Архиерейская служба: последование, особенности и график

Да просветится свет твой пред человеки

Наша очередная беседа с заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным посвящена особенностям архиерейского богослужения. Архиерейские службы любимы прихожанами, они привлекают в храм очень многих, в этом выражается любовь и традиционное уважение народа к своему владыке, а еще мы чувствуем некую особую значимость священнодействия, совершаемого архипастырем.

— С первых лет христианства епископ (в переводе с греческого — «видящий сверху» или «надзиратель») в общине верующих — символический представитель Самого Иисуса Христа. Ведь первой общиной были апостолы, собравшиеся непосредственно вокруг Него. А затем апостолы исполняли заповеданное Им — рукополагали епископов (см.: 1 Тим. 3, 1–5), и епископы становились представителями Воскресшего для окормляемых ими верующих. Первое время только епископы совершали Евхаристию; затем, по мере увеличения количества верующих и открытия новых приходов в крупных городах, епископы стали назначать себе помощников, так возникло священство. И сегодня без епископа нет Церкви, и священник совершает Таинство лишь постольку, поскольку епископ это ему позволяет. А Таинство священства, то есть рукоположение, совершает только епископ.

Церкви присуща кафоличность, этот термин означает «по всему целому»: Церковь не ограничена ни временем, ни пространством, ни земными законами; в применении к каждой отдельно взятой общине это означает, что в ней присутствует вся полнота благодатных даров, и Христос в этой общине совершает Таинство руками архиерея — Своего представителя. Это отражено в устройстве храма: горнее место в алтаре — символический престол Иисуса Христа, и на это место восходит только архиерей.

Архиерей и епископ — по сути, синонимы, но нужно различать два связанных между собой значения слова «епископ»: архиерей вообще (т. е. и архиепископ, и митрополит, и Патриарх) и определенная, младшая ступень архиерейства. Различия в титулатуре среди епископов возникли с развитием христианской Церкви; они не означают разницы в благодатных дарах, но лишь в административных полномочиях.

— Итак, мы пришли в храм на архиерейское богослужение. И первое, на что мы обращаем внимание — возвышение посреди храма, на которое встанет владыка после того, как войдет в храм. Что это такое?

— Архиерейский амвон. Иногда его не совсем правильно называют кафедрой. В древней Церкви с этого возвышения епископ или священник читали Евангелие и произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон напоминает нам об учительной роли епископа.

— Архиерея в храме всегда встречают торжественно…

— В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям храма, его встречают колокольным звоном, а когда он переступает порог, настоятель храма на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей целует крест, дает его для целования духовенству, затем священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы, благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия, то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении, но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно, то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва из входных: «Господи, ниспосли руку Твою…» — и затем владыка, как всегда перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя, владыка святый, прости нас и благослови». Далее архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается облачение.

— Почему облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у всех на глазах?

— Так бывает не всегда, архиерей вправе облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.

— Чем облачение архиерея отличается от облачения священника?

— Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие — омофор. Без омофора архиерей не может совершать богослужение. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) — «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например — «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это — парафраз Мф. 5, 16).

— А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию?

— За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии.

— Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви?

— Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение по­гречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

— Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия?

— Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа.

— А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре?

— Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него.

Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Архиерейская служба

Новообращенные, да и некоторые верующие, удивляются, когда служба в храме удлиняется, а хор поёт громче, чем обычно. При этом данному событию даются самые разные объяснения, иногда весьма далёкие от православия.

Следующий же человек не увидит в такой службе ничего необычного, ведь это архиерейское богослужение. Оно исполнено особого смысла и отличается красотой, ведь архиерей во время неё символизирует Иисуса Христа, находящегося среди Своих учеников.

Епископ — глава церковной области и первый священник в ней

Архиерейское богослужение в византийском обряде — это богослужение, которое совершает архиерей, то есть лицо в епископском сане. Согласно апостольскому устройству Христианской Церкви епископ признаётся главой своей церковной области.

Свои полномочия епископы получили от апостолов, которые избрали их для служения в определённом городе или провинции. О епископском служении говорил апостол Павел (Деяния 20:28).

Андрей Рублёв. Святой Апостол Павел, икона около 1410 года

Святой говорил в своих речах о епископском служении и о том, что епископы — это блюстители и пастыри Церкви.

Слово «епископ», в переводе с греческого, означает «надзирающий». В определённой церковной области он глава христианской общины и символизирует Христа — Главу всей Церкви. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении:

«Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога».

Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении. Свои полномочия епископы получили от святых апостолов.

Именно поэтому в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии. Викарные епископы и священники совершают службы только по дозволению епархиального архиерея.

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – главный Архиерей в Русской Православной Церкви. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии.

Древний чин православного богослужения говорит о том, что епископ возглавляет собрание священнослужителей при совершении таинств Евхаристии и Священства, Крещения, Миропомазания, Покаяния. При этом по современным понятиям архиерейская служба может проводиться по любым другим поводам.

Только епископ обладает полнотой апостольского дара

Каждому священнику вверено совершения Таинства Евхаристии и других служб в своём приходе, при этом полнотой апостольского дара он не обладает. Этот дар в полноте своей почивает на епископе, именно поэтому некоторые священнодействия совершаются только епископом.

Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круг сильно меняется во время даже простого присутствия архиерея в храме.

Епископ Уваровский Игнатий. Только Епископ обладает всей полнотой апостольского дара

В Православной Церкви принят византийский обряд. Согласно ему только епископ может совершить следующие священнодействия:

  • рукоположения во епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии нескольких епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца;
  • хиротесии во архиипротодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.);
  • награждения клириков за Божественной литургией церковными наградами;
  • чины освящения храма (кроме архиерейского в РПЦ иногда практикуется сокращенный иерейский чин, т. н. малое освящение) и антиминса;
  • чин освящения мира (может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению);
  • чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом государстве);
  • большинство литургических действ (чины шествия на осляти, пещного действа и др.)

Епископ Тарасий совершает богослужения в престольный праздник Прокопиевского кафедрального собора Великого Устюга. Во время архиерейского богослужения в нём участвует весь клир того храма, куда прибыл архиерей

Все они проводятся с обязательным участием архиерея. Особенности архиерейского служения литургии требует участия в нём почти всего клира того храма, в котором проводится богослужение: протодиакона, пресвитеров и диаконов, иподиаконов.

Они исполняют во время литургии различные обязанности, указанные в Большом Требнике. Необходимо помнить, что архиерей не может совершать таинство венчания в том случае, если он монах.

Облачения архиерея указывают на всю полноту почивающей на нём благодати Божией

Для того чтобы указать на то полноту почивающей на нём благодати, архиерей облачается особенным образом. В православии главный знак отличия епископа от пресвитеров — омофор.

До XI — XII века это единственный знак отличия архиереев. Надевался он поверх полного священнического облачения. Начиная с XVIII века архирейское облачение в православной традиции насчитывает 11 предметов.

Схема: архиерейское облачение. В настоящее время полное облачение архиерей насчитывает 11 предметов

Начиная с XVIII века, полный комплект архиерейских облачений в православной традиции стал следующий:

  • архиерейский камисий (так называемый подсаккосник);
  • епитрахиль;
  • пояс;
  • палица;
  • саккос (может заменяться фелонью);
  • два омофора — большой и малый (первый одевается в время процессий, второй же на тайнодействие);
  • панагия (если архиерей награждён панагией, то во время богослужения он носит крест и вторую панагию);
  • митра;
  • архипастырский жезл;
  • архиерейская мантия;
  • клобук или куколь, у Патриарха — второй параман.

Архиерейский амвон в русском православном храме. С него производится архиерейское богослужение

Архиерейское богослужение в православии проводится с архиерейского амвона, то есть возвышение в центре храма. На нём архиерей стоит тогда, когда находится во время чтения Евангелия находиться в храме, а не в алтаре.

Для Византии возведение амвонов — это традиция. С них читали Священное Писание, произносили екетинии, пели важнейшие песнопения. Во время богослужения архиерей сидит на кресле. Оно устанавливается в горнем месте. Горнее место находится у восточной стены алтаря.

Архиерейское богослужение в РПЦ регламентируется Чиновником архиерейского священнослужения

Последование архиерейского богослужения в РПЦ установлено Чиновником архиерейского священослужения. В нём указанно, что при богослужении, совершаемым епископом, употребляются особые предметы — особые подсвечники дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох). Насчитывают 10 этапов архиерейского богослужения.

Богослужение во главе с епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном в Храме святого страстотерпца царя Николая II в городе Никольское 22 сентября 2013 года. Автор последовательно показывает все этапы архиерейского богослужения, начиная с первой секунды.

Архиерейская литургия состоит из следующих этапов:

  • проскомидия;
  • встреча архиерея;
  • облачение архиерея;
  • часы;
  • малый Вход;
  • чтение Апостола и Евангелия;
  • совершение Ектении;
  • великий Вход;
  • освящение Даров;
  • причащение;
  • окончание Литургии.

Богослужебные просфоры. Для архиерейского богослужения просфоры приготовляются размерами больше

Последование архиерейской литургии может иметь свои особенности в зависимости от того, какое именно священнодействие совершается. Проскомидия при этом совершается до того, как прибудет архиерей в храм.

При этом просфоры для неё находимо приготовлять больших размеров, при этом во время вырезания Агнца иерей принимает во внимание количество священнослужителей, участвующих в причастии.

Последовательность встречи архиерея зависит о того, в какое время он прибыл в храм. Например, если это случилось во время богослужения, то оно не прекращается, а архиерей входит в алтарь через южные врата.

Обычно же о его приезде знают заранее и священнослужители в облачении встречают его, становясь в два ряда и распределившись по старшинству у входных дверей.

Литургия Архиерейского чина. Встреча Архиерея. Облачение. На 50 секунде показан вход архиерея в храм.

Архиерей совершает вхождение в храм, становится на орлец, отдаёт жезлоносцу посох. Все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Во время пения певчих «достойно…», протодиакон возглашает «и читает:

Читайте также:  Как обращаться к священнику: правила обращения к священнослужителям в православии

Одновременно иподиаконы надевают мантию на архиерея, он же, в свою очередь, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё место.

После одного поклонения и крестоцелования, иереи по старшинству, а после них священник храма, совершают проскомидию. После крестоцелования архиереем совершается благословение священства.

Далее все шествуют своим порядком к царским вратам, где архиерей через северную дверь проходит в алтарь и полагает здесь Святой Крест на престол. Иподиакон со вторым диаконом уходит в алтарь, остальные стоят по своим местам, но в него не заходят.

Архиерейское богослужение. Во время архиерейского богослужения епископ благословляет как клир, так и народ

Протодиаконом читаются входные молитвы, а архиерей, отдав посох жезлоносцу, восходит на амвон. Прочтя молитвы, надев клобук и посох, он благословляет предстоящих на три стороны.

Далее он идёт на кафедру или облачальное место, которое расположено в центре храма. Перейдя сюда попарно и приняв благословение от епископа, иереи уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться. На этом встреча архиерея завершается.

Облачают архиерея во время богослужения иподиаконы. Это его помощники. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, четки, мантию, рясу и уносит это в алтарь. Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает:

«Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило».

По благословении первый диакон говорит:

Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир надевает саккос. Иподиаконы помогают архиерею облачатся

Диакон подаёт соответствующий возглас, а протодиакон — соответствующий стих. Певчие поют молитвы на облачение архиерея.

Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию. Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею.

Владыка надевает митру. Подают ему во время службы иподиаконы

Архиерей благословляет народ, осеняет его на четыре стороны (на восток, запад, юг и север). После благословления народа дикирием и трикирием, он отдаёт их иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза:

Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего, все поклоняются перед царскими вратами, а затем — архиерею.

Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают у него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь. Часы во время архиерейского богослужения читаются в обычном порядке.

Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью — священник, совершавший проскомидию, северной — чтец. Становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону — священник, по левую — чтец и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно, с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею.

По окончании пения на клиросе «Ис полла…» священник возглашает:

Затем начинается обычное чтение часов.

Чтение часов во время архиерейского богослужения ничем не отличается от обычного богослужения.

Архиерейское богослужение Недели Торжества Православия в Выборге. Во время архиерейского богослужения Часы читаются в обычном порядке

При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются перед царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем — иконостас, праздничную икону.

A сойдя с амвона, архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца. Снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь.

При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон совершает кажение правой стороны, второй кадит архиерея справа — левую. Вместе кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. Когда читаются часы, архиерей сидит, восстает же на: «Аллилуия», на: «Трисвятое» и на: «Честнейшую» (Чиновник).

Архиерейское богослужение Недели Торжества Православия в Выборге. Архиерей благословляет народ при помощи особых подсвечников — дикирия и трикирия

По окончания кажения начинается обряд умовения рук. Далее следует молитва перед литургией. Священник и диаконы молятся с архиереем тайно. По окончании часов иподиаконы открывают царские врата.

Первенствующий священник, стоя перед престолом, а протодиакон на солее одновременно совершают молитвенное поклонение к востоку (священник при этом целует престол) и, обратившись к архиерею, кланяется, принимая его благословение.

После чтения Апостола и Святого Евангелия происходит чтение сугубой екетинии, выполняется церемония малого входа и великого входа, освящение Даров, причащение. Иногда великий вход не выполняется и тогда освящение Даров и причащение происходит после малого.

По окончанию литургии архиерей благословляет народ общим благословением и входит в помещение алтаря через царские ворота на солею. Выходит же он после окончания богослужения через западные ворота.

Архиерейское богослужение в храме села Михайловское. На первой секунде видно и слышно, что хор меняет громкость пения в зависимости от поведения епископа.

Так как архерейское богослужение сложно, установлено специальное последование архиерейской службы для регента. Оно касается тех особенностей во время пения молитв, которые характерны для него. Во время пения регенту необходимо ориентироваться на действия архиерея.

Так петь «Достойно» надо медленно, так, чтобы архиерей успел полностью совершить входные молитвы. Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам

Некоторые молитвы поют ахиерей и все его священники. Это тоже необходимо учитывать регенту. Кроме того, если прислужник подает архиерею богослужебные предметы слишком быстро или же медленно, необходимо так подладить пение хора, чтобы не нарушить весь ход архиерейского богослужения.

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

Архиерейское Богослужение 1

Архиерейское Богослужение

Указания Устава об архиерейской практике совершения Богослужений содержится в Чиновнике Архиерейского служения. Дополнительная литература:

Дмитриевский А.А., проф. Ставленник. Киев, 1904.

Розанов Николай, прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные Богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении Богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониал встреч их Императорских Величеств, митрополита и епископов. М., 1901.

Соколов Федор, диак. Руководство для участвующих в служении с архиереем Литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церквей и служения в его присутствии Литургии. Владимир, 1884.

Подготовка к архиерейскому служению

При назначении служения Архиереем в приходских храмах настоятель храма и регент должны заранее взять на себя заботу по подготовке этого Богослужения.

1. Заблаговременно выяснить какой архиерей будет совершать Богослужение, его сан и титул на предмет пения Многолетий, благословений и т.д.

2. Избрать из состава хора или подготовить отдельно «исполатчиков» — певцов, исполняющих трио за архиерейским Богослужением. В идеале это должны быть 3 малолетних певчих, имеющих благословение облачаться в стихарь: два дисконта и альт. В случае отсутствия таковых, регент должен избрать троих взрослых певчих мужского пола, по преимуществу посвященных в стихарь, то есть хиротессанных во чтеца или из числа духовенства. Если таких возможностей в храме нет, то могут петь трио и женские голоса, но без выходов на середину храма — с клироса. При подборе таких голосов необходимо наблюдать их соответствие по тембральной окраске детским голосам.

3. Заранее обдумать репертуарный список Богослужения и согласовать его с Настоятелем храма, а при необходимости и со служащим Архиереем.

4. При патриаршем служении заранее обзавестись текстом Великой Похвалы.

5. Непосредственно перед началом Богослужения уточнить у протодиакона особенности Богослужения: есть ли каждение на Литургии, будет ли совершаться молебен и т.д.

Совершение Архиереем Всенощного бдения

1. Перед началом Всенощного бдения духовенство исходит в западную часть храма для встречи архиерея. При входе архиерея в храм Хор поет тропарь праздника (обычно трижды) или, если архиерей постоянно совершает Богослужения, то тропарь храма. При пении тропаря архиерея облачают в мантию, он целует Крест, который держит служащий Священник и идет на середину храма, где прикладывается к праздничной иконе. Затем он поднимается на солею и благословляет молящихся: Хор поет: «Ис полла эти деспота». Затем архиерей входит через Царские врата в алтарь и начинается Всенощное бдение.

2. После возглашения протодиакона: «Восстаниете!», Хор поет: «(Высоко)Преосвященнейший Владыко, благослови!»[1].

3. Архиерей может совершать литию и Полиелей, но с точки зрения пения здесь не бывает особенностей.

4. По отпусте Всенощного бдения, Хор поет Многолетие, а затем «Ис полла…» малое.

Архиерейское Богослужение 2

Совершение Архиереем Божественной Литургии

Архиерейская встреча

Часы 3-й и 6-й (кроме молитвы 6-го часа) читаются обычно до приезда архиерея, хотя могут читаться и в его присутствии.

После возгласа 6-го часа, сразу, без чтения молитвы 6-го часа, Духовенство и иподиаконы исходят ко входу в храм на встречу Архиереея.

По приезде архиерея:

Протодиакон: «Премудрость!»и начинает одновременно с пением хора читать «Достойно есть…»

Хор: «Достойно есть…»(входное)[2].

В это время Архиерея облачают у входа в храм в мантию, служащий Священник подносит ему напрестольный Крест: Архиерей прикладывается ко Кресту и затем ко Кресту подходит духовенство, включая диаконов. Последним подходит служащий Священник, который принимает Крест на блюдо и уносит в алтарь.

Примечание: По традиции, сложившейся в Синодальный период, на Патриаршем Богослужении, после возгласа: «Премудрость!», Хор поет: «От восток солнца до запад…» Во время пения этого песнопения совершаются священнодействия, описанные выше. А затем сразу Хор поет «Достойно есть…» (входное).

Затем Архиерей идет на середину храма, где прикладывается к праздничной или храмовой иконе.

Подойдя к солее, останавливается и Протодиакон начинает читать входные молитвы. Хор в это время продолжает петь «Достойно есть…» Во время чтения входных молитв Архиерей поднимается на солею и прикладывается к местным иконам Спасителя и Божией Матери. Затем протодиакон возглашает: «Господу, помолимся», и Архиерей, сняв клобук и встав перед Царскими вратами, читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…» По окончании чтения этой молитвы, Архиерей надевает клобук, и это является знаком для Хора, что нужно заканчивать пение «Достойно есть…»

После пения «Достойно есть…», Архиерей надев клобук и взяв и посошника жезл, поворачивается лицом к народу и благословляет на три стороны предстоящий народ.

Хор: «Тон деспотин, ке архиереа имон, кирие филате»(хоровое)

«Ис полла эти деспота» (3).

После благословения, Архиерей идет на кафедру на середине храма.

Хор: «На гору Сион…»(входное).

В это время Архиерея разоблачают до подрясника. Если Богослужение Патриаршее, то после разоблачения, на Святейшего надевают патриарший параман — это происходит без всякого пения. Затем:

Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»

Архиерей: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…»

Диакон: «Господу помолимся. »

Протодиакон: «Да возрадуется душа твоя о Господе…»[3]

Иподиаконы облачают Архиерея. Перед возложением каждой одежды Диакон произносит: «Господу помолимся», а Протодиакон читает очередную молитву на облачение. Хор поет: «Да возрадуется…» по стихам, припевая после каждого «Да возрадуется…» непрерывно, пока на Архиерея не возложат митру. В случае необходимости стихи могут быть повторены Хором.

После того как на Архиерея возложена митра, иподиаконы вручают Архиерею трикирий и дикирий. В этот момент Исполатчики выходят с клироса и встают справа от кафедры, в пол оборота к Алтарю и Архиерею. Затем:

Диакон: «Господу помолимся. »

Протодиакон: «Тако да просветится свет твой пред человеки…»

Архиерей благословляет крестообразно трикирием и дикирием на восток, запад, юг и север. В это время:

Исполатчики: «Тон деспотин»(трио).

Хор: «Ис полла эти деспота» (3)(хоровое после трио).

В это время духовенство выходит на середину храма, кланяется Архиерею и встает по обычаю. Архиерей читает молитвы перед началом Литургии. В это время:

Чтец: Молитва 6-го часа: «Боже и Господи Сил. »

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

1. По Малом входе: сначала Духовенство поет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское). Затем, когда Архиерей благословив с кафедры трикирием и дикирием по сторонам, пойдет на солею, Хор поет «Приидите, поклонимся…» речитативом. Затем Духовенство в Алтаре повторяет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское).

Затем Исполатчики, встав на середине храма напротив Царских врат, поют трио: «Ис полла…» из расчета, что первое «Ис полла…» поется пока Архиерей кадит Алтарь, второе — пока кадит правую часть Иконостаса, третье — левую часть Иконостаса и чтевертую — пока кадит Хоры и молящихся.

Затем Хор поет «Ис полла…» (большое), затем Духовенство в Алтаре и опять повторяет Хор. Затем поются тропари на Литургии.

2. Если совершается Патриаршее Богослужение, то бывает «Великая Похвала». После пения кондака на Слава:, Протодиакон выходит на амвон и произносит:

Протодиакон: «Господи, спаси благочестивыя».

Духовенство: «Господи, спаси благочестивыя».

Хор: «Господи, спаси благочестивыя».

Протодиакон: «И услыши ны».

Духовенство: «И услыши ны».

Хор: «И услыши ны».

Протодиакон: «И во веки веков».

Протодиакон: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Духовенство: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Хор: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Духовенство начинает петь похвалу, когда Протодиакон произнесет имя Предстоятеля Церкви, а Хор — когда Духовенство споет это же имя. Похвала поется достаточно быстро и требует от Хора выучки.

По окончании Похвалы, Духовенство в Алтаре поет на И ныне: кондак или богородичен.

3. Трисвятое поется на архиерейском Богослужении «Архиерейское», а на Патриаршем — «Патриаршая» или «Болгарская». Пение других произведений не допускается. Порядок пения Трисвятого при архиерейском служении:

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Архиерей: «Призри с небесе, Боже, и виждь…»

Исполатчики: «Святый Боже…» (трио).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: Слава и ныне: «Святый Безсмертный…» (речитатив).

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

И затем Прокимен, чтение Апостола, Аллилуарий и чтение Евангелия.

4. После чтения Евангелия, Хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», и затем «Ис полла…» (малое).

5. При пении Херувимской песни, «Аминь» поется дважды. После пения «Яко да Царя…», поется «Ис полла…» (малое).

6. После пения «Достойно есть…» и возгласа протодиакона «И всех и вся», Хор поет «И всех и вся». Затем Протодиакон произносит «выкличку», после которой Хор поет «И о всех, и за вся».

7. После причастия мирян, если Архиерей произносит возглас «Спаси, Боже, люди Твоя…», Хор поет «Ис полла…» (малое) и потом «Видехом Свет истинный…»

8. Перед отпустом Хор поет: «Преосвященнейший Владыко, благослови». А после отпуста «Ис полла…» (малое) и затем Многолетие.

9. При разоблачении Архиерея в алтаре, Исполатчики, стоя в алтаре справа от Архиерея, поют трио «Ис полла…» Когда же Архиерей выйдет на амвон благословлять молящихся, Хор поет «Ис полла…» (большое).

[1] Здесь может петься «Святейший Владыко, благослови!», если служит Патриарх или петься просто: «Владыко, благослови!».

[2] В дни, когда по Уставу Церкви положено пение Задостойников, на встрече Архиерея вместо входной «Достойно есть…» также поется Задостойник праздника.

[3] В течение Великого поста вместо «Да возрадуется…» поется «Свыше пророцы тя предвозвестиша отроковице».

На Страстной седмице вместо «Да возрадуется…» поются трипеснцы дня, в Великую Субботу — «Приидите, ублажим…». В Неделю Пасхи — перед ночной службой стихи «Воскресни, Боже…», перед остальными службами — стихиры Пасхи.

Архиерейская служба: последование, особенности и график

Устав всенощного бдения для хора:

На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:

1. “От восток солнца до запад. ” (Пс. 112:3-2);

2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.

Можно тропарь повторить два раза.

3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.

Читайте также:  Можно ли не ходить в храм и к священнику, если есть Бог в душе? Ответы и советы священников

4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.

Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.

Далее вся Всенощная идет обычным чином.

После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина. ” и еще раз: “Ис полла” (краткое).

Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина. ” и “Ис полла. ” (краткое).

По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:

– тропарь или величание праздника (не спеша);

– “Утверждение на тя надеющихся. ”;

– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).

Устав Божественной литургии для хора:

Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад. ” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.

Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.

Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион. ”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется. ”. Хор начинает петь: “Да возрадуется. ”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.

Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.

Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.

Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий. ” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны. ”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.

Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос. ” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.

1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

Архиерей: “Призри с небесе. ” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый. ”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.

После прочтения Евангелия “Слава Тебе. ” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе. ” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.

На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).

Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.

Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех. ” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.

Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).

Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:

Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости. ”.

После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла. ” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи. ”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи. ”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина . приносящаго . и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже. ”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет. ”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина. (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Особенности и этапы проведения архиерейской службы, облачение священника

Некоторые верующие люди удивляются, когда продолжительность службы внутри храма увеличивается. При этом хор начинает петь громче, чем поет обычно. Существуют различные объяснения этого, причем некоторые из них не всегда связаны с православием. Однако для настоящих православных людей такая служба не покажется чем-то странным, ведь именно так и проводят архиерейскую службу.

Что представляет собой архиерейское служение

Архиерейским обрядом называют богослужение, проводимое архиереем в епископском сане. У Христианской Церкви есть специальное апостольское устройство, исходя из которого епископы считаются главными в церковной области. Они получают свои полномочия от церковных апостолов, которые выбирают их для проведения службы в различных поселках или городах.

При проведении служения епископы могут пользоваться только теми предметами, у которых имеется принадлежность к архиерейской службе. К ним относят жезл, орлецы, рипиды, трикирий и дикирий.

Кто обладает апостольским даром

Проводить Таинство Евхаристии может каждый священник в своем приходе, при этом он может и не обладать апостольским даром. Такой дар может быть только у епископов, которым доверено совершение архиерейского служения. Именно поэтому только они имеют право совершать такую службу.

Византийский обряд

Византийский обряд принято использовать в Православной Церкви и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться со всеми священнодействиями, которые к нему относят.

Рукоположение в епископа

При проведении византийского обряда обязательно совершается рукоположение в епископа. Главным отличием этого рукоположения от остальных является то, что совершается оно сразу при помощи нескольких епископов. При этом процедура должна совершаться во главе с церковным патриархом. Также в проведении процедуры принимают участие свещеносец, певчий и чтец.

Хиротосеия во архиипродиакона

Хиротесией называют возложение рук, сопровождающееся молитвой, которую зачитывают при посвящении низшего клира в чины. Проведение такой процедуры доверяют только епископам. Однако иногда заниматься этим могут игумены или архимандриты. Хиротесеия должна совершаться в центральной части храма, а не внутри алтаря.

Награждения клириков

Еще одной составляющей частью Византийского обряда считается процедура награждения клириков. При помощи полученных наград определяется иерархическое место церковного служителя при проведении соборной службы. Если у священнослужителей одинаковое количество наград, преимущество достается старшему по хиротонии.

Чины освящения храма

Согласно правилам Византийского обряда, чин освящения храма должен осуществляться архиереем. Если же ему по тем или иным причинам не удается это сделать лично, он пересылает в церковь посвященный антиминс. Местный церковнослужитель должен возложить его в процессе освящения храма на специально установленный престол.

Чин венчания на царство

Такой обряд сейчас проводится редко, так как его применяют только на территории монархических государств. Совершаться такой чин венчания должен церковным предстоятелем.

Литургические действа

При проведении Византийского обряда совершаются и другие литургические действа, к которым можно отнести:

  • Шествие на освяти. Это один из распространенных православных обрядов, который выполняется в Вербное Воскресенье.
  • Пещное действо. Это древнейший церковный чин, который совершается в последнее воскресенье перед Христовым Рождеством.

Облачения архиерея

Архиерей обличается по-особенному и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с особенностями облачения священнослужителя.

Митра

Митра является неотъемлемой частью облачения церковных служителей. В различные времена этот головной убор имел разную символику. Однако чаще всего он символизировал диадему и венец Иисуса Христа. При проведении архиерейской службы на голове священника обязательно должна быть митра.

Омофор

Выделяют две разновидности одеяния, которые могут использовать во время обряда:

  • Великий омофор. Внешне напоминает широкую ленту. На ее поверхности можно заметить несколько крестов. Лента огибает шею и одним концом спускается на спину, а вторым — на грудь.
  • Малый омофор. На ее поверхности тоже изображены кресты. Главное отличие от великого омофора заключается в том, что лента обоими концами опускается на грудь.

Пояс и Епитрахиль

Это одни из основных элементов одеяния, без которых архиерей не сможет проводить службу. Каждый из них имеет символический смысл. Например, пояс символизирует полотенце Христа, которым он подвязывался, когда обмывал ноги своих учеников. Епитрахиль символизирует благодатные дары.

Крест и Панагия

Панагия с крестом считаются высшими знаками власти в православии. Некоторые священнослужители сравнивают их значение с запрестольными образами Богоматери.

Нательный крест является символом жертвенного подвига Иисуса Христа. Панагия символизирует защиту Богородицы, которая помогает верующим людям справиться с бедами и несчастьями.

Поручи

Поручи представляют собой трапециевидные полоски, которые изображены на внешней стороне рукавов одеяния. Края таких полосок обшиты золотистой лентой, которая выделяет их на общем фоне. Они символизируют силу Господа, а также его мудрость, которая передается каждому служителю церкви.

Палица

Палицей называют облачение церковных служителей, которое выполнено в виде платочка в форме ромба. На поверхности палицы могут быть различные изображения, однако чаще всего в ее центре размещается крест. Носится платок с правой стороны, его крепят к омофору.

Подсаккосник

Эту часть облачения надевать не обязательно, однако многие архиереи все равно ее носят. Такое одеяние считается нижним богослужебным облачением, так как его необходимо надевать под саккос.

Саккос

Саккосом называют верхнее одеяние церковных служителей. Главной отличительной особенностью этой одежды считаются ее широкие и удлиненные рукава. Чаще всего окрашивается саккос в черный цвет, однако встречаются и светлые одеяния. Иногда они окрашены в коричневый, серый или темно-синий цвета.

У служителей церкви, которые проводят архиерейскую службу, должен обязательно быть жезл. Он показывает духовную власть епископа над остальным верующим церковным народом. Образ жезла был взять с пастухов, которые управляли овцами при помощи деревянного посоха.

Мантия

В православной вере мантией называют верхнее одеяние, которое носят как простые монахи, так и священнослужители, имеющие церковный сан. Это достаточно длинное одеяние без рукавов. На накидке есть специальная застежка, которая покрывает рясу и подрясник. При проведении богослужений чаще пользуются мантиями с широким шлейфом.

Клобук, кокуль или параман

Распространенным повседневным головным убором монахов считается клобук. Он состоит из кокуля и камилавки. Такой головной убор известен в славянской среде еще с древних времен. Многие архиереи при проведении службы надевают на головку клобук.

Этапы архиерейской литургии

Архиерейская литургия состоит из одиннадцати последовательных этапов, с которыми следует ознакомиться.

Проскомидия

Проскомидией называют начальный этап проведения церковной литургии. На данном этапе священнослужитель подготавливается вино и хлеб, чтобы совершить таинство Евхаристии. Для проведения проскомидии используется кагор и крупные хлебцы, приготовленные из дрожжевого теста.

Встреча

Это торжественный чин, который проводится, когда епископ входит в стены храма. При проведении чина встречи архиерея зачитываются входные молитвы, после которых служитель облачается в центре храма в священное одеяние.

Облачение

При проведении литургии священнослужители должны надеть полное облачение. Только в таком одеянии они могут начинать и в дальнейшем проводить службу. Прежде чем надеть одеяние, необходимо получить благословение у одного из служителей храма.

Каждый час литургического богослужения имеет определенное значение:

  • Первый. Молитвенным текстом освящается наступивший день.
  • Третий. На этом этапе в молитве вспоминается сошествие апостолов, Святого духа, а также Суд Пилата
  • Шестой. В полдень во время богослужения читается молитва о грехопадении.
  • Девятый. В конце зачитывается молитвенный текст о жертве Христа.

Малый Вход

Малый Вход проводится во время Литургии оглашенных. Эта процедура считается подготовительным этапом к дальнейшему зачитыванию Священного Писания. При проведении обряда старший священник берет Евангелие и проходит вместе с ним вокруг престола. При этом он должен зачитывать молебен Малого Входа.

Чтение Апостола и Евангелия

Сразу после завершения обряда Малого Входа осуществляется чтение Евангелия и Апостола. Во время процедуры зачитываются послания, взятые из книги Деяний Святых Апостолов. Также зачитываются семь Соборных посланий и послания, оставленные Павлом.

Совершение Ектении

Зачитыванием Ектении занимается диакон, который в процессе проведения процедуры должен стоять лицом к алтарю. При прочтении текста в левой руке он держит орарь, а правой крестится. Если диакона нет, зачитыванием Ектении занимается обычный священник.

Великий Вход

После прочтения Ектении проводится Великий Вход, который считается одной из наиболее торжественных частей литургии. При проведении такой процедуры священнослужитель должен в молебне упомянуть текущего главу Православной Церкви, а также попросить у Господа помощи для всех верующих христиан.

Освящение Даров

Литургия Освящения Даров должна проводиться параллельно с великопостной вечерей. В былые времена она осуществлялась в вечернее время. Однако сейчас в большинстве храмов она чаще проводится утром, а не вечером.

Читайте также:  Рецепты постной выпечки: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции для приготовления пирогов и пирожков

Причащение

Первыми должны причащаться священнослужители. Один из священников делит Агнец на четыре части. Кусочек с надписью «IC» помещается в чашу с горячей водой. Второй кусок с символами «ХС» используется для причастия священников. Оставшиеся отдаются мирянам.

Окончание

Во время окончания литургической службы священнослужители зачитывают молебны, посвященные Иисусу Христу и Богоматери. Также поются песни, которые посвящены Господу. После этого священник объявляет о том, что служба окончена.

Что еще нужно знать

Есть несколько особенностей, с которыми необходимо ознакомиться перед посещением служения:

  • проводить служение должен епископ, так как он обладает апостольским даром;
  • все часы при проведении обряда зачитываются в обычном порядке;
  • при встрече с архиереем все священнослужители должны выстроиться в ряд около входа;
  • процедуру облачения должны проводить иподиконы, которые надевают на архиерея его рясу, мантию, клобук и анагию;
  • перед окончанием литургии проводится причастие священнослужителей и мирян, находящихся в храме;
  • служба должна обязательно заканчиваться молебнами и песнопениями.

Заключение

Архиерейское служение наполнено особым смыслом и отличается красотой. Прежде чем посетить такую литургию, надо детально ознакомиться с ее основными особенностями, а также разобраться с этапами проведения литургического обряда.

Архиерейская служба ноты

Устав всенощного бдения для хора:
На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:
1. “От восток солнца до запад…” (Пс. 112:3-2);
2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.
Можно тропарь повторить два раза.
3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.
4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.
Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.
Далее вся Всенощная идет обычным чином.
После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина…” и еще раз: “Ис полла” (краткое).
Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина…” и “Ис полла…” (краткое).
По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:
– тропарь или величание праздника (не спеша);
– “Утверждение на тя надеющихся…”;
– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).
Устав Божественной литургии для хора:
Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад…” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.
Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.
Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион…”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.
Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется…”. Хор начинает петь: “Да возрадуется…”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.
Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.
Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.
Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий…” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны…”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.
Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос…” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.
1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.
Архиерей: “Призри с небесе…” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый…”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.
После прочтения Евангелия “Слава Тебе…” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе…” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.
На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).
Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.
Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех…” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.
Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).
Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:
Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости…”.
После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла…” (краткое).
После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”
Архиерей: “В первых помяни, Господи…”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи…”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина … приносящаго … и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.
Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.
Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.
После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже…”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет…”.
После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина… (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).
Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.

Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.

Чем архиерейская служба отличается от обычной

Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.

Архиерейское служение в храме Илии Пророка, Москва

Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.

Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.

Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.

Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.

Переоблачение

Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.

Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.

В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.

Орлецы

Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.

На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.

Особенные свечи

Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.

Благословение свечами дарует всем присутствующим особую благодать

Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.

Омовение рук

Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.

В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.

Место для сидения

Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.

Архиерейский амвон (седалище)

С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.

Чтение Символа Веры

Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.

Омофор

Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.

Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.

Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.

Специальные опахала

Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.

Рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов

Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.

Полнота богослужения

Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:

  • освящение мира, необходимого для Таинства Миропомазания;
  • антиминс, который используется для проведения Евхаристии, также освящается исключительно архиереем;
  • рукоположение во священники совершает архиерей во время служения Литургии.

Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.

Ссылка на основную публикацию