Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Задонск. Монастыри и храмы

Самый известный монастырь Задонска – это, конечно, Рождество-Богородицкий, в котором хранятся мощи святителя Тихона Задонского. Но поход по монастырям и храмам города я начну не с него.
Километрах в трёх от моста через Дон в бывшем селе Тюнино находится Богородице-Тихоновский женский монастырь.
“Здесь место святое и весьма приятное: оно утешает дух мой радостью, точно рай земной”. Эти слова святитель Тихон Задонский сказал о том месте, где сейчас расположен монастырь.
Начался монастырь с церкви иконы Богородицы “Живоносный источник”, построенной рядом с родником, обустроенным Тихоном.

Официальная дата утверждения Богородице-Тихоновского монастыря – 1867 год. Монашеская жизнь укреплялась, росло хозяйство. Святая обитель с целебным источником и купальнями стала местом паломничества богомольцев.

2. Монастырь украсился новым пятикупольным собором в честь Вознесения Господня.

После революции насельницы долго терпели притеснения, голод, лишения. Постройки монастыря были приспособлены под городские нужды.
В 1930 году при окончательном разорении обители многие сестры были приговорены к разным срокам ссылки, а матушка игумения Мелитина и духовник монастыря отец Гордей расстреляны.
Восстановление монастыря началось в 1994-м году, монашеская жизнь возобновилась в 2002 году.
3. В 2011-м начались службы в Вознесенском соборе.

4. Устроен иконостас.

Но к росписи стен ещё не приступали.
5. Лестница на хоры.

6. Келейный корпус.

7.

8.

9. Километрах в пяти от Тюнино в лесу уютно разместился Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь.

10. Белая стена, белая церковь-колокольня, белый храм.

Своим появлением монастырь тоже обязан Тихону Задонскому.
11. Тихон любил в поисках молитвенного уединения ездить в эти тихие спокойные места по берегам речки Проходни.

12. Здесь тоже был родник, а потом ещё и купальня.

После канонизации Тихона Задонского в 1861-м году не остались без внимания и его любимые места.
Богородицкий монастырь выкупил землю рядом с источником и на холме была обустроена пасека и поставлены несколько деревянных изб, где жили иноки, присматривающие за пчёлами.
13. Пасека в монастыре есть и сейчас.

К тому времени Богородицкий монастырь стал достаточно суетным местом из-за большого числа паломников и братия пожелала построить в лесу скит для монашеского уединения и молитв.
В 1865-м году в скит перенесли деревянную церковь из села Гнилуши, которую освящал ещё сам Тихон.
Строительством монастыря занимался архимандрит Димитрий – настоятель Богородицкого монастыря. Официально монастырь был открыт в 1873-м году.
14. В 1877-м году была построена колокольня, совмещённая с надвратным храмом и святыми воротами.

15. В 1883-м году по типовому проекту Тона был построен храм Троицы Живоначальной напоминавший уменьшенную копию Храма Христа Спасителя в Москве.

При восстановлении храма в конце 1990-х выяснилось, что грунт сдвинулся, и воссоздать храм в первоначальном виде уже не получится.
Количество насельников достигало 100 человек, были выстроены братские корпуса, больница.
16. Сейчас в монастыре ведётся большое строительство – сразу несколько больших жилых корпусов.

17. Думаю. что кроме монастырских нужд, они предназначены и для приёма паломников, прибывающих поклониться святыням Богородицкого монастыря.

18.

В 1921-м году монастырь был закрыт. Насельников моложе 50 лет и крепких здоровьем отправили на принудительные работы, остальных – в дом инвалидов. В 1922 году на территории монастыря расположился совхоз, а в 1923-м – большая детская колония “Уют”.
В войну в монастыре был госпиталь и школа разведчиков. Колокольни всех четырёх задонских монастырей были разобраны, чтобы не служили ориентирами для немцев. Немецкий десант прорвался на территорию госпиталя и расстрелял всех раненых.
19. При восстановлении монастыря было обнаружено множество останков раненых бойцов, они были захоронены в братской могиле рядом с монастырём.

На мемориальных досках 170 фамилий, больше установить не удалось. Каждый день на службах поминаются их имена. Ещё поимённо поминаются погибшие на “Курске”, погибшие при ликвидации аварии в Чернобыле.
В 1950 – 1960 годы здания монастыря перестроились под нужды размещенного здесь Задонского психоневрологического интерната. Колокольня, сохранившая только свой первый ярус, была превращена в сушилку. Соборную Троицкую церковь, снеся купола, перестроили в двухэтажное здание, на верхнем этаже которого разместился кинозал для больных, а внизу – столовая и кухня с соответствующими службами. От братской трапезной, старого настоятельского корпуса не осталось и следа. Деревянный Тихоновский храм, освященный самим Святителем, был разрушен еще раньше: после войны местные жители разобрали его на стройматериалы.
Рассказывают, что один из монахов, который не захотел расстаться с родным монастырем, проживал в интернате на правах больного, хотя все знали, что он не только здоров, но и имеет многие духовные дарования. К нему приходили за утешением и советом. А чтобы не привлекать к себе внимания, он юродствовал, катая одной бутылкой разбитые стекла от другой.
Медсестры психоневрологического диспансера рассказывали, что во время разрухи они тайно организовывали походы к источнику вместе с больными, старались поддерживать святой источник в чистоте и порядке.
Сейчас интернат тоже существует, но уже за территорией монастыря, во вновь построенных в 1989-м году специально приспособленных зданиях.
20. В одной из угловых башен, построенной на месте, где находился шалашик Тихона Задонского, устроена часовенка.

В 1991-м году монастырь был возвращён церкви и ныне действует уже как женский. Первая служба прошла в праздник Преображения Господня, поэтому монастырь получил к своему названию ещё и “Преображенский”.
Уже в 2000-х стали открываться послушания: швейная, пекарня, просфорня, прачечная, хозяйственный двор с коровником, овчарней, курятником и теплицей. Разбивается огород. Идут работы на монастырских полях.
21. У монастыря своя техника, насельницы стараются сами себя обеспечивать.

Открываются басменная мастерская, прядильная, резьба по дереву.
22. Во дворе устраиваются цветники, широким зеленым ковром ложится газон.

Кроме трёх монастырей, в Задонске есть ещё два больших городских храма – Успенский и Троицкий.

23. Успенский собор. Построен в самом конце 18 века рядом с главной городской площадью и долгое время был главным приходским храмом Задонска, в том числе и при советской власти.

24. Но, в 1970-м году городские власти, видимо, посчитали, что за спиной у Ленина вести церковные службы нельзя и храм закрыли.

Сейчас на реставрации.
25. Классическая колокольня

26.На улице Карла Маркса, в двух кварталах от улицы Коммуны находится Троицкий собор.

Он был построен в конце 19-го века по проекту воронежского архитектора Александра Кюи, освящён 12 августа 1897 года.
Более 30 лет он был соборным храмом Свято-Троицкого Тихоновского женского монастыря (Скорбященского). Монастырь играл “вспомогательную” роль – основной задачей сестёр было служение больным и бедным странникам, прибывшим в Задонск поклониться святыням. К 1917 году в монастыре было около 200 насельниц. После революции монастырские постройки постепенно отбирались для нужд новых властей и в 1929-м монастырь окончательно был закрыт. В монастыре была детская колония, келейные корпуса отдали под квартиры, в главном корпусе был хлебозавод. Скорбященскую церковь 1860-го года постройки снесли. Сохранился Троицкий собор.
27.

В 1970-м городские власти закрыли Успенский собор и вынудили общину перейти в полуразрушенный Троицкий. К тому же, в 1971-м во время сильной грозы молния ударила в купол, возник сильный пожар. Службы начались только в 1974-м году. И сейчас работы по восстановлению внутреннего убранства далеки от завершения. С возрождением Рождество-Богородицкого монастыря центр духовной жизни переместился туда, а Троицкий собор остался единственным приходским храмом.
28.

А про Рождество-Богородицкий монастырь я расскажу в следующий раз

Другие отчёты по этой поездке:
Пальна-Михайловка
Задорный Первомай в Ельце
Елец воинский
Задонск светский
Задонск. Монастыри и храмы
Задонск. Рождество-Богородицкий монастырь
Богородицк. Парк, дворец, город

История Задонского Богородицкого монастыря

Впервые Задонский монастырь упоминается в платежных книгах Елецкого уезда в 1615 году, где об Задонской обители пишут именно как о монастыре, а не как о пустыни, стало быть, старцы-основатели не планировали никакого уединенного житья. И действительно, москвичи Кирилл и Герасим изначально хотели возвести тут своего рода форпост в диком поле.

Про старцев-основателей Задонского монастыря известно, что пришли они из московского Сретенского монастыря и принесли с собой копию Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона имела особое значение для здешнего края.

В конце XIV века в южные русские земли вторглись полчища Тамерлана. У него было отлично обученное и многочисленное войско, которое быстро продвигалось вперед. Отчаянное сопротивление захватчику оказали жители города Ельца, но силы оказались неравны. Елец был захвачен и разорен, но дальше вглубь Руси, вплоть до самой Москвы, Тамерлан почему-то не пошел. Вместо этого он развернулся и подался обратно в степь.

Считается, что все время, что «Железный Хромец» бесчинствовал в южных землях, москвичи усердно молились перед образом Владимирской иконы Божией Матери об избавлении от врагов. И Небесная Заступница вдруг явилась во сне Тамерлану, когда тот стоял лагерем недалеко от Ельца. Когда его мудрецы растолковали ему, кто посетил его ночью, полководец якобы и велел своим войскам разворачиваться. В летописях тогда написали: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

Естественно, первый возведенный на территории монастыря храм был посвящен именно Владимирской иконе. В конце XVII века он сгорел, однако на пепелище монахи обнаружили уцелевший образ Богородицы. Известие об этом разнеслось быстро – и в обитель потянулись паломники, которые щедро жертвовали на восстановление храма.

Монастырь полностью отстроился к 1697 году. Но прошло чуть менее полувека, и Владимирская церковь обветшала. К 1741 году на ее месте возвели уже третий по счету Владимирский храм – на сей раз каменный. Он простоял почти сто лет, а к середине XIX века встал вопрос и о его замене.

К слову, примерно в то же время Владимирский образ вновь проявил себя как чудотворный. Во время эпидемии холеры ни один из насельников Задонского монастыря не заболел этой страшной болезнью.

В 1853 году в Задонском монастыре было закончено строительство того собора, который мы видим сегодня. По сей день он является главным и самым большим храмом обители и всего города. Архитектором, по проекту которого возвели
это выдающееся сооружение, был знаменитый Константин Андреевич Тон, проектировавший храм Христа Спасителя в Москве и многие другие известные шедевры отечественного зодчества.

К этому времени на территории монастыря уже имелось огромное количество всевозможных построек – келья настоятеля, двухэтажный корпус для служителей, жилой корпус для паломников, трехэтажное здание духовного училища. Одно время в монастырских стенах также «квартировалось» уездное казначейство, присутственные места!

Задонский монастырь в XX веке

К началу XX века Задонская Рождество-Богородицкая обитель превратилась в крупный духовный центр, который стоял в одном ряду с такими монастырями, как Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры.

Задонский монастырь напоминал небольшой город с шестью храмами, колокольней, странноприимным домом, аптекой, больницей, двумя кирпичными и одним свечным заводами, а также со своей церковно-приходской школой. К обители были приписаны более 300 человек братии.

Но произошла революция, и Задонский монастырь стал одним из первых, пострадавших от новой власти. Хотя монахам некоторое время еще позволяли оставаться в своих кельях, уже в 1918 году уездный исполком национализировал все постройки, находившиеся на территории обители. В самом монастыре почти на десять лет обосновались обновленцы. Потом его закрыли.

В 1970-1980-х годах на территории уже бывшего монастыря разместился консервный завод,а Владимирский собор приспособили под склад готовой продукции. И это несмотря на то, что еще в конце 1940-х его официально поставили на охрану как памятник истории и культуры! И только в 1990 году начался процесс передачи монастырских построек Церкви. Первое архиерейское богослужение состоялось во Владимирском соборе в день памяти святителя Тихона – 26 августа.

Судьба мощей святителя Тихона

Мощи святителя Тихона Задонского сначала отправили в местный музей, потом – в антирелигиозный музей Ельца, который разместился в Великокняжеской церкви города, а затем – в орловский Богоявленский храм. Там тоже действовал антирелигиозный музей, и святые мощи выставили там, где они демонстрировались вместе с фильмом о вскрытии гроба.

Когда же началась война и в Орел вошли фашисты, согласно документам, городское духовенство обратилось к коменданту города Адольфу Гамаку с просьбой об открытии храмов. И первым был открыт Богоявленский храм, самым главным достоянием которого стали мощи Тихона Задонского, стоявшие на горнем месте алтаря.

В конце 1950-х комиссия установила, что мощи святителя Тихона представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированная кожа и сухожилия. Практически не тронута тлением оказалась кисть левой руки святого. Однако такое заключение не устроило власть, и мощи Тихона Задонского отправили в запасники краеведческого музея.

Свое законное место во Владимирском соборе они заняли только через год после возвращения монастыря верующим – в августе 1991 года. Чудесным образом рака, в которой мощи хранились до революции, уцелела. И именно в нее поместили мощи святителя.

Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Подробнее об истории монастыря можно узнать здесь.

Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале 17 века, около 1610 года . Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима.

Старцы Кирилл и Герасим

В середине 17 века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная позднее в 1779 году в город Задонск.

Подробнее о дореволюционной истории монастыря можно узнать здесь.

В 1692 году обитель постигло тяжелое испытание: в результате пожара она была уничтожена дотла. Но именно это трагическое событие прославило монастырскую икону Божией Матери «Владимирская» – она сохранилась на пепелище неповрежденной. Далеко разнеслась весть о чуде, и к монастырю устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на восстановление обители.

Почитание Владимирской иконы Божией Матери в дальнейшем еще более усилилось после чудесной помощи Ее во время свирепствования холеры в 1830-1831 годах, когда грозная смерть не коснулась ни одного насельника обители, в которой непрестанно служились молебны перед чудотворным образом.

Скромную задонскую обитель ждало новое прославление. В 1769 году сюда переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, святитель Тихон.

Гробовой образ святителя Тихона

Святитель Тихон Задонский

Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год . Здесь святитель обрел славу «Российского Златоуста», сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных.

Читайте также:  Николай Агафонов: биография протоиерея, книги и рассказы, труды

13 августа 1783 года на 59 году своей земной жизни святитель Тихон принял блаженную кончину. После его смерти началось паломничество к гробнице Божиего угодника.

В начале 19 века в монастыре осуществлялась перестройка строений. В 1845 году было начато строительство нового величественного пятикупольного восьмипрестольного трехэтажного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленными мощи святителя Тихона. В 1861 году 13 августа состоялось его прославление.

По случаю такого значительного события в жизни монастыря в город Задонск прибыло около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч человек. У мощей святителя совершалось множество благодатных исцелений. Мощи святителя Тихона стали живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтящих его память.

Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа Божией Матери «Владимирская» и от мощей святителя Тихона, привлекали в монастырь тысячи паломников.

К концу 19 столетия монастырь снискал подлинную славу одной из жемчужин духовной жизни России. В 1851 году указом Его Императорского Величества Николая I третьеклассный Задонский Богородицкий монастырь был возведен в первый класс.

В начале 20 века жизнь обители протекала размеренно и спокойно. Перед революцией на территории обители находилось 6 храмов. Самый величественный – собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, зимний храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм святителя Тихона Задонского. Под колокольней располагался храм в честь Святителя и чудотворца Николая, в трапезной – Вознесенский храм, на источнике – храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также на территории размещались жилые корпуса для настоятелей и братии монастыря, трапезная, хозяйственные постройки, уездное духовное училище, гостиница, больница, церковно-приходская школа, аптека. Монастырь имел свечной завод, 2 кирпичных завода. В духовном подвиге подвизалось более 200 иноков. Молитвами Богородицы, святителя Тихона, а также задонских старцев монастырь стал крупнейшим, любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь на богомолье в Иерусалим, они считали своим долгом прежде всего посетить Задонск, затем Киев, а потом идти в Святую землю.

В период революционных событий Задонскую обитель ожидали тяжкие испытания. В 1919 году одними из первых в стране были вскрыты мощи святителя Тихона, и началось гонение на монашествующих. В 1929 году после сфабрикованного судебного обвинения часть монашествующих была арестована и сослана в места заключений и ссылку, а другая – изгнана из стен обители. Задонский Богородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, а имущество конфисковано. Мощи святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец и перед войной – в областной центр, город Орел.

Владимирский собор в годы безбожия

За 60 лет пребывания на территории монастыря незваных «хозяев» он был неузнаваемо разрушен. В стенах обители за этот период размещались светские учреждения: районная больница, овощесушильный завод, детский дом, колбасный цех пищекомбината.

Восстановление обители началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Постройки бывшего монастыря возвращались истинным хозяевам не сразу. В 1990 году первым насельникам будущей обители было выделено только несколько комнат в одном из зданий да сам собор. Только в 2003 году был завершен процесс возвращения строений, принадлежавших монастырю до революционных событий.

В марте 1991 года приняли монашеский постриг первые пять послушников обители.

В августе 1991 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Тихона из Орла в Задонскую обитель. Через два года в монастырь были возвращены останки местночтимых праведников, которые в годы лихолетья были изъяты из усыпальницы и вывезены на городское кладбище.

Возвращение святых мощей. 1991 г.

Быстрыми темпами шло восстановление обители. Одной из первых была воздвигнута восьмидесятиметровая колокольня. Засияли купола Владимирского собора. Реконструирован Вознесенский трапезный храм. Восстановлен храм в честь святителя Тихона Задонского. В монастыре открылась иконописная мастерская, и иконы великолепного письма заполнили иконостас Владимирского собора.

13 апреля на специальном трейлере в обитель был привезён пятитонный колокол, который был отлит в марте 2005 года в Воронежской фирме «Вера» на средства, пожертвованные ОАО «Центр Телеком».

22 апреля 2005 года был совершен чин освящения колокола, и он был поднят на колокольню. До этого самым крупным колоколом обители был колокол весом в одну тонну.

Визит Святейшего Патриарха Алексия II

В 1998 году произошло особое событие в жизни обители. Святейшим Патриархом Алексием II был осуществлен Патриарший визит в Задонский мужской монастырь. Духовенство и насельники монастыря имели великую милость – услышать напутственное Слово и получить Первосвятительское благословение.

В 2003 году были начаты восстановительные работы зимнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление и других построек монастыря.

В настоящее время основная застроенная часть территории монастыря занимает площадь в 7,5 га. Эти земли находятся в бессрочном безвозмездном пользовании, как территория памятника истории и культуры XIX века, охраняемая государством. За монастырем числится 500 га пахотных земель, а лесные угодья занимают 170 га.

Не забывали в монастыре и о возрождении хозяйства. В 1995 году монастырю было передано светской властью подворье в пойме реки Дон, где сейчас располагается животноводческая ферма.

В обители имеется свой автотранспортный комплекс, пасека, рыбоводческое и животноводческое хозяйство, механическая и кузнечная мастерские, мастерская по скульптурной лепке, вышиванию, сапожному ремеслу, швейный и консервный цеха.

Продолжаются дела милосердия и благотворительности, заповеданные святителем Тихоном Задонским, который сам много помогал страждущим, обездоленным, заключенным.

Духовная и материальная благотворительная помощь оказывается 5 детским и 5 медицинским учреждениям, заключенным более 20 исправительных колоний и тюрем, а также нуждающимся людям.

Братия монастыря. Фото 1990-х.

Монастырь жертвует средства на восстановление более 10 храмов Задонского района, а также и на восстановление новообразованных монастырей Липецкой и Елецкой епархии.

С 2005 года ежегодно проводятся Свято-Тихоновские образовательные чтения, которые являются совместным проектом Липецкого епархиального управления и администрации Липецкой области.

Успешно осуществляется издательская деятельность. С 2000 года в обители издается ежемесячный альманах «Задонский паломник» , распространяемый не только в Задонске, но и в других регионах России. Кроме альманаха печатаются акафисты, каноны Господу, Пресвятой Богородице и святым, православные молитвословы и святооточеская духовная литература.

С 2006 года на губернском телеканале начата трансляция православной историко-патриотической телепрограммы« Отчина », которая создана телестудией Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

В знак признательности и любви к великому угоднику Божиему в 2005 году на территории монастыря был воздвигнут памятник святителю Тихону. Традиционно в августе проходят торжества в день его памяти. Тысячи верующих стекаются в эти дни в обитель, чтобы поклониться любимому святому и быть причастными к духовной радости всех участников торжеств.

До сих пор бережно хранится и почитается в монастыре все, что связано с памятью святителя Тихона. В 2005 году была установлена новая сень над ракой с мощами святителя, в 2006 году – новая серебряная рака с искусной чеканкой – драгоценный ковчег для хранения главной святыни обители – мощей святителя Тихона Задонского. Облачение святителя, в котором он был погребен, совершенно не тронуто временем, покоится в стеклянном ковчеге рядом с его мощами.

Сень над мощами. 2014 год

В задонской обители подвизались и другие подвижники благочестия, обретшие посмертную славу. Мощи этих 11 праведников в настоящее время находятся во Владимирском соборе обители, в мраморной гробнице.
Здесь же находится множество икон святых Божиих угодников с частицами их мощей. Новые прекрасные иконы, написанные насельниками монастыря, восполнили утрату старинных икон в период разорения обители.

Во Владимирском соборе в настоящее время находится множество местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, частицы мощей святых Божиих угодников.

Владимирский собор обители

В обители есть иконы старинного письма, бережно сохраненные верующими в годы безбожной власти. Среди них наиболее почитаемые: иконы святителя Тихона Задонского и икона Божией Матери «Владимирская».

Рядом с монастырем находится святой источник с храмом над ним в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Храм был построен в 2003 году на месте разрушенного в период революционных событий. А в 2006 году была построена купальня для желающих окунуться в целебные воды.

Растет число монашествующих. Каждый год совершаются постриги, братья монастыря рождаются для новой духовной жизни.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь является самым крупным в Липецкой епархии . Обитель является духовным ее центром. Здесь проходят многие торжества епархиального значения. В праздничные дни совершаются торжественные архиерейские богослужения, в которых принимают участие многочисленные паломники и гости. В дни престольных праздников в совершаемых богослужениях принимает участие духовенство других епархий.

Вид на Рождество-Богородицкий храм монастыря

В настоящее время в Задонском мужском монастыре подвизаются и трудятся около 380 насельников. Среди них 5 игуменов, 26 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 4 схимонаха, 35 мантийных монахов, 16 иноков, много послушников.

Торжественные архиерейские богослужения совершаются во Владимирском соборе монастыря в сослужении многочисленного духовенства.

В дни престольных праздников после торжественных богослужений насельники Рождество-Богородицкой обители проходят по улицам города Задонска крестным ходом.

В праздник Крещения Господня освящение воды совершается на святом источнике, в часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Крестный ход к источнику возглавляется духовенством монастыря. После молебна и окропления всех участников, присутствующие с большой радостью погружаются в купель святого источника.

В 2010 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь отметил свой 400-летний юбилей. Обитель восстановлена из руин. Впервые за столетия здесь совершена Божественная литургия, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом .

Митрополит Никон с братией монастыря. 2014 г.

Задонский монастырь — Монастыри Липецкой области Задонский монастырь: как доехать

С возрождением христианства в России все больше людей стремится узнать историю возникновения, становления родной православной веры, а также своими глазами увидеть и ощутить красоту и силу нашей духовной культуры. Липецкая область — прекрасный пример развития православия на Руси, где после длительного духовного опустошения успешно возродились древние традиции этого вероисповедания.

История православия Липецкой области

На липецкую землю православие пришло во времена Киевской Руси. На рубеже XIV-XV веков все Верхнее Подонье в результате постоянных монголо-татарских набегов превратилось в пустоши. Только в середине XVI столетия сюда вернулось православное население, а с появлением духовенства и строительства первых храмов вера начала возрождаться. В это время появляются Задонский Богородицкий, Донковский Покровский, Еленский Троицкий православные монастыри России. В XVII-XVIII столетиях Липецкий край относился к Воронежской и Рязанской епархиям, а после, вплоть до событий 1917 года, его православная история связана с Орловским, Тамбовским, Тульским, Рязанским церковными округами. На начало ХХ века в современных границах области действовали около десяти монастырей и пятисот храмов.

После революции, во времена большевицких гонений, большинство храмов были разрушены, а святыни, приобретенные на протяжении веков, разграблены или уничтожены. С тех пор православие на липецкой земле несколько раз возрождалось с созданием Липецкой епархии в 1926 году, однако постоянные репрессии и преследование духовенства привели церковь в полнейший упадок. Лишь в 1980-х годах, когда отношение государства к вере изменилось, начинается новый этап развития христианства. Восстанавливаются храмы и монастыри в окрестностях Липецка, а также активно строятся новые. Тогда же была отреставрирована настоящая жемчужина православия Липецкого края — Задонский мужской монастырь.

Липецкие монастыри

Липецкая область богата историческими культовыми сооружениями, относящимися к православию. На территории Липецкой области насчитывается 9 действующих монастырей, 281 приход, 316 храмов, 34 часовни, а количество священнослужителей составляет 365 человек. Такое духовное богатство, естественно, не может не привлекать паломников и туристов. Одни едут сюда, надеясь на чудесное исцеление, другие — за советом или благословением, иные просто полюбоваться на монастыри Липецкой области. Удовлетворить духовные потребности страждущих сегодня могут следующие монашеские обители, расположенные в этом регионе:

  • Задонский Рождество-Богородицкий монастырь;
  • Задонский Свято-Троицкий Тихоновский монастырь;
  • Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский монастырь;
  • Задонский Тихоновский Преображенский монастырь;
  • Троицкий Елецкий монастырь;
  • Знаменский Елецкий монастырь;
  • Троекуровский Дмитриевский Илларионовский монастырь;
  • Троицкий Лебедянский монастырь;
  • Успенский Липецкий монастырь.

Наибольшей популярностью у паломников и туристов заслуженно пользуются именно Задонские монастыри. Фото этих произведений архитектуры можно видеть в этой статье, расписание богослужений и новости духовного мира можно посмотреть на сайте Липецкой епархии.

Русский Иерусалим

Небольшой городок Задонск расположен в живописной местности в 60 километрах от Липецка, на левом берегу Дона, вблизи федеральной трассы «Ростов-на-Дону-Москва». Это поселение возникло при Тешевском (от названия реки Тешевки) монастыре в 1620 году. Позже, в 1779 году, поселение стало называться Задонск, а местная обитель приобрела название Задонский монастырь. Слава «Русского Иерусалима», как еще называют Задонск, связана со святителем Тихоном Задонским, появившимся здесь в 1769 году и посвятившим свою жизнь возрождению и становлению православия в этих краях. В 1861 году Тихон, давший духовное начало Задонским монастырям, был канонизирован. Главные достопримечательности Задонского района и самого города, ставшего крупнейшим центром православной веры и духовной христианской культуры, — это три действующих и один сохранившийся монастырь.

Святитель Тихон

Будущий святитель и епископ родился в 1724 году в Новгородском поселке Короцко в семье дьяка. В миру Тихон Задонский имел имя Тимофей Соколов. Его отец Савелий умер рано, а учитывая, что семья жила очень бедно, по исполнении сыну 14 лет мать отправила его в Новгород, где Тимофей был принят в Духовную семинарию. Показав хорошие знания, он был переведен на казенное обеспечение, а в 1754 году, после окончания обучающего курса, остался служить преподавателем риторики при семинарии, однако все больше его посещали мысли о монашестве. После одного загадочного случая, когда Тимофей чудом избежал падения с лестницы, он окончательно принимает решение о служении Богу, и в 1758 году стрижется в монахи с именем Тихон. В этом же году его возвели в сан архимандрита и назначили ректором в Тверской семинарии.

Три года спустя решением Священного Синода Тихон становится епископом Новгородским, а в 1763 году получает направление в Воронеж. В то время Воронежская епархия переживала не лучшие времена: донские степи населяли разнообразные сектанты и старообрядцы, а среди образованных людей большая часть поклонялась языческим богам. Известен случай, когда епископ узнал о празднованиях в честь бога Ярилы в самом центре Воронежа. Он лично прибыл на площадь и произнес речь, от которой часть толпы разбежалась, а другая часть встала на колени с прошением о помиловании. После этого события все языческие празднования прекратились. Заботясь о привлечении в православную веру населения Воронежских земель, Тихон открывал новые школы, читал проповеди, а также учил паству почитать Церковь и священнослужителей. По ночам писал свои работы, посвященные православной вере.

Со временем здоровье Тихона стало ухудшаться, и он вынужден был отправиться на покой, удалившись в Задонский монастырь и раздав все свое имущество. Но и здесь святитель продолжал работать. Он написал книги «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные», которые в дальнейшем сыграют важнейшую роль в становлении православия. Тихон обладал уникальной прозорливостью, позволившей ему предсказать войну с Францией, пожар в Петербурге и конец Наполеона. По прошествии 15 лет, прожитых в монастыре, святитель, разбитый параличом, слег, но продолжал молиться до последнего своего дня.

Читайте также:  Старцы Псково-Печерского монастыря: современные и великие, в чем помогают и как к ним доехать

В 1783 году Тихон Задонский скончался. Похоронили его в специальном склепе под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря. В 1846 году, при проведении строительных работ по восстановлению храма, был разобран каменный алтарь, под которым почил Тихон. Несмотря на разрушенный склеп и время, прошедшее со дня погребения епископа, его тело осталось нетленным, так же как и облачение. Об этом удивительном факте архиепископ Воронежский Антоний доложил Священному Синоду и императору Николаю I с целью открытия мощей иерарха. В 1861 году состоялось открытие святых мощей епископа, на которое съехалось более 300 тысяч паломников. В этом же году Тихон Задонский прославлен в лике святых.

Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха — Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери. Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.

С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.

В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители — Владимирского собора — началась новая эпоха в истории Задонского монастыря. Сегодня близятся к завершению реставрационные работы, а также активно строятся новые здания. Часть денег на реконструкцию выделяется специальными федеральными и местными программами, но большая их часть — это собственные средства и пожертвования.

Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы. Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Обитель расположена в 7 километрах севернее Задонска, на руинах бывшего мужского монастыря. В 1865 году, с получением архимандритом Дмитрием разрешения на строительство скита, здесь стали проживать монахи. В монастыре любил бывать и некоторое время жил Тихон Задонский. Именно здесь он написал свою главную книгу — «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также собственноручно вырыл колодец на берегу реки Проходни, где сегодня располагается целебный источник. До революции 1917 года в монастыре проживало около 100 послушников, но после октябрьских событий обитель постигла судьба большинства культовых сооружений — сначала она была закрыта, а позже разграблена и разрушена. Только в 1991 году территория была возвращена РПЦ. Теперь здесь обустроен Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, или как его еще называют Задонский женский монастырь.

Главным храмом обители является Троицкий, рядом с ним возвышаются колокольня и Преображенский храм. В память о пребывании здесь Тихона Задонского в одной из башен была обустроена отдельная келья, где находится икона святителя, мироточившая в 1998 году. На вечном хранении в монастыре находится и частица его мощей. В 2000 году, в День всех российских святых, во время молитвы на глазах паломников в Троицком храме кровоточило Крестное Распятие. Частицы крови, сочившейся из венца Спасителя, сохранились в храме до сегодняшнего дня. В настоящее время в обители проживают 82 монахини, занимающиеся натуральным хозяйством, шитьем и иконописью. Задонский женский монастырь, так же как и мужской, предоставляет бесплатный кров и трапезу паломникам. В летнее время ежедневно здесь питаются около 80-90 человек, а зимой — до 1000.

Задонский Богородице-Тихоновский монастырь

Еще один монастырь расположился в селе Тюнино в окрестностях Задонска. Основан он был в то время, когда Тихон Задонский перестал возглавлять Воронежскую епархию и ушел на покой. Здесь, в слободе Тюнинка, у источника, святитель любил уединяться для молитвы. В начале XIX века местный помещик А. Ф. Викулин, вдохновленный размышлениями посещавшего эти места Владыки Антония, заложил и построил храм иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в 1814 году в пристроенных к храму строениях начали свое отшельническое житие 30 монахинь. В 1820-х годах Викулин А. Ф. начал строить еще одну церковь — в честь Александра Невского. После смерти мецената его сын Владимир стал притеснять монастырь, а вскоре закрыл главный храм обители, а храм Невского превратил в богадельню. В 1860 году монастырь приобрел статус иноческой обители, а с ним и настоятельницу. Ею стала монахиня Покровского монастыря Поликсения, которая с первых дней начала активное благоустройство обители, а в 1889 году ее стараниями был заложен храм Вознесения Господня.

В начале ХХ столетия монастырь насчитывал 86 послушниц и 45 монахинь. С приходом большевиков в жизни монастыря сначала ничего не изменилось, но уже в 1919 году, после смерти настоятельницы, все земли и имущество были конфискованы. Настоятельницей опустевшего монашеского пристанища стала Мелитина, благодаря которой община смогла просуществовать более 10 лет. В 1930 году местными представителями власти было принято решение о передаче священной территории на благо советов и выселении монахинь. В ответ на это послушницы оказали сопротивление, за что были осуждены и отправлены в ссылку, а Мелитина расстреляна в тюрьме города Елец. Возрождение монашеской обители, инициированное насельниками соседнего Рождество-Богородицкого монастыря, началось лишь в 1994 году.

В данный момент восстановительные работы завершаются. Соборным храмом обители является Вознесенский. Рядом с ним расположен сестринский корпус с трапезной и примыкающим храмом Александра Невского. В 2005 году закончено благоустройство святого источника Тихона Задонского, искупаться в целебных водах которого стремятся паломники и туристы. Ныне здесь укрепился монашеский уклад. Общину возглавляет настоятельница Арсения. Как и положено в монастырях, послушницы заняты по хозяйству, а также постоянно молятся Богу, Богородице и святителю Тихону. Пять раз на неделю здесь проходит Божественная литургия, ежедневно совершаются молебны.

Задонский Свято-Троицкий Тихоновский монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь, ранее именовавшийся Скорбященским, расположен в 90 км от Задонска, в городке Лебедянь — районном центре Липецкой области. Обитель возникла на рубеже XVIII-XIX столетий из монашеской общины, основанной Матроной Поповой, которая, только начав богоугодное дело, скончалась. Воплощение мечты Матроны продолжил ее душеприказчик протоиерей Петр, выстроивший церковь иконы Божией Матери на оставленные монахиней средства. В 1860 году храм был освящен епископом Воронежским Иосифом, а при нем начала свое существование названная в честь Тихона Задонского община сестер милосердия.

В 1870-х годах вокруг зданий общины была построена каменная ограда, а также колокольня. В 1889 году решением Святого Синода община возведена в Задонский Свято-Троицкий Тихоновский женский монастырь, который, успешно развиваясь, просуществовал до 1917 года. После революции строения обители были постепенно отобраны, а в 1929 году община перестала существовать. Сегодня на территории монастыря располагаются офисные помещения «Задонскгаза» и хлебокомбината. Из всего комплекса только Свято-Троицкий собор был передан в распоряжение Церкви.

Паломничество в Задонск

Ежегодно тысячи паломников устремляются в Задонск. Больше всего посетителей приезжают сюда в дни празднования больших православных праздников: Пасхи, Рождества, Покрова. Чаще всего мотивом паломничества являются желания исповедаться, помолиться, прикоснуться к нетленным мощам или чудотворной иконе, обрести благодать, получить благословение, искупаться в священном источнике, а также сделать пожертвования или даже принять обет. Много православных приезжает сюда с целью заказать требы в Задонском мужском монастыре.

Считается, что совершенные здесь подобные таинства имеют огромную силу. Самостоятельно отправляясь в такое путешествие, следует учитывать, что в дни праздников поселиться в Задонске практически невозможно, город наполнен приезжими, поэтому о поселении договариваются заранее, заказав жилье по телефону или через интернет. Проблем с посещением монастырей практически не существует. Задонский монастырь — это место, где никому не откажут, а может, еще и покормят. Здесь можно приобрести товары и экологически чистые продукты, произведенные членами общин, начиная от кваса и молока и заканчивая посудой и изделиями из дерева, не считая сувениров и предметов культа.

Как добраться до монастырей

Добраться до Задонска — дело нехитрое, ведь он расположен возле Ростовской трассы М-4. Прямо в центре города находится Рождество-Богородицкий Задонский монастырь. Как доехать или дойти с Ростовской трассы, подскажет любой человек, в том числе и не местный. Из Задонска до Тюнино, где расположен Богородице-Тихоновский монастырь можно добраться автобусом, маршруткой или, как истинный православный, пешком. Расстояние между поселками составляет чуть более 2 км. Немного далее, около 7 км от Задонска, расположен Свято-Тихоновский монастырь, добраться до которого поможет общественный транспорт или такси. Сложнее доехать до Лебедяни. Там находится Свято-Троицкий Задонский монастырь. Карта автомобильных дорог или автонавигация помогут в этом. Удобней всего и ближе добираться из Липецка. Учитывая такое расположение, в один день посетить все Задонские монастыри довольно проблематично.

Аудиогид по Задонскому Рождество-Богородицкому монастырю

История этой светлой, невероятно красивой и гостеприимной обители неразрывно связана с личностью и духовными подвигами святителя Тихона Задонского, одного из самых почитаемых русских святых.

Здесь, на территории монастыря, он провел последние годы своей земной жизни. Мы узнаем, где находилась келья Тихона Задонского, увидим место, где святителю явился сам Господь, полюбуемся прекрасным собором, в котором почивают мощи святителя Тихона и познакомимся с другими достопримечательностями Рождество-Богородицкого монастыря. В этом аудогиде мы старались уделить особое внимание истории создания обители и основным вехам в ее жизни.

В создании аудиогида активное участие приняли братья Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Мы искренне благодарим их за доброту, открытость и огромную помощь! Еще на этапе создания аудиогида, мы планировали сделать его особенным: глубоким и поддерживающим у паломников сосредоточенное и молитвенное настроение. Аудиогид по Задонскому Рождество-Богородицкому монастырю звучит голосом служителя паломнического отдела монастыря, отца Афанасия, которому мы хотели бы выразить особую благодарность. Негромким аккомпанементом к аудиогиду служит запись песнопений хора Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Полную версию аудиогида можно найти здесь. Скачать аудиогид можно, установив приложение izi.TRAVEL на телефон и набрав в поиске «Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь».

Мы надеемся, что аудиогид по Рождество-Богородицкому монастырю принесет вам пользу и частичку благодати, которая царит в этом удивительном святом месте!

Выражаем огромную благодарность за помощь в создании гида всем членам Липецкого областного краеведческого общества и лично – Александру Юрьевичу Клокову. Тексты, представленные в аудиогиде, содержат, в том числе, сведения, представленные в научно-публицистических трудах участников Общества. Благодарим Государственную дирекцию по охране памятников культурного наследия Липецкой области и Андрея Анатольевича Найденова – лично, за большое содействие в организации поездок по области и консультирование по историко-архитектурным вопросам.

Выражаем благодарность Центру кластерного развития Липецкой области за огромную поддержку содействие в организационно-консультативных вопросах. Аудиогид подготовлен командой блога «Летопись русской усадьбы»: Вадимом Разумовым, Екатериной Гавриловой, Александром Телицыным.

Мы благодарим братьев Задонского Рождество-Богородицкого монастыря за огромную помощь, гостеприимство и доброту!


2. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Главный храм обители.

Общая высота монастырской колокольни составляет 82 метра. Колокольню венчает 5-метровый крест. А вес самого тяжелого колокола составляет 5 тонн.


3. Надвратная Никольская церковь с колокольней и гостиничными корпусами.

Собор Владимирской иконы Божией Матери является «сердцем» задонской Рождество-Богородицкой обители. Именно в нем находятся главные святыни монастыря: чудотворная икона Владимирской иконы Божией Матери и мощи святителя Тихона Задонского.


4. Сияющие купола Рождество-Богородицкого монастыря видны из любой точки Задонска.

В первом ярусе колокольни по-прежнему сохраняется вход в обитель. Символично, что паломников и гостей монастыря встречают позолоченные фигурки ангелов, расположенные на колокольне. Переливаясь на солнце, они, как и прежде, радостно приветствуют путников.


5. Надвратную колокольню украшают позолоченые фигуры ангелов.

Эта архитектурная достопримечательность была построена в период с 1845 по 1853 год выдающимся русским архитектором Константином Андреевичем Тоном. Именно он спроектировал проект Храма Христа Спасителя в Москве. К созданию собора во имя Владимирской иконы Божией Матери приложил свои усилия и другой известный человек – художник Тимофей Егорович Мягков. Он создал иконостас старинного храма.


6.

Архиерейский корпус был построен в 1906 году. Это здание, выполненное в стилевых формах эклектики, предназначалось для проживания епархиальных архиереев и почетных гостей монастыря. Некоторое время в корпусе располагалось Уездное духовное училище. Сейчас там проживают монахи обители.


7. Архиерейский порпус.


8.

На средства задонского городничего Ивана Дулова на месте кельи Тихона Задонского был установлен гранитный памятный знак. После прославления святителя Тихона, в 1865 году, на месте монумента была появилась миниатюрная церковь, которую освятили в честь Тихона Задонского.. Как и большинство построек комплекса Задонского мужского монастыря, Церковь на месте кельи Святителя Тихона Задонского пострадала в советские годы. Однако, общими усилиями храм, расположенный на столь памятном для православных христиан месте, восстановлен и вновь открыт для прихожан.


9. Церковь на месте кельи Святителя Тихона Задонского.

В южной части территории монастыря расположено двухэтажное здание с протяженным фасадом, украшенной изящными колонными портиками. Это – трапезный корпус монастыря, в котором расположена церковь во имя Вознесения Господня. Трапезный корпус появился в Задонске еще в конце XVIII века, однако в середине XIX столетия здание подверглось существенной перестройке. В 1817 году к корпусу была пристроена церковь Вознесения Господня, а в 1842 году – часовня на месте так называемой «Митрофановской пещеры» – места, где скрывался для уединенной молитвы соратник Тихона Задонского, святитель Митрофан. Рядом со святителем Митрофаном в «Митрофановской пещере» нашли свой покой несколько задонских праведников.


10. Трапезный корпус с церковью Вознесения Господня.

В самом центре площади между Владимирским собором и Трапезным корпусом находится памятник святителю Тихону Задонскому. Великий духовный деятель изображен на монументе, благословляя Задонск, монастырь и всех посетителей обители.

Читайте также:  Храм Святой Троицы в Антарктике: история и географическое местоположение, современное состояние и работа


11. Памятник Тихону Задонскому.

Этот храм был построен на том самом месте, где в усыпальнице под алтарем прежнего Владимирского собора покоились мощи святителя Тихона Задонского до их обретения в 1846 году. Знаковый храм был построен в 1870 году. Постройка, лишенная пышного декора, выдержана в стилевых формах эклектики. В настоящее время церковь во имя святителя Тихона отреставрирована.


12. Церковь над гробом Тихона Задонского.


13. Территория монастыря похожа на райский сад. Здесь высажено множество цветов, которые благоухают как-то особенно сладко.

Открытие памятника было приурочено ко дню прославления святителя Тихона Задонского 26 августа 2005 года. В Задонск устремились крестным ходом сотни паломников из Липецка, Ельца, Воронежа и других городов. В Задонске они объединились в общий крестный ход и проследовали в обитель, к месту торжественного открытия памятника святителю Тихону. В ходе торжества памятник был освящен по чину иконы. То есть, он является одной из святынь монастыря.


14. Памятник святителю Тихону был освящен по чину иконы, то есть он является одной из святынь обители.


15.


16. Владимирской собор был построен по проекту русского зодчего Константина Тона. Ему же принадлежит авторство проекта Храма Христа Спасителя в Москве.

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы является вторым по величине храмом Задонского мужского монастыря. Эта величественная церковь находится южнее Владимирского собора. Храм в его нынешнем виде был построен в 1862 году.


17. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


18.


19.

Еще одно здание со скромным декором, выдержанное в стиле эклектики, до революции являлось казначейским корпусом. В нем проживали монастырские, ризничие, благочинные и братья. Сейчас там тоже находятся братские кельи.


20. Казначейский корпус.

За алтарной частью Владимирского собора находится могила выдающегося военного, общественного деятеля, дипломата и путешественника Николая Муравьева-Карского. У человека, который только начал знакомиться с историей Липецкой области, может возникнуть вопрос: «Почему могила этого светского человека расположена в столь почетном месте, у главного храма обители»?


21. Могила Николая Николаевича Муравьева-Карского, великого военного деятеля и мецената. С историей его усадьбы Скорняково-Архангельское в Задонском районе вы можете ознакомиться здесь.


22.


23.


24.


25. Общая высота монастырской колокольни составляет 82 метра. Колокольню венчает 5-метровый крест.


26. Вид на монастырь.


27.

У основания высокого холма, на котором расположен Рождество-Богородицкий монастырь, проистекает чудотворный Богородичный источник. На протяжении нескольких веков он привлекал множество паломников. Существует версия, согласно которой первый храм над источником был построен в 1610 году – в год основания самого монастыря. Однако, достоверно известно о том, что каменная часовня появилась здесь в первой половине XVIII века. В 1870 году на месте этой часовни появилась церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».


28.

Святой источник, расположенный у подножия монастырского холма, не раз являл чудеса исцеления верующим из разных уголков мира. Ежегодно его посещают тысячи паломников. Во время возрождения монастыря у источника была оборудована купель.


29. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Святой источник и купель.


30.


31.


32.


33. Обязательно посетите эту удивительную обитель!

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Особое, уникальное место среди всех монастырей Липецкой области занимает Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Его история связана с важными моментами земной жизни святителя Тихона Задонского, и сегодня в главном храме обители во Владимирском соборе почивают святые мощи прославленного святого.

Обитель основана в 1610-1620 гг. двумя иноками московского Сретенского монастыря Кириллом и Герасимом на высоком холме в устье речки Тешевки.
По преданию, на этом месте Тамерлану явилась Богоматерь. Иноки принесли с собой копию чудотворной Владимирской иконы Богоматери.
Первый построенный ими деревянный храм был освящен во имя Сретения Богородичной иконы Владимирской. «За рекою Доном монастырь Тешевский …. церковь поставлена и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима», – так рисуют монастырь писцовые книги. Обитель росла, обустраивалась, в ней установился общежительный уклад. Вскоре сюда стали стекаться иноки и миряне. Постепенно в вблизи обители возникла монастырская слобода Тешевка, переименованная в дальнейшем в уездный город Задонск.
В 1692 обитель пострадала от пожара. Сгорел дотла деревянный храм, постройки, имущество и архив. Спаслась чудом лишь икона. «Это обнаружение чудодейственной силы благодатной от честныя Владимирския иконы Богоматери еще более усилило веру в молящихся перед Нею», – пишет историк монастыря о. Геронтий. Весть о чуде разлетелась быстро. В обитель устремились паломники, многие из которых делали различные пожертвования на восстановления обители. Кто не мог предложить денег или что-то ценное, тот помогал на стройке
Восстановленный монастырь был полностью деревянный и таким он оставался до 1736 года. Затем в связи с обветшанием и малыми размерами деревянной церкви строится первый каменный храм. Главный престол получил прежнее наименование Сретения Богородичной иконы Владимирской.
Расцвет и слава монастыря связана с пребыванием в обители святителя Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, Задонского чудотворца.(1768 – 1783 гг.)
«Народ узнал о таком «простом владыке», как живший в Задонске Тихоне, ещё при жизни этого превосходного человека оценил его дух и назвал его дух святым.
Этот самый народ жаждал слова Тихона, и слушался этого слова более, чем всяких иных словес владык пышных…», – писал Н. С. Лесков.
Люди шли к святителю Тихону со своими чаяниями и для всех он находил время и доброе слово. Обладая даром прозорливости, не раз удерживал святитель Тихон людей от гибельных поступков, его молитвы исцеляли и утешали.
В обители он написал свои главные труды.
В 1798 году расширяется архитектурно-храмовый комплекс монастыря.
Строятся новые здания, реставрируются старые. Каменная Владимирская церковь украшается настенной живописью. На южной стороне монастыря строится каменный двухэтажный братский корпус. Над монастырем поднялась четырехъярусная колокольня со шпилем.
Начинается строительство нового величественного пятикупольного восьмипрестольного трехэтажного храма по проекту известного московского архитектора К. А. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве, малой копией которого считается Задонский Владимирский собор).
Храм богато украшен различными архитектурными элементами. Внутренняя отделка собора и иконостас были выполнены по проекту академика Т. В. Мягкова.
При строительстве нового храма и разборке старого были обретены мощи святителя Тихона. В 1861 году состоялось его прославление. « Для простого народа это была эпопея, или как говорил один тогдашний вития, – «совершался священный пир веры». Такого движения, которое началось ко времени открытия торжества, не может передать ни одно из напечатанных в то время сказаний… Из Орла к этому торжеству отправилось множество народа. Больше всего, разумеется, усердствовало купечество, но не отставали и средней руки помещики, особенно же валил простой народ. Эти шли пешком… Движение было такое многолюдное, что в городах Ливнах и Ельце, через которое лежал путь, не было мест ни на постоялых дворах, ни в гостиницах. Случалось, что важные и именитые люди ночевали в своих каретах»,- так писал об этом событии Н. С. Лесков.
После канонизации святителя Тихона обитель обрела небывалую популярность у паломников во всей России. Задонск стали называть «Русским Иерусалимом».
Историк монастыря о. Геронтий пишет: «Заурядный Задонский монастырь, привлекавший при жизни святителя Тихона и еще больше после смерти толпы богомольцев, сделался богатым монастырем, и это дало возможность хорошо и основательно обустроиться».
Перестраивается храм Рождества Пресвятой Богородицы в большое пятиглавое здание в русско-византийском стиле. Возводятся храмы на месте кельи и обретения мощей святителя Тихона. На месте святого источника, бьющего у основания холма, на котором стоит Задонская обитель, вместо часовни была сооружена однопрестольная церковь во имя Царицы Небесной (позднее ее стали называть «Живоносный Источник»).
Владимирский собор вновь расписан по образцу росписи в храме Христа Спасителя московскими художниками под руководством К. Е. Морозова. Внутреннее убранство великолепно и уникально, добавлена еще роспись на тему Жития святителя Тихона, его прославления и монументальные картины на сюжеты Жития святителя Митрофана Воронежского.
Задонский монастырь достиг своего расцвета: имел крепкое хозяйство (два кирпичных завода, свечной, подворье), завершенный архитектурный облик (из семи храмов, колокольни и др. построек).
В разное время в обители бывали святители Феофан Затворник и Иннокентий (Борисов), митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский), Воронежские архипастыри свт. Антоний (Смирницкий), сщмч. Тихон (Никаноров), сщмч. Захария (Лобов) мн. др. Монастырь посещали Петр I, Александр II, обер-прокуроры Синода, губернаторы… .
К началу ХХ века обитель занимала почетное седьмое место среди монастырей России.

В современном внешнем облике Рождество-Богородицкого монастыря сохранилась и восстановлена основная часть храмового комплекса. Главный храм обители, Владимирский собор обрел свое прежнее великолепие и величие, и здесь вновь звучат вековые сокровенные слова Священного Писания и молитвы.

    Обновлена и украшена росписью из жития святителя Тихона церковь на месте его кельи.
    Отреставрирован храм Рождества Пресвятой Богородицы.

    В 1999 была освящена церковь в честь иконы Божией матери «Живоносный Источник» с купальней.
    Восстановлены жилые корпуса, построены новые здания. (двухэтажные архиерейские покои, типография, гостиницы, столярная, строительная иконописная, швейная мастерские).

    На площади рядом с соборным храмом возвышается памятник святителю Тихону Задонскому известного воронежского скульптора И. Дикунова (2005 г.).

    Задонский монастырь // Домашняя энциклопедия. – 2013. – №11. – С. 22. – (Путь веры).

    Задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. – Москва, 2008. – Т. 19. – С. 491-504.

    Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь / сост. Н. Д. Ивашова, А. А. Найденов, И. А. Жирова, и др. // Липецкая область : каталог объектов культурного наследия – Москва : НИИЦентр, 2008. – С.113-117.

    Комолова, Э. В. Задонский Богородицкий Тешевский мужской монастырь / Э. В. Комолова // Воронежская энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. М. Д. Карпачев. – Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – Т.1 : А-М. – С. 298.

    Задонский Богородицкий // Липецкая энциклопедия: в 3 т. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 32.

    Комлик, Н.Н. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь : [история монастыря в произведениях Е. И. Замятина] / ред. Л. В. Куракова // Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст – Тамбов : ТГУ ; Елец : ЕГУ, 2004. – С. 164-168.

    Книги и статьи из книг

    Морев, Л. А. История Задонского мужского монастыря / Л. А. Морев. – 5-е изд., уточ. и доп. – Задонск : Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, 2010. – 158 с.

    Святая обитель веры и покаяния : 400 лет Задонскому Рождество-Богородицкому монастырю : [иллюстрированный альбом] / рук. проекта, гл. ред. и авт. сост. Б. О. Архангельский; авт. материалов протоирей О. Безруких, иеромонах Гавриил (Мельников), монахиня Евхимия (Воронина); фот. Б. Архангельский. – Липецк : Изд-во Липецкой и Елецкой епархии, 2010. – 255 с.

    Святые места Липецкого края = Sacredplacesof Lipetskregion : к 400-летию со дня рождения Задонского Рождество-Богородицкого мужского епархиального монастыря : [фотоальбом]. – Липецк : Новый взгляд, 2010. – 248 с.

    Четыре века святой Задонской обители / А. Клоков. – Липецк : Липецкая и Елецкая епархия : Липецкое краеведческое общество, 2010. – 364 с.

    Архангельский, Б. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь / Б. Архангельский // Липецкая и Елецкая епархия 2003-2008. Путем созидания : иллюстрированный альманах. – Липецк : РПА Редпро, 2009. – С. 107-114.

    Морев, Л. А. История Задонского мужского монастыря / Л. А. Морев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Задонск : Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, 2008. – 115 с.

    Никон, (Васин Н.И.), епископ. Пока существуют монастыри и их молитвенники – существует Россия : [о духовном наследии Липецкого края, о Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре] / Никон, епископ, Е. С. Гомов, Е. А. Абаева // Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальной трансформации : сборник статей и тезисов докладов региональной научно-практической конференции, май 2008 г. – Липецк : ЛГТУ, 2008. – С. 163.

    Максименко, Е. Традиции пастырского душепопечения и современный опыт помощи страдающим наркотической и алкогольной зависимости в Задонской обители / Е. Максименко // Взаимодействие церкви и медицины. – Липецк, 2008. – С. 47-49.

    Абаева, Е. А. Задонские Рождество-Богородицкий мужской и Свято-Тихоновский монастыри и их влияние на православие и отечественную культуру / Е. А. Абаева, Н. Ю. Ручкина // Роль православия в развитии русской культуры и образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции 15 декабря. – Липецк : ЛГТУ, 2007. – С. 45-47.

    Рождество-Богородицкий мужской монастырь // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район / А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов. – Липецк, 2007. – Ч. 1. – С. 115-267.

    Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь // Русские монастыри : южная часть Центрального региона России : Тамбовская и Мичуринская, Пензенская и Кузнецкая, Липецкая и Елецкая, Воронежская и Борисоглебская епархии. – Новомосковск : Очарованный странник, 2005. – С. 177.

    Низовский, А. Задонский Богородицкий монастырь / А. Низовский // Православные храмы и монастыри: Москва и Петербург, Центральная Россия и Поволжье, Север и Северо-Запад Руси православная Сибирь. – Москва : Вече, 2005. – С. 194-196. – (Наши традиции).

    Морев, Л. А. Под перезвон колокольный : Задонск и Задонский Богородицкий

    мужской монастырь / Л. А. Морев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Воронеж, 2004. – 215 с.

    Николюкина, Л. Богородице-Тихоновский мужской монастырь / ред. А. М. Тарунов // Земля Липецкая : Историческое наследие. Культура и искусство. – Липецк : НИИ Центр, 2003. – С. 195-200. – (Наследие народов РФ).

    Морев, Л. История Задонского мужского монастыря / Л. Морев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Задонск : Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2003. – 107 с.

    Задонский Рождество-Богородицкий монастырь (мужской) // Монастыри. – Москва : Рипол классик, 2002. – С. 95-96. – (300 исторических мест).

    Низовский, А. Задонский Богородицкий монастырь // А. Низовский Самые знаменитые монастыри и храмы России. – Москва : Вече, 2001. – С. 248-250. – (Самые знаменитые).

    Ратшин, А. Богородицкий-Задонский / А. Ратшин // Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах России. – Москва : Книжная палата, 2000. – С. 83.

    Морев, Л. А. Под перезвон колокольный : Задонск и Задонский мужской

    мужской монастырь в досоветский период / Л. А. Морев. – Липецк : Липец. изд-во, 1999. – 191 с.

    Задонский Богородицкий мужской монастырь. – (Б.М.),1998. – 4 с.

    Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря / сост. Геронтий // Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за 17, 18, и 19 столетия и библиографическими указаниями / сост. И. Добролюбов.- Москва : 1871. – 273 с.

    Ссылка на основную публикацию