Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, настоятельницы и святыни

История

Основание Воскресенского Новодевичьего монастыря относится ко времени царствования Елизаветы Петровны. На том месте, где сейчас высится великолепный собор Воскресения Словущего Смольного монастыря, в 1741 году стоял деревянный Смольный дворец Елизаветы, младшей дочери Петра Великого.

В этом дворце в ночь на 25 ноября Елизавета молилась перед иконой Божией Матери “Знамение” о даровании ей Российского престола. Во время молитвы Елизавета дала обет Господу: если станет государыней, не казнить ни одного человека. И на протяжении всего своего почти двадцатилетнего царствования этот обет она ни разу не нарушила.

Строительство монастыря на месте Смольного дворца являлось особым благодарением Богу за успешное воцарение Елизаветы на Российском престоле. Работу над проектом грандиозного монастыря начал в 1744 году архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

В 1748 году на месте будущего монастыря состоялся молебен об учреждении новой обители в присутствии императрицы. После молебна духовенство и присутствующие обошли крестным ходом вокруг Смольного Ее величества дворца, положив основание Воскресенскому Новодевичьему монастырю.

По разным причинам прочную монашескую общину создать в новообразованном монастыре не удалось, и к 1797 году монастырь был упразднен.

В середине XIX века, несмотря на расцвет женского монашества, в Санкт-Петербурге не было ни одной женской обители. Минуло восемьдесят лет со времени неудавшейся попытки основания Новодевичьего монастыря, когда дочь императора Николая I великая княгиня Ольга, предложила обер-прокурору Святейшего Синода графу Н. А. Протасову возродить женскую обитель.

Обер-прокурор представил императору Николаю I доклад о пользе учреждения в столице женского монастыря. Предложение было поддержано государем.

Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы занимала участок на Малом проспекте между 7-й и 8-й линиями. Великолепный пятиглавый двухэтажный храм решен в стиле раннего барокко. Высокая четырехъярусная колокольня воздвигнутая в стиле раннего классицизма, имела хорошо подобранный по тону набор колоколов.

Вскоре монастырь было решено перевести на новое, более удобное место. Причиной перевода монастыря стало строительство первого постоянного моста через Неву – Благовещенского, который располагался как раз вблизи 7-й и 8-й линий.

В 1848 году монастырь получил обширный участок у Московской заставы, и после постройки новых корпусов монахини переехали туда.

Настоятельницей воссоздаваемой обители была избрана монахиня Феофания (Готовцева), бывшая личная пансионерка императрицы Марии Федоровны в Екатерининском институте, хорошо известная в Петербурге своим благочестием и активной деятельностью в Горицкой обители.

Еще в первые годы поступления матери Феофании в Горицкую обитель, ее духовник архимандрит Феофан рассказывал, что видел странный сон. «Мне снилось, – говорил он, – будто привели меня в столь прекрасное место, что слов нет описать его красоту. Много увидел я там обителей: и стали мне показывать, кому какая принадлежит, сказали, что там есть много спасающихся из Горицкого и других монастырей. Я спросил: “А это какие, мне неизвестные? ” И услышал ответ: “Петербургские”». Тогда никто не понимал, что это значит, и объяснили так: «Видимо к нам приедут из Петербурга и спасутся». Но отец Феофан ответил: «Нет, я видел петербургскую обитель и там много спасающихся».

Император и Священный Синод не раз удостаивали игумению Феофанию наград за ее ревностное служение Церкви и Отечеству. Она упокоилась о Господе в 1866 году и была погребена за алтарем Воскресенского Собора. Сейчас ее честные останки находятся в Афонском храме.

Последующие настоятельницы монастыря также внесли огромный вклад в созидание обители. Игуменией Евстолией (Ерофеевой), управлявшей монастырем двадцать лет (1866-1886 гг.), был позолочен купол Воскресенского Собора, приведено в порядок кладбище, организован приют для девочек с 8-классным училищем. Игуменией Валентиной (Ивановской) (1888-1904 гг.) была учреждена церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью, а так же скиты. При игумении Антонии (Рейнбот) (1904-1916 гг.) была воздвигнута колокольня по проекту Л. И. Бенуа и Цейлера. Незадолго до революции по проекту архитектора В. А. Косякова была построена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери в византийском стиле.

К началу революции 1917 г. в Новодевичьем монастыре жило более 400 насельниц – 75 монахинь, 58 штатных послушниц и около 280 сестер «на испытании». Имелось 8 храмов: собор в честь Воскресения Христова; домовые церкви в келейных корпусах: во имя Трех Святителей и во имя Афонской иконы Божией Матери; усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери; два храма на кладбище: во имя святого Илии Пророка и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери (не была освящена) и церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота в колокольне (освящена после 1917 г.).

У обители имелось большое хозяйство (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, пчельник и ферма). В обители действовали знаменитые иконописная, золотошвейная и ковровая мастерские. Значительная часть монастырского капитала шла на благотворительную деятельность, в частности на содержание больницы, детского приюта, богадельни для сестер.

Судьба Воскресенского Новодевичьего монастыря была схожа с участью многих святых обителей, принявших на себя удар богоборческой власти. Всю тяжесть обрушившихся гонений понесла игумения Феофания (Рентель) (1918-1935 гг.), которая была заботливой матерью для сестер и твердым защитником обители.

Уже первые постановления советской власти непосредственно коснулись жизни монастыря: запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества.

Летом 1919 года дело дошло до реквизиции всех капиталов обители.

После революции обитель фактически существовала еще пятнадцать лет под разными названиями: артель “Воскресенское трудовое братство”, “сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря” и др. Игумения Феофания (Рентель) стала уполномоченным лицом для подписания контракта с центральным жилищным отделом Комгорхоза на долгосрочную аренду жилых помещений.

Теперь для проведения любого собрания, крестного хода необходимо было подать заявление в церковный стол и получить разрешение на его проведение. Игумения Феофания исполняла все предписания точно и безукоризненно, при этом оставалась человеком, не отказавшимся от веры, и при всех обстоятельствах считала себя игуменией.

Монахини не представляли своей жизни без монастыря, не собирались никуда уходить и готовы были умереть в родной обители.

Вот как описывал жизнь монастыря на рубеже 1920-30 гг. церковный историк А. Э. Краснов-Левитин: «Период с 1925 по 1932 г. — период величайшего расцвета питерского монашества. Все корыстолюбивые, недобросовестные люди ушли — остались лучшие. Полулегальное, стесненное со всех сторон, ежеминутно ожидающее ареста и полного разгрома (что и осуществилось в феврале 1932 г.), монашество в то время отличалось чистотой своей жизни, высотой молитвенных подвигов… Я и раньше знал многих монахов; но только здесь, в Новодевичьем, впервые понял обаяние монашества и сам стал страстно желать монашеской жизни».

Летом 1929 года по указу президиума Ленсовета были закрыты сразу три храма обители. Первой была закрыта и вскоре разрушена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В конце осени 1929 г. власти закрыли церковь во имя Трех Святителей Вселенских. Одновременно были закрыты и разобраны на кирпичи две часовни, построенные по проекту архитекторов Н. Е. Ефимова и Н. А. Сычева.

В 1930-31 гг. также были разобраны на кирпичи кладбищенские церкви Новодевичьего кладбища – во имя святого Пророка Илии и во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Среди крупных храмов в Северной столице особенно выделяется Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург ежегодно принимает тысячи туристов, которые приезжают посмотреть на его достопримечательности. И всех их поражает изумительная архитектура храма, привлекая на праздничные богослужения не только жителей города, но и гостей.

История создания

Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург), основанный еще в 1748-м году во время царствования Елизаветы Петровны, изначально располагался там, где стоит Смольный, однако в силу разных причин в нем не удалось создать общину, поэтому к 1797-м году храм был закрыт.

В середине девятнадцатого столетия, несмотря на то, что на Руси наблюдалось распространение женского монашества, Санкт-Петербург не имел ни одной подобной обители. Поэтому по просьбе княгини Ольги Николаю I был представлен доклад о целесообразности создания в тогдашней российской столице монастыря. Государь предложение поддержал.

Первоначально Новодевичий монастырь (СПб) разместили на Васильевском острове на территории Благовещенской церкви, но уже в 1848-м году императором под него были подарены обширные угодья, находящиеся у Московской заставы. А уже после окончания строительства новых корпусов туда переехала и монашеская община.

Первой настоятельницей обители являлась Феофания, которая являлась бывшей личной пансионеркой царицы Марии Федоровны во время обучения ее в Екатерининском институте. Монахиня была известна в Петербурге своим благочестием и достаточно активной деятельностью, которую проявляла в Горицком храме.

Архитектура

Кельи этой святой обители исполнены в псевдорусском стиле. Они выстроены в форме буквы «П».

На фоне келий особенно выделяется двухэтажное здание Воскресенского собора, построенного в русско-византийском архитектурном стиле. Вход в него сделан в виде арочного высокого портала. Он выходит к Московскому проспекту. Венчает Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) пятиглавие с позолотой, а в его куполах, которых всего четыре, устроены звонницы. Внутри собора, соответственно, располагаются пять престолов.

О малых церквях

Новодевичий монастырь, фото которого свидетельствует о том, что данная святая обитель не совсем типична для классического зодчества Северной столицы, расположен у метро «Московские ворота».

Читайте также:  Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В Санкт-Петербурге существует несколько достопримечательностей, которые не вписываются в единую архитектуру города. Они более близки к московскому стилю. Одна из них – Новодевичий монастырь. Фото его золотых куполов и зеленых башенок настолько непривычно для Северной столицы, что кажется, будто это снимок совершенно другого города.

До революции

Все последующие после Феофании настоятельницы монастыря тоже внесли свой вклад в созидание данной обители. Игумения Евстолия добилась того, что был позолочен купол собора и приведено в порядок захоронение. Ее же силами был организован приют для девочек, при котором функционировало восьмиклассное училище.

Игумения Валентина (1888-1904 гг.) стала той настоятельницей, при которой учредили церковно-приходскую Князь-Владимирскую школу с домовой церковью и скитами. При Антонии (1904-1916 гг.) воздвигли колокольню, созданную по проекту Цейлера и Бенуа. Незадолго до революции была построена и каменная церквушка Казанской иконы Божьей матери. Она была возведена по проекту архитектора В. Косякова в стиле византийской архитектуры.

К 1917-му году Новодевичий монастырь (Петербург) имел уже более 400 насельниц, из которых семьдесят пять были монахинями, а остальные – штатными послушницами и сестрами «на испытании». При обители имелось добротное хозяйство – конюшня с коровником, птичьим двором, свинарником, пчельником и фермой. Здесь функционировали знаменитая иконописная, а также золотошвейная, квасоварня и ковровые мастерские. Значительную часть монастырского капитала обитель расходовала на благотворительную деятельность – на содержание детского приюта, больницы и богадельни.

После революции

Эту святую обитель постигла та же участь, что и многие храмы и соборы, которыми славился Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий монастырь тоже принял на себя удары от богоборческой власти. Вся тяжесть гонений обрушилась и на Игумению Феофанию (1918-1935 гг.), ставшую в те годы не только заботливой матерью для монашек, но и ярым защитником своей обители.

В 1929-м года было закрыто сразу три храма, первый из которых – разрушенная впоследствии деревянная церковь во имя иконы Казанской Богоматери. К осени того же года эта участь постигла часовни, которые разобрали по кирпичикам. Были разрушены и церковь Трех Святителей, а также кладбищенские часовни.

В апреле 1932-го года в Новодевичьем монастыре арестовали практически всех монашек и сестер, оставив лишь престарелых и больных послушниц, которые уже были не в состоянии двигаться. А в мае того же года Леноблисполкомом приняли постановление, по которому Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был ликвидирован. Здание Воскресенского собора начали перестраивать под универмаг.

Через несколько месяцев была разобрана и высокая ограда, снесены купола и шатры, уничтожена звонница и внутреннее убранство. В некоторых строениях расположился НИИ Электромашиностроения.

Возрождение

Восстановление комплекса началось в 1996-м году с приходом сестринской общины. Она поселилась в двухэтажном строении рядом, в здании, где не было никаких удобств.

Сегодня

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге получил новую жизнь. В настоящее время уже отреставрированы храмы – Казанский и Афонский, отстроена часовня, возрождается и Воскресенский Собор.

Сегодня при монастыре существует детский приют, богадельня, успешно функционирует Свято-Владимирская школа, недавно был открыт благотворительный центр по диагностике онкологии у женщин, работают швейные мастерские и лавка. В обители находят кров многочисленные паломники.

Ныне Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге вновь постепенно получает свое прежнее предназначение. Усилиями игумении Софии были начаты реставрационные работы, потихоньку налаживается и монашеская жизнь. Вообще, обитель сегодня духовно расцветает.

Новодевичье кладбище

За монастырем расположено одно из самых привилегированных кладбищ Северной столицы – Новодевичье. Здесь, несмотря на то что большая его часть снесена, все еще осталось много интересных надгробий и памятников. Здесь похоронено много известных людей: врач С. Боткин, контр-адмирал Ворожейкин, художник Врубель, такие поэты, как А. Майков и Ф. И. Тютчев, а также Н. Некрасов. На Новодевичьем кладбище покоится шахматист М. И. Чигорин и многие другие знаменитости.

Богослужения

Часы работы монастыря, как и большинства православных храмов города, следующие: с восьми утра до пяти тридцати вечера. В будни ежедневная утренняя служба начинается в половине десятого, а вечерняя – в семнадцать часов. По субботам Божественную литургию можно послушать с девяти, а всенощное бдение – в 17.00.

Для туристов

Посетить Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге интересно будет не только верующим горожанам, но и тем, кого интересует архитектура и история. Удивительная по красоте Казанская церковь поражает своими архитектурными решениями. Туристы могут увидеть старинные склепы и памятники, полюбоваться изделиями мастериц, продающимися в лавке, а также отведать домашние пирожки в трапезной-кафе.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Воскресенский Новодевичий монастырь

Соборы и Храмы

Краткое описание

Воскресенский Новодевичий монастырь находится в самом центре города на Неве и поражает своим великолепием, несмотря на прошедшие годы советских репрессий и антирелигиозной политики.

История

Первый женский монастырь в Санкт-Петербурге появился в 1748 году, на том самом месте, где сегодня расположен Смольный дворец. Первые монахини были призваны из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска, отсюда и произошло название. Просуществовала обитель около 80 лет и была официально упразднена в 1827 году.

Разрешение на возрождение женской обители было подписано императором Николаем Павловичем, и в 1848 году в районе Московской заставы начались работы по возведению женского монастыря. Первой постройкой была церковь – усыпальница во имя Казанской иконы Божьей Матери. Затем началось строительство Воскресенского собора.

Строительство храма и жилых корпусов завершилось к середине 50-х годов XIX века, и обитель стали заселять монахини

Монастырский ансамбль в начале XX века насчитывал восемь храмов и две колокольни. При обители постоянно проживало более 400 насельниц: монахини, послушницы, сестры, готовящиеся к постригу.

На территории монастыря были открыты:

  • лечебница для бедных
  • сиротский приют для девочек
  • церковно-учительская школа

Монахинь и послушниц обители обучали иконописи известные живописцы, при этом школа иконописи славилась на всю Россию.

Восточная часть обители была отведена под некрополь. Кладбище существовало на территории монастыря с 1845 года. Долгое время погост имел репутацию самого элитного и престижного кладбища Петербурга, здесь хоронили выдающихся государственных деятелей – военачальников, ученых, литераторов.

На Новодевичьем кладбище похоронены:

Чести быть похороненными здесь удостаивались люди, принадлежавшие к богатому сословию, и на погосте было много шикарных и высокохудожественных памятников.

Наибольшие разрушения монастырскому ансамблю принесла Советская власть. В конце 20-х – начале 30-х годов XX века было снесено несколько храмов и монастырская колокольня. Обитель прекратила свою работу в 1925 году, началась конфискация земель и имущества.

Уникальный некрополь разделил судьбу монастыря, мародерство и грабежи продолжались на кладбище несколько десятилетий

Архитектура

Создателем проекта всех главных монастырских построек стал известный архитектор Н. Ефимов. В центре архитектурной композиции монастырского ансамбля находится Воскресенский Собор.

Внешний облик собора напоминает Суздальские храмы XV века, при этом высота составляет около 50 метров

Корпуса сестринских келий расположились в виде буквы П и прерываются двумя домовыми церквами с малыми главами и шатровыми колокольнями

Казанская церковь построена в 1910 году по проекту архитектора В. А. Косякова. Сооружение должно было отражать многовековую историю христианства, соединяя в себе русскую и византийскую культуру.

Храм Казанской Божьей Матери в советские годы использовался в качестве механического цеха при ВНИИ электромашиностроения

Внутреннее убранство

Стены, свод и образа Воскресенского Собора были расписаны монастырскими живописцами и монахинями. Интерьер храма, к сожалению, не сохранился даже в эскизах и на фотографиях. Внутреннее убранство собора создавалось заново, за основу росписи были взяты древнерусские образцы.

До наших дней дошли лишь фрагменты декоративной живописи Воскресенского собора, относящиеся к ремонту 1914–1916 годов, в сводах южной и западной галереи собора

Внутри Казанская церковь богато оформлена золотой лепниной и живописью. Росписи выполнены в русском стиле художником Ф. Райляном, и большей частью сохранились до наших дней. Центральный зал выполнен в виде ротонды, окруженной колонами из красного мрамора.

Внешнее убранство

Собор Воскресения Христова – монументальное сооружение в византийско-русском стиле. Пятиглавый собор имеет пять приделов, увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми. В малых куполах располагаются звонницы.

Фасады Воскресенского храма украшены декоративными аркадами. Купола Казанского храма расположены на низких барабанах, также опоясанных аркадой.

Пятиглавая Казанская церковь – образец византийского стиля. Первоначально купола покрывала особая черепица, замененная при реставрации медными листами. Порталы, в которых располагаются входы, образованны сводами, украшенными резьбой. Изящное убранство фасадов и порталов содержит христианскую символику. Храм облицован белым кирпичом и напоминает Софийский Собор в Константинополе.

Расписание богослужений 2019

В будние дни

  • 6:00 – утреннее богослужение
  • 17:00 – вечернее богослужение

В субботу

  • 9:00 – Божественная литургия
  • 17:00 – всенощное бдение

В воскресенье

  • 8:40 – акафист Иллариону Троицкому
  • 9:30 – Божественная литургия
  • 17:00 – вечернее богослужение

Официальный сайт

Телефон

Монастырь в наши дни

В настоящее время обители возвращены все сооружения, принадлежавшие ей в былые времена, храмы реставрируются и начинают работать. При монастыре открыт приют для молодых мам с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Работает группа самопомощи для зависимых от алкоголя и наркотиков. Большая часть обители уже открыта для верующих. Воскресенский Новодевичий монастырь – это место, куда нередко привозят великие святыни.

Читайте также:  Успенский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Как попасть в монастырь

Воскресенский монастырь работает каждый день с 09:00 до 19:00

Попасть в Воскресенский Новодевичий монастырь можно свободно, соблюдая известные правила посещения храмовых сооружений.

Где находится

Адрес

Московский проспект, 100

Метро

Как добраться

От станции метро Московские ворота пешком по Московскому проспекту в сторону центра.

Предстоятель Русской Церкви освятил Воскресенский собор Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, 1 июня 2019 г.

31 мая 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Воскресения Христова — главного храма Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном соборе, сообщает Патриархия.ru.

Были освящены три престола: центральный — Воскресения Христова; северный — Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; южный — Успения Пресвятой Богородицы.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Якутский и Ленский Роман; архиепископ Корсунский и Западноевропейский Антоний; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской лавры; епископ Сочинский и Туапсинский Герман; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; епископ Петергофский Серафим, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Никольского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Михаил Протопопов, настоятель храма Успения Божией Матери в Мельбурне, благочинный Южных приходов Австралийско-Новозеландской епархии; протоиерей Василий Стойков, заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель храма св. Иоанна Милостивого в г. Отрадное Ленинградской области; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

Богослужение посетили: временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.В. Потомский; глава Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров; председатель Совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Г.С. Полтавченко.

Среди молившихся были настоятельница Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина) и сестры обители, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке г. Санкт-Петербурга игумения Людмила (Волошина), настоятельница Константино-Еленинскогоженского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Архангело-Михайловскогоженского монастыря г. Одессы игумения Серафима (Шевчик), благотворители и строители возрожденного храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Ю.А. Герасимова.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Для удобства многочисленных верующих богослужение транслировалось на большом экране, установленном в нижнем храме, и на двух экранах на территории храма.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла, на основании определения Священного Синода от 30 мая 2019 г. (журнал № 49) архиепископ Корсунский и Западноевропейский Антоний был возведен в сан митрополита — в связи с назначением главой Патриаршего экзархата Западной Европы.

Также на малом входе указом Его Святейшества во внимание к усердным многолетним трудам на благо Святой Церкви и в связи с 90-летием со дня рождения настоятель храма святителя Иоанна Милостивого г. Отрадное, заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Василий Стойков был удостоен права ношения второго наперсного креста с украшениями.

В сугубую ектению были включены благодарственные молитвы в связи с 50-летием священнослужения Святейшего Патриарха Кирилла.

Затем были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Константин Пархоменко, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора Санкт-Петербурга.

По окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список иконы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) и пасхальное яйцо.

Обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, митрополит Варсонофий, в частности, сказал:

«Ваше Святейшество, дорогой Святейший Владыка и милостивый наш отец!

В течение вот уже месяца наслаждаемся мы светом, который воссиял от гроба Господня, и сегодня наша пасхальная радость усугублена Вашим прибытием в Ваш любимый город — Санкт-Петербург. Для нас всегда встреча с Вами — это большая радость и большая благодать. Нас радует, что свой 50-летний юбилей священнослужения Вы отмечаете в своем родном городе. Именно здесь на Вас были возложены руки владыки Никодима, когда он возвел Вас в сан и иеродиакона, и иеромонаха, и поставил у престола Господня приносить жертвы за род человеческий, за паству. В начале Вы молились за свою родную академию, затем Вы несли служение в Смоленской и Калининградской епархии, а теперь у Вас многомиллионная паства, о которой Вы постоянно воздеваете руки Господу Богу, возносите жертвы о помиловании нас всех и о единстве всех нас вокруг Христа.

Ваше Святейшество, мы благодарим Вас за то, что Вы сегодня прибыли в нашу святую обитель, чтобы здесь увидеть своими глазами труды, которые понесла матушка игумения София за годы восстановления, возрождения этого порушенного памятника культуры нашего Отечества, дома Господня, посвященного как раз воскресшему Господу. Поэтому благодарим сердечно за Ваши труды, за то, что Вы сегодня совершили великое освящение этого замечательного храма».

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал список Владимирской иконы Божией Матери.

Затем Святейший Владыка вручил церковные награды потрудившимся в деле восстановления Воскресенского Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга.

Настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) была награждена орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени. Также Предстоятель вручил игумении Софии крест с украшениями, изготовленный по случаю 10-летия Поместного Собора и интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.

Наград также были удостоены:

  • учредитель Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы М.Л. Новинская — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, II степени;
  • председатель Совета директоров ООО «Возрождение Петербурга» М.С. Юмартов — Патриаршего знака храмостроителя;
  • генеральный директор ООО «Возрождение Петербурга» Д.М. Юмартов — Патриаршего знака храмостроителя;
  • эконом Воскресенского Новодевичьего монастыря монахиня Арсения (Калганова) — Патриаршей грамоты;
  • казначея Воскресенского Новодевичьего монастыря инокиня Инна (Пастухова) — Патриаршей грамоты.

Помимо этого были награждены:

  • во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Николай Преображенский — орденом святителя Макария, митрополита Московского, II степени.
  • во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения помощник проректора по культуре Санкт-Петербургской духовной академии А.Г. Тельпис — орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, II степени.
  • во внимание к помощи в строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы в Невском районе г. Санкт-Петербурга и в связи с 60-летием со дня рождения депутат Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга, председатель профильной комиссии по делам ветеранов постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга И.В. Высоцкий — орденом преподобного Серафима Саровского III степени.
  • Во внимание к помощи собору Владимирской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга директор Северо-Западного филиала ПАО «Мегафон», регионального отделения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области В.Н. Бакалов — орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

По окончании богослужения состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с временно исполняющим обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Бегловым.

Пятиглавый двухэтажный Воскресенский собор — архитектурная доминанта ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря. Высота собора около 50 м.

Собор был заложен в 1849 году в присутствии императора Николая I митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Никанором. Построен по проекту архитектора Николая Ефимова и инженера Николая Сычева в русско-византийском стиле. Освящен в 1861 году. Собор вмещал до 1000 человек.

В январе 1932 года президиум Московского райсовета ходатайствовал о сносе собора, но здание частично сохранилось. Собор разграбили, церковные реликвии исчезли бесследно, колокольню взорвали.

После возвращения Санкт-Петербургской епархии храмов и зданий Новодевичьего монастыря началось восстановление святыни. В декабре 2006 года были освящены малые купола главного храма обители, в марте 2007-го — центральные купол и крест.

Венчает собор пять золотых чешуйчатых куполов на высоких барабанах. Внутреннее убранство Воскресенского собора воссоздано полностью заново. Это более 6000 кв. м росписи и 7 лет работы во главе с петербургскими иконописцами Николаем и Натальей Богдановыми. По благословению настоятельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря игуменииСофии (Силиной) в пространстве собора присутствуют редкие изображения святых неразделенной христианской Церкви как восточной, так и западной, а также избранные святые всех Поместных Православных Церквей, включая тех, что были прославлены уже в XXI веке. Первая пасхальная служба в воссозданном соборе состоялась в ночь на 28 апреля 2019 года.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Фото Воскресенского Новодевичьего монастыря

Читайте также:  Марфо-Мариинская обитель: история и адрес, сестры, праздники, как добраться

Воскресенский Новодевичий монастырь – Санкт-Петербург, Московский проспект, 100

Московские Ворота, Фрунзенская, Технологический институт-1

Первой женской обителью Петербурга стал Воскресенский Новодевичий монастырь, который изначально располагался неподалеку от Смольного собора, в летнем дворце Елизаветы I.

Во времена Екатерины II на базе монастыря был создан Смольный институт. Девушки, не пожелавшие учиться в светском учреждении, были отправлены в другие обители. Официально Воскресенский Новодевичий монастырь был расформирован в 1827 году.

Своим возрождением обитель обязана императору Николаю I, издавшему указ о возобновлении деятельности Новодевичьего монастыря. Под строительство нового комплекса выделили территорию на Васильевском острове у Благовещенской церкви.

В 1848 году специальная комиссия решила, что обитель должна находиться в менее шумном месте. В итоге Николай I выделил будущему монастырю часть леса неподалеку от Московских Триумфальных ворот общей площадью в 3200 кв. м.

Проект будущей обители разработал архитектор Н. Ефимов. После смерти Ефимова в 1851 году строительство монастыря продолжили Л. Бонштедт и Н. Сычев. Проект подразумевал возведение огромного комплекса, в состав которого входил собор, множество церквей, парковая зона, кладбище, огороды, жилые здания, хозяйственные постройки и проч.

Первым строением Воскресенского Новодевичьего монастыря стала церковь работы Н. Ефимова. Храм был целиком построен из дерева, в нем разместили чудотворную икону Казанской Богоматери – одну из главных святынь города на Неве.

В 1854 году было завершено строительство собора Воскресения Христова и жилых корпусов. В обитель начали заселяться первые монахини.

Жилые здания Новодевичьего монастыря выполнены в виде буквы «П», передняя сторона которой выходит на Московский проспект. В жилой комплекс гармонично встроены две пятиглавые домовые церкви с колокольнями шатрового типа.

Основной постройкой Новодевичьего монастырья является собор Воскресения Христова – монументальное строение в византийско-русском стиле, выполненное архитектором Н. Сычевым по макету Н. Ефимова.

Строительство храма началось в 1849 году. Первый камень в основание будущего собора заложил лично Николай I. Стоимость здания превысила 119 тыс. рублей: основную часть суммы пожертвовала купеческая семья Громовых.

К 1861 году собор освятил митрополит Исидор. В 1876 году храм был соединен с жилыми корпусами специальными пристройками. Купола изначально были выкрашены зеленой краской, позолоту на них нанесли лишь в 1885 году.

Воскресенский собор состоит из шести приделов (так в архитектуре принято называть пристройку к храму). Центральный придел посвящен Воскресению Христову, южный – Успению Богоматери, северный – Михаилу Архангелу, хоровой – Всем Святым, северный – Николаю Чудотворцу. Подвальный придел, созданный архитектором Г. Карповым, был освящен в честь св. Феодосия Печорского.

Колокольня Воскресенского собора была построена лишь через полвека после завершения строительства центрального придела. В 1895 году 50-метровую башню соорудил архитектор Л. Бенуа. Венчает колокольню золотой купол, придающий ей сходство с московской колокольней Ивана Великого.

Вторым по значению архитектурным памятником комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря является церковь иконы Ватопедской Богоматери. Пятиглавый храм возвел в 1854 году архитектор Н. Ефимов. Церковь стилизована под храмы 17 века, иконостас изготовил знаменитый зодчий А. Штакеншнейдер, образа написали монахини. В 1852 году в церковь была привезена важнейшая православная святыня – икона «Отрада и утешение», хранящаяся в храме по сей день.

В 1855 году на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря была построена Церковь Трех Святителей. Автор проекта – Н. Ефимов. Храм с пятью главами и звонницей шатрового типа был встроен в здание лечебницы. Деньги на строительство пожертвовал зажиточный крестьянин В. Чижов, попросивший архитектора в названии церкви упомянуть великих святителей православной церкви. В храме находится икона «Благоуханный Цвет» – одна из самых почитаемых в России.

Последний дошедший до нас храм из архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в Петербурге – Церковь Казанской Богоматери. Это невероятное по красоте здание, выполненное в византийском стиле и внешне напоминающее Софийский собор Константинополя. Интерьер храма поражает воображение обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В революционные годы церковь была разграблена, ее стали использовать в качестве склада. При Хрущеве собор должны были взорвать, в его стенах уже были проделаны углубления для тротиловых шашек. К счастью, в реальность этот план так и не был воплощен по неизвестным причинам.

В состав ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря входило еще три церкви – Пророка Илии, иконы «Всех скорбящих» и Марии Магдалины. Все эти храмы были уничтожены в 20-х годах прошлого столетия.

В восточной оконечности Новодевичьего монастыря расположено кладбище, на котором похоронены знаменитые поэты Ф. Тютчев, Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин, одиозный обер-прокурор Синода К. Победоносцев.

В наше время в монастыре снова живут монахини. Большинство зданий отреставрированы. Обитель ведет большую научную, религиозную и просветительскую работу.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге считают одним из красивых мест. История этой обители несла в себе множество различных событий, начиная от его основания.

История

Изначально по указу императрицы Екатерины Петровны Смольный девичий монастырь решили заложить возле Невы в 1748 году. Но так как семилетняя война началась нежданно, то начало его существования было отложено. Лишь в 1764 году приехали первые монахини и настоятельница. А уже в 1822 он перестал существовать из-за отсутствия монахинь.

В 1845 году по указу Николая 1 Первоклассный женский монастырь был размещен на Васильевском острове, а службы проходили в соседней Благовещенской церкви. Но так как место не подходило монахиням, то им был выделен участок у Московских ворот, где в 1849 году митрополит Никанор сделал закладку обители. Через 4 года тут было основано и кладбище.

Настоятельницей стала Феофания. Уже в 1854 году монахини переселились в новопостроенный комплекс. Также при обители начали действовать:

  • рисовальная.
  • башмачная,
  • иконописная,
  • просфорная,
  • чеканная,
  • квасоварня,
  • ковровая,
  • ферма,
  • поварня,
  • огород,
  • пчельник,
  • сад.

Еще при монастыре начали работать:

  • церковно-приходская Князь-Владимирская школа,
  • детский приют,
  • богадельня.

В советское время облик монастыря был значительно искажен. Монахини были высланы или арестованы. Имущество было распродано или украдено.

Храмы

Среди монастырских храмов выделяют:

  • собор Воскресения Словущего,
  • храм во имя Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»,
  • церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы,
  • храм Трех Святителей,
  • домовой Храм Серафима Вырицкого,
  • храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господнего,
  • храм Явления Божьей Матери Сергию Радонежскому,
  • храм во Имя Святой Троицы,
  • исидоровская колокольня,
  • часовня во имя Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины,
  • казанская церковь.

Также на территории монастыря есть Новодевичье кладбище. Там похоронено большое количество выдающихся людей, поэтов, а также тех, кто оставил свой след в истории России.

Иконы Новодевичьего монастыря

К чудотворным святыням обители относят:

  • Казанскую икону Божьей Матери,
  • чудотворную икону Божьей Матери «Ахтырская»,
  • икону Божьей Матери «Отрада и Утешение»,
  • Лик Спасителя,
  • Афонскую икона Божьей Матери с частицами мощей угодников Божих,
  • икону Страшный Суд,
  • икону Божьей Матери «Млекопитательница».

Кроме святых ликов есть еще ковчеги с частицами мощей. Большое количество паломников идут сюда, чтобы приложится к мощам и вознести свои молитвы Господу.

Богослужения в Новодевичьем монастыре СПб

Как и в прочих монастырях тут проводятся богослужения. Они проходят ежедневно, различие есть только в днях недели и праздниках.

Расписание богослужений

  • 9ч.30мин. — Божественная литургия (время может меняться, в Великий Пост утренняя служба начинается в 7.00.);
  • 17ч.00мин. — вечернее богослужение.
  • 9ч.00мин.- Божественная литургия,
  • 17ч.00мин. — всенощное бдение.
  • 8ч.40мин. — акафист Илариону Троицкому,
  • 9ч.30мин. — божественная литургия,
  • 17ч.00мин.- вечернее богослужение.

Для удобства верующих на территории есть:

  • Лавка с церковной утварью, иконами, православной церковной литературой, сувенирами, медовой продукцией и чаем, а также многим другим.
  • Текстильная лавка, в которой продается различная одежда: погребальная, крестильная, одежду священнослужителей, домашний текстиль, а также изделия с авторской вышивкой.
  • Трапезная и пекарня. Тут Вы сможете отведать пирожки, квас, горячий чай, сбитень.

Адрес: 196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100 проезд до ст.метро «Московские ворота». Приезжайте и наслаждайтесь возвышенной атмосферой этого места.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно посмотреть еще и видео о Новодевичьей обители:

Читайте еще:

2 thoughts on “ Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге ”

Уважаемые создатели сайта, обратите внимание: речь идет о Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге, а карта дана монастыря в Москве. И в тексте есть упоминания о Москве, тогда как речь идет о Петербурге.

Карта правильная, район Московский, СПб, Московский пр, ворота Московские- станция метро.

Ссылка на основную публикацию