Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

Томос без мира: что означает предоставление автокефалии Украине

Сегодня в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей передал предстоятелю Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополиту Епифанию (Думенко) подписанный накануне томос — документ об автокефалии. Президент страны Петр Порошенко поспешил назвать произошедшее «еще одним актом провозглашения независимости Украины». Ранее Константинополь включил ПЦУ в диптих поместных церквей и призвал их признать новую православную структуру. Русская православная церковь (РПЦ) считает, что значение сегодняшних событий канонически ничтожно, и собирается выстраивать отношения с другими церквями в зависимости от того, какую позицию они займут.

Время выбора

Вручение томоса состоялось 6 января в соборе Святого Георгия после торжественного богослужения. Таким образом, процесс предоставления автокефалии был завершен. Петр Порошенко, присутствовавший при передаче документа, в своем Twitter назвал это «великим историческим делом», а сам томос — «еще одним актом провозглашения независимости Украины», который «укрепит религиозную свободу, межконфессиональный мир, усилит права и свободы граждан». За личный вклад в развитие автокефальной поместной церкви Украины президент страны даже вручил патриарху Варфоломею орден «За заслуги» I степени.

Патриарх Варфоломей подписывает томос

При этом подписание томоса имеет «совершенно ничтожное значение с точки зрения канонов церкви», заявил «Известиям» глава пресс-службы РПЦ священник Александр Волков.

— Это просто бумага, которая была красиво написана и передана Константинопольским патриархом президенту Порошенко. Никакой духовной составляющей и реального значения для церкви в этом нет, — подчеркнул он. — Всё это бутафория, не имеющая под собой реальной церковной основы. Абсолютное большинство верующих на Украине причисляют себя к Украинской православной церкви и, как мы видим в последние дни, хранят верность каноническому православию и не собираются переходить ни в какие новообразованные квазицерковные структуры.

По мнению Александра Волкова, для Украинской православной церкви (УПЦ) произошедшие события не изменили ничего.

— Она (УПЦ. — «Известия») уже на протяжении долгого времени находится в осадном положении. Сколько оно продлится — зависит от степени безумия нынешних властей Украины, — отметил священник.

Что касается мирового православия, то, по его мнению, поместные церкви не поддерживают действия Константинополя. Это, в частности, подтверждается тем, что «со стороны их предстоятелей не следует никаких шагов по признанию новообразованной раскольничьей структуры». А некоторые уже сейчас с совершенной определенностью высказались против действий Константинополя — это Польская и Сербская церкви.

Глава пресс-службы РПЦ священник Александр Волков

Сейчас каждая поместная церковь должна сделать «очень непростой выбор и определиться, кто на какой стороне», отметил Александр Волков.

— В том, как РПЦ будет выстраивать дальнейшие отношения с поместными церквями, она будет исходить из того, какие решения они примут, — добавил священник. — С учетом всей серьезности создавшейся ситуации каждая поместная церковь, я думаю, осознает свою ответственность. Если сейчас в отколовшемся положении находится только одна Константинопольская церковь, а все остальные сохраняют внутреннее единство, то при дальнейшем негативном развитии этой ситуации Русская церковь не будет молчать и закрывать на это глаза. Если какие-то поместные церкви будут выстраивать свою позицию вслед за Константинополем, нам придется констатировать ее ошибочность.

Русская церковь не изменит позиции, что бы ни происходило, подчеркнул Александр Волков.

Ранее председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в эфире передачи «Церковь и мир» заявил, что сейчас «в семье православных церквей наступила ситуация раскола, который может сохраниться на десятилетия или на столетия».

Границы независимости

Текст украинского томоса пока не опубликован на сайте Константинопольской церкви. Но его детали известны: по данным ТАСС, перевод документа на украинский еще вчера распространил посол Украины в Турции.

Томос ограничил ПЦУ территориально — она не должна выходить за границы государства. Церковь лишена права создавать зарубежные епархии и приходы, а уже существующие должна передать Константинополю. Как пояснил «Известиям» историк церкви, богослов, протоиерей Владислав Цыпин, такова общая позиция Константинополя по всем поместным церквям, просто считаются с этим не все.

Патриарх Варфоломей вручает томос митрополиту Епифанию

Кроме того, документ предписал ПЦУ получать миро от Константинополя и все важные вопросы решать совместно со Вселенским патриархом.

Владислав Цыпин считает, что томос с такими ограничениями автокефалии фактически не предоставляет.

— Только одно в документе соответствует уровню автокефалии — что первый епископ ПЦУ не утверждается Константинополем. Во всех остальных отношениях эта церковь ставится в подчиненное положение, — отметил эксперт. — В декларативной форме сказано, что она во всем должна действовать по указаниям «Первой кафедры Нового Рима».

Согласно томосу, Константинополь также получает право на экзархат и ставропигии на Украине.

— Когда-то, в Средневековье, патриархи имели ставропигиальные монастыри вне своих канонических границ. Но это давно изжито. Остались только ставропигии глав церкви не в своей епархии. Раз у Константинополя на Украине будут ставропигии и экзархии, это значит, что ПЦУ конституируется как зависимая, — подчеркнул Владислав Цыпин.

Президент Украины Порошенко посетил Богоявленскую мессу в Патриаршем соборе Святого Георгия в Стамбуле

Впрочем, как пояснил «Известиям» эксперт, ситуация с ПЦУ не уникальна — ограничения есть и у других поместных церквей. Например, у Греческой и Чешской — они тоже получают миро из Константинополя. Но ставропигиальных монастырей, как и экзархов, там нет.

По мнению Владислава Цыпина, с вручением томоса ПЦУ обостряется проблема, касающаяся всего вселенского православия.

— Я думаю, происходящие сейчас события на долгие десятилетия, а может быть и более, прочертили черту между Русской церковью и Константинопольским патриархатом, — сказал эксперт. — И теперь другие поместные церкви должны будут сделать выбор, потому что в конце концов возникнет проблема сослужения. Когда Константинополь пригласит предстоятелей других поместных церквей служить с собой и представителями ПЦУ, то встанет вопрос, допустимо ли это. Отказ сослужить будет вызовом Константинополю, а согласие — вызовом для Московского патриархата.

Кроме того, по словам Владислава Цыпина, произошедшее дает и дополнительный повод для гонений на законную церковь на Украине. По крайней мере для отнятия храмов — юридического или насильственного. В таком случае появится основание говорить о том, что Варфоломей поспособствовал дискриминации канонической церкви, считает эксперт.

Ответ Варфоломею

Ранее предстоятель Константинопольской церкви призвал патриархов и архиепископов автокефальных православных церквей поддержать предоставление независимости новосозданной церкви Украины и признать ее. Однако на сегодняшний день две поместные церкви — Польская и Сербская — осудили действия Фанара.

Патриарх Сербский Ириней

Митрополит Варшавский и всей Польши Савва в ответном письме Варфоломею подчеркнул, что вместо объединения православных последние события привели к еще большему их разобщению. Патриарх Сербский Ириней в рождественском послании своей пастве выразил озабоченность в связи с трагическими последствиями вмешательства националистически настроенных политиков во внутреннюю жизнь православной церкви, в том числе на Украине. А митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий заявил СМИ, что патриарх Константинопольский Варфоломей, вместо того чтобы сыграть роль объединителя православных, «разрушил вековое единство православных церквей».

6 января стало известно, что патриарх Антиохийский Иоанн X, отвечая на письмо Варфоломея, посвященное его намерениям предоставить автокефалию православной церкви в украинском государстве, призвал его «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира».

Томос об автокефалии: что это означает для украинцев

Синод Вселенского патриархата 29 ноября в Стамбуле утвердил текст Томоса для Украины, а также проект устава Единой поместной церкви. Что такое Томос и автокефалия в религии, какие изменения принесет украинским верующим эта инициатива и когда она может воплотиться в жизнь – выяснил 24 канал.

Как Украина получила Томос?

Для начала стоит прояснить, как все происходило.

В апреле 2018 года Президент Украины Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху (он же – Константинопольская православная церковь в мировом православном обществе церковь и юрисдикция “первого по чести”, первого из настоятелей 14-ти независимых (автокефальных) поместных церквей) о предоставлении автокефалии Украинской церкви.

В сентябре в Украину прибыли посланцы патриарха Варфоломея (экзархи), которые почти месяц провели в здесь. В частности, священнослужители ездили по украинским церквям, разговаривали со священниками.

9 октября в Стамбуле началось трехдневное заседание Синода Вселенского патриархата. На этом собрании церковники заслушали отчет экзархов, по результатам которого и было принято разрешение о создании Православной церкви Украины.

27-29 ноября в Стамбуле прошел Святой и Священный Синод Вселенского патриархата. Члены Синода окончательно согласовали текст Томоса для Православной церкви Украины, этот документ уже не будет меняться. На основе Томоса приняли также проект устава Украинской церкви. Текст Томоса решили не обнародовать до его передачи.

15 декабря во время Объединительного собора в Киеве православные архиереи объявили об объединении украинских церквей в единую Православную церковь Украины. Ее предстоятелем стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний. Кафедральным собором Православной церкви Украины стал Михайловский Златоверхий собор.

5 января Вселенский патриарх Варфоломей подписал Томос об автокефалии единой Православной церкви Украины. Церемония подписания Томоса состоялась в патриаршем храме Святого Георгия на территории Вселенского патриархата в Стамбуле.

Варфоломей подписал Томос об автокефалии Православной церкви Украины

А уже 6 января во время литургии в том же храме Варфоломей передал предстоятелю новосозданной Православной церкви Украины Епифанию посох и Томос, который провозглашает автокефалию.

Украина получила Томос об автокефалии: смотрите видео

Процедура получения Украиной церковной независимости официально завершена. Правда, на создание самой церкви на практике может уйти несколько лет – убеждены религиоведы. Ведь дальше нужно будет решить вопрос с распределением имущества, и Россия будет продолжать ставить палки в колеса.

Что же такое Томос и автокефалия, зачем это украинцам и что будет дальше – читайте в статье 24 канала.

Что значит автокефалия Православной церкви Украины?

Фактически автокефалия означает “превосходство” ПЦУ, чем была до сих пор, равенство ее с другими Автокефальной Православной Церкви.

Директор центра общественно-информационных технологий “Форум” Валерий Дымов в комментарии сайту “24” напомнил, что в 1686 году Киевскую митрополию Константинопольского патриархата присоединили к Московскому патриархату, когда Вселенский патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви выдали противоречивый Томос о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата. По мнению Валерия Дымова, этот процесс был незаконным, и центр православия из Киева в Москву перенесли за деньги.

Смотрите видео об истории православной церкви в мире:

Что такое Томос?

Это уникальный церковный документ, указ. Выпускают его, когда главная церковь хочет предоставить фактическую независимость – автокефалию. Изредка Томос выдают по вопросам, которые касаются положений христианского вероучения, чаще всего он касается церковного устройства.

Кому и зачем нужна единая украинская церковь

По убеждению президента Петра Порошенко – собственная церковь в государстве – атрибут независимости как государства, так и церкви. Поэтому, церковь в Украине и отделена от государства, но вопрос этот в первую очередь – политический. Особенно учитывая то, что Украинская Церковь с дополнением “Московского патриархата”, по сути является подразделением Русской Церкви.

С другой стороны, как пояснил в комментарии сайту “24” эксперт по религиозным вопросам, бывший священнослужитель Роман Мельниченко, для людей, которые не слишком близки к Церкви, с предоставлением автокефалии Украинской Церкви мало что изменится. Для более церковных людей, кто каким-то образом пользуется церковными услугами – жизнь станет проще. Например, сейчас не редки случаи, когда церковнослужители различных православных конфессий не признают обряды друг друга, считая “не свое “крещение или отпевание покойного “неправильным”. После того, как украинская церковь станет единой, канонической, страх, что как-то “неправильно” окрестил или похоронил – исчезнет.

Аналитик Сергей Фурса отметил, что, по его мнению, различные религиозные организации относятся к верующим как к “большому рынку”. А поскольку в Украине 70% людей считают себя верующими и при этом участвуют в выборах, на результаты которых через них влияют и “люди в рясах”, поэтому “абсолютно ненормально, что большую часть рынка религии контролирует контора, которую возглавляет КГБшник, и которая непосредственно подчиняется Кремлю”.

Что будет с действующими церковнослужителями

Для священнослужителей Киевского патриархата единая церковь – это большая радость. Киевский патриархат получил канонический статус, что означает, что все их таинства, все их священнослужители – законные и благодатные. Поэтому все останется, как было, пояснил Роман Мельниченко. Ничего не надо переоформлять, никаких дополнительных процедур. Просто вся структура Киевского патриархата станет признанной православным миром.

Что касается священнослужителей УПЦ МП, то они должны или перейти в подчинение Православной церкви Украины, или изменить название своих церквей на Русскую православную церковь. На это им дается три месяца, в противном случае им аннулируют регистрацию.

Читайте также:  Архиерейская служба: последование, особенности и график

Заметим, РПЦ заявила о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Верующие РПЦ не могут причащаться в храмах Константинопольского патриархата, священники и иерархи не смогут осуществлять совместных богослужений. Такой шаг является в высшей мерой институциональных церковных санкций.


Как происходит процедура перехода в ПЦУ

Что будет с имуществом церквей

Все останется, как было. Мельниченко напомнил – на уровне государства нет разницы, каноническая церковь или нет, главное – чтобы она была законно зарегистрирована: должен быть устав религиозной организации, тогда эта организация может действовать. Поэтому на уровне государства внутрицерковные вещи не влияют ни на устав, ни на регистрацию, ни на имущество религиозной организации.

Почему УПЦ МП против Единой Украинской Церкви

Потому же, почему вообще Россия против независимой Украины. “Мыжебратья”, оккупированный Крым и Донбасс, русский язык как второй государственный и контроль России над церковью в Украине – все это разные лица “русского мира”, а по сути – желание кремлевского руководства держать Украину под контролем.

Что значит автокефалия для Украинской Церкви?

В субботу по всей Украине проходили торжества, приуроченные к 1030-летию крещения Руси-Украины. И в этот раз в них принимали участие не только веряне и первые лица страны.

Все, кому не безразличен суверенитет страны, все, кто понимает важность выхода украинской церкви из-под влияния Кремля, либо принимали непосредственное участие в торжествах и прошлись ходой по Киеву, либо внимательно следили за происходящим, благо, трансляций было предостаточно (не считая одного суспільного канала, но это совсем другая история).

Даже затятые атеисты и осторожные агностики.

Я, например, будучи представителем циничных безбожников, гарцевала по всему фейсбуку между стримами, любовалась ходой, хлопала в долоньки, когда у Онуфрия дымилось из-под рясы, и поджимала пальцы на ногах от восторга, наблюдая массовые набеги в комментарии балалаечной саранчи.

А еще внимательно читала и систематизировала наиболее часто встречающиеся вопросы. Потом пошла с этими вопросами к умным людям, которые в теме, и получила на них исчерпывающие ответы.

Текста будет много в этот раз, но и тема не рядовая. Так что взуваем окуляры, берем чай-кофе-печеньки — и читаем.

1. Что такое автокефалия, когда возникло это понятие? И что значит автокефалия для Украинской Церкви?

— Автокефалия означает «самоуправление» и возникло это понятие в эпоху раннего средневековья, когда было пять автокефальных церквей.

На сегодня автокефальными являются почти все церкви православных народов с древней христианской традицией (Россия, Грузия, Греция, Румыния, Болгария), а также автокефальными являются церкви, где православное меньшинство весьма влиятельно (например, Польша).

Автокефальные Церкви не полностью изолированы друг от друга, а, наоборот, существуют во взаимном общении, и реализуется это в первую очередь в совместных литургиях лидеров церквей во главе с Константинопольским патриархом, в общих сборах и совещаниях.

Автокефалия — это самостоятельное вхождение в семью православных церквей и православных народов, без стороннего посредничества.

Очевидно, что в Украине как в независимом государстве должна быть автокефальная церковь, ведь мы ничем не хуже православных болгар или поляков.

Пора выбираться из-под гундявской рясы, обладатель которой делает все для того, чтобы Украина оставалась в поле притяжения Московии, отрицает право украинцев быть отдельным народом, а украинские святыни считает русскими.

Не так давно на собственном 70-летии патриарх Кирилл резко заявил, что Москва никогда не уступит канонических территорий в Украине, сказав буквально следующее:

«Пользуясь случаем, в присутствии глав и представителей всех Поместных Церквей я благодарю владыку Онуфрия за его мужество и твердость в отстаивании святого Православия и за сохранение канонического единства Церкви.

Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на смену священных канонических границ нашей Церкви. Потому что Киев — это духовная колыбель Святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии.

Грех раскола исцеляется не насилием и лукавством, но покаянием и любовью во Христе. От болезненной язвы украинского раскола страдает все тело церковное, и боль от нее ощущается не только на Украине, но и в диаспоре, и на канонических территориях других Поместных Церквей.

Опасность разделений в Церкви понятна каждому из нас. Именно поэтому анафемствование Русской Церковью бывшего монаха Филарета (Денисенко) было поддержано всеми Поместными Православными Церквами.

Хотел бы выразить сердечную благодарность тем Предстоятелям и представителям Поместных Церквей, которые открыто выступают в поддержку канонического Православия на Украине».

Если перевести с гундяевского на доступный, все обещания Москвы рассмотреть вопрос об украинской автокефалии прочно забыты (никогда такого не было, и вот опять), при этом все громче и истеричнее звучат публичные заявления о том, что согласия на изменение границ РПЦ никогда не будет.

Более того, Кирилл считает украинцев искусственно образованной нацией, по его убеждению мы с вами — это такой культурный субэтнос в пределах русского народа, как поморы или сибиряки, например…

Само право на существование украинцев как чего-то отдельного озвучивается спикерами РПЦ как геноцид единого русского народа.

А это значит, что Украина показывает Гундяеву обидный кукиш и идет решать все проблемы с Константинопольским патриархатом, как давней Церковью-Матерью и высшей апелляционной инстанцией.

2. Чем автокефальные Церкви отличаются от автономных?

— Автономная церковь подчиняется главе автокефальной церкви и имеет над собой его синод как орган контроля, который задействуется во время кризисов. Также предстоятель, а в некоторых случаях — структура и иерархи автономной церкви, должны получить благословение от Церкви-Матери.

Зато автокефальная церковь полностью независима в своем устройстве и в решении вопросов своей жизни, в частности — избрании предстоятеля и иерархов, определении структуры.

Автокефальной церкви во время кризисов оказывается помощь Вселенским патриархом и Совещанием всех предстоятелей Православных Церквей. Такие случаи кризисов и помощи были недавно в Болгарии и в Иерусалимской Церкви.

3. Что такое Томос об автокефалии Православной Церкви в Украине?

— Это официальный документ Константинополького патриарха, которым провозглашается автокефалия Украинской церкви, и который должен быть сразу или постепенно принят как действующий другими церквями.

4. Что изменится после предоставления Томоса Константинопольским Патриархом для обычных православных прихожан и вообще для Православной Церкви?

— Веряне национально ориентированных общин прежде всего перестанут чувствовать себя «православными второго сорта».

Миллионы украинцев вернутся к каноническому общению с мировым православием. У сторонников московской церкви исчезнет аргумент «неканоничности», «неблагодатности», которым они объясняют нежелание объединяться или канонически общаться с украинскими православными церквями.

5. Каких именно Церквей касается Томос о Поместной Церкви?

— Он касается всех епископов с их священниками и верянами, которые захотят быть частью автокефальной церкви, что будет признана вселенским православием.

На сегодняшний день к процессу присоединились все архиереи УПЦ КП и УАПЦ, а также часть архиереев УПЦ (МП). Если процесс успешно будет развиваться, часть архиереев УПЦ (МП) публично присоединится к нему.

6. Что будет с УПЦ (МП) после предоставления Томоса?

— Каждый верянин, каждая община, каждый священник и архиерей смогут решать для себя: присоединиться к канонической Украинской церкви или же оставаться в московской.

Государство и сознательные активные граждане не допустят любого насилия. Но после провозглашения канонической Украинской церкви стоит ожидать переходов к ней общин, священников, архиереев.

Конечно, будут определенные силы, которые останутся верными Москве, они будут иметь такую возможность. Но со временем их будет становиться все меньше.

7. Будет ли предоставлен Томос, если УПЦ (МП) будет против?

— Томос предоставляется не какой-либо из существующих церквей, а архиереям, которые обратились с соответствующей просьбой к Вселенскому Патриарху. Поэтому мнение УПЦ (МП), РПЦ в целом и любой другой церкви (кроме Константинопольской Церкви-Матери) не будет определяющим.

УПЦ (МП) имела все шансы решить проблемы украинского православия, но ничего не делала.

То же можно сказать о Москве. И РПЦ в целом, и ее часть, которая называется «УПЦ (МП)» имели полную поддержку Константинопольского патриархата и всех православных церквей для того, чтобы решить все назревшие вопросы.

И они ничего не смогли решить.

Поэтому теперь архиереи, священники и общины УПЦ (МП) имеют шанс поддержать исторический процесс и приобщиться к возникновению автокефальной Православной Церкви в Украине.

8. Кому будут принадлежать основные православные святыни (Киево-Печерская, Почаевская лавра)?

— По украинскому законодательству соответствующие решения принимаются общинами. Поэтому нас ждет процесс определения общин, священников, архиереев — какой церкви принадлежать и в какую церковь приписывать соответствующий храм.

Государство будет следить, чтобы все происходило цивилизованно, в соответствии с законом. Очень важно, чтобы не было каких-то насильственных, провокационных действий, поскольку они обязательно будут использованы в гибридной войне против Украины.

9. Будут ли выбирать Главу Поместной Церкви, и если да, то как это должно происходить?

— Да, будут выбирать. После провозглашения Томоса посланник Вселенского Патриарха прибудет в Украину на Собор архиереев, написавших обращение о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине. Именно эти архиереи выберут предстоятеля Церкви, которая получит Томос.

10. Провозглашение Поместной Православной Церкви в Украине каким-то образом сможет оказывать влияние на верующих других конфессий, в частности,
УГКЦ, РКЦ, протестантов?

— Сегодняшние процессы касаются исключительно православных.

Авторитет национально ориентированного епископата велик, УГКЦ признает УПЦ КП своим естественным союзником, поддерживает сегодняшние процессы.

В Украине, в отличие от России, нет и не будет гонений на католиков, протестантов, иудеев и мусульман. Все основные церкви и религиозные организации действуют совместно, по-братски, а потому проблем не может быть в принципе.

В Украине действует уникальная платформа для межконфессионального диалога — Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций; сложилась добрая традиция решать любые вопросы цивилизованным способом. Так будет и впредь.

11. Каким образом будет признан Патриарх УПЦ Киевского патриархата Филарет (Денисенко), если на него РПЦ наложила анафему?

— Патриарх Филарет (Денисенко) уже обратился к Константинопольскому Патриарху, который имеет полномочия высшей апелляционной инстанции, о признании анафемы, наложенной на него Русской православной церковью, недействительной. После рассмотрения Синодом Вселенского Патриархата этой апелляции, анафема будет снята.

Все остальные епископы и другое духовенство будут признаны в тех статусах, в которых находятся в данный момент.

12. Станет ли церковь после предоставления автокефалии государственной?

— В соответствии со статьей 35 Конституции Украины, церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства. Поэтому и после провозглашения автокефалии церковь и государство останутся независимыми друг от друга.

Ффух. Кажется, все.

Ну и на закуску новость для заскучавших от длинного текста атеистов, которые на небе не видят бога, а видят облака, стрижей и самолеты: в Украине растет количество современных аэропортов.

Несмотря на сдерживание российской агрессии, несмотря на то, что государственные ресурсы в первую очередь направляются на обеспечение безопасности граждан и сохранение суверенитета страны.

Тем не менее, Украина находит возможности для долгосрочных инвестиций в инфраструктуре.

Причем речь идет не только об инфраструктуре крупнейших городов, но и обычных областных центров. В частности, недавно после успешной реконструкции международный аэропорт «Полтава» принял первый рейс.

Теперь аэропорт Полтавы сможет не только с комфортом принимать пассажиров внутригосударственного сообщения, но и зарубежные рейсы.

Итак, подытоживаем: Томосу быть, самолеты летают, Carthago delenda est.

Всем, кто дочитал, орден «Ветеран фейсбучной войны» первой степени.

Новый раскол: что будет означать автокефалия украинской церкви

Спор между Константинопольским и Московским патриархатами о том, чьей канонической территорией считается Украина, ведется несколько веков. В 1686 году Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Русской православной церкви (РПЦ). Однако в начале XX столетия представители Константинополя начали говорить, что РПЦ неправильно прочитала это решение и что у Вселенского патриарха сохранилось право считать Украину своей канонической территорией, вернуть Киевскую митрополию и предоставить ей независимость. Такое заявление было сделано, в частности, в июле этого года.

В Москве же ссылаются на 900 страниц документов разных столетий, опровергающих позицию Константинопольского патриархата. В РПЦ считают, что его первенство — формальность, а автокефалия (статус поместной церкви, предполагающий ее независимость. — РБК) должна дароваться не единоличным решением Вселенского патриархата, а путем получения согласия всех поместных церквей.

Самый вероятный сценарий — Константинополь вернет статус Киевской митрополии в своем патриархате, а потом даст ей автокефалию, рассказывает протодиакон Андрей Кураев. Предсказать, что произойдет дальше, сложно: «Киевский синод Московского патриархата будет против такого перехода, но надо учесть, что украинское законодательство собственником храмового здания считает общину, в России же храмовым зданием управляет епархия. То есть голосовать о переходе прихода будут прихожане, а не епископы», — говорит Кураев. Он также напоминает, что есть прецедент сосуществования двух патриархатов — Константинопольского и Московского — в одной стране, Эстонии.

Читайте также:  Страдания Иисуса Христа - главные факты, суть и путь, святыни, проповеди

Главное об автокефалии Украинской православной церкви — в обзоре РБК.

1. Зачем Украине автокефалия

Президент Украины Петр Порошенко с первых дней пребывания на посту заявлял о намерении добиться независимости Украинской церкви от русской. «Автокефалия — это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее «пятая колонна» в Украине», — заявил Порошенко в июне 2018 года. Его поддержали бывшие президенты страны Леонид Кравчук, Леонид Кучма, Виктор Ющенко. Для Порошенко решить церковный спор — один из немногих способов повысить популярность в преддверии президентских выборов 2019 года, считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. В своей речи на параде в честь Дня независимости Украины 24 августа президент вернулся к этой теме: «Мы полны решимости положить конец противоестественному и неканоническому пребыванию большей части нашей православной общины в зависимости от русской церкви».

По данным опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Центром Разумкова в июне, создание автокефальной поместной православной церкви на Украине поддерживает 31% граждан, против выступают 20%. Среди сторонников Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) идею создания поместной церкви поддерживают лишь 23%, выступают против — 40%. И только 11% украинских граждан считают, что создание поместной церкви относится к первоочередным вопросам в жизни страны.

Однако в УПЦ МП по-прежнему считают, что их церковь является на Украине самой многочисленной, а подобные соцопросы проводятся «для того, чтобы обезопасить себя от возможных обвинений со стороны международных институтов в дискриминации крупнейшей религиозной организации Украины».

На Украине действуют три православные церкви, но только одна является канонической — УПЦ МП. Ее предстоятель — митрополит Онуфрий. Церковь не поддерживает движение за автокефалию. С 1990 года УПЦ МП — самоуправляемая церковь. В Москве заявляют, что именно она имеет право просить автокефальный статус.

По словам президента Украины Петра Порошенко, его прошение об автокефалии подписали Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь. Первая была основана в 1992 году выходцами из УПЦ. Ее предстоятель — митрополит Филарет — в 2008 году был предан РПЦ анафеме.

Прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата считают себя 28,7% опрошенных граждан республики, Украинской православной церкви Московского патриархата — 12,8%. Прихожанами Украинской автокефальной церкви назвали себя 0,3% опрошенных, 23,4% заявили, что они «просто православные», 1,9% затруднились с ответом. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Центром Разумкова весной 2018 года.

3. Кто и как может предоставить автокефалию

Когда речь заходит о предоставлении автокефалии, стороны ссылаются на различные процедуры. Украинская сторона представляют дело так, что томос (указ) может выпустить Константинопольский патриарх после консультаций (но не уточняет, с кем).

Представители РПЦ возражают — решение о предоставлении автокефалии должно быть единым решением всех поместных церквей (всего их 15), а дарована она может быть только уже существующей канонической церкви, которой РПЦ на Украине считает Украинскую православную церковь Московского патриархата.

«На Украине есть только одна поместная церковь, признанная мировым православием, — это Украинская православная церковь. Она ни у кого не просила автокефалии, она и без того независима в своем управлении», — заявлял митрополит Илларион.

Украинская православная церковь Московского патриархата, по данным Министерства культуры Украины на начало 2017 года, имела в своем распоряжении в стране 11 392 культовых сооружений, а также 12 328 общин. В ведении УПЦ МП находятся три лавры: Киево-Печерская, Почаевско-Успенская и Святогорская Успенская. В ведении Православной церкви Киевского патриархата — 3784 храма и 5114 общин. Всего у РПЦ вместе с приходами за рубежом 36 878 храмов и иных помещений, где совершается божественная литургия.

Третья по численности общин и храмов на Украине — Украинская автокефальная православная церковь: у нее 1195 общин и 868 храмов.

Приходам Московского патриархата придется решить, присоединяться к УПЦ КП или нет, заявил «Голосу України» в конце июня патриарх Филарет: «Те, кто не присоединится, не смогут называться Украинской православной церковью, а будут лишь митрополией или экзархатом Русской православной церкви на Украине».

Главных претензий две: первая — все делается не по канонам, вторая — это политически мотивированное действие, а церковь должна быть отделена от государства. «Материальная сторона играет последнюю роль, главное — это политическая и духовно-культурная роль, без Украины РПЦ — это, грубо говоря, церковь Московского царства времен татаро-монгольского ига, это уже не масштабное образование», — объясняет религиовед Роман Лункин.

РПЦ считает, что, если автокефалия все же будет провозглашена, произойдет раскол. Предоставление неканоническим православным церквям на Украине автокефалии будет подобно Великому церковному расколу 1054 года, в результате которого христианство разделилось на православие и католичество, заявил в интервью ТАСС председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в июле.

Раскол 1054 года, известный также как Великая схизма, разделил церковь на римско-католическую на западе (Рим) и православную на востоке (Константинополь), взаимные анафемы были сняты только в 1965 году.

6. Существовали ли прецеденты обретения независимости православных церквей

Последней церковью, получившей автокефалию от Константинопольского патриарха, стала в 1924 году Польская православная церковь. Именно на этот прецедент ссылается сейчас Константинопольский патриархат, объясняя свое право на дарование томоса об автокефалии украинской церкви. В Москве решение 1924 года считают ошибочным, на которое Вселенский патриарх права не имел. Как в случае с польской церковью, так и сейчас на автокефалии настаивали светские власти, а не церковные, приводит «РИА Новости» мнение церковного историка Владислава Петрушко.

Автокефалия была признана прочими поместными церквями, но не Московским патриархатом, который разорвал общение с польским митрополитом Дионисием и епископатом Польши. После Второй мировой войны и установления коммунистического режима в стране польская церковь признала недействительной свою автокефалию и обратилась к Московскому патриарху Алексию I с покаянием. Патриарх и Синод восстановили с Польской православной церковью каноническое молитвенное и литургическое общение и дали ей право на полное самостоятельное управление.

7. Есть ли разница для прихожан

В Новое время Константинопольская православная церковь, как правило, не передавала вновь образуемым автокефальным церквям права на самостоятельное мироварение (приготовление и освящение специального ароматического состава, используемого в церковных таинствах. — РБК), оговаривая в томосах необходимость получать миро из Константинополя. Русская же православная церковь даровала автокефалию с правом мироварения.

Главная проблема обретения независимости, по мнению Кураева, заключается в том, сможет ли Киев обеспечить права несогласных с автокефалией граждан. «Эта тема отсутствует в переговорах светских и церковных российских властей с украинскими, — говорит он. — У людей есть традиционная инерция мышления. Они могут по вопросу Крыма или Донбасса придерживаться киевской точки зрения, но не признавать автокефалию украинской церкви. Это вопрос для них не политики, а именно религиозных убеждений. Вопрос в том, что с ними будут делать киевские власти».

Патриарх Константинопольский Варфоломей будет принимать решение без оглядки на другие поместные церкви, в случае «очень громких возражений» других церквей процесс мог бы затормозиться, сообщала в июле Би-би-си.

Весьма условно вселенское православие разделено на две партии, тяготеющие к Константинополю и Москве, — греческую и русскую. В первой — сам Константинополь, Александрия, Иерусалим, Кипр, Эллада, Албания, во второй — Москва, Антиохия, Грузия, Сербия, Болгария, Польша, Чехия и Словакия. Автокефальная поместная православная церковь есть также в Румынии, но она сохраняет нейтралитет.

Украинская автокефалия – что происходит

Что случилось

17 апреля президент Украины Петр Порошенко попросил Константинопольского Патриарха Варфоломея предоставить автокефалию единой поместной украинской Церкви.

«Единая Православная Поместная Церковь не станет государственной. Все верующие имеют право свободно избирать себе как конкретный храм, так и церковную юрисдикцию», – написал Порошенко в своем Twitter .

Глава украинского государства надеется, что положительное решение о предоставлении автокефалии будет принято до празднования 1030-летия Крещения Руси – до 28 июля 2018 года.

Петр Порошенко попросил поддержать эту идею и Верховную раду Украины. Верховная рада одобрила инициативу.

Кому просят предоставить автокефалию и что это будет значить

В настоящее время на Украине существуют три церкви, которые в различных источниках называют православными. Украинская Православная Церковь под омофором Московского Патриархата во главе с митрополитом Онуфрием – единственно признанная в православном мире Церковь на Украине. «Киевский патриархат» во главе с Михаилом Денисенко («патриархом Филаретом») откололся от Украинской Православной Церкви в 1992 году и считается раскольническим. Украинская автокефальная церковь создана в 1917 году, ее возглавляет митрополит Макарий. Кроме того, в стране действует Украинская греко-католическая церковь, которая подчиняется Папе Римскому.

Петр Порошенко просит предоставить Томос об автокефалии некой единой церковной структуре, которой пока еще не существует.

Томос – указ Предстоятеля Поместной Православной Церкви по важному вопросу церковного устройства, например, по такому указу некоторой части Церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия – статус, предполагающий ее административную независимость от других Поместных Церквей.

Однако и право предоставления автокефалии, и сам термин в православии не определены ясно и окончательно, и являются предметом пререкания между Константинопольской кафедрой и иными Поместными Церквями.

Что решил Константинопольский Патриархат

Обсуждение вопроса о предоставлении автокефалии состоялось 19 и 20 апреля.

В сообщении Святого и Священного Синода от 22 апреля отмечается, что «Вселенский Патриархат заинтересован в сохранении Всеправославного единства и заботится о Православных Церквях во всем мире, особенно о Церкви Украинской Православной Нации, которая получила спасительную христианскую веру и святое крещение от Константинополя».

Авторы сообщения подчеркивают, что свои дальнейшие действия в отношении украинского вопроса Константинопольский Патриархат будет координировать с другими Поместными Православными Церквами.

Как отреагировала Украинская Православная Церковь

Украинская Православная Церковь назвала инициативу Порошенко превышением власти и вмешательством в церковные дела.

«В соответствии со статьей 35 Конституции Украины, Церковь отделена от государства, а потому вопросы церковной жизни Церковь решает самостоятельно», – сказано в заявлении Украинской Церкви.

В заявлении также подчеркивается, что власть просит предоставить Томос об автокефалии единой церковной структуре, которой еще не существует.

«Именно поэтому считаем, что следует сначала преодолеть раскол, восстановить церковное единство, и только после этого можно ставить вопрос об изменении канонического статуса единой Православной Церкви в Украине», – сказано в заявлении ОВЦС Украинской Церкви.

Также 23 апреля Отдел внешних церковных связей Украинской Церкви выпустил ответное заявление на решение Константинопольского Патриархата, в котором выразил надежду, что «Вселенский Патриархат не сделает шагов, которые бы помешали такому единству».

«Упоминание в тексте коммюнике о «миллионах православных украинцев», от имени которых якобы действуют представители так называемых УПЦ КП и УАПЦ, не отражает позиции большинства верующих, которых представляет Украинская Православная Церковь, являющаяся крупнейшим религиозным объединением в Украине», – говорится в ответном заявлении канонической Украинской Православной Церкви.

По словам авторов документа, ни одна из организаций, поддержавших Порошенко, не признана мировым православием, поэтому «если будет идти речь об украинской автокефалии, то этот вопрос не может быть рассмотрен без участия Украинской Православной Церкви, как единственной канонической Церкви Украины».

Что заявляют в Русской Церкви

Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион заявил, что «создание автокефальной Церкви – это процесс, который не может быть инициирован светской властью». Он напомнил, что решение украинской церковной проблемы возможно только каноническим путем.

«Церковь в современных государствах отделена от государства, и государство не должно манипулировать Церковью, в том числе в предвыборной борьбе или в каких-либо еще политических целях», – подчеркнул митрополит Иларион.

Он отметил, что на протяжении многих лет позиция Константинопольского Патриарха была неизменна: он всегда говорил о том, что единственным главой канонической Украинской Православной Церкви он признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия.

«А каноническая Украинская Православная Церковь не имеет намерения разрывать отношения с Русской Православной Церковью», – отметил митрополит Иларион.

Что будет, если автокефалию предоставят

По мнению церковного историка Владислава Петрушко, умеренный оптимизм внушает то, что Константинопольский Патриархат уже объявил, что этот вопрос будет рассматриваться с учетом мнения других Поместных Православных Церквей, то есть и Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви под омофором Московского Патриархата.

«Это дает надежду на то, что вряд ли Константинополь может легко отказаться от тех договоренностей, которые были приняты на совещании в Шамбези перед Критским собором и которые предусматривали, что консенсус всех Поместных Православных Церквей будет необходим в случае предоставления автокефалии», – заявил он.

Читайте также:  Почему плачут в церкви: ответ священника, плохо это или хорошо, причины слез

По мнению историка, этот эпизод показывает, что Константинополь отдает себе отчет в том, что, если в одностороннем порядке он предоставит такую автокефалию Церкви, это будет означать катастрофу внутри православного мира.

«Означать это будет, во-первых, разрыв отношений между Константинополем и Москвой, а во-вторых, будет чревато без преувеличений религиозной войной на Украине. Безусловно, это усугубит ситуацию. Сейчас происходят постоянные захваты храмов раскольниками у канонической Церкви, это превратится в неконтролируемый процесс. И если в Вашингтоне это в общем-то никого не волнует, то я думаю, что Константинопольский Патриарх, который претендует на то, чтобы считаться лидером православных всего мира, должен отдавать себе отчет и принимать на себя ответственность за то, что произойдет в результате такого шага», – заключил Владислав Петрушко.

«Автокефалия – это вопрос церковной политики»

Об автокефалии и процессе создания единой поместной церкви на Украине

– Какие существуют канонические правила относительно предоставления автокефалии?

– В церковном Предании мы не найдем подробно расписанных правил. Каждый раз автокефалия давалась той или иной Церкви в определенном историческом контексте, на фоне каких-то особых, свойственных той ситуации обстоятельствах. Трудно вывести общие правила для всех прецедентов. На сегодняшний день этот вопрос остается дискуссионным внутри Церкви. При подготовке неудавшегося Всеправославного собора была полемика по теме автокефалии, которая закончилась блокировкой данного вопроса. Однако все участники обсуждения сошлись, по крайней мере, в двух главных вещах: 1) автокефалия невозможна без согласия той Поместной Церкви, к которой принадлежит ее часть, желающая автокефалии 2) необходимо соборное единодушие всех Поместных Церквей.

Так должно быть, но мы не знаем, как в сегодняшней ситуации поведет себя Вселенский Патриарх. Увы, история свидетельствует, что Константинополь иногда играет не по правилам.

– С какой целью Церкви предоставляют автокефалию, каким критериям она должна соответствовать?

– Как такового списка критериев в соборных документах нет, но их можно попытаться приблизительно обозначить, исходя из церковной истории. Страна, в которой желают образовать автокефальную Церковь, должна быть политически независимая – полностью или частично. Предполагается значительное этническое отличие региона от территории, принадлежащей Матери-Церкви; учитывается его географическая отдаленность от церковного административного центра. Церковь на данной земле должна иметь развитую систему образования, достаточное количество монастырей, храмов, и, разумеется, прихожан – т.е. располагать определенным внутренним ресурсом для самостоятельного церковного бытия. Для церковной жизни региона должна быть характерны какие-то национальные особенности, древние традиции. Конечно же, вопрос об автокефалии поднимается лишь в том случае, если есть запрос от большей части канонического духовенства и мирян.

Назревшие потребности церковной жизни определяют и цели получения автокефалии. Как правило, главной из них является независимость в административном управлении, судебной деятельности, канонизации святых, составлении новых богослужебных текстов и т.д.

– Можно ли создать автокефальную Церковь в Украине без УПЦ, без решения ее руководящих органов?

– Вопрос создания Поместной Церкви – прежде всего внутрицерковный вопрос. Прошение об автокефалии должно исходить именно от руководства УПЦ МП, ибо только она является каноничной Церковью на территории Украины.

Когда, не интересуясь мнением УПЦ, автокефалии для нее просят представители светской власти, не являющиеся даже прихожанами УПЦ – это выглядит, по меньшей мере, странно. Здесь уже явно просвечивается попытка использовать церковные вопросы в политических играх.

– В обращении президента к Патриарху Варфоломею звучит просьба о предоставлении автокефалии «Православной Церкви в Украине», но такой Церкви не существует. Как же ей можно предоставить автокефалию?

– В этом обращении вообще много сумбура. Вселенский патриарх там обозначен как «лидер православного мира», сам Порошенко – как представитель граждан из некой эфемерной «украинской православной общины». Эти дикие выражения обличают тотальную религиозную безграмотность авторов письма. В конце послания президент называет себя «исполненным… верности православию и преданности церкви-матери». Какую «церковь-мать» он имеет в виду, если он открыто молится в раскольнических храмах, а по сети ходит фотография, на которой он причащается из рук главы УГКЦ Святослава Шевчука?

Слова документа об «укреплении религиозной свободы и межконфессионального мира в Украине» через получение автокефалии звучат вообще как издевательство над каноничной Церковью. О какой «религиозной свободе» идет речь? Несколько десятков храмов УПЦ захвачены, против Запорожской епархии возбуждено уголовное дело, данные некоторых архиереев опубликованы на сайте «Миротворец», по всей стране безнаказанно жгут и грабят церкви, бьют и оскорбляют верующих. Со всех сторон на Церковь льется самая черная клевета, на которую почти невозможно ответить публично, потому что такой материал никто не рискнет опубликовать. Говорить о «религиозной свободе» в подобной ситуации – это какой-то дьявольский цинизм.

«Православная Церковь в Украине», для которой президент и его единомышленники просят автокефалии – это такой же сумбур и цинизм, как и все остальное в их странном письме.

– Звучат заявления, что автокефалия это не церковный вопрос, а вопрос государственной политики. Как вы прокомментируете этот тезис?

– Автокефалия – это вопрос церковной политики. Государство может участвовать в данном процессе как сторона, помогающая Церкви. Но если светская власть действует вопреки Церкви, она чинит откровенный разбой. Тем, кому Господь, по грехам нашим, временно попустил порулить страной, стало мало беззакония.

Им мало крови, насилия, издевательств над простым работягой, попрания человеческих и божественных законов – они решили пойти дальше, и прикоснуться к зенице Божьей, к Церкви.

Удивительно, что на это решаются люди, родившиеся еще в XX-м веке – веке страшных гонений на Церковь. К чему это привело, и кто здесь вышел победителем и проигравшим – слишком очевидно. Что ждет новоявленных богоборцев, тоже слишком очевидно.

Что ж, «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Отк.22,11). Есть те, кто решил собрать побольше горящих углей себе на голову к дню Страшного Суда, и желает провести наше общество еще через несколько кругов ада. Кое-кому оказалось мало кровавого XX-го века, чтобы понять суровую правду Божиих слов: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс.104,15). Невероятная историческая близорукость!

– С точки зрения миссии Православной Церкви, чем вообще должна заниматься Церковь и верующие?

– Если с точки зрения миссии, то миссионерствовать. Но на сегодняшний день миссионерствовать на Украине, в некотором смысле, поздно. Это нужно было делать раньше. Господь дал нам около 30 лет церковной свободы, за которые было сделано крайне мало. Храмы строили, монастыри возрождали, духовенство рукополагали – но миссией не занимались. Так и привыкли жить. После службы батюшка говорит: «Спаси Господи. Следующая служба в воскресенье. Ангела хранителя». Вот и вся миссия.

Проповедью Евангелия, катехизацией занимались буквально несколько человек, которых можно посчитать на пальцах одной руки – и это на многомиллионную Украину! За исключением нескольких удавшихся проектов, мы так и не совершили миссионерский прорыв на пространствах интернета, радио, телевидения, книгоиздательства, и проч. Откройте YouTube: нет практически ни одного интересного блога украинского священника, который говорил бы с людьми по-нормальному, по-честному, на современном языке. После отъезда о.Андрея Ткачева у нас закончились священники, пишущие о вере интересные книги. О проповеди мирян я вообще молчу.

Когда грянула беда, оказалось, что нас не так и много в процентном соотношении, свою веру мы знаем плохо, и в целом рейтинг народного доверия к нам достаточно низкий. Все это – плоды отсутствия катехизации мирян. В общем, есть ощущение упущенного времени. И когда на этом фоне заводят разговор об автокефалии, это выглядит как предложение одноногому что-нибудь сплясать. Лично я не вижу в нашей церковной жизни никаких предпосылок к тому, чтоб УПЦ получила статус автокефалии. Мы просто до этого не доросли.

Миссионерствовать, конечно, нужно и сейчас. Но в данный момент у Церкви в Украине стоит элементарная задача выживания. Сохранить Православие в Украине сегодня – это уже миссионерство. Для остального было время, и оно уже упущено.

– Глава УГКЦ считает, что ЕПЦ это только первый шаг к объединению православных и католиков, предлагает православным признать примат Папы и назвал православное учение о Церкви «слабо развитым». Что православные могут ответить ему?

– Да, интерес греко-католиков к этой теме показателен. Возможно, на первом этапе «автокефалии» действительно произойдет попытка сливания канонической Церкви и всяких раскольников в единое целое, а на втором – соединение этой бесформенной массы с униатами, под крылышко Папы. Все может быть.

Что же касается высказываний главы УГКЦ… Слабо развит скорее тот, кто считает таковой православную экклесиологию. Впрочем, в католическом понимании наша догматика действительно «неразвита», ибо нам чужда идея о «развитии догматов». Догмат есть богооткровенная истина, которая в развитии не нуждается. В раскрытии – да, в развитии – нет. Мы догматы храним. Католики их «развивают».

– Что нужно сделать для того, чтобы западные христиане приняли истину Православия?

– Хранить Православие. Быть православными. Но в целом никакого массового обращения уже не будет. Западный мир слишком иной, чтобы нас понять. Мы уже давно исповедуем очень разное христианство. Католицизм, протестантизм, плюс атеизм – это духовная флора и фауна современного европейского мира, органическая часть их сегодняшнего бытия. Православие там может существовать, но как бы в углу. Причем европейский вариант Православия также весьма отличается от нашего – не только в традициях, но и в мировоззренческом плане.

– Из-за недостатка информации верные УПЦ готовы верить любым слухам, и, конечно, волнуются. Что им можно порекомендовать в этой ситуации?

– Я вряд ли могу кому-то что-то рекомендовать, потому я точно такой же верующий УПЦ, как и все, и знаю не более других. Могу лишь сказать, как я для себя понимаю эту ситуацию. Первое: на данном этапе мы не можем повлиять на ход событий ничем иным, как молитвой. Второе: нужно слушаться наше священноначалие. Мы уже подписали бумагу, адресованную Вселенскому Патриарху. Что благословит дальше Блаженнейший Онуфрий, то и будем делать. Пока лишь остается молиться и надеяться, что Константинополь не пойдет на грубейшее нарушение церковных канонов, как это было, увы, не раз. Например, в случае с Польшей и Эстонией.

Беспокойство есть, но небольшое. Наши люди уже устали от потрясений, и разучились удивляться. К тому же, с самого начала всех недавних событий в стране было ясно, что острие борьбы неизбежно повернется против Церкви. Церковь – самый консервативный институт в государстве. Она не меняется вместе со сменой режимов, по-прежнему духовно связывает некогда единый народ, и еще долго способна хранить его духовно-нравственный код, даже если сам народ в какой-то части обезумел. Неудивительно, что мегатонны ненависти в итоге обрушились на Церковь. Дьявол, который стоит за любой революцией, массовыми беспорядками и кровопролитиями, в конечном итоге метит в Церковь.

Вспомним: то же происходило и в революционной хронике столетней давности. История нас уже предупредила о возможном развитии событий. Поэтому мы беспокоимся, но не паникуем, помня слова апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим.8,35)

В сегодняшней Украине возможно все, в том числе и преступления против Церкви. Если уж Бог попустил пролитие братской крови, массовую шизофрению и возрождение фашизма, то сильные удары по Церкви скорее всего неизбежны. Церковь – последний форпост истины, добра, любви, духовной трезвости. Самые здоровые и нормальные в духовном плане люди на Украине – это люди церковные. Естественно, что нас не оставят в покое. Нам нужно внутренне собраться, бодрствовать, ожидая любого варианта развития событий – и в то же время необходимо внутренне успокоиться и предать все в руки Божии. Своих Христос не оставит. Вера в это, наверное, является главным нашим делом в данный момент.

Ссылка на основную публикацию