Желтиков монастырь в Твери: история и адрес, описание и настоятели, как проехать и добраться

Тверской Успенский Желтиков монастырь. Часть II

Автор: Ilich
14.01.2012 14:54

Особое место в истории Тверского края и города Твери занимало кладбище, находившееся на территории Желтикова монастыря. Изначально возведенный Святителем Арсением в качестве места погребения Тверских епископов, Успенский Желтиков монастырь к концу 18 века становиться главным некрополем для самых уважаемым и известных граждан Твери и Тверской губернии. Захоронение рядом с мощами Святителя, в освященной его именем монастырской земле, становится своеобразным признанием прижизненных заслуг усопшего, либо обязательным атрибутом его высокого социального статуса. На монастырском кладбище хоронят представителей знатнейших дворянских родов края, богатых купцов и важных чиновников, священнослужителей. Имена большинства этих людей навсегда канула в лету, но некоторые и сегодня известны, хотя и нет так широко как они того заслуживали бы.

Имя Федора Николаевича Глинки известно многим ценителям русской литературы. Этот человек прожил очень длинную и удивительную жизнь, событий которой с лихвой хватило бы на десяток замечательнейших биографий.

Он с одинаковым успехом смог достигнуть успеха и заслужить заслуженного признания в делах военных, общественных и литературных.

В 1805 году он участвовал в битве при Аустерлице. В 1812 году в качестве адъютанта Милорадовича Федор Николаевич принимает участие во всех крупнейших сражениях Отечественной войны начиная от Смоленского и заканчивая взятием Парижа. Награждается за храбрость золотым оружием.

Свое первое стихотворение напечатал в 1807 году, за семь лет до первой анонимной публикации стихотворения А.С. Пушкина в журнале Вестник Европы. В 1822 году Великий русский поэт поблагодарил Федора Николаевича за его хлопоты по смягчению опалы следующим посланием:

Когда средь оргий жизни шумной
Меня постигнул остракизм,
Увидел я толпы безумной
Презренный, робкий эгоизм.
Без слез оставил я с досадой
Венки пиров и блеск Афин,
Но голос твой мне был отрадой,
Великодушный гражданин…

В. Белинский, разбирая стихотворение Глинки «Москве Благотворительной» в 1841 году, писал о нем: «Г-н Глинка почетное лицо в нашей литературе, – то, что называется известностью, славою, авторитетом. К этому особенно способствовало его долговременное и усердное служение музам. Начиная с двадцатых годов текущего столетия, вы не найдете ни одного журнала, ни одного альманаха, в котором бы не встретилось имя г. Глинки.

В 1894 году монастырь отметил пятисотлетие своего существования. И это была отнюдь не абстрактная дата. Преемственность от Святителя Арсения бережно сохранялась и всячески подчеркивалась монастырской братией. В обители бережно сохранялись первый гроб Святителя , собственноручно им приготовленный для погребения, чудесный покров для гроба Угодника, который по приданию хотели похитить поляки в 1609 году, но не смогли так как солдат, стащивший покров с гроба был поднят вместе с конем на высоту неведомой силой и оттуда низвергнут на землю, сам же покров при этом остался лежать на кровле храма Пресвятой Богородицы. В монастырской библиотеке можно было увидеть древние рукописи, и дораскольные книги 17 века. В монастырской ризнице хранились ценные богослужебные предметы, иконы 14-17 веков.

Интересующемуся посетителю монахи могли бы показать многочисленные царские подарки – русские самодержцы от Ивана IV до последнего русского императора благоволили к монастырю и одаривали частенько. Монастырский комплекс становится для человека начала XX века своего рода порталом в прошлое. Сохранись все это великолепие сегодня – Желтиков монастырь был бы одним из крупнейших центров паломничества и туризма в Тверском крае.

Но шестисотлетие Желтикову монастырю отпраздновать не пришлось, хотя двадцатый век начался для древнего монастыря вполне благополучно. Желтикова роща и ее окрестности становятся излюбленным местом отдыха тверичей. Ежегодно монастырь посещают многочисленные паломники со всех концов Российской империи, да и любители древностей не оставляют его своим вниманием.

Продолжалось благоустройство монастырских земель. Был построен деревянный мост через Тьмаку, а в 1912 году началась реконструкция монастырских ворот. Она осуществлялась по проекту архитектора А.П. Федорова (автор проектов зданий Женского коммерческого училища и Технического училища В Твери). Святые ворота были перестроены в псевдорусском стиле (ранее они имели вполне себе «классический» вид) над ними была возведена высокая трехъярусная колокольня с маковкой. Теперь звон древних монастырских колоколов можно было слышать и на Пролетарке.

Первый удар по монастырскому благополучию был нанесен в 1917 году. Обитель лишилась всех принадлежащих ей угодий, начались первые, пока еще осторожные вылазки представителей новой власти за монастырскими сокровищами.

После первого набега монастырская жизнь в обители угасла не сразу. Кстати, во всех источниках монастырь указывается как второклассный мужской монастырь, но после 1917 году основную часть его обитателей составляли женщины и именно благодаря им монастырь смог просуществовать до 1929 года. Несмотря на некоторую разность биографий, все они достаточно одинаковы – судьбы последних обитателей Желтикова монастыря сложились трагически. Вот некоторые из них:

АНИСИМОВ Георгий (Горгоний) Яковлевич,

родился в 1875 в селе Быково Воронежской губернии, в крестьянской семье. Окончил Московскую духовную академию. В начале 1920-х — насельник Новгородского монастыря. Пострижен в мантию с именем Горгоний. Рукоположен во иеромонаха. В 1928 — служил в соборе Воскресения Христова в Ленинграде. С 1929 — настоятель Тверского Успенского Желтиковского монастыря (по назначению архиепископа Димитрия Гдовского). 19 октября 1930 — арестован как «участник Тверского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ», 10 ноября отправлен в Бутырскую тюрьму. 18 февраля 1931 — приговорен к ВМН и 23 февраля расстрелян.

БАРТОЛОМЕЙ Владимир Владимирович,

родился в 1892 в Москве, в семье дворянина-помещика. Окончил Николаевский кадетский корпус и два курса юридического факультета Петербургского университета. С 1920 по 1921 — служил письмоводителем Московского запасного стрелкового полка. В конце 1928 — рукоположен во иерея, служил в церкви Желтиковского монастыря, после его закрытия — в церкви села Наумовки Средне-Волжского края. 7 мая 1929 — арестован в Бугуруслане по подозрению «в распространении а/с листовок», через два месяца освобожден. Скрывался в Твери, служил в Никольской церкви. 26 ноября 1930 — арестован как «активный участник Тверского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ». 18 февраля 1931 — приговорен к ВМН и 24 апреля расстрелян.

ВАРЕНЦОВА Агафья (Анфиса) Ивановна,

родилась в 1880 в дер. Вербити Бежецкого уезда Тверской губ. Получила начальное образование. С 1880-х — в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию с именем Анфиса, после его закрытия чернорабочая в магазине. Лишена избирательных прав. Судилась за торговлю водкой. 28 мая 1931 — арестована по групповому делу. 11 июля приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Казахстан.

ВАСИЛЬЕВА Елизавета Васильевна,

родилась в 1867 в дер. Лисицы Завидовского уезда Московской губ. Получила начальное образование. С 1871 — в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию, после его закрытия без определенных занятий. Лишена избирательных прав. 28 мая 1931 — арестована по групповому делу. 11 июля приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Казахстан.

ВОРОНИНА Прасковья (Викторина) Сергеевна,

родилась в 1883 в дер. Рязаново Тургиновского уезда Московской губ. Получила начальное образование. С 1906 — в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию с именем Викторина, после его закрытия без определенных занятий. Лишена избирательных прав. 28 мая 1931 — арестована по групповому делу. 11 июля приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Казахстан.

ЖИВОВА Ксения Кирилловна,

родилась в 1883 в дер. Торбеево Богородского уезда Московской губ. Получила начальное образование. С 1900-х — в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию, после его закрытия без определенных занятий. Лишена избирательных прав. 28 мая 1931 — арестована по групповому делу. 11 июля приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Казахстан.

КОЗОРЕЗ Семен Иванович,

родился в 1881 в селе Городище Лохвицкого уезда Полтавской губ., в крестьянской семье. Получил начальное образование. Монах, позднее посвящен во иеромонаха. Служил диаконом в церкви Желтиковского монастыря. 10 ноября 1930 — арестован по делу Тверского “филиала” ИПЦ. 18 февраля 1931 — приговорен к ВМН и 23 февраля расстрелян на Ваганьковском кладбище.

САВЕЛЬЕВА Елизавета Игнатьевна,

родилась в 1891 в селе Старый Погост Тверского уезда Московской губ. Получила начальное образование. С 1918 — в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию, после его закрытия чернорабочая. Лишена избирательных прав. 11 июля приговорена к 3 годам ИТЛ и отправлена в лагерь.

На глазах этих людей древний монастырь медленно умирал. Во второй половине 1920 – х годов Советская власть озаботилась постройкой нового поселка для рабочих на северо-западной окраине Твери (ныне ул. Ржевская). Новый поселок призван был улучшить жилищные условия трудящихся и поэтому получил несколько неблагозвучное название «Поселок ФУБРа (Фонда улучшения быта рабочих». Для решения этой достаточно благородной задачи строители поселка решили частично использовать материал, доставшийся от «проклятого прошлого», а именно – известняк и кирпич Алексеевской церкви и царских чертогов. Для этого указанные монастырские постройки были аккуратно разобраны. Впрочем особую щепетильность можно уже было не проявлять. В начале 1929 года монастырь был окончательно закрыт, его обитатели выброшены на улицу (правда не надолго), а оставшиеся здания переданы Мигаловскогу аэродрому – на территории обители расположились склады и мастерские.

Возможно оставшиеся монастырские здания, в том числе и собор Успения Богородицы смогли бы сохраниться в новом качестве и до наших дней, но этому помешала война

В сентябре 1941 года на берегу Тьмаки и в Первомайской Рощи начались масштабные работы по созданию оборонительных позиций на западном направлении от города Калинина. На территории монастыря разместился наблюдательный пункт, в свежевырытых окопах – ополченцы и бойцы 5 стрелковой дивизии. 14 октября 1941 года бывшие монастырские владения стали свидетелем ожесточенного, но кратковременного сражения. Так получилось, что в момент наступления в городе Калинине фактически не оказалось войск. Оборонять город пришлось бойцам истребительного батальона – вчерашним рабочим, студентам, городской интеллигенции. Немцы наступали со стороны деревни Даниловское. Вот как вспоминал об этом бое бывший боец истребительного батальона Василий Иванов: “Наступали немцы с легкими танками впереди. Мы втретили их огнем из винтовок (!). На позиции были так же красноармейцы с пулеметами. Бой был у противотанкового рва. Немецкие танкетки его не прошли и лишь стреляли. Наступала пехота. Погибло много наших. Отступали мы к насыпи железной дороги. И здесь продолжался бой. Потом нашу позицию заняли бойцы Красной Армии, а нас отвели за Волгу”.

Сложно без карты оборонительных позиций точно определить где именно происходили описанные события, но на юго-западной окраине Первомайской рощи по дороге к бывшему Желтикову монстырбю и сегодня можно увидеть остатки какого-то рва теперь заросшего сосняком и кустами. Возожно это остатки этого самого противотанового рва, о котором пишет Василий Арсентьевич. После артобстрела и бомбардировки, находясь под угрозой полного окружения советские войска отошли в сторону центра города. Существуют несколько версий уничтожения остатков монастырских построек в октябре 1941 года. По одной из них монастырь был взорван отступающими частями Красной армии с целью уничтожения авиамастерских, по другой версии монастырь был разрушен немецкими бомбежками и артобстрелом. Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь прп. Антония и Феодосия, ограда, ризничная-часовня и остатки Алексеевской церкви. Первая версия выглядит более правдоподобной – вряд ли даже самый страшный артобстрел и бомбежка смогли бы полностью уничтожить крепкие монастырские постройки. Тем более что сам оборонительный рубеж очень неплохо сохранился и даже через 70 лет в Первомайской Роще отчетливо просматриваются очертания траншей, пулеметных точек и землянок. После войны остатки монастыря были сняты с государственной охраны. Войну пережили немногие постройки, но как видно на фотографиях 1940- х годов сохранилось все таки больше нежели существует ныне. Видимо часть построек, например остатки башен, стен, собора были уничтожены уже после войны при организации склада ГСМ.

Территория Желтикова монастыря уже давно включена в городскую черту, но не очень многие тверичи, не говоря уже о приезжих, знают о данном историческом месте. Сегодня район Первомайской рощи – обычная городская окраина – панельные дома, частный сектор, промышленные объекты, совершенно ничего интересного для туриста. Сама роща, красиво выглядящая издали, при ближайшем рассмотрении может показаться филиалом городской свалки, особенно в теплое время года. При этом наибольшим успехом для складирования остатков многочисленных пикников у посетителей рощи пользуются старые траншеи и воронки от бомб и снарядов, что 9 мая выглядит очень символично.

Если ехать по Старицкому шоссе по направлению из города и свернуть в нужном месте налево, проехать по дороге без покрытия вдоль края рощи, потом по улице унылых коттеджей из серого кирпича, то можно оказаться возле небольшого пруда. На берегу пруда располагается картонка с просьбой не мыть в пруду автомобили (что по видимому частенько практиковалось, а может и ныне практикуется) так как этот пруд данным давно выкопал Святитель Арсений. Неподалеку от объявления виднеется небольшой православный крест, поставленный в память о находившейся поблизости обители. Под крестом расположена небольшая табличка из черного камня установленная Ф.Н. Глинке и его супруге благодарными потомками. Кто такой Ф. Глинка и почему каменная табличка установлена именно в этом месте для человека непосвященного скорее всего так и останется покрыто мраком неизвестности.

Сомнительно, что этот пруд сохранился со времен Святителя, скорее всего он был выкопан в XVIII-XIX веке, но если бы не картонка и крест , то ничто не свидетельствовало бы о том, что рядом с прудом когда то была одна из главных духовных обителей Тверского края, история которой теряется в глубине веков.

Напротив, окружающий пейзаж донельзя современен. Даже странные красные кирпичные ворота (остатки монастырских ворот и колокольни) и стоящая в отдалении двухэтажная неказистая постройка (братский корпус) не портят этого удушающего впечатления серости и обыденности. Кругом пруда разбросан какой-то армейский строительный мусор. Большой земельный участок вокруг братского корпуса не очень аккуратно обтянут по периметру несколькими рядами ржавой колючей проволоки над которой возвышаются кривые охранные вышки. Внутри зоны хаотично разбросаны какие то зеленые бочки и емкости, видимо с ГСМ. Для полной стилизации под небольшой концентрационный лагерь не хватает только характерной квадратной трубы с густым черным дымом. Время от времени тишину нарушает рев военно-транспортного самолета, заходящего на посадку на близлежащий аэродром Мигалово

Это место отчего-то одинаково мрачно и в серую и в солнечную погоду и даже Тьмака, как и 600 лет назад несущая свои воды неспособна изменить этого впечатления. Невольно позавидуешь Ивану Ивановичу Лажечникову, жившему в те времена, когда окрестности Тверского Успенского Желтикова Монастыря выглядели куда более поэтично.

История монастыря

Тверь – Тверской Успенский Желтиков мужской монастырь. Фото из архива Алексея Лукина.

Желтиков Успенский монастырь был основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Он находился в 5 верстах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружён сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери.

По свидетельству церковного предания, св. Арсений родился в г. Твери. Год его рождения неизвестен. Воспитан был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил свой дом в приют для странников и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть эту вражду, юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать ему путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил г. Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял постриг.

Добродетельный и трудолюбивый инок, сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание святителя Киприана, будущего митрополита Московского и всея Руси. Киприан посвятил инока Арсения в иеродиаконы.

Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву святого Арсения, которому было поручено заниматься всеми делами внутреннего устроения Русской Церкви.

В то время в Твери возникли большие разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным тверским епископом Евфимием. Последний несправедливо был лишен кафедры и сослан в Николаевский Мытицкий монастырь в Твери, где вскоре скончался. На его место митрополит Киприан назначил святителя Арсения.

Вступив на епископскую кафедру, Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с его братом Кашинским князем Василием Михайловичем.

В течение многих лет архипастырского служения святитель Арсений основал около 40 монастырей в Твери и ее окрестностях, также освятил соборы в честь архангела Михаила и святителя Николая в Старице, обновленный каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери.

Не забыл святитель Арсений и родную Киево-Печерскую Лавру, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки в 4 верстах от Твери, на урочище Желтикова он основал монастырь, где тогда же была построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтиковом монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

По окончании строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского патерика — самая древняя из дошедших до нашего времени редакция сборника житий русских святых, получившая название Арсеньевской.

Кончина святителя Арсения последовала великим постом 1409 года. Он был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви в гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба святого свершались многочисленные чудеса. Одно из чудес, свершившихся у раки святого уже после его официальной канонизации на Соборе 1547 года, — воскрешение из мертвых рыбака Терентия — было прославлено епископом Акакием. Он, узнав о чуде, приказал бить в колокола и, несмотря на глубокую старость, с архиереями и народом крестным ходом отправился в монастырь. Опросив воскресшего и отслужив литургию, он завещал похоронить себя рядом с чудотворцем Арсением.

В 1655 году монастырь посетил патриарх Никон. Он осмотрел мощи Арсения, нашел их неизменившимися за прошедшие 250 лет – обветшало лишь облачение. По желанию Его Святейшества от святых мощей была отделена небольшая частица, которую затем увезли в Москву. После того, как во время Великой Отечественной Войны мощи святителя пропали, промыслом Божиим, именно эта частица мощей, увезённая патриархом Никоном в столицу, уже в 21-м веке была передана в Малицкий монастырь.

17-й и начало 18-го веков стали для монастыря временем коренных преобразований. Старые постройки, возведенные еще при Арсении постепенно уступают место новым.

В 1637 году из-за ветхости древний каменный храм Успения Богородицы, построенный самим святителем был разобран, а на его месте было возведено новое здание. Это был монументальный пятиглавый собор.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна посетила Желтиков монастырь. По повелению Елизаветы храм был богато украшен. Для главной святыни монастыря – мощей Святителя Арсения – была изготовлена новая, кипарисная рака, обложенная серебряными и золочеными досками.

В 1703 году император Петр I по обету, в честь благополучного выздоровление царевича Алексея повелел возвести в Желтиковом монастыре каменную церковь во имя Алексея, человека Божия над монастырскими Святыми воротами.

С царевичем Алексеем связана так же постройка в монастыре царских чертогов – специальных палат для особ царской фамилии. По легенде царевич неоднократно бывал в монастыре, встречался на его территории со своим царственным отцом.

После закрытия в 1919 г. монастыря и национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов, 25 мая комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. Последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. № 196. Л. 3, их современное местонахождение неизвестно. Частица мощей святителя Арсения помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в который вложен фрагмент ризы святителя.

После национализации монастырская жизнь в обители угасла не сразу, до 1929 года в монастыре проводились службы. Судьбы последних обитателей Желтикова монастыря сложились трагически – большинство были арестованы.

До начала Великой Отечественной Войны на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе был устроен магазин. Постройки монастыря очень сильно пострадали во время боёв при наступлении фашистов на Тверь (тогда – Калинин). Территория монастыря подверглась артобстрелам, постройки горели. Пожар и последующее многолетнее запустение для сооружений начала XVIII века оказались губительны. В 1946 году собор, старая колокольня и корпуса были сняты с охраны и постепенно разобраны. По свидетельствам очевидцев, собор был взорван около 1955 года, другие поздние постройки упоминаются ещё в книге “Художественные памятники Верхней Волги” издания 1968 года. К тому времени уникальные настоятельские палаты и церковь Антония и Феодосия доживали последние годы. Церковь с трапезной и настоятельские корпуса были разобраны до 1980-х годов.

В послевоенное время на территории монастыря был развёрнут склад ГСМ войсковой части 53956.

Указом от 14.01.2019 г. за №5, с 14 января 2019 г. было определено образовать Религиозную организацию Архиерейское подворье храма Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря Тверской и Кашинской епархии РПЦ МП, с поручением настоятельских забот по осуществлению реставрации и регенерации монастырских зданий, обустройству монастырской жизни по уставу и распорядку святой обители, иеромонаху Агапиту (Евдокимову), клирику Воскресенского кафедрального собора г. Твери, настоятелю Крестового храма двенадцати апостолов г. Твери, Указом от 14.01.2019 г. за №6

Успенский Желтиков монастырь в Твери

Успенский Жёлтиков монастырь — уничтоженный в советское время православный мужской монастырь под Тверью, один из наиболее значительных религиозно-культурных центров средневекового Тверского княжества.

История постройки

Монастырь основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Этот святитель прославлен Русской Церковью и о нем известно, что он происходил из знатной тверской семьи и в ранние годы удалился в Киево-Печерский монастырь, где и принял постриг.

Святитель Арсений, епископ Тверской

Он был архидиаконом митрополита Киприана, по его настоянию принял сан епископа. Святитель строил Успенский Желтиков мужской монастырь г. Твери по подобию Киево-Печерской обители, в нем он и обрел в 1409 году место своего упокоения, а история дальнейшая монастыря складывалась следующим образом:

  • при владыке Арсении был возведен каменный Успенский храм в 1404 году, в нем владыка и был погребен в 1409 году;
  • во времена Смуты начала XVII века монастырь был разорен и пришел в запустение;
  • Желтиков монастырь г. Твери восстановлен в 1630-х годах, а главный храм в 1652 году;
  • в XVIII веке были возведены Алексеевский храм и церковь в честь прп. Антония и Феодосия Печерских;

Монастырь был закрыт после 1918 года. С 1929 года в нем размещался детский дом. В 1930 года была разобрана колокольня до первого яруса.

Но почти полностью монастырь был уничтожен в 1941 году советскими войсками при отступлении: взорваны Успенский собор, Алексеевская церковь, храм в честь прп. Антония и Феодосия Печерских, настоятельских корпус, часовня, ограда. Причину таких действий с логической точки зрения объяснить сложно, так как во всех этих разрушениях не было никакого смысла.

Интересный факт! Есть версия, по которой монастырские постройки были взорваны, потому что в них располагались авиамастерские. По другой версии обитель разбомбили наступающие немцы, так как в ней находился наблюдательный пункт.

информация о храме:

Полное название: Успенский Желтиков мужской монастырь, Тверь

Адрес: Тверская обл., г. Тверь. ул. Борихинская (д. Борихино)

Адрес на 1917 год: Тверская губ., Тверской у., Желтиков монастырь

Координаты: 56.830043°N 35.831641°E

Первое упоминание 1394

Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.

Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.

ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ

ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПИСАНИИ

Богослужение по воскресным дням будет совершаться в

Ильинской (Никольской) церкви с. Никольское:

9.00 Божественная Литургия.

На кануне вечером в 17.00 Всенощное бдение.

В Успенском храме Желтикова монастыря:

13.00 . Молебен Пресвятой Богородице.

Еженедельно по четвергам

в воспоминание Тайной Вечери

Божественная Литургия Будет совершаться в полночь.

в 13.00 Молебен святителю и чудотворцу Арсению епископу Тверскому.

во дни Успенского поста

в Желтиковом Успенском монастыре будет совершаться

молебное пение с акафистом Успению Пресвятой Богородицы.

Начало богослужения в 13.00.

Современное состояние

От древнего монастыря в настоящее время остались только руины братского корпуса и один ярус колокольни, построенной в 1914 году. Как таковой монастырский ансамбль не сохранился. На территории обители находился некрополь с погребениями Тверских епископов и знаменитых людей города. Здесь похоронены Федор Николаевич Глинка и его жена Авдотья Глинка.

Историческое фото Успенского Желтикова монастыря

К сожалению, кладбище было разорено еще в 1919 году.

После войны оставшиеся постройки и территория монастыря были переданы военным, которые использовали бывшую обитель для хозяйственных нужд. Только в 2015 году все, что осталось от Желтикова монастыря, передали церкви. В 2017 году был заложен первый камень на месте возрождаемого Успенского храма.

На территории обители провели раскопки, начали восстанавливать первый ярус колокольни, где года было совершено первое, со дня закрытия монастыря, богослужение.

Обращение настоятеля

Дорогие братья и сестры!

Еще в начале XX века на излучине Тьмаки в г. Твери представал в своем великолепии Успенский Желтиков монастырь. Но в течение столетия из цветущего сада духовной жизни обитель постепенно превратилась в опустевшие разрушенные стены. Сегодня древний монастырь представляет собой едва сохранившиеся остатки братского корпуса и основание надвратной колокольни. На том месте, где еще совсем недавно возносилась монашеская молитва, царит «мерзость запустения». Но мы не имеем права унывать и оставлять все, как есть. Сейчас существуют все условия для того, чтобы совместными трудами Церкви и народа возродить святыню в её прежнем благолепии. На заброшенных просторах мы снова можем насадить удивительный духовный сад. За короткое время братия возрождаемой обители сделала возможным регулярное совершение богослужений, проводятся первые восстановительные работы. Пока мы находимся в начале длинного пути, и у каждого из вас есть возможность принять участие в добром, благом и важном деле. Сегодня мы просим вас не только о помощи в восстановлении древней жемчужины Твери, но и приглашаем стать соучастниками чуда, которое мы по Божьей милости обязательно сотворим вместе. О возрождении обители вместе с нами молится святитель Арсений, епископ Тверской, ее основатель и покровитель честные мощи которого на протяжении более чем пятисот лет почивали в Желтиковом монастыре. Сердечно молюсь за вас и призываю к совместным трудам в нашем общем благом деле. Вместе мы обязательно возродим древнюю святыню нашего Верхневолжья!

Настоятель иеромонах Агапит (Евдокимов)

Вы можете оказать посильную помощь в восстановлении КАРТА СБ РФ 4276 6300 1927 1561 (ЕВДОКИМОВ АРТЕМ СЕРГЕЕВИЧ)

Наши реквизиты:

РО «АРХИРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ ХРАМА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Г.ТВЕРИ ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦМП»

р/с 40703 810 2 63000002118
ТВЕРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8607 ПАО СБЕРБАНК
БИК 042809679
к/с 30101810700000000679

О монастыре

Тверь — Тверской Успенский Желтиков мужской монастырь. Фото из архива Алексея Лукина.

Желтиков Успенский монастырь был основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Он находился в 5 верстах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружён сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери.

Вступив на епископскую кафедру, Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с его братом Кашинским князем Василием Михайловичем.

года в Желтиковом монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Кончина святителя Арсения последовала великим постом 1409 года. Он был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви в гробнице, которую изготовил своими руками.

В 1655 году монастырь посетил патриарх Никон. Он осмотрел мощи Арсения, нашел их неизменившимися за прошедшие 250 лет — обветшало лишь облачение. По желанию Его Святейшества от святых мощей была отделена небольшая частица, которую затем увезли в Москву. После того, как во время Великой Отечественной Войны мощи святителя пропали, промыслом Божиим, именно эта частица мощей, увезённая патриархом Никоном в столицу, уже в 21-м веке была передана в Малицкий монастырь.

В 1637 году из-за ветхости древний каменный храм Успения Богородицы, построенный самим святителем был разобран, а на его месте было возведено новое здание. Это был монументальный пятиглавый собор.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна посетила Желтиков монастырь. По повелению Елизаветы храм был богато украшен. Для главной святыни монастыря – мощей Святителя Арсения — была изготовлена новая, кипарисная рака, обложенная серебряными и золочеными досками.

В 1703 году император Петр I по обету, в честь благополучного выздоровление царевича Алексея повелел возвести в Желтиковом монастыре каменную церковь во имя Алексея, человека Божия над монастырскими Святыми воротами.

С царевичем Алексеем связана так же постройка в монастыре царских чертогов – специальных палат для особ царской фамилии. По легенде царевич неоднократно бывал в монастыре, встречался на его территории со своим царственным отцом.

После закрытия в 1919 г. монастыря и национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов, 25 мая комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. Последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. № 196. Л. 3, их современное местонахождение неизвестно. Частица мощей святителя Арсения помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в который вложен фрагмент ризы святителя.

До начала Великой Отечественной Войны на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе был устроен магазин. Постройки монастыря очень сильно пострадали во время боёв при наступлении фашистов на Тверь (тогда – Калинин).

В послевоенное время на территории монастыря был развёрнут склад ГСМ войсковой части 53956.

Указом от г. за №5, с г. было определено образовать Религиозную организацию Архиерейское подворье храма Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря Тверской и Кашинской епархии РПЦ МП, с поручением настоятельских забот по осуществлению реставрации и регенерации монастырских зданий, обустройству монастырской жизни по уставу и распорядку святой обители, иеромонаху Агапиту (Евдокимову), клирику Воскресенского кафедрального собора г. Твери, настоятелю Крестового храма двенадцати апостолов г. Твери, Указом от г. за №6

Святыни

Главная святыня Желтикова монастыря – это рака со св. мощами святителя Арсения, которая пребывала в Успенском соборе. После революции 1917 года мощи в 1919 году были вскрыты и выставлены на обозрение всем желающим.

С того времени судьба св. мощей неизвестна. По некоторым данным, они были переданы на хранение в краеведческий музей, но до сих пор нигде не обнаружены.

Поклонный крест на пруду в Успенском Желтиковом монастыре

Также в Желтиковом Успенском мужском монастыре г. Твери хранился посох святителя, позолоченная панагия и гроб, который еще при жизни изготовил сам святитель Арсений. Все это было утрачено.

На заметку! Еще в 1970-х годах позолоченная панагия хранилась в Калининском краеведческом музее, но после 2008 года реликвия исчезла из музея.

Как добраться

Монастырь расположен на окраине Пролетарского района г. Твери, официальный адрес: д. Борихино, 91.

С трассы М10 надо свернуть на Старицкое шоссе и доехать до поворота, отсюда по грунтовке вдоль рощи можно достигнуть места, где был когда-то монастырь.

Успенский Желтиков мужской монастырь, Тверь

Успенский Желтиков монастырь

Фото и описание

Желтиков монастырь был основан святителем и чудотворцем Арсением, который является наиболее известным Тверским архипастырем. Через 4 года после избрания его 15 августа 1390 г. в Твери на епископскую кафедру, на собственные средства основал Желтиков мужской монастырь на реке Тьмака.

С запада монастырь был окружен сосновой рощей. В те времена эта местность носила название Жёлтиково. С ней связаны предания о примирения после длительной вражды удельных тверских князей с князем Московским Василием Дмитриевичем в конце 14 в.

Монастырь стоит при въезде в Тверь со стороны Старицы на левом берегу Тьмаки. На протяжении многих веков играл важную оборонительную роль при защите города от вражеских нападений с юго-запада.

Первый деревянный монастырский храм был построен в 1394 г. и освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских – в знак памяти об Арсении. В 1404 г. в центре монастырской территории был построен каменный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы.

В начале 17 в. монастырь был разорен польско-литовскими интервентами. Многие постройки сгорели. С 1630-х гг. монастырь начал восстанавливаться, в 1637 г. по распоряжению князя Михаила Федоровича главный собор обители разобрали и сложили заново. В 1713-1722 гг. он снова был перестроен на средства Ивана Михайловича Вагина и Ивана Федоровича Викторова. Потом собор был обновлен в 1745 г, в 1780 г. ,1848 г.
Каменный соборный храм в честь Успения Божией Матери был возведен в 1722 г. В 1869 г. все своды, стены, арки в храме и алтаре украсили святые изображения, в 1899 г. все орнаменты и стенная живопись были обновлены, подписи под изображениями святых и венцы капители были вызолочены червонным сусальным золотом.

В 1709 г. после посещения монастыря Петром I в связи с благополучным выздоровлением его сына Алексея император построил здесь однопрестольную каменную церковь в честь Алексея Божия человека. В том же году иждивением царя была возведена зимняя одноглавая, однопрестольная церковь в честь прп. Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под храмом располагались кладовая, квасоварня, подвал и хлебный амбар. Отдельно стоящая каменная колокольня также была построена в 1709 г.

По южной границе монастырской территории, вдоль реки стоял двухэтажный каменный братский корпус. За ними находилось здание кухни и трапезной. К востоку от храма Антония и Феодосия в двухэтажном каменном здании располагались настоятельские покои и ризница. Стены настоятельских покоев украшали портреты настоятелей Желтикова монастыря и Тверских архипастырей, а также две написанные на дереве большие иконы. На первом этаже размещались братские келии.

Рядом с соборным храмом внутри монастыря находилось небольшое кладбище, а в северной части монастыря – фруктовый сад.

Особой ценностью монастыря обладала рака с обретенными в 1483 г. мощами святого Арсения Чудотворца, стоявшая в соборном храме.

Монастырская территория с трех сторон была ограждена высокой каменной с крытой галереей оградой. На западном и северном углах ограды стояли полукруглые башни. В монастырь вело два входа. С востока – через главные Святые ворота, от Тьмаки – через Водяные ворота. Святые ворота были украшены порталами и двумя предстоящими ангелами с крестом над перекрытием. Святые ворота в 1914 г. были перестроены. За монастырской стеной находились шесть дачных домов, гостиный двор, бани, скотный двор, погреба, сараи, мельничная изба, дома для рабочих и сторожа. В 1902 г. на монастырские средства через Тьмаку был построен мост.

Монастырь был закрыт в 1919 г., его имущество, ценности и земли были национализированы, монахи разогнаны. 25 мая 1919 г. специальной комиссией были вскрыты мощи святого Арсения, вероятно, с целью изъятия серебряных и золотых ценностей. В настоящее время о месте нахождения мощей ничего неизвестно. Надгробные памятники на монастырском кладбище были растащены, многие захоронения осквернены. Старая колокольня была разобрана полностью, а у новой на кирпичи разобрали два верхних яруса.

До войны на территории обители находились авиамастерские, в соборе был магазин. Большей частью монастырь пострадал во время отступления советских войск из Твери в октябре 1941 г. Тогда были взорваны Успенский собор, настоятельский корпус, ризничная–часовня, церковь преподобных Антония и Феодосия, Алексеевская церковь, ограда. После войны в уцелевших помещениях монастыря находился склад ГСМ воинской части.

В 1945 г. монастырь сняли с государственной охраны. Сейчас оставшиеся постройки и сооружения Желтикова монастыря вновь взяты под охрану государства.

МОНАСТЫРЬ И ДВОЕ МОНАХОВ

«Не курить. Огнеопасно» – так до недавнего времени встречал Свято-Успенский Желтиков монастырь под Тверью очень редких своих гостей. Эта надпись висела при входе на арке из красного кирпича – всё, что осталось от дореволюционной высокой каменной ограды с галереями-переходами и угловыми башнями.

Теперь вместо желтых запрещающих табличек поверх заросшего камня висит иконка Успения Богородицы и золотым по красному – «Христос Воскресе».

В монастыре всей братии два человека – иеромонах Агапит (Евдокимов), настоятель Архиерейского подворья церкви в честь Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова монастыря, и иеродиакон Геласий (Чистяков), насельник подворья.


КАНИКУЛЫ КОНЧИЛИСЬ

– 14 января мы получили указ о назначении в Желтиков монастырь. Горы снега, ни пройти ни проехать, – вспоминает свое возмущение Геласий. – А владыка сказал, чтобы как можно раньше начать служить.

А где служить-то? И мороз к тому же, февраль на дворе. Выделили нам ключ от полузакрывающейся железной двери под аркой, пола нет, потолка тоже, железо, трубы, кости чьи-то…. Где ныне пышный монастырский сад, где прогуливался святитель Арсений Тверской?

– Ну, – переглянулись мы, – вот, здесь и будем служить.

Принесли «пушки», заказали дверь, протопили, просушили. 23 февраля как штык отслужили первую литургию с владыкой.

– Первое время ходили побирались, – рассказывает отец Агапит, – чтобы хоть что-то заплатить хору. Молились, чтобы Господь дал нам хотя бы одного-двух, но постоянных певчих, и на протяжении полугода у нас постоянно приходил кто-то, кому платить вообще не пришлось. Все помогали бесплатно и сами предлагали помощь. Как матушка Наталья Борисова-Губская, например. Потом, когда к несомым послушаниям нас назначили в Никольское, бывшее подворье Желтикова монастыря, местный регент так испугалась наметившейся перспективы петь в добавок еще и в монастыре, но придя пару раз, прониклась и теперь с удовольствием приходит на каждую службу сама, даже от выходных отказывается.

ИЗ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН

Отец Галасий не успел приоткрыть дверь калитки, как оттуда быстро прошмыгнула на свободу курочка и, метаясь, и никак не могла найти вход обратно.

– Вот курица, – заключил Геласий и окинул взглядом остальных жителей скромного курятника. – Вот и все наше хозяйство. Уже есть первые плоды, – он вынес из сторожки отрезанную бутылку с парой десятков белых яиц. – У нас и колодец имеется, правда пить из него страшно – склад-то горюче-смазочный.

Под охраной кошки с подбитым глазом спал, отдыхая от трудов в предбаннике сторожки, трудник. Голые провода, дыра в стене занавешена пледом, в серых облупленных проемах – новые пластиковые окна, первый большой подарок от сочувствующей благотворительницы.

Совсем недавно спроси, где тут монастырь, никто не в курсе. А сейчас дорогу уверенно показывают все жители местной деревни Борихино, даже маршрутчики.

– Святитель Арсений, епископ Тверской, основал его в знак примирения тверских и московских князей, – рассказывает отец Геласий. – Большую известность монастырь имел во времена средневековья, Успенский собор монастыря – уникальный памятник послемонгольской архитектуры, такого плана строения будут известны на Руси только через сто лет. Монастырь был тесно связан с жизнью его основателя, святителя Арсения Тверского. Мы, жители Твери, помним своего покровителя князя Михаила, но часто забываем про святителя Арсения, другого почитаемого покровителя нашего города. Когда литовские воины захватили собор и разграбили раку святителя, сняли драгоценный покров, один из воинов постелил его как попону на лошадь, но вместе с ней упал и погиб, а покров оказался наверху церкви. После этого, как считают, нашествие поляков и прекратилось

Есть предание, что Петр I хотел в этом монастыре постричь своего сына в монахи, потому здесь были устроены царские палаты, поставлена Алексеевская церковь. Сам Петр посещал этот монастырь, да и Елизавета Петровна – чтобы посмотреть место, где находился в заточении ее державный родственник, царевич Алексий.

Одна из наших задач – восстановить историческую справедливость, чтобы люди помнили своих святых, свою историю, культуру.

В день, когда отца Агапита постригали в монахи в Ниловой пустыни, митрополит Виктор совершал здесь, на каменных обломках, чин закладки Успенского собора. Ну, кто знал, что бывший Тёма здесь окажется через полтора года настоятелем?

– Мы столько лет служили в «Белой Троице», – делится отец Агапит, – но никто и подумать не мог, что мы служим под колоколом, который родом из Свято-Успенского Желтикова монастыря. Звонница Троицкого собора собранная, и колокола там из разных мест, но перила шаткие, и подойти заглянуть под колокол никто никогда не решался. Когда затеяли на колокольне ремонт, поменяли полы, перевесили колокола. Проводя как-то экскурсию по собору, отец Геласий поднялся на колокольню показать панораму города и увидел надпись на перевернутом колоколе: «Вклад смиренного архимандрита Макария в дом Пресвятыя Богородицы Желтикова монастыря Тверского уезда».

Изначально священника Артемия Евдокимова хотели постричь в монахи с именем Акакий, в честь святителя Акакия, который освящал «Белую Троицу» и был похоронен в Желтиковом монастыре, но в итоге получился Агапит, в честь Агапита Печерского. А святитель Арсений пришел в Тверь из Киево-Печерской лавры. Вот все и собрались.

ОТКУДА БЕРУТСЯ МОНАХИ?

Сегодня монахи могут ходить в джинсах, ездить на машине, жить в квартире. Зачем тогда все эти аскетические сложности и трудности?

– Постригаться для показухи? Просто постричься и ходить в шелках? – отец Агапит быстро, но аккуратно поправил мантию. – Нет, надо этим жить, нести какое-то свое послушание. Это не потребность даже, это склад души.

– Помню наших троицких прихожанок, – иеродиакон Геласий вскинул челкой, – которые каждый день ходили на службу. Это у них потребность. Да, можно дома смотреть сериалы, можно и молиться круглосуточно, и акафисты петь – «я же в Бога верю». Но человеку интересно в храме, ему хочется туда идти. Так же и с монашеством, это смысл и образ всей жизни человека. Кому полегче – идет в общежительный, кому построже – соответственно. А у нас развалины, считай пустыня. Мы тут почти как Мария Египетская – совсем одни.

– А мне, наоборот, очень хочется поскорее сюда переехать, – взгрустнул отец Агапит. – И вообще, у нас тоже будет строго!

Когда все спят, ночью в Желтиковом горит свет. По средам совершается литургия. В этот час не видно разрухи, голой земли, отощавшей без тяжелого камня соборов, отсутствия некогда крепких преград на подступах к монастырю.

Несколько теней в прохладном драпированном полухраме под бывшей колокольней. Причастники молитвенного сумрака.

– Когда-то святитель Арсений принес в Желтиков Киево-Печерский устав, – объясняет отец Агапит, – мы решили ему последовать: раз в неделю там совершают ночную литургию со вторника на среду, а мы – со среды на четверг, в память о Тайной Вечери.

Первые два месяца на службе были только мы вдвоем, я служу, а отец Геласий поет. По началу было тяжело, а потом втянулись, люди пошли. Теперь без ночной литургии – никак.

– Мы Владимира Борисовича Архарова из фонда «Собор» сразу попросили: если что со Спасо-Преображенского собора останется, везите, нам любой стройматериал нужен. Так стали привозить обрубки метра полтора, – отец Агапит махнул на апофеоз из дерева, сваленного у входа. Из чего мы теперь строим большую трапезную, планируем расширять настоящую колокольню и строить отдельно стоящую, пятнадцатиметровую. Хотим оградить монастырь профлистом. Процесс возрождения долгий, но он идет, – ободряется отец Агапит.

ДОХОД ИЗМЕРЯЕТСЯ В ЛЮДЯХ

– Благотворителей у нас нет, – отвечая на смс-ку, переключился отец Агапит, – зато есть Сергей Викторович Васильев и Владимир Борисович Ямской, наш староста и завхоз. Остальные – волонтеры. У молодежного отдела нашей епархии и Русского народного собора была совместная программа, в рамках которой к нам стали приезжать молодые люди из Москвы, принимать участие в субботниках по уборке монастырской территории. В первый раз отдел обещал, что на субботник придет человек шесть, а пришло – тридцать.

Помогало УФСИН, прибегают местные детишки из Борихино. Один сходил, рассказал другим, так и подтягиваются, друг друга зазывают. Бывает, приедем, а люди тут – без субботника – сами камни таскают, убираются.

Благотворители, благоукрасители нашей святой обители, они где-то, конечно, есть, но они еще не знают об этом, – уверен отец Агапит. – Дохода у нас никакого нет, но зато еще не было ни одной литургии, чтобы не было причастников.

– Монахи, они ж как дети! – смеется отец Агапит. – Есть много хозяйственных дел, с которыми приходится сталкиваться впервые. – Сейчас переоформляем документы на землю и на вступление в программу «Развитие культуры и туризма» для реставрации монастыря. Сначала будем реставрировать братский корпус, который остался, и на него есть незавершенный проект, потом церковь Феодосия и Антония Печерских, игуменский корпус.

Тут одна ограда была пять метров в высоту, два в ширину и башни по углам. Сейчас даже на простенькую, из профлиста, оградку надо минимум 150–200 тысяч. А копать нельзя – нарушим археологический слой, потому ставить надо на железобетонные блоки, каждый по 2300, для территории в 500 м выходит на каждые 50 м, то есть 250 блоков, итого 600 тысяч на одни блоки.

– Коттеджный поселок построить дешевле, чем нам ограду поставить, – сделал вывод отец Геласий.

Конкурс, тендер, может, дадут десять миллионов, а может, сто, а выбить надо два миллиарда… Вот такая жизнь у современных монахов.

Два монаха в поле. Перед ними монастырь, был до них и после них будет.

Что ты, человече? Чего ищешь? Молись, и плачь, и радуйся.

Лидия Быша, наш корреспондент

ИЗ ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ

Желтиков Успенский монастырь был основан Тверским епископом Арсением в 1394 году.

Он находился в 5 верстах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружён сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери.

30 августа 1405 года в Желтиковом монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Кончина святителя Арсения последовала великим постом 1409 года. Он был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви в гробнице, которую изготовил своими руками.

После закрытия в 1919 г. монастыря и национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения.

До начала Великой Отечественной Войны на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). В послевоенное время на территории монастыря был развёрнут склад ГСМ войсковой части.

В 2011 году Николаевскому Малицкому монастырю было поручено заниматься вопросом передачи Тверской епархии земель монастыря и оформлением их как своего подворья.

С 14 января 2019 г. было определено образовать Религиозную организацию Архиерейское подворье храма Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря.

Тверской Успенский Желтиков монастырь Подворье епархиального мужского монастыря

История

Эта обитель имеет богатую, славную историю. В настоящее время монастырь почти полностью разрушен. От него остался только братский корпус и нижний ярус колокольни.

Монастырь был основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Он находился в 5 верстах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружён сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери.

По свидетельству церковного предания,Арсений родился в г. Твери. Год его рождения неизвестен. Воспитан был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил свой дом в приют для странников и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть эту вражду, юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать ему путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил г. Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял постриг.

Добродетельный и трудолюбивый инок, сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание святителя Киприана, будущего митрополита Московского и всея Руси. Киприан посвятил инока Арсения в иеродиаконы.

Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву святого Арсения, которому было поручено заниматься всеми делами внутреннего устроения Русской Церкви.

В то время в Твери возникли большие разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным тверским епископом Евфимием. Последний несправедливо был лишен кафедры и сослан в Николаевский Мытицкий монастырь в Твери, где вскоре скончался. На его место митрополит Киприан назначил святителя Арсения.

Вступив на епископскую кафедру, Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с его братом Кашинским князем Василием Михайловичем.

В течение многих лет архипастырского служения святитель Арсений основал около 40 монастырей в Твери и ее окрестностях, также освятил соборы в честь архангела Михаила и святителя Николая в Старице, обновленный каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери.

Не забыл святитель Арсений и родную Киево-Печерскую Лавру, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки в 4 верстах от Твери, на урочище Желтикова он основал монастырь, где тогда же была построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтиковом монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

По окончании строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского патерика — самая древняя из дошедших до нашего времени редакция сборника житий русских святых, получившая название Арсеньевской.

Кончина святителя Арсения последовала великим постом 1409 года. Он был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви в гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба святого свершались многочисленные чудеса. Одно из чудес, свершившихся у раки святого уже после его официальной канонизации на Соборе 1547 года, — воскрешение из мертвых рыбака Терентия — было прославлено епископом Акакием. Он, узнав о чуде, приказал бить в колокола и, несмотря на глубокую старость, с архиереями и народом крестным ходом отправился в монастырь. Опросив воскресшего и отслужив литургию, он завещал похоронить себя рядом с чудотворцем Арсением.
В 1655 году монастырь посетил патриарх Никон. Он осмотрел мощи Арсения, нашел их неизменившимися за прошедшие 250 лет – обветшало лишь облачение. По желанию Его Святейшества от святых мощей была отделена небольшая частица, которую затем увезли в Москву. После того, как во время Великой Отечественной Войны мощи святителя пропали, промыслом Божиим, именно эта частица мощей, увезённая патриархом Никоном в столицу, уже в 21-м веке была передана в Малицкий монастырь.

17 и начало 18 веков стали для монастыря временем коренных преобразований. Старые постройки, возведенные еще при Арсении постепенно уступают место новым.
В 1637 году из-за ветхости древний каменный храм Успения Богородицы, построенный самим святителем был разобран, а на его месте было возведено новое здание. Это был монументальный пятиглавый собор.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна посетила Желтиков монастырь. По повелению Елизаветы храм был богато украшен. Для главной святыни монастыря – мощей Святителя Арсения – была изготовлена новая, кипарисная рака, обложенная серебряными и золочеными досками.

В 1703 году император Петр I по обету, в честь благополучного выздоровление царевича Алексея повелел возвести в Желтиковом монастыре каменную церковь во имя Алексея, человека Божия над монастырскими Святыми воротами.
С царевичем Алексеем связана так же постройка в монастыре царских чертогов – специальных палат для особ царской фамилии. По легенде царевич неоднократно бывал в монастыре, встречался на его территории со своим царственным отцом.

После закрытия в 1919 г. монастыря национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего, неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены.

До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.

Читайте также:  Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии
Ссылка на основную публикацию