Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

Брак с некрещеным человеком и иноверцем

Брак с некрещеным человеком и иноверцем

Выше было сказано, что брак между христианами является благословенным, и носит на себе печать тайны духовной, т. е. изображает собой любовь Христа к Церкви. В случае, если христианин состоял в супружеских отношениях с не христианином до принятия истиной веры, то он должен оставаться в браке (об этом будет сказано ниже). Но если же христианин, уже прибывающий в лоне Церкви, т. е. участвующий во всех таинствах, соединяется в официальном браке с некрещеным или человеком иной веры, то это брак не может быть благословенным во Христе, не подлежит венчанию, а представляет собою обычное законное супружество по плоти, при котором нет блудного греха. Есть неверное мнение некоторых людей, что о таких браках сказал Апостол Павла в первом послании к Коринфянам, глава 7: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее…». Но эта фраза не является оправданием бракам с иноверцами или неверующими, так как:

Иоанн Златоуст (Толков. на 1Кор., бес.19):«Здесь (апостол) говорит не о тех, которые еще не сочетались браком, но о сочетавшихся; он не сказал: если кто хочет вступить в брак с неверным, но: если кто имеет неверного, т. е. если кто после женитьбы или замужества примет благочестивое учение, а другое лицо останется в неверии и между тем пожелает жить вместе, то брак не расторгается».

Феофилакт Болгарский (Толкование на посл. 1Коринф.):«Между тем, рассматриваемую заповедь апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда еще оба находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверующим, или только одна жена, то верующей половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверующей: это видно из слов апостола, ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверующую, но: «если какой брат имеет». Опять не просто предписывает жить верующей половине с неверующей, но только в том случае, если последняя пожелает того; ибо это значит: «согласна», то есть если пожелает».

Приведем письма Иоанна Крестьянкина о вступлении в брак с неверующим человеком.

Иоанн Крестьянкин (письма):«…познакомившись с вами по вашему письму ко мне, могу сказать…, что я не мог бы благословить ваш брак. И объясняется это мое решение очень просто. Ваш брак не будет христианским, вы не будете создавать домашнюю церковь и стремиться строить свои отношения так, как того требует Церковь. Ведь по вашему осознанию, вы — человек неверующий. И вот это-то и есть тот самый «плуг», который пройдет по З. жизни и перепашет ее. А как она это сможет принять и пережить, я не знаю. Только с уверенностью скажу, что ее христианское мироощущение будет в опасности. Я не провидец. Я просто человек, проживший долгую жизнь и многое повидавший в ней как священник и, тем более как духовник. Да ведь и вы как супруг не сможете мириться с инакомыслием подруги, по праву требуя понимания и сочувствия от нее во всем. Поэтому еще и еще раз скажу, что я не благословлял такие браки ранее и не возьмусь это делать и теперь. Каким бы хорошим человеком по своим человеческим душевным качествам Вы не были, отсутствие христианского стержня и мировоззрения не позволит мне поднять руку на благословение, да оно вам и не нужно».

Современный подвижник говорит о трудностях, которые будут в этом браке, и не благословляет его. Но далее Иоанн Крестьянкин говорит о свободе каждого человека и о единоличном и самодельном кресте — и это должен сознавать каждый христианин, вступающий в брак с неверующим.

Иоанн Крестьянкин (там же):«Но я никогда и никого не связывал моим словом. Господь дал каждому полную свободу — Он зовет, но откликнуться или нет на Его зов, решает каждый человек сам. Вот и вы с З. в решении вашей дальнейшей жизни свободны. Судить же, какова домашняя церковь З. сейчас и кто, и какой несет в ней крест, мне не дано. От креста же нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение. Смею думать, что именно таким самодельным крестом было бы это замужество…»

Иоанн Крестьянкин (письма):«Выходить замуж за неверующего — крест для Вас непосильный. Поэтому подумайте, прежде чем сделать непоправимое. Да еще венчаться с неверующим — это ведь, дорогая моя, кощунство. При венчании брачующегося берут на себя обеты, и их надо осмыслить и выполнить. А что будет значить это великое Таинство для неверующего? Вот и начнутся у вас конфликты с первого дня совместной жизни, так что лгать Богу никак нельзя, а именно это вы уже делаете».

Итак, пусть каждый христианин, решивший вступить в брак с неверующим, зная обо всем этом, решает сам, как ему жить дальше. Но при этом необходимо помнить, что святой обязанностью православного христианина есть желание и забота о привлечении в православие своей второй половины. Следует сказать, что есть много случаев, когда неверующая половина становилась верующим — и это дар Божий и труд смирения, терпения и молитв второй половины, например: Моника — мать блаж. Августина была выдана замуж за жестокого и развратного язычника Патригия, но сохранила христианскую кротость и покой; или св. Нонна, мать св. Григория Богослова обратила своего мужа-язычника к христианству (впоследствии он был епископом Назианзским).

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех — нестарание привлечь к православию не православную чету):«А всего главнее: на православном лежит забота привлечь к православию свою чету. Почему бы (подумает кто) не оставаться на этот раз совсем без заботы? Нет; эта беззаботность была бы противна любви супружеской» Если истинно веровать в Бога составляет первое счастье для человека; то как же с прочими благами не пожелать мужу или жене этого самого счастья? Или надобно любовь назвать неискреннею или же согласиться с тем, что само православное лицо не имеет живой уверенности в своем православии, не понимает оно: на которой же стороне истина? Та же беззаботность была бы противна целям единодушия супружеского. Пусть не допускает иноверная сторона споров или оскорблений против православной веры. Но сколько тут резкого несходства в порядках религиозной жизни! Например, жена, воспитанная в православии, привыкла в великий пост быть у исповеди и св. причастия, а муж — католик иногда и ксендза не найдет себе, чтоб исполнить тот же долг по своему вероисповеданию. Жена русская соблюдает посты, а рядом с ней сидит за столом у мясного или молочного блюда в великий пост муж ее лютеранин, не почитающий для себя за грех такую пищу. Муж православный молится усердно пред иконой Божией Матери, а жена его — лютеранка по своей религии совсем не воздает подобающего благоговения к Царице Небесной и вообще смотрит на исполнение мужем молитвенных правил, как на одну внешность. У католика и русской врозь приходят и такие великие светлые праздники, как Рождество Христово и Пасха. Жена православная желала бы принять в свой дом православного священника с крестом, а мужу — единоверцу противно ее желание. Как же все это тяжело отзывается для духа тех православных супругов, которые преданы своему православию и которые еще больше сознают цену, истинное величие православия, сопоставляя каждый раз свои порядки в религиозной жизни с порядками не православными! Не тяжело ли также православной жене лишиться позволения и помянуть за упокой своего не православного мужа, например, из лютеран, у которых совсем не принято поминать? Таким образом, не без вины остаются пред Богом и пред собственным душевным покоем те супруги, которые совсем не думают привлечь к истинной, православной вере другое супружеское лицо».

Также необходимо знать, что Церковь не поминает иноверцев, и не делает снисхождения даже в отношении царских особ.

Амвросий Оптинский (Письма к мирским особам, О церковном поминовении христиан неправославных):«Достойно замечания, что когда кого-либо из православной царской фамилии выдают в замужество за иноверца, то супруг этот только при жизни его поминается на ектениях, и притом безымянно; по смерти же не поминается. А для царских родственников могла бы Церковь сделать снисхождение, если бы это возможно было».

К сожалению, есть множество случаев, когда жизнь верующих и неверующих людей превращалась в постоянный конфликт и ссоры, или верующий постепенно отходил от Церкви и Бога, желая угодить супругу(е).

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех — нестарание привлечь к православию не православную чету):«…какое это неуместное угождение, если жена русская вместе с мужем своим протестантом посещает кирку! какая угодливость или трусливость той же жены, если она в первый же пост, который будет вслед за венчанием ее с не православным, разом порешает с церковными постами, которые раньше соблюдала: будто она прежде этого времени, от самого детства, соблюдала посты лицемерно! Равным образом какое печальное оправдание слов «не оба ли упадут в яму» (Лк.6,39), если жена православная, выйдя в замужество за раскольника, который только для женитьбы и принял обряд присоединения, если эта жена как есть начинает смотреть раскольницей! Вначале она уклонялась от православной Церкви только из подражания мужу, а потом уклонение ее делается и окончательным в силу привычки. О, православные в смешанных браках! если вы так поступаете, то ведь ваши поступки похожи на «богоотступничество из-за плотоугодия»! Это ведь увлечение Соломона, который ради жен-иностранок завел у себя идолов! (3Цар. 11, 9)».

Так же, как правило, в таких семьях остро стоит вопрос о супружеской близости во время постов, т. к. неверующий или инаковерующий не желают воздерживаться (об этом еще будет сказано ниже).

Теперь скажем несколько слов о браке с людьми иной веры. Тот факт, что христиане все же вступают в брак с иноверцами, не должен оставлять нас в неведении о правилах в отношении такого брака.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви:«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех — нестарание привлечь к православию не православную чету):«возможен законный брак православной с католиком или единоверцем, равно как православного с католичкой или лютеранкой».

Но если христианин(ка) желают вступить в брак с людьми иной веры, не исповедующих Триединого Бога, то:

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех — нестарание привлечь к православию не православную чету):«…(например, когда бы муж — татарин крестился, а жена нет). Только этот брак не считается христианским и не носит на себе отношений Христа к Церкви».

Приведем причины, почему христианин не может вступать в брак с человеком другой веры.

Феофан Затворник (Толк. на посл. Ефес. 6, 23):««Любовь да освящается верою». «Никакой нет пользы от любви без веры, или, лучше сказать, без веры любовь вовсе и существовать не может» (святой Златоуст). Тут и предписание: да будет любовь не иная, как в духе веры, и предостережение, как бы любовь не завела к нарушению веры. «Он хочет, чтоб они не просто содержали любовь, но разумно, и не мешались с иноверцами» (святой Златоуст)».

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех — падение или постоянная связь с иноплеменным лицом):««Начал народ блудодействовать с дочерьми Моава… И воспламенился гнев Господень на Израиля» (Числ.25,1,3). Здесь вина падает на лицо православное, и некрещеный нисколько не разделяет ее. Грех судится преимущественно со стороны духовной; потому что то тело, которое освящено водою крещения, миропомазано и соединяется с телом Христовым в таинстве причащения, то вот тело христианин соединяет для блуда с телом некрещеного. Это значит (как было сказано на одном из вселенских соборов) «с частью Христовою (совокупляти) жребий грешников» (6 всел.,72). Правилами церковными православному воспрещается и только мыться вместе в бане с каким-либо некрещеным (там же пр.11). Запрещается вступать (вновь) в законный брак с лицами иноплеменными по вере — с язычниками, магометанами и проч. Тем строже, значит, должна быть осуждена беззаконная связь с иноплеменным лицом. Потом ко греху любодеяния здесь прибавляется нарушение указанных в законе отношений к неверующему, — нарушение, которое грозит чистоте веры. Особенно безобразно и преступно, когда кто ищет согрешить (и согрешает) с иноплеменным телом из похотливого любопытства. — О, православный или православная! «Господь телу» (1Кор. 6, 13) вашему: а вы между тем, имея блудное сожитие с иноплеменными и неверующими лицами, уходите в область противную сатанинскую!».

Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

О браках с неверующими и неверными

Здравствуйте, Батюшка!
Извините, что называю Вас так, но мне очень нравится это русское слово, применяемое к служителю церкви. Тем более, что у меня нет родителей и живу я, как вы могли видеть по моему адресу, не в России.
Мой вопрос такой: Можно ли венчаться православным с католиками? И как нам быть, если брак уже есть и основан он на любви? Не будет ли значить, со стороны православной церкви, что брак между католиком и православной – обречён?!
Мне бы очень хотелось повенчаться в церкви, дабы получить Благословение Божье, и тем самым укрепить наш брак. Как нам быть? Может тогда лучше не венчаться, а жить в простом браке (не люблю это слово)? Пожалуйста, Батюшка, помогите мне. Я не знаю как мне быть. Я очень люблю своего мужа. Муж достаточно взрослый, ему 45 лет и менять принадлежность к другой церкви трудно, да и не поймут его здесь в стране католиков, хотя он всегда бывает со мной и моей дочерью в православной церкви на протяжении всей службы.

Ответ отца Олега Моленко:

Читайте также:  Лилит - первая жена Адама: история и упоминание в Библии

Твой вопрос имеет две стороны: формальную и духовно-практическую. В формальной части я сошлюсь на положение, существовавшее в Российской православной кафолической церкви (до революции 1917г.). Цитирую с переменой орфографии на современную по “Настольной книге для священно-церковно-служителя” С.В.Булгакова, изд.1913г.

“Действующие у нас (т.е. в императорской России) постановления дозволяют браки русских подданных мужского и женского пола православного исповедания с католиками, лютеранами, реформаторами и с другими лицами христианских исповеданий, как состоящими, так и не состоящими в русском подданстве.

Браки православных лиц с указанными неправославными лицами, если к тому нет законных препятствий, приходской священник имеет право совершать, не испрашивая разрешения епархиального Архиерея; если же священник встретит сомнение, то, не приступая к совершению брака, обязан донести Преосвященному с изложением причин сомнения; по рассмотрении этих причин, Преосвященный разрешает дело лично сам от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает Консистории; при совершении браков православных лиц с неправославными должны быть исполнены и соблюдены все постановления относительно оглашения, совершеннолетия, родства, взаимного согласия брачующихся, согласия на брак их родителей, представления брачующимися всех необходимых для брачного обыска документов, словом, все те правила и предосторожности, которые постановлены для браков между православными лицами; кроме того, требуется, чтобы везде, кроме Финляндии (для коренных жителей которой постановлено в статье 68-й изъятие), лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными, дали священнику пред совершением брака подписку в том, что не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что рожденные в этом браке дети крещены и воспитаны будут в правилах православного исповедания; подписка эта берется священником пред совершением брака по установленной для нее форме, и, по совершении брака, она представляется епархиальному Архиерею (Св. Зак. Х т. 1 ч., 67 стр. Ук. Св. Син.7 авг. 1885г., № 7).

Венчание православных с неправославными непременно должно быть совершено православным священником в православной церкви, по правилам и обрядам православной веры; просьбы совершать обряд бракосочетания по правилам одной лишь иностранной церкви принимать запрещается (там же). Брак православного лица с иноверным не признается действительным, доколе не совершится в православной церкви православным священником (Уст. Д.К., 26), и в частности – браки лиц православного исповедания, совершенные одними римо-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не обвенчан православным священником (Св. Зак. Х т., 1 ч. 72 стр.)”.

Как видишь, формально у тебя нет никаких препятствий, и, если какой-то невежественный священник будет отказывать, то принеси ему эту выписку с указанием страниц 1206-1208 этой книги.

В наши отступнические дни проблема может возникнуть совсем с другой стороны. Препятствием к браку является то обстоятельство, если один из брачующихся принадлежит к отступнической церковной структуре, например, “Московской патриархии”, которая ложно продолжает называть и считать себя церковью Христовой и правопрееменицей дореволюционной Греко-Российской церкви. Сошлюсь на стр. 1207 (сноска 4) цитируемой мной книги: “Вопрос о допустимости браков лиц православных с отступниками от православия на Предсоборном Присутствии подавляющим большинством голосов был решен отрицательно (см. Прилож. к Ц. Вед. 1907, 11)”.

Первым такие браки запретил святой Апостол Павел, утверждая:

2 Кор.6:
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

В отношении же неверующих (а иные исповедания с православной точки зрения можно вполне отнести к неверующим – неверующим истинно и правильно) Апостол Павел не запрещал брак:

1 Кор.7:
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Из сопоставления слов Апостола “неверующий” и “неверный” явно выходит, что последнее относится к отступникам от веры, нечестивцам и явным врагам истинной веры, а первое – к заблуждающимся в вере, например, к тем же простым католикам или вовсе неверующим во Христа людям.

Я не знаю, в какую церковь ходишь ты, но если принадлежащую МП или ОСА или РПЦЗ(Л), т.е. возглавляемую Лавром Шкурлой, то они все отступнические и члены их – отступники и предатели Христа. Тогда по церковным правилам с тобой нельзя венчаться, пока не выйдешь из отступнической структуры и не покаешься за пребывание в ней (по неведению).

Допустим, вы повенчаетесь и все у вас сложится хорошо. Могут возникнуть опасности в будущем с духовно-практической стороны, как по отношению к вашему браку, так и по отношению к вашим детям. Перемена обстоятельств или воздействие врага спасения могут повлечь за собой то, что твой муж (а люди со временем могут сильно изменяться, ибо кто со Христом не собирает, тот обязательно расточает) станет противоречить твоей вере или склонять детей к своей. Тогда-то может произойти трагедия: или ты уступишь из плотской любви и потеряешь Христа и спасение, или ваш брак распадется по предмету веры, или ты будешь наблюдать своими глазами погибель детей по заблуждению. Ведь их любимый и добрый папа – католик, почему же им нельзя принять его веру? Чем ты возразишь на это? В общем, будь готова к подобным искушениям и проблемам. Лучше всего попытаться ненавязчиво и постепенно раскрыть ему всю красоту и истинность православной святоотеческой веры и тем обратить его в нее.

Мне же более всего жалко детей твоих и любых других, которые попадают в неблагоприятные для воспитания в истинной вере условия.

Помоги тебе Господь в твоем нелегком положении!

Возможен ли брак православной девушки с иноверцем?

Протоиерей Максим Козлов

Возможен ли брак православной девушки с иноверцем?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы разберем следующие вопросы:

Может ли православная девушка встречаться с иудеем?

Выходить ли православной христианке, полюбившей мусульманина, за него замуж?

И правы ли те, кто считает, что брак русской девушки с негром невозможен?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Конечно, может. Почему же нет? Но встречаться с целью создать супружеский союз лучше не надо. Если твой избранник не снимает кипу, ходит с пейсами и бьется головой о Стену плача, то какое тут может быть упование на единый благословимый Церковью супружеский союз?

Другое дело, если речь идет о еврее, который был рожден в иудейской семье, но убежденным иудеем не является и принадлежность именно к этому вероучению для него просто факт национальной принадлежности, и который по душе хороший и искренний человек, поэтому у его избранницы есть надежда, что через какое-то время он может обратиться из иудаизма в христианство, вот тогда, со всеми этими оговорками, создание семьи, как малой Церкви, думаю, возможно. Но и тут должно быть выполнено непременное условие: прежде в ограду Церкви, а затем уже планы о будущем супружеском союзе. И никак не наоборот: мол, после свадьбы жена потихонечку будет воцерковлять своего мужа.

— Выходить ли православной христианке, полюбившей мусульманина, за него замуж?

— Сказать что-то утешительное или легко разрешающее эту жизненную ситуацию, невозможно. Путь для православной христианки может быть, безусловно, один: нахождение единства в вере до брака с мусульманином, а не иллюзия или фантазийная уповательность, что он каким-то образом придет ко Христу потом.

Брак с неправославным христианином или инославным человеком, но религиозно индифферентным (например, он родом из Индии, но сам себя ни к какой конфессии принадлежащим не признает), дает надежду на то, что потом супруг придет к ограде Церкви уже в процессе семейной жизни.

Но с человеком, решительно осознающим себя конфессионально (мусульманином, иудеем, практикующим буддистом), единомыслия, как условия брака, следует достигать до того. И здесь нужно понести героический крест непрестанной молитвы о том, чтобы Господь обратил сердце избранника на путь истинной веры и покаяния в своем нечестии, ибо всякая ложная вера, в той или иной мере, есть нечестие пред Богом.

Пусть последним порогом будет мысль о том, что дети то станут мусульманами. Как думать о спасении душ своих детей, зная, что не крещение они восприняли, а обрезание? Что не в воскресенье они спешат к Тайнам Христовым, а в пятницу на намаз? Что Господь Иисус Христос для них не Сын Божий, а один из пророков?

— Правы ли те, кто считает, что брак русской девушки с негром невозможен?

— Если негр православный, то, безусловно, не правы, потому что в Церкви Божией преодолеваются все разделения: социальные, сословные, межнациональные, классовые — какие угодно. И по милости Божией преодолеваются как в Церкви с большой буквы, так и в малой Церкви — в семье. Люди, единые в главном — в православной вере, подвигом и взаимным усилием, могут преодолеть все иные разделения, которые между ними существуют, скажем, если она эскимоска, а он эфиоп.

Если же речь идет о браке с человеком не просто иного цвета кожи, но осознанно принадлежащим к иной религиозно-культурной традиции, то тогда следует серьезно задуматься. Ведь жители Африканского континента чаще исповедуют ислам или национальные языческие культы, чем ортодоксальное христианство. И в таком случае брак православной и человека, принадлежащего к иной религии, вряд ли можно одобрить. Ведь в своей семейной жизни жена-христианка никак не уйдет от вопроса о том, в какой вере, в какой религиозной традиции будут воспитываться их дети. Тем более, уезжая в Судан, Зимбабве или Мозамбик и оказываясь там оторванной от своих национальных, культурных, религиозных корней, как сможет там она устоять в христианском воспитании своих детей?

Но нужно ли подвергать свою душу такому страшному испытанию: в зрелые годы, на старости лет смотреть на своих чад и внуков, ставших иноверцами, и знать, что уже ничего не сможешь сделать?»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если супруг – не верующий, но любящий.

Приходя к вере, люди часто по-новому начинают оценивать свой брак, если уже в нем состоят, или пересматривают планы устройства личной жизни, если на тот момент они одиноки. Как быть, если вторая половина не разделяет твоих духовных стремлений? А если ты пока не связан брачными узами, важно ли учитывать при поиске спутника жизни религиозный фактор?

Подавляющему большинству людей, даже далеких от христианства, хорошо известны слова, сказанные апостолом Павлом: “…неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим”. Эти слова, вырванные из контекста как Нового Завета, так и учения Церкви в целом, часто пытаются приводить как доказательство того, что христианам якобы позволительно выбирать себе в спутники жизни человека любого вероисповедания или неверующего. Но на самом деле это далеко не так.

Если изложить отношение Церкви к смешанным бракам кратко, то оно таково: в случае, если люди вступили в брак до крещения, а потом один из них решил стать христианином, а второй не уверовал во Христа и не пожелал присоединиться к Церкви, но в то же время не имеет к своей христианской второй половине претензий и не желает с ней развода, то такой брак нужно стараться сохранить. Всеми любимая цитата из первого послания апостола Павла к Коринфянам описывает как раз такой случай. Вот как объяснял это место в Писании раннехристианский философ и писатель Тертуллиан: “Совершенно ведь ясно, что этот текст имеет в виду тех христиан, которые уверовали, уже состоя в браке, что доказывают слова: “если какой брат женат на неверующей”. Он не говорит: “взял в жены неверующую”. Он хочет сказать, что женатый на неверующей и только что сам обращенный должен оставаться с женой; иными словами, новообращенные не должны думать, что обязаны расстаться с женами, которые сделались для них чуждыми в вере”.

Аналогичным образом толкует эти слова и блаженный Феофилакт Болгарский: “Рассматриваемую заповедь апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда оба еще находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо если прежде только один муж был неверным или только одна жена, то верной половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверною: это видно из слов апостола; ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверную, но “аще кто имать”.

Именно такое понимание слов апостола Павла Церковь утвердила и в 72-м правиле VI Вселенского Собора. Оно гласит: “Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцой волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззрети на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже верне (1 Кор. 7, 14)”.

В то же время, своим чадам, на момент крещения не состоявшим в браке, Церковь предписывает выбирать в супруги только христианина. “Только в Господе”, — дает совет относительно выбора спутника жизни молодым вдовам апостол Павел. Брак же христиан с людьми, не принадлежащими к Церкви, ранние отцы осуждали в самых резких выражениях. “…Христианка, вступающая в брак с неверующим, делается служительницею диавола. Как может она остаться христианкою?” — писал Тертуллиан. Священномученик Киприан Карфагенский считал, что такие браки вызывают “гнев Божий”. Совершенно неполиткорректно с нашей точки зрения высказывался о смешанных браках и святитель Иоанн Златоуст. Он писал о том, что неверующий “чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них раздельно. У одного все на земле, у другого — на небесах. У этого царь Христос; у того — грех и дьявол. У этого пища — Христос; у того — гниль и тление. Да и одежда у этого — Владыка ангелов; у того — дело червей. У этого город — небо; у того — земля. А если у нас нет с неверными ничего общего, то скажи мне, в чем же нам иметь общение с ними? Произошли и мы через те же муки рождения и произошли из одного чрева? Но и этого недостаточно для ближайшего родства. Итак, постараемся сделаться гражданами горнего града”.

Читайте также:  Обожение: что такое и что значит в православии, учение, особенности

До середины ХХ века вопрос о браке христианина с неверующим даже не поднимался: к Церкви, хотя бы формально, принадлежали все. Актуальным он стал лишь после большевистских гонений на Церковь, когда верующих оставалось мало, а молодежь среди них составляла совсем незначительную толику. Но даже в эти годы опытные духовники, такие как, например, причисленный к лику святых протоиерей Алексий Мечев, не советовали своим духовным чадам искать жениха или невесту в безбожной среде. А протоиерей Владимир Правдолюбов, происходящий из известного священнического рода, несколько человек из которого были канонизированы как новомученики и исповедники, говорил своим прихожанкам, что лучше остаться “вековушкой”, чем пойти замуж за жениха, который не верует и не хочет венчаться.

Если в годы гонений верующие молодые люди часто стояли перед дилеммой “брак с неверующим или одиночество”, то сегодня такой проблемы нет. Шансы встретить спутника жизни среди единоверцев невелики разве что у женщин после шестидесяти, и то исключительно потому, что мужчин до этого возраста доживает гораздо меньше, чем представительниц прекрасного пола. Люди же, пока еще не достигшие пенсионного возраста, могут познакомиться друг с другом в различных дискуссионных клубах, паломнических поездках, волонтерских группах. В конце концов, к их услугам интернет, где многообещающее знакомство может начаться с банального богословского спора по поводу “одного места из блаженного Августина”.

Конечно, единство супругов в вере не служит гарантией от любых семейных проблем, но позволяет значительно сократить их число. По крайней мере, в полностью христианской семье не станет спорным вопрос о том, как провести вечер субботы или утро воскресного дня, держать ли дома иконы, крестить ли детей и освящать ли квартиру. Соблюдать посты тоже гораздо удобнее вдвоем. Так что к советам святых отцов, в том числе неполикорректным, есть смысл прислушаться.

Христианину не следует вступать в брак с неверующим человеком или инаковерцем

Брак между христианами является благословенным, и носит на себе печать тайны духовной, т.е. изобра­жает собой любовь Христа и Церкви. Но если же христианин, уже прибывающий в лоне Церкви, т.е. участвующий во всех таинствах, соединяется в официальном браке с некрещеным или человеком иной веры, то это брак не может быть благословенным во Христе, не подлежит венчанию, а представляет собою обычное законное супружество по плоти.

Есть неверное мнение некоторых людей, что о таких браках сказал Апостол Павла в первом послании к Коринфянам, глава 7: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее…». Но эта фраза не является оправданием бракам с иноверцами или неверующими, так как:

Иоанн Златоуст (Толков. на 1Кор., бес.19): «Здесь (апостол) говорит не о тех, которые еще не сочетались браком, но о сочетавшихся; он не сказал: если кто хочет вступить в брак с неверным, но: если кто имеет неверного, т.е. если кто после женитьбы или замужества примет благочестивое учение, а другое лицо останется в неверии и между тем пожелает жить вместе, то брак не расторгается».

Феофилакт Болгарский (Толкование на посл. 1Коринф.): «Между тем, рассматриваемую заповедь апостола относит к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда еще оба находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверующим, или только одна жена, то верующей половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверующей: это видно из слов апостола, ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверующую, но: «если какой брат имеет». Опять не просто предписывает жить верующей половине с неверующей, но только в том случае, если последняя пожелает того; ибо это значит: «согласна», то есть если пожелает».

Тертулиан(Послание к жене, ч.2, гл.1-4): «Теперь намерен я рассуждать о том же предмете в отношении к человеческому непостоянству. Примером тому служат те жены, которые сделавшись свободными по причине развода со своими мужьями или после смерти их, не только не пользуются представившимся им случаем остаться в безбрачии, но до того забывают закон Божий, что и замуж не выходят в Господе. …Видя, что некоторые христианки вступают в брак с язычниками вне церкви, и, вспоминая, что тоже происходило несколько раз и прежде нас, я не могу не удивляться собственной их дерзости и превратному уму их советников, которые не открыли им, сколь противно поведение их духу священного Писания. Они, по моему мнению, вероятно ослепляются 7-ю главою Первого послания к Коринфянам, где сказано: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор 7.12-15). Сие увещание весьма неправильно понимается безбрачными людьми, если они думают, что оно может служить им поводом к вступлению в супружество с неверными. Очевидно, что текст сей относится к тем, которых благодать Божия застала уже в союзе с неверными, как-то доказывают и самые слова: «если какой брат имеет». Апостол не говорит тут брать жену неверную: он только упоминает, что кто из недавно обращенных уже женат, тот должен оставаться с женою, дабы новообращенные не подумали, что они обязаны расстаться с женами, которые некоторым образом сделались для них чуждыми по верованию. …«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор 7.39)… «Только в Господе», то есть, во имя Господа, или лучше сказать свободна выйти за христианина и по христианскому обряду. Итак, христиане, женящиеся на женах идолопоклонницах, не могут изъяты быть от обвинения в блуде, и, как любодейцы, должны быть исключены от общения с верующими по слову Апостола, чтобы с таковыми даже не есть (1Кор 5.11)».

Иоанн Крестьянкин (Письма): «…познакомившись с вами по вашему письму ко мне, могу сказать…, что я не мог бы благословить ваш брак. И объясняется это мое решение очень просто. Ваш брак не будет христианским, вы не будете создавать домашнюю церковь и стремиться строить свои отношения так, как того требует Церковь. Ведь по вашему осознанию, вы – человек неверующий. И вот это-то и есть тот самый «плуг», который пройдет по З. жизни и перепашет ее. А как она это сможет принять и пережить, я не знаю. Только с уверенностью скажу, что ее христианское мироощущение будет в опасности. Я не провидец. Я просто человек, проживший долгую жизнь и многое повидавший в ней как священник и, тем более как духовник. Да ведь и вы как супруг не сможете мириться с инакомыслием подруги, по праву требуя понимания и сочувствия от нее во всем. Поэтому еще и еще раз скажу, что я не благословлял такие браки ранее и не возьмусь это делать и теперь. Каким бы хорошим человеком по своим человеческим душевным качествам Вы не были, отсутствие христианского стержня и мировоззрения не позволит мне поднять руку на благословение, да оно вам и не нужно».

Современный подвижник говорит о трудностях, которые будут в этом браке, и не благословляет его. Но далее Иоанн Крестьянкин говорит о свободе каждого человека и о единоличном и самодельном кресте – и это должен сознавать каждый христианин, вступающий в брак с неверующим.

Иоанн Крестьянкин (Письма): «Но я никогда и никого не связывал моим словом. Господь дал каждому полную свободу – Он зовет, но откликнуться или нет на Его зов, решает каждый человек сам. Вот и вы с З. в решении вашей дальнейшей жизни свободны. Судить же, какова домашняя церковь З. сейчас и кто, и какой несет в ней крест, мне не дано. От креста же нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение. Смею думать, что именно таким самодельным крестом было бы это замужество… Выходить замуж за неверующего – крест для Вас непосильный. Поэтому подумайте, прежде чем сделать непоправимое. Да еще венчаться с неверующим – это ведь, дорогая моя, кощунство. При венчании брачующегося берут на себя обеты, и их надо осмыслить и выполнить. А что будет значить это великое Таинство для неверующего? Вот и начнутся у вас конфликты с первого дня совместной жизни, так что лгать Богу никак нельзя, а именно это вы уже делаете».

К сожалению, есть и множество случаев, когда жизнь верующих и неверующих или инаковерующих людей превращалась в постоянный конфликт и ссоры, или православный постепенно отходил от Церкви и Бога, желая угодить супругу(е). Так же, как правило, в таких семьях остро стоит вопрос о супружеской близости во время постов, т.к. неверующий или инаковерующий не желают воздерживаться.

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех – нестарание привлечь к православию не православную чету): «…какое это неуместное угождение, если жена русская вместе с мужем своим протестантом посещает кирку! какая угодливость или трусливость той же жены, если она в первый же пост, который будет вслед за венчанием ее с не православным, разом порешает с церковными постами, которые раньше соблю­дала: будто она прежде этого времени, от самого детства, соблюдала посты лицемерно! Равным образом какое пе­чальное оправдание слов «не оба ли упадут в яму» (Лк.6,39), если жена православная, выйдя в замужество за раскольника, который только для женитьбы и принял обряд присоеди­нения, если эта жена как есть начинает смотреть раскольницей! Вначале она уклонялась от православной Цер­кви только из подражания мужу, а потом уклонение ее делается и окончательным в силу привычки. О, право­славные в смешанных браках! если вы так поступаете, то ведь ваши поступки похожи на «богоотступничество из-за плотоугодия»! Это ведь увлечение Соломона, который ради жен-иностранок завел у себя идолов! (3Цар.11,9)».

Тертулиан (Послание к жене, ч.2, гл. 6,7,8): «Как мало подобный муж совместен с религиозными вашими обязанностями? В состоянии ли жена исполнять их, когда будет иметь под боком служителя диавола, который за долг себе поставит мешать сим обязанностям? Нужно ли явиться на стояние? Муж назначит в сие время свидание в бане. Придет ли день поста? Муж именно в сей день пригласит друзей на пиршество. Случится ли крестный ход в Церкви? Никогда столько забот и занятий не было в идолопоклонстве. Какой муж идолопоклонник дозволит жене беспрепятственно посещать братьев, обходить деревни, навещать бедных в хижинах? Какой муж захочет расстаться с женою ночью, чтоб она пришла молиться с братиею во время ночных бдений? Стерпит ли он, чтоб она проводила всю ночь в церкви в праздник воскресения Христова, и чтоб она являлась приобщаться святых тайн, которыми он пренебрегает и гнушается? Будет ли он смотреть равнодушно, что она ходит в темницы целовать оковы мучеников? И что скажет он, когда узнает, что жена его должна давать братьям лобзание мира, должна подносить воду для омытия ног верующих, разделять с ними хлеб и вино во время вечери, проводить время в созерцании и молитве? … Когда надобно будет дать бедному хлеба: то не найдет ли жена неверующего житницу свою запертою? Но, скажет иной, есть и такие язычники, которые не только не беспокоят христиан, но их поддерживают и покровительствуют. Тем хуже. Язычникам не следовало бы и знать о наших добрых делах, которые должны бы видеть одни только верующие. Худо для нас то, когда мы творим добрые дела под их покровительством. Покровительствующий знает, что мы делаем; если же мы скрываем сие от него на тот конец, чтоб он нам не покровительствовал: то мы его боимся. Бог, повелевая нам творить добро с тем, чтобы другие о том не знали, вместе с тем велит нам творить его и с тем, чтобы мы не покорялись язычникам. Стало быть, жена в том и другом случае будет грешить, хотя бы муж знал о том, или хотя бы она, признавая власть его над собою, скрывала от него свои религиозные занятия. Не бросайте сказано, жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф 7.6). Жемчуга ваши суть добрые ваши дела: вот что надобно вам скрывать…. Они поддерживают и покровительствуют! Да! Они покровительствуют на тот конец, чтобы потом попрать ногами, чтобы после насмеяться над женами, которых тайну хранят они для того только, чтобы пользоваться ею против них же, когда они будут иметь несчастие им не понравиться. Да! Они покровительствуют на тот конец, чтобы получить их приданое, одно уважительное обстоятельство, которое заставляет их забывать имя христианина, и побуждает их хранить молчание, доколе они не захотят овладеть богатством, предав жен своих суду или шпионам. Вот чему многие женщины не хотели верить, пока не познали того печальным и пагубным опытом: вот что вовлекло не одну христианку в отступничество. …Лежа беспрерывно за столом с мужем и с пирующими друзьями его, не прилепится ли она к их мнениям? Ей надобно будет служить нечестивым, тогда как она служила прежде одним только Святым. Не восчувствует ли она осуждения своего, служа, таким образом, тем, кого некогда должна будет судить сама? Слыша пение своего мужа, что она услышит? Да и сама она, что станет петь перед ним? Вероятно какие-нибудь стихи из комедии, или в честь пьянству песню, выученную ею в питейном или игорном доме. Осмелится ли она произнести имя Бога, воззвать к Иисусу Христу? Куда денется пища духовная, укрепляющая веру тех супругов, которых досуги посвящаются благочестивому чтению, вообще ими делаемому? Подобные разномыслящие супруги станут ли благословлять друг друга во имя Божие? Нет! Для женщины в сем положении все бывает чуждо, враждебно, все подвергает ее осуждению, все стремится удалить ее от пути спасения. …Что не нравится Богу, то оскорбляет Его: а что Его оскорбляет, то приносит только несчастия. Заметьте притом, что никто из язычников к христианам не бывает так немилостив, как самые порочные из них, потому что те, которые сколько-нибудь добродетельны и не совершенно к нам враждебны, скоро обращаются к вере. Вот лучший предлог к убеждению, что союз с язычником не может быть счастливым: диавол его одобряет, а Бог запрещает. …Жена идолопоклонница, выходя замуж за постороннего, становится его рабою; но христианка, вступающая в брак с неверующим, делается служительницею диавола. Как может она остаться христианкою? Как ей не сознаться, что подобный брак запрещен Апостолом? Чему приписать сие безумие, как не слабости веры, всегда готовой уступить похотям мирских радостей? Чаще всего случалось это с благородными и богатыми женщинами, потому что им нужен пышный дом, служащий вывескою их честолюбия. Все сии суеты не сообразны с духом Христовым. В Церкви нашей немного богатых, а если и есть, то не все женаты или замужем. Что же остается делать сим честолюбивым женам? Надобно, чтобы они непременно умолили диавола дать им такого мужа, который бы снабдил их великолепными мебелями, мулами и множеством рабынь для завивки их волос; ибо христианин, даже и богатый вероятно не поддается на все такие странности. Итак, я прошу тебя обратить особое внимание на то, как поступают многие жены идолопоклонницы, которые большею частью, будучи благородны и богаты, соединяются иногда с людьми бедными и низкого происхождения, дабы тем удобнее услаждаться плодами своего сладострастия».

Читайте также:  Сайты знакомств для православных: популярные сайты, правила и особенности общения, отношение верующих и священников

Итак, пусть каждый христианин, решивший вступить в брак с неверующим, зная обо всем этом, решает сам, как ему жить дальше…

Что говорит Библия о браке с неверующим?

Удивительно много христиан не имеют четкого понимания библейского учения о браках с неверующими. Опубликовано на веб-портале imbf.org

Зачастую это связано с тем, что в церкви недостаточно учения о браке, особенно это может касаться молодежи. Данная статья предназначена для того, чтобы помочь разобраться с этим вопросом.

Прежде, чем касаться вопроса брака с неверующими, стоит разобраться с тем, каким образом Библия разделяет верующих и неверующих. В 1-Иоанна написано следующее: Дети Божии и дети диавола познаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, ровно и не любящий брата своего. (1-Иоанна 3:10)

Таким образом, Библия разделяет людей на две духовные категории: дети диавола и дети Божьи. Дети диавола – это люди, которые не покаялись во грехах и не приняли Христа. Они живут по своим желаниям, о таких людях Иисус сказал: «Ваш отец – диавол, и вы рады исполнить все отцовские прихоти» (Иоанна 8:44).

Таким образом, все люди, которые не приняли Христа, являются детьми диавола, потому что он согрешил первым (1 Иоанна 3:8). Для того чтобы стать дитем Божиим, нужно покаяться: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян. 2:38). Посредством акта покаяния или, другими словами – принятия Христа – человек становится дитем Божьим: «Тем же, кто принял Его, Он даровал право быть детьми Бога. Это те, кто верит в Него, кто родился не от крови, не от плотской страсти, не от мужского желания, но от Бога» (Иоанна 1:12–13).

Нет иного пути стать дитем Божиим, кроме как посредством покаяния. После покаяния в человеке живет Дух Святой: Ибо вы храм Бога живого… (2 Коринфянам 6:16).

Определившись с различиями понятий, мы можем подойти к вопросу о браке верующего с неверующим.

БРАК С НЕВЕРУЮЩИМ

Библия говорит нам следующее: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными (2 Коринфянам 6:14). В переводе РБО это место переведено так: «Не впрягайтесь в одну повозку с неверными!». О чем здесь идет речь? Интернет-журнал Христианин комментирует это место следующим образом:

«Речь идет о двух людях, которые сопряжены друг с другом, то есть о супругах. Как в русском языке слово «супруги» происходит от глагола «сопрягать», то есть запрягать в одну упряжку, так же и в классическом греческом ἡ σύζυγος (hē sudzugos), «супруга», происходит от глагола συζεύγνυμι (sudzeugnumi), «запрягать вместе», «сочетать» (особенно браком).

Апостол Павел использует необычную форму этого слова – ἑτεροζυγοῦντες (heterodzugountes), – в которой приставка hetero- («другой, иной») указывает на разнородность запрягаемых животных. Если в одно ярмо запрячь, к примеру, корову и осла, то такая упряжка работать не будет, потому что животные разного размера, идут с разной скоростью, по-разному себя ведут и т. п. Таким образом, heterodzugountes – это недееспособная, ненормальная упряжка, в которую запряжены принципиально разные животные».[1]

Таким образом, Библия запрещает брак с неверующим. В следующих стихах, Павел объясняет свою мысль: ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (14 стих)

Христианин – свет миру (От Матфея 5:14) и у него нет ничего общего с теми, кто ходит во тьме и в беззаконии или другими словами с теми, кто сами себе закон.

В 15 стихе Павел пишет: какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

Очень четко и резко Павел разграничивает христианина и не христианина, сравнивая христианина со Христом и неверующего с диаволом. Как мы и говорили в статье выше, верующий – дите Божье, а неверующий – дите диавола, и между ними не может быть никакой связи.

Какая совместность храма Божия с идолами? (16 стих)

Для христианина самое главное в жизни – Христос. Для неверующего – идолы. Есть только 2 варианта: либо на месте Христа будет идол, либо Сам Христос – нет чего-то среднего.

Используя все эти примеры, Павел очень четко ставит границу, объясняя, что нельзя соединить Христа в сердце человека с идолами в сердце неверующего. Это не означает, что у вас не может быть хороших знакомых среди неверующих, но соединять свою жизнь с ними Библия запрещает, потому что двое станут одной плотью, а Христос в вас не может стать единым целым с идолом в неверующем человеке.

Есть еще несколько мест, которые косвенно подтверждают вышесказанное: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену… ( 1 Коринфянам 9:5) Тут Павел говорит о жене – сестре во Христе.

Также, давая повеления о разводе, Павел пишет следующее: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (1 Коринфянам 7:39). Если после смерти мужа женщина может выйти замуж только за верующего мужчину, то неужели в первый раз она может выйти за неверующего? Конечно же, данное повеление относится и к мужчинам, однако нелогично будет отнести это повеление только к повторному браку.

Исходя из выше написанного, не остается сомнений в том, что Библия запрещает брак с неверующими. Христианин, который хочет жениться на неверующем, должен проверить свое сердце: во-первых, является ли он спасенным (т.е. рожденным свыше), а также задаться вопросом, почему он решил соединиться в браке именно с неверующим. Разве в церкви нет верующих сестер или братьев?

МОЖНО ЛИ ВСТРЕЧАТЬСЯ С НЕВЕРУЮЩИМ?

Для начала, стоит себе задать вопрос: для чего люди встречаются? Мы, будучи христианами, делаем это для того, чтобы в будущем пожениться. Бог создал мужчину и женщину для отношений, и сегодня отношения между мужчиной и женщиной перестают быть чем-то исключительным: мало кто подходит к ним с трепетом. Встречаясь с неверующим, вы даете им надежду на брак, однако о каком браке может быть речь, если Библия его запрещает? Кроме того, как можно встречаться с человеком, для которого Бог не является центром жизни? Если для вас – это самое главное, то вы будете искать человека, у которого такие же приоритеты. Ведь вы будете строить с ним свою жизнь на библейском основании, а это невозможно, когда для супруга Библия не авторитет. Что общего у света с тьмой? Разве что вы сами являетесь тьмой… Само появление вопроса: «Можно ли встречаться с неверующим?» – говорит о существующей духовной проблеме у христианина или христианки. Скорее всего, это говорит о том, что для вас Христос и Его слово на самом деле не являются самыми главными в жизни, и вы не смотрите на мир через призму Библии.

Если вы мужчина и встречаетесь с неверующей девушкой, то вы ожидаете, что в будущем она будет слушаться вас и следовать за вами, т.к. вы – будущий глава семьи. С чего вы взяли, что неверующая будет это делать? А если она и говорит что будет, то каковы основания для этого? Ее взгляды могут быстро измениться после того, как она начитается феминистических статей в интернете. Что вы тогда будете делать? Не стоит тогда винить Бога в своих проблемах, ведь вы сами ослушались, а теперь пожинаете плоды…

Если вы женщина и встречаетесь с неверующим мужчиной, то вы ожидаете от него, что он будет относится к вам с любовью и поведет вас за собой. Только куда он вас поведёт? Как дите Божье может следовать за духовно слепым человеком? А почему вы решили, что он будет относится к вам с уважением? Какие у него основания для этого?

А как на счёт ваших детей? Мама будет учить одному, а папа – противоположному. Кого эти дети будут слушать?

Сегодня можно встретиться с людьми, которые встречаются с неверующими для того, чтобы привести их к Богу. Но ведь это глупо! Они не пойдут в церковь, чтобы услышать о Боге. Они пойдут в нее ради вас, чтобы понравится вам. Есть множество таких примеров. Очень редко, когда после свадьбы с неверующим, он приходит к Богу, и обычно такая семья проходит через огромные проблемы. Не думайте, что вы будете в том подавляющем меньшинстве неразведённых семей. Кроме того мы не видим такой формы евангелизации в Библии.

А ЧТО ЕСЛИ МНЕ НИКТО НЕ НРАВИТСЯ В ЦЕРКВИ?

Во-первых, стоит задаться вопросом: почему? Если вы парень и вам нравятся девушки из мира, а в церкви никто не нравится, то спросите себя, что именно вас в них привлекает. Если это откровенная одежда или необузданность, то проблема в вашем сердце. Если вы думаете, что с такой девушкой будет интереснее, чем с теми, которые в церкви, то вам стоит понимать, что жениться – это как прыгнуть с парашютом, всегда есть вероятность того, что он не раскроется. В данном же случае, вы смотрите на дырявый парашют, прыгая с которым, вы скорее всего разобьётесь. Тот же самый вопрос нужно задать и девушке.

Если у вас никого нет, то вам нужно молиться и доверять Богу – всему свое время. Кто-то выходит замуж в 19, а кто-то в 29 и лучше подождать, чем выйти замуж ради того, чтобы не быть одной. С таким же успехом можно прыгнуть с парашютом, зная, что с ним что-то не так. Лучше тогда вообще не прыгать. Это же относится и к мужчинам. Человек, с которым вы соедините свою жизнь, должен быть христианином, который строит свою жизнь на фундаменте Слова Божьего, если же вы видите, что люди рядом с вами не такие, то не стройте с ними отношения. Какова цель вашей жизни? Выйти замуж? Нет! Цель жизни христианина – послужить Богу. Пока вы не замужем, вы можете сделать больше для Бога, потому что „замужняя заботится о мирском, как угодить мужу” (1 Кор. 7:34) Поэтому служите Богу и доверяйте Ему, и Он позаботится о ваших нуждах. Но доверяете ли вы Ему на самом деле?

ДОКАЗЫВАЕТ ЛИ 1 КОРИНФЯНАМ 7:12-16, ЧТО БИБЛИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ БРАК С НЕВЕРУЮЩИМ?

В 1 Коринфянам 7:12-16 написано: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Совершенно непонятно, как это место может поддерживать брак с неверующим. В данном случае речь идет о брате или сестре во Христе, которые пришли к Богу, но у них остался неверующий супруг. Ведь Павел пишет: „если какой брат имеет жену неверующую…” – т.е., если мы стоим перед фактом, что у брата во Христе уже есть неверующая жена, то он не должен с ней разводиться, потому что „неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим”. Поэтому в этом фрагменте Павел ни в коем случае не поддерживает браки с неверующими.

ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ?

Если вам нравится неверующий парень или девушка, то вы должны понимать, что Божьей воли нет на ваши отношения. Вам стоит задаться вопросом: чего я хочу? Слушать Бога или свои чувства? Ваше сердце слепо, и если вы будете идти на поводу у своих чувств, то они заведут вас в яму. Поэтому, проверив себя, мы должны быть готовы сказать также и другим об этом. Если у вас есть приятель или подруга, которые встречаются с неверующим, то вы должны поговорить с ними и предупредить их о грехе и опасности.

Если вы переживаете, что у вас нет спутника жизни, то доверьтесь Богу и не торопитесь скорее замуж, потому что все ваши подруги уже замужем и теперь косо поглядывают на вас… не имеет значения, что они думают о вас – важно, чего хочет Бог. Возможно, что Бог дает вам время подготовиться к семейной жизни.

Также, если вы мужчина и у вас нет никого, то посвятите себя Богу и служению Ему, подготовьте себя как мужчину, как добытчика в семье. Вам придется принимать решения и вести семью за собой.

Ссылка на основную публикацию