Высоко-Петровский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Высокопетровский монастырь в Москве

Высокопетровский монастырь.

Адрес Высокопетровского монастыря: 127051, г. Москва, ул. Петровка, 28/2 (м. «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская», «Трубная»).
Телефоны Высокопетровского монастыря: (495) 694-64-37 канцелярия; (495) 624-34-81 церковная лавка.
Сайт Высоко-Петровского монастыря: http://obitelpetrova.ru
Буклет «Высоко-Петровский мужской монастырь»
План Высоко-Петровского монастыря.

Монастырь был основан в селе Высоком в XIV в. во имя апостолов Петра и Павла (как полагают исследователи, не позже 1330-х гг., при жизни митрополита Петра). Основание обители приписывается вел. князю Иоанну Калите, который устроил здесь церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери (по другим сведениям Иоанн Калита освятил храм в честь свт. Петра, митр. Московского и переименовал монастырь в Петровский, а Дмитрий Донской построил храм в честь иконы Божией Матери “Боголюбская”), ставшей затем основным храмом монастыря. Сама же обитель строилась при Дмитрии Донском, после его возвращения с Куликовской битвы. Первым игуменом монастыря был Иоанн, известный тем, что установил в Москве монашеское общежитие. В 1377 г. настоятель, архимандрит Иоанн, сопровождал в Константинополь Митяя (Михаила), избранного в митрополиты. Высокопетровский монастырь защищал Москву с севера, входя в северное полукольцо монастырей-крепостей (Страстной, Никитский, Рождественский, Сретенский и Ивановский).

В 1505 г. обитель была перестроена великим князем Василием III и названа Петровской в честь св. митрополита Московского Петра, мощи которого были перед тем обретены.

Окончательное устроение обители произошло при царе Петре Великом, который в 1690 году велел соорудить новый каменный храм вместо деревянного над гробами его убитых дядей Нарышкиных и устроил третий храм во имя преподобного Сергия Радонежского Тогда же была возведена колокольня с кельями, а монастырь обнесен стенами. В 1764 г. монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 г. стал епархиальным.

В 1680-1690-х гг. монастырь был отстроен заново на средства государственной казны и бояр Нарышкиных, и прежде всего матери Петра I, Натальи Кирилловны, братья которой, Иван и Афанасий, убитые стрельцами во время бунта 1682 г., были здесь похоронены. На территории монастыря находились:


храм Петра Митрополита (1514-1517 гг., зодчий Алевиз Новый);

собор во имя иконы Божией Матери “Боголюбская” (1684 г.);

трапезная с храмом прп. Сергия (1690 г.; трапезный храм монастыря являлся также зимним соборным храмом, построенным по указанию Петра I);

многоярусная надвратная колокольня с храмом Покрова Пресвятой Богородицы (1694 г.);

храм во имя иконы Божией Матери “Толгская” (1744-1750 гг., архитектор И.Ф. Мичурин);

надвратный храм прп. Пахомия (1753-1755 гг., в 1914 г. храм переосвящен в честь апп. Петра и Павла);

братские кельи с палатами Нарышкиных (1690 г.).

В монастырских зданиях до 1903 г. помещалась Епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения.

После 1917 г. монастырь служил местопребыванием архиереев, лишенных кафедр по настоянию властей, а также тех из них, кто только что вернулся из ссылки и не получил еще нового назначения.

Обитель была упразднена в 1926 г. Однако некоторые церкви были закрыты ранее (как Сергиевская в 1921 г.), а другие – позднее (Боголюбская действовала как приходская до 1927 г.). Позднее, в 1928 г., упразднена была Казанская часовня у Святых ворот. Последний храм был закрыт в марте-апреле 1929 г.

После революции палаты Высокопетровского монастыря приспосабливались под шляпную мастерскую и чайную Общества помощи инвалидам.

Образ Божией Матери “Толгская”, хранившийся в Толгской церкви, был написан в 1744 Г.И. Андреевым. Ныне он находится в Историческом музее. В Высокопетровский монастырь из царской казны в конце XVII в. был передан портрет Патриарха Никона в рост, который, как предполагают, был исполнен живописцем Оружейной палаты И. Безминым около 1683 г. Портрет помимо чисто иконографического интереса заслуживает внимания как один из ранних однофигурных портретов в рост в русском искусстве. Он также находится в Историческом музее.

Трапезная церковь была окружена открытой галереей на аркадах, которая соединяла ее с корпусом келий (1690 г.). Такая же галерея окружала и Боголюбский собор. Аркады шли и с внутренней стороны западной и восточной стен монастыря. Таким образом, квадратный монастырский двор оказывался со всех сторон оформлен аркадами. С 1950-х гг. началась реставрация монастыря.

Настоятельский дом XVII в., что к северу от колокольни по ул. Петровка, был построен в 1688 г., перестроен в первой четверти XVIII в. Прежде здесь, за монастырской оградой, находились деревянные богадельни. В 1688 г. вместо них был возведен двухэтажный жилой корпус. Первоначально второй этаж был деревянным, он сгорел в пожаре 1712 г., но в 1740-х гг. был возобновлен уже в кирпиче.

Монастырь ремонтировался и после 1917 г. с изменением обработки фасада. Позже он был занят Фондом культуры РСФСР.

Братские кельи (1690 г.) с палатами Нарышкиных (середина XVII в.) по Петровке и Крапивенскому пер. расположены к западу от Сергиевской церкви, с трапезной которой соединены переходом. Братские кельи Высокопетровского монастыря – одно из крупнейших жилых зданий Москвы конца XVII в. Внутри них ныне находится Государственный литературный музей.

Между келиями-палатами Нарышкиных и колокольней находится 3-х этажное здание келий XIX в., которое было занято районным отделом здравоохранения Свердловского райсовета. В юго-восточном углу – одноэтажное здание монастырских служб 1690-х гг.

Монастырские стены сохранились частично с запада по Петровке (два прясла по сторонам Толского храма), частично с юга по Крапивенскому пер. и с востока. Построены они в конце XVII в.

Внутри монастырского двора расположены упомянутые выше монастырские службы (конюшни). Здания монастыря были заняты различными учреждениями, в том числе Государственным академическим хореографическим ансамблем “Березка”.

В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Богослужения возобновлены в 1992 г. Монастырь ныне является Патриаршим подворьем.

Богослужение: во вторник и четверг – вечерня в 17 час., в среду, субботу, воскресные и праздничные дни – Литургия в 9 час. (исповедь в 8 час.), накануне – всенощное бдение в 17 час., в понедельник – акафист прп. Сергию Радонежскому в 16 час. В храме Покрова Пресвятой Богородицы в пятницу – акафист Покрову Пресвятой Богородицы в 16 час. В храме свт. Петра, митрополита Московского, в четверг – акафист Свт. Петру в 16 час.

При Отделе религиозного образования созданы: Российский Православный институт св. Иоанна Богослова, курсы законоучитилей, иконописцев, регентов и церковных певчих. Действует издательство “Просветитель”. При монастыре проводятся экскурсии, работает церковная лавка.


Собор Иконы Божией Матери Боголюбская.

Собор Иконы Божией Матери Боголюбская.

Купола Боголюбского собора.

Монастырские корпуса.

Ящик для пожертвований.

Собор святителя Петра Митрополита

Вход в собор святителя Петра Митрополита.

Галереи храма преподобного Сергия Радонежского.

Галереи храма преподобного Сергия Радонежского.

Входные ворота в основании колокольни.

Звонница.
Неподалеку от Высоко-Петровского монастыря находится памятник В.С. Высоцкому. Памятник расположен на площади Петровские ворота (ул. Петровка, д. 32).

Памятник Владимиру Высоцкому был установлен 25 июля 1995 года, в день 15-летия со дня его смерти по эскизу, созданному еще в годы его жизни, в 1979 г.

Памятник В.С. Высоцкому в Москве

Высоко-Петровский монастырь

Фото Высоко-Петровского монастыря

Время: 07:00 – 19:00 (ежедневно)..

Высоко-Петровский монастырь – Москва, улица Петровка, 28с2

Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

История монастыря

Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна. Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю. Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

Читайте также:  Курганская епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве. Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве. Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого. Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Достопримечательности обители

Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый). В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I. Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

Видео:

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь расположен в Москве по ул. Петровке. Его история отсчитывается с 1315 года. В этом сооружении находится «тайна», которая может раскрыть историю о том, как небольшой городок превратился в огромный гигант – столицу России.

История создания

В далеком прошлом (около 700 лет назад) князь Юрий на несколько лет уехал по государственным делам из княжества и оставил править вместо себя Иоанна – своего брата. Тот как глубоко верующий человек пригласил в Москву Митрополита Петра.

Петру очень понравился город, и он подружился с Иоанном. В результате Митрополит остается здесь жить. Результатом этого дружеского союза стал Высоко-Петровский монастырь. Петр любил находиться в одиночестве и попросил у правителя разрешения построить небольшой монастырь на берегу Неглинной.

Здание пережило как хорошие, так и плохие времена. Оно разрушалось очень много раз. Также здание подвергалось неоднократным пожарам. Вместе с Москвой монастырь пережил большое количество нападений со стороны поляков и татар.

Совместными усилиями жителей города и князей разных времен здание отстраивалось и содержалось в оптимальных условиях. Постепенно со всей России православные жители съезжались к этому месту, и город Москва расцветал и увеличивался на глазах.

В 1918 году правящие большевики решили закрыть монастырь и использовать его под свои цели. В те времена православная вера была строго запрещена. Но и эти времена сооружение пережило и с 2009 года открылось после реставрации.

Посетить это место стремятся практически все туристы и православные верующие, которые приезжают в Москву. Остановиться можно в мини-гостиннице, которая имеет достаточное разнообразие номеров по ценовой политике.

Интересные места обители

Территория монастыря занимает практически целый квартал в Москве. Так как царская семья была максимально приближена к этому храму, его называли «государевым». Территория вокруг здания была обнесена высоким забором, который внутри имеет большое количество арок. Они дают ощущение воздушности и легкости, не смотря на мощную конструкцию.

В монастыре хранятся мощи Петра – это основная достопримечательность этого места. Уже много лет в одно и то же время (каждый день в 7 утра) монахи проводят специальный молебен над ними. Некоторое время назад из Киевской Лавры сюда передали мощи других Святых:

  • Сергея Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Спиридона Тримифунтского.

Здесь можно помолиться возле них, и попросить о здравии себя и своих близких. Многие люди приводят факты об исцелении неизлечимых болезней, после посещения этого места.

Сам монастырь имеет очень интересную форму, которая напоминает 8 лепестков. На территории разместилось несколько церквей и часовен. Сейчас здесь снова поселились монахи и ведут свою размеренную жизнь. В 2010 году после очень долгого перерыва была проведена служба, и монастырь зажил своей прежней жизнью.

Святыни, которые хранятся в монастыре

В этой обители находилось большое количество святынь. Здесь береглись Евангили, изданные еще в XVII веке. Также тут хранятся серебряные кресты, на которых есть части с распятия Иисуса Христа. В главном Соборе находились камни из Гроба Господня.

В период революции все эти ценности были разграблены. Со временем сюда завезли другие святыни. Здесь находится ковчег с мощами Святого Петра. По субботам они выносятся на поклонение всем пришедшим в храм для молитв и преклонения.

В 2003 году монастырю были подарены мощи, принадлежащие Серафиму Саровскому:

  • небольшая часть от мантии;
  • часть камня, на котором он молился 1 000 дней;
  • лоскуты одежды.

В 2004 году в монастырь привезли мощи Сергея Радожского. Ростовская икона святителя Киевского также находится в этом храме. Она считается самой почитаемой на территории всего монастыря, и прикоснуться к ней стремятся все посетители.

В 2013 году сюда был привезен крест с частями Креста Господнего. Об этой мощи наслышаны все прихожане и православные верующие со всей России и не только. Здесь многие столетия сосредоточена жизнь православных со всей страны. Посетить это место, значит найти успокоение для души и полюбоваться архитектурными достопримечательностями.

Высоко-Петровский монастырь

ГЛАВНОЕ

  • Высоко-Петровский монастырь расположен в центре Москвы. Его история начинается в XIV в.
  • Монастырь основан митрополитом Петром, который заложил фундамент Успенского собора в Кремле, и перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
  • Монастырь дал названия многим улицам вокруг: это и Петровка, и Петровские линии, и Петровский бульвар.
  • Архитектором монастыря стал знаменитый итальянец Алевиз Новый, создатель Архангельского собора в Кремле.
  • Собор Боголюбской иконы Божией матери, стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных.
  • В наши дни в монастыре проводятся службы, ведутся экскурсии. В трапезной можно отведать монастырской еды. Вся информация только на русском языке.

Высоко-Петровский монастырь – один из первых монастырей Москвы. Его история начинается еще в XIV в., когда на этом месте был построен первый деревянный храм. Наибольшее развитие монастырь получил в конце XVII века, когда ему покровительствовал боярский род Нарышкиных и сам царь Петр I, мать которого принадлежала к этому знатному роду. Весьма характерна архитектура монастыря, в которой традиции средневекового русского церковного строительства сочетаются с изящными элементами барокко. Прерванная в советское время деятельность обители была восстановлена в 1990-е гг. Сегодня этот действующий ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в центре Москвы, привлекает к себе и туристов, и паломников. Среди реликвий монастыря ‒ ковчег с частицей мощей митрополита Петра, частицы мощей апостолов Петра и Павла, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Киево-Печерских отцов и другие.

Читайте также:  Шуйская епархия: монастыри и храмы, духовенство, история

Основание монастыря

Согласно одному из преданий, монастырь был основан митрополитом Петром в 1315-1326 гг. По другой версии, основателем был московский князь Иван Калита. Существует легенда и о том, что монастырь основан Дмитрием Донским – князь, возвращаясь с Куликовской битвы в 1380-м году, возобновил существующую обитель. Так или иначе, в начале XIV века на этом месте, возле дороги из Москвы на север, был построен деревянный собор в честь апостолов Петра и Павла, вокруг которого позже образовался монастырь.

Митрополит Петр – фигура весьма значительная для истории Московского княжества. Именно он заложил фундамент первого Успенского собора в Кремле в 1326 году, а также перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, превратив ее в религиозный центр крепнущего княжества. После смерти митрополит Петр был канонизирован, а собор монастыря переосвящен в Петровский, в честь почитаемого святого. Расположенный на холме, монастырь с тех пор стал именоваться Высоко-Петровским. Интересно, что с годами монастырь дал названия многим улицам вокруг: это и Петровка, и Петровские линии, и Петровский бульвар.

Щедрость бояр Нарышкиных

При князе Василии III Петровский собор был отстроен заново уже в камне. Архитектором стал знаменитый итальянец Алевиз Новый, создатель Архангельского собора в Кремле. Храм Петра Митрополита в плане представляет собой восьмилистник – уникальная для 1510-х гг. форма. В конце XVII века она получила развитие на Руси как «нарышкинское барокко».

С царским родом Нарышкиных связан очередной расцвет монастыря на рубеже XVII ‒ XVIII вв. В 1671 г. Кирилл Нарышкин, дядя Петра I, подарил своему зятю царю Алексею Михайловичу усадьбу, прилегавшую к монастырю. Царь, в свою очередь, передает усадьбу в дар обители. Благодаря этому территория монастыря увеличилась практически в два раза. Чуть позже при содействии императора Петра I было построено несколько соборов.

Первый из них, собор Боголюбской иконы Божией матери (1684 ‒ 1685), стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных. Собор построен на месте могил убитых во время стрелецкого бунта 1782 года Ивана и Афанасия Нарышкиных. Всего в церкви было похоронено более 20 представителей знаменитой семьи.

Также на рубеже веков была построена церковь Сергия Радонежского с примыкавшей к ней трапезной и корпусом братских келий. Церковь разделила территорию монастыря на два двора: парадный с храмом Петра Митрополита и хозяйственный. Как и Боголюбский собор, эта церковь демонстрирует традиционные формы храмовой архитектуры своего времени. Однако сочетание красных кирпичных стен с белым декором позволяет говорить о постепенном формировании стиля московского барокко.

В ансамбль монастыря входит много других интересных памятников. Среди них – Святые врата с надвратной церковью и колокольней, а также церкви XVIII в. (Толгской иконы Божией матери и церковь преп. Пахомия). В церкви Толгской иконы Божией матери весьма примечателен расписной иконостас.

Разгром и восстановление

Трагической страницей в летописи монастыря стал 1812 год. Наполеоновские войска, завладевшие Москвой, не пощадили русскую святыню – в монастыре расположились французские кавалеристы, разграбившие и разорившие все, что попалось им под руку – в том числе надгробия Нарышкиных. Боголюбский собор был осквернен – захватчики вбили крючья в иконостас и подвешивали на них мясные туши. У стен обители враги по приказу маршала Мортье расстреливали москвичей, обвиняемых в поджоге города. Хоронили их тут же, в монастырской земле, у колокольни.

На восстановление монастыря потребовался не один год – но постепенно он снова стал играть в духовной жизни Москвы одну из главных ролей. Деятельность петровских настоятелей была традиционно связана с просвещением и образованием, поэтому перевод главного московского духовного училища в Высоко-Петровский монастырь (1822 год) был вполне закономерным. Здесь же хранилось собрание Московской епархиальной библиотеки. С 1863 года, по благословению архиепископа Филарета, здесь стали проходить заседания «Общества любителей духовного просвещения».

Непростой период в жизни монастыря начался с приходом к власти большевиков. В 1918 году монастырь был закрыт. Несмотря на это, здесь возникла одна из крупнейших подпольных монастырских общин, просуществовавшая до 1929 года, когда последним был закрыт Боголюбский храм. Многие монахи и прихожане были расстреляны. Теперь они причислены к лику святых как мученики. Здания монастыря в советское время использовались как коммунальные квартиры, завод по ремонту сельскохозяйственной техники, библиотека, спортзал, литейный цех, детский сад. Каменные надгробия бояр Нарышкиных были уничтожены.

В 1959-м году монастырь получил статус памятника архитектуры, и это спасло его от полного разрушения – по некоторым данным, градостроительный план столицы предполагал снос Высоко-Петровского монастыря для расширения дороги. Заводы и коммунальные квартиры из обители убрали. На их месте разместили репетиционную площадку (Сергиев храм), филиал Государственного литературного музея (братский корпус), Общество охраны памятников, Росизопропаганда, театральные мастерские.
В 1992-м году комплекс Высоко-Петровского монастыря был возвращен Русской православной церкви, а после длительной реставрации в 2009-м году монастырь снова стал действующим.

Святыни обители

К началу XX столетия Высоко-Петровский монастырь хранил три Евангелия XVII века, камни от Гроба Господня, серебряные кресты с частицами Креста Господня и другие духовные сокровища. После революции все это разграбили, а в наши дни у обители появились новые святыни. Главная среди них – ковчег с частью мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. В феврале 2010 года их передал обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В наши дни в монастыре проводятся службы, ведутся экскурсии. В трапезной можно отведать монастырской еды. Кроме того, Высоко-Петровский монастырь находится внутри Бульварного кольца, и в этом районе очень приятно совершать пешие прогулки, например, к Кремлю или по бульварам.

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

История

Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.

В 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.

При пожаре 1493 года обитель выгорела.

По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящен. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.

В конце XVII века монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. В 1690 году в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 годах царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней». В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.

Читайте также:  Храм царевича Димитрия: история и адрес, описание, святыни

Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.

С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.

В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля, и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.

30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.

Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города», празднуя в это же время «День святителя Петра» и привлекая множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен.

С 2016 года на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси, благодаря решению которого поселиться в Москве. Он перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего наш город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси, стал столицей Российской державы.

Строителями и благотворителями монастыря были святые благоверные князья Иоанн Калита и Дмитрий Донской, Великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, бояре Нарышкины, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и Тихон, Патриарх Московский, исповедник. Святитель Петр, первый в числе московских святителей, чьи святые мощи покоятся в алтаре Успенского собора Московского Кремля.

Благодаря частому посещению монастыря членами царской семьи в конце XVII – начале XVIII века обитель стали называть «государевым богомольем». История обители неразрывно связана с историей Москвы и нашего Отечества. Братия монастыря возносила молитвы о Первопрестольном граде, о благоденствии государства Российского, о победе русских воинов, сражавшихся за наше православное Отечество, обо всех православных христианах.

С 1918 года монастырь упразднен революционной властью. При богоборческой власти в монастыре продолжала действовать одна из крупнейших монашеских общин втайне от властей. В 1929 году на его территории закрыт последний храм. С 1991 года в храмах обители возобновились богослужения. 10 октября 2009 года решением Священного Синода в обители была возобновлена монашеская жизнь. По благословению Священно архимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Наместником монастыря назначен епископ Зарайский Меркурий.

Архитектурный ансамбль

За свою историю архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря его старинные постройки храмы и церкви перестраивались и восстанавливались. Ансамбль этой древнейшей обители формировался с XIV до середины XVIII веков и представляет собой сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко». Самый древний храм обители – Собор во имя святителя Петра митрополита (XIV-XVI вв.).

Расписание богослужений

Богослужения в обители совершаются ежедневно.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами ее основателя святителя Московского Петра, Чудотворца.

Храм в честь Толгской иконы Божией Матери открыт ежедневно с 10:00 до 19:00, в 15:00 читается акафист перед Толгской иконой Пресвятой Богородицы.

Молебен перед святыми мощами святителя Петра Московского в будние дни в 08:00.

Память об основателе монастыря Святителя Московского Петра, Чудотворца празднуется 21 декабря/3 января, 5/18 октября, в соборе Московских святителей, и 24 августа/6 сентября, в день перенесении мощей.

Божественная литургия в будние дни в 09:00, в воскресные дни и двунадесятые праздники в 09:30.

Вечерние богослужения в 17:00.

Информация для посетителей

  • Адрес Высоко-Петровского монастыря:
  • г. Москва, ул. Петровка, д. 28/2.
  • Проезд:
  • ст. метро «Чеховская»,
  • ст. метро «Тверская»,
  • ст. метро «Пушкинская»,
  • ст. метро «Трубная».
  • Святитель Петр Московский, Митрополит Русский »
  • Часы работы:
  • в будние дни с 07:00 до 19:00,
  • в праздничные дни с 08:00 до 20:00.
  • Телефон:
  • +7 (495) 236-94-24
  • Экскурсии:
  • +7 (903) 670-64-74
  • Фотографии Высоко-Петровского монастыря »

Монастыри Москвы

Православные храмы, архитектурные ансамбли, древнейшие памятники истории XIII-XVIII веков, фотографии старинных обителей.

© 2019 Туристический путеводитель по Москве

Ссылка на основную публикацию