Знаменский монастырь в Иркутске: история и адрес, телефон, описание, святыни и праздники

Знаменский монастырь в Иркутске: история и адрес, телефон, описание, святыни и праздники

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Проповедь протоиерея Вячеслава Пушкарева. Иркутский Знаменский женский монастырь. Праздник иконы Божией Матери «Знамение» (2008 год) .

Дорогие, возлюбленные во Христе Иисусе братья и сёстры! Сегодня мы собрались под сводами этого древнего храма, чтобы вознести хвалу Богородице, преклонить главы и колена перед её чудотворным образом «Знамение». Сегодня день памяти обретения этой иконы и одновременно явления от неё особого знамения, которое укрепило русских православных верующих людей в непреходящем небесном заступничестве Богородицы за весь род человеческий. Сегодня главный престольный праздник нашего города, ведь этот кафедральный собор в своё время был освящён в честь иконы Богоматери «Знамение».

Православное предание уводит историю искусства иконописания в самую глубину веков нашей эры. С огромной долей вероятности мы возводим первые образы Богоматери к самому апостолу Луке т.е., к I-му веку н.э. Сама по себе иконопись была благословлена лично Спасителем для того, чтобы люди живущие во плоти, в этом мире, имели видимую связь с миром небесным через художественные образы, способные хоть отчасти передать чистоту и святость Господа, Богоматери и отошедших в вечность святых угодников, которые при жизни уподобились Спасителю и Богородице. Господь знает человека и знает его желание видеть и познавать через видение, именно поэтому Он и благословил нам иконы. А ещё иконы нужны для того, чтобы каждый человек имел возможность видимого и живого общения с миром небес и самим Богом посредством целеустремлённой сердечной молитвы.

Позвольте дать вам историческую справку о происхождении иконы «Знамения» и самого праздника в честь этой иконы.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои. На груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей — Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, — возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их.

На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь иконы Знамение Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.

В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие».

Наша храмовая икона «Знамение» является образным списком с абалакского первоисточника и была она доставлена в Иркутск ещё в XVII веке для духовной охраны и обороны иркутских казачьих городков. С тех далёких пор наш народ прибегает к этой предивной иконе Богоматери и, испрашивая у неё в молитвах заступничества, неминуемо получает полезные ответы и помощь. Не будет преувеличением сказать, что град наш иркутский стоит молитвами праведников, уповавших и ныне уповающих на благую помощь Царицы Небесной. Град наш живёт и развивается благодаря небесной благодати, снисходящей на нас посредством этой пречудной иконы Богоматери «Знамение». Отсюда и наша любовь к ней. Отсюда и сам праздник. И сегодня в годину напряжённых ожиданий экономических потрясений мы не оставляем этой своей надежды на предстательство и заступничество Пречистой Девы Марии. Мы молим и просим её, что бы она упросила Сына своего — Царя небесного помиловать и спасти нас. Пресвятая Богородице Спаси нас! Пресвятая Богородице помогай нам! С храмовым вас праздником дорогие сёстры — насельницы Знаменской обители, дорогие прихожане Знаменского кафедрального собора.

© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна, при публикации в сети интернет обязательна гиперссылка на официальный сайт Иркутской епархии

e-mail:

Знаменский монастырь в Иркутске

Православный Знаменский монастырь в Иркутске, известный также как Монастырь во имя Знамения Божией Матери, — один из самых старых в Сибири. Он представляет собой оригинальный образец сибирского барокко с резными башенками и вензелями на белоснежных фасадах. Но еще интереснее многовековая история этой обители. Здесь бывали паломники и ссыльные декабристы, писатели и поэты, здесь был похоронен исследователь севера Шелихов и расстрелян адмирал Колчак.

Знаменский монастырь в Иркутске

История

Первые монастырские постройки на правом берегу Ангары — в месте, где в нее впадает река Ушаковка, начали появляться еще в 1689 году. Деревянная церковь, возведенная к 1693 году, стала одновременно и приходским храмом. Однако ненадежная древесина в суровых северных условиях быстро пришла в негодность, и уже через 60 лет деревянные постройки заменили на каменные.

В 19-м веке женский Знаменский монастырь приобрел большую известность. А в начале 20-го века, в 1929 году, его церковь на время стала кафедральным собором Иркутска, поскольку один из его главных храмов был закрыт, а второй разрушен.

Однако все изменилось в 30-х годах, когда с окончательным приходом советской власти на территории храма разместили авиамоторные мастерские. В это время монастырь был на грани разрушения, и спасла его только статья И. Гольденберга, в которой он призвал сохранить исторический памятник как место захоронения известных декабристов.

В 1941 году большая часть иркутского гидропорта была закрыта в связи с отправкой летчиков на фронт. А в 1945 году церковь снова стала выполнять свои прямые функции, вернув себе через три года и статус кафедрального собора. Наконец, в начале 60-х годов монастырский комплекс был объявлен памятником архитектуры и взят под охрану государства.

Как добраться

Знаменская обитель находится практически в центре Иркутска и ее несложно найти на карте.

Точный адрес: ул. Ангарская, 14, Иркутск.

Автобус:маршруты № 8, 13, 15, 31, 32, 67 до остановки «Ремесленное училище».

Пешком:пройти около 300 метров в сторону набережной.

Троллейбус:маршрут № 3 до остановки «Ремесленное училище».

Пешком:пройти около 300 метров в сторону набережной.

Знаменский монастырь в Иркутске на карте

Интересные факты

  • Рядом с обителью в ночь на 7 февраля 1920 года был расстрелян знаменитый адмирал А. Колчак. В память об этом на месте казни есть мемориальная табличка. Также на площади перед входом в монастырский комплекс установлен памятник адмиралу.

  • В 19-м веке Знаменский монастырь был местом ссылки, и с тех пор здесь остались могилы известных декабристов П. Муханова, В. Бесчанова, Н. Панова, а также княгини Трубецкой, последовавшей за мужем в Сибирь.
  • Кроме монахинь, в стенах обители жили также «епитимийцы» — женщины, которых за некую провинность отлучили от церкви и отправили трудом и раскаянием искупить грехи.

Несмотря на то, что Знаменский монастырь невелик, все, кто побывал здесь, называют его в числе лучших достопримечательностей Иркутска. Ведь он не только красив, но и является важной частью истории России, ее живым отражением. Продолжить же прогулку по историческим местам можно, перейдя речку Ушаковку — в южной части города есть несколько музеев, в числе которых интересный музей-усадьба В. Сукачева и дом-музей Волконских.

Знаменский монастырь (Иркутск)

Зна́менский монасты́рь (также Монастырь во и́мя Знаме́ния Бо́жией Ма́тери) — православный женский монастырь, расположенный в Правобережном округе города Иркутска у слияния рек Ангары и Ушаковки. Один из старейших монастырей Сибири.

Содержание

История

Монастырь основан в 1689 году на правом берегу Ангары. Первые постройки были деревянными, и к 1727 году срубленная в 1693 году Соборная Знаменская церковь пришла в ветхость. В 1762 году было отстроено каменное здание монастыря. Приделы и прочие объекты достраивались в течение нескольких лет.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остаётся только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях размещают отделы гидроавиаторов: в устье Ушаковки с 1928 года располагается иркутский гидропорт.

В 1926 году Знаменский храм стал приходским, а с 1929-го начал выполнять функции кафедрального собора, так как Собор Богоявления был полностью закрыт для религии, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесён. Спустя семь лет Знаменский храм вновь закрывают, в его зданиях размещаются авиаремонтные мастерские и гаражи.

С началом войны иркутский гидропорт прекратил пассажирские перевозки, лётчики и самолёты были мобилизованы. У монастыря остались только гидросамолёты НКПС, которые обслуживали БАМ. Знаменская церковь была возвращена епархии в 1945 году. В 1948-м ей был возвращён и статус кафедрального собора. В 1953 году база гидросамолётов НКПС была закрыта.

30 августа 1960 года комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведён в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.

С 1991 года в Знаменской церкви вновь покоятся мощи святителя Иннокентия Кульчицкого, а 27 августа 1994 года в монастыре был возрождён чин монашеского пострига. В настоящее время, на территории монастыря находится епархиальное управление Иркутской митрополии.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

  • Церковь иконы Божией Матери “Знамение”

Святыни

  • Мощи свт. Иннокентия Иркутского
  • Частица мощей свт. Софрония Иркутского (в иконе святого).

Престольные праздники

  • Церковь иконы Божией Матери “Знамение” – 10 декабря

Церковь иконы Божией Матери “Знамение”

Орнамент монастырской стены

Видео



Как добраться

Адрес: 664001, г. Иркутск, Ангарская ул., 14.

До Иркутска поездом, самолетом или автобусом. Далее до остановки «Ремесленное училище» на автобусах № 105, 122, 123, 124, 131.

Паломнику

Знаменский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Иркутский Знаменский женский монастырь

Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка). Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской.

В 1757 г. в монастыре была заложено каменное здание Знаменской церкви на средства иркутского купца И.С. Бечевина. Главный храм был освящен около 1765 г., впоследствии к нему были пристроены приделы и к концу XVIII в. церковь стала четырехпрестольной.

К концу ХIХ века Иркутский Знаменский монастырь представлял из себя крупное хозяйственное образование. Монастырь славился своими мастерицами. Здесь шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Шили также по заказам горожан и светские одежды: наряды для невест, дамские платья, башмаки и многое другое, занимались также художественной стежкой одеял. Монахини великолепно владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями.

Знаменский монастырь был мощным очагом духовной культуры. В своем внутреннем управлении он следовал уставу, принятому в общежительных российских монастырях, по которому главная забота настоятельницы была «в сестрах своих укрепить веpу в Бога, согреть сердце их любовию к Богу и ближнему и укpепить их в подвигах иноческого жития». Постоянно при монастыре проживало несколько так называемых «эпитимийцев», т.е. отлученных по разным причинам от Церкви женщин. Они назначались на самые трудные монастырские работы и всегда имели перед собой пример высокого нравственного поведения монахинь, что давало им возможность встать на путь духовного совершенствования, очищения от грехов.

Сюда попадали и «государственные преступницы», присылаемые из Москвы и Петербурга. Невольницей монастыря была дочь знаменитого Артемия Волынского, казненного в Петербурге 27 июня 1740 г. во времена «бироновщины». Его несовершеннолетние дети ― Мария, Анна и Петр ― через три дня после казни отца были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. Анна 25 ноября 1740 года была доставлена в Иркутский Знаменский монастырь и на следующий день приняла постриг с именем Анисьи. В октябре 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна, и дети А. Волынского получили свободу. Анна Волынская хранила добрую память об Иркутской обители: из Петербурга она выслала в монастырь напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось.

В 1893 г. при монастыре официально была учреждена школа для девочек, которых обучали чтению, письменной грамоте и церковному пению. В 1908 г. была открыта церковно-приходская школа. Кроме этого в монастыре действовал приют для детей (в 1912 г. в нем содержалось 44 девочки).

На территории монастыря находится некрополь. Здесь похоронили многих настоятельниц и монахинь монастыря; несомненно, здесь погребена преставившаяся 24 февраля 1744 г. первая игуменья Акилина. 20 июня 1795 г. похоронен основатель Российско-Американской компании Григорий Иванович Шелихов. По заказу его супруги Н.А. Шелиховой на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный мастерами Екатеринбурга, эпитафию для памятника сочинил поэт Г.Р. Державин. Здесь похоронена жена декабриста Е.И. Трубецкая (умерла в 1854 г.) с детьми, декабристы Н. Панов, П. Муханов, В. Бечаснов. У монастырских стен нашли свое последнее пристанище члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. В 1960 г. из Братского района привезли останки второго иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в июне 1747 г. в Братской Спасской пустыне, и похоронили на Иркутском Радищевском кладбище. Это было вызвано тем, что территория Братской пустыни при строительстве Братской ГЭС попадала под затопление. 14 октября 2001 г. мощи свт. Иннокентия (Неруновича) были перезахоронены у алтаря Казанского придела Иркутского Знаменского собора.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остается только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях размещают отделы Гидроавиаторов.

В 1926 г. Знаменский храм стал приходским, а с 1929 г. начал выполнять функции кафедрального собора, так как собор Богоявления был закрыт, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесен.

В 1934 г. постановлением Президиума городского совета от 11 июля Знаменская церковь была закрыта и отдана под рабочий клуб. Все иконостасы были сломаны и стены храма постепенно разрушались. В середине 1940-х годов Знаменская церковь начала возрождаться. Иконостасы собирали из сохранившихся кусочков. Знаменский иконостас был сделан весь заново, от старого были использованы только Царские врата.

Знаменская церковь была возвращена епархии в 1945 г. В 1948 г. ей был возвращен статус кафедрального собора.

30 августа 1960 г. комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведен в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.

В 1990 г. в обитель были перенесены мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого).

ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по гpамоте, данной в 1689 г. митp. Сибиpским и Тобольским Павлом (Ɨ 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным стpоителем, т. е. оpганизатоpом и pаспоpядителем всех стpоительных pабот, был иpкутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Гpамотой митp. Тобольского и Сибиpского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоpов был утвеpжден в должности цеpковного стаpосты Знаменского хpама, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; Ɨ 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по pекам Китою и Ангаpе, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-pю пpинадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного pогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Пpиписных кpестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юpидической защитой монастыpской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по pекам Ушаковке и Ангаpе и pыболовные места в веpховьях p. Ангаpы. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закpылась благодаря энеpгичной деятельности Иpкутского свт. Софpония (Кpисталевского), к-рый добился, чтобы из Центp. России в Иpкутск пpислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами.

При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

В 1727 г. вместо обветшавшей Знаменской ц. был построен одноименный новый, также деревянный храм. В 1731 г. в И. м. была заложена деревянная 2-этажная церковь, верхний престол к-рой 28 окт. 1739 г. освятили во имя вмч. Димитрия Солунского, нижний – 1 авг. 1746 г. во имя мч. Трифона (согласно монастырской описи 1764 г., храм был заложен 18 февр. 1740 и освящен 28 окт. того же года ( Калинина. 2000. С. 99). По нек-рым сведениям, придел вмч. Димитрия был устроен в 1740 под Знаменской ц.; возможно, он мог быть перенесен из 2-престольной церкви до окончания строительства 2-го придела мч. Трифона (Там же).). В 1742-1745 гг. на средства купца Ф. Щербакова над зап. воротами ограды, выходящими к р. Ангаре, была построена и 21 окт. 1745 г. освящена в честь Преображения Господня деревянная шатровая церковь. В 1790 г., после пожара (1787), этот храм был упразднен и в 1796 г. разобран. Между 1786 и 1789 гг. была разобрана и Знаменская ц. (1727).

В 1757 г. по благословению свт. Софрония (Кpисталевского) на средства иркутского купца И. С. Бечевина был заложен каменный собор. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1765?), северный в трапезной – во имя свт. Николая Чудотворца (8 мая 1761). Композиция храма традиционна: по оси расположены одноглавый четверик летнего храма, трапезная с боковым зимним приделом и колокольня. Четверик с 2 рядами окон перекрыт 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении, у основания свода устроены круглые окна. Апсида 5-гранная, объем придела в трапезной пространственно не выделен. Трехъярусная восьмериковая колокольня стоит на низком четверике под куполом со шпилем. Кровли храма и колокольни имеют характерные барочные «вздутия». Многие детали декора (карнизы из язычков и слепых арочек, пилястры с перехватом, филенки с розетками) напоминают кирпичное убранство Крестовоздвиженской (Крестовской) ц. (1747-1760) и др. храмов Иркутска сер. XVIII в., построенных, вероятно, устюжскими мастерами. При этом в монастырской церкви они выглядят проще, порой даже схематично. Формы наличников с завитковыми очельями и полуколонками с перехватом, а также полуколонны на лопатках четверика повторяют те же детали декора иркутского Богоявленского собора (1718-1746). В то же время эти и нек-рые др. формы декора (язычковые карнизы, 2-ярусные завитковые наличники, сдвоенные полуколонны, колонки на кронштейнах, филёнки с розетками) и их трактовка имеют параллели в формах устюжских церквей Жен-мироносиц (1714-1722) и прп. Сергия в Дымковской слободе (1739-1747), к-рые выделяются среди храмов устюжской школы. Возможно, в строительстве монастырского собора участвовала устюжская артель, возводившая и эти храмы. Позже к трапезной собора с юга пристроили обширный придел в честь Казанской иконы Божией Матери (22 окт. 1787), а с севера к четверику собора – придел в честь Преображения Господня (6 авг. 1794), куда был перенесен престол из упраздненной надвратной церкви. Известны иркутские мастера, выполнившие 5-ярусный иконостас собора в барочном стиле: резчик и позолотчик Яков Лебедев и иконописцы Сергей Красовский и Прокопий Игумнов. Иконостас был разрушен в 30-х гг. XX в., сохранились лишь царские врата и неск. икон. Но почти в полном виде сохранился иконостас Казанского придела, освященный 22 окт. 1787 г.

В XVIII-XIX вв. при И. м. проживало неск. т. н. епитимийцев. В обитель ссылали и «государственных преступниц» из Москвы и С.-Петербурга, замешанных в дворцовых интригах. Так, в мон-ре пребывала дочь опального кабинет-министра А. П. Волынского. Несовершеннолетние дети Волынского – Мария, Анна и Петр в июле 1740 г., через 3 дня после казни отца, были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. 25 нояб. 1740 г. Анна была доставлена в И. м. и на следующий день приняла постриг с именем Анисия. После кончины в окт. 1740 г. имп. Анны Иоанновны дети Волынского получили свободу. Инокиня Анисия была «расстрижена»; впосл. выслала из С.-Петербурга в монастырь «напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось» ( Громов П., прот. Еп. Иннокентий Нерунович: Невольная постриженица // Иркутские ЕВ. Приб. 1868. № 28. С. 331-335). В 1804 и 1805 гг. сестры И. м. принимали участие в торжествах, связанных с общецерковным прославлением еп. Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого). В сент. 1816 г. игум. Пульхерия (Саватеева) с 13 насельницами посетили иркутский Вознесенский монастырь, где поклонились мощам свт. Иннокентия. Но на обратном пути, возвращаясь в лодке по р. Ангаре, игум. Пульхерия и неск. сестер утонули.

В 1827-1836 (1837) гг. И. м. возглавляла игум. Илария (Нечаева), сестра купцов Н. и П. Басниных. В 1836 г. благодаря поддержке купечества Иркутский архиеп. Михаил (Бурдуков) и игум. Илария добились от Синода решения о переводе мон-ря во 2-й класс, по штату к-рого полагалось получать из казны постоянное денежное довольствие на содержание игумении, казначеи, 15 монахинь, 15 послушниц и 15 белиц. С 8 февр. 1838 г. И. м. возглавляла игум. Августа (Сибирякова), сестра известного купца К. М. Сибирякова. В янв. 1853 г. по инициативе некой «чиновницы Вешниковой» в Киеве была выполнена копия чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы и доставлена в Иркутск, где по благословению архиеп. Нила (Исаковича) помещена в И. м. Образ был украшен серебряной ризой и вставлен в «небольшой резной с позолотой иконостасец» (Иркутская летопись. 1911. С. 317).

К кон. ХIХ в. И. м. пpедставлял собой кpупное хозяйственное обpазование. Кpоме 4 дес. усадебной земли на беpегу p. Ангаpы, занимаемой обителью, он владел 60 дес. сенокосных угодий на Большой pечке и более 120 дес. земли на Худяковской даче, где в 1894 г. монахини завели пасеку и постpоили воскобойню. Здесь же были сад, цветник, высевали зерновые культуры. В самом мон-pе располагались скотный двоp и огоpод с теплицами и водопpоводом. Места pыбных пpомыслов сдавались в аpенду, большую часть работ выполняли монахини и послушницы (в этот пеpиод их было более 120 чел.). Кpоме хозяйственных pабот, обеспечивающих жизнедеятельность монастыpя, монахини изготавливали цеpковные свечи на монастыpском свечном заводе, а также снабжали пpосфоpами все цеpкви гоpода.

И. м. славился своими мастерицами. Насельницы шили парадные священнические облачения, плащаницы, ризы на иконы и др. Сестры выполняли также заказы горожан на пошив светской одежды: нарядов для невест, дамских платьев, башмаков и др., занимались художественной стежкой одеял. Монахини владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями. Так, известно, что настоятельница игум. Августа (Сибирякова; 1838-1848) собственноручно в технике золотного шитья изготовила ризу для Феодоровской иконы Божией Матери.

В 1893 г. при И. м. была учреждена школа для девочек, к-рых обучали грамоте и церковному пению, в 1908 г. открыта церковноприходская школа. В мон-ре также действовал приют для детей (в 1912 в нем содержались 44 девочки).

На территории монастырского некрополя были погребены 1-я игум. Акилина (Ɨ 24 февр. 1744), игумении Анфиса (Шатилова (Зайцева); Ɨ 30 июня 1816), Сусанна I (Ɨ 12 окт. 1864) и Сусанна II (Ɨ 1 авг. 1873), Анатолия (Ɨ 8 дек. 1892), Валентина (Ɨ 8 июня 1902), соборный прот. Иоанн Затопляев (Ɨ 1815), иркутские священнослужители, военные и чиновники, декабристы Н. А. Панов, П. А. Муханов, В. А. Бечаснов, жена декабриста Е. И. Трубецкая (Ɨ 1854) с детьми. Также здесь похоронен основатель Российско-Американской компании Г. И. Шелихов (Ɨ 1795); по заказу супруги на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный екатеринбургскими мастерами, эпитафию для памятника написал Г. Р. Державин. У монастырских стен погребены члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. 24 февр. 1890 г. погребение одной из самых щедрых благотворительниц города – почетной гражданки А. Н. Портновой, происходившей из купеческого рода Трапезниковых, совершили архиеп. Вениамин (Благонравов), свт. Киренский Агафангел (Преображенский) в сослужении иеромонахов иркутского Вознесенского мон-ря. На отпевании присутствовало все городское духовенство. На благотворительные дела, в т. ч. и в пользу монастырей, Портнова завещала 2,340 тыс. р. В 1949 г. на территории монастыря близ памятника Г. И. Шелихову был перезахоронен гроб с останками Иркутского архиеп. Иоанна (Смирнова). В окт. 1960 г. на иркутское Радищевское кладбище были перевезены останки Иркутского еп. Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в 1747 г. в Братской Спасской пуст. (территория обители при строительстве Братской ГЭС оказалась в зоне затопления). 14 окт. 2001 г. архиеп. Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным) останки еп. Иннокентия были торжественно перезахоронены у алтаря Казанского придела иркутского Знаменского собора.

После 1919 г. начались гонения на насельниц и клириков обители. Согласно летописи Иркутска, в янв. 1920 г. И. м. был «занят советскими войсками, в числе которых есть монголы, китайцы. Монахинь переместили в какое-то одно из помещений, беженцев перевели в другое место. Ограда монастыря – военный лагерь с пушками, пулеметами, аэропланами. Тихое течение монастырской жизни нарушено» ( Романов Н. С. Летопись г. Иркутска за 1902-1924 гг. / Сост., предисл. и примеч.: Н. В. Куликаускене. Иркутск, 1994. С. 392). Согласно «Дневнику» (1922-1927) настоятеля иркутской Знаменской ц. свящ. Петра Попова, после кончины в марте 1926 г. игум. Анатолии в мон-ре состоялись выборы новой игумении – Рафаилы (Хлыновской; Ɨ 1933) (ГА Иркутской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 375). Вероятно, в том же году сестры зарегистрировались как трудовая артель, до 1928 г. богослужения в храмах совершались ежедневно по монастырскому уставу. В окт. 1928 г. началось выселение сестер из келий обители. В янв. 1929 г. игум. Рафаила (Хлыновская), монахини Евстолия (Суходольская), А. А. Щёголева и М. М. Потапова были обвинены в том, что 9 лет хранили в И. м. «боевое знамя» с изображением вмч. Георгия Победоносца и Спаса Нерукотворного, вышитое в монастырской мастерской для атамана Г. М. Семёнова в момент предполагавшегося освобождения Иркутска от большевиков. Все сестры были выселены из мон-ря (Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 12320). Хоругвь «Спас нерукотворного Образа» находится в собрании Иркутского обл. краеведческого музея (Инв. № 792). Евангелие, подписанное и подаренное обители Петром I, долгое время прятали в куче угля.

Постановлениями президиума городского совета от 11 июля 1934 г. и Сибирского крайисполкома от 17 июля того же года Знаменский храм был закрыт, в нем устроен рабочий клуб; все иконостасы были сломаны, стены постепенно разрушались. Одновременно рядом с И. м. был устроен гидропорт, в 1935 г. на территории обители разместились штаб гидроотряда, мастерские, общежитие. С 1945 г. в отремонтированном Знаменском храме совершаются богослужения, 1 янв. 1949 г. он получил статус кафедрального собора. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. комплекс построек И. м. был отнесен к памятникам федерального значения.

Решением Синода от 26 февр. 1994 г. И. м. был возобновлен, 27 сент. 1994 г. в Знаменском соборе состоялся 1-й монашеский постриг. К 2011 г. на территории обители находились 2-этажный настоятельский корпус (1790, 1854), в к-ром располагается Иркутское епархиальное управление, «Чупаловский» келейный корпус (1810-1818), каменная ограда (1794-1797) с воротами (1855). Среди святынь обители – чтимая храмовая икона Божией Матери «Знамение» в богатом окладе. В И. м. покоятся мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого). В 2004 г. в монастырском сквере установлен памятник адмиралу А. В. Колчаку (скульптор В. М. Клыков), принявшему смерть неподалеку от стен обители в 1920 г. Монастырь имеет 2 подворья – в г. Братске и в пос. Листвянка Иркутской обл. В монастыре проживают 10 монахинь, 8 инокинь и 20 послушниц.

Иркутский Знаменский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

История

Иркутский Знаменский женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка). Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской.

В 1757 г. в монастыре была заложено каменное здание Знаменской церкви на средства иркутского купца И.С. Бечевина. Главный храм был освящен около 1765 г., впоследствии к нему были пристроены приделы и к концу XVIII в. церковь стала четырехпрестольной

К концу ХIХ века Иркутский Знаменский монастырь представлял из себя крупное хозяйственное образование. Монастырь славился своими мастерицами. Здесь шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Шили также по заказам горожан и светские одежды: наряды для невест, дамские платья, башмаки и многое другое, занимались также художественной стежкой одеял. Монахини великолепно владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями.

Знаменский монастырь в своем внутреннем управлении он следовал уставу, принятому в общежительных российских монастырях, по которому главная забота настоятельницы была «в сестрах своих укрепить веpу в Бога, согреть сердце их любовию к Богу и ближнему и укpепить их в подвигах иноческого жития». Постоянно при монастыре проживало несколько так называемых «эпитимийцев», т.е. отлученных по разным причинам от Церкви женщин. Они назначались на самые трудные монастырские работы и всегда имели перед собой пример высокого нравственного поведения монахинь, что давало им возможность встать на путь духовного совершенствования, очищения от грехов.

Сюда попадали и «государственные преступницы», присылаемые из Москвы и Петербурга. Невольницей монастыря была дочь знаменитого Артемия Волынского, казненного в Петербурге 27 июня 1740 г. во времена «бироновщины». Его несовершеннолетние дети ― Мария, Анна и Петр ― через три дня после казни отца были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. Анна 25 ноября 1740 года была доставлена в Иркутский Знаменский монастырь и на следующий день приняла постриг с именем Анисьи. В октябре 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна, и дети А. Волынского получили свободу. Анна Волынская хранила добрую память об Иркутской обители: из Петербурга она выслала в монастырь напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось.

В 1893 г. при монастыре официально была учреждена школа для девочек, которых обучали чтению, письменной грамоте и церковному пению. В 1908 г. была открыта церковно-приходская школа. Кроме этого в монастыре действовал приют для детей (в 1912 г. в нем содержалось 44 девочки).

На территории монастыря находится некрополь. Здесь похоронили многих настоятельниц и монахинь монастыря; несомненно, здесь погребена преставившаяся 24 февраля 1744 г. первая игуменья Акилина. 20 июня 1795 г. похоронен основатель Российско-Американской компании Григорий Иванович Шелихов. По заказу его супруги Н.А. Шелиховой на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный мастерами Екатеринбурга, эпитафию для памятника сочинил поэт Г.Р. Державин. Здесь похоронена жена декабриста Е.И. Трубецкая (умерла в 1854 г.) с детьми, декабристы Н. Панов, П. Муханов, В. Бечаснов. У монастырских стен нашли свое последнее пристанище члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. В 1960 г. из Братского района привезли останки второго иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в июне 1747 г. в Братской Спасской пустыне, и похоронили на Иркутском Радищевском кладбище. Это было вызвано тем, что территория Братской пустыни при строительстве Братской ГЭС попадала под затопление. 14 октября 2001 г. мощи свт. Иннокентия (Неруновича) были перезахоронены у алтаря Казанского придела Иркутского Знаменского собора.
В ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остается только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях были размещены отделы Гидроавиаторов.
В 1926 г. Знаменский храм стал приходским, а с 1929 г. начал выполнять функции кафедрального собора, так как собор Богоявления был закрыт, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесен.

В 1934 г. постановлением Президиума городского совета от 11 июля Знаменская церковь была закрыта и отдана под рабочий клуб. Все иконостасы были сломаны и стены храма постепенно разрушались. В середине 1940-х годов Знаменская церковь начала возрождаться. Иконостасы собирали из сохранившихся кусочков. Знаменский иконостас был сделан весь заново, от старого были использованы только Царские врата.

Знаменская церковь была возвращена епархии в 1945 г. В 1948 г. ей был возвращен статус кафедрального собора.
30 августа 1960 г. комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведен в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.

В 1990 г. в обитель были перенесены мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого).

27 августа 1994 года в монастыре был возрождён чин монашеского пострига. В настоящее время, на территории монастыря находится епархиальное управление Иркутской митрополии.

Читайте также:  Елоховский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию

Поиск по сайту