Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Достопримечательности Чеховского района Подмосковья: усадьбы, храмы, монастырь

Достопримечательности Чеховского района Московской области — это музей-усадьба Мелихово имени А.П. Чехова. Он является одним из главных музеев в России, посвященных знаменитому писателю. Также интересные достопримечательности чеховских окрестностей — монастырь Вознесенская Давидова пустынь, усадьба и церковь в Молоди и другие исторические объекты.

Филиалы Мелиховского музея — музей Лопасня-Зачатьевское и музей писем А.П.Чехова, а также старинная церковь Зачатия Анны Праведной и усадьба Садки находятся в городе Чехове.

Чеховский район на карте

Достопримечательности Чеховского района

Село Мелихово

Музей-усадьба Мелихово

Сайт: chekhovmuseum.com. Часы работы: с 10:00 до 17:00 (касса до 16:45), выходные: понедельник и последняя пятница месяца. Как доехать: от станции Чехов на автобусе № 25 (Нерастанное) до остановки с. Мелихово. Стоимость билета: «Стандарт» — 200 руб., пенсионерам — 180 руб., детям -165 руб., с октября по апрель — 160 руб., пенсионерам — 140 руб., детям — 125 руб.

Главные достопримечательности Чеховского района расположены в селе Мелихово. Это дом-усадьба Мелихово, в котором жил несколько лет со своей семьей Антон Павлович Чехов. Благодаря этому факту город Чехов получил свое название. Здесь также находятся старинная Рождественская церковь и земская школа, построенная благодаря Чехову.

Писатель купил усадьбу в 1892 году, но из-за своей чахотки, вынужден был продать ее через семь лет и переехать в Ялту — место с более благоприятным климатом, чем Подмосковье. Сейчас в Мелихове работает музей-заповедник, датой его создания считается 14 марта 1940 г.

Территория Чеховской усадьбы, входящая в музейный комплекс значительно увеличена. Из жилых и хозяйственных построек все являются новоделами, кроме флигеля. В этом флигеле писатель любил скрываться от своей семьи и заниматься творчеством. Знаменитая пьеса «Чайка» была написана именно здесь. Постройка очень старая, сотрудники музея очень трепетно относятся к ней.

Сам главный дом, где проживал писатель с семьей не сохранился, он был восстановлен позднее. Но вещи, обитающие в нем, имели отношение к Чехову и его семье.

Лучшее время для посещения Мелихово — месяц май. Красиво из-за цветущих садов, а также в это время проходит ежегодный международный фестиваль «Мелиховская весна».

Лучший день недели — суббота. Именно в этот день проходят «театральные субботы»- мини-спектакли по мотивам чеховских произведений.

Мелихово находится в 15 километрах от города Чехов.

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова в Мелихово

Недалеко от Чеховской усадьбы находится деревянная церковь Рождества Христова. К сожалению, старинная церковь, построенная еще в 1756 году из ели, почти вся сгорела в 1994 г. На время реставрации храма была построена новая Воздвиженская Церковь из обычного сруба для дома, в сотне метров от старой.

История Рождественской церкви причудлива и не проста. Антон Павлович Чехов ходил сюда со своей семьей и гостями. Брат писателя Иван венчался в этой церкви. В настоящее время обе церкви действующие.

Земская школа

Стоимость билета: 100 рублей, пенсионерам и детям — 80 руб., с октября по апрель — 70 руб.

А.П.Чехов проживая в Мелихово активно занялся вопросами народного образования. Он нашел деньги для строительства школ в селах Мелихово, Талеж и Новоселки. Писатель гордился школами, говорил, что они считаются образцовыми.

В школах учились до 70-х годов прошлого века, сейчас они относятся к музею-заповеднику «Мелихово». Талежская школа не сохранилась до наших дней, она сгорела. Мелиховская школа была построена в 1899 году.

Село Новоселки

Часы работы школы: с 10.00 до 17.00, кроме понедельника, вторника и последней пятницы каждого месяца. Телефон: 8 (496) 727-67-52. Стоимость билета: 60 рублей, 50 руб. для пенсионеров, 40 руб. для детей.

Крошечное село Новоселки находится в 7 километрах от Мелихово. Здесь всего две улицы, старинная церковь Успения Богородицы (XVI век) и мемориальная школа, открытая по инициативе Чехова А.П.

В школе размещена литературная экспозиция «В мире чеховских героев».

Новый быт

Вознесенская Давидова пустынь

Как добраться: от станции Чехов на автобусе №36 до остановки «Новый быт».

Вознесенская Давидова пустынь — это мужской монастырь, который расположен в селе Новый Быт, в 15 километрах от города Чехов на берегу реки Лопасня. Место неоднозначное, вызывает весьма противоречивые чувства.

Для начала надо отметить, что монастырь расположен на высоком холме, с которого открываются очень красивые виды. На входе в монастырь — колокольня с часами.

На фотографиях монастыря, которые в изобилии растиражированы по городу Чехову, открывается прекрасное место с древними церквями, и прудом с лебедями и павлинами. Когда видишь это место вживую, оно оказывается намного меньше по размеру, чем кажется на картинках. Пруд небольшой, но действительно, с лебедями и рыбой.

Территория от входа в монастырь до храмов вся закована в бетон и это как-то удручает.

Всего церковный ансамбль состоит из шести старинных храмов:

  • самый старый Вознесенский собор — построен в 1682 году;
  • Никольская церковь;
  • Церковь Успения;
  • Знаменская церковь;
  • Собор Всемилостивого Спаса;
  • Всехсвятская церковь — расположена в трапезной.

Собор Всемилостивого Спаса

Официальная дата создания монастыря — 31 мая 1515 года. Он был создан преподобным Давидом, игуменом Вознесенским. В 2015 году монастырь отметил свое 500-летие.

В советское время монастырь был закрыт в 1929 году, его обитатели репрессированы, церковные ценности вывезены. Позднее здесь был открыт сельскохозяйственный техникум, в кельях разместились столовая и общежитие. В храмах размещались гаражи, склады и клуб. Последний настоятель Валентин был убит.

Монастырское кладбище

За храмами в задней части монастыря расположен некрополь. В советское время кладбище было уничтожено. Сохранилась только могила Дохтурова Д.С.

После открытия монастыря в 1995 году было совершено перезахоронение генерала от инфантерии, героя войны 1812 года Дохтурова Дмитрия Сергеевича. На могиле бюст генерала и слова: «Вечная память героям Великой Отечественной войны 1812 года».

А эта роскошная могила Антона Малевского — лидера Измайловской ОПГ. Его называли алюминиевым королем России. Погиб 6 ноября в 2001 г. во время неудачного прыжка с парашюта в ЮАР. Был любителем экстремальных видов спорта, в частности парашютного спорта.

Считается, что на деньги криминального авторитета была отстроена колокольня монастыря, а также позолочены купола и восстановлен иконостас.

Могила Геннадия Недосеки

А это могила главы Чеховского района или мэра, как его называли, Геннадия Недосеки. Он погиб за рулем в автокатастрофе 8 ноября в 2004 году в личном Хаммере, тело полностью обгорело. Официальная причина смерти: не справился с управлением автомобиля из-за тумана.

Мнение об этом человеке до сих пор неоднозначное: кто-то считает его криминальным авторитетом и лидером Чеховской ОПГ в 90-х, кто-то говорит, что он был прекрасный хозяйственник. Недосеку обвиняли неофициально в расправе над братьями Корчагиными и их членами банды, а также в экономических махинациях.

Многие чеховчане до сих пор вспоминают добрым словом бывшего главу: он построил спортивный комплекс Олимпийский, Чеховский район буквально расцвел при его правлении. Вознесенская Давидова пустынь тоже была восстановлена из руин благодаря Недосеке, поэтому и решено было похоронить его в святом месте — на монастырском кладбище.

Еще одна могила на монастырском кладбище архимандрита Германа (в миру Вячеслава Хапугина) — настоятеля монастыря. Был убит в своей келье 26 июля 2005 г. Архимандрита нашли избитым, связанным электропроводом и мертвым. Сейф из кельи был вскрыт, убийство не раскрыто.

Именно во времена Германа монастырь превратился в цветущий и роскошный святой уголок. Этому способствовали связи отца Германа с криминальными авторитетами, щедро спонсирующие монастырь.

Памятник Бойцам спецназа – солдатам России

Перед монастырем расположен памятник Бойцам специального назначения. Он был открыт 23 мая 2015 года, прообразом данного памятника является Павел Платонов. Это заложник Норд-Оста, он передавал ценную информацию по мобильному телефону спецслужбам. Погиб перед штурмом в возрасте 33 лет.

Мемориал ВОВ

Неподалеку от монастыря находится мемориал посвященный Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Недавно рядом с ним был установлен памятник павшим воинам в Отечественной войне 1812 года.

Талеж

Святой источник Талеж

Талеж — это деревня, в которой находится мега популярный святой родник. Талежский родник включен во многие автобусные экскурсионные программы турфирм.

Когда-то это был просто родник в овраге, которых в России и в частности в Подмосковье множество. Во времена восстановления монастыря Вознесенской Давидовой пустыни, церковь объявила родник святым и стала называть его Источник преподобного Давида. Территория с источником была передана монастырю и теперь называется его подворьем.

Те же щедрые спонсоры, которые из руин подняли монастырь, предприимчиво построили рядом с источником купальни: мужскую и женскую. Поставили часовню, в которой теперь проводятся крещение и венчание, домик священника. Сам источник обложили мрамором, поставили над ним беседку, проложили каменные дорожки и лестницу вниз в овраг.

Все это великолепие огородили каменным забором и поставили охрану. Попасть в это благостное место можно только в определенные часы:

с 8.00 до 21.00 кроме понедельника, который является санитарным днем.

Забор вокруг источника в Талеже

На территории источника в нескольких местах таблички с таким содержанием:

Святой источник не является местом культурного отдыха, находясь здесь, надо всё время помнить, что это подворье мужского монастыря, на территории которого действуют правила Русской Православной Церкви, монастырского устава и распоряжения настоятеля.

Перед территорией с источником есть парковка, рядом с ней работают: продуктовый магазин, монастырская лавка, магазин сувениров из бересты и дерева, здесь можно купить пластиковые канистры для воды. И все это работает благодаря обычному природному роднику! Кстати, вода на на вкус обычная, без каких-либо вкусовых особенностей.

Проезжая по окрестностям Талежа можно увидеть много табличек с надписью: скважины не бурить. Если водоносные слои будут повреждены, родники могут иссякнуть.

Температура в родниковой воде круглый год +4 С, люди с удовольствием окунаются в воду, набирают десятки литров воды. В выходные дни народу очень много, парковка переполнена, к источнику длинные очереди.

Кстати, есть похожий родник в городе Чехове, рядом с храмом Иоанна Предтечи в усадьбе Садки. Там есть купальня, удобный спуск к источнику и реке. Родники так же, как и в Талеже бьют с большой силой. Источник тоже считается святым, но желающих набрать воду мало, в будни вообще никого нет.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Не все приезжающие в Талеж за святой водой знают, что здесь есть старинная церковь Пресвятой Богородицы в стиле классицизма. Относится она, также как и родник, к Вознесенской Давидовой пустыни в качестве подворья.

Церковь была построена в 1795 году, в 1939 году закрыта советской властью. Много лет была заброшена и запущена, в 2006 году ее передали монастырю и сейчас церковь восстановили и отремонтировали. С 2011 года здесь проводятся богослужения.

Молоди

В 15 километрах от города Чехова на старом Симферопольском шоссе расположено старинное село Молоди на реке Рожайка. Село примечательно красивым Воскресенским храмом и развалинами древней усадьбы.

Само село знаменито битвой при Молодях в 1572 г. 26 июля между армией крымского хана Девлет-Гирея I и русского войска под предводительством князя Михаила Воротынского. Битва завершилась победой русского войска, ее называют неизвестным Бородинским сражением или неизвестной Куликовской битвой.

Несколько лет в селе Троицкое неподалеку от Молоди ежегодно проходил фестиваль «Битва при Молодях» с исторической реконструкцией сражения.

Воскресенский храм

Воскресенский храм в селе Молоди

Адрес храма: Московская область, Чеховский район, село Молоди. Сайт: http://molodi-hram.ru

Храм впервые упоминается в связи с битвой при Молоди 1572 года. Вначале был деревянный, с 1703 года начал строиться в камне и был значительно увеличен в размерах.

Храм был закрыт после Октябрьской революции 1917 г., из него сделали зернохранилище. В 1946 году был открыт для богослужения, в 1961 снова закрыт. В храме был оборудован клуб, все иконы и иконостасы с церковной утварью были вывезены и утрачены. В 1991 году храм был возвращен церкви, были проведены ремонтные и реставрационные работы.

При храме работает воскресная школа для детей и взрослых.

Усадьба Молоди

Главный дом усадьбы в Молоди

От усадьбы Молоди остались только каменные стены главного дома, выглядит она заброшено и запущенно. Находится рядом с Воскресенским храмом, в советское время здесь была школа. Когда-то усадьба принадлежала Соковниным, Головиным, Салтыковым, а также Сергею Домашневу — директору Петербургской Академии наук, Марфе Кротковой, Бестужевой А. Д. и Бородину А.И.

В 1913-1916 году в усадьбе жил Борис Пастернак с родителями, здесь они снимали дачу. В своих воспоминаниях писатель отмечал уже тогда запущенность дома.

Из построек сохранились усыпальница Салтыковых — она отреставрирована, развалины амбара и хозяйственных служб, а также остатки регулярного парка с прудами.

Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте

Яркие храмы в окружении леса вы увидите с Симферопольского шоссе, еще не добравшись до места. Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте – потрясающе красивое и тихое место, куда можно приехать в любое время года, и вам одинаково будет хорошо. Летом тут много зелени и пышных цветочных клумб. Зимой желтые, розовые и персиковые постройки строгих форм припорошены снегом и выглядят еще более величественно. А осенью просто буйство красок, когда на деревьях меняется листва.

Самый красивый вид открывается со стороны пруда. В солнечную погоду храмы отражаются в нем, как в зеркале. И вы забываете обо всем, глядя на эту картину. Не случайно на большинстве фото и открыток монастырь изображен именно с этого ракурса.

Если вы решите взять организованную экскурсию, то вас провезут сразу по трем местам: сначала по пути из Москвы будет усадьба Чехова в Мелихово, затем святой источник в Талеже и сама Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте. Самостоятельно из столицы удобнее всего ехать через город Чехов.

Адрес: Чеховский р-н, с. Новый Быт

Координаты: 55.063787, 37.610541

Режим работы: 7:30-18:00

Официальный сайт: dav >

Видеоэкскурсия по Вознесенской Давидовой пустыни

Видео: Михаил ФРОЛОВ
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Датой основания монастыря считается 1515 год. Тогда сюда пришел монах Давид, служивший до этого в Пафнутьево-Боровском монастыре в Калужской области. Давид вместе с двумя послушниками добрались до берега реки Лопасни и построили тут храм. Примечательно, что с собой они принесли икону Божией Матери «Знамение», в честь которой до сих пор называется один из соборов.

Читайте также:  Владимирский собор в Лисках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В середине 1600-х обитель отдали монастырю в Новом Иерусалиме, но позже царь Алексей Михайлович вновь сделал ее самостоятельной.

Расцветом Давидовой пустыни считается 17 век, когда у нее было несколько подворий и даже часовня на Арбате в Москве.

В 1929 году монастырь закрыли, а часть монахов репрессировали. По преданию, тут оставался старец Валентин, ему было 90 лет. Большевики не смогли открыто признать, что убивают его, и инсценировали суицид. На том месте вскоре забил ключ…

В советское время территорию отдали под сельскохозяйственный техникум. Давидову пустынь в Новом Быте вернули Церкви в 90-е годы 20 века, тогда же прошли первые богослужения после долгих лет, что тут не было монахов и паломников.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Наиболее примечательным фактом, о котором рассказывают все гиды, является то, что Давид, основатель монастыря, посадил здесь липовую рощу.
  • В 19 веке в Никольской церкви обители меняли иконостас. Тогда митрополит Филарет сказал, чтобы старые иконы раздали в другие церкви, которые в них нуждались.
  • До сих пор историки спорят о назначении второго яруса колокольни. Был он изначально декоративным или предполагалось установить колокола. При том, что их тут никогда не было.

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Вознесения Господня

В Вознесенском соборе (слева) частично сохранились стены храма, возведенные в 16 веке.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Храм начали строить во времена Ивана Грозного. И если в других монастырях первые постройки были чаще всего деревянные, то тут собор Вознесения Господня сразу начали возводить из камня. Через некоторое время строительство прекратилось, а начатое сооружение разобрали. На его месте поставили новое и открыли в 1682 году.

Знаменский храм

Самая яркая церковь в центральном ансамбле пустыни была построена позже всех.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Свое название церковь получила от иконы Божией Матери «Знамение». Храм несколько раз перестраивался: сначала тут стояла деревянная часовня, потом выстроили колокольню, и только в середине 19 века появился храм, дошедший до наших дней.

Колокольня

Колокольня выполнена в русско-византийском стиле.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Яркая многоуровневая колокольня высотой 70 метров возвышается над всеми храмами монастыря. На ней установлены семь колоколов и часы, которые проигрывают церковное песнопение с интервалом в 60 минут.

Никольская церковь

Никольская церковь (справа) богато декорирована.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Изначально ее построили вплотную к собору Вознесения Господня. Так храмовый комплекс выглядел в 18 веке. Но, спустя столетие, из-за бытовых нужд церкви «разъединили». Нужно было место под кухню и трапезную. Никольскую церковь снесли и построили чуть подальше от основного собора.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Белоснежная церковь Успения расположена рядом со Спасским собором.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Белая церковь стоит рядом со Спасским собором. В 1730-х годах возникла необходимость перестраивать церковь Успения Пресвятой Богородицы, поскольку она начала разрушаться. Пришлось переделывать полы и потолки, менять иконостас. Работы закончились в 1740 году.

Спасский собор

Спасский собор (слева) появился на мест, где раньше была трапезная.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Одна из самых ярких построек монастыря: розовая с белой отделкой и темными куполами, контрастирующими с основным зданием. На этом месте стояла трапезная, но в 1900-х годах произошла очередная перезастройка обители, и открылся Спасский собор.

Храм всех святых

Храм всех святых — это желтое двухэтажное здание, увенчанное куполом.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Желтое двухэтажное здание больше похоже на жилое помещение. Если бы не темный купол, возвышающийся над ним. Впрочем, в советские годы оно и не было церковью: тут разместили столовую сельскохозяйственного техникума. В начале 2000-х храм всех святых стал действующим и открылся для прихожан.

Святой источник

Находится не на самой территории монастыря, а в его подворье, селе Талеж. От Давидовой пустыни примерно 30 километров, ехать около получаса. Вода в источнике всегда холодная, +4 градуса. Тут можно набрать воды для питья и окунуться в купели. Обратите внимание, что источник открыт с 8:00 до 21:00.

Монастырь Вознесенская Давидова пустынь – описание, история и интересные факты

Россия славится своими православными святынями. Одной из самых старинных является Вознесенская Давидова пустынь. Сегодня мы расскажем об истории ее возникновения, самом удобном способен добраться туда, а также о том, какие служения сегодня осуществляет один из самых древних христианских монастырей Подмосковья.

Где находится

Адрес Вознесенской Давидовой пустыни – Московская область, село Новый Быт, улица Молодежная, 7.

Село это находится в Чеховском районе и удалено от центра Москвы на 80 километров, если двигаться на юг. Исторически здесь отсутствовали какие-либо поселения, а местность представляла своеобразный пустырь. С появлением здесь монашеской обители появился небольшой липовый парк, а побережье реки Лопасни очень сильно преобразилось, но об этом позже.

Как доехать до Вознесенской Давидовой пустыни

По московским меркам расстояние между столицей и монастырем не очень большое, но чтобы его преодолеть придется потерпеть общественный транспорт и пару пересадок между метро, электричкой и автобусом.

Действие 1. Добраться до Чехова.

Для начала необходимо доехать до Курского вокзала в Москве и приобрести билет на поезда пригородного направления. Подойдет любая электричка Москва-Чехов. Средняя продолжительность дороги – 1-1,5 часа, а стоимость билета будет составлять около 200 рублей.

Также до районного центра можно добраться на другом общественном транспорте. От станции метро “Южная” каждые 15 минут отходит рейсовый автобус. Если воспользоваться им, то время в пути составит от 50 минут до 1,5 часов. Стоимость билета 70-150 рублей.

Действие 2. Чехов – Вознесенская Давидова пустынь.

Оставшееся расстояние можно преодолеть на автобусе №428. Выйти необходимо на остановке “Новый Быт”.

История появления

Момент появления Вознесенской Давидовой пустыни датируется 1515 годом. Дата эта является достаточно спорной, так как единственное ее подтверждение – это запись в старинном монастырском документе – церковном синодике.

Церковные тексты имеют множество расхождений, что подвергает сомнению точную дату начала истории монастыря Вознесенской Давидовой пустыни.

Однако официальная версия такова – в начале XVI века православный миссионер Давид, который на тот момент уже был игуменом, а также славился своими способностями к исцелению, основал небольшую монашескую обитель в 20 километрах от города Серпухова. Чтобы доказать силу собственного духовного опыта, а также величие исповедуемого Бога, Давид высадил липовую аллею.

Интересный факт: липа не могла прижиться в данной местности. Почва, на которой стоит Вознесенская Давидова пустынь, насыщена известняком и белым твердым камнем. К тому же, по преданию, преподобный посадил ростки корнями вверх, чтобы соблюсти чистоту эксперимента. Затея эта была задумана в миссионерских целях, дабы доказать скептикам один из библейских постулатов о том, что если имеется вера с горчичное зерно, то и горы возможно двигать.

Как ни странно, задумка удалась. Липовая аллея поражала своей красотой и оставила свои следы, которые получилось найти спустя 500 лет с момента ее появления.

С тех пор и появился мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь.

Святой Давид – кто это

У историков и теологов вызывает много вопросов личность самого преподобного Давида, в чью честь и названа монашеская обитель.

Этот православный святой неизвестен большинству христиан, но его персона является достаточно интересной. Основатель Вознесенской Давидовой пустыни в Чеховском районе был выходцем из Вяземских князей и имел мирское имя Даниил. Его аристократическое происхождение и воспитание зародило в душе будущего чудотворца особую любовь к людям и стремление познания Бога. Он принял постриг и новое имя Давид.

Молодой монах стал хорошим духовным примером для других служителей. Он отличался добросердечностью, сильной любовью к Богу, непоколебимостью в постах и молитвах.

После 40 лет, проведенных в Боровской монашеской обители, Давид отправился в миссию по основанию собственной обители. Заручившись поддержкой еще двух иноков и захватив икону Богородицы, будущий святой основал Вознесенскую Давидовскую пустынь, состоящую из деревянного храма нескольких маленьких келий.

Точная дата смерти преподобного не сохранилась, однако большинство православных историков считают, что преподобный отошел в вечность через 5 лет после основания новой обители.

Величие и упадок

История Вознесенской Давидовой пустыни знала лучшие и худшие периоды своего существования. Историю монастыря вообще отличает цикличность существования со стремительными взлетами и таким же резким упадком.

  • В период Смутного времени обитель была разорена польскими и литовскими интервентами, что на 6 лет прервало работу крупнейшей православной обители.
  • Конец XVII века является настоящим рассветом Вознесенской Давидовой пустыни. Обитель получила льготы от царя. В собственности монастыря было несколько подворий, в том числе и в Москве, а также несколько крепостных дворов с большим количеством работников.
  • Следующий кризис наступил в период правления Императора Петра Великого. Его реформы лишили христианские церкви всех льгот, а также обязали платить в казну очень серьезный налог. В результате все сторонние владения, иконы и книги Вознесенской Давидовой пустыни забрали в государственную собственность.
  • Окончательная кончина обители произошла в период установления советской власти. В начале XX века в церковь пришла красная оккупация и большинство братии было убито. Те, кто избежал оков и расстрела без суда и следствия, бежали, пытаясь спасти свою жизнь от террора.

Интересное возрождение

В результате действий новой власти монастырь превратился в склады, музеи и здание сельской администрации.

В селе Новый Быт появилась православная община, которой и передали для использования здания Вознесенской Давидовой пустыни. Конечно, не обошлось без сложностей. Одно из зданий религиозного назначения было занято поселковой администрацией. В 1992 году началась борьба за изгнание чиновников из монашеской обители, завершившаяся безоговорочной победой православной инициативной группы.

Возражения скептиков

С тех пор начался длинный путь реконструкции и ремонта древних знаний. Находятся критики, которые подвергали сомнению честность реставрационных работы. Дело в том, что ремонт производился за счет средств, которые жертвовали люди. Среди жертвователей находились и не совсем честные граждане, и политики с дурной репутацией, и даже открытые преступники. Несмотря на возмущение отдельных граждан, обоснованными недовольства признать нельзя, исходя из постулата: “не судите, да не судимы будете”.

Архитектурный ансамбль

Сегодня монастырь полностью отреставрирован, Вознесенская Давидова мужская пустынь представляет собой комплекс из красивых и величественных храмов и зданий прикладного назначения.

В архитектурный ансамбль входят следующие строения:

  • Вознесенский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Спасский собор;
  • Всехсвятская церковь;
  • колокольня;
  • братский корпус;
  • надкладезная часовня;
  • настоятельский корпус.

Помимо прочего, на территории Свято-Вознесенской Давидовой пустыни можно найти несколько интересных памятников. К ним относятся:

  • памятник на могиле главы Чеховского района Г. М. Недосеки;
  • памятник на могиле генерала Д. С. Дохтурова;
  • могилы сподвижников пустыни.

Также при входе можно найти монастырскую гостиницу, где могут переночевать паломники или просто случайные путники.

Спустя 500 лет существования мужского монастыря Вознесенской Давидовой пустыни можно сказать, что обитель достигла своего расцвета. Отреставрированные здания храмов, пруд с лебедями, чистый парк – все это погружает в глубокие мысли, которые и должны приходить в таких местах.

Монастырь сегодня

В настоящее время монахи начали возрождать старые традиции социального служения. По мере своей возможности монастырь помогает и Чеховскому детскому дому, и районной больнице, и сельским школам, и детским садам.

Местный настоятель регулярно посещает городские мероприятия, где выступает и проводит беседы на духовные темы. Помимо прочего, монастырь регулярно отправляет посылки заключенным в места лишения свободы и принимает помощь от людей, желающих принять участие в таком социальном служении.

Обитель ждет тех, кто готов потратить свое время и силы на помощь ближнему своему, и принимает все формы поддержки. Помочь можно не только финансово. Есть длинный список предметов первой необходимости, которые отправляются в тюрьмы. Входят в них консервы, тетради, гигиенические принадлежности, книги и много чего еще. Помимо прочего, храмы нуждаются в постоянной поддержке. Любой, кто хочет отвлечься от суеты мира, может приехать в обитель и принять послушание на любой срок. Зачастую такая форма труда позволяет отдохнуть и привести мысли в порядок не хуже отпуска на морском берегу.

Мощи и святыни

Вознесенская Давидова пустынь представляет собой настоящую кладезь из разного рода православных святынь. Самой значимой, пожалуй, является кусочек металла, к которому прикрепляется частичка того самого гвоздя из Голгофского креста. Именно он использовался во время казни Иисуса Христа.

Помимо прочего, здесь можно обнаружить более чем две сотни мощей, обретенных не только в России, но и за ее пределами. Для тех, кто верит в целительную силу такой формы православных святынь, Вознесенская Давидова пустынь станет мощным источником в деле укрепления веры.

Все святыни доступны для прихожан и паломников. Самые первые мощи, которые остались от тела древнего еврейского пророка Елисея, имели такую божественную силу, что могли оживлять мертвых. Свидетельства этому отражены еще в Ветхом Завете, поэтому монастырь крепко держится за традиции прошлого, которые несут в себе христианское учение.

Время работы

Двери монастыря открываются в 7 утра, за 45 минут до начала первой литургии. Служения проводятся ежедневно утром и вечером. Для паломников доступны и ранние совместные молитвы, которые проводятся в 5 утра.

Расписание богослужений могут меняться время от времени, поэтому данную информацию лучше уточнять оперативно.

Православные христиане, которые мечтают погрузиться в атмосферу древнего верования, смогут провести здесь от нескольких дней до пары недель. Гостиница при храме принимает паломников в любое время года. Для тех, кто отправится в духовное путешествие с детьми, на территории монастыря доступна воскресная школа.

Занятия в ней заключаются в участии ребенка в Божественной литургии, духовных занятиях, изучении Священного Писания, знакомством с Житиями святых. Помимо прочего, для самых маленьких детей доступно множество кружков и секций совершенно разного направления.

Вознесенская Давидова пустынь – это настоящее средоточие неоднозначной и длинной истории. Вот уже 500 лет эти величественные храмы выдерживают гнет времени, ненастье погоды, злобу людей и исторические перипетии. И только благодаря крепкой вере и сильному духу верующих людей здесь хранится та самая робкая и одновременно величественная атмосфера православия.

Читайте также:  Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Давидова пустынь

Недалеко от города Чехов в поселке с поэтичным названием Новый Быт находится один из самых древних и красивых монастырей Подмосковья – Вознесенская Давидова пустынь.

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским на высоком берегу реки Лопасни. Уже в почтенном возрасте старец поселился в этом живописном месте с четырьмя иноками. Первые строения обители были деревянными и не сохранились, каменные постройки появились здесь во времена Ивана Грозного.

Давидова пустынь за свою долгую историю пережила периоды расцвета и упадка: ее грабили поляки и литовцы в Смутное время, а в 1764 году Екатерина Вторая своим указом лишила монастырь деревень и земель. Обитель, ставшая заштатной, была на грани разорения. Дела начали поправляться лишь в конце 18-го века при помощи московского митрополита Платона, были построены новые соборы.

В наши дни обитель отреставрирована, в ней находится большое количество святынь.

Главный вход в монастырь.

Над входом возвышается надвратная колокольня.

Высота колокольни — около 70 метров.

Изумительный вид на монастырский архитектурный ансамбль открывается с берега пруда.

У пруда оборудована мини-смотровая площадка с лавочками. В водоеме монахи разводят рыб – я видела довольно большую с красными плавниками.

Все соборы выкрашены в жизнерадостные цвета. Белый Вознесенский собор – самый древний из сохранившихся, был построен в конце 16-го века. Переходом с ним соединена бежево-розовая Никольская церковь.

Она украшена лепниной и мозаичными панно.

Шестикрылый Серафим на стене Никольской церкви.

Яркая Знаменская церковь также, как и Никольская, вплотную примыкает к Вознесенскому собору.

Еще два храма – скромная белая Успенская церковь и нарядный персиковый Спасский собор.

Мы были в Пустыни в субботу, народу было совсем немного. Идем мимо Спасского собора к следующему храму и некрополю.

Храм Всех Святых.

Вход в некрополь. Зеленое здание позади – братские кельи.

Памятник на могиле героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.С.Дохтурова.

Еще один вид на центральную часть Вознесенской Давидовой пустыни.

Церковная лавка и угловая башня.

Еще одна башня с красивым шпилем.

История восстановления монастыря неоднозначна. Ходят слухи про какие-то сомнительные деньги, на которые его реставрировали и про то, что на территории захоронены люди с не самой прозрачной репутацией, жертвовавшие эти большие суммы.

Действительно, в некрополе есть роскошные могилы погибших не случайной смертью Геннадия Недосеки (Гены Большого), бывшего главы Чеховского района, и Антона Малевского (Антона Измайловского), которого считают лидером измайловской преступной группировки и алюминиевым королем России.

Как бы то ни было, в наши дни обитель радует глаз своими яркими красками и ухоженностью.

У монастыря есть подворье в селе Талеж. Там бьет целебный Святой источник , построены две купели, небольшая церковь и звонница. На пути к Талежскому источнику вам встретится усадьба А.П. Чехова Мелихово – удобно посетить эти красивейшие места в рамках одного путешествия.

За соблюдением формы одежды в обители следят охранники: мужчин не пустят внутрь храмов в шортах, а женщинам желательно быть в юбке и платке.

Фотосъемка на территории разрешается только на «мыльницу».

Как доехать до Давидовой пустыни

На общественном транспорте: с Курского вокзала на электричке до станции «Чехов», далее с автовокзала, который находится рядом с ж/д станцией, автобусом № 36 до поселка Новый Быт.

На автомобиле: можно ехать по Симферопольскому шоссе (трасса М-2), можно – по трассе Москва-Дон (М-4). В обоих случаях нужно будет выехать на А-108 и с нее заехать в поселок Новый Быт. С А-108 есть указатель на поселок и Давидову пустынь.

Комментарии (7)

05.10.2012 в 10:13 | #

Очень красиво 🙂 Прям сердце радуется 🙂 А мы в прошлом году ездили в Оптину пустынь. С погодой повезло, было очень красиво. Но, один минус — попали в праздник, было очень много народа… С трудом нашли ночлег. Но, оно того стоило. Выходные в тишине и уединении…

Татьяна (admin)

09.10.2012 в 16:02 | #

Да, погода сильно на восприятие влияет. Ну и в солнечный день фотографии лучше получаются. 🙂

Мария

15.02.2014 в 21:23 | #

В 80-х тут была общага, у меня сестра в угловой башенке жила.

Валерия

02.06.2014 в 14:35 | #

В такую же прекрасную погоду была здесь четыре года назад!» Очень красиво и торжественно!

Татьяна

07.09.2014 в 13:48 | #

Посетили Давидову пустынь 6 сентября 2014 г. Впечатление двоякое.С одной стороны красивейшие величественные храмы, очень ухоженная территория, приятный прудик с лебедями, много цветов.С другой стороны какой то осадок остался в душе от того, что на территории некрополя монастыря есть очень помпезно оформленные захоронения мирских людей рядом с очень простым захоронением бывшего настоятеля монастыря. Эта разница бросается в глаза.Кто эти люди, почему они там захоронены нам никто не мог ответить, все отводили глаза.Для посещения открыт только главный храм, но свечей там купить нельзя,только пустые ячейки с ценниками.Чтобы купить свечи, надо вернуться в иконную лавку при входе в монастырь.В иконной лавке в этот день работали очень хмурые и невоспитанные люди, на наше «здравствуйте» даже никто голову не поднял.Желание что-то купить как отпало. Очень давно хотела посетить Вознесенскую Давидову пустынь, но радости почему в душе не осталось…. Но это только моё субъективное мнение. Прошу прощения, если кого то обидела.

Константин

12.11.2016 в 22:23 | #

Татьяна, я сначала посмотрел фотографии и видеоролик для туристов, и у меня возникло странное чувство… Я увидел там странные современные захоронения людей по моему совершенно не относящихся к этой пустыни. Стиль захоронений — конец 90 — ых начало 2000 — ых, черный гранит, черная ограда, всё это очень похоже на памятники местным бандитам и чиновникам. Потом оказалось, что это какой то глава чеховского района, ещё какой то не понятный человек с толстой физиономией и другие. И у меня сразу пропало желание посетить эту пустынь. А потом прочитал Ваш комментарий и как то всё совпало. Не откликнуться не смог. Спасибо. Видимо не один я такой дурак…

Татьяна

29.11.2017 в 20:07 | #

Братья и сестры! Простите заранее, что комментирую, но мы же посещаем монастыри и храмы для того, чтобы Господу помолиться. Я думаю, что не стоит обращать внимание на захоронения. Очень хочется посетить монастырь и помолиться. А то, что в лавке вас встретили не очень хорошо, а вы улыбнитесь и пройдите по своим делам. Ещё раз, простите меня и слава Богу за всё.

Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Основателем Вознесенской Давидовой пустыни был преподобный Давид Серпуховской. Основана она была в начале XVI века. Во многих источниках приводится точная дата – 1515 год.

Преподобный Давид со товарищи ставит деревянные кельи, возводит деревянный храм в честь Вознесения Господня на берегу речки Лопасни.

После кончины преп. Давида над его мощами поставили деревянную часовню.

Первая каменная постройка начала возводиться к концу XVI века – каменный храм в честь Вознесения Господня. Но со смертью Ивана IV началось Смутное время, которое также затронуло и пустынь. В 1619 году она была разорена литовцами.

Наконец дошло дело и до Вознесенского собора. Он так и простоял до второй половины XVII века незаконченным. В XVIII веке строятся и другие постройки. Но из-за бедности пустынь начинают приписывать то к одному московскому монастырю, то к другому. Братии становится всё меньше и меньше. Так продолжалось до начала XIX века. Начинается расцвет Давидовой пустыни. Возводятся новые храмы, ремонтируются и украшаются старые. Появляются новые вспомогательные постройки.

С 1917 года пустынь вступает в новый период своей истории. Уничтожен, разграблен, разрушен…. Больше добавить об этом периоде мне нечего.

Возрождение пустыни начинается в 1992 году. Сначала был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 году было принято решение о возобновлении монашеской жизни. С 1997 по 1999 годы происходили восстановительные работы на территории пустыни. И, наконец, в 2003 году освятили Вознесенский собор.

Собор Вознесения Господня. Построен в 1676 году. Основой послужил сохранившийся недостроенный собор конца XVI века. Имеет придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. Закрыт в 1930 году. Проводились реставрационные работы в 90-х годах прошлого столетия. Освящен в 2003 году.

Собор Спаса Всемилостивого. Построен в 1900 году. Закрыт в 1930 году после исхода монахов из пустыни. Возвращён РПС в 1992 году одним из первых храмов монастыря.

Церковь Иконы Божией Матери «Знамение». Пристроена к Вознесенскому собору в 1865 году. Реставрировалась в 90-х годах прошлого столетия. Освящена в 1999 году.

Церковь Николая Чудотворца. Пристроена к Вознесенскому собору в 1804 году. Освящена в 2004 году.

Церковь Всех Святых. Трапезный храм построен в 1897 году. Реставрировалась после передачи пустыни РПС в начале XX века. В советское время в храме находилась столовая.

Надвратная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сооружена в 1732 году. Отреставрирована в 90-х годах прошлого столетия.

Колокольня. Построена в 1845 году.

Братский корпус. Построен в 1848 году. В советское время располагалось общежитие.

Настоятельский корпус. В советское время размещался техникум.

Ограда с башнями. Полностью разрушена. Восстановлена заново.

Послесловие. Денисов Л.И. в своём труде пишет только о «двух храмах» (скорее о трёх): Знаменском, что под колокольнею, и во имя Николая Чудотворца и над воротами, в честь Успения Пресвятой Богородицы. Об остальных храмах молчок, как будто их и не было в 1908 году. Возможно, его ввело в заблуждение монастырское начальство, которое присылало ему краткое описание состояния монастыря в то время. С другой стороны, монастырь находится недалеко от Москвы, цветущий на тот момент, с большим количеством православных Святынь. Можно, наверное, было и проверить присланные данные.

Comments

у меня дом в Голыгино (3 км за Новым Бытом).
Так вот с Дивидовой Пустынью не все так просто. По крайней мере в плане реставрации. Ну, имхо, ее новый вид – безжиненный лубок. Настроение внутри – такое же. Если приехать туда раз в год с туром и в выходной – иллюзия, что жизнь кипит. А если просто время от времени захаживать – то место-призрак. Хотя может показаться даже красивым.

Монастырь восстановлен меньше, чем за 10 лет. Но, если уж положа руку на сердце, то поднимали его не из руин, а из вполне хорошего состояния. Коммуникации и большая часть строений были в приличном состоянии.
Фото из домашнего архива. Датируется где-то 1955-57 годами. Вид с колокольни

На счет забора . а вот и не ваша правда. Разрушили его _во время реставрации_. По крайне мере в мое детство – 80-е годы – забор был. И не сказать, чтобы сильно разрушенным. Причем, был по всему периметру. На счет башен не скажу – просто не обращала тогда на это внимание.

Техникум же располагался там же, где и сейчас. Его месторасположение – не менялось.
В монастыре были в братских корпусах – общежития для учащихся, в храмах – гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб (просуществовал вплоть середины 90-х, еще я там кино с дедом смотрела), в Успенском – спортивный зал, в храме Всех святых – столовую.
Сам же учебный корпус – вынесен за территорию монастыря.


Фото относительно старое – 2005 г (?). (В этом году его покрасили).

На месте пруда были небольшие огородики.

Кулумбарий, который попал на одно из ваших фото – тоже нововведение. Где находится могила Дохтурова доподлинно неизвестно. До реставрации небольшой памятник стоял с другой стороны храмов. Но он там просто стоял. Из местных баек: когда что-то копали во время реставрации, наткнулись на старое захоронение. Кости отец Герман понюхал и сказал – “они”.
Еще в кулумбарии – мальчик из солцевских . собственно, на его деньги монастырь и восстановили. Разбился при прыжках с парашютом.
Недосека – глава чеховского р-на. Перевернулся в кювет на хамере и сгорел. Этим породил кучу местных легенд и разговоров. Впору хоть записывать. Монастырь восстановили при нем.
Отец Герман (в миру – Хапугин) – года три назад зарезан в собственной келье.

Пришедший новый настоятель сказал, что “монастырь мы восстановили, теперь будем восстанавливать духовность”. Сейчас в монастрыре жизнь “на тихой волне”. Активная реставрация закончилась. Что-то делается, но уже не столь форсированными темпами.

В последние года до закрытия монастырь славился своей пасекой.
При монастыре была больница. Ее корпуса прилегают к монастырю и по сей день. Больница – действующая. Была мысль ее передалать в хоспис для богатых, но – отстояли.
Была церковно-приходская школа. Просуществовал вплоть до войны. Потом ее реорганизовали из 4-х летки в 7-летку. Здание было сохранно до . ну, года три-четыре назад его начали реставрировать. Теперь, если не знать, какое оно было – ниче так. Сайдингом отделано (вместо белых с узорами из камня).

Сейчас к Давидовой пустыни относятся также церковь на Старом спасе, в Крюково и Новоселках. И – Талеж.

Давидова пустынь (Чеховский район Подмосковья)

Этот монастырь находится в посёлке Новый Быт — и именно это название надо искать на карте. Доехать до него легко, но как-то запутанно. Мы прочитали один отзыв, в котором люди пытались проехать к нему через Талеж, но «там нет прямой дороги» и им «пришлось вернуться на Симферопольскую трассу». Я в связи с этим специально уточнила у экскурсовода в Мелихово, как доехать до Давидовой пустыни и она тоже подтвердила — возвращайтесь на Новую Симферопольскую дорогу (М2), езжайте в сторону Серпухова, примерно через 10 минут на правой стороне увидите кафе «Хуторок» (?) и заправку, сворачивайте к ним, объезжайте справа и там дорога к монастырю.

Читайте также:  Желтиков монастырь в Твери: история и адрес, описание и настоятели, как проехать и добраться

Мы всё нашли — оказалось там совершенно незаметный с шоссе выезд на дорогу на Новый Быт (после объезда заправки поворот — направо!) и через несколько км уже были у монастырских ворот.

Единственное, внесу одну ва-а-жную тонкость — а таким путём можно и не ехать:) …. В деревне Васьково на Т-образном перекрёстке мы видели два указателя: налево — Мелихово, а направо — Новый Быт. И эта дорога коротко и прямо выводит к монастырю. А мы своим путём подъехали как бы через круговой объезд (зачем?). Вот если бы люди не написали «надо выезжать на Симферопольское» — мы бы доверились бы своим глазам и внятному указателю J. Там, действительно нет прямого проезда через Талеж, но через Мелихово (Васьково) — есть.

Давидова пустынь оставила огромное впечатление.

Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно — хорошее.

Почему я так странно пишу? Потому что в мыслях активно не соглашаюсь с массой откликов: «религией и верой не пахнет», «не то место, где хочется открыть душу», «усыпальница братков».

Да, действительно, в настоящее время — Вознесенская Давидова Пустыньодна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей.

Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники.

И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.

Антона Малевского — называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека — бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией.

И какой из этого вывод? Неужели только один?

Давайте подумаем. Может быть, этим людям было некуда потратить свои «непонятного происхождения капиталы»? Они же легко могли вложить их в сеть казино, острова, яхты, супермашины, драгкамни и драгметалл, дачи и квартиры. Но вложили они их почему-то в совершенно развалившийся монастырь. Точнее в руины и безглавые остатки церквей. Значит, что-то ими двигало? Что-то было в душе, чтобы сделать именно этот шаг и в этом направлении, а не в обратном? Значит, пытались люди всё-таки сделать что-то не просто хорошее, а очень хорошее и светлое. И сделали. И что «поимели с этого»? Между прочим, в расцвете лет — один погиб с парашютом, другой в автоаварии — и находятся теперь здесь, в восстановленном ими монастыре, только глубоко.

А люди, проходящие мимо, отворачиваются, перекашиваются и плюются — фи, это грязные деньги, фи, знаем-знаем, чем они там себе занимались, фи, это недостойно даже нашего простого спасибо.

А что так усиленно фикать-то? Эти люди перед Богом уже ответили, и за всё плохое, и за всё хорошее. Один Бог нас может судить. И одному Богу известно, в какую ты можешь попасть ситуацию и на что ты окажешься в ней способен.

И почему фиканье этих людей заканчивается сразу за этой монастырской оградой? Заметим, что массы, массы русских олигархов и бизнесменов, политиков и чиновников (бандитов ведь уже в нашей стране давным-давно нету! J) вкладывали, вкладывают и будут вкладывать свои «честно заработанные» и в сети казино, острова и яхты…. И их вообще не волнуют и не колышут никакие разваливающиеся монастыри, которых по всей России несметное количество. Да гори оно огнём проблемы монастырские, когда на авторынок выкинули новую модель Буггати и подходит очередь на заказанную модную крокодиловую сумочку.

Люди сейчас, какие то, прямолинейно обработанные. Такое впечатление, что своя голова способна выдавать только вложенные извне масс-медиями шаблоны. Общегражданским долгом каждый считает суровое порицание. Прощение, понимание, сочувствие — это к «этому» не относится, конечно же. Очень удобная позиция, кстати. На фоне «плохих» лишний раз выделиться своей честностью, порядочностью и непричастностью. Мы выше всей этой грязи, да! И фикать, здесь гораздо удобнее — всего-то два раза. Можно и по всей России, конечно, заметить массу несправедливого, но там можно фикать годы с утра до вечера, да ещё и в ответ получить, не, это неудобно.

Мне кажется, что именно этот монастырь — Вознесенская Давидова пустынь — есть лакмусовая бумажка для наших душ. Вот что у нас внутри запрятано, здесь активно проявляется.

Когда мы вошли через ворота в высокой Колокольне — мы ахнули. У Давидовой пустыни — необычайно красивая территория. Все церкви и постройки находятся в идеальном состоянии. Есть круглый пруд. А от входа до центрального созвездия церквей ведёт длинная дорожка с аккуратно высаженными рядами золотыми подсолнухами. Так приятно! Людей мало, в отличие, от Талежа. Увидели телевизионную группу.

Но обо всём по порядку.

Все церкви и постройки здесь — разноцветные.

Колокольня со Звонницей (сер.19в.) — вход. На ней установлены часы с боем, каждый час воспроизводящие мелодию одного из церковных песнопений. На Звоннице — 7 колоколов (подарены прихожанами в 1996 г.).

Впереди, в центре находятся 3 церкви. Они пристроены друг к другу.

Оранжевая — Знаменская церковь — дорога выводит прямо к ней — классика (кон.19в.), у неё одна маленькая темная маковка.

Жёлтая — Никольская церковь — слева — ампир (нач.19в.), у неё большой тёмный полукруглый купол.

Белая — Вознесенский собор — справа — старинная русская (16-17вв.), пять тёмных маковок, одна со звездами.

За этими церквями — Некрополь. Здесь находится памятник-бюст герою Отечественной войны 1812 г. генералу Дмитрию Сергеевичу Дохтурову

Слева от Колокольни:

Ярко-жёлтый длинный 2-х этажный корпус белой красивой лепниной — Игуменский корпус.

Розовая — Успенская церковь — классика (сер.18в.), одна большая тёмная глава-луковица и четыре очень маленьких луковичек.

Ярко-жёлтый — храм во имя всех Святых — классика (нач.20в.), одна темная миниатюрная маковка с золотым узором. Здесь же — Трапезная.

Справа от Колокольни:

Круглый пруд — со скамейками, есть подмостки, очень тихое место, видны спинки рыб. Это место, откуда все делают панорамные снимки монастырского ансамбля, и ещё все снимают поголовно! — отражение церквей или Колокольни в зеркале пруда.

Справа по стене от Колокольни — красно-оранжевая Часовня над родником.

Справа и за центральными церквями — белые Братские корпуса.

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским.

Интересно, что в местном говоре и в древних летописях название монастыря звучало как ДавЫдова пустынь, с твёрдым русским «ы».

Давыд или Давид (в миру Даниил из княжеского рода Вяземских) — ученик Пафнутия Боровского. В Боровском монастыре он пробудет — 40 лет. Там же — он встретит духовного друга Иосифа Волоцкого. И Давыд будет одним из 7-х монахов, которые поддержат Иосифа в разгоревшемся конфликте по поводу «строгости монашеского общежития». Именно отсюда из Боровска выйдут два устремления русского монашества: быть бедным физически, но духовно богатым (нестяжатели) и быть богатым в обоих случаях (иосифляне).

Очень важно понимание, что «иосифлянство» — это не «разложение монашества», а твердое желание видеть монастыри процветающими или «опорой царя, и одновременно отличаться строгим уставом и широкой благотворительностью». Мне очень запомнилась одна фраза, которую я где-то услышала: «благодаря иосифлянам наши русские монастыри такие торжественные и красивые». Только не надо сразу думать, что Иосиф Волоцкий — автор идеи «о праве церкви владеть недвижимым имуществом» ел икру ложками и носил соболиную шубу. Это же примитивное прямолинейное мышление. Сила истинного русского монаха — в духе. Сам Иосиф ходил с деревянным неокрашенным посохом, в схимнической темной одежде, нитяной мантии, питался очень скудно. Но монастырь у него — был на загляденье.

С такими же идеями пришел сюда на эту землю и монах Давыд из Боровска.

Он выбрал замечательное сильное место — высокий берег реки Лопасни.

Вместе с четырьмя иноками-помощниками построил деревянные — две церкви, кельи, трапезную.

Самый древний и соответственно самый первый каменный храм в монастыре — белый Вознесенский собор (Вознесения Христова) . Он датирован — нач.16 века. Его перестраивали позднее, но фрагменты древней кладки остались до сих пор. Очень красивый храм, но внутрь мы не попали — было закрыто (здесь церкви открываются только во время проведения утренних и вечерних служб). Но из случайно долетевшего разговора телевизионщиков, бегающих с аппаратурой, мы поняли, что им собираются открыть эту церковь, чтобы они увидели чудесную икону Богородицы «Знамение».

Монастырь возводился медленно, даже очень медленно. В Смутное время был дочиста разорен литовцами. Мы считаем монастырь «иосифлянским», а значит «богатым», но в кон.18в. при Екатерине II он признан второсортным или заштатным, а в кон.19в. «пришёл в такой упадок, что в храмах нельзя было не только молиться, но и заходить внутрь было опасно: кладка расшаталась, древние фрески и штукатурка облетали, кровля прогнила».

Все храмы были закрыты, но мы каким-то чудом попали в центральную оранжевую Знаменскую церковь (в честь Знамения Пресвятой Богородицы) — именно с этой иконой пришёл сюда преп. Давыд из Боровска, а потом именно в этой церкви он нашёл упокоение, и в 1997 здесь были обретены его святые мощи.

Церковь открыл для нескольких человек-паломников подошедший батюшка. И внутри храма он водил людей, показывал им святыни и подробно рассказывал обо всём. Мы тоже, пользуясь случаем, зашли, и сначала я стеснялась подходить близко и слушать, а потом почувствовала — что он рассказывает для всех и эти люди не были его личными знакомыми, как сначала показалось.

Честно говоря, ни в одном русском храме — я не видела столько святынь.

Слева у алтаря под красивой резной сенью находится рака с мощами преп. Давида. Он пришёл сюда примерно в возрасте 60 лет, а ушёл в мир иной — примерно в 74 года. А потом стал появляться во снах разным людям, исцелять, помогать им, совершать чудеса — приглашал в гости к себе в Пустынь, спрашивая: «Что ко мне не побываешь?».

Слева у входа — головка Вифлеемского младенца (из 14 000 избиенных от Ирода). (Когда я подошла, батюшка даже открыл мне верхнюю стеклянную крышечку).

Справа от входа (всё, что я запомнила) — частички мощей Сергия Радонежского и его родителей, Кирилла Белозерского и тоже с родителями. Батюшка очень подробно рассказывал к каким мощам и с какой просьбой нужно прикладываться.

Как жаль, что я не запоминала — думала, вот приеду, почитаю, поищу и всё узнаю. Но оказалось — ошибалась. Вот всё, что удалось найти:

«Огромное количество святынь, привезенных из Греции и стран Ближнего Востока, привлекает в обитель паломников».

«Сейчас в монастыре находится частица мощей преп. Моисея Угрина в числе более ста пятидесяти частиц мощей святых угодников Божиих.

«Тут находятся частички мощей святых Николая Угодника, Евстафия Плакиды, Германа Аляскинского, Дмитрия, Авраамия и Исайи Ростовских, Ферапонта Лужецкого, Моисея Угрина. Есть даже ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, частица подлинного Гвоздя Распятия Господня, частицы хитона Господня и ризы Пресвятой Богородицы».

Удивительное мистическое совпадение: Моисей Угрин (Венгр) — боярин, служивший князю Борису (сыну Владимира Красное Солнышко) и свидетель его убийства, а боярин Талец был участником (раскаявшимся) этого злодеяния. Мощи одного — в Давидовой пустыни, имя другого — у Талежа.

Давидова пустынь — это похоже чистилище душ.

В сер.30-х гг. монахам было приказано покинуть монастырь. «Кто смог — ушел к родственникам и знакомым в близлежащие деревни, а оставшихся в одну ночь увезли на грузовиках в неизвестном направлении. Через две недели собрали и тех, кто ушел, и также ночью увезли». На колокольне развевалось красное знамя. В храмах разместили клуб, столовую, спортивный зал, гаражи и склады.

В 1937 г. архимандрит Валентин, который ушёл жить в поселок — был убит «неизвестными».

В нач.90-х настоятелем Давидовой пустыни стал отец Герман, который пришёл для восстановления монастыря. Он рассказывал:

«Когда мы пришли в монастырь, то столкнулись с множеством проблем: в монастыре жили семнадцать семей, на территории монастыря находились сельскохозяйственный техникум, столовая, сельская администрация. Нас встретили не очень дружелюбно, особенно коллектив техникума (Чеховского механико-технологического). Директор техникума не хотел отдавать храмы. Зимой мы жили втроем в двух комнатах в угловой башне…».

«Когда мы стали обустраиваться, оформлять интерьер храма, то заказали два ковчега под частицы мощей. Их выполнили, сообщили мне стоимость, я собрал всю монастырскую казну и отдал за эти ковчеги, а на обратном пути думаю: «Господи, отдал ведь все деньги, на что завтра хлеб покупать будем, не знаю». Это было, помнится, в пятницу, а в субботу у нас служба: за Литургией молится благочестивая православная чета, которая после службы подает мне конверт: «Батюшка, это вам на восстановление обители». В воскресенье еще одна благочестивая чета молится за Литургией и после службы также подает мне конверт с пожертвованием. Я открываю эти два конверта, считаю пожертвованные деньги — и копейка в копейку выходит та сумма, которую я отвез за ковчеги. И я подумал: «Если бы я не пороптал, Господь бы больше послал, но поскольку пороптал, Господь, конечно, монастырь не оставил без копейки — все, что я потратил, Господь вернул…».

В 1995 г. — настоятель Герман был жестоко убит в своей келье «неизвестными, вскрывшими монастырский сейф».

В Давидовой пустыни есть Валентинов родник (в честь архимандрита Валентина), который находится «под монастырем, возле моста через реку».

Здесь сохранилась липовая Святая роща, посаженная преп. Давидом. По преданию он сажал деревья чудным образом — кверху корнями, чтобы показать силу Божию — и они все принимались

Мы зашли в церковную лавку и там монах за прилавком излучал благожелательность и всем говорил приятные слова. Про батюшку, открывшего церковь, я уже писала.

Хотелось бы завершить рассказ о Давидовой пустыни словами Чехова. Но нужных не нашла.

В таких ситуациях меня всегда выручает мой любимый Гоголь.

«Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших».

Ссылка на основную публикацию