Бытовые суеверия и православие: отношение и мнение церкви, верить или нет

Верить ли в приметы?

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
Ирина.

Ирина, приветствую тебя. Суеверия — это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.
Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого — дьяволу — совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других — зависть, для кого — то — ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае — суеверия.
Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие — то добрые поступки. Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто — то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много — много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.
Так почему все — таки приметы сбываются? Потому что наш враг — завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), — говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.
Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие — суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.
Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.

Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой — то не душевной, а духовной отдачи от него. Как — то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком — это один из 3 — х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение. Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь — бросить его и не встречаться ни с кем? — ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем — то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет.

Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов — ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее:
Самое первое, что тебе нужно сделать, — это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны.
Второе — нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба — это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе.
А если уже совершен какой — то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище — целомудрие. (Слово “целомудрие” — церковно — славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” — крепкий, здоровый — и от глагола “мудрствовать” — рассуждать, размышлять).
Ответственность — один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно.
О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом — победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене?
— Что ты, батюшка, грех — то какой! — был ответ.
Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Можно ли верить в приметы?

По статистике каждый третий верит в приметы, гадания, и гороскопы. Из них большинство – люди, считающие себя верующими.

Позиция отцов церкви непоколебима: приметы – это грех . Там, где есть суеверия, нет места истиной вере. Опасаясь дурных знаков, человек не доверяет ни себе, ни Богу.

Можно ли верить приметам православному человеку?

Большинство суеверий досталось в наследство от язычества или связано с жизненными обстоятельствами. К ним относятся вера в счастливую кроличью лапку или другие талисманы, гадание на костях. Беспокойство священников вызывают не только бытовые приметы, но устойчивые суеверия, связанные с православными обрядами.

Есть и курьёзные приметы: К примеру, кошка перебежала дорогу или просыпала соль, значит жди беды. Также, если человек наступит вам на ногу, значит вы обязательно поругаетесь, посидеть на дорожку и тд. Не верьте в это язычество. Приметы это грех и к Церкви они не имеют, ни какого отношения.

Умерших поминаем, напиваясь до безобразия. Где тут радость от веры и духовная жизнь? Только грех суеверия .

Отношение отцов церкви к суевериям, приметам и гаданиям

Православные священники считают, что верить в приметы это грех и соблазн, недостойный истинного христианина. Слово суеверие созвучно слову “суета”. Такие верующие нарушают первую заповедь Христа.

Ее нарушение – грех, не осознаваемый многими. Люди не признают, что вся сила от Бога, и наделяют божественной силой предметы и животных. Распространение ересей, которыми являются суеверия, есть ложь о Боге.

В тяжёлых жизненных ситуациях люди прибегают к помощи ворожей и колдунов. Это тоже тяжелый грех и суеверие : проявление недоверия Богу. Все испытания даются свыше, пытаясь избежать их с помощью лукавства, человек вредит себе еще больше. В бедственном положении лучше идти в храм, исповедоваться и причаститься.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Святая церковь предостерегает от гаданий. Считается, что они – суть издевательства тёмных сил над человеком. Гадая, человек поручает свою судьбу нечистой силе. Если прогноз ворожеи неблагоприятный, она может запрограммировать на неудачу. Так же программируют и негативные приметы.

Суть греха суеверия в том, что оно уводит верующего от истинного, подлинного знания, подменяет высокое завлекающим магическим ритуалом. Страшно, когда церковные святыни используют в магических обрядах, особенно в черной магии. Это убийство души и надругательство над самым чистым, что есть у людей.

Порча и сглаз

Любому станет неуютно, если сказать, что его приворожили или сглазили. Часто корень бед и проблем люди видят в том, что на него навели порчу, оправдывают себя. Гораздо труднее сказать: я жил неправильно, и вот результат моей греховности.

Грех лежит и на том, кто занимается ворожбой и магией. Такие люди ставят свою волю выше божественного волеизъявления.

Можно ли православным верить приметам , связанные с гороскопом? Кажущиеся безобидными, гороскопы делает нас предвзятыми по отношению к другим людям и к себе.

Как не впасть в грех и перестать верить приметам?

Причина греха суеверия – духовное невежество. Человек становится суеверным из-за неуверенности в себе и недостатка доверия Богу.

Часто люди получают знания о Христианстве не у православных отцов, а у малограмотных бабушек в церкви. А если такая бабушка ещё и ворожея?

Невежественные правила греховны ещё и потому, что могут отвратить здравомыслящего, но невоцерковленного человека от православия.

Узнавать о православии нужно через Священное Писание, у духовных наставников, читая Жития святых. Лучшим выходом из состояния ереси является пост и молитва.

Стоит ли верить приметам и не доверять Тому, Кто есть любовь? Помните, что православный – тот, кто правильно славит Бога.

Верит ли Церковь в приметы?

Из ряда вопросов, касающихся отношения христианской Церкви к тем или иным явлениям, тема примет и суеверий является одной из насущных. Что такое народные приметы, чем они отличаются от суеверий и как ко всему этому относиться христианину?

Из истории вопроса

По учению Церкви, история человечества начинается после изгнания Адама и Евы из райского сада. За нарушение единственной данной заповеди, а главное – за нежелание признать свою вину, Господь Бог закрывает для человека сад Эдема и вводит его во внешний мир.

Поселившись в мире, люди постепенно теряют истинное знание о Боге, о том, что только Он является Творцом всего видимого и невидимого.

Постепенно привыкая к окружающему миру, к его стихиям и условиям, человек начинает примечать определенные причинно-следственные связи, существующие в мире и приводящие ко вполне конкретным событиям. Так появляется понятие приметы (от слова примечать, наблюдать).

С другой стороны, ещё имея знания о Боге (хоть уже искажённые) человек переносит это знание на окружающие его стихии, живые и неживые существа, предметы. Более того, человек наделяет это всё духовной основой, начинает видеть наличие разумной, личностной жизни там, где её нет. Так появляется суеверие (то есть, суетная вера) – вера, которая не имеет в себе никакой реальной основы.

Несмотря на то, что народные приметы и суеверия – это абсолютно разные понятия, очень часто в сознании простого верующего они переплетаются. Вдобавок к этому, возникает ничем необоснованное мнение, что христианская Церковь одинаково негативно относится как к приметам, так и к суевериям. Так ли это на самом деле?

Народная мудрость

В основе народной приметы, как уже отмечалось, лежит наблюдение человека за окружающим миром, природой, стихиями, животными. За свою историю человечество научилось устанавливать определённые связи между, казалось бы, разными событиями из мира живой и неживой природы. Однако главное здесь заключено в другом.

Народная примета никогда не связана с миром духовным, с миром взаимоотношений человека с Богом, ангелами или, наоборот, миром падших духов. Также народная примета не предполагает исполнения человеком каких-либо магических действий, обрядов и ритуалов. Ещё раз повторим, народная примета – это наблюдение и опыт.

Читайте также:  Архиерейская служба: последование, особенности и график

Понятие веры, как правило, здесь даже не присутствует. По-сути, примета – это внимательный взгляд человека на окружающий его мир, события которого никак не зависят от действий человека.

В соответствии с этим, становится очевидным, что Церковь не имеет причин относиться к народным приметам с осуждением или необходимостью запрещать людям верить в них. Позиция христианства в этом вопросе проста: примета – это часть народной (как правило, крестьянской) культуры. Крестьянской, так как эта традиция вышла именно из этой среды. В старину народные приметы часто помогали людям в их насущных трудах, в первую очередь, при посеве зерновых, посадке овощных культур, сборе урожая и т.д. В России народные приметы стали записываться и систематизироваться этнографами, начиная с XIX века.

В качестве примера приведём некоторые наиболее известные народные приметы:

• Во время дождя, если лужи пузырятся – к продолжительной непогоде.

• Ласточки низко над землёй летают – к дождю.

• Воробьи в пыли купаются – к дождю.

• Кошка когти дерёт (об дерево, об пол, палас и т.д.) – к морозам.

Суетная вера

Иначе обстоят дела с суевериями. Как опять же отмечалось выше, суеверие означает суетную (бессмысленную, пустую) веру в то, что не имеет в себе никакой основы. В данном случае человек считает, что то или иное событие, ситуация или предмет оказывают непосредственное (положительное или отрицательное) влияние на его собственную жизнь. Здесь используется уже иной подход: совершенно обычные, рядовые события или предметы наделяются духовной составляющей, силой и властью, можно сказать, оживотворяются. Также человек может использовать некоторые ритуалы для того, чтобы изменить возможные для себя отрицательные последствия на положительные.

Христианская Церковь занимает здесь уже иную позицию – суеверия недопустимы для христианина, да и в целом не несут пользы для человека. В попытках узнать свою судьбу посредством выдумывания суеверий, человек отдаляет себя от Бога, забывает о таких понятиях, как воля Божия, Промысл Божий, любовь Творца к Своему творению.

Более того, человек забывает о тех чертах образа Божия, которые Господь даровал ему при творении: свободной воле, разуме, чувствах, бессмертной душе. Он забывает (или осознанно отрицает) тот факт, что на него, как на полноценную и свободную личность, не могут оказывать влияния безличные силы природы, стихии, предметы и вещи. Причина этого в одном – живое всегда выше неживого, личность всегда выше безличного, человек-творец (по образу Бога-Творца) будет всегда выше своего творения или того, над чем поставил его хозяином Сам Бог.

Особенно опасно, когда такие суеверия проникают внутрь церковной, храмовой жизни. В этом случае, Церковь ещё строже призывает верующих отказаться от этой лжи и самообмана.

В качестве примера и для понимания их полной несостоятельности приведём несколько суеверий:

• Чёрная кошка перебежала дорогу – к беде, неприятностям.

• Встать с кровати утром с левой ноги – будет неудачный день.

• Встретить на дороге человека с пустым ведром – не будет удачи.

• В храме: нельзя передавать свечи левой рукой; упавшее при венчании кольцо – к беде.

«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»

Беседа с профессором А.И. Осиповым

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Читайте также:  Грех гнева: значение в православии, борьба и избавление, причины и опасность, виды, молитвы

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

10 околоцерковных суеверий, которым не стоит верить

Если чёрная кошка перебегает вам дорогу – это к несчастью и нужно немедленно вернуться и пройти к пункту назначения другим путём или как-нибудь напугать бедное животное. Вот какую силу над многими из нас имеют суеверия… К несчастью, для некоторых приходящих в Церковь различного рода пустые предрассудки также имеют огромное значение.

Всевозможные приметы и суеверия очень, нет, даже ОЧЕНЬ вредны… Зачастую они заслоняют от находящихся в Церкви самое главное – Господа нашего Иисуса Христа, а также пугают столкнувшихся с ними новоначальных христиан.

Бояться этих народных мифов не стоит, как и поддерживать или распространять их. Помните, что если вас смутило какое-либо высказывание находящегося в храме человека, или даже церковнослужителя, вы всегда можете подойти к священнику и справиться у него, насколько это соответствует церковной практике.

А чтобы вы, придя в храм Божий не испугались и легче смогли отличить правильную церковную традицию от выдумок, мы подобрали для вас ряд примеров, с которыми довелось столкнуться нашим знакомым:

Крещение даёт ребёнку “небесную защиту” и исцеляет от болезней

Это не так. Особое здоровье или исцеление через Таинство Крещения дети получить могут – но только не от самих вод купели, а от Бога, через посредство благодати в виде милости и ответа на ваши молитвы.

Крещение не даёт малышу какой-то особой духовной защиты, не гарантирует его от совершения грехов и ошибок. Оно лишь констатирует, что по вере родителей их чадо становится новым членом Церкви Христовой, призывает на ребёнка благословение Божие. А защиту и достойное воспитание должны давать малышу его родители.

Падение иконы в доме – к смерти кого-то из близких

На самом деле, падение иконы – к созданию более надёжного крепления. Если икона упала, значит вы плохо позаботились о том, чтобы надёжно установить или повесить её и следует не откладывая исправить ситуацию.

Икона в доме необходима для молитвы. В своём жилище мы размещаем образы святых, наиболее близких нашему сердцу, к которым мы чаще всего обращаемся с нашими скорбями или с благодарностью за помощь. Икона является священным предметом, но скорее “окном” в мир общения с Богом, а не каким-то “духовным компасом”.

При этом икона может упасть, треснуть, выцвести, облупиться и т.п. но это не означает ничего плохого. Такое происходит с разными предметами находящимися в доме, священными и не священными и зависит от материала, из которого они изготовлены, условий хранения и других, довольно обыденных факторов.

Беременную в храме могут сглазить и в ребёнка вселится бес

Говорящие подобное просто невообразимо погрешают против здравого смысла! Если бы в ребёнка в материнской утробе в церкви вселился ангел, это ещё куда ни шло. Хотя это тоже суеверие, но хотя бы было логично – в освящённом месте вселился добрый ангел… Но бес – это за гранью понимания!

Ещё царь и пророк Давид в своей Псалтири восклицал: “Господь щит мой и спасение моё – кого мне бояться?” Для верующего человека не страшны никакие сглаз и порча. Страшной и ужасной для него должна быть потеря духовной связи с Богом, совершение греха, отделяющего его от Небесного Отца. А чьи-то косые взгляды не должны его особенно заботить, мало ли какое у человека настроение…

Так что верующая мамочка не должна бояться посещать храм Божий в период беременности. Наоборот, ей стоит стремиться к тому, чтобы напитываться лучшими впечатлениями, и передавать ребёнку положительные эмоции от молитвы или размышлений над услышанным Евангелием.

Если человеку стало плохо в храме – это потому, что он грешник, если младенец кричит перед Святой Чашей – он станет грешником в будущем

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм – это духовная больница для желающих исцелиться. И если бы в нём каждому грешнику становилось бы плохо – все мы устилали бы собой его пол.

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец – значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна – в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

Если вы увидели, что кому-то в храме стало плохо, проявите христианское участие и помогите ближнему – усадите или уложите на лавку, вызовите скорую.

Если за живого человека подать записку “Об упокоении”, заказать отпевание или поставить свечу на канун, то он умрёт

Подобное понимание церковных таинств или треб – чистой воды магизм (то же относится к “сглазу” или “порче”). Мы совершили некое ритуальное действие и заставили, буквально принудили Христа выполнить нашу волю, забывая о том, что Его воля превыше нашей.

Господь сам решает, чем воздать тому или иному человеку за его поступки. Довольно часто случается так, что суд Спасителя отличается от нашего как минимум потому, что Ему известно больше фактов чем нам, а также потому, что Он милует нас, если мы раскаиваемся после наших падений.

Смысл же поминовения усопших заключается в том, чтобы просто помолиться Господу за тех наших близких, которые умерли для нас, но по-прежнему жив для Него, ведь Он над пространством и временем и у Него все мы навечно обрели право на существование. Если вас случайно или намеренно записали в записку о упокоении – не паникуйте. Господь сам помянет вас в том чине, к которому вы принадлежите.

Умерший на Светлой седмице (или умерший в храме) сразу попадает в рай

Если христианин умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину, который напоминает о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением и христиане наследуют его плоды. Если же верующий умирает в храме – чин его погребения вообще никаким образом не отличается от общепринятого.

Участь человека в вечности зависит от состояния его души на момент кончины, близости человека к Богу, искренности раскаяния в совершённых прегрешениях, а вовсе не от календарной даты или места окончания его земной жизни. Жизнь вечную наследуют те, кто уподобляется Богу в добродетелях и обращается к Нему в молитвах.

Если поставленная вами свеча потухла или чадит – это к несчастью

На самом деле здесь стоит задуматься над тем, из какого материала изготовлена свеча и хороший ли у неё фитиль и в следующий раз постараться купить более качественные свечи.

Церковная свеча – это символ нашей молитвы перед Богом за себя и за своих близких. В конце концов можно обойтись и без этого символа – помолиться за дорогих сердцу людей своими словами и подать записку с их именами для поминовения священником на литургии.

Не верьте во всевозможные “знаки”. Основным знаком, который Господь подал нам давным-давно является Священное Писание. Старайтесь больше слушать в храме и самостоятельно читать дома Святое Евангелие, сообразуйте с ним ваши действия и тогда получите действительную духовную пользу.

Если в святое место, например на могилку святого или возле известного храма, монастыря или источника поместить записочку с желанием – оно исполнится

Также некоторые загадывают желание, ставя свечу в храме. Всё это – такой же магизм, как и подача записок “Об упокоении” за живого человека. А если наше желание повредит другому человеку? Если оно не принесёт пользы нам самим? Господу виднее, стоит ли исполнять наше желание вообще.

Но допустим, что мы просим у Бога что-то очень доброе, светлое и чистое, что-то такое, что невозможно использовать плохо. Спасения души, например. Зачем оставлять для этого какие-то записочки и возлагать свои надежды на эти клочки бумаги, если можно возложить свою надежду на Самого Бога, обратить к Нему свои молитвы и тем гораздо более надёжно испросить Его благословения на то, что нам нужно.

Подобрал потерянный крестик – взял на себя “крест” или грехи человека

Что такое нательный крестик и зачем он нужен христианину? Для особой защиты от демонов? Нет, ведь он ничем не поможет верующему, совершающему преступления. Крест необходим нам для напоминания нам самим о том, что мы христиане. Он помогает нам ощущать свою причастность к Церкви, чаще обращаться мыслями к Богу.

Если вы нашли чужой нательный крестик – значит его просто кто-то потерял… Человек вероятно купит себе новый, а найденный вы можете отнести в храм и отдать в церковную лавку или отмыть его и подарить человеку, у которого своего крестика нет.

Что же до грехов человека – они личный волевой выбор каждого и остаются со своим носителем до тех пор, пока он не принесёт Господу искреннее покаяние. Их невозможно кому-либо “передать” или у кого-то “забрать”, как и нельзя покаяться за другого человека.

Икона или крестик в машине защитит от аварии, в кошельке – от кражи денег, в доме – от пожара

Если вы не молитесь помещённым в кошелёк образам, а только носите их с собой, то это обыкновенная суетная вера в обереги и талисманы. В таком случае можете положить туда же подковку или кроличью лапку – эффект будет одинаков. В случае, если вы не предпринимаете более никаких усилий для сохранности своего имущества, долго и в хорошем состоянии оно у вас не останется.

Читайте также:  Православные рецепты кухни на Новый Год: постные блюда и меню праздничного стола

Если христианин помещает икону в дом, машину или бумажник – то делает это с той же целью, с какой носит нательный крестик. Чаще видя рядом христианские образы и символы, он чаще обращается с молитвой к Богу. А уже Господь охраняет и защищает доверившегося ему человека от бед и напастей.

При этом не стоит искушать Господа – нужно и самим проявлять разумную осторожность: в доме устанавливать хорошие двери и замки, кошелёк носить поближе к телу, а машину водить осторожно и аккуратно.

Православие против суеверий

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Смерть не конец, смерть – начало. Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, – вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

Православная Церковь учит нас, когда мы вспоминаем о смерти, не думать о ней однозначно – либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии и Евангелиях, более сложный. В смерти есть трагедия, смерть чудовищна, смерти не должно быть. Смерть – следствие нашей потери Бога. Однако в смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственная надежда избежать порочного круга бесконечности в удаленности от Бога. Смерть не конец, смерть – начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земли.

Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть, – человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога, поэтому смерть как таковая – трагедия. С другой стороны, она – освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…

Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены выше.

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.

У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением, – проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

— класть в гроб деньги, вещи и продукты;

— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;

— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;

— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

— лить водку в могильный холм;

— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Кремация

Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий.

Этот новый для России обычай, который становится популярен из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме – нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.

Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.

Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся… никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна».

Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви, – действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Заочное отпевание

В последнее время сложилось множество суеверий вокруг чина заочного отпевания. Этот вопрос заслуживает особого внимания. В связи с этим нужно пояснить нижеследующее. Практика совершать отпевание «заочно» может быть оправдана только в том случае, когда доставить усопшего в храм Божий не представляется возможным.

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным: во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и в особых случаях совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву – в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.

Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше. Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью.

Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника.

В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.

Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск

Ссылка на основную публикацию