Церковный устав: текст действующий, состав и значение, история и современное положение

Устав Русской Православной Церкви – история и наше время

5 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава Русской Православной Церкви. Документ, согласно которому организована внутренняя жизнь Церкви, – не застывший во времени письменный памятник канонического права. Это документ, в котором находят отражение важнейшие изменения церковной жизни. Предлагаем нашим читателям экскурс в историю, который позволит увидеть, как на протяжении веков изменялись уставы церковной жизни, какими документами руководствовались в своей деятельности Первоиерархи, архипастыри и священнослужители Русской Церкви.

Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

В первые века бытия Русской Церкви

До обретения автокефалии в XV веке Русская Православная Церковь как одна из митрополий Константинопольского Патриархата руководствовалась теми же “Номоканонами”, что и Константинопольская Церковь, все постановления ее Соборов, Патриархов и Синодов были обязательными и для Русской Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям.

При этом как автономная митрополия Константинопольского Патриарха Русская Церковь осуществляла и свою суверенную законодательную деятельность в пределах этой автономии. Местными органами церковного правотворчества в первую очередь были Соборы. Кроме соборных постановлений, к памятникам церковного законодательства древней Руси принадлежат также канонические послания и ответы митрополитов и епархиальных архиереев.

Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения в эту эпоху издавались разными инстанциями: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами.

Законодательство русских князей, естественно, составляет большую часть церковно-правового материала. Так называемые княжеские уставы, в отличие от законов византийских императоров, практически не затрагивают внутрицерковную жизнь, а касаются лишь взаимоотношений между Церковью и государством: чаще всего в них перечисляются предоставляемые Церкви льготы. Важнейшие памятники отечественного права — Устав святого Владимира и Устав Ярослава Мудрого; они включались в русские рукописные «Кормчие книги», содержавшие свод установлений тогдашней жизни – как светских, так и церковных.

Сохранились и некоторые грамоты византийских императоров по русским церковным делам, но участие императоров в церковной жизни Руси было весьма ограничено и в силу ее политической независимости от Константинополя, и ввиду географической удаленности Русской земли.

Гораздо ощутимее была зависимость нашей Церкви от поработившей Русь Золотой Орды. Монгольские ханы давали русским митрополитам так называемые ярлыки. Каждый митрополит при поставлении должен был просить хана о подтверждении прежнего или выдаче нового ярлыка. Характерно, что ярлыки не только подтверждали привилегии митрополитов, епископов и духовенства, которые существовали до завоевания Руси, но и расширяли их по сравнению с прежними. Как отмечали исследователи, «ханы ограждали неприкосновенность веры, богослужения, законов, судов и имущество Церкви, освобождали все духовенство от всякого рода податей и повинностей и предоставляли духовным властям право судить своих людей во всех делах гражданских и уголовных».

Уставы жизни автокефальной Русской Церкви

С началом автокефального бытия Русской Церкви источники русского церковного права оставались неизменными: «Номоканон» в виде «Кормчей книги», постановления Соборов, канонические ответы и послания иерархов, «Уставы» святого Владимира и князя Ярослава Мудрого. Главным церковным законодательным органом были Поместные Соборы.

Велико историческое значение Собора 1551 года, созванного при святителе Макарии, митрополите Московском, и при царе Иване Грозном. Предметы соборных рассуждений были намечены в 69 вопросах, предложенных царем. Собор издал Уложение, разделенное на 100 глав. Отсюда и его название — «Стоглав», которое перенесено было и на сам Собор. В Уложении затронуты главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Церкви.

После учреждения Патриаршества в Москве в 1589 году созванный на следующий год Поместный Собор издал деяние с грамотой Константинопольского Патриарха Иеремии II об избрании Патриархом Иова и о Патриаршем титуле его преемников. Это деяние помещено в начале печатной «Кормчей книги».

Ряд постановлений Стоглава отменил Большой Московский Собор 1667 года, созванный при царе Алексее Михайловиче. Норму взаимоотношений церковной и государственной власти Большой Московский Собор выразил так: царь имеет преимущество в делах политических, а Патриарх — в церковных. Постановления Собора упомянуты как действующие законы в «Духовном регламенте», ознаменовавшем начало Синодального периода, и были включены в «Полное собрание законов Российской Империи».

Собор 1675 года установил положения о преимуществах и отличиях Патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и других иерархических лиц.

Кроме соборных постановлений, до нас дошли архиерейские грамоты, архипастырские послания и поучения, также относящиеся к рассматриваемому периоду. Часть этих документов вошла впоследствии в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года, а следовательно, они сохраняли юридическую силу и в XIX столетии.

Церковные правоотношения регламентировались и государственным законодательством. В Московской Руси, помимо Освященных (церковных) Соборов, созывались Земские соборы. Так, принятое двухпалатным Собором и изданное в 1649 году Уложение включало в себя в том числе главы, посвященные делам церковным.

В начале XVIII века начался сложный и неоднозначный период в истории Русской Церкви. После кончины Патриарха Адриана император Петр I воспретил избрание нового Патриарха, и Церковь в России управлялась в течение двух десятилетий Местоблюстителем, затем была учреждена Духовная Коллегия с императором в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». Вскоре Духовная Коллегия была переименована в Святейший Синод.

Важнейший церковно-правовой памятник эпохи, на котором зиждутся основания синодального строя церковного управления, — «Духовный регламент», составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 году, подписанный Освященным Собором и утвержденный Петром I в декабре 1720 года.

«Регламент» состоит из трех частей. В первой части, озаглавленной «Что есть духовное коллегиум и каковыя суть важные вины такового правления?», дается общее представление о коллегиальной форме правления и объясняются ее преимущества в сравнении с единоличной властью. Главный довод здесь — опасность двоевластия в государстве. Во второй части, названной «Дела управления, сему подлежащие», описывается круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству. Здесь в общей форме говорится также об обязанностях епископов, священников, монахов и мирян. В третьей части – «Самих управителей должность и сила» – определяются состав Духовной Коллегии и обязанности ее членов.

В 1722 году в качестве дополнения к «Духовному регламенту» было составлено «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», в котором содержатся целые уставы о приходском духовенстве и монашестве. Документ также дополнили инструкции Обер-прокурору Синода. В 1841 году впервые издан утвержденный Синодом «Устав Духовных Консисторий», основательно пересмотренный четыре десятилетия спустя. Это своего рода «Духовный регламент» епархиального управления.

Восстановление Патриаршества в преддверии тяжелейших гонений на Церковь

Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества.

Специально учрежденное Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, однако царь счел созыв Собора неблаговременным. В 1912 году материалы Присутствия пересматривались Предсоборным Совещанием, но до созыва Собора дело опять не дошло. Лишь отречение императора открыло путь к Поместному Собору. В 1917 году Предсоборный совет, работавший под председательством архиепископа Сергия, подготовил «Положение о Всероссийском Поместном Соборе».

Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный канонический характер.

С восстановлением Патриаршества преобразование всей системы церковного управления не было завершено. Краткое Определение от 4 ноября 1917 года впоследствии было дополнено целым рядом развернутых определений об органах высшей церковной власти: «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления», «О порядке избрания Святейшего Патриарха», «О Местоблюстителе Патриаршего Престола».

Эти определения составили настоящий кодекс Русской Православной Церкви, заменивший «Духовный регламент», «Устав Духовных Консисторий» и целый ряд более частных законодательных актов синодальной эпохи.

Патриарха Собор наделил правами, соответствующими каноническим нормам, прежде всего 34 Апостольскому правилу и 9 правилу Антиохийского Собора: нести попечение о благополучии Русской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с автокефальными церквами, обращаться к всероссийской пастве с учительными посланиями, заботиться о своевременном замещении архиерейских кафедр, давать епископам братские советы. Патриарх получил право посещения с визитами всех епархий Русской Церкви и право принимать жалобы на архиереев. Согласно Определению, Патриарх является епархиальным архиереем Патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри. Управление Патриаршей областью под общим руководством Первоиерарха возлагалось на архиепископа Коломенского и Можайского.

Поместный Собор 1917-1918 гг. образовал два органа коллегиального управления Церковью в период между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет. К компетенции Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а в ведение Высшего Церковного Совета — административные, хозяйственные, школьно-просветительные. И, наконец, особо важные вопросы, связанные с защитой прав Русской Православной Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета.

Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви совсем недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 г. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 года Синод и Высший Церковный Совет были распущены.

Жизнь Русской Церкви под гнетом атеистического государства

В мае 1927 года Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти.

8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили три митрополита, одиннадцать архиепископов и пять епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

В 1945 году состоялся новый Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Собор издал краткое Положение о Русской Православной Церкви из 48 статей, которое заменило Определения Собора 1917-1918 годов. Между законодательными актами двух Поместных Соборов существует несомненная преемственная связь, внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени, основанные на пережитом Церковью бесценном опыте, заключались, в целом, в подчеркивании иерархичности церковного строя. «Положение» Собора 1945 года расширяло компетенцию Патриарха, епархиального архиерея, приходского настоятеля

В отличие от документов Собора 1917-1918 годов, в указанном Положении наша Церковь называется не Российской, а, как и в древности, Русской.

Священный Синод, согласно Положению об управлении Русской Православной Церковью 1945 года, отличался от Синода, образованного в 1918 году, тем, что он не делил свою власть с Высшим Церковным Советом и имел иной состав, а от Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя он отличался наличием реальной власти, поскольку не являлся только совещательным органом при Первоиерархе.

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1961 году, пересмотрел Положение о Русской Православной Церкви в части, касающейся приходского управления; клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, которое возлагалось теперь исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами. Это решение утвердил в 1971 году Поместный Собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).

Новый период исторического бытия Русской Православной Церкви

Поместный Собор, состоявшийся в 1988 году — в год тысячелетия Крещения Руси, — издал Устав Русской Православной Церкви. В нем несравненно подробнее, чем в «Положении о Русской Православной Церкви», регламентировались устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность духовных школ и монастырей. «Устав» вобрал в себя выдержавшие испытание жизнью принципы церковного строя, которые легли в основу «Определений» Поместного Собора 1917-1918 гг. и «Положения», изданного Собором 1945 года.

Этот документ на двенадцать лет стал основным законом нашей Поместной Церкви, а в 2000 году согласно решению Юбилейного Архиерейского Собора году его сменил новый Устав, который также со временем претерпевает изменения, являющиеся отражением изменений в жизни Русской Церкви.

Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Документ составили положения, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви как Поместной Автокефальной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. В Уставе говорится о порядке созыва и работы Поместного Собора и Архиерейского Собора, их статусе и полномочиях; отдельная глава посвящена деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Также в документе содержатся положения, касающиеся деятельности Священного Синода, Московской Патриархии и Синодальных учреждений, церковного суда. Устав также содержит положения, регулирующие вопросы учреждения и жизнедеятельности самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, и перечисляет существующие в настоящее время самоуправляемые Церкви, рассматривает вопросы, связанные с деятельностью Экзархатов Русской Православной Церкви, учреждением и жизнедеятельностью Митрополичьих округов в составе Московского Патриархата.

Уставом регламентируются деятельность епархий Русской Православной Церкви, благочиний, учреждений Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье; регулируются вопросы создания и жизнедеятельности приходов и монастырей, работы учебных заведений Русской Православной Церкви, а также другие вопросы, касающиеся церковного управления и деятельности церковных учреждений.

Изменения Устав ранее вносились Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 годов.

Освященный Архиерейский Собор 2013 года, изучив предложения Межсоборного присутствия по уточнению полномочий Поместного и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, по определению правил избрания Патриарха Московского и всея Руси, а также по составу Поместного Собора, вынес Определение о принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви. Кроме того, Священный Синод принял ряд решений, требующих внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви. В частности, это решения об учреждении Среднеазиатского митрополичьего округа, о создании Высшего Церковного Совета, об образовании митрополий, об образовании епархиальных викариатств, о внесении изменений в составе Священного Синода. Эти изменения нашли отражение в новой редакции Устава. Вместе с новой редакцией этого документа Собор утвердил Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Читайте также:  Православие и эвтаназия: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

В статье использованы материалы книги

Православная Жизнь

Размышления иерея Андрея Чиженко.

С одной стороны, церковный Устав – это свод правил, необходимых для исполнения православному христианину. Но, как метко заметил в своей книге «Толковый Типикон» профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович, это еще не все. Нужно смотреть глубже…

Здесь, мне кажется, следует привести обширную цитату киевского богослова полностью:

Значение слова ‟Типиконˮ

В каждой книге очень важно заглавие ее. Хорошее заглавие книги сразу показывает читателю, что нового он найдет в ней, даже подводит к решению вопроса, которому посвящена книга. Книга, называемая теперь Типиконом, носила ранее другие названия, например, употребительное и теперь – ‟Уставˮ. Нынешнее ее заглавие выработалось веками, и уже это говорит за то, что оно должно быть продуманно и знаменательно. – Будучи прилагательным от τύπος – черта, вид, образец, модель, норма, τυπικός означает ‟составленный по образцуˮ, но оно не одно и то же с άντίτυπος, снимок, копия. Поэтому по-русски слово τυπικός несколько отвечает слову ‟образцовыйˮ, если последнее употребляется в смысле ‟наиболее отвечающий своему образцуˮ. Τυπικόν, при котором подразумевается βιβλίον, книга, может означать ‟книга образцовˮ, образцов понятно чего. Только в одной Православной Церкви книга, излагающая порядок богослужения, носит такое оригинальное заглавие. Оно непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово ‟уставˮ было бы неточной передачей греческого τυπικόν (‟уставˮ соответствует греческ. διάταξις).

Смысл заглавия

Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, которой усвоено оно, но и самого богослужения, которым занимается эта книга. По отношению к этому богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир.

Т. е. Устав, типикон, не только правила поведения, понятые в юридическом смысле, но небесный идеал, к которому нужно стремиться. Это развитие, динамика, постоянное совершенствование человека в богообщении. Устав ни в коей мере не должен стать концлагерем, наоборот, он призван благодатью Святого Духа через творения святых отцов высвободить душу человеческую, чтобы помочь ей общаться с Богом. Из Устава, как говорил митрополит Антоний Сурожский, не следует делать идола, кумира. Он благодатен потому, что является лестницей на Небо. Он благодатное средство для постижения Бога, но никак не самоцель.

Грубо говоря, к примеру, Сергей Бубка взял высоту около шести метров. Обычному человеку, который хочет заниматься прыжками в высоту, говорят: ты тоже должен. Это устав. Вперед. Он летит и ломает себе шею, потому что без подготовки решил выполнить то, к чему тренированный спортсмен готовил себя годами, а может, и десятилетиями.

Требовать от новоначальных православных христиан исполнения всех норм устава примерно то же, что требовать от только что посаженного зернышка яблони сиюминутных плодов. Плод будет только спустя несколько лет, а если агроном решит по-другому, то он уничтожит растение.

Святой первоверховный апостол Павел прямо говорит об этом: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:11–14).

Т. е. апостол говорит, что в духовном развитии человека есть уровни. Новоначальным «младенцам» нужно словесное «молоко», понятное им, а уже воцерковленные люди могут принимать и «твердую» пищу. Нельзя младенцу сразу давать твердую еду, у него остановится желудок. Его нужно подготовить к ней.

В этом смысле православие – это жизнь, постоянное совершенствование. Православие – это рост. И в этот рост, не подумав или сгоряча, с чрезмерным рвением нельзя вторгаться, потому что ты нарушишь эту жизнь или, не дай Бог, прервешь рост. Лучше довериться опытным церковным «виноградарям», которые Богом на то поставлены, чтобы контролировать этот рост, наблюдать за ним, помогать ему. Это священнослужители.

Выберите себе батюшку по сердцу и советуйтесь с ним. Жизнь по совету – это великая мудрость, так говорят святые отцы.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что молчание часто важнее слова. И слово ранит сильнее опасной бритвы. Хочешь что-то посоветовать, сначала поищи: в сердце твоем есть ли любовь к этому человеку, есть ли понимание его биографии, внутренних законов его жизни (ведь человек – это целый мир!), можешь ли ты поставить себя на его место, вспомнить, каким ты был в его годы или в неофитстве? Одно из главных правил педагогики – учитель должен сам быть чуть-чуть ребенком и словно бы принижать свой взрослый ум до уровня развития ребенка, разговаривая на его языке. Ему следует самому вспомнить, каким был в этом возрасте. И вот когда вы не механически рубанете с плеча норму устава – одну, вторую, третью и так далее (типа: не становись сюда, не становись туда и пр.), а словно бы проникнете в жизнь другого человека, рассмотрите в нем Святую Святых, образ и подобие Божие, проникнитесь к нему любовью, тогда можете дать совет.

Нужно помнить, что все начинается с любви. В этом главная норма церковного Устава.

Иерей Андрей Чиженко

Гражданский устав Русской Православной Церкви (1991 г.)

От редакции. Гражданский устав Русской Православной Церкви, разработанный Комиссией Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении Русской Православной Церкви в связи с новым законодательством СССР о свободе совести и религиозных организациях, составлен на основании Устава об управлении Русской Православной Церкви и является документом, закрепляющим за нашей Церковью права юридического лица, узаконивающим ее деятельность и определяющим ее взаимоотношения с государством.

31 января 1991 года настоящий Устав был одобрен Священным Синодом, 30 мая 1991 года зарегистрирован Министерством юстиции РСФСР. В связи с внесением ряда поправок в действующий Закон о свободе совести и религиозных организациях настоящий Устав представлен также для регистрации в Министерство юстиции СССР.

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь, или Московский Патриархат, является самоуправляемым (автокефальным) религиозным объединением (религиозной организацией) граждан, признаваемым другими Автокефальными Православными Церквами, образованным в целях совместного осуществления права на свободу исповедания и распространения православной христианской веры, а также для попечения о религиозно-нравственном просвещении общества.

Русская Православная Церковь является юридическим лицом и действует на территории СССР при соблюдении законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик и правил, установленных настоящим Уставом. Свое управление и регулирование внутрицерковной жизни она осуществляет на основе своего канонического Устава.

На территории других государств Русская Православная Церковь несет свою миссию в соответствии с действующими там законами, а также настоящим Уставом и каноническим Уставом.

2. Русская Православная Церковь ведет свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире. С 1448 года является Автокефальной Церковью. В 1589-1700, 1917-1925 и с 1943 года имела и имеет патриаршую форму управления. До 1942 года именовалась Поместной Российской Православной Церковью. Нынешнее название вошло в употребление с 1943 года.

3. Совместное осуществление права на свободу вероисповедания и распространения православной христианской веры, а также попечение о религиозно-нравственном просвещении общества включает в себя:
а) совершение обрядов, шествий и церемоний;
б) распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации (газеты, журналы, религиозная литература, теле- и радиопрограммы и иные формы публичного распространения массовой информации, в том числе и собственные);
в) миссионерскую деятельность;
г) дела милосердия и благотворительности;
д) религиозное обучение и воспитание;
е) подвижническую деятельность (монастыри, скиты и прочее);
ж) паломничество;
з) иную деятельность, соответствующую правилам и традициям Русской Православной Церкви.

II. Структура и управление Русской Православной Церкви

4. Русская Православная Церковь есть единое централизованное религиозное объединение, включающее в себя иерархически подчиненные структурные подразделения, в том числе Московскую Патриархию, синодальные учреждения, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, Духовные учебные заведения, братства, миссии, представительства и подвория, находящиеся на территории СССР и за границей.

5. Высшими органами управления Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом.

6. Поместный Собор, состоящий из архиереев, представителей священства, монашества и мирян, созывается Патриархом, Священным Синодом или Архиерейским Собором по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет. Нормы представительства и порядок избрания делегатов на Собор устанавливаются Священным Синодом.

7. Поместный Собор:
а) принимает канонический Устав, а также вносимые в него изменения и дополнения;
б) утверждает гражданский Устав Русской Православной Церкви и возможные последующие его изменения и дополнения;
в) решает важнейшие дела, относящиеся к внутренней и внешней деятельности Церкви, и обеспечивает ее единство;
г) избирает Главу Русской Православной Церкви – Патриарха;
д) утверждает постановления Архиерейского Собора;
е) создает или упраздняет органы церковного управления;
ж) определяет характер отношений с государственными органами, а также религиозными организациями (объединениями) иных юрисдикций и вероисповеданий;
з) утверждает порядок владения, распоряжения и пользования имуществом Русской Православной Церкви.

8. Архиерейский Собор состоит из архиереев Русской Православной Церкви и созывается Патриархом или Священным Синодом по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года. По предложению Патриарха, Священного Синода или 1/3 членов Собора может быть созвано внеочередное заседание Собора.

9. Архиерейский Собор:
а) создает и упраздняет епархии, синодальные учреждения, Духовные учебные заведения общецерковного значения и утверждает положения, регулирующие их деятельность;
б) утверждает решения Священного Синода;
в) рассматривает и одобряет расходы общецерковного бюджета.

10. Священный Синод:
а) осуществляет высшую власть в Русской Православной Церкви в период между Поместными и Архиерейскими Соборами;
б) принимает Гражданский устав Русской Православной Церкви, а также вносит в него изменения и дополнения;
в) организует внутреннюю и внешнюю деятельность Русской Православной Церкви;
г) осуществляет взаимоотношения с государственными организациями и иными религиозными объединениями;
д) решает вопросы, связанные с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду подразделений Русской Православной Церкви (синодальных учреждений, экзархатов, епархий, миссий, подворий, представительств и т.д.), и утверждает Положения (Уставы) об их деятельности;
е) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

11. Постановления, принимаемые Поместным Собором, Архиерейским Собором, и определения Священного Синода вступают в силу с момента их принятия.

12. Патриарх (официальный титул: “Святейший Патриарх Московский и всея Руси”):
а) возглавляет Священный Синод и председательствует на его заседаниях;
б) полномочно представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с органами государственной власти и управления, общественными объединениями и фондами на территории СССР и за ее пределами;
в) имеет долг ходатайства (“печалования”) перед органами государства за всех членов Русской Православной Церкви;
г) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией и Московской епархией и иными учреждениями в соответствии с каноническим Уставом Русской Православной Церкви.

13. Решения и постановления Поместных и Архиерейских Соборов, определения Священного Синода, послания и обращения Патриарха публикуются в официальных церковных изданиях.

III. Источники образования средств и имущественные отношения в Русской Православной Церкви

14. Средства Русской Православной Церкви образуются из:
а) добровольных пожертвований граждан, объединений, организаций, фондов, предприятий, органов государства и прочее;
б) денежных поступлений в связи с совершением культовой деятельности;
в) средств, получаемых в связи с реализацией предметов религиозного назначения;
г) прибыли от производственной, коммерческой, издательской и иной деятельности, не противоречащей настоящему Уставу и действующему законодательству.

15. Все здания, предметы религиозного назначения и литература, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства, земельные участки и иное имущество, приобретенное Русской Православной Церковью в лице Московской Патриархии, синодальных учреждений, экзархатов, епархиальных управлений, благочиний, приходов, монастырей, миссий, братств, представительств, подворий и иных подразделений Русской Православной Церкви, созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, предприятиями и организациями или переданное государством, а равно приобретенное по другим основаниям, предусмотренным законом, являются собственностью всей Русской Православной Церкви.

16. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим Русской Православной Церкви на правах собственности или аренды, определяется настоящим Уставом и правилами, утвержденными Священным Синодом.

17. Право распоряжения культовыми зданиями, а также зданиями общецерковных и епархиальных учреждений, монастырей и Духовных учебных заведений, принадлежащих Русской Православной Церкви на правах собственности или аренды, равно как и право распоряжения священными предметами (включая иконы), созданными до 1945 года, а также общецерковными библиотеками, принадлежит исключительно Священному Синоду. Владение и пользование указанным имуществом осуществляются на основе канонической, юридической и материальной подотчетности вышестоящему структурному подразделению Русской Православной Церкви. Владение, пользование и распоряжение иным имуществом, принадлежащим Русской Православной Церкви на правах собственности или аренды, осуществляются структурными подразделениями Русской Православной Церкви самостоятельно на основе такой же подотчетности соответствующему вышестоящему структурному подразделению Русской Православной Церкви.

18. Русская Православная Церковь может владеть и пользоваться необходимым ей имуществом на договорных началах с государственными, общественными, иными религиозными объединениями, а также гражданами в порядке, предусмотренном в пунктах 7 “з”, 10 “е”.

19. Русская Православная Церковь вправе создавать собственные или совместные (в том числе с зарубежными партнерами) предприятия для ведения благотворительной, просветительской, производственной, коммерческой, издательской, художественной, кустарно-ремесленной, реставрационной и иной хозяйственной деятельности. Русская Православная Церковь вправе в установленном законом порядке учреждать банки или иметь счета в государственных, коммерческих, международных банках, в том числе и в иностранной валюте.

20. Русская Православная Церковь как субъект гражданского права по своим обязательствам отвечает принадлежащим ей собственным имуществом. На имущество культового назначения не могут обращаться взыскания по претензиям кредиторов.

21. Добровольные пожертвования и иные виды денежных поступлений, включая средства, получаемые в связи с совершением культа, а также средства, получаемые от реализации предметов религиозного назначения и литературы, в соответствии с законодательством налогом не облагаются.

Читайте также:  Почему православные строят много храмов, а не больниц?

IV. Заключительные положения

22. Русская Православная Церковь в установленном законом порядке пользуется государственными фондами социального обеспечения и страхования, а также образует аналогичные фонды за счет своих средств. Порядок образования и использования указанных церковных фондов определяется Священным Синодом.

23. Проведение ревизий финансовой и производственно-хозяйственной деятельности в Русской Православной Церкви осуществляется в соответствии с каноническим Уставом Русской Православной Церкви и действующим законодательством.

24. Официальной печатью и штампом Русской Православной Церкви являются печать и штамп Священного Синода.

Адрес Московской Патриархии и резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: 113191, Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь.

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2020

ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ

Ц. у. дошли до нас в списках позднейшего времени. Встречающиеся в них анахронизмы вызваны дополнениями позднейших переписчиков. Устав князя Владимира – один из основных памятников права Древнерусского государства – известен в списках шести редакций. Он определяет объём церковной юрисдикции, вводит впервые в Древнерусском государстве особый налог в пользу церкви – десятину, предоставляет церкви надзор за правильностью мер и весов. Устав князя Ярослава сохранился в списках двух редакций. В нём подробно перечисляются дела, подсудные церковному суду, и устанавливаются наказания за отдельные преступления. Устав новгородского князя Всеволода является позднейшей переработкой Устава князя Владимира со включением в него ряда новых постановлений. Уставная грамота князя Всеволода церкви Ивана на Опоках говорит об учреждении купеческой корпорации в Новгороде и закреплении за ней ряда привилегий. Оба памятника, приписанные князю Всеволоду, сложились в конце 14 в. в Новгороде. Устав новгородского князя Святослава (1137 г.) даёт подробные сведения об административном делении и финансовом устройстве Новгородской земли. Уставная грамота смоленского князя Ростислава (1150 г.) устанавливает компетенцию церковного суда и определяет размер десятины, взыскиваемой церковью. Ц. у. содержат нормы развивающегося феодального права, применявшегося в церковных судах.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

Смотреть что такое “ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ” в других словарях:

ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ — акты древнерусского права; регулировали отношения между церковью и государством в первые века после принятия христианства. Обычно Ц.у. определяли объем церковной юрисдикции (компетенцию церковных судов) и устанавливали особый налог в пользу… … Юридический словарь

церковные уставы — акты древнерусского права; регулировали отношения между церковью и государством в первые века после принятия христианства. Обычно Ц.у. определяли объем церковной юрисдикции (компетенцию церковных судов) и устанавливали особый налог в пользу… … Большой юридический словарь

Местные церковные уставы — Местные церковные уставы источники церковного права государственного происхождения, основанные на Уставе князя Владимира и Уставе Ярослава Мудрого. Создавались в русских удельных княжествах в XII веке. Содержание 1 Происхождение и значение… … Википедия

Церковные обряды — Обряд ость внешнее выражение верований человека. Человек есть существо чувственно духовное, в природе которого бытие духовное идеальное соединилось с чувственным и материальным: поэтому он в представлении своем старается идеальное облечь в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковные обряды — – человек представляет собой явление, в котором сочетаются чувственная и духовная сторона. Поэтому мир абстрактный, идеальный он стремится воплотить в какой нибудь реальный образ, ибо лишь тогда он получает для человека смысл и становится… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ — [греч. ἐκκλησιαστικὰ ὀφφίκια; лат. officia ecclesiastica], установленные в определенном порядке первичные структурные единицы той или иной церковной орг ции, определяющие содержание и объем полномочий, размер вознаграждения и место в… … Православная энциклопедия

Братства церковные — нац. религ. орг ции. Вопрос о происхождении Б. Ц. слабо разработан. Уже первые монахи являли собою союзы братьев во Христе , позднее эти союзы стали обнимать неск. монастырей, их состав стал пополняться лицами, не принадлежавшими к монастырской… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ЗВОН — термин, имеющий в церковном словоупотреблении неск. значений: 1) набор церковных колоколов, расположенный на колоколонесущем сооружении (колокольне, звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются … Православная энциклопедия

ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО — совокупность правил, санкционированных или установленных государством,регулирующих внутреннюю организацию церковных объединений и учреждений, а также взаимоотношения верующих и государства. Объем и значение этого права имели существенные… … Энциклопедия юриста

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковный устав принятый во время
правления Ярослава Мудрого

Сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме. Один из основных письменных источников русского права.

Происхождение Устава

В начале Устава князя Ярослава о церковных судах говорится:

«Се яз князь вели́кий Яросла́в сын Володи́мерь, по да́нию отца́ своего́ съгада́л есмь с митрополи́том с Ларио́ном, сложи́л есмь гре́ческий номокану́н; а́же не подоба́еть сих тяжь суди́ти кня́зю, ни боля́ром — дал есмь митрополи́ту и епи́скопом» [2] Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковного
права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра
Великого. — Пг., 1915. — С. 78. .

Профессор А. С. Павлов считает, что «Устав Ярослава» образовался путём частной кодификации норм церковного права, вызванных жизненной необходимостью перенести в сферу церковного суда ту же самую систему вир и продаж, которая принята в «Русской правде» и относит составление текста Устава к XII веку [3] Павлов А. С. «Курс церковного права (1900—1902 гг)».
СПб., 2002 .

Другой точки зрения придерживается историк Я. Н. Щапов. Он считает что текст «Устава» относится к XI веку и что упоминание в нём о составлении его князем Ярославом по согласованию с митрополитом Иларионом вполне достоверно. По его мнению, пространная редакция «Устава» князя Ярослава появилась раньше краткой, на рубеже XII—XIII веков, а краткая восходит к середине XIV века, хотя она точнее воспроизводит его первоначальный текст [4] Цыпин Владислав, протоиерей. «Церковное право» (гл.
14) .

Краткое описание

«Устав» разделяется на три части:

  • Вступление — в нём говорится, что князь Ярослав Владимирович, по совету с митрополитом Илларионом, рассмотрел устав своего отца сравнительно с Номоканоном и подтвердил его. Но из текста «Устава» видно, что Ярослав не ограничился подтверждением «Устава князя Владимира»: он дополнил судную часть устава новыми постановлениями, расширившими область церковной подсудности.
  • Установительная часть — содержит следующие рубрики: «О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду»; «О делах брачных» и «Общее постановление о церковной подсудности по лицам, подлежавшим ей».
  • Общее заключение и заклятие — содержит указание о том, что все тяжбы и всякие дела, касающиеся церковных людей, подлежат исключительно суду епархиального архиерея. Заклятие определяет нравственную ответственность князю-потомку, который захотел бы нарушить устав предка, и юридическую ответственность нарушителю — чиновнику: «суд и казнь по закону», то есть по Номоканону.

О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду

Правонарушения устав разделяет на церковно-гражданские и исключительно церковные. Первые подлежали совместному суду княжеской и церковной властей, а вторые относились к исключительной компетенции церковного суда.

Прелюбодеяние

Из преступлений этого рода только немногие признаются «Уставом» церковно-гражданскими. К ним относятся:

  1. Изнасилование и похищение девицы (последнее с целью изнасилования). Пеня и частное вознаграждение здесь соизмеряется с происхождением потерпевшей. Сообразно этому пеня определяется от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Частное вознаграждение почти во всех случаях равно пене, однако к какому бы сословию ни принадлежала потерпевшая, плата ей, то есть вознаграждение «за сором» не менее 5 гривен серебра.
  2. Толока. Это особого рода позор, наносимый девушке — изнасилование при участии других лиц. За такой позор виновный подлежит наказанию со стороны духовной и светской власти; пеня за такое деяние — епархиальному архиерею — 3 гривны серебра, той же величины определено и вознаграждение потерпевшей «за сором» .
  3. Прелюбодеяние мужа от жены подлежит также двойному, церковно-гражданскому наказанию, причём пеня, идущая духовной власти, не определена: вероятно, она зависела от усмотрения судьи.
  4. Прелюбодеяние с сестрой: наказание светской власти — смертная казнь, пеня духовной власти 100 гривен; тоже и за прелюбодеяние со снохою (свёкром).

Остальные виды прелюбодеяний подлежат духовному суду без участия светского. Из этих преступлений сами тяжкими считались: прелюбодеяние с инокиней и прелюбодеяние двух братьев с одной женщиной — за оба эти преступления полагается 100-гривеная пеня, а виновная (в последнем случае) присуждалась в монастырь на покаяние .

Присуждение в монастырь женщины, виновной в прелюбодеянии, встречается и в других случаях, например, в случае несохранения девственности. Женщина, виновная в этом, поступала в монастырь, откуда её должны были выкупать родственники . Сумма этого выкупа не определена и зависела, вероятно, от усмотрения судьи (архиерея).

Некоторые виды прелюбодеяний подлежали совместной, духовно-гражданской ответственности — это относилось только к тем случаям, когда виновными были миряне. Священно- и церковнослужители, виновные в прелюбодеянии, подлежали исключительно суду епархиального архиерея и наказывались по его усмотрению, в каком бы виде прелюбодеяния они бы не были виновны.

Личная обида

Личная обида в «Уставе» подразделяется на два вида: оскорбление действием и оскорблением словом.

Оскорбление действием
Обиды действием, перечисленные в «Уставе» можно разделить на: побои, драки, пострижение кому-либо головы и бороды с целью нанести оскорбление.

За тяжкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, взыскивалась пеня и вознаграждение потерпевшей (и то и другое одинаковой суммы) — сообразно происхождению последней. Наказание за легкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, отличается от предшествующего лишь тем, что духовной власти здесь определена однообразная пеня — 6 гривен кун. Что касается побоев, нанесенных женщине свёкром или деверем, то такие побои вменяются оскорбителю лишь в том случае, если они нанесены без вины потерпевшей. Кроме того, в этом случае не производится разделение на тяжкие и легкие: наказание всегда применялось как за легкие. В этом наказании не принимает участия светская власть, как и в случае побоев, нанесенных чужим мужчиной.

За побои родителей полагалась смертная казнь, а пеня (из имущества виноватого) определялась, как видно из текста «Устава», по усмотрению судьи (архиерея).

Относительно драки «Устав» особенно выделяет драку или побоище, совершенное по сговору или на свадьбе. За такое преступление, полагался совместный суд светской и духовной властей, а пеня делилась пополам.

Пострижение головы или бороды считалось столь же важною обидою, как и вырывание бороды или усов. За это определялась пеня (равная для духовной и светской властей) — 12 гривен кун.

Оскорбление словом
«Устав» предусматривает только одно преступление такого рода: название чужой жены распутной. За это предусматривалась огромная пеня — от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Светская власть участвует в наказании за это лишь в том случае, если оскорбленной является женщина из высшего сословия.

Имущественная обида

Кража
Духовному суду подсудны лишь кражи хозяйственных ценностей важных в земледельческом и крестьянском быту, а именно: кража хлеба, конопли, льна, полотен в кусках. Пеня за все перечисленные виды кражи разделяется поровну между представителями духовной и светской власти. Причём, в «Уставе» добавлено, что ответственность за эти кражи несет вор не только мужского, но и женского пола . Кроме этого, духовному суду, подлежит кража, совершенная в семье — женою у мужа. Виновная в этом преступлении, по судебному решению, кроме 3-гривенной пени духовному судье, то есть епархиальному архиерею, подлежала ещё наказанию от мужа. Это наказание в данном случае заменяет светскую кару. Постановление о краже женою у мужа внесено в Устав не только потому, что подобные случаи вызывали необходимость особого закона, но и потому, что раньше такой проступок жены вел к разводу. Устав Ярослава отменил этот обычай — «про то её не разлучити».

Поджог
Данное имущественное преступление относится по Уставу к церковно-гражданской юрисдикции. За него определяется пеня — 100 гривен кун и княжеская казнь по Номоканону .

Преступления и проступки духовные
Подлежат исключительно духовному суду. К ним относятся: недостойное поведение священнослужителей и иноков, выход из иночества, употребление запрещенной пищи, общение с неверными и совершение службы священником в чужом приходе без крайней необходимости. За все эти проступки полагалась пеня. Наложение духовной кары (епитимии) предоставлялось усмотрению епархиального архиерея.

Дела брачные

Сюда относятся статьи о незаконных браках, об отказе от вступления в брак после сговора и о разводе.

Незаконные браки. В Уставе Ярослава различается несколько видов преступлений против законности брака. Выделяется:

  1. двоебрачие. Если виновным в этом преступлении является муж, то он подлежит наказанию, назначенному епископом, а вторая жена заключается в монастырь. Заключению в монастырь подвергается и жена, вышедшая замуж при живом муже, причём второй муж платил пеню в пользу духовного судьи, по усмотрению последнего.
  2. кровосмешение, за которое полагались епитимья и пеня, а брак подлежал расторжению.
  3. браки без согласия родителей. Такие браки не расторгались, но муж платил родителям вознаграждение, а архиерею — пеню, исходя из положения жены.
  4. принудительные браки, за которые родители отвечают только в том случае, если принуждённые сделают что-либо над собой.

Отказ от вступления в брак после сговора. В случае отказа от брака после того как «про девку сыр краявши» виновная сторона подлежала пене в 5 гривен, светской каре и уплате издержек.

Развод. Законных поводов к разводу Устав Ярослава насчитывает пять:

  1. если жена, узнав о заговоре против князя, скроет это от мужа;
  2. доказанное прелюбодеяние жены;
  3. если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом;
  4. разгульная жизнь жены, даже несмотря на вразумления со стороны мужа;
  5. если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт и передаст другим, или же, услышав о чьём-либо желании обокрасть церковь, не объявит об этом мужу .

Развод считался незаконным, если совершён без согласия или вины жены, за что на виновного накладывается пеня, исходя из его общественного положения . Но и самовольный развод, совершенный по согласию супругов, считался незаконным; в этом случае муж платил 12 гривен пени, а если брак был заключён без совершения таинства брака (брак языческий), то 6 гривен. Светская власть в наказании не участвует.

Читайте также:  Ваганьковское кладбище: могилы знаменитостей, часы работы и схема участков, как добраться и где находится

Значение Устава Ярослава

Основное значение Устава состоит в разграничении церковной и светской судебной юрисдикции, а также выделение в составе церковного суда дел, решаемых совместно представителями обеих властей. По мнению В. О. Ключевского церковный суд, описанный в Уставе углубил понятие о преступлении и расширил понятие о вменяемости. Также законодатель, руководимый христианскими ценностями, поставив перед судом цель исправления преступника — он не ограничивается только пресечением правонарушения, но пытается предупредить его, действуя на волю правонарушителя. Устав, удерживая денежные взыскания, назначает за некоторые деяния ещё нравственно-исправительные наказания: епитимию и арест при церковном доме, соединявшийся, вероятно, с принудительной работой на церковь.

УСТАВ ОБ УПРАВЛЕНИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1988

Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором Русской Православной Церкви 8 июня 1988 года

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь экзархаты, епархии, благочиния, приходы и монастыри, а также миссии, представительства и подворья, находящиеся в СССР и за границей, канонически составляют Московский Патриархат.

“Московский Патриархат” – другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

Примечание: “Московской Патриархией” именуется совокупность учреждений, находящихся по непосредственным ведением Патриарха.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на территории Союза Советских Социалистических Республик, а также на добровольно входящих в нее православных, живущих за границей.

4. Русская Православная Церковь осуществляет свою деятельность на основе:

при уважении и соблюдении государственных законов.

5. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом.

6. Епархиальным органом церковной власти и управления является: правящий архиерей с Епархиальным собранием и Епархиальным советом.

7. Органом приходского управления является настоятель с Приходским собранием и Приходским советом.

8. Правами церковных судов обладают: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод и Епархиальные советы.

9. Московская Патриархия, синодальные учреждения, епархии, приходы, монастыри, духовные школы и заграничные учреждения обладают гражданской правоспособностью.

II. Поместный Собор

1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная – принадлежит Поместному Собору.

2. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян.

3. Членами Собора являются правящие и викарные архиереи Русской Православной Церкви по своему положению.

4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира и мирян и их квота устанавливается Священным Синодом.

5. Поместный Собор:

6. Поместный Собор является последней инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.

7. Поместный Собор также судит в последней инстанции все дела, предварительно рассмотренные Архиерейским Собором и переданные этим Собором для окончательного решения.

8. Председателем Собора является Патриарх, в отсутствие Патриарха – Местоблюститель Патриаршего Престола.

9. В исключительных обстоятельствах кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов.

10. Собор утверждает повестку дня, программу и регламент проведения своих заседаний, а также избирает простым большинством всех членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

11. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя) и восьми его заместителей в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

12. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников, клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за подготовку материалов для работы Собора и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

13. Собор избирает простым большинством председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов.

14. Президиум, Секретарь и председатель рабочих органов составляют Соборный Совет.

Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

15. Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергается 2/3 присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого 2/3 присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

16. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии.

17. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из заместителей.

18. В открытых заседаниях Собора помимо членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случае они не имеют права решающего голоса. Предложение о проведении закрытых заседаний вносится на усмотрение Собора Соборным Советом.

Примечание: Избрание Патриарха проводится в закрытом заседании.

19. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов, то преобладает мнение, за которое голосует Патриарх (Местоблюститель).

20. Постановления Собора входят в силу сразу после их принятия.

III. Архиерейский Собор

1. Все епархиальные, а также возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

2. Архиерейский Собор обладает полнотой законодательной власти, исполнительной и судебной деятельности в период между Поместными Соборами.

3. Архиерейский Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, не реже одного раза в два года. Чрезвычайное заседание Собора может быть созвано по предложению Патриарха и Синода или 1/3 архиереев, являющихся его членами.

4. Архиерейский Собор подотчетен Поместному Собору.

5. В обязанности Архиерейского Собора входит:

6. Архиерейский Собор является первой инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.

7. Архиерейский Собор также судит:

8. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель Патриаршего Престола.

9. Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод. Президиум несет ответственность за подготовку и проведение Архиерейского Собора, а также за руководство им. Президиум предлагает повестку дня, программу и регламент заседаний Архиерейского Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы.

10. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов Священного Синода. Секретарь несет ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем и членами Священного Синода.

11. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии.

12. Заседания Собора возглавляет Председатель или один из членов Священного Синода, по его предложению.

13. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом.

14. Решения на Соборе принимаются большинством голосов за исключением случаев, специально оговоренных принятым Собором регламентом. Когда голоса разделяются поровну, то решающим является голос Председателя.

15. Никто из архиереев – членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается Собором уважительной.

16. В исключительных обстоятельствах кворум Архиерейского Собора составляют 2/3 иерархов – его членов.

17. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Окончательное утверждение этих постановлений, равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором.

IV. Патриарх

1. Предстоятелем Русской Православной Церкви является Патриарх, который носит титул: “Святейший Патриарх Московский и всея Руси”.

2. Патриарх имеет первенство чести среди епископата и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя Патриарха возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви как в СССР, так и за границей по следующей формуле: “О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси”.

4. Патриарх имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом.

5. Отношения между Патриархом и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34 правилом свв. апостолов и 9 правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх по своей должности созывает Поместный и Архиерейский Соборы, заседания Священного Синода и председательствует на них.

7. В осуществление своей исполнительной власти Патриарх:

8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются: белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносный крест.

9. Патриарх состоит епархиальным архиереем Московской епархии. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет, по указанию Патриарха, на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

10. Патриарх является священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, Данилова монастыря в Москве, Введенской Оптиной пустыни и управляет всеми церковными ставропигиями.

11. Сан Патриарха является пожизненным.

12. Право суда над Патриархом, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Поместному Собору.

13. В случае кончины Патриарха, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством митрополита старейшей кафедры Русской Православной Церкви – Киевской немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх в силу своего положения и должности, после его кончины переходит к Патриаршему Престолу.

Личное имущество Патриарха наследуется в соответствии с действующим гражданским законом о наследстве.

15. В период междупатриаршества:

16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха.

17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

V. Священный Синод

1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом, осуществляет центральную законодательную, исполнительную и судебную власть в период между Поместным и Архиерейским Соборами.

2. Священный Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами и представляет им отчет о своей деятельности за межсоборный период.

3. Священный Синод состоит из Председателя – Патриарха (Местоблюстителя), пяти постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев.

4. Постоянными членами являются по кафедре – митрополиты Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины, Ленинградский и Новгородский, Крутицкий и Коломенский; по должности – управляющий делами Московской Патриархии и председатель Отдела внешних церковных сношений.

5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока управления его данной епархией.

6. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль).

7. Епархиальные архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий присутствуют в Священном Синоде с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархии, ведомства, школы или несения ими общецерковного послушания.

8. Участие постоянных и временных членов Священного Синода в его заседаниях является их канонической обязанностью. Отсутствующие без уважительных причин члены Синода подлежат братскому вразумлению.

9. В исключительных случаях кворум Синода составляет 2/3 его членов.

10. Заседания Священного Синода созываются Патриархом (Местоблюстителем).

11. Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Члены Синода присутствуют в клобуках и рассаживаются по протоколу, принятому в Русской Православной Церкви.

12. Синод работает на основании повестки дня, представляемой Председателем и синодально одобряемой в начале первого заседания. Вопросы, требующие предварительного изучения, Председатель заблаговременно направляет членам Синода. Члены Синода могут вносить предложения по повестке дня и поднимать вопросы с предварительным уведомлением о том Председателя.

13. Председатель руководит заседаниями, в соответствии с принятым регламентом.

14. В случае, если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, он замещается старейшим по архиерейской хиротонии постоянным членом. Временный председатель Синода не является каноническим Местоблюстителем.

15. Секретарем Священного Синода является управляющий делами Московской Патриархии. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журнала заседаний.

16. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим.

17. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от голосования.

18. Каждый из членов Синода в случае несогласия с принятым решением может подать отдельное мнение, которое должен заявить на том же заседании с изложением его оснований и представить в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания. Отдельные мнения прилагаются к делу, не останавливая его решения.

19. Предложенные в повестке дня дела Председатель не в праве своею властью снимать с обсуждения, препятствовать их решению или приостанавливать претворение в жизнь таковых решений.

20. В тех случаях, когда Патриарх признает, что принятое решение не соответствует пользе и благу Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса.

21. Когда в Священном Синоде рассматривается дело по жалобе на членов Синода, заинтересованное лицо может присутствовать и давать объяснения, при решении дела оно обязано оставить зал заседаний. При рассмотрении жалобы на Председателя он передает председательствование старейшему по архиерейской хиротонии иерарху из числа постоянных членов.

22. Все журналы и определения Священного Синода подписываются сначала Председателем, затем всеми присутствующими на заседании членами, хотя бы некоторые из них были и несогласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение.

23. Определения Священного Синода входят в силу по их подписании и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие само существо дела.

24. Председатель Священного Синода имеет высшее наблюдение за правильным прохождением дел в канцелярии Синода и в синодальных учреждениях и за точным исполнением принятых постановлений.

25. В обязанности Священного Синода входит:

Ссылка на основную публикацию