Церковь и число 666: мнение и отношение, понимание и значение, толкование в православии

Толкования числа «666»

Это символ есть знак наибольшего из преступлений против Бога, совершённых когда-либо человечеством в сосложении с демонами. Это наивысший знак антихристианства. Первая шестёрка обозначает день недели, в который было совершено это преступление всех преступлений, вторая – час, в который это преступление совершилось, а третья шестёрка означает номер нарушенной Божией Заповеди. Об этом чётко и однозначно говорит тропарь шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на Кресте Пригвождей Христе Боже. » То есть, в пятницу (это был в то время шестой день недели), в шестом часу дня по-еврейски (по-нашему в 12 часов дня), люди, руководимые демонами, совершили наибольшее за всю историю существования человечества преступление шестой Заповеди Божией “не убий”, распяв на Кресте своего Владыку и Создателя Господа Иисуса Христа Сына Божьего.

Естественно, сатана ухватился за эти три шестёрки и поднял их на знамя антихриста, и они являются наглым напоминанием того, что случилось тогда в Пятницу в 12 часов дня.

Число́ зве́ря — особое число, упоминаемое в Библии, под которым скрыто имя апокалиптического зверя; нумерологическое воплощение ставленника сатаны. Число зверя равно 666. Число 666 — очень часто используемый элемент сатанинской атрибутики, наряду с перевёрнутым крестом и пентаграммой.

Часто считалось, что под видом апокалиптического зверя в Библии изображён антихрист. Поскольку в Откровении Святого Иоанна сказано: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое», потому в имени или облике всякого лица, в котором видели антихриста, старались отыскать число 666. Эти поиски активно продолжаются по сей день.

При исследованиях, связанных с «числом зверя», часто делается ошибка: число разлагается на десятичные разряды и представляется в виде трёх цифр 6, с которыми и отождествляется. Однако во времена написания Апокалипсиса не существовало десятичной позиционной системы счисления, которая возникла в Индии лишь в VI веке н.э. Оригинальная греческая запись «χξϛʹ» состоит из цифр «шестьсот», «шестьдесят» и «шесть» и не позволяет произвести описанное разложение. Другим распространённым следствием ошибочного отождествления числа с его десятичной позиционной записью является ассоциация цифр «666» с бесконечной десятичной дробью 0,6666. равной двум третям.

Профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов считает, что происхождение понятия числа 666 имеет следующую природу: в год к царю Соломону приходило 666 талантов (еврейский талант весил 44,8 кг) золота (2Пар.9:13, 3Цар.10:14). Более 32 тонн золота! Так как несмотря на сегодняшнюю распространённость христианства первые христианские тексты писались в основном евреями и в еврейской среде, то данное иносказание воспринималось ими буквально, как указание на власть, богатство, славу и прочие мирские вещи. Ведь до сих пор царствование Соломона воспринимается евреями как время наивысшего расцвета и приход мессии должен восстановить Израильское царство в его могуществе и славе, но уже по всему миру.

В православном богословии — объяснение числа 666 дьяконом Андреем Кураевым: наиболее достоверное значение слов Иоанна о тайне «трёх шестерок» — это «Царь Израилев», 666 — это числовое значение словосочетания «ха-мелех — ле-исраель» Апостол Иоанн не стал прямо расшифровывать это число, чтобы иудеи не отшатнулись от проповеди Евангелия. Христианам же не надо гадать самим, пришёл Антихрист или нет, ставит он свои метки или ещё нет. Антихриста искать ни к чему: он сам себя предъявит миру. Он примет то, от чего отказался Христос, — земную публичную власть. Так что надо просто время от времени смотреть ТВ. Там в прямом эфире покажут и восстановление храма Соломона в Иерусалиме, и восшествие к престолу нового царя, который потребует не просто лояльности, но религиозного служения ему.

В Библии это число встречается в Откровении Иоанна Богослова: Откровение 13:16-18 «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Здесь сказано: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое». А под умом подразумевается «ум Христов» (1 Коринфянам 2:16) и чувства Христа (Филиппийцам 2:5 «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»). На протяжении последнего столетия люди по-разному пытались объяснить значение этого числа. В настоящий момент существует несколько теорий о числе 666. Согласно традиционной версии, 666 – это число несовершенства. Оно расшифровывается следующим образом: «Творение, выдающее себя за Бога». В Новом Завете рассказывается о том, как перед самым концом света в мире появится человек, одержимый духом Антихриста, который будет выдавать себя за бога и заставлять людей поклоняться ему. Чтобы убедить людей поверить в свою божественность, Антихрист будет поражать людей высокой технологией, названной в Библии «ложными чудесами»: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фессалоникийцам 2:2-10).

“Начертание зверя” является знаком величия власти антихриста. Оно содержит “имя зверя или число имени его” (От.13,17) и будет принято людьми, которые предали себя его власти.

Значение этого знака не исчерпывается лишь принятием его на правую руку или на чело, но за этим внешним действием скрывается ужасная невидимая реальность, а именно: принятие этого начертания означает не что иное, как демоническое запечатленние самим дьяволом. В действительности это есть точная и полная противоположность запечатления возрождённых детей Божиих Духом Святым (Еф.1,13; 2Кор.1,22)! Кто примет однажды это начертание, тот ставит одновременно печать на свою судьбу! Св. Писание говорит ясно и определённо: “кто поклонится зверю и образу его и примет начертание на чело своё или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами в огне и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков” (От.14,9-11).

Все люди, которые однажды примут “начертание зверя”, тем самым и внешним образом подтвердят своё окончательное внутреннее решение быть с антихристом и с сатаною. Поэтому они будут навеки отлучены от истинного Бога и Христа.

В спекулятивных рассуждениях значения числа 666 мы не станем участвовать. Известно лишь то, что здесь говорится о “числе имени его” (Откр. 13,17), т.е. в этих цифрах сокрыто светское имя антихриста.

Как в еврейском, так и в греческом, а также в латинском языке есть возможность каждое слово выразить путём чисел, потому что каждая буква алфавита соответствует определённой цифре, например:

А (альфа) один Б (бета) два Г (гамма) три Д (дельта) четыре и т.д.

Из суммы всех цифр, таким образом, будет вычислено это имя. Конечно, предпосылкой для этого должно быть то, что это имя должно быть известным. И когда явится антихрист, найдутся люди, имеющие “мудрость” дать этому толкование (От.13,18).

То, что в наступающем царстве антихриста числа вообще будут иметь большое значение, объясняется демоническим характером этого времени. Стремление дьявола, как известно, направлено к достижению всемирного господства, к полному порабощению человечества и совершенному покорению всех человеческих сердец. Там, где осуществляется это покорение, человек одержим дьяволом. Именно это будет страшной реальностью в царстве антихриста: сатана принудит людей покориться его воле и при этом совершенно уничтожит личное достоинство человека. Каждый человек в отдельности будет низведен до ничтожества и в конце концов сделается лишь номером в общей массе других, как безвольная тварь, послушная антихристу и полностью преданная его воле. Этим самым сатана достигнет своей цели, ибо тот, кто сделается этим номером, поклоняется в конечном счете лишь ему, дьяволу. В этом заключается главный смысл числа 666.

Число Зверя. нет никакого числа,нет и не было. Всё дело в том,что все описанные в “Апокалипсисе” события произошли в I веке н.э.,;при жизни Иоанна , а личность Зверя, скрывавшегося под номером 666, давно установлена.Даже католическая церковь признала, что мы благополучно прозевали обещанное “светопреставление”, а «Зверь из бездны» занял свое место на страницах учебников истории. «Зверь из бездны» – это никакой не Сатана, а. римский император Нерон, гонитель христиан(и вообще не очень хороший человек), живший в 1 веке н.э.

Суммой чисел, соответствующих буквам словосочетания «Цезарь Нерон», написанного по-гречески, как раз и будет 666. Кстати, в ранних версиях «Апокалипсиса», читателями которых были преимущественно иудеи, фигурирует совсем другое число – 616. Это числовой эквивалент слов «Цезарь Нерон», написанных на иврите.

Автор книги Откровения, который “был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа” (Отк. 1:9), зашифровал имя зверя по той простой причине, что гонения на христиан не располагали к тому, чтобы прямо писать об известных всем событиях. Представьте себе следующую ситуацию. В 68 г. или 69 г. н. э. ссыльный пресвитер пишет большое письмо сразу семи церквам Асии, прихожане которых обеспокоены слухами о возможной войне с парфянами и возвращении Нерона, и прямо указывает на императора Нерона, как на зверя из бездны! Конечно же, Иоанн не мог себе этого позволить, иначе его послание было бы уничтожено римлянами подобно другим писаниям христиан. Однако автор дал достаточно ясное указание на то, что за цифрами скрывается конкретный и хорошо всем известный человек: “Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть” (Отк. 13:18). Автор не зря написал дословно “число человеческое”, тем самым он указал, что число 666 означает конкретного человека, имя которого надо прочитать по буквам, из которых складывается это число.

Церковь и число 666: мнение и отношение, понимание и значение, толкование в православии

Учение Православной Церкви о числе 666 в связи с неправославными и противоречащими учению Православной Церкв

Учение Православной Церкви о числе 666 в связи с неправославными и противоречащими учению Православной Церкви комментариями профессора А. И. Осипова

Учение Православной Церкви о числе 666 в связи с неправославными и противоречащими учению Православной Церкви комментариями профессора А. И. Осипова

Учение Православной Церкви о числе

666 (χξς) в связи с неправославными и противоречащими учению Православной Церкви

комментариями профессора А. И. Осипова.

В последнее время опять часто звучат якобы от имени Церкви навязчивые заявления профессора МДА и С А. И. Осипова о том, что число 666 не имеет никакого мистического значения. Высмеивает тех, кто «верит в какие-то цифры». При этом, пользуясь исключительно личной популярностью и авторитетом, профессор А. И. Осипов не дает никаких святоотеческих комментариев по данной теме, считая достаточным свое мнение. Кроме того, А. И. Осипов применяет присущий ему способ «шельмования серьезности вопроса» подменой понятий.

Так, он сознательно путает такие несовместимые и неравнозначные вещи как порядковое число и собственное число, то есть используемое отдельно от других. Число 666 как порядковое может быть использовано и как число страницы книги, и как километровая отметка на дороге. Однако, когда мы затрагиваем вопрос проблемы числа 666, то речь не идет об использовании числа 666 как порядкового числа, а исключительно как отдельного, самостоятельного. Это касается прежде всего шрихового кода системы EAN 13 — UPC 1, где это число введено в двоичном счислении в виде разделительных полос.

Обладая глубоким церковным сознанием греческий народ и Элладская Церковь в своих Окружных посланиях, опираясь на глубокое изучение святых Отцов Церкви, не раз подчеркивала, что число 666 является числом антихриста, а,значит его символом. Для наглядности мы приведем часть текста Окружного послания Элладской Церкви от 1997г.: «Число 666, как явствует из Апокалипсиса, – это, безусловно, число антихриста. И, следовательно, не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь и, вместе с тем, в жизнь всего греческого народа, который почти целиком христианский и православный, независимо от того, насколько живет верой каждая личность.

Конечно, число 666, само по себе, не имеет особенного духовного значения, когда оно, например, встречается при исчислении страниц какой-нибудь толстой книги или как порядковый номер при регистрации. Однако нам представляется странным и противоречивым тот факт, что, с одной стороны, наша страна считает своей главной ценностью печать Христову, т.е. веру во Христа и Святую Троицу, достопоклоняемым Именем Которой запечатлена наша Конституция, и Честной Крест, который, в буквальном смысле, является нашим знаменем, а с другой стороны, что мы как государство и как общество принимаем такой строй жизни и такие законы (по любым вопросам и, больше всего, – по вопросам, имеющим прямое отношение к личности человека, его вере во Христа и его совести), которые на практике приводят к тому, что в Греческом государстве внедряется электронная система, где основным элементом является кодовое число 666. Не есть ли это пренебрежение словом Божиим? Не приводит ли это к провокации и соблазну для нашего Православного христианского народа?» 1

Но Священный Синод немного не договаривает относительно мистического значения числа 666 как символа антихриста. Несомненно одно, что через Крест, как символ Христа 2 , мы получаем благодатное освящение. Ибо «где знамение, там и Сам Христос будет». 3 То есть речь идет о нетварной божественной освящающей энергии посредством которой присутствует и Сам Христос и действует на верующих. Число 666 как самостоятельный символ и как противоположный Кресту, совершенно очевидно и бесспорно, действует иначе — не освящает, а оскверняет душу человека и все что с ним соприкасается. Поэтому священный Синод Элладской Церкви в своем Окружном послании повторяет, что это число 666 является «неприемлемым и пользующимся дурной репутацией» (δυσώνυμο και απαράδεκτο αριθμό 666). И именно по причине наличия этого числа в новых паспортах дало право священному синоду Элладской Церкви говорить «о попирании религиозного сознания православных» и советовать верующим «не принимать новые удостоверения личности»(να μη δεχθον τις νέες ταυτότητες).

Когда профессор А. И. Осипов говорит, что это число не имеет никакого мистического значения, то это означало бы, что и Крест, как символ Христа, также не имеет своего мистического значения или влияния. Однако Церковь в лице своих выдающихся Отцов и богословов так не учит. По учению Церкви символ мистически связывает с обозначенным этим символом. Именно таковое смысловое значение имееτ и глагол συμβάλλω —соединять, от которого происходит и существительное символ — τό σύβολον. Об этом мы выше и сказали.

Наличие этого числа антихриста в штриховых кодах вызвало совершенно оправданную реакцию святогорских отшельников и кавказских пустынников, снимающих это начертание с товаров и окропляющих их, как оскверненных бесовской энергией, святой водой. Мы понимаем, что все нами сказанное вызывает у людей рационалистов, подобно А. И. Осипова, усмешку. Но эта усмешка вызвана богословским невежеством, рожденным незнанием и игнорированием учения Церкви по ряду вопросов касающихся учения о божественных нетварных энергиях, и учения Церкви о природном действовании и энергиях, учения о Божественной благодати, эсхатологии и ряда других разделов догматики. Однако, для желающего спастись ориентиром в жизни должны быть не богословы циники, отвергающие авторитетность священного Писания и учение Святых Отцов, а те, которые опытно переживают общение с Богом, живут Евангелием — то есть подвижников -иноков. А для Священного Писания и отцов Церкви, и прежде всего толкователей Апокалипсиса,число антихриста является важным знамением времен. Поэтому авторитетный толкователь Апокалипсиса свт. Андрей Кесарийский делает важное заключение: «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодртствующим и зравомыслящим». 4 То есть святитель Андрей призывает верующих и здравомыслящих людей исследовать все, что относится к числу 666, а не отвергать его значение и мистический смысл, к чему призывает профессор А. И. Осипов.

И по этой причине Священный Синод Элладской Церкви в своем Заявлении от 17 ноября 2010г. Подчеркивает: «Карта гражданина» не должна содержать ни под каким видом явно или неявно число 666».(Ανακοίνοση της Διάρκους Ιεράς Συνόδου για την Κάρτας του Πολίτη. Τ;ετάρτη 17 Νοεμρίου 2010).

Начертание (666) является внешним символом, который с помощью нашего принятие его по желанию, имеет ужасные внутренние духовные последствия

Τὸ χάραγμα (666) εἶναι ἐξωτερικό Σύμβολο, ποῦ μὲ τῆν θελιματική μᾶς ᾿ποδοχή τοῦ. ἔχει τεράστιες ἐσωτερικές πνευματικές προεκτασείς

(повторная публикация)

Известны тебе признаки пришествия антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовью.

Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. 5

Число же имени зверя необходимо повсюду распространить, в делах купли и продажи, чтобы тот, кто не несёт его на себе, скончался от недостатка необходимого.

Свт. Арефа Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. 6

Число же имени его шестьсот шестьдесят шесть 7

свт. Арефа Кесарийский

Теперь давайте посмотрим на что, чье слово (если по снисхождению нашему мы принимаем начертание) необходимо рассматривать как дело достойное осуждения. Когда вы христиане принимали крещение и помазывались св. Миром во имя Господа нашего Иисуса Христа, хотя вы помазаны внешне иереем, однако это внешнее помазание имеет свои качественные последствия. Чтобы действовать в нашей душе таинственным и духовным образом к нам и приходит благодать Всесвятого Духа, сам Бог, и явным, ощутимым образом, чтобы мы считались рабами истинного и единого Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «При крещении берется елей, обозначающий наше помазание и делающий нас помазанниками и возвещающий нам милость Божию через Святого Духа» (Точное изложение Православной веры,ч.4, гл. 9. О вере и крещении, с. 304).

Главная страница

Учение Православной Церкви о числе

в связи с неправославными и противоречащими учению Православной Церкви комментариями профессора А. И. Осипова.

В последнее время опять часто звучат якобы от имени Церкви навязчивые заявления профессора МДА и С А. И. Осипова о том, что число 666 не имеет никакого мистического значения. Высмеивает тех, кто «верит в какие-то цифры». При этом, пользуясь исключительно личной популярностью и авторитетом, профессор А. И. Осипов не дает никаких святоотеческих комментариев по данной теме, считая достаточным свое мнение. Кроме того, А. И. Осипов применяет присущий ему способ «шельмования серьезности вопроса» подменой понятий. Так, он сознательно путает такие несовместимые и неравнозначные вещи как порядковое число и собственное число, то есть используемое отдельно от других. Число 666 как порядковое может быть использовано и как число страницы книги, и как километровая отметка на дороге. Однако, когда мы затрагиваем вопрос проблемы числа 666, то речь не идет об использовании числа 666 как порядкового числа, а исключительно как отдельного, самостоятельного. Это касается прежде всего шрихового кода системы EAN 13 — UPC 1, где это число введено в двоичном счислении в виде разделительных полос.

Обладая глубоким церковным сознанием греческий народ и Элладская Церковь в своих Окружных посланиях, опираясь на глубокое изучение святых Отцов Церкви, не раз подчеркивала, что число 666 является числом антихриста, а, значит его символом. Для наглядности мы приведем часть текста Окружного послания Элладской Церкви от 1997г.: « Ч исло 666, как явствует из Апокалипсиса, – это, безусловно, число антихриста . И, следовательно, не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь и, вместе с тем, в жизнь всего греческого народа , который почти целиком христианский и православный, независимо от того, насколько живет верой каждая личность.

Конечно, число 666, само по себе, не имеет особенного духовного значения, когда оно, например, встречается при исчислении страниц какой-нибудь толстой книги или как порядковый номер при регистрации . Однако нам представляется странным и противоречивым тот факт, что, с одной стороны, наша страна считает своей главной ценностью печать Христову, т.е. веру во Христа и Святую Троицу, достопоклоняемым Именем Которой запечатлена наша Конституция, и Честной Крест, который, в буквальном смысле, является нашим знаменем, а с другой стороны, что мы как государство и как общество принимаем такой строй жизни и такие законы (по любым вопросам и, больше всего, – по вопросам, имеющим прямое отношение к личности человека, его вере во Христа и его совести), которые на практике приводят к тому, что в Греческом государстве внедряется электронная система, где основным элементом является кодовое число 666. Не есть ли это пренебрежение словом Божиим? Не приводит ли это к провокации и соблазну для нашего Православного христианского народа? » 1

Но Священный Синод немного не договаривает относительно мистического значения числа 666 как символа антихриста. Несомненно одно, что через Крест, как символ Христа 2 , мы получаем благодатное освящение. Ибо «где знамение, там и Сам Христос будет». 3 То есть речь идет о нетварной божественной освящающей энергии посредством которой присутствует и Сам Христос и действует на верующих. Число 666 как самостоятельный символ и как противоположный Кресту, совершенно очевидно и бесспорно, действует иначе — не освящает, а оскверняет душу человека и все что с ним соприкасается. Поэтому священный Синод Элладской Церкви в своем Окружном послании повторяет, что это число 666 является «неприемлемым и пользующимся дурной репутацией» (δυσώνυμο και απαράδεκτο αριθμό 666). И именно по причине наличия этого числа в новых паспортах дало право священному синоду Элладской Церкви говорить «о попирании религиозного сознания православных» и советовать верующим «не принимать новые удостоверения личности»(να μη δεχθον τις νέες ταυτότητες).

Когда профессор А. И. Осипов говорит, что это число не имеет никакого мистического значения, то это означало бы, что и Крест, как символ Христа, также не имеет своего мистического значения или влияния. Однако Церковь в лице своих выдающихся Отцов и богословов так не учит. По учению Церкви символ мистически связывает с обозначенным этим символом. Именно таковое смысловое значение имееτ и глагол συμβάλλω —соединять, от которого происходит и существительное символ — τό σύβολον. Об этом мы выше и сказали.

Наличие этого числа антихриста в штриховых кодах вызвало совершенно оправданную реакцию святогорских отшельников и кавказских пустынников, снимающих это начертание с товаров и окропляющих их, как оскверненных бесовской энергией, святой водой. Мы понимаем, что все нами сказанное вызывает у людей рационалистов, подобно А. И. Осипова, усмешку. Но эта усмешка вызвана богословским невежеством, рожденным незнанием и игнорированием учения Церкви по ряду вопросов касающихся учения о божественных нетварных энергиях, и учения Церкви о природном действовании и энергиях, учения о Божественной благодати, эсхатологии и ряда других разделов догматики. Однако, для желающего спастись ориентиром в жизни должны быть не богословы циники, отвергающие авторитетность священного Писания и учение Святых Отцов, а те, которые опытно переживают общение с Богом, живут Евангелием — то есть подвижников -иноков. А для Священного Писания и отцов Церкви, и прежде всего толкователей Апокалипсиса, число антихриста является важным знамением времен. Поэтому авторитетный толкователь Апокалипсиса свт. Андрей Кесарийский делает важное заключение: «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодртствующим и зравомыслящим». 4 То есть святитель Андрей призывает верующих и здравомыслящих людей исследовать все, что относится к числу 666, а не отвергать его значение и мистический смысл, к чему призывает профессор А. И. Осипов.

И по этой причине Священный Синод Элладской Церкви в своем Заявлении от 17 ноября 2010г. Подчеркивает: «Карта гражданина» не должна содержать ни под каким видом явно или неявно число 666».(Ανακοίνοση της Διάρκους Ιεράς Συνόδου για την Κάρτας του Πολίτη. Τ;ετάρτη 17 Νοεμρίου 2010).

Начертание (666) является внешним символом, который с помощью нашего принятие его по желанию, имеет ужасные внутренние духовные последствия

Τ ὸ χάραγμα (666) εἶναι ἐξωτερικό Σύμβολο, ποῦ μὲ τῆν θελιματική μᾶς ᾿ποδοχή τοῦ. ἔχει τεράστιες ἐσωτερικές πνευματικές προεκτασείς

(повторная публикация)

Известны тебе признаки пришествия антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовью.

Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. 5

Число же имени зверя необходимо повсюду распространить, в делах купли и продажи, чтобы тот, кто не несёт его на себе, скончался от недостатка необходимого.

Свт. Арефа Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. 6

Число же имени его шестьсот шестьдесят шесть 7

свт. Арефа Кесарийский

Т еперь давайте посмотрим на что, чье слово (если по снисхождению нашему мы принимаем начертание) необходимо рассматривать как дело достойное осуждения. Когда вы христиане принимали крещение и помазывались св. Миром во имя Господа нашего Иисуса Христа, хотя вы помазаны внешне иереем, однако это внешнее помазание имеет свои качественные последствия. Чтобы действовать в нашей душе таинственным и духовным образом к нам и приходит благодать Всесвятого Духа, сам Бог, и явным, ощутимым образом, чтобы мы считались рабами истинного и единого Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Иоанн Дамаскин говорит: « При крещении берется елей, обозначающий наше помазание и делающий нас помазанниками и возвещающий нам милость Божию через Святого Духа » (Точное изложение Православной веры,ч.4, гл. 9. О вере и крещении, с. 304) .

Итак, мы видим, что в мире совершается великое таинство чрез простое внешнее помазание святым Миром для того, чтобы внутри человека воцарилось царство Божие. И как Бог определил через такое простое внешнее помазание елеем совершать величайшее таинство для того, чтобы мы таинственно соединялись с Богом, таким же образом Он Сам определил, чтобы через такое внешнее начертание стиралась его Собственная печать и навеки бы мы разлучились с Ним . То есть мы видим, что наша святая Церковь научает нас наносить на наше тело символ и знамение Честнаго Креста. С помощью этого внешнего нанесения образа только Честнаго Креста вы, как крепкой стеной, ограждаете себя от всякого зла и демонов обращаете в бегство. Это не просто внешний символ, не имеющий никакого значения, но он оказывает духовное воздействие. (И этот важное событие, как определил Бог, совершается простым внешним образом, через внешнее помазание). Мы даже видим, что Бог повелевает пророку Моисею, чтобы он распростер свои руки так, чтобы изобразилось знамение Креста, и как только его тело изображало крест, враги были побеждаемы, в то же время когда он, ниспускал руки, израильтяне были побеждаемы. Согласно прп. Иоанну Дамаскину: « Видимые символы же являются и мысленными ».

Давайте возвратимся к нашему вопросу. Принятие же этого начертания, которое будет даваться людям, надо будет понимать в том смысле, что через него приемлется чужая власть. Поэтому, в то время как крещение и помазание совершается во имя Господа нашего Иисуса Христа, то это начертание связано с именем или числом имени антихриста . « Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочи число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть ». (Апок. 13, 18) Мы видим, что это не просто какой-то внешний символ и начертание, или некое случайное число, но принятие волей (которое принимается) чужой власти антихриста и автоматическое отлучение нас навечно от единственного истинного нашего Господа. Итак, Бог никого не наказывает. Только наше волевое принятие нашего наказания поставляет нас самих на служение и под власть дьявола. Это начертание кем-либо принимается при свободе выбора на первой стадии, в конкретный момент, когда она законно постепенно входит в нашу жизнь и на конечной стадии, поскольку по причине нашей безразличной позиции мы узрим и достигнем того положения , что мы окажемся перед дилеммой: Святое Помазание именем Господа нашего Иисуса Христа, или начертание с числом имени зверя? И тогда всякий в конце концов подойдет к конечной стадии согласно словам: « Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне ». (Лк. 16, 13). (Главным образом под мамоной понимается то, что с помощью начертания всякий будет запечатлеваться всемирной экономической системой).

Из книги: «На закате свободы»( Στή Δύση Ἐλευθερίας ) иеромонах Христодул, стр. 97, 98

Будьте очень внимательны к тем, кто заблуждались по этому вопросу и говорили, что 666 ничего не означает.

Они ведут Церковь к расколу:

митрополит Превезский Мелетий

, архим. Василий Гондикакис (бывший игумен Ивирона)

Сборник православных христиан «Σάββας ὁ Ἡγιασμένος» – Ἀθήνα

Σύλλογος Ορθοδόξων Χριστιαν ῶ ν Σάββας ὁ Ἡ γιασμένος – Ἀ θήνα

С нашей стороны мы добавим к этому списку вводящих верующих в заблуждение наших российских профессоров:

К проблеме числа «666»

VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви
Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.

Интерес к христианской эсхатологии, значительно возросший в церковных и даже околоцерковных кругах в последнее время, сводится в основном к двум темам: о “конце света” и о явлении антихриста. Причем вторая тема, в свою очередь, тоже предельно сужается и ограничивается только “начертанием”, или “именем зверя” и “числом имени его” (Откр. 18,17-18). Выяснение причин смещения эсхатологических акцентов не входило в мою задачу, хотя такое выяснение, на мой взгляд, в значительной мере помогло бы понять, на какой почве возникли существующие сегодня разногласия в понимании тех или иных проблем эсхатологии.

В своем выступлении я остановлюсь на второй теме, причем в том же суженном варианте, какой и стал в наши дни предметом горячих дискуссий. В центре дискуссий находится известный текст св. ап. Иоанна Богослова: “всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И… никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть” (Откр. 13,16-18). Совершенно очевидно, что ап. Иоанн употребляет в этом тексте число не в его арифметическом, а в каком-то ином значении, определить которое нам поможет знакомство с древней вообще и библейской в частности традициями употребления чисел. Общим для этих традиций является то, что числа в них выступают не только в системе счета, но и в мировоззрении, в ритуальных и культовых отправлениях, в философии, искусстве, народных обычаях. В этих случаях числа несут, как правило, значительную смысловую нагрузку, что даже позволяло создавать о них то или иное учение, т.е. ту или иную нумерологию. Что же касается расхождений в нумерологических традициях, то они были более существенны, чем их сходства. Это объясняется тем, что Израиль жил в окружении языческих народов, мифология которых оказывала влияние и на их нумерологию.

Библейская традиция употребления чисел также связана с религиозными, антропологическими, космологическими и иными представлениями древнего человека. Кроме того, на ней сказались особенности самого текста Библии, который носит сакраментальный, символический и поэтический характер. Первое, что необходимо отметить в библейской нумерологии — это то, что в ней, как вообще “в древних семитских культурах не слишком заботились о математической точности, как ее понимают в нашей современной цивилизации. Зато (в ней — М.И.) очень часто пользовались числами как в их условном, так и в символическом значении” (Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974. С. 1255). Так, например, число 7, за которым в литургической традиции закрепилось лишь значение символическое, в Библии иногда используется как довольно значительное (т.е. большое) число: “Кто убьет Каина, (тому — М.И.) отметится всемеро” (Быт. 4,15); “семь раз упадет праведник и встанет; а нечестивые впадут в погибель” (Притч. 24,16); “сколько раз прощать брату моему, -вопрошает ап. Петр. — … до семи ли раз” (Мф. 18,21). Число 40 условно может обозначать период одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно: 40 лет странствования по пустыне (Числ. 14,34), 40 лет мирной жизни, которая устанавливалась в период правления каждого Судьи (Суд. 3,11,30; 5,31), 40 лет царствования Давида (2 Цар. 5,4), “сорок дней и сорок ночей“, в которые шел дождь во время Потопа (Быт. 7,4). Подобным же образом используются числа 60, 80 (Песн. 6,8), 100 (Лев. 26,8; Еккл. 6,3), “сто крат” (“получит во сто крат” (Мф. 19,29), 1000 (милость Божия действует “до тысячи родов” (Исх. 20,6); для Бога “тысяча лет как день вчерашний” (Пс. 89,5). Помимо условных значений большие числа (100, 1000, “тьма” (т.е. 10000) имеют и гиперболическое значение. В библейской поэзии имеет место прием, состоящий в увеличении числа путем прибавления к нему еще большего числа: “Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это” (Пс. 61,12); “… все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живым” (Иов. 33,29-30). Или: “Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не могу узнать” (Притч. 30,18).

Библейские авторы иногда пользуются распространенной в древности гематрией (испорченное греческое слово “геометрия”) — способом передачи имени или названия посредством числа, равного сумме цифр, тождественных буквам, из которых состоит данное слово. Таков несомненно смысл числа 666, хотя количество слагаемых при получении суммы 666 может быть разным и соответственно разными имена или названия, среди которых и ведется поиск имени зверя (Откр. 13,18).

Особое значение в Библии придается символике чисел, которая входит в общую систему библейской символической интерпретации как духовного, так и вещественного мира. Эта система появилась в израильском народе потому, что символика вообще и символика чисел в частности на древнем Востоке, как известно, всегда имела широкое распространение. Следует иметь в виду и тот факт, что весь Ветхий Завет по существу был прообразом, своего рода символом, Нового Завета. Числа в Библии, когда они используются не в арифметическом смысле, часто выступают как священные символы. В таких случаях их обычно называют священными числами. Первым из них может быть названо число 3, в ветхозаветных текстах приоткрывающее тайну Святой Троицы, а в Новом Завете свидетельствующее о Ней. (Три странника, явившиеся Аврааму (Быт. 18,1-33); обращенное к Богу славословие серафимов с троекратным повторением слова “свят”, о чем сообщает пр. Исайя (6,3); аналогичное славословие, возносимое четырьмя животными — символами, описанное ап. Иоанном Богословом (Откр. 4,6-9). В качестве священного числа часто оказывается число 7 как символ полноты, завершенности, а также святости (“Благословил Бог седьмый день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих…” (Быт. 2,3), 7 пар чистых животных были взяты в ковчег Ноя (Быт. 7,2); святым в израильском народе признавался каждый 7-й день и каждый 7-й год; в книге Откровения повествуется о 7 церквах, 7 духах, 7 звездах, 7 печатях, 7 трубных звуках, 7 чашах, 7 язвах и 7 ангелах, изливавших чаши, и т.д.). Однако число как таковое (т.е. если оно не выполняет никакой символической функции) в Священном Писании никогда не считается ни священным, ни сакраментальным. Этим оно существенным образом отличается от числа, используемого в языческой мифологии и античной философии, где религиозное, онтологическое, гносеологическое, эстетическое, магическое значение могло быть навсегда закреплено за тем или иным числом. Причем там “число выступает уже самостоятельно, вне непременной связи с объектами” (Мифы народов мира. Т. П. М., 1988. С. 629). В основе разработанного пифагорейцами религиозно-философского учения “лежит учение о числах самих по себе, или о богах как числах. (Это — М.И.) учение развертывается в учение о космосе как числе, о вещах как числах, о душах как числах и, наконец, об искусстве как числе” (А.Ф. Лосев. Пифагореизм “” БСЭ, т. 19, изд. 3. М., 1975. С. 585). Для Плотина “число — умный эйдос…; оно есть некая абсолютная смысловая явленность, (которая — М.И.) не нуждается ни в чьем осмыслении или познавании со стороны. Это — смысловое изваяние, которое абсолютно самостоятельно, т.е. целиком знает… себя как таковое” (А.Ф. Лосев. Диалектика числа у Плотина. М., 1928. С. 40). Примечательно, что А.Ф. Лосев, комментирующий нумерологические взгляды Плотина, указывает, что они расходятся с представлениями о числе “не — философа”, т.е. простого человека. “Существуют вещи, которые я могу сосчитать, — рассуждает такой человек. — Если я их считаю, я употребляю понятие числа и количества. Если я их не считаю, то где находятся числа? — Их нет. Отнимите вещи, — исчезнет и число. Начните считать, — и число оказывается в наличности. Нет, значит, никакого числа без вещей” (Там же.).

В языческих архаичных культурах многие числа являются сакрально отмеченными и поэтому употребительными в тех или иных ритуалах. Причем сакрализованными считаются и сами операции над этими числами. По числовому принципу в этих культурах часто строятся заклинания, заговоры, всевозможные молитвы. При этом сакральные числа действуют на объект сами по себе (т.е. магически), вне отношения к ним совершителя ритуального действия. Иными словами, некоторые числа в таких культурах выступают как носители некоей тайной силы.

Современная цивилизация, с одной стороны, казалось бы, отказалась от признания неоднородности чисел и тайного воздействия некоторых из них на окружающую действительность вообще и на человека в частности, а с другой, — в ней до сих пор время от времени в разных формах проявляется тенденция снова семантизировать число, вернув ему те функции, какие оно имело в древней мифологии. Это обнаруживается не только в народных суевериях (как, например, в случае с числом 13) но и во всевозможных увлечениях различными эзотерическими учениями, магией, каббалой.

Однако все это не имеет ничего общего с библейской и основанной на ней христианской числовой символикой, где число как символ действует совершенно иначе. Для того, чтобы понять это действие, необходимо хорошо представлять природу и назначение христианского символа.

Слово “символ” происходит, как известно, от греческого глагола simvallo (соединяю, собираю, содействую, встречаюсь и т.д.). Это означает, что данное слово используется для обозначения того, что выполняет некую служебную функцию при объединении различных реальностей. В богооткровенной религии, конечной целью которой является единство Бога и человека, символ как раз и служит такому объединению. Он приобщает человека к духовной сфере бытия через сферу материальную, потому что “вещи зримые, — как замечает св. Дионисий Ареопагит, — суть явленные образы вещей незримых” (Аверинцев С.С. Символика раннего средневековья. М., Наука, 1977. С. 331). “Зримыми вещами” в нашем случае как раз и являются числа — символы. Не следует думать, что символы, поскольку они выступают как образы “вещей незримых” и приобщают человека к реальности духовного мира, в какой-то мере должны быть “похожи” на эту реальность и на эти “незримые вещи”. Ни о какой “похожести” здесь не может быть речи. Символ — не реалистическое изображение, от которого требуется максимальное приближение к первообразу. В нем смысл, идея, содержание не вытекают из его внешнего облика. Последние несравненно глубже и шире вещественного закрепления символа. Так что “вовсе не обязательно, чтобы внешняя сторона символа была слишком красочно изображена. Это изображение может быть и незначительным, схематичным, но оно обязательно должно быть существенным и оригинальным, указывать на нечто совсем другое и все время подчеркивать, что внешнее здесь не есть только внешнее, но внутреннее, существенное” (Лосев. А.Ф. Логика символа. //Контекст- 1972. М., 1973. С. 200).

Символ должен быть наполнен, по выражению свящ. П. Флоренского, “соками жизни” (Иконостас // Богословские Труды. М., 1972. С. 101). В этом он коренным образом отличается от знака (в нашем случае таковым является обычное число, используемое не в священных целях, а всего лишь для счета, для нумерации и т.п.). Поэтому совершенно неоправданной является попытка объединять эти понятия и воспринимать слова “символ” и “знак” как синонимы. Убедиться в этом можно на простом примере. Когда священник возносит хвалу “Святей, Животворящей и Нераздельной Троице”, он использует число 3 как символическое священное число, несущее на себе печать Божественной благодати. Когда же это число встречается на жилом доме, оно может означать (отсюда слово “знак”) номер или самого дома, или одного из его подъездов. “Мало ли что указывает на что-либо другое. — замечает в этой связи А.Ф. Лосев. — Ключ указывает на замок, для которого он сделан. Дверь указывает на то, что через нее можно пройти из одного помещения в другое. Печная труба на крыше указывает на то, что в этой избе находится или должна находиться печь. Все это является знаками стабильности, неподвижности, однообразными”, не оказывающими на человека никакого влияния. “Это — мертвые знаки” (Цит. соч. С. 190).

Итак, одно и то же число может выполнять функции как символа так и знака. Это — во-первых. А, во-вторых, — между символом и знаком всегда существует принципиальное различие. Приведем другой пример, где число — символ выступает уже не со знаком “плюс” как в случае с числом 3, когда оно символизирует Святую Троицу, а со знаком “минус”, когда оно символизирует антихриста. 666 — это “печать” антихриста, т.к. такой символ, который приоткрывает нам тайну явления противника Христа. И в то же время это число может оказаться простым знаком, для того чтобы обозначить, например, 666-й километр шоссейной дороги.

Символ создается для того, чтобы воздействовать на человека, т.е. соединять его, как уже было отмечено, с некоей реальностью. Однако его действенность является отнюдь не безусловной. Символ может выполнить свое предназначение лишь при соблюдении следующих условий: 1) когда существует символизируемая реальность, 2) когда сам символ создан или избран с соблюдением определенных традиций символотворчества, существующих в той или иной духовной культуре, 3) когда человек выражает желание и полную готовность воспользоваться этим символом для соединения с реальностью, которую последний символизирует. Наличие этих условий можно проследить на примере ветхозаветных жертвоприношений. Символизируемой реальностью здесь являлась Новозаветная Жертва Иисуса Христа; символом — жертва ветхозаветная, установленная по повелению Самого Бога; воспринимающим этот символ — человек, имевший веру как верность Богу, а не как одно лишь признание Его существования и, благодаря этой вере, очищавшийся от грехов через жертву — символ. Однако если этой веры человек не имел, то жертва, хотя и была установлена в соответствии с Божественным Откровением, никакого духовного воздействия на него не оказывала. Сама по себе “кровь козлов и тельцов”, по мысли ап. Павла, не могла уничтожить грехи (Евр. 10,1-7).

Возвращаясь к числу 666, следует сказать, что оно может оказывать свое воздействие также лишь при соблюдении этих условий. О том, что второе условие здесь соблюдено, свидетельствует само Священное Писание поскольку число 666 в 13 главе Апокалипсиса действительно является числом-символом. Что же касается первого и третьего условий, то здесь возникает целый ряд неувязок и противоречий. Во-первых, как показывает 13-я глава Откровения ап. Иоанна, число-символ 666 начнет оказывать свое воздействие только тогда, когда антихрист установит на земле свое господство. Поэтому нельзя расширять, как это сейчас нередко делают, хронологические рамки действия этого символа. Так что если бы эта особенность была учтена сразу и соответственно понята 13-я глава, никакой бы полемики сейчас не было и никакой страх не нагнетался.

Но поскольку апокалиптическая дискуссия все-таки ведется, приходится выявлять другие неувязки в понимании проблемы, связанной с числом 666. Ход дискуссии показывает, что до сих пор нет полной ясности, кем, как и куда вводится, используется и понимается это число, а предпринимаемые усилия по дешифровке штрих-кода обнаруживают сомнение даже в самом наличии этого числа. Поэтому дальнейшее рассуждение о числе 666 придется вести с использованием таких слов как: “допустим”, “если”, “при условии” и т.п.

Итак, допустим, что число 666 в штрих-коде все-таки есть. Поскольку оно вызывает ассоциации с образом антихриста, для определения его функций и его влияния необходимо знать, с какой целью оно туда введено. Если только для сбора налогов, учета граждан и т.п., то оно остается простым числом, т.е. знаком, и не приобретает свойств символа. Однако его введение не вызвано безусловной необходимостью и остается на совести разработчиков глобальной системы штрих-кода. Если же разработчики пошли дальше и сознательно внедрили не простое число, а число, символизирующее антихриста, и таким образом обеспечили и первое, и второе условие существования символа, возникает вопрос о действенности этого символа. Совершенно очевидно, что действенным он может быть только тогда, когда будет соблюдено и третье условие, т.е. если человек с желанием и с готовностью примет этот символ, дабы с его помощью войти в единство с противником Христа. Если же этого не происходит и человек принимает ИНН с другой целью, т.е. с целью получения того или иного документа, то число 666 для него уже не является символом, а превращается в простую цифру, такую же, какая стоит, например, на 666-й странице Священного Писания. Само собой разумеется, что говорить о воздействии такой цифры на человека было бы нелепо. В этом и в других случаях человек может совершенно спокойно пользоваться числом 666 как и любым другим числом. Если же он продолжает бояться этого числа, значит признает наличие в нем или связанной с ним некоей злой силы действующей безусловно, — что неизбежно приводит его к языческому магизму.

Для того, чтобы убедиться, что вне вышеперечисленных трех условий существования символ оказывается абсолютно бездейственным, превращаясь при этом в обычный знак, проведем следующее сопоставление. Для наглядности расположим текст сопоставления параллельно.

1. Некая злая воля (единоличная или коллективная) хочет погубить Россию

1. Некая благая воля (единоличная или коллективная) хочет спасти Россию

2. С этой целью она замышляет уничтожить в России Православие

2. С этой целью она замышляет возродить в России Православие

Церковь и число 666: мнение и отношение, понимание и значение, толкование в православии

О борьбе с ИНН и числом 666

Здравствуйте, Батюшка!
На Вашем сайте прочитал про Вашу позицию относительно принятия ИНН. Мне кажется, что это позиция расслабления и непротивления злу. Основания для этого я беру из того, что в ИНН содержится ключевая последовательность 666 и число присваивается человеку с рождения и заменяет имя человека. Предлагаю Вам ознакомиться с выводами экспертов, изучивших техническую документацию по ИНН: http://www.zaistinu.ru/ econtrol/documents/sud0202.shtml
Надеюсь на ответ.
Спаси Вас Господи!
Алексей.

Ответ отца Олега Моленко:

Господин многоликий “Янус”, ВАМ МОЖЕТ КАЗАТЬСЯ ВСЕ, ЧТО УГОДНО! Святые отцы заповедуют в таких случаях ограждать себя часто и истово крестным знамением. Если вам нравится быть в прелести бесовской и воевать с их ветряными мельницами ИНН под их руководством — это ваше дело и вам подобных.

Для остальных отмечу, что неслучайно вы основанием своего кажущегося видения взяли не учение Церкви, не Священное Писание или Предание, не святых отцов, а сам ИНН. Выводы всех экспертов, изучивших ИНН, не имеют для церковного человека никакого положительного значения, ибо они взяты не из Церкви и не от Бога, как и сама идея борьбы с ИНН и числом 666, самим по себе. Для истинно верующего церковного человека единственными авторитетными “экспертами” в вопросах веры и спасения являются Священное Писание и Предание Церкви, святые Апостолы и святые отцы. Чтобы убедиться, что я не одинок в этом понимании можно посмотреть на мнение эксперта по духовным вопросам на сайте:
http://romanov-murman.narod.ru/inn/meleti.htm
Отмечу, что это митрополит из другой православной конфессии и другой национальности. Мы друг друга никогда не знали, но в отношении данного вопроса по сути единомысленны.

В отношении вашего страха перед числами и цифрами, что, дескать, плохо именам человеческим давать числа, скажу от Священного Писания, что это от Бога. В Ветхом Завете есть даже книга Чисел, в которой находим:

Чис.1:
17 И взял Моисей и Аарон мужей сих, которые названы поименно,
18 и собрали они все общество в первый [день] второго месяца. И объявили они родословия свои, по родам их, по семействам их, по числу имен, от двадцати лет и выше, поголовно,
19 как повелел Господь Моисею. И сделал он счисление им в пустыне Синайской.

Далее находим в этой главе:

21 исчислено в колене Рувимовом сорок шесть тысяч пятьсот.

Очевидно, что каждому мужчине в колене Рувимовом соответствовало конкретное число, выражаемое арифметической цифрой. Кому-то достался и номер 666, и все это — по прямому повелению Господа Бога. Так что господа безумные число- и цифро- борцы, наподобие вас, борятся с Божьим установлением и тем самым встают в лагерь богоборцев на радость их наставникам в этой борьбе — бесам.

Важно отметить и ошибочную логику ИННоборцев. Так они полагают, что само число 666 есть дьявольское и антихристово. На самом деле это не так. Например, мы говорим, что 1 кг картофеля стоит 3 рубля, но это не значит, что 3 рубля есть 1 кг картофеля. Так и с числом 666. Число имени антихриста-зверя составляет в сумме 666, но само число 666 не есть число зверя.

Я высказался по этому вопросу определенно и в соответствии с духом и учением святых отцов Церкви, изменять которым в угоду человеческим страхам и бесовским бредням не буду и не намерен. Именно в этом сила моей позиции и благодатное и мудрое противление злу, которое подобными надуманными еретиками проблемами пытается нападать на верных истине, отводя их тем самым от спасительного покаяния.

Это и есть главная цель бесов и этим они лишают верных благодати Святого Духа. Вторая их цель — смущение по поводу печати зверя, до выхода зверя и до самой этой печати. Их действия в этом направлении примитивны, как в известном рассказе о глупом пастухе, который шутя созывал криком: “Волки, волки, помогите!” всю деревню два раза, а на третий раз был съеден волками, ибо на его крик никто не отреагировал. К сожалению, эта примитивная тактика на вас и многих других легко и быстро срабатывает. Ужасно смотреть, до чего вас напугали бесы!

Бояться же нужно не бесов, но Бога! А в отношении к ним сказано:

Иак.4:
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.

Лучше бы вам и другим “противленцам” мнимому злу законно, под мудрым руководством святых отцов, воспротивиться злу в самих себе, познать его и очистить истинным покаянием и стяжать хоть капельку благодати Духа Святого. Тогда в Его свете вы бы могли ясно видеть все козни лукавого и богоугодно им противостоять, получая на это силу от Бога.

Сага об адвентистской папской тиаре

“The Saga of the Adventist Papal Tiara”

Samuele Bacchiocchi, Ph. D.
Retired Prof. of Theology and Church History

Andrews University (ENDTIME ISSUES NEWSLETTER No. 145)

За прошедшие недели я получил несколько писем и телефонных звонков от моих собратьев, выражавших глубокое разочарование по поводу нового символического истолкования числа зверя 666, представленного в предыдущих номерах рассылки. Они считают, что традиционная идентификация числа 666 с папским титулом Vicarius Filii Dei – Наместник Сына Божьего – верна, потому что этот титул начертан на тиаре папы и числовое значение букв надписи составляет 666.

Они отвергают любые аргументы, свидетельствующие об обратном, несмотря на то, что доводы, приведенные в уроке СШ за 1-7 июня, 2002 г., весьма убедительны. Они считают, что любой отход от традиционного истолкования – это проявление неверности учению Церкви АСД. Они игнорируют тот факт, что числовое истолкование 666 никогда не было официальной позицией нашей церкви. Короче говоря, мы увидим, что в нескольких случаях Генеральная конференция призывала воздержаться от использования популярной интерпретации.

В прошлую субботу на моем семинаре один брат задал вопрос: «Как наше традиционное истолкование числа 666 может быть ошибочным, если оно так ясно изложено Урией Смит в книге «Даниил и Откровение»? В конце концов, Е.Уайт положительно отзывалась об этой книге, литературные евангелисты распространяли ее до недавнего времени, да и церковь больше столетия использовала ее в качестве надежного источника для изучения книг Даниила и Откровения. Как церковь могла придерживаться этого толкования так долго, если оно было ошибочным?» Это вполне законный вопрос, и он заслуживает детального рассмотрения.

Одна сестра сказала мне, что ее вера сильно пошатнулась, когда она услышала о новом истолковании. Причина? Она приняла решение присоединиться к церкви после проповеди на евангельской кампании. Темой проповеди было число зверя. Она сказала: «Когда я узнала, что папа – это зверь из Откровения, особенно потому что титул Vicarius Filii Dei красуется на тиаре и его значение 666, я пришла к убеждению, что учение Церкви АСД верно, и решила стать ее членом».

Конечно, правда о том, что отдельное пророческое истолкование было ошибкой, может поколебать тех, кто возложил на него свою веру. Мне понятны чувства братьев и сестер, приведенных в замешательство или даже обманутых тем, чему их учили. Но сокрытие ошибок прошлого лишь отсрочит решение проблемы.

Основные факты об адвентистском истолковании числа зверя (Откр. 13:18)

1. Наши пионеры рано отождествили начертание зверя с принуждением соблюдать воскресенье, но они не были уверены на счет значения числа зверя (666).

2. Первоначально некоторые адвентистские пионеры, включая Д.Н. Андрюса, считали, что число 666 – это 666 протестантских сект, подчинившихся власти Римско-католической

церкви и принявших ее учение.

3. Урия Смит, по-видимому, первым предложил Vicarius Filii Dei как возможное толкование числа 666. Впервые его предложение появилось в редакторской статье в номере The Review and Herald за 20 ноября 1866 г.

4. Впоследствии толкование Урии Смит получило широкое признание благодаря влиянию его книг «Даниил и Откровение» и «США в свете пророчеств».

5. Источниками, на которые ссылался Урия Смит для обоснования идентификации числа 666 с папским титулом Vicarius Filii Dei, были сообщения двух свидетелей, утверждавших, что во время своего пребывания в Риме они видели надпись на папской тиаре. Один очевидец утверждал, что видел тиару в музее в Ватикане, а другой – на голове папы во время пасхальной мессы. Оба свидетельства можно легко опровергнуть на основании следующих фактов: 1) папские тиары не демонстрируются в Ватиканском музее; и 2) папа не служит мессу в тиаре. Трехъярусная тиара используется во время коронации понтификов (кстати, от этой практики отказались последние три папы – Иоанн Павел I, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI).

6. Серьезные усилия по поиску «подписанной» тиары были предприняты в 1905 году адвентистским миссионером в Италии Касом Т. Эверсоном. По просьбе нескольких церковных руководителей, особенно профессора У. Прескотта, ведущего деятеля в сфере адвентистского образования, Эверсон провел тщательное расследование, которое, по чудному стечению обстоятельств, привело его в гардеробную папы, где хранились тиары.

Но, несмотря на представившуюся уникальную возможность рассмотреть несколько тиар с близкого расстояния, Эверсон был разочарован отсутствием на них надписи Vicarius Filii Dei. Он писал братьям: «Хотя нам и удалось увидеть сверкающие короны, все же мы расстроены, так как не обнаружили объект наших поисков; надписи Vicarius Filii Dei на тиаре нет, о чем красноречиво свидетельствуют фотографии, сопровождающие мой отчет». Он заключал: «Чтобы быть максимально точными в наших высказываниях, мы не должны говорить, что в настоящее время на тиаре имеется искомая надпись» (Adwent Review and Sabbath Herald, 27 июля, 1905 г., p.10).

7. Одна из фотографий, посланных Эверсоном в Генеральную конференцию, была изменена адвентистским художником. Он «начертал» на ней слова Vicarius Filii Dei. Южная издательская ассоциация использовала «подправленную» фотографию в пересмотренном издании книги У. Смита «Даниил и Откровение». Когда об этом узнала ГК, были даны распоряжения приостановить выход тиража, пока подделанные фотографии не будут изъяты.

8. Прескотт попросил руководителей деноминации дать ему возможность выступить перед ними с докладом. Одних братьев аргументы Прескотта убедили, другие же считали, что вопрос нуждается в дополнительном изучении. Как бы то ни было, все были согласны в том, что «истолкование не должно использоваться».

9. Вскоре этот эпизод был забыт. Толкование Vicarius Filii Dei очень «подходило» к Откр. 13:18, чтобы так просто его оставить, поэтому оно продолжало оставаться популярным, невзирая на принятое Генеральной конференцией решение.

10. В 1935 году Фрэнсис Николь, редактор Present Truth («Истина для настоящего времени»), опубликовал статью, в которой утверждал, что Vicarius Filii Dei был официальным титулом папы, начертанном на тиаре. Сразу после публикации статьи популярный католический журнал “Our Sunday Visitor” («Наш воскресный посетитель») потребовал от Николя, чтобы тот привел веские свидетельства или прекратил использовать предвзятые и сомнительные антикатолические источники для подтверждения своих заявлений. Николь обратился за помощью к У. Прескотту, ожидая, что тот поможет ему с доказательствами. Но профессор ответил, что их попросту нет.

11. Впоследствии ГК поручила специальной группе под руководством брата Ховелла еще раз исследовать пресловутый вопрос, в надежде, что удастся обнаружить более надежные сведения об использовании папского титула Vicarius Filii Dei. С этой целью ЛеРой Эдвин Фрум был послан в Ватикан, но его поиски не увенчались успехом.

12. В 1948 году ЛеРой Эдвин Фрум, редактор Ministry («Служение»), строго предостерег служителей церкви от использования «тиар» на евангельских кампаниях. Он писал: «Во имя истины этот журнал («Служение») выступает против любого подобного использования любым членом Ассоциации служителей Церкви АСД, официальным органом которой Ministry является. Правда не нуждается в помощи выдумок… Мы не можем позволить себе участвовать в обмане» (Ministry, ноябрь 1948 г., стр.35).

13. Предостережения ГК и Ministry не смогли предотвратить использование спекуляций с «тиарой» ни в проповедях, ни в публикациях.

14. Недавние исследования книги Откровения Иоанна позволяют сделать вывод, что традиционное числовое истолкование 666 не находит ни экзегетической, ни исторической поддержки. Поэтому на основании исторических и экзегетических соображений было предложено символическое толкование числа зверя.

15. Церковь АСД была проинформирована о новом символическом истолковании числа 666 в уроке субботней школы за 1-7 июня 2002 г. Этот урок конкретно касался начертании и числе зверя. Автором Пособия был доктор богословия Анхел М. Родригес, несколько лет занимавший должность Директора Библейского исследовательского института Генеральной конференции.

16. О числе зверя Родригес пишет: «Число зверя. Начертание, имя и число зверя тесно связаны (Откр.13:17). Было предложено большое количество объяснений значения числа 666. И здесь нам нужно быть очень внимательными. Библия не говорит, что 666 получается в результате сложения числовых значений букв имени… Некоторые исследователи видят в числе 666 символ человечества, отчужденного от Бога. Люди были созданы в 6-ой день, и число может служить символом человечества без божественного покоя (7-ой день).

Доктор Родригес заключает: «В данное время символизм усиливающегося восстания, число шесть, использованное троекратно, и тотальная независимость от Бога представляется наиболее подходящим вариантом. Время откроет полное значение символа» (Четверг, 6 июня, 2002 г.).

17. Далее Родригес выдвигает три довода в пользу оставления традиционной интерпретации Vicarius Filii Dei. Он пишет: «Во-первых, не ясно, является ли этот титул официальным». Мои исследования показали, что Vicarius Filii Dei использовался как один из папских титулов, но он не является официальным. Дело в том, что у папы не один, а много титулов. Наиболее часто используется титул Vicarius Christi, который похож на Vicarius Filii Dei.

18. Второй довод: фраза «число человеческое» (ст.18) предполагает, что число

666 представляет «человечество, отчужденное от Бога», находящееся в состоянии

восстания против Него. Тройная шестерка предполагает решительные усилия зверя по насаждению поклонения себе, а не Богу.

19. Третий довод: текст не указывает, числовые значения букв какого языка нужно использовать. Он пишет: «В-третьих, настаивающие на сложении числовых значений букв сталкиваются с проблемой выбора языка. Так как в тексте об этом ничего не говорится, отдать предпочтение какому-то одному языку будет несколько произвольным» (Пятница, 7 июня, 2002 г.).

Это ключевой момент. Было бы абсурдно полагать, что первоначальные получатели откровений Иоанна смогли бы отождествить число 666 с папским титулом Vicarius Filii Dei. Почему? По двум причинам. Во-первых, во время Иоанна этот титул не был известен. Он появился восемь веков спустя. Во-вторых, по большому счету латинский язык не был знаком ни Иоанну, ни его грекоговорящей аудитории. Его воззвание к мудрости, нужной, чтобы сосчитать число 666, было бы лишено смысла, если информация для этого должна была появиться лишь через 8 столетий, и язык титула не был знаком читателям Откровения.

20. Мои доводы в пользу принятия символического истолкования числа 666, представленного доктором Родригесом, строятся на следующих соображениях:

1. Использование Иоанном чисел в Откровении. Это ключ для понимания значения чисел в Откровении. К сожалению, мы очень мало уделяли внимания изучению символического использования чисел в книгах Даниила и Откровения.

2. Важность числа 666 в языческом культе Вавилона и древнего Рима.

3. Символические значения 666 в Библии.

4. Связь между начертанием зверя и его числом.

21. Заключение. Пророчество о начертании и числе зверя занимает центральное место в Откровении. Оно изобличает заключительную попытку диавола принудить весь мир к ложному поклонению с помощью ложной троицы – дракона, зверя из моря и зверя из земли.

Пророчество призывает верующих увидеть не папские титулы, штрихкоды или микрочипы, а глобальную природу ложного поклонения, продвигаемого различными силами, включая католицизм. Наша лучшая защита перед лицом обольщения последнего времени – печать Божья, проявляющаяся в святой жизни, исполненной силы Святого Духа, и послушании Божьим заповедям.

Читайте также:  Православное коливо (кутья): что это, значение в православии, традиции приготовления и современные рецепты
Ссылка на основную публикацию