Чистить зубы перед причастием: можно или нельзя, ответы священников

Исповедь, причастие, епитимья…

Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое?

Игумен Нектарий (Морозов)

Епитимьи ни в коем случае не следует бояться: она не является наказанием, а служит лишь средством уврачевания ран, нанесенных человеку тем или иным грехом, средством борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями. Благоразумный священник всегда следует важнейшему врачебному принципу — «не навреди», и не налагает на кающегося бремени чрезмерно тяжелого, неудобоносимого. Бывают, правда, случаи, когда священники молодые или же просто «горящие ревностью не по разуму», пытаются извлечь соринку из глаза другого человека посредством удара бревном (см.: Мф. 7, 4-5). То есть дают ему непосильное молитвенное или постническое правило, либо отлучают от Причастия на слишком долгий срок, так что кающийся по злохитрому умыслу сатаны оказывается поглощенным чрезмерной печалью, чего так опасался в свое время сам апостол Павел, сначала позаботившийся об исправлении, а затем — об утешении одного из членов церковной общины, впавшего в страшный даже по тем временам противоестественный грех. Если подобное (то есть встреча со священником не очень опытным и осторожным) произошло, то необходимо обратиться к духовнику и опытному, и искусному, имеющему доброе свидетельство как от верующих, так и от своих собратий, с тем, чтобы испросить у него совета и наставления.

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться. С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием. И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Научить человека исповедоваться – не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому – формальному же – списку вопросов. Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером. Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное – глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически». «Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога. Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души,— что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока[1].

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа». Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Вопрос же о чистке зубов, равно как и другие из этого ряда – о том, можно ли есть рыбу, выплевывать вишневые косточки и пр., – вряд ли является самым существенным. Хотя ради благоговения и некоторой естественной предосторожности можно от всех таких действий воздержаться. Помня, впрочем, что после Причастия мы специально принимали запивку и кусочек просфоры или артоса и не поддаваясь панике, если вдруг вечером по рассеянности все же почистили перед сном зубы.

Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку. Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее. Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? – Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой. Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие. Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь. Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе – ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей. Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?

До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только – по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше — днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью.

[1] Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: От Меня это было. М.: Данилов мужской монастырь. 2007. — Ред.

Можно ли чистить зубы перед Причастием? (видео)

Многих неопытных воцерковленных людей интересует, можно ли чистить зубы перед Причастием или Исповедью. Данный вопрос приводит в замешательство иногда и тех, кто уже не раз совершал все Таинства церкви.

Поскольку сегодня отдельные правила меняются и даже священники стали относиться более лояльно к различным жизненным обстоятельствам современного человека, то желательно отдельные нюансы уточнять у того священнослужителя, который проводит Исповедь, Евхаристию и другие Таинства из церковной жизни.

Что можно есть и гигиена перед причастием

Первое, что должен понимать человек, готовящийся к причастию, так это то, что посещение храма своего рода праздник, а значит, перед его посещением обязательно следует умыться, одеться в чистую одежду и привести себя в порядок. Не стоит бояться, если при чистке зубов в желудок попадет небольшое количество воды — приемом пищи это не считается.

Внимание! Особому запрету подвергается употребление спиртных напитков, а также кваса и кофе, влияющих на нервную систему человека и соответственно служащих препятствием к молитве.

Что касается питания, то началом строгого поста считается время после полуночи субботы, в этот период и до окончания утренней службы и причастия нельзя пить и принимать пищу.

Пост — время молитв и размышлений о жертве Христа

Существуют также некие правила, регламентирующие список продуктов, которые можно принимать в пищу накануне причастия. Абсолютным запретом являются мясо и молочные продукты, однако разрешена рыба, крупы, орехи и фрукты.

Значение Причащения и Исповеди в жизни христианина

Воцерковленный человек должен постоянно приступать к Причастию. В общем смысле воцерковленность — это уровень знания о Таинствах и учении Церкви, регулярное посещение богослужений, достаточно частое приобщение к Исповеди и к Причастию, совершение молитвенного правила ежедневно. При этих внешних признаках человек может быть назван воцерковленным, благочестивым, православным человеком.

Читайте также:  Мощи Андрея Первозванного: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Отметим, что на Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами.

Что такое Причастие?

В Православии существует несколько важных обрядов, священнодействий, которые необходимо совершать в тот или иной период своей жизни. Самые важные из них – Крещение, Миропомазание, Покаяние (то есть Исповедь), Причастие (или Таинство Евхаристии), Венчание (вступление в брак), Елеосвящение (иначе Соборование).

Причастие является одним из главных и его проводят чаще всего. Считается, что человек, который вовлечен в церковную жизнь, соблюдает все обряды и посты, должен раз в месяц приходить на покаяние и причащаться. Если вы слишком заняты, то хотя бы каждый год. Обычно проводится Таинство во время Литургии, то есть в выходные и по великим праздникам.

В процессе этого происходит приобщение простого человека к Святому Духу и Богу. Верующий получает благодать, силу. Но не каждого допускают к подобному священнодействию. Для этого нужно определенным образом подготовиться, а также обязательно явиться на Исповедь, чтобы полностью очистить душу от греха и предстать перед Господом «чистым».

Таинство Причастия было введено самим Иисусом Христом в давние времена, за день до смерти. В день Пасхи он уже знал о предательстве одного из апостолов, его разыскивали фарисеи и в последний раз Иисус решил устроить Тайную Вечерю, на которой дал особенные наставления последователям и ученикам.

Именно на данном ужине Христос произнес молитву над хлебом, разделил его между апостолами и сказал, чтоб они съели Тело его. То же самое сделал с вином и назвал его Кровью своей. Было установлено, чтобы данное Таинство проводилось постоянно, тем самым приобщая людей к Богу. Поскольку Господь заключил в те времена с евреями Новый Завет, согласно которому уже не приходится на Пасху приносить жертву в виде ягненка, так как этим Агнцем стал сам сын Божий. Именно он, будучи единожды убитым, смоет своей кровью все грехи человечества.

Сегодня специальный хлеб (просфоры) выпекают при епархии, а также в монастырях и приходах. Его вместе с вином специально подготавливают и освящают для того, чтобы причастить прихожан.

Как готовиться к Причастию

Человек, постоянно посещающий храм и принимающий участие в обряде причастия знает, что подготовка к нему включает отказ от завтрака, и даже от приема таблеток. Однако, запрет на возможность почистить зубы официально не существует ни в одной церкви, хотя среди прихожан разговоры о данном запрете происходят регулярно.

Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь

Все дело в том, что принимать причастие следует на голодный желудок, исключая даже воду. Однако кто-то, чистив зубы, может ненароком проглотить воду во время полоскания, что не является чем-то ужасным, но, косвенно может считаться несоответствием в подготовке к причастию.

Подготовка к причастию включает несколько моментов:

  • двухдневный или трехдневный пост, заключающийся не только в отказе от животной пищи (не распространяется на беременных, кормящих женщин, а также на людей, имеющих заболевание желудка), а также молитве и покаянии;
  • чтение духовной литературы;
  • отказ от увеселений, шумных компаний;
  • примирение с теми, с кем имелись конфликты или довольно крупные ссоры.

Кроме того, за пару дней до воскресной службы, когда и будет проходить обряд евхаристии, следует прочитать покаянный канон Иисусу Христу, канон Божией матери и своему Ангелу-Хранителю. Не будет лишним прочитать и правила к Причастию, которые есть в любом молитвослове.

Накануне причастия, в субботу, рекомендуется побывать на вечернем богослужении, где также можно пойти на исповедь, являющуюся своего рода допуском к причастию, но исповедь можно пройти также и в утреннее воскресное служение. В православной церкви считается большим грехом прийти на причастие, не побыв на исповеди.

Священники рекомендуют по возможности причащаться каждое воскресенье

Случается, что из-за большого количества прихожан батюшка не может запомнить все ли люди, допущенные к причастию, бывали у него на исповеди. Однако здесь речь идет не о памяти святого отца и его внимании, а скорее о совести и богопочитании каждого прихожанина. Исключением, когда священник может провести причастие, служат лишь случаи, когда к причастию приходят дети либо люди, находящиеся при смерти.

Совет! После того как человек исповедался и покаялся перед батюшкой и Господом в своих грехах, можно попросить священника благословить вас, используя такие слова: «Прошу благословить к причастию, я готовился (готовилась)».

Причастие. Можно ли людям чистить зубы?

Этот вопрос священники считают очень интересным, поскольку люди сразу спрашивают, можно ли умываться и принимать душ? Вода ведь и так сможет попасть в рот. Практически все священнослужители в один голос утверждают: «можно и нужно!». Человек всегда должен следить за чистотой своего тела, а потому каких-то канонических препятствий по этому поводу не выдвигается.

Если говорить о посте перед обрядом Причастия, здесь подразумевается запрет конкретно на принятие пищи, а не чистку зубов. Поскольку процедура эта к трапезе не имеет отношения, чистить зубы совершенно не возбраняется.

Если вы являетесь новичком либо давно не посещали Храм, стоит подойти к священнослужителю и исповедаться. Данное таинство помогает решить большинство духовных вопросов.

Содержание

Большинство верующих православной церкви задаются вопросом: можно ли чистить зубы перед причастием? Сегодня ответ на него можно получить в храме у батюшки либо обратившись к интернету. Однако это не единственное, что интересует новичков. У недавно воцерковленных людей возникает много непонятных ситуаций, с которыми необходимо разобраться. Поскольку вокруг церковных обычаев вертится много слухов и неверных суждений, стоит разобраться в сущности причастия глубже.

Причастие: что это?

Что говорится об этом событии в Евангелии? Перед страшной смертью Христос собрал своих учеников на последнюю трапезу, состоящую из вина и хлеба. Иисус сказал апостолам, что в Его память люди потом будут есть хлеб и пить вино, символизирующие Его плоть и кровь.

В наше время в храмах продолжается традиция причастия с применением вина и хлеба. Вместе с прихожанами храма священники молятся, говоря: «О предложенных честных дарах Господу помолимся».

Известно несколько версий того, как готовится священное Причастие и что скрывается от людского взора. Однажды человек вошел в Храм, когда Царские врата были открыты. Все священники находились у Алтаря, и вдруг он увидел, как один из священнослужителей пронзает копьем младенца. Мужчина крикнул на весь храм: «Зачем убиваешь младенца?» Все прихожане обернулись, не понимая, о чем идет речь. На самом деле священник держал в своих руках просфору.

Постоянно и невидимо Господь жертвует собой ради человечества — духовно. Своими глазами Распятие видели лишь люди 2000 лет назад. И вспомнив слова Христа на тайной вечере, мы до сих пор не можем предположить, что Господь имел в виду на самом деле. Как правильно должно проходить Причастие, тогда не знали даже апостолы. И нам, разумеется, этого не дано знать, поэтому до сих пор обряд остается Божественной тайной. Мы обязаны принять это без сомнений, а потому важно читать все необходимые молитвы перед Причастием. На все вопросы, интересующие вас, может ответить священник.

Литургия

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.

Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.

Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.
Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

Каноны перед Причастием

Молитвенная подготовка к Причастию — это ряд молитв и канонов, череда прекрасных обращений к Богу, составленных в течение веков святыми. Читаются они обычно на церковнославянском и заключают слова покаяния и благодарения к Богу за Его силу, подаваемую в Таинстве Причастия.
Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.

Другими составляющими правила к Причастию являются

  • Канон Пресвятой Богородице,
  • Канон Ангелу Хранителю,
  • Подготовительное правило ко Причастию.

Можно ли исповедоваться и причащаться во время женских дней

Этот вопрос часто задают православные девушки и женщины.
Можно только исповедоваться!

По одной из строгих традиций, прикладываться к иконам в это время нельзя. Но современная Церковь смягчает требования к людям.

Во время месячных ставят свечи, прикладываются к иконам и даже приступают ко всем Таинствам: Крещения, Венчания, Миропомазания, Исповеди, — кроме Причастия. Но и в этом случае священник может дать Причастие находящейся в опасности, тяжелобольной женщине.

Также отметим, что разные священники по-разному относятся к Таинствам, которые принимают женщины во время женских дней. Поэтому стоит прежде, чем подходить к Таинствам, предупредить священника. В любом случае, можно попросить благословение у священника в любом состоянии.

Да хранит вас Господь Своей благодатью!


Официальный сайт прихода Христорождественского храма

село Старокленское Первомайского района Тамбовской области

Семь самых распространенных суеверий о Причастии

Суеверия в церковной жизни: откуда они берутся и как их распознать? Ка­ким «правилам» поведения до и после причащения следовать не только бес­полезно, но и вредно?

Для нормального христианского сознания суеверия — это нечто противоестественное. Но, к сожалению, даже среди людей, присту­пающих к Причастию, хватает тех, кто еще не расстался с языческим мировоззрением.

Даже приступая к великой святыне, при­нимая в себя Плоть и Кровь Христову, та­кой человек не сбрасывает ветхую суеверную одежду, а становится носителем «гибридно­го», как говорят социологи, религиозного сознания. Он вроде и православный по фор­ме и даже немного по содержанию, но с эле­ментами язычества. Но как нельзя быть не­множко беременной, так не получится быть немножко православным.

Если мы называем себя христианами, то в нас не должно быть места суеверному сознанию. Как шутил митрополит Антоний Сурожский: «Если вижу, что черная кошка хочет перебежать мне дорогу, я даю ей это сделать, а вдруг она суеверная».

Вот несколько примеров суеверий, кото­рые встречаются в отношении Причастия.

1. В ночь после Причастия спать нельзя — растеряешь всю благодать. Здесь налицо механическое понимание таинства, где бла­годать воспринимается, как некая энергия, которую можно черпать автоматически. Днем благодать работает, а во сне расходуется вхо­лостую. Но Церковь — это не магазин, а благо­дать — не товар. Жизнь с Богом, уподобление

Христу — цель христианина, и всё, что даро­вано Церкви, в том числе и таинства, служит для установления или поддержания этой свя­зи и днем, и ночью.

2. Перед Причастием после полуночи нельзя глотать слюну и чистить зубы. Это не столько суеверие, сколько перестраховка от нарушения формы совершения таинства. Дескать, если проглотил слюну, то таинство не будет действительным.

В «Памятке христианину, желающему по­дойти к Святой Чаше для причащения жи­вотворящего Тела и Крови Христовых» есть по этому поводу следующее наставление: «. если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём канони­ческом послании святитель Тимофей Алек­сандрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16).

3. Благодать Причастия «действует» 6 не­дель. Есть еще вариации на эту тему, когда говорят, что три дня после Причастия дьявол не может подступить к человеку. Эти число­вые характеристики построены по класси­ческой суеверной схеме: автоматически обе­зопасить себя от тревог. В данном случае 6 недель можно расслабиться, а потом снова в церковь за благодатью.

4. После Причастия не едят вилкой, чтобы благодать не проткнуть. Анекдотичное суеве­рие, которое не нуждается в комментариях по причине своей полной бессмыслицы.

Читайте также:  Заповедь "Не создай себе кумира": значение, толкование и объяснение

5. После Причастия зевать нельзя — Свя­той Дух вылетит, а бесы залетят. В этом су­еверии отражено примитивное представле­ние о Духе Святом. Кроме того, если бесы так легко овладевают несчастным христианином после Причастия, тогда уж лучше вообще молчать, не открывать рот, не есть и не пить. Остается еще вопрос, почему бесы влетают только через рот, а не через уши, например, и почему именно во время зевоты?

6. Причастие нужно для очищения орга­низма и для поднятия гемоглобина в кро­ви. Здесь ярко выраженное отсутствие ре­лигиозного сознания. Вместо Бога человек ищет лекарство. А Причастие воспринимает как магический обряд. Похожим образом мыслят многие родители, приводящие мла­денцев на Причастие лишь с целью «чтобы не болел».

7. Причастие у архиерея сильнее, чем у простого священника. Человек пытается таким образом «усилить» Таинство. Ведь это намного легче, чем достойно подготовиться к принятию Святых Даров.

Все эти суеверия объединяет еще одна об­щая черта — вера не в Бога, а в магию, в алго­ритм действий, который помогает сам по себе. От нас — ритуал, нам — благодать. На второй план уходит встреча с Богом, общение с Ним, спасение — это все слишком сложно и непо­нятно. «Мы же постились три дня! Подавай награду!»

Это психология обмена — еще одна черта языческого сознания. Именно такой формат отношений принят с идолами. Язычник при­носит жертву божку и устанавливает с ним некий договор, по которому тот теперь обя­зан помочь ему в охоте. Не получилось с охо­той, божка можно и поколотить.

В христианстве иначе. Нам нужен Господь каждую секунду нашей жизни, и мы прила­гаем все средства, чтобы быть с Ним. Именно Господь, а не блага, которыми Он нас щедро одаривает. Апостол Павел писал о жажде Бога, которая превышает жажду жизни: «же­лаю разрешиться и быть со Христом, ибо это несравненно лучше» (Флп. 1:23). И ког­да в центре жизни освобождается место для

Христа, тогда уходят оттуда суеверия и по­пытки манипулировать обстоятельствами своей жизни через исполнение бессмыслен­ных действий.

Можно ли перед причастием или исповедью чистить зубы, является ли это грехом?

Перед причащением на воцерковленного человека накладывается много ограничений, касающихся еды, времяпрепровождения, размышлений. Многие православные не уверены в том, что делают все правильно. Например, могут возникнуть сомнения, разрешено ли чистить зубы перед причастием. Околоцерковные источники дают противоречивые сведения, рассмотрим, что же говорят на эту тему священники.

Что такое причастие и исповедь?

Причастие, или, как его называют в православии, евхаристия — это обряд, во время которого особым образом освящаются хлеб и вино. После совершения обряда прихожане церкви вкушают их, тем самым причащаясь. Согласно церковному вероучению, человек таким образом приобщается к телу и крови Иисуса Христа.

Евангелие объясняет, как появилось это таинство. Во время последней трапезы Иисус Христос со своими ученикам вкушал хлеб и вино. Он сказал, что по прошествии времени эти продукты будут символизировать Его плоть и кровь, вкушая их, люди будут приобщаться к Богу.

Исповедь — это добровольное признание и покаяние в своих грехах перед священнослужителем. В православии исповедоваться должны все христиане, которым исполнилось 7 лет.

Священник исповедует кающегося у аналоя, на котором находятся Крест и Евангелие. Выслушав признание в прегрешениях, священнослужитель обязан сохранить тайну исповеди. Все, что сказано кающимся, остается между ним и Богом. В традициях Русской Православной церкви миряне исповедуются до того, как произойдет таинство причащения. Также рекомендуется исповедоваться накануне значимых событий в жизни человека: венчания, после рождения ребенка, перед тяжелой операцией.

Можно ли накануне чистить зубы?

Как правильно вести себя накануне евхаристии? До совершения таинства следует держать пост. Нельзя употреблять алкогольные напитки, кофе и энергетики, потому что тело должно быть так же спокойно, как и душа. Запрещено есть продукты животного происхождения:

Не менее, чем чистота тела, важна чистота души. Накануне причащения запрещено употреблять бранные слова, ругаться, говорить неправду, обижать близких. Следует отложить мирские, суетные дела на потом. Как можно больше времени нужно проводить наедине с собой, своими мыслями, очищая их от скверны.

Можно ли в день Таинства совершать гигиенические процедуры? В день Евхаристии нельзя ничего есть и даже пить воду. Однако распространяется ли этот запрет на ополаскивание рта?

Чем объясняются ограничения?

С чем связаны такие строгие ограничения? До того как исповедаться и причаститься, человек должен отречься от суетливых мыслей, отложить мирские дела. Действительно ли за уходовыми процедурами скрывается желание очистить свое тело, или это тщеславное стремление казаться привлекательней?

Священники, которые не приветствуют запреты на очищение полости рта, утверждают, что эта процедура является одним из символов чистоты. Как накануне встречи с людьми человек моется и ухаживает за собой, так и накануне встречи с Богом он должен позаботиться о чистоте души и тела.

Второе объяснение, почему очищение рта в день евхаристии допускается, заключается в отношении церкви к лекарствам. Если христианин болен, он может принимать лекарства и в пост, и в день таинства. Чистка зубов необходима, если у человека есть заболевания полости рта, уход помогает предотвратить появление осложнений. Если очищение производится в лечебных целях, оно допустимо.

Если мирянин сомневается, допустимы ли гигиенические процедуры в день причастия, он может уточнить это у священника. Во время исповеди, после покаяния в грехах, священнослужителю разрешается задавать все волнующие вопросы, на который он обязательно даст ответ.


Можно ли чистить зубы перед Причастием

Как готовится перед Причастием

Причастие совершается только за Литургией, которая служится обычно по утрам. В этом повседневном богослужении и самом его событии — Таинстве Причастия — заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.

Таинство Причастия или Евхаристии (с греческого — благодарение) — главное Таинство Православной Церкви и, одновременно, наиболее часто совершаемое Таинство: в любом храме Причастие совершается каждое воскресенье и по праздникам, а в храмах, где служит больше одного священника — каждый день, за исключением особых дней Церковного Устава.

Многие люди, понимая это, хотят приступить к Таинству и причаститься в конце Литургии, но не знают, что нужно для этого сделать. А ведь к Причастию действительно нужно готовиться. Конечно, можно спросить у сотрудников церковной лавки или священников — но зачастую мешает робость и неопытность в церковной жизни.
Из нашей статьи вы узнаете, как готовиться молитвой, постом и покаянием к Причастию.

Значение Причащения и Исповеди в жизни христианина

Воцерковленный человек должен постоянно приступать к Причастию. В общем смысле воцерковленность — это уровень знания о Таинствах и учении Церкви, регулярное посещение богослужений, достаточно частое приобщение к Исповеди и к Причастию, совершение молитвенного правила ежедневно. При этих внешних признаках человек может быть назван воцерковленным, благочестивым, православным человеком.

Отметим, что на Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами.

Таинство Причастия в Православной Церкви

Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.

Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.

Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

Причастие установлено Христом

Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.
Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.
Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.
За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.
Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.
Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.
Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.
Именно опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.
Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.

Исповедь — подготовка к Причастию

Исповедь обязательно предшествует Причастию, поэтому расскажем мы о Таинстве Исповеди в начале.
Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику -но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.
В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.
Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.
Важнейшее для церковного человека — не огорчать Господа, соблюдая Закон Божий, Заповеди Его, не стараться не совершать смертных грехов Божии были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею. Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, чтобы чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать). Также Десять заповедей называют Декалог (в переводе на латынь).
Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом.
Кроме Десяти заповедей, Церковь называет семь смертных грехов, частично указанных в Заповедях. Смертных грехов семь, а заповедей десять потому, что не все заповеди являются запрещающими, а грех — это невыполнение определенного запрета. Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди.

Читайте также:  Устройство и убранство храма у православных: особенности внутреннего и внешнего строения

Литургия

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.

Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.

Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.
Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

Что есть и можно ли чистить зубы перед Причастием

К Таинству Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:

Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале — от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.

Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием. Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.

Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.

За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).

Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.

Лучше посетить вечернее богослужение — Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.

Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.

Ответ на вопрос «Чистить ли зубы?» — прост. Можно. Нужно стараться не сглатывать зубную пасту, но обычно так делают только дети, поэтому следите за ними.

Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок — большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями. Если вы собираетесь на Причастие после Исповеди, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника — подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.

Каноны перед Причастием

Молитвенная подготовка к Причастию — это ряд молитв и канонов, череда прекрасных обращений к Богу, составленных в течение веков святыми. Читаются они обычно на церковнославянском и заключают слова покаяния и благодарения к Богу за Его силу, подаваемую в Таинстве Причастия.
Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.

Другими составляющими правила к Причастию являются

Канон Пресвятой Богородице,

Канон Ангелу Хранителю,

Подготовительное правило ко Причастию.

Можно ли чистить зубы перед Причастием или Исповедью?

Многих неопытных воцерковленных людей интересует, можно ли чистить зубы перед Причастием или Исповедью. Данный вопрос приводит в замешательство иногда и тех, кто уже не раз совершал все Таинства церкви.

Поскольку сегодня отдельные правила меняются и даже священники стали относиться более лояльно к различным жизненным обстоятельствам современного человека, то желательно отдельные нюансы уточнять у того священнослужителя, который проводит Исповедь, Евхаристию и другие Таинства из церковной жизни.

Что такое Причастие?

В Православии существует несколько важных обрядов, священнодействий, которые необходимо совершать в тот или иной период своей жизни. Самые важные из них – Крещение, Миропомазание, Покаяние (то есть Исповедь), Причастие (или Таинство Евхаристии), Венчание (вступление в брак), Елеосвящение (иначе Соборование).

Причастие является одним из главных и его проводят чаще всего. Считается, что человек, который вовлечен в церковную жизнь, соблюдает все обряды и посты, должен раз в месяц приходить на покаяние и причащаться. Если вы слишком заняты, то хотя бы каждый год. Обычно проводится Таинство во время Литургии, то есть в выходные и по великим праздникам.

В процессе этого происходит приобщение простого человека к Святому Духу и Богу. Верующий получает благодать, силу. Но не каждого допускают к подобному священнодействию. Для этого нужно определенным образом подготовиться, а также обязательно явиться на Исповедь, чтобы полностью очистить душу от греха и предстать перед Господом «чистым».

Таинство Причастия было введено самим Иисусом Христом в давние времена, за день до смерти. В день Пасхи он уже знал о предательстве одного из апостолов, его разыскивали фарисеи и в последний раз Иисус решил устроить Тайную Вечерю, на которой дал особенные наставления последователям и ученикам.

Именно на данном ужине Христос произнес молитву над хлебом, разделил его между апостолами и сказал, чтоб они съели Тело его. То же самое сделал с вином и назвал его Кровью своей. Было установлено, чтобы данное Таинство проводилось постоянно, тем самым приобщая людей к Богу. Поскольку Господь заключил в те времена с евреями Новый Завет, согласно которому уже не приходится на Пасху приносить жертву в виде ягненка, так как этим Агнцем стал сам сын Божий. Именно он, будучи единожды убитым, смоет своей кровью все грехи человечества.

Подготовка

Нельзя просто взять и прийти на Причастие. К нему не допускают без определенной подготовки. Для этого желательно хотя бы 3 дня подряд соблюдать пост. Если же человек редко посещает храм, живет греховной жизнью и не придерживается важных обрядов, но хочет причаститься, тогда лучше уделить этому больше времени, хотя бы неделю.

Нередко подобные Таинства совершаются в великие праздники – на Пасху, в Рождество и т. д. Но необязательно ждать подобных событий, чтобы соблюдать пост и пройти Таинство Причастия. Сделать это можно в любое время, когда проводится в церкви Литургия. Намного важнее само примирение с Богом, желание перестать грешить и начать новую жизнь, а не удобство или какие-то определенные события.

Перед Исповедью и Причастием выдерживают пост. С этой целью нужно соблюдать рекомендации:

  • ежедневно молятся, читают канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице, Ангелу-Хранителю и Правила для Причастия, псалмы, делают это в спокойной домашней обстановке, чтобы вас никто не отвлекал;
  • переходят на постную еду, для чего исключают из рациона на этот период яйца, молоко, мясо и любые блюда с ними;
  • отказываются от спиртных напитков и кофе;
  • избегают развлечений, мелких суетных дел, стараются больше читать библейской духовной литературы (святых отцов, Евангелие);
  • важно помириться с теми, с кем вы недавно поссорились;
  • сходите на вечернее богослужение или Всенощное бдение.

Очень важно пройти Исповедь перед Причастием, без данного этапа человека не допустят к Чаше. При этом нужно максимально честно и искренне вспомнить все свои грехи, от малых до серьезных, которые вы совершили в период от предыдущей Исповеди, или же за всю свою жизнь, если никогда этого не делали раньше.

Конечно, священник лишь служитель церкви и земной представитель Бога, но вы обязаны назвать собственные грехи, как перед самим Господом. Только тогда получите его прощение и благословение. Считается, что если о чем-либо забыть, то это не страшно, но когда что-то специально утаивается, то это лишь усугубляет ситуацию и увеличивает вину в глазах Бога.

В случае, если вы не знаете, что именно считается грехом, а что нет, тогда стоит внимательно перечитать о семи смертных грехах, а также десять заповедей. Нарушение каждого из них осуждается церковью и Господом.

Кого не допускают?

Не всегда человек получает разрешение от батюшки прийти на Причастие. Если же священник заметит, что прихожанин не проходил Исповеди, тогда его не допустят к Чаше. Также важными грехами, при которых довольно сложно получить благословение, являются:

  • аборты;
  • убийство человека;
  • гадания и другие схожие занятия, связанные со спиритизмом и пр.;
  • иная вера;
  • наркомания, алкоголизм;
  • разврат и сексуальная жизнь до брака;
  • гомосексуализм и пр.

Также не допускаются к подобным Таинствам женщины во время менструации. Некоторые священники относятся и к этому моменту более лояльно, но сама церковь и даже Библия считают неправильным контакт «нечистой» прихожанки с любыми священными атрибутами. И если иногда дозволено в такие дни прийти на Крещение, Венчание или Миропомазание, то Причастие чаще всего исключается из этого списка.

Разница может состоять лишь в том, если женщина больна, находится в тяжелом состоянии и необходимо получить благословение. Тогда священник может причастить ее, несмотря на особое положение.

Таинство Причастия

Важно перед совершением священнодействия ничего не есть и не пить. Запрет накладывается не только на утренние часы после пробуждения, но и на всю ночь, начиная с 24:00. Важно, чтобы первым, что попадет внутрь, было Тело и Кровь Иисуса Христа. Даже если нужно принимать лекарства, желательно отложить их в этот день на более поздний период.

Литургия с Причастием проходит обычно достаточно рано, в 7 или 9 утра, так что потерпеть с питанием и водой нужно совсем недолго. Также это относится и к тем, кому необходимо лечить какие-то заболевания. Ведь наше тело и земная жизнь являются лишь второстепенными и кратковременными. Гораздо важнее уделить внимание своей духовности и заслужить благословение Бога.

Но если вернуться к вопросу, можно ли чистить зубы перед Причастием, тогда ответ от священнослужителей чаще положительный. Ведь никому неприятно дышать ароматом от неаккуратных прихожан. Это как уважение к священнику, который близко с вами контактирует. Но в процессе совершения гигиенической процедуры важно не проглатывать пасту или воду. Хотя даже на этот счет существует мнение, что если верующий случайно проглотил немного воды во время омовения, то это не является грехом или проблемой.

Причастие происходит на утренней Литургии. Лучше прийти в церковь немного раньше, пообщаться со священником, уточнить у него волнующие вас вопросы. Также это время выделите для молитвы, настроя, подойдите к любимым святым, поставьте свечи, еще раз перечитайте Правила к Причастию.

Видео: можно ли чистить зубы перед Причастием?

В конце Литургии, когда уже будет прочитан «Отче наш» в последний раз и закроются Царские врата необходимо подойти к алтарю (иногда выстраивается небольшая очередь из прихожан). Священник выносит Чашу и читает над ней молитвы. После этого все крестятся и складывают руки особым образом – в виде лодочек, приложив их к разноименным плечам.

Подойдя к алтарю, лучше не креститься, так лишние телодвижения грозят перевернуть Чашу, а это недопустимо. Назовите вслух свое имя, данное при Крещении, и откройте рот. Священник вложит ложечку с Телом и Кровью Господа, которые нужно сразу проглотить. Важно при этом не чихнуть, не выплюнуть их. Глотать лучше весь кусочек целиком. Дальше подходят к другому столику с «запивкой», если нужно.

Необходимо простоять в церкви до конца богослужения, не покидая помещения. После всего произносятся благодарственные молитвы, которые желательно повторить потом и дома в спокойной обстановке. Дальше этот день лучше посвятить тихим и добрым делам. Старайтесь избегать развлечений, посещения шумных мест, компаний. Уделите внимание семье, душе, молитвам, духовным книгам.

Ссылка на основную публикацию