослужить первую службу с новым владыкой.

    С 1928 г. она становится кафедральным собором. В штате – 7 протоиереев и 7 диаконов. Владыка Александр деятельно принимается за возрождение православия в Самаре и епархии. Видя невозможность победить обновленчество в городе, он направляет свою кипучую деятельность в сельские храмы. Владыка служит по 2-3 литургии в неделю, объезжая последовательно благочиние за благочинием. Архиерейские службы проходят очень торжественно и привлекают множество народа, на них Владыка произносит поучения, смысл которых прост и ясен крестьянскому населению – бежать раскола, держаться православия. Обязательно заканчивается богослужение колокольным звоном и крестным ходом. Владыка старался за каждым богослужением рукополагать священников и диаконов из грамотных крестьян с целью сохранения и восстановления священства, поредевшего из-за расколов и репрессий. Труды владыки Александра не остались напрасными, и, хотя в Самаре православные имели один храм, но по губернии православных приходов стало большинство. Не забывал он и о монашестве, проводя тайные постриги достойных, а также тайно рукополагая их. Через своих духовных чад (Прасковью Никифорову и др.) поддерживал духовную связь и помогал материально бывшим насельницам Серафимо-Дивеевского монастыря. Многие из монахинь нашли приют в Самарской епархии у владыки Александра. Поддерживал возвращавшееся из ссылок и тюрем духовенство, помогая им зарегистрироваться и получить разрешение на службу. Заштатным благословлял антиминсы, чтобы они могли тайно служить Литургию в домах благочестивых христиан, преподавая им Тело и Кровь Спасителя. В своих многочисленных поучениях Владыка Александр опирался на духовный опыт преподобного Серафима Саровского, призывая прихожан подражать ему.

    В своей жизни архиепископ Александр был прост, скромен и милосерден. Часто раздавал свои вещи неимущим вернувшимся из заключения священникам. Помогал семьям репрессированных, духовно укрепляя их. Был строгим постником и, поучая духовных чад, говорил: “Что от плоти убавишь – то душе прибавишь”. Спал не более 6 часов в сутки, свободное время посвящал молитве и чтению Святого Евангелия. При всем этом он не унывал и не падал духом, а призывал своих духовных чад к усилению молитв к Пресвятой Богородице как хранительнице Русской Земли и особо подчеркивал, что только ее молитвами и заступничеством живет вера православная среди людей. Строго запрещал православным посещать обновленческие храмы под угрозой отлучения, и сам отказывался идти с ними на любые контакты.

    К 1933 г. на всей территории Самарской епархии православная жизнь в храмах восстановилась. В городе передали православным Петропавловскую церковь, но Господь уготовал владыке новое искушение, проверяя его веру. Активная деятельность архиепископа Александра вызвала резкое недовольство обновленцев и их покровителей. В ГПУ стали поступать доносы на Владыку и особо активных священников и мирян. В 1933 г. за антисоветскую деятельность Владыка был арестован. Клеветники истолковывали призывы к стоянию за православие как призывы против Советской власти, богослужения в селах и проповеди Владыки как антиколхозную агитацию, крестные ходы как антисоветские демонстрации, тайные хиротонии и постриги как подготовку контрреволюционных кадров на случай интервенции. Клевета удалась, и Владыку с духовенством и мирянами ссылают на три года на строительство канала Волга-Москва. После окончания ссылки ему разрешили вернуться в Самару, где совместно с проживавшим в городе архиепископом Петром (Рудневым), архимандритом Палладием (Воробьевым) и несколькими священниками и мирянами создал тайную семинарию – “институт научного тайного духовенства”, где подготавливались кадры из интеллигенции для священства.

    По доносу 29 ноября 1937 г. был арестован вместе 26 священнослужителями и мирянами. Всем было предъявлено обвинение по статьям 58-10 и 58-11 – контрреволюционная деятельность и организация террористических групп. Владыка себя виновным не признал. 21 декабря 1937 г. его приговорили к расстрелу и 30 декабря 1937 г. расстреляли. Место погребения Владыки неизвестно.

    Читайте также:  Переславский Горицкий Успенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки
Ссылка на основную публикацию