Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Благоговение — основа сердечной любви

Такому чувству, как благоговение, редко уделяется внимание в проповедях, книгах для современных христиан. Возможно, потому, что объяснить его обратившемуся от нецерковной жизни человеку очень трудно: не принято в нынешнем мире перед чем-либо благоговеть, не учат этому с детства. Поэтому нередко под благоговением понимают всего лишь правильное, каноничное отношение к священным предметам, тогда как на самом деле смысл этого понятия намного глубже. О том, как приобрести благоговейное чувство к Богу и чем опасно его отсутствие, мы говорим с игуменом Нектарием (Морозовым).

В центре мира

— Батюшка, понять, что такое благоговение, можно, наверное, только из собственного опыта: страх, уважение, трепет, почтение — ни одно из этих слов не раскрывает это понятие в верном ключе. А как нужно этот опыт приобретать, с чего начинать?

— Наверное, начинать нужно с самого простого: когда человек приходит в храм, который является местом особого Божественного присутствия, ему нужно всегда помнить, что он заходит не просто в какое-то здание, не в чью-то квартиру, а туда, где большее, нежели обычно, значение приобретает все, что он думает, что он говорит и делает. Конечно, каждый из нас в течение всей жизни находится перед взором Бога, но в храме — особенно. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как люди нецерковные, едва-едва верующие, входя в храм, замирали буквально как дети, испытывая те самые священный трепет и благоговение, о которых мы говорим. Им никто никогда не объяснял, что здесь нужно так себя вести, так себя чувствовать,— это идет изнутри, из глубины. То есть вообще человеку, в храм приходящему, это чувство бывает присуще. То же самое происходит со священником по рукоположении: когда он сам становится перед престолом и начинает совершать Евхаристию, то испытывает те же самые непередаваемые чувства. Но потом постепенно может наступить то, что именуется привыканием к святыне. Как это происходит? Скажем, человек в храме делает что-то не так — и видит, что гром не гремит, молния в него не бьет, какая-то неисцелимая болезнь тотчас же его не поражает. И он начинает себя чувствовать как-то спокойнее и прохладнее. Если раньше он, образно говоря, открывал дверь храма с некой боязнью, то теперь может и ногой подтолкнуть. Все то же самое происходит и в отношении молитвы: первоначально, вставая молиться, человек ощущает нечто необычное для себя, ведь обыкновенно он с людьми разговаривает, а здесь ему предстоит беседовать с Богом. И вначале опять-таки бывают какие-то особые переживания в связи с этим, а потом, по мере привыкания, благоговение постепенно утрачивается.

— Что может человека от этой утраты хотя бы отчасти сохранить и что, наоборот, ускоряет этот процесс?

— Считается — и у многих святых отцов мы можем это найти — что одним из самых гибельных для человека внутренних проявлений является дерзость. Это некое состояние, под влиянием которого человек ведет себя так, как если бы никто не видел и не оценивал его слов и действий. Мы знаем, как проявляется дерзость в общении с людьми: человек кого-то хлопает по плечу, или называет, так сказать, в шутку каким-то словом на грани бранного, или перебивает, кричит. Мы также знаем, как проявляется дерзость на дорогах — как человек может дерзко себя вести, находясь за рулем. И точно так же дерзость может проявляться и в отношениях с Богом, когда человек наедине с Ним и с самим собой. И вот от такого поведения сердце человека может стать настолько сухим, что он и Бога перестает чувствовать: святые отцы уподобляли дерзость жгучему ветру из пустыни, который выдувает из души все живое, иссушивает всю живительную влагу. Конечно же, благоговение из подобным образом расположенного сердца уходит.

Очевидно, что для того, чтобы этого избежать, человек должен все время жить с ощущением того, что Господь его видит. Нужно постоянно задавать себе вопрос: а как Господь оценит мое слово, действие? Таким образом мы даже не то что работаем над собой — мы, скорее, просто осознаем реальность, потому что Господь действительно в каждое мгновение нашей жизни нас видит. Если это побуждает человека быть осмотрительнее, дисциплинирует его, он будет сохранять благоговение — может быть, даже как-то дополнительно в этом преуспевать. Если же это вызывает только панический страх или подавленность, если человек не заботится о том, чтобы быть внимательнее к себе, то, безусловно, благоговейное чувство ему сохранить не удастся.

— Как не утратить благоговейное чувство в храме тем, кто в нем работает, для кого это место не только молитвы, но и каких-то дел, причем повседневное?

— Иногда приходится наблюдать, как человек зашел в храм — ему что-то нужно сделать, к кому-то подойти — повесил одежду на крючок и тут же куда-то побежал. Конечно, должно происходить все совершенно иначе: человек зашел в храм, остановился, подумал о том, где он находится — по большому счету, в центре всего мира, потому что центр мира — там, где совершается Евхаристия. Во многих молитвословах, особенно старого издания, писалось: не приступай к молитве тотчас, но постой, дондеже утишатся твои чувства. И здесь точно так же — надо остановиться и подождать, пока утишатся чувства,— понять, где ты, перед Кем ты, с чем ты сюда пришел и опять-таки в каком состоянии ты находишься. Если все это постоянно пропускать и пробегать, то от благоговения и следа не останется у человека.

Основа богопознания

— Мне как-то встретилась цитата святителя Афанасия Великого, где он говорит о благоговении как о состоянии, необходимом для богопознания. То есть без этого чувства, собственно, человек и Бога познать не в состоянии?

— Это действительно так. Молитва, в собственном смысле, возможна только тогда, когда человек, с одной стороны, ощущает бездну, разделяющую его и Бога, а с другой стороны — ощущает, что Господь очень близко и слышит его. И благоговение как раз таки поставляет человека в то положение, из которого можно молиться, а без благоговения молитва для него превращается всего лишь в некий набор информации, которую он озвучивает. Человек начинает пытаться разговаривать с Господом на равных, а это невозможно, потому что не равен человек Богу. И то, о чем пишет святитель Афанасий Великий, другими словами выражает преподобный Исаак Сирин, который говорит о том, что смирением открывается таинство — таинство Божественной жизни. Смирение и благоговейное чувство — это вещи неразрывно связанные. Смиренный человек благоговеет, благоговейный — смиряется. У пророка Исайи есть такие слова: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). Если человек в таком состоянии находится, то Господь милостиво взирает на него, если он это состояние разрушает, то в другом совершенно положении по отношению к Богу оказывается. Так что здесь есть такой очень сильный стимул: если ты хочешь, чтобы Господь милостиво взирал на тебя, будь кротким, смиренным, трепещущим словес Божиих, то есть благоговейным.

— Как прививать благоговение детям? Наверняка этот вопрос многих интересует…

— Благоговение невозможно «прививать» в отрыве от собственно жизни религиозной. Когда родители молятся сами и для них естественно то, что мы называем богобоязненностью, они и ребенку с самого раннего возраста дадут здравое понимание того, Кто есть Господь и в каких отношениях находится с Ним человек. И безусловно, воспитание благоговения — это не внушение ребенку того, что если он будет плохо себя вести, то Бог его накажет. Благоговение входит в жизнь ребенка, когда он видит благоговеющими своих родителей. Тогда он и сам будет таким.

— Каким образом против благоговения работает враг?

— Как я уже сказал, когда мы куда-то спешим и таким образом какие-то очень важные для себя вещи не продумываем глубоко, благоговейное чувство теряется. Вот это состояние — смятения, спешки — и старается всячески усилить враг. Преподобный Исаак Сирин называет смятение колесницей диавола, на которой он въезжает в душу человека со всеми мыслимыми и немыслимыми страстями. Когда же у человека упорядоченный внутренний мир, он очень многих ошибок не совершает, и разрушить его благоговейное чувство врагу не удается.

— А если все-таки разрушение произошло и сердце, захваченное суетой, не испытывает ни трепета, ни умиления?

— Есть такой момент, не все о нем знают: ум человека устроен таким образом, что стоит замедлить в какой-то мысли, начать всматриваться во что-то, и это проявляется, становится актуальным в сознании. К примеру, человек знает, что есть смерть, что она его настигнет. И бежит дальше как ни в чем не бывало. Но достаточно бывает сказать себе: «Нет, остановись на этой мысли» и всерьез себе это представить, как сердце уже начинает откликаться. Это подобно тому, как кусок фотобумаги нужно сначала положить под фотоувеличитель, а потом в проявитель — и там, в проявителе, какое-то время подержать. И потом вдруг это явление, эта реальность духовная, о которой мы размышляем, с полной ясностью входит в нашу жизнь, и мы ощущаем силу мысли об этом. Вот то же самое и здесь. Нужно жить с осознанием того, что Господь тебя сейчас видит? Остановись, скажи себе это. Замедли в этой мысли — на десять секунд, минуту, две минуты. И постепенно, раз за разом, ты будешь чувствовать, как происходят изменения.

Читайте также:  Мощи княгини Ольги: где находятся и как добраться, история и чудеса

Газета «Петропавловский листок» № 01, январь 2016 г.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовили Ольга Протасова
Елена Сапаева

Слово благоговение — это значит любой день в божьем страхе

Благоговение, это библейское значение. Что такое благоговение, нужно, прежде всего, анализировать его применение в контексте книги Библия и мы будем верны, выбрав такой приоритет. Затем определим слову благоговение синоним и, наконец, разбив слово благоговение на составляющие, характеризуя их в свете Писаний

Следовало бы ещё узнать о значениях и влиянии слова благоговение на литературу, в том числе классическую, но мы ограничимся советом к Вам, дорогой читатель, полистать подборку страниц (сайт Википедия) с текстами, в которых имеется слово благоговение.

Главное значение слова благоговение

Сокровенное чувство, которое испытывает верующий человек по отношению к Богу во время молитвы, чтения Священных Писаний и размышления над их смыслом, это и есть — благоговеть перед (пред) своим Господом.

Заметим немаловажную деталь. Слово Бог в Писаниях всегда выражает общую характеристику Бога, как Творца неба и земли. Слово же Господь определяет конкретные взаимоотношения — Бог и Человек.

В таком случае мы говорим, — Господь есть Бог, то есть Бог, который обратился к Человеку и наоборот. Господь, это то слово, которое не произносилось вслух в ветхозаветном народе и означало — Сущий (в древнееврейском письме «Йхв», идущие подряд три гласных буквы), то есть живущий вечно, истинно существующий, тогда как все остальное живое в этом мире преходяще, временное, подверженное разрушению и поэтому погибает.

Итак, в ветхозаветных книгах Библии слово благоговение звучит три раза и каждый раз в контексте божественных отношений с человеком, то есть благоговение может проявляться только по отношению к Господу.

Псалтырь 118:38 — «…ради благоговения пред Тобою».

  • Автор псалма 118 в стихах 33—40 обращается к Господу, признавая свои несовершенства — слабость, немощь и неопытность в следовании святым божьим заповедям, просит о постоянном вразумлении, руководстве и утверждении Словом Господним ради благоговения пред Ним (38). Другими словами, молитва направлена на то, чтобы сохранить то благо, которое есть у автора — близость с Господом.

Книга Притч 1:7 — «начало мудрости — страх Господень…»

  • Начало разумной жизни положено только тогда, когда есть благоговение к Богу. Если же страха (благоговения) Господня нет, тогда человек глуп из-за своего нежелания получать мудрость и наставления. Такова суть этой притчи. Следует отметить что слово, которое стоит в древнееврейском тексте, здесь переведено как «страх» вместо «благоговение». Это сделано для того чтобы показать главное значение благоговения — страх Господень.

Исаия 29:13 — «…благоговение их предо Мною…»

  • В этом случае пророк Исаия предупреждает народ приближаться к Господу сердцем, вместо того, чтобы чтить Бога языком только. Благоговение пред Господом, это признание Его как высшего законодателя, при этом не подменять Его вечную заповедь любви непостоянными человеческими законами, которые, конечно же, не исходят из сердец, но вытекают из человеческой мудрости в нелепых рассуждениях о божественных делах. Такая риторика, — провозглашал Исаия, — не есть благоговение пред Господом.

Синонимы

Наиболее близкий по значению благоговения синоним «пиетет». У древних римлян человека, который не омрачает своим поведением богов, называли Pius что означает носитель благочестия. Ещё раньше в ветхозаветных писаниях благочестивыми называли тех, кто имеет страх Божий. Например, пророк говорит о грядущем Мессии (Исаия 11:7), Который придёт в день Свой и у Него характеристики божественности перечисляются по нарастающей: премудрость и разум, затем совет и крепость и, наконец, ведение и благочестие (познание и страх перед Богом). Сравните: Книга Притч 1:7 — «начало мудрости — страх Господень…». Позже, латынь преподнесла слово пиетет, как набожность и благочестие.

В литературе это слово укоренилось двояко — в плане отношения людей друг к другу (глубокая почтительность и уважение) и благоговение к Богу.

«Благо» плюс «Говеть»

Такое толкование слова благоговение не есть априори, но все-таки имеет место. Поговорим и об этом. В ветхозаветном словаре существует слово «Благо», которое характеризует что-либо положительными прилагательными типа хороший, драгоценный, приятный, прекрасный. Человека может охарактеризовать кто-то другой словами благодетельный, добрый, чуткий, спокойный, дружелюбный, угодный, верный, прекрасный, стройный, красивый счастливый, весёлый и желаемый. Такова внутренняя природа. Следует сказать, что эти качества появились не сразу, но постепенно, вытесняя старые плохие привычки. То же самое и в быту — жилось плохо, но сейчас уже благо (хорошо). Другими словами — благо (имя существительное) появилось на фоне негодного.

Примеры слова «Благо» из Библии

Помяни, Боже мой, во благо мне все, что я сделал для народа сего! (Неемия 5:1).

Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоё о, Господи! (Псалтирь 4:7).

Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твоё, Господи, ибо оно благо. (Псалтирь 53:8).

И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. (Иеремия 14:11).

Слово «говеть» и его значение

У большинства народов это слово означает снисходить, щадить, покровительствовать, проявлять милость. Английское слово Fast переводится как соблюдение норм и правил, характерных для семинедельного периода перед Рождеством Христовым, то есть — соблюдать пост. Стоять крепко, твёрдо, стойко, тесно, крепко, близко, рядом.

Обобщающее значение слова говеть, можно выразить так: «Быть милостивым и снисходительным не только в день поста, но всегда, при любых обстоятельствах быть близким и тесным в нуждах людей».

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. (Исаия 58:6).

Итак, слово «Благо» плюс «Говение» предоставляем Вам, дорогая душа у Господа, самостоятельно сложить и охарактеризовать как нужно.

Заключение

Советы мудрых

Человек хотя и несовершенен, но если он благоговеет искренне перед Господом — он раб Божий, потому что он поступает, как чувствует. Чувства же его навыком приучены благоговением.

Чтобы принять Божию благодать, нужно возделывать в себе благоговение, иначе благодать Божия не приблизится.

Благоговеть, это иметь страх Божий, преображённый любовью Господа Иисуса Христа.

Наивысшая форма преданности к Богу — это благоговеть пред Его ликом, то есть боязнь удалиться от Господа, через наши грехи. Поэтому мы и благоговеем в благодарности пред Отцем нашим небесным во имя Господа нашего Иисуса Христа, Который взял грехи наши и пригвоздил ко Кресту.

Совет из Писания

Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Почтите Сына [Господа нашего Иисуса Христа], чтобы Он не прогневался, и вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него (Псалтирь 2:10—12).

Благословение

Благословение

Мы часто говорим о благословении, не задумываясь про смысл этого слова. Провожая человека в долгую дорогу, даем ему напутствие — «благословит тебя, Господь», представляем родителям избранницу — «мы решили пожениться, благословите нас». Для христианина слово «благословение» имеет особый смысл — это одобрение, помощь и напутствие от самого Господа. Зачем христиане просят благословения? Можно ли вступать в брак без благословения родителей? Кого мы можем просить о благословении?

У понятия «благословение» несколько определений. Именно так принято называть, в первую очередь, действие Господа, посылающего Свою благодать на человека или целый народ. Но благословением может считаться и:

  • призыв пастыря, воззвание с просьбой ниспослать Божественную благодать;
  • разрешение духовника на тот или иной поступок;
  • одобрение родителей.

Если мы внимательно прочитаем слово «благословение», то увидим, что оно составлено из частей «благо» и «слово». Слово, дарующее благо и добро тому, кто его просит. Верующий человек всегда жаждет одобрения от Бога и в минуты сомнений может обратиться за советом, с просьбой о благословении к своему духовнику. Иногда мы благословляем друг друга, говорим «благослови тебя Господь», желая человеку самого лучшего, призывая Бога помочь кому-то в благом деле или умоляем помочь пережить тяжелое испытание.
Это воззвание о помощи свидетельствует об истиной вере, ведь человек не будет просить защиты у того, кому не доверяет.

Формы благословения

  • пастырь благословляет паству, осеняя ее крестным знамением;
  • приветствуя священника, мы обычно просим благословения;
  • хвала Бога (напр. Пс.102 );
  • молитва о здравии и благоденствии другого человека;
  • одобрение родителей жениха и невесты на венчание;
  • разрешение священноначалия на то или иное действие.

Благословение от священника

Священники регулярно получают просьбы о благословении и с радостью отвечают на них. Важно помнить только о том, что получить благословение от духовника — не значит снять с себя ответственность. Кроме того, священник не может принять решение за самого человека. Правильно и хорошо просить благословения, если вы приходите в храм, попросить благословения с твердым намерением:

  • Примириться с близким;
  • Совершить благое дело;
  • Помочь кому-то;
  • Справиться с дурной наклонностью.

Но в храме вам вряд ли дадут благословения на греховные поступки. В фильме «Остров» есть эпизод, где молодая девушка просит благословения у монаха, не сообщая, на что именно ее нужно благословить. Прозорливый монах сурово прерывает ее, так как она просит благословения на аборт.

Читайте также:  Гонения на православную церковь: времена и причины, история православия в 20 веке, мифы

Если говорить о примирении, то Бог может благословить человека, но не действовать за него. Чтобы примириться с близким нужно искренне раскаяться и попросить прощения или же найти в себе силы простить обидчика самому.

Благословение принимают с особым чувством трепета и благоговения, ведь через священника нас благословляет сам Христос. Недаром для благословения руки складывают особым образом: пальцы изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.

Чтобы попросить благословения надо сложить руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, отец … (имя) (или Владыка – епископу)». Получив благословение, надо поцеловать руку священнику, так мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник благословляет словами «Бог благословит!».

Благословение родителей

Родители традиционно благословляют молодых перед Таинством венчания, осеняя их иконой. Благословение при этом, конечно, дают не сами родители, а Господь.

Просить благословения можно не только в такие важные моменты жизни, как венчание, но и в обычных житейских делах. Можно попросить родителей благословить:

На дальнюю дорогу;

Во всех благих начинаниях.

Родительская любовь вместе с благословением от Господа хранит нас от бед. Но как быть, если родители не дают благословения на венчание? Здесь каждый принимает решение сам. Иногда мы понимаем, что родители несправедливы к будущему супругу или супруге. Если мы осознаем, что согрешим против невиновного человека, отменив процесс бракосочетания из-за отсутствия родительского благословения, не стоит идти на этот шаг.

Ведь сам Господь Иисус Христос сказал: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6).

И все же лучше поговорить и попробовать найти общий язык с родителями, чтобы получить от них доброе напутствие в будущую семейную жизнь.

Религиозные термины: благоговение – что это такое

Каждый православный христианин, читая духовную литературу, испытывает определенные трудности, связанные с пониманием значений некоторых слов, выражающих религиозные, нравственные понятия.

Книжники и богословы придавали огромное значение смыслу употребляемых слов, поэтому очень важно научиться отличать различные оттенки смысла, передаваемого с их помощью. Благоговение – это особое чувство, с которым верующие относятся к святым вещам и Богу. Каково значение этого термина и когда его употребление целесообразно.

Определение

Значение слова благоговение заключается в преклонении перед Божьим величием, трепетном отношении к святыням, высшим ценностям. Чувство благоговения может испытывать каждый из нас по отношению к человеку, как образу Божию, к его заслугам, достоинствам. Искреннее доверие к благости и милости Божьей, осознание могущества Всевышнего – все это заключает в себе слово «благоговение».

Что еще означает слово благоговение – это страх, смирение, глубокое уважение, ведь этот термин произошел от слова «говеть», то есть «уважать, бояться» или «угождать». В некоторых источниках отмечается иное значение, соотносящееся с чувством подавленности. В переводах Священного Писания «благоговение» соответствует греческим словам, обозначающим «боязнь, робость, страх, осторожность, почитание, поклонение, позорная боязливость».

Что значит благоговеть. На самом деле, этим глаголом выражается широкий спектр состояний, которые испытывает каждый верующий человек, славя Бога, поклоняясь и доверяя Ему, веруя в Его присутствие в мире. Это, своего рода, соблюдение дистанции по отношению к обожествляемому объекту. Благоговеющий человек смиряется, умаляет себя, таким образом, ему открываются новые возможности духовного роста.

История возникновения

Слово «благоговение» лучше описывает отношение христиан к Всевышнему.

На ранних этапах формирования религии чувства верующих наиболее точно определялись другими терминами:

  • величие,
  • таинство,
  • трепетная неизведанность.

Человек древнего мира, поклоняющийся языческим божествам, испытывал ужас, взирая на мощь и силу природных стихий. Античное восприятие Всевышних сил отождествлялось с таким понятиям, как «священный трепет», то есть страх перед грозными знамениями.

И только тревожность человека перед Единой, Всевластной Силой, относится к термину благоговение, вот что это такое – потрясенность перед Богом ревнителем, «поедающим огнем», «всевидящим оком».

Ветхий Завет предлагает нам для ознакомления множество исторических моментов, где применимо слово благоговение, в Википедии об этом можно узнать подробнее. Авраам, ведущий своего единственного сына на заклание из-за страха перед Богом, Иаков, который восклицает, что место присутствия Бога – страшно. Именно сейчас тесно сплелись такие понятия, как любовь, сострадание, верность и предательство – это ответ за безмерную, безграничную Божью милость.

Благоговение испытывают христиане, вспоминая день казни Иисуса, Википедия содержит об этом информацию. Крестные муки, страсти, унижение – все это является для верующих основой их вероисповедания.

Осознавая свою причастность ко всему происходящему, мы чувствуем огромное доверие к Богу, благодарность за спасение, преклонение.

Почитание Богочеловека и Сына Божия, Богородицы, всех Святых, служащих Богу на протяжении многих веков существования церковной жизни, – вот что означает слово «благоговение».

Благоговение в поступках

Что такое благое говенье в мыслях, мы разобрались, но как оно выражается в действиях. Дело в том, что мы своим поведением указываем на почтение или небрежность по отношению к своему собеседнику, а христиане – по отношению к Богу. Это можно понять по нашей походке, голосу, положению тела.

Как часто мы наблюдаем ситуацию, когда человек, желающий подчеркнуть свое превосходство, ум, силу, разговаривает, высоко подняв голову и опустив руки в карманы брюк, при этом манера общения оставляет желать лучшего.

Нередко такие люди, выслушав или даже не дослушав собеседника, разворачиваются и уходят, не желая продолжать беседу. Как жаль, но очень часто именно так мы общаемся с Богом.

Важно! Приходя в храм для поклонения, мы ведем себя неподобающе, а ведь не наше ли поведение при молитве отражает благоговейное отношение?

Итак, Википедия, конечно же, расскажет, как нужно себя вести в общественном заведении, эти правила применяются и при посещении Святой обители.

Свое неуважение к Богу мы показываем, если:

  1. Разговариваем с собеседником во время всеобщей молитвы.
  2. Жуем жвачку, рассматриваем стены и потолок, гуляем по залу.
  3. Ищем что-то в сумочке, кошельке, разговариваем по телефону, перелистываем блокнот.
  4. Посещаем храм в непристойной одежде.

Как жаль, но все чаще современные церковные группы для увеличения количества прихожан, пренебрегают Священными правилами, допускают вольности, свободу в поведении посетителей. Прихожане этих храмов ведут себя не как Христова невеста, а как капризная жена, требующая внимания, свободы и равноправия.

К великому стыду, все больше православных христиан принимают и употребляют языческие обычаи и традиции, служение Богу переросло в развлечение, возможность пообщаться и показать себя. Еще немного и мы окажемся на брачном пире, где главенствуют шаманы, прыгающие с ложками и тарелками у костра. Это наши последние дни!

Нужно помнить! Святой Василий говорил, что всякая тварь должна славить Господа. Вот и мы, вместо того, чтобы возносить в храме молитвы, каяться о собственных грехах, скорбеть, слушать слово истины, с улыбкой предаемся длинным частным беседам.

Полезное видео

Подведем итоги

Афанасий Великий утверждал, что страх Божий – это особое состояние, которое нам необходимо для познания Его Силы, Величия. По словам Иоанна Златоуста, благоговение нам необходимо для изучения Священных Писаний, богоугодной литературы, а также для познания Святых Тайн. Святой укорял прихожан, которые посещали храм не по благоговению, а мимоходом, к празднику или по привычке.

В своих очерках о благоговении,Тихон Задонский писал, что именно с таким чувством сын относится к своему отцу, то есть не говорит ничего непристойного, оказывает ему почтение. Так же должен относится каждый православный христианин к Нашему Богу. При отсутствии этого чувства, несомненно, мы отдаляемся от Него.

БЛАГОГОВЕНИЕ

религиозно-нравственное чувство, выражающее любовно-почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность,- Богу, святыням, высшим ценностям бытия; основное религ. переживание непосредственного присутствия Божия в мире и в жизни.

В Синодальном переводе Свящ. Писания рус. слову «Б.» соответствуют греч. εὐλάβεια (осторожность, страх, робость, почитание, Б.- Притч 28. 14; Деян 8. 2; Евр 5. 7; 12. 28), ϕόβοϛ (страх, ужас, боязнь – Пс 118. 38; Мал 1. 6; 1 Петр 3. 15), σέβομαι (благоговею, почитаю, поклоняюсь – Ис 29. 13). В тексте Септуагинты производные от глагола εὐλαβέομαι не всегда соответствуют рус. «Б.», «благоговеть» в Синодальном переводе. Термином «Б.» описывается широкий спектр состояний, связанных со страхом: от позорной боязливости (Прем 17. 8), естественного страха перед лицом врагов (2 Макк 8. 16), страха перед соперником (1 Цар 18. 15, 29), опасения перед будущим (Нав 22. 24) до священного трепета (Исх 3. 6 ) и молчания перед лицом Божиим (Авв 2. 20; Соф 1. 7). Выражение «ἄνδρεϛ εὐλαβεἶϛ » из кн. Деяний святых апостолов передается в Синодальном переводе как «люди набожные» (2. 5) или «мужи благоговейные» (8. 2).

В письменных текстах Др. Руси слова «Б.», « », « » фиксируются с XII-XIV вв. (Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. С. 94) первоначально исключительно в церковном применении. В XVIII-XIX вв. Б. фигурирует и как понятие мирской морали, иногда не без нек-рого уничижительного оттенка: Б. определяется как «смесь страха и уважения, смирения и покорности», причем одним из значений слова «благоговеть» признается «раболепствовать» (Даль В. И. Толковый словарь живого рус. языка. М., 1978. Т. 1. С. 92); появляются характерные производные «благоговейник», «благоговейница» и т. п. (Там же).

Читайте также:  Грех прелюбодеяния в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Развитие понятия Б. соответствует историческому опыту религ. и нравственного сознания. На ранних этапах формирования представлений о высшем, сверхъестественном начале нарождающееся религ. чувство наиболее адекватно определяется предложенными нем. теологом Р. Отто терминами «majestas» (величие), «mysterium tremendum» (таинство, вызывающее трепет), «mysterium fascinosum» (чарующее таинство). Священное открывалось человеку в многоликости непредсказуемых стихийных сил, ужасающих и влекущих одновременно. Однако такое амбивалентное отношение к Первоисточнику бытия еще не было тождественно Б. в настоящем смысле этого слова.

Античный мир с его политеистическим мировосприятием четко различал «horror sacrilegii» (ужас святотатства) и «tremor sacer» (священный трепет), сопровождающий религ. поклонение. При этом то и др. тесно увязывается с духом и регламентом полисной, а впосл. имперской гражданской добродетели: благоговеть перед родными богами человек обязан как житель и гражданин данного города или гос-ва, вслед. чего Б. приобретает публичный характер. Поскольку, однако, могущество и благосклонность языческих божеств не всегда совпадают,- священный трепет, нравственная привязанность и религ. поклонение в античном мировоззрении еще не объединяются в органическую целостность, присущую идее Б. в христ. понимании.

В ВЗ, с одной стороны, Б.- страх и трепет в присутствии Бога и Его грозных знамений, это не статичный, ограниченный местом и временем, легко ритуализируемый священный страх приверженцев античного языческого культа, а глубокая душевная потрясенность и неизбывная тревожность человека, впервые ощутившего себя перед лицом действительно единого и всевластного, всюду настигающего Бога, Который есть «огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор 4. 24), но – прежде всего остального – Который есть Сущий (Исх 3. 14). Благоговейный страх в ветхозаветном представлении – это страх Иакова, воскликнувшего о месте присутствия Господа: «Как страшно сие место!» (Быт 28. 17); страх и трепет Авраама, безропотно ведущего на заклание своего единственного и возлюбленного сына (Быт 22). С др. стороны, столь же углубленный характер приобретает в ВЗ этика любви к Богу: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6. 5); вся религиозно-нравственная атмосфера ветхозаветного бытия исполнена напряженными взаимоотношениями любви, сострадания, коллизиями верности и неверности человеческой в ответ на непреложную верность Бога. Страх и любовь, как 2 своеобразных вектора, сближаясь, создают этос Б.

Благая весть о воплощении, страстях, крестной смерти и воскресении Господа Иисуса Христа создает для христ. мироощущения центральную перспективу, в к-рой понятие Б. объединяет в себе преклонение перед величием и всемогуществом Божиим, безграничное доверие к благости Творца и трепетное чувство собственной ответственной причастности реализации этого благого могущества в человеческом мире. Прообразованный для христиан Свящ. историей, этос Б. становится существенным элементом как религ. опыта, так и человеческой нравственности, налагая свой отпечаток на устойчивые типы отношений личности к почитаемым ею людям, ценностям культуры, духовным и нравственным святыням, миру природы. Б. перед кем-либо означает почитание данной личности в силу изначально дарованного ей Богом совершенства, открытого и привлекательного для нас и вместе с тем требующего от нас деятельного соучастия. Благоговеть – значит быть причастным при соблюдении почтительной дистанции по отношению к предмету нашей причастности. Подлинно благоговеющий добровольно умаляет себя перед благоговеемым, тем самым открывая в нем и для себя новые возможности одухотворенного действия и возрастания.

Очерченное понимание Б. глубоко вошло в христ. традицию – его пробуждает и в нем раскрывается существо христ. богослужения, его утверждают и развивают многовековой уклад церковной жизни, почитание святых. Выдающиеся произведения христ. письменности, включая жития святых, учительную лит-ру, воспитывают в духе Б. перед Господом и Его творением. По словам свт. Тихона Задонского, «дети пред отцем своим поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного, и всякое почтение ему показывают: тако христианам пред Богом вездесущим и все назирающим должно ходить со страхом и благоговением» (Творения: В 5 т. М., 1889. Т. 5. С. 257). Б., согласно свт. Тихону, рождается от познания вездесущия Божия: «Помни о вездеприсутствии Божием, и породится в тебе благоговеинство» (Т. 4. С. 9). По учению св. отцов, Б.- необходимое условие для занятия богословием, участия в богослужении, вообще в духовной жизни. Свт. Афанасий I Великий говорит о Б. как о состоянии, необходимом для богопознания: «Божество познается не в словесном изложении. но в вере и благочестивом размышлении с благоговением (εὐσεβεἶ λογισμὦ μεἰ εὐλαβείαϛ.)» (Athanas. Alex. Ep. ad Serap. I 20). Свт. Иоанн Златоуст называет Б. состояние души, необходимое при чтении Свящ. Писания (Ioan. Chrysost. In Ioan. 53. 3). По его словам, «надлежащее благоговение» (προσηκοὐση εὐλαβεία) наряду со страхом (ϕόβοϛ) и трепетом (τρόμοϛ ) характеризует состояние приступающего к Св. Тайнам (De proditione Judae I 1). Он укоряет своих слушателей в том, что они приходят в храм мимоходом, по привычке к празднику, а не по Б. души ( οὐ δἰ εὐλάβειαν ψνΔἦϛ ) (De bapt. Christ. 1).

Термин «Б.» употреблялся в древней Церкви и как форма обращения: «Твое Благоговение» – обращается свт. Афанасий Великий к имп. Иовиану (Athanas Alex. Ep. ad Jovianum. 1) и свт. Серапиону Тмуисскому (Ep. ad Serap. I 33; ср.: Ioan. Chrysost. Ep. 25; Greg. Nazianz. Ep. 102).

В рус. мысли заслуга выявления подлинной религ. и философско-этической содержательности понятия Б. принадлежит Вл. С. Соловьёву, представившему в «Оправдании добра» целостную систему истолкования человеческой нравственности, возводящую последнюю к 3 взаимосвязанным истокам: чувствам стыда, жалости и Б. При этом чувство стыда, согласно Соловьёву, выражает этическое отношение человека к низшей природе, жалость – к подобным ему живым существам, Б., или благочестие, определяет «должное отношение человека к высшему началу» и составляет т. о. «индивидуально-душевный корень религии» (Соловьев. С. 52). Поскольку указанные начала нравственности, при всей самобытности каждого из них, сохраняют между собой и нек-рую преемственность, в Б., как его понимает и описывает Соловьёв, есть нечто и от стыда, и от жалости – в частности, активный нравственный протест против недолжного и недостойного, не подобающего высшему призванию человека. Так же, как чувство стыда восстает против наших уступок низменным влечениям и как человеческая совесть протестует против всяческой несправедливости и неправды, и нарушение религ. обязанности, свидетельствующее об отдалении человека от «абсолютного центра вселенной», вызывает «могущественное противодействие нашей сокровенной целости» (Там же. С. 233) – противодействие, вынуждающее, как замечает Соловьёв, говорить уже «не «стыдно» и не «совестно», а «страшно» (Там же). Необходимым коррелятом Б., формирующим «отрицательную сторону благочестия», предстает, т. о., страх Божий – «чувство действительного несоответствия нашего абсолютному Добру, или совершенству» (Там же). Б. в его положительном выражении, согласно Соловьёву, «сводится окончательно к радостному ощущению, что есть существо бесконечно лучшее, чем мы сами, и что наша жизнь и судьба, как и все существующее, зависит именно от него,- не от чего-то бессмысленно-рокового, а от действительного и совершенного Добра – единого, заключающего в себе все» (Там же. С. 248). Несмотря на такое радостно-возвышенное завершение, чувство Б. выдвигает перед человеком настоятельную нравственную задачу. Оно властно побуждает его преодолевать собственную немощь, стремиться к совершенству, соответствующему Божию замыслу о нем. Развитие вытекающих отсюда императивов выстраивалось Соловьёвым в перспективе проповедуемого им «теургического делания», имеющего своей целью избавление человечества и мира от разрушительного воздействия времени и смерти (Там же. С. 236, 254 и др.).

Значимую для современности концепцию Б. представляет этика «благоговения перед жизнью» (die Ehrfurcht vor dem Leben) протестант. теолога и гуманиста-подвижника А. Швейцера. Он считал, что универсализация идеи жизни как высшей ценности является единственным способом утвердить созидательную силу и полемическую мощь христианства в драматических условиях XX в. По его мнению, «принцип нравственного» состоит в том, что человек способен испытывать равное Б. перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой др.: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. » (Швейцер. С. 218). Однако, с христ. т. зр., нравственный императив не есть лишь плод интуиции ценности жизни, но заповедь, данная человеку Творцом. Тем не менее Швейцер внес несомненный вклад в сохранение и актуализацию понятия Б. для светского европ. сознания, интерпретируя жизнь во всем многообразии ее проявлений как предмет этического Б.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия // он же. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 119-135, 170-204, 222-266; Франк С. Л. С нами Бог: Три размышления // он же. Духовные основы общества. М., 1992. С. 217-404; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 23-35, 216-237; Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 8-22; Элиаде М. Священное и мирское // он же. Миф о вечном возвращении. С. 251-356. М., 2000.

Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Ссылка на основную публикацию