Благодатный огонь: что это, история и значение, чудеса и традиции схождения, особенности церемонии

Благодатный Огонь: чудо или символическое появление пламени

Десятки тысяч православных верующих и любопытствующих туристов каждый год стекаются в Великую Субботу в христианскую столицу мира. Они идут пешком, едут автобусами, летят чартерами, чтобы лично присутствовать в Храме Гроба Господня при схождении Благодатного огня. И в первые мгновения после его появления умыться творящим чудеса Иерусалимским пламенем.

Древнейшее явление, которое существует вот уже два тысячелетия. Происходит схождение Благодатного огня на глазах у миллионов, но при этом до сих пор хранит тайну своего появления — что это: чудо или символ веры?

Что такое Благодатный огонь

В переводе с греческого означает Святой Свет. Именно так и называют его в Иерусалиме.

В Великую Субботу греческий патриарх и армянский архимандрит за закрытыми дверями Кувуклии (Царской усыпальницы) таинственно принимают от Господа Иерусалимский Огонь. А затем все присутствующие возжигают от него все свечи и лампады в храме и за его пределами.

Происхождение выражения и толкование

Судя по письменным источникам, впервые свидетелем появления Огня стал Апостол Петр. Узнав о воскрешении Христа, он поспешил к гробнице и обнаружил, что тела Иисуса там нет. А сама пещера освещена нерукотворным сиянием. Это и было время, когда первый раз сошел Огонь.

Историческая справка

Еще в пятом веке Иерусалимская церковь начинала свои богослужения в Страстную Субботу только после того, как являлся Вечерний Свет.

Начиная с IX письменные свидетельства в истории указывают на то, что чудо нисхождения случается после произнесения молитвы ” Господи помилуй ” .

«Лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом без посторонней помощи», — читаем мы в письменах паломника Бернарда Монаха (867 год).

Подобных свидетельств, оставленных в источниках за прошедшие века, множество: в летописях можно проследить ежегодное возгорание Огня на протяжении многих веков.

И в современном мире ежегодно в Страстную субботу весь православный мир, творя молитву, ожидает этого чуда.

Храм Гроба Господня

Считается, что он стоит на том месте, где был распят и воскрес Иисус Христос.

Несмотря на мировую известность и свою значимость в истории христианства, он удивляет своей миниатюрностью. Под одной крышей в нем находятся и Голгофа (место распятия Христа), и Кувуклия (небольшая мраморная часовня над пещерой Гроба Иисуса), и кафедральный храм Кафоклион. А также приделы (маленькие храмы) шести церквей — католической, армянской, коптской, эфиопской, сирийской и православной.

Оказавшись за воротами храма, паломники проходят по последнему пути восхождения Христа на Голгофу.

Церковная служба перед таинством схождения Огня также воспроизводит события Страстной субботы — страсти Христовы, распятие и воскрешение:

  1. При входе в церковь узкий лестничный пролет длиною 4,5 метра ведет к месту, которое было последним на пути к Голгофе.
  2. Наверху часовня, где римские солдаты раздели Спасителя, готовя его к распятию.
  3. Дальше серебряный диск — место пригвождения Бога к кресту.
  4. Камень Помазания располагается у подножия Голгофы, на нем тело Иисуса ученики Его обвили пеленами и благовониями и приготовили к погребению.
  5. И Святая Усыпальница — место захоронения Христа.

Церемония Благодатного огня

Главный собор Израиля небольшой, не вмещает всех желающих видеть чудо сошествия. Поэтому паломники и верующие собираются задолго до начала церемонии. А опоздавшие заполоняют и площадь перед зданием церкви, и узкие улочки, ведущие к ее стенам.

Праздничные богослужения начинаются утром в Великую Субботу. Причем проходят они в соответствии со строгим ритуалом.

Вход армянской делегации

В четверть девятого распахиваются двери, и в святилище заходит процессия армянского Иерусалимского патриархата.

После молитв у священных мест, она делает обход вокруг Кувуклии и перемещается к Армянскому Приделу храма Воскресения.

Подготовка Гроба Господня

Тем временем идет подготовка к запечатыванию Кувуклии. На полу в Царской Опочивальне раскладывают ватные шарики. Когда Благодатный Огонь сойдет голубой росой огней на стены и пол часовни, верховный священнослужитель зажжет от них один из ватных шариков и засветит лампаду.

Пока же здесь не должна гореть ни одна свеча: все это тщательно проверяют полицейские и иноверцы.

Ровно в 11.00 представители разных конфессий опечатывают часовню лентами и восковыми печатями.

Нарушение спокойствия

Спустя еще полчаса торжественную атмосферу собора нарушают крики и веселье арабов. Молодые люди, громко хлопая в ладоши и, сидя на плечах друг у друга, выкрикивают молитву, в которой просят даровать православным христианское чудо.

Такова традиция, и с ней никто сейчас не спорит. Впрочем, в начале XX века английский губернатор попытался запретить «дикарские» пляски. Арабов не пустили в Храм — и Благодать не сошла. Иерусалимский Патриарх, тщетно простояв на коленях два часа, распорядился впустить молодежь. После чего таинство свершилось.

Прибытие главного посредника

В полдень в церковь входит Греческий Патриарх.

В 12.30 греческая делегация трижды обходит Кувуклию. А затем на глазах у полиции и многочисленных паломников Патриарх разоблачается и остается лишь в белом подризнике, епитрахили, поясе и поручах.

Драгоман снимает печати и шнуры с двери Святого Гроба и впускает Главу Иерусалимской церкви внутрь. Смысл действа в том, что он не должен пронести с собой ко Гробу ни спичек, ни зажигалки — ничего, что помогло бы ему зажечь пламя самому. Следом за ним в мраморную часовню устремляется Армянский епископ.

Как появляется Благодатный огонь

Представитель Армянской церкви остается при входе, Греческий Патриарх проходит в центр к Ложу Спасителя. Они встают на колени и начинают читать молитвы. Обращение ко Всевышнему может продолжаться от пяти минут до нескольких часов.

Ожидание

Тем временем верующие непрерывно повторяют ” Господи, помилуй! “

Согласно предсказанию, однажды из-за грехов людских Божественное Сияние не случится. Тогда Храм разрушится, а на Земле наступит конец света. Когда это произойдет — не известно. Но каждый раз вот уже 2000 лет, собираясь на предпасхальную службу в Храм Гроба Господня, священнослужители и паломники совершают Таинство Причастия.

Прохождение во время службы всех этапов вслед за Христом, от Распятия до Воскресения; ожидание возможного конца и новое рождение в момент возгорания Огня — все это создает в Храме особую атмосферу. Кто-то плачет, кто-то полностью погружен в себя, кто-то неистово молится.

Схождение

Наконец — в церкви вспыхивают сполохи, над Кувуклией возникает столб света — и вот внутри, где молится Греческий Патриарх, загорается Благодатный Огонь.

В Храме раздается колокольный звон. Молящиеся радуются, обнимаются и счастливо плачут — Святой Свет сошел и в этот раз, впереди — год счастливой жизни.

Выход Огня

Озарив Кувуклию, Огонь выбирается в храм.

Все происходит поэтапно из года в год:

  1. Сначала Греческий Патриарх возжигает от него лампаду.
  2. Затем — пучок свечей (33 по возрасту Иисуса Христа).
  3. Армянский Архимандрит также подносит свечи к лампаде, и оба представителя высшего духовенства передают Свет своей пастве.
  4. Грекам — Патриарх через северное окно, армянам — Архимандрит через южное.
  5. Скороходы разносят Огонь по Храму.
  6. В это время в Кувуклию входят представители Коптской и Сирийской Православных Церквей, где и они возжигают свои свечи.
  7. Первым из Кувуклии выходит уставший и обессиленный всепоглощающей молитвой греческий патриарх, за ним архимандрит, которого верующие на руках несут в Армянский Придел церкви.

Чудесные свойства

В первые минуты после своего схождения пламя Иерусалимского огня не обжигает, и сотни паломников, совершая многовековой обряд, умываются им. Верующие приводят многочисленные случаи исцеления больных, случавшихся прямо во время огненного омовения.

Температурную аномалию зафиксировал глава объединения православных ученых протоирей Геннадий Заридзе, замерив ее с помощью пирометра. В первые минуты горения прибор показал всего 40 градусов. Спустя 15 минут температура пламени повысилась до 320 градусов.

Как принести домой

После окончания церемонии, засветив свои лампады, верующие покидают церковь. Кто-то идет в свой дом, находящийся в окрестностях храма. А кто-то отправится в далекую страну, где его возвращения со Святым Светом ждут представители высшего духовенства и соотечественники. Весь огонь, зажженный от главного источника, считается теперь Божественным.

Прихожане с трепетом и почтением встречают Иерусалимский огонь на родине:

  • в России;
  • Белоруссии;
  • Греции;
  • Грузии;
  • Египте;
  • в Румынии;
  • Молдавии;
  • в Ливане;
  • Польше;
  • Болгарии;
  • Сирии;
  • на Кипре;
  • на Украине.

Встречающие также будут зажигать свои лампады прямо в аэропорту или в храмах и разносить их по домам. Так Иерусалимское чудо растекается в Пасху по самым дальним уголкам Земли.

Сколько должен гореть Огонь? В храмах Свет хранят вплоть до следующего года, пока в Священную Субботу вновь не произойдет схождение. В дома же верующие его приносят, чтобы с молитвой очистить жилище от болезней и злых духов, и стараются не гасить всю Пасхальную неделю.

Когда Свет не являлся

Бывали в истории случаи несхождения Огня.

Изгнание православных из Храма Гроба Господня

В первый раз это произошло в 1101 году. Тогда, в результате раскола Римской и Византийской церквей, католики признали православных христиан еретиками и изгнали их из церкви Гроба Господня.

А в Великую Субботу святой огонь не сошел до тех пор, пока православных не позвали для участия в обряде.

Попытка замены Иерусалимского Патриарха Армянским

Во второй раз это случилось в 1579 году. Армянские священники договорились со вновь назначенным мэром, что таинство совершит представитель Армянской церкви, а не Православный Патриарх.

В Иерусалим съехалась вся армянская паства. И в Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV не пустили в собор. Он стоял и молился перед закрытыми дверьми Храма. Но сколько ни молились Армянские священнослужители, чуда так и не произошло.

Внезапно послышался грохот — это треснула колонна у ворот церкви, из нее вышло пламя и зажгло связку свечей в руках у Иерусалимского Патриарха. Трещину и опаленную Огнем колонну до сих пор можно видеть слева от входа в святилище. Паломники оставляют в ней записки, обращенные с мольбами ко Господу.

В тот год турецкое начальство вынесло вердикт: отныне представитель армянской церкви будет лишь сопровождать православного священника, а сам принимать Свет не сможет.

Тайна чуда Святого огня

Чудо схождения вызывает бесконечные споры. Православные уверены: Огонь из года в год появляется с небес.

Скептики же считают, что все это — одна большая выдумка, которая существует для поддержания символа веры. По их мнению, огонь для возжигания патриарх берет либо из стоящей за мраморной иконой лампады. Либо возгорание случается в результате химической реакции заготовленных заранее веществ. Причем вариантов возможных взаимодействий приводится несколько. Допускают они и воздействие электрического разряда, тоже никак не связанного с Божественным происхождением.

Что касается температуры первых минут горения, у скептиков и на это имеется разоблачение: многие эфиры органических и неорганических кислот имеют холодный огонь. В пламени эфира можно спокойно держать руку, так как он не только не обжигает, но и не греет. Так что созданный искусственным путем огонь как раз и будет обладать такими свойствами.

Правда тут есть одно «но»: холодным пламенем горит в первые минуты не только лампада, но и все зажженные от нее свечи. А они отношения к эфиру не имеют.

Трижды присутствовавший в кувуклии во время зажжения Огня представитель Армянской патриархии Самуил Агоян заявил, что ” видел, как патриарх зажигает свечи от масляной лампы ” . ” Бог творит чудеса, но не на потеху людям ” , — высказался он. И все же таинство схождения доступно лишь главе греческой церкви, он один находится у Ложа Христа.

Читайте также:  Хранение православных икон: правила и особенности для икон на деревянной основе и рукописных

Не признает божественной природы огня и католическая церковь. Однако до изгнания в 1187 году крестоносцев из Иерусалима она принимала участие в предпасхальной церемонии. В 1283 году папа Римский Григорий IX выступил против того, чтобы видеть в обряде схождения чудо.

Научное объяснение

А как все обстоит на самом деле? Суть явления пытаются постичь ученые.

Они констатитруют — огонь в естественных условиях возникает в трех случаях:

  • выход масс магмы;
  • электрический разряд;
  • самовоспламенение газа.

Физикам интересно само явление: если оно существует, тот как зарождается и каким образом проявляет себя.

Кандидат физико-математических наук Андрей Волков в 2008 году в течение 6 часов замерял с помощью приборов электро-магнитные колебания. Он обнаружил три явных всплеска в электро-магнитном спектре излучения. Радиоимпульс фиксировался в районе Кувуклии в момент, когда она осветилась Светом. Ученый сравнил силу колебаний с пьезоэффектом и сделал вывод, что искусственно создать их невозможно. Правда, не исключил, что резонанс мог возникнуть при исполнении звучавшего в Храме песнопения.

Других приборных исследований явления пока не проводилось.

Символизм

Безусловно, действо пропитано глубоким символизмом. И вполне возможно, что за обрядом стоят лишь хранящиеся в веках слова священнописаний и вера священнослужителей и прихожан.

Все это можно отнести к традиционным церковным ритуалам:

  1. 40-дневный пост и причащение перед церемонией.
  2. Субботняя служба, которая от первого до последнего мгновения изображает страсти Распятия, Погребения и Воскрешения Христа.
  3. Вынос из Гроба « Света Истинного» означает начало новой осознанной жизни.

Богослов протодиакон Андрей Кураев, отвечая на вопрос о том, правда или вымысел возникновение Божественного Огня, сказал: “Е сть чудо Крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба — это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня ” .

Тем самым, он не подтвердил схождение огня, но объяснил, что суть веры гораздо глубже любых символов.

Видео


Схождение Благодатного огня

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.

Священник разоблачил главное чудо Пасхи – схождение Благодатного огня. Ему напомнили про конец света

Алена Анисимова

Чудо из масляной лампы

Благодатный огонь — одно из главных чудес для православных христиан, которое символизирует воскресение Иисуса Христа. Считается, что это нерукотворный свет, и в канун Пасхи от него зажигают свечи и лампады в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это одна из главных пасхальных церемоний, ради которой в Иерусалим съезжаются тысячи паломников. И вот один из священников заявил, что нерукотворность Благодатного огня — выдумка, и ничего мистического в нем нет.

Представитель армянской патриархии в храме Гроба Господня Самуил Агоян выступил на израильском телеканале «Хадашот 2», сообщает сайт «Новости Израиля». Священник заявил, что трижды находился в Кувуклии — то есть часовне, где расположен Гроб Господень, — при зажигании Благодатного огня. Он видел, что патриархи поджигают восковые свечи от масляной лампы. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — сказал Агоян.

Эти слова возмутили представителя Коптской церкви, который в момент интервью находился неподалеку. Священник обвинил Агояна во лжи и потребовал прекратить съемку. Армянский священник парировал, что представитель Коптской церкви не может знать, как происходит схождение Благодатного огня, потому как коптцы не присутствуют на этом таинстве.

«360» пообщался с протоиреем РПЦ отцом Олегом, который объяснил, что и армяне не заходят в место, где снисходит Благодатный огонь. Они стоят лишь в притворе Ангела — у пьедестала с частью священного камня, отваленного ангелом. Представители РПЦ при зажигании Благодатного огня тоже не присутствуют.

«Вообще, чудо не является в христианстве решающим. Чудо — это костыли для сомневающихся. И есть опасность — когда люди гоняются за чудесами, то они могут добегаться: когда придет главный чудесник — Антихрист — будет огонь валить с неба», — добавил священнослужитель.

Считается, что день, когда Благодатный огонь не сойдет, станет последним для людей, которые находятся в храме. Сам храм будет разрушен. По преданию, это станет и одним из знаков приближающегося конца мира.

Скандал перед Пасхой

Русская православная церковь посчитала заявление армянского священника провокацией. Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил «360», что слова Агояна — попытка устроить скандал в Пасху.

У нас вызывает глубокое сожаление то, что во время Великого поста, когда многие верующие, относящиеся к православной церкви, в России в других странах готовятся встретить великое событие Пасхи Христовой, осуществляются попытки скомпрометировать духовную традицию схождения Благодатного огня. Мы считаем, что эти попытки имеют своим последствием нарушение молитвенного строения, которое сопутствует многим верующим во время Великого поста

Протоирей храма Феодора Студита у Никитских ворот Всеволод Чаплин в беседе с «360» заявил, что Агоян поддался на провокацию израильского телеканала. По мнению Чаплина, многие хотят принизить значимость Благодатного огня. «Есть силы в Израиле и в мире, которые хотели бы всячески принизить схождение Благодатного огня, но, с другой стороны, не первый раз некоторые люди, которые служат или раньше служили в Иерусалиме, говорят о том, что огонь зажигается от лампады», — сказал он.

Он призвал иерусалимский патриархат прокомментировать эти слухи и дать четкий ответ, откуда происходит Благодатный огонь.

Я убежден в том, что чудо совершалось многие века, но если то, что рассказал армянский клирик — правда, и то, что я слышал относительно зажигания Благодатного огня от некоторых людей, служивших в Иерусалиме — правда, то возникает очень серьезный вопрос: не отнял ли у нас Господь это чудо, видя, как мир отступает от него. Если действительно Благодатный огонь много лет не сходит, значит, с нашим миром не в порядке, значит, от него отнимается Божья милость. Если чудо от нас отнято, значит, наш мир обречен

Что такое Благодатный огонь?

Схождение Благодатного огня происходит в Великую субботу в храме Гроба Господня. Это символическое изображение страстей Христовых, Погребения и Воскресения Иисуса Христа. Церемонию проводят священники Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольной церкви, представители Сирийской и Коптской церквей.

Накануне таинства все свечи и лампады в церкви гасят, а незадолго до прихода патриарха вносят главную лампаду. В ней должен разгореться Благодатный огонь и 33 свечи. Количество свечей равно возрасту Христа.

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи Дмитрий Смирнов рассказал «360», как происходит таинство схождения Благодатного огня и какие события его сопровождают.

Те священники, которых я хорошо знаю, которые были там, в Великую субботу, они наблюдали такое явление: огонь появлялся в атмосфере Кувуклии в виде молний и сияний. И наблюдали самозажигание свечей. Это совсем не каждый год, но это рассказывали те, которые ездили на Пасху в Иерусалим. Огонь не просто локально был в одной точке, а по всему храму

Православные приезжают встретить Благодатный огонь со всего мира. Возле Кувуклии они вместе со священнослужителями ждут выхода патриарха с огнем. Появившись, он раздает пламя от своей свечи. Считается, что первые несколько минут огонь не обжигает и не опаляет волосы, поэтому верующие будто умываются им.

Читайте также:  Православие и иудаизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Позднее Благодатный огонь доставляют на самолете в православные страны, где его с почетом встречают и используют на пасхальной службе.

Пасхальное чудо – благодатный огонь

Пасха как никакой другой церковный праздник изобилует языческой атрибутикой. В числе самых примечательных особенностей празднования Пасхи знаковым является благодатный огонь.

Поскольку многие христианские праздники так или иначе вышли из языческих, такой важный символ, как огонь, никак не мог не быть в них не задействован.

Древние считали огонь проявлением бога, который таким образом становится доступным для восприятия, в том числе и человеческими органами чувств. Также язычника ми огонь воспринимался как посредник между людьми и богом. Молитвы, направляемые с огнём, быстрее достигнут «адресата» (в христианстве – обрядовое возжигание свеч в церкви); огонь, ниспосылаемый с небес, – знак того, что бог услышал (благодатный огонь – благоволение и благословение рабов божиих). Место огня – всегда было между мирами.

Благодатный свет

Символ смерти и жизни идеально вписался в историческую основу Пасхи – Христос умер и воскрес.

Огонь воплощает тройной аспект – порождающий, очистительный, разрушающий. Первоначально с очистительной силой огня были связаны погребальные обряды язычников (кремация), в средневековом христианстве «очищали» огнём ведьм на кострах, сейчас же нам остаётся зрелищное умывание благодатным огнём в храме Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме. В разные годы чудо это называлось по-разному: «благодатный свет», «священный свет», «нерукотворный свет», просто «благодать»…

Способы зажжения и выноса Святого Света, порядок проведения и состав участников богослужения были различными в разные исторические периоды. В настоящее время церемония совместно проводится Иерусалимской православной церковью и Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви, в ней также принимают участие Коптская и Сирийская православные церкви.

Согласно Статус-кво в Святых Местах (из-за постоянных разногласий относительно прав и полномочий между различными христианскими церквями был введён официальный регламент пасхального богослужения в храме Гроба Господня в Иерусалиме), греческий патриарх в сопровождении армянского епископа, вместо которого обычно армянским патриархатом посылается архимандрит, проходят в кувуклию (небольшую часовню, где находится Гроб Господень), и там они, стоя на коленях пред «трёхдневным ложем Спасителя», читают молитвы, каждый по своему молитвеннику. После этого от явившегося чудесным образом огня возжигают свои пучки свечей (33 – по количеству прожитых Христом лет), и выносят их ожидающему народу. Вынос святого света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. В отношении выносимого из Гроба огня сами участники церемонии – греческие и армянские священнослужители – используют слово не «Огонь», а «Свет».

Благодатный огонь стал особенностью православия и даже приводится в доказательство истинности именно этого вероисповедания. Считается, что только молитва православного священника низводит с небес это чудо. Огонь доказывает, что правилен только календарь православных, ибо только в этот день сходил и сходит благодатный огонь. Попытки силой оспорить «право» получения благодатного огня со стороны представителей других конфессий были, и случались они не единожды.

Например, в 1579 году произошёл занимательный случай. Поскольку владельцами храма Гроба Господня являются одновременно представители нескольких христианских церквей, священникам армянской церкви удалось подкупить турецкого султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им, вопреки традиции, единолично праздновать Пасху и принимать благодатный огонь. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, чтобы отметить Пасху одним. Православные вместе с патриархом Софронием IV были не только удалены от кувуклии, их вообще изгнали из храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении огня, скорбя об отлучении от благодати. Армянский патриарх молился около суток, но несмотря ни на что, никакого чуда не последовало. Вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул огонь. Православный патриарх зажёг от него свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло снаружи храма, фактически по молитвам православного, а не армянского первосвященника.

Вот уже на протяжении нескольких последних столетий каждый посетитель храма Воскресения Христова может видеть ту самую мраморную колонну, рассечённую необычной трещиной. Эта колонна – средняя из трёх колонн на левой стороне портала главного входа храма. Сама трещина – чуть более метра в длину – идёт вдоль колонны и расширяется книзу, достигая примерно 7-8 см в ширину и глубину. Многие паломники почитают эту колонну, молятся около неё, оставляют в трещине записки.

В V-VII веках в Иерусалимской Церкви пасхальное бдение (то есть вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с древнего обряда возжжения вечернего света. А вот начиная с IX века источники говорят уже не просто о благословении вечернего светильника, но о схождении Благодатного Огня как о чуде.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова можно найти у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются они IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству апостолов и святых отцов, неземной свет осветил гроб вскоре после воскресения Христа: «Пётр предста ко гробу и свет зря во гробе ужасашеся», – пишет св. Иоанн Дамаскин (византийский богослов и философ VIII века).

Чудеса и вера

Многие православные верят в божественное происхождение благодатного огня. Существующие в настоящее время письменные источники датированные самое раннее IX веком содержат записи очевидцев, свидетельствующие о том, что Святой Свет появлялся во Гробе чудесным образом.

С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Считается, что год, когда небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Православные, «умывающиеся» благодатным огнём, уверяют, что они имеет чудесное свойство – первые несколько минут он совершенно не обжигает кожу. Но в то же время есть доля сомнений и скептицизма и у самих священнослужителей. Иеромонах Флавиан (Матвеев) на одном из интернет-форумов признаётся: «К сожалению, поджигает. В 2004 году мой знакомый буквально через пять минут после получения благодатного огня (мы даже из храма не вышли) пытался «умыться огнём». Борода, вроде бы небольшая, заметно стала разгораться. Пришлось закричать ему, чтоб тушил. В руках у меня была видеокамера, так что этот печальный случай остался зафиксированным документально. (Сошлись во мнении, что веры маловато. Однако странно, что люди тысячами ждут чудес от этого ежегодно повторяющегося явления. Само по себе чудо, что огонь сходит с небес. Благодарение Богу за это!) Сам взял пример с других, подержал руку над огнём. Огонь как огонь. Жжёт!»

В чудеса в наш век хочется верить особенно сильно, но, к сожалению, и в божественной природе появления благодатного огня начали сомневаться. Причём уже много столетий назад!

Ибн-ал-Джаузи, выдающийся учёный своей эпохи, в середине XIII века пишет: «…Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света. (. ) Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошёл свет и смилостивился Христос…»

В конце XV века Муджир-ад-Дин аль-Улейми был главным судьёй в Иерусалиме. В своём историческом сочинении «Книга славной дружбы касательно истории Иерусалима и Хеврона» он между прочим сообщает: «В 398 г. хиджры (1009 г.) аль-Хаким би-Амр-Аллах приказал разрушить церковь аль-Кумаму (Храм Гроба Господня), что в Иерусалиме, и отдал народу на разграбление всё имущество, сосуды и т. п., что было в ней. Это было вызвано полученным им донесением о проделках христиан в день Пасхи с тем огнём, который они добывают хитростью, причём люди невежественные полагали, что этот огонь спускается с неба. Его делают, пропитывая маслом бальзамового дерева (араб. ‎‎баласан или биласан: бузина] тонкие шёлковые нити, намазанные серой и другими снадобьями, и устраивают с таким искусством, что это сходит за чистую монету в глазах и выдающихся личностей, и простого народа. Они и до сих пор делают это в аль-Кумаме (Храме Гроба Господня). День, когда появляется огонь, называется у них «субботой света».

А в ХХ веке основатель и первый начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) пишет: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня». «В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. Далее он критикует чудесную природу огня: «Казалось бы дерзостью ждать свыше огня в определённый день, час и минуты; казалось бы недостойно христианского звания из года в год искать знамения от Гроба Христа, божественное достоинство Которого засвидетельствовали своей кровью апостолы и несчётное число мучеников; наконец, кажется, было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от Того, Который для величайшего таинства евхаристии взял естественные плоды земли – хлеб и вино; однако среди христиан восточных исповеданий – православного, армяно-григорианского, иаковитского и коптского – весьма широко распространено верование в сверхъестественное чудесное происхождение «благодатного огня». И продолжает: «Подобные паломнические сообщения, противоречивые в самих себе об образах исхождения огня свыше и утверждающие очевидность этого исхождения для всех молящихся, скорее говорят о религиозной экзальтации авторов и окружавшей их во время обряда Св. огня толпы, нежели о величии самого обряда. Отсюда же теряется их научная ценность в вопросе исследования обряда».

Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.

Читайте также:  Почему нельзя играть в карты православным: отношение церкви и мнение священников

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»:

«Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху.

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «. однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».

141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона. Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень. Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.

XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.

А вот , что пишет английский историк Стивен Рансимен о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.

Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.

Схождения Благодатного огня – история и церемония

Полезная информация о священном огне

Передача священного огня

Чрезвычайно важным событием для верующих людей является празднование Пасхи, которое неизменно сопровождается схождением Благодатного огня. Эта традиция существует в течение многих столетий и именно ради того, чтобы увидеть Святой Свет, в Иерусалим съезжаются ежегодно десятки тысяч паломников со всех уголков земного шара.

До сих пор неизвестно, как зажигается Благодатный огонь – таинство проходит в закрытом от посторонних глаз помещении (Кувуклии) в присутствии одного только Патриарха.

Принято считать, что это божественное чудо, такое же, как Воскрешение Иисуса Христа. Хотя достоверного научного объяснения Благодатному огню не существует. Его появления ожидают представители разных религий с разных континентов.

Интересно! Нет точного времени, когда сходит Благодатный огонь в Иерусалиме – иногда священник выносит его буквально через пару минут после уединения в Кувуклии, а в других случаях ожидание может продолжаться в течение нескольких часов. Есть предание, что в год, когда он не загорится, наступит Судный день.

Впервые в письменном виде о возникновении Святого Света упоминается в документах, которые датируются 9 веком. Вместе с тем, есть информация о том, что Благодатный огонь сошел спустя короткий период времени после Воскресения Христа. В настоящее время к церемонии относятся с огромным уважением не только священнослужители и верующие, но и представители государственной власти. В частности, службу, предшествующую схождению Благодатного огня, транслируют в большинстве стран мира, а впоследствии огонь доставляют на специальных самолетах. Кстати, немногим известно, что церемонию проводят представители различных патриархий, а именно:

  • священники армянской автокефальной церкви;
  • служители Иерусалимской православной церкви;
  • представители коптского и сирийского православного духовенства.

Важно! Один из вопросов, на который никак не получается найти ответ – это почему Благодатный огонь не обжигает. По мнению представителей церкви, это одно из доказательств его божественного происхождения.

Служба в Иерусалиме

Данный праздник посещают тысячи паломников со всего света

То, как именно будет проходить служба накануне праздника Воскресения Христа, определяется в соответствии с принятым в 1852 году особым статусом «кво», касающемся богослужений в храмах, которые разделены между несколькими церквями. О дате и времени службы верующие могут узнать в специальном календаре, где указываются все важные пасхальные мероприятия.

Календарь выпускают греческий и армянский патриархат в порядке очередности. Благодаря строгому разграничению обязанностей и прав, удается исключить конфликты между христианскими церквями, которые принимают участие в богослужении и сошествии Благодатного огня. Установленный регламентом порядок действий для священнослужителей в точности исполняется каждый год.

Какие меры безопасности применяются?

Вопросам безопасности уделяется особое значение, что обусловлено:

  • важностью церемонии;
  • большим скоплением людей, ожидающих схождения Благодатного огня в Иерусалиме;
  • присутствие верующих разных национальностей и последователей различных религиозных традиций.

Сейчас об охране священнослужителей Храма Гроба Господня и прилегающей территории заботятся израильские власти, хотя в период существования Османской империи эта обязанность возлагалась на турецкую стражу. В современной истории не было зафиксировано случаев серьезных конфликтов во время ожидания Святого Света – среди людей царит атмосфера умиротворения и спокойного ожидания. Корректное отношение представителей закона позволяет гарантировать, что и в 2017 году схождение Благодатного огня пройдет мирно, а участники смогут прикоснуться к чуду.

Церемониальные действия

Церемония снисхождения Благодатного огня в 2017 году припадает на 15 апреля и будет проведена в установленном много лет назад порядке:

  1. Сначала глава Иерусалимского Патриархата следует к алтарю (входить ему следует с южной стороны храма) и встретится со следующими за ним представителями сирийского и коптского духовенства.
  2. Выслушав обращение, священнику предстоит облачиться в особые одежды белого цвета, так же, как и 16 другим представителям духовенства. Затем из-за алтаря выходят церковные певцы, несущие хоругви и Животворящий Крест, а также священники, которые получают благословение и, начав петь, совершают трижды обход и останавливаются около Гроба Господня, исполняя вечерний гимн.
  3. Как только обход завершен, с главы Иерусалимского патриархата снимают большую часть церемониального наряда, и он направляется в Кувуклию, куда его сопровождает архимандрит. С двери Святого гроба снимаются печати, и священнослужитель входит туда с пучком свечей.
  4. Когда двери Кувуклии закрываются, начинается молитва Греческого Патриарха, при этом армянский архиерей остается дожидаться, когда зажжется Благодатный огонь, чтобы быстро передать его служителям храма.
  5. В период до выхода главы армянской автокефальной церкви, присутствующие молятся, причем как утверждают те, кто был там лично – в душе возникает невероятно сильное чувство покаяния. Существуют свидетельства о том, как во время ожидания происходят таинственные явления наподобие внезапных молний, столбов света и т.д.
  6. Спустя несколько минут или часов, загорается свет, что свидетельствует о том, что церемония прошла успешно – сразу после этого начинают звонить колокола, а из окон Кувуклии передаются зажженные свечи. Через специальных скороходов Святой Свет передается по Храму, причем в каждом пучке находится 33 свечи, что соответствует возрасту погибшего и воскресшего Иисуса Христа.
  7. Через считанные минуты приобщиться к снизошедшей благодати могут все, кто присутствует у входа в Храм Гроба Господня.
  8. Желающим получить Благодатный огонь из рук Патриарха приходится немного подождать, пока он выйдет и начнет продвигаться через толпу верующих.

Секрет Благодатного огня стараются раскрыть более двух тысяч лет, однако пока что это никому не удалось. Также невозможно описать словами ощущения, которые испытают люди, присутствующие в Иерусалиме на момент его снисхождения. Не удивительно, что паломники и простые путешественники приезжают именно в пасхальную неделю, ведь увидеть схождение Святого Света – величайшее чудо, которое запомнится на всю жизнь.

Ссылка на основную публикацию