Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

ВЯТСКАЯ ЕПАРХИЯ

Успенский собор Вятского Трифоновского монастыря

Вятская и Слободская епархия Вятской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 610000, г. Вятка (Киров), ул. Горбачева, 4, Трифонов монастырь
  • Тел./факс: (8332) 64-25-47 (секретарь епархиального управления), 67-51-11 (приемная управляющего епархией)
  • Официальный сайт: http://вятская-епархия.рф/
  • Каноническая территория: Кировский, Кирово-Чепецкий, Слободской ГО; ЗАТО Первомайский; а также Верхошижемский, Кирово-Чепецкий, Кумёнский, Оричевский, Орловский, Слободской, Советский и Юрьянский р-ны Кировской обл.
  • Кафедральные соборы: Успенский Трифонова монастыря в г. Вятке, Екатерининский в г. Слободском[1]
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Зарождение Православия на Вятской земле

    Область Вятской епархии до XIII в. была краем где проживали черемисы и вотяки, затерявшись в громадных лесных пространствах. Южная часть области входила в состав Болгарского царства. С XIII в. на Вятку стали проникать с севера русские колонисты, занесшие христианство в Новгородскую область.

    До конца XV в. Вятка оставалась совершенно независимой ни от кого ни в политическом, ни в церковном отношении. Южная часть ее с нашествием татар перешла в их подданство. Утвердив свою власть в пределах Болгарского царства, татары постепенно расширяли свое влияние и подчинили себе почти весь север вятской области.

    С покорением Вятки Московскому князю в 1489 году, этот край в церковном отношении был подчинён Митрополичьей области; пространство к югу Вятки осталось за казанскими татарами.

    С падением Казани под ударами русского оружия в 1555 году остальное пространство Вятской епархии было подчинено власти Московского великого князя и в церковном отношении вошло в состав Казанской епархии.

    Но церковная зависимость Вятки от Казани осталась лишь на бумаге. Отделенная от Казани непроходимыми лесами и поселениями татар и черемис Вятка после 1555 г. со всеми церковными нуждами обращалась в Москву. В 1598 г. Вятский протопоп Никольского собора называет себя патриарховым приказчиком; южная же часть территорий, вошедших позже в состав Вятской губернии, с гг. Малмыжем и Уржумом, основанными в 1587 г., селами Елабугой и Сарапулом, уже существовавшими в самом начале XVI в., состояла в церковном подчинении Казанскому архиепископу.

    Учреждение епархии

    По соборному определению от 5 декабря 1657 года волею царя и благословением патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия. В числе мотивов ее открытия приводилось то, что “оная страна грады и места имущи многочеловечны” и что “есть там немало останок языческих обычаев”.

    В состав Вятской епархии вошла Вятская страна, составлявшая до сих пор одну из патриарших десятин и заключавшая в себе пять Вятских городов: Хлынов (ныне Вятка), Слободской, Орлов, Котельнич и Шестаков. Сверх того в ведение Вятского епископа отошла из Новгородской четверти Великая Пермь, состоявшая из Чердынского и Соликамского уездов, принадлежавших до сих пор Вологодскому епископу, Кайгородского уезда, вотчин баронов Строгановых и Пыскорского монастыря, принадлежавших патриарху. Таким образом, границами Вятской епархии на востоке были Уральские горы, на юго-востоке – р. Сылва, приток Чусовой, на юге – линия от Кукарки к востоку, на западе населенные места между р. Вяткой и Ветлугой, на севере – верховья Камы и Вычегды. По решению собора 1657 года епископу вновь открываемой епархии был дан титул Вятского и Великопермского. В то время Вятская епархия заключала в себе 138 церквей.

    Укрупнение епархии продолжалось, по-видимому, и далее, так как встречается сообщение о том, что “. в 1672 году большая часть Великопермской епархии. подчинена была архиереям Вятским. “.

    С 1991 года возобновлена деятельность Вятского духовного училища. С 1996 года в городе Вятке (Кирове) ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, в 1998 году открыта Вятская православная гимназия преподобного Трифона Вятского.

    4 октября 2012 года из Вятской епархии были выделены самостоятельные Уржумская и Яранская епархии после чего в ведении Вятской кафедры остались городские округа, а также Верхошижемский, Кирово-Чепецкий, Кумёнский, Оричевский, Орловский, Слободской, Советский и Юрьянский районы в средней части Кировской области. Одновременно Вятская епархия была определена центром новоучрежденной Вятской митрополии.

    Исторические названия

    • Вятская и Великопермская (1657 – 1799)
    • Вятская и Слободская (1799 – ?)
    • Вятская и Глазовская (? – 1921)
    • Вятская и Слободская (1921 – 1934)
    • Кировская и Слободская (1934 – 21 апреля 1994)
    • Вятская и Слободская (с 21 апреля 1994)

    Статистика

    • 1862 – храмов – 539 (каменных – 409, деревянных – 130). Монастырей – 5 (мужских – 3, женских – 2). Священнослужителей – 1292. Монашествующих – 69, послушников и послушниц – 155 [2].
    • 1900 – храмов – 751 (соборных – 20, монастырских – 22, приходских и ружных – 587, домовых и при казенных заведениях – 27, единоверческих – 12, кладбищенских – 54, приписных и упраздненных – 29). Белого духовенства: протоиереев – 41, священников – 1047, диаконов – 15; псаломщиков – 85. За штатом: протоиереев – 3, священников – 66, дьяконов – 15, псаломщиков – 85. Монастырей – 9 (мужских – 4; женских – 5). Монашествующих – 183 (монахов – 52, монахинь – 131), послушников – 110, послушниц – 829. Духовная семинария (воспитанников – 403), женских епархиальных училищ – 2 (воспитанниц – 622), мужских духовных училищ – 6 (воспитанников – 794). Церковно-приходских школ – 1005, второклассных – 11, двухклассных – 12, одноклассных – 486, школ грамоты – 498 (учащихся в начальных школах – 38481) [3].
    • 1912 – архиерейских домов – 2. Храмов – 847, часовен и молитвенных домов – 705. Монастырей – 11 (из них 5 женских), 2 женские общины. Духовная семинария, духовных училищ – 6, епархиальных женских училищ – 2. Церковных школ – 848. Библиотек при церквях – 589 [4].
    • не позднее 1917 – приходов – 866 (в г. Вятке на 56 тыс. жителей – более 50 церквей, включая домовые и больничные.). Священнослужителей – 1853. Монастырей – 13. Монашествующих – более 200. Послушников и послушниц – 1300.
    • 1 января 1958[5] – 80 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
    • 2000-е – приходов – 175, храмов – 165 (из них действуют в пределах областного центра – 17), молитвенных домов – 14, часовен – 11 . Священнослужителей – 200. Монастырей – 9.
    • 31 декабря 2011 – приходов – 253 (в т.ч. 151 религиозная организация и 102 религиозные группы). Штатных клириков – 212 (пресвитеров – 183, диаконов – 29). Монастырей – 7 (мужских – 2, женских – 5) [6]
    • 1 декабря 2013 – 4 монастыря, 69 приходов, 136 клириков (в т.ч. монашествующих),
    • январь 2016 – 136 храмов и иных молитвенных помещений (молитвенных домов и комнат, часовен); 137 штатных клириков (116 священников, 21 диакон) [7]

    Архипастыри

    • Александр (5 декабря 1657 – 8 января 1674)
    • Иона (Баранов) (23 августа 1674 – 8 октября 1699)
    • Дионисий (Ушаков) (4 августа 1700 – 25 января 1719) [8].
    • Алексий (Титов) (25 января 1719 – 26 сентября 1733) [9]
    • Лаврентий (Горка) (26 сентября 1733 – 9 апреля 1737) [10]
    • Киприан (Скрипицын) (31 декабря 1737 – 18 мая 1739) [11]
    • Вениамин (Сахновский) (18 мая 1739 – 2 декабря 1742)
    • Варлаам (Скамницкий) (27 февраля 1743 – 28 февраля 1748) [12]
    • Антоний (Илляшевич) (25 мая 1748 – 16 ноября 1755) [13]
    • Варфоломей (Любарский) (19 июня 1758 – 5 июня 1774)
    • Лаврентий (Баранович) (6 августа 1774 – 13 марта 1796)
    • Амвросий (Орлин) (1 июня 1796 – 29 января 1804) [14]
    • Серафим (Глаголевский) (29 января 1804 – 7 июля 1805)
    • Гедеон (Ильин-Замацкий) (20 августа 1805 – 3 мая 1817) [15]
    • Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (15 июля 1817 – 28 октября 1822)
    • Павел (Морев-Павлов) (21 мая 1823 – 19 марта 1827)
    • Кирилл (Богословский-Платонов) (26 марта 1827 – 24 января 1832)
    • Иоанникий (Образцов) (3 апреля 1832 – 16 ноября 1835)
    • Нил (Исакович) (8 декабря 1835 – 23 апреля 1838)
    • Неофит (Соснин) (23 апреля 1838 – 29 марта 1851)
    • Елпидифор (Бенедиктов) (29 марта 1851 – 7 января 1860)
      • Никодим (Казанцев) (18 мая 1859 – 25 марта 1860) в/у, еп. Чебоксарский
    • Агафангел (Соловьев) (6 февраля 1860 – 17 июня 1866)
    • Христофор (Эммаусский) (17 июня – 5 октября 1866) [16]
    • Аполлос (Беляев) (12 декабря 1866 – 7 июня 1885)
    • Макарий (Миролюбов) (7 июня 1885 – 5 декабря 1887)
    • Сергий (Серафимов) (5 декабря 1887 – 10 августа 1896)
    • Алексий (Опоцкий) (10 августа 1896 – 10 ноября 1901)
    • Никон (Софийский) (10 декабря 1901 – 27 ноября 1904)
    • Филарет (Никольский) (27 ноября 1904 – 20 марта 1914)
      • Павел (Поспелов) (1912) в/у, еп. Глазовский
    • Никандр (Феноменов) (20 марта 1914 – 1921) [17]
    • Павел (Борисовский) (26 мая 1921 – 3 февраля 1929)
      • Симеон (Михайлов) (5 марта 1924 – 22 декабря 1925) в/у, еп. Глазовский
      • сщисп. Виктор (Островидов) (1926) в/у, еп. Ижевский
      • Стефан (Бех) (1926) в/у, еп. Ижевский
      • Симеон (Михайлов), 2-й раз (май 1926 – 21 июня 1927) в/у, еп. Глазовский
      • Нектарий (Трезвинский) (?) в/у, еп. Яранский
      • сщмч. Онисим (Пылаев) (1927) в/у, еп. Воткинский
      • Стефан (Бех), 2-й раз (1929) в/у, еп. Ижевский [18]
      • Никифор (Ефимов) (январь – апрель 1929) в/у, еп. Котельнический
      • Авраамий (Дернов) (22 февраля 1929 – 1931) в/у, еп. Глазовский
    • Стефан (Знамировский) (7 мая 1929 – 29 июня 1933)
      • Серафим (Трофимов) (октябрь 1930 – февраль 1931) в/у, еп. Яранский
      • Евгений (Зернов) (8 сентября 1933 – 16 мая 1934) в/у, архиеп. Котельнический
    • Макарий (Звездов-Макаров) (16 мая – 11 июня 1934)
    • Киприан (Комаровский) (11 июня 1934 – 5 августа 1937)
    • Вениамин (Тихоницкий) (27 декабря 1942 – 2 апреля 1957)
      • Товия (Остроумов) (1945) в/у, еп. Свердловский
      • Гавриил (Огородников) (1957) в/у, еп. Вологодский
    • Поликарп (Приймак) (19 июля 1957 – 16 ноября 1962)
    • Иоанн (Иванов) (22 ноября 1962 – 17 ноября 1966)
    • Владимир (Котляров) (19 ноября 1966 – 7 октября 1967)
    • Мстислав (Волонсевич) (7 октября 1967 – 25 марта 1978)
    • Хрисанф (Чепиль) (23 апреля 1978 – 4 января 2011)
      • Иоанн (Тимофеев) (5 января 2011 – 22 марта 2011) в/у, архиеп. Йошкар-Олинский
    • Марк (Тужиков) (с 22 марта 2011)

    Викарные епархии

    География благочиний

    • Вятское 1-е – г. Вятка (Киров)
    • Вятское 2-е
    • Слободское
    • Орловское
    • Кирово-Чепецкое
    • Кукарское

    Духовенство, сотрудники Вятской Епархии и преподаватели Вятского Духовного училища удостоены Юбилейной медали в ознаменование 100-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви

    В дни празднования Рождества Христова и Крещения Господня из рук митрополита Вятского и Слободского Марка священнослужители, руководители отделов Вятской Епархии, сотрудники Епархиального управления, председатели приходских советов, казначеи приходов, преподаватели Вятского Духовного училища были удостоены памятной награды.

    Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по представлению митрополита Вятского и Слободского Марка Юбилейной медалью Русской Православной Церкви «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» за усердные труды, добросовестное служение и развитие вверенного прихода, просветительскую плодотворную деятельность на благо Церкви награждены:

    – настоятель Екатерининской церкви города Кирова, заведующий учебной частью по научно-методической работе Вятской Православной гимназии протоиерей Сергий Гомаюнов;

    – настоятель храма Великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова протоиерей Сергий Ендальцев;

    – настоятель Троицкой церкви села Бахта протоиерей Андрей Кряжевских;

    – руководитель Миссионерского отдела Вятской Епархии, клирик Преображенского женского монастыря города Кирова протоиерей Андрей Лебедев;

    – настоятель храма в честь Архангела Михаила города Кирова протоиерей Олег Филимонов;

    – настоятель храма Знамения Пресвятой Богородицы села Пасегово иерей Михаил Казаковцев;

    – настоятель храма Покрова Божией Матери города Советска протоиерей Михаил Ковальский;

    – настоятель храма святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских села Шестаково архимандрит Иов (Муравьев);

    – настоятель Троицкого храма села Быстрица протоиерей Николай Федько;

    – настоятель Зосимо-Савватьевского храма села Коршик протоиерей Василий Зубрицкий;

    – настоятель Спасского собора города Кирова иерей Петр Машковцев;

    – руководитель Епархиального отдела социального служения, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Кирова иерей Георгий Неустроев;

    – настоятель Троицкого храма села Истобенск иерей Иоанн Шаповал;

    – настоятель Троицкого храма слободы Макарье иерей Владимир Путинцев;

    – настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова иерей Александр Коссов;

    – настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Горохово иерей Алексей Борисов;

    – настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы поселка Нижнеивкино иерей Николай Андреев;

    – клирик Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря города Кирова протодиакон Игорь Мельников;

    – клирик Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря города Кирова протодиакон Димитрий Мартынов.

    – главный бухгалтер Вятской Епархии инокиня Мария (Бычкова);

    – заведующая канцелярией Вятской Епархии Раиса Речкина;

    – казначей Успенского собора Трифонова монастыря Елена Блинова;

    – заведующая хозяйственной частью Великорецкого подворья Свято-Успенского Трифонова монастыря Ольга Федотова;

    – казначей Троицкой церкви села Кстинино Татьяна Колышницына;

    – казначей Екатерининского кафедрального собора Татьяна Шлепанова;

    – председатель приходского совета Свято-Серафимовского собора Ирина Гуцуляк;

    – заведующая сектором заочного отделения Вятского Духовного училища Елена Герасимова.

    Юбилейной медали в ознаменование 100-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви из рук митрополита Марка за создание Детско-юношеского центра, системную работу по духовно-нравственному воспитанию и за многолетнее сотрудничество с Вятской Епархией удостоена директор Детско-юношеского центра гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского города Кирова Альбина Покручина.

    Поздравляем духовенство, сотрудников Вятской Епархии и преподавателей Вятского Духовного училища с заслуженной наградой!

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

    В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

    Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

    Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Вятская епархия

    Учреждена в октябре 1657 г. с названием Вятская и Великопермская, с 16 октября 1799 г. — Вятская и Слободская, с октября 1918 г. — Вятская и Глазовская, с лета 1922 г. — Вятская и Слободская, с 27 декабря 1934 г. — Кировская и Слободская, с 21 апреля 1994 г. имеет современное название.

    Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 92) из состава епархии выделены Уржумская и Яранская епархии. Вятская епархия включена в состав Вятской митрополии.

    Кафедральный город — Киров (до 1781 г. Хлынов, в 1781-1934 гг. — Вятка).

    Епархия сегодня
    (по состоянию на октябрь 2019 года)

    Благочиния и благочинные

    • Вятское 1-е — протоиерей Димитрий Антонов
    • Вятское 2-е — иерей Михаил Казаковцев
    • Слободское — протоиерей Евгений Смирнов
    • Орловское — иеромонах Никодим (Полушкин)
    • Кирово-Чепецкое — иерей Михаил Казаковцев
    • Кукарское — иерей Николай Андреев
    • Нижнеивкинское — иерей Николай Андреев
    • Оричевское — протоиерей Николай Федько
    • Кстининское — иерей Алексий Киторога

    Количество приходов — 81.

    Клириков, в том числе монашествующих — 148.

    Епархиальные отделы

    • по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
      610021, г. Киров, ул. Воровского, 96; тел. (8332) 75-43-94; e-maileodm-vtk@yandex.ru
      руководитель — иерей Александр Коссов
    • по делам молодежи
      610047, г. Киров, ул. Луганская, 5; тел. (8332) 23-24-97, факс 24-00-39
      руководитель — протоиерей Сергий Ендальцев; заместитель — Алла Витальевна Карабанова
    • по социальному служению
      г. Киров, пр. Строителей, 23; тел. +7912 373-44-38; e-mail hr-vsezariza@yandex.ru
      руководитель — иерей Георгий Неустроев
    • миссионерский
      тел. +7922 975-33-55, e-mail missiavtk@gmail.com
      руководитель — иерей Петр Машковцев
    • по тюремному служению
      610018, г. Киров, ул. Проезжая, 27; тел. +7963 885-69-91; e-mail d_putinzev@mail.ru
      руководитель — иерей Владимир Путинцев
    • по взаимодействию с казачеством
      610000, г. Киров, ул. Казанская, 50; тел. (8332) 64-20-61
      руководитель — иерей Сергий Окуловский
    • межъепархиальная коллегия Вятской митрополии по взаимодействию с казачеством
      610021, г. Киров, пр-т Строителей, 21; тел. +7982 814-34-85; e-mail darovskoi-hram@yandex.ru
      руководитель — иерей Николай Бевз
    • религиозного образования и катехизации
      613100, г. Слободской, ул. Советская, 98; e-mail: otezevgenij@rambler.ru, otdelrove@mail.ru; тел./факс (83362) 4-15-34
      руководитель — протоиерей Евгений Смирнов
    • комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства
      610000, г. Киров, ул. Свободы, 70А; тел. (8332) 38-33-78
      председатель — Ольга Ильинична Устюжанина
    • комиссия по канонизации святых
      e-mail o_alexander@mail.ru
      председатель — протоиерей Александр Балыбердин
    • Пресс-служба
      610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4; e-mail eparhia_press@mail.ru; тел.: (8332) 64-82-78, +7922 993-87-28

    Монастыри и подворья

    • Успенский Трифонов
      610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4; тел. (8332) 32-25-49
      наместник — архимандрит Феодор (Рулев)
      • подворье Успенского Трифонова монастыря
        610000, Кировская область, г. Киров, ул. Горбачева, 4

    женские:

    • Преображенский
      610000, г. Киров, Динамовский проезд, 6; тел. (8332) 35-19-35; e-mail vyatka_monastir@mail.ru;сайт http://monast-vyatka.cerkov.ru
      настоятельница — игумения София (Розанова)
    • Христорождественский
      613150, Кировская область, г. Слободской, ул. Большевиков, 9; e-mail fdchkova@mail.ru; сайт http://hrism.ru/
      настоятельница — игумения Феодосия (Дьячкова)

    Образовательные учреждения

    • Вятское духовное училище
      610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4; тел. (8332) 38-58-19; e-mail vdschool@yandex.ru; сайт vdschool.ru

    Социальные учреждения

      Центр гуманитарной помощи (при отделе социального служения)
      г. Киров, ул. Герцена, 42Б; тел. +7912 330-52-01

    Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

    Главные вкладки

    Сведения приводятся по данным книги «Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года» (Вятка: тип. Маишеева: 1890)

    Для просмотра списков церквей и часовен выберите благочиннический округ

    Уезд, благочиниеСписок городов и сёл
    Город Вятка
    Городское благочиниеГород Вятка
    Вятский уезд
    1-й благочиннический округБахта, Бобино, Вяз, Загарье, Красное, Кстинино (Архангельское), Лубягино, Макарье, Медяна, Никульчино, Пасегово, Филейка
    2-й благочиннический округБерезник, Бурмакино, Верхобыстрица, Верхокуменское, Вожгалы, Вознесенское (Лутошкино), Ключевское (Быково), Кумена, Кырмыж, Нижне-Ивкино, Раменье, Рябиново, Рябово
    3-й благочиннический округВерхопросница (Кузики), Волма, Волчье-Троицкое (Волчевское), Каринка, Просница, Пыж, Ржаной-Полом, Селезенево, Усть Чепца, Филиппово, Чепецко-Ильинское
    Глазовский уезд
    1-й благочиннический округГород Глазов, Пудемский завод, Верх-Парзи (Чебершур), Дебы, Ежово, Елово, Люм (Лапугино), Понино, Пышкет, Святогорье (Торокан-село), Укан, Юкаменское, Ядгурецкое (Карасево)
    2-й благочиннический округЗалазнинский завод, Омутнинский завод, Песковский завод, Бельско-Троицкое, Верхокамье, Гордино (Сергино), Зюздино-Афанасьевское, Зюздино-Воскресенское (Бисерово), Зюздино-Георгиевское, Зюздино-Христорождественское (Савинцы), Красноглинье (Никольское)
    3-й благочиннический округБелое, Верхобельское, Верхокосинское (Караул), Верхосвятица (Ильинское), Верхосунье, Елгань, Лема, Малокоролевское (Короли), Сады, Святица, Ухтым
    4-й благочиннический округБалезино, Верхлып, Зура, Игра, Карсовай, Кулиги (Юсовское), Люк (Волково), Медма, Нововолковское (Лылымское), Полом, Пужмезь, Тортым, Юски, Ягошур (Юнда)
    5-й благочиннический округКокманский завод, Валамаз, Курья, Мартелово, Порез, Сардык, Святополье, Селеги, Сосновка (Оброчное), Уни, Ути, Уть-Сюмси
    Елабужский уезд
    Городское благочиниеГород Елабуга
    1-й благочиннический округАсаново, Верхне-Игринское, Гари, Голюшурма, Икское-Устье, Качка, Кураково, Лекарево (сельцо Стырово), Новогорское, Пьяный-Бор, Сарали, Татарские Челны, Тихогорское, Тихоново (Пустобаево)
    2-й благочиннический округБемышевский завод, Анзирка, Васильевское (Чекурча), Елово-Михаилово, Костенеево, Косьмо-Дамианское (Новые Сарали), Котловка, Крымская Слудка, Мещеряково (Рождественское), Покровское (Сентяк), Свиногорье, Танайка (Ново-Архангельское), Токмашка, Удалово, Умяк (Петропавловское)
    3-й благочиннический округАлександровское, Алнаши, Биляр, Больше-Пудгинское, Варзиатчи, Грахово, Ермолаево (Троицкое), Кырынды, Можга, Мушак, Поршур-Какси, Пужеуча, Русский Пычас, Троицкое (Кибья), Чекалда
    Котельнический уезд
    1-й благочиннический округГород Котельнич, Александровское, Ацвеж (Ачинское), Балахна (Ильинское), Верхокуринское (Греховское), Гостево, Екатерининское, Красногорье, Курино, Макарье, Молотниково, Покровское, Юма, Юрьево
    2-й благочиннический округАрбаж, Боровки, Васильково, Верхопижемье (Караванное), Верхотулье (Серяки), Вишкиль, Рои, Сорвижи, Чистополье, Шембеть (Смолино)
    3-й благочиннический округАрхангельское, Богородское, Богословское, Быстровское, Высокогорье, Ивановское, Николаевское, Прокопьевское (Машалевское), Рождественское (Чахловка), Семеновское, Троицкое
    4-й благочиннический округАлександровское (Вятско-Никольское), Верховонданское (Верхопрудское), Верхосеверное, Владимирское (Пиксур), Вонданка, Высоково (Сретенское), Даровское, Кобра, Круглыж (Матюги), Окатьево, Порели (Скортня), Спасское (Замоломское), Торопово (Лапушное)
    Малмыжский уезд
    1-й благочиннический округГород Малмыж, Аджим, Верхняя Слудка (Успенское), Вятские Поляны, Гоньба, Дерюшево, Кулыги, Новый Бурец, Ральники, Рожки, Савали, Старый Бурец, Суши, Усад, Цыпья, Черемисский-Малмыж
    2-й благочиннический округБольшая Кильмезь, Большая Уча, Большой Порек, Брызгалово, Вавож, Водзимонье, Воли-Пельга, Кизнерь, Константиновское (Стекольное), Муки-Какси, Старый Мултан, Токашур, Троицкое (Старая Кильмезь), Тыловыл-Пельга
    3-й благочиннический округЗон, Каменный Ключ, Копки, Мултан, Мушковай, Новые Зятцы, Селты, Старые Зятцы, Сюмси, Сямможга, Уватукли, Узи, Халды
    Нолинский уезд
    1-й благочиннический округГород Нолинск, Арское (Городиловское), Архангельское, Богословское (Ситемка), Ботыли (Ивановское), Бутырки, Васильевское (Вома), Колобово, Лобань, Митрофаново, Наймушино, Нема, Новоспасское (Швариха, Перелаз), Ситьма, Соколово, Сретенское (Хлюпино), Сырчан, Юртик
    2-й благочиннический округВерховойское (Ильинское), Ильинское, Курчум (Екатерининское), Кырчан, Ошлань, Рождественское, Талоключинское (Богородское), Хороши, Чигиринь
    3-й благочиннический округВерхоишеть, Верхосунье, Зыково (Луговское), Ишеть, Кузнецовское, Нестино, Ошеть, Суна, Татаурово, Экономическо-Лудянское (Монастырское), Ясашно-Лудянское
    Орловский уезд
    Городское благочиниеГород Орлов
    1-й благочиннический округБыстрица, Истобенское, Камешница, Колково, Пищалье, Подрелье, Пустоши, Русаново, Талица, Тохтино, Шалегово
    2-й благочиннический округБелоезерье (Пинюги), Березово, Боровица, Великая Река, Верховино, Верходворье, Верхораменье, Горохово, Кленовица, Монастырское, Полом, Пышак, Слудка, Соловецкое, Чудиново
    3-й благочиннический округАдышево, Верхолипово, Верхошижемье, Воскресенское, Желтопесковское, Зашижемье (Казенное), Илгань, Касино, Коршик, Косьмодамианское, Средне-Ивкино, Суводи
    Сарапульский уезд
    Городское благочиниеГород Сарапул
    1-й благочиннический округАрзамасцево, Большие Калмаши, Вятское (Мошкары), Галаново, Каракулино, Колесниково, Кулешово, Мазунино, Мостовое , Новопоселенное (Коростино), Пермяково, Тарасово, Чеганда
    2-й благочиннический округБураново, Выезд, Данилово, Ильдибаиха, Киасово, Кигбаево, Козлово, Косьмодамианское (Бабиха), Нечкино, Чекалка, Яромаска
    3-й благочиннический округВоткинский завод, Ижевский завод, Бодья, Больше-Норьинское, Гольяны, Завьялово, Июльское, Кекоран, Люк, Николаевское, Нылга Вамья (Кыйлуд), Нылги-Жикья, Паздеры, Пурга, Юски
    4-й благочиннический округБольшая Пурга, Дебесы, Кельчино, Нижний Лып, Петропавловское (Дурыманы), Полозово, Сива, Сосновка, Тойкино, Тыловай, Христорождественское (Зюзино), Чутырь, Шаркан
    Слободской уезд
    Городское благочиниеГород Слободской, Волково, Подчуршинское (Пречистое-Успенское), Спасо-Подчуршино
    1-й благочиннический округВагино, Лекма, Совье, Трехключинское (Анкушино), Холунополомское (Холуново), Шестаково (Георгиевское)
    2-й благочиннический округБерезино, Заозерница, Исаковка, Коса, Мудрово, Мухино, Низево, Поджерново, Полынка, Сезенево, Суна, Хмелевка
    3-й благочиннический округКлимковский завод, Вохма, Елево (Петропавловское), Закаринка, Игумново, Кинчино, Круглово, Пантыл, Прокопьево, Роговское (Павловский завод) , Холуницко-Ильинское, Холуницкий завод, Чернохолуницкий завод
    4-й благочиннический округВобловица (Полом), Заево, Иванцово (Соловецкое), Мулино, Нагорское (Рождественское), Синеглинье (Синегорье), Сырьянское, Холуницкое (Троицкое)
    5-й благочиннический округКирсинский завод, Великополье, Волосница, Гидаево, Екатерининское (Верховятское), Кай, Кичаново, Лоино, Пушейское
    Уржумский уезд
    1-й благочиннический округБуйский завод (Сюба), Верхне-Шурминский завод, Город Уржум, Ашлань, Больше-Ройское, Буйско-Архангельское, Косьмодамианское, Лопьял (Богоявленское), Петровское, Пустополье, Рождественское, Цепочкино, Шурминский завод
    2-й благочиннический округБайса, Ветошкино, Казанское, Кичма, Красноярское, Кузнецово, Кукнур, Лаж (Филиппово), Лебяжье, Мелянда, Окунево
    3-й благочиннический округВерхоушнур, Куракино (Матайрод), Марисола (Ономоркинское), Новый Торьял, Русские Шои, Салтак-Ял, Сернур (Макаровское), Старый Торьял, Токтай-Беляк, Толмань (Масканур), Тумьюмучаш, Юледур
    4-й благочиннический округБилямор, Елеево (Верхо-Буйское или Большая Пумарь), Зашижемье (Табачное), Илеть, Косолапово, Куршаково (Табачное), Мамсинерь (Куюк), Манылово (Чемезы), Решетниково, Хлебниково (Просека), Черемисский-Турек, Шора (Ральники-Ульяновский завод)
    Яранский уезд
    Городское благочиниеГород Яранск
    1-й благочиннический округГород Царевосанчурск, Великоречье, Галицкое, Городище (Успенское), Ихта, Кувшинское, Люмпанур, Мусерское (Кугунур), Нежнур, Роженцово, Соболево, Тамаково (Матвинур)
    2-й благочиннический округДеревня Лядовская, Атары, Жерновогорское, Ижевское, Ильинское, Ишлык, Колобово, Колянур, Липово, Мокино, Муша, Николаевское, Соломино, Слобода Кукарка
    3-й благочиннический округБольшешешурга, Верхоижское (Никулята), Войское (Никольское), Зыково (Кутузово), Ижмаринское (Сретенское), Ломовское (Предтеченское), Макарье, Михайловское (Янгурашки), Новотроицкое (Высоково), Ныр, Пачи, Пижанка, Пижемское (Воскресенское), Пиштань (Никольское), Сосновка (Сердеж), Шошма (Рождественское)
    4-й благочиннический округВеликополье (Ернур), Косьмодамианское (Орша), Красное (Красная речка), Кугушерга, Кучки, Лумское, Люперсольское (Кужмарь), Оршанка, Пектубаево, Салабеляк, Упша, Уртминское (Клочки, Дубники), Шулка
    5-й благочиннический округАлександровское, Большерудкинское, Большеустинское, Кикнур (Ошминское), Кокшага, Краи, Кундыш (Корляки), Макарье, Падерино, Улеш, Шапта, Шаранга
    Единоверческие церкви
    Благочиние единоверческих церквей Вятской епархииОмутнинский завод

    Церковные приходы

    Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

    ПЕРВОЕ ВЯТСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

    Благочинный – протоиерей Дмитрий Антонов

    Приход Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря

    Настоятель – митрополит Марк. Наместник монастыря архимандрит Федор (РУЛЕВ)

    610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4.
    Тел.: 8 (8332) 322-546, 322-549
    сайт: http://uspenskysobor.ru/

    Приход Свято-Серафимовского собора г. Кирова

    Настоятель – митрополит Марк. Ключарь протоиерей Сергий СИЗИХИН

    610002, г. Киров, Урицкого, 25.
    Тел.: 8 (8332) 676-744
    сайт: serafimovskiy.cerkov.ru

    Приход Спасского собора г. Кирова

    Настоятель – иерей Петр МАШКОВЦЕВ

    610000, г. Киров, ул. Казанская, 50.
    Тел.: 8 (8332) 642-061
    сайт: spasskysobor.ru

    Приход церкви Иоанна Предтечи г. Кирова

    Настоятель – протоиерей Константин ВАРСЕГОВ

    610002, г. Киров, ул. Свободы, 54-д.
    Тел.: 8 (8332) 650-361
    сайт: hram-predtecha.ru

    Спасо-Преображенский женский монастырь

    Настоятель – Настоятельница игумения София (Розанова)

    г. Киров, Динамовский проезд, 6.
    Настоятельница игуменья София (Розанова). Клирики храма в честь Преображения Господня протоиерей Дмитрий Кириллов, протоиерей Андрей Лебедев, иерей Алексей Борисов.
    сайт: monast-vyatka.cerkov.ru

    Приход церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Кирова

    Настоятель – иерей Виталий ЛАПШИН

    610050, г. Киров, бульвар Ломоносова, 1
    Тел.: 8 (8332) 537-602
    сайт: vytkahram-sofia.ru

    Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Кирова (Вятка)

    Настоятель – иерей Виталий ЛАПШИН

    610035, г. Киров, ул. Ивана Попова, 85
    сайт: vytkahram-sofia.ru

    Приход храма святителя Николая г. Кирова

    Настоятель – протоиерей Сергий МАРТЫНОВ

    610040, г. Киров, ул. 60-лет ВЛКСМ, 10.
    сайт: svyatitel-nikolay-dsk.ru

    Приход Троицкой церкви г. Кирова

    Настоятель – иерей Владимир ПУТИНЦЕВ

    610018, г. Киров, ул. Проезжая, 27.
    Тел.: 8 (8332) 402-039
    сайт: thram-m.ru

    Приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы г. Кирова

    Настоятель – иерей Андрей МАТАНЦЕВ

    610018, г. Киров, Новомакарьевское кладбище, церковь

    Приход церкви в честь иконы Божией Матери Феодоровская г. Кирова

    Настоятель – иерей Игорь ШИЛЯЕВ

    610000, г. Киров, ул. Набережная Грина, 7.
    Тел.: 8 (8332) 385-588
    сайт: feodhram.ru

    Приход Царево-Константиновской (Знаменской) церкви г. Кирова

    Настоятель – протоиерей Димитрий АНТОНОВ

    610000, г. Киров, ул. Свободы, 70-а
    Тел.: 8 (8332) 46-77-79
    Тел. приходской библиотеки: 8 (8332) 38-33-78

    Приход церкви святой великомученицы Екатерины г. Кирова

    Настоятель – протоиерей Сергий ГОМАЮНОВ

    610000, г. Киров, ул. Московская, 35
    сайт: agios.kirov.ru

    Приход церкви великомученика и целителя Пантелеимона г. Кирова

    Настоятель – иерей Александр КОССОВ

    610021, г. Киров, ул. Воровского, 96.
    Тел.: 8(8332) 445-005
    сайт: panteleimon-vyatka.ru

    Приход церкви «Всех скорбящих Радость» г. Кирова

    Настоятель – протоиерей Сергий ЕНДАЛЬЦЕВ

    610047, г. Киров, ул. Луганская, 5А
    Тел.: 8 (8332) 232-497, 240-039
    сайт: vsr-vtk.ru

    Приход Михаило-Архангельской церкви Нововятского района г. Кирова

    Настоятель – протоиерей Олег ФИЛИМОНОВ

    610008, г. Киров, Нововятский район, слобода Соломинцы, ул. Мичурина, 22
    Тел.: 8 (8332) 431-200
    сайт: arhangelmih.cerkov.ru

    Приход святого блаженного Прокопия Вятского г. Кирова

    Настоятель – иерей Олег БАЛЕЗИН

    610008, г. Киров, ул. Трактовая, 2б (слобода Сошени)
    Тел.: 8 (8332) 757-809.

    Приход церкви священномученика Михаила пресвитера г. Кирова

    Настоятель – иерей Андрей ПЕТРОВ

    610000, г. Киров, Лобановское кладбище

    Приход Ильинской церкви г. Кирова

    Настоятель – иерей Сергий ЖЕРНАКОВ

    610006, г. Киров, ул. Лепсе, 4/1.
    Тел.: 8 (8332) 585-157
    сайт: iliyvytka.cerkov.ru

    Приход храма в честь Сорока мучеников Севастийских

    Настоятель – иерей Сергий ВДОВИН

    г. Киров, ул. Рудницкого, 70А.

    Приход церкви в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Кирова

    Настоятель – иерей Георгий НЕУСТРОЕВ

    610002, г. Киров, пр. Строителей, 23.

    Епархиальный Архиерей
    Митрополит Вятский и Слободской Марк

    Подробнее document.write(‘ ‘); print_header(); // вывести заголовок дня document.write(‘

    ‘); // пустая строка print_day(); // вывести календарь на сегодня Четверг,
    5 июля 2012 года

    (22 июня ст.ст.). Седмица 5-я по Пятидесятнице. Петров пост. Пища с растительным маслом. Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского. Сщмч. Геннадия пресвитера. Сщмчч. Феодора и Гавриила диаконов. Мчч. Зинона и Зины. Мчч. Галактиона и Иулиании. Свт. Григория, митр. Валашского. Рим., 118 зач., XV, 17-29. Мф., 49 зач., XII, 46 – XIII, 3.

    Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

    Войти

    Ликбез. Вятская губерния. Монастыри и церкви, духовенство.

    2. Много ли в Вятской губернии было монастырей и монахов?

    Православных христиан в Вятской губернии в 1909 году числилось 3 210 162 человека – значительное большинство населения губернии (прим. 1). Монастырей на Вятской земле тогда же было 6 мужских и 7 женских. В 1909 году в них числилось: в мужских – 75 монашествующих, в женских – 132. К примеру, в самой известной обители нашего края – Трифоновом монастыре – в 1909 году жило 11 монахов и 7 послушников. Славившийся в старину своими богатствами, Трифонов монастырь к началу ХХ века стал обыкновенной скромной обителью. Главными источниками его дохода кроме народных пожертвований были: крестные ходы по губернии с почитаемыми иконами, сдача монастырских построек под квартиры горожанам и продажа участков на монастырском кладбище. В старинном Спасском мужском монастыре города Орлова в 1909 году жило 7 монахов и 9 послушников, в Крестовоздвиженском мужском монастыре города Слободского – 11 монахов и 5 послушников (2). В целом же по Вятской епархии на 1 человека в монашеском чине приходилось 15 500 православных жителей губернии. В течение 1909 года монашеский постриг в вятских монастырях приняли 3 человека, все – из крестьян. То есть, как и в любое иное время, монашество в начале ХХ века было редкостью и уделом единиц. При том значительная часть иноков и инокинь были выходцами из крестьянского сословия, то есть наши монастыри были по сути и по духу не правительственными и уж никак не дворянскими, а сугубо народными учреждениями.
    В 1760-е годы (при Екатерине II) монастырские и церковные земли были отобраны в казну (манифест “О разделении духовных имений. “). Большинство российских монастырей, в том числе и на Вятской земле, были закрыты. Но даже те старинные монастыри (действовавшие до манифеста Екатерины II) были в основном бедными. При открытии Вятской епархии на содержание епископа был отдан среди прочего Предтеченский монастырь города Котельнича. Судя по “Отказной книге 1658 года. “, этот монастырь был почти нищим: “Ничтожное количество икон, также и книг, крашеный престол, медный потир, оловянные блюда, ризы и прочие одежды – все ветхие, столб вместо колокольни с маленькими колоколами. “ (3).
    К 1909 году 3 из 6 вятских мужских монастырей и 5 из 7 женских были новыми, созданными по народной инициативе в конце ХIХ – начале ХХ веков. Все эти новые монастыри не имели государственной поддержки (в отличие от старинных обителей). У новых монастырей не было ни древних святынь (почитаемых икон, мощей или могил праведников), ни славной истории. Однако, именно эти монастыри пользовались наибольшим почитанием народа. Содержались эти монастыри на народные пожертвования и за счет подсобного хозяйства (гостиниц, мастерских, ферм, пасек, мельниц). Вот, к примеру, описание Александро-Невского Филейского монастыря близ города Вятки в том же 1909 году: “Монастырь поражает деловитостью, хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменной стеной, в ограде два каменных корпуса, два храма и несколько деревянных домов. За оградой в приличном расстоянии от нее находятся две громадные гостиницы для богомольцев с отдельными довольно чистыми номерами; за ними также на довольно значительном расстоянии мельница и скотный двор. С западной стороны от ограды воздвигается постройка нового собора. Аромат леса и какая-то необычная для населенного места тишина придают особеную прелесть месту. Замечательно, что плата за помещение в номере и за услуги не принимается гостинниками на руки: богомольцы, каждый по своему усердию могут опускать в висящие тут железные кружки. От вознаграждения лично им гостинники также настойчиво и искренно отказываются. “ (4). Как видно, этот молодой в то время монастырь представлял из себя образцовое хозяйство. Все насельники должны были старательно трудиться, чтобы содержать монастырское хозяйство в лучшем виде.


    Филейский Александро-Невский мужской монастырь вблизи г. Вятки. Литография начала ХХ века.

    3. Много ли в Вятской губернии было церквей и священников?

    В 1806 году обер-прокурором Св.Синода были затребованы из Вятской епархии сведения о числе церквей и причта, о количестве церковной земли по приходам, о наличии домов для причта, о количестве прихожан, о доходе причта. Вятский епископ Гедеон (1805-1817) предоставил в Синод список всех приходов с перечислением всех просимых сведений. По переписи 1808 года в Вятской губернии насчитывалось 467 551 человек мужского пола (границы епархии были одинаковы с губернскими), стало быть общее население было близко к 1 млн. человек. В 1806 году в Вятской епархии насчитывалось 18 соборов и 320 церквей. В городе Вятке было 8 церквей, в Вятской округе (уезде) – 32 церкви. По своему составу приходы были неравномерны, от 600 прихожан обоего пола (в старинных городах) до 7 000. Были приходы очень многолюдные: приход Дмитриевской церкви Воткинского завода насчитывал до 10 700 прихожан, приход села Кичмы – до 9 300 душ обоего пола. В епархии было 14 протоиереев, 1 ключарь, 549 священников, 1 протодьякон, 336 дьяконов, 557 дьячков и 559 пономарей, 34 сторожа и звонаря, 24 певчих (при кафедральном соборе). Всего же 2079 человек – на миллион населения (5).

    В 1909 году в Вятской епархии было 839 церквей (+ 27 монастырских), 705 часовен и молитвенных домов. Население губернии за сто лет ( с 1808 года) выросло почти в 4 раза (3 747 000 чел.), при том церквей стало больше в 2,5 раза. В 1909 году в православных храмах служило 1 256 священников, 597 дьяконов и 916 псаломщиков, певчих и сторожей (6). Вроде бы, на первый взгляд – очень много, но давайте разберемся в деталях. 1 256 священников – на 3 миллиона православных. Духовенство всех религий с семьями ( т. е. духовное сословие) по переписи 1897 года составляло 0,45% от населения Вятской губернии (7). Половина приходских церквей епархии были одноклирными – 362 из 659, то есть в них служили 1 священник и 1 пономарь. Таким образом, на одну церковь в Вятской епархии в среднем приходилось 3 700 прихожан, на одного священника – 2 500. Как и прежде, в епархии были и очень многолюдные приходы. В целом по Российской Империи положение было примерно таким же. В те же годы в Италии, где проживало 33 млн. человек (подавляющее большинство итальянцев – католики), было почти 69 тысяч католических священников, то есть 1 священник – на 500 человек.
    В уездах Вятской губернии, особенно северных, некоторые деревни отстояли от ближайшей церкви на 30 и даже на 50 верст. Поездка в церковь для некоторых крестьян была большим и редким событием, однажды или два-три раза в году. При многолюдных приходах большинство сельских церквей епархии были бедными и никаких сокровищ не имели. “Вспоминаются ряды сельских церквей: тусклая позолота, убогенькие подсвечники, разорванные минеи, глазетовые ризы, скудные библиотеки, жалкие колокола. Так скажут про большинство церквей “ (8). Почти треть церквей и значительная часть часовен были деревянными, хотя замена деревянных храмов каменными шла уже более 200 лет, с начала XVIII века. При том статистика указывает и приоритеты в строительстве, сложившиеся к концу ХIХ века: к примеру, в 1896 году губернским строительным отделением было утверждено проектов на постройку: 5 церквей, 5 часовен и 3 мечетей, 30 школ, 8 больниц, 15 волостных правлений и 25 других разного рода зданий (9). Как видно, одних только школьных зданий в губернии в 1896 году было начато в постройке в шесть раз больше, чем церквей.

    4. Участие духовенства в деле народного просвещения.

    Существует мнение, что православное духовенство само было непросвещенным и противилось всякому просвещению среди народа. Однако на самом деле всё было ровно наоборот. Первым учебным заведением Вятского края была открытая еще при Петре Великом славяно-латинская школа, преобразованная позднее в Вятскую духовную семинарию. Это учебное заведение можно по праву назвать первым вятским университетом – столько знаменитых ученых во всех областях знания вышло из числа его выпускников. Множество врачей, учителей, земских деятелей, чиновников были выходцами из духовного сословия.
    Со времени открытия славяно-латинской школы в Вятской епархии духовный сан принимали как правило образованные кандидаты. Позднее стало обязательным, чтобы священнослужителями становились только выпускники духовной семинарии, а церковнослужителями – выпускники духовных училищ.
    В начале ХХ века епархиальные съезды вятского духовенства неоднократно высказывались за коренную реформу духовных школ. По мнению вятских священников учебную программу духовных семинарий следовало изменить в сторону более широкого общеобразовательного характера, наравне с гимназиями. Для специального же богословского образования предлагалось открыть дополнительные богословские курсы (годичные), куда могли бы поступать те, кто уже осознанно видел своим призванием священническое служение. Таким образом, само духовенство видело будущее духовной семинарии в виде обычного среднего учебного заведения с преобладанием светских предметов (математики, истории, географии, иностранных языков). Если разобраться – очень разумное пожелание. Невозможно отроку 10-ти лет или даже юноше 15 лет от роду с полной уверенностью сказать, желает ли он непременно стать священником или ему лучше все-таки заняться другим делом.
    Во второй половине XIX века все чаще в российском обществе поднимается вопрос о всеобщем начальном образовании. Грамотный крестьянин имел куда больше возможностей для успешного ведения своего хозяйства. Императорской армии были нужны грамотные призывники. Вместе с тем, период террора “Народной Воли” и пропаганды революционных идей (“хождение в народ”) заставил правительство обратить более пристальное внимание на организацию народных школ. Церковно-приходские школы в России открывались и ранее, но 1880-е и 1890-е годы стали временем их наибольшего развития. По замыслу правительства церковно-приходские школы, наравне с школами земскими, должны были стать основой народного образования. В каждом селе была церковь, где служил священник, имевший среднее образование. Как правило, и жена священника имела диплом епархиального женского училища. Таким образом, священник и его супруга были уже готовыми учителями начальных школ. Специально для этой цели с 1884 года в Вятке при духовной семинарии и женском епархиальном училище существовали образцовые начальные школы, где учащиеся старших классов занимались педагогической практикой. Как правило, крестьяне доверяли своему священнику и охотно отправляли своих детей в церковную школу. В 1884 году были изданы “Правила о церковно-приходских школах”, по которым непосредственное руководство такой школой возлагалось на приходского священника, а общее руководство школами – на епархиального архиерея. Преподавателями церковных школ могли быть и светские лица, имевшие звание учителя, но предпочтение отдавалось выпускникам духовных семинарий и женских епархиальных училищ. Школы по возможности могли быть как одноклассными (с двухлетним курсом обучения), так и двухклассными (с курсом 4 года).


    Вятка. Здание церковно-приходской школы при храме Иоанна Предтечи, построено в 1901-1903 гг.

    Другой приметой того времени были школы грамоты – учебные заведения самого простого типа. Священник собирал группу прихожан, детей или даже взрослых, и обучал их (чаще всего у себя на дому) чтению, письму и счету. Некоторые священники шли дальше: они поручали самым талантливым ученикам обучать своих родственников и односельчан. Некоторые священники в этом деле достигали поразительных успехов, за несколько лет успевая обучить грамоте и счету почти весь приход.
    За четверть века, к 1909 году православным духовенством в Вятской губернии было открыто 905 школ: 799 церковно-приходских и школ грамоты, 57 миссионерских, 49 школ братства св. Николая. В церковных школах края в 1909 году было 40 184 учащихся, в основном – крестьянских детей (10). Многие крестьяне, особенно среди нерусских народностей, имели возможность получить начальное образование только в церковно-приходских и миссионерских школах.
    Немалую услугу в деле народного просвещения оказывали проводимые по инициативе священников народные чтения. После воскресной службы священник или сельский учитель собирали крестьян в подходящем помещении (в школе или своем доме), брали книгу и читали вслух, а затем чтение переходило в беседу. В начале ХХ века такие чтения часто сопровождались демонстрацией “туманных картин” с помощью “волшебного фонаря” (диапроектора того времени). Со временем такие чтения часто обращались в воскресные школы с преподаванием общеобразовательных предметов.


    Н. П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895 год.

    При многих церквах священники открывали библиотеки для народа. Одной из трех значительных общедоступных библиотек в Вятке в начале ХХ века была епархиальная библиотека-читальня. К примеру, в 1908 году епархиальную библиотеку посетило 15 337 человек, им было выдано 28 617 книг (11). Вот как описывается епархиальная библиотека в Памятной книжке Вятской губернии на 1906 год: “За 1904 год в библиотеку поступило 720 названий в 537 томах, в том числе пожертвовано 135 томов. Всего состояло 5 815 названий в 8 158 томах; выписывалось 20 духовных, 21 светский журнал и 7 газет; имеются 33 альбома и 283 отдельных снимка церквей епархии и др.; подписчиков 566, из них 415 составляют учащиеся разных учебных заведений; книг выдано 20 312, более прошлого года на 4 579, на каждого читателя до 36 книг; читальню посетили 13 128 человек, более прошлого года на 4 862; на содержание библиотеки поступило 2 257 руб. 17 коп., в том числе 17 почетных членов дали 950 рублей и до 23 благочиний вступили в члены библиотеки; священник В. Тихоницкий устроил для библиотеки электрическое освещение за свой счет. Эти цифры показывают, между прочим, что духовенство идет навстречу потребности к чтению, в особенности для учащихся, при том – всех без различия учебных заведений. При библиотеке начинает образовываться нечто вроде музея или древлехранилища: есть несколько интересных коллекций и много альбомов” (12).


    Вятка. В читальном зале епархиальной библиотеки. Фото начала ХХ века.

    Вместе с сельскими врачами и учителями священники старались искоренить дремучие крестьянские суеверия. Больницы и правильная медицина часто были для крестьян непривычным и страшным новшеством, а многочисленные знахари старались поддерживать суеверие, что врачи “не лечат, а калечат”. Часто именно священники своим авторитетом убеждали крестьян обращаться в больницы к врачам, а не заниматься знахарством. Священники убеждали своих прихожан не противиться прививкам, звать на роды акушерку, а не бабку-знахарку. Во время эпидемий и эпизоотий священники уговаривали крестьян не противиться действиям санитарных отрядов, а напротив – помогать им и исполнять все их указания.
    В силу исторически сложившихся обычаев священнослужитель являлся непосредственным участником во всех наиболее важных случаях в жизни крестьянина. Ни радость, ни горе в каждой семье не обходились без священника. Как духовники и наставники своих прихожан священники имели на них громадное влияние. Если где-то закрывались кабаки, меньше становилось преступлений, если появлялись зажиточные хозяева и хорошо устроенная сельская школа, то почти всегда это было заслугой доброго священника. К примеру в составе комитетов о народной трезвости Вятской губернии в 1902 году первое место принадлежало духовенству – 198 человек (13).
    Сельские священники по образу жизни мало чем отличались от крестьян. Они обрабатывали церковную землю, держали домашний скот, разводили пчел. Это еще больше сближало сельских пастырей с крестьянством. Священники часто становились первыми пропагандистами рациональных методов ведения хозяйства. Прослуживший 30 лет в церкви села Сернур Уржумского уезда священник Епифаний Саввич Гусев (1791-1872) завел большую пасеку. Он придумал рамочные улья особой конструкции и собственный метод искусственного вывода пчелиных маток. Епифаний Гусев участвовал в сельскохозяйственных выставках в Вятке и Петербурге, имел множество наград, являлся почетным членом нескольких научных обществ. За беспорочное служение престолу он был назначен благочинным своего округа, среди прихожан отец Епифаний имел непререкаемый авторитет. По его примеру и крестьяне окрестных сел стали заводить свои пасеки. Наследники отца Епифания передали пасеку опытной сельскохозяйственной ферме, которая получила название Епифаньевской (14). Епифаньевскую ферму упоминает в своих воспоминаниях поэт Николай Заболоцкий, детские годы которого прошли в селе Сернур.


    Петр Коровин. Крестины. 1896 год.
    ———-
    Примечания.
    1. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 81
    2. Там же. С. 86.
    3. Там же. С. 24.
    4. Вятские епархиальные ведомости. 1909, № 21.
    5. Вятские епархиальные ведомости. 1907, № 45. П. Луппов. Вятская епархия сто лет тому назад (статистическая справка).
    6. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 83.
    7. Первая всероссийская перепись населения Российской Империи. Под редакцией Н.А. Тройницкого. Выпуск 8. Процентное распределение наличного населения Империи обоего пола по группам занятий. С-Пб., 1905. С. 6.
    8. Вятские епархиальные ведомости. 1908. № 8. С. 220.
    9. Календарь и Памятная книжка Вятской губернии на 1898 год. Вятка, 1898. С. 50
    10. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 88.
    11. Там же. С. 118.
    12. Памятная книжка Вятской губернии на 1906 год. Вятка, 1906. Ч.2. С. 197.
    13. Памятная книжка Вятской губернии на 1904 год. Вятка, 1904. Ч.1. С. 120.
    14. Вятский край. – №089, 2014 год.

    Читайте также:  Евгений Попиченко: биография, проповеди и труды, семья
Ссылка на основную публикацию