Деньги и церковь: камень преткновения духовности и богатства

Святые Отцы и Учители православной Церкви о ссуде денег под проценты

Камнем преткновения на поле критики православия всегда были социально-экономические вопросы. Как православные так и их недоброжелатели во все века задавались вопросами этики труда, вопросами отношения к земным благам и в связи с этим – к богатству и бедности, собственности.

В отношении социальных проблем христианская мысль не выработала той четкости в формулировках, которая так блестяще отточена в вопросах догматики. При всем старании мы не найдем в святоотеческом предании законченного богословского учения о труде и хозяйственной этике. Со дня своего творения человек был поставлен “возделывать” рай, но предпринимательская деятельность возникла с зарождением городов. Следы обитаемости Иерехона, по самым скромным представлениям, говорят нам о 9 тысячах годах, отделяющих нас от первого города. Те же следы говорят нам о том, что богатство и бедность шли бок о бок от самой зари цивилизации.

Но несмотря на отсутствие у отцов и учителей Церкви законченного учения по хозяйственной деятельности человека и общества, мысли христианских подвижников о труде, материальных благах и мысли по другим обширным социально-экономическим вопросам встречаются во многих их сочинениях.

Сейчас остановимся на вопросе, на котором нельзя не остановится, говоря об этике хозяйственно – экономической жизни в целом и тем более раскрывая тему этических норм предпринимателя. Это вопрос о ростовщичестве или ссуде денег под проценты. Обратимся к текстам православного предания. Ссуда денег под проценты была очень распространена еще в римской империи и, конечно, была известна всем отцами Церкви.

Они осуждают ссуду денег под проценты; потому что этот способ накопления капитала находится в явном противоречии со Священным Писанием. В связи с этим часто в их трудах цитируется стих 5 Псалма 14 – «Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек». В «Строматах» в середине II века по РХ Климент Александрийский, христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, ссылаясь на закон Ветхого Завета, запрещающий брать проценты с брата своего (Лев: 25: 35- 36: «если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или посланец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего. »; Втор: 23: 19: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост»), объясняет, кого считать братом и призывает быть щедрым. «Закон запрещает брать в рост брату; братом Он называет не только рожденного от одних и тех же родителей, но также того, кто принадлежит к тому же народу и к той же вере и при общем тому же Слову. Он объявляет справедливым не брать проценты на деньги, но с открытыми руками и помышлениями благотворить нуждающимся».

Василий Великий, церковный писатель и богослов IV века по РХ, употребив все свое красноречие в беседе на Пс 14, не только подвергает осуждению заимодавцев, но и старается у берущего ссуду отбить всю охоту это делать. Его поучения обращены к должнику: «Брать взаем — начало лжи, случай к неблагодарности, вероломству, клятвопреступлению. Ежели дающий взаем тебе друг, убойся потерять его дружбу. Если он враг, не подчиняй себя человеку неприязненному. Недолго будешь украшаться чужим, а после потеряешь и отцовское наследие. Теперь ты беден, но свободен. А взяв взаем, и богатым не сделаешься, и свободы лишишься. Взявший взаем стал рабом заимодавца, рабом, наемником, который несет на себе самую тяжелую службу. Псы, получив кусок, делаются кроткими, а заимодавец раздражается по мере того, как берет; он не перестает лаять, но требует еще большего. Если клянешься, не верит, высматривает, что есть у тебя в доме, выведывает, что у тебя в долгах. Если выходишь из дома, влечет тебя к себе и грабит. Если сокроешься у себя, стоит пред домом и стучит в двери, позорит тебя при жене, оскорбляет при друзьях, душит на площади. И праздник невесело тебе встретить, самую жизнь он делает для тебя несносною».

Святитель считает, что в долги впадают главным образом не бедные, а моты и расточители. Отточено остро он показывает жестокосердие богачей, которые преступают заповедь Христову о любви к ближнему, когда не дают взаймы без платы за несомый риск. Они тем самым еще и оскорбляют Бога, Который обещает воздать за всякое добро, оказанное бедному. «Ужели не захочешь, чтобы общий всех Владыка принял на Себя ответственность заплатить тебе? А ежели какой-нибудь богач в городе обещается заплатить за других, не примешь ли его поручительства? Но Бога не допускаешь платить за убогих? Отдай серебро, которое лежит у тебя напрасно, не отягощая бедного приращениями, и будет хорошо обоим — тебе, потому что серебро сбережется в безопасности, и взявшему у тебя, потому что он чрез употребление извлечет из него пользу. А если домогаешься прибытка, то удовольствуйся тем, какой получишь от Господа. Он за бедных заплатит и приращение. От Того, Который подлинно человеколюбив, ожидай человеколюбия».

Позиция святителя Иоанна Златоуста, архиепископ Константинопольский, богослова IV века, относительно ростовщичества очень категорична. Он считает тех, кто дает деньги под процент хуже вора и разбойника. Его тирания преследует должника постоянно. Златоуст в Толковании на Евангелие от Матфея называет ссуду оковами неправды и петлей. Он приводит в качестве аргументов, в том числе, доводы чести и общественного мнения. Указывает, что много есть способов честного приобретения.

Ростовщичество пустило глубокие корни в хозяйственно – экономической жизни общества. Отцы Церкви отчаянно боролись с этим пороком, их энергичная аргументация приобретала все новые формы, но это зло лишь все более укоренялась. И вопрос «дозволенных» процентов – стал в последствии вопросом социально – экономической политики государств, нравственных норм общества и этических принципов самих предпринимателей.

1. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений. Т.1 Кн.2 – М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2006.

2. Творенiя Василiя Великаго, Архiепископа Кесарiи Каппадокiйскiя. Ч.1. – Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1900.

3. Зейпель Игнац. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви: Пер. с нем./Предисловие С.Н.Булгакова. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом “Либроком”, 2012

О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве

«Церковь покупает свечки дешево, а продает их не по себестоимости, а в разы дороже! Где справедливость?! Какой у них, у церковников этих, навар-то получается, а?! И на что они его, интересно, тратят? На «мерседесы» для попов, понятно. И вообще, РПЦ — это финансовая компания, целью которой является отъем денег у бедного населения. Для этого и все проповеди о нестяжательстве. А сами-то — ишь как живут хорошо!» — такое мнение приходится слышать, увы, нередко. Мы не любим, когда пытаются заглянуть в наш карман, но зачастую не прочь взять на себя роль налогового инспектора в отношении других. И Церкви мы уделяем повышенное внимание — не в смысле следования учению Христа, которое она проповедует, а в смысле учета доходов-расходов. Честно говоря, «попы на “мерседесах”» — тема избитая. Ну, нет в мире столько «мерседесов», чтобы все наши священники на них ездили! Тем не менее строгий обыватель тянет дальше эту песню.

О том, откуда же у Церкви деньги, на что они тратятся, мы попросили рассказать священника Александра Лебедева, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Торгу) Вологды. Для интересующихся добавим, что сам священник ездил на службу на мотороллере — до тех пор, пока его не украли. Пришлось купить «форд» для общины.

— Церковь живет на пожертвования — это общее место, и это знают все. Поэтому ко всем денежным средствам, передаваемым Церкви, нужно относиться именно как к пожертвованиям, то есть — бескорыстно передаваемым. Никто не принуждает человека вносить пожертвования: пожалуйста, заходи в храм, молись, исповедуйся, причащайся, не тратя ни копейки своих денег. И ни один священник не вправе отказаться безвозмездно совершить любое священнодействие. Однако этому священнику нужно есть и пить, храм, в котором совершаются службы, нужно ремонтировать и содержать. Люди это понимают и вносят пожертвования на храм.

Одни бескорыстно жертвуют, другие бескорыстно священнодействуют — так в идеале, и такой идеал осуществим при одном условии — церковной десятине. Пусть каждый православный человек отдает часть своих доходов Церкви — и она вполне может жить, развивать свои социальные инициативы, весьма широко заниматься благотворительностью и раздавать свечки налево и направо каждому нуждающемуся. Может быть, когда-нибудь церковно-общественные отношения и придут к такой норме, пока же мы имеем то, что имеем. Практику фиксированных пожертвований.

Вообще «таксы» за исполнение треб, то есть богослужений по просьбе, по потребности людей (крещение, отпевание и т.д.), — это не церковное установление. В практику Русской Православной Церкви они были введены при Екатерине I. Это было частью весьма широкой компании секуляризации, когда государство отнимало церковные земли, вводило различные штаты содержания храмов и монастырей… За всеми этими мероприятиями просвечивает явное желание контролировать церковные доходы. Единожды поставленная в такое неудобное положение, Церковь не смогла от него освободиться до сих пор.

Сегодня государство не принуждает Церковь устанавливать определенный размер пожертвования, но роль ограничителя в деле возвращения к «ненормированному пожертвованию» играет неизжитая расцерковленность нашего народа. Вот один жизненный пример на эту тему. Некий священник решил предлагать в своем храме свечи не за «таксу», а за добровольный вклад: положил свечи, а рядом поставил ящик для пожертвований. На следующий же день свечей не стало, потому что по поселку прошел слух, что в храме свечи бесплатно раздают, и все поспешили запастись впрок. Вот каков духовный уровень большинства «верующих» людей. Так что Церковь всегда готова вернуться к нормальным отношениям пожертвования, а наше расцерковленное общество пока что нет.

О богатстве священников можно сказать следующее: священник живет так, как живет его паства. Если священник служит в столице и в храм его ходят банкиры — это один уровень пожертвований и, соответственно, доходов священника, а если храм сельский — то совершенно другой. А теперь ответьте на вопрос: большая часть людей в нашей стране сейчас живет богато или бедно? Вот ровно так же живут священники. Что-то не наблюдается вокруг храмов желающих в них поработать на постоянной основе, и это вполне объяснимо весьма скромным уровнем заработной платы. И священник в этом смысле не исключение.

А на что Церковь тратит деньги?

— На этот вопрос могу ответить как настоятель одного из городских храмов. Более половины наших расходов — это выплата заработной платы работникам храма (и всех сопутствующих этому налогов). Да, Церковь платит налоги государству, кормит его. Треть расходов — различные приобретения: те самые «свечки», а также иконы, литература, которые впоследствии предлагаются к распространению при сборе пожертвований. Значительный кусок церковного бюджета — это оплата коммунальных услуг, далее — сопоставимые с этим «куском» затраты по содержанию благотворительной трапезной и кроме того — воскресной школы. Добавьте сюда необходимые ремонты, поддержание в порядке коммуникационных сетей, канцелярские и прочие расходы, и вы увидите, что церковные деньги как вода в песок уходят. Кроме того — благотворительность и взносы на общецерковные нужды. Найти в церковном бюджете брешь размером со стоимость «мерседеса» — из области малонаучной фантастики. Во всяком случае, применительно к моему — центральному городскому храму.

Богатство Церкви — это миф. В свое время мне приходилось слышать о том, что для разорения Русской Православной Церкви достаточно предпринять только одну меру — передать на ее баланс содержание храма Христа Спасителя в Москве. (Весь комплекс храма — собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса.) Затраты по его содержанию сопоставимы с размером общецерковного бюджета! А теперь скажите: велик ли и огромен ли этот бюджет?

Церковь бедна, и бедна настолько, что более 90 процентов когда-то принадлежавших ей зданий представляют собой руины, вернуть и восстановить которые Церковь сейчас не в силах. Церковь только-только приходит в себя после страшных лет безбожия, которые буквально обескровили ее, она пытается встать на ноги. Большая часть священников и церковного народа — самоотверженные и бескорыстные люди. Другие вряд ли приживутся на церковной почве. Да, может и священник оказаться недостойным своего сана, но ведь и среди апостолов был Иуда, не по нему же мы оцениваем нравственный уровень апостолов! Вот и я предлагаю судить о священстве не по статьям в желтой прессе, а по реальным и, слава Богу, немалочисленным примерам простых русских батюшек, в которых соединяются добродушие, нестяжательность, самоотверженность, зачастую — бесстрашие и многое другое, что позволяет народу говорить о священстве как об особых людях и предъявлять батюшкам особо высокие нравственные требования.

Осуждает ли Христос богатство?

Случилось раз одному человеку, не из простых, не такому, как прочие, умереть. Что ж, со всяким бывает. Он первым делом на небо, и к окошку:

– Ну-ка, ты, с крылышками, мне приличный коттедж, чтобы со всеми удобствами и райскими причиндалами, чтобы райские птички пели погромче, ну, и амброзии, само собой… Давай-ка живо, шевелись, тебе говорят!

– Простите, согласно списку, вам не сюда. Вам вниз. Собирайтесь, вас проводят.

– Что??… Ты что несешь?… Конкретно, ты знаешь, с кем ты говоришь, ублюдок?? Ты хоть видел, какой я колокол заказал для о. Тимофея? Сколько отдал за паникадило для отца Агафона? Какую сумму зелеными откатил отцу Вячеславу?? Да вообще, я из тебя, выродок…

Лицо в окошке сохраняет полное благодушие:

– Пожалуйста, не волнуйтесь, собирайтесь. Деньги вам вернут.

…А вот и другая история, далеко не столь «легендарная». В 1988 году, в память 1000-летия Крещения Руси, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, возводили колокольню. Колокола для нее отливали в Голландии за огромные суммы: деньги собирали по всему миру.

Наш приход общими усилиями собрал средства на оплату небольшого колокола, фута в полтора. Когда колокола доставили из-за океана, мне как раз пришлось быть в монастыре, и меня попросили сфотографировать «наш» колокол.

Пробираясь по стройплощадке, где бок о бок выстроились новые колокола, и выбирая удобную точку для съемки, я уперся плечом в огромный колокол, чуть не с меня ростом. Случайно бросив на него взгляд, я с изумлением прочитал: «Дар Русской Церкви от семьи NN».

NN был нашим прихожанином. Я знал, что он человек обеспеченный, помогает храму и многим нуждающимся, – но чтобы такой колокол!… «Надо обязательно всем рассказать!» – было первой моей мыслью. Но, с другой стороны, – рассудил я, – если бы NN считал это нужным, он бы сам нашел способ уведомить прихожан о своем пожертвовании…

Фотографию «нашего» колокола-малютки торжественно повесили в приходском зале. А через пару дней кран поднял колокола на звонницу, и мое открытие осталось в тайне от всего мира.

Церковь имеет небесное измерение, имеет и земное. «Император основал пятьдесят монастырей и снабдил их всем необходимым… Король установил твердое жалование духовенству… Князь построил прекрасный каменный храм…», – читаем мы в исторических анналах. Церковь сегодня та же самая, но земная власть устроена совершенно по-другому. По-новому выстраивается и земное, материальное измерение Церкви.

Читайте также:  В чем разница Евангелия и Библии: основные отличия и особенности

Иеромонах Макарий Маркиш

Среди нас сегодня нет императоров, королей и князей, кто бы мог обложить всю страну налогом на устройство монастырей и храмов, на жалование духовенству.

Однако, во многих демократических странах (Греция, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Бразилия, часть Франции…) воля народа, выраженная его представителями в законодательных собраниях, утверждает и поддерживает именно такой налог в пользу традиционных религиозных организаций.В том числе, и Православной Церкви.

В подобных условиях финансовые проблемы церковной жизни – от многотонных колоколов, золотых куполов и восстановления разграбленных безбожниками национальных святынь, до оплаты счетов за газ и малярных работ – решаются просто и единообразно, не затрагивая ничьих персональных ресурсов, никаких моральных вопросов и коллизий…

Хорошо это или не очень? Должно ли так быть у нас в России, в сопредельных странах?… Заметьте: решение принадлежит не Церкви, а государствам, от которых Русская Православная Церковь так или иначе отделена.

Если законодательная воля народа предоставит Церкви такую регулярную финансовую поддержку, то она будет принята без всяких предварительных обязательств, с благодарностью, как принимается опущенный в церковную кружку трудовой рубль. Если же не предоставит – то материальная жизнь Церкви продолжится своим ходом, опираясь на финансовую поддержку каждого из нас.

Церковь, как многократно замечено, это все мы. Но все мы разные. Разные у нас способности, разные материальные возможности; разные у нас добродетели, разные и грехи…

Есть грехи воровства, обмана и мошенничества, уклонения от уплаты налогов и других нарушений государственного законодательства; а есть грехи зависти, клеветы и злобы, неуемной страсти оболгать и очернить каждого, кто богаче и успешней тебя. Какие из них хуже? – несуразный вопрос: все хуже. Но грехи второй группы приходится встречать существенно чаще, а избавляться от них существенно труднее.

Осуждает ли Христос богатство? Ответ однозначный: нет. Яснее всего это видно из Его знакомства с Закхеем, старшиной сборщиков податей в Иерихоне (если перенестись на российскую почву, он был бы не каким-нибудь чиновником налоговой службы, а баскаком, пособником оккупантов): «Днесь спасение дому сему», – сказал ему Спаситель, когда тот решил с избытком возместить незаконно изъятые подати и поделиться состоянием с бедными, хотя и не выразил ни малейшего намерения оставить свой образ жизни и источник богатого дохода.

Подожженный перед Русской Катастрофой пожар межклассовой зависти и злобы раздували не христиане: это было чёрное дело церковных иуд, которые, пользуясь поддержкой большевиков и невежеством народа, произвели в Церкви обновленческий раскол. Лишь благодаря подвигу святейшего Патриарха Тихона удалось быстро его преодолеть.

Как Евангелия, так весь строй церковной жизни, свидетельствуют с полной ясностью: угрозу представляет не само материальное богатство (или какое-то иное житейское преимущество), а зависимость от него.

Искажается иерархия ценностей; богатство и преимущества, деньги и вещи, дома, машины и яхты, связи и знакомства, призы, награды и премии, престиж, комфорт и пр. и пр. становятся самодостаточными и самоценными целями – а между тем, это всего лишь средства для успешного движения к подлинной цели и помощи ближним в этом движении.

Что касается финансовой поддержки Церкви, то руководство к действию настолько просто, что нет причин на нем задерживаться. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», – напоминает именно в этой связи апостол Павел, и слова его век за веком соединяют верующих людей всех сословий и классов в общем подвиге церковного строительства.

И сегодня, после семидесяти лет большевицкого разгрома, Россия поднимется из духовных руин благодаря молчаливой щедрости и самоотверженности своих детей. Кто еще не читал – прочитайте в Евангелии про пожертвования на храм: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела».

Две лепты вдовицы

Есть, однако, вопрос, на котором надо остановиться чуть подробнее. Часто задают его марионетки во время мозго-промывочных антицерковных телепрограмм; но, бывает, и реальные люди в реальной жизни с недоумением обращаются друг ко другу:

– Почему это у нас на храмах золотые купола? Почему это на куполах золотые кресты? Почему это на иконах драгоценные оклады? Почему это епископы и священники ездят на дорогих автомобилях? носят дорогие часы, ботинки, зонты и перчатки? служат в дорогих облачениях? говорят по дорогим телефонам? стучат по клавишам дорогих компьютеров?

Надо дать на него ответ простой и доходчивый, безо всяких обид, безо всяких извинений, точный и ясный. Например, такой:

– Это ровно потому же, что ваша жена носит золотое обручальное кольцо, мама поехала лечиться в санаторий, а дочка получает недешевое высшее образование – чему все мы вместе с вами, конечно же, очень рады. Это потому, и только потому, что люди у нас любят Христову Церковь и по своей любви, щедро и без принуждения делятся с нею своим благосостоянием.

И добавить к этому, как сказал Христос в аналогичной ситуации: «Иди и ты твори такожде».

1. – Камень моего преткновения

5.-“КАМЕНЬ” МОЕГО “ПРЕТКНОВЕНИЯ”.

Понятия плотский, душевный, духовный ( человек) – различны.

Самое верное представление о них можно почерпнуть только в духовной литературе: в Священном Писании и святоотеческих книгах – “Письмах духовным чадам” игумена Никона Воробьёва, например.

Плотскому и душевному человеку даётся термин “ветхие”, хотя плотский более груб, более материален, не имеет веры в Христа и о духовности не имеет никакого понятия.(См.Послание Галатам 5;16-25). “. плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся. “(Галатам 5;17). Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием” (1 Кор. 2; 14).

“Духовный человек судит о всём, а о нём судить никто не может”(1Кор.2;15). Духовный человек – стяжатель Духа Святого, строил в душе своей храм Божий: “. вы есте храм Божий и Дух Божий живет в вас” (1 Кор. 3; 16)

Понятно, что душевный человек – это человек светский, мирской.

Господь закрепил за каждым человеком свободу выбора пути. Человек сам должен решить, идти ли ему по пути воцерковления. Не каждый выбирает путь усиленного труда.

Духовный – человек – христианин не только лишь по факту крещения, а воцерковлённый и, я бы сказала, одухотворённый; ведёт особый образ жизни, соответствующий истинному христианину.

Нужно очень стараться, чтобы достичь истинной духовности: путь этот многотруден.

Высшая степень духовности – святость.Каждому человеку предопределено Небом право достижения святости, но не каждый спешит воспользоваться им! Далеко не всякий человек становится святым: только духовные человеки, угодники Божии, стяжавшие Святого Духа и построившие всеобъемлющий храм величайшей и глубочайшей души своей.

Вообще, мне думается, плотские человеки, особенно учёные, вовсе не лирического толка – такие важные. Считают себя главными: вот- главными и всё!

А ведь “мудрость мира сего есть безумие пред Богом. “(1Кор.3;19)

Лучшие из учёных уже догадались, что вся материя вместе с материалом, из которого они сделаны, – в руках Всевышнего. Господь же настолько Великодушен, что отщипывает им понемножку от Всеобъемлющего Разума Своего – для дела; худшие же из них тешут вверенным им ресурсом свою гордыню. Но предела познаниям нет – настолько обширен и беЗконечен Всевышний Разум!

Ум-то вообще даётся для чего человеку? Правильно: чтобы не умничать!

Хорош ум в разумных пределах, а иначе – “Горе от ума” Грибоедова. Ну, в самом деле, как же можно претендовать на Всеобъемлющий Божественный Разум!? Занять Его место что ли?!

Не-ет! Учёный – на службе у Бога! Как М.В.Ломоносов, например:

“Творец! Покрытому мне тьмою
Прости премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи. “

Про таких Божьих помощников и говорят не иначе, как “он – учёный от Бога!” или “он – врач от Бога”. Ну это , если , опять же, учёный разумный (умный в пределах разумного), а то ведь есть и такие. (вспомним “Гиперболоид инженера Гарина” Алексея Толстого!).

Вот я и думаю: бывает ли только белое или только чёрное?

Думается, у Господа Бога ещё и оттенки допустимы, а вот сколько человек добавит того или иного цвета в свой рисунок жизненный – дело каждого из нас, каждый сам и ответит перед Ним. Создатель наделил нас правом самостоятельного выбора во всём. Главное – соблюдать разумный баланс, чтобы гармонии не нарушить.

Видимо, встречаются иногда и материалисты с оттенком душевности: этакие “воздержавшиеся”, на всякий случай, от атеистических взглядов равно, как и от духовных тоже. Ни то – ни сё, что называется: “ни Богу свечка, ни печке кочерга”!

А, может, если воздерживается, то – не созрел ещё!? Пожалуй, есть надежда – дозреет, если успеет.

Вообще-то, я очень часто сомневаюсь. Думать стараюсь, убегая от преждевременной деменции. А Вы?

И что Вы думаете об одном персонаже небезызвестного сатирического произведения – представителе материалистической профессии – инженере, случайно оказавшемся на лестничной площадке перед захлопнувшейся дверью? От чего он страдал, судорожно прикрывая неприличное место мочалкой: физически от холода (тепло, вроде, было!) или от. стыда, беЗпомощности* и неловкости – чувств, как известно, вовсе не материальных, невидимых, хотя и способных извести человека напрочь?

Материалисты. (стесняюсь спросить) любовь признают или только рассуждают о ней до поры до времени, пока “кушать не хотца” или “жаба не душит” (помните, рассказ А.П.Чехова “Дачники”)?

А хирург, готовящийся к очередной сложной операции и молящийся перед иконой святителя Луки Симферопольского и Крымского, – к кому он себя относит – к плотскому, душевному или духовному, как Вы думаете?

Мне же довелось хорошо “познакомиться” с одним хирургом (да хранит его Господь, помощника Спасителя моего!).

Ну а сам святитель Лука, Божий угодник, кстати: мой нынешний большой друг и помощник (да не сумасшедшая я, уверяю Вас); в миру – Войно-Ясенецкий, русско-советский хирург-практик, учёный, автор научных трудов в области анестезиологии, гнойной хирургии, профессор, лауреат Сталинской премии; доктор богословия, духовный писатель(“Дух, Душа и Тело”) – кем был, по Вашему, в мирской нашей жизни, в годы репрессий и гонений “полюбивший страдание, так удивительно очищающее душу”?

У меня же имя святителя Луки не вызывает никакого сомнения: высшая степень духовности этого заслуженного Божьего Угодника – святость, и я приклоняю перед этим Чудотворцем колени.

Покорная слуга Ваша – кто, интересуетесь Вы.

Думается мне, малодушная душевная (возможно и не очень – если в светском понимании этого слова) потеряшка из недалёкого прошлого; по горло сытая мирской правдой; едва не ушедшая безвременно от изношенности сердечка, израненного и уставшего от долгого плутания по затоптанным мирским тропочкам; выведенная десницею Божьей из темноты сгустившихся сумерек к свету; следующая в настоящем за Спасителем своим по жизненному пути к единственной цели – Истине; не лишённая необходимой (допустимой) доли ума для земной жизни; пытающаяся жить просто, не мудрствуя лукаво; постоянно ведущая битву за духовность с единственным врагом своим – собой!

О сомнительности или самомнительности моего видения судить Тебе, Господи, – Твоя воля!

А моё дело – неуклонно шагать дальше по избранному духовному пути, преодолевая шаг за шагом “камень преткновения” – главный свой недостаток – множественные пережитки “ветхого” человека, чтобы приблизиться хоть чуть-чуть к своей, увы, довольно поздно мной определённой (вот если бы пораньше!) главной жизненной цели.

Одно утешает: мне на этом пути радостно, и с него я уже не сверну.

“Душе моя уж не боится смерти,
И паники средь ночи нет отныне.
Душе из пяток поселилась в сердце;
Слёз и печали нет давно в помине!
Живее голос зазвучал в хорах и соло.
Душе от радости, бывает, и поплачет;
Эмоций сильных утоляя голод,
Общается с Всевышним – как иначе.
Где не по силам – положась на Бога:
Не “кинет”, не предаст; а это значит-
Любая не страшна за Ним дорога.
Душе моя, да ты теперь богаче. ”
Благодарю, Господь, за благо, радость;
За чудные, прекрасные мгновенья;
За день в трудах и за ночную сладость;
За скорбь Души моей. За возрожденье!”-© –

С Божьей помощью. чего и вам желаю. Главное – не опоздать.

Почему Церковь берет деньги и другие неприятные вопросы

На днях нам пришло письмо: «Вы говорите на своем сайте, какая Церковь хорошая, но почему тогда батюшки ездят на дорогих машинах, а в церквях много золота?»

Что на это ответить?

Мы живем во время, которое можно назвать виртуальной толпой. Раньше, чтобы увлечь общество, достаточно было выйти на площадь и произнести убедительную речь. Сейчас — достаточно написать в социальной сети пост, который разойдется по тысячам читателей. Так рождаются предрассудки.

Церковь богатая, хотя страна бедная. Батюшки ездят на дорогих машинах. В церкви берут за все деньги. Вот лишь несколько отношений к Церкви, которое укрепилось в социальных сетях и части общества.

Мы собрали основные вопросы относительно Церкви и темы денег и постарались рассказать, как же все есть на самом деле.

Зачем Церкви деньги?

Деятельность Церкви, как и любой духовной общины происходит в миру — в социуме, который сложился вокруг. В мире есть деньги, которыми между собой расплачиваются люди, компании и государство. Иногда есть бесплатные услуги, но это лишь значит, что за людей в данном случае платит государство.

Бесплатного нет ничего, и ничего не может законным образом существовать в мире, не имея денег. Исключение составляет натуральное хозяйство — идеальный образ жизни, когда человек или община кормят, одевают и лечат себя сами, — но и в таком случае деньги необходимы: заплатить, например, налог на землю, которую община или дом занимают. На деле же даже самые «натуральные» общины используют в хозяйстве недорогие трактора, хозяйственные инструменты, покупную одежду. Лекарства и какие-то продукты тоже берутся в магазинах.

Читайте также:  Интересные и малоизвестные факты про Библию: факты, которые будут полезны верующим и атеистам

Хозяйство Никитского монастыря в Ярославской области.

Зачем деньги Церкви? Деньги помогают ей существовать. Каждый храм платит государству за свет (сотни лампочек в храме) и отопление. Деньги тратятся на ремонт и поддержку зданий в надлежащем состоянии. Храм закупает свечи и облачения священникам — по вековой традиции сложилось, что нужны облачения разных цветов, и все они стоят денег. Храм платит зарплату — священникам и тем, кто работает при храме — например, продавцу в книжной лавке при церкви.

Некоторые храмы устраивают воскресные школы — и иногда это отдельные здания, в которых также есть электричество и отопление.

Если это монастырь, то к хозяйственным расходам добавляются траты на питание. Жить натуральным хозяйством, — особенно, если обитель находится в черте города, — сейчас невозможно.

Высоко-Петровский монастырь, который расположен в самом центре Москвы.

А еще некоторые монастыри (реже — храмы) стараются иметь при себе небольшую редакцию, в которой к печати готовятся душеполезные книги. Например, такое издательство есть у Свято-Троицкой Сергиевой-Лавры или у Подворья Лавры в Москве. Продав эти книги, монастырь что-то заработает, но для начала книгу надо подготовить к печати, а это тоже деньги.

По сути, любая церковь и любой монастырь, каким бы высоким ни был уровень духовной жизни и степени аскетики в нем, нуждается в деньгах.

Церковь и деньги — история вопроса

Вопрос о том, нужна ли Церкви какая-то собственность или блага, не нова. Спор о церковном имуществе и землевладении известен на Руси с XV века. В то время преподобный Иосиф Волоцкий отстаивал право монастырей на владения, где бы трудились монастырские крестьяне, а преподобный Нил Сорский и его последователи («нестяжатели») учил, что монахи должны кормить себя сами и избегать роскоши в храмах.

Конечно, позиция преподобного Нила кажется предпочтительной, но тогда Церкви будет трудно заниматься благотворительностью: помогать неимущим, строить школы, организовывать летние лагеря, паломнические поездки и т.д — монастыри потеряют любую возможность помогать миру, кроме как молитвой за него.

Село Селихово в Тверской области вплоть до XIX века принадлежало Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Крестьяне обеспечивали главный монастырь страны частью необходимого, а монастырь давал крестьянам спокойное мирное существование и молитвенное заступничество.

Почему Церковь берет деньги за всё?

Прихожане дают деньги храму, потому что иногда это единственное, что они могут дать взамен. Храм и священник ничего не требуют взамен, но это естественный порыв души — как-то поблагодарить.

Взамен чему? Отблагодарить за что?

Практически для всех, кто приходит в храм — на службу или просто заглядывает в течение дня — это моменты сокровенные. Кто-то переживает искреннюю радость от молитвы, которую особенно глубоко ощущает именно в храме у икон. Кто-то — скорбит, кто-то — молится за здоровье. Кто-то надеется, что эта минутная сосредоточенность в храме перед иконой поможет в предстоящем деле. Отблагодарить — это естественный порыв души.

Кто-то благодарит тем, что помогает храму или монастырю — что умеет, то и делает. Остальные — деньгами и пожертвованиями (например, в виде покупки свечей), потому что для храма продажа свечей или плата за подачу записок — это существенная статья доходов, которая дает хозяйству не развалиться.

В храме горит свет — это потому что были проданы 1000 свечей. В храме тепло зимой — потому что были проданы свечи и пожертвованы деньги за записочки. Примерно всё именно так и есть.

Можно ли брать свечки в храме бесплатно?

Если вы придете в храм, то увидите, что на все установлены «цены». Свечи: от 20 рублей и больше. Записочки. Заказ молебна. Венчание. И так далее. Это магазин, спросите вы? Это пожертвование, ответят вам, и это действительно так.

Никто не будет поднимать скандал, если вы возьмете бесплатно свечу и уйдете. Если у вас нет денег — вы нищая старушка или погибающий бездомный — вам дадут свечу или записку бесплатно. Мы сами видели это много раз. Некоторые более или менее благополучные храмы или монастыри вообще имеют практику бесплатной раздачи свечей — например, мы видели это в Зачатьевском монастыре в Москве. Да много, где видели.

Собор Зачатьевского монастыря в Москве. Улица Остоженка. Метро Парк-Культуры или Кропоткинская

Мы так же знаем, что и Венчание и Крещение — священник может проводить совершенно бесплатно, если видит, что об этом просит семья, у которой очень тяжело с деньгами.

Вообще говоря, священник и так все молебны и Таинства проводит абсолютно бесплатно. А передать деньги — это естественный порыв души у человека. Например, священник приехал освящать нам дом. Его зарплата меньше нашей, у него три ребенка — я хочу его отблагодарить.

Пожертвования Церкви в какой-либо форме — это устоявшееся и естественное положение дел, которое совершенно искренне и без какой-либо «мысли» проживается «обеими сторонами».

Есть огромное число примеров, когда храмы и монастыри (практически все храмы и монастыри) по возможности помогают больницам, заключенным, нуждающимся — как могут и чем могут. Однако не афишируют это, не пишут в социальных сетях и никто про это не знает.

Но тот, кто не ходит в храм и не принимает участие в Церковной жизни, с этим не знаком и со стороны говорит, что «Церковь берет деньги и ничего не хочет делать бесплатно».

Батюшки и дорогие машины

Почему батюшки ездят на дорогих машинах? Почему они вообще ездят на машинах? Жизнь священника — это не только служба один раз в неделю. В некоторых храмах службы проходят несколько раз в неделю. Кроме служб, есть «требы» — ездить причащать больных или освятить квартиру или отслужить панихиду. Это могут быть десятки километров пути за день. Если я священник, я конечно могу ездить принципиально на автобусе, но тогда я никуда не успею, а в иные дни буду настолько замучен, что не смогу скрывать этого и это станет большой печалью для тех семей, куда я приезжаю.

А если я, допустим, настоятель в сельском храме, то иногда использую машину, чтобы привезти на ней что-то — очередную коробку свечей, или книги, или новую икону, или немного стройматериалов — и сэкономить таким образом немного.

Машина у батюшки это почти всегда хозяйственная необходимость, а дорогая машина — это почти всегда стечение обстоятельств, которое никакой корысти или стремления к комфорту не имеет.

В детстве родители водили меня в храм и церковную школу при большой городской больнице в Москве. Настоятелем храма был священник, который сейчас имеет сан митрополита. О нем рассказывали, что часто ночью он вставал и ехал на молебен умирающему или тяжелобольному человеку. Днем он ездил и помогал другим людям — организовывал работу сестричества и устраивал работу других благотворительных мероприятий.

У нас не возникло ни малейшего вопроса, когда кто-то подарил его храму дорогой автомобиль, в котором он смог ездить на пассажирском сидении. Мы только радовались, что наш любимый батюшка, который спит лишь несколько часов за ночь, сможет хотя бы таким образом — сидя в машине — немного отдохнуть, пока едет из одного места в другое.

И вот, он едет безумно усталый в машине, но если сфотографировать его для социальной сети и пустить фото по простору Интернета, все скажут — священник ездит на дорогой иномарке, в Церкви много денег, когда кругом одни нищие.

Некоторое время назад в социальных сетях прошла фотография, на которой улыбающийся священник был изображен рядом со внедорожником Subaru. Позже выяснилось, что у этого священника вообще нет личной машины, а внедорожник он на самом деле освящал, и сам снимок был сделан для владельца автомобиля: на память.

Почему священники не отдают подаренные машины?

Хорошо. Если дорогая машина это подарок, почему бы не отдать ее тому, кому она нужна?

С одной стороны, да. И есть великий пример: святой праведный Иоанн Кронштадтский, который жил перед самой революцией. Его, буквально, засыпали деньгами и подарками, но он умел всем этим правильно распорядиться: у него ничего не оставалось. Но это был святой и на самом деле та форма нестяжания являла собой одну из форм чудес, множеством числа которых он прославился. Вам дарят вещь, и вы должны от нее избавиться так, чтобы никого не расстроить и не смутить.

Автомобиль. Не совсем понятно, как это сделать. Вы приходите в храм и священник говорит: я дарю вам машину? Или он говорит: я знаю, у вас нет денег даже на отечественную машину, но я подарю вам дорогую, которую еще дороже содержать? Или: машина вам, конечное, не нужна, но я все равно ее подарю — не понадобится, продадите, заработаете денег?

Безусловно, если вдруг у храма или монастыря оказывается лишняя машина, то конечно же они стараются помочь тому, кому машины не хватает для хозяйственных нужд: соседнему монастырю, детскому саду и так далее. Но ситуация «лишнего автомобиля» достаточно гипотетическая, потому что машины, если и дарят, то тем храмам, которым она действительно крайне необходима.

Одному храму подарили внедорожник — это сделал богатый человек в благодарность о том, что батюшка своими советами направил этого бизнесмена на Церковный путь и помог сохранить семью. Он узнал про то, что у храма уже есть легковой автомобиль, но в него не помещаются облачения, аналой и прочая утварь, которая нужна для частых выездов на молебен. Он мог подарить УАЗ, но эта машина часто ломается и она неудобная — поэтому он не стал дарить такой автомобиль, а подарил иномарку.

Так в храме появился внедорожник, в который все теперь прекрасно помещалось и который обладал хорошей надежностью вкупе с прекрасными ездовыми качествами. За рулем этого внедорожника часто сидел диакон храма. И со стороны все выглядело так, что «священник ездит на дорогой машине» и никому ее не дарит.

Почему в Церкви много золота и всё такое роскошное?

Вообще, как такового золотого в храме почти ничего нет. Либо позолота, либо краска с позолотой. Но это правда: в Русской православной Церкви сложилась традиция благолепия в храмах и в архиерейской жизни. Это традиция пришла из Византии — Восточной части Римской Империи, которая осталась, после падения Западной Империи.

Однако исток внешней роскоши лежит не в желании показать богатство (чаще всего, устройство храма — это единственное благолепие, а все остальное в приходе — и домик священника, и быт его — это одна сплошная бедность), а еще одним, вот таким, способ прославить имя Божие или отблагодарить.

Вероятно, вам приходилось видеть в храме особо почитаемые (чаще всего, это чудотворные) иконы. Некоторые из них полностью завешаны цепочками и украшениями. Таким образом люди пытались отблагодарить Бога или святого за помощь — в излечении болезни или в разрешении трудной ситуации.

Главный храм женского монастыря Зосимова Пустынь в Подмосковье

Ни Богу, ни святым не нужны наши золотые цепочки, но благодарить — это естественное искреннее свойство нашей души. После молитвы у чудотворной иконы, ты, — уже отчаявшийся, — получаешь помощь, и потом всю оставшуюся жизнь стараешься благодарить и храм, и святого так, как можешь ты: денежкой или цепочкой, которую потом повесят на икону и эта цепочка напомнит другим про то, что помощь Господа непременно приходит по искренней просьбе человека.

Точно так же раньше богатые люди или властитель воздвигали храмы — в благодарность о том или ином случае своей жизни. Рождении первенца, избавлении от болезни, чудесном спасении жизни и так далее. Люди строили храмы и старались, чтобы они были как минимум аккуратными и красивыми, а если была возможность — украшали их драгоценными металлами.

И по сей день в селах и маленьких городах, территория храма — это самое ухоженное и аккуратное место, и далеко не каждый храм действительно имеет деньги на украшение. А когда имеет, то в этом нет демонстрации богатства Церкви, а просто — искренний порыв людских душ.

Храм святого Александра Невского в поселке Вербилки

Почему Церковь не платит налоги

Церковь освобождена от налогов на прибыль. Если бы вы посмотрели на финансовое положение большинства храмов, то поняли, что имея налог, они бы не сводили концы с концами.

Но представим: сводили бы. Налог на прибыль — это кассовые аппараты в каждом храме. На каждый кассовый аппарат нужна уже не простая бабушка и добрая прихожанка, а сотрудник. Отчетности и так далее Но главное: введение налога лишило бы храм возможности делать самое важное, что мы от Церкви собственно и ждем: при необходимости отдавать свечи или что-то иное бесплатно — ведь, все теперь на балансе бухгалтерии…

Церковь и деньги: что в итоге

Все вышесказанное не отменяет то, что в Церкви, как и в любом братстве, деле или профессии — той же медицине или полиции, — могут быть люди, которые не несут внутри себя долга или должной ответственности. Тогда появляется врач, который халтурит, или полицейский, который не защищает, а думает о наживе. И тогда мы с грустью (или, даже, раздражением) говорим о них, но в глубине души понимаем, что это не ущерб медицины или полиции, как явления в целом, а — ошибки конкретных людей…

Церковь сочетает в себе и небесное и земное — в том числе и людские слабости. Корыстолюбие свойственно не только мирским людям, но и некоторой части духовенства — но не всем, кто ездят на дорогих машинах. Действительно, возникает недоумение и смущение, когда Евангелие учит бескорыстию и готовности поделиться последним, но рядом — видимое благосостояние отдельных представителей Церковной иерархии.

Как на это смотреть?

Человек ущербен по природе своей и Церковь — не Рай на земле. Рай был на земле когда-то, но после грехопадения он остался только на небесах, и те, кто приходят в Церковь или служат в ней — стремятся к Тому, небесному, Раю. Стремятся по мере сил. Не осуждая никого, но смотря только на себя: печалясь, что сам не можешь жить, как дОлжно, и радуясь — что есть Христос, который протянет Свою руку всякому, кто всей душой тянется к Нему, и грехи будут прощены, и душа очистится, и тогда — по Благодати Святого Духа, — придет жизнь Вечная и душа обретет Покой и радость в непрестанном бытии с Богом… И на фоне этого абсолютно все, что происходит на земле вокруг — и слабости людские, и упущения, и недостатки — все они теряют какое-либо значение!

Читайте также:  Церковные соборы: что такое, история и решения, соборы русской церкви

Слава и Благодарение Господу за всё!

Деньги и духовность
Как привлечь много денег в свою жизнь

КАК ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ чтобы на всё хватало!
Ни в чём себе не отказывать!

ВСЁ ПРО ИНВЕСТИРОВАНИЕ
Знания и правила их применения

РЫНОК ФОРЕКС
Правда о рынке Форекс

ДЕНЬГИ И ДУХОВНОСТЬ

Начнём пожалуй, с констатации того факта, что овладение финансовыми инструментами, умелое обращение с деньгами – это удел немногих.

Подавляющее большинство человечества не может выбраться из бедности, а многие «счастливые» владельцы фабрик, заводов, газет, пароходов уничтожают себя своим богатством. Сей факт наводит на мысль, что ни тем, ни другим неведома истинная природа энергии денег, основные законы энергии изобилия, большинство из них даже не подозревают, что финансовое благополучие и саморазвитие, самосовершенствование человека – это взаимосвязанные процессы, что существуют простые, но надёжные правила обращения с деньгами, которые основываются на законах Природы (Вселенной).

Методы и правила, особенности характера, которые позволяют нам достичь финансового благополучия – это те же методы и правила, особенности характера, которые необходимы человеку для успешного саморазвития, самосовершенствования.

И если неукоснительно следовать этим правилам, с чётко поставленной целью, то финансовый успех становиться средством, которое позволяет нам осилить новые ступени саморазвития, стать более полноценной личностью.

Здесь, на начальном этапе, во главе стоит вопрос веры, веры в действенность этих законов. Есть такое изречение: «Надо увидеть, чтобы поверить? – Нет! Надо поверить, чтобы увидеть!» Каждый из нас имеет собственное мнение о мире, в котором он живёт, у него сложились определённые устои, жизненная позиция, принципы, которые подавляющее большинство менять не намерены, своего рода некая косность личности. Но именно гибкость, готовность меняться, стремление к познанию, способны вывести Вас на иной уровень жизни.

Как я уже сказал, каждый из нас живёт в своём мире. Какой он? В нём много приятного или он полон разочарований? Полон изобилия? Или оно только для избранных? Вам чаще встречаются добрые, отзывчивые люди или наоборот? – Всё зависит от Вашего личного опыта, и каждый из нас уверен, что вполне объективно оценивает окружающую его действительность. Как раз в этом и есть главное заблуждение. МЫ ВИДИМ МИР НЕ ТАКИМ КОКОЙ ОН ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ, А ТАКИМ, КАКОВЫ МЫ ЕСТЬ (через призму своих, чаще всего не совсем объективного восприятия Мира)!

Проблемы, неурядицы, возникающие в нашей жизни, воспринимаются нами, как нечто внешнее, отдельное от нас и мы прикладываем все усилия, чтобы изменить обстоятельства, вызванные внешними факторами, посредством опять же таки внешнего, физического воздействия. На самом деле мы можем изменить их, изменив своё к ним отношение, мысли, а за ними и поступки, действия и в итоге конечный результат этих действий. Мы забываем, что действие, которое создаёт обстоятельство, реализуется только после того, как у нас родилась мысль, мысли первичны, а действия вторичны. Изменив восприятие, мысли, мы изменим действительность. Внешнее равно внутреннему, внутреннее равно внешнему.

Наши мысли представляют собой вибрации энергии, а усиленные нашими эмоциями, оседают в подсознании. С этого момента они перерастают в убеждения, вибрируя в нашем теле, притягивая в нашу жизнь обстоятельства и людей, которые соответствуют нашим убеждениям, сложившимся за многие годы. Т.е. каждый человек своими мыслями формирует будущее, выбирая мысли он, выбирает себе жизненный путь. Мысли человека представляют собой самый важный фактор в его жизни и человеку необходимо научиться контролировать свои мысли. Много Вы уделяете внимания своим мыслям? – А как жизнь, успехи, достижения? – То-то и оно!

Если Вы внимательно прочитали всё вышеизложенное, то вывод в сжатой форме может звучать так: попытки изменить внешние факторы (поменять работу, необходимость трудиться от зари до зари ради куска хлеба, отказаться от проблемного общения и т.д.) всегда будут контрпродуктивны, до тех пор, пока Вы не измените своё восприятие, свой внутренний мир.

Необходимо тщательно исследовать все Ваши убеждения относительно денег (например: деньги обходят меня стороной, богатство это удел избранных, много денег портят человека, или же – деньги приходят ко мне легко и непринуждённо, я всегда радуюсь финансовым успехам других людей, много денег не бывает), определите, какие из них вам не нравятся, нежелательны или вредны, одновременно сформируйте убеждения, наиболее подходящие Вам. Затем, используя всю свою силу воли, мощь разума, иногда вопреки логике, осуществите смену убеждений и возьмите управление судьбой в свои руки. Но мероприятие это не разовое, необходима ежедневная, упорная работа над собой.

Вы готовы? – Тогда выбирайте действительность и работайте со своими мыслями и убеждениями. У Вас всё получится, придёт благополучие, изобилие, здоровье – Вы убедитесь, что это действенно, это очень просто, ведь Вашу жизнь определяет Ваш внутренний мир и только от Вас зависит выбор в каком мире Вам жить, полном изобилия, любви и благополучия или же лишений, ненависти и разрухи.

Если Вы хотите, чтобы Вашими постоянными спутниками были финансовый успех, благополучие, процветание, то для привлечения денег Вы должны внедрить в своё подсознание соответствующие программы, убеждения. Убеждённость в благополучии и процветании будут привлекать в Вашу жизнь возможности, ситуации, людей, чтобы реализовать выбранную Вами действительность. Привлечение денег в вашу жизнь, можно начать с изменения Вашего к ним отношения. Также читайте статью «Магнит для денег. Быть магнитом для денег – это просто» .

Убеждённость в неудачливости, нехватке, бедности создаёт соответствующие вибрации, которые входят в резонанс со страхом, разочарованием, ожиданием самого худшего, притягивая в Вашу жизнь всё то, что соответствует этим эмоциям.

В каждом из нас, особенно у тех, кто был воспитан на идеалах СССР, глубоко укоренились мысли, убеждения, стереотипы, когда о деньгах говорить было некомильфотно, когда люди состоятельные подвергались остракизму, презрению. Молодые люди, избежавшие «промывки мозгов» советской пропагандой, в меньшей степени имеют подобные убеждения, если конечно же родители имеющие подобные убеждения не приложили руку к их формированию у своих чад. Внутренняя свобода, отсутствие деструктивных программ относительно денег, помогает им быстро обрести свой путь, достичь своих целей наиболее эффективным способом. Они обладают необходимыми практическими знаниями, уверенны и непоколебимы в своих устремлениях, при условии, что у них исключительно позитивное отношение к деньгам.

Итак, наша задача, для привлечения денег – научиться генерировать в позитивном ключе мысли и убеждения о деньгах, предметах роскоши, т.е. психологию богатства, психологию процветания. Если Вы видите нечто гламурное, драгоценное, прекрасные виллы, автомобили, яхты, то не зацикливайтесь на том, что не Вы обладаете всем этим. Наслаждайтесь, радуйтесь этому всему великолепию, радуйтесь, что это всё есть, радуйтесь за людей, которые добились всего этого, примите своим сознанием мир изобилия. Энергия денег и Вселенная, получив положительный импульс в виде позитивных мыслей и эмоций, реализует принцип: «Подобное притягивается подобным». Вы начнёте получать свои деньги в большем количестве, нежили раньше, пусть это не те суммы, о которых Вы мечтаете, но велика беда начало. Не упустите свой шанс, Вам обязательно нужно продемонстрировать готовность к принятию изобилия, культивировать в себе ростки психологии богатства.

Принимайте всё, что Вам даётся свыше, благодарите за всё и Ваше благосостояние будет неуклонно расти. Так выглядит в действии психология богатства.

Вы, наверное, слышали, что всё в нашем мире имеет собственно энергоинформационное поле, а не только одушевлённые (живые) существа и деньги здесь не исключение. Деньги – очень мощная энергия, они очень ценят доброе отношение, заботу. Поэтому для привлечения денег в свою жизнь, относитесь к ним с уважением, но без привязанности. Следите, чтобы купюры в кошельке не мялись, раскладывайте их по достоинству, лицевой стороной к себе. Всегда следите за своей речью, говорите о деньгах только хорошие слова, откладывайте деньги только на развитие, позитивные инвестиции, никогда не откладывайте на «чёрный день» – в этом случае есть вероятность того, что он настанет. Воспитывайте в себе привычки, поведение обеспеченного человека (чувство достоинства, речь, умение держать себя в обществе – люди должны быть на сто процентов уверены, что Вы состоятельный человек).

Не жмитесь, чем больше Вы будете отдавать (покупки для себя, милостыня, чаевые и т.д.), тем больше будете иметь. Получайте деньги с любовью и радостью, расставайтесь с лёгким сердцем, создавайте движение денег. Будьте щепетильны и честны с деньгами. Ошибки продавцов при выдаче сдачи воспринимайте как тест для себя. Оно так и есть – Высшие силы регулярно тестируют нас «на вшивость». Знайте, Ваши действия никогда не останутся без последствий, т.е. потери будут неадекватны весьма сомнительной выгоде.

Если Вы ставите своей целью достижение оглушительного финансового успеха, оперировать большими суммами денег, то должны возвести эту цель на фундамент высокой духовности, доброты, порядочности. Деньги имеют неограниченные возможности творить добро, а не только продуцировать материальные блага и удовольствия для избранных.

Если Ваша цель достижения финансового успеха зиждется на желании получить возможность сделать мир лучше, добрее, комфортней, то Вам будет дано почувствовать, в чём состоит благо, которое достигается наличием денег. Если это чувство не придёт к Вам, то возможность стать счастливым обладателем крупного капитала не исключается, но для этого придётся приложить немалые усилия, очень часто жертвуя общепризнанными человеческими ценностями, и опять же таки только в том случае, если у вас нет негативных программ относительно денег. Если деньги для Вас средство сделать ВАШ мир лучше (при постановке цели заработать необходимую сумму, Ваше желание должно быть экологичным, т.е. не наносить вред Вашим близким, обществу), то Вы сможете намного легче заработать необходимую Вам сумму, нежели в том случае, когда деньги выступают средством для достижения неких неблаговидных целей. СВОЙ ЛИЧНЫЙ УСПЕХ ВСЕГДА ПЛАНИРУЙТЕ В ТЕСНОЙ СВЯЗИ С ПОВЫШЕНИЕМ БЛАГОСОСТОЯНИЯ БЛИЗКИХ ВАМ ЛЮДЕЙ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ, в таком случае Вы быстрее его достигнете и с наименьшими потерями.

Для привлечения денег, лелейте в себе веру в то, что деньги несут добро, а Ваш успех несёт в мир позитивные перемены. Многое, если не всё позитивное, что происходит в мире, обязано сочетанию денег и высоких духовных целей. Всегда думайте о том, что Ваш финансовый успех предполагает широкие возможности помочь людям. Таким образом, Ваша цель, долг, обязанность – преуспеть.

Если же Вы не сможете правильно расставить приоритеты, поставив во главу угла цели, которые могут нанести вред обществу, то путь к большому успеху, будет очень тернистым и достижения будут неадекватны потерям.

На пути по достижению финансового благосостояния избавляйтесь от эмоций, которые являются признаками психологии бедности. Одна из них – это зависть к более преуспевающим, удачливым. Завистливый человек, живущий в нужде и бедности, таким и останется, даже если предоставить ему большую сумму денег, т.к. его сознание настроено на бедность, а не на изобилие – деньги уйдут как вода в песок. Был проведён эксперимент, в котором группе малоимущих людей создавали все условия для успешной, благополучной жизни. Им открывали счёт в банке на солидную сумму, предоставляли престижное жильё, хорошо оплачиваемую работу. В итоге все участники эксперимента остались, без денег, без работы, с ещё большей неистребимой неприязнью к обеспеченным, преуспевающим людям.

Американский миллиардер Дональд Трамп, напротив, несколько раз терял всё до последнего цента и всякий раз добивался прежнего благосостояния. Какое между ними различие? – Один уверен, что его удел – бедность, нищета, а другой знает, что он миллионер по сути своей. Только от Вас зависит, чего в жизни будет больше – богатства или бедности. Если Вы негативно воспринимаете деньги, благосостояние (своё или чужое), то никогда этого не получите.

Контролируйте свои мысли и эмоции, не выстраивайте преграды из зависти, гнева, страха, научитесь распознавать их и менять полярность, т.е. почувствовав зависть к кому-то, измените программу зависти на радость за успех и благополучие этого человека.

Как стимулировать появление в своей жизни счастья, здоровья, удачи, денег? Как привлечь много денег в свою жизнь? – Освободите прощением своё сознание от тяжёлого груза обид, претензий, создав место и условия для позитивного восприятия мира. А позитив будет продуцировать в Вашей жизни счастье, здоровье, удачу, деньги.

Да, Ваш обидчик был неправ, но в сотый, тысячный раз, переживая эту ситуацию, Вы наказываете только себя, теряя огромное количество жизненной силы. Спокойно реагируйте на любые конфликты, отвечая на зло и ненависть, тем же, Вы их только усиливаете. В обидах и унижениях не ищите виноватых – подобные ситуации создаются Вселенной для Вашего исправления, чтобы из наказания (общепринятое понимание), Вы извлекли урок, поняли для исправления какой негативной мысли, эмоции была создана подобная ситуация. Поняв это и поменяв мысль, эмоцию, такие ситуации будут всё реже встречаться в Вашей жизни. Извинитесь перед обидчиком, извинитесь за свои мысли, эмоции, ведь это Вы своими мыслями, эмоциями притянули его к себе, чтобы он Вам наглядно продемонстрировал, что в них нет ничего хорошего. То, что он Вас обидел, не его вина, поймите это и простите его. Не разрушайте себя негативом, освобождайтесь от прошлых обид прощением, тем самым создавая условия для привлечения в свою жизнь счастья, здоровья и финансового благополучия.

И в заключение – много денег не бывает, настоящее процветание предполагает наслаждаться деньгами и теми благами, которые они дают, но более значимыми являются духовные основы Вашей жизни, последовательное использование денег во благо общества. Настоящее процветание – это наслаждение изобилием и возможность творить добро в этом мире.

То, что Вы сейчас прочитали, можно было бы коротко озаглавить: «Деньги и Духовность», а существует ещё огромный массив информации, практики и опыта в сфере денежного обращения и это всё надо знать. Для прояснения, читайте последующие статьи рубрики «Деньги» и подрубрики «Деньги – Концепция» на этом сайте.

Ссылка на основную публикацию