Вознесенский собор в Ельце: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Вознесенский кафедральный собор (Елец)

Вознесе́нский собо́р — главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии.

Содержание

История

На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году.

22 августа 1845 года была осуществлена закладка храма.

Время строительства – 44 года.

Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен.

22 августа 1889 года – открытие и освящение.

Первый проект собора был разработан в 1824 г.

Главным строителем был назначен И. Г. Петров, его помощниками — И. И. Попов и И. И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди.

Архитектор Константин Андреевич Тон (1794—1881). По проектам К. А. Тона были построены Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата Московского кремля, здания вокзалов в Москве и Петербурге, знаменитый храм Христа Спасителя в Москве.

Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм…

Вновь собор был открыт в 1947 году.

Описание

Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.

Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырёхстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.

На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.

Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А. С. Каминского — помощника Тона по проектированию интерьеров. В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.

Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.

Ценность — Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.

Значимость — Вознесенский собор ценен как образец высокой строительной культуры России середины XIX века и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца.

Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города.

Святыни

  • Частицы мощей свтт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского;
  • частица Животворящего Креста Господня.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. 1

Вознесенский собор Елец

Содержание:

Строительство нового Вознесенского собора в Ельце представляет собой торжественную эпопею, просящуюся на страницы романа. В нем нашлось бы место живописанию множества красивых человеческих судеб, напрямую связанных с грандиозным елецким храмом.

История собора довольно коротка, но очень насыщенна — в советские годы ельчане мужественно отстаивали свое право молиться в любимом ими соборном храме. И отстояли: «без пения» он оставался лишь около десяти лет.

Строительство Вознесенского собора в Ельце

Полное название – Кафедральный собор Вознесения Господня.

Первое документальное упоминание о Вознесенском соборе в Ельце на Красной площади относится к 1691—1693 годам. В Писцовой книге 1678 года сведений о нем еще нет, то есть следует предположить, что первый, деревянный, Вознесенский храм был построен в 1680-х годах.

В 1746 году на месте деревянной церкви возвели каменный Вознесенский храм, в 1772 году получивший, за теснотой старого Воскресенского собора, соборный статус. Но уже в начале XIX столетия и Вознесенский собор перестал удовлетворять нуждам ельчан.

В 1800 году заговорили о необходимости строить новый собор, в 1824 году был представлен первый проект, «итальянский», вскоре заброшенный; в 1841 году — второй проект, также отклоненный.

В 1845 году состоялась закладка Вознесенского собора. Присутствовавшие при сем высокоторжественном событии вряд ли предполагали, что многим из них не доведется увидеть храм освященным. Одних ктиторов за время строительства сменилось трое.

Не все шло гладко. Уже до закладки собора его чуть-чуть «передвинули» относительно первоначального плана. В первый же год строительства от работ отстранили подрядчика.

Хроника «проявления» громадного Вознесенского собора в городском пространстве Ельца такова: в 1853 году была «вчерне совершенно окончена» трапезная; в 1855 году освятили оба ее придела; к 1861 году до карниза поднялись стены главного храма; в 1872 году уже имелись купола над ним; в 1877 году началась его отделка.

В 1874 году известный архитектор А. С. Каминский спроектировал великолепный иконостас, который и ныне производит неизгладимое впечатление.

21 августа 1889 года освятили Вознесенский собор. Это был день великой радости ельчан — храм тогда не смог вместить всех желающих; те, кому не посчастливилось попасть в него, заполонили Красную площадь.

А колокольня так и осталась недостроенной.

История Вознесенского собора в Ельце

Вознесенский собор стоит в Ельце менее ста тридцати лет. Но сколь же «обильным» на события выдался этот век с небольшим, сколько вместил в себя.

Новопостроенный Вознесенский собор превратился в центр жизни города. Богослужения здесь отличались особой торжественностью, местные епископы храм очень любили и гордились им, горожане с охотой шли в богато украшенный собор, в котором дух захватывало от его простора, высоты, святынь, торжественного главного иконостаса. Впрочем, в храме не только молились, здесь и «образовывались», и приобщались к культуре, и занимались социальным служением. Немалую известность имел соборный хор.

После 1917 года

Беды начались после 1917 года. В 1922 году развернулась кампания по «изъятию церковных ценностей», не обошедшая стороной елецкий собор. Впрочем, пока это были цветочки. Главное — храм продолжал действовать в городе, быстро лишавшемся своих церквей: их закрывали, а то и уничтожали одну за другой.

В 1929—1930 годах его временно закрывали, но прихожане в своих просьбах вернуть им собор были столь настойчивы, что добились своего. Увы, ненадолго. Вероятнее всего, в 1933 или 1934 году главный храм Вознесенского собора перестал функционировать и стал использоваться как зернохранилище, богослужения с тех пор совершались в теплой трапезной. Тогда же, в 1933 году, соборная звонница лишилась всех колоколов, отправленных на переплавку.

В 1938 году Вознесенский собор был окончательно закрыт. Вот тут-то и началось настоящее «изъятие»: прямо в храме в установленных здесь четырех ваннах с кислотой работницы смывали золото с иконостасов и киотов, свезенных сюда из елецких храмов.

Между тем уже с 1943 года верующие возобновили хлопоты о возвращении собора к нормальной богослужебной деятельности. Они рассылали в вышестоящие инстанции письма, живописующие отсутствие провозглашенной Конституцией «свободы веры» в Ельце, где остался единственный действующий храм — тесная Казанская церковь на городском кладбище. И вновь они добились своего — в 1947 году их просьба была удовлетворена. Правда, получили они собор в ужасном состоянии. Тем не менее, радости горожан не было предела, всем миром они принялись за приведение храма в порядок.

Архитектура Елецкого Вознесенского собора

Архитектура Елецкого Вознесенского собора — образец «русско-византийского» стиля, занявшего господствующие позиции в 1840-х годах и, в различных вариациях, не сдававшего их до революции 1917 года.

Перед нами грандиозный четырехстолпный куб (высота — 74 метра, длина — 84 метра, ширина — 34 метра) с трехчастной апсидой с востока и одноэтажной трапезной с запада. К трапезной пристроены два яруса так и не оконченной колокольни; вход осуществляется через «пассеистическое» крыльцо с сенью. На четырехскатной крыше — традиционное пятиглавие с огромным центральным куполом и четырьмя, чуть поменьше, боковыми.

Читайте также:  Храм Державной Божией Матери в Чертанове: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В оформлении — громкое эхо древнерусского и византийского храмового зодчества. В основании восьмигранных барабанов и по верху основного кубического объема идут пояса килевидных кокошников; барабаны увенчаны луковичными главами. По углам — пучки трехчетвертных колонн.

Интерьер Вознесенского собора Ельца

Торжественный интерьер Вознесенского собора настраивает на ответственное и серьезное предстояние перед Богом. Поначалу интерьер собора может поразить, даже несколько подавить, но это быстро проходит. Постепенному «вхождению» в красоту елецкого соборного храма помогает и то, что человек, пришедший в этот храм, попадает в главное помещение через уютную трапезную с ее низкими сводами, радостным тоном росписей и привычными иконостасами приделов.

В Вознесенском соборе восемь приделов — соответственно его огромным размерам и статусу главного храма епархии. В трапезной — два придела: левый освящен во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, правый — во имя святителя Николая Чудотворца. В главном храме — три придела: центральный — Вознесенский, левый — Александро-Невский, правый — Казанский.

В храме цокольного этажа — тоже три придела, они имеют «местные» посвящения: центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери; левый — во имя святителя Митрофана Воронежского; правый — во имя святителя Тихона Задонского.

В нижнем храме богослужения совершаются крайне редко; основная богослужебная и молитвенная жизнь сосредоточена наверху, причем будничная ее часть — в трапезной, где собраны почитаемые иконы, работает церковная лавка и где всегда многолюдно. Здесь и росписи как бы попроще; вообще, трапезная оставалась нерасписанной довольно долго; оформляли ее в пору возрождения Вознесенского собора — в 1956—1957 годах.

Главный храм, конечно, является домом молитвы, но и в некотором роде художественным музеем тоже. Эта роль определяется хотя бы тем, что его украшением на последнем этапе строительства собора руководил выдающийся архитектор Александр Каминский, лично спроектировавший иконостас с великолепной сенью перед царскими вратами, а росписи выполняли прекрасные художники Алексей Корзухин и Клавдий Лебедев. Всего здесь насчитывается более 220 стенных росписей.

Вознесенский собор Ельц богослужения контакты как добраться расположение на карте

Расписание Богослужений в Вознесенском соборе Ельца

Богослужения в Вознесенском соборе совершаются ежедневно. Начало Божественной литургии — в 7:30; начало вечернего богослужения — в 17:00.

Престольные праздники: Вознесение Господне (40-й день по Пасхе); празднование Казанской иконы Божией Матери — 21 июля и 4 ноября; память святого благоверного князя Александра Невского — 12 сентября и 6 декабря; память святителя Николая Чудотворца — 22 мая, 11 августа и 19 декабря; память святителя Димитрия Ростовского — 1 августа, 4 октября и 10 ноября; память святителя Тихона Задонского — 1 августа и 26 августа.

Все даты даны по новому стилю.

Контакты

  • Адрес: 399770, Россия, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. 1
  • Телефон: +7 (47467) 2-64-61
  • Сайт: www.sobor-elec.cerkov.ru

Как добраться самостоятельно к храму

Для автомобилистов: Елец находится в трех километрах от федеральной дороги М4 «Дон» (частично — платной), одной из лучших в России. Расстояние от Москвы — 390 километров.

От Павелецкого вокзала Москвы, а также от станций метро «Красногвардейская» и «Кантемировская» в Елец ходят автобусы (на Липецк и Воронеж). Время в пути — четыре с половиной часа.

Есть в Ельце и железнодорожный вокзал. Поезда сюда отправляются с Павелецкого вокзала Москвы (летом — и с Курского). От железнодорожного вокзала и автостанции в центр города можно добраться на автобусах №№ 1 и 2.

Вознесенский собор в Ельце, заказать требу

Заказать молитву в Вознесенском соборе в Ельце

Главный православный храм города Ельца – Вознесенский собор. Возводился он вместо еще существовавшего соборного храма, но не отвечающего реалиям растущего города. С того момента, как созрела идея построить новое здание и до ее воплощения прошло немало времени.

Первый проект храма, представленный архитектором Даниловым, не получил одобрения Синода. Второй вариант, выполненный архитектором Брычковым, не понравился самим горожанам. И лишь проект К. А. Тона, знаменитого архитектора русского храмового зодчества, нашел одобрение и Синода, и местных жителей, заслужил похвалу Николая I.

С началом стройки начался и новый этап развития города. Для обеспечения стройки водой построили насосную станцию, двигающуюся при помощи конного привода. Для строительства требовалось огромное количество кирпича, около 10 миллионов штук, поэтому построили свой кирпичный завод.

В строительство внесли свой вклад и местные жители, идя на работу, каждый старался принести хотя бы один кирпич. Долгие 44 года создавался храм, отстраивая постепенно приделы, воздвигая главную честь храма, но так полностью и не был завершен.

Флорентийская мозаика украсила пол, а специально изготовленные из бронзы паникадила украсили храм. Для отделки применяли архитектурные детали, выполненные из белого веневского камня. Внутренне убранство поражает великолепием: здесь и настенные росписи, и иконописные работы, и живопись.

В тревожные времена 1917 года собор разграбили, колокола сняли и переплавили. В 1934 собор закрыли, осквернили святыни: стали уничтожать иконы, с золотых окладов смывали золото, деревянные части рубили и жгли.

В конце сороковых собор вновь открыли, но и по сей день не восстановлен он в полной мере, хотя работа проведена большая.

Приход не прекращает деятельности в столь непростых условиях, при храме действует воскресная школа для взрослых и детей, а также православная гимназия.

Храм нуждается в помощи, и помочь реставрации его – благое дело. Можно прийти, заказать молебен, помолиться, это и будет ваш вклад в восстановление этого великого храма.

Дополнительная информация о соборе

Известнейший храм Ельца – это Вознесенский собор. Его главная особенность состоит в том, что по размерам он занимает третье место в России, перед ним только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве.

С помощью соборных патронов и благодаря щедрости и великодушию прихожан, Вознесенский собор в начале XX века поражал величием и убранством всех, кто его видел не только снаружи, но и внутри, где восхитительная роспись стен и иконостасов известных мастеров располагались вблизи множественных старинных и уважаемых жителями Ельца церковных реликвий.

Внутри храма находится трехъярусный иконостас архитектора А. В. Каминского, который восхищает величием и убранством, а множество бронзовых люстр с позолотой, что освещают собор, заставляют затаить дыхание от восторга и блаженства.

В Вознесенском соборе хранится одна из величайших и старейших икон святынь города Ельца – Икона Казанской Божьей матери, которая была написана еще до нашествия Тамерлана. Больше всех икон православные верующие любят и почитают ее.

Елецкая икона Божией Матери была написана для придела, сооруженного в честь явления Божией Матери к храму за неимением достаточного количества средств для строительства храма Пресвятой Богородицы. Изображена Божия Матерь с возведенными руками, ладони ее обращены к прихожанам, а сама она стоит на облаке, будто бы перекрывая путь захватчикам. Хоть икона и известна своими чудесами, но ни записей о чудесах, ни самой Елецкой иконы Божией Матери, к сожалению, не осталось. С 1999 в Вознесенском соборе Ельца находится литографическое изображение Елецкой иконы Божией Матери на доске, ее похитили вместе с еще десятью иконами. И лишь по фотографии, которая была в храме, написали новую икону Божией Матери, которая и находится сейчас в Вознесенском соборе.

В соборе расположена еще одна святыня с очень интересной историей – Тихвинская икона Божией Матери, один из первых списков всемирно известного явленного образа. Когда монастырь был закрыт властями, икона попала в тюрьму и было приказано порубить ее для дров на отопление. Один из охранников, который должен был это выполнить, оказался человеком верующим и вместо уничтожения святыни смастерил из нее стол. И только в 1947 году икону-стол переместили в Вознесенский собор в Ельце, который снова был открыт. До сегодня эта икона расположена в приделе святителя Николая.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

Храмовая Россия: Кафедральный Вознесенский собор в Ельце Липецкой области

Храм Вознесения Господня в г. Ельце входит в состав Липецкой митрополии, является соборным приходом православной церкви, относится к Елецкой епархии. Выстроен он в 1845—1889 годах по проекту и под руководством известного архитектора XIX века Константина Андреевича Тона.

Архитектурный стиль Вознесенского собора в Ельце — русско-византийский, приход является объектом культурного наследия федерального значения, занимает четвертое место в России по величине после Исаакиевского собора в Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженского собора в Верхотурье (Свердловская область).

История собора

Елец — старинный русский город, дата основания которого восходит (по некоторым источникам) к началу X века. Он входит в состав Золотого кольца России. При подъезде к городу еще издали видны синие купола и величественное здание Вознесенского кафедрального собора, который стоит на крутом берегу реки Быстрая Сосна и является центральным объектом города.

Читайте также:  Саввино-Сторожевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

От остальных церквей и соборов Ельца (их в городе насчитывается порядка семнадцати) по большей части остались только руины, что придает городу загадочный, таинственный вид и притягивает сюда множество туристов и паломников.

Возведение и основание

Храм Вознесения Господня — выдающийся памятник старины, был выстроен в конце девятнадцатого века на пожертвования горожан, сбор которых начался еще в 1815 году.

Строился приход целых 44 года, строительство было начато в 1845 году, пожертвования собирались 75 лет, однако колокольня тогда так и осталась недостроенной.

Изначально церковь было решено строить в классическом стиле. Для разработки проекта в 1824 году был приглашен харьковский епархиальный архитектор Федор Иванович Данилов, уроженец Орловской губернии.

Данилов подготовил чертежи будущего храма, но его проект был отклонен, и тогда горожане Ельца обратились с просьбой о проектировании храма к знаменитому архитектору своего времени Константину Андреевичу Тону, создателю русско-византийского стиля в архитектуре и автору проектов храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.

По проекту К. А. Тона Елецкий Свято-Вознесенский собор составлял в длину 84 метра, 34 метра в ширину, а его высота вместе с крестом была 74 метра.

Над проектом внутреннего убранства храма, в том числе иконостаса, работал также очень известный архитектор Александр Степанович Каминский. Нижний ярус и балдахин перед царскими вратами прихода было решено выполнить из позолоченного резного дерева, а два верхних яруса сделать лепными из алебастра или цемента, а затем раскрасить и позолотить.

Закладка первого камня состоялась 22 августа 1845 г. — в годовщину коронования государя императора Николая Павловича. По этому поводу был отслужен торжественный молебен.

В 1872 г. были возведены своды храмовой части, а в следующем году закончены все пять куполов, бронзовые с позолотой «яблоки» и кресты. На главах установлены железные стропила общим весом 1600 пудов.

Строительство продолжалось до 1889 года. В связи с тем, что пожертвований не хватило, колокольня осталась недостроенной, не была закончена полностью роспись внутренних стен, не были выстроены ажурные крыльца над южным и северным входами. Наконец, 22 августа 1889 года храм освятил епископ Орловский и Севский Мисаил.

Историческая судьба

С августа 1889 года начались богослужения в новом Вознесенском соборе в Ельце. В 1890 году при церкви была основана церковно-приходская школа грамоты. Первоначально она была рассчитана на 30 детей и располагалась в подвальном помещении.

Однако вскоре возникла необходимость расширения приходской школы из-за большого количества желающих обучать в ней своих детей ельчан. Проблема состояла в отсутствии помещения. Прихожанка прихода А. Н. Стукалова пожертвовала под школу свой дом с усадебным местом.

10 сентября 1895 года было освящено новое здание приходской школы, которое находилось рядом с храмом и было двухэтажным. При Вознесенском приходе работала бесплатная столовая, где каждый нуждающийся мог получить пропитание.

В годы Первой мировой войны в здании храма расположился приют для беженцев, накануне революции 1917 года в нем числилось прихожанами 635 жителей города. Далеко за пределами Ельца был известен церковный хор Воскресенского собора.

События октября 1917 года наложили свой отпечаток и на деятельность Воскресенского Елецкого храма. Первые годы после революции службы в нем проходили регулярно. В 1922 году по стране прокатилась волна изъятия ценностей из церквей. Документов тех лет в архиве не сохранилось, но можно догадаться, что прихожане распрощались с огромным количеством церковной утвари и окладов икон.

В 1929 году была предпринята попытка прекратить работу Елецкого Воскресенского собора властями города в рамках проводимой по всей стране кампании по закрытию церквей. Однако уже к весне будущего года, уступая настойчивым просьбам горожан, власти вернули его верующим.

Под предлогом, что в церкви два больших колокола, один из них, весом более 11 тонн, был снят и изъят в госфонд. А в 1933 году с деревянной звонницы под лозунгом «перельем все колокола в трактора» были сняты и конфискованы все остальные.

Окончательно закрыт Вознесенский собор был в 1934 году, хотя, по другим источникам, это произошло не ранее 1937 года, так как в письмах ельчан своим родственникам в те годы говорилось, что «службы проходят в теплом храме. остальная часть не функционирует». После закрытия Вознесенской церкви в ее помещениях разместилось зернохранилище, а разграбление церковных ценностей продолжилось с удвоенной силой. Многие святыни погибли безвозвратно.

В период Великой отечественной войны (1941—1945 гг.) на крыше недостроенной когда-то колокольни Вознесенского собора был установлен зенитный пулемет, который обеспечивал противовоздушную оборону Ельца.

С 1943 г. ельчане, воодушевленные ослаблением государственного гнета на Русскую Православную Церковь, начали хлопотать о возвращении Свято-Вознесенской церкви. Однако Постановления о передаче ее верующим удалось добиться только к июлю 1947 года.

К августу была в установленном порядке зарегистрирована община верующих в количестве более 3500 человек, на их пожертвования началось постепенное восстановление прихода. С 06 мая 1948 года Свято-Вознесенский собор поставлен на государственную охрану как памятник культуры.

Современное положение

В 1978 году были окончательно завершены строительно-восстановительные работы в храме, а в 1979 г. в Ельце торжественно отмечался 90-летний юбилей освящения главного престола Вознесенского собора.

Изменение в лучшую сторону отношения государства к Русской Православной Церкви во второй половине 1980-х гг. позволило сделать многое для дальнейшего благоустройства собора. В 1988 году в центральной апсиде цокольной части был устроен престол и одноярусный иконостас нижнего храма, в правой апсиде — крестильня, в цокольной части собора расположилась просфорня.

Вернулась в храм и переданная из краеведческого музея Елецкая икона Божией Матери.

Архитектура и убранство сооружения

В настоящее время собор имеет три зала. В летнем и зимнем залах (название они получили по отсутствию и наличию отопления в прошлом) расположено пять приделов, три придела имеется в нижнем зале. Главный иконостас храма — труд архитектора А. С. Каминского — трехъярусный: нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.

Внешний вид

Внешний вид Вознесенского собора сегодня создают основное здание кубовидной формы, увенчанное пятью главами, трапезная, недостроенная колокольня и часовня в виде древнерусского шлема, у восточной стены которой находятся несколько захоронений священнослужителей. Сам храм — одноэтажный, в его внешнем оформлении применены стилизованные формы русского и византийского зодчества.

Внутреннее оформление

Внутри Свято-Вознесенского собора находится трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева (проект А. В. Каминского). Стены покрывает роспись и живописные полотна (более 220) кисти известных художников-передвижников — А. И. Корзухина и К. В. Лебедева.

На сегодняшний день собор имеет три зала: летний, зимний и нижний.

Летний с тремя приделами:

  • главный — в честь Вознесения Господня;
  • правый — в честь Казанской иконы Божией Матери;
  • левый — в честь благоверного князя Александра Невского.

Зимний с двумя пределами:

  • правый — в честь святителя Николая чудотворца;
  • левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского.

Нижний с тремя приделами:

  • центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери;
  • правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского;
  • левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.

Святыни храма

В кафедральном соборе Вознесения Господня г. Ельца хранятся величайшие святыни, которым приходят поклониться верующие и паломники.

  • частицы мощей святого Митрофана Воронежского, которого просят о здоровье, о помощи в житейских делах, о работе;
  • частицы мощей святого Тихона Задонского, к которому обращаются в минуты отчаяния и уныния;
  • частица Животворящего Креста Господня наделяет могущественной защитой даже в самых безнадежных случаях;
  • икона Божией Матери «Взыскание погибших», у которой родители молятся за своих детей;
  • икона Богоматери «Тихвинская», у которой просят исцеления для себя и близких;
  • Елецкая икона Божией Матери.

Как проходят богослужения

Настоятель — Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский.

Богослужения на церковнославянском языке в соборе проходят ежедневно: Божественная литургия начинается в 7.30, вечернее богослужение — в 17.00.

  • святому Спиридону Тримифунтскому;
  • священномученику Фаддею, архиепископу Тверскому;
  • святителю Николаю чудотворцу Мирликийскому;
  • Пресвятой Богородице в честь иконы «Тучная гора».

Престольные праздники и крестные ходы

Храм часто принимает в своих стенах Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. Служба, совершаемая Владыкой, всегда становится праздничным событием для ельчан.

В соборе особо отмечаются престольные праздники:

  • Вознесение Господне (на 40-й день Пасхи);
  • празднование Казанской иконы Божией Матери (21 июля и 4 ноября);
  • день памяти святителя Николая Чудотворца (22 мая, 11 августа, 19 декабря);
  • день памяти святителя Тихона Задонского (1 августа, 26 августа);
  • день памяти Александра Невского (6 сентября, 12 декабря);
  • день памяти Димитрия Ростовского (1 августа, 4 октября, 10 ноября).

Как добраться до церкви

Свято-Вознесенский кафедральный собор находится по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. № 1.

Добраться от железнодорожного вокзала города и от автостанции можно автобусами №№ 1, 2.

Видео о праздновании 125-летия собора

О праздновании 125-летия собора в Ельце и основные вехи его истории — в видео ниже.

Храмы Липецкой области

Вознесенский кафедральный собор

Построен: не позже 1845-1889 гг.

Адрес храма: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. 1
Телефон храма: (47467) 2-64-61, 2-14-30.

В августе 1845 года все елецкие церкви возвестили благую весть – начало строительства главного храма земли Елецкой – Вознесенского собора.

Еще в начале 19 века в городе, где с древних времен существовало множество храмов, монастырей и часовен, появилась необходимость в возведении нового храма, способного вместить еще большее число людей. По размеру и архитектурному облику проект, выполненный академиком Константином Андреевичем Тоном в византийском стиле, значительно превзошел предложения, поступавшие ранее.

Читайте также:  Церковь Николая Угодника в Хамовниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Архитектор Тон является основоположником официального «русско-византийского стиля», повторившего основные течения церковного зодчества 17 века. По его проектам построены храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля, здания вокзалов в Москве и Петербурге и т.д.

Утверждая предложенный План Вознесенского собора проект, сам царь Николай I «повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение».

При закладке фундамента Вознесенского собора было обнаружено множество могил, так как в 16 веке на месте будущего храма располагалось кладбище и церковь в честь мчч. Кирика и Иулитты.

Для водоснабжения стройки на берегу реки Сосны была сооружена водоподъемная машина – насосная станция с конным приводом. Такие машины действовали в Москве при возведении Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя. Для строительства Елецкого собора потребовалось более 10 млн. штук кирпича. Был выстроен собственный кирпичный завод. Каждый житель города по дороге на работу должен был приносить к храму хотя бы один кирпичик. Таким образом, строительство храма было действительно всенародным.

Огромное, великолепное здание собора предполагалось возвести за 6-7 лет, но прошло 44 года, прежде чем Вознесенский собор был торжественно освящен. Однако и за столь долгий срок храм не был достроен. Не были выполнены предусмотренные проектом ажурные крыльца над северным и южным входами, храм остался без мощной колокольни, которая должна была стать на 7 метров выше креста главного купола, не была завершена роспись стен.

Через 10 лет после начала строительства были закончены и освящены трапезные приделы во имя Свт. Николая и Свт. Димитрия Ростовского. В последующее время постепенно воздвигалась главная часть храма с тремя приделами во имя Вознесения Господня, Казанской иконы Пресвятой Богородицы и св. блг. вел. князя Александра Невского.

Высота собора с крестом составляет 74 м, длина – 94 м., ширина – 34 м.

В 1888 году из флорентийской мозаики был выложен пол храма, о чем свидетельствует цифра «1888», вплетенная в орнамент. Были смонтированы огромные железные двери общим весом 8,4 тонны. Храм украшали великолепные бронзовые с позолотой паникадила, изготовленные на московском заводе. На возжигание центрального, на 96 свечей, требовалось около получаса. Архитектурные детали собора были выполнены из веневского белого камня.

В росписи собора принимали участие известные русские художники академики А.И. Корзухин (1835 – 1894) и Клавдий Васильевич Лебедев (1852 – 1916). Убранство собора, уникальный трехъярусный иконостас, красота и размеры настенной росписи поражали своим богатством и величием.

22 августа 1889 года Вознесенский собор был торжественно освящен.

Объемно – композиционное построение собора традиционно: в восточной части огромный куб пятиглавого летнего храма, перекрытый четырехскатной кровлей. К нему примыкают три полукружия алтарей. В западной части храма расположена одноэтажная, на высоту первого яруса собора трапезная с двумя приделами (зимний храм). Завершает композицию с запада нижний ярус недостроенной колокольни, служащий притвором. Четыре храмовых столба несут центральную восьмигранную главу, про резанную по граням высокими окнами с полуциркульным завершением. Венчает главу луковичное завершение с золоченым крестом на подкрестном шаре. Малые главки по углам четверика повторяют в уменьшенном виде главный купол.

Страшным испытанием для православного русского человека стал переворот 1917 года.

С этого времени началось разграбление и осквернение Вознесенского собора. Были сняты колокола храма. Самый большой из них, весивший 706 пудов, специальным приспособлением разбивали две недели. Второй 600-пудовый, лишь немногим уступавший первому, и малые колокола – все пошло на переплавку.

Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Началось уничтожение православных святынь. Были сняты и сданы на переплавку бронзовые литые паникадила. При обрушении центрального, мозаичный пол в центре летнего храма получил шрам, ныне закрытый настилом кафедры.

Была организована добыча цветного металла из окладов икон и иконостаса.

Детали, не входившие в емкость с кислотой, рубили на части. Обработанное таким образом резное дерево отвозилось в тюрьму на топку. Через это варварское производство прошли изумительные по красоте деревянные иконостасы собора, сотни окладов икон и уникальная знаменитая позолоченная резная сень перед царскими вратами главного алтаря.

После окончания «производства» в соборе был организован зерновой склад. К счастью, автомобили и тракторы, свободно въезжавшие в огромные центральные ворота храма, не смогли повредить уникальный мозаичный пол.

В 1947 году Вознесенский собор был передан Русской Православной Церкви и вновь открыт. К открытию верующие несли бережно сохраненные иконы. Долгим и не простым было восстановление главного храма Ельца. И до сегодняшнего дня собор не полностью оправился от варварского осквернения. Но силен Дух Божий в сердцах людей православных. Восстанавливаются храмы, возрождается вера.

Восстановлена сень пред Царскими вратами главного алтаря собора, устроены хоры для певчих, сооружены киоты для многих икон, реконструирован вход в летний храм.

При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

По инициативе настоятеля Вознесенского собора и с благословения правящего архиерея в 1996 году в Ельце была открыта Православная гимназия в честь свт. Тихона Задонского. Непросто восстанавливать прежнюю красоту и великолепие, не хватает средств на реставрацию собора. Стоит вспомнить, что храм строился на средства доброхотных пожертвований. И сейчас мы призываем всех внести посильную лепту в благочестивое дело восстановления храмов Божиих.

Будем рады любой помощи, будь то материальная или молитвенная.

Елец. Часть 2. Вознесенский собор

Кафедральный собор Вознесения Господня имеет древнюю историю, знаменитейших авторов и необыкновенную красоту.

2. На этом месте находился соборный храм, который к концу XIII века уже не мог вмещать всех желающих. И в 1800 году ельчанами было принято решение о строительстве нового храма. Долгие годы собирали они пожертвования на строительство. 22 августа 1845 года состоялась торжественная закладка храма. Собралось множество народа, во всех елецких церквях раздавался звон-благовест.

Проект храма разработал русский архитектор Константин Андреевич Тон, автор Большого Кремлёвского дворца, Храма Христа Спасителя, Оружейной палаты Московского Кремля, Екатерининского Собора в Царском Селе.

Для строительства потребовалось более 10 млн. штук кирпича. Был выстроен собственный кирпичный завод. Каждый житель города по дороге на работу должен был приносить к храму хотя бы один кирпичик. А для водоснабжения стройки на берегу реки Сосны была сооружена водоподъёмная машина — насосная станция с конным приводом.

Строительство шло 44 года. И 22 августа 1889 года собор был освящён епископом Орловским и Севским Мисаилом. На торжество было разослано 3 000 пригласительных билетов. Храм не смог вместить всех желающих, народ заполонил всю площадь перед храмом. Ведь стройка была народной.

Высота храма 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра.

3. Были смонтированы огромные железные двери общим весом 8,4 тонны.

4. В 1888 году из флорентийской мозаики был выложен пол храма, о чём свидетельствует цифра «1888», вплетённая в орнамент.

5. Уникальный трёхъярусный иконостас из золочёного резного дерева был спроектирован русским архитектором Александром Степановичем Каминским, автором первого здания Третьяковской галереи, семейного архитектора рода Третьяковых и ученика К.А.Тона.

6. Собор является огромной художественной экспозицией, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей. Начинал расписывать храм известный художник-передвижник Алексей Иванович Корзухин, академик Императорской Академии художеств, один из лучших жанровых живописцев. Но заказчику он не угодил, и заканчивал роспись Клавдий Васильевич Лебедев, также художник-передвижник, профессор Академии Художеств, русский исторический и церковный живописец.

7. Кстати, на территории собора находится самая знаменитая каменная часовня Ельца. Когда-то здесь был просто холмик и крест над братской могилой ельчан, погибших в битве с войсками Тамерлана в 1395 году. Но стараниями елецких купцов здесь появилась часовня.

Случилось это в 1395 году. Полчища Тамерлана вторглись в южные пределы Руси. В середине августа он вышел к Ельцу и приступил к его осаде. Торопясь использовать летнее время для похода на Рязань, Москву, Смоленск и другие города, Тамерлан потребовал незамедлительной сдачи Ельца на милость победителя. Но ельчане ответили, что они до последнего человека будут защищать свой город. Началось сражение, подобно которому по неравенству сил, вероломству и жестокости со стороны захватчиков и мужеству защитников города, не знала история.

В течение нескольких дней ельчане спешно отражали атаки штурмующих войск. Но таяли силы защитников, всё труднее становилось бороться с возникающими пожарами. Не взяв города с ходу, татаро- монголы применили большое количество метательных машин, таранов и других приспособлений. Лишившись возможности пограбить город, нападавшие забросали его стрелами с горящей паклей. Наконец, ценою огромных усилий и больших потерь, Тамерлану удалось ворваться в город, где с новой силой разгорелось сражение. На его улицах под ударами татарских сабель падали последние защитники и жители. Начавшийся пожар довершил дело. От города осталось огромное смрадное пепелище. Так трагически закончилась двухнедельная героическая оборона Ельца от многочисленных войск Тамерлана.

8. Некрополь на территории собора.

Да, кстати, весь проект постройки собора осуществлён не был. Была запроектирована колоссальная колокольня, на 7 метров выше креста главного купола, и ажурные крылечки. В последнее время идут дискуссии по поводу завершения проекта знаменитого архитектора. То есть постройки колокольни. У этой идеи есть как приверженцы, так и противники. Кто победит? Поживём — увидим.

Ссылка на основную публикацию