Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл и автор, значение

Что означает крылатая фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражения такого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.

Значение выражения

Приходилось слышать самые неожиданные толкования фразы о благих намерениях, вымостивших дорогу в ад. Наиболее близко к истинному значению звучит точка зрения такого плана: какая-то особа постоянно собирается сделать что-то полезное, доброе, но дальше этих намерений дело не идет – то времени нет, то возможности, то текучка заедает. Так эти замыслы замыслами и остаются, т. е. превращаются в несделанные добрые дела. Каждое из них – булыжник в упомянутой мостовой, ведущей в ад. Потому что если намеченные добрые дела не сделаны, появляется пространство для злых деяний, т. е. для греха.

Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку – помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь – стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.

Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.

Вариации выражения

Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: “Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад”.

Происхождение фразы и ее вариантов

История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.

Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада».

Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.

Употребление выражения

Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.

Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.

Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».

А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.

Синонимы

Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».

Заключение

Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.

А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.

Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания

Среди массы крылатых фраз есть такие, которые скрывают в себе глубокий философский смысл. Их применение в разговорной речи зачастую может вызывать интеллектуальные споры. Сохраняя одно и то же значение, некоторые крылатые изречения могут иметь несколько смысловых нагрузок. Одно из таких выражений мы рассмотрим. Узнаем, откуда оно произошло и что означает, а также в каких ситуациях его применять.

Изречение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» сегодня относят к поговоркам. Разница в том, что оно имеет автора, и не одного. Выражение, подобное приведенному выше, применяли в своих произведениях многие авторы .

Откуда появилось изречение

Иеромонах Иов (Гумеров) вспоминает как минимум двух человек, в трудах которых, присутствует эта фраза. Джеймс Босвелл, писатель, живший в 18 веке, в одном из своих творений приводит подобное высказывание. Еще раньше священник из Англии Джордж Герберт высказывался: «Ад полон добрыми намерениями».

Обе фразы слегка отличаются от рассматриваемой. Говоря о дороге в преисподнюю, на самом деле подразумевают сам ад. Однако простой человек, вряд ли ощутят существенную смысловую разницу между изречениями.

Иеромонах Иов подробно расшифровывает известное высказывание, что совершенно не схоже с обывательским объяснением. Он утверждал, что одних лишь благих намерений недостаточно, чтобы угодить Спасителю. Пожелания не соединят нас с Господом. Как правило, намерения остаются лишь желаниями, которые никогда не станут реальностью. Чтобы угодить Всевышнему, необходимо иметь непоколебимую веру. Только она способна провести христианина через испытания и тернии .

Значение выражения

Существуют самые разнообразные толкования высказывания о благих намерениях, вымостивших дорогу в преисподнюю. Человек постоянно намеревается сделать что-то хорошее, полезное, но все на этом и заканчивается. Постоянно находятся отговорки: то нет возможности, то времени, то повседневные дела затягивают. Так эти намерения и остаются всего лишь замыслами, превращаясь в несовершенные добрые дела. Каждое из них – камень в упомянутой дороге, ведущей в преисподнюю, так как несовершенные добрые намерения дают пространство для недобрых поступков, т. е. для греха. Это, пожалуй, наиболее верное толкование этой крылатой фразы.

Зачастую замыслы не касаются другого человека – ухаживать, помочь, защитить, а целью является стать лучше самому. Такие намерения выполнить наиболее трудно. Доброе дело не нужно планировать сделать, а нужно действовать. Изречение применяют в случае, когда, пытаясь сделать добро, человек получает совершенно противоположный результат, как правило, с негативными последствиями .

Почему важно научиться отделять ложь от истины

Сегодня много вероисповеданий, и людям трудно в них разобраться. Только правильная вера способна спасти человека от греховных пут. Патриархи Церкви много рассказывали об этом. Как утверждал святитель Иоанн Златоуст, правильная вера поможет справиться с любыми проблемами.

В современном мире образовалось много различных лжеучений, которые несут веру, в основе которой лежит гордыня или невежество человека. Все они не ведут к Богу, а являются именно «благим намерением». Путь к Всевышнему один, и он непростой.

Православный человек кроме веры, должен иметь разум и рассуждение. Верующий должен уметь отличить ложь от истины, видеть уловки темных сил. Церковнослужители убеждены, что создателями всех сект являются демонические темные силы, цель которых, увести с пути праведного души. В результате они уже не могут спастись по той простой причине, что человека очень тяжело вытащить из секты, еще сложнее вернуть его в Церковь.

Православный верующий должен постоянно помнить меткое выражение о благих намерениях, чтобы не забыть, как легко можно сбиться с истинного пути .

Варианты выражения

В русском языке слова могут изменяться, знакомые выражения начинают звучать по-другому, обретая иной смысл, но при этом сохранив содержание, изменяя словесную форму. Так, высказывание о благих намерениях иногда изменяет глагольную форму, оставляя смысл. В этом случае выражение может звучать следующим образом: дорога в ад выстелена, устелена, устлана.

Как вымощена, так и устлана благими намерениями может быть дорога в преисподнюю. Существуют и другие интересные варианты. Один из них звучит примерно следующим образом: «Из благих намерений дорожка прямо в ад» .

Употребление выражения

Изречение достаточно часто применяют не только в повседневной жизни, его активно используют журналисты и литераторы. Существует также и краткий его вариант: «благими намерениями», которая имеет концовку с аналогичным значением. В библейском смысле фраза применяется не реже, чем в повседневном. Как говорил апостол Иаков, вера без дел мертвая, говоря другими словами, благие намерения, которые не осуществились — результат маловерия и не ведут к спасению.

Вполне обоснована и такая точка зрения: в этом выражении перед словом «намерения» пропущено «нереализованные». Это как к примеру, воспитывая ребенка, руководствуясь благими побуждениями, делаешь для него все. При этом он может вырасти совсем недостойным человеком. Перед тем, как сделать какое-либо благо, нужно бы разобраться, что для конкретного человека есть настоящим добром .

Происхождение изречения и его вариантов

Существует версия, что фраза принадлежит писателю из Англии Сэмюэлю Джонсону, о чем упоминает его биограф, автор двух томов мемуаров о литераторе.

Однако существует и иная версия происхождения этого выражения. Считается, что автором является священник и поэт-метафизик Джордж Герберт, живший в 17 веке, у которого фраза звучит следующим образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Она как бы подчеркивает смысл высказывания из Библии, где она звучит как: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада». Наиболее вероятен второй вариант, так как автор как бы демонстрирует этим выражением одну из основ протестантской этики. Его суть в том, что истинная вера несомненно выражается в добрых делах, а не мечтаниям о них.

История имеет много примеров, когда благие намерения привели не только к негативным результатам, но даже к трагическим событиям. Прикрываясь желанием улучшить жизнь человечества, сколько было проведено революций, создано партий и радикальных движений. В результате все приводило к крестовым походам, большевизму, фашизму, цель которых была сделать счастливым если не все человечество, то как минимум отдельный расам или народам, по их мнению достойных этого. Поэтому очень важно, чтобы благие намерения приводили только к добрым делам.

Читайте также:  Хлеб Матроны Московской: православный или нет, что делать, мнение священников

О смысле слов – Благими намерениями.

Нашему другу священнику Андрею Ампару посвящается

О смысле слов –
«Благими намерениями вымощена дорога в ад…»

Это ставшее крылатым выражение имеет свою историю. Вот как звучит она в словарях –
«С английского: Hell is paved with good intentions.
По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709—1784), именно последний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями». Но у нее есть, видимо, первоисточник, который был, можно предположить, хорошо известен С. Джонсону. Эта мысль, хотя и в несколько иной форме, впервые встречается в английской литературе у богослова Джорджа Герберта (ум. 1632) в его книге «Jacula prudentium». Там он написал: «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрых намерений и пожеланий».

Слова Джорджа Герберта станут широко известными в XIX в., когда в романе «Ламермурская невеста» (1819) Вальтер Скотт заставит повторить их одного из своих персонажей — английского богослова, прототипом которого, очевидно, стал Дж. Герберт».
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/183/)

Казалось бы смысл понятен… Но в том и заключена «мистика» русского языка, что получив в нем свое выражение как “Благими намерениями вымощена дорога в ад” эта фраза обрела особый смысл, заложенный, безусловно, и в оригинале, но явленный нам в более открытой и доступной форме. О чем речь?

Ответим сразу – о сакральном смысле слова «благими», а еще точнее, слова «БЛАГОЙ». Обратившись к происхождению и смыслу слова, мы будем немало удивлены, сколь тонка грань между диаметрально противоположными смыслами, а, в конечном итоге, между ДОБРОМ и ЗЛОМ.

Будет верным вспомнить здесь евангельскую мудрость – «Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет» (Мф. 6: 22–23). Последуем этой мудрости…

Что раскрывает нам свет рассуждения над словом «благой»? Оказывается, что в церковно-славянских текстах благий (-ой) употребляется в значениях «добрый, «хороший». А вот в текстах бытового, делового характера благой — это «злой, свирепый». Блажить – значит «говорить вздор» (в словаре-дневнике Ричарда Джемса, нач. XVII в. [Ларин, 1959, 255].

Это же различие отмечает в русском языке В. Даль: Благiй или благой – «добрый, хороший, полезный, добродетельный» («церк. стар., а частiю и нынъ»), «злой, упрямый, своенравный, дурной, неудобный» («въ просторечiи») [Даль, I, 222].

Вот и открылся истинный смысл слов и СМЫСЛОВ. Когда «благое» – доброе и хорошее намерение имеет то же этимологическое происхождение, что и «блажь», имеющую содержанием злобу, упрямство и своеволие.

Помня о том, что всё что от Бога просто, попробуем раскрыть и эту «тайну» посвященных. Подобные смысловые перевороты происходят не как игра человеческой фантазии, а из-за наполнения различным РЕАЛЬНЫМ содержанием.

Известно, что любое явление в жизни обладает качеством системы, подчиненной системе более высокого уровня. Так, например, человек есть составная часть своей семьи, семья часть этноса, этнос… Этот же ЗАКОН верен для любых иных явлений в ЛЮБОЙ сфере мыслимой для нас жизни. Там где наш разум может выявить и подтвердить эту закономерность через логику и эксперимент властвует НАУКА. Там же где наука бессильна – царствует ВЕРА.

Логика и разум подсказывают нам, что как безграничен МИР, так безграничен и процесс его познания. А, значит, ВСЕГДА будет то, что еще не познано, но с ЧЕМ нам всё равно приходится иметь дело, жить с этим. Что может быть опорой нам в этом НЕ познанном? Только ДО-верие к этому миру через ВЕРУ БОГУ.

Здесь есть тонкая грань, о которой мы уже говорили ранее – «верить в Бога» и «верить Богу» это НЕ одно и то же… Бог в этой логической цепочке предстает в качестве Закона ЗАКОНОВ. ОН не сводим к ним, поскольку творец всегда больше, чем его творение. Но ОН явлен нам через созданные ИМ законы, познание которых открывает нам то, как устроен мир живой и неживой материи, а также то, как и по каким законам мыслит и живет человек.

Помня это, вернемся к теме нашего разговора. Теперь мы имеем возможность понять ПРИЧИНУ изменения смыслов. Если человек в своих намерениях находится в согласии с Законом ЗАКОНОВ, то есть помнит, что ВСЁ взаимосвязано и имеет высший смысл (т.е. подчинено системам более высокого уровня), то намерения его будут опираться на БЛАГО. Если же человек в силу своей необразованности, глупости, а тем более ЗЛОЙ воли действует своевольно, то основа его деятельности и намерений БЛАЖЬ. Она и ведет людей в АД.

Отметим кратко, основой «своеволия – блажи» ВСЕГДА является ГОРДЫНЯ.

Вместо заключения вспомним апостольскую мудрость –
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2).

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Есть одна такая странная фраза: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Звучит по-библейски, и многие всерьёз спрашивают батюшек, каков смысл этого выражения. Забавно, что в Священном Писании такой фразы нет, но отдуваться приходится всё равно священникам. И вопрос действительно сложный, требующий глубокого разбора.

Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?

Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.

Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?

Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.

Есть два возможных автора фразы: Сэмюэл Джонсон и Джордж Херберт

У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.

Версия 1. Автор выражения — Сэмюэл Джонсон

Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!

Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).

Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.

Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад

Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.

Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Версия 2. Автор выражения — кто-то из богословов

Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:

«Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? — заметил Рэвенсвуд. — Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?».

Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.

Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»

В комментариях к роману Скотта М. Шерешевская утверждает, что «английский богослов» — это Джордж Херберт (1593–1633). У нас он больше известен как поэт. В его работе Jacula prudentium есть фраза Hell is full of good meaning and wishings (перевод: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»).

Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.

7 вариантов этого афоризма

  1. Путь в ад устлан благими намерениями.
  2. Благими намерениями устлана дорога в ад.
  3. Из добрых побуждений дорожка прямо в ад.
  4. Благими (добрыми) намерениями ад вымощен.
  5. Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен.
  6. Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами.

Седьмой вариант нам сообщает преподобный Серафим Саровский, когда пишет, что у святых отцов есть выражение: «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово».

Есть примеры аналогичных фраз

Русскому человеку хорошо знакомы примеры других крылатых выражений с тем же смыслом, которые особенно популярны у нас в стране.

Медвежья услуга. Означает непрошенную, неуклюжую и вредную помощь. На самом деле, родина этого сюжета — Индия. И фигурировала в нём изначально обезьяна. Но позже на основе этой истории Жан Лафонтен написал басню про медведя и садовника. Оттуда и пошло крылатое выражение.

А русский читатель знаком с этим сюжетом из более поздней басни Крылова:

А Мишка на часах — да он и не без дела:
У друга на нос муха села:
Он друга обмахнул;
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час-от-часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!»
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался!

Медвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)

Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту фразу произнёс Виктор Степанович Черномырдин, когда комментировал подготовку и проведение денежной реформы 1993 года.

Есть мнение, что её автор — председатель Правительства СССР Валентин Павлов. Впрочем, ещё учённый П. А. Кропоткин в «Дневниках разных лет» писал о государстве: «…хотело как лучше, а получилось как всегда». Так что однозначно закрепить происхождение фразы за кем-либо из троих невозможно.

В книгах Притч и Иисуса, сына Сирахова, есть похожие стихи

Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:

«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)

Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.

Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч 14:12) (и повторно Притч. 16:25)

Вот как его комментирует учитель богословия Уильям МакДональд:

«Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. “Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня” (Пс. 18:13)».

Комментатор Библии Мэтью Генри даёт такое толкование:

Читайте также:  Таинство соборования в православии: что это, особенности и правила обряда, как и где проводится, зачем нужно собороваться

«Этот стих уже встречался нам раньше (Прит.14:12), но здесь он повторяется как истина, о которой необходимо поразмыслить еще раз.

Мы должны быть очень осторожными и, беспокоясь о своих душах, не обманывать самих себя, успокаивая тем, что кажется нам правильным, а на самом деле не так. Чтобы предотвратить самообман, мы должны быть беспристрастными в самооценке и ревностными к себе.

Мы должны опасаться путей неверных: они не такие, какими должны быть, хотя и кажутся такими нам и другим. Конец их — смерть, и именно к этому концу они имеют прямую и твердую склонность».

Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта

Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:

Толкование 1. Мечты вместо действий

Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.

Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма

Толкование 2. Активность в мирской жизни в ущерб духовной

Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.

Ссылка на видео:

Толкование 3. Недальновидность

Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой: «Человек предполагает, а Бог располагает». Без рассуждения всё может быть погибельным. О рассуждении в Писании сказано так:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Толкование 4. Зло прикрывается добрыми мотивами

Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):

Ссылка на видео:

Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Благими намерениями вымощена (выстлана) дорога в ад.

Откуда взята эта фраза? Она точно не из Библии, но это не умаляет ее справедливости. В сети можно встретить множество объяснений смысла рассматриваемого выражения. Слова, «Благими намерениями вымощена дорога в ад», по некоторым источникам, произошли от высказывания некоего богослова Джорджа Герберта «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Не знаю, почему одно обязательно должно быть связано с другим. Два разных выражения, надо думать, имеющие сходный смысл. То, как эти выражения трактует большинство, мне кажется не совсем логичным. И я, как всегда в подобных случаях. опираюсь, в первую очередь, на Новый Завет.

Прояснить данный вопрос нам пытаются следующим образом. В ад, дескать, попадают грешники, которые хотят добра, а делают гадости. В доказательство берутся слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва«. Мол, многие люди, хотя и веруют, но ничего не делают.

Но, подождите, не знаю, как вам, а мне трудно представить человека с исключительно светлыми мыслями, грешащего на каждом шагу. Или, разве говорится о том, что дорога в ад вымощена ничегонеделанием? Речь-то идет о благих намерениях. К тому же, истинно благие намерения, сами по себе имеют ценность, потому как характеризуют нас, в глазах Всевышнего, с положительной стороны.

В самом деле, разве не бывает такого, что очень хочется кому-то помочь, но нет, ни сил, ни средств. И что в этом плохого? Разве за это в ад нужно отправлять? За то что хотел, но не смог.

Речь тут, на мой взгляд, немного о другом. В противовес утверждениям, что хотеть бесполезно, а нужно только делать, можно вспомнить, что Спаситель в Евангелиях недвусмысленно подчеркивает то, что наши помыслы практически равны нашим же действиям.

«Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Проще говоря, особой разницы и нет, сделал ты что-либо, или только решительно настроен сделать. Если всерьез помышляешь о краже и убийстве, ты уже убийца и вор по сути своей. Благородные же порывы придают тебе благородства.

В связи с дорогой в ад, вымощенной благими намерениями, можно вспомнить, что все великие злодеяния совершались под лозунгами достижения великих и благих целей. Разве Наполеон и Гитлер желали зла своим народам?

Неужели кто-то считает, что Сталин инициировал репрессии и убийства советских граждан не из благих побуждений? И те, кто рьяно исполнял бесчеловечные приказы, разве не были уверены в том, что действуют во благо?

Да и в нашей обычной жизни мы можем наблюдать, как близкие люди доставляют боль и страдания друг другу, желая «только добра». Сплошь и рядом, любящие родители, желая своим чадам только самого наилучшего, делают их жизнь несчастной.

Сколько примеров, когда запрет на брак по любви папой и мамой, для юношей и девушек, заканчивался самоубийством последних. Вот за такие «добрые дела», когда придет время, никто никого, по головке гладить не будет.

И это только наиболее яркие примеры из жизни. Подобное можно встретить в меньших масштабах на каждом шагу. Можно здесь еще вспомнить о соблазнах в нашей жизни.

Снова вспомним слова из Библии: «Должно соблазнам прийти в мир, но горе тому человеку. через которого соблазн приходит. Лучше бы было тому человеку, чтобы одели ему на шею мельничный жернов и бросили его в море»

Тяжелый грех совершают те, кто склоняет других к порочным занятиям, коих в нашей жизни, хоть отбавляй. Ведь только в редких случаях искуситель желает зла искушаемому. В основном, все делается из благих побуждений.

Причина в том, что мы почти никогда не видим, да и не можем видеть, конечного результата наших действий. И то, что изначально задумывается нами, как благое дело, в итоге может иметь ужасные последствия, как для кого-то, так и для нас самих.

«Благими намерениями вымощена дорога в ад». Так как же творить благо?

Довольно часто употребляя в речи разные слова, мы не задумывается о их значении, а уж какую смысловую нагрузку они несут, тем более. Давайте сравним два, казалось бы, простых понятия, основанных на таком приятном, светлом, чистом и звонком слове «благо».

Благо имеет свойство полезности и способно удовлетворить определённые человеческие потребности — это с точки зрения экономики. С точки же зрения этики, нравственности, духовности и психологии «благо» можно заменить понятием «добро», и означать оно будет намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению полезного деяния. Это деяние должно принести человеку счастье, радость и любовь и может осуществляться только свободной волей.

Итак, благотворить — это значит совершать добро для человека исключительно по его просьбе и с проявлением его свободной воли. Среди психологов есть такое понятие, как оказание помощи или проведение консультации только по запросу клиента. Это как раз и означает «творить благо».

Почему «творить» и почему? Да потому что наивысшее проявление божественного в человеке заключается в творчестве. Рисуя на новых обоях в доме красным карандашом, маленький человечек таким образом проявляет творчество.

Подрастая и создавая свою картину мира, он рисует уже цветными карандашами на альбомных листах поздравительные открытки для родителей, снова проявляя творчество.

А в зрелом возрасте создает целые картины — шедевры, вновь проявляя творчество.

Каждый человек — это творец, в частности — своего счастья. Когда на прием к психологу приходит человек с раненой душой и рассказывает о своих проблемах, в этот момент он не может творить сам и просит помощи у специалиста. И вот именно здесь психолог начинает «благо творить». Творить добро и создавать пространство любви для возобновления радости, которое позволяет вновь человеку стать счастливым и творить самому.

Такое благо может создавать каждый человек, к которому обращаются за помощью.

А что же значит «благими намерениями выстлана дорога в ад»? Тоже ведь в основе «благо». Неужели добро направляет в ад? Такое может быть, если…

Представьте ситуацию. Вы стоите на остановке и ждете транспорт. К вам подходит незнакомый человек и рассказывает, что у вас больное сердце, так как треугольник в области носа и подбородка имеет синеватый окрас, а именно этот признак говорит о том, что надо посетить кардиолога. В голове возникает сомнение — а, может, это правда? В этом случае добро, навязанное незнакомцем, направляет в ад.

Если рассмотреть позицию незнакомца, то он вроде бы имел исключительно благие намерения. По образованию он врач, увидел ярко выраженную симптоматику сердечной болезни, подошел и порекомендовал диагностику. Разве не благо?

Но с другой стороны, вы разве его об этом просили? Готовы ли вы были услышать про свое больное сердце или повышенное давление? А общаться вообще желали? Теперь вместо того, чтобы ехать по делам, вы будете весь день думать только об этом, мысль не покинет вас, пока вы не доберетесь до кардиолога и не выясните, что с вами.

Бесконечная мысль об этой проблеме превратит жизнь в ад. Вот вам и «благими намерениями выстлана дорога в ад». На тебе! Хотел, не хотел — получи! Можно к «благим намерениям» подобрать и другую народную мудрость. «В Тулу со своим самоваром», «в чужой монастырь со своим уставом». По своей сути эти высказывания похожи, имеют лишь разный эмоциональный окрас и разную силу.

Можно сделать вывод, что отличие «благо творить» от «благими намерениями выстлана дорога в ад» в том, что одно явление происходит исключительно при проявлении свободной воли того человека, на которого сия благотворительность направлена, по его желанию и согласию, а второе нет. Второе — это вмешательство в личное пространство, наперекор воли человека.

Различайте эти понятия, формируйте только хорошие намерения для себя самого и творите благо для других лишь по их просьбе.

Читайте также:  Крестик умершего человека: можно носить или нет, что делать и куда деть, правила и особенности

Проголосовали 39 человек

23
5
10
1

Комментарии (24):

Войти через социальные сети:

Можно к «благим намерениям» подобрать и другую народную мудрость. «В Тулу со своим самоваром», «в чужой монастырь со своим уставом». По своей сути эти высказывания похожи, имеют лишь разный эмоциональный окрас и разную силу.

За окрас и силу говорить не стану, но по сути своей эти высказывания абсолютно разные.

Оценка статьи: 1

я прочитала эту статью и мне стало немного полегче. тк мне сейчас помогают усилено. а мне не надо. я сама хочу. я еще и виноватой себя чувствую. вроде люди добра хотят а я отказываюсь.

“формируйте только хорошие намерения для себя самого и творите благо для других лишь по их просьбе”. Допустим этот совет – благо, но так как Вас никто не просил совета помогать или не помогать тем , кто не просит – оценка двоечка. Если Ваш совет – не благо, оценка – единичка.

Два раза перечитал статью, но так и не понял, что же хотел сказать автор. Половина статьи о творчестве а потом резюме, что человек сам творец своего счастья. Но пассаж с доктором на остановке вообще ввел в ступор. И на основе этого сумасбродного доктора, которого действительно не просили, делать вывод о том, что добро надо делать только по просьбе? По-моему это глупо.

Оценка статьи: 3

тема, конечно, обширная и спорная, но не полностью раскрыта..пример с доктором не совсем удачный.. хотя для дебюта совсем не плохо.
по-моему мнению, самый яркий и часто встречающийся пример “благодеяния” – это вмешательство родителей в личную жизнь своих взрослых (семейных) детей.

Оценка статьи: 4

Наташа Деспи , я с вами согласна. У меня сейчас такая проблема. Ни какие доводы не помогают.

Наташа Деспи , согласна. Кроме того, верно, что если помогаешь по своей воле – нечего ждать благодарности и платы за это.
Ситуация: “добрая мама” навязывает взрослому ребенку деньги, как бы из желания помочь. Потом оказывается, что за эту навязанную помощь она хочет сосредоточения жизни взрослого ребенка исключительно возле нее. Ну как же, она же “добро” совершила, о котором ее никто не просил.
А вообще, интересная статья. Тема для дискуссий.

*благотворить – это значит совершать добро для человека исключительно по его просьбе и с проявлением его свободной воли.* – если мягко, то это просто ерунда. многие, к примеру, заблудшие овцы дома израилева, даже не знают, что им нужна помощь, а многие стесняются о ней просить.

*Когда на прием к психологу приходит человек с раненой душой * – практика показывает, что среди психологов раненых не меньше.

*Неужели добро направляет в ад?* – именно так быть и должно! Разве может быть большее добро, чем устранение зла, те. отправление его в ад? Христос даже жизни не пожалел, чтобы показать, как поступать надо.

посыл статьи в целом правильный, только автор не смогла его доходчиво объяснить и проиллюстрировать.

да, когда один человек “знает, как будет лучше” другому, и действует, не спрашивая его мнения, не принимая во внимание желания этого другого, случается катастрофа.

нужно было привести более красноречивые примеры подобного беспардонного вмешательства в чужую жизнь с “благими” намерениями.

Я почему-то всегда считала, что добрые дела делают без ожидания благодарности и не дожидаясь просьбы. Например, ваша подруга потеряла работу и стеснена в средствах. Вы приглашаете ее в кафе или на концерт и платите за нее. Естественно, сам человек об этим вряд ли попросит.

Татьяна Черных, если чел сыт, и может заплатить за еду, а его угощают, он без всякого стеснения поковыряется в каждой тарелке спокойно, а если он давно голоден, и не может заплатить, то у него появляются всякие комплексы.

Однажды на проповеди в храме из уст священника я услышал, что Бог создал ад из любви к людям. Душам еекоторых людей в аду легче, чем в раю.

В чём-то я согласен с автором. В этом деле без оговорок, которых, на мой взгляд, так не хватает в статье, не обойтись. Уж очень категорично. Не делай когда не просят и всё тут. А старики, а дети, а немощные калеки, а животные в конце концов. Не все могут попросить. Не потому, что гордость там или самолюбие. Разные причины бывают и гордость с гордынею стоят в ряду этих причин на самом последнем месте.
Стучи да откроют тебе. Проси и дано тебе будет.
Если взрослый человек, находясь в здравом уме и при здоровом теле, испытывая нужду и лишения всё же не просит, значит он уже сделал свой выбор. Он проявил свою волю, желание. И это стоит уважать.
Намерениями благо не сотворишь.
Благотворительность обоюдоостра и проявлять её следует не оголтело, но, включая голову, разумно.
читать дальше →

Оценка статьи: 4

Евгений Востриков, Как говорится в математике “предположим,что вы правы”:
Да есть такие Дорогие Уважаемые Родные Абажаемые, у которых на спесиво глупом личике написано: “Не приставайте ко мне с тем, что у меня правое ухо обморожено, для меня личное пространство важнее, чем мое здоровье.”

Из вашего поста можно сделать неправильный вывод:

* не нужно нарушать ее право на личное пространство, когда она в белой юбке на помидор садится

* не нужно за волосы вытаскивать ее из за сбиваюшего автомобиля

* не нужно больно толкать ее в грудь, пусть на нее с 6 этажного дома балка падает

Не всегда получается, руки выполняют команду спинного мозга за 0.1 с а головному не менее 2 с требуется

Да и в УК РФ есть статья “за неоказание помощи”, можно и присесть

Что же касается ожидания благодарности за доброе дело, то это очень глупое ожидание.
Об такой благодарности нужно договариваться заранее, иначе это уже не доброе дело, а навязанная услуга

Владимир Иванович Пресняков, вы всё правильно поняли и это ясно из 2-х последних строчек вашего комментария.
А то, что кто-то чего-то не правильно поймёт. )
Не сомневайтесь, тот, кто что-то ищет выскоблит это из любого контекста, чтобы оправдать своё бездействие или действие не в ту сторону. Даже из 10-ти заповедей.
Я говорил об оговорках. То, о чём вы говорите в начале комментария они и есть.
Ну не перечислил я все. Умному, впрочем, достаточно, а на дурака и времени жалко.

Оценка статьи: 4

Евгений Востриков, Вы пишете: “Но если у вас всё же хватило ума сделать добро когда вас об этом не просили, забудьте об этом сразу же и навсегда так, как будто ничего и не делали. Иначе быть беде.” А какая беда будет в этом случае?

Игорь Уткин, для кого как. Для кого-то даже не беда, а катастрофа.
Самое скверное, на мой взгляд конечно, это ждать и надеяться на взаимную благодарность, на то, что вот тот, кого осенил своим добром вспомнит и тоже окажет услугу с оказией. А он НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН И НИ ЧЕМ НЕ ОБЯЗАН, Даже крупицей не обязан. А от него ждут. И при случае скажут, что не благодарный он. Вот так.

Оценка статьи: 4

Евгений Востриков, прекрасные комментарии. Мое искреннее почтение.

Евгений Востриков, обязан или не обязан человек отвечать добром на добро – это его внутренний выбор. Для некоторых людей просто невозможно не отблагодарить, это потребность, сверхсильный мотив, причем, не сама благодарность как некий откуп, а готовность сотворить ответное добро, а для других – это не обязательно. Думаю, что именно на этом водоразделе зарождается (или гибнет) дружба. А еще это зависит от Традиции. У нас на Руси всегда была такая традиция, что долг платежом красен.

Игорь Уткин, дело не в том, что возможно или не возможно не отблагодарить. И дело вовсе не в том человеке которому делают добро. Дело в том, кто делает и зачем и на что надеется.
А тот, кого облагодетельствовали добром вполне вероятно исполнен благодарности. Молча, в душЕ. И при случае окажет взаимность. Но ждать от него этого чистое жлобство. И однажды, не дождавшись (а как надеялся то )взаимности, в очередной раз разочаровавшись в людях, воскликнет: Люди – неблагодарные свиньи! Как вот после этого делать добро?
А это и не добро вовсе.
Сделал добро, брось его в воду. Старинная поговорка.

Оценка статьи: 4

Как же творить благо? В христианстве есть совершенно ясный “рецепт”. Пусть твоя левая рука не знает, что творит правая. Т.е. если ты на самом деле творишь добро, то нельзя никому об этом рассказывать. Иначе получается, что все доброе ты делал ради похвалы.

Игорь Уткин, вот это верно!

Оценка статьи: 3

Из статьи- автор добро с бесплатной халявой перепутал.

Если уж автор требует, чтобы добро ему творили только то, которое он попросил, только тогда, когда он попросил то пусть не удивляется если ему ответят “и в том количестве, которое он оплатил”

Что же касается «благими намерениями выстлана дорога в ад» то об этом лучше Черномырдина не скажешь “Хотели как лучше а получилось как всегда”

Правильно ли я поняла Вас, что добром, истинным благом можно считать только те деяния, которые осуществляются с согласия и по просьбе человека? Но ведь есть немало людей, которым робость или гордость мешают попросить о помощи. Конечно, если от предложенной помощи отказываются, настаивать не стоит, но предложить-то другой раз не только можно, но и необходимо! Одинокая старушка-соседка вряд ли попросит Вас купить ей что-нибудь или просто заглянуть, поговорить, попить вместе с ней чайку – ей неловко, она стесняется обременять собой малознакомых людей. А если попробовать самой заговорить с ней? У нас в Германии, например, люди добровольно посещают обитателей домов для престарелых. Конечно, те имеют полное право отказаться от таких визитов, но сколько сияющих глаз и робких улыбок видела я на лицах этих вполне ухоженных, но скучающих и тоскующих пожилых людей!
А всевозможные пожертвования? Разве это не благое дело? Недавно по многим клубам любителей авторской песни собирали деньги на помощь одному из ветеранов этого жанра, живущему в жестокой бедности. Он об этом не просил, да и не попросил бы никогда – это была инициатива друзей. Вы считаете, этого не следовало делать?
Сколько некогда знаменитых актёров умерли в нищете, одиночестве и безвестности, всеми забытые. Гордость не позволяла им взывать даже не о помощи – об элементарном внимании. Вы думаете, они обиделись бы за “вторжение в их личное пространство”, если бы кто-нибудь зашёл их навестить?
Врач, обративший ваше внимание на имеющееся у вас заболевание, о котором Вы не подозревали, с моей точки зрения, совершил безусловно благое дело – он вас предупредил! Вместо того, чтобы ехать по своим делам и мучиться сомнениями, человеку, предупреждённому таким образом, разумнее было бы немедленно отправиться на обследование, чтобы удостовериться в правильности или ошибочности предполагаемого диагноза. По моему мнению, Ваш пример с врачом крайне неудачен.
Мне показалось, что Вы не совсем верно трактуете выражение “благими намерениями вымощена дорога в ад“. Обратите внимание на слово “намерениями“!
Намерения – это ещё не деяния! Намерения-то могут быть благими, а вот их осуществление. Тут уместно вспомнить народную мудрость : “Заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибёт”. Вот в чём, как мне думается, смысл этого библейского афоризма. Благие намерения нужно ещё и осуществить, и осуществить умеючи!

Ссылка на основную публикацию