Алексеево-Акатов монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Святыни обители

Алексиево-Акатов монастырь. Святыни обители.

В монастыре издавна особенно почиталась воронежцами икона Божией Матери «Живоносный Источник». На ней Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках изображена как бы исходящей из источника воды, имеющего вид купели или большой чаши.

Икона Божией Матери «Живоносный Источник».

После возрождения обители и возобновления богослужений в храме сюда стали поступать пожертвования, в том числе иконы из приходских храмов Воронежской епархии и от частных лиц. О неоскудевающей милости Божией свидетельствуют чудесные явления от них, очевидцами которых были сестры и многие прихожане обители. Первое такое проявление Божественного снисхождения было связано с иконой «Живоносный Источник», ставшей главной святыней возрожденной обители. Образ этот в 1991 году был передан монастырю из Покровского кафедрального собора. Неизвестный иконописец сумел передать в лике Пресвятой Девы дивное выражение кротости и неземной любви. С недетской мудростью смотрит на нас с иконы Предвечный Младенец. Окружающее их золотое сияние и облако, закрывающее край чаши, создают впечатление отверстых небес.

Вечером 7 сентября 1992 года, накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточить, и с тех пор это чудо Божие повторялось многократно. Чаще всего струйки мира стекают с жезла в руке Владычицы и со свитка, который держит Богомладенец.

С 1997 года не раз источала миро икона великомученика и целителя Пантелеймона, тоже афонского письма, подаренная обители митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием. Икона эта особенно почитается прихожанами, известны случаи исцелений от сего святого образа.

В 1997 году сестры и прихожане обители были свидетелями чудесного обновления иконы святителя Питирима Тамбовского. Образ этот, написанный предположительно в 10-е годы XX века, был передан в Алексиево-Акатов монастырь в день его открытия из сельского приходского храма. Со временем от неправильного хранения лик святителя Питирима сильно потемнел, краски поблекли, вся икона стала серой, бесцветной, закопченной; с трудом прочитывалась надпись на ней. И вот Господь явил через эту икону Свою благодатную силу. Вечером, по окончании богослужения, сестры и прихожане обители заметили, что лик святителя Питирима посветлел, фон из темно-серого сделался голубым, на нем золотыми буквами выписалось имя святого, все цвета стали яркими и сочными. Создалось впечатление, что с иконы спала темная пелена, скрывавшая свет и чистоту образа. На следующий день за Божественной литургией икона святителя Питирима Тамбовского стала источать миро. Из благословляющей десницы потекли прозрачные масляные струйки, свидетельствуя о незримом присутствии и молитвенном предстательстве святого, который, как известно, во время земной жизни находился в духовной дружбе со святителем Митрофаном Воронежским.

Икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского была передана обители также из сельского приходского храма. Начиная с 1997 года образ неоднократно мироточил, и многие замечали, что краски на нем значительно посветлели. После реставрации в июле 2002 года икона вновь начала источать миро. Три прозрачные струйки истекли от панагии святителя Тихона и от жезла в руке святителя Митрофана.

Одно из чудесных явлений связано с образом Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Сама икона является списком с древней чудотворной иконы, которая, как известно, долгое время находилась на Афоне, в Русском Андреевском скиту. Внизу иконы – тропарь и кондак образу и надпись: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской обители святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году, вскоре по возвращении иконы в храм после реставрации, сестры заметили капельки мира на одеждах одного из святых. В один из июньских дней того же года сестры долго стояли перед образом в благоговейном трепете, глядя на скорбный лик Пречистой, от очей Которой до самого низа иконы стекали две прозрачные струйки, подобно слезам. Струйки эти не высыхали в течение двух дней. Впоследствии икона мироточила не раз, но в меньшей степени.

После 2000 года иконы вновь обильно мироточили. Несколько раз источала миро Касперовская икона Пресвятой Богородицы, особенно обильно – 27 февраля 2002 года, после вечернего правила. В тот раз девять масляных струек истекли от руки Пречистой, от свитка и главы Божественного Младенца. Некоторые из сестер явственно ощущали благоухание.

Все эти благодатные явления от святых икон Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих снова и снова дают нам почувствовать, что Царица Небесная не оставляет нас Своим материнским заступлением, не отнимает Своего Божественного покрова от монастыря и города, построившего когда-то эту обитель в благодарность за небесное покровительство, города, который вновь в покаянии возводит храмы, возвращаясь к духовной жизни.

В храме обители – иконы с частицами мощей священномученика Петра, преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей святителей Воронежских Митрофана Воронежского и Тихона Воронежского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских. В монастырской ризнице хранится пелена с гроба святителя Митрофана.

В 2004 году исполнилось 75 лет со дня кончины священномученика Петра (Зверева). Его служение связано с нашей землей – в 1926 году он возглавлял Воронежскую кафедру. Святитель принял мученическую кончину на Соловках в 1929 году. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе был причислен к лику святых. 7 февраля 2004 года в Алексиево-Акатов монастырь, в котором располагалась архиерейская кафедра и недалеко от которого жил архиепископ Петр, была принесена икона священномученика Петра (Зверева) с частицей его святых мощей.

В своем архипастырском слове митрополит Сергий отметил: «Сегодня святитель Петр торжественно вошел в свою резиденцию – Алексиево-Акатов монастырь. И верим, что он будет помогать и в наших делах по управлению Воронежской епархией: отцам – в их приходском служении, сестрам обители – в их монашеском делании, всем верующим – в их служении Богу и ближним и стремлении ко спасению. На примере святителя Петра, – подчеркнул Владыка, – мы должны поучиться самому важному, что необходимо нам, – вере в Бога, стоянию в Истине даже до смерти, и нигде не бояться исповедовать Христа и православную веру».

Алексеево-Акатов монастырь в Воронеже

До наших дней сохранилась одна древнейшая святыня – Алексеево-Акатов монастырь. Сначала это место было для мужчин, впоследствии стало женским монастырем. Сейчас этот храм – историческое место, в которое ежегодно приезжают тысячи паломников и православных христиан. В 2020 году монастырю исполнится 400 лет.

История монастыря

Началом существования монастыря считают 1960 год. Изначально братство монастыря было маленькое, всего 7 человек. Постепенно оно разрасталось, требуя и увеличения построек.

Монастырь носит имя святого Алексея. Вторая часть названия возникла благодаря месту постройки. Местом заложения монастыря была выбрана Акатовая поляна.

С 1630 года во владениях монастыря находился храм Матери Божией Владимирской и деревня Рожка. После владения расширились до еще двух селений. Эти села стали постепенно заселяться крестьянами.

В 1700 году к монастырю был присоединен указом Петра монастырь Успения. В это время в монастыре начало свою работу учреждение для подготовки духовенства, так называемая семинария.

В 1784 году началось, а в 1812 году закончилось строительство каменной, двухэтажной церкви при монастыре. В этой церкви ведутся богослужения, и по сей день.

20-ый век ознаменовался повсеместным закрытием соборов, храмов и церквей. Монастырь стал практически единственным местом собраний верующих людей. Помимо богослужений, здесь действовала школа.

В 1931 году произошло закрытие храма. Его площадь служила гаражом, конюшнями, складскими помещениями.

Возрождение монастыря началось лишь в 1990 году по сохранившимся снимкам и чертежам. В 1992 году в храме произошло таинство пострига первых 10 монахинь.

Видео: Основание Алексеево-Акатова монастыря в Воронеже

Храмы на территории монастыря

Главным храмом является Алексеево-Владимирский собор. Этот храм много раз был перестроен, со времен его заложения в 1674 года. Только шатровая колокольня, построенная изначально, существует до сих пор. Историческое название собора – Алексеево-Воскресенский. Сейчас нижний этаж храма освящен в честь иконы Божией Матери, а верхний ярус во имя святого Московского Алексия.

Во дворе монастыря располагается Сергиевский храм, в котором проходят литургии по воскресеньям. Службы в этой церкви были возобновлены в 2015 году.

Во дворе монастыря находится сестринский и трапезный корпуса, колокольня, водосвятная часовня. Двор монастыря очень красив, особенно весной во время цветения кустов сирени. Дорожки вымощены камнем, по двору монастыря удобно и комфортно гулять, наслаждаясь видами и свежим воздухом, а при необходимости можно посидеть на лавочках и отдохнуть.

Видео: Подворье Алексево-Акатова монастыря

Монастырское кладбище

В церковном дворе находится кладбище. На его территории можно увидеть надгробную плиту педагога учебной семинарии храма, Воронежского губернатора, ученых и монахов, живших в монастыре.

В годы антицерковной политики захоронения сравняли с землей, но в 90-х годах на территории храма был создан комплекс погребений, на месте снесенной святыни.

Святыни монастыря

Икона «Живоносный источник», с изображенной на ней Богородицей, выходящей из волн, с младенцем на руках, является значимой, для всех верующих людей. Эта икона хранится в соборе с 1991 года.

В стенах храма находится образ Тамбовского Питирима, который мироточит. Первый раз это явление было замечено в 1997 году после вечерней литургии. Образ святого плохо различим, так как до его передачи в монастырь, икона долгое время находилась у сельчан в плохих условиях.

Появление влаги – миро, на образах святых, показывает еще одна икона –Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Именно в 2002 году после полной реставрации, стало проявляться это чудо.

Так же в храме можно увидеть иконы Исповедника Харитона и Петра Зверева, и копию иконы « В скорбех и печалех Утешение».

Престольные праздники

В монастыре почитают такие праздники, как представление Алексея Московского, отмечаемого 25 февраля. 2 июня – нахождение мощей Алексея святителя, 3 и 6 июня праздники иконы Матери Божией Владимирской, в память освобождения стольного града от ханского нашествия.

8 сентября отмечается сретение иконы Божией Матери. 18 октября – день святителей Москвы.

12 августа день почитания христианских новомучеников и исповедников Воронежа.

Как доехать до Алексеево-Акатова монастыря

Точный адрес: город Воронеж, улица Труда,1. Монастырь видно с набережной, поэтому изначально можно доехать до неё. В сторону монастыря едет общественный транспорт, выходить нужно на остановке «Манежная». В сторону монастыря идут автобусы, маршрутные такси и троллейбус.

Монастырь привлекает своей исторической и духовной ценностью. Здесь регулярно проводятся служения Богу.

Читайте также:  Празднословие: что это за грех и что означает в православии, мнение и цитаты святых отцов

Одновременно проводятся реставрационные работы, так как вандалами была уничтожена большая часть храма, и восстановить её до конца пока не удалось.

Видео: Песнопения сестёр Свято Алексеевского Акатова монастыря

Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа Епархиальный женский монастырь

История

Воронежский Алексеево-Акатов монастырь основан в 1620 году по обету горожан в благодарность Господу за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас (так называли в то время казачьи отряды, состоявшие на службе Польско-Литовского государства). Это событие совпало с днем памяти святителя Московского Алексия, поэтому храм, сначала деревянный, а впоследствии замененный каменным, и обитель были посвящены этому святому. Именование «Акатов» монастырь получил по названию местности, на которой был построен – «Акатовой поляны», представлявшей собой поросшую лесом возвышенность на берегу реки Воронеж.

Первым настоятелем монастыря был игумен Кирилл. Исторические сведения о монастыре весьма скудны. Известно, что первоначально жизнь в обители строилась на началах пустынножительства, но впоследствии был введен общежительный устав. В царствование императрицы Екатерины II монастырь был причислен ко II классу. Число его насельников всегда было невелико и не превышало 30-ти человек.

Жизнь братии монастыря протекала тихо и сокровенно, сведений о ней сохранилось немного. Известны имена настоятелей, но документальные свидетельства о них большей частью самые скудные. Так с начала XVIII века настоятели этой единственной тогда в городе мужской обители имели сан архимандрита. С 1796 года эта должность стала традиционно совмещаться с должностью ректора Духовной семинарии, а с 1842 года, после учреждения Острогожского викариатства, монастырь находился под управлением викарных епископов Острогожских (в 1842-1854 гг. и потом с 1867 г.).

Имена некоторых насельников монастыря заслуживают особенного внимания. Известно, что в Алексеевском монастыре в течение десяти лет подвязался иеросхимонах Агапит, бывший ранее келейником свт. Тихона, впоследствии – восстановитель старчества в Задонске. Некоторое время пребывал здесь и другой келейник святителя – Иван Ефимов. В Алексеевском монастыре начинал монашеский путь иеросхимонах Тихон (в миру – Михаил Кривской), ставший потом первым насельником и старцем Тихоновского скита вблизи Задонского монастыря.

Монастырь был закрыт весной 1931 года (официальная дата неизвестна, но к лету этого года монахов на Акатовой поляне не оставалось). Незадолго до закрытия обители здесь служили прославленные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году бывший настоятелем монастыря в 1926 году архимандрит Иннокентий (Беда), настоятель монастыря в 1927-1930 годы архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Георгий (Пожаров), иеромонах Кирилл (Вязников), преподобноисповедник архимандрит Игнатий (Бирюков), священномученики Федор Яковлев и Сергий Гортинский. Последний его настоятель архимандрит Тихон (Кречков) вместе с другими священнослужителями и мирянами был расстрелян в окрестностях города 2 августа 1930 года.

После закрытия монастыря святое место на долгие годы было предано разорению и поруганию.

В 1989 г. Алексеево-Акатов монастырь был передан Воронежской епархии и в марте того же года начались восстановительные работы. В июле 1990 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря, которому был передан комплекс зданий Алексеево-Акатова монастыря.

4 ноября 1990 г. в возрожденной обители была совершена первая Божественная Литургия.

Первой настоятельницей монастыря была игумения Любовь (Якушкина М.В.). С 15 апреля 1992 года монастырем управляет игумения Варвара (Сажнева З.Ф.), одна из первых насельниц обители, принявших постриг в 1992 году и возведенная в сан игумении в 1993 году.

Главный храм обители – двухэтажный Алексеево-Владимирский собор. Первый каменный храм был посроен в 1674 году. Впоследствии он многократно перестраивался, а к середине XIX века обветшал и в 1879 году был разобран. Сохранившаяся шатровая колокольня, построенная одновременно с ним, сохранилась до наших дней. Новый двухэтажный храм строился в 1812-1819 годах по проекту губернского архитектора И.И. Волкова в стиле классицизма. Первоначально верхний храм был посвящен Воскресению Господню, а нижний освящен во имя свт. Московского Алексия. Поэтому историческое название название храма – Алексеево-Воскресенский. В настоящее время нижний храм освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а верхний храм – во имя свт. Московского Алексия. Двухэтажный храм и старинная колокольня – историко-культурный памятник XVII-XIX вв. федерального значения.

В 2015 году возобновлена церковь во имя прп. Сергия Радонежского, которая находилась в здании надвратной колокольни, построенной в 1879-1880 гг., и бывшая домовой церковью настоятеля. Здание надвратной колокольни сохранилось частично, верхний ярус со шпилем разрушены в 1930-е годы, и на уровне второго этажа завершено пятью главками. В настоящее время в Сергиевском храме служатся ранние Литургии в воскресные дни и двунадесятые праздники.

С 1999 года к монастырю приписана находящаяся за оградой обители Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения. Архитектурный облик ее несет явные черты школы Б. Растрелли. В настоящее время здание находится на реставрации, а до того в церкви совершались ранние Литургии, служились требы.

Ныне восстановлены все уцелевшие здания монастыря и построены новые: часовни (водосвятная – в 1992 году, в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» – в 2010 году, в честь новомучеников Алексеево-Акатова монастыря – в 2007 году).

Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная.

Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.).

Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский.

Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 году с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII – нач. XX веков: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е годы и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 году их останки были перенесены на Коминтерновское кладбище, году покоились до 1993 года. Вместе с Воронежскими владыками погребен епископ Гродненский и Брестский Паисий (Образцов), в последние годы живший в Воронеже на покое.

В 2009 году на кладбище Алексеево-Акатова монастыря были перенесены честные останки блаженной старицы Феоктисты Михайловны (Шульгиной), особенно почитаемой воронежцами. Каждую неделю по понедельникам на могилах праведницы и архипастырей воронежских служатся панихиды.

Богослужение совершается в монастыре ежедневно. Начало Божественной Литургии в будни – в 7.30 ч. В воскресные дни, двунадесятые праздники и поминальные родительские субботы служатся две Литургии: ранняя – с 6.00 ч., поздняя – с 8.30 ч. Начало вечернего Богослужения (вечерня, утреня) – в 17.00 ч.

Ежедневно в обители совершается Божественная Литургия, возносится молитва «за град и люди». Священнослужители монастыря совершают церковные Таинства, произносят проповеди, духовно окормляют прихожан. Сестры обители читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением живых и усопших.

Проводятся экскурсии для иногородних поломников и жителей города, знакомящие с историей монастыря на фоне церковной истории края, касающиеся и духовно-нравственных вопросов современной жизни.

Местная религиозная организация Алексеево-Акатов женский Епархиальный монастырь


г. Воронежа религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»


Игумения монастыря – игумения Варвара (Сажнева З.Ф.)


394036, г. Воронеж, ул. Освобождение труда, 1-в


ОГРН 1033692003630; ИНН 3666060209; КПП 366601001


Р/С 40703810413000071167 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанка г. Воронеж; Кор. сч. 30101810600000000681; БИК 042007681

Святыни Алексеевского монастыря

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемый “Всецарица”


Молебны с Акафистом пред иконой Божией Матери Всецарица совершаются каждое воскресенье в 16:30. В случае, если на понедельник приходится великий праздник, начало молебна – в 15:00.

Молебен с водосвятием пред иконой Божией Матери «Всецарица» совершается каждую пятницу сразу после окончания Божественной Литургии.

Другие святыни

В настоящее время в храме Всех Святых Алексеевского женского монастыря постоянно доступны для поклонения верующих две иконы, изначально принадлежавшие обители. Это икона святого апостола Павла, а также образ святого Алексия, человека Божия.

После закрытия Алексеевского монастыря и до недавнего времени икона небесного покровителя обители находилась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. По резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 25 мая 2016 года образ прп. Алексия, человека Божия был возвращен возрожденному монастырю. 26 июня 2016 года в день Всех Святых, от века Богу угодивших, икону торжественно Крестным ходом перенесли в храм Всех Святых.

Сейчас этот образ помещается на правой колонне у солеи. В иконе укреплен мощевик с частицей мощей святого Алексия, человека Божия.

Икона святого апостола Павла была чудесно сохранена во времена безбожия в дверном проёме храма Всех Святых. По этому образу можно судить и о других иконах храма, написанных в академическом стиле.

Еще один образ, связанный с историей Алексеевского женского монастыря, это Казанская икона Божией Матери, ранее принадлежавшая игумении Антонии (Троилиной). На полях этого образа изображены преподобный Алексий, человек Божий, и небесный покровитель игумении Антонии преподобный Антоний Киево-Печерский.

Среди чтимых икон храма Всех Святых – икона Всех Святых, а также образ святого Георгия Победоносца и святых Царственных мучеников, написанные современным иконописцем в византийском стиле.

Имеются иконы с частицами мощей: святой мученицы Татианы (подарена нашему храму братией Псково-Печерского монастыря), святой преподобномученицы Елисаветы, святителя Николая Чудотворца, святых апостолов Петра и Павла, святого праведного Иоанна Кронштадского, святого праведного Алексия Московского (Мечева), святителя Спиридона Тримифунтского.
В иконе преподобного Серафима Саровского укреплен мощевик с частицей его облачения.

Читайте также:  Мощи святых: что это такое, значение в православии и почитание, как их делают и зачем разделяют, история и традиции, особенности и места хранения

Частицы мощей и другие чтимые православным народом святыни содержатся в кресте-мощевике, находящемся в правом приделе храма.

В алтаре храма хранится частица мощей святого Иоанна Предтечи.

Святыни, расположенные в Кресте-мощевике:

  • прпп.Амвросия, Моисея, Антония, Исаакия I и Нектария Оптинских
  • блж.Василия Московского
  • прп. Максима Грека
  • сщмч.Николая Ногинского (Голубева)
  • прав.отрока Артемия Веркольского
  • Мучеников Персидских
  • прп.Феодосия Кавказского
  • свт.Луки Крымского
  • мч.Маманта
  • Вифлеемских младенцев
  • свт.Филарета Московского
  • свт.Игнатия Ставропольского(Брянчанинова)
  • вмч.Пантелеимона
  • свт.Иннокентия Херсонского(Борисова)
  • свт.Иннокентия Московского
  • прп.Евфимия Суздальского
  • вмц.Екатерины
  • свт.Феофана Затворника Вышенского
  • прп.Алексия Божия Человека
  • мучеников от персов убиенных в XII-XIII вв.

А также святыни:

  • частица мантии, моленного камня и дерева от избушки прп.Серафима Саровского
  • часть платка прмц.Вел.Княгини Елисаветы
  • частица ризы блгв.князя Михаила Черниговского
  • от гроба прп.Варнавы Гефсиманского
  • часть архиерейской мантии свт.Иоанна Шанхайского
  • от гроба свт.Луки Крымского
  • от гроба прпп.Кирилла и Марии Радонежских (родителей прп.Сергия)
  • часть от скуфьи иеромон.Серафима (Роуза)
  • от гроба свт.Нектария Эгинского
  • от гроба прп.Германа Аляскинского
  • от гроба прп.Никандра Городноезерского
  • от гроба и обуви схимон.Николая пустынника Валаамского
  • от гроба свт.Тихона Московского
  • от гроба прппп.Макария, Моисея, Илариона и Нектария Оптинских
  • от гроба свт.Феогноста митрополита Киевского и всея Руси
  • Есть достаточно древние иконы – Воскресение Христово, Сретение Господне, Тихвинская икона Божией Матери, образ XIX века святого праведного отрока Артемия с житием из Свято-Артемиева Верколького монастыря

    Мощевик:

    • Свт. Филарет Московский
    • Свт. Тихон Московский
    • Свт. Иннокентий Московский
    • Прмц.Елисавета
    • Вмч. Пантелеимон
    • Св. прав. Матрона Московская
    • Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)
    • Свт. Афанасий Ковровский (Сахаров), исповедник
    • Сщмч.Фаддей (Успенский)
    • Сщмч. Иосиф Астраханский
    • Сщмч. Константин (Голубев)
    • Св. исповедник Петр (Чельцов)
    • Прп. Геогий Даниловский (Лавров), исповедник
    • Св.блгв.кн.Александр Невский
    • Преподобномученики, на Кипре убиенные
    • Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов)
    • Свт. Игнатий Мариупольский
    • Свт. Феодор Суздальский
    • Свт. Иоанн Суздальский
    • Свт. Мелетий Рязанский
    • Свт. Антоний Волынский и Великопермский
    • Свт. Иннокентий Херсонский (Борисов)
    • Прп. Евфимий Суздальский
    • Св.блгв.кн. Петр Муромский
    • Свв. Младенцы Вифлеемские
    • Св. блаж. Василий Московский
    • Прп. Шио Мгвимский
    • Св. блж. Василий Рязанский
    • Св. Страстотерпец Царевич Димитрий
    • Прп. Севастиан Карагандинский
    • Сщмч. Петр Воронежский (Зверев)
    • Прп. Феодосий Кавказский
    • Прп. Нектарий Оптинский
    • Прп. Максим Грек
    • Вмц. Екатерина
    • Прп. Зосима Владимирский (Александровский)
    • Прп. Иоанн Кущник
    • Прп. Петр Афонский
    • Един от Прмч. обители св. Саввы
    • Прп. Иларион Троекуровский
    • Прп. Савва Вишерский
    • Прп. Марфа Дивеевская
    • Прп. Амвросий Оптинский
    • Прп. Антоний Оптинский
    • Свв. Мученики Персидские
    • Прп. Авраамий Ростовский
    • Прп. Нил Столобенский
    • Прп. Макарий Калязинский
    • Прп. Евфросиния Полоцкая
    • Прп. Савва Сторожевский
    • Прп. Никита Столпник
    • Прп. Александра Дивеевская
    • Прп. Моисей Оптинский
    • Прп. Исаакий Оптинский

    Алексеево-Акатов женский монастырь

    Алексеево-Акатов женский монастырь

    История

    ​Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне – безлюдной, покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.

    Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита.

    С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.

    XVIII век В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

    О жизни монастырской братии этого времени мы имеем очень скудные сведения, но с достаточным основанием можем упомянуть в числе насельников Алексиевского монастыря схимонаха Агапита (в те годы – иеромонаха Аввакума), впоследствии почитаемого задонского старца, подвижника благочестия. Известно, что в течение десяти лет сей богомудрый инок, восприявший в свое время благословение святителя Тихона и его сотаинника схимонаха Митрофана, подвизался в стенах воронежской обители.

    Несколькими десятилетиями позднее с Алексиевским монастырем оказалось связано имя другого задонского подвижника: имеются сведения, что сюда первоначально поступил оставивший военную службу молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затворник задонский, чья подвижническая жизнь и чьи письма, многократно издававшиеся, повлияли на многих ищущих спасения.

    Вообще же сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени. Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).

    На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).

    ​О жизни монастырской братии, их трудах и молитвенных подвигах, тайных скорбях и утешениях история умалчивает. До нас дошли только немногие имена, не сохранились фотографии (возможно, их и не было). Жизнь эта сокровенна в Бозе. Но самое возрождение обители почти через столетие не является ли свидетельством, что труды их и молитвы не были тщетны?

    Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.

    На близлежащей улице находился сохранившийся до настоящего времени дом священномученика Петра (Зверева), чье недолгое (около года) служение в Воронеже стало одной из ярких страниц в истории города. Монастырь был местом, где Владыка нередко совершал богослужения и произносил проповеди, собиравшие множество верующих, которые видели в Преосвященном архиепископе Петре истинного служителя Божия, хранителя чистоты Православия и уставов церковных, «совершенного в ревности и любви к Богу, в жалости и любви к людям». Настоятелем Алексиевского монастыря в то время был архимандрит Иннокентий (Беда), ближайший к Владыке человек, его келейник и сотаинник, вместе с ним сосланный в Соловецкий лагерь и там отошедший ко Господу в 1928 году (годом раньше священномученика Петра).

    В 1930 году восприял уготованную ему чашу страданий за Христа последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии. Сохранившийся протокол его допроса – неоспоримое свидетельство твердости в вере и глубокой непоказной мудрости. За простыми, на первый взгляд, ответами явственно звучит обличение богоборцев: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками – это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…». Вместе с настоятелем приняли страдания братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики.

    Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Об участи, постигшей последних его насельников, документальных сведений не осталось. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

    Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

    В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

    На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

    В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.

    Алексиевский Акатов женский монастырь

    Алексеево-Акатов женский монастырь (первоначально мужской) — один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста.

    Содержание

    История

    Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Основателем обители и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.

    Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита.

    С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.

    В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

    Сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени.

    Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).

    На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).

    Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.

    Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

    Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

    Современное состояние

    В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

    На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

    В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.

    Храмы

    • Собор Алексия, митрополита Московского
    • Церковь Сергия Радонежского
    • Церковь иконы Божией Матери “Знамение”
    • Часовня иконы Божией Матери “Живоносный Источник”
    • Часовня Новомучеников Алексеевского Акатова монастыря
    • Часовня иконы Божией Матери “Утоли моя печали”

    Святыни

    • Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
    • Икона великомученика и целителя Пантелеимона
    • Икона святителя Питирима Тамбовского
    • Икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского
    • Образ Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»
    • Касперовская икона Пресвятой Богородицы
    • Иконы с частицами мощей cвященномученика Петра, преподобного Харитона Исповедника
    • Ковчежец с частицами мощей святителей Воронежских Митрофана и Тихона и преподобных Кирилла и Марии Радонежских
    • Пелена с гроба святителя Митрофана

    Престольные праздники

    • Собор Алексия, митрополита Московского – 25 февраля
    • Церковь Сергия Радонежского – 8 октября
    • Церковь иконы Божией Матери “Знамение” – 10 декабря

    Собор Алексия, митрополита Московского

    Церковь Сергия Радонежского

    Церковь иконы Божией Матери “Знамение”

    Видео



    Как добраться

    Адрес: Россия, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 1

    Добраться до Алексеево-Акатова монастыря можно пешком по набережной Массалитинова, на общественном транспорте до ост. “Манежная”:

    • автобусами № 2 н, 3 н, 322, 371, 41, 42, 52, 6;
    • троллейбусами № 4, 8;
    • маршрутными такси № 104, 13, 20, 312 а, 386.

    Паломнику

    Алексиевский Акатов женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

    Гостиницы при монастыре нет, но принимаются группы паломников до 25 человек, желательно женщины, по предварительному согласованию. Трудниц принимают по согласованию.

    Божественная литургия в будни начинается в 07:30; в воскресные дни и двунадесятые праздники в 06:30, в 08:30.

    Вечернее богослужение летом в 17:00, зимой в 16:00

    Читайте также:  Заказ псалтиря и поминовений онлайн: можно ли заказать по интернету и где это сделать
    Ссылка на основную публикацию