Воскресенский собор в Арзамасе: история и адрес, описание, святыни

Воскресенский собор, Арзамас: описание, история и интересные факты

Главным украшением Арзамаса, города с древней и богатой историей, является его Воскресенский кафедральный собор. Расположенный на естественной возвышенности, он в ясные погожие дни виден за десятки километров, а благовестом своих колоколов оглашает раскинувшиеся со всех сторон просторы. Судьба этого храма, как большинства российских святынь, тесно связана с событиями отечественной истории.

Идея постройки нового собора

По свидетельству сохранившихся исторических документов, при царе Фёдоре Иоанновиче в Арзамасе был построен и освящён храм Воскресения Христова, которому он пожертвовал крест с мощами святых мучеников. Однако за два последующих столетия эта постройка весьма обветшала, и в начале XIX века было решено её разобрать и строить заново на более удобном для этого месте. По замыслу создателей, Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать памятником победы российских войск над Наполеоном.

Работа по составлению проекта нового храма, а также непосредственное руководство его строительством было поручено талантливому арзамасскому зодчему Михаилу Петровичу Каринфскому, являвшемуся учеником знаменитого архитектора А. Н. Воронихина, обессмертившего своё имя созданием Казанского собора в Санкт-Петербурге. Кстати, М. П. Коринфский помогал своему учителю в создании его знаменитого проекта, однако прослеживается определённое сходство Воскресенского собора в Арзамасе не с ним, а с другим петербургским шедевром храмового зодчества ─ Исаакиевским собором О. Монферана.

Начало подготовительных работ

Место для новой постройки выбрали на вершине холма, где когда-то, ещё во времена Ивана Грозного, размещался деревянно-земляной острог, весьма претенциозно именовавшийся кремлём. С годами он был разрушен и уступил место деревянным домикам местных обывателей, которые перед началом строительства скупались на слом городскими властями и употреблялись в качестве дров для обжига кирпичей.

О том, как строили Воскресенский собор в Арзамасе, сохранилось немало свидетельств, поскольку работы были развёрнуты с подобающим размахом. Прежде всего для возведения столь грандиозного сооружения неподалёку от него было открыто несколько кирпичных заводов, именовавшихся «соборными». На них, согласно архивным документам, произвели более 5,5 млн кирпичей.

Возведение стен будущего собора заняло семь лет (1814-1821) и явилось весьма затратным делом, поскольку, кроме огромного количества кирпичей, для сооружения фундамента потребовалось почти 10 тыс. кубометров бутового камня и ещё 164 т. железа. На покрытие столь значительных расходов, средств, выделенных из казны, не хватало, и их недостаток компенсировался за счёт добровольных пожертвований населения, всегда отзывчивого на богоугодные дела.

«Собор, скованный кандалами»

Строительство Воскресенского собора в Арзамасе не обошлось и без происшествия, ставшего впоследствии местной легендой и наглядно иллюстрирующего профессиональную смекалку рабочего люда. Рассказывают, что однажды, когда уже всё было готово для монтажа главного купола, дал трещину один из четырёх столпов, поддерживавших своды собора. Положение сложилось поистине критическое, так как обнаружившийся дефект создавал угрозу обрушения всего здания. Собранный в срочном порядке технический совет не мог предложить ничего лучшего, кроме демонтажа всей возведённой к этому времени постройки.

И тут в разговор учёных мужей вмешался крестьянин ─ опытный строительный подрядчик Егор Измайлов. Он предложил стянуть треснувший столп стальными обручами, а снаружи заштукатурить. Так и поступили, а для проверки надёжности всю его поверхность оклеили бумагой и наблюдали за ней некоторое время. Лишь после того как убедились в том, что бумажный слой не лопнул, возобновили дальнейшие работы. С тех пор в народе повелось говорить, что Воскресенский собор в Арзамасе «кандалами скован».

Внешний облик нового храма

Торжественный и поистине монументальный облик собора символизирует собой величие России, что вполне отвечает замыслу его создателя, перед которым, как уже было сказано выше, стояла задача создать памятник военной доблести русского народа. В плане он представляет собой греческий (равносторонний) крест, положенный на квадрат размером 64х64 мм. Вся постройка поднята на ступенчатое основание ─ так называемый стилобит – и имеет общую высоту почти 47 метров.

Кровлю Воскресенского собора в Арзамасе венчают 5 куполов сферической формы, из которых самый большой ─ центральный, украшен 12 вертикальными окнами. Такое композиционное решение полностью соответствует традициям русской храмовой архитектуры. Основное здание окружено четырьмя портиками-колоннадами, имеющими высокие треугольные фронтоны и придающими ему строгий классический вид. Каждый из фронтонов собора украшен фресками на сюжеты, заимствованные из Священного Писания.

Оформление внутренних помещений

Благодаря обилию света, проникающего в собор через 24 вертикально прорезанных окна, внутри него создаёт ощущение обширности и пространства. В целом оформление интерьера выполнено в приглушённых коричневых тонах, что способствует концентрации внимания и создания у присутствующих молитвенного настроения.

Кроме многочисленных фресок, на которых представлены эпизоды из земной жизни Иисуса Христа, а также традиционных для любого храма икон, внутренние стены собора украшает целый ряд живописных полотен, большинство из которых являются копиями работ известных европейских мастеров прошлого, писавших на библейские сюжеты.

Примером тому может служить помещённое над главным алтарём изображение «Тайной вечери», являющееся точным воспроизведением знаменитой картины Леонардо да Винчи. Между окнами, прорезанными в главном куполе, помещены изображения 12 апостолов, а под ними на парусах- той части конструкции, которая является связующим звеном между плоскостями стен и окружностью купольного барабана, – написаны фигуры четырёх евангелистов.

Закрытие собора большевиками

История Воскресенского собора в Арзамасе после прихода к власти большевиков столь же печальна, как и большинства его собратьев, разбросанных по всей территории России. Повезло ему лишь в том, что, в отличие от остальных 38 храмов и 5 монастырей, украшавших город в 1917 году, он не был разрушен, хотя новые власти и пытались это сделать. Спасло его лишь всеобщее возмущение граждан, а также заступничество ряда видных советских деятелей культуры.

Тем не менее богослужения в нём были прекращены, а всё находившееся внутри имущество либо конфисковано, либо попросту разграблено. С 1921 года в здании бывшего Воскресенского собора (Арзамас) помещалось несколько сотен политзаключённых, свезённых в город для работы на одном из военных объектов.

Божий храм, превращённый в музей

В 30-е годы местному руководству пришла идея использовать собор для размещения в нём экспозиций незадолго до этого созданного музея религии и атеизма, как это было сделано в Ленинграде с Исаакиевским собором. Следует признать, что это решение сыграло положительную роль в судьбе исторического памятника и уберегло его от неминуемых перестроек или полного разрушения. Привычное для старожилов города, расписание богослужений Воскресенского собора в Арзамасе сменила вывеска с графиком работы музея и перечнем ближайших атеистических лекций, но в целом облик здания остался прежним.

В те годы созданный большевиками музей стал средоточием многих православных святынь, свезённых в него из разорённых храмов не только Арзамаса, но и многих других городов и сёл России. Среди них, в частности, оказался весьма почитавшийся на протяжении веков напрестольный крест XVII века, находившийся более двух столетий в разрушенной большевиками Ильинской церкви, а также целый ряд икон, признанных уникальными памятниками древнерусской живописи.

Патриаршая инициатива

Возрождение арзамаского Воскресенского собора как духовного центра началось в 1944 году. Толчком к этому послужило обращение святейшего патриарха Сергия (Страгородского), являвшегося уроженцем этого города, к руководству Совета по делам РПЦ при ЦК КПСС. В нём он просил рассмотреть вопрос о передаче храма верующим и возобновлении в нём богослужений. Патриаршее ходатайство, хоть и не сразу, но было удовлетворено, поскольку события Великой Отечественной войны заставили правительство пойти на определённые уступки в религиозных вопросах.

Самый крупный действующий храм в СССР

В 1947 году Кафедральный Воскресенский собор в Арзамасе (этот статус он получил вскоре после своей передачи в ведение Московского патриархата) вновь открыл свои двери для прихожан и многочисленных паломников со всех концов страны. В последующий период богослужения в соборе более не прерывались. В 1988 году он стал центром мероприятий, связанных с празднованием тысячелетия крещения Руси. Это и неудивительно, поскольку тогда самым крупным из всех действовавших в Советском Союзе православных храмов являлся именно Воскресенский собор Арзамаса.

Расписание ежедневных богослужений

Все желающие посетить главный собор города Арзамаса должны учесть, что расписание его богослужений несколько отличается от стандартного графика, принятого в большинстве российских церквей. Так, по будням они начинаются в 7:30 с молебна, посвящённого святому, чья память отмечается в тот день согласно церковному календарю. Затем в 8:00 следует Божественная литургия, а в 17:00 совершается всенощное бдение или вечерня и утреня. В воскресные и праздничные дни общий порядок служб сохраняется, но ему предшествует начинающаяся в 6:00 ранняя Божественная литургия.

Воскресенский собор (Арзамас)

Воскресе́нский собо́р в Арзама́се занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Содержание

История

По преданию, на месте нынешнего Воскресенского собора была построена первая в Арзамасе церковь во имя во имя Архистратига Божия Михаила при основании города царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1552 году. Сто лет спустя, вместо обветшавшего храма был выстроен новый во Славу Воскресения Христова, также деревянный. В XVIII веке он был перенесен из Арзамаса в деревню Костылиху, где находится по сей день. Вместо деревянного собора в 1742 году был возведен каменный пятиглавый храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь великомученика Иоанна Воина.

После триумфа над Наполеоном арзамасцы единодушно решили построить в новый собор «в благодарность Господу Богу за победу Державы Российской… и избавление Церкви и Отчизны от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Для этого на Соборной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. Каждый житель Арзамаса считал своим долгом внести посильный вклад в общее дело. Построенный целиком на народные деньги, на протяжении почти двух веков Воскресенский собор является символом воинской славы России, доблести русского оружия и героизма защитников Отечества всех времен. Именно поэтому, как одна из реликвий, до революции в нем хранилось знамя Арзамасской дружины Государственного ополчения, переданное в храм в 1815 году ее начальником Федором Стремоуховым.

Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса М.П. Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма. Строительство продолжалось 28 лет. Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.

Главный престол в честь Воскресения Христова был освящен в 1840 году. Остальные приделы, освящались последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах.

В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Как не парадоксально, но благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.

В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, по многочисленным просьбам верующих и непрестанным ходатайствам перед представителями власти Предстоятеля Русской Православной Церкви уроженца Арзамаса Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) собор был возвращен Нижегородской епархии, и в нем возобновилась литургическая жизнь.

Современное состояние

Приход кафедрального собора во славу Воскресения Христова расположен в городе Арзамасе, Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви и является второй кафедрой правящего Нижегородского архиерея.

В настоящее время приход имеет четыре храма: кафедральный собор во славу Воскресения Христова, церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» (зимняя), церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (крестильная), приписная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в ФКУ «Арзамасская воспитательная колония» ГУ ФСИН России по Нижегородской области, в поселке Высокая гора Арзамасского района. Ключарь прихода — иерей Илия Трушкин, благочинный округа города Арзамаса.

Воскресенский кафедральный собор — главный храм Арзамасского благочиния.

Святыни

  • Животворящий Крест Господень – самая известная и почитаемая святыня Арзамаса
  • Казанская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери, именуемая «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)
  • Икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромких чудотворцев с частицами мощей
  • Икона Божией Матери, именуемая «В родах Помощница»
  • Икона святого праведного Алексия Бортсурманского с частицей мощей

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, Нижегородская область, Арзамас, Соборная площадь, 19

Телефоны: (83147) 9-43-46 (канцелярия благочиния), 9-44-93 (бухгалтерия)

Электронная почта: arz_sobor@mail.ru

Паломнику

Видео




Воскресенский собор – памятник воинской славы

Размещено 4 Окт, 2016

Гордость города, его жемчужина – храм, построенный в честь триумфальной победы над Наполеоном — Воскресенский собор, такой родной и такой знакомый, оказывается хранит в себе много преданий и исторических фактов, не получивших широкой огласки.

Метаморфозы

Не многие арзамассцы знают, что по преданию, на месте нынешнего Воскресенского собора была построена первая в Арзамасе церковь во имя Михаила Архангела при основании города царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1552 году. Сто лет спустя, вместо обветшавшего храма был выстроен новый дубовый бревенчатый собор во Славу Воскресения Христова. В 1741 году он был перенесен из Арзамаса в с.Костылиха, где находится и поныне.

Судьба этого храма весьма необычна. Когда в 1700-е было принято решение строить в Арзамасе каменный Собор, старый деревянный перевезли в село Водоватово, где он и прослужил до конца 19 века. Именно в это время зажиточные водоватовцы приступили к построению каменного храма. Старый Собор перекочевал в Костылиху. Как рассказывают, перевозили его на лошадях и даже тащили бревна волоком, но «умереть» не давали. Конечно, по переезду что-то пришлось заменить, подделать, но Собор оставался богатым с золоченым иконостасом, дорогими иконами, и был очень почитаем среди местных жителей. В 20-е годы прошлого столетия, как и многие другие, храм официально был закрыт, а священник был арестован. И не только он. Заступился за батюшку один местный мужичок, да и пошел вместе с ним по этапу, а в последствии, как говорят, сгинул.

— Несмотря на то, что храм был давно закрыт, — говорит протоиерей Сергий Жулин, — в 70-е годы бабушки молились в нем по большим праздникам. В Соборе по — прежнему был замечательный золоченый иконостас, только уже без икон — разворовали «любители старины». А вот, когда устанавливали Сафроневу Пустынь, иконостас перевезли туда в церковь, которая, к сожалению, вскоре сгорела вместе с ним. Собственно с этого момента Костылихинский Собор и стал рушиться, провалилась крыша, стены и тд. А дубовый пристрой, так просто был разобран на бревна для топки.

Читайте также:  Павел Груздев: жизнеописание старца, могила и смерть, книги и труды

Но святости своей храм не терял. Как рассказывают местные жители, в одно лето из — под него забился источник. и целый год текла водичка по сделанному местным жителем ручейку. Так же рассказывают, что где-то в середине 70-х, залезла в храм компания пьяных подростков. Набезобразничали там, сломали, что могли, вообщем покутили в церкви на всю катушку. В последствии судьба этих парней сложилась трагически. Кто погиб, кто умер, а кто просто спился.

В 90-е годы, когда повсеместно началось восстановление храмов, надумали реставрировать и старый собор. Был сделан проект, принято решение, но на этом успокоились. И лишь в 2003 году Москвой были выделены деньги на восстановление по программе реставрации памятников древнего зодчества, так как храм является памятником архитектуры федерального значения, что вообшем-то только ему мешает.

— Приехала бригада, — говорит о.Сергий, бывший в то время благочинным, — которой были наняты местные жители. Причем платили хорошо, но сделали настолько безобразно, что до сих пор приходится латать дыры.

Но собор восстанавливается, правда только за счет пожертвований селян.

А, тогда в 18 веке вместо него был возведен каменный пятиглавый храм также в честь Воскресения Христова, который простоял до постройки нового собора, Дальнейшая судьба его доподлинно не известна.

Храм необычайной красоты

Триумфальная победа над Наполеоном вдохновила жителей города построить новый собор «в благодарность Господу Богу за победу Державы Российской… и избавление Церкви и Отчизны от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Для этого на Соборной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. Каждый житель Арзамаса считал своим долгом внести посильный вклад в общее дело. Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор и поныне является символом воинской славы России, доблести русского оружия и героизма защитников Отечества всех времен.

Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса М.П. Коринфского. Строительство продолжалось 28 лет. Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.

Святыни собора

Как говорит предание, резной Крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII. В то время в городе жили трое братьев Шаянских. Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл среди людей слабоумным. Но при этом он был кроток, благочестив, постоянно ходил в церковь, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой, когда ездили куда-либо по своим торговым делам.

Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по-своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. Однажды, по окончании литургии он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими ветками деревьев, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Шаянский зашел в лодку, чтобы поклониться святыне. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский очень обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.

Братья с радостью дали нужную сумму. Но когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько ни расспрашивал он владельцев других судов, людей, находившихся на пристани — все отвечали, что такой лодки никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест себе на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.

Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли: двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но, как ни старались, — внести святыню не получалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика Распятого Христа. Тогда всем стало ясно, что такая святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием. Животворящий Крест братья передали в свою приходскую церковь во имя Ильи Пророка. В церкви во имя Ильи Пророка святой Крест пребывал вплоть до начала XX века. В декабре 1930 года храм был закрыт, Крест был перенесен в Воскресенский собор, как экспонат музея.

Сохранилось множество свидетельств о чудесах, происходивших по молитвам перед святым Крестом Животворящим, и происходящих по сей день: Господь неоднократно спасал Арзамас от моровых поветрий, засухи, пожаров и других несчастий. В частности, усердные молитвы арзамасцев перед Животворящим Крестом остановили страшный пожар, начавшийся 26 апреля 1883 года.

По сей день в Арзамасе существует традиция: в засушливые лета совершается вокруг города крестный ход со святыней и, как правило, уже перед его завершением начинает крапать дождик.

Множество людей, с верою обращаясь ко Спасителю, перед его образом получали и получают исцеления. Сохранились свидетельства об исцелении расслабленных, прозрении слепых и особенно об избавлении детей от различных болезней.

Казанская икона Божией Матери был написан для Арзамасского Троицкого мужского монастыря. Но когда икону переносили в обитель, отслужив молебен около Макарьевского Кретовоздвиженского храма, не смогли дальше сдвинуть ее с места. Увидев в этом знамение Божие, икону оставили в Крестовоздвиженском приходе, где она и находилась до революции. В 1792 году при Крестовоздвиженской церкви был построен новый теплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Сегодня в киоте иконы хранится пояс, освященный на Поясе Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне, во время посещения этой великой святыни Арзамаса в 2011 году.

Кроме этих чудотворных икон жителями города особо почитаемы: Икона Божией Матери, «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), икона Божией Матери, «В родах Помощница», Икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромких чудотворцев с частицами мощей, икона святого праведного Алексия Бортсурманского с частицей мощей.

Музей атеизма

В эпоху воинствующего материализма святыни Арзамаса, как и множество других, могли бесследно исчезнуть. Но спасла их от уничтожения, именно атеистическая пропаганда. В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Как не парадоксально, но благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.

Как рассказывает местный краевед Андрей Потороев 8 апреля 1929г. Президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных объединениях». Религиозное объединение было названо «Воскресенское соборное». Его возглавили Ф.П. Пудков и П.А. Сюльдин.

Через неделю после этого горсовет постановил снять колокола соборной колокольни с последующей передачей их на переплавку. Председатель Воскресенской общины Пудков от лица верующих написал заявление в президиум горсовета: «На колокольне нашего собора колокола имеют значение не только для звона, но и для часов. Необходимо отметить, что часы там хорошие, старинные, выбивают минуты, четверти и часы. Последнее время почему-то не бьют. Во всяком случае, эти часы имеют общественное значение, и лишаться их не следует». Понятно, что не о часах пеклись прихожане собора, а пытались сохранить дорогие сердцу колокола, понимая, что погибнут они безвозвратно. Понимал это и горсовет, и согласиться на колокольный звон не мог, хотя комиссию по осмотру колокольни назначил, правда, по другому поводу.

А верующие продолжали битву за соборные колокола. В июле 1931г. Пудков написал жалобу во ВЦИК: Тем не менее, его попытки сохранить колокола остались тщетными. В 1932г. их сняли, а колокольню переоборудовали под пожарную каланчу. Башенные часы, о которых писал церковный староста, пришли в полную негодность. 3 ноября 1931г комиссия от горкомхоза совместно с представителем соборной общины Сюльдиным осматривала здания общины. Было выяснено, что фактически верующие пользуются только двумя зданиями – зимним собором и примыкающей к нему церковной сторожкой. Поэтому летний собор решили передать в ведение Главискусства.

— Местные большевики имели на него свои виды, какие точно – неизвестно, но что они были, следует из предупреждения, пришедшего в горсовет 2 декабря 1931г. из Нижегородского Краевого музея. Тот доводил до сведения, что бывший Воскресенский собор постановлением сектора науки НКП, отнесен к памятникам архитектуры 1 категории, а потому всякое использование здания, перестройка, наружный и внутренний ремонт, могут производиться только с разрешения сектора науки. На этот раз горсовет решил внять доводам ученых и использовать собор для культурных целей, — рассказывает Потороев, — но сначала его нужно было официально изъять из ведения общины верующих. Для этого председателю церковного совета предъявили претензии в ненадлежащем содержании храмов (обоих) и отсутствии ремонта зданий. Таким образом по решению области 3 апреля 1932г. собор как молитвенное здание ликвидировали и передали его в ведение горсовета под местный краеведческий музей.

4 апреля 1935 г. в качестве экспоната от церкви Живоносного Источника Божией Матери музей получил полухоругвь с двуглавым орлом и короной. Еще раньше, в конце 1934 г. из закрывшейся церкви Андрея Первозванного перенесли святыню Арзамаса – Животворящий Крест Господень.

О работе музея, говорит краевед, можно судить из отчетов комиссии, в которых видно что, музей атеизма работал из рук вон плохо, здание теряло свой неповторимый облик. Но арзамасские власти это уже не волновало, главная цель была достигнута – Воскресенский собор закрыт, службы больше не будет!

Тем не менее в 1944 году собор вновь был передан верующим при личном участии патриарха Всея Руси Сергия Страгородского, уроженца Арзамаса.

Трон для императрицы

Воскресенский собор, как и любой памятник культуры, имеет свои запасники, хранящие реликвии, которые требуют обновления. В частности в прошлом году несколько икон 17 века были отправлены в Третьяковскую галерею на реставрацию. Кроме ликов святых там хранятся и другие экспонаты. Одним из самых интересных является Трон Екатерины II. Кресло — трон, сделанное арзамасскими мастерами специально для императрицы на время ее визита в город в 1767 году, до сих пор хранится в Воскресенском соборе Арзамаса.

Весной 1767 года мудрая императрица с целью обозреть часть своего необъятное царство решила объехать центральные территории. В план посещения вошел и город Арзамас. По сохранившемуся преданию Екатерина приехала в город с опозданием, дожди и слякоть затруднили путь. В связи с чем ее конный поезд прибыл в город не днем, а поздно ночью. При въезде в Арзамас, царице предстало странное зрелище – большое количество народу спало крепким сном прямо на поле около города. Екатерина так и назвала Арзамас – сон-город. Как выяснилось, жители города еще с утра ждали приезда императрицы, поэтому и заняли позиции при въезде в Арзамас. Но ни утром, ни днем, ни вечером царицы не дождались, вот и подумали, что приедет на следующий день. Кто разъехался по домам, ну а кто лег спать прямо на поле. Проспавшие встречу арзамассцы смогли увидеть Екатерину II только днем. Восседая в том самом золоченом кресле – троне, сделанном местными умельцами специально для ее визита, царица вела прием. Кстати, в честь приезда императрицы на главной площади города около Воскресенского собора были устроены знаменитые тогда гусиные бои. Сама царица их не посетила, зато члены ее свиты и в том числе граф Орлов вовсю делали ставки. Фавориту Екатерины повезло, он поставил на победителя. Хозяин гуся-победителя подарил птицу графу. Орлов был очень доволен. Вечером того же дня императрица покинула Арзамас.

С тех пор прошло почти два с половиной века, изменился облик не только города, но и Воскресенского собора. В честь победы над Наполеоном был построен новый удивительно величественный храм, которому уже более 170 лет. За прошедшее с того момента время некоторые святыни были вывезены, утеряны, но трон императрицы чудом сохранился и до сих пор находиться в главном храме Арзамаса.

Собору нужна помощь

Воскресенский собор не просто великолепнейший храм и гордость нашего города, он является объектом культурного наследия федерального значения. Тем не менее, на протяжение многих лет, его стен не касалась рука реставратора. Последний раз собор реставрировался в 70-е годы прошлого столетия московскими специалистами. Конечно, кое-какие ремонтные работы проводились, но в основном это касалось фасада и коммуникаций. Внутреннее же убранство и уникальная роспись за эти годы сильно пострадали. Но, здесь надо понимать, что реставрация собора требует огромных финансовых вложений, даже не соизмеримых с восстановлением разрушенных храмов, которые были возрождены в рамках программы «Арзамасские купола».

Не надо думать, что все это время за арзамасский собор не бились. В частности не последнюю роль сыграл правящий архирей Нижегородской митрополии Георгий в том, что в этом году на проведение проектных работ по реставрации храма из федерального бюджета выделено почти 9 миллионов рублей

Ирина Моисеева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Город церквей: Воскресенский Собор и другие храмы Арзамаса

Воскресенский кафедральный собор Арзамаса является гордостью города, его главной святыней и жемчужиной. Чудом уцелевший во времена уничтожения храмов, он и по сей день украшает Соборную площадь, окруженную церквями.

История собора

Судьба собора очень тесно связана с событиями отечественной истории, она полна преданий и малоизвестных фактов.

Идея и проект постройки

При царе Федоре Иоанновиче в городе был возведен и освящен храм Воскресения Христова. Царь сделал пожертвование в виде креста с мощами святых мучеников. За два столетия здание обветшало, а в начале 19 века и вовсе решено было его разобрать и отстроить на новом, более подходящем и удобном, месте.

Читайте также:  Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать символом победы в войне 1812 года. Для этого установили ящик для сбора пожертвований на Соборной площади города. Каждый житель Арзамаса хотел внести посильный вклад в строительство.

Возведение и основание

Работа началась в 1814 году, проект выполнил талантливый архитектор Михаил Петрович Коринфский. До начала строительства был разобран прежний собор Воскресения Христова, стоявший в другом районе города. На месте нового храма располагались деревянные домики жителей.

Дома были скуплены на слом и для обжига кирпича. Кирпичные заводы открывали специально для строительства храма, называли такие заводы «соборные» и произвели в них 5,5 миллиона кирпичей. Стены укладывали семь лет, с 1814 по 1821 год. Также потребовалось 9718 кубометров бутового камня и 163,8 тонны железа.

По преданию, один из четырех несущих столбов дал трещину, когда уже своды были соединены, и было необходимо приступить к возведению главного купола. По совету простого крестьянина Егора Измайлова, имевшего опыт в строительстве, треснутую опору обручем оковали железом и заштукатурили. Затем его облепили бумагой и ждали некоторое время. Постройку продолжили, увидев, что бумага не лопнула.

Свод на главном куполе решили сделать из дерева (для легкости), обвив его снизу листами железа. Вскоре происшествие получило широкую огласку, и с того времени сохранилась поговорка «Арзамасцы собор кандалами сковали».

Освящение церкви

В честь освещения храма 15 сентября 1840 года стеклось необычайное количество народа — так много было желающих стать свидетелями исторического момента в их городе. После освящения подсчитали количество свечных огарков, оно должно было совпадать с количеством богомольцев, присутствовавших на площади. Их насчитали целых 12 тысяч.

Главный престольный праздник в соборе проходит 13 сентября/26 сентября с 1887 года в память обновления царицей Еленой в 335 году Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот день называется «Воскресение словущее». На Литургии поются пасхальные антифоны, а на всенощном богослужении — стихиры и каноны Пасхи.

Историческая судьба

Храм строился в течение 28 лет, и еще многие годы продолжалось его благоукрашение на пожертвования жителей Арзамаса. Богатые граждане делали значительные вклады. Благодаря летописцу Н. Щеголькову их имена сохранились для потомков. В ходе строительства случалось, что в казне недоставало средств. Тогда кто-нибудь из строителей с кружкой шел по окрестным селам и деревням, собирая медяки у простых людей.

4 июня 1988 года в Арзамасе произошел взрыв двух вагонов взрывчатки, который смел целый жилой район. В храме ударной волной выбило все стекла. Окна на купольных барабанах были забиты фанерой. В таком виде храм и встретил праздничные торжества в честь 1000-летия крещения Руси. Собор был одним из пяти центров празднования, так как это был самый большой действующий православный храм во времена Советского Союза. В Арзамас прибыл руководитель праздничных мероприятий Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский. Собор он описал как «жемчужину в грязи».

Закрытие и возрождение храма

В начале XX века старинный город содержал единый монастырский ансамбль. За годы безверия атеисты уничтожили 38 объектов, оставив всего два, одним из них был Воскресенский собор.

В эпоху воинствующего материализма храм мог быть разрушен, но спасла его именно атеистическая пропаганда. Собор собирались взорвать, но поддавшись сильному возмущению жителей, попросту закрыли. В 1932 году храм был ликвидирован как молитвенное заведение. Сначала в нем располагалось общежитие для заключенных, позже он был превращен в музей атеизма. Благодаря этому сохранилось уникальное внутреннее убранство и первозданный вид сооружения.

С храмом неразрывно связана жизнь Патриарха Сергия. Иван Дмитриевич Страгородский, его дед, служил в соборе старшим священником на протяжении 32 лет. И когда Сергия избрали на патриарший престол (в 1943 году), первое, о чем он попросил, было открытие в арзамасском благочинии богослужений. В 1944 году собор вновь был передан верующим.

Современное положение

В наше время Воскресенский собор нуждается в реставрации. До революции храм был обнесен красивой решеткой, и дважды в неделю проводились базарные дни на площади перед ним. Сейчас же на площади находится автобусная остановка и происходит активное транспортное движение вокруг храма, от этого осыпаются фрески.

Приход имеет четыре храма: кафедральный собор во славу Воскресения Христова, приписную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (крестильная), церковь в честь иконы Божией Матери, именуемую «Живоносный Источник» (зимняя). Ключарь прихода — благочинный округа города Арзамаса иерей Илия Трушкин.

Месторасположение церкви

Воскресенский собор расположен в городе Арзамасе Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви и является второй кафедрой правящего Нижегородского архиерея.

Как добраться

Жителем Нижнего Новгорода добраться проще всего (на поезде, автобусе и собственном автомобиле), так как Арзамас находится приблизительно в ста километрах от него. Из других городов можно попасть на поезде, станция в городе удалена от его центра, но можно воспользоваться общественным транспортом. Через Соборную площадь проложены все маршруты.

Архитектура и убранство сооружения

Монументальный и величественный вид храма символизирует величие и мощь России. Его облик гармонично сочетает симметрию, строгость и простоту.

Внешний вид

Собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Крест знаменует идею неизменности, устойчивости и равновесия. Все сооружение стоит на стилобате — высоком ступенчатом основании. Ширина и длина здания равны (по 63,9 метра), высота до среднего креста — 46,86 метра. Храм обрамляют пять сферических куполов, четыре портика и высокие фронтоны, в совокупности образующие 48 ионических колонн (13 метров высота каждой). Внутренние врата здания сделаны из дуба, а наружные — отлиты из чугуна.

Расписные стены и своды

О.С. Серебряков и его сын Александр, ученики Арзамасской школы живописи имени А.В. Ступина, вместе с другими художниками-ступинцами по сырой штукатурке расписывали тушью стены и своды храма с 1834 по 1837 год. Четырнадцать огромных полотен с изображением жизни Иисуса Христа украшают собор изнутри. Все фигуры выполнены в человеческий рост. Образцы были взяты из шедевров западной живописи. Фигуры двенадцати апостолов расположены между окон в главном куполе, а чуть ниже — четырех евангелистов.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство выполнено в строгом стиле и гармонии с архитектурным обликом. Внутри создается ощущение обширности, света и легкости благодаря искусно сделанным окнам (их 24). Около каждого окна имеется откос, они не смотрят прямо внутрь. Это сделано для того, чтобы улица не мешала молитве. Основным украшениями являются монохромные фрески местных мастеров. Иконы Иисуса Христа и Богоматери обрамляют алтарные врата главного престола. Работу над иконами выполнил профессор живописи Н.М. Алексеев, украшавший Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Полы выложены из деревянных брусьев. Преобладают коричневые легкие тона, настраивающие на молитву.

Роспись фресок

На фресках можно увидеть земную жизнь Иисуса Христа, евангельские сюжеты изображают четырнадцать больших полотен. Ощущение цельности живописного и архитектурного облика располагает к молитвам. В храме только две картины написаны масляными красками: Триипостасное Божество и Распятие. Местами можно принять за лепнину искусную роспись тушью. На фронтонах сооружения расположены фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Собор всех святых» (западный), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

Престолы и иконостас

Братья Клима и Василий Ломакины создали сохранившийся до наших дней прекрасный резной иконостас. Престолы в соборе освящались по мере строительства. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Правый придел освящен в честь Митрофана Воронежского и Александра Невского, а в честь святого мученика Иоана-война — левый. В честь Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых имеются еще два придела с одноярусными иконостасами в полукруглых нишах портиков, справа и слева соответственно.

В Арзамасе в каждом приходе было принято иметь по два храма: летний («холодный») и теплый, с печами. Воскресенский собор – холодный. В нем богослужения совершаются в период от Пасхи до Покрова. А в холодное время года работает второе здание — отапливаемый храм во имя Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного источника.

Святыни храма

Во времена, когда храм был музеем религии, в него были перенесены наиболее почитавшиеся святыни в Арзамасе. Главную святыню города — Честной Животворящий крест Господень — доставили из Ильинского храма, где сейчас располагается краеведческий музей.

Согласно летописному сказанию, крест принес купец Шаянский с Макарьевской ярмарки. Однажды он отправился на пристань после Литургии, и там внимание его привлекло одно красивое судно. Взойдя на корабль, он увидел Честной Крест Господень. Юноша немедленно стал перед ним молиться, а за это время подошел и хозяин судна. Купец, испытывая благочестивый восторг, умолял того продать ему святыню. Получив согласие, Шаянский побежал к братьям: те согласились ему помочь и дали нужную сумму.

Вернувшись на следующий день на пристань, купец не нашел никакого судна. Окрестный народ отвечал неоднозначно: одни вообще не видели корабля, другие говорили, что он отплыл еще пару дней назад. Юноша взял Крест и пешком отправился в Арзамас, неся его на себя. Он прошел более ста километров за сутки, не чувствуя никакой усталости. Дойдя домой, купец внес распятие на крыльцо, но дальше пройти не смог. Он попросил приходского священника отслужить молебен, и во время пения увидел, как от Креста исходит свет. Поняв, что не может хранить святыню дома, юноша пожертвовал ее храму.

До сих пор Крест являет чудесные знамения:

  • избавление от пожаров 1889 храма, где находился святыня;
  • люди неоднократно видели свет, исходящий от лика Распятого во время молебнов;
  • отмечены случаи исцеления младенцев и многое другое.

Животворящий Крест Господень от Пасхи до Покрова находит в Воскресенском соборе, и переносится в зимнюю церковь в холодное время, когда собор закрыт.

Икона Николы Можайского доставлена из Никольского монастыря. На ней святитель Николай в левой руке держит город, а в правой — меч. Согласно преданию, усердно молящиеся жители города Можайска увидели святого на небе именно в таком виде. В народе сама икона получила название «Никола-прощи», от слова «прощать».

Справа от Креста расположена самая древняя святыня храма — икона Воскресения Христова XVI века. По преданию, икону в подарок оставил государь Иоанн Грозный при основании города.

Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора перечислим следующие: икона Покрова Пресвятой Богородицы, икона «Всех Скорбящих радость», образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма, древняя икона св. Иоанна Воина, икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», Казанская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского, икона святого благоверного и великого князя А. Невского, икона Божией Матери «Неопалимая купина», икона Божией Матери «Семистрельная». Также в храм было перенесено большое количество деревянных резных скульптур.

Как проходят богослужения

Значение собора

Другие храмы и монастыри Арзамаса

Город Арзамас является одним из центров русского православия. Действующих храмов Арзамаса на Соборной площади и на территории города в целом сохранилось немало, даже несмотря на годы революции. С течением времени увеличивается их количество: открываются старинные приходы, возводятся новые Божьи дома.

Сегодня в городе насчитывается десять действующих церквей и храмов, два монастыря — Спасо-Преображенский мужской и Свято-Николаевский женский. Церковь Сошествия Святого Духа была построена в 1776 году. В 1929 ее переделали под типографию, но в 1995 Епархия вернула храм себе. Сейчас здание является действующим и восстанавливается.

В 1793 построена церковь Андрея Первозванного. В ней расположен двухчастный двухаспидный алтарь. Аналогов такому чуду нет во всей Епархии. С 2004 года проводятся богослужения.

Также в Арзамасе расположены церкви Владимирской иконы Божьей Матери, Входа Господня в Иерусалим и многие другие. Над всеми ведутся восстановительные работы.

Видео о красотах храма

В видео можно полюбоваться красотами Воскресенского собора.

Воскресенский собор Арзамас

Содержание:

Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе — не единственный в России храм, выстроенный после 1812 года и в память о нем. Но, несомненно, один из самых красивых и величественных.

Арзамасский Воскресенский Собор безусловно господствует в городской среде, но, будучи доминантой, не подавляет, не застит собой панорамы Арзамаса, составленной храмами и колокольнями.

В городском ландшафте Воскресенский собор, казалось бы, должен был оказаться чужеродным элементом. Со своими не позолоченными главами, с портиками, сахарно белеющими на высоком берегу реки, который в этом случае с успехом исполняет роль акрополя, он непременно должен выбиваться из храмовой застройки Арзамаса, но этого почему-то не происходит.

Храм, напротив, организует, собирает вокруг себя эти «румяные купола». Они почтительно расступаются перед собором, но и стремятся к нему; признают его первенство, но и своего достоинства не теряют. И собор, в свою очередь, не глядится среди них надменным чужестранцем, которому тесны свивальники провинциальных декораций.

Строительство Воскресенского собора

Арзамасский Воскресенский собор строился силами всего города, кто как мог помогал ему подняться над Соборной площадью, крупной ли жертвой, малой ли лептой, трудами ли своими.

К началу XIX века старый соборный Воскресенский храм Арзамаса далеко не удовлетворял горожан. И мал, и стар, и не так великолепен, как хотелось бы. И в 1813 году граждане решили увековечить память грозного 1812 года и выстроить новый, большой и красивый собор на месте прежнего.

Проект собора сделал арзамасский уроженец М. П. Варенцов (Коринфский). А средствами к постройке послужили кормовые деньги — те суммы, которые правительство должно было выделить городу за продовольствие военных, проходивших через Арзамас в 1812—1813 годах. План нового собора Арзамаса 17 февраля 1814 года был согласован с епископом Моисеем в Нижнем Новгороде.

Вскоре состоялась закладка Воскресенского собора Арзамаса, одновременно начали разбирать старый собор и высвободившиеся строительные материалы поступали на новую строительную площадку. Кирпич изготавливали тут же, близ арзамасского Тихвинского кладбища. Работы, при огромных масштабах постройки, шли медленно, кладку завершили к началу 1820-х годов, употребив более пяти с половиной миллионов кирпичей.

Читайте также:  Заиконоспасский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Самым неблагополучным образом сказался на ходе строительства большой арзамасский пожар 1823 года, когда в ночь с 6 на 7 августа выгорела почти вся нижняя часть города. Пожар разорил многих арзамасских купцов, являвшихся главными благотворителями строящегося собора.

Освящение собора

Первый престол освятили только в 1832 году (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Дальше пошло быстрее. Второй престол — Всехсвятский — освятили в 1833-м, а на другой год — третий, во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского.

К 1834 году собор еще не был должным образом убран внутри — иконостасы стояли без позолоты, росписи отсутствовали. Все эти работы совершались постепенно в течение 1830-х годов. 15 сентября 1840 года состоялось освящение главного престола Воскресенского собора Арзамаса.

Последний, пятый престол в соборе освятили во имя святого Иоанна Воина в 1842 году.

Воскресенский собор Арзамаса история

В XX веке Воскресенский собор Арзамаса недолго оставался в руках безбожников. Но за это время он успел побывать и музеем, и тюрьмой, и спортзалом. В конце войны его вернули верующим.

Всё время, вплоть до революции, арзамасцы продолжали заботиться о благолепии Воскресенского собора, составлявшего предмет их особенной гордости и попечения. Именно во второй половине XIX столетия были вызолочены яблоки и кресты собора. Арзамасская городская дума постановила ежегодно отпускать из городских средств на ремонт собора по пятьсот рублей.

После революции

После революции Воскресенский собор Арзамаса продержался довольно долго. Его закрыли в 1932 году, превратив в антирелигиозный музей. Благодаря этому в соборе сохранились многие святыни из разоренных арзамасских храмов, перенесенные сюда в качестве экспонатов.

Вскоре собор поступил в ведение НКВД. В течение нескольких лет в нем содержались заключенные, а в 1937 году храм приспособили под спортзал. Достойно удивления, что в эти, самые мрачные в истории Воскресенского собора, годы сохранились иконостасы, росписи и другие элементы убранства. Конечно, пребывали они не в лучшем состоянии, но все же — пребывали.

В 1944 году православные жители Арзамаса обратились с просьбой об открытии Воскресенского собора. «Наверху», как обычно, с принятием решения тянули. И тогда арзамасцы написали прошение Патриарху Сергию (Страгородскому) — своему земляку.

В ноябре 1944 года власти передали Воскресенский собор верующим, возложив на них обязанность отремонтировать «ценный памятник архитектуры» (эка, вспомнили).

На ремонт здания требовалось 435 604 рубля 68 копеек. Именно такие деньги нужны были на приведение собора в надлежащий вид после всего-то нескольких лет его эксплуатации не по назначению. Собрать столько прихожане не могли и в 1950-е годы власти всё таки выделили средства на реставрацию Арзамасского кафедрального собора, а в 1980-е годы в соборе провели второй реставрационный ремонт. Завершился он к празднованию 1000-летия Крещения Руси. 3 июля в соборе состоялась торжественная литургия.

В 1991 году, в конце июля, Воскресенский собор послужил временным пристанищем только что возвращенным Церкви мощам прп. Серафима Саровского. Тот, кто при жизни своей непрестанно исповедовал Христа, теперь мощами своими посетил Воскресенский храм. С самого раннего утра собор наполнился людьми и в течение дня очередь к мощам преподобного все росла и росла.

Святыни города Арзамаса

Мало кто знает об этом городе, где вообще он расположен на карте России! Часто проезжая совсем рядом в паломничестве в Дивеево или Муром, не осознавая сколько там святынь, люди проезжают мимо и потом жалеют, что не заглянули в эту сокровищницу! В старину здесь было более тридцати церквей и четыре монастыря. Золотых куполов было больше, чем жилых построек. Сейчас же сохранилось всего 8 храмов и 2 монастыря. Но благодаря тому, что все самые ценные святыни в советское время были собраны в местном Антирелигиозном Музее, который расположился в грандиозном Воскресенском Соборе. Еще пару лет Арзамасские храмы были полуразрушены, пока мэр города не обязал 18 предприятий города взять под свое покровительство один из храмов города. После этого купеческий городок стал расцветать новыми яркими красками! А купола засверкали над невысокими старинными домами этого теперь уже провинциального городка. Мы выложили не все святыни, а только те, что представлены в официальном каталоге снимков чудотворных икон города Арзамаса.

1. Икона Божией Матери именуемая “В родах Помощница”.

Образ Пресвятой Богородицы с написанием “Како помогает женам раждати чада”. Икона эта весьма популярна среди будущих мам. Имеются свидетельства о даровании чада супругам, много лет не имевшим детей, после молитвы перед эти образом.

2. Семистрельная икона Пресвятой Богородицы “Умягчение злых сердец”.

Почитаемая икона Воскресенского Собора, написанная в 19-м веке, одним из учеников известного художника А.В. Ступина. Начиная с 1998 года икона регулярно мироточит. Сей факт официально засвидетельствовал епископ Балахнинский Иерофей.

3. Никола Можайский.

В изданной в 1911 году книге Н.М.Щеголькова “Исторические сведения о городе Арзамасе” указано, что это “чудесно сохранившийся памятник четырехстолетней старины”. Около 1580 г. икона была преподана игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием в дар новообразованному Николаевскому женскому монастырю. Она прославилась многими чудотворениями и по сегодняшний день является одной из самых почитаемых святынь Арзамаса. Шитая риза образа святителя Николая – шедевр златошвейного искусства, которым в совершенстве владели сестры арзамасских женских монастырей.

4. “Христос в темничке”.

Во многих монастырях и приходских церквях Нижегородской губернии, особенно в южных районах и, в частности, в Арзамасе и ближайших сельских храмах, с давних времен имело распространение скульптурное изображение Христа Спасителя в момент страданий. Сидящий Христос изображается в багрянице с тростью в руке и терновым венцом на главе, обычно скульптурное изображение помещается в деревянный застекленный футляр. В народе это изображение получило название “Христос в темничке”. Дело в том, что у коренного населения Эрзянской земли во время распространения здесь Православия и строительства первых храммов практически не было живописных навыков, зато многие из местных лесных жителей были искусными резчиками по дереву. И, будучи просвещенными верой Христовой, они стали украшать храмы резными изображениями Спасителя, Богородицы и святых.

5. Животворящий Крест.

Это самая известная и почитаемая святыня Воскресенского Собора и всего города Арзамаса. Чудесным образом обретенное во второй половине 17-го века благочестивым арзамасцем по фамилии Шаянский. В то время в провинциальном городке жило трое братьев Шаянских (по другим сведениям Кащеевых). Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл среди людей слабоумным. Но при этом он был кроток, очень благочестив, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой на ярмарки. Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. По окончании литургии, он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими деревьями, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Молодой человек зашел на лодку и стал молиться. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.

Братья с радостью дали нужную сумму. Но, когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько не расспрашивал он владельцев других судов, все отвечали, что ее никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.

Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли — двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но как ни старались — внести святыню не удалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы, младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика Распятого Христа. Тогда, всем стало ясно, что святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием.

Распятие было поставлено в Ильинской церкви. В тридцатые годы 20-го века оно было перенесено в Воскресенский Собор, где тогда располагался Антирегилиозный музей. Много раз, по усердным молитвам жителей города перед Животворящим Крестом, Господь избавлял Арзамас от моровых поветрий, пожаров, бездождия и других бедствий. Перед образом Христа Распятого исцеляются люди от неизлечимых телесных недугов и обретают духовное утешение и укрепление все, кто с верой приходит к святыни.

6. Казанская икона Божией Матери.

По преданию, образ был написан для Арзамасского Троицкого мужского монастыря. Но когда икону переносили в обитель, отслужив молебен около Макарьевского Кретовоздвиженского храма, не смогли дальше сдвинуть ее с места. Увидев в этом знамение Божие, икону оставили в Крестовоздвиженском храме, где она и находилась до революции. Затем попала в Музей Атеизма и ныне находится в Воскресенском Соборе.

Сегодня в киоте иконы хранится пояс, освященный на Поясе Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне, во время посещения этой великой святыни Арзамаса в 2011 году.

7. Серафимо-Панетаевская икона Божией Матери.

Точный список с чудотворной иконы “Знамение” Серафимо-Понетаевского монастыря.

8. Алтарные иконы Спасителя и Божией Матери.

Изображены как Царь и Царица – работа известного художника Н. М, Алексеева.

9. Воскресение Христово – Сошествие во Ад.

Одна из древнейших икон в Восерсенском Соборе. Другое название “Государево данье”. Эту икону оставил здесь на благословение на устроение города и постройку храма Воскресения Христова сам Иван Грозный.

10. Тихвинская икона Божией Матери.

Древние списки икон выполнены в очень сложной технике золотого шитья по бархату с использоваанием драгоценных и полудрагоценных камней мастерицами монахинями Алексеевского женского монастыря.

11. Христос – Добрый Пастырь.

Очень изящное скульптурное изображение Спасителя из белого мрамора. Эта скульптура была приобретена арзамасским купцом в Западной Европе и размещена в одном из приходских храмов города, в качестве вклада на молитвенную память.

12. Икона св. мученика Иоанна Воина.

Этот чтимый образ известен еще с древних времен, в честь него специально был освящен один из приделов Воскресенского Собора. Перед этим образом испрашивают благословения юноши перед службой в армии, еще ему молятся при потере имущества, которое часто после этого находится.

13. Икона “Преподобный Серафим, молящийся на камне”.

После прославления в 1903 году в лике святых преподобного Серафима Саровского в окрестностях Арзамаса стало очень популярным изображение святого старца, где его лик и руки были живописной работы, а все остальное выполнялось из ткани, бумаги, фольги и природных материалов. Один из самых богатых по сюжету и деталям образов была создана из подручных материалов монахинями, изгнанными из закрытого Дивеевского монастыря во времена революции.

14. Икона Божией Матери “Избавление от бед страждующих”.

В 1997 году в Свято-Николаевский женский монастырь две жительницы Арзамаса принесли темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранились непригодные для храма иконы. Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия (Федотова), разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. И насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божией и ручку Богомладенца. В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Богородицы и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.

Как-то в Никольский монастырь приехала одна рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят ангелы, и предположила, что это образ Божьей Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения и вспомнили они эти слова только летом 2001 года, когда очистилась надпись.

После того, как число паломников, приходящих к этой иконе, стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался — образ Пресвятой Богородицы источает само дерево.

Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой.

15. Икона Божией Матери “Достойно есть” (“Изрубленная”).

Образ был найден в 1997 году жителями города Арзамаса в хозяйственных постройках старинного дома и принесен в Свято-Николаевский женский монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.

В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижнем приделе в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих радость» Богоявленской церкви монастыря.

У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Изрубленной».

Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.

Ссылка на основную публикацию