Духовная пища: что такое и для чего нужна, источники, что значит

Духовная пища

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.

Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.

Ничего от нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое, животворное слово Его и исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да. Он подает нам пример Собою всякой добродетели. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я, – говорит Господь, конечно в пределах возможного (Ин. 13, 15). Вы не можете исцелить? но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовыо, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь и прочее.

Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.

Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).

Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о нетленной, дающей жизнь вечную душе, – именно о причащении пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью.

Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).

Пища для чрева и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит (1 Кор. 6, 13). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которой питается бессмертная душа наша, – о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия и о молитве общественной и домашней. Хлеб живота вечнаго да будет ми тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная кровъ, и недуг многообразных исцеление (канон ко святому причащению, песнь 1, тропарь 1). Аминь.

Что такое духовная пища?

Для нормальной работы организма человеку требуется питание. Но люди забывают о том, что помимо телесной пищи, существует еще и духовная. Итог подобного пренебрежения наблюдается повсеместно. Бездумная гонка за материальными благами, что оставляет после себя только пустоту в душе и расстройства психики.

Пища для души – это размышления о вопросах Бытия. Чтобы расти духовно, необходимо знать, что духовность является внутренним достоинством, которое никак не выражают. Она проявляется сама в необходимое время. Для начала измените мысли, разрушьте старое мировоззрение. А чтобы построить новое придется потратить гораздо больше времени. Каждый человек, как строитель, рано или поздно приходит к познанию истины.

Искусство является духовной пищей народа, оно необходимо каждому. Один найдет «питание» для души и разума в посещении музеев и галерей, другой – в театре и кино, а третий в прослушивании классической музыки.

Духовная пища на каждый день

Спросите у кого-либо о том, что такое духовная пища на каждый день, а также, что такое телесная пища. Скорее всего, вам ответят на последний вопрос, а на первый последуют философские рассуждения. Это предсказуемый результат, ведь о потребностях тела мы узнаем благодаря сигналам органов, а вот о требованиях души ничего не сообщает. Помимо этого, нельзя говорить, что потребности в пище для души у всех совпадают. Правильнее предполагать, что истинные интеллектуалы или рабы инстинктов нуждаются в такой пище меньше людей религиозных и духовно развитых.

Но, чем же можно подпитывать свою душу? Истинные христиане скажут, что лучшей пищей для души является Библия. Сторонники других конфессий отметят собственные священные книги. В этом есть доля истины, но не ограничивайте себя чтением только духовной литературы.

Подпитка есть в чем угодно – кино, музыка, картины, скульптура, театр и многое другое. Но стоит серьезно подходить к выбору духовной пищи. Современная эстрада и бульварное чтиво вряд ли можно назвать пищей для души. И дело не в том, что определенное направление имеет больше духовности, а в очень малой крупинке творчества, которая содержится в подобных продуктах.

В остальном нет ограничений. Один человек найдет пищу для души в мантре или церковном пении, а другой – в стихотворениях любимого поэта и классической музыке.

Что такое пища для ума

Как уже упоминалось, мы немало внимания уделяем процессу удовлетворения физиологических потребностей, но и пище для ума почти не задумываемся. Здесь дело не в плохих способностях интеллекта, а в лени человеческой – пичкать ум веселыми материалами легче, чем думать над прочитанным. Но что такое пища для ума?

Человеку постоянно требуется еда и вода, а информационный голод также важно вовремя удовлетворять. Мы умеет распознавать некачественную пищу для тела и разума, но в первом случае это гораздо легче. Но существует общий признак, который объединяет 2 случая: неправильное питание кажется людям более приятным, чем здоровое питание.

«Быстрая» еда для ума бывает разной, но один принцип объединяет это: ее легко поглотить, для ее усвоения не требуются усилия разума. Такое питание – это все что угодно: журналы, веб-сайты, игры для ПК, передачи на ТВ и т.д. Мы поглощает информацию оттуда без усилий. Мозг в такие моменты спит. С течением времени напряжение мозга дается труднее, в итоге человек теряет умение видеть ситуацию с разных сторон, принимает за истину каждый придуманный факт. Так люди превращаются из мыслящих существ в передатчики чужого мнения.

Но что отнести к полезной умственной пище? Книги? В некотором роде да, но и среди книг попадается «быстрая» и некачественная пища. Детективы, любовные романы, фантастика с похожими сюжетами не могут стать зарядкой для разума. На их написание тратится меньше месяца, у автора просто нет времени для создания качественного продукта.

Вы скажете, что к детективам это не относится, ведь в них приходится думать. Это так, если имеются в виду качественные произведения. Остальные похожи на сканворды: если разгадать пару, то остальные уже неинтересны, поскольку все вопросы повторяются. По этой причине важно выбирать литературу, которая заставляет задумываться. Для кого-то таким чтением станет классика, для другого – научные издания, а третьему сложнее даются учения философов.

Так что выбирать головоломки необходимо согласно личным предпочтениям. Это же относится к телепередачам, ресурсам Интернета и остальным источникам информации. Помните и о культуре восприятия информации, если вы не привыкли задумываться над прочитанной книгой, то пищу для разума вы не отыщете найти нигде.

ДУХОВНАЯ ПИЩА

Чтение для души есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями.

ЕВАНГЕЛИЕ

Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. (Ин.7:37).

Беседа с самарянкой

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (Ин.4:7-15).

Апостол Петр

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь (1Петр.2:1-3).

Приобщение духовной пищи

Посему, в какой мере всякий из нас должен веровать, подвизаться, стараться о житии во всех отношениях добродетельном, и ожидать с упованием и великим терпением, что ныне еще сподобится приять он внутрь души своей силу с небес и славу Святого Духа, чтобы тогда, по разрушении тел, иметь нам, что облекло и оживотворило бы нас? «Аще точию» облечемся, как сказано, «не нази обрящемся, и: оживотворит мертвенная телеса наша, живущим Духом Его в нас».

Блаженный Моисей в той славе Духа, которая покрывала лице его, так что ни один человек не мог взирать на оное, показал нам образ, как в воскресение праведных прославлены будут тела святых тою славою, какую души святых и верных здесь еще сподобляются иметь внутри себя — во внутреннем человеке. Ибо сказано: «мы вси откровенным лицем», то есть внутренним человеком, «славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Тот же Моисей, как написано, «четыредесять дней, и четыредесять нощей хлеба не яде, и воды не пи» (Исх. 34:28); но телесной природе невозможно было бы прожить столько времени без хлеба, если бы она не приобщалась другой духовной пищи и сей-то пищи души святых еще ныне невидимо приобщаются от Духа.

Чтение есть духовная пища

Телесная пища для поддержания наших сил то же, что чтение для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями. В Свя­щенном Писании излагается все, что должно делать и чего не должно. Оно есть одно из главнейших средств для научения, для обличения, для исправле­ния, для наставления в праведности (2 Тим.3:16). Для того дано наставление Писаний, чтобы совершен был «Божий человек». Слово Божие приводит блуждающий ум в собранность.

Читайте также:  Шестопсалмие: текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят

Священное Писание есть духовная пища

Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо.

Здесь (в Писании) можно хорошо узнать, как скор на помощь нам Промысл Божий, узнать мужество праведников, благость Владыки и обилие воздаяний. Им-то можно возбудить себя к соревнованию и подражанию любомудрию доблестных мужей и не дать себе ослабеть в подвигах добродетели, но твердо полагаться на обетования Божии и прежде их исполнения.

Нечестивые не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают.

Как ароматы издают благовоние не по количеству своему, а по своей природе, так и Божественные Писания не множеством слов, но силою содержащегося в них доставляют нам всякую пользу.

Аромат благовонен и сам по себе, по своему свойству, а когда бросишь его на огонь, тогда он обнаруживает всю свою приятность: так и Божественное Писание весьма приятно и само по себе, а когда оно проникнет в нашу душу, как бы попав в кадильницу, тогда наполняет весь дом благовонием.

Как пчелы приготовляют свои соты из многих и различных веществ, но придают им один вкус, так и мы в сотах Священного Писания, составленных многими и различными пророками, найдем и почерпнем одно общее учение.

Слово, произнесенное от Божественного Писания, сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное.

Оно приводит нас к Богу и отверзает путь богопознания, оно производит овец, оно охраняет и не позволяет приходить волкам. Подобно какой-либо надежной двери, оно заграждает вход еретикам, поставляет нас в безопасности от всего, и не позволяет впасть в заблуждение. И если мы сами не откроем этой двери, то будем недоступны врагам. По ней мы распознаем всех — как пастырей, так и не пастырей.

Источник света — Слово Божие

Будучи исполнено света и источая свет, оно просветляет и озаряет души верных. Само из себя и само по себе оно светит и пользующихся им просвещает; и не просто души верных просвещает, но и сообщает им имя света.

Как имеющий у себя закаленную сталь, так и знающий послания апостола Павла бывает силен; как владеющий острым мечом, так и этот бывает неприступен.

Слово Божие — это жемчуг, сияющий через все, выражающий много силы не во множестве речений, но в их краткости. Но будьте внимательны, и вы увидите, сколько сокровища открывает нам эта сила изречения.

Слово Божие — питание души

Для созданной по образу мироустроителя — Слова, почтенной разумом и удостоенной разумной свободы, что может быть естественнее слова, питающего ее (душу), наставляющего и быстро возвращающего к ее собственному достоинству?

Если звери легко уступают заклинаниям чародеев, — чему удивляешься, что слова Христа быстро изменяют дикую душу в тихую и уравновешенную?

Иные хвалятся собеседованием с вельможами, начальниками и царями, а ты хвались перед ангелами Божиими, собеседуя со Святым Духом через Божественное Писание, потому что Дух Святый через него говорит.

Как труба, звуча во время войны, воодушевляет молодых и храбрых против неприятелей, так и Божественные Писания возбуждают твое усердие к добру и укрепляют в борьбе со страстями.

Рост духовный

Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершено мужа, в полноту разумных понятий, таким же образом и рожденный свыше водою и Духом должен быть возведен не в младенчество духово возраста, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духово возраста.

Всё дóлжно делать с рассуждением и страхом Божиим. Когда тебе случается пойти куда-нибудь, не ожидай найти там покой, и ты не смутишься, а когда, возмечтав найти его, не найдешь, то будешь злословить принявшего тебя к себе, но злословие есть смерть души. Благодари за всё, ибо в сем состоит духовная и душеполезная пища и покой.

Священноинок Дорофей

Поучение о чувствах душевных и телесных

Во всякой пище духовной одна закваска – благодать Духа Святого. Но разный вкус имеет слово для разума. Вот – простая, однообразная, умеренная и удобовразумительная пища духовная, вдоволь насыщающая и услаждающая душу. Понимающий да поймет сказанное.

Начало всему – человеколюбие Божие к роду людскому, неизреченное и бесконечное. Ибо даровал Бог людям чувства душевные и телесные. Душевные же чувства таковы: сознание, мышление, речь, воображение, восприятие. А телесные чувства таковы: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. С их помощью и совершаем добродетели, душевные и телесные.

И написаны были по воле Божией книги. Чтоб над книгами размышлял человек и учился. А начало духовной мудрости – страх Божий. Страх рождает веру. Вера рождает надежду, надежда рождает любовь к Богу и к людям. Любовь рождает милосердие, послушание,терпение и многое другое. Терпение рождает послушание и всякую добродетель, ибо оно источник всех добродетелей. Послушание рождает упование. Упование кладет основание посту. Пост рождает чистоту душевную и телесную, и безмолвие. Безмолвие рождает воздержание, молитву, слезы и отсекает всякое злоязычие. Воздержание рождает бдение, молитву, бодрость, умиление, слезы, трезвенность и многое другое. Плач рождает страх Божий и бескорыстие. Бескорыстие рождает правду и всякое коварство отсекает. Правда же светлее солнца. Ибо правда – это Сам Бог. И все праведные, как солнце, воссияют правдою и бледностью своей телесной от всяких бед и страданий, и жизнь вечную обретут. Молитва рождает трезвость ума, рассудительность, прозорливость, слезы, радость. Слезы рождают смирение сердечное и кротость. Смирение рождает смиренномудрие, прозорливость, скромность. Смиренномудрие отсекает горделивое высокомерие, самомнение и тщеславие, и взращивает плод духовный. От этих добродетелей исчезают все страсти, душевные и телесные. И мало-помалу возрастает в нас благодать, и мы достигаем совершенства и спасаемся. Телесно здоровым, терзаемым плотскими страстями, следует стяжать все эти добродетели. А немощные, живущие в них с помощью Божией, ни в чем так не нуждаются, как в святом смирении и молитве Иисусовой, и благодарении, которыми все эти добродетели неиссякаемо наполнены.

Наполняет все тело его некая духовная пища и радость светозарная

Молитва отрешает от всех помышлений настолько, что все мирское кажется прахом и пеплом. Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек. Не желает ни красот, ни наслаждений. Забывает и самого себя и всех, живущих на земле. Когда действием духовным потечет молитва Иисусова в душе, уме и сердце человека, тогда, подобно Божеству, с ним пребывает постоянно, непостижимым соединением, течением своим напояя его лучом небесного Света. И когда ум его сподобляется почувствовать эту радостьи славу грядущего блаженства, тогда и себя забывает человек, презирает и жизнь свою, и все земное, как вкратце говорил и раньше. И не принимает после этого стремлений ни к чему мирскому и никаких желаний. Поскольку неожиданно радость загорается в нем и сладость неумолкающая, заменяя пищу языку его и утробе. Ибо постоянно вскипает из его сердца радость и некая сладость. И всего целиком вдруг охватывает человека на время, и какое-то время пребывает в избытке. Наполняет все тело его некая духовная пища, аасамна, и радость светозарная. И языком телесным невозможно это выразить и передать. И, помня об этом, всё в нынешнем веке считает человек пеплом и землею, прахом и сором. И когда находит на человека эта радость и пища, властно наполняя всё тело его, тогда Царство Небесное представляется ему не иным чем, как именно этим.

Преподобный Макарий Оптинский

Чтение духовных книг питает душу так, как физическая пища питает тело

Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию; и познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренные Бог призирает (Пс. 112:6) и дает им Свою благодать (Притч. 3:34)

Знакомство с духовной пищей

Знаком ли вам термин «духовная пища»? А вдумывались ли вы в суть этого понятия и в то, что под ним подразумевается? Почему различные источники по саморазвитию и совершенствованию личности часто пишут о духовном развитии как пище для ума и человеческой души? Первое, что приходит в голову, когда мы слышим словосочетание «духовная пища», — размышление о высоком, чтение богослужебных книг, занятие творчеством, приобщение к культуре. То есть все то, что делает нас воспитанными, образованными, позитивными. Отчасти это так. Но давайте сформулируем более полное определение, чтобы стало ясно, какое это имеет значение.Духовная пища — это:

  • все высшие ценности нашего мира (культура и искусство), способные открыть в человеке индивидуальные созидательные, культурные, духовные внутренние резервы, позволяющие гармонично существовать в социуме;
  • личные достижения, достойное применение таланта, собственные умения, без которых невозможно представить целостный образ индивидуума;
  • поиск ответов на вопросы человеческого существования через восприятие предметов, представляющих исторический интерес (посещение музеев), походы в театры и кино, прослушивание классической музыки и т. д.

Нет необходимости объяснять, что интересы у всех различны, поэтому инструменты для своего эволюционирования каждый выбирает сам. Одни увлекаются чтением священных книг, и это приводит их к прозрению, другие — более активные — творят сами, максимально используя свой творческий потенциал.

Источники духовного развития

Мы ежедневно заботимся о том, где достать самые свежие продукты, чтобы получить от еды удовольствие и пользу. Это позволяет человеку нормально функционировать в течение дня, чувствовать бодрость и меняться внешне со временем. О принципах правильного питания мы уже что-то знаем, и большинство людей на Земле сегодня не испытывает чувство голода. Воздержаться от пищи человеку под силу, но лишь на некоторое время — всего несколько дней. Чаще всего это частичные ограничения в еде, когда люди отказываются на какой-то период только от тяжелой пищи — мяса, пьют воду или соки. Страшно представить, к чему приведет длительное голодание, опасное для здоровья.

А где искать пищу для нашего ума? Вот самые доступные источники:

  1. Религиозная литература, церковные службы, общение с духовно развитыми людьми (служителями церкви). Сегодня никого не принуждают учить тексты священных писаний или жить в условиях жизни духовенства, но Библия многое объясняет. Любой образованный человек должен быть хотя бы поверхностно знаком с содержанием этой канонической книги. Посещение храмов и церквей позволяет приструнить блуждающий ум, уберечь от необдуманных поступков и менять жизнь к лучшему.
  2. Мировая литература. Со школьной скамьи нам знакомо много нестареющих произведений великих авторов, в которых затронуты проблемы, актуальные во все времена. Это «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Война и мир», «Гордость и предубеждение», «Мастер и Маргарита» и другие.
  3. Музыкальная классика. Ее представители: Бетховен, Бах, Стравинский и другие. Звуки их музыки заставляют задуматься о важном, затрагивают струны человеческой души, вынуждают чувствовать боль или радость. Модная сейчас музыкотерапия помогает излечиться от болезней, психических расстройств, успокоить малышей и т. д.
  4. Научная литература. Как сложные математические задачи воздействуют на мозг, так научная литература помогает анализировать и запоминать, делать значимые открытия и существенно облегчает нашу жизнь.
  5. Философская литература. Приводит к истине в споре. Позволяет узнать, как Библия отвечает на вопросы о бытии, сотворении мира и прочем.
  6. Искусство театра и кино. Это не только мода, романтика, развлечение. Шедевральные произведения облагораживают и проливают свет на многие вещи, когда мы плачем вместе с героями, сопереживаем им и радуемся за них, как за себя.

Рано или поздно каждый понимает и определяет для себя то, что близко его душе.

К чему приводит недостаток духовной пищи

Если мы пренебрегаем стандартными правилами питания, мы чувствуем недомогание и быстро заболеваем, теряем силы, не можем нормально работать и выполнять другие ежедневные обязанности.

Вот что происходит с духовно неразвитым человеком:

  1. Если восприятие мира у человека разительно отличается от социума, ему приходится очень тяжело в общении с другими людьми (коллегами, людьми в общественном транспорте и в очереди к врачу). В результате наблюдается асоциальное поведение, которое не позволяет быть успешным и полезным обществу.
  2. Человек становится в чем-то похож на животное, которым управляют инстинкты; он действует инерционно и не задумывается о последствиях.
  3. Нехватка пищи для ума и души ведет к полной ограниченности, вследствие чего возникает депрессия, чувство безысходности. Заканчивается это иногда довольно трагично.
Читайте также:  Архангел Иегудиил: молитва и акафист, в чем помогает и как молиться

Что делать, чтобы этого избежать, расскажем дальше.

Не хлебом единым

Большинство религиозных деятелей в один голос утверждают: учение Закона Божьего — самая здоровая и правильная пища для человеческой души. Об этом говорится и в священных книгах. Там даже есть рекомендации по выбору продуктов и составлению рациона в период Великого поста и других постов в течение года. Во время поста мы совершаем невероятные усилия над собой, очищая тело и дух:

  • разрешена только растительная пища;
  • запрещены продукты животного происхождения;
  • запрещены алкогольные напитки;
  • употребление молочных продуктов во время поста разрешено строго по определенным дням.

Смысл поста заключается в том, что во время обуздания плоти происходит очищение души (необходимо также отказаться от сквернословия и от плохих мыслей).

Многие вещи мы выполняем изо дня в день по инерции, но способность понимать, мыслить и анализировать, проявлять креативность, сострадать и сдерживать себя в трудной ситуации отличает нас от животных. А чтобы человек улучшал свой личностный потенциал, ему необходима духовная пища.

Питание для развития духа. Здоровое питание

На уровень энергии человека питание влияет колоссально. Питание — почти ежедневная процедура, на которую затрачивается время, средства, пространство и энергия. В идеале, питание должно восстанавливать необходимый уровень энергии для безупречного функционирования организма и давать возможность накапливать энергию. Источник – Эзотерика. Живое Знание

Продукты питания, снижающие энергетику

Некоторые несколько консервативны и склонны придерживаться той точки зрения, которую сформировали в школе и семье.

Формировка этой точки зрения происходила в глубоком детстве, когда родители решали всё за ребёнка, путём записывания в подсознание фраз вроде:

“Мясо нужно есть”, “Мужчине нужно мясо”, “В мясе есть необходимые белки и незаменимые кислоты”, “Наши предки много лет ели термически обработанную пищу” и прочее.

Анализу и пересмотру эта точка зрения обычно поддаётся трудно в силу низкого уровня энергии (или праны).

Низкий уровень энергии человека напрямую связан с питанием пищей без праны. Это та пища, которая подверглась термообработке и несёт в себе энергию смерти. Разложение термически обработанной пищи начинается в среднем через 2 часа, когда в ней начинается быстрый рост бактерий.

Чтобы приостановить разложение, в такую пищу добавляют консерванты, а чтобы придать ей красивый вид, приятную консистенцию, усилить вкус и запах — эмульгаторы, разрыхлители, усилители вкуса, красители, ароматизаторы, заменители, соли, кислоты, щёлочи. Особое место принадлежит усилителю вкуса глютамат натрия — он имеет свойство вызывать привыкание и зависимость от Вкусной еды.

Химические добавки обозначаются буквой Е с номером (например, Е-905c — парафин, Е-220 — диоксид серы).

Такая химически обработанная пища продаётся в самых обычных магазинах, супермаркетах, рынках — консервы, соусы, полуфабрикаты, хлебо-булочные и кондитерские изделия, молочная и мясная продукция, фаст-фуд.

Химические добавки являются ядами для тела, изменяют химическую структуру организма, вызывают ряд сложных и генетических заболеваний.

Мясо, плоть животных, также несёт в себе энергетику смерти. Кроме того, имеет кармические последствия — убил сам, значит и тебя могут убить. Любой потребитель мясных продуктов является соучастником массового кровавого убийства.

Влияние живой и мёртвой пищи

Пища, обработанная огнём, обмороженная, загнившая и прокисшая теряет прану, так как она более не может задерживаться в мёртвом теле. Человек, поедая мёртвую пищу, сам становится мёртвым. Его жизненная энергия уходит на переработку мёртвой пищи и на удаление её последствий из тела. Насморк, слизь в горле и носоглотке по утрам, простуды, повышение температуры, сыпь — всё это последствия от мёртвой пищи, удаляемые телом различными способами.

Когда организм более не может справляться с потоком пищевых ядов, возникает болезнь тех органов и систем, которые более всего ослаблены.

Есть ещё “обратная сторона медали”. Об этом многие знают, но молчат. Одним словом — пристрастие или наркомания. Мёртвая пища имеет свойство вызывать пристрастие к ней. Именно поэтому человеку так тяжело отказаться от привычной мёртвой пищи.

Мёртвая пища не насыщает энергией тело.

Также при переходе на живое питание возникает ничем не заглушимый голод, причиняющий почти физическую боль и даже вызывающий своеобразные ломки — абстинентный синдром (или синдром отмены). Очень хочется есть! Даже не есть — жрать! Всё равно что, лишь бы привычную термообработанную и нахимиченную пищу.

Грехом можно называть действие, ведущее к опустошению праны или значительному понижению её уровня, либо подвергающее опасности душу, то есть уничтожению энергии без остатка. То бишь грешники — люди с очень низким уровнем жизненной энергии, практически зомби. У них хватает сил лишь на быт и работу.

Блюдомания (тяга к разнообразной вкусной термообработанной пище) чётко попадает под описание одного из них — чревоугодие. То бишь угождение чреву — пищевая наркомания.

Человек без пищи и воды жить может. Доказано людьми, перешедшими на прана-питание. По крайней мере, человек может выдержать 40 дней без воды и пищи.

Пища для накопления энергии

У любого растения есть прана. Растения берут энергию стихий — Солнца, Земли, Воды и Ветра, вбирая в себя солнечный свет, воду, воздух, минералы, соли. Они накапливают энергию в различных частях своего тела. В плодах и семенах энергии больше всего.

Съедая эти плоды, человек насыщается энергией напрямую, а микрофлора организма получает необходимое питание для синтеза всех нужных для тела веществ.

Микрофлора организма — это огромное количество микроорганизмов, живущих в нашем теле и выполняющих каждый свою работу. Фактически, в ЖКТ живут микроорганизмы, участвующие в процессе пищеварения. От качества пищи зависит их работа.

Эти микроорганизмы питаются живой растительной органикой, из которой берут микроэлементы, витамины, белки, жиры, углеводы, аминокислоты, большую часть которых синтезируют самостоятельно.

Живая растительная органика — по сути это плоды растений, листья, трава, корнеплоды, цветы. Практически все части растений, которые имеют приятный для поедания вкус и консистенцию, можно употреблять в пищу.

Микроорганизмы-симбионты (наши помошники) от питания термообработанной и животной пищей умирают, тогда приобладает патогенная микрофлора — та, что вызывает различные тяжёлые болезни.

Чтобы возродить нашу природную микрофлору, нужно сначала избавиться от патогенной — голодом, либо постепенно преходить на живую пищу.

При энергетически ёмком питании тело функционирует чётко, признаков болезни нет ни в одном органе или системе. Психика уравновешена, сознание ясное.

Плоды растений — идеальный источник энергии.

Питаются ими люди осознанные, просветлённые, духовные. Для духовного развития нужен начальный уровень энергии, набрать его можно в том числе и питанием.

Накопившие энергию сполна, могут вовсе не заботиться о пище для тела, а брать энергию напрямую от Солнца, Земли, Воздуха, Воды.

С питанием же плодами можно довольствоваться принципом — есть то, что хочет тело и тогда, когда хочет тело. Тело от этого всегда энергичное и здоровое, настроение хорошее, в сердце любовь, радость и умиротворение.

Создатель уже вложил в нашу пищу всё, что нужно человеку для здоровой долгой жизни. В усовершенствовании и переработке она не нуждается.

Способ питания

Теперь уже и название придумали естественному способу питанию — сыромоноедение.

Означает, что за один приём пищи потребляется только ОДИН натуральный продукт. В конечном счёте можно всю жизнь питаться двумя-тремя типами пищи и жить бесконечно долго, как положено человеку и БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ ВООБЩЕ!

Идея сыромоноедения очень проста как дважды два — БЕРИ РАСТИТЕЛЬНОЕ КАК ОНО ЕСТЬ В ПРИРОДЕ И ЕШЬ, НЕ СМЕШИВАЯ НИ С ЧЕМ.

Сыромоноедение в принципе можно отнести к вегетарианству, так как тоже используются только сырые растительные продукты — плоды деревьев, кустарников, трав, лиан — это фрукты, овощи, орехи, семена, корнеплоды.

Это естественное природное питание человека, которое позволяет не думать о добыче пище вообще, сэкономить на посуде, холодильнике, печке, деньгах. Для пропитания не нужно ходить на работу и в магазин, покупая сомнительного качества продукты.

Переход на природное питание

Очень часто закоренелые блюдоманы отмечают при переходе на живую растительную диету различные неприятные симптомы в виде болей и выделений. Это их очень беспокоит и они быстренько переходят обратно на привычную диету, так при этом ничего и не поняв.

А дело вот в чём. Как только телу дают передышку в виде прекращение подачи мёртвой пищи и дают ему живую энергию в виде плодов растений, тело сразу же мобилизует все силы на очищение от накопившихся остатков мёртвой пищи и по наименее загрязнённым каналам выводит яды наружу. Вот тогда-то и появляется кашель, температура, сыпь, диарея, шелушение кожи, запах, пот и прочие “прелести”. Эти периоды очищения возникают неожиданно и так же неожиданно проходят. Могут повторяться по нескольку раз сходные симптомы очищения, сильнее либо слабее прежних. Всё это нужно перетерпеть с радостью — организм перерождается.

Тому, кто всю жизнь питался мёртвой термообработанной пищей, резко перейти на натуральное питание очень тяжело. Так как это влечёт за собой целую глобальную перестройку — сознания, привычек, вкусов, микрофлоры. Ведь искусственная пища по своей сути — наркотик, который не насыщает, но требует всё большего разнообразия и силы вкуса, запаха, действия. В ход идёт термообработка, специи, усилители вкуса (глутамат натрия добавляют уже даже в специи!), хочется всё вкуснее, ярче, потом кофеин, никотин, алкоголь, опиум. одно тянет за собой другое.

А в итоге — снижение энергетики, преждевременная смерть от отравления тела в 60-80 лет. А медицина всё больше придумывает лекарств от новых болезней, всё сильнее запугивает человечество неизбежностью болезней в старости, всё крепче подсаживает на искусственную пищу, пропагандируя как бы Здоровый Образ Жизни, всё больше травит людей прививками от якобы очень опасных болезней, но о причине всех недугов стыдливо молчит! Медицина всё дальше уводит людей от естественности, запутывая их наукой о якобы сбалансированном питании, выдавая горы информации о белках, жирах, углеводах, калориях, аминокислотах, витаминах и прочем, которое нужно считать-подсчитывать, выдумывая всяческие полезные диеты и рационы для поддержки здоровья! Видимо, соглашаясь с тем, что человек по сути своей от рождения безнадёжно болен и должен умирать от болезней в мучениях.

Похоже, медицине невдомёк, что животные в природе не морочат себе голову диетами, а берут и едят пищу такой, какая она есть в природе, при этом не болеют всем тем, чем болеет человек.

Необходимость животного белка для развития (и как следствие — подсаживание детей на мясо) — всё тот же безосновательный постулат медицины. Наверное, научные мужи никогда не видели лошадь или корову, питающихся только травой с телом весом до тонны. Видимо, они считают, что в траве попадаются очень жирные кузнечики! И откуда они берут столько белка и кальция, чтобы сформировать своё тело? Также можно взять для примера слона — самое крупное наземное млекопитающее. Слонёнок не может взять из растений столько кальция, чтобы построить свой скелет, и мясо с костями он не ест, потому как вегетарианец — сыроед.

А ведь всё так просто — бери растительное как оно есть, и ешь его, ни с чем не смешивая! Организм сам знает сколько и чего ему в данный момент нужно. Только необходимо дать ему такую возможность, прекратив кормить его варёно-жареной пищей, дать ощутить вкус естественной пищи и всегда питать его только натуральной пищей.

Тело с благодарностью откликается на такое питание, начинает восстанавливаться, через обострения уходят самые страшные хронические “неизлечимые” медициной болезни. Организм приобретает крепкое здоровье, которому не страшны ни жара, ни холод, ни яды, ни старость. ЖКТ работает как часы, суставы приобретают подвижность, связки — эластичность, мышцы — силу, кожа — чистоту, дыхание — свежесть, глаза — зоркость, уши — острый слух, сердце и сосуды становятся крепкими и выносливыми, мозг работает в разы быстрее.

Духовное развитие тоже не стоит на месте, осознанность и энергетика восстанавливаются и приближаются к божественной. Уходит агрессия и недовольство, уныние и депрессия обходят стороной. Остаётся и набирает силу душевность, доброта, любовь. В человеке взамен разрушительной начинает преобладать божественная созидательная энергия.

Всё даётся легко, открываются таланты, способности, ясное видение.

Жизненное пространство

В городах практически нереально найти на 100% живую пищу. Даже яблоки покрывают парафином или вазелином, чтоб они не портились при перевозке. Зачем нам употреблять внутрь нефтепродукты?

И пока яблоко доставят от дерева к вам, оно проходит через многие руки, проезжает много километров, теряя энергию. По энергетике такие плоды едва дотягивают 10%. Таких яблок нужно съесть 1-2 кг, чтобы насытиться.

Другое дело — это свой дом, дача, поместье. Вдали от шумного грязного города, без пыли и смога. И тогда в вашем яблоневом саду вы можете в любой момент (в сезон конечно съесть 100% энергетически заряженный спелый плод, сорвав его прямо с ветки дерева. Таких яблок может хватить несколько штук в день, даже при тяжёлой физической или умственной работе.

Читайте также:  Православие и политика: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Многим наверное хотелось бы жить на своей земле в своём доме и выращивать свой чудесный сад с прекрасными растениями, насыщенными информацией о вас и дающими вкусные питательные и самые полезные для вас плоды. И с каждым утренним пробуждением не спешить на работу, а выходить на крыльцо своего дома и любоваться красотой утреннего сада. А каждый вечер не падать от усталости, а вкушать ароматы цветущего сада и любоваться закатом. И проголодавшись, не бежать в магазин, тратя заработанные с 8 до 6 деньги, а войти в свой сад и сорвать свежайший сочный плод, и насытиться его вкусом и энергией.

Давно не секрет что растения обладают способностью воспринимать нашу исходящую энергию, было проведено много опытов. В результате выяснили — если всё время насыщать растения своей положительной энергией — любовью, то они быстрее развиваются, дают больше плодов, делают их по составу веществ подходящими человеку. Для этого необходимо всё время насыщать растение информацией о себе. Это делается с помощью выделений эндокринных желёз тела человека. В них заключён секрет взаимодействия человека с растением. Наши выделения содержат много органических и неорганических химических соединений, которые несут информацию о нашем теле и о химических элементах, которые растению нужно взять для нас из почвы. Таким образом, растение, проделав сложную работу по распознаванию и преобразованию веществ, выдаёт нам готовое питание в виде своего плода.

Чистый снаружи и внутри и полностью здоровый организм человека сам распознаёт подходящий ему плод по виду, вкусу и запаху. Такая живая пища обладает всеми нужными свойствами для человека, насыщая его энергией, так необходимой для здоровья, долголетия и молодости.

Духовная пища: что такое и для чего нужна, источники, что значит

Пи́ща — 1) то, что употребляется для питания; еда или питие; 2) небесная пища — еда и (или) питие, предназначенные для питания, но предоставляемые человеку по особому усмотрению Божьему, сверхъестественным образом (например, манна небесная ( Исх.16:31 ) или пища, доставлявшаяся Богородице ангелами в период Её пребывания при Иерусалимском Храме); 3) духовная пища — то, что способствует духовно-нравственному совершенствованию человека (Евхаристические Дары; Богооткровенное учение; Дары Святого Духа).

Почему в пост запрещены именно мясные продукты?

Первоначальными мотивами отказа от мяса стали исторический и регионально-климатический. Жители Средиземноморья повседневно ели рыбу, оливки, сыр, зелень, а мясо было праздничной и редкой пищей. Мясо было идоложертвенным; «просто мясо», как у нас, не продавалось, не было необходимости. По мере распространения христианства и исчезновения язычества выступили на первый план следующие причины исключения мяса из постного рациона:

  1. Постом мы подражаем Адаму в Райском саду, который ел только растительную пищу. Церковь на время постов приближает нас к нормальной райской пище первых людей.
  2. Употребление мясной пищи требует убийства животных, чего не было до грехопадения и изгнания человека из Рая.
  3. Постом мы исправляем нарушение иерархии души и тела: требуется, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Ограничение себя в части привычных и вкусных мясных продуктов обуздывает плотское желание силой души.
  4. Регулярное употребление мяса может приводить к разжиганию различных страстей, в основном блудной.
  5. Покаяние, которому учит нас пост, несовместимо с сытной мясной пищей, с чувством довольства. Разве и тот, кто скорбит по чисто житейским неудачам не отказывается от пищи и всяких земных удовольствий? Не более ли нам, христианам, подобает скорбеть о нашем падшем состоянии, лишающем нас радости Рая?
  6. Можно пойти от противного: от чего отказываться, если не от пищи животного происхождения? Очевидно, что в пост растительная пища, с точки зрения всего вышеперечисленного, предпочтительнее животной.

Является ли мясная пища, как связанная с умерщвлением животных, не богоугодной?

Известно, что во времена обитания человека в Раю едой ему служила пища исключительно растительного происхождения ( Быт.1:29 ). Более того, изначально только растительной пищей питались даже и животные ( Быт.1:30 ).

Эта богоучрежденная норма изменилась лишь после грехопадения грехопадения прародителей, изгнания их из Эдемского сада и Всемирного потопа.

Несмотря на широкое, повсеместное распространение традиция использования в пищу мяса животных как раньше, так и теперь находит немало противников.

В первые времена жизни Церкви уместность практики употребления мяса животных ставилась под сомнение представителями ряда обособленных религиозных общин, в том числе, ассоциировавших себя с христианством. Гнушаясь мясной пищи, они не только лично воздерживались от потребления мясных блюд, но и нередко хулили тех, кто не спешили брать с них пример.

Стремясь вразумить последователей неоправданно жестких запретов на вкушение мясной пищи, отцы Церкви составляли по этому поводу специальные правила, осуждавшие тех, кто отказывались от употребления мясной пищи не ради подвига воздержания, а гнушаясь. Второе правило Гангрского Поместного Собора гласило о них: да будут под клятвою!.

Современные противники мясоедения, обосновывая свою точку зрения, наряду с аргументом о неблагопристойности убивать животных ради еды, используют и другой: мясная пища не только не полезна человеку, но и вредна.

Чем мы можем возразить? Потребление мяса благословлено Самим Богом ( Быт.9:3 ), а Бог, безусловно, знает, что для людей уместно и что неуместно.

Заповеди Божьи не содержат принципиального запрета на отказ от мясной пищи. В конце концов, человек может им и не питаться. Другое дело, если человек относится к вкушению мяса с претензией на несоответствие этого занятия нормам добра, ведь таким образом он подвергает укоризне Того, Кто дал на это Своё согласие, то есть Бога.

Закон Моисея ограничивал иудеев в выборе мясной пищи, классифицируя животных на чистых и нечистых. Но этот запрет не распространяется на христианство.

С другой стороны, Церковь определят для верующих особые периоды поста, на протяжении которых предписывается воздерживаться от мясных продуктов. Одной из главных задач всякого поста служит обуздание плоти. Опять же, можно сказать, что отказываясь (под руководством Церкви) от потребления мяса, человек уподобляется первозданному Адаму, жившему в Раю и питавшемуся от плодов земли.

Почему Господь установил способ соединения людей с Собой через вкушение?

Еда и питье составляют способ, каким человек приобщается к жизни, дарованной Богом. Этим же способом совершилось грехопадение – через вкушение плода «от древа познания добра и зла». Первый человек отделил процесс питания, обусловливающий возможность жизни, от единения с Богом. В Евхаристии единение с Богом происходит через вкушение, напоминая, что источником нашей жизни является Бог.

Протоиерей Евгений Горячев: «Всякий раз, когда мы вкушаем мясо, животных – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело Мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь Моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа».

Правда ли, что мясо в день перед Причащением Святых Христовых Таинств оскверняет человека?

Как известно, изначально мясо животных не было предназначено в пищу не только для человека ( Быт.1:29 ), но даже и для зверей ( Быт.1:30 ). Все они могли питаться пищей исключительно растительного происхождения.

Мясо вошло в пищевой рацион человека лишь после грехопадения. Исходя из этого факта некоторые современные мыслители оценивают традицию потребления мясной пищи как нечто непристойное.

Собственно, подобного рода воззрения формировались уже во времена раннего христианства. Развенчивая эти воззрения, Церковь, в лице своих архипастырей, осуждала как тех, кто гнушается мясной пищей, так и тех, кто заражает подобного рода соблазнами прочих христиан.

В богословском отношении эта позиция отцов Церкви имеет достаточно простое объяснение. Дело в том, что традиция потребления пищи животного происхождения благословлена Богом ( Быт.9:3 ).

Следовательно, тот, кто гнушается мясом, считая, что использование его в пищу оскверняет человека, бросает упрёк (осознанно или неосознанно) не только в адрес мясоедов, но и в адрес Того, Кто их на это благословил, то есть в адрес Создателя.

Другое дело, когда отказ от использования мясного рациона происходит не по причине пренебрежения мясной пищей как априори чем-то непристойным, а в целях богоугодного воздержания, например, в дни установленных Вселенскою Церковью священных постов.

Не противоречит церковным законам и самоличный отказ человека от мяса. Собственно, смысл вопроса заключается не в правомочности или неправомочности такого отказа, а в недопустимости считать оскверняющим человека то, что разрешено Богом, ведь в противном случае пришлось бы признать, что Господь благословил осквернение.

В настоящее время среди верующих встречается и более умеренный взгляд на потребление мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потребление мяса не следует считать чем-то непристойным, однако его нельзя потреблять в день перед причащением Святых Христовых Тайн.

На чём основано это мнение? Если не на предосудительном отношении к мясной пище как таковой, то на убеждении, что перед Евхаристией необходим хотя бы однодневный пост (в некоторых молитвословах указывается на необходимость трехдневного поста).

Но это утверждение (причём, не безусловно) распространяется, главным образом, на тех людей, кто или причащаются редко, или давно не участвовали в Евхаристии.

Между тем, многие христиане, следуя практике древней Церкви, причащаются не от случая к случаю, а регулярно. На них правило об обязательном предварительном трехдневном (и даже однодневном) посте не распространяется, ведь иначе им пришлось бы всю жизнь проводить в непрестанном посте, включая периоды особых церковных торжеств, подразумевающих соответствующую этим торжествам особую праздничную трапезу.

Церковные каноны не обязывают христианина отказывать себе в радости Праздников, наложением непонятно кем требуемого поста. Более того, убежденность, что вкушение мяса перед Причастием непременно ведёт к осквернению, способствуют формированию надменного, пренебрежительного отношения к ближним.

В самом деле, с каким настроением духа должен взирать такой человек на участников праздничного застолья, потребляющих мясные блюда, зная, что они планируют причаститься? Вероятно, что так: ну ладно, коль скоро правилами этого не запрещается, пусть себе вкушают мясо; а уж Я-то не буду вкушать, ведь Я же понимаю, насколько это мерзко, ведь Я же не такой, как они…

Священное Писание как духовная пища

В Священном Писании сказано, что «не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих». Человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Слово Божие – пища для души. Если мы человека не покормим какое-то время, то результатом будет его истощение, дистрофия. Аналогично можно оказаться в состоянии дистрофика, если в течение длительного времени не читать Священное Писание. Без духовного чтения слабеет вера! Источник веры известен: «вера от слышания, а слышание от слова Божия».

Церковные правила (каноны) о пище

Каноны (правила) святых Апостолов
Правило 4. О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю.
Правило 42. Об извержении клириков, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
Правило 43. Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
Правило 51. Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Правило 53. Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания.
Правило 63. Об извержении клириков и отлучении мирян, употребляющих в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину.

Каноны V – VI Трулльского собора
Правило 56. О запрете практики вкушать яйца и сыр в субботние и воскресные дни Великого поста.
Правило 57. О том, что не подобает приносить к алтарю мёд и молоко.
Правило 67. О епитимии для вкушающих кровь (извержение для клириков, отлучение для мирян).
Правило 74. О запрете в храме совершать агапы, вкушать пищу, постилать ложа.
Правило 99. О запрете вносить мясо в храм.

Каноны Анкирского собора
Правило 7. О 2-х летней епитимии для пиршествующих с язычниками, но принесённой с собой пищей.
Правило 14. О необходимости клирикам, воздерживающихся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана.

Правило Карфагенского собора
Правило 46. Об отмене обычая освящать вместе со Святыми Дарами мёд и вино для новокрещённых.

Правило Гангрского собора
Правило 2. Об анафеме осуждающим вкушение мяса, кроме крови, удавленины и идоложертвенного.

Правило свт. Григория Неокесарийского
Правило 1. О пленниках, вынужденных есть идоложертвенную пищу во время набегов варваров.

Правила свт. Василия Великого
Правило 28. О достойном смеха обете воздерживаться от свиного мяса.
Правило 86. Опровержение нареканий енкратитов (воздержников от мяса).

Ссылка на основную публикацию