Что такое томос об автокефалии: значение и определение, текст

Стамбульская церковь Украины. Что на самом деле означает текст Томоса

6 января в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей вручил представителям Украины Томос об автокефалии – документ, который был написан богословами Фанара и оформлен на пергаменте иконописцем Афона.

Сам текст Томоса в украинском переводе появился еще сразу после церемонии торжественного подписания его патриархом Варфоломеем в присутствии обширной делегации из Украины 5 января. Немного позднее публично обнародовал его и президент Украины Петр Порошенко, сделавший Томос одним из главных пунктов своей избирательной программы.

Впрочем, исходя из текста этого документа, оказалось, что Украина вовсе не получила новую самостоятельную церковь, а раскол в украинском православии только углубится.

Характерно, что в тексте Томоса, помимо название “Православная церковь Украины” упоминается еще одно ее наименование – “Святейшая церковь Украины” (под таким именем Вселенский патриархат призывает упоминать ПЦУ другие православные церкви). Или же – СЦУ. Что в сети тут же начали расшифровывать как “Стамбульская церковь Украины”.

Что означает на самом деле Томос, проанализировала “Страна”.

1. В подчинении Вселенского патриархата

Документ определяет новую церковь “духовной дочерью” Вселенского патриархата, которая по своему статусу будет Митрополией, возглавляемой Митрополитом Киевским и всей Украины (к слову точно такой же статус до сих носит предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший митрополит Онуфрий, и отказываться от него не собирается). В тексте Томоса идет обращение ко всем мировым православным церквям (таких насчитывается 14) признать украинскую “сестру”, которая займет 15-е место в диптихе православных церквей мира.

Юрисдикция новосозданной церкви распространится только на территорию Украины, открывать зарубежные приходы она не сможет. Все приходы диаспоры окончательно будут закреплены в подчинении Вселенского патриархата.

По этому положению, права новой православной церкви существенно уже, чем ряда других церквей. Так, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты имеют приходы и епархии вне территории своей основной юрисдикции. Это означает, что эти патриархаты окормляют соотечественников, которые хотят оставаться верными традициям своей церкви, проживая за границей.

Подчинение Варфоломею напрямую ожидает и пятерых епископов УПЦ КП, которые были ранее отправлены главой Киевского патриархата Филаретом в зарубежные приходы.

Также именно Константинополь станет последней инстанцией для всех споров внутри этой церкви. Причем, буквально на пальцах эти положения можно понять так, что в случае конфликта иерархов церкви с ее главой Епифанием, они смогут разрешить проблемы путем обращения к Варфоломею, перешагнув через голову самого предстоятеля новой церкви Епифания.

Интересно, что право Константинополя принимать безапелляционные судебные решения обосновывается его статусом “центра Православия”, а еще ссылкой на неверные пункты канонов 4-го Халкедонского Вселенского собора. Вместо 17 пункта канонов, в котором речь идет о судебной власти Константинопольского престола, в Томосе права Варфоломея обосновывают отсылкой к запрету на вступление в брак монашествующим.

И хоть ясно, что такая досадная описка закралась в документ случайно, все равно возникает вопрос о сомнительном уровне подготовки этого исторического документа.

Между тем, замглавы АП Ростислав Павленко на своей странице в Facebook заявил, что несмотря на выше указанные факты новая церковь считается независимой.

“ПЦУ по статусу равна РПЦ, – написал Павленко. – Когда ПЦУ окрепнет, когда к ней присоединятся те, кто сейчас остается в МП – можно будет говорить о получении признанного статуса Патриархата. Положение Томоса о том, что титул Предстоятеля нельзя менять без согласия Фанара – на самом деле путь к этому. Церковь окрепнет, получит признание, наработает авторитет – будет легче вести переговоры о статусе патриархата. А пока митрополия – ничем не хуже, и равная среди равных”.

В тоже время иерархи УПЦ МП (даже те, кто ранее относился положительно к вопросу об автокефалии) же заявили, что такая “автокефалия” как у ПЦУ им точно не нужна. УПЦ в своем нынешнем статусе имеет намного больше самостоятельности, чем новая церковь под кураторством Стамбула.

2. Миллионы в Стамбул

Новая православная церковь окажется не только юридически и канонически зависима от Константинополя. От создания этой церкви Фанар получит вполне конкретную материальную выгоду.

Во-первых, в тексте упомянуто прямое подчинение отдельных храмов и монастырей Константинополю. “Права Вселенского престола на экзархат в Украине и священные ставропигии сохраняются и не могут быть уменьшены”, – говорится в документе.

“Страна” уже неоднократно писала, что в рамках соглашения между Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем, подписанного 3 ноября, Фанару будет передано минимум 12 храмов и монастырей. Они будут находится в статусе ставропигий, то есть подчиняющихся напрямую Стамбулу. Текст этого соглашения, которое было триумфально подписано, так и не был обнародован публично.

“И заграничные парафии, и ставропигии переходят в прямое подчинение Вселенскому патриархату, а оттуда будут напрямую платиться епархиальные взносы”, – считает священник Олег Точинский.

В Администрации Порошенко опровергают расширение влияния Фанара на Украину через создание ставропигий.

“Экзархат – это представительство, миссия, фактически – “посольство”, которое находится в Андреевской церкви. Имеется в виду это. Никаких других не предусмотрено. Никаких тайных или некие соглашений о “ставропигии” (кроме упомянутой Андреевской церкви) не существует”, – заявил замглавы АП Ростислав Павленко.

“. православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в православных совещаниях в отношении важных канонических, догматических и иных вопросов, которые собираются время от времени, по священному обычаю со времен Отцов. Первый же, утвержденный, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и другим Предстоятелям, и сам имеет право от них получать, начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя по обычаям, получая от нее и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней”, – говорится в Томосе.

Миро – в христианстве специально приготовленная и освященная смесь ароматических масел и смол, используемая в церковных таинствах для помазания тела человека.

Для закупок этого масла, представителям новой церкви придется отправляться в Стамбул. В то же время, до сих пор в УПЦ КП миро варили в Украине из афонских масел. Его освящение раз в год в Чистый четверг перед Пасхой лично делал патриарх Филарет, а затем раздавал в епархии УПЦ КП.

“Совсем недавно Киевский патриархат обосновывал самостоятельное мироварение как неотъемлемый признак автокефалии. Сейчас, видать, свое мнение поменял. Что является свидетельством непоследовательности и беспринципности”, – считает настоятель Ионинского монастыря УПЦ (прихожанином которого до недавних пор являлся сам Петр Порошенко) Иона Черепанов.

В УПЦ миро получали в Москве, но это происходило бесплатно. Митрополит Черкасский Софроний (который считался одним из апологетов создания единой поместной церкви в Украине, но после обнародования текста устава ПЦУ отказался переходить в нее) в одном из своих интервью признал, что получал миро в Москве бесплатно из расчета литр-два на год, в зависимости от количества проведения церковных таинств. По его же словам, получение миро в Стамбуле будет происходить на платной основе, а также повлечет за собой расходы на дорогу священников за миром.

“Приходы ПЦУ в Украине и продажа мира будут приносить Фанару колоссальные деньги. Я думаю, что речь идет о прибыли Фанара в десятки миллионов долларов ежегодно”, – говорит “Стране” политолог Руслан Бортник, издавна занимающийся церковной проблематикой.

В то же время, в одном из недавних интервью Епифаний утверждал, что практика получения этого масла в Константинополе – обыденная для многих поместных церквей.

“То есть то, что мы будем получать миро от Вселенского патриарха – это пункт был прописан в других автокефальных поместных православных церквях, которые получали Томос от Вселенского патриарха”, – говорил он в интервью телеканалу “Прямой”.

Не видит ничего проблемного в получении мира в Стамбуле и Ростислав Павленко. “Чисто символическая вещь, присутствующая в большинстве Томосов. Не влечет никаких практических ограничений”, – назвал он это положение Томоса на своей странице в Facebook.

3. Велено молиться за Кирилла

Текстом Томоса существенно сужены права главы новой церкви Епифания. Кроме того, что он не сможет назначать епископов за границей и заниматься мироварением, он еще обязан участвовать во всеправославных собраниях на Фанаре. “ПЦУ “обязана” принимать участие во всеправославных собраниях – то есть соборах, например. Получается, если она откажется, то нарушит условия томоса! Это означает, что эта “церковь” не имеет права отказаться от участия в Соборе по тем или иным причинам. Что обеспечивает Константинополю власть над ней фактически”, – отмечает Иона Черепанов.

Но интересно еще одно положение в Томосе, которое обязывает Епифания, совершая богослужения, поминать всех предстоятелей православных церквей.

“. каждый Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины должен поминать за древнее предание святых отцов наших Вселенского Патриарха и других Предстоятелей Поместных Православных Церквей, в ряду диптиха, согласно каноническим порядкам. “, – говорится в тексте Томоса.

Это означает, что Епифаний должен упоминать в богослужениях всех глав всех православных церквей мира, в том числе патриарха РПЦ Кирилла. В декабре сам Епифаний признал, что не поминает при богослужении предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла, потому что “мы находимся в состоянии войны. И поэтому украинский народ не воспринимает того, чтобы новоизбранный предстоятель поминал имя российского патриарха”.

При этом, поминовение предстоятелей поместных православных церквей в строгом соответствии их месту в диптихе (перечень поместных церквей) является одним из ключевых признаков церковного общения между ними. Более того, несмотря на то, что РПЦ еще в октябре разорвала евхаристическое общение со Вселенским патриархатом, сам Вселенский патриарх продолжает поминать патриарха Кирилла в своих богослужениях в ряду с именами всех глав православных церквей мира.

Отметим, что Петр Порошенко неоднократно говорит, что ПЦУ нужна Украине в том числе потому, что после предоставления Томаса в храмах больше не будут молиться за здравие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

4. Порошенко увековечил себя в Томосе

Отдельная роль в Томосе отведена президенту Украины. В конце документа упоминается имя президента, и отмечается, что Томос предоставляется не только Епифанию, но и Петру Порошенко.

“. Наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной. Такое решенное и рассужденное, и в радости возвещенное вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Константинопольской Церкви Христовой, врученный в точной и идентичной копии Блаженнейшему предстоятелю Святейшей Церкви Украины, кир Епифанию и Его Высокопревосходительству Президенту страны господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления”, – говорится в тексте.

Таким образом, между обнародованным ранее проектом устава новой церкви и предоставленным Томосом ничего не поменялось, кроме появления в документе фамилии Петра Порошенко.

“Порошенко не торговался по сути за независимость новой церкви, он торговался за свою фамилию в тексте Томоса. Все важные вопросы новой церкви – канонические, кадровые, финансовые будут происходить по согласованию с Константинополем, по форме это будет очень ограниченная в правах митрополия. От диаспоры Украина окончательно отказывается, назначать епископов зарубеж будет невозможно, это потеря и денег и влияния, – говорит “Стране” политолог Руслан Бортник. – Любой спорный вопросы – на апелляции у Варфоломея. Реальная догматическая власть в новой церкви будет принадлежать Константинопольскому патриарху. Мы, как страна, на долгие годы потеряли шанс создать действительно независимую поместную церковь”.

Томос без мира: что означает предоставление автокефалии Украине

Сегодня в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей передал предстоятелю Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополиту Епифанию (Думенко) подписанный накануне томос — документ об автокефалии. Президент страны Петр Порошенко поспешил назвать произошедшее «еще одним актом провозглашения независимости Украины». Ранее Константинополь включил ПЦУ в диптих поместных церквей и призвал их признать новую православную структуру. Русская православная церковь (РПЦ) считает, что значение сегодняшних событий канонически ничтожно, и собирается выстраивать отношения с другими церквями в зависимости от того, какую позицию они займут.

Время выбора

Вручение томоса состоялось 6 января в соборе Святого Георгия после торжественного богослужения. Таким образом, процесс предоставления автокефалии был завершен. Петр Порошенко, присутствовавший при передаче документа, в своем Twitter назвал это «великим историческим делом», а сам томос — «еще одним актом провозглашения независимости Украины», который «укрепит религиозную свободу, межконфессиональный мир, усилит права и свободы граждан». За личный вклад в развитие автокефальной поместной церкви Украины президент страны даже вручил патриарху Варфоломею орден «За заслуги» I степени.

Патриарх Варфоломей подписывает томос

При этом подписание томоса имеет «совершенно ничтожное значение с точки зрения канонов церкви», заявил «Известиям» глава пресс-службы РПЦ священник Александр Волков.

— Это просто бумага, которая была красиво написана и передана Константинопольским патриархом президенту Порошенко. Никакой духовной составляющей и реального значения для церкви в этом нет, — подчеркнул он. — Всё это бутафория, не имеющая под собой реальной церковной основы. Абсолютное большинство верующих на Украине причисляют себя к Украинской православной церкви и, как мы видим в последние дни, хранят верность каноническому православию и не собираются переходить ни в какие новообразованные квазицерковные структуры.

Читайте также:  Иконопочитание: подробно о почитании икон в православии, история

По мнению Александра Волкова, для Украинской православной церкви (УПЦ) произошедшие события не изменили ничего.

— Она (УПЦ. — «Известия») уже на протяжении долгого времени находится в осадном положении. Сколько оно продлится — зависит от степени безумия нынешних властей Украины, — отметил священник.

Что касается мирового православия, то, по его мнению, поместные церкви не поддерживают действия Константинополя. Это, в частности, подтверждается тем, что «со стороны их предстоятелей не следует никаких шагов по признанию новообразованной раскольничьей структуры». А некоторые уже сейчас с совершенной определенностью высказались против действий Константинополя — это Польская и Сербская церкви.

Глава пресс-службы РПЦ священник Александр Волков

Сейчас каждая поместная церковь должна сделать «очень непростой выбор и определиться, кто на какой стороне», отметил Александр Волков.

— В том, как РПЦ будет выстраивать дальнейшие отношения с поместными церквями, она будет исходить из того, какие решения они примут, — добавил священник. — С учетом всей серьезности создавшейся ситуации каждая поместная церковь, я думаю, осознает свою ответственность. Если сейчас в отколовшемся положении находится только одна Константинопольская церковь, а все остальные сохраняют внутреннее единство, то при дальнейшем негативном развитии этой ситуации Русская церковь не будет молчать и закрывать на это глаза. Если какие-то поместные церкви будут выстраивать свою позицию вслед за Константинополем, нам придется констатировать ее ошибочность.

Русская церковь не изменит позиции, что бы ни происходило, подчеркнул Александр Волков.

Ранее председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в эфире передачи «Церковь и мир» заявил, что сейчас «в семье православных церквей наступила ситуация раскола, который может сохраниться на десятилетия или на столетия».

Границы независимости

Текст украинского томоса пока не опубликован на сайте Константинопольской церкви. Но его детали известны: по данным ТАСС, перевод документа на украинский еще вчера распространил посол Украины в Турции.

Томос ограничил ПЦУ территориально — она не должна выходить за границы государства. Церковь лишена права создавать зарубежные епархии и приходы, а уже существующие должна передать Константинополю. Как пояснил «Известиям» историк церкви, богослов, протоиерей Владислав Цыпин, такова общая позиция Константинополя по всем поместным церквям, просто считаются с этим не все.

Патриарх Варфоломей вручает томос митрополиту Епифанию

Кроме того, документ предписал ПЦУ получать миро от Константинополя и все важные вопросы решать совместно со Вселенским патриархом.

Владислав Цыпин считает, что томос с такими ограничениями автокефалии фактически не предоставляет.

— Только одно в документе соответствует уровню автокефалии — что первый епископ ПЦУ не утверждается Константинополем. Во всех остальных отношениях эта церковь ставится в подчиненное положение, — отметил эксперт. — В декларативной форме сказано, что она во всем должна действовать по указаниям «Первой кафедры Нового Рима».

Согласно томосу, Константинополь также получает право на экзархат и ставропигии на Украине.

— Когда-то, в Средневековье, патриархи имели ставропигиальные монастыри вне своих канонических границ. Но это давно изжито. Остались только ставропигии глав церкви не в своей епархии. Раз у Константинополя на Украине будут ставропигии и экзархии, это значит, что ПЦУ конституируется как зависимая, — подчеркнул Владислав Цыпин.

Президент Украины Порошенко посетил Богоявленскую мессу в Патриаршем соборе Святого Георгия в Стамбуле

Впрочем, как пояснил «Известиям» эксперт, ситуация с ПЦУ не уникальна — ограничения есть и у других поместных церквей. Например, у Греческой и Чешской — они тоже получают миро из Константинополя. Но ставропигиальных монастырей, как и экзархов, там нет.

По мнению Владислава Цыпина, с вручением томоса ПЦУ обостряется проблема, касающаяся всего вселенского православия.

— Я думаю, происходящие сейчас события на долгие десятилетия, а может быть и более, прочертили черту между Русской церковью и Константинопольским патриархатом, — сказал эксперт. — И теперь другие поместные церкви должны будут сделать выбор, потому что в конце концов возникнет проблема сослужения. Когда Константинополь пригласит предстоятелей других поместных церквей служить с собой и представителями ПЦУ, то встанет вопрос, допустимо ли это. Отказ сослужить будет вызовом Константинополю, а согласие — вызовом для Московского патриархата.

Кроме того, по словам Владислава Цыпина, произошедшее дает и дополнительный повод для гонений на законную церковь на Украине. По крайней мере для отнятия храмов — юридического или насильственного. В таком случае появится основание говорить о том, что Варфоломей поспособствовал дискриминации канонической церкви, считает эксперт.

Ответ Варфоломею

Ранее предстоятель Константинопольской церкви призвал патриархов и архиепископов автокефальных православных церквей поддержать предоставление независимости новосозданной церкви Украины и признать ее. Однако на сегодняшний день две поместные церкви — Польская и Сербская — осудили действия Фанара.

Патриарх Сербский Ириней

Митрополит Варшавский и всей Польши Савва в ответном письме Варфоломею подчеркнул, что вместо объединения православных последние события привели к еще большему их разобщению. Патриарх Сербский Ириней в рождественском послании своей пастве выразил озабоченность в связи с трагическими последствиями вмешательства националистически настроенных политиков во внутреннюю жизнь православной церкви, в том числе на Украине. А митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий заявил СМИ, что патриарх Константинопольский Варфоломей, вместо того чтобы сыграть роль объединителя православных, «разрушил вековое единство православных церквей».

6 января стало известно, что патриарх Антиохийский Иоанн X, отвечая на письмо Варфоломея, посвященное его намерениям предоставить автокефалию православной церкви в украинском государстве, призвал его «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира».

Томос об автокефалии

Что это такое?

Томос Церкви об автокефалии

Само слово «томос» переводится с греческого как «кусок», корень «том» означает «резать», «делить». В нынешнем понимании томос — это официальный церковный документ, выпускаемый предстоятелями Поместных Церквей по важным вопросам.

Томос Церкви об автокефалии – это грамота, которая дает право отдельным церковным епархиям или областям (как правило, в пределах одного государства или исторической территории) стать административно независимыми от матери-Церкви, то есть той из Поместных Церквей, в рамках которой эти епархии были изначально основаны и развивались.

Обязательное условие предоставления автокефалии — желание большинства верующих, духовенства и епископата ее получить. Дать автокефалию церковной области может только материнская Церковь, в юрисдикции которой эта область находится.

Такое «деление» поместных Церквей происходило по мере распространения христианства на новые земли и продолжает происходить до сих пор. Например, в XX веке Русская Православная Церковь предоставила независимость Православной Американской Церкви, которая берет свое начало от русских общин на территории США.

Томос Украине

5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей подписал томос, фактически адресованный Украине как государству. Формально украинский томос адресован главе новой структуры, называющему себя митрополитом Епифанием (его сан не признан другими поместными Церквями), а также президенту Украины Петру Порошенко, о чем сказано в конце документа.

Русская Православная Церковь при этом считает, что с точки зрения канонического права томос Украине является недействительным. Дело в том, что на территории Украины уже действует каноническая Украинская Православная Церковь под управлением Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия, которая не давала согласия на действия Константинопольского Патриарха на своей территории.

Также на данный момент украинский томос не признала ни одна Православная Церковь в мире.

Томос об украинской автокефалии

Томосом об украинской автокефалии Константинополь декларирует якобы независимость не признанной остальными православными Церквями мира Православной Церкви Украины, созданной на базе двух ранее существоваших неканонических структур (так называемых Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата). Согласно данному «томосу об украинской автокефалии», ПЦУ существует в пределах государственных границ Украины.

При этом следует отметить, что еще в 1992 году Русская Православная Церковь уже предоставила Украинской Церкви статус самоуправляемой, которая фактически намного более независима от Московского Патриархата, нежели чем новосозданная структура — от Константинополя.

Текст томоса об автокефалии

В данный момент текст томоса от Константинопольской Церкви об украинской автокефалии доступен на греческом, украинском и русском языках.

Читать русский перевод томоса.

“Вы приступили к горе Сиону… и к Церкви первенцев” (Евр. 12:22-23), блаженный среди народов Апостол Павел говорит всем верующим; и действительно, Церковь является горой, поэтому прочной и устойчивой, незыблемой и непоколебимой. Хотя одним стадом и одним телом Христовым есть и называется Церковью Божьей, которая повсюду имеет исповедание православной веры, общность в таинствах в Духе Святом и незыблемость апостольского преемства и канонического порядка, но еще от апостольских времен состоит из Церквей, расположенных на землях и странах, внутренне самоуправляемых собственными пастырями и учителями и служителями Евангелия Христова, то есть каждого места епископами, по причинам не только исторического значения городов и стран в мире, но и вследствие особых пастырских необходимостей в них. Итак, поскольку благочестивая и Богомбереженная земля Украины укреплена и возвеличена высшим промыслом и получила свою полную политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже почти тридцать лет горячо просят ее церковного самоуправления и бок о бок с народом и созвучно с его давними просьбами своего времени обращенными к святейшего Апостольского Константинопольского Престола, который по многовековым каноническим преданием обязан беспокоиться про Святые православные Церкви, которые имеют в этом потребность, а больше всего о тех, которые всегда с ним связаны каноническими узами, как историческая Митрополия Киевская, — то наша Покорность с Преосвященными при нас Митрополитами и всечестными, любимыми в Святом Духе братьями и сослужителями, по долгу заботы Великой Христовой Церкви за Православный мир, для исцеления постоянно угрожающих расколов и разделов в поместных Церквях, единомышленно определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины вместе со Священными Митрополиями, Архиепископиями, Епископиями, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями, которая находится под покровом Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого ее канонического Предстоятеля, который носит титул “Блаженнейший Митрополит Киевский и Всей Украины”, — не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула без разрешения Константинопольской Церкви, — который является председателем Святейшего Синода, который ежегодно созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины. Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые Каноны, свободно и в Духе Святом, и беспрепятственно, без какого-либо другого внешнего воздействия. К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать под именем “Святейшая Церковь Украины”, как такую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства. И мы предоставляем ей привилегии и все суверенные права, принадлежащие автокефальной церковной Власти, так что отныне Митрополит Киевский и Всея Украины, совершая богослужения, поминает “Всех Епископов Православных”, а сонм святых Архиереев при нем поминает его имя как Первого и Предстоятеля Святой Церкви Украины. То, что касается внутреннего церковного управления, рассматривается, судится и определяется исключительно им и Священным Синодом, следуя евангельскому и другому учению, согласно со Священным Преданием и уважаемыми каноническими постановлениями нашей Святой Православной Церкви, и наставлениями 6-го канона І Никейского Вселенского Собора, который определяет, что “если же при общем голосовании всех, которое будет справедливым и согласно церковному канону, двое или трое из-за собственной склонности к спорам будут возражать, то пусть имеет силу решение большинства”, к тому же сохраняется право всех архиереев и прочего духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей, в связи с 9-м и 16-м священными канонами IV Халкидонского Вселенского Собора. Читайте также Варфоломей заверил, что Вселенский патриархат всегда будет на стороне ПЦУ Проясняем к выше сказанному, что Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели, и имеет вместе с другими каноническими обязанностями и ответственности, прежде всего для сохранения нашей Православной Веры невредимой и канонического единства и общения с Вселенским Патриархатом и другими поместными Православными Церквами. И до этого, Митрополит Киевский и Всея Украины, как и Архиереи Святой Церкви Украины, избираются отныне согласно надлежащих положений божественных и священных Канонов и в соответствии с соответствующими положениями ее Устава, которые имеют во всем обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса. Все архиереи обязаны заботиться, чтобы боголюбно пасти народ Божий, ведя в страхе Божьем мир и согласие в стране и в своей Церкви. Но чтобы во всем находился не преуменьшаная связь духовного единства и общения святых Божиих Церквей, потому что мы научились “сохранять единство духа в союзе мира” (Еф. 4:3), то каждый Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины должен поминать по древним Преданиям святых Отцов наших Вселенского Патриарха, Блаженнейших Патриархов и других Предстоятелей поместных Православных Церквей, в ряду Диптихов, согласно каноническому порядку, получив свое место после Предстоятеля Церкви Чехии и Словакии в священных Диптихах и на церковных собраниях. Таким образом, Православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в отношении важных канонических, догматических и других вопросах в межправославных совещаниях, которые собираются время от времени, по священному обычаю, давно устоявшимся Отцами. Первый же, настановлений, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и в других Предстоятелей, и сам имеет право от них получать, начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя за обычаями, получая от нее и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней. Для решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, от имени Священного Синода своей Церкви обращаться к нашего Святейшего и Вселенского Патриаршего Престола, стремясь от него авторитетного мнения и твердого взаимопонимания, причем права Вселенского Престола на Экзархат в Украине и священные ставропигии хранятся неприменшеними. Так вот, на всех этих условиях, наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной и щедро призывает на Иерархию на Украинской земле, непорочный клир и благочестивый народ ее, из неисчерпаемого сокровища Святого Духа, божественные дары, молясь, чтобы Первый и Великий Архиерей Иисус Христос, заступничеством всенепорочной и всеблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого славного и равноапостольного князя Владимира и святой славной княгини Ольги, преподобных и богоносных Отцов наших, подвижников и монахов Киево-Печерской Лавры и других монастырей, укрепил навсегда ее в теле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви таким образом зачисленную Автокефальную Церковь Украины и подал ей благостояння, единство, мир и рост, на славу Его, и Отца, и Святого Духа. Таким образом, такое решен и розсуджене и в радости возвещено вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Константинопольской Церкви Христовой, врученный в точном и идентичной копии Блаженнейшему Предстоятелю Святейшей Церкви, митрополиту Епифанию и Его превосходительству Президенту Украины господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления.

Читайте также:  Страдания Иисуса Христа - главные факты, суть и путь, святыни, проповеди

Года две тысячи девятнадцатого, месяца января, 6 числа, индиктиона 12.

Вселенский Патриарх Варфоломей, во Христе Боге решает

митрополит Вріульський Пантелеймон, митрополит Итальянский и Мальтийский Геннадий, митрополит Германский Августин, митрополит Транупольський Герман, митрополит Нью-Джерський Євангел, митрополит Родосский Кирилл, митрополит Ретімнський и Авлопотамський Евгений, митрополит Корейский Амвросий, митрополит Сингапурский Контантин, митрополит Австрийский Арсений, митрополит Сімський Хризостом, митрополит Чикагский Нафанаил.
Источник: Информационное агенство “Унiан”

Что даст томос Украине

В данный момент украинский томос признан лишь одной из Поместных Православных Церквей — самим Константинополем, который его и выдал. Для других Церквей единственной легитимной структурой остается Церковь под руководством митрополита Киевского Онуфрия, сохраняющая связь с Московским Патриархатом.

Очевидно, что томос крайне важен для президента Украины Петра Порошенко, который является одним из его адресатов и делает существенную ставку на «церковную карту» в рамках своей предвыборной кампании.

Однако что томос даст Украине как государству и нации, говорить и прогнозировать пока весьма сложно. Его получение обосновывалось руководством страны как попытка преодолеть церковный раскол, однако на данный момент большинство духовенства и мирян Украинской Православной Церкви под руководством митрополита Онуфрия так и не признали новосозданной структуры и ни о каком объединении между ними нет и речи. Более того, угроза захвата храмов со стороны новосозданной структуры создает в данный момент существенное напряжение в украинском обществе.

Томос об автокефалии. Что это такое?

В связи с украинскими событиями слово «томос» из работ по церковному праву перекочевало в заголовки СМИ. Однако далеко не все понимают, что такое томос, какую роль он играет в церковном каноническом праве и что он в конечном итоге дает. В итоге возникает масса вопросов. Отвечаем на самые распространенные.

Томос Церкви об автокефалии

Само слово «томос» переводится с греческого как «кусок», корень «том» означает «резать», «делить». В нынешнем понимании томос — это официальный церковный документ, выпускаемый предстоятелями Поместных Церквей по важным вопросам.

Томос Церкви об автокефалии – это грамота, которая дает право отдельным церковным епархиям или областям (как правило, в пределах одного государства или исторической территории) стать административно независимыми от матери-Церкви, то есть той из Поместных Церквей, в рамках которой эти епархии были изначально основаны и развивались.

Обязательное условие предоставления автокефалии — желание большинства верующих, духовенства и епископата ее получить. Дать автокефалию церковной области может только материнская Церковь, в юрисдикции которой эта область находится.

Такое «деление» поместных Церквей происходило по мере распространения христианства на новые земли и продолжает происходить до сих пор. Например, в XX веке Русская Православная Церковь предоставила независимость Православной Американской Церкви, которая берет свое начало от русских общин на территории США.

Томос Украине

5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей подписал томос, фактически адресованный Украине как государству. Формально украинский томос адресован главе новой структуры, называющему себя митрополитом Епифанием (его сан не признан другими поместными Церквями), а также президенту Украины Петру Порошенко, о чем сказано в конце документа.

Русская Православная Церковь при этом считает, что с точки зрения канонического права томос Украине является недействительным. Дело в том, что на территории Украины уже действует каноническая Украинская Православная Церковь под управлением Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия, которая не давала согласия на действия Константинопольского Патриарха на своей территории.

Также на данный момент украинский томос не признала ни одна Православная Церковь в мире.

Томос об украинской автокефалии

Томосом об украинской автокефалии Константинополь декларирует якобы независимость не признанной остальными православными Церквями мира Православной Церкви Украины, созданной на базе двух ранее существоваших неканонических структур (так называемых Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата). Согласно данному «томосу об украинской автокефалии», ПЦУ существует в пределах государственных границ Украины.

При этом следует отметить, что еще в 1992 году Русская Православная Церковь уже предоставила Украинской Церкви статус самоуправляемой, которая фактически намного более независима от Московского Патриархата, нежели чем новосозданная структура — от Константинополя.

Текст томоса об автокефалии

В данный момент текст томоса от Константинопольской Церкви об украинской автокефалии доступен на греческом, украинском и русском языках.

Что даст томос Украине

В данный момент украинский томос признан лишь одной из Поместных Православных Церквей — самим Константинополем, который его и выдал. Для других Церквей единственной легитимной структурой остается Церковь под руководством митрополита Киевского Онуфрия, сохраняющая связь с Московским Патриархатом.

Очевидно, что томос крайне важен для президента Украины Петра Порошенко, который является одним из его адресатов и делает существенную ставку на «церковную карту» в рамках своей предвыборной кампании.

Однако что томос даст Украине как государству и нации, говорить и прогнозировать пока весьма сложно. Его получение обосновывалось руководством страны как попытка преодолеть церковный раскол, однако на данный момент большинство духовенства и мирян Украинской Православной Церкви под руководством митрополита Онуфрия так и не признали новосозданной структуры и ни о каком объединении между ними нет и речи. Более того, угроза захвата храмов со стороны новосозданной структуры создает в данный момент существенное напряжение в украинском обществе.

Автокефалия что это такое в церкви простым языком

Что такое автокефалия церкви, какие у неё возможности и особенности

Поместные церкви, имеющие административную и иерархическую автономность от других поместных церквей, называется автокефалией. Автокефальные церкви независимы также и от других поместных церквей, однако все они едины в вероучении.

Настоятеля автокефалии выбирают местные епископы. Другие автокефалии не имеют влияния на этот процесс, но их епископы могут быть приглашены на поставление.

Автокефалии имеют право на:

  • свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
  • канонизацию святых по собственному усмотрению;
  • самостоятельное освещение миры;
  • введение новых песнопений;
  • самостоятельное ведение суда;
  • созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.

Ограничения самоуправления автокефальных церквей касаются лишь вероучения, так как любая православная церковь должна быть едина в проведении богослужений, соблюдении догматов и канонов с Православной Церковью.

Автокефальные церкви проводят совместные литургии, а имена настоятелей вносятся в диптих.

Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность

Автокефалии бывают общепризнанные, частично признанные и самоназванные. Также список самоуправных церквей может меняться в зависимости от того, в какой автокефалии он был составлен.

В списке Константинопольской Православной Церкви состоят 14 общепризнанных автокефалий. В их числе:

  • Константинопольская автокефалия, которая насчитывает 2 миллиона человек и является иерархически главенствующей.
  • Далее следует Александрийская церковь, которая насчитывает 6 миллионов человек, но несмотря на большую численность занимает лишь второе место.
  • На третьем месте Греческая Церковь, насчитывающая 1 миллион 340 тысяч человек.
  • Далее идут древнейшая Иерусалимская автокефалия с численностью 130 тысяч человек.
  • Пятое место занимает самая многочисленная Русская Церковь. В нее входят около 90 миллионов человек.
  • Шестое место занимает Сербская Церковь с численностью верующих в 10 миллионов человек.
  • На седьмом месте — Румынская Церковь, численность верующих которой насчитывает 16 миллионов человек.
  • Восьмое место занимает Болгарская Церковь с численностью 8 миллионов человек.
  • На девятом месте Грузинская Церковь с 4 миллионами верующих.
  • Десятое место занимает Кипрская Церковь, численность которой составляет чуть меньше 500 тысяч верующих.
  • На одиннадцатом месте расположилась Церковь Эллады с 8 миллионами верующих.
  • На двенадцатом — Церковь Польши с 500 тысячами верующих.
  • Тринадцатое место остается за Церковью Албании с 700 тысячами верующих.
  • На четырнадцатом месте Православная Церковь Чехословакии с численностью верующих 155 тысяч человек.
  • Диптих Константинопольской Церкви включает также Украинскую Православную Церковь. Константинопольская православная церковь дала статус автокефалии Церкви Украины в 2019 году. Часть общепризнанных автокефалий не согласны с таким решением, другая же часть на сегодня не сделала официального заявления по этому поводу.

Также существует диптих Русской Православной церкви, который насчитывает 14 автокефалий. Список этот очень похож на диптих Константинопольской церкви, вот только самой Константинопольской церкви в нем нет. Русская церковь исключила ее в 2018 году, так как решила прекратить общение с патриархами Константинопольскими. Таким образом первое место в нем занимает Александрийская Церковь.
Далее список сохраняет все пункты, кроме последнего. Последнее 14 место диптиха РПЦ занимает Православная Церковь Америки, которая насчитывает 1 миллион человек. Кроме Русской Церкви, ее признают Грузинская, Болгарская и Чешская автокефалии.

Самоназванные автокефалии — это церкви, самоуправление которых не было признанно другими автокефалиями. Их насчитывается 9:

1. Заграничная русская православная церковь.
2. Автономная Российская православная церковь.
3. Истинно — православная русская церковь.
4. Каноническая украинская автокефальная церковь.
5. Автокефальная церковь Белоруссии.
6. Старообрядческая Русская православная церковь.
7. Древлеправосланая русская церковь.
8. Древлеправлславная поморская церковь.
9. Древлеправославная церковь старопоморья.

История появления церквей автокефалий

Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.

Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.

Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.

Читайте также:  Грех лихоимства и мздоимства в православии: что значит, отличия и сравнения, примеры в жизни, опасность и причины греха

Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.

С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.

1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.

Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.

Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.

Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.

Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.

Видео — что такое церковные каноны, томос, автокефалия и прочее

Кто же провозглашает Поместную церковь автокефалией?

Вопрос возведения поместных церквей в статус автокефалии стоял остро. Изначально это решение мог принять только единственно существующий Вселенский Патриархат. Томос, указ патриарха, подписывался Всемирным Патриархом. После подписи Патриарх писал «Провозглашает». Епископы других автокефалий должны были поставить свои подписи в порядке их упоминания в диптихе. Но это не нравилось другим епископам. Тогда Константинопольская церковь предложила писать представителям других автокефальных церквей «сопровозглашает», но это не устроило Русскую Православную Церковь. По мнению русских митрополитов все должны после подписи написать «Провозглашает». Но с этим уже не согласился Константинопольский патриархат.

До сих пор вопрос о том, кто же принимает решение о произведении церкви в статус автокефалии, открыт. Но его сняли с повестки Всеправославного Собора.

ПЦУ не сможет назначать епископов и учреждать приходы за пределами Украины: что сказано в тексте Томоса

Православная церковь Украины не сможет ставить епископов и основывать приходы за пределами Украины. Об этом свидетельствует текст патриаршего и синодального Томоса о предоставлении автокефального церковного устройства ПЦУ, перевод которого в своем Twitter опубликовал посол Украины в Турции Андрей Сибига.

“Этим подписанным патриаршим и синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную, в пределах территории Украины, автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные церкви признавать ее как сестру …, как таковую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или основывать приходы за пределами государства”, – сказано в тексте Томоса.

Кроме того, документ гласит, что все существующие приходы ПЦУ подчиняются Вселенскому престолу, у которого есть канонические полномочия в диаспоре, так как “юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского государства”.

Православной церкви Украины предоставляются все суверенные права автокефальной церковной власти. Все относительно церковного управления будет рассматриваться и определяться митрополитом Киевским и всея Украины Епифанием и Священным Синодом.

“Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол… Митрополит Киевский и всея Украины, как и архиереи Святейшей Церкви Украины, избираются отныне в соответствии с положениями божественных и священных канонов и согласно с соответствующими положениями ее Устава, которые должны во всем обязательно соответствовать положениям этого патриаршего и синодального Томоса”, – сказано в документе.

Согласно Томосу, для решения “значительных вопросов церковного, догматичного или канонического характера” митрополит Епифаний должен обращаться к Вселенскому Престолу.

“Наша Святая Христова Великая Церковь благословляет и провозглашает Православную церковь Украины автокефальной”, – также сказано в тексте Томоса.

Издание “Страна” опубликовало полный текст Томоса в украинском переводе.

ПАТРІАРШИЙ І СИНОДАЛЬНИЙ ТОМОС

НАДАННЯ АВТОКЕФАЛЬНОГО ЦЕРКОВНОГО УСТРОЮ ПРАВОСЛАВНІЙ ЦЕРКВІ УКРАЇНИ

Варфоломій, милістю Божою Архієпископ Константинополя, Нового Риму і Вселенський Патріарх

“Ви приступили до гори Сіонської… і до церкви первороджених” (Євр. 12:22-23), блаженний серед народів Апостол Павло говорить всім вірним: і дійсно Церква є горою, тому міцною і стійкою, непорушною і непохитною. Але хоча одним стадом та одним тілом Христовим є і називається Церквою Божою, яка повсюди має сповідання Православної віри, спільність таїнства у Дусі Святому і непорушність Апостольського спадкоємства і канонічного порядку, ще від апостольських часів складається з Церков розташованих по місцях і країнах, внутрішньо самоврядованих власними пастирями і вчителями, і служителями Євангелія Христового, тобто кожного місця єпископами, з причин не лише історичного значення міст і країн у світі, але й внаслідок особливих пасторських необхідностей у них.

Отож, оскільки благочестива і Богом бережена земля Україна укріплена і звеличена вищим промислом і отримала свою політичну незалежність, державні та церковні керівники якої вже майже тридцять років палко просять її церковного самоврядування та пліч-о-пліч з народом й одноголосно з давніми його проханнями свого часу зверненими до святішого Апостольського Константинопольського престолу, котрий за багатовіковим канонічним переданням зобов’язаний турбуватися про Святі Православні Церкви, які мають в цьому потребу, а найбільше про ті, які завше з ним зв’язані канонічними узами, як-от історична Митрополія Київська, – то наша Покірність з Преосвященними при нас Митрополитами та всечесними улюбленими в Святому Дусі братами і співслужителями, з обов’язку турботи Великої Христової Церкви за Православний світ, для зцілення постійно загрожуючих розколів та розділів у помісних Церквах, однодумно визначаємо та проголошуємо, щоб уся Православна Церква, що знаходиться в межах політично сформованої і цілковито незалежної держави України разом із Священними Митрополіями, Архієпископіями, Єпископіями, монастирями, парафіями і всіма в них церковними установами, що знаходиться під покровом Засновника Єдиної, Святої, Соборної і Апостольської Церкви Боголюдини Господа і Спасителя нашого Ісуса Христа, існувала віднині канонічно автокефальною, незалежною і самоврядованою, маючи Першого в церковних справах і визнаючи кожного канонічного її Предстоятеля, який носить титул “Блаженніший Митрополит Київський і Всієї України”, – не допускається якогось доповнення чи віднімання від його титулу без дозволу Константинопольської Церкви, – який є головою Святішого Синоду, котрий щороку скликається з Архієреїв, запрошуваних почергово за їхнім старшинством, з числа тих, що мають єпархії в географічних межах України. Таким чином управлятимуться справи Церкви в цій країні, як проголошують божественні і святі Канони, вільно й у Святому Дусі, і безперешкодно, без будь-якого іншого зовнішнього впливу.

До того ж, цим підписаним Патріаршим і Синодальним, ми визнаємо і проголошуємо встановлену, в межах території України, Автокефальну Церкву нашою духовною донькою і закликаємо усі Православні Церкви визнавати її як сестру і згадувати під іменем “Святіша Церква України”, як таку, що має своєю кафедрою історичне місто Київ, не може ставити єпископів чи засновувати парафії за межами держави; вже існуючі тепер підкоряються, згідно порядком, Вселенському Престолу, який має канонічні повноваження у Діаспорі, бо юрисдикція цієї Церкви о е територією Української Держави.

І ми надаємо їй привілеї і всі суверенні права, належні автокефальній церковній Владі, так що відтепер Митрополит Київський і Всієї України, здійснюючи богослужіння поминає “Усіх Єпископів Православних”, а сонм найсвятіших Архієреїв при ньому поминає його ім’я як Першого і Предстоятеля Найсвятішої Церкви в Україні. Те, що стосується внутрішнього церковного управління, розглядається, судиться і визначається виключно ним і священним Синодом, слідуючи євангельському та іншому вченню, згідно із священним переданням і шанованими канонічними постановами нашої Святої Православної Церкви, і настанові 6-го канону І Нікейського Вселенського Собору, який визначає, що “якщо ж при спільному голосуванні всіх, яке буде справедливим, і згідно церковного канону, двоє чи троє через власну схильність до суперечок заперечують, то нехай має силу рішення більшості”, до того ж зберігається право всіх архієреїв та іншого духовенства на апеляційне звернення до Вселенського Патріарха, який має канонічну відповідальність приймати безапеляційні судові рішення для єпископів та іншого духовенства помісних Церков, згідно з 9-м і 16-м священними канонами IV Халкедонського Вселенського Собору.

Прояснюємо до вище сказаного, що Автокефальна Церква України визнає головою Святіший Апостольський і Патріарший Вселенський Престол, як і інші Патріархи і Предстоятелі, і має разом з іншими канонічними обов’язками і відповідальностями, насамперед для збереження нашої Православної Віри неушкодженою та канонічної єдності і спілкування з Вселенським Патріархатом й іншими помісними Православними Церквами непорушними. І до цього, Митрополит Київський і всієї України, як і архієреї Найсвятішої Церкви України, обираються віднині відповідно до належних положень божественних і священних Канонів і згідно з відповідними положеннями її Статуту, які мають в усьому обов’язково відповідати положенням цього Патріаршого і Синодального Томосу. Усі архієреї зобов’язані турбуватися, щоб боголюбно пасти народ Божий, провадячи в страху Божому мир і згоду в країні та в своїй Церкві.

Але щоб в усьому перебував не применшений зв’язок духовної єдності і спілкування святих Божих Церков, бо ми навчилися “зберігати єдність духа в союзі миру”(Еф. 4: 3), то кожний Блаженніший Митрополит Київський і всієї України повинен поминати за давніми переданнями святих Отців наших, Вселенського Патріарха, Блаженніших Патріархів та інших Предстоятелів помісних Православних Церков, у ряду Диптихів, згідно з канонічним порядком, отримавши своє місце після Лредстоятеля Церкви Чехії і Словакії в священних Диптихах і на церковних зібраннях.

Таким чином, православна Церква України, через свого Першого чи канонічного місцеблюстителя Київського Престолу, зобов’язана брати участь стосовно важливих канонічних, догматичних та інших питань в між православних нарадах, які збираються час від часу, за священним звичаєм, від початків усталеним Отцями. Перший же, настановлений, зобов’язаний обов’язково посилати необхідні належні Мирні Грамоти до Вселенського Патріарха і до інших Предстоятелів, і сам має право від них отримувати, починаючи свої мирні поїздки від Першопрестольної Церкви Константинополя за звичаями, отримуючи від неї і Святе Миро, для вияву духовної єдності з нею. Для вирішення значних питань церковного, догматичного та канонічного характеру слід Блаженнішому митрополит Київський і всієї України, від імені Священного Синоду своєї Церкви звертатися до нашого Святішого Патріаршого і Вселенською Престолу, прагнучи від нього авторитетної думки і твердого взаєморозуміння, при чому права Вселенського Престолу на Екзархат в Україні і священні ставропігії зберігаються неприменшеними.

Отож, на усіх цих умовах, наша Свята Христова Велика Церква благословляє і проголошує Православну Церкву України Автокефальною і щедро закликає на Ієрархію на Українській землі, непорочний клір і благочестивий народ її, з невичерпного скарбу Святого Духа, божественні дари, молячись, щоб Перший і Великий Архієрей Ісус Христос, заступництвом всенеспорочної і всеблагословенної Владичиці нашої Богородиці і Приснодіви Марії, святого славного і рівноапостольного князя Володимира і святої славної княгині Ольги, преподобних і богоносних Отців наших, подвижників і монахів Києво-Печерської Лаври та інших монастирів, нехай укріпить назавше її в тілі Єдиної, Святої, Соборної і Апостольської Церкви таким чином зараховану Автокефальну Церкву України і подасть їй благостояння, єдність, мир і зростання, на славу Його і Отця і Святого Духа.

Таким чином таке вирішене і розсуджене і в радості сповіщене вам від шанованого Центру Православ’я було соборно затверджено, для постійного збереження видасться цей Патріарший і Синодальний Томос, написаний іпідписаний в Кодексі нашої Великої Христової Константинопольської Церкви, вручений в точній і ідентичній копії Блаженнішому ГІрсдстоятелю Святішої Церкви України, кір Єпіфанію і Його Високоповажності Президенту країни пану Петру Порошенку, для вічного доказу і постійного представлення.

Року дві тисячі дев’ятнадцятого, місяця січня, 6 числа, індиктіона 12.

†Вселенський Патріарх Варфоломій, в Христі Бозі вирішує

†митрополит Вріульський Пантелеймон,

†митрополит Італійський і Мальтійський Геннадій

Ссылка на основную публикацию