Апологеты: понятие и значение в христианстве, задачи, история, особенности

Апологеты

Апологе́ты – (от греч. ἀπολογέομαι – защищаться, оправдываться) — 1) собирательное обозначение раннехристианских писателей, главным образом, действовавших во II — III вв. (в период гонений на Церковь со стороны римского государства), защищавших христианство от нападок и критики со стороны нехристианских правителей, философов и представителей простонародья; 2) лица, активно занимающиеся апологией христианства; 3) специалисты в области христианской апологетики.

Наиболее значительные из Апологетов: восточные (писавшие на греческом языке) – Кодрат, Аристид, Юстин Мученик, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардский, Ориген; западные (писавшие на латинском языке) – Тертуллиан, Минуций Феликс.

Апологеты внесли существенный вклад в развитие христианского богословия. В частности, Феофил Антиохийский ввел в богословский оборот термин «Троица». С переходом христианства на положение государственной религии ( IV в.), когда его защита от язычества стала не столь актуальной, апологетическая литература стала уступать место полемической, направленной против еретиков.

Никифоров М. В., статья из III тома «Православной энциклопедии»:

Апологеты раннехристианские, христианские писатели II – III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.

Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana). Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика»).

Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом. Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.

Деятельность раннехристианских апологетов отчасти уже была подготовлена эллинистическим иудаизмом: Филону Александрийскому принадлежали такие сочинения (не сохранившиеся), как «Основания» и «Апология в защиту иудеев». Иосиф Флавий написал апологию «О древности иудейского народа, против Апиона», оказавшую влияние на некоторых , раннехристианских апологетах. Апологетическая тематика присутствует в Новом Завете (см. напр. Деян. 14:15–17; 17. 22–31 ; Рим 1. 18–32 ) и в творениях мужей апостольских. Однако в отличие от мужей апостольских, которые обращались преимущественно к христианам, А. р. адресовали свои творения языческой аудитории, что наложило отпечаток на круг рассматриваемых ими проблем.

Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст. времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.

Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165-166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Церк. Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1-я и 2-я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1-ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2-ю – рим. сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1-я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви. «Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль. Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.

У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (LТgoj prХj `/Ellhnaj, после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (др. название – «Книжка к Антонину», ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.

Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.

В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.

Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч. «Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.

Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.— в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De >III , ок. 249).

Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).

Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.

Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Ан-тиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.

Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт. II , 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.

В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия (см. также Богословие доникейское).

Апологет

Апологетика

Задачей христианской апологетики является обоснование христианского мировоззрения, защита его от нападок и извращений. Противопоставление христианского мировоззрения мировоззрениям, отрицающим христианство, христианских начал жизни отрицательным началам — один из моментов в раскрытии сущности христианского учения. Апологетика, правильно понимаемая, не простая полемика; она необходимо основывается на глубоком раскрытии учения и исходит из него. Большая часть нападок на христианство основана на искаженных представлениях о нем, извращениях его, и восстановление истинного смысла христианского учения является наилучшим ответом на них.

У представителей некоторых отрешенно-мистических течений возникают иногда сомнения в необходимости и значении апологетики. Религиозная жизнь, с их точки зрения, заключается в религиозном созерцании и личных аскетических подвигах. Обращение людей к религиозной жизни — дело благодати и не требует человеческого содействия. Такое понимание задачи религиозной жизни возможно с точки зрения буддизма и восточной нехристианской мистики, для которых мир есть призрак, а жизнь и всякая деятельность — отрицательные начала. Но это понимание стоит в решительном противоречии с основами христианского мировоззрения, с учением и догматикой христианской церкви.

Основная идея христианства — спасение мира и человека через внутреннее их преображение. Основной догмат христианства — догмат богочеловечества, жертвенное нисхождение Божества, принятие Им на Себя человеческой плоти и крестного пути для спасения и грядущего преображения человека и всей твари. Воскресение и преображение твари — конечная цель истории, с христианской точки зрения. Подготовка этого грядущего преображения, осуществление дела спасения составляет земную миссию соборного христианства — Церкви как тела Христова. Отсюда забота о проникновении мира духом Христовым является существенной задачей Церкви. И от участия в выполнении этой задачи, участия в соборном христианском деле не может уклониться христианин. Подражание Христу в Его пути жертвенного нисхождения к миру — основа христианского нравственного учения, которая сохраняется и на самых вершинах духовного созерцания и аскетизма. Подвиги мистического созерцания и аскетизма дают плоды, если только они не оторваны от Церкви, от участия в деле церковном, от осуществления ее задач, что приобщает к дарам благодати, которые в ней содержатся. Учение о спасении лишь в Церкви имеет наряду с мистическим и этот нравственный смысл. В нем содержится осуждение пути пассивного и индивидуального мистицизма, пути искания духовных достижений для целей личных (достижения силы, власти, познания, что имеет место в оккультизме). Заповедь христианской любви и христианское учение о всеобщей солидарности и взаимной ответственности последовательно приводят к такому выводу. Личная духовная жизнь в христианском понимании внутренне и органически связана с жизнью соборного человечества и мира. С точки зрения христианства, человечество не есть просто сумма людей, но живое связное целое, таким же живым целым является и народ. Первородный грех заражает собой в той или иной мере все человечество, несущее на себе его последствия, так же, как через Христа все человечество получает возможность возрождения и грядущего воскресения.

Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:21-22). Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам — оправдание к жизни (Рим. 5:18).

Отсюда вытекает идея солидарной ответственности — ответственности не только за личный, но и за общественный грех, грех своего народа, грех своего времени. В художественных образах проблема социального греха, моральной ответственности за соучастие в нем была поставлена в нашей литературе Ф. Достоевским. И с этой точки зрения, невозможно отделить заботу о личном спасении от участия в деле духовного преображения человека и мира, к которому призвано соборное христианство в его земном историческом пути.

Одной из существенных сторон выполнения этой задачи является миссия. В особенности она получает значение в моменты, подобные переживаемому, когда делаются попытки устранить христианские начала из внешней стороны общественного бытия и культуры. Христианство не один раз переживало такие периоды. В течение всех первых веков оно жило и развивалось в обществе, построившем жизнь на началах чуждого и враждебного ему духа, в условиях, когда временами исключалась возможность обнаружения его во внешней жизни. И именно в этот период проявляется глубокая миссионерская деятельность христианской Церкви, давшая обильные плоды. Именно тогда закладывается основание христианской миссии и апологетики, основные задачи которых в условиях, во многих отношениях близких с нами переживаемым, имеют для нас особое значение.

У некоторых сторонников отрешенно-мистических течений возникает, однако, вопрос: необходимо ли связана миссия с апологетикой? Считая достаточным следование христианским нормам жизни, участие в богослужении и таинствах, они признают лишними всякие попытки разумного обоснования христианских истин и защиту их от противохристианских учений.

Несомненно, было бы наивным и ложным рационализмом думать, что можно одной логической аргументацией заменить непосредственный религиозный опыт, без которого нет действительной причастности к религии. Только участие в религиозной жизни, в жизни соборного христианства и благодатных его таинствах дают действительную принадлежность к христианству. Но, с другой стороны, разум не может быть искусственно вырван из религиозной жизни или отстранен от нее. Религия захватывает целого человека, а не является каким-либо отвлеченным началом, какой-либо частной отраслью жизни, замкнутой в границы иррационального, куда ее хотят загнать сторонники философского агностицизма, с одной стороны, и отрешенного мистицизма, с другой. (К последним нужно причислить, например, П. А. Флоренского, утверждавшего в своей книге “Столп и утверждение истины” непримиримое противоречие (“антиномию”) между разумом и верою и предлагающего отсечение мысли для веры. По справедливому указанию Е. Н. Трубецкого (в его книге “Смысл жизни”), ощущение противоречия веры и разума характерно не для “живой веры,” требующей цельной “уверенности в невидимом как видимом,” а для полуверы, “маловерия” с типичной для него раздвоенностью души. Когда раздвоена мысль, двоится и все наше существо, пока не улеглась тревога мысли и душа верит только наполовину. Если мы верим в истину, мы должны ради нее не отделываться от вопросов и сомнений ищущей мысли, а доводить их до конца. “Стучите и отверзется вам.” Без участия человеческой мысли невозможно и откровение. “Открыть какую-либо тайну можно только существу мыслящему, почему Бог и открывается человеку, а не бессловесной твари.” Поэтому человеку вменяется в обязанность деятельное усилие, направленное к уразумению откровения.)

По ап. Павлу, все призваны познавать Бога через рассмотрение Его творений, ибо, что можно знать о Боге, явно для них; потому что Бог явил им (Рим. 1:19).

В религии дается живая связь с Абсолютным Началом, в котором заключена и высшая истина разума. И когда человек подходит к истинам религиозного откровения, к подлинному религиозному опыту, он приходит к нему всеми силами своей души, включая и разумные. Раздвоение и раздвоенное сознание, сознание, в котором разум живет одной жизнью, а чувство — другой, препятствуют цельной непосредственности и подлинности самого религиозного опыта. Разумное сознание необходимости религиозной истины еще не дает, конечно, само по себе религиозного опыта, но подводит к нему и облегчает его восприятие. Благодатное воздействие не является насильственно. Чтобы воспринять дары благодати, нужно быть готовым к их восприятию, нужна последовательная направленность, нужно, чтобы душа была открыта для приятия благодати. Один из направляющих мотивов — это разумное осознание значения и необходимости религиозной жизни.

Читайте также:  Рецепты кухни третьей недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Возникает, однако, вопрос: не достаточно ли для целей разумного осознания веры одного положительного раскрытия религиозных тайн и не является ли лишней та сторона апологетики, которая направлена к защите от отрицательных учений. В действительности невозможно совершенно отделить положительное раскрытие учения от противопоставления отрицающим его учениям. Положительные истины выясняются и раскрываются в противопоставлении их ложному пониманию и извращению этих истин. В самом Евангелии христианские истины во многих местах поясняются противопоставлением их ложной фарисейской мудрости. То же мы находим и в посланиях апостола Павла. В борьбе с извращениями христианства раскрывались христианские догматы на Вселенских Соборах.

Есть и другие, жизненно-практические стороны в этом вопросе. Задача христианской миссии — духовная помощь человеку — применяется к тем условиям и той обстановке, в которой он находится, к его состоянию. В церковной традиции необходимость в заботе о спасении, примененная к конкретным условиям места и времени, обозначается как начало церковной “икономии.” Принцип церковной “икономии” обозначает собой конкретное и целесообразное осуществление земной миссии Церкви — дела спасения, невозможность оставить без внимания и помощи ни одну душу при любых обстоятельствах. Дело миссии, с точки зрения этого принципа, должно осуществляться таким образом, чтобы предоставить действительную духовную помощь, дать действительную возможность в различных условиях и при немощи человеческой прийти к истине.

Христианская апологетика неизбежно должна принимать во внимание отрицательные учения и течения, извращающие религиозные истины, с которыми приходится постоянно соприкасаться живущим в мирской жизни, которые проникают в культуру данного момента. Эта необходимость особенно остро чувствуется в наше время, когда целое поколение силою обстоятельств растет и воспитывается в среде чуждой и часто враждебной христианству, в условиях быта и культуры, из которых исключены христианские начала, приполном почти неведении о христианском учении и, более того, при постоянном изо дня в день соприкосновении с превратными и искаженными представлениями о христианских истинах.

Привычные для окружающей среды предрассудки тяжелым грузом лежат на душе, часто бессознательно стремящейся к религиозной жизни, создают разлад и противоречия в ней, и если часто, в конечном итоге, все же не уводят сильную личность от религиозного пути, то во всяком случае могут создавать целый ряд затруднений, заставлять долго блуждать, прежде чем стать на верный путь. Устранить эти предрассудки и неправильные направления, представить христианские истины в их настоящем свете, показать бесплодность мысли, отрицающей христианство — значит разрядить для ищущей души эту тяжелую атмосферу раздвоенности и противоречий, оказать ей реальную помощь. Не ставших же еще на путь исканий, разъяснение истинного значения религиозной жизни, доведение до последовательного конца отрицательных учений, заставит задуматься над такими вопросами, которые у них раньше не возникали, и может дать толчок к пробуждению дремлющих духовных сил. Апологетика является одним из средств духовной помощи в ней нуждающимся.

Вопрос о такой помощи особенно остро стоит в настоящий момент, жизнь выдвигает задачу разработки определенной системы апологетики, определенной методики апологетической работы, отвечающей на запросы жизни.

Три основных группы вопросов выдвигаются перед современной христианской апологетикой соответственно трем группам возражений, выдвигаемых против христианства, и соответственно намечаются и три основных отдела апологетики:

а) апологетика естественнонаучная , устраняющая мнимые противоречия христианского откровения и естественнонаучного познания;

б) морально-практическая апологетика , разрешающая вопросы о значении христианства для общественного прогресса, об отношении его к задачам земного устроения жизни и к вопросам смысла земной жизни;
в) историческая апологетика , рассматривающая вопросы, связанные с проблемами происхождения религии, подлинности источников христианского откровения и исторической личности самого Христа, наконец, с проблемами исторической роли христианства и христианского учения, со смыслом истории.

В основе всех трех групп возражений и сомнений в отношении к христианскому мировоззрению лежит подмена действительной сущности религии, действительного содержания христианства посторонними понятиями, извращение самого существа религиознохристианских истин.

Делается попытка свести христианство к чуждым, посторонним ему, не религиозным началам, а затем дается картина этого подмененного, извращенного представления о нем, выдаваемого за его действительную сущность. Задача апологетики заключается, поэтому не только в ответе на конкретные возражения, но, главным образом, в восстановлении и раскрытии действительного смысла религиозных истин, наконец, в установлении правильной постановки самих вопросов, устранении смешения плоскостей в этой постановке. Правильная методика получает в апологетике основное значение.

Николай Н.Фиолетов (1891-1943). Глава из книги «Очерки Христианской Апологетики»

Что такое апологетика, история ее возникновения и значение в богословии

Термин «апологетика» в том или ином контексте известен многим, он прижился в литературном языке и давно вышел за рамки религиозного контекста, что вносит известную путаницу в расшифровку его смысла. Понятие апологетики в христианстве, философии и книжной речи обрело сразу несколько значений, хотя первоначальный смысл его корня сохраняется в той или иной степени — это защита, оправдание и обоснование своей позиции или убеждений. Но в первую очередь это слово обозначает защиту христианского вероучения от критики и нападок идейных оппонентов либо попыток осуждения. Церковные каноны при этом доносятся и излагаются окружающему миру на понятном ему языке.

Что такое апологетика

Для более глубокого понимания того, что представляет собой данное направление в религии, необходимо определить базовое значение этого слова, связанное с его происхождением, а также вычленить светское и религиозное понимание термина, дав широкую и узкую трактовку последнего.

Происхождение слова

Понятие берет свое начало от греческого слова «apologia», что в переводе означает «защита» или «оправдание». Люди, знакомые с античной философией, сразу могут вспомнить работу Платона с таким названием. Она посвящена его учителю Сократу и посланию, где тот защищает свои идеи, выступая на суде в качестве обвиняемого.

Значение понятия

В наши дни апологетом могут назвать любого человека, рьяно защищающего свои интересы, идеи или убеждения. Заметим, что при этом само понятие часто используется в светском контексте и порой получает даже иронический оттенок.

Однако исходный смысл слова религиозный и обозначает следующее:

  • в широком смысле — направление в христианском богословии, посвященное защите веры и ее догматов через рациональные объяснения;
  • более узкая трактовка — деятельность и труды мыслителей-апологетов в первые века нашей эры.

Связь с патристикой и схоластикой

В данном ключе речь идет именно об узком смысле понятия как первом этапе развития религиозной философии и духовного наследия отцов ранней церкви. Именно тогда закладывались основы христианской теологии.

Хронологически можно выделить три временных периода:

  1. Апологетический (II-III век).
  2. Патристический (III-VIII век).
  3. Схоластический (VIII-ХIV век).

На апологетическом этапе христианство находилось в стадии формирования, а его догматика и вероучение еще не устоялись. Новая религия фактически представляла собой конгломерат идейных направлений, порой сильно отличавшихся друг от друга. Во многом именно по этой причине верующие сталкивались с непониманием, а то и преследованием властей.

Так, последователей Иисуса Христа обвиняли в нелояльности по отношению к императору и создании культа, враждебного империи и ее законам. Поэтому раннехристианские апологеты видели своей задачей защитить веру и донести миру ее сущность понятными и доступными средствами.

Слово патристика дословно переводится как «учение отцов церкви». На этом этапе христианство уже становится официально признанной, а вскоре и единственной государственной религией. В начале патристического периода акцент делается на христологию, в которой рассматривался вопрос о том, каким именно образом Иисус совмещает в себе божественную и человеческую природу. Далее на первый план стали выходить вопросы церковной истории и разработка догмата о Святой Троице.

Последний этап патристики совпал с ранним Средневековьем, падением Римской империи и одновременным усилением западной церкви. Политические вопросы вкупе с идеей преобладания духовной власти над светской наиболее полно отражены в работах Августина Блаженного. Латинская патристика постепенно обособляется от греко-византийской.

Схоластика первоначально обозначала преподавание дисциплин в монастырских школах. Однако она более известна как законченная и сложившаяся система средневековой философии, тесно связанная с открывшимися в Европе университетами. После нескольких столетий упадка вновь начинает развиваться наука.

Античное наследие изучается, систематизируется и находит применение в теологии — оно теперь помогает церкви в обосновании ее догматов, поэтому неслучайно мыслители того времени называют философию «служанкой богословия». Вершиной развития схоластики считаются труды Фомы Аквинского.

Можно сделать вывод, что на всех трех этапах развития христианского богословия задачи несколько различались и были во многом обусловлены духом времени.

Общие черты апологетического, патристического и схоластического направления:

  • защита или обоснование догматики и вероучения церкви как главная цель;
  • античная философия как инструмент для ведения дискуссий.

Апологетика как наука

Данная дисциплина в учебной программе духовных семинарий может называться по-разному. Однако наиболее часто в качестве альтернативного наименования используется термин «основное богословие». При этом апологетическими нередко называют только труды раннехристианских мыслителей первых веков нашей эры.

Предмет и объект изучения

Эта наука в сфере духовного образования играет роль фундамента для прочих богословских направлений. На нем основаны исследования в области догматических, нравственных, канонических и иных вопросов в сфере теологии.

Первое и главное, что она изучает — обоснование азов вероучения и догматики церкви через рациональное объяснение на доступном для обычного человека языке.

В рамках курса иногда выделяют следующие направления:

  1. Естественнонаучное. Исследует вопросы креационизма, сотворения мира и чудес, используя понятия физики и других наук.
  2. Философское. Посвящено апологии православия, божественного бытия и других высших смыслов через приемы философии и схоластики.
  3. Историческое. Занимается вопросами реальности и достоверности описанных в Библии событий.

Цели и задачи

Главная цель здесь — такое раскрытие и обоснование христианской доктрины, которое позволило бы каждому человеку, ищущему смысл своего существования, увидеть, что речь идет не о слепой вере, но религии, которая отвечает всем духовным запросам в жизни. Этим объясняется и специфика данной богословской науки, заключающаяся в том, что она обращается не только к Библии и святоотеческому учению, но и к нехристианской религиозной и философской мысли, к достижениям естественных и гуманитарных наук, к истории, искусству и культуре в целом.

Задачи на протяжении веков менялись вместе с реалиями окружающего мира. Так, в I-IV веке нашей эры речь шла прежде всего о защите христианства от нападок языческого общества и власти. В Средневековье стояла задача отстоять учение церкви на фоне внешней экспансии ислама, определенную роль играл и фактор борьбы с еретическими движениями. Однако в Новое время светский образ жизни и материалистическое мировоззрение бросают христианству новые вызовы.

В современных условиях основное богословие выделяет следующие задачи:

  • рациональное объяснение и защита учения церкви от критики со стороны науки;
  • обоснование актуальности идей христианства в сильно изменившемся современном мире с его новыми реалиями — уходом традиционного уклада, урбанизацией, техническим прогрессом и другими вещами;
  • защита христианской веры и ее догматов от искажений в трактовке и понимании в условиях информационного общества и многообразия мнений.

Кто такой апологет

Дословно это понятие означает защитника или человека, который произносит оправдательную речь в поддержку тех или иных идей — так оно трактовалось в Древней Греции и в данном контексте иногда используется в наши дни. Однако устоявшееся определение данного слова имеет исторический смысл и относится к философам и писателям периода раннего христианства.

Определение понятия

Апологет — защитник христианства от критики и обвинений со стороны идейных противников и оппонентов в спорах, умеющий говорить о предметах веры на одном языке с собеседником.

Апологетами наиболее часто именуются защитники веры во II-III веке, которые в своих выступлениях и рукописных трудах использовали аргументацию, принятую в языческом мире того времени. Этих авторов по языку произведений делят на две ветви — латинскую и греко-эллинистическую.

Защита основ христианского учения от нападок внутри общества вновь стала актуальной несколько веков назад на фоне светских идей Возрождения и антирелигиозных философских концепций Нового времени. Самым известным православным апологетом сегодня нередко называют профессора Алексея Осипова, знаменитого своими лекциями для широкой аудитории.

Деятельность и задачи

Образованные мыслители-христиане в своих посланиях применяли логику и приемы античной философии для защиты от давления со стороны властей и критики идейных противников. Стояла задача доказать, что новая религия не выступает против власти, а способствует улучшению нравов общества и его духовному обновлению. Мыслители также показывали, что христианство не есть что-то чуждое для мира того времени — в дискуссиях они активно пользовались аргументацией и приемами, взятыми из античной философии.

Впрочем, стремление говорить с миром на его языке и адаптироваться под него порой приводило к острым конфликтам внутри самого христианства. Ориген, один из виднейших апологетов древности, был осужден как еретик, а его идеи попали под запрет. В наши дни подвергался критике уже профессор Осипов. Архимандрит Рафаил (Карелин) находил в его творчестве влияние протестантизма, а священник Георгий Максимов обвинял в искажении основ христологии, принятых православной церковью.

Известные представители

Роль апологетов в исторической перспективе неоднозначна. С одной стороны, они стояли у основ христианской теологии, что одержала в итоге победу над языческими культами. С другой — эти мыслители использовали античную философию и тем самым сохранили ее, дав последней путевку в жизнь в рамках патристического, а после и схоластического богословия вплоть до наступления эпохи Возрождения.

Марциан Аристид

Также известен как Аристид Афинский. О нем сохранилось очень мало сведений, которые стали известны благодаря трудам Евсевия Кесарийского и блаженного Иеронима. Хронологически Аристид стоит первым в ряду апологетов христианства.

Этот философ признан автором самой древней из дошедших до наших дней апологий, адресованной римскому императору — предположительно Адриану либо Антонину Пию. Точная дата создания произведения не установлена, оно относится к периоду между 124 и 143 годом.

Сочинение удалось обнаружить лишь в XIX веке. Корпус его текстов восстановлен по армянским, сирийским и греческим рукописям, а сравнительный анализ позволяет говорить о достоверности произведения. Известно еще два текста Аристида — размышление на тему евангельской притчи о разбойнике и письмо-послание философам.

В своих сочинениях данный мыслитель пишет о Боге как о движущей силе Вселенной, обладающей полнотой совершенства. Он критиковал поклонение греческим языческим божествам, наделенным, по его мнению, человеческими недостатками. Христианское понимание высшей силы указывалось как единственная истина, способная объединить всех людей и принести мир.

Юстин Мученик

Этот мыслитель не менее часто упоминается как Иустин Философ. Он погиб мученической смертью и почитается в лике святых и православными, и католиками. О нем сохранилось немало свидетельств в сочинениях Евсевия и других древнехристианских авторов и отцов церкви.

Юстин известен тем, что произнесенная им на суде апология дошла до наших дней в письменной форме и признана одним из наиболее древних свидетельств о христианских мучениках. Приблизительно в 165 году за отказ от формального участия в официальных языческих жертвоприношениях мыслитель был обезглавлен вместе с учениками.

Юстин родился в Палестине, однако имел римское происхождение и языческое воспитание, о чем упоминал в своих сочинениях. Он получил хорошее классическое образование, общался с пифагорейцами и стоиками, но в итоге обратился в христианство.

Писатель активно участвовал в публичных дискуссиях, полемизировал с иудеями и языческими философами. Его апологии известны исследованиями вопросов в области библеистики и догмата о Троице, а также защитой христиан от обвинений в уголовных преступлениях и нелояльности к властям. Возможно, последнее стало причиной его трагической судьбы.

Письменное наследие Юстина остается предметом споров. Принадлежность целого ряда произведений перу данного автора считается недостоверной. Так, подлинными признаны лишь две апологии и «Диалог с Трифоном иудеем».

Читайте также:  Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

Немалое число текстов Юстина считаются утраченными. Самый известный из них — «Сочинение против всех появившихся ересей». Сам автор ссылается на него в апологии, упоминая Симона Волхва, Маркиона и Менандра — видных ересиархов, чьи имена известны по многим источникам.

Татиан Ассириец

Являлся учеником Юстина Мученика, имел ближневосточное происхождение, но при этом отлично разбирался в греко-римской культуре, религии и философии, потому «весьма славился в языческой мудрости» по собственному же признанию. Участвовал в мистериях, но в в результате нашел себя именно в христианстве после знакомства со Священным Писанием.

Творчество Татиана отражает атмосферу поздней античности, когда христианское учение нередко смешивалось не только с идеями греческой философии, но и восточным гностицизмом, на многие века ставшим питательной средой и основой для многочисленных ересей.

Так, в рядах учеников Татиана возникло свое гностическое учение, чье понимание христианских догматов и обрядов очень сильно отличалось от известного канона. Эти идеи в дальнейшем подверглись осуждению со стороны отцов церкви.

Вместе с тем сирийский мыслитель-гностик внес немалый вклад в апологию христианства. Он весьма детально и подробно полемизировал с языческими философами и яростно их критиковал.

Татиану принадлежит авторство «Диатессарона» — так называемого Евангелия смешанного чтения, где тексты Матфея, Марка, Луки и Иоанна собраны в единое повествование. Сей труд получил распространение, стал каноническим в Сирийской церкви, а его переводы заняли важное место в традиции христиан Ближнего Востока.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

«Верую, ибо абсурдно», — именно благодаря этой фразе Тертуллиан известен многим знатокам философии. Вместе с тем он являлся одним из самых плодовитых раннехристианских мыслителей и авторов, его рукой написано порядка 40 трудов, большая часть который дошла до наших дней. Именно эти тексты заложили основу церковной латыни, ставшей в дальнейшем языком средневековой научной мысли.

Как сын военачальника, Тертуллиан получил хорошее образование, обучался риторике, философии, юриспруденции. Приняв христианство в родном Карфагене, был рукоположен в священники, однако 10 лет спустя решил стать аскетом, примкнув к течению монтанистов.

Тертуллиан был отличным знатоком Писания и произведений античных авторов, из под его пера вышло множество апологий, посланий к язычникам, нравственных поучений и наставлений для новообращенных христиан. Большое внимание он уделял обличению еретиков — парадоксально, что позднее монтанисты также признаются церковью таковыми. По этой причине богословское наследие Тертуллиана в полной мере оказалось признанным лишь в XIX веке.

Главная черта работ мыслителя — следование идее о преобладании истинной веры над разумом и логикой вкупе с жесткой критикой языческих философских идей. Он осуждает мудрствование и аллегории, предпочитая буквальное толкование священных текстов и концепцию веры в чистом виде.

Августин Блаженный

Один из самых выдающихся мыслителей, теологов, проповедников и отцов западной церкви. Его работы знаменуют собой переход от ранних апологий уже к этапу патристики в IV веке. Жизнь и творчество Августина хорошо известны благодаря «Исповеди» — знаменитому автобиографическому труду.

Подобно некоторым другим мыслителям-апологетам, Августин хорошо знал античную философию, пережил увлечение еретическим учением и в итоге обратился в христианство. Он служил священником, затем принял сан епископа и даже основал монашескую общину. При этом более всего Августин известен своей обстоятельной и развитой богословской системой, где античная мысль успешно сочетается с учением церкви.

Блаженный Августин много писал о свободе воли человека, предопределении и благодати как главном средстве для спасения души. Вместе с тем богослов уделил внимание и практическим, мирским вещам: его трактат «О граде Божьем» посвящен вопросам государственного устройства. В этом труде автор излагает свое мнение о роли христианских идеалов в сфере политики и общественной жизни людей.

Видео

Пример апологии: богослов Сергей Головин защищает идею сотворения мира через рациональное объяснение.

Кто такие апологеты: защитники раннего христианства

Немного кто слышал, кто такие апологеты. Такие темы не только не обсуждают за обеденным столом, но и даже в церкви редко когда речь заходит об этих личностях. Однако апологетам христианская Церковь обязана тем, что она пережила эпоху противостояния с античным язычеством и сегодня существует в знакомой нам форме.

Апологеты — это защитники христианства во II–III веках нашей эры

Слово «апологет» восходит к греческому «апология» (защитная речь). Это название применяли к преемникам мужей апостольских и самих апостолов.

Со времени казни Иисуса Христа миновало столетие, ученики Его покинули этот мир, а у христианской религии ещё не появилось завершённой формы. «Христиане» — это было собирательное название для ряда иудейских сект, каких существовало немало.

Божественность Христа ещё не была полностью утверждена, существовала масса миссионерских, богословских, организационных и прочих проблем.

Ориген — один из самых известных христианских апологетов первых веков. Рисунок XVI века. Фото: upload.wikimedia.org

И на этом этапе возникли люди, которые решили выступить против язычников. Христианское учение их стараниями обрело мощь и утвердило авторитет в античном мире. Труды далеко не всех раннехристианских писателей дошли до нас.

Но чудо уже и то, что некогда произнесённое слово хотя бы некоторых из этих авторов сохранилось через века и стало фундаментом христианской традиции. Многое из сказанного было главным образом просто ответом на обвинения против христиан, но сделало для Церкви гораздо больше — выстроило весь организм христианской традиции.

Главная задача апологетов — это представить христианство в правильном свете

Главная задача христианских апологетов состояла в том, чтобы создать христианству правильную репутацию. Точнее, следовало сперва избавиться от плохой, а потом уже преподнести себя в более выгодном свете.

Христианство первых веков — это гонимая, всеми отвергаемая религия. Со стороны — секта сектой, от которой хочется поскорее отвернуться и забыть.

В трудах античных историков мы видим пренебрежительное или осторожное отношение к христианству. О самом Христе не пишут (либо упоминают бегло так, что не понять, историческая личность Он для автора или ещё один языческий бог). А вот христиан обвиняют во многих страшных преступлениях.

Апологеты старались не просто вести какую-то полемику, а разумно, логично и красноречиво представить не только внешнюю сторону христианства, но и внутреннюю. И слово тут играло ключевую роль. На вооружении апологетов были труды исследователей Ветхого Завета (да, апологеты были и у иудеев). Уже тогда к Священному Писанию подходили с научным интересом.

На вооружении апологетов появились идеи Нового Завета. Важная задача их трудов — разрешить проблемы соотношения двух частей Библии, найти между ними богословски точные компромиссы.

И тут нужно подчеркнуть, что в ту пору не существовало готовых решений, например, идеи о Троицы. Всё это ещё только предстояло обрести в духовных и интеллектуальных поисках.

Во II веке жили значительные апологеты: Феофил Антиохийский, Юстин Мученик, Минуций Феликс, Мелитон Сардийский

История Церкви знает немало выдающихся авторов. При этом жили многие значительные апологеты во 2 в н э. Вот имена и цитаты лишь некоторых из них.

Феофил Антиохийский — святой II века. Противостоял различным гностическим сектам. До наших дней почти не дошли его труды. Однако есть его послания к Автолику, где впервые встречается слово «Троица». Для примера приведём отрывок, где апологет рассуждает, почему Бога нельзя увидеть:

«Если ты скажешь: ‘’покажи мне твоего Бога”, то я отвечу тебе: покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат.

Ибо как телесные глаза у зрячих людей видят предметы этой земной жизни и усматривают различие, например, между светом и тьмою, между белым и черным, между безобразным и красивым, между правильным, соразмерным

и неправильным, несоразмерным, между чрезмерным и недостаточным, или как уши различают звуки, подлежащие слуху — резкие, тяжелые или приятные: так точно есть уши сердца и очи души, чтобы видеть Бога.

И Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные. Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечного света.

И хотя слепые не видят, свет солнечный все-таки существует и светит, а слепые пусть жалуются на самих себя и на свои глаза. Так и у тебя друг мой, очи твоей души помрачены грехами и злыми делами твоими.

Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога»

Юстин Мученик философ, противник ересей и активный защитник христианства. Обращался с этой целью даже к императору. Важен тем, что придумал совместить античную философию с христианским мировоззрением. Так родилось богословие как наука.

До нас дошло немало его трудов (1 и 2 апологии, «Диалог с Трифоном иудеем» и др.). Для примера приведём цитату, где Иустин Мученик пишет, что Богу нужны не ритуалы, а стремление человека к совершенству:

«А нам предано, что Бог не имеет нужды в вещественных приношениях от людей, Он, Который, как мы видим, Сам все подает нам.

Мы научены и убеждены и веруем, что Ему приятны только те, которые подражают Ему в Его совершенствах, – в целомудрии, правде и человеколюбии, и во всем, что достойно Бога, Который не именуется никаким определенным именем.

Мы научены также, что Он по благости Своей в начале все устроил из безобразного вещества для человеков, и что они, если по своим делам окажутся достойными Его назначения, удостоятся жить с Ним и царствовать с Ним, сделавшись свободными от тления и страдания.

Ибо как создал Он нас в начале, когда мы не существовали, – таким же, думаем, образом тех, которые избрали благоугодное Ему, удостоит за это избрание нетления и сожития с собою.

Что мы сотворены в начале это было не наше дело; но чтобы мы избирали следовать тому, что Ему приятно, Он посредством дарованных нам разумных способностей убеждает нас и ведет к вере».

Минуций Феликс — латинский апологет. Известен единственным сочинением. Но зато каким!

Это диалог «Октавий», одно из лучших произведений апологетики в раннем христианстве.

Апологеты не только отвечали на критику, но в ответ критиковали язычество.

Цель этого текста — критика политеизма, опровержение клеветы на христиан и описание настоящих принципов жизни реальных последователей Христа.

В приведённом далее отрывке Минцуй Феликс критикует политеизм и даёт читателю представление о слава Божией:

«Посмотри: один царь у пчел, один вожатый у овец, один предводитель у стада. Ужели же ты думаешь, что на небе разделена верховная власть и раздроблено полномочие этого истинного и божественного господства?

Очевидно, что Бог, Отец всех вещей, не имеет ни начала ни конца; всему давая начало, Он Сам вечен; Он был прежде миpa, Сам будучи для Себя миром.

Он несущее вызвал к бытию Своим Словом, привел в порядок Своим разумом, совершил Своею силой. Его нельзя видеть, Он слишком величествен; Его нельзя осязать; Он слишком тонок;

Его нельзя измерить, Он выше чувств, бесконечен, неизмерим и во всем Своем величии известен только Самому Себе; наше же сердце слишком тесно для такого познания, и потому мы тогда только Его оцениваем достойно, когда называем Его неоцененным.

Я скажу, как я думаю: кто мнит познать величие Божие, тот умаляет Его, а кто не хочет умалять Его, тот не знает Его. И не ищи другого имени для Бога: Бог — Его имя.

Тогда нужны слова, когда надо множество богов разграничить отдельными для каждого из них собственными именами.

А для Бога Единого имя Бог — выражает все. Если я назову Его отцом, ты будешь представлять Его земным; если назову царем, ты вообразишь Его плотским; если назову господином, ты будешь о Нем думать, как о смертном. Но откинь в сторону все прибавления имен и увидишь Его славу».

Мелитон Сардийский — епископ и богослов из Сарды. О жизни его известно мало. Некоторые сочинения дошли до наших дней. Многие из них — через цитаты в работах других авторов. Так в труде «О Пасхе» он пишет о том, как согласуются Ветхий и Новый Завет:

«Народ [Израиля] стал прообразом, а Закон — иносказанием. Евангелие же — объяснением и исполнением Закона, а Церковь — вместилищем истины.

Прообраз был ценен до [пришествия] истины и иносказание чудесно до [своего] истолкования. Это значит, что народ [Израиля] имел ценность, пока не восстала Церковь, а Закон был чудесен, пока не просветилось Евангелие.

Но когда восстала Церковь и вперед выступило Евангелие, тогда прообраз упразднился, передав силу истине, а Закон исполнился, передав силу Евангелию. Каким образом упраздняется прообраз, уступая место действительности, и каким образом упраздняется иносказание через освещение толкованием, таким же образом исполнился и Закон, когда просияло Евангелие, и народ [Израиля] утратил свое значение, когда восстала Церковь».

Против Цельса — важный труд апологетов

Один из самых известных трудов апологетов называется «Против Цельса». Это сочинение середины III века. Написал его философ Ориген. Цельс — это философ-платонист II века. Он написал один из самых серьёзных трудов против христианства.

Критика Христианства Цельсом потребовала создания сочинения «Против Цельса». Ориген пытается найти выход из любых уловок Цельса. Иногда это получается блестяще, иногда — спорно.

Например, ссылка на пророчества Ветхого Завета в качестве аргумента в споре — решение так себе. Но в целом «Против Цельса» — образцовое апологическое сочинение. Оно описывает многие принципы христианства, от критики получая стимул для богословских размышлений.

Центр Апологетический исследований ЦАИ, программа «Аргумент», в студии П.Цветков

Сегодня существуют апологетические центры — организации, которые отстаивают христианские идеи

Апология не исчезла и по сей день, хотя сильно трансформировалась. Сегодня уже нет нужды одному человеку изобретать философские решения богословских трудностей. Сегодня апология — это коллективный труд.

Христианский Научно-Апологетический Центр — одна из такого рода организаций. Её задача — розыск и популяризация доказательств библейской картины мира. Апологетический центр выделяет для себя главную задачу — отстоять идею креационизма.

Головин Сергей Леонидович, президент «Христианского Научно-апологетического Центра». Декан Межвузовского факультета апологетики христианства. Фото: i.ytimg.com

Это самостоятельная организация. Она не подчинена РПЦ или каким-то другим христианским течениям. Её наработками могут пользоваться самые различные конфессии.

Апологетический центр активно переводит иностранные материалы, чтобы сделать их доступными русскоговорящему читателю.

Апологеты и их раннехристианская деятельность

Апологеты — это люди, которые на полную отстаивали христианские вероучения перед представителями императорской власти и пытались опровергать некоторые предрассудки II века (понятие узкого смысла). Что касается более широкого смысла — сюда входят еще люди, которые трудились с III по V века, некоторые из христианских авторов, которые в своих сочинениях высказывали обвинения против язычества.

Прямой задачей апологетов является отведение от представителей христианства, добиться признания взглядов христианства в пределах государства.

Апологеты были вынуждены обращаться как к представителям церкви, так и к другим людям. Апологию писали как речь или диалог, который был составлен согласно современным на то время правилам риторики. Изначально её содержание и преподнесение было рассчитано на распространение в широкой аудитории. В качестве образца для апологетов выступала защита, предоставленная Сократом, когда он выступал перед афинскими судьями.

В намерения апологетов также входило отведение враждебных обвинений в причастности к инцестам, детоубийствам, каннибализму, которые порождали слухи об организации секретных встреч, доказание нелепости и безнравственности мифов язычников в процессе противопоставления каждого из них истинным учениям в теле монотеизма и воскресения.

Аргументы в пользу христианских апологетов были такими:

  1. высокий уровень нравственности среди христиан;
  2. предсказания некоторых пророков о приходе Мессии;
  3. удивительная согласованность между Еврейскими и Греческими Писаниями (Ветхим и Новым Заветом);
  4. чудеса, которые совершал Иисус, противопоставляли магической силе колдунов, которые брали силу от демонов.

Вклад апологетов в христианство

Итак, если сказать об апологетах в обобщенном виде, можно дать такое определение: апологеты — это собирательное имя некоторых писателей, чей пик активности пришелся на время раннего христианства (в основном работали в течение II и III веков, когда христиане переживали активные гонения от представителей римской власти), которые защищали христианские принципы от критиканов философов, которые представляли нехристианские взгляды, в том числе иудейские и языческие.

Именно апологеты стали основополагателями христианского богословия, апологет Феофил ввёл в активное использование термина Троицы, до него этого понятия не существовало. Когда христианство получило статус религии, принятой на уровне государства, продолжать защиту христианских взглядов больше было не нужно, поэтому литература апологетов начала постепенно исчезать. На её месте появилась полемическая литература против разного рода ереси. Последним из апологетов является Феодорит Киррский, который активно писал в V веке, когда язычники фактически были бессильными.

Распространение христианства

Апологетские представители христианства были писателями II–III веков, которые выступали, обосновывая и защищая христианскую веру.

Процесс распространения христианских учений посреди разных слоёв населения на территории римской империи вызвал вполне понятную реакцию со стороны большинства, представленных язычниками. По факту, юридически христианство стало запрещённой религией, общины и сборы представителей христианства имели репутацию незаконных; отказ в принятии участия в различных обрядах языческого происхождения считался преступлением против религии. В течение этого периода стали явными некоторые организованные попытки противодействия христианству со стороны язычества.

Некоторые представители и их деятельность

Основными оппонентами христиан второго века считаются Фронтон и Цельс. Фронтон — это наставник императора Марка Аврелия, а Цельс стал автором сочинения под названием «Истинное слово», направленное на опровержение истинности взглядов христиан.

Эти авторы стали рассматривать христианские учения только в качестве абсурда, основанного на предрассудках, фанатизме, и угрожающий принятому в империи античному взгляду на мир. Помимо прочего, о христианах стали распространять много сплетен и клеветы, частично связанных с тем, что им приходилось проводить собрания в закрытой форме. Апологеты поставили себе задачу — демонстрация перед языческим миром приемлемость христианских взглядов со всевозможных сторон, в список которых включили гражданскую, философскую, богословскую, религиозную, культурную и т. п.

Читайте также:  Святые женщины в православии: имена великих женщин Руси, их жизнь и история, чудеса

Основание для написания

Сущность действий каждого раннехристианского апологета частично была подготовлена представителями эллинистического иудаизма. Филон Александрийский произвёл на свет несколько несохранившихся до нашего времени работ, например «Основания» или «Апология в защиту иудеев». Иосиф Флавий стал известен благодаря такой работе, как «О древности мудейского народа, против Апиона». Она оказала значительное влияние на некоторую часть апологетов в эпоху ранних христиан. Подобная тематика изначально присутствовала в некоторых из речей апостолов, в Библии, в книге Деяния.

Всё же отлично от ситуаций с апостолами, которые в большинстве своём выступали перед христианскими последователями, апологеты были вынуждены адресовать творения своего пера для представителей языческой аудитории, что не могло не отразиться на том, о чем они писали и что отображали в своих трудах.

Письменные труды

В более позднее время среди деятельных апологетов стоит упомянуть об Арнобие (который умер около 330 года), ставшем автором семикнижия, получившем название «Против язычников» (вышедшем в свет в конце III – начале IV веков). Первые две из семи книжек были апологетическими, оставшиеся были полемическими. Также стоит обратить внимание на ученика Арнобия по имени Лактанций, чей период активности пришелся на срок с 250 по 330 года. Он создал апологию «Божественные установления», выпущенные в семи томах.

Последняя из выпущенных частей содержит, кроме конкретики по апологической деятельности самую древнюю систему христианских вероучений из тех, что существует на Западе. Она включает в себя сочинение под названием «О гневе Божием» (созданное около 303 года), которое было целенаправленно написано против деятельности язычников (в состав которых входили стоики и эпикурейцы). В своей работе Лактанций занимает решительную позицию защиты мнения о том, что к Богу можно применять слово «гнев». Некоторые из апологетических тем он развивал в своих других сочинениях, одно из которых известно под таким названием — «О смертях преследователей» (написана около 314 года).

Ситуация в обществе

Невзирая на факт того, что вышеупомянутые действия представителей христианских апологетов раннего периода, по-видимому, не были способны ослабить хватку гонений и преследований в адрес христианских поклонников, она, бесспорно, смогла подготовить процесс постепенной эволюции осознания пользы христианской религии для греко-римского общества, хоть оно и состояло из одних только язычников.

Представители раннехристианских апологетов выступали со множеством оружия среди современных религиозных и философских систем, с использованием уже придуманного понятийного аппарата и некоторыми идеями (например, это касается учения стоиков о Логосе), чтобы обосновать христианские учения, представляя христианство перед своими языческими современниками. В то же самое время они смогли сделать самые первые шаги в процессе формирования некоторых терминов из современного христианского богословия.

Интересно, что раннехристианские апологеты порой значительно по-разному. Некоторые совсем их не принимали, как, например, в труде «Что общего между Афинами и Иерусалимом?», до состояния признания образований апологетов единственными возможными наследниками того самого лучшего обещания, которое подтвердил своим приходом на землю Логос, что отобразилось в труде «Всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам».

Учитывая критический фон язычества, запущенной религии и философии, христианский фон представления знаний о Боге, обществе в целом и человеке менялись:

  • Политеизм встретил противопоставление в лице монотеизма, про единого вечного Бога, который обладал некоторыми особенностями, типа нерождённости, беспредельности, бесстрастности, непознаваемости и так далее.
  • Философское учение совечности Творителя и материального мира, встретилось носом к носу с учением об идее сотворения мира из ничего.
  • Для учения о роке и судьбе появилась альтернатива с нитью про Промысел Бога.
  • Апологеты ввели учение о Троице как другой вариант, на основании филоновских и стоических понятий про Логос.

Христологические вопросы не имели должного количества внимания, потому что такой была основная внешне направленая ориентация богословских обсуждений всех апологетов (за единственным исключением Иустина). Что касается остальных тем, на которые могли говорить раннехристианские апологеты, стоит выделить проблемы того, как образ или подобие Божье отобразилось в человеке (чем занимался Татиан), вопросы, затрагивающие первородный грех (о чем говорил Феофил Антиохийский), воскресение людей из мёртвых или попытка опровергнуть античные представления людей о предопределении и судьбе.

В общем тексты, написанные раннехристианскими апологетами, имеют исключительное значение по важности, что до сегодня. Поскольку они являлись первопроходцами по целому списку вопросов, апологеты самосознания христианской Церкви смогли проложить дорогу для будущей христианизации мира и процесса формирования полноценной системы христианско-богословских рассуждений.

Выводы и итоги

Апологеты (с греч. «апология» — речь, произносящаяся в защиту) — исторически сформировавшееся название последователей и приемников апостолов и представителей ранней христианской церкви, которые пытались обосновать разные христианские учения и в открытую выступали в защиту их от критиковавших их людей в период II–III веков нашей эры.

Речь в основном идёт о раннехристианских писателях, к которым относятся многие. К ним можно причислить Аристона Пелльского, Кодрата Афинского, который был одновременно апостолом от семидесяти и апологетом, Иустина Великого, который и по сей день считается самым заметным деятелем и автором значительного количества апологий, которые дали название очевидному течению защитников, а также:

  • Феофила Антиохийского;
  • Афинагора Афинского;
  • Мелитона Сардиского;
  • Клавдия Аполлинария;
  • Мальтиада;
  • Тертуллиана;
  • Эрмия;
  • Иринея Лионского;
  • Татиана;
  • Пантена;
  • Климента Александрийского;
  • Оригена и прочих.

В итоге это название приклеилось ко всему этому множеству писателей, и активных защитников или тех, кто пытался пропагандировать какие-либо идеологические течения, системы, теории или учения.

Апологеты раннего христианства стали называться так по распространении христианских писателей, в основном во II и III веках, которые пытались защитить христианские учения от критики, и в ответ критикующих языческую культуру. Большинство их работ изначально были адресованы для римских императоров, а потому часто излагались в форме коротких служебных писем, которые составлялись в форме защиты от нападений. Письменные труды апологетов на самом деле не в полной мере отображают картину ранних этапов христианства, поскольку они были составлены с ответами на конкретную критику по конкретным вопросам.

Мы вкратце рассмотрели процесс защиты раннего христианства и апологетов. Возвращайтесь, чтобы узнавать больше интересного на подобные темы.

Защитники Церкви — апологеты

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Значение термина и его синонимы

Первые попытки дать обоснование христианско му мировоззрени ю рассудительно и последовательно принадлеж а т апологетам .

Апологет, в переводе с греческого , означает защитник , человек, который выступает с защитительн ой речь ю чег о- или кого-либо. Также можно перевести это слово как заступник, покровитель, сторонник, приверженец , борец , восхвалитель , поклонник , превозноситель , ревнитель .

Полезные материалы

Апологеты – это раннехристианские писатели, преемники апостолов , отстаивавшие христианство перед языческими философами . Их считают перв опроходцами в христианском богослов и и, а апологетик у — первым жанром патристической (отеческой) литературы , разделом христианского богословия, посвящённым подтверждению истины вероучения с помощью рациональных средств.

Главная задача христианской апологетики

С началом распространения христианства появилась необходимость глубокого обоснования христианско го вер оучения перед лицом языческого мира, а также в защите от нападок и обвинений со стороны иудеев . О собенно актуально это было в первые века , вплоть до 325 г., когда массовые гонения на христиан были довольно частыми . Христианина обвиняли в злодеянии против религии , е сли он отказывался участ вовать в служении идолам . Его религию называли недозволенной, а общины «незаконны ми собрани ями » . Одним из самых невероятных обвинений было обвинение христиан в каннибализме: якобы те питаются человеческим телом и «хлебом, пропитанным кровью».

Христиане вынуждены были защищаться, огражд ать себя от упреков властей и язычников -интеллектуалов . Они взывали к верхам , в надежде на беспристрастное разб и рат ельство . Одновременно они пытались доказать — то, что говорят о них язычески е умы несправедливо и нелепо . Выполнение роли заступника и брали на себя христианские литераторы , апологеты .

Основные задачи а пологетов состоял и в том, чтобы:

  • развенчать все обвинения язычников и иудеев;
  • показать римскому правительству свою лояльность, возвышенность и непорочность нравственного воспитания христиан, их добродетельность и честность ;
  • с помощью интеллектуальных, моральных, культурных и других общепризнанных норм и критериев дать обоснова ние христианского мировоззрения, т.е . рациональное и философское доказательство .

В Новом Завете

Начатки христианских апологий можно увидеть в Евангелиях, в апостольских Деяни ях и П ослани ях .

Проповедь апостола Павла. Мозаика

Особенно часто апология встречается в трудах апостола Павла. Проповедуя народам, которые верили в идолов, апостол Павел естественно должен был приступить к апологетическому рассуждению. Апологией является его речь из С емнадцатой главы Книги Деяний в греческом ареопаге . В Листре своей проповедью он разоблачает идолопоклонство , объясняет простыми словами и примерами , что есть подлинный Бог – Творец (Деяния 14:6-20). В Послании к Филиппийцам 1:7 апостол Павел говорит , что его предназначении «защищ ать и утвержд ать благовествовани е ». Проповедь невозможно отделить от защиты.

В п ервом послании к Коринфянам Павел представ и л свидетельство христианской веры – подтверждения свидетелей о Воскресении Христа:

В Послании к Титу 1:9 говорится о том, как важно уметь доказывать подлинность христианской веры руководител ю церкви. Священник должен быть «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать».

В Послан ии Иу ды в третьем стихе повествуется :

Очень ярко мысль о необходимости уметь понимать и защищать свою веру выразил Апостол Петр в своем П ервом послании 3:15:

Первые христианские мыслители-апологеты

С начала II в . впервые возника е т клевета на христиан со стороны язычников -философов . Но тогда же и в христианство начали обращаться ученые, интеллигентные люди, они и стали первыми литературными борцами с языческим миром .

Обратившись в христиан ство , они применяли свои приобретенные знания и опыт интеллектуальных сражений , ораторское искусство и владение литературной обработк ой речи . Стали появляться литературные сочинения , написанные с целью ограждения верующих от нападок и отстаивания веры. Эти апологетические произведения впервые были направлены на языческого, стороннего слушателя , котор ый в интеллектуально й сфере превосходил христианск ого .

Восточные

Наиболее ранние грекоязычные апологии были выпущены в свет около середины II в. Марцианом Аристидом и Кодратом . Их принято счи тать первыми восточными апологетами, хотя сведений о них сохранилось очень немного. Не сохранились и их произведения . Д о нас дошел лишь отрывок из «Апологии» Кодрата к императору Адриану :

Иустин Философ

Святой мученик Иустин Философ

Наиболее выдающ им ся деятелем в развитии письменности древних христиан и с амым весомым среди апологетов Г реции II в . был мученик Иустин Философ. Некоторые исследователи считает именно его родоначальником апологетики . Родился , воспитывался и получил прекрасное образование , многи е философ ы были его учителями. Сам он некоторое время преподава л риторик у. Н о все это не давало ему мыслительного и нравственного удовлетворения.

После длительных попыток найти правду , св ятой Иустин обратился в христианство, крестился и, не снимая «философского плаща» всю свою оставшуюся жизнь посвятил миссионерству. В Рим он перебирается , когда император ом был Антонин Пий , и пишет там свои знаменитые апологические произведения. В первой апологии он обращается к правителю Антонину Пию , как к благочестивому философу. В ней о н опроверг ает все нелепые обвинения язычников, в адрес христиан , в безнравственности, в бытовых преступлениях .

О бъяснил, что наказывать христиан за одно только имя глупо и несправедливо, что христиане ведут чистый и непорочный образ жизни. Повествует о христианско м вероучени и и взывает сделать справедлив ый вывод о вере Христовой. В п ерв ую апологи ю вошли толкование учения Христа и описание таин ств Кр ещения и Причастия :

Вторая Апология обращена к р имскому Сенату и считается продолжением или дополнением первой. Она намного короче и выглядит незаконченной. К написанию второй апологии побудил произвол язычников, от которого страдали христиане.

Ещё одн о творение Иустина Философа — «Диалог с Трифоном иудеем» . По содержанию он самы й больш ой , отличается от других сочинений характ ер ом и жанр ом — написан в форме беседы христианина с иудеями.

Татиан

Ученик мученика Иустина Татиан ( ок . 120–185) . Он также, как и его учитель, долго пытался найти истину, пока ему в руки не попалось Евангелие. Он увидел духовную жизнь христиан , и его поразила готовность умереть за свою веру. О н обратился в христианство и, подражая своему учителю, стал проповедовать и защищать христианство . В своей «Речи против эллинов» он очень эмоционально защищает веру в Иисуса Христа :

Феофил

Феофил (II в.), епископ Антиохийский также пришел в христианство из язычников. Под влиянием пророческих книг принял христианство и сделался его ярым защитником и исповедником. К сожалению, его апологические произведения не сохранились, кроме одного — «Послание к Автолику » , состоящее из трех частей .

Западные

Раннехристианские латиноязычные апологеты, появляются значительно позже своих греческих соратников — в конце II в. Более всех потрудились Минуций Феликс, Ириней Лионский и Тертуллиан .

Марк Минуций Феликс

Марк Минуций Феликс , как и многие, родился в семье язычников, получил всестороннее образование и стал адвокатом. В христианство прише л во взрослом возрасте , поразившись непоколебимости в вере христиан при таком натиске язычников. Единственное сочинение дошедшее до наших дней – апология « Октавий », написанная в форме диалога, в котором участвую три лица – язычник, христианин и сам Минуций Феликс, в качестве третейского судьи.

Ириней Лионский

Сщмч. Ириней Лионский

Ириней Лионский, в отличие от многих своих единомышленников, родился в христианской семье. Он получил блестящее образование, был воспитанником священномученика Поликарпа Смирнского , отлично изучил как Священное Писание, так и сочинения языческих авторов. Самое известное его произведение называется «Против ересей». В нем он вступает в спор с гностицизмом.

«И опять Давид о смерти и воскресении Христа говорит так: «Я лег и уснул, я восстал, ибо Господь защитил меня» (Пс. 3:6). Давид сказал это не о себе, так как он не восстал, после того, как умер; но это — Дух Христа, Который и через других пророков, а в настоящем случае через Давида говорит о Нем: «Я лег и уснул, я восстал, ибо Господь защитил меня. Под сном он разумеет смерть, ибо Он воскрес».

Тертуллиан

Тертуллиан (160-220 гг.) был о дним из самых ярких западных апологетов. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан также вышел из язычников , учился в самых лучших учебных заведениях , стал юристом . В возрасте 35 лет принял святое Крещение и полностью отдался защите христианства . Тертуллиан отрицал философию, считал ее вредным учением и источником всех ересей. По его мнению Евангелие нужно воспринимать буквально, не пытаясь найти в нем некий скрытый смысл.

«Апологетик» является его наиболее существенным апологетическим трудом. В нем он заявляет , что вера в Бога неотъемлемая часть человеческого бытия , потому как человеческая душа «по природе христианка». Также он написал множество сборников : О молитве, О терпении, О зрелищах, О женском убранстве, О крещении.

После того, как Римское государство при Константине I заключает союз с христианством (Миланский эдикт 313 г., I Вселенский собор 325 г .), цель деятельности апологетов оказывается достигнутой, защита христианства от язычества перестала быть необходимостью , апологетическ ий жанр сочинений со временем вытесня ется полемическ ой литературой против ересей.

Вклад в развитие богословия

Раннехристианские апологеты своей деятельностью сделали первые шаги к зарождению христианского богословия и терминологии . К примеру, Феофил Антиохийский и Тертуллиан применили понятие «Троиц ы ». Невзирая на то, что их труды мало помогли прекратить гонени я на христиан , в целом , их сочинения носили высокую ценность в ф ормировании самосознания Церкви Христовой . Так называемые вселенские учителя — Василий Великий, Григо рий Богослов, Григорий Нисский и многие др угие — находились под сильным воздействием первых апологетов, многое заимствовали у них.

Отношение к языческой культуре и философии

Культура и философия я зыч ников нашла у апологетов двойственное отношение . В с толкновениях с язычеством такие апологеты как Тертуллиан и Татиан позволяли себе оскорбительные, предвзятые высказывания по отношению к языческой философии и цивилизации в целом . О ни считали, что христианское вероучение не имеет ничего общего с мудрствованием , что изучение этой науки не нужно и даже губительно для веры . «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж . ерет . 7) . Все философские школы Тертуллиан считал чуждыми христианству.

Напротив же , Иустин Философ и другие его единомышленники считали, что христианство и философия имеют обще е начало. В некоторых философских воззрениях встречаются христианс кие взгляды. «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» ( Иустин . Апол . II 13). У них не было намерения усиливать вражду между язычеством и христианством , а наоборот, найти между ними общее и облегчить язычникам понимание христианств а .

Употребление термина в наши дни

В наше время слово «апологет» может использоваться в любой сфере – в литературе, экономике, политике. Апологетом может быть любой человек, не только христианин, последователь какого-либо учения, защищающий какую-то идею, теорию. .

Труды апологетов остаются нужными и полезными для современного читателя. Каждый христианин должен хорошо знать свою веру и уметь дать ответ о своем «уповании» . Для этого очень полезно познакомиться с мыслями авторов, живших во II-III веках по Р.Х., выступавших в защиту Христа пред лицом иудейского и языческого мира.

Ссылка на основную публикацию