Желтоводский Макарьевский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятельницы и святыни

История

История нашего монастыря начинается с XV века и связана она в первую очередь с его основателем преподобным и богоносным отцом нашим Макарием Желтоводским, которого примерно с 16 столетия стали называть еще и Унженским чудотворцем. Время прихода старца в наши земли досконально неизвестно. Но судя по древним его Житиям можно предположить, что ради Христа и в поисках уединения бывший инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий мог поселиться в пустынном месте на озере Желтые воды, что было в нескольких верстах от Волги, на ее левобережье, примерно напротив Лысковской крепости, даже в конце 14 века. И только со временем Господь Бог открыл его людям, для спасения этих самых людей. Иные же пожелали разделить с ним все тяготы монашеской уединенной жизни. Поэтому сперва святой Макарий ставит храм в честь Пресвятой Троицы. Точная дата закладки церкви опять же неизвестна. Но по ряду археологических разведок можно сделать вывод, что построен храм был именно на том месте, где ныне высится нынешний собор Пресвятой Троицы. По всей вероятности сначала закладка, а потом и основание монастыря на Желтых водах стало возможно еще и потому, что в начале 1420-х годов в Лыскове был свой воевода, а Лысковская крепость на Оленьей горе подчинялась только Московскому князю. Как бы там ни было, но датой основания монастыря в честь Пресвятой Троицы на Желтых водах стал 1435 (по иным данным — 1434/6) год. Недолго подвизались в нем монахи. В 1439 году обитель была уничтожена до основания, вся братия убита, а игумена Макария, 90-летнего старца, татары казанские взяли в плен. Однако хан Улу-Махмет, увидев избранника Божия, даровал ему свободу. Но святой старец испросил у хана 40 пленников мужчин, не считая женщин, детей и стариков. Так началось шествие под водительством св.Макария примерно в 200 (а может, и более) человек от Казани до Костромских приделов — града Унжеска через Желтые воды…на месте бывшей обители святой захоронил убиенную свою братию. На этом заканчивается история Желтоводской обители до 1620 года; но начинается основание иной Макарьевской, но уже Унженской обители. Из монастырских преданий известно, что монах Аврамий был родом муромчанин; постриг принял в монастыре при селе Большое Мурашкино; однако затем удалился в Тетюши, что неподалеку от Казани; в местный Казанский монастырь. Там он тяжко заболел, однако получил исцеление. И тогда в благодарность Богу, он ушел чуть ли не к Жигулевским горам в поисках подвигов уединения. Именно там к нему в сонном видении трижды являлся наш преподобный Макарий, говоря, чтобы Аврамий пришел на Желтые воды и возродил обитель Пресвятой Троицы. Старец Аврамий не знал, где находятся Желтые воды и никогда не слышал об упоминаемом монастыре. И само решение его было не сразу. Однако страх Божий и просьба святого Макария дали возможность исполнить волю Божию.

Так, 1620-й год считается годом первого возобновления нашего монастыря. Старец Аврамий, услышав, что на Унжу прибывает делегация во главе с первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем в знак благодарности в освобождении патриарха Филарета (отца Михаила Федоровича) из польского плена — монах Аврамий поспешил к Унжескому монастырю.

Там он списал икону преподобного Макария, от которой происходили и происходят по сю пору великие чудеса исцелений. При этом старец Аврамий получил царское благословение на устроение Желтоводской обители, а также разрешение на владение монастырем Макарьевской ярмонки. Все средства от бойкой торговли шли на строительство уже каменного Макарьевского монастыря. И именно благодаря самым разным людям, представителям самых разных народов ( от Голландии до Китая), получился именно тот вид монастыря, который живет и радует глаз поныне. Первая половина 17 века для монастыря была связана и с будущим патриархом Никоном. В некоторых источниках говорится, что он принял монашеский постриг именно у нас. Но это — ошибка. Будущий патриарх был около 8 лет послушником, но по настоянию своих родителей женился и принял священнический постриг. Служил около 2 лет в Лыскове, по всей вероятности, именно в храме Рождества святого великого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня( единственного на тот период храма, но уже через пару десятилетий Лысково украсилось шестью церквами!). Именно из Лыскова будущий патриарх Никона вместе с семьей перебирается в Москву; ибо тогда Лысково называлось царским селом, по принадлежности государю. Макарьевский монастырь перенес единственную осаду, будучи втянутым в боевые действия 1670 года. Когда банды разбойников со своим атаманом Разиным, вовсе не несли мир и свободу русскому народу, но — грабежи, убийства, татьбу. Досталось тогда от предшественников революционеров и нашему Макарьевскому монастырю. Воры ворвались в пустой монастырь, надругались над святынями, устроили погром, и покинули обитель, записав себя в долгий список святотатцев… В это же время создается Нижегородская епархия. Первым епископом избирается монах Филарет. По всей вероятности, он был родом из Лыскова. Подвизался долгое время в нашем монастыре, где и принял монашеский постриг. Обитель на Желтых водах стала для него родной. И он, будучи уже в старости, заповедал похоронить себя именно в своей любимой обители. Но когда он умер, то нашлись ослушники и погребли тело первого Нижегородского митрополита Филарета в Нижегородском Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. И что же сталось с останками бывшего макарьевского монаха? Они утеряны навсегда, потому что в советское время собор был уничтожен, вместе с ними и останки первого нижегородского митрополита (повезло только останкам Козьмы Минина, которые были перезахоронены в Михайловский собор Кремля). Так, мы воочию видим, что такое непослушание перед благословением архиерея! Между тем упокоение телес обрели в нашей обители архиепископы Антоний и Мефодий, также постриженники нашего монастыря. А также митрополит Афанасий. Он приехал защищать патриарха Никона, когда его низлагали патриархи Антиохийский и Константинопольский. Никона все-таки низложили, а митрополит Иконийский и Каппадокийский Афанасий впал в немилость, был посажен в тюрьму в Москве; но потом выпущен и по дороге на свою родину, остановившись в нашем монастыре, в нем и умер (по другим данным: был сослан именно к нам без права выезда за пределы не только России, но и Лысковского уезда…). В это же время в нашем монастыре остановился, служил и немного пожил первый из двух патриархов, кто почтили наш монастырь. Его звали также Макарием и был он патриархом Антиохийским. Второй патриарх, кто служил неоднократно в нашем монастыре, живя при этом в Лыскове у своего же родственника князя Георгия Александровича Грузинского в начале 19 века, был Антоний II, последний католикос Грузии: после присоединения в 1801 году Грузии к России в 1811 году было упразднено патриаршество и автокефалия Грузинской Православной Церкви, она вошла в состав РПЦ.

Святой Антоний (он причислен к лику святых в 2011 году Грузинской Православной Церковью) уехал в Нижний Новгород, но часто жил в Лыскове. После его смерти останки были перезахоронены также в Свято-Преображенский собор Нижегородского Кремля. В советское время мощи его были уничтожены. В 1700 году по указу царя Петра Алексеевича все доходы от Макарьевской ярморки направляются в государственную казну. С этого времени Макарьвский Желтоводский монастырь начинает свой отсчет ко временам запустения и даже закрытия, что и произошло в 1868 году. Ибо для поддержания достойного порядка архитектурного комплекса нужны были такие же огромные деньги, как были затрачены и на его строительство. И хотя государь приезжал со своей супругой Екатериной в наш монастырь, однако финансовый вопрос остался прежним: государство платило дотацию монастырю. Во время (1760-е годы) упразднения многих монастырей (в Лыскове, к примеру, были закрыты оба: мужской и женский) не завидная судьба приуготовлялась и нашей обители. Однако приезд государыни императрицы Екатерины Великой развеял надежды начинающих атеистов. После молебна в Троицком соборе, государыня преподнесла подарок монастырю: двуглавого орла — герб Российской Империи, как знак покровительства Дома Романовых над Свято-Троицким Макарьев-Желтоводским монастырем.

И сей герб висел на фасаде Архангельской церкви вплоть до советской власти… Герб был конфискован ругателями и безбожниками, но слово Екатерины Великой имеет силу и поныне: монастырь как стоял, так и стоит на своем месте во всем своем благолепии! В 1816 году при весьма странных обстоятельствах сгорает Макарьевская ярмарка. Ее переводят на то место, которое потом стало называться Макарьевской слободой Нижнего Новгорода; еще позднее ее нарекут уже Нижегородской ярморкой. А сегодня по каким-то причинам эстафета отдана ярморке посвященной Серафиму Саровскому (?!)…все на том же месте, где и была Макарьевская слобода… Финансовое положение монастыря становится плачевным до катастрофичности; ибо прежде получая дотации от государства, монахи стали заниматься арендой пустующих помещений внутри монастыря (благодаря именно этому жили неплохо многие не только макарьевцы, но и лысковцы, благодаря чему делали состояние, а затем сами становились, покупая лицензии, купцами)… Словом, монастырь начал ветшать, что называется, на глазах. В 1859 году в дни Святой Пасхи упал центральный купол Троицкого монастыря. К этому времени обитель походила на место запустения, о чем поведала очень подробно игуменья Серпуховского монастыря Митрофания, которая посетила наш монастырь в 1860-е годы по поручению государыни императрицы Марии Александровны, супруги государя императора Александра II. Нерадивость игумена и малочисленной на тот период братии Желтоводской обители усугублялась апатичностью и правящего архиерея Нижегородской епархии архиепископа Нектария. Это при его попустительстве случился раскол в Дивеевской обители, вплоть до того, что серафимовы сиротки перешли в Тамбовскую епархию; это по его указу хотели разобрать по камушку (!!) и наш Макарьевский монастырь, кирпич пустить на строительство архиерейского дома в Нижнем Новгороде, а оставшийся продать и деньги опять же на счет епархии. Благодаря именно архиепископу Нектарию наша обитель была упразднена в 1868 году…и это в благодатные, как считается, годы Российской Империи!!

Тем не менее, благодаря именно государыне императрице Марии Александровне и ее мужа Александра II, а также купечества Макарьева, Лыскова и Москвы архитектурный ансамбль нашего монастыря не был уничтожен; он был в страшном состоянии (даже в советское время он выглядел куда лучше!), но все-таки выстоял свое лихолетье. Преподобному Макарию было не угодно перенести свое детище в иное место… И когда на престол заступил государь император Александр III, то одним из первых указов был указ о возрождении Макарьевского Желтоводского монастыря. Вот только в начале его хотели сделать обителью милосердия; для этой цели из Лыскова были переселены 15 сестер милосердия из Сретенской богадельни. Но уже в 1883 году было решено возрождать в нашем монастыре монашество по заповедям Восточного Православия. За годы до 1917-го да было сделано многое в реставрации и ремонте. Был приведен в должный вид Троицкий собор, в 1916 году был восстановлен главный купол Троицкого собора, рухнувшего за два года до падения Крепостного права. Восстановлен за год до падения Российской империи…. Монастырь был закрыт в 1927 году; точнее уже не как монашеская община, а как трудовая артель. Новой власти не по вкусу были плоды трудов монахинь. В это время в Макарьевский уезд назначается первый и единственный епископ Макарьевский Александр (Щукин), причисленный РПЦ к лику святых в 2000 году.

Первое время владыка жил в Макарьевском монастыре; в самом городе организовал Воскресную школу, которую безбожники закрыли через год. После перенесения уездного центра в Лысково, епископ Александр переехал в Лысково и стал именоваться епископом Лысковским, служил в Вознесенском и Спасо-Преображенском соборах города. Он прошел Соловецкие лагеря, а свою жизнь закончил мученически будучи архиепископом Семипалатинским. После всех событий последующая жизнь наших насельниц не была до конца мирской. Сестры разошлись по разным городам и весям; но большинство осталось в пределеах Лысковского района; некоторые поселились в Валках, иные в Лыскове. Жители знали о монахинях, просили молитв за себя и своих близких; некоторые бывшие насельницы так и не работали на советскую власть, но жили общинно в домах Лыскова и других весей, ходили постоянно в храм и молились дома. Макарьевский монастырь пытались превратить в приют, в годы Великой Отечественной тут был эвакогоспиталь, а потом долгие десятилетия — зооветтехникум. В начале 1990-х монастырь хотели сделать туристическим центром. Но милостию Божией, с 1991 года он начал в третий раз (!) возрождаться именно как монастырь. И вот уже более 20 лет в нем продолжается монашеское делание. К которому присувокопилась и миссионерская деятельность, ибо к нам приезжают не только православные из разных уголков России, но и люди, ищущие Истину и Истинного Бога из самых разных стран мира.

Желтоводский Макариев женский монастырь

Желтоводский Свято-Троице-Макариев монастырь основан в 1434 году преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Принадлежит Лысковской и Лукояновской Русской Православной Церкви. Престольный праздник — 7 августа (день памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского).

Содержание

История

Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.

Читайте также:  Челябинская митрополия: состав, церкви и монастыри, история

Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.

В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал». Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нём монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6:33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…

В монастыре обучался православию восемь лет Никон, пробыв в нём послушником до 1624 года.

Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.

Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.

С 1991 года здания монастыря переданы Нижегородской Епархии. В этом же году по решению Священного Синода был снова открыт Макарьевский Желтоводский женский монастырь. В обители проживало около 25 монахинь.

Современное состояние

В 2005 году в Успенском соборе архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь великомученицы Екатерины.

7 августа 2007 года Честная глава преподобного Макария перенесена в Макарьевский монастырь из Печерского Вознесенского монастыря; архиепископ Георгий освятил Троицкий собор.

Святые

  • прп. Макарий Желтоводский и Унженский

Святыни

  • глава и часть перста прп. Макария Желтоводского и Унженского
  • Макарьевская икона Божией Матери
  • икона прп. Макария Желтоводского и Унженского
  • частица мощей свт. Иоанна Златоуста
  • частица мощей свт. Николая Чудотворца
  • частица мощей свт. Феофана Затворника
  • частица мощей свт. Феодосия Черниговского
  • частица мощей вмч. Георгия Победоносца
  • частица мощей вмч. Пантелеимона
  • частица мощей вмц. Екатерины
  • частица мощей вмц. Варвары
  • частица мощей вмц. Людмилы
  • частицы мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских
  • частица мощей блгв. кн. Даниила Московского
  • частицы мощей блгвв. Петра и Февронии Муромских
  • частица мощей прп. Серафима Саровского
  • частица мощей прп. Лаврентия Черниговского
  • частица мощей прп. Феодора Санаксарского
  • частицы мощей прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских
  • частицы мощей блжж. Пелагеи, Параскевы и Марии Дивеевских
  • частица мощей блж. Матроны Московской
  • частица мощей прав. Феодора флотоводца (адмирала Ушакова)
  • могилы убиенной братии первого монастыря, основанного самим преподобным Макарием
  • могила старца Аврамия (в ротонде), возобновителя Макарьевского монастыря с 1620 года, по молитвам которого происходят исцеления болящих разными недугами

Видео

Как добраться

Проезд: Монастырь находится в поселке Макарьеве Лысковского района Нижегородской области. Сюда можно добраться или через город Лысково или через Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода с Канавинской автостанции ходит автобус до Михайловского через Бор и Макарьево. Из Лыскова: летом — паромная переправа; зимой пешком по льду или на аэротакси («воздушная подушка»). Паром летом ходит из Лыскова в 6:15; 8:15; 12:15; 15:15 и в 18:15. Ранней весной и поздней осенью отменяются первый и последний рейсы. С пассажира берут от 40 до 80 рублей. За автомобиль от 300-400 рублей и выше. Телефон паромной переправы: 8930-8029-959.

Адрес: 606250, Нижегородская область, Лысковский район, посёлок Макарьево

Тел.: 8 (83149) 2-63-60, 2-18-60, 5-91-69

Расписание богослужений

В воскресные и праздничные дни службы начинаются: всенощная — в 18:00; Божественная Литургия — в 9:00.

В рядовые дни седмицы: вечером служба в 17:00, утром — в 8:00.

В воскресные дни в 8:00 служится молебен с акафистом святому Макарию в одноименном храме.

Об Истории Макарьевского монастыря.

Макарьево-Желтоводский монастырь основан в 1415 г Макарием из Нижнего Новгорода, которого стали звать Желтоводским из-за называния монастыря, построенного на волжских пойменных лугах у Желтого озера.

Макарьево-Желтоводский монастырь основан в 1415 г Макарием из Нижнего Новгорода, которого стали звать Желтоводским из-за называния монастыря, построенного на волжских пойменных лугах у Желтого озера. И в 1439 году татары разорили и сожгли его. Макарий был взят в плен, но вскоре выпущен на свободу. С него взяли обещание не восстанавливать монастырь на том же месте. И Макарий ушел в леса Костромы, и впоследствии основал другой монастырь на Ужне. История архитектуры Макарьевского монастыря начинается только со времени его возобновления в 1620-е года, когда 1624 году была построена первая деревянная церковь.

Макарьевский монастырь в 1640 году. Реконструкция Н. Филатова, рисунок взят из его книги.

Московское правительство еще с XVI века предпринимали попытки переместить центр волжской торговли в земли Руси. Но организованная ярмарка в Васильсурске (городе построенном Василием III), потерпела неудачу. В 1641 году выходит указ об организации ярмарки около Макарьевского монастыря, который мог также собирать торговые пошлины.

Вообще, в то время русские монастыри были культурными и хозяйственными центрами. Это давало им возможность быть опорными пунктами при заселении края. У стен монастыря встречались судна, идущие вниз по течению из старорусских земель. Это поспособствовало тому, что на середине Волжского пути закрепилась знаменитая в то время Макарьевская ярмарка.

Павильон (каменный) ярмарки после реконструкции. Как видите, эта «античная» громадина и в самом деле могла превосходить Гостиный двор в Санкт Петербурге.

Все основные постройки в Макарьевском монастыре были возведены за достаточно небольшой период — с 1651 по 1667 года. Из-за этого он смотрится как единый архитектурный ансамбль. В своем современном виде его территория окружена крепостью четырехугольной формы, со сторонами около 200 м каждая, и предназначалась для защиты монастыря и ярмарки от народных волнений.

План «города Макарьева» (не воплощенный) 1781 года. Виден монастырь, стены (земляные) города (которых, кажется, так и не стали строить), и неудачно выбранное (у воды) место для ярмарки. Рисунок из книги Н. Филатова.

Центр монастыря — Троицкий собор — построенный в 1658 году. Это шестистолпный пятиглавый храм с тремя аспидами, их низкие стены подчеркивают высоту основного объёма. Собор по своему облику и величию было подобно Спасскому собору (1652) в Нижегородском кремле.

Макарьевский монастырь на иконе Симона Ушакова в процессе строительства (1661). Видно два каменных храма, Святые ворота в камне, которые потом придется переделывать, и квадратная башня с идущим от нее «вверх» пряслом каменной стены. Она впоследствии перестанет быть угловой, а прясло придется сломать. Остальные стены пока в дереве. Рисунок взят из книги Н. Филатова.

Четыре круглых массивных столба поддерживают своды Троицкого собора. В конце XVII иле начале XVIII века все стены и своды зала были покрыты росписью. Синие, красно-коричневые и охристо-желтые цвета оттеняются пятнами чистого черного цвета. На стенах нет пустого места, все занято изображениями человеческих фигур, коней, сказочными постройками, скалами и деревьями. Множество различных картин, соединенных в сплошные ленты, несколькими рядами опоясывают храм. Хотя сюжеты для композиций были взяты из церковной тематики, художники трактовали их в привычных для себя образах, помещая действующие лица библейских историй в обстановку повседневного быта своего времени, показывая реальную жизнь. Сейчас эти изображения без реставрации проявляются, и становятся всё ярче и ярче.

Проявляющиеся фрески Троицкого монастыря.

Трапезная Макарьевского монастыря, 1651 года, представляет собой двухэтажное здание. На первом этаже были хозяйственные помещения, которые во времена ярмарки сдавались под склад товаров. К большому залу трапезной примыкала Успенская церковь, а с противоположной западной стороны открытая паперть соединяла ее с колокольней, углы которой были обработаны под каменный руст. В 1882 году открытые проемы галереи были заделаны, а вместо прежнего деревянного крыльца сделана внутренняя, деревянная лестница.

Обрамление окон первого яруса трапезной, как и многие детали на корпусах келий крепостных стен, особенно по южной стороне монастыря — результат переделок первой половины XVIII века.

По четырем углам монастыря стояли круглые башни, между ними, на середине стен, квадратные с воротами.

Круглые Башни монастыря.

С южной стороны, обращенной к реке, был устроен главный вход — Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. Первоначально церковь имела одну главу, которую в 1670 году заменили пластически более сложным пятиглавым завершением.

Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела

Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, а боевой ход покрыт деревянной кровлей. Высота стен с зубцами — 8 метров, ширина — 2,5 метра.

Кроме сохранившихся сейчас укреплений, монастырь имел пристроенную с запада дополнительную территорию, огороженную тремя стенами, с мощными квадратными башнями и встроенным в западную наружную стену каменным Гостиным двором. Помещения Гостиного двора в XIX веке перестроили в пересыльную тюрьму, под таким названием и были известны стоявшие до недавнего времени остатки сооружения. Башни и стены этого участка давно уже полностью разрушены, а примыкавшая к ним угловая северо-западная башня обвалилась при высоком паводке еще в 1829 году.

Во второй половине XVII века монастырь достиг своего расцвета. Патриарх Антиохийский Макарий, посетивший монастырь в 1666 году, назвал его «вторым Иерусалимом». В монастыре даже побывали император Петр I и императрица Екатерина Великая.

Будущий патриарх Никон, Аввакум Петров, архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон, протопопы Стефан Вонифатьев и Иван Неронов – выходцы из Мкарьевского монастыря.

XIX век был очень трудным для монастыря. В 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Волжские воды стали постепенно разрушать наружную линию укреплений. В 1868 году обитель была закрыта, так как существовала угроза полного закрытия. В 1883 году, монастырь был восстановлен, но уже как женский.

А в 1927 году монастырь уже закрыли, сестер разогнали. В 1928–1929 годах здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным советским организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 году обитель была передана Лысковскому зооветеринарному техникуму. За годы советской власти монастырские храмы и строения постепенно разрушались и приходили в упадок.

Читайте также:  Благовещенский мужской монастырь на Мангупе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Соборы Макарьевского монастыря.

В 1990 году Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь был передан Нижегородской епархии. К 2005 году отреставрированы и освящены монастырские храмы. В настоящее время обитель переживает свое третье возрождение, что конечно не может не радовать!

Прочитать о посещении монастыря, полезные советы можно здесь .

Макарьевский монастырь

Макарьевский монастырь в Нижегородской области — это духовная святыня, которая была возведена благодаря удивительной легенде о волшебном граде. Он по внешнему описанию похож на место, где построена обитель. Волжское побережье, звон колоколов, белокаменные стены являются важными составляющими общей картины.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Доехать до святых мест несложно. В вашем распоряжении будет несколько вариантов. Самый практичный и увлекательный вариант — переправа. Паром работает по расписанию. Поэтому, необходимо прибыть к причалу в установленное время. Лучше не опаздывать. Паром курсирует один раз в три часа.

Многие предпочитают выбирать теплоход. Ваше путешествие по Волге будет проходить в комфортных условиях. По дороге появится шанс познакомиться с другими достопримечательностями Нижегородской области. Предлагаются услуги автобуса или такси. Такой вариант в основном выбирают те, кто боится укачивания. Речное путешествие все же является более востребованным.

При желании можно заказать экскурсию, так ваша поездка будет более организованной, вы сможете пополнить запас знаний интересными фактами из истории.

На личном автомобиле потребуется ехать через Лысково по трассе М-7 на Казань. Точный адрес — с. Макарьево, ул. Набережная, 1.

Общие сведения

Макарьевский женский монастырь имеет непростую историю. Она начинается с 1435 года. Изначально он сооружался, как мужской. Сама территория, где находится объект, является красивой и по-особенному уютной. Вокруг храма постоянно разворачивались различные драматичные события. Первооснователь – Макарий Унженский. Его еще называют Желтоводским. Именно так величали озеро, расположенное неподалеку.

На территории храмового комплекса 7 августа проводится главный праздник, он посвящен дате появления обители. Сюда приезжают люди из различных регионов. Проводится крестный ход и праздничные богослужения.

Удивительная история появления храма – легенды и трагедии

Макарий длительное время искал уединения. В поисках спокойного и укромного места, он поселился на пустыре, рядом с Желтыми водами. Участок ему понравился, и он решил тут остаться. Впоследствии Волгой водоем был в буквальном смысле поглощен, поэтому строение теперь находится прямо на Волжском берегу. Предание гласит, что Макарий на берегу сделал себе небольшую пещеру. К нему за поддержкой нередко приходили люди из рядом расположенных деревень. Тогда Макарий решил заняться возведением храма в честь Пресвятой Троицы, который сегодня именуется, как собор Пресвятой Богородицы.

Вскоре произошло нападение татар. Поселение было разгромлено и уничтожено, а игумен попал в плен. На тот момент старцу было уже 90 лет. Хан, пообщавшись со священнослужителем, решил подарить ему волю. Макарий возвращается на пустырь. Старец привиделся во сне монаху Аврамию. Он его попросил возвести на Желтых водах церковь Пресвятой Богородицы. Аврамий не предполагал, где располагаются Желтые воды. Монах был сильно болен. Поэтому, в обмен на исцеление поклялся исполнить обещание старца.

Так случилось, что именно в это время на здешние земли приехала делегация, которую возглавлял первый царь из рода Романовых. Поездка сделана в знак благодарности, за дарование свободы патриарху Филарету. Его ранее взяли в плен поляки. Аврамий приехал к Унжескому монастырю и сделал список с иконы преподобного Макария. Образ стал творить разнообразные чудеса, исцеляя от болезней. Царь благословил святыню и разрешил возвести Макарьевскую обитель на Желтых водах. Местность была удачно и находилась в средней части Волжского пути.

Во владение монастыря перешла Макарьевская ярмарка. Возведение храма шло за счет торговых сборов. Благодаря усилиям Аврамия тут появилось две церкви, стали возводится различные постройки хозяйственного назначения.

1816 год оказался трагическим для священнослужителя. Произошел пожар, не уцелела ни одна ярмарочная постройка. Торговую зону перенесли в Нижний Новгород. В 1883 году обитель снова начала возрождаться. Теперь она приобрела женский статус. Во время прихода советской власти святыня прекратила свою деятельность. Здесь сделали детский дом, а потом техникум. Открытие храма произошло только в 1991 году. Сегодня монастырь является действующим. Сюда совершается паломничество из различных городов России. Были проведены масштабные реставрационные мероприятия. Вход является свободным. Расписание службы рекомендуется уточнить перед поездкой. Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте. Территория является благоустроенной, большой – цветники, лавочки, отличное освещение.

Таким образом, немало тяжелых моментов было на территории Желтых вод. Сегодня здесь стоит красивый храмовый комплекс, переливаясь на солнце серебристо-серыми куполами. Несмотря на то, что от желтых вод практически ничего не осталось, обитель не изменила свое название. О красивой легенде помнят местные жители, рассказывая ее приезжающим туристам. В их словах есть что-то сказочное, заставляющее верить в чудеса. Озеро поглотила Волга по причине смены русла. После уничтожения обители спустя пять лет после появления сложно было найти о не даже упоминания в летописях. Только людская молва утверждала, что здесь стоял храм, который помогал в молитвах найти исцеление.

В 18 столетии обитель сыграла важнейшую роль в духовном развитии России. Это был центр православной веры на Волге. Память о преподобном Макарии бережно охраняется. Святой является почитаемым в Приволжье. В дань его памяти регулярно организуется большая православная ярмарка.

Сама судьба святыни имеет тесную взаимосвязь с российской историей. Ведь важная роль в появлении и восстановлении храма принадлежит царю Михаилу Федоровичу из династии Романовых. Он передал крупную сумму на строительство и помог организовать ярмарку на территории озера. Много средств выделялось на нужды монахов. Строительные работы продолжались до 1628 года. Несмотря на то, что отряд Степана Разина не пощадил церковь, она снова отстроилась.

История монастыря была непростой, испытаний предстояло немало. В настоящее время поток туристов в здешние места является большим. Сюда приезжают не только в целях паломничества и для того чтобы попросить о помощи. Место само по себе является загадочным и живописным.

Архитектура, храмы, монастырский приход

Величественная святыня стоит прямо на побережье Волге. Место сказочное. Снаружи вы увидите красивые, мощные стены, башни для дозора, тяжелые металлические врата с элементами дерева. Это не просто могущественные стены. Здесь находятся кельи и разнообразные административные помещения.

Вход в храм необычен, к нему сразу притягивает взгляд. Чтобы попасть в обитель нужно пройти через огромные ворота и надвратный храм, который посвящен Михаилу Архангелу. Основными обителями монастыря выступают:

  • Храм преподобного Григория Пельшемского;
  • Собор Святой Троицы;
  • Храм Макария Желтоводского;
  • Храм Архангела Михаила;
  • Церковь Успения святой Богородицы.

Попадая на территорию, сразу открывается вид на великий Собор Троицы Живоначальной. Стены его отличаются эффектной росписью фреской. Они являются старинными. Сегодня декор удалось восстановить только частично. Место находится возле реки, поэтому наводнение являлось нередким явлением. Об этом свидетельствуют разводы, которые остались на колоннах. Для того чтобы исключить затопление, вокруг монастыря был сделан земляной вал. Он помогает задержать воды.

На участке вы увидите много уникальных храмов. Всего насчитывается около шести объектов. Каждый из них имеет свою историю. Все сооружения были возведены в 18-19 веке и являются памятниками архитектуры. В 20 веке был выполнен большой цикл восстановительных работ. Под толстым слоем побелки мастера нашли много старинных фресок. Благодаря талантам иконописцев, декор получилось восстановить. На стенах монастыря вы найдете много икон. Наиболее чтимыми святынями признаны глава Пеподобного Макария и огромный иконостас с частицами его мощей.

Интересна для ознакомления церковь Макария. Интерьер отличается богатым убранством. Прихожан много. Верующие сюда приезжают за поддержкой основателя церкви, приклоняясь к его иконе. Большинство людей просят об исцелении и избавления от страданий. Многие просят о том, чтобы заветные желания в скором времени исполнились. Также в монастыре можно приклониться к мощам святого Николая Чудотворца, Иоанна Златоуса, Петра и Февронии, Матроны Московской.

Деятельность монастырского прихода преимущественно имеет отношение к церковной жизни. Здесь сделан небольшой приют для девочек, которые остались без попечения родителей. На данный момент проживает около 20 детей. Также при желании можно посетить церковную библиотеку. Есть гостиничные номера.

Службы проводятся каждый день с 8 часов до 17 часов. Во время праздников расписание меняется. Утренняя служба проводится на часть позднее, а вечерняя осуществляется в 18 часов. Здесь проводятся обряды крещения. Также можно причаститься и пообщаться со священником.

Полезная информация для туристов

Белокаменные стены величественные и поражают своей высотой. Поездка сюда оставит после себя неизгладимые впечатления. Здесь можно увлекательно провести время, по-настоящему отдохнуть от повседневности и забот. Все основные сооружения появились еще в 1650 гг. Они с того момента практически не изменились. Форма храмового комплекса сразу же попадает в поле зрения и привлекает своей необычностью. Она похожа на огромный четырехугольник. По периметру геометрии располагаются башни. Стены преимущественно выполняли оборонительную функцию. Отверстия для бойниц прекрасно сохранились. Собор, бесспорно, главное украшение территории. Свое ознакомление рекомендуется начать именно с него, а потом постепенно перейти к рассматриванию других объектов. Много уникальных росписей, картин с библейской тематикой. Все изображения являются реалистичными. От некоторых росписей даже захватывает дух.

Туристам рекомендуется не забывать об общепринятых правилах посещения. Прежде всего, необходимо обратить внимание на свой внешний вид. Этот момент отслеживается достаточно строго. Женщины должны быть одеты в длинную юбку и платок, желательно не использовать яркую косметику. Если вы что-то забыли, то здесь можно взять одежду напрокат, красивые платки доступны в продаже. Но лучше позаботиться об этом моменте заранее. Если вы приезжаете большой группой, то можно заказать экскурсию. Потраченные средства оправдают ваши ожидания. Экскурсовод расскажет много интересных фактах и легендах. Для того чтобы обойти всю территорию достаточно 1,5-2 часа времени.

Если останется время, то потратьте его на изучение Макарьево. Данный край красивый, здесь можно прогуляться по лесным зонам, прокатиться по Волге, заглянуть в местные музеи. Так, всего в 200 километрах находится музей татского станка, а если идти от монастыря пешком, то можно попасть на страусиную ферму. Также среди туристов популярен музей «Сказка». Многие гости села предпочитают позагорать, искупаться в Волге и организовать пикник. Пляжей вдоль побережья много. Дно реки приятное, вода является достаточно чистой. Главное, наслаждаясь удивительной красотой и досуговой деятельностью, не опоздать на автобус и паром.

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь: обзор и советы паломникам

Есть на Руси места благословенные, а есть откровенно святые, святость которых корнями уходит вглубь времен. Из этого славного созвездия – Макарьевский монастырь, основанный на берегу когда-то соседствовавшего с Волгой Желтого озера. Желтоозерскую территорию поглотили волжские воды, но заложенная иноком Макарием обитель отразила факт существования озерного края. Ее нарекли Желтоводской – как называли самого монаха, обосновавшегося тут в первой келье.

Историческая справка

Монастырская история началась в 1435 г. с построения небольшого бревенчатого храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Скромному детищу келейника Макария жить судилось недолго – спустя 4-5 лет молельню сожгли воины казанского хана Улу-Мухаммеда. Почти все поселившиеся в нем «незаконно» с точки зрения татар монахи были убиты, а основатель постройки Макарий взят в плен. Однако скромность и кротость 90-летнего игумена настолько поразили хана, что он гневно отчитал военачальников.

Слова правителя звучали примерно так: «За что вы оскорбили и пленили такого доброго, не склонного к дурным поступкам мужа? Он никому не причинил зла – зачем было уничтожать его жилище?» Опасаясь гнева Аллаха, «единого над всеми», Мухаммед/Махмед велел не только освободить пленника, но и исполнить его просьбу – отпустить еще 40 поселенцев-мужчин, а с ними и женщин с детьми. Так началось шествие почти в 200 человек от Казани до града Унжеска под Костромой через Желтые Воды.

Вернувшись к останкам бывшей обители, Макарий с помощью узников похоронил убиенных своих собратьев, а потом двинулся дальше, к земле Галичской. Он удалился от города и устроил себе новую отшельническую келью – уже на правом склоне реки Унжи. Впоследствии тут был выстроен очередной Желтоводский монастырь – Макарьево-Унженский. Любвеобильный отец привлек сюда множество жаждущих монашеского уединения. К нему присоединялись, его готовы были слушать.

Умер Св. Макарий на 95-м году жизни, в июле 1444 г. Завещав своим чадам возвести монастырь на избранном когда-то им участке – в устье Свияги. Духовные наследники не успели выполнить завещания, но на том участие первооснователя в судьбе обители не закончилось. Восстановил прерванную цепочку монах Авраамий. Явившийся ему во сне дух Макария подсказал, где именно находится освященное место храма. При поддержке царя Михаила Федоровича из рода Романовых в 1620 г. начал возводиться уже каменный собор.

Огромную роль в успехе строительства сыграло открытие рядом бойкой «Макариевской ярмонки» и царское благословение на право использовать ее доходы на нужды монастыря. Создателем современного комплекса считают патриарха Никона – выходца из послушников, принявшего монашеский постриг. Пространство было обнесено могучей крепостью для защиты торгов и самого монастыря. В 1779 г. поселок вокруг этих объектов был преобразован в город, центр уезда, но позже уездным стали считать бывшее село Лысково.

Читайте также:  Церковь Иоанна Кронштадтского в Жулебине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

За сотни последующих лет сооружение пережило много потрясений – от осады участниками Разинского бунта до атеистической волны ХХ века, в послереволюционную эпоху. В конце ХІХ столетия здания горели, затем были воссозданы, но уже со статусом женского монастыря. В 20-е годы прошлого века тут располагался детский дом, а в период Великой Отечественной войны – эвакогоспиталь. Десятилетия на полтора строение было передано Лысковскому зооветтехникуму, и под храмовыми башнями даже держали скот и сохраняли корма.

Свято-Троицкий Макарьевский женский Желтоводский монастырь сегодня

Территориально это похожая на кремль крупная крепость-квадрат с круглыми угловыми башнями и с воротами посредине каждой из четырех сторон. Постоянные ее обитатели – монахини-женщины и 20 девочек, живущих в церковном приюте.

Архитектурный аспект

В ансамбль основных строений входят роскошный Свято-Троицкий собор (период построения: 1658-1664 г.г.), аналог одноименного московского собора, и посвященная Пресвятой Богородице Успенская церковь 1654 года – с трапезной палатой и колокольней. Дополняют список привратная многоярусная башня-церковь Михаила Архангела (год возведения – 1674) и крепостные стены. В одну из них (южную) встроены были жилые кельи.

Кроме перечисленного, внутри имеются еще три помещения, носящие имена известных христианских деятелей: храм-келья пустынника Антония Великого, храм преподобного первооснователя пустоши Макария Желтоводского, смыкающийся с колоннадой тосканского ордена, и храм Григория Пельшемского. К монастырской композиции частенько причисляют и поселковую Казанскую церковь.

Что посмотреть

При входе взгляд останавливается на старинной надвратной иконе, а внутри главного красавца-храма – на потрясающей красоты древнерусских фресках (к сожалению, не полностью восстановленных) и золоченом иконостасе, расписанном сравнительно недавно. Колонны центрального зала хранят следы наводнений (последнее случилось в 1926 г.). Сегодня затопление внутренним помещениям не грозит – благодаря валу высотой в 5-7 м, защитившему ансамбль от волжских разливов.

Интересно как строгое пятиглавое соборное строение-доминанта, так и внутренний двор с садиком, ухоженными аллейками и древними могилами. Внимание привлекает оснащенный амбразурами оборонительный пояс со множеством узких бойниц. Неприступность монастыря-крепости очевидна: высота зубцов достигает восьми, а толщина стен со сквозными нишами – двух с половиной метров. Боевой вход, вдобавок ко всем элементам защиты, прикрыт надежной деревянной кровлей.

Кому и чему поклониться

Из реликвий наиболее значимы мощи (почитаемая честная глава и фрагмент перста) преподобного Макария, Унженского чудотворца.

Из икон с сопровождающими их частицами мощей святых есть возможность почтить память:

  • святителей Иоанна Златоуста, Николая-чудотворца Мирликийского, Феофания Затворника, Феодосия и отца Лаврентия Черниговских;
  • великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеймона-исцелителя;
  • великомучениц Екатерины, Евдокии, Дарии и Варвары с Людмилой;
  • славного князя Даниила Московского, Муромских Петра и Февронии;
  • преподобных Серафима Саровского, Феодора Санаксарского;
  • матерей блаженных и преподобных – Александры, Елены и Марфы, Пелагеи, Марии и Параскевы Дивеевских, Матроны Московской;
  • праведника-флотоводца Феодора (российского адмирала Ушакова).

Как доехать: дорога, экскурсии

Поездку из Нижнего Новгорода в поселок Макарьево Лысковского района можно осуществить на автобусе, автомобиле или водным путем – с помощью парома или теплохода (зимой возможен пеший переход по льду либо в аэротакси). Автоварианты востребованы более других.

Автобус и паром

Наиболее актуальный автобусный маршрут – от нижегородского автовокзала «Щербинки» до г. Лысково. Доехав до конца, от лысковской автостанции спускаются на волжскую пристань. Это далековато, и большинство путешественников нанимают такси. Паромная переправа – отличная возможность без задержек попасть в нужное место. Частота поездок – каждые 2-3 часа. Самый ранний маршрут в 6.15 утра, последний – в 18.15. Расписание Макарьево-Лысково стартует в 7.00, завершающий его рейс – в 19.00.

Теплоход

Предельно комфортный транспорт. Спросом пользуются одно- или двухдневные экскурсионно-прогулочные поездки с целью совместить доставку туристов до желанного пункта с продуманной экскурсионной программой. Курсируют прогулочные суда от Речного вокзала с начала мая по конец сентября.

Плавание очень приятное, сулящее массу возможностей полюбоваться живописными окрестностями и «нащелкать» море ярких снимков – природы и жемчужин зодчества на ее фоне.

Автомобиль

Популярных вариантов два – через лысковскую трассу М-7 в сторону Казани или мимо Бора.

Первая цепочка выглядит так: Кстово-Работки-Лысково, за ними – повернуть налево у магазина «Магнит» по направлению к рынку. Двигаясь по главной дороге, авто минует памятник Ленину, высокую белую церковь и выедет на участок с односторонним движением. Впереди окажется небольшая церквушка, за ней надо будет свернуть с магистрали вправо, к реке. Взору откроется паромная переправа. Машины оставляют на берегу: парковаться есть где. Это 100 км от Н.Новгорода.

Автомаршрут 2 – через Бор. Едут напрямик либо в объезд города. Промежуточные пункты выстроятся так: Бор-Плотинка-Ивановское, затем – Красный Яр и Валки. Следующий этап – мост через Керженец. Все время придется держаться главной трассы. Рассчитывайте преодолеть в целом около 120 км. Кстати, транспортное средство можно и переправить – как легковик (это, правда, дороговато), так и велосипед (последнее обойдется дешево).

Завершающий кусочек преодолевают пешком: от пристани до монастырских подворий – пара минут ходу.

Короткие автобусные ознакомительно-экскурсионные туры в Макарьевский монастырь из Нижнего организуют тоже – обычно в летний сезон.

Околомонастырские достопримечательности

Часть из них по-домашнему притягательна, обволакивает теплом и запоминается надолго.

Музей «Сказка»

Это частная «культурная точка» семьи Фоминых. С виду – милый жилой дом с башенками за уютной березовой оградкой. Дому-музею 50 лет. Обустроен он был художником Борисом Фоминым, нынешняя хозяйка коллекции – дочь увлеченного собирателя «сказочной» атрибутики.

В числе экспонатов – пейзажные полотна здешних мест, экзотические скульптуры из дерева и оригинальные проволочные картины, напоминающие кружевное плетение. Разброс героев широк – от Бабы-Яги до паука-великана и деревянного башмака.

Музей ткацкого станка

Метрах в 100 от монастыря, на улице Советской, находится этот симпатичный домик этнотехники и искусства ткачества. Любознательных посетительниц он заинтересует полезными мастер-классами. Функционирует мини-музей ежедневно с 9.00 до 18.00. Выходной день – понедельник.

Страусиная зооферма

Любви к экзотике нижегородцам не занимать, и ферма по выращиванию страусов в Макарьеве – прямое тому доказательство. Она вдвойне доходна, поскольку радует не только прибылью от мясопродукта, но и стала центром агротуризма. Для заезжей детворы такой поход в зоопарк – редкостное развлечение. От прибрежной зоны «монастырь-пристань» до площадки с длинноногими птахами везет автобус-ПАЗик, разрисованный их силуэтами.

О посещении птицефермы договариваются заранее, индивидуально. Обитателей птичьего царства (а это пестрая компания из взрослых особей, страусят и «сопутствующих» страусам-австралийцам цесарок с индюками) можно кормить, с ними разрешают пофотографироваться. Мясные блюда и яйца в фирменном меню имеются. А кроме перечисленного – перья и косметика с ингредиентами из жира птиц-экзотов.

Памятники

Сегодня гостей святого места на берегу Волги-матушки встречает основатель-покровитель обители святой Макарий Желтоводский, застывший под большим крестом в одеянии схимника. Со свитком-завещанием в левой руке, на котором начертано: «Вера без дел мертва». Авторство фразы-призыва приписывают апостолу Иакову. Автором художественного проекта стал Владимир Нагорнов – мастер, сумевший придать своему творению глубоко символический смысл.

Желающим же познакомиться с памятками более удаленными от крепости-святилища советуем отъехать в сторону Бора и подняться на «Моховые горы» – 50-метровую кручу. Там есть смотровая площадка-круг с «парным» монументом Горькому и Шаляпину. Впечатляют как сами бронзовые фигуры, так и захватывающая дух панорама. Однако включить в однодневный план этот объект можно лишь если вы на собственном авто: «догулять» туда пешочком сложно.

Кратко о времени и правилах службы

  • В дни воскресные и по праздникам богослужения начинаются: всенощное бдение – в 18.00, Божественная Литургия – в 9.00.
  • В будни вечерняя служба происходит в 17.00, утренняя – в 8.00.
  • Молебен с акафистом в честь Макария-покровителя в одноименном храме традиционно проходит в 8 утра по воскресеньям.

Дополнительная информация для паломников

  • Желающих причаститься просят говеть не менее 3-х дней до события, а в канун причащения не есть и не пить ничего начиная с полуночи.
  • Чтобы покрестить детей или покреститься самим, надобно заранее пройти собеседование со священником своей епархии.
  • Тем, кто собирается тут повенчаться, следует подготовиться к нескольким собеседованиям со здешними духовниками.

Когда лучше приезжать и где остановиться

Монастырь открыт для экскурсий и паломничества круглый год, принимает гостей с раннего утра допоздна. Он неплохо отреставрирован, вход свободен, бесплатен. Пожертвования приветствуются. Теплоходные прогулки-круизы по Волге и Оке с заходом в Макарьево в летние месяцы регулярны, их продолжительность – от одного (если цель – исключительно Макарьевский монастырь) до 4-5 дней (если планируется охватить ряд культовых центров Поволжья).

Постельное белье, питание (двух- или трехразовое – на выбор), развлекательные мероприятия, экскурсионное обслуживание турфирмами обеспечиваются и входят в общую стоимость. Цены и расписания меняются и зависят от сезона и класса билета. Для оформления путевки понадобятся паспортные данные. С конца апреля до середины октября – лучший временной промежуток для посещения Макарьева приезжими со «светскими» приоритетами. Для серьезных мероприятий время года не ограничено.

Жилье паломнического типа всегда найдется в монастыре, еда проблемой не станет. Но договориться о проживании лучше заблаговременно, связавшись с матушкой настоятельницей. По приезде детали (сон-питание-службы-работа-послушничество) можно довольно быстро уточнить. Есть и поселковая гостиница неподалеку от храма, рядом с пристанью. Не пятизвездочная, понятно, но чистая, «домашняя», со спокойной обстановкой. Приезжайте – не пожалеете.

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь

Монастырь был основан в 1435 году иноком Нижегородского Печерского монастыря святым преподобным Макарием, Желтоводским и Унженским чудотворцем (1349-1444). Место для новой обители было выбрано на левом волжском берегу, в пойменных лугах у Желтого (Святого) озера, в устье реки Керженц, в 90 км от Нижнего Новгорода.

Святой Макарий, родившийся в Нижнем Новгороде, подростком пришел в Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь для монашеского делания. По прошествии некоторого времени Макарий удалился из монастыря и много странствовал в поисках места для новой обители. Так на берегу Желтого озера возникло монашеское поселение. Но вскоре монастырь был разорен, иноки убиты, а сам Макарий взят в плен отрядом казанского хана. Отпущенный на свободу Макарий основал новую обитель на реке Унже, где и умер.

Обитель на берегу Желтого озера была возобновлена стараниями инока Тетюшского Казанского монастыря Авраамия, которому было чудесное явление преподобного Макария. В 1624 году в возрожденном монастыре была построена первая деревянная церковь.

В 1641 году у стен обители начала действовать знаменитая Макарьевская ярмарка, и с этого времени монастырь стал строиться и благоукрашаться благодаря пошлинным доходам и добровольным вкладам.

С 1651 по 1667 годы возводятся в камне все монастырские строения, дошедшие до наших дней. По мнению исследователей, зодчим монастырского ансамбля, возможно, являлся каменных дел подмастерье Максим Апсин. В 1677 году было завершено строительство мощной монастырской крепости, поставленной для защиты монастыря и ярмарки.

Во второй половине XVII века монастырь достиг своего наивысшего расцвета. Так, патриарх Антиохийский Макарий, посетивший обитель в 1666 году, назвал ее «вторым Иерусалимом». Дважды в монастыре побывали царские особы: император Петр I и императрица Екатерина Великая.

Из Макарьевской обители вышли такие известные исторические личности, как будущий патриарх Никон, Аввакум Петров, архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон, протопопы Стефан Вонифатьев и Иван Неронов.

XIX век стал трудным для монастыря. В 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Волжские воды стали приближаться к стенам обители, постепенно разрушая наружную линию его укреплений. Под угрозой полного разрушения в 1868 году обитель была закрыта. Через пятнадцать лет, в 1883 году, монастырь был восстановлен, но уже как женский.

В 1927 году монастырь закрыли, сестер разогнали. В 1928–1929 годах здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным советским организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 году обитель была передана Лысковскому зооветеринарному техникуму. За годы советской власти монастырские храмы и строения постепенно разрушались и приходили в упадок.

В 1990 году Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь был передан Нижегородской епархии. К 2005 году отреставрированы и освящены монастырские храмы. В настоящее время обитель переживает свое третье возрождение.

Собор в честь Святой Троицы.
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Храм в честь преподобного Макария Желтоводского.
Надвратный храм в честь Архангела Михаила.
Домовый храм в честь преподобного Григория Пельшемского.

Глава преподобного Макария Желтоводского.
Икона с частицей мощей преподобного Макария Желтоводского.

Преображенский собор в городе Лысково Нижегородской области.
Храм Казанской иконы Божией Матери в поселке Макарьево Лысковского района.
Нижегородской области.



При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

При Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском женском монастыре существует детский приют для 20 девочек.

Адрес: Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево

Телефон: (83149) 5-93-60

Настоятельница: игумения Михаила (Орлова)

Ссылка на основную публикацию