Беседы с ребенком о Боге: советы священников, главные ошибки родителей, способы заинтересовать детей

Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей

Нехватка времени на ответы, недооценка важности вопросов

Это касается не только ответов на вопросы о вере — современным родителям вообще катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Есть социологические исследования, согласно которым современный родитель общается с ребенком примерно десять минут в день, причем большая часть этого времени тратится не на разговоры по душам, а на повседневную рутину: «покажи дневник», «почисти зубы», «уроки сделал?». Поэтому детям приходится искать ответы на свои вопросы у посторонних людей, которые могут не обладать педагогическими навыками, не иметь подлинных знаний и даже не всегда желать нашим детям добра. И не стоит тешить себя иллюзиями, будто достаточно раз в неделю поговорить с ребенком, прочитать ему нотацию и рассказать, что такое хорошо и что такое плохо. Нет, недостаточно! Ребенок нуждается в каждодневном внимании к нему и в каждодневном ответе на его вопросы.

Увы, на практике бывает иначе. Родители говорят: «Потом скажу», «Ты еще мал, не поймешь», «Спроси об этом на исповеди у духовника». И вот приходит ребенок на исповедь, а там стоит 70 исповедников и батюшка перед причастием вышел из алтаря поисповедовать. Естественно, он не ответит — ему некогда.

Вот потому и бывает, что даже в верующих, воцерковленных семьях вырастают дети, которые, уже закончив школу, понятия не имеют о воскресении мертвых и жизни будущего века, а знают только о загробной жизни души. Или, например, ребенок-пятиклассник из очень церковной семьи задает вопрос: «А где находятся кости Иисуса Христа?» Или дети не знают, что вообще значит имя Иисус. Таких примеров я могу привести множество. А причина — родители не беседуют с детьми на духовные темы.

Между тем родителям нужно с самого начала понимать, что детские вопросы — любые, не только о вере! — это очень серьезно, очень важно, отвечать на них совершенно необходимо. Нет времени? Значит, надо что-то изменить в своем жизненном распорядке, выкроить это время.

Более того: к ответам на детские вопросы нужно очень серьезно готовиться. Лучше всего даже делать это заранее — пообщаться с другими родителями, с духовником, почитать православные ресурсы, посвященные этой теме — например, интернет-журнал «Батя», который, кстати, могу рекомендовать одиноким матерям, воспитывающим сыновей. Ведь такой маме трудно бывает отвечать на мужские вопросы, тут уж приходится привлекать взрослых мужчин — будь это духовник, школьный учитель, родственник. Но и самой нужно знать, что отвечать мальчику, чтобы он развивал свою мужественность.

Но может быть и так, что вы услышали от ребенка вопрос, на который затрудняетесь ответить сходу. В таком случае надо честно сказать: «Я сейчас ответить не смогу, но я подумаю, поищу ответ и обязательно тебе скажу». Естественно, обещание свое надо сдержать, причем сделать это как можно быстрее. Если вернуться к разговору через полгода, у ребенка уже отложится в сознании, что он спросил и ему не ответили.

И, конечно, нельзя все детские вопросы о вере спихивать на духовника или на учителя в православной школе. Делая это, вы тем самым демонстрируете ребенку, что духовная сфера вам чужда, что христианское вероучение вы не знаете, что ваша принадлежность к Церкви чисто внешняя, формальная. Постоянно отмахиваться «спроси у духовника» — значит, внушить ребенку уверенность, что вам ответить нечего.

Но бывают, конечно, такие вопросы, когда ребенку можно сказать: спроси об этом еще и у духовника. Мнение духовника — это очень важно, и надо, чтобы в семье знали, что ребенок спросил и что ему ответили. Поэтому я, как духовник, стараюсь делиться с родителями детскими вопросами. Чтобы дети задавали серьезные вопросы, я на своих уроках отвожу специальное время. Включаю музыку и терпеливо жду. Такие вопросы мне позволяют построить интересный урок. А чтобы их лучше запомнить, я завел в классе ящичек, куда дети кладут записки с вопросами. Они, конечно, и устно спрашивают, но мне важно, чтобы вопросы остались зафиксированными. Я изучаю динамику вопросов за последние годы, обнаруживаю некоторые тенденции, рассказываю об этом родителям наших учеников.

Возмущение неподобающей формой вопроса

Это тоже случается довольно часто: ребенок задает вопрос, облекая его в такие слова, которые родителям кажутся недостаточно благочестивыми или какими-то чересчур наивными, если не сказать идиотскими. Например: «а в раю будет гигантская клубника?», «а можно ли покрестить нашу кошку?», «а у Иисуса Христа была жена?» и так далее. «Да как ты смеешь такое произносить?!», «Да как у тебя язык повернулся такое сказать?!» — негодуют родители. А в результате у ребенка возникает недоверие к ним, он боится их спрашивать, чтобы не нарваться на упреки.

Доверительные отношения с ребенком — это самое главное, что родители должны беречь, взращивать и развивать. Ребенок должен всегда знать, что о чем бы он ни спросил, его не опозорят, а поддержат.

Отказ отвечать на вопросы, продиктованные праздным любопытством

Иногда родители чувствуют, что ребенок, задавая свой вопрос, не очень-то заинтересован в ответе, спрашивает «просто так» — и поэтому отказываются отвечать. Может быть, отказываются в корректной форме, без упреков, может быть, как-то отшучиваются — но так или иначе не поддерживают разговор.

Между тем это серьезная педагогическая ошибка. Даже если вопрос вызван пустым любопытством — все равно для родителей это сигнал, что ребенок испытывает дефицит общения. Вцепившись в родителей, видя их глаза, он начинает спрашивать просто что в голову придет. Но такие «праздные вопросы» могут быть лишь прелюдией к настоящему разговору. Такими вопросами ребенок, возможно, проверяет вас: а вы вообще его слышите? И если мы отфутболим его с «пустым» вопросом, он не задаст и тот настоящий, волнующий его вопрос, который по каким-то причинам сразу задать не может: стесняется, боится. Поэтому родители должны отвечать даже и на пустой вопрос, размышляя при этом, а что будет дальше? Куда повернется разговор?

Приведу пример из одной книги. Ребенок увидел в подъезде кошку, захотел ее погладить, а папа против:

— Не гладь, у нее блохи!

— А откуда у нее блохи? — спрашивает ребенок.

— От другой кошки.

И папа терпеливо объясняет:

— Та кошка заразилась от кошки из другого подъезда, и так до бесконечности!

И тут ребенок говорит:

— Папа, а ведь бесконечными могут быть только цифры!

И папа понимает, что ребенок-то у него философ! Кошка — лишь повод к разговору, ребенку интересна жизнь, ребенок уже знает, что есть бесконечность цифр, но нет бесконечности кошек.

Детские психологи говорят, что самые интересные, самые глубокие вопросы дети задают в возрасте до 13 лет. А после взрослые «отфутболивания» и общественные стереотипы приземляют ребенка, гасят в нем философские интересы. Ребенок становится «как все» — не высовывается, боится насмешек, оберегает границы своего личностного пространства. Вот поэтому маленьким детям нужно отвечать на их даже самые странные вопросы. А вопросы эти, при всей внешней наивности, могут оказаться невероятно глубокими.

Приведу примеры из своей семейной жизни. Когда одной из моих дочерей было пять лет, она осознала, что все люди смертны, что это неизбежно — и заплакала. Я стал ее утешать, рассказал о Царствии Небесном, о Боге и вечной жизни. Она успокоилась немножко, и потом, уже засыпая, сказала: «Папа, я по тебе скучать буду, когда ты умрешь!» Я вновь начал ее утешать, а она вдруг и спрашивает: «Папа, а ты меня узнаешь в раю?»

Этот детский вопрос на самом деле невероятно глубокий и духовный. Ведь тут, в земной жизни, человек зачастую видит лишь внешнее, а то, что хранится внутри, то есть души даже близких людей, для него закрыты, и потому уже там, за пределами земного бытия, он эти души просто не узнает, пройдет мимо, они так и останутся для него неразгаданной тайной. Узнают друг друга лишь те, кто еще при жизни срослись душами, сроднились. Пятилетний ребенок еще не может, конечно, выразить это по-взрослому, но он вполне способен это чувствовать.

Другой пример, с другой дочкой. Ей тогда, кажется, еще четырех лет не было — и перед сном она спрашивает: «Папа, а у меня в животике есть маленький?» Я опешил, отвечаю: «Да что ты, доченька, спи давай!» А она, не удовлетворившись моим ответом, спрашивает: «Ну, может, как зернышко?» Я как-то растерялся: ну не рассказывать же такой малышке о детородной системе! Пробормотал что-то вроде «Ну, потом поговорим…» А она как-то так вздохнула: «Жаль… Я бы Тёмой назвала».

И вот тут понимаешь, что просто не готов к такому разговору, не готов к тому, что ребенок уже в таком возрасте может так глубоко думать и чувствовать, что в нем уже пробуждается материнство, и ему нельзя уже просто сказать «Вырастешь — расскажу», надо заранее готовить ответы.

Одноразовый ответ

Когда ребенок спросил и вы ответили — это еще не значит, что тема закрыта. Ребенок получил ответ от вас — но это только начало разговора. Важно, чтобы на этот же вопрос он получил ответ и от других людей. Если ребенок задал вопрос маме — ей нужно потом обязательно рассказать об этом папе: вот, мол, он это спросил, а я так ему ответила. Очень хорошо, если папа подойдет к ребенку и скажет: «Знаешь, мама рассказала мне, какой вопрос ты ей задал. Это очень хорошо, что ты так глубоко мыслишь! А я со своей стороны мог бы ответить тебе так…»

То есть важно, чтобы у ребенка было объемное восприятие мира, а не плоское, однообразное. Ведь мужчины и женщины немножко по-разному мыслят, и рассказывать будут по-разному, а в результате получится стереоэффект.

Кроме того, даже если кроме вас на этот вопрос ребенку никто отвечать не будет, хорошо бы спустя какое-то время, когда ребенок станет постарше, к этому разговору вернуться, показать ему какие-то другие грани проблемы, которые ранее могли быть ему недоступны. Это, конечно, в первую очередь касается мировоззренческих или богословских вопросов вроде «откуда в мире столько зла?», «почему в Библии ничего не сказано про динозавров?», «почему Бог не мешает злым людям обижать добрых людей?» и так далее. Такие вопросы никогда нельзя исчерпать полностью, чем старше становится ребенок, тем более глубокий ответ он способен воспринять.

Ну и, конечно, если родители ответили сходу — и чувствуют, что не очень разбираются в этой теме, что их ответ был слишком приблизительным, им нужно глубже в это вникнуть, почитать какую-то литературу, спросить у знающих людей — и как можно скорее поговорить об этом с ребенком вновь, дополнить свой ответ.

Переоценка своих познаний

Бывает, однако же, и так, что родители непоколебимо уверены, что уж они-то все о Православии знают и на любой вопрос могут ответить безошибочно. Отвечают детям сходу — и отвечают неправильно, их ответы не соответствуют церковной традиции. Отвечают, основываясь на каких-то стереотипах, бытующих в околоцерковной среде, на каких-то слухах, бездумно повторяют чьи-то слова.

Особенно часто это бывает с вопросами церковной жизни, стоящими сейчас особенно остро, будоражащими общественное сознание. Например, что считать ересью? Ересь ли экуменизм? И родители, которые борются с этой ересью на просторах интернета, соответствующе и отвечают своим детям, не доверяясь мнению священников.

Между тем очень важно, чтобы ребенок понимал: у него есть семья, но есть и храм, есть и духовник, есть и приходская община, и не надо замыкаться (в том числе и со своими вопросами) только в границах семьи. Естественно, я имею в виду ситуацию, когда внимательный духовник, здоровая община (а таких все больше).

Если же родители замыкают ребенка на себя, то когда он вырастает, когда ему исполняется 14-15 лет, когда родительский авторитет падает — он остается со своими вопросами один на один. Родителей он уже не спрашивает — не доверяет, а больше рядом никого нет.

На заставке фрагмент фото FunKa-Lerele

Как говорить с детьми о Боге

Вопрос разговора с детьми о Боге появляется у всех молодых родителей. «Как говорить с детьми о Боге?» — даже воцерковленные родители иногда интересуются, как отвечать на неожиданные детские вопросы о том, кто мы, откуда и, куда идем. Каждый родитель знает, как лучше приступить к такому разговору со своим ребенком. Мы постараемся собрать рекомендации, которые помогут вам начать такую важную беседу с малышом и не отвратить его от Церкви.

В каком возрасте говорить с детьми о Боге

Начинать разговор о Боге можно с самого раннего возраста. Если ребенок с младенчества привык к Причастию, богослужениям, обстановке в храме, обычно он к сознательному возрасту уже имеет свои отношения с Богом, поэтому специального разговора может и не потребоваться. Конечно, ребенок задает вопросы, которые иногда волнуют и взрослых людей:

  • Если Бог добрый, то почему Он устроил Всемирный потоп?
  • Зачем Ева съела яблоко?
  • А почему пророки не могли предсказать, что мне поставят «двойку» по математике?

Не сердитесь и не раздражайтесь на ребенка даже, если вопрос кажется вам глупым. На многие вопросы ответа нет даже у священника. Если вы не знаете, честно признайтесь в этом, добавив, что не сомневаетесь в воле Бога и в Его желании все обратить во благо человеку. Ребенка вполне удовлетворит такой ответ, и он будет благодарен вам за честность.

Читайте также:  Венцы для венчания: что это такое и что означают, какие нужны и кто должен держать

Если вы предполагаете, что у Церкви есть ответ, который вы не знаете, можно вместе с ребенком подойти к священнику или предложить задать этот вопрос в воскресной школе.

В каждом возрасте перед ребенком стоят новые задачи и вопросы взросления. При этом дети очень долго остаются чистыми душой. Стоит только вспомнить героя книги «Над пропастью во ржи». Он вступал в период взросления, но не мог смириться с несовершенством и жестокостью взрослого мира. Иногда именно это свойство детской психики и душевной чистоты рождает вопросы о Боге, на которые нам так трудно подобрать ответ.

Как говорить с детьми о Боге

  1. Не запрещайте ребенку задавать вопросы
  2. Не пугайте ребенка
  3. Позвольте ребенку быть ребенком
  4. Будьте честны

1. Иногда от страха, что не найдется «верного» ответа, родители отмахиваются от детей:

  • Не спрашивай ерунды!
  • В Библии все написано, возьми и прочти.
  • Потому что я так сказала!

Для ребенка его вопрос — самый важный, ему так же, как и взрослому тяжело пережить, что близкий не ценит его интерес и не бережет его чувства. Постарайтесь терпеливо отвечать даже на самые странные вопросы ребенка. Хорошо, что он обращается к вам с ними, это значит, что он вам доверяет. Сохранить это доверие — очень важно для ваших взаимоотношений.

2. Не надо пугать ребенка Богом, как иногда пугают полицией или Бабой-Ягой (полицией и сказочными персонажами пугать тоже не стоит). Бог — не каратель непослушных детей и даже непослушных взрослых. У ребенка возникнет негатив по отношению к церковной жизни, если в храме он будет слышать от родителей «не бегай, а то Бог тебя накажет».

3. К вопросу о беге в храме — ребенок, конечно, не должен мешать ходу богослужения и другим прихожанам. Но, если он громко радуется на Пасху, устал и просит присесть, возможно, вам стоит погулять с ним на улице во дворе у храма или приходить к Причастию. Все подобные вопросы стоит решать индивидуально с настоятелем, но тонкая грань между баловством требующим замечания и усталостью ребенка известна только самим родителям. Не стоит забывать, что выносливость ребенка не сравнится с выносливостью взрослого, особенно, если он делает свои первые шаги в храме.

4. Не лгите ребенку, будьте откровенны с ним. Дети очень тонко чувствуют фальшь, особенно в таких важных вопросах, как разговор о Боге. К сожалению, одно неосторожное слово может на долгие годы или навсегда отвратить ребенка от Церкви. Если у вас нет ответа на вопрос, пусть с ребенком поговорит священник, которому вы доверяете.

Главные принципы христианского воспитания

  • Укрепляйте в ребенке добрые чувства: милосердие, сострадание, доброту. Простой пример — ребенок увидел котенка на улице и хочет взять его домой, но у вас нет возможности. Не стоит говорить ему «оставь это блохастое чудовище». Вы можете вместе подумать, как помочь котенку, позвонить волонтерам, принести ему еды и воды.
  • Находите время для важных разговоров. В рутине ежедневных забот нелегко уделить время для того, чтобы обсудить вопросы веры. «Почему умерла наша бабушка? Она улетела на небо? Почему же я тогда не вижу ее?», — для ребенка этот разговор может быть духовной основой, которая станет твердым фундаментом или пошатнет всю его жизнь и весь детский мир.
  • Будьте последовательны в словах и действиях. Если вы говорите ребенку не раздражаться, но сами регулярно срываете на нем усталость и злость, он будет брать пример с поступков, не доверяя вашим словам.
  • Не принуждайте ребенка. Насильное посещение Церкви еще никого не привело к искренней вере. Бог зовет всех, но Его зов — это добровольный призыв. Помочь ребенку понять и полюбить богослужение важнее того, чтобы завести его в храм любой ценой.
  • Будьте осмотрительны в разговорах при ребенке. Считается, что он «ничего не понимает», но ваши слова, обращенные к ребенку не должны отличаться от слов, обращенных к другим членам семьи. Это тоже вопрос доверия к вам.

Библия для детей

Существует Библия для детей, одобренная Русской Православной Церковью, которая рассказывает об основных событиях Священного Писания с цитатами, но в доступной детям форме. Читать ли ребенку Детскую Библию каждый родитель решает сам. Бывает, что совсем маленьким детям достаточно пересказа родителей, а взрослые способны понять Библию самостоятельно с пояснениями родителей или духовного отца.

Главное, что нужно знать о детской Библии — Ее также не стоит навязывать ребенку и читать «насильно». Молитва за сына или дочь, искреннее и доброе отношение к ребенку и к разговору о Боге с ним помогут вам!

Храм Владимирской иконы Божией Матери

с.Анат-Киняры

Как заинтересовать ребенка, рассказывая о Боге

Детям необходимо сказать: я прекрасно знаю, что вы, ребята, далеки от религии, возможно и от Церкви; вы не видите в этом всем смысла, но вы станете старше и поймете, что без этого нельзя жить. Только Христианство – ответит на все вопросы, которые у вас возникнут в жизни, поддержит во всех ситуациях. Только Христианство всем вашим мыслям, чувствам, делам придаст статус вечности.

Вы влюбитесь, и вам станет страшно, что это может закончиться со смертью, и вот тут приходит Христианство на помощь. Оно говорит: любовь никогда не закончится, мы лишь перейдем в вечность, в другую форму бытия… Вы, ребята, в жизни будете терять самых дорогих людей, и тут вам Христианство опять скажет: это лишь на время, смерти больше нет…

Вы вырастете и подумаете, зачем заниматься наукой, если земля и человечество обречены на гибель, как и все в космосе… И опять Церковь вам скажет: все ВЕЧНО , ничто не исчезнет, и каждая ваша мысль, каждое доброе дело – кирпич в деле миросозидания, в деле строительства мира. Бог строит мир. Нас Он призывает в помощники…

Важно не дать детям сумму теоретических знаний, но рассказать им, что Бог близок, что Бог ждет от каждого свободного решения: жить с Ним, или без Него.

Это, конечно, не исключает и теории в богословии, о котором мы будем рассказывать, но важно, чтобы теория не доминировала, не заслонила другое: живое чувствование Бога, или осознание, что Бог близок к нам, Бог с нами, и хоть я пока не хочу, или не готов протянуть Ему руку, Он терпеливо ждет.

Так, когда-то, в начале 90-х годов, я преподавал Основы православия молодым девушкам в Музыкальном училище. Девушки относились к предмету абсолютно несерьезно. Их в то время занимали другие мысли… Никто из них не ходил в Церковь и вряд ли верил в Бога. И вот, прошли годы, и я встречаю некоторых и вижу, что их жизнь изменилась. Несчастная любовь, тяжелое материальное существование, дети, которые болеют и страдают… И девушки поворачиваются к Богу. Одна из них (разведена, осталась с больным ребенком на руках) сказала: «Я раньше никогда не думала о Боге. Но когда мне стало невыносимо тяжело и плохо, я вспомнила Ваши слова о том, что Бог всегда нас ждет и всегда любит. И я обратилась к Богу и теперь другой жизни, без Него, не представляю…»

Другой характерный пример. Я преподавал некоторое время в школе детям 6 лет. Это была светская школа, светские дети, и мой предмет шел всего один раз в неделю.

Но детки любили уроки, всегда с нетерпением ждали. Я старался, прежде всего, дать не сумму знаний, но чувствование, что Бог это близкое любящее Существо, и что мы можем встретиться с Ним и общаться… Потом я из этой школы ушел. И вот через 4 года я встретил в соборе, где служил, девочку, которую, как мне казалось, я где-то уже видел. Я наблюдал за девочкой около месяца, но не мог вспомнить, где я ее встречал. И когда я подошел и спросил, девочка ответила: «Вы преподавали у нас в школе. Тогда я училась в первом классе… Родители мои неверующие, и они мне не разрешали ходить в Церковь, а теперь я уже немного выросла, учусь в пятом классе, и они мне разрешают самостоятельно гулять, и я хожу в Церковь…» Я был поражен и спросил, что эта девочка (ее зовут Маша) помнит из моих уроков. Не помнит почти ничего, но говорит, что с тех самых пор она верила в Бога, молилась Ему и мечтала встретиться с Ним в Таинствах Церковных.

Мне было еще интересно, кто-то из ее класса верит в Бога? Сказала: да, верят, и некоторые ходят в Церковь, а также помнят мои уроки, но не истории (о них остались весьма смутные воспоминания), а мои слова о Боге, Таком великом, любящем, милосердном…

И дело здесь не в выдающейся личности преподавателя, каковой в моем случае и нет, а в правильной методологии. Детям показали, что Бог – любящий Отец, и этот Отец ждет от нас действий, хочет, чтобы мы жили не кое-как и не сами по себе, а только с Ним… И дети прочувствовали это на своем маленьком, но полноценном опыте. Они мало, что помнят о Библейской Истории, которую я им рассказывал, но помнят о любви Божией и сами любят Бога.

После всего сказанного важно подчеркнуть, что я не выступаю как противник теоретического преподавания. Считаю, что Катехизатор должен быть максимально развит и начитан, чтобы вести полноценные уроки.

Я считаю, что люди, не читающие религиозную литературу, не имеют права катехизировать и преподавать. Те, кто думают, что им достаточно для религиозного развития слушать воскресную проповедь да листать популярные религиозные журналы с картинками — не имеют права приступать к Катехизации.

Преподавание требует максимальной религиозной эрудиции, причем следует стремиться к тому, чтобы каждый урок был событием, праздником для ученика.

Священник Константин Пархоменко. Как заинтересовать ребенка, рассказывая о Боге-2

Специфика религиозного преподавания

Все прекрасно понимают, что как бы много мы ни давали информации детям, занимающимся в Воскресной школе или на курсах при храме, настоящих всесторонне богословски – образованных и развитых христиан мы не воспитаем.

И дело здесь даже не в обширности богословских наук, ведь для того, чтобы изучить только один раздел богословия, например «Экклезиологию» (учение о Церкви), можно потратить всю жизнь. Вот, например, я вместе с моими друзьями-соучениками занимался в Духовной Семинарии 4 года и плюс еще 4 года в Духовной Академии. Каждый день у нас было примерно 6 уроков по 45 минут. Я посчитал, что, как минимум, это 13 тысяч уроков за все восемь лет обучения. Представьте, 13 тыс. уроков! И можно ли сказать, что после этого безумного количества проведенных за партой часов мы изучили богословие. Конечно, нет. Мы лишь узнали основы, азы и теперь самостоятельно продолжаем свое образование.

Поэтому, берясь преподавать Закон Божий или катехизируя детей, мы сразу должны смиренно понимать, что никаких глубин богословской науки мы дать не сможем. А поэтому стремиться к тому, чтобы предельно насытить информацией урок, не следует.

Да и вообще, почему мы думаем, что ребенок глубоко воспринимает то, что мы ему говорим о Боге? Для нас, взрослых людей, эти слова насыщены содержанием, они несут в себе смысл; мы на личном опыте убедились, например, в том, что Бог существует, что Он благ и милосерден. Но что мы будем говорить об этом ребенку или, тем более, подростку, здоровому, сильному, который считает, что весь мир у него в кулаке, что он сам творец своего счастья и своей жизни.

Один незадачливый катехизатор апеллировал к совести подростков: «Не единым хлебом жив человек. », на что ему ученик ответил: «конечно, не единым, еще ведь есть колбаса. »

Итак, первое и самое главное утверждение: не надо стремиться дать ученику как можно больше религиозных знаний. Все равно, много не дадим, не получится, но зато упустим самое важное, о чем будет сказано ниже.

Второй тезис: запоминаются только те знания, которые используются учеником повседневно. Например, математика усваивается именно потому, что из года в год мы ею пользуемся. Но, когда мы начинаем в шестом и далее классах изучать теоретическую математику, она скоро забывается, если мы не выбираем себе техническое поприще.

Это же можно отнести и к Закону Божиему, и к Катехизации. Сколько бы мы ни стремились дать знаний нашим ученикам, они, кроме смутных обрывков, ничего не запомнят. Жизнь пойдет дальше: институт, работа, взрослая жизнь и так далее.

Приведу пример. Моя жена с самого юного возраста занималась в Воскресной школе г. Ленинграда, тогда одной из первых в Советском Союзе. Она занималась там в течение 6 лет (с 10 до 16 лет) еженедельно, и ей преподавали священники, все имевшие высшее богословское образование (достаточно роскошная ситуация). Вместе с ней занимались другие девочки и ребята.

И вот, я расспрашивал жену о том, что ей преподавали, и она почти ничего не могла вспомнить. Слава Богу, она осталась верующей и продолжила религиозное образование на богословских курсах при Духовной Академии. (Там мы с ней и познакомились, но это уже другая история.) Две трети ее соучеников ушли из Церкви. Они не то чтобы неверующие, но не церковные люди. А кто-то подался в буддизм, в оккультизм.

Я специально встречался с этими ребятами и расспрашивал, что они вынесли из уроков Закона Божьего, ведь занимались они 6 (!) лет. Оказалось, кроме некоторых смутных воспоминаний – ничего. Да, говорят, помним, что этот, в Библии, пошел туда, этот сюда. ну и что.

Читайте также:  Крестный ход: что такое и в чем смысл, маршрут, виды

Никто не встретил Бога на личном уровне, никто не решил прожить жизнь, как подобает христианину, никто не загорелся всего себя посвятить служению человечеству. Мало кто понял, что когда плохо, трудно, можно обращаться за помощью к Богу.

И проблема здесь не в ребятах, а, по моему глубокому убеждению, в способе и форме преподавания.

И вот здесь надо сформулировать то, что является, на мой взгляд, самым важным моментом в преподавании Закона Божьего, или в Катехизации. Что же, если не сумма знаний?

А самым важным является стремление донести до ребят то, что составляло КЕРИГМУ, основу упования Древней Церкви.

Мы помним, что апостолы никогда не разворачивали перед слушателями панораму Ветхозаветной истории, не рассказывали: этот патриарх пошел туда, а этот туда. Апостолы не углублялись в теологические тонкости и частные вопросы.

Их проповедь была краткой, но несла в себе максимум смысла: Бог, движимый любовью, выходит к человеку навстречу и дарит Себя в Сыне. Иисус Христос – не просто учитель, морализатор, это Тот, Кому мы должны подражать и Тот, Кого мы должны принять в себя. Принять Христов образ жизни, образ мышления, наконец, самое главное, Его силу.

Вот что должно отражаться на наших лицах, лицах учителей и катехизаторов; вот чем мы должны свидетельствовать детям. нет, скажу точнее – делиться с детьми.

Необходимо сказать: я прекрасно знаю, что вы, ребята, далеки от религии, возможно и от Церкви; вы не видите в этом всем смысла, но вы станете старше и поймете, что без этого нельзя жить. Только Христианство – ответит на все вопросы, которые у вас возникнут в жизни, поддержит во всех ситуациях. Только Христианство всем вашим мыслям, чувствам, делам придаст статус вечности.

Вы влюбитесь, и вам станет страшно, что это может закончиться со смертью, и вот тут приходит Христианство на помощь. Оно говорит: любовь никогда не закончится, мы лишь перейдем в вечность, в другую форму бытия… Вы, ребята, в жизни будете терять самых дорогих людей, и тут вам Христианство опять скажет: это лишь на время, смерти больше нет…

Вы вырастете и подумаете, зачем заниматься наукой, если земля и человечество обречены на гибель, как и все в космосе. И опять Церковь вам скажет: все ВЕЧНО, ничто не исчезнет, и каждая ваша мысль, каждое доброе дело – кирпич в деле миросозидания, в деле строительства мира. Бог строит мир. Нас Он призывает в помощники.

Важно не дать детям сумму теоретических знаний, но рассказать им, что Бог близок, что Бог ждет от каждого свободного решения: жить с Ним, или без Него.

Это, конечно, не исключает и теории в богословии, о котором мы будем рассказывать, но важно, чтобы теория не доминировала, не заслонила другое: живое чувствование Бога, или осознание, что Бог близок к нам, Бог с нами, и хоть я пока не хочу, или не готов протянуть Ему руку, Он терпеливо ждет.

Так, когда-то, в начале 90-х годов, я преподавал Основы православия молодым девушкам в Музыкальном училище. Девушки относились к предмету абсолютно несерьезно. Их в то время занимали другие мысли. Никто из них не ходил в Церковь и вряд ли верил в Бога. И вот, прошли годы, и я встречаю некоторых и вижу, что их жизнь изменилась. Несчастная любовь, тяжелое материальное существование, дети, которые болеют и страдают. И девушки поворачиваются к Богу. Одна из них (разведена, осталась с больным ребенком на руках) сказала: «Я раньше никогда не думала о Боге. Но когда мне стало невыносимо тяжело и плохо, я вспомнила Ваши слова о том, что Бог всегда нас ждет и всегда любит. И я обратилась к Богу и теперь другой жизни, без Него, не представляю. »

Другой характерный пример. Я преподавал некоторое время в школе детям 6 лет. Это была светская школа, светские дети, и мой предмет шел всего один раз в неделю.

Но детки любили уроки, всегда с нетерпением ждали. Я старался, прежде всего, дать не сумму знаний, но чувствование, что Бог это близкое любящее Существо, и что мы можем встретиться с Ним и общаться. Потом я из этой школы ушел. И вот через 4 года я встретил в соборе, где служил, девочку, которую, как мне казалось, я где-то уже видел. Я наблюдал за девочкой около месяца, но не мог вспомнить, где я ее встречал. И когда я подошел и спросил, девочка ответила: «Вы преподавали у нас в школе. Тогда я училась в первом классе. Родители мои неверующие, и они мне не разрешали ходить в Церковь, а теперь я уже немного выросла, учусь в пятом классе, и они мне разрешают самостоятельно гулять, и я хожу в Церковь. » Я был поражен и спросил, что эта девочка (ее зовут Маша) помнит из моих уроков. Не помнит почти ничего, но говорит, что с тех самых пор она верила в Бога, молилась Ему и мечтала встретиться с Ним в Таинствах Церковных.

Мне было еще интересно, кто-то из ее класса верит в Бога? Сказала: да, верят, и некоторые ходят в Церковь, а также помнят мои уроки, но не истории (о них остались весьма смутные воспоминания)1, а мои слова о Боге, Таком великом, любящем, милосердном.

И дело здесь не в выдающейся личности преподавателя, каковой в моем случае и нет, а в правильной методологии. Детям показали, что Бог – любящий Отец, и этот Отец ждет от нас действий, хочет, чтобы мы жили не кое-как и не сами по себе, а только с Ним. И дети прочувствовали это на своем маленьком, но полноценном опыте. Они мало, что помнят о Библейской Истории, которую я им рассказывал, но помнят о любви Божией и сами любят Бога.

После всего сказанного важно подчеркнуть, что я не выступаю как противник теоретического преподавания. Считаю, что Катехизатор должен быть максимально развит и начитан, чтобы вести полноценные уроки.

Я считаю, что люди, не читающие религиозную литературу, не имеют права катехизировать и преподавать. Те, кто думают, что им достаточно для религиозного развития слушать воскресную проповедь да листать популярные религиозные журналы с картинками – не имеют права приступать к Катехизации.

Преподавание требует максимальной религиозной эрудиции, причем следует стремиться к тому, чтобы каждый урок был событием, праздником для ученика.

В нашем преподавании не должно быть рутинности, обыденности. Следует вносить в урок или встречу элемент новизны, необычности.

Особенно это удобно, если занятия проводятся не в общеобразовательной школе, а в воскресной школе при храме.

Дети будут идти охотней на урок, всегда ожидая сюрприза. Например, можно, не предупреждая заранее, объявить, что сегодня будет поход в музей (где вы проведете урок, рассказывая про иконы или картины религиозного содержания, а может быть, про какой-то конкретный эпизод из Священной Истории, стоя перед картиной) или экскурсия в монастырь, какой-нибудь храм (где можно рассказать об убранстве, символике храма). Можно провести урок в парке, на природе. Конечно, беседу следует сделать как можно проще и доступней. Пусть дети просто отдохнут в этот раз.

Однажды я в общеобразовательную школу, где преподавал детям семи лет, принес коробку мороженого и раздал всем по порции. Это было так необычно, что дети еще долго об этом вспоминали.

В старших классах, когда закончится курс катехизиса, знакомства с православием, можно предложить такую форму преподавания: изучение Священной Библейской Истории.

Педагог (или кто-то из учеников) прочитывают фрагмент из Писания, и вы предлагаете ученикам его прокомментировать. Затем вы объясняете, как на самом деле следует понимать Священный текст и почему именно так, а не иначе мы его должны толковать. Обратите внимание: вы поясняете, почему так, а не иначе, надо истолковать текст. Урок не должен превращаться в научно-безграмотную плюралистичную дискуссию. Ученики должны помнить, что последнее слово остается за преподавателем, который знает как на самом деле следует истолковать библейский фрагмент. Учитель же, безусловно подготовленный и знающий как научные так и святоотеческие комментарии к разбираемому тексту, должен поощрять живую мысль учеников и по возможности их самих подводить к правильному ответу на поставленные вопросы.

Естественно, что при подобных занятиях самой первой вводной беседой с учениками должна быть беседа об основах православной экзегетики. Следует рассказать, что святые отцы и учителя Церкви находили в Слове Божием несколько уровней смысла. Ориген, еще в 3-м веке сравнивал Писание с миндалем. Как известно, миндаль состоит из горькой кожуры, защитной скорлупы и лишь затем зерна. Так же и Священное Писание, отмечал Ориген, состоит из горькой кожуры внешнего смысла: встал, пошел, сделал; защитной скорлупы нравственного учения, побуждающего к очищающей и терпеливой аскезе, подготавливающей дух к восприятию высшего смысла; и лишь после всего достигается духовное зерно подлинного смысла. Постепенно у святых отцов обрело четкие очертания учение о четырех смыслах Писания. Это: 1) исторический или буквальный; 2) аллегорический; 3) этический или нравственный; 4) мистический или духовный.

Оценки – это достаточно сложный вопрос и единого мнения здесь быть не может. С одной стороны, оценки в школе приучают к дисциплинированности, серьезности, с другой стороны, превращают живое спокойное постижение основ религии в предмет, в обычный урок, который нужно выучить, сдать и забыть.

Мое убеждение таково: оценки ставить нужно лишь в старших классах и в том случае, если есть последовательное и постепенное изучение предмета, поставленного в сетку часов.

Если вы встречаетесь с детьми при храме, конечно, никакие оценки неуместны; тем более неуместны оценки для маленьких детей, они слишком всерьез к оценкам относятся, чтобы их душевно травмировать понапрасну.

Уроки православия. Детям о Боге. Малышам

Глава I
КТО ТАКОЙ БОГ?
– Бабушка, расскажи мне, кто такой Бог, – попросил бабушку Петя, – Он человек?
Бабушка подумала и сказала:
– Нет, не человек. Посмотри, Петенька на солнышко. От него к нам тепло идёт и свет. Пригревает оно землю, освещает, и помогает расти деревьям и травам. Вот и Бог, как солнышко, даёт людям жизнь. Только он невидимый. Люди всё на небо смотрят, чтобы Бога разглядеть, а он — везде. Всех видит, слышит и потихоньку разговаривает. Мысли людям посылает и слова подсказывает добрые и хорошие. Есть у него помощники. Невидимых помощников называют ангелами. Люди их представляют себе в белых одеждах с крыльями. Как будто по небу они летают. Приносят ангелы людям от Бога известия. Если тебе ангел ночью известие принесёт — проснёшься утром и знаешь, что днём случится. Видимые помощники Бога, священники, в церкви служат. Они такие же люди, как и все другие. Передают Богу просьбы и поют в церкви песни, которым их научили ангелы. Одеты священники в длинные красивые платья — ризы. На груди носят крест. Крест показывает, что выполняют они нелёгкую службу. За то, что служат Богу и людям, охраняет их Бог от всякого зла.
– А в церкви на стенах портреты Бога висят?
– Это, Петенька иконы. На них Бог нарисован и Сын Божий со своими учениками. Бог, для того, чтобы люди узнали, какой он, сделал так, чтобы на Земле родился его сын.
– А сын на Бога похож?
– Лицом он, на маму свою похож, Марию, а вот душой — на Бога. Очень уж мудрый да справедливый.
– Бабушка, а что такое душа?
– Душа, Петенька, внутри человека. Увидеть её нельзя. Душа такая нежная и тоненькая, что и глазом не увидишь, и через очки, и в микроскоп. А почувствовать можно. Душа твоя за тебя и радуется, и плачет, и болит. И характер твой, добрый или сердитый, и настроение, весёлое или грустное — это тоже твоя душа.
– А где же она у меня?
– Душа с каждой твоей клеточкой связана. И с головой, и с руками, и с
ногами, и с животом, и с сердцем. Всё она замечает, что у тебя внутри происходит. И на всё откликается. И на радость, и на горе. Если сильно огорчаешься и боль в груди чувствуется – это, говорят, душа болит.
– А у кошки есть душа?
– Есть и у кошки. Только душа её не так много чувствует, как человеческая. Душа ведь с разумом связана. А кошке думать гораздо меньше приходится, чем человеку.
– А у Бога, бабушка, душа большая?
– Да, Петенька, душа у Бога огромная, добрая и красивая. Бог хочет, чтобы у всех людей души такие же были, чтобы люди только доброе делали, пели, рисовали и радовались. Бог своей душой всё чувствует, что с каждым человеком случается, и с ангелом. И всех очень любит.
– Ангелов много, бабушка?
– Ой, много, Петенька! У каждого человека свой ангел- хранитель есть. Ангелы Бога охраняют и людей защищают.
– А если я ангела сейчас позову, он прилетит?
– Если помощь тебе нужна – прилетит. Только ты его не увидишь, он же невидимый. А беду отгонит. Чтобы ангел тебя поскорей услышал, надо слова особенные говорить — молитвы. Тех людей, кто в церковь ходит и молитвы читает, Бог слышит и помогает им.
– Бабушка, а где Сын Божий живёт?
– О жизни Сына Божия его ученики книгу написали. Называется она Евангелие. Я сейчас тебе о Сыне Божием и его учениках расскажу.

Читайте также:  Рецепты кухни второй недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Глава II
РОЖДЕСТВО
Очень давно, в Иудейском городе Вифлееме, у плотника Иосифа и его жены Марии, родился сын. День его рождения стал первым днём нового календаря. По нему люди считают дни уже больше двух тысяч лет. Ещё до того, как Иосиф и Мария стали мужем и женой, Иосиф увидел во сне ангела. Ангел рассказал ему, что Бог сделал так, чтобы у Марии родился сын, похожий на Бога. Очень добрый, мудрый, честный, сильный и красивый. Когда малыш вырастет, он сможет делать невероятные чудеса и станет любить людей так же сильно, как и его Небесный Отец. Он будет не только человеческим сыном, но и Сыном Бога.
Так и случилось. У Марии родился мальчик. Родители назвали его Иисусом. А народ прозвал Иисусом Христом, что означает Спаситель. Предсказатели или пророки, говорили, что в те дни родится человек, который спасёт всех людей Земли от гибели. В те давние времена люди были неграмотными, плохо знали законы, ссорились и воевали между собой. Бог сердился за это на людей.
Через своего Сына он хотел предостеречь их: если люди не перестанут обижать друг друга, через две тысячи лет они превратятся в страшных злодеев и могут погубить Землю.
Спастись от гибели сумеет только тот, кто научится жить по новым законам и перестанет быть злым. А объяснить людям законы сможет только Иисус Христос, потому что будет слышать самого Бога.
Ранним утром, когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. Восточные волшебники, волхвы, увидели эту звезду и поняли: Бог дал людям знак, что Спаситель родился. Волхвы пришли посмотреть на малыша и принесли ему подарки. А звезда указывала им путь.

Глава III
БЕГСТВО
Иудейский царь Ирод услышал о рождении великого человека и испугался, что когда Иисус вырастет, может стать царём вместо него. Ирод не знал, где поселились родители с малышом, и никогда их не видел, поэтому приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме.
Но Иосифу ночью снова привиделся ангел и предупредил его об опасности. Той же ночью отец и мать убежали, вместе с маленьким Иисусом, из Иудеи в другую страну, Египет, в город Назарет. А через несколько лет вернулись в Иудею.

Глава IV
КРЕЩЕНИЕ
До тридцати трёх лет Иисус жил вместе с родителями. Он ходил с ними в церковь, и все восхищались его мудростью, стараниями в учёбе и добротой. В те дни, в Иудейской пустыне жил Иоанн Креститель. Он говорил людям, которые поступали плохо, что им нужно рассказать о том, что натворили и попросить за это прощения. Значит, покаяться. А потом — креститься. То есть войти в воду для того, чтобы показать, что хотят стать чистыми и честными. Пророки сказали Иоанну, что люди смогут жить правильно только после раскаяния и крещения. Тогда Бог будет их слышать и помогать им. А Иисус сможет научить людей новым законам. Сам Иисус тоже пришел к Иоанну Крестителю в пустыню, поговорил с ним и окунулся в воду реки Иордан. В то время, как Он входил в воду, на небе появился свет и с небес послышался голос Бога: «Он Сын Мой возлюбленный, и в Нём Мое благоволение». Это было благословение Бога, или пожелание, чтобы дела Иисуса благополучно свершились.

Глава V
В ПУСТЫНЕ
После крещения ангел привёл Иисуса в глубь пустыни, где Иисус должен был пройти испытание. Учителю нужно стать сильным, смелым и терпеливым.
Четырнадцать дней и ночей Иисус терпел в пустыне голод, а потом захотел есть. Тогда подошёл к нему дьявол, самый главный и злой колдун, и сказал: «Если ты Сын Божий — сделай камни хлебом, иначе с голода умрёшь». Иисус не испугался и ответил: «Не только хлеб дает человеку жизнь, но и помощь Божия». И не стал дьяволу подчиняться. Тогда дьявол отнёс Иисуса в город, поставил на высокую стену и сказал: «Если ты Сын Божий, прыгай вниз. Написано в книге, что повелел Бог ангелам спасать людей. Попроси Бога, пусть ангелы подхватят тебя на руки до того, как упадёшь на камни». Сказал Иисус: «Написано в книге: не делай так, чтобы звать Бога на помощь по пустякам». И не стал прыгать вниз. Поднял Его дьявол на высокую гору, показал все сокровища мира и сказал: «Всё тебе отдам, если поклонишься мне». Но велел ему Иисус: «Иди за мной сатана, написано: только Господу Богу поклоняйся и ему одному служи». Тогда отошёл от него дьявол. Ангелы окружили Иисуса и заботились о нём.
Узнал Иисус, что враги схватили Иоанна Крестителя и заперли в темницу и ушел из Назаретской земли в другую землю, Галилею. Там начал Иисус учить людей, Он уговаривал их покаяться, чтобы души их стали чистыми, и Бог заговорил с ними.

Глава VI
В НАЧАЛЕ ПУТИ
Когда проходил Иисус по берегу моря Галилейского, увидел двух рыбаков, братьев Петра и Андрея. Они забрасывали в море сети. Сказал им Иисус: «Ступайте за мной и все люди захотят подружиться с вами». Братья оставили свои сети и пошли за ним. Увидели они на корабле братьев Иакова и Иоанна и позвали за собой. Прошёл Иисус по всей Галилее, рассказывал о Боге и законе Божием. Лечил людей без лекарств. Разлетелся об этом слух по всей стране. Стали приходить к Иисусу со всех сторон больные, и он исцелял их. За ним шли многие люди из Галилеи и десяти городов и земель, и от Иерусалима, и от Иудеи и от Иордана.

Глава VII
КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ
Увидел Иисус, что собралось много народа, поднялся на гору вместе с учениками и стал говорить:
Хорошо быть прилежными: старательным ученикам Бог помогает.
Лучше быть обиженными, чем обидчиками: тех, кто обиду стерпел, Бог утешит и поддержит.
Лучше быть послушными: их все любят, постепенно все люди такими станут.
Лучше быть честными: у них врагов нет, потому что никого не обманывают.
Лучше быть добрыми: люди им добром за добро платят, а Бог в делах поможет.
Лучше быть терпеливыми и не огорчаться, если люди недоброе говорят. Пусть насмехаются и грубят, если глупые.
Хорошо быть смелыми: с ними Бог всегда рядом.
Добрые и учёные люди, всё равно, что соль земли. Если
соли не будет, чем еду солить? Плохо будет тому, кто соль рассыплет и растопчет. Вот и вы берегите себя.
Если будете так поступать, Бог станет вас сыновьями считать и наградит за то, что своими делами его прославите.

Бог — это идеальное совершенство, гармония, равновесие, абсолютная правда, то есть, Истина. Позволяют её достигнуть добродетели: честность, кротость, доброта, смелость, мудрость, сила, вера, надежда и любовь. Истина делает жизнь человека красивой, счастливой и славной — райским блаженством.

Око — светильник для тела, делает разум светлым, а человека мудрым.
Сердце — источник тепла, делает чувства тёплыми, а человека — добрым.

Уста — дверь для Истины.

В разуме живёт мудрость, в сердце — любовь, а в устах — мудрое, доброе и верное слово, поэтому Библейское имя Бога: Любовь, Премудрость и Слово.

Как говорить с ребенком о Боге?

Надо ли говорить с ребенком о боге, каждый родитель решает для себя сам. Но если у вас такое желание появилось, важно не только донести до малыша религиозные ценности, но и адаптировать свой рассказ в соответствии с его возрастом.

2 июня 2017 · Текст: Светлана Любощиц · Фото: GettyImages

Наталья Голубева – системный семейный психотерапевт

действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги

Каждая семья придерживается своих мировоззренческих принципов. Они могут быть основаны как на религиозной, так и на атеистической системе, могут быть смешанными (если родители по-разному относятся к религии) и, наконец, родители могут быть равнодушны к религии, то есть не придавать значения религиозным проблемам. Но в любой семье ребенок рано или поздно начнет задавать вопросы о Боге и его сущности. В семьях верующих, где дети, наблюдая за взрослыми, буквально с первых дней сталкиваются с религией, подобная любознательность малыша никого не поставит в тупик. К тому же существование Бога для детей из религиозных семей не является открытием. В современной же светской семье не слишком часто размышляют о божественном, считая вопросы веры личным делом каждого человека или попросту не придавая им особого значения. Так что нередко мы оказываемся не готовы к разговору с нашими детьми на «божественную тему». И вопросы детей о Боге часто ставят родителей в тупик. Многие родители предпочитают вообще не говорить со своим ребенком об этом, надеясь, что, повзрослев, малыш сам во всем разберется. И совершенно напрасно.

Избегая разговоров с детьми о вопросах веры, устройства мира, мы лишаем их возможности приобретать культурный и духовный опыт.

«В том, что касается религиозного воспитания, родителям необходимо снабдить ребенка знаниями, которые подготовят его к восприятию нашего мира и привлекут внимание к разнообразию людских мнений и верований, – говорит французский психоаналитик Малек Шебель (Malek Chebel). – Только так он сможет познакомиться с разными взглядами на мир, нормами морали и поведения. Это пригодится ему в будущем, ведь всегда полезно взглянуть на подобные вещи по-новому, открыто и непредвзято».

Открыто и искренне

Бог, Божественный мир, мироустройство – знание об этом даст вашему ребенку чувство безопасности. Безопасность – одна из базовых потребностей человека. Ребенок должен чувствовать себя в своей семье в безопасности, и это ощущение изначально должны создать родители. Но когда в семье есть тайны или взрослые не отвечают на вопросы младших членов семьи, у малыша возникает тревога, он чувствует, что от него что-то скрывают, и отправляется на поиски ответов уже без поддержки взрослых. В результате могут возникнуть серьезные проблемы.

Когда нет доверительных разговоров между родителями и детьми, могут появиться «добрые» дядечки и тетечки, которые могут пригласить вашего ребенка на «интересную беседу». Уже через несколько сеансов таких бесед по душам, у ребенка может возникнуть чувство, которое по свою состоянию близко к зависимости, наркотическому состоянию. В таких сектах распространены педофилия и прочие сексуальные преступления. В свое время подобные случаи происходили во многих странах (Великобритания, Франция, Аргентина, Австралия сообщали о секте «Семья» («Дети Бога»), где детей принуждали заниматься «ритуальной проституцией»). В наше непростое время, связанное с распространением терроризма в мире, есть угроза вербовки ребенка в ряды террористов. В последнее время появились секты, которые делают российским школам заманчивые предложения стать успешными, богатыми, более развитыми и избавиться от детских комплексов и страхов. Чтобы этого не произошло, с детьми надо разговаривать открыто и искренне. Такие беседы помогают формировать личность ребенка. Если же взрослые пытаются отшутиться, перевести разговор на другую тему, отвечают уклончивыми фразами, дети получают сигнал: что-то не так.

Знакомство с религиями

Познакомьте ребенка с различными культурами и религиями. Покажите ему памятники религиозной архитектуры – церкви, синагоги, мечети, католические костелы. Объясните, для чего они нужны, обратите внимание на их сходство и различия.

Обязательно надо предупредить ребенка, что люди не могут (не могли) найти ответ на вопрос о возникновении нашей планеты, живых существ, в том числе людей, и идея о существовании Бога – одна из версий, с помощью которой люди пытаются объяснить устройство мира и развитие жизни. Для полноты картины можно рассказать и о других гипотезах возникновения мира: теории «большого взрыва» и дарвинизме.

Рассказывать о Боге, религиях надо простыми словами. Облегчить задачу может посещение музеев, картинных галерей, например, Третьяковской, где представлены картины известных художников с евангельскими или ветхозаветными сюжетами. Опираясь на них, можно вести разговор о Боге, кроме того, творения великих мастеров помогут ребенку наглядно представить себе «действующих лиц» ваших рассказов.

Особенности восприятия

Говоря с ребенком о Боге, надо учитывать особенности детского восприятия. В 3-5 лет карапуз отнесется к вашему рассказу, как к сказке, и будет слушать с увлечением. Понять идею о Боге и смысл религии он сможет лишь с 5 лет. Но даже трехгодовалому малышу, скорее всего, удастся объяснить символы веры, их предназначение, увлекут его и рассказы о религиозных праздниках. В 5-7 лет ребенка волнуют уже более сложные вопросы: «Когда я умру? Что такое душа? А когда люди умирают, куда они попадают?» И дети в этом возрасте способны не просто верить в существование абстракций, но и вообразить их. В 7-11 лет ребенок сможет понять смысл и этику религиозных обрядов и религиозных норм. В 12-15 лет познавательные способности подростка развиваются до уровня взрослого человека. Подросток начинает осознавать духовное содержание любой религии.

Не стоит бояться того, что после разговоров о Боге и религии ребенок тут же попросит, чтобы его крестили или начали водить его на церковные службы. В семье, где разговоры о Боге возникают лишь время от времени, вряд ли это возможно.

Дав ребенку общее представление о Боге, вы лишь предоставите ему право выбора религии или отрицания веры, которым он воспользуется, когда станет взрослым.

Ссылка на основную публикацию