Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться

Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться

Рака с мощами прп. Зосимы Александровского.

Главными святынями любого монастыря являются мощи – святые останки, его основателей или святых в нем подвизавшихся. Забирая от нас своих угодников, Господь разделяет их с нами, призывая к Себе души и оставляя нам в утешение и назидание честные мощи. Являясь избранными сосудами Святого Духа, мощи даруют притекающим к ним укрепление, вразумление, а, нередко, и исцеление от различных недугов, как душевных так и телесных. Не исключение и Свято-Смоленская Зосимова пустынь.Между центральным и Зосимо-Савватиевским приделами Смоленского Собора находится литая, бронзовая рака с мощами преп. Зосимы Александровского – основателя нашей обители. Мощи его источают дивное благоухание, иногда яркое, насыщенное, иногда едва уловимое, как-бы смиренное, впрочем всегда явно ощущаемое всеми, кто имеет возможность приложиться к открытым мощам. Это можно сделать ежедневно во время молебна, которым братия монастыря в 6.00 утра начинает свой день. Сущетвует предание по которому преп. Зосима обещал до конца дней не оставлять своим покровительством тех, кто хоть раз обратится к нему за помощью. Преп. Зосима почитается скорым помощником во многих нуждах, подтверждением чего может служить горячая любовь к нему и братии обители, и многочисленных паломников и богомольцев.

Рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.

С левой стороны Смоленского Собора, рядом с Рафаиловским приделом, у солеи, находится деревянная, резная рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.

Преп. Герман (Гомзин) – Строитель обители и ее настоятель до самого закрытия в 1923г. 56 лет прослужил Господу в монашеском чине преп. Герман. 30 из них он прожил в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, где был учеником знаменитого старца, иеросхимонаха Александра (Стрыгина). О. Герман – человек великих дарований, и не только духовных. Строгий аскет, делатель Иисусовой молитвы, ведший переписку со свят. Феофаном Затворником, талантливый иконописец, о. Герман был духовным наставником и вельможных особ и простонародья. Именно он создал знаменитое зосимовское старчество, прославившее пустынь. Вместе с тем, преп.. Герман был и замечательным администратором, Строителем, при котором пустынь значительно украсилась и расширилась. В своей жизни о.Герману довелось претерпеть и непонимание, и осуждение, и даже клевету и предательство. Один из ближайших помощников и учеников составил донос лаврскому начальству на своего Авву, и о. Герман был удален из Зосимовой. Сегодня некоторые исследователи оправдывают действия доносчика благими намерениями, но нам кажется более оправданным опираться на свитетельства современников и очевидцев происходивших тогда событий, например Епископа Арсения (Жадановского), сравнивавшего его с Иудой Искариотом. Господь “хранит угодников своих”, заступничество духовных чад старца, молитвы братии не оставившей своего настоятеля и последовавшей за ним в изгнание, не дали злой клевете одержать верх, и о. Герман, полностью оправданный, смог вернуться в столь милую его сердцу обитель. В конце жизни игум. Герман принял постриг в Великую схиму. Отошел ко Господу 30 января (н.ст.)1923г. не увидев телесными очами разорение любимой обители.Похоронен схиигумен Герман был в Смоленском соборе пустыни, где уже после возрождения монастыря были обретены его честные мощи.

Преп. Алексий (Соловьев) – пришел в пустынь через два года после назначения ее настоятелем игум. Германа. Именно ему промыслом Божиим было определено стать духовником монастыря. О. Алексий пришел в монастырь уже маститым, заслуженным священником, имевшим богатый духовный опыт. Он успел много лет прослужить и диаконом, и священником, закончив свой мирской путь в сане протоиерея в Успенском Соборе Московского Кремля. Для своих духовных чад о. Алексий был скорее духовной “матерью” чем отцом, настолько он был исполнен любви, состраданияи милосердия. Мгновенно отпускал он кающимся любые прегрешения, плакал и сокрушался вместе с ними. Его духовной дочерью впоследствии стала Великая княгиня Елизавета Феодоровна, много сделавшая для обители. В 1916 году о. Алексий ушел в затвор, который был вынужден нарушить исполняя послушание священноначалию. Он был призван для участия в Поместном Соборе 1917 года, где всей полнотой Русской Православной Церкви ему было доверено вынимать Патриарший жребий, выпавший на Митрополита Московского Тихона (Белавина), ставшего первым, за более чем 200-летний перерыв, Патриархом Московским и всея России (именно такой титул носил Святитель Тихон). Преп. Алексию было суждено пережить закрытие и разорение Зосимовой пустыни, изгнание из нее. Иеросхимонах Алексий скончался в 1928 году в г. Сергиевом Посаде, где и был погребен. Позднее мощи его были перенесены в Зосимову пустынь. Современники, со-молитвенники, духовники друг друга преп. Герман и Алексий и сегодня пребывают рядом почивая мощами в единой раке.

Собор Зосимовских святых. Современная икона.

Собор святых Зосимовой пустыни сегодня составляют семь человек. Кроме основателя обители – прп. Зосимы, преподобных Германа и Алексия, мощи которых почивают в Смоленском Соборе, прославлены для общецерковного почитания четыре новомученика, пострадавшие за веру Христову в годы большевисткого террора против Православной Церкви.

Это проподобномученики схиархимандрит ИГНАТИЙ (Лебедев), иеромонахи МАКАРИЙ (Моржов) и ГЕРАСИМ (Мочалов) и преподобноисповедник игумен ВЛАДИМИР (Терентьев). Икона Собора Зосимовских святых в Смоленском Соборе также особо почитается и братией и паломниками обители.

Чтимый Образ Пресвятой Богородицы Смоленский.

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) икона давшая первую часть названия монастыря “Свято-Смоленская. ” По преданию первообраз этой иконы был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. По гречески “Одигитрия” по русски “Путеводительница”. Именно со Смоленской иконой пришел в глухую Ульянину пустошь, которая потом стала Зосимовой пустынью, и сам ее основатель – схимонах Зосима. Бережно хранила братия эту памятную икону до самого разорения обители. Была здесь и другая Смоленская, принадлежавшая некогда святителю Филиппу (Колычеву) Митрополиту Московскому с частицами пояса Богородицы и мощей великомученика Георгия Победоносца. К сожалению, обе они были украдены большевистскими бандитами в 1920-е годы, и след их затерялся.Нынешняя святыня монастыря – Смоленская икона Царицы Небесной была пожертвована монастырю уже после его возрождения и быстро стала почтиаться чудотворной, источая многие милости притекающим к заступничеству Богородицы. Эта икона написана приблизительно в начале-середине 19 века, вероятно палехскими иконописцами. Еще совсем недавно свидетельством обильной благодатной помощи по молитвам перед ней было множество золотых и серебрянных изделий украшавших образ. В 2011 году злодейская рука посягнула на достояние Матери Божией и все они были украдены. Но не попустила Владычица святотатцам коснуться великой святыни – частицы Ее честной ризы, и сегодня она находится в большом серебрянном кресте на иконе. Икона Божией Матери Смоленская находится с правой стороны от входа в собор в резном, деревянном киоте под сенью. Каждое воскресение, на вечернем богослужении, перед ней совершается Акафист.

Еще одним особо почитаемы образом нашей обители является икона Спаситель на троне. Несколько лет назад эта икона была пожертвована в монастырь и тогда различить на ней изображение было практически невозможно, лишь глаза с укором смотрели на нас. Безусловно, когда-то этот образ находился в храме, ныне вероятно рарушенном. Только Господь знает какие поругания пришлось ему перенести, от чего почернел и стал неразличим лик Спасителя. Но Господь сохранил икону. Снова затеплились перед ней лампада, свечи, зазвучали слова молитвы. И лик Господень стал светлеть, проявляться. Сначала робко и едва заметно, затем все ярче и явственнее. Икона стала обновляться, ее не касалась рука реставратора. Так Господь, вероятно, подал знак Своей милости, а кому-то может быть и прощения за былое поругание Своего образа. Сегодня эта икона одна из почитаемых святынь Зосимовой пустыни. Находится она в Рафаиловском (левом) пределе Смоленского собора монастыря. Перед ней всегда можно помолиться, поставить свечу, приложиться.

Дорогие братья и сестры! Несколько позднее мы продолжим знакомить вас со святынями Свято – Смоленской Зосимовой мужской пустыни. Храни вас Господь.

Дорогие братья и сестры!

Мы сердечно благодарим всех, кто помогает нам в оплате коммунальных платежей в зимнее время. Хотя зима в этом году очень теплая, для нас это самый тяжелый период, так как расходы на коммунальные платежи (газ и электроэнергия) очень большие (в среднем 100 000 рублей ежемесячно).

Без вашей помощи нам не справиться!

______________

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту Сбербанка

№ 4817 7602 5672 4638,

владелец карты – настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ

(Семилетов Сергей Юрьевич)

или на Яндекс- кошелек № 4100 1573 4392 279.

Просьба указывать назначение платежа: “Пожертвование на уставную деятельность”.

Монастырь в социальных сетях:

© 2013 – 2020гг. Все права защищены
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Русская Православная Церковь. (Московский Патриархат). Александровская Епархия.
По благословению Высокопреосвященнейшего Евстафия, Архиепископа Александровского и Юрьев-Польского

Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться

Монастырь Зосимова пустынь – третья женская обитель (после Борисо-Глебской Аносиной и Спасо-Бородинской), благословленная на Земле Московской митрополитом Филаретом. Женская община основана 20 ноября (3 декабря нов. ст.) 1826 года, старцем схимонахом Зосимой (Захарием Васильевичем Верховским) в Верейском уезде Московской губернии, позднее из которой вышли насельники Троице-Одигитриевского монастыря. Монастырь строился с 1841 года и вплоть до 1857 года.

В 1838 году был построен Храм над могилой старца, посвящённый Живоначальной Троице, как и все необходимые постройки в обители, возвёл С.Л. Лепёшкин.
С 1856 до 1918 года пустынь являлась второклассной женской общежительной обителью со статусом монастыря.
В 1852 году над западными вратами был возведён Одигитриевский храм (полностью разрушен в советское время).
В 1855 году митр. Филарет освятил расширенный двумя приделами Троицкий храм.
В 1857 году было закончено строительство колокольни с храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи во втором её ярусе.
До закрытия в 1917 году монастырь процветал.
В 1920 году насельницы организовали сельхозартель и сумели продержаться 8 лет.
Монастырь был закрыт окончательно в мае 1929 года.
В 1929 г. сестры обосновались в соседних деревнях, многие были сосланы в ссылку. На территории обители долгие годы располагался дом инвалидов, храм был переоборудован под клуб. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находился госпиталь.

На территории монастыря долгое время располагался инвалидный дом, затем с 1967 г. здесь размещался пионерский лагерь. Троицкий храм переоборудовали под клуб, колокольня служила в качестве водонапорной башни.

В 1999 г. монастырь вернули Русской православной церкви. Обитель начала восстанавливаться, в храме возобновились службы.
Монастырь возрождён как женский, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря.

7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.
В 2012 году территория, на которой расположен монастырь, административно вошла в состав Москвы.

Здания: Троицкий храм; Колокольня; Монастырские стены с башнями; Трапезная; Келейные корпуса; Дом причта

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь ныне существует как самостоятельный монастырь.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы.

За время восстановления монастыря было проведено не мало работ: отреставрирован Троицкий храм (освящен 23 октября 2011 г.), храм Рождества Иоанна Предтечи, Поклонный крест (освящен 19 августа 2011 г. в праздник Преображения Господня), восстановлен из руин Отчин колодец, полностью восстановлена ограда монастыря в ее исторической части, вырыт монастырский колодец, оборудован и благоустроен монастырский огород, построены монастырский коровник, курятник и пчельник. Проводятся работы по реставрации Трапезного дома монастыря и сестринских корпусов. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба.

Читайте также:  Храмы Курска: церкви и монастыри, адреса и телефоны

на общественном транспорте из Москвы на электропоезде на Кресты, остановочный пункт “240 км” на Киевском ж/д направлении, далее пешком около 3 км или от станции Рассудово на Киевском ж/д направлении, затем автобусом № 38 до деревни Руднево, далее пешком 5 км или от станции Бекасово-Центральное на Киевском ж/д направлении, пешком 2 км.

на личном транспорте из Москвы выезжаем по Киевскому шоссе, расстояние от МКАД 51 км.

Адрес: 143340, Москва, поселение Новофедоровское, п. Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.
Телефон: 8-915-497-21-59

Реквизиты для пожертвований:

Наименование банка: Сбербанк России (ОАО) г. Москва, Наро-Фоминское ОСБ № 2572, г. Наро-Фоминск
БИК 044525225
Кор/счет: 30101810400000000225
Расчетный счет: 40703810440270100192
ИНН 5030037871
КПП 775101001
ОГРН 1035000032506

Юридический адрес: 143340, г. Москва, поселение Новофедоровское, поселок Зосимова пустынь

Автор фото arumik
Источник сайт Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Тро́ице-Одиги́триевская Зоси́мова пу́стынь (Зоси́мова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» пустынь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в посёлке Зосимова Пустынь поселения Новофёдоровское Троицкого административного округа («Новая Москва») города Москвы, в 7 км от деревни Яковлевское.

Содержание

История

Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь.

Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт де-факто окончательно в мае 1929 года.

Возрождён как женский в августе 1999 года, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных.

Современное состояние

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь в современной жизни существует как самостоятельный монастырь с 1999 г.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы.

За время восстановления монастыря было проведено не мало работ: отреставрирован Троицкий храм (освящен 23 октября 2011 г.), храм Рождества Иоанна Предтечи, Поклонный крест (освящен 19 августа 2011 г. в праздник Преображения Господня), восстановлен из руин Отчин колодец, полностью восстановлена ограда монастыря в ее исторической части, оборудован и благоустроен монастырский огород, воссоздан монастырский коровник, организованы монастырские курятник и пчельник. В настоящее время проводятся работы по реставрации Трапезного дома монастыря и сестринских корпусов. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба.

Сестры монастыря участвуют в Богослужениях и несут послушания в храме, в просфорне, на огороде, в коровнике, курятнике, а также другие послушания монастыря. Ведется катехизаторская работа с прихожанами монастыря. Монастырь окормляет два приюта для детей-подростков и детей-инвалидов. В ближайшее время при монастыре планируется открытие воскресной школы.

Храмы

На территории обители располагаются два храма,

Храм Святой Троицы, главный храм монастыря, полностью отреставрированный после многих лет поругания. Именно в нем в настоящее время совершаются все Богослужения. Храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00.

И надвратный Храм Рождества Иоанна Предтечи, расположенный в колокольне монастыря, на втором ярусе. По причине неотапливаемости храма Богослужения совершаются в нем несколько раз в год.

Святыни

  • Чтимая икона Божией Матери именуемая «Одигитрия».
  • Мощевики с частицами святых мощей.
  • Мощевик с частицей Святаго Животворящего Креста Господня.
  • Чтимый список иконы Черниговской-Гефсиманской

Престольные праздники

14 апреля – прп. Марии Египетской.

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Как добраться

Адрес: 108805,Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

1. С Киевского вокзала города Москвы электрическим поездом проехать до станции Рассудово (среднее время в пути 1 час 20 минут), далее на такси до монастыря.

2. По трассе М-3 Украина, доехать до поворота на поселок Яковлевское, далее проехать 800 метров до мемориала воинам погибшим в Великой Отечественной войне, перед ним повернуть на право и двигаться прямо порядка 8 километров до поселка Руднево, при въезде в поселок Руднево, с правой стороны располагается Храм Рождества Богородицы (белого цвета), сразу после Храма повернуть на право на асфальтированную лесную дорогу и двигаться по ней порядка 4 километров до ворот монастыря.

3. От станции метро «Саларьево» автобус № 1002 до деревни Яковлевское, далее либо на такси, либо на автобусе № 868 до монастыря.

Паломнику

В настоящее время монастырь не располагает гостиницей для приема паломнических групп, размещение небольших групп (3-4) человека возможно, при наличие мест и только по предварительному согласованию, с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой) по телефону: 8-915-497-21-59.

Для желающих посетить обитель одним днем сообщаем, что монастырь принимает паломников и паломнические группы. Для этого необходимо предварительно связаться с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой).

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь

Появлению этого знаменитого монастыря предшествовало, как это нередко бывает, чудесное знамение. Во время войны с Наполеоном 1812 года местные крестьяне прятали в болотистых лесах от французов, известных своими кощунствами в православных храмах, чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». Какой-то старик сказал им: «Матерь Божия прославит здесь имя свое». И вот в 1826 году схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерями основал здесь обитель. Тогда это была территория Верейского уезда Московской губернии.

Основатель Зосима (в миру Захария Васильевич Верховский) происходил из дворянской семьи и был современником преподобного Серафима Саровского. По преданию, его отец во время молитвы однажды услышал следующие слова: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». А уже самого взрослого Захарию во время прогулки верхом кто-то невидимый будто толкнул в грудь со словами: «Ты пойдешь в монахи». Вот он и пошел.

Его имя в Подмосковье теперь носит Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь.

Адрес: поселение Новофедоровское, п. Зосимова Пустынь

Координаты: 55.408492, 36.911829

Режим работы: 8:00-19:00

Официальный сайт: zosimapustin.ru

Видеоэкскурсия по Зосимовой пустыни

Видео: Иван МАКЕЕВ

Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Начало истории было положено в 1826 году на территории имения Марии Бахметевой, приютившей в своем доме старца Зосиму с его 22 духовными дочерями. Они основали в непроходимой лесной чаще монашескую общину, которая через 30 лет была преобразована в монастырь. Сама Бахметева, которая в преклонном возрасте проживала около монастыря фактически безвыездно, так писала об этом: «Господь помог из болота сделать преприятное обитание и прислал целую обитель Своих рабов…»

Каждую неделю после воскресного богослужения в Зосимовой пустыни бесплатно проводятся православные учебные лекции.
Фото: lori.ru

После Октябрьской революции большевики сначала превратили монастырь в трудовую земледельческую артель, а в 1929 году его полностью закрыли.

В 1967 году здесь открыли пионерский лагерь, куда приезжали дети сотрудников Московского метрополитена. И только в 1996 году были возобновлены богослужения. Через три года архитектурный ансамбль вернули Русской православной церкви.

В 2000 году основатель монастыря схимонах Зосима был прославлен в лике святых. А через 12 лет монастырь перевели в каноническое подчинение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Преподобный Зосима скончался в 1833 году, в праздник иконы «Всех скорбящих Радость», и был похоронен около монастырской часовни. Над его могилой затем построили Троицкий храм. А в 1880-х состоялось обретение его мощей. Старец Амвросий Оптинский, ставший прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», писал, что во время переложения останков основателя в новый гроб (из-за сырого места) «все тело старца цело, а ступни ног предались тлению». После возрождения обители гробницу снова вскрыли, но мощей там уже не обнаружили…
  • На территории монастыря Зосима собственноручно вырыл колодец: вода оттуда считалась целебной.
  • Зафиксировано немало свидетельств о том, как молитвы к преподобному Зосиме даровали верующим исцеление от болезней и другую необходимую помощь.
  • Во время Великой Отечественной Войны на территории монастыря располагался госпиталь. До сих пор сохранилась братская могила солдат, которые погибли здесь.

Что посмотреть на территории монастыря

Храм Святой Троицы

Храм Святой Троицы открыт для прихожан ежедневно.
Фото: lori.ru

Полностью отреставрирован после советских гонений и репрессий. В нем совершаются все богослужения. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00.

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи

Надвратный храм не отапливается, поэтому службы в нем проводят только несколько раз в год.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Находится прямо в монастырской колокольне, на втором ярусе. Он не отапливается, поэтому службы в нем проводят только несколько раз в год.

Каждую неделю после воскресного богослужения в Зосимовой пустыни проводятся православные учебные лекции для всех желающих. Бесплатно.

Для паломников здесь организуют специальные экскурсии, а также устраивают тематические беседы о русском монашестве для знакомства всех неравнодушных с его историей и традициями. На выбор вам предложат четыре темы продолжительностью около тридцати минут: «Монашество в русской культуре и истории», «Выдающиеся представители отечественного монашества», «Виды монастырей. Особенности монастырского устройства» и «Монашество как форма христианской жизни».

Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться

Помните, любезные мои читатели, роман Федора Достоевского «Братья Карамазовы», в котором духовным наставником Алеши Карамазова был старец Зосима? Так вот прототипом этого старца был схимонах Зосима Верховский (1768-1833). Именно он в 1826 году основал Троице-Одигитриевский женский монастырь Зосимова пустынь, в котором мы побывали 30 октября 2011 года. Я называю эту дату, потому что за неделю до нее 23 октября был освящен восстановленный Троицкий храм на территории монастыря.

Удивительно то, что погода в октябре была темная, небо затянуто тучами, мы не решались ехать в такое ненастье, но все-таки поехали. Выехали из Москвы, и постепенно стало светлеть, выглянуло солнышко, и целый день оно уже не пряталось за облака. Вы это сами увидите на моих фотографиях. А на следующий день заморосил дождь. Вот такая удивительная радостная поездка в Зосимову пустынь была нам подарена.

Подходим к монастырю

Безмолвное тихое житие старца Зосимы, прошедшее в глуши рославльских, коневецких и сибирских лесов, оказало не только духовное влияние на Достоевского, но и на русское общество в целом. О преподобном Зосиме Верховском, его житии, воспоминаниях и наставлениях повествует книга «Преподобный Зосима Верховский. Творения».

Читайте также:  Белгородская епархия: священники, храмы и монастыри, приходы, указы

Преподобный Зосима. Портрет неизвестного художника

В предисловии к американскому изданию этой книги отец Серафим (Роуз) писал:

Жизнеописание известного сибирского старца Зосимы – одно из сокровищ русской православной литературы прошедшего XIX столетия… Простосердечное христианство, которым дышит каждая страница этой книги, должно стать источником вдохновения для каждого православного читателя, который действительно любит Христа и страстно желает Его Небесного Царства.

Эта книга призвана открыть читателю незаурядного подвижника православной церкви. На юбилейном соборе 2000-го года прославлены не только тысячи новомучеников российских, но и причислены к лику святых многие сподвижники благочестия былых веков. Вышло из забвения и имя сподвижника XIX столетия старца Зосимы Верховского.

Троицкий храм Троице-Одигитриевского монастыря

Он был канонизирован в том же 2000-м году как местночтимый святой Московской епархии. А на соборе 2004-го года преподобный Зосима был причислен к лику общецерковных святых. Преподобный Зосима Верховский, пустынник, делатель Иисусовой молитвы, духовный писатель, утешитель страждущих, оставил нам свои творения и основанные им два женских монастыря: Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь под Москвой и Свято-Николаевская обитель в Туринске.

Троицкий храм Троице-Одигитриевского монастыря

О молитвенных подвигах преподобного Зосимы можно судить по его словам:

О соединении души с Богом — какая бывает радость, какой страх, какая любовь, радость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы, и совершенное забвение самого себя и всего земного.

Троицкий храм в лесах

Образ старца Зосимы запечатлен в книге, которая написана его племянницей, духовной дочерью, игуменьей Верой Верховской, первой настоятельницей Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря. Ученица преподобного, очевидица подвигов его в последние 10 лет жизни она знала предания семьи и владела рукописями старца Зосимы. А потому сумела передать нам образ этого святого человека.

Во многом помог в становлении Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московский митрополит Филарет. Он помог общине старца, когда они приехали из Сибири, разместил преподобного Зосиму в кремлевском Чудовом монастыре. Был построен Троицкий храм и устроено рядом Одигитриевское общежитие.

Территория Троице-Одигитриевского женского монастыря

Сироты старца Зосимы всегда были благодарны своей первой благодетельнице Марии Семёновне Бахметевой (урождённой княжне Львовой). Она была близкой знакомой графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, но имела строптивый характер, поэтому их отношения были сложными. К концу жизни денежные дела ее пришли в расстройство, и кончила свою жизнь Мария Семеновна в Зосимовой пустыни, а благодарные сестры монастыря похоронили ее рядом с алтарем Троицкого храма.

В 1856 году было закончено строительство колокольни, на которую было поднято семь колоколов. Самый большой колокол весил пятьдесят пудов. На освящение храма во имя Рождества Иоанна Предтечи были приглашены оптинские старцы.

В память вечную будет праведник. Пс.III, 6

В 1889 году в истории монастыря произошло большое событие: постоянная благодетельница Варвара Лепешкина подарила монастырю дома и землю в Хамовническом районе Москвы на Плющихе. Обитель сдавала квартиры внаем и имела доход 1605 рублей в год. К сожалению, в настоящее время дома не сохранились.

Внутренние постройки монастыря

В 1920 году монастырские земли были экспроприированы. «В целях получения средств для борьбы с голодом» из храмов Зосимовой пустыни были изъяты все церковные ценности, а это более трех пудов серебра. Но вы же понимаете, что не только килограммами измеряется ценность церковной утвари.

Ворота Троице-Одигитриевского монастыря

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы.

Колокольня Зосимовой пустыни

Удивительная атмосфера царит на территории Троице-Одигитриевского женского монастыря Зосимова пустынь. Тишина благодатная разливается и за стенами обители.

Праздник в честь св.прп.Зосимы (Верховского)

Адрес Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова Пустынь: 143340,Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

Угловая башня монастыря

Как доехать: из Москвы с Киевского вокзала на электричке до станции Зосимова пустынь (Наро-Фоминский район). Далее пешком, пересекая железнодорожные пути, идти по лесу до монастыря.

Угловая башня монастыря

На автомобиле следует ехать 68 км по Киевскому шоссе, до поворота на Яковлевское. Далее через Руднево по узкой асфальтированной дороге около 4 км до монастыря.

Легко сориентироваться по подробной интерактивной карте:

Недостроенные строения рядом с монастырем

Также на эту тему:

17 комментариев к записи “Зосимова пустынь. Троице-Одигитриевский женский монастырь”

Добрый день, Валентина! Мне очень нравится паломничество по святым местам. К сожалению сама не езжу, хотя очень хочется побывать в каком-то из монастырей, обогатить свои познания в духовной сфере. Искренне хочу выразить признательность, за подробные обзоры монастырей.

Мария, я Вам благодарны за теплые слова о моих рассказах, которые я пишу от чистого сердца. В них — частичка моей души.

Ничего не знала про этот монастырь. Было очень интересно читать и фотографии отличные, спасибо!

Наталия, спасибо за поддержку и за теплые слова!

А нам в Оптиной говорили, что прототипом Зосимы был старец Амвросий. Наверно, это собирательный образ.

На самом деле теперь уже трудно установить достоверно, кто был прототипом Зосимы. Скорей всего, это действительно собирательный образ.

А, наверное, не так уже важно кто именно основал монастырь. Вполне возможно, что это был не один человек, а группа сподвижников.Гланое, что это были высокодуховные люди и с любовью к ближнему.

Теперь мы любуемся этим монастырем и черпаем в нем нашу духовную культуру.

Как контрастируют ухоженная внутренняя территория монастыря и окружающие пейзажи…
Валентина, у меня вопрос к Вам. Задать решил в этой ветке блога. Вопрос не про Зосимову пустынь, но подходит к категории «Храмы и Монастыри в Подмосковье».
В блоге Галины Шефер «Дороги мира» Вы сказали, что недавно были в Ново-Афонском монастыре в Подмосковье, в котором идёт большая реконструкция.
Какой монастырь Вы имели в виду? Может быть это Ново-Иерасалимский монастырь в Истре? Который имеет Храм по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме? Или это другой монастырь Подмосковья. В списке монастырей Подмосковья Ново-Афонского я не нашел… Плохо искал?
Развейте мои сомнения.

Георгий, здравствуйте! Спасибо, что Вы меня поправили. Я, конечно, оговорилась — это Ново-Иерусалимский монастырь рядом с Истрой. Потрясающий, величественный и очень красивый!

Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь.

Адрес Зосимовой пустыни: 143340, Московская область, Наро-Фоминский район, д. Кузнецово, монастырь Зосимова Пустынь.
Телефон Зосимовой пустыни: (915) 497-21-59.
Как проехать к Зосимовой пустыни.
Проезд на общественном транспорте: с Киевского вокзала до станции «Бекасово» — центральной Окружной ж. д., электропоезд на Кресты, далее пешком 2 км.
На автомобиле: по Киевскому шоссе, до поворота налево на Яковлевское, повернуть налево (из Москвы). В Яковлевском перед воинским мемориалом повернуть направо и далее через населённые пункты Кузнецово, Руднево. В Руднево сразу после храма повернуть направо. Далее около 4 км. по лесной дороге.
Фотоальбом Зосимовой пустыни.
Рассказ о поездке в Звенигород, и в том числе к Зосимовой пустыни.
Сайт Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни: http://zosimapustin.ru/


Троицкий собор (1838 г.)

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была третьей женской общежительной обителью (после Аносиной Борисоглебской и Спасо-Бородинской), благословлённой в 1820-х годах и затем утверждённой на земле Московской епархии великим её архипастырем свт. Филаретом Московским. Основание же общинке положили схимонах и пустынножитель прп. Зосима (Верховский) с девицами и вдовицами, предавшимся под его духовное окормление.


Колокольня.

Юношей прп. Зосима вступил на многотрудный путь монашеского жития. Всей душой тяготея к пустынному жительству, свой первый монашеский искус, по совету своего духовного наставника и друга прп. Василиска, он проходил в течение 10 лет в Коневском общежительном монастыре, где и принял постриг.


Во втором ярусе раньше находилась церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Впоследствии, вместе со старцем Василиском прп. Зосима провёл более 20 лет в подвиге пустынножительства в Сибири, где, стяжав непрестанную сердечную молитву, обрел высокие духовные дарования. Божиим промыслом, после многих скорбей и искушений, старец Зосимва в 1826 году прибыл в Москву, куда вскоре приехали из Сибири и сестры монашеской общины, образовавшейся под его духовным руководством. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в том же году на пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой участке земли в Верейском уезде была устроена обитель в честь Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Прп. Зосима неусыпно трудился над устроением духовной жизни насельниц, сам будучи для них примером смирения и молитвенного настроя.


Купола Троицкого собора.

20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года можно считать Днем основания пустыни. На праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии пропели сёстры молитвы во вновь построенных там келейках.

Много труда положил старец Зосима на обустройство новой пустыньки, оказавшейся Промыслом Божиим среди леса и болот, вдалеке от человеческого жилья и храмов. Неустанно трудился старец над устроением духовной жизни насельниц. Всегда оставаясь для них примером смирения и молитвеннго настроя, он успокаивал малодушных, внушая им любовь к тишине и удалённости от мирской суеты.


Памятный крест на месте разрушенной Одигитриевской церкви.

Когда все основные дела были окончены, он пять дней в неделю стал удаляться на безмолвие, приходя к сёстрам в субботу и воскресенье. Около своей келейки в лесу вырыл старец колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, по вере прибегающих к ней. Скончался прп. Зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму.


Монастырская стена с интересной башней.

Накануне своей кончины, Батюшка, прощаясь с сестрами, пророчески заключил свои слова так: “Не расходитесь по моём исходе. Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Своё на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою. Если даст вам Господь храм, посвятите первый престол Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй престол, – то во имя Одигитрии Смоленской нашей Владычицы”.


Еще одна башня монастырской стены и вид на колокольню.

В 20-х числах июня 1838 года, при большом стечении гостей был заложен храм над гробом старца Зосимы, по благословению митрополита Филарета. А к концу 1838 года Троицкий храм был освящён.

Общежитие было утверждено по ходатайству Преосвященного Филарета в 1841 году, и первой его начальницей была назначена родная племянница преподобного Зосимы инокиня Вера (Верховская), которая стала его первой игуменией.

Второй Настоятельнице монастыря была игумения Афанасия Качалова, духовная дочь оптинского старца преподобного Антония (Путилова).

Третьей настоятельницей монастыря (1881-1901 гг.) была внучатая племянница старца Зосимы игумения Магдалина (Верховская), при которой монастырь приобрёл подворье в Москве. При ней в 1889 году было предпринято более полно издание Жития страца Зосимы и в 1892 году вышла в свет книга о Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни.

В начале 1880-х годов допустил Господь обретение нетленных мощей основателя монастыря преподобного Зосимы. Мы узнаём это из одного письма оптинского старца Амвросия от 30 июля 1886 года: “Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению”. Саркофаг и “каменный гроб из одного камня” старца Зосимы (Верховского) сохранились до нашего времени в подклете Троицкого храма Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, у южной стены главного алтаря. В 1999 году, когда монашеская жизнь в обители возобновилась, выяснилось, что “каменный гроб” пуст.

Читайте также:  Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

Четвертой настоятельницей монастыря стала игумения София (Быкова), благочинная московского Иоанновского монастыря. Можно сказать, что игумения София стала для Зосимовой Пустыни главной строительницей. При ней на территории обители построили три новых двухэтажных здания, создавших впечатление законченности внутреннего благоустройства монастыря. В одном из келейных кирпичных корпусов поместилась рукодельная, а в другом – просфорная. Новый игуменский корпус был закончен в 1915 году. В 1910 году матушка София обустроила лесную пустыньку старца Зосимы, воздвигнув на месте его келии часовню. К 1913 году в Троице-Одигитриевском монастыре были странноприимный дом, богадельня и больница. Кроме игумении, в обители подвизались 276 сестёр.

1917 год стал переломным в судьбе Зосимовой пустыни. Монастырь был закрыт, но насельницы не выселены. В 1920 году они организовались в сельскохозяйственную артель и сумели продержаться ещё восемь лет. Богослужения в храме продолжались. Тяжелейший труд управления артелью, в которой до конца сохранялся внутренний монастырский уклад, понесла вновь выбранная игумения Афанасия, будущая преподобномученица Афанасия (Лепёшкина).

После того, как весной 1929 года монастырские сёстры были изгнаны из стен обители, в Троицком храме продолжались Богослужения ещё в течение нескольких лет. Весной 1931 года прошли повальные аресты сестер, живших в окрестностях монастыря. Были арестованы и сосланы в ссылку и оба священника. Позднее, в 1937 году, священник Димитрий Розанов был репрессирован второй раз и расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. 27 декабря 2005 года священномученик Димитрий Розанов был причислен к лику святых.

В 1933 год Троицкий храм переоборудовали под клуб. Навершие и крест были снесены, окна заложены кирпичом, своды перекрыты низким навесным потолком, пристроена кинобудка. Во время Великой Отечественной войны в корпусах размещался госпиталь. Вскоре после войны разобрали на кирпич надвратный Одигитриевскйи храм. Знаменательно, что наступление немцев было остановлено, можно сказать, перед монастырем – в Наро-Фоминске шли настоящие бои, а к святым местам враг не подошёл.

В 1967 году на территории монастыря был открыт пионерский лагерь для детей сотрудников Московского метрополитена. Бывшее монастырское хозяйство, использовавшееся инвалидным домом, было ликвидировано. Разрушены северо-восточная и северо-западная башни, от монастырской стены осталась двадцатая часть. Был сооружён спортивный комплекс, бассейн, пионерская линейка, качели, карусели.

Спальные (бывшие келейные) корпуса регулярно ремонтировались и потому сохранились до наших дней, но вследствие того, что прекрасные печи в двухэтажных домах были разрушены, стены постепенно накопили влагу и поразились грибком. Колокольня продолжала служить в качестве водонапорной башни. Храм Рождества Иоанна Предтечи в колокольне разрушен. Безбожие продолжало властвовать в этом святом месте.

Но Матерь Божия сохранила Свой покров над посвящённой Ей обителью. И чудеса продолжают свидетельствовать об этом. Не только внешний враг не осквернил обительской земли, но и цивилизация при своём наступлении не затронула обитель. И хотя всего в километре от пустыни построена крупная железнодорожная сортировочная станция, узкая полоска елового леса не сдалась, она осталась на страже заповеданного старцем Зосимой безмолвия. И Отчин колодец, подававший людям исцеления, спрятавшийся в лесу в каких-нибудь ста метрах от нового железнодорожного полотна, не был затронут стройкой.

В последние десять лет XX века Господь дал нам еще одну возможность оправдаться – настала пора собирать камни, разбросанные в безбожные советские времена. Рукотворная “елочка” монастырской колокольни, не ремонтировавшаяся много десятилетий, но не упавшая, призывала к действиям. И люди откликнулись. В домах вокруг пустыньки вновь начали молиться. Крест на колокольне, который до того так и не удалось сбросить, подавал надежду и призывал к молитве и покаянию. Инициатором возвращения монастыря Православной Церкви выступила праправнучатая племянница старца Зосимы Людмила Верховская.

В мае 1996 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поручил благочинному церквей Наро-Фоминского района изучить вопрос организации общины и возможностей возвращения зданий Церкви. В этот период подключились верующие – и местные жители (в основном из поселка Киевского), и москвичи; особенно потрудились Галина Архипова и Анатолий Серегин. Московские студенты из группы “Реставрос” восстановили верхние венцы на Отчином колодце.

В 170-летний юбилей Зосимовой пустыни, 7 декабря 1996 года, состоялся водосвятный молебен и лития в Троицком храме бывшего монастыря (после 65-летнего перерыва), а под праздник иконы Божией Матери Одигитрии, 9 августа 1997 года – молебен на месте отшельнических подвигов схимонаха Зосимы, около Отчина колодца. Оба молебна возглавлял благочинный церквей Наро-Фоминского округа протоиерей Александр Сложеникин в сослужении нескольких священников этого же благочиния и настоятеля Казанского храма села Хмелита Вяземского района иеромонаха Даниила (прибывшего с родной для старца Зосимы Смоленщины).

20 августа 1999 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил бывший монастырь Зосимова Пустынь. Это было 20 августа 1999 года. Найдя передачу зданий обители вполне возможной, Высокопреосвященнейший Ювеналий благословил настоятельницу Московского Новодевичьего монастыря игумению Серафиму
(Черную-Чичагову) взять Зосимову пустынь в качестве подворья. Первые насельницы, возглавляемые настоятельницей подворья монахиней Еленой (Коньковой), приехали в пустынь в конце октября 1999 года и сумели в течение недели подготовить праздник в день памяти старца Зосимы, 6 ноября.

Праздник начался Литургией в Троицком храме, возглавлявшейся епископом Видновским Тихоном. Снова услышали стены храма Божественную службу, снова люди смогли причаститься Святых Христовых тайн в этом святом месте.

И потянулись люди из окрестных селений к святой обители по лесным заснеженным дорогам и тропинкам. И по этим же тропинкам неутомимый батюшка пошел на требы к больным, не оставляя без внимания ни одной просьбы. К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось лебединой песней для незабвенной матушки Игумений Серафимы. 16 декабря 1999 года ее не стало. Зосимова пустынь осиротела.

Но дело матушки не пропало. Ее духовная дочь и ученица монахиня Елена, и все новые насельницы пустыни, и многочисленные благодетели, и администрация района во главе с Владимиром Ивановичем Крамковым и его заместителем Федором Федоровичем Домановым – все принимали посильное участие в восстановлении обители.

7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. 9 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, было совершено торжественное открытие возобновленного монастыря.

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных. Торжества возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Сослужил ему собор архиереев: архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан, епископ Углический Иосиф, епископ Видновский Тихон; настоятели монастырей и храмов, священники Наро-Фоминского благочиния. На праздник прибыли настоятельницы монастырей Московской епархии и гости из других епархий. Благолепие службы дополняло ангельское пение сестер Ново-Голутвинского Свято-Троицкого монастыря под управлением игумении Ксении. К празднику были написаны две иконы пр. Зосимы местным иконописцем Наталией Криван, а также подготовлено и прекрасно издано силами редакции Наро-Фоминской районной газеты и благодетелей ”Житие преподобного Зосимы”

В августе 2000 г. в пустыньку вернулись ее реликвии: фотографии двух игумений монастыря и удивительное изображение схимонаха Зосимы в основании созданного им монастыря. Две разные фотографии первой игумении Веры (Верховской) и еще одной игумении, точно неизвестно которой, но наиболее вероятно – третьей настоятельницы Зосимовой пустыни игумении Магдалины (Верховской). Отдали эти фотографии в монастырь схимонахиня Анна (Теплякова) и старожил окрестных мест Николай Алексеевич Калинкин.

Позднее вернулись в пустынь две иконы, переданные Валентиной Григорьевной Астаховой, которая в 1971 году работала в пионерлагере, располагавшемся на территории бывшего монастыря, заинтересовалась историей его, организовала краеведческий кружок, и вместе с детьми обходила соседние деревни. Собранные ими реликвии (крест, портреты старца Зосимы, гравюра монастыря, книги, пасхальное яичко) сданы были Валентиной Григорьевной в музей Данилова монастыря, где по необходимости отреставрированы и поныне хранятся.

О восстановлении храмов в обители следует сказать особо. Настоятельница пустыни матушка Елена организовала начало ремонта Троицкого храма и игуменского корпуса сразу же по приезде, пользуясь непрерывной поддержкой Главы администрации района Владимира Ивановича Крамкова. И потом в течение всего года планомерно и верно вела обитель к приобретению ею самых главных атрибутов православного монастыря, помогающих молиться и жить, ограждающих обитель от вражиих козней.В декабре начался демонтаж сцены и навесного потолка в Троицком храме, где многие десятилетия до этого размещался клуб.

После снятия навесного потолка открылись красивые формы купольного завершения внутреннего пространства храма, некоторые фрагменты росписи стен. Под полом южного придела (где была демонтирована сцена) открылся нарушенный кирпичный склеп. В ряд с ним, ближе к западной стене – некоторый провал, пока не исследованный.

У южной стены центрального алтаря, по вскрытии бетонного пола, выявилась чугунная плита и под ней, как и ожидалось, – место захоронения: белокаменная гробница с белокаменным же в ней саркофагом, но без крышек, и пустая. Где, кто и когда перезахоронил старца Зосиму, пока неизвестно.

В мае 2000 года начались работы по восстановлению утраченного навершия Троицкого храма. К празднику 23 июля были возведены четверик и барабан, поставлены главка и деревянный крест. Возвели леса и на колокольне, сняли для реставрации старинный крест, сохранившийся с 1857 года и продержавшийся все советское лихолетие. Местные жители говорят, что скинуть его, конечно же, хотели, но не сумели. Шар у основания колокольного креста оказался простреленным навылет. Крест отреставрировали и позолотили. Покрыли медью главку, восстановив старинные позолоченные звезды на главке.

В течение последующих лет Троицкий храм преобразился. К осени 2003 года внешняя реставрация была практически завершена. Весной 2008 года подняли паникадило. Весной 2009 года был поставлен новый иконостас.

И вот сияют над монастырем снова православные кресты, красуется соборный храм, восстанавливается колокольня, зазвучали над обителью новые колокола (подняты на колокольню 26 января 2003 года). Господи, спасибо Тебе! Спасибо за доверие нам, недостойным, за помощь неоценимую, за поддержку и подаваемую надежду на спасение.

Монастырские праздники.

Св. Троица. Престольный праздник.

28 июля/10 августа – Смоленской иконы Божией Матери. Престольный праздник.

24 октября/ 6 ноября – преставление прп. Зосимы (Верховского).

17/30 апреля – прп. Зосимы Соловецкого и сщмч. Симеона Персидского. Престольный праздник правого предела Троицкого храма.

1/14 апреля – прп. Марии Египетской. Престольный праздник левого предела Троицкого храма.

10/23 июля – день прославления прп. Зосимы (Верховского). Коневской иконы Божией Матери.

24 июня/7 июля – Рождество Честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Престольный праздник храма под колокольней.

Воскресение после 25 янв./7 февр. – Собор новомучеников и исповедников Российских (прпмцц. Афанасии и Евдокии, сщмч. Димитрия Розанова).

26 сентября/ 9 октября – сщмч. Димитрий Розанов.

Ссылка на основную публикацию