Жировичский монастырь: где находится и как доехать, история и описание

Жировичи – монастырь Свято-Успенский: как доехать, фото и история

Как узнать суть православной жизни любой страны? Ответ прост – необходимо познакомиться с главными святынями и символами, которые в этой стране есть! Такой же значимой святыней как для России – Троице-Сергиева Лавра, для Украины – Киево-Печерская Лавра, для Беларуси считается Успенский монастырь. Располагается эта обитель в Гродненской области, в п. Жировичи, который находится на расстоянии около десяти километров от административного центра города Слонима. В поселке Жировичи, в монастыре бережно хранится особо почитаемая икона Жировицкой Божией Матери.

История

Свое начало Жировичский Успенский монастырь берет в XV веке. Согласно преданию, в лесу, который принадлежал казначею Литовского и Русского княжества Александру Солтану, 20 мая в кроне старой груши пастухи увидели чудное сияние, а затем и небольшую иконку. Сняв ее с дерева, пастухи принесли икону своему хозяину. Вечером Александр Солтан захотел показать святыню гостям, но ее на месте не оказалось. Утром пастухи нашли иконку на прежнем месте, опять отнесли ее хозяину, он, увидев в этом чудо Божие, дает обет перед Богом построить на этом месте храм Пресвятой Богородицы.

Вскоре здесь был воздвигнут деревянный храм, при нем же – выстроена школа, чтобы обучать детей крестьян грамоте. В 1520 году во время сильного пожара храм полностью сгорел, уцелела только церковная школа. Икону после пожара найти не смогли. Однако спустя какое-то время дети увидели образ Девы в неземных одеждах, сидевшей на камне. Они поспешили позвать на это место родителей и священника, которые, придя сюда, увидели горевшую свечу и Жировицкую икону, почти не опаленную огнем. На этом же месте был построен новый храм, куда и была водворена икона.

В это же время внук Александра Солтана – Иван – приступил к постройке каменной церкви. В XVIII веке возведение церкви было закончено, церковь была освещена и названа в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в настоящее время этот храм носит имя Явленского. Много еще разных событий выпало на долю монастыря в Жировичах. Несмотря на тяжелые периоды в годы Гражданской войны и двух мировых, православные сумели защитить свою обитель и главную ее святыню – икону Божией Матери.

Монастырь в Жировичах: фото, описание

В наши дни Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь является центром православия Беларуси. Ставропигия – это особенный статус, присваиваемый за особые заслуги соборам, монастырям, братствам и духовным школам. Те объединения, которые владеют этим статусом, имеют возможность не повиноваться местной епархиальной власти. Быть в подчинении они могут только у патриарха или синода. «Ставропигия» в переводе означает “водружение креста”, это действительно значит, что в таких монастырях крест ставили именно патриархи. Вот и Свято-Успенский монастырь подчиняется лишь Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

На его территории пять функционирующих храмов и принадлежащих им построек. Также на территории имеется огород, сад, свой пруд. Адрес монастыря в Жировичах: улица Соборная, 57, Слонимский р-н, Жировичи, Республика Беларусь.

Свято-Явленская церковь

Эта церковь считается самым старым зданием монастыря, была выстроена во второй половине XVII века. Примечательно, что церковь до сих пор не оснащена электричеством. Тот камень, где дети увидели Богородицу, был освящен и служит в церкви Святым престолом. Под пологом храма расположена гробница архиепископа Михаила Голубовича. Ежегодно 20 мая в церковь приезжает много верующих людей на празднование Явления Жировичской иконы Божией Матери. В храме проходит благодарственная служба этой особенно чтимой святыне.

Свято-Крестовоздвиженский храм

В начале XVIII века одна из прихожанок Жировичского монастыря – некая Элеонора Головищина – принесла в дар 8 тысяч золотых для возведения храма Страстей Христовых для того, чтобы потом в нем проводились по ней панихиды. Возведение завершилось в 1769 году.

Это храм-кальвария, который посвящен обряду паломничества в Иерусалим. Лестница в храме занимает половину помещения. Она является полной копией той, по которой вели на неправедный суд Иисуса Христа.

Свято-Успенский Собор

Он был построен в 1613 году и считается основным храмом монастыря в Жировичах. Средства на его строительство были выделены Иваном Мелешко, который в то время являлся хозяином Жировичей. Внутренняя отделка проводилась на деньги Льва Сапеги, он занимал должность канцлера Княжества Литовского. Высота собора составляет 40, а длина – 55 метров. Ранее под зданием располагалась братская усыпальница и захоронения знатных особ. В XVIIII веке усыпальница была замурована. В центре иконостаса находится икона «Спас Вседержитель» в окладе из серебра. Стены сохранили росписи всех времен. В выходные дни в этом соборе проводятся: в субботний день с 06:00 часов утра – ранняя Божественная литургия, с 18:00 вечернее Богослужение. А в воскресенье и по праздничным дням служатся две литургии – 06:30 и 09:30.

Николаевский храм с Чудотворной иконой

Зимний каменный храм имеет общий вход с Успенским собором. Он небольших размеров, с очень красивыми расписанными стенами, мозаикой на полу. Здесь размещены иконы «Спас», «Святой Николай», «Богоматерь», на алтаре выделяется образ святой Троицы.

В этом храме располагается в золоченом киоте Жировицкая икона Божией Матери.

Водосвятная часовня

В самом центре строений монастыря расположилась Водосвятная часовня. В этом месте можно испить святой воды или набрать ее с собой.

Территория

Территория, принадлежащая монастырю, не очень большая, но уютная. Здесь можно найти зеленый, спокойный уголок для отдыха и послушать перезвон колоколов. Во время посещения монастыря в Жировичах для паломников и гостей всегда открыты монастырская трапезная и хлебопекарня. Здесь есть возможность вкусно покушать и купить монастырской еды домой. Основная часть все же закрыта для посещений. Так, например, храмы Крестовоздвиженский и Явленский можно посетить только с экскурсией, или когда проходит богослужение.

Жизнь в святости

В настоящее время в монастыре проживает около сорока человек монашеской братии. На его территории в Минской духовной семинарии обучаются студенты, которые хотят посвятить себя служению Богу. Она была открыта в 1945 году. Желающие могут остаться в Жировичах в монастыре на время – для работы в качестве трудников обители, совершать молитвы, работать в саду или огороде, в трапезных, столярной мастерской. На территории находится и реабилитационный центр «Анастасис», что в переводе означает “Воскресение”. В нем люди надеются избавиться от разного рода зависимостей и вернуться к нормальной жизни.

Монастырь в Жировичах: как доехать?

Свято-Успенская обитель в поселке Жировичи находится между двумя городами в Беларуси: Барановичами и Слонимом. Добраться до монастыря не составит большого труда. Он расположен в 30 км от трассы М1 “Минск – Брест”. Именно с нее следует свернуть на г. Слоним, чуть не доезжая до него, увидите указатель на поселок Жировичи. Проживание и экскурсии в Свято-Успенском монастыре проводятся за пожертвование.

История и святыни Жировичского монастыря и святого источника в Жировичах

В Успенском соборе монастырского комплекса хранится Чудотворная икона Божией Матери Жировичской. Интересная древняя легенда связана с ее появлением. Даже в самые тяжелые для Жировичского монастыря времена икона придавала ему новые силы, влекла в монастырь верующих, помогала им побеждать свои беды.

Основан монастырь для православных верующих в апреле 1613 года. В первом столетии своего существования это был монастырь униатов, подчиняемый католикам греческого происхождения (базилианам). В 1839 году комплекс монастыря стал центром православия Литовской епархии.

История монастыря

Рождение обители связано с явлением образа Чудотворной Божией матери (на дереве дикой груши). Жители села ощутили ее чудотворную силу с первых минут появления. К иконе потянулись вереницы паломников за спасением от болезней, бед. Слава о великой силе иконы быстро облетела Белую Русь. В ее честь на месте находки была построена деревянная церковь.

В исторических документах приводятся сведения о находке иконы во владениях Солтана в 1470 году. Вскоре после этого здесь появилось первое здание церкви.

В 1655 году она сгорела. Существует несколько легенд о ее спасении и о новом явлении у подножия горы, где раньше стояла церковь. С этой поры она стала главной святыней нового каменного храма, возведенного в честь Богоматери. Через много лет в комплексе собора появились постройки для проживания пришедших богомольцев, принявших решение остаться здесь навсегда. Так образовался мужской Жировичский монастырь.

Возведение и основание

Деревянная церковь в Жировичах была построена богатым жителем села А. Солтаном. Его наследники с 1560 года начали строить новый каменный собор.

В 1587 году здесь начал функционировать мужской монастырь.

С 1609 года он перешел к униатам. С 1709 года в монастыре функционировали философские школы разного уровня, преобразованные в уездное училище.

В 1828 году на его основе была организована духовная семинария. В 1847 году ее перенесли в Вильно, а в поселении Жировичи открыли Духовное училище. Его воспитанники могли пользоваться огромной библиотекой монастыря, сохранившей много интересных изданий до нашего времени. Монастырь объединил комплекс каменных зданий различного назначения. Их возведение проходило до начала 19 столетия.

Историческая судьба

Пожар 1520 года был не единственной бедой, выпавшей на долю монастыря. Во время военных действий 1915 года многие реликвии пришлось перевезти в различные храмы России.

Чудотворная икона оказалась в Москве.

В пятивековой истории монастыря почти 200 лет (17-18 века) был период гонения православия с человеческими жертвами, осквернением храмов. В обители господствовали католики. Благодаря появлению великого митрополита Иосифа (Семашко), его служению православной церкви удалось вернуться к вере отцов в Беларуси. Под Покровом Чудотворного образа Божией Матери восстановлены молитвенные, языковые традиции православия.

Очередные беды пришли в 1905 году. Разрушения, нанесенные немецкими захватчиками, начали восстанавливать в 1918 году. Достижения нелегкого процесса реставрации повторно стали истребляться в 1960 годах. Беларусь провозгласили антирелигиозной республикой.

Беспощадное разрушение святых мест проходило по всей стране. Мужская обитель выстояла благодаря молитвам жировичских старцев и опять стала центром Православия Беларуси.

Среди них имена:

  • иеромонаха Иеронима (Коваль);
  • отца Порфирия;
  • архимандрита Игнатия (Кударенко);
  • схиархимандрита Иоанна (Маслова);
  • нашего современника — отца Митрофана.

Восстановление и реставрация

Проблема сохранения православной обители страны давно стала государственной задачей.

Реализуются утвержденные программы восстановления, реставрации:

  1. В первоочередных планах значились работы в виде поддерживающего ремонта.
  2. Последний капитальный ремонт собора проводился свыше ста лет назад.
  3. В дальнейшем определились главные направления восстановления: в первозданном виде всех зданий по сохранившимся планировкам внешнего и внутреннего видов.
  4. Реставрация икон, святынь монастырских церквей, иконостаса выделялась в отдельное направление работ.

Восстановительные работы совмещаются с археологическими раскопками, проведением служб для паломников.

Иконостасы обители начали реставрировать в средине 19-го века. На прежнем месте оставили царские врата. Иконы из верхних ярусов реставрировались по законам церковной живописи России. При восстановлении икон подтвержден европейский стиль барокко в написании произведений. За золотым фоном сохранилось небо, открылись тексты на кириллице и на латыни. Реставраторы частично сохранили поздние слои, открывающие историю икон.

Современное положение

На сегодняшний день — это крупнейший центр духовной жизни Беларуси.

Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь включает:

  • пять действующих церквей;
  • четыре здания для проживания;
  • хозяйственные строения;
  • сад;
  • пруд;
  • пасеку;
  • ферму;
  • огород;
  • несколько святых источников с часовнями при двух из них.

Наместником монастыря является архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько), священноархимандритом — митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев).

В нем молится и трудится монашеская братия. Она состоит из 5 послушников, 6 иноков, 7 монахов, 7 иеромонахов, одного епископа, архимандрита, 4 игуменов, 3 иеродиаконов. Решение по любому вопросу принимается на Духовном Соборе монастыря и утверждается его настоятелем.

В 2020 году верующие планируют отпраздновать 550-летие явления Жировичской иконы и 500-летие монастыря.

Местоположение монастыря

Располагается комплекс на расстоянии 11 км от Слонима. В этом месте проходит главная улица поселения. Адрес духовного центра: ул. Соборная, 57.

К числу интересных мест относятся три святых источника. Два из них открыты для посетителей.

Старый (ему около 200 лет) находится в конце улицы Советских пограничников. В 2008 году на его территории была возведена часовня во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Новый святой источник расположен недалеко от магистрали М-11. Здесь обустроены две купальни: женская, мужская. Построена также и часовня на его территории.

К третьему источнику спускаются только монахи. Родник вытекает из-под алтаря (раньше здесь росла легендарная груша с иконой). Оформлен источник в виде грота с потолком, расписными стенами, деревцем со святым образом.

Как добраться

Доехать в Жировичи можно на личном автомобиле. Едут по трассе М1 Минск-Брест. Поворачивают на Слоним и по указателям оказываются в Жировичах.

На автобусе — из Гродно, сделав пересадку в Слониме. В Гродно идет поезд Минск-Гродно, стоимость билета 13 руб. Время в пути до Слонима составляет около двух часов. Лучше выезжать рано утром. Последний автобус отправляется в 18.20.

Для ночевки можно забронировать место в гостинице монастыря. Из Слонима в Жировичи организовано много автобусных рейсов.

Архитектура, убранство сооружения

Главным строением монастыря является Свято-Успенский собор. Он стоит недалеко от места, где был деревянный храм. Место алтаря сгоревшей церкви отмечено крестом из дерева. Основным архитектурным стилем собора считается удачное сочетание барокко и классицизма. Во многих элементах храма видны черты церковных построек Западной Беларуси.

Внешний вид

Строение трехневное, одноапсидное, украшенное куполом с высоким барабаном. Он опирается на шесть массивных устоев.

В первоначальном виде главный фасад собора украшали две башни, разобранные в период первой реконструкции в 19 веке (одновременно был изменен декор, форма купола). На фасадах появились колонны с пилястрами, треугольные фронтоны, элементы из византийской архитектуры. С южной стороны к собору пристроена зимняя церковь. В северной части собор переходит в корпус монастыря. В толще стены на западной стороне находится вход на хоры храма.

Внутреннее оформление

Внутри собор остался прежним, сохранил убранство барочного стиля. Центральный иконостас был изготовлен в 18 столетии. В это же время выполнена роспись под куполом. Стены, столбы украшались в 20 веке.

Читайте также:  Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Святыни храма

Главная святыня собора — чудотворная икона Пресвятой Богородицы — находится в центральном иконостасе. Ее размеры считаются самыми маленькими из всех богородичных икон (5,6 х 4,4 см). По идее архитектора иконостас размещается в месте чудесного явления иконы.

Собор оберегает и другие почитаемые иконы:

  1. Чудотворная Божией Матери «Всецарица», (написанная монахами Ватопедского монастыря). К ней обращаются за помощью при онкологических болезнях.
  2. Знаменитая икона святителя Спиридона Тримифунтского с частицами его мощей.
  3. Икона Оптинских Старцев.
  4. Поклонение верующих в Успенском соборе проходит и у святыни храма, представляющей собой Крест. В нем хранятся мощи святых, взятых из ступеней лестницы Крестовоздвиженской церкви.

В число святынь монастырского комплекса входит рукописное евангелие Жировичское, камень со следами Богородицы.

Архитектурный ансамбль

В монастырский комплекс входят церкви с примыкающими постройками, здание семинарии, жилые монастырские корпуса, трапезная. В центре композиции находится Успенский собор.

Туристам предоставляется возможность посмотреть следующие строения.

Никольский храм. Зимняя каменная церковь имеет внешний вид, похожий на Успенский собор. Невысокое здание с красивым сводом. Под ним находится резной позолоченный иконостас, украшенный иконами «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай», «Тайная вечеря», «Святая Екатерина». Своды, стены покрыты орнаментальным растительным узором из лепного декора. Летом в этой церкви хранится копия главной Иконы, зимой – оригинал.

Крестовоздвиженская церковь. Элементы храма посвящены совершению обряда паломничества в Иерусалим. От его дверей начинается лестница, имеющая 28 ступенек. По ним паломники на коленях со святыми молитвами шли к алтарю. Архитектурное решение, роспись, выполненная монахом в 1777 году, создают эффект необычной глубины храма. Сейчас в храме есть три фрески, сохранившие первоначальный облик.

Явленская церковь. Здание является самой старой постройкой ансамбля. Первая деревянная постройка появилась в 1520 году. Церковь из камня выросла в 1672 году. Святым престолом церкви является освященный камень, где во второй раз явилась Богородица (детям). Под полом церкви располагается усыпальница архиепископа Михаила (Голубовича).

Георгиевская церковь. Деревянная, имеющая форму сруба, находится на старом кладбище в районе «Юрьевой горки». Здесь похоронены монахи, умершие во время эпидемии 1710 года.

Здание семинарии. Сейчас в нем находится Минская духовная семинария имени Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Здесь проходит подготовка богословов, педагогов, церковных работников, священнослужителей. Им дается право служить в приходах, заграничных представительствах, церквях.

Реабилитационный центр «Анастасис». В нем обитель оказывает помощь людям с наркотической и алкогольной зависимостью.

Престольные праздники

Отмечаются в обители с особой торжественностью.

  • Явление Жировичской иконы — 20 мая;
  • Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября;
  • Рождество Святого Иоанна Предтечи — 7 июля;
  • Успение Божией Матери — 28 августа;
  • Воздвижение Честного и животворящего Креста Господня — 27 сентября;
  • День памяти Святого Николая Чудотворца — 19 декабря и 22 мая.

Также торжественно отмечается 6 сентября память святого преподобномученика Серафима Жировицкого, накануне совершается Крестный ход с его иконой из слонимского храма, ему посвященного.

Богослужения и другие возможности посещения

Посетить памятник архитектуры 17-18 столетий, действующий духовный центр любой человек может вместе с организованными экскурсиями или самостоятельно. При этом есть возможность забронировать место ночевки в Паломническом центре. Женщины будут находиться в Доме паломника, мужчины — на территории монастыря. Вкусно пообедать можно в монастырской трапезной.

Службы в монастыре проходят в следующем порядке:

  1. В 6 часов утра. Утренние молитвы, полунощница, часы, Божественная литургия, молебен с акафистом Божией Матери перед иконой, панихида.
  2. Вечером. Зимой — в 17 часов, летом — с 18 до 21 часа: вечернее богослужение, трапеза, молитвы на сон грядущим, братское правило.
  3. По пятницам в Крестовоздвиженской церкви проходит молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему. В Явленской церкви в это время свершается молебен с акафистом Божией Матери перед иконой Жировичской.
  4. В воскресные, праздничные дни свершаются две Литургии (ранняя в 7.30, поздняя в 9.30 утра). Время работы в 14 часов отводится для проведения общей исповеди, чтения канонов.

Видео

В представленном видео рассказывается об истории великой монастырской обители Беларуси.

Успенский Жировичский монастырь история фото расположение посещение Жировичского монастыря

Содержание:

Колоссальное значение для православных белорусов имеет Жировичская (или, как вариант, Жировицкая) обитель. О ней говорят: «Для Белоруссии Жировичи — то же, что Троице-Сергиева Лавра для России и Киево-Печерская Лавра для Украины».
История Жировичского Успенского мужского монастыря уходим корнями почти на 500 лет назад. А все началось с явления чудотворной иконы Божией Матери. Предание относит это событие к 1470 году и сообщает, что образ обнаружили в лесу, на ветвях лесной груши, стоящей над ручьем, пастухи маршалка Великого княжества Литовского Александра Солтана, владевшего этими землями (маршалок — в XV столетии одна из высших должностей в Великом княжестве Литовском и Королевстве Польском). Между тем, уже во второй половине XVIII века был обнародован документ, согласно которому великий князь Литовский Александр Ягеллончик пожаловал имение Жировичи вельможе Александру Солтану лишь в 1493 году, то есть явление иконы не могло произойти раньше этой даты.

Легенда возникновения Жировичского монастыря:

Прогуливаясь по лесу, пастухи увидели сияние, которое исходило из ветвей старой дикой груши, росшей над ручьем. Подойдя поближе, они обнаружили в ее ветвях небольшую каменную иконку, с изображением Богоматери с младенцем на руках. Пастухи отнесли свою находку Александру Солтану, местному вельможе. Но тот совершенно не обратил внимания на данную находку и закинул ее в шкатулку.

Через некоторое время икона исчезла и вновь явилась пастухам на той же старой груше. Поняв, что это знак свыше, Александр распорядился построить храм на месте чудного явления. Так здесь была построена деревянная церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Слух о чудотворном месте быстро разошелся и сюда стали стягиваться паломники из близких и далеких мест. По легенде, каждый верующий получал здесь исцеление от недугов либо помощь в жизненных тяготах.

Постепенно вблизи деревянного храма стали селиться люди, и в 1493 году появился Жировичский мужской монастырь.

Однако в 1520 году здесь случился сильный пожар, который унес церковь, а вместе с ней и чудотворную икону. Это была настоящая трагедия для верующих.

Через некоторое время крестьянские дети, посещавшие монастырскую школу, вблизи сгоревшего храма увидели Деву красоты неземной. Она сидела на камне и от нее исходил яркий свет. Конечно страх не позволил детям приблизиться к ней, вместе с тем слух о чудном явлении быстро разлетелся по селению. Когда взрослые подошли к месту, где было явление, они нашли на камне икону, ничуть не пострадавшую от невзгод.

Так на месте сгоревшего, появился новый, уже каменный храм, в честь Успения Богородицы, а близ камня, на котором сидела Богородица возвели Явленскую церковь. Впоследствии здесь же был образован Жировичский монастырь.

На фото Жировичский монастырь, вид сверху.

Жировичский монастырь история

Во второй половине XVIII века великий князь Литовский Александр Ягеллончик пожаловал имение Жировичи вельможе Александру Солтану.

Вскоре Александр Солтан поставил на месте обретения образа Жировичской иконы Божией Матери деревянную церковь. Постепенно вокруг храма стали селиться люди, стремившиеся к монашеской жизни. Впервые документально зафиксировано существование монастыря в 1587 году — актом, свидетельствующим, что один из братьев Солтанов продал другому брату часть имения, а именно:

«двор Жировичский. так теж з половиною монастыря церкви Жировичское и вшелякими пожитки, накладом церковным. »

Уже в XVI столетии Жировичская икона Божией Матери прославилась чудотворениями. Как следствие, число желающих помолиться перед чудотворным образом постоянно росло — соответственно, развивался и сам монастырь. В начале XVII века он стал владельцем земли, на которой стоял. Мстиславский каштелян (то есть военный начальник города) Иван Мелешко передал обители свою часть имения в 1618 году, а спустя два года другую его половину отписал монахам Даниил Солтан.

К тому времени Жировичский монастырь попал в униатское пленение. Руку к этому приложил канонизированный в 1867 году Ватиканом Иосафат Кунцевич, пламенный поборник унии. Православные не случайно называли этого человека «душехватом» — к принятию унии он склонил очень многих, действуя где кнутом, где пряником. Склонил в том числе и Солтанов с Мелешко. Он же оказался первым игуменом Жировичской обители, при нем очутившейся во власти базилиан. Произошло это в 1609 году. В 1628 году Папа Римский Урбан VIII утвердил устав Жировичского базилианского братства.

Более двух веков продолжалось пленение православного монастыря. С самого прихода в него базилиан он мыслился как главный центр распространения унии, чем и объяснялось пристальнейшее внимание, которое обращали на обитель польские власти. С 1644 года, после того как обитель посетил король Владислав IV, она превратилось в «королевское богомолье». Визиты польских правителей сюда продолжались до самых разделов Польши — в Жировичском монастыре побывали Ян II Казимир (к слову, даровавший Жировичам магдебургское право) в 1651 году, Ян III в 1683 году, Август III в 1744 году и Станислав Понятовский в 1784 году.

Разумеется, все это отражалось на внешнем облике обители — так, уже в 1639 году в ней было закончено строительство величественной каменной церкви. Особенно активное каменное строительство развернулось после 1661 года, когда польский сейм освободил монастырь от налогов, а сами Жировичи — от обязанности принимать на постой военных. Тому были свои причины — дело в том, что в 1655 году, в ходе русско-польской войны, московское войско разорило это место. Князь А.Н. Трубецкой тогда отчитывался перед царем Алексеем Михайловичем:

«В городе Слониме литовских людей, которых застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали».

Вообще, военные беды и верные их спутницы — эпидемии — не обходили обитель стороной. Следующее по времени разорение случилось в 1706 году; его «авторами» стали шведы, воевавшие с Россией. А через четыре года Жировичи опустошила моровая язва — согласно документальным источникам, тогда в живых в монастыре остался один-единственный монах, а погибло в общей сложности около 600 человек.

Впрочем, всякий раз монастырь быстро возрождался. Не последнюю роль в этом играло почитание Жировичской иконы Божией Матери, которое не исчезло в «греко-католическую» эпоху, а напротив, только возросло. В 1718 году в одном из римских монастырей был обретен чудотворный список с Жировичского образа, что дало повод начать некоторые официальные мероприятия по признанию и подтверждению существующего почитания иконы. В 1726 году папский капитул, по исследовании двухсот чудес от Жировичской иконы Божией Матери, принял решение о ее короновании, которое и состоялось 8 сентября 1730 года. Киевский униатский митрополит Афанасий Шептицкий возложил на икону присланные из Рима золотые короны. Торжества, сопутствующие этому событию, посетили около 140 тысяч человек.

В 1795 году Жировичи, по итогам третьего раздела Польши, вошли в состав Российской империи. Значение Жировичского монастыря для России в 1802 году подчеркнул молодой император Александр I, посетив знаменитую обитель. Тем самым в ее истории была открыта новая страница. С конца 1820-х годов стараниями епископа (тогда еще униатского) Иосифа (Семашко) велась кропотливая работа по подготовке возвращения униатов в лоно Православной Церкви. По сути, базилианский монастырь в Жировичах оказался упразднен уже в 1828 году, когда на его территорию перебралась кафедра литовских униатских епископов, а соборный храм получил статус кафедрального.

Давно ожидаемое православными событие произошло в 1839 году — 12 февраля Полоцкий собор униатского духовенства принял акт о присоединении униатов к Православию. Центр новообразованной Белорусско-Литовской епархии оставался с Жировичах еще несколько лет после этого — до тех пор пока в 1845 году владыка Иосиф (Семашко) не принял трудного решения о переносе кафедры в Вильну с целью дальнейшего распространения православной веры среди местного населения.

Тогда же Жировичский монастырь официально причислили к II классу со штатом в 16 человек и годовым содержанием в 2 200 рублей. К сожалению, в связи с этими событиями оказалось практически уничтожено богатейшее монастырское собрание рукописей и книг, часть которых попала в Вильну, часть — в Петербург, а часть (в основном униатская литература) — была попросту сожжена. Не хватало средств и на содержание в должном порядке монастырского архитектурного ансамбля. Возглавивший в 1852 году Жировичскую обитель архимандрит Николай (Редутто) нашел выход, обратившись в 1865 году в печати с «Воззванием настоятеля с братиею Жировицкого монастыря к усердию благотворителей». В результате необходимая сумма была собрана, и до конца 1860-х годов монастырские здания подверглись капитальной реконструкции и обновлению.

Несколько последовавших за этим десятилетий спокойного существования обители прервала Первая мировая война. Монастырский архив и святыни (и Жировичскую икону Божией Матери в том числе) заблаговременно эвакуировали в Центральную Россию. Это было разумное решение, учитывая то, что в ближайшие годы Жировичи, угодившие в самую гущу военных действий, несколько раз переходили из рук в руки, а строения обители оказались сильно повреждены и разграблены.

В 1921 году Жировичи отошли к возрожденной Польше. Польские власти организовали массированное давление на монастырь, принуждая православных иноков к совершению неканонических действий (в частности, к признанию незаконно созданной Польской автокефальной церкви) и буквально выживая их из родной обители. Поляки отобрали у монастыря часть строений с землями, превратили Крестовоздвиженский храм в католический костел и совершали попытки вообще передать монастырь католикам, чему воспрепятствовали многолюдные крестные ходы православных в обитель. К укреплению защитников монастыря в вере послужило возвращение Жировичской иконы Божией Матери (ее тайно вывез из уже большевистской Москвы архимандрит Тихон (Шарапов)). Но, конечно, положение монастыря было сложным.

В начале Второй мировой войны территории монастыря оказались на оккупированной немцами территории. Несколько монахов были расстреляны, а Явленская церковь использовалась как склад боеприпасов. Однако, благодаря вмешательству высших церковных чинов, немецкие оккупанты вскоре покинули территорию Жировичского монастыря. В 1945 г. часть зданий заняли под сельскохозяйтсвенный техникум. Однако, том же году в Жировицком монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, которые в 1947 г. Были преобразованы в Минскую Духовную семинарию, в 1963 году ее закрыли, а часть монастырских строений отвели под больницу. Восстановление семинарии произошло только в 1989 году.

Читайте также:  Николо-Шартомский монастырь: история и адрес, описание, святыни

Чудотворная икона сохранилась по сегодняшний день. И каждый желающий может поклониться ей и изложить свою просьбу. Говорят, что она помогает при различных недугах, в том числе и неизлечимых. Также в Жировичах расположен чудотворный источник, куда каждый желающий может окунуться и приобрести сил и здоровья.

В настоящее время, на территории Жировичской обители расположены: мужской монастырь, духовная семинария, 5 действующих церквей и хозяйственные постройки. Также имеются сад, огород и пасека, которые и снабжает провизией обитателей обители. Монахи и семинаристы находятся на собственном обеспечении, выращивают себе продовольствие, пекут хлеб, осуществляют мелкий и не очень ремонт по мере надобности.

Каждый страждущий может приехать в Жировичский монастырь, отдохнуть душой и помолиться. Здесь же располагается гостиница, где человек может пожить определенное время. Но только мужчины смогут ночевать на территории обители, поскольку здесь находиться именно мужской монастырь, а для женщин есть помещение за пределами обители.

Свято-Успенский Жировичский монастырь (Беларусь)

В Беларуси много различных монастырей. Но Свято – Успенский Жировичский монастырь имеет статус ставропигии, то есть она может выполнять только патриаршие указания, что говорит о его высоком статусе в православном мире.

Обретение чудотворной иконы «Жировичской Божьей матери»

Согласно легендам монастырь был основан в 15 веке рядом с имением Жировичи, на месте, чудесного явления иконы Божьей Матери.

Когда вблизи глухого леса появилось интересное свечение, первыми его увидели пастухи.

Среди кустов они нашли икону, от которой исходил мягкий свет. Пастухи отнесли икону владельцу тех земель – Солтану Александру Юрьевичу. Владелец взял святой лик, и, не поблагодарив людей, спрятал ее.

Вскоре к хозяину пришли гости, перед которыми он хотел похвастаться иконой. Но в том месте, куда он ее поставил, лика не оказалось.

А пастухи вновь нашли в лесу лик Божьей Матери. И вновь отнесли Солтану. В этот раз он их встретил со всем гостеприимством.

Популярность храма

Спустя какое-то время Солтан построил деревянный храм в честь обретенной иконы, в который и поместил святыню. Рядом со святыми местами начали потихоньку обустраиваться люди. Икона помогала людям в тяжелых ситуациях, исцеляла людей. К храму часто приезжали люди со многих концов.

В 20-х годах 16 века случился страшный пожар. Храм до тла сгорел. Ничего не сохранилось, сгорели в том числе и иконы. Долго искали икону – целительницу, но тщетно: она была очень маленьких размеров. Примечательно, что это действительно самая маленькая икона величиной всего лишь с брошь.

Отчаявшись, люди перестали искать ее. Но спустя некоторое время дети возвращаясь с уроков, шли мимо бывшего пепелища. Вдруг они увидели на одном из больших камней сидевшую божественной красы женщину со священной иконой у груди.

В испуге ребятня побежала домой рассказывать обо всем родителям. Когда толпа поселян пришла к бывшему храму, то на том же самом месте стояла догорающая свеча, а рядом лежала миниатюрная иконка.

К 1555 году храм был выстроен вновь, но теперь уже каменный. Тот самый камень в качестве святыни был помещен в храме, а икона Божьей Матери была помещена в центральное место.

Устройство монастыря: территория, храмы, святые источники

Православная обитель включает пять храмов и разные постройки на прилегающей территории. В монастыре так же имеются сад, пасека, монастырский огород.

Свято – Явленская церковь

Это старейшее здание на территории комплекса. Ее основание приходится на 17 век. До сих пор в этом здании нет электричества. Храм стоит на том месте, где похоронен патриарх Михаил Голубович.

20 мая считается праздником. В этот самый день детишкам и явилась женщина. Сюда съезжаются паломники, путешественники, гости для того, чтобы отпраздновать День Жировичской иконы Божьей Матери.

Свято – Крестовоздвиженский храм

В центральной части территории находится церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В 1716 году богатая прихожанка перечислила большую денежную сумму на постройку храма с тем, чтобы после ее смерти о ней там справляли панихиды.

Данный храм напомнит вам поездку в святые места Иерусалима. Огромную часть в церкви занимает массивная лестница, схожая с подъемом ведущим Христа на Голгофу. Поначалу внутрь лестничных выступов помещали прах святых людей. Но впоследствии они были перезахоронены.

Свято – Успенский собор

Собор был основан в 1613 году. Финансировал строительство тогдашний управляющий Жировичей Иван Мелешко. Интерьеры были оформлены на средства чиновника Великого Княжества Литовского Льва Сапеги.

При столь больших размерах ранее внизу располагались подвалы с усыпальницей знаменитых людей. Но в 19 веке вход туда замуровали, а захоронения стали производить на кладбище.

Храм примечателен своей стенной росписью. Центральную часть занимает драгоценная икона Спас Вседержитель.

Николаевский храм

Красивая роспись каменной церкви, великолепный мозаичный пол – все это завораживает туристов. Здесь располагаются такие иконы, как Спас, Троица, Святой Николай. В этом храме обрела свое постоянное место Жировичская икона Божьей Матери.

Водосвятная часовня

В данной постройке находится святой источник, где каждый может взять воду домой, вдоволь напиться.

Хотя площадь всего комплекса небольшая, но очень облагороженная. Видно, что за ней ухаживают с любовью. В центральной части находится зеленый уголок со скамейками, где каждый может отдохнуть, послушав колокольный звон, увидеть всю красоту природы.

Пообедать можно в трапезной, а купить хлеба – в местной хлебопекарне. Некоторые места недоступны для посещения. К примеру, Явленский и Крестовоздвиженский храмы открыты только для посещения с группой.

Территория вокруг

Рядом с комплексом находится храм – колокольня, постройка которой датирована 18 веком. При постройке использован стиль монастырских церквей.

В Жировичах есть еще маленькая Георгиевская деревянная церковь. А рядом с кладбищем расположилась церковь Георгия Победоносца.

Вблизи находится живописный прудик, где центральным местом является островок с домиком для птиц.

В урочище Викня есть чудодейственный целебный источник. Говорят, что из него необходимо не только выпить воды, но и окунуться. Только тогда просьбы о здоровье будут выполнены. В так называемом Старом источнике недавно построили часовню.

Есть в этих местах еще один источник с купелью и часовней. Вода в источнике ледяная. Но такой факт не пугает местных жителей: они все равно приходят сюда для того, чтобы искупаться.

Интересные факты

История монастыря насчитывает много веков, поэтому можно привести несколько интересных фактов о нем:

  • Сюда съезжались тысячи людей для того, чтобы просить о своем здоровье, исцелении своих родственников. В том числе бывали и царственные особы;
  • Бывали на территории не только русские люди, соседние народности. Говорят, сюда приезжали люди со всего мира. Копия иконы находится даже в римском храме;
  • В постройках Жировичского монастыря соединено воедино три стиля: барокко, рококо, классицизм;

Экскурсионные программы

Поток людей, которые желают побывать здесь, не иссякает. Поэтому администрация продумала паломнические экскурсионные туры. Ежегодно в Жировичах бывает много туристов, в том числе иностранных.

Одним днем все увидеть не удастся, поэтому туристы приезжают сюда с ночевкой. Поселиться можно в самом монастыре в многоместных кельях.

Подкрепиться можно в местной трапезной, где готовят только постные блюда.

Многие туристы оставляют хорошие отзывы о храмах. Ведь здесь кипит совсем другая жизнь. Вот некоторые из них:

Наталья, Москва:
Здесь очень тихо, спокойно и уютно. Не многие места отличаются такой умиротворенностью и красотой.

Оксана, Казань:
Давно мечтала побывать в Жировичском в монастыре. И вот я здесь. Какая здесь красота: в храмах, на всей территории. Понравилась легенда о возникновении монастыря.

Свято – Успенский Жировичский монастырь в Беларуси является центральным духовным местом республики, куда ежегодно на праздники и экскурсии ежегодно съезжается огромное количество туристов и путешественников. Сюда приезжают не только верующие, но и люди, которые просят об исцелении от болезней, об изменении жизненной ситуации в лучшую сторону.

Путешествия по Беларуси и окрестностям

Vandrouka.by

Жировичи: мужской монастырь

Возле города Слоним есть поселок Жировичи. Когда-то это место, теперь деревня Жировичи (Жировицы), была большим поселком и центром религиозной культуры. В одно время – православия, в иное – католицизма, в зависимости от исторических эпох. То Великое Княжество Литовское, то Польша, то советская республика, но на этом месте всегда было пристанище верующих. Здесь находится мужской монастырь.

Свято-Успенский Собор в Жировицах

На территории нынешнего монастыря находится и жилой корпус (барак), где живут монашки-женщины. По логике, этого не должно быть, но это стало возможным из-за того, что на территории советской Белоруссии кроме этого, больше монастырей не осталось, ни женских, никаких. По этому всех монахов и монашек, из повсеместно закрывающихся монастырей по всей Беларуси, свозили в одно место – в Жировицы, как на резервацию. Так и сложилось, что монашки-женщины живут в отдельном, приземистом бараке и участвуют в службах и молитвах. В женской части осталось несколько монашек, которые уже от старости не могут ходить, как и назвать действительный свой возраст. Очевидно, что возраст их почтенный и они лично пережили не одну из упомянутых эпох, но, к сожалению, рассказать об этом уже не могут.

В монастыре действует «Минская православная духовная семинария». В ней молодые люди получают церковные знания. Принцип семинарии очень похож на уклад университета. Молодому парню, что бы поступить на учёбу в семинарию, необходимо иметь направление от церковного прихода своей местности, аттестат средней школы, военный билет прохождения армейской службы и ещё гарантийное письмо от митрополита. Поступающие проходят пять собеседований с преподавателями, где и решается зачисление их в семинарию. Таковыми являются: церковное или народное пение, знание русского или белорусского языка, литературы, а так же иные церковные знания. Жизнь учеников семинарии напоминает простое общежитие с его простыми правилами: не употреблять алкоголь, не курить, не прелюбодействовать, ранний подъем, обязательное присутствие на завтраке и отбой. Всё это строго контролируется.

Почему в Жировичах и «Минская» семинария? Исторически так сложилось, что семинария сюда переехала из Минска во время гонений церкви. Сейчас она объединяет Минскую и Виленскую семинарии. Некоторое время в Вильне существовала духовная семинария, которую закрыли по приходу советской власти. Тоже происходило и с Минской семинарией, но закрытие не произошло, а семинария переехала в Жировичи, объединившись с Виленской. Сейчас здесь также учатся и белорусы и литовцы.

Начало истории Жировичей, как религиозного центра, относится к XIV века ко временам Великого Княжества Литовского.

Вид на Жировицы от лечебного родника

История начинается с упоминания находки чудодейственного образа Богородицы с младенцем на руках. Как говориться, в один прекрасный день, местные пастухи, перегоняя коров через лес, увидели в кроне дикой яблони свечение. И так как они были людьми верующими, они встали на колени и взмолились. После молитвы, осмелев и подняв глаза, пастухи увидели в листьях на ветвях дерева вещь, которая излучала яркое свечение. Это был образ Богородицы с младенцем на руках. Необычным было то, что иконка была изготовлена из куска гранита размером со спичечную коробку.

Пастухи отнесли эту иконку местному пану, потому как церковных объектов в окрестностях небыло. Но тот не придал никакого значения этой находке и оставил её у себя, положив ее в шкатулку с ненужными вещами. Однако как-то раз, принимая у себя знатных гостей, вспомнил про находку и пожелал показать гостям вещицу малых размеров и тонкой работы. Пан открыл шкатулку, но иконки там не оказалось. И в этот раз он не придал этому факту никакого внимания.

В очередной раз пастухи, ведя коров на пастбище и направляясь через лес, где в прошлый раз они обнаружили находку, вновь увидели свечение на том же дереве от той же иконки. Удивление пастухов было гораздо большим, чем в первый раз. А когда пастухи вновь принесли иконку пану, тот был в изумлении и пожелал посмотреть на то место и дерево, где была обнаружена находка. Пастухи, не споря, отвели его туда, показали яблоню и родник, пробивающийся сквозь корни дерева. Впечатленный этим, пан пожелал построить здесь церковь и в ней оставить иконку. В церковь стали ходить люди со всей окрестности. Стали вокруг строить дома. Так и появилась деревушка Жировичи, а родник в скорости осветили. Название Жировичи, говорят, пошло от жирной почвы в пойме розлива Щары.

Однако в жизни случаются не только хорошие моменты. Так случилось, что произошел пожар и церковь сгорела. Люди, видевшие пожар, пытались спасти хотя бы иконку. Когда же пламя утихло, в пепле церкви люди пытались отыскать что нибудь похожее на иконку, но тщетно. Икона не могла сгореть или расплавиться, будучи из гранита. Но она могла от температуры расколоться и рассыпаться. После долгих поисков прихожане так и решили. Слезами горю не поможешь, и люди вернулись к своим повседневным делам. Однако продолжали молиться и просить небеса вернуть им иконку.

Как говорят люди, Всевышний не желал больше давать в руки взрослым эту икону из-за не всегда чистых мыслей и помыслов. Поэтому иконку но вложил в детские руки.

Деревенские дети гуляли в лесу или сбирали ягоды, грибы. Проходя возле пригорка, между деревьев они увидели девушку в светлых одеждах, стоящую на камне. Она светилась, и в её руках был камешек, от которого происходило свечение. Она протягивала руки к детям. Дети не смогли понять, что происходит, испугались и бегом вернулись в деревню, где рассказали взрослым о произошедшем. Рассказ детей обрадовал сельчан и они срочно отправились на это место к камню. На этот раз на камне горела свечка и рядом лежала потерянная иконка Богородицы. Радость от находки была безграничной. На этом месте воздвигли новую церковь, которая стоит здесь и поныне. А камень находится как раз … (там, где и лежал много лет) … за алтарем этот церкви. Напротив главного входа в церковь растет дерево, которое было свидетелем упомянутых событий. Никто не берется указать, сколько дереву лет из-за попадания в него молнии и выгоревшей внутренности ствола. Сейчас ветви дерева связаны проволокой, в предотвращении их падения при сильном ветре на церковь.

Читайте также:  Александро-Свирский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

Место нахождения камня – внутри церкви

Возвращаясь к месту первого появления иконки скажу, что на том месте и теперь бьет родник с лечебной святой водой и находится он под алтарем главного собора монастыря. Трёх разовое окунание в купели должно избавить человека от порчи и недугов, но человек должен искренне веровать.

В настоящее время иконка находится в соборе и уложена под стекло алтаря. Она уже утратила свой первозданный вид. Обтерлась, поблекла из-за долгих лет преклонения перед ней и поцелуев верующих. От прикосновений яркий лик стёрся и теперь почти исчез.

Над родником, за стеной алтарь и иконка

История про Жировичский монастырь записана со слов монаха-семинариста, проводника по монастырю.

Как попасть в Жировичи:

  • на автотранспорте: из Минска по трассе М1 в Брестском направлении. После Барановичей съехать на старую трассу Р2 и свернуть направо на трассу Р99, доехать до Слонима. В Слониме свернуть влево на трассу М11 и вскорости свернуть вправо по знаку.
  • на железнодорожном транспорте: пассажирскими поездами до Барановичей. Пересадка на поезд до Слонима, далее на такси (автостопом) до монастыря. Расписания транспорта можно найти тут.
  • Из Минска в Жировичи на общественном транспорте проще попасть так: сначала доехать до Слонима, оттуда на пригородных автобусах или такси.

Жировичи – православная жемчужина Белой Руси

Святыни Белой Руси

В любой православной стране есть свои главные символы и святыни, которые определяют саму суть ее православной жизни.

Свято-Успенский монастырь

Таким местом для Белоруссии являются, безусловно, Жировичи – небольшой поселок в Гродненской области, в 10 с небольшим километрах от районного центра Слонима. Гродненская область, к слову, традиционно также регион с сильным католическим влиянием. В Белоруссии зарегистрировано 1509 православных религиозных общин и 470 католических, при этом в Гродненской области – 186 православных общин и 170 католических. Сходную картину увидим, если сравним число православных и католических священнослужителей и храмов: в Белоруссии 1564 православных священника и 414 католических ксендза, в Гродненской же области – 209 священников и 188 ксендзов; в Белоруссии действует 1315 православных храмов и 462 католических костела, при этом в Гродненской области – 227 церквей и 226 костелов. Для сравнения: в Минске 15 церквей и 6 костелов. Таким образом, совершенно очевидно и то, что Гродненская область в конфессиональном отношении исключительна, и то, что это важный духовный центр белорусского Православия.

Жировицкая икона

Главная святыня Православия в Жировичах – Успенский монастырь, в котором благоговейно хранится Жировицкая икона Божией Матери, весьма почитаемая верующими не только Белоруссии.

Историю свою Жировичский Успенский монастырь ведет с XV века. Предание рассказывает, как однажды на дикой груше, росшей в лесу, которым владел Александр Солтан – он занимал весьма важный по тем временам пост – был подскарбием (то есть казначеем) Великого княжества Литовского и Русского, – пастухами был найден маленький образок Богоматери. Пастухи отнесли образок своему господину, он же спрятал его в ларец. Через день Александр Солтан решил взглянуть на икону, но ее в ларце не оказалось. Образ вскоре отыскался на прежнем месте – на дикой груше. Пораженный этим, Солтан решил построить там церковь. А вскоре вокруг церкви в поначалу густых и непроходимых лесах начали селиться люди – так возник поселок.

Жировицкая икона Божией Матери – самая маленькая из почитаемых Богородичных икон: это овал размером 5,6 х 4,4 см из яшмы с рельефным изображением Богородицы, держащей на руках Младенца. Образ относится к иконографическому типу «Умиление». С него за пять прошедших веков сделано было немало списков.

Случилось так, что около 1520 года церковь (она была деревянной) сгорела во время пожара. Икону поначалу не могли найти и решили, что она погибла в огне. Однако образ уцелел. Как повествует предание, игравшие на улице ученики церковной школы увидели на месте сгоревшей церкви Богородицу, Которая сидела на большом валуне и держала икону в руках. Дети убежали, чтобы об увиденном рассказать взрослым. Взрослые пошли к валуну и еще издали заметили зажженную на нем свечу и удивительным образом уцелевшую икону. Этот валун стали почитать как святое место, огородили его, а затем на том месте была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Немного позже, около 1549 года, началось и строительство монастыря. Причем Жировичский монастырь стал своего рода культурным центром: здесь, как, впрочем, и в других обителях, переписывались церковные книги, была своя богатая библиотека, работала школа, в которой обучали детей грамоте. Монастырь в то время был собственностью рода Солтанов. Известно также, что в 1587 году Ярослав Иванович, приходившийся Александру Солтану правнуком, уступил своему же брату Ивану часть Жировичского имения вместе с половиной монастыря и приписанными к нему крестьянами.

В 1596 году в Бресте была заключена уния, большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе, став, по сути, вероотступниками. Русское население восприняло унию враждебно, считая ее предательством своей веры. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайко, чьи «загоны» проникали и глубоко в Белоруссию. Лидер православных Великого княжества Литовского и Русского воевода Константин Острожский так и не решился возглавить православное восстание и даже сдерживал активные действия православных, осуждая Наливайко и его хлопцев; правда, он старался убедить короля Сигизмунда III в ошибочности его курса. Восстание Наливайко потерпело поражение. А после смерти К. Острожского в 1608 году православные и вовсе остались без лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на Православие, что незамедлительно сказалось и на положении Жировичского монастыря.

Внутреннее убранство свято-Успенского собора

По требованию Виленского трибунала обитель в 1609 году приняла унию. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иосафат Кунцевич – тот самый, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировичского монастыря оказалась связанной с именем одного из самых главных хулителей Православия в Белой Руси.

В 1613 году монастырь и его храмы стал духовно-политическим центром униатского ордена базилиан. Здесь проходили униатские соборы и конгрегации.

А что же знаменитый образ Божией Матери? Он по-прежнему был главной святыней обители, к которой приходили многочисленные паломники. Чтобы уберечь образ, к которому каждый молившийся перед ним прикладывался, от истирания и защитить от воздействия света, его в 1638 году закрыли стеклом.

В 1644 году Жировичский монастырь посетил король Владислав IV. Икона произвела на него столь сильное впечатление, что он даровал Жировичам статус города. А в 1652 году Жировичам, хоть они и не были сколько-нибудь значительным по числу жителей населенным пунктом, было дано магдебургское право.

В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты. И на то имелись свои причины: базилиане были в особой милости у королей Речи Посполитой, неоднократно посещавших Жировичи и сам монастырь, что – и это понятно – не могло встретить сочувствия и никоим образом быть одобрено православными казаками, боровшимися за освобождение Малой и Белой Руси от польского владычества.

Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда еще не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.

В 1672 году на месте деревянной церкви Рождества Божией Матери возвели каменный храм, который в память о чудесном явлении Жировицкой иконы в наше время называют Явленским. Образ Божией Матери Жировицкой долгое время находился в этом храме, а затем был перенесен во вновь построенный Успенский собор.

Воссоединение Жировичей с Россией состоялось только в 1795 году – после второго раздела Речи Посполитой. Но в силу ряда причин Жировичский монастырь еще несколько десятилетий находился в руках униатов. В 1810 году Успенский собор стал даже кафедральным собором Брестской униатской епархии, а в 1828 году из Новогрудка в монастырь переехало и епархиальное управление.

14 июля 1839 года наконец произошло событие, которого после воссоединения с Россией так долго ожидали православные клирики и прихожане: митрополит Иосиф (Семашко) подписал акт о ликвидации унии и переходе храмов и приходов митрополии к Русской Православной Церкви. Вековое разделение верующих, навязанное польско-литовским владычеством, было ликвидировано. Решение митрополита Иосифа и поддержавшего его духовенства было поистине историческим событием.

Возвращенный в лоно Православия Жировичский монастырь стал центром Литовской епархии. К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трехэтажный келейный корпус (в нем располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе хозяйственных, построек. На всю округу славились сад и рыбные пруды обители.

В монастыре до середины XIX века хранилось и «Жировичское Евангелие» – старинная иллюстрированная славянская рукопись объемом в более чем 400 страниц. Примечательно, что на двух страницах в конце Евангелия – 376-й и 377-й – находится дарственная запись канцлера Великого княжества Литовского и Русского Льва Сапеги – поэтому рукопись называют еще и «Евангелием Сапеги».

Решением Синода в 1845 году кафедра, духовная семинария, а с ними и архив были перенесены из Жирович в Вильно. Туда же попало и «Жировичское Евангелие», которое и сейчас все еще находится в Вильнюсе, в Библиотеке Академии наук Литвы.

Минская духовная семинария

В Жировичском же монастыре было открыто духовное училище, взрастившее множество священников, чьим местом служения стала Белорусская земля. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 года, но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона.

В 1921 году, в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария.

Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве, который, как известно, грозился, что при нем СССР доживет до того времени, когда КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи ожидал новый удар: была закрыта духовная семинария.

Часовня в честь Княгини Ольги возле купели

Лишь с началом Перестройки, уже после мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси, Церковь, обратившаяся к руководству Белорусской ССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию, получила разрешение на это. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в обитель в празднование иконе Божией Матери Жировицкой.

Сейчас монастырь, академия и семинария возрождены и восстановлены. К Успенскому собору примыкает Никольская церковь (сюда зимой переносят Жировицкий образ Божией Матери). Действуют и другие храмы обители. И радостно и отрадно от того, что Жировичский монастырь и его храмы и постройки избежали даже частичного безвозвратного уничтожения.

Стоит отметить, что именно в Жировичах находятся наиболее известные в Белой Руси святые источники. Один из них – под алтарем Успенского собора (по преданию, именно в этом месте протекал ручей, бивший из-под корней дикой груши, на которой была обнаружена икона Богородицы). А есть еще источник в урочище Викня (в 2 километрах от монастыря), источники, освященные во имя Иоанна Крестителя, Владимирской (с купелью) и Казанской икон Божией Матери, а также источник с крещенской водой.

Интересно, что в советский период источник под Успенским собором пытались засыпать грунтом, но вода все равно нашла выход, и источник вновь забил. И последнее мне кажется очень символичным, потому что Жировичи, как и святой источник Успенского собора, пронесли через века свет Православия, возродившись после трудных времен униатского владычества и советского атеизма.

Ссылка на основную публикацию