Духовный кризис: что такое, как выйти и вновь обрести веру

Духовный кризис веры

АвторСообщение

Здравствуйте.
Перед описанием вопроса убедительная просьба к специалистам:
я прошу откликнуться тех, кто исповедует православную веру, воцерковлен или воцерковляется.

Собственно проблема, и заранее прошу прощения за длинный текст:

У меня случился духовный кризис веры после начала воцерковления. Справиться с ним не смог.

История следующая:
Я крещен в православии. В юности отрекался, был атеистом.
Примерно в 26 лет приобщился к протестантам, уверовал, и начал, как мне казалось, духовный путь. Примерно в течение года скатился в депрессию, последней каплей стал развод, после чего я перестал “быть протестантом”, если можно так выразиться 🙂

Вера в Бога никуда не делась, но духовную христианскую работу я прекратил.

После этого был период работы с психотерапевтом, который обучил меня техникам медитации. О том, что упражнения, которые я выполнял, называются медитациями, я узнал примерно через полтора года их выполнения, до этого я их так и называл: упражнения.
Суть всех упражнений – работа с вниманием.

Со временем заметил, что чем дольше медитируешь, тем лучше понимаешь всевозможные учения. Что я только не изучал: и буддизм, и адвайту, и иные направления, все они в какой-то степени схожу между собой.
Я не был буддистом в прямом смысле, но в целом придерживался именно буддистского мировоззрения на природу вещей.

Самое же удивительное было то, что я всё лучше и лучше начал понимать христианство.

Толчком к возвращению к православию явилось исследование исихазма, и умного делания.

Это поразительно, но внешнее сходство медитативных упражнений и духовных практик исихастов и делателей умной молитвы настолько велико, что в какой-то момент подумал, что вот оно: оказывается, всё что так долго искал, было совсем рядом.
Я подчеркиваю – внешнее сходство очень сильно, эффекты, описываемые Св.Отцами исихастами и делателями умной молитвы и эффекты от занятий медитациями очень схожи.

Схожесть в описании феномена “пробуждения” или “просветления” в буддизме и описание обожения в христианстве тоже имеет место быть.

Одна существенная разница, глобальная так сказать:
в буддизме человек предстоит ни перед чем, нирвана полностью нейтральна.
В христианстве человек предстоит перед Богом, перед Личностью.

В этом фундаментальная разница достигаемых результатов.

В общем, поняв этим моменты я решил вернуться в лоно Православной Церкви.

Соблюдать молитвенной правило, утреннее и вечернее, кратко молиться в течение дня, участвовать в Таинствах исповеди и Причастия и готовиться к ним – не было особой проблемы, поскольку 8-ми летняя практика медитации очень дисциплинировала, и поэтому встав на духовный путь я хорошо понимал, что делаю.

В течение примерно 3-месяцев я пребывал в неком таком слегка возвышенном состоянии от радости возвращения к Богу, к православию.
Стал более глубоко изучать христианство, даже неоднократно высказывал мысль, что тот путь, который я прошел – отречение в юности, протестантизм, буддистское мировоззрение и возврат в православие – есть ни что иное как путь, которым Господь привел меня к Себе.

Записался на курсы катехизации онлайн, чтобы не просто самостоятельно изучать основы веры, а под руководством опытных преподавателей.

И вот тут то и началось – через некоторое время заметил, что все больше и больше скатываюсь в депрессивное состояние. Поначалу это было просто плохое настроение.
Всё больше понимая христианство, я всё больше считал себя недостойным спасения, что конечно радости не придает.
Постепенно стало тяжело молиться, перестал участвовать в Таинствах.

Каким-то чудом закончил курсы катехизации. Там я высказывал о своем состоянии, но дистанционно преподаватели не могли помочь, все ограничивалось общими советами.

В течение моего приобщения в первые месяцы я перестал ругаться матом, спиртное и до этого долго не употреблял, а тут вообще очень радовался, что не пью, всякие блудные помыслы стали меньше, вести себя стал сдержаннее, в общем своим поведением начал пытаться вести себя как настоящий христианин.

В какой-то момент меня прорвало – я стал материться, пить (в смысле бухать конкретно), развратных помыслов стало столько, что в итоге они привели к действиям, ненависть и злоба превзошли мои обычные рамки.

Я был в шоке.
Это называется падение, но я совсем не ожидал такого прям падения-падения, причем в своих собственных глазах.

Основные моменты, приведшие к депрессии: страх наказания, страх невозможности собственного спасения и полное неверие в свое спасение, гипертрофированное самоосуждение (каждый христианин должен считать себя последним грешником, чем я с мазохистским усердием и занялся), и наверное главное – чрезмерные ожидания от веры. Усугублялась депрессия тем, что уныние тоже грех. Унывать плохо, я унываю, знаю что это плохо, из-за чего унываю еще больше.

На новый год депрессия достигла такого накала, что пришлось как когда-то у протестантов сказать, всё, Боже, больше так не могу, будь со мной по возможности и по Твоей милости, я на время прекращу такой духовный путь.

В общем я вернулся к практикам медитации, основа которых – самонаблюдение.

Примерно за месяц психика пришла более-менее в равновесное состояние.
Я понял для себя, что не знаю смогу или не смогу вести духовную христианскую жизнь, к Богу продолжил обращаться, но очень сдержанно.

И тут случилось самое удивительное – когда я начал выгребать из депресняка, отмечу – жутчайшего, на окончании второго месяца своей медитативной практики мне захотелось молиться! Сразу после медитаций, а иногда и во время них.
Это просто необъяснимо для меня.

Я сделал робкие попытки молиться, меня немного поколбасило, и теперь я понимаю, что без специалиста, который сможет взглянуть на проблему со стороны, самому мне этот вопрос решать придется долго, если я его вообще смогу разрешить самостоятельно.

Такой вот, экзистенциальный кризис 🙂

Вопрос такой – я не знаю, на каком пути мне остаться и какой духовный путь выбрать, и можно ли их совместить: практики медитации и православное христианство.

Как выйти из духовного тупика или жизненного кризиса?

Если вы боитесь кризисов, стремитесь их избежать и воспринимаете их как личное оскорбление, то вы еще совсем не поняли, что из себя представляет Духовный Путь. Источник – Эзотерика. Живое Знание

Путь духовного роста пролегает ТОЛЬКО через кризисы и никак иначе.

Эти кризисы нужны для того, чтобы наше сознание менялось под влиянием накопленного опыта. Важно понимать, что Духовный Путь – это путь эволюции сознания. Он начинается от низшей точки животного человека и заканчивается переходом в пятое царство Души. У этого пути есть алгоритм:

  • накопление критической массы опыта – точка кризиса – трансформация сознания.

Как видите, всякие жизненные катастрофы случаются с нами не потому, что Небеса настроены лично к нам враждебно по каким-то причинам. Кризисы происходят потому, что Небеса исключительно добры к нам и помогают через эти сложные периоды трансформировать сознание.

Что такое трансформация сознания?

Это переход накопленного опыта в новое качество, сопровождаемое всплеском уровня самоосознанности.

Давайте на примере рассмотрим.

Перед человеком стоит задача в этом воплощении понять, что стяжание – это качество, которое лишает свободы. Он должен не просто понять это. Эта истина должна стать частью его самого, она должна врасти в его сознание так, чтобы человек в будущем просто и естественно следовал этому постулату, автоматически следовал.

Следовательно, все события его жизни будут крутиться вокруг того, чтобы он накопил достаточное количество опыта в этом вопросе. Он будет стяжать – и получать то счастье, то несчастье. Ему будут люди встречаться исключительно такие, которые несут в себе качества этой задачи. Он получит и положительный, и отрицательный опыт.

Но опыт должен прийти к логическому завершению – перерасти в качество, трансформировать сознание. Поэтому на этом пути будут возникать кризисы. Все эти точки кризиса будут более или менее однотипными. Отсюда, собственно, и пошло крылатое выражение о граблях, на которые мы любим наступать. И до тех пор, пока количество опыта не преобразиться в новое качество (оно является целью воплощения), эти грабли будут у нас под ногами валяться постоянно.

Отсюда еще раз возвращаемся к тому постулату, который мы выдвинули вначале: если вы избегаете кризисов, значит, вы понятия не имеете о том, что из себя представляет Духовный Путь.

Что мы привыкли делать в точках кризиса?

  • Жалеть себя (в первую очередь).
  • Воспринимать ситуацию как личное оскорбление Небес, которые нас не любят.
  • Делать все, чтобы купировать кризис.

К великому сожалению, академические психологи всячески способствуют этому – они помогают сделать все, чтобы нейтрализовать кризис. Что они делают? Всю ситуацию кризиса они соотносят с теми стереотипами, которыми так напичкано человечество. Они ориентируются на усредненный вариант человека из толпы и так называемые «человеческие ценности». Духовные ценности и тем более задачи Души на данное воплощение – это для них не просто абстракции, а то вредное и ужасное, с чем нужно бороться. Очень часто академические психологи причиной кризиса выдвигают именно Духовный Путь. Конечно же, они правы. Но только выводы делают неверные. Фактически они заставляют нас сделать шаг назад, чтобы избежать кризиса.

В задачи Души, когда она нас пропускает через кризисы, входит освободить нас, научить свободе через правильно ассимилированный опыт. Это так она духовно работает с нами. Когда мы сопротивляемся, пытаясь избежать кризиса, мы причиняем вред самим себе, потому что боимся боли. Но боль возникает именно из-за сопротивления, и кто хотя бы раз преодолел это, знает, что скрывается за завесой кризиса – там нет боли, есть Свобода и Радость.

Человек, занимающийся духовными практиками, не может пользоваться услугами академических психологов, потому что у них нет инструментов, способных оказать действительную помощь. Верю, что когда-то психологи примут эзотерическую науку, и тогда все измениться. А пока что каждый, кто занимается духовными практиками, должен обрести навык прохождения через точки кризиса.

Итак, если вы считаете себя человеком продвинутым, то вы не будете отрицать кризис и пытаться его избежать. Более того, если ваша жизнь неподвижна на протяжении нескольких лет, то задумайтесь о том, не спите ли вы? Ученик и стремящийся постоянно ныряет из одного кризиса в другой, и скорость его продвижения по Пути определяется той скоростью, с которой происходит трансформация сознания.

А значит, вы не избегаете кризиса, но в тот момент, когда он настает, вы начинаете понимать, что пришла пора действовать. Кстати, это вовсе не значит, что надо создавать кризисы в своей жизни и жизни других людей по собственной прихоти. Давайте все-таки оставим эту привилегию Душе, смирившись с тем, что мы не все знаем об этом мире.

Но если кризис пришел, надо довести его до логического завершения. Если вы пройдёте его верно и трансформация состоится, то эффект грабель уйдет из вашей жизни навсегда, и вы научитесь быть настоящим хозяином своей жизни.

Алгоритм успешного прохождения следующий:

  1. Накопление критической массы опыта.
  2. Точка кризиса.
  3. Анализ с последующим Отречением.
  4. Приток Света с последующим Просветлением.
  5. Трансформация сознания.
  6. Новая творческая страница жизни.

О том, как реализуется этот алгоритм, мы поговорим в следующей статье.

Духовный кризис: что такое, как выйти и вновь обрести веру

Диакон Максим Плякин, секретарь епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, клирик храма в честь Рождества Христова г. Саратова:

— Явление, которое мы сегодня определяем как кризис духовного роста, было хорошо известно святым отцам и описано в святоотеческой литературе. Кроме того, оно знакомо едва ли не каждому, кто ходит в храм. Сначала Господь дает подкрепление — в виде той благодати, которая на человека изливается. Господь дает человеку понять, что Он рядом. А потом эта благодать отходит. Господь оставляет человеку пространство для роста. Помня о полученном благодатном даре, человек должен привести себя в соответствие с этой благодатью.

Но это — один случай. Возможен и другой: когда человек, опытно познавший уже, что такое благодать Божия, лишается благодати по собственной вине. Отходит от нее в силу каких-то своих греховных привычек. Тогда Господь попускает этот кризис, это уныние как меру педагогическую: ты познал, что значит быть со Мной, теперь познай, что значит быть без Меня.

Третья возможная причина кризисного состояния — вот в чем: силы человеческие не беспредельны. В писаниях святых отцов неоднократно встречается такой совет: унываешь — встань на молитву, чувствуешь, что и молиться не можешь,— ляг и поспи. И у преподобного Антония Великого есть параллель. В скит, где подвизался Антоний с учениками своими, забрел некий князь. К великому своему удивлению и смущению он увидел, что ученики Антония, сидящие кружком вокруг него, смеются — учитель намеренно чем-то их рассмешил. Смех вместо душеспасительной беседы, вместо благочестивой и строгой жизни?! Но святой объяснил это своему гостю на простом примере: «Ты охотник? Возьми свой лук и натяни тетиву. Еще натяни, еще» — «Так она же порвется!» — «Вот так и человек». Если человека перенапрячь, он может сломаться. Уныние, скорбное состояние — это не всегда признак богооставленности. Зачастую это говорит просто о том, что человек на пределе. Что у человека истощаются силы.

Каждый из этих трех случаев требует своего решения, своего выхода. В свое время святой Иоанн Лествичник рекомендовал: видишь юношу, лезущего на небо? Сдерни его оттуда за ногу, потому что ему это не полезно. Потому что с той высоты, которая не соответствует его духовным силам, он упадет и разобьется. Когда-то нужно вовремя остудить пылкого неофита, чтоб потом повзрослевший и рассудительный человек двигался по своему пути без срывов и падений. Если же оскудение в человеке возникает вследствие греха, вследствие страсти — значит, его надо лечить духовными средствами: пост, молитва, милостыня. А в третьем случае — тот самый совет святых отцов: ляг, поспи. Отдохни. Сбавь нагрузку.

Но для того, чтобы эти случаи, эти состояния различать, нужен дар различения. Нужен человек опытный достаточно, чтобы в кризисе ближнего своего — может быть, духовного сына или дочери — разобраться и увидеть, что именно с человеком происходит. И что в данном случае надо делать: ослабить нажим или, наоборот, загнать человека в максимальный для него подвиг.

Кризис можно и нужно пережить, перебороть. В какой-то момент мы можем разувериться в помощи Божией, но мы не можем при этом игнорировать бытие Божие вообще. Господь дает помощь. Он дает ее в самых трудных ситуациях. Но эта помощь требует содействия. Не только благодать Божия нужна, но и воля человека.

Светлана Покщаева, психолог, инструктор по сноуборду, директор по развитию интернет-издания «Компьютерные решения», прихожанка Спасо-Преображенского храма в селе Пристанное (Саратовский район):

— Кризис духовного роста для православного человека — это когда твое пламенеющее желание жить во Христе, каждой своей мыслью, шагом, действием духовно совершенствоваться, а вместе с тем молиться, поститься, посещать каждое воскресенье храм, исповедоваться и причащаться со временем ослабевает и в один прекрасный день превращается в потухшую необходимость. Порывы к внутреннему росту и к активной церковной жизни слабеют и сходят на нет. Что делать?

Очень простой ответ: подумать о своих ближних.

Моя коллега — очень занятая бизнес-леди, сутки напролет проводившая на работе,— стала посещать воскресные службы, молиться утором и вечером, исповедоваться, причащаться, соблюдать все посты после того, как ее младший брат попал в беду и оказался в тюрьме. Мой муж, принявший Крещение после нашего знакомства, при известии о моей беременности первый раз в своей жизни выдержал очень строго Великий пост, ежедневно молясь о благополучном моем разрешении.

Эти жизненные истории показали мне, что пламень души своей проще всего поддержать именно так: предназначая его ближним, поддерживая его ради них. Когда мы молимся за ближних, нам не до кризисов, и мы уже не оправдываем собственную немощь и лень: не пойду сегодня в храм, настроения нет, устал, авитаминоз и т. д.

Меня дисциплинирует мой годовалый сын, которого я причащаю каждое воскресенье. С какой радостью и легкостью бегу я на каждую воскресную службу — с той поры, когда он у нас появился! А ведь так было не всегда. Раньше это было невыносимо сложно — постоянно посещать храм и выстаивать долгие службы. Изменения начались с регулярного Причащения Святых Таин во время беременности. Именно это помогло выработать благую привычку. Теперь, если нарушу пост либо пропущу молитвенное правило — чувствую внутренний дискомфорт, как будто дела своего не доделала.

Читайте также:  Православие и торги на бирже: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, грех или нет

Дисциплина — это главное. Нельзя останавливаться, надо постоянно подкладывать дрова в свой духовный костер: читать жития святых, ездить по святым местам, творить добрые дела, видеть чудо в малом, находить радость в обыденном. А когда уж разгорится по-настоящему пламень души твоей — вот тогда никакой кризис не страшен!

Священник Виктор Лузган, настоятель Свято-Ильинского храма в г. Покровске (Энгельсе):

— Понятие духовного роста — оно ведь сокровенное, и что происходит в данный момент с человеком, растет он духовно или падает,— это ведомо одному Богу. То, что мы называем кризисом — это всего лишь чувственное восприятие человеком собственного состояния. А Бог неизменен и любовь его к человеку неизменна.

При этом очень многое зависит от того, зачем человек в храм пришел. Люди приходят в храм по-разному. Условно наших прихожан можно разделить на три группы. Первая — те, кто надеется получить какую-то конкретную практическую помощь: вылечиться от болезни или нормализовать свое психологическое состояние. Вторая — те, кто старается сохранять семейную или национальную традицию, поскольку чувствует в этом потребность. И, наконец, третья — те, кто намерен спасти душу. Кризисам подвержены первые — поскольку они могут разочароваться, не получив ожидаемого — и особенно третьи. Потому что спасение души — это очень сложный и тернистый путь.

Наш духовный путь можно сравнить с путем школьника. Первоклассник идет в школу в первый раз — сколько вокруг него суеты! Мама нарядно его одевает, в школе торжественно встречают, поздравляют, дарят подарки. А что потом? Потом праздник кончается, и надо просто учиться. Так и в Церкви. Господь показал человеку Свою любовь, а потом человек должен просто работать. Трудиться над собой, делать все, что должен делать православный христианин. И знать, что Господь любить его не перестал. Это не богооставленность, не охлаждение Божией любви, это естественное состояние, но преодоление его, выход из него требуют усилия воли, поскольку только понуждающие себя восхитят Царство Божие.

Ольга Еремчук, чтец храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове, певчая больничного храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»:

— Кризиса бояться не надо. На карте духовного пути, составленной отцами Церкви, эта пустыня обозначена. Пройти ее для чего-то необходимо.

Не стоит искать спасения от сухости и скуки в ветхих развлечениях или изобретать собственные духовные пути. Это выход ложный, тупиковый.

Внимательная душа непременно почувствует, что пустынная скудость все-таки ближе к Богу, чем ветхая душевная деятельность. Кризис надо потерпеть. Это экзамен на верность.

Не идет молитва. Кажется, что Бог оставил, не слышит и знать не хочет. Но если мы перестаем молиться, это значит, что мы не верны даже в малом — в этой мнимой разлуке. Здесь необходимо потрудиться. Святые отцы пишут, что молитва с понуждением ценнее в очах Божиих, поскольку в нее вложено больше труда.

Один из симптомов кризиса — доводящее до уныния зрелище собственной никчемности, испорченности, страстности, не поддающейся исправлению. К сожалению, мы часто путаем покаяние с угрюмым самоедством. Познание своей немощи, если оно не идет рука об руку с упованием на милосердие Божие, неминуемо погружает в уныние. Цель и смысл этого долгого периода богооставленности как раз и состоит в познании, что без Бога мы — ничто. Он — полнота бытия. Если мы захотим быть с Ним, мы войдем в эту полноту. Не захотим — так и останемся ничем.

Труден этот узкий путь: и назад невозможно, и впереди просвета не видать.

Но однажды настанет день: душа из-под слоя своей изнуряюще многосложной хандры вдруг вырвется на простор и удивленно воскликнет: как же все просто! Прилепись всем умом и сердцем к Богу и больше ничего не надо!

А чуть позже начнется новое испытание.

Александр Ефимов, воспитанник III курса Саратовской православной духовной семинарии:

— Кризис духовного роста — это совершенно естественное и хорошо известное явление. Удивляться ему не следует. Наша жизнь — это вообще цепочка кризисов. Кризис и поиск выхода из него — вот так мы и движемся вперед. Но современный человек воспринимает это состояние очень остро, трагично. Почему? Потому, наверное, что он, приходя в Церковь, ищет в ней сразу рая для своей души. Иными словами, хочет сразу без креста войти в рай. А когда не находит — очень удивляется и расстраивается. Вот так и возникает кризис. Кроме того, кризисное состояние может быть связано вот с чем: человек, пришедший в Церковь, перестает вписываться в окружающий мир. Он не понимает, как можно жить и там, и там. Сначала он не хочет возвращаться из храма в мир, потом, поневоле вернувшись и привыкнув к миру, вдруг замечает, что ему трудно теперь вернуться в храм.

Как бороться с подобными состояниями? Надо обращаться к святым отцам и к духовным писателям, в первую очередь — к более близким к нам во времени. Они немало писали об этих состояниях, в частности — святой праведный Иоанн Кронштадтский. Кризис надо воспринимать как очередное искушение. К своим состояниям нужно относиться критично и отстраненно. Отнестись отстраненно поможет именно взгляд со стороны — например, взгляд духовника. Надо продолжать церковную жизнь как прежде и поменьше внимания обращать на наши кризисы.

Сергей ЖИТЕНЕВ, исполнительный директор редакции журнала «Православный паломник», Москва:

— Кризис духовного роста у верующего человека, как правило, вызван отсутствием духовника и нежеланием или неумением войти в общину своего храма. Ведь именно молитвенное общение во время службы в храме, равно как и общение с членами общины до и после службы может помочь в духовном становлении. Верующий не должен замыкаться в себе.

Одной из возможных причин кризиса духовного роста является также несоответствие представлений верующего человека о Церкви и церковной жизни тому, с чем ему приходится сталкиваться. Однако не надо забывать, что каждый из нас в чем-то несовершенен, а идеальных людей нет. Нужно уметь смиряться.

Итак, для преодоления кризиса духовного роста, вне всякого сомнения, нужно постоянно общаться со своим духовником, с членами церковной общины, а также чаще ездить в паломничества. Именно в поездках ко святым местам во многом формируется сознание верующего человека. Поклонение святыням Отечественного и Вселенского Православия, лицезрение повседневной жизни иноков и насельников святых обителей, молитвенное и иное общение с ними, без сомнения, позволит православному верующему избежать кризисов духовной жизни и получить так необходимый ему духовный опыт.

Паломничество, в отличие от туризма, имеет одну цель — поклонение святыне; это связано с большой напряженной духовной работой, с молитвами и богослужениями. Иногда паломничество связано с физической работой, трудничеством. Очень важно, что человек несёт с собой в душе во время паломничества к святыне, насколько он искренен. Если он прибывает к святому месту с трепетной молитвой и мольбой к Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, исходящей от самой души, с верою, то человек получает в святом месте особую Божию благодать.

Иеромонах Пимен (Хеладзе), клирик Свято-Алексиевского храма, духовник Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова:

— Кризис — это потеря Бога из виду. Потеря и поиски в ином направлении. Вместе того, чтобы искать Бога, человек ищет чего-то своего; он не хочет, не может расстаться с этим своим. Человеку выгодно, чтобы распятие Христа, Его воскресение были не реальностью, а некоей абстракцией, сюжетом, Евангелие же — просто одной из книг, стоящих на полке. И это для человека естественно. Если ребенка не приучить мыть руки перед едой — он никогда не будет этого делать, и это естественное для него поведение. Для нас естественная жизнь — это жизнь ветхого человека. В Крещении мы получаем шанс облечься в человека нового, получаем возможность правильного развития нашей личности во Христе. Но это совсем не так просто. Наша природа поражена грехом, грех препятствует нашему движению к Истине, способствует тому, что мы теряем Бога из виду. Потому возникает кризис. Что делать? Надо приучать себя к жизни во Христе, как ребенка приучают мыть руки, делать уроки и так далее. Мы ведь в каком-то смысле дети, нам еще только предстоит вырасти во Христе. Поэтому не стоит удивляться кризисам роста.

Журнал «Православие и современность» № 13 (29) 2009 г.

КРИЗИС ВЕРЫ. ЕГО ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО

Кризис веры — очень распространенное явление среди верующих людей, а особенно, среди неофитов (новоначальных). Этот кризис чаще всего возникает у верующих после 5 лет пребывания в Церкви. За восторгом и подъемом первых лет воцерковления вдруг наступает период сомнений, усталости и даже разочарования в вере, одним словом – охлаждение. Почему возникает этот кризис и как с ним справиться?

Иерей Петр Чаплинский, настоятель винницкого храма святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Когда-то Бог привлек нас в Церковь благодатью, и мы пришли, несомые Его любовью. И в первые годы пребывали в лоне Церкви, как в детском саду: минимум спроса, максимум помощи, минимум ответственности. Господь покрывал благодатью наши немощи. Но когда приходит время взрослеть – распяться миру, жить духовно, бороться с грехами – большинство не желает этого. И тогда появляются два соблазна.

Первый – обмирщение. Ведь что самое глубокое в православии? Аскеза. Конечно, от нас требуются лишь начатки самодисциплины и самоконтроля, но и это часто страшит. Тогда следует отказ от подвига, попытка устроиться в православии поудобнее: пост превращается в неядение молочного и мясного, молитва становится вычитыванием вместо предстояния перед Богом. И мы теряем полноту жизни в Церкви, все происходит механически , а в минуты скорбей вообще отходит. Самая крайняя степень скатывания в обмирщение – отказ от церковной жизни: прикоснулся к вере и отошел.

Второй соблазн не менее опасен и не менее распространен – витание в облаках иллюзорной духовности. Вы встречали таких людей: четки до пола, юбки до пят, несмолкающее «Спаси Господи», бесконечная борьба с ИНН, экуменизмами, но только не со своими страстями и похотями. И зачастую это игра в монашество в миру, уход от реальной жизни, от ближних, от забот, которые Господь дал как спасительный крест; это неприятие участи, уготованной Господом, где учишься терпению и самоотвержению; это бегство в придуманную реальность.

Но парадокс заключается в том, что, если бы не скорби, испытания, болезни, то подавляющее большинство было бы вообще вне Христа, уклоняясь то в одну, то в другую сторону. Именно скорби отрезвляют и моментально учат и искренней молитве, и видению себя, и терпению, и покаянию.

Вспомните свое первое время в Церкви: нам давались и радость молитвы, и чувство Бога, и некая свобода от страстей – и мы ощутили всю радость и сладость пребывания в Господе. Потом за это состояние приходится бороться. И получить результат через длительное время. Этот период временной сухости, черствости души может затянуться. Двигаться вперед, преодолевать себя, свою холодность учат святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Они уже в свое время видели обмирщение церковной жизни и описали духовную жизнь в том виде, в котором она возможна для нас.

Самое важное – это искреннее, трепетное, живое отношение к молитве. Не формализация молитвы, не превращение ее в некий инструмент по получению благодати, а искание молитвы и неудовлетворенность, если ее нет. С вычитыванием молитвенного правила никогда нельзя примиряться. Молитвенное правило должно соответствовать возрасту, духовной зрелости, обстоятельствам жизни, даже состоянию здоровья человека.

Если вам не хочется молиться, значит с вами не все так, как вы думаете. Утренние и вечерние молитвы – это бесценный дар Церкви , чувства, которые испытывали великие святые, могут стать и нашими чувствами. И в большинстве случаев эти молитвы для нас просто необходимы: они воспитывают в нас культуру предстояния, беседы с Богом. Но если человек болен или в депрессии, или не в состоянии молиться длинными молитвами, тогда можно искать такие слова молитвы, которые дали бы ощущение связи с Богом как с самой жизнью.

Если ты пришел откуда-то, а на душе пустота, значит, дело не удалось, оно пустое. Должно быть ощущение полноты духовной жизни, чтобы сердце ощущало общение с Богом, Его водительство, руководство. Высшее в церковной жизни, конечно же, участие в Литургии, в Таинствах. Далее, если ты кого-то утешил, появляется чувство удовлетворения и хочется молиться, ты наполняешься внутренним светом, тишиной, успокоением, радостью несуетливой – это значит, что ты все делаешь верно.

Всё начинается с лени. Ведь следование за Христом требует от нас подвига. Особенность нашего времени в том, что мы живём абсолютно эгоистично. Иеромонах Серафим (Роуз) назвал поколение наших современников поколением «мне», а наш век – искусственным, пластмассовым. Чувство, что мир предназначен для меня, вошло в нашу плоть и кровь. Это искусственно взращивается СМИ и всем укладом нашей жизни: «Живи, наслаждайся: мир создан для тебя!»

Человек, не желающий подвигов, рано или поздно уходит от правды. Когда ему явился Христос и привел его в Церковь, то дальше от человека требуется отвергнуться себя и пойти за Христом даже в самых простых вещах. Например, то же чревоугодие: или я вступаю в борьбу с ним, или потакаю себе. Не соблюдаю пост, или оставляю молитвенное правило, или впускаю непотребные ненужные мысли и услаждаюсь этим – на что трачу время впустую. Тогда встает выбор: или ты преодолел это искушение, испытание и пошел дальше, или опускаешь руки и оправдываешь себя. Если ты свои слабости оставляешь с собой, они тебя порабощают.

Многие из нас не готовы трудиться, отсюда и обмирщение, создание такого мирка, в котором царят страсти, но под вывеской «я православный». Например, постом я объедаюсь, но не колбасой, а жареной картошкой. Я не блужу, но принимаю какие-то мысли, желания и этим согрешаю. Я посещаю богослужение, но оно не является для меня животворным, самым главным, что ведет к истине. Я жду с нетерпением, когда служба окончится и можно будет вернуться к телевизору, рыбалке. Со временем чувство единения со Христом притупляется, и человек не борется, а отдаляется.

Господь видит меру каждого из нас, и наши шаги в вере не обязательно должны быть какими-то ступенями, как у Иоанна Лествичника «Лествица» (книга написана для монахов, это путь их подвига). От нас требуется самая малость. Но если мы не будем пытаться идти по пути духовного восхождения, взросления, то к чему придем?

Огонь веры, который дается нам, – это свеча. Свеча веры даруется нам абсолютно даром. Когда она вспыхивает, мы видим, что вокруг тьма, что мы все в грехе. И увидев себя в свете веры, важно начать работу над собой, отмывать эту греховную грязь. Если же мы будем этим светом только любоваться, воспринимать как очередное духовное увлечение, то Господь его отнимет. И не дай Бог испытать то чувство оставленности, пустоты, темноты, которое последует за этим.

Каждый знает это ощущение, бывал в таком состоянии уныния, опустошения, бессмысленности жизни, бессилия и окаменения сердца. Но это естественный период умаления веры, который требует теперь усилий от нас, это нормально на каком-то этапе.

Этот период проходили даже величайшие подвижники. Например, преподобный Силуан Афонский. Господь явился ему, и простой русский крестьянин ощутил присутствие Бога в полноте. А когда почувствовал богооставленность, то долгие годы вопиял, молился, доходил до отчаяния, просил о прежней полноте. И пришло время, когда Господь утешил его, укрепив борьбой с самим собой. В какой-то мере каждый из нас проходит этот путь. Когда Силуан пришел на Афон, духовник ему сказал не принимать греховных помыслов. После этого вся его жизнь ушла на то, чтобы не принимать зла в свою душу ни в каком виде. Кто из нас готов на такую работу над чистотой своей мысли хоть в малой мере?

И для тех, кто в храме только год, и для тех, кто уже 50 лет ходит в церковь, важно знать, что главное, а что второстепенное.

Читайте также:  История о пророке Ионе и ките: легенда или правда, толкование и смысл, особенности и исследования истории

Отец Серафим (Роуз) рассказывал об одном человеке, который решил творить молитву Иисусову. И отнесся он к этому как к некоей психотехнике, дошел до многих тысяч, но когда у его соседей было шумно и этот шум мешал ему молиться, он разбивал тарелки об их балкон. Понятно, что такая молитвенная практика никому не нужна. Если ты молишься, и тот, кто обращается к тебе в это время, раздражает тебя, значит, напрасно молишься. Плоды молитвы – это любовь, добродушие, милосердие, терпение. Молитва – только один из критериев духовной жизни.

Враг сначала уводит нас с пути истинного грубыми уловками – ешь, пей, веселись, успей урвать побольше. А когда человек всерьез начинает трудиться над собой, тогда и уловки становятся тоньше – угасить веру, превратить в привычку, в хобби, пусть и благочестивое. Потому на часах своего сердца нужно быть бдительным всегда, это закон духовной борьбы.

Все нужно, но в меру, без страстей, без идолопоклонства. Тем жизнь даже просто честного человека, не говоря о верующем, всегда ставит перед выбором, заставляет сверять вектор своего движения по единственно верному ориентиру – Христу.

Одигитрия, № 7 (111), июль 2011

Иерей Тимофей Куропатов, настоятель Патриаршего подворья при храме св. Царя Страстотерпца в Анино в Южном Чертаново

Вновь возгореться верой сложно. В начале, когда человек приходит к Богу, Господь посылает ему ангела, и ангел своими крылами защищает его, покрывает от всех бед и напастей. Человек находиться под покровом благодати, поэтому многие вещи получаются очень легко. Постепенно ангел отходит от человека для того, чтобы человек сам потрудился в деле своего спасения и достижения Царства Божьего. К сожалению, когда это происходит, мы часто впадаем в искушения, и нас начинают мучить сомнения. В этот период надо твердо помнить, что Господь жив, и Он с нами. И если мы по-настоящему встали на христианский путь, никаких других вариантов быть не может. Нужно обязательно молиться и причащаться. Благодаря причастию мы обретаем благодать, которая поддерживает нас. Это один из самых важных моментов в жизни христианина. Нужно стараться совершать паломничества, они дают пищу для размышления, молитвы, соприкосновения со святынями. Зачастую мы зарываемся в рутине и перестаем быть внимательными и сосредоточенными и на молитве, и на Боге, и на делах, которые делаем. А после того, как мы побываем в паломничестве, помолимся, приложимся к мощам святых, мы внутренне подзаряжаемся, преображаемся и переосмысливаем многие вещи.

Иерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района

«Кризис веры», как мне кажется, происходит от недостатка решимости. «Буду верить несмотря ни на что и всё тут!» — так нужно себя настраивать. И претерпевать искушения и неизбежные скорби с таким настроением. Это необходимое испытание и его нельзя обойти. Приходит период испытания (более или менее длинный), но Господь обязательно подаёт утешение. Но во время трудное нужно держать себя так, чтобы потом не было стыдно за малодушие. Не отступать от Бога в сердце. Прибегать к Нему и в скорби, и в радости, исповедовать пусть через силу и вопреки всему — свою веру в Него. Вера — это высшее проявление свободы.

Интернет-издание «Православный Взгляд»

Если у вас не было духовного кризиса, это плохая новость

Кризис: никаких гарантий

Духовный кризис – это тяжело и больно, но без него никак нельзя. Все, что в нас есть, будь то наша личность, отношения с другими людьми или наше мировоззрение, все развивается при помощи кризисов.

Кризис – это возможность за короткое время получить качественный скачок и радикальные изменения, которые дают шанс перейти на более высокую ступень развития.

Впрочем, это не дает никаких гарантий, ведь в каждом кризисе вместо шанса пережить и подняться есть опасность зависнуть в переживаниях или провалиться в бездну отчаяния.

Наталья Скуратовская. Фото: Ефим Эрихман

В кризисе часть нас умирает

Кризис полезен. Во-первых, тем, что это самый быстрый и простой способ разрушить установки и привычки, ограничивающие наше развитие. В кризисе какая-то часть нас умирает. Впрочем, умирает именно то, что уже обветшало и отжило.

Во-вторых, кризис повышает нашу осознанность. Он подталкивает к выбору новой жизненной стратегии. Многие люди с трудом делают выборы, откладывая решения на потом либо вообще перекладывая ответственность. Но бывают ситуации, когда уклониться никак нельзя.

В-третьих, кризис не возникает просто так. Ему предшествует скрытый и долгий период нарастания внутренних конфликтов, которые человек старается либо не осознавать, либо не замечать, скрывать от себя и от окружающих. В какой-то момент, когда конфликт становится невыносим, когда кажется, что все рушится и нет даже доверия к земле под ногами, мы понимаем, что ничему в этой жизни нельзя доверять.

И все, во что мы верили, вдруг кажется нам неправдой. Но после периода растерянности, страдания и отчаяния мы обнаруживаем, что конфликт, который привел нас к кризису, в процессе переживания разрешился. Это похоже на грозу, после которой воздух становится чист и свеж.

Мы перестаем понимать смысл жизни

Кризисов бывает много и разных: возрастные, личностные, духовные.

Особенность духовного кризиса состоит в том, что он посягает на основу нашего бытия. В духовном кризисе мы утрачиваем свою мировоззренческую основу, перестаем понимать смысл жизни. Это не значит, что мы понимали смысл жизни раньше, а теперь нет. Но в спокойные периоды нашей жизни обычно присутствует ощущение цели и смысла, которые в моменты духовных кризисов кажутся нам уже неправдой. Иногда неправдой они и оказываются.

Проявление отчаяния помогает очистить наше понимание от шелухи и мусора, от предрассудков, от чужих или даже собственных нелепых мнений, которые затмили наш собственный смысл, и он перестал нас вдохновлять.

В духовном кризисе приостанавливается наша духовная жизнь. Мы чувствуем повреждение процесса духовного поиска и духовной жизни. Возникает ощущение, будто мы шли и вдруг дорога исчезла. Вышли на порог, а порога нет. Но именно это ощущение помогает нам собраться и быть бдительнее, трезво взглянуть не только на самих себя, но и на окружающую реальность.

Эта приостановка полезна, чтобы исправить свои пути.

Особенность духовного кризиса верующего человека, христианина (а очевидно, что какие-то духовные кризисы переживают и эзотерики, и люди с неопределенным представлением о высшей силе) состоит в том, что предыдущий религиозный опыт в одночасье обесценивается. Это приводит к отказу от каких бы то ни было религиозных практик, а иногда к их переосмыслению.

Как только мы теряем почву под ногами, как только наше мировоззрение рухнуло, из-под него вырывается экзистенциальная тревога.

Нас всегда подкарауливают четыре самых сильных страха нашего существования: смерть, свобода, одиночество и бессмысленность.

Тот ужас, который в совокупности создается, ужас, с которым мы сталкиваемся лицом к лицу, побуждает нас быстро искать новые смыслы.

Фото: Misha Maslennikov / Flickr

Что делают с нами наши страхи

Смерть всегда оспаривает наше желание быть. Иррациональный страх небытия подрывает основу существования, делая его ненадежным и случайным. Не понятно: то ли мы есть, то ли нас уже нет.

Свобода, которая кажется такой замечательной, ведь мы всегда стремимся к ней – тоже страх. Но почему? Да потому, что всем нам необходима хоть какая-то предсказуемость мира и ясная структура. Большую часть жизни мы, если мы верующие люди, живем с ощущением, что Господь мудро создал этот мир и Промысл Божий о нас так или иначе ведет нас.

Понимаем ли мы или не понимаем его, но, как минимум, в этом мире мы отвечаем не за все. Главное, мы являемся частью некоего более великого плана. Но когда мы чувствуем экзистенциальный страх свободы, возникает ощущение зыбкости всего, мы будто идем как по канату над пропастью. Все, что с нами случится, зависит от нас, но при этом мера ответственности может оказаться для нас непосильной.

Одиночество в экзистенциальном смысле – это чувство собственной изоляции. Мы одинокими рождаемся и одинокими уходим из этого мира. В обычные минуты нашей жизни этот страх мы закрываем в контактах, в привязанностях, в принадлежности к чему-то большему.

В кризисные моменты нашего существования мы чувствуем, что на самом деле между нами и ужасом бытия – пустота. Когда нет Бога, мы оказываемся наедине с бездной.

Наконец, если мы теряем прежний духовный смысл, то мы чувствуем полную пустоту жизни, потому что потребность в целях и смысле составляет основу человеческого существования.

Иллюзии и их крушение – причины

Самой распространенной причиной является крушение иллюзий о себе. Часто мы воспринимаем самих себя мифологически, считаем себя кем-то или видим в себе возможности, дарования.

У нас всегда есть притязания и определенное ощущение собственной ценности, более-менее адекватное или неадекватное. Как бы то ни было, но иллюзии о себе всегда накапливаются. В моменты кризисов этот ворох представлений разваливается. Мы оказываемся вынуждены собирать себя заново, постепенно себя заново осознавать.

Второй причиной является крушение иллюзий о Боге.

Нередко образ Бога искажен нами. Мы вроде бы верующие люди, но в какой-то момент может возникнуть вопрос и недоумение: «А где же то самое мое Богообщение? Где та самая любовь Божия, о которой все рассказывают? Выходит, что я двадцать лет молюсь в пустоту? Я же ничего не слышал. Мне оттуда не отвечают. И вообще неизвестно еще, есть Бог или нет?!»

Бывает наоборот: «Тридцать лет я боялся Бога, но вот понимаю, что один мой поступок ужаснее другого. Так почему же Он меня не останавливает и не поправляет?» Нередко в такие моменты человек понимает, что поклонялся не Богу, а идолу, которого выдумал и сам же поставил на место Бога. Это страшное переживание, но в духовном смысле именно оно бывает полезно.

Наконец, третья причина – крушение иллюзий о Церкви. Ожидание, что мы придем в некое прекрасное место, где все друг друга любят и там практически рай, обычно разбивается о церковные реалии. И с этим переживанием тоже приходится справляться.

Есть и другая группа причин. Как правило, это события, существенно изменившие нашу жизнь и повлекшие за собой духовный кризис. И на первом месте здесь стоит смерть близких.

Смерть – это всегда момент переосмысления и собственной жизни тоже. Часто, особенно когда смерть близких внезапна, при трагических обстоятельствах, когда умирают дети, люди чувствуют, что все, во что они верили, надеялись и молились, все их надежды обратились в прах. Все, что было прежде, обесценивается. Так же как собственная тяжелая или неизлечимая болезнь, внезапная инвалидность заставляет человека чувствовать собственную хрупкость и уязвимость и понять, что жизнь устроена совсем не так, как думаешь, и надо что-то менять.

Фото: Misha Maslennikov / Flickr

Когда человек теряет дело жизни, когда с ним происходят разные неприятности, связанные с его профессиональным признанием, когда рушится то, на чем была основана его профессиональная самоидентификация – это тоже приводит к кризису. С этим что-то надо делать. Но единственное, что реально сделать можно – понять, как жить по-другому, и осмыслить произошедшие трагические события, обретя новый смысл.

Изменение материального уровня как в меньшую, так и в большую сторону, внезапное обнищание, как и внезапное богатство, в равной степени разрушительны для духовной жизни. Они ставят нас перед угрозой духовного кризиса.

В равной степени причиной кризиса могут стать отношения с другими людьми: предательство, серьезные обиды, ситуации, когда наше доверие обмануто жесточайшим образом. Ведь это ставит под сомнение вообще наше доверие в основных аспектах нашего бытия. Особенно тяжело, если наше упование мы сосредоточили на чем-то одном, а это не сработало.

Все плохо, и надо уходить

Важно понимать, что кризис подкрадывается постепенно. Он напоминает историю про лягушку в кипятке. Лягушку положили в холодную воду и медленно-медленно нагревали, пока она сварилась, так и не заметив момента, когда надо было выпрыгивать.

Если говорить о православной среде, то причиной духовного кризиса становятся разного рода негативные явления церковной жизни. Например, мы наблюдаем, что практика не соответствует учению. Ожидали одно, а получили другое. Но это становится уже не просто разочарованием в Церкви как в некоем земном институте или богочеловеческом организме.

Это превращается в конкретную обиду на то, что и это плохо, и вообще надо уходить. Однако причины здесь бывают не только внешними, но и внутренними. Например, ложное понимание духовной жизни. Это ситуация, когда человек сам выстроил себе некое авторское православие или за него это сделала группа товарищей под руководством духовного учителя. В какой-то момент становится ясно, что все или многое в этом было ошибкой.

В наибольшей опасности находятся люди с некритичным мышлением и буквализмом веры. К примеру, если человек буквально верил в Шестоднев, то, столкнувшись с убедительными доказательствами эволюционных теорий, он теряет веру совсем.

Чем жестче и ригиднее система наших убеждений, тем разрушительнее любые удары по ней.

Часто говорится, мол, если у человека имеет место духовный кризис, значит, у него есть нераскаянные грехи. Но еще чаще именно тем человеком, который в кризисе это отвергает, все воспринимается по принципу «сам виноват». Здесь важно понимать, что именно критическое мышление защищает нас от прискорбных в духовном смысле обстоятельств.

Наконец, системные конфликты, конфликты отношений, понятий, любое противостояние со значимыми для нас людьми или противоречие между семьей и верой, работой и семьей, затяжные противоречия загоняют нас постепенно в тупик.

Если у вас не было духовных кризисов, есть плохая новость

Внутренние противоречия обычно нарастают, но мы изо всех сил стараемся этого не замечать. И хотя умом не замечаем, сердцем чувствуем и интуитивно понимаем, что зашатались основы нашего существования. Однако мы всегда сопротивляемся этим изменениям. Часто момент кризиса оттягивается нами насколько это возможно. Но чем дольше мы его оттягиваем, тем жестче второй этап кризиса – этап разрушения мировоззрения и представления о себе.

Второй этап всегда болезненней. Максимальные страдания приходятся именно на него. В этот период мы осознаем, что нам ничего не удалось, а мир и мы в нем не будем прежними. Мы чувствуем, что потеряли веру, а если не потеряли, то, как минимум, ни о себе, ни о Боге, ни об этой жизни ничего не знаем. Мы голые и на шатающейся под ногами земле. Единственное, что требуется, – это выбираться из этого состояния.

В такие моменты всегда присутствует много страха, страдания, растерянности, утраты смысла, однако именно в такие моменты мы еще не настолько приняли это состояние, чтобы начать искать новый смысл. Это впереди.

Никакое страдание не продолжается вечно. В какой-то момент наступает пауза и мы постепенно привыкаем к ситуации полной неопределенности в духовном смысле. Понимая, что раз старые модели не работают, а новые не сложились и не созданы, то нам надо приложить волевое усилие, чтобы выйти из этого кризиса.

Именно в этот момент по максимуму включается критическое мышление. В такие моменты мы способны на молитвенное усилие и призываем помощь Божию.

Основная задача этого периода (переоценки ценностей) – поставить правильные вопросы перед собой. И пусть у нас не будет правильных ответов, важно, чтобы вопросы были правильные, потому что именно это позволит перейти к переосмыслению ценностей и созиданию.

Фото: Misha Maslennikov / Flickr

Когда из обломков нашего прежнего мировоззрения и пыли, в которую оно превратилось, выкристаллизовывается новое понимание, когда мы видим свет в конце тоннеля, выход из тупика, тогда мы понимаем то, как нам надо менять наш образ действий. Понятно, что изменения не происходят мгновенно, но изменения в такие периоды уже наметились.

Безусловно, автоматически этот процесс не происходит. При патологическом переживании духовного кризиса можно зависнуть на каждой из этих стадий. И если кто-то думает, что у него нет и не было никаких духовных кризисов, то у меня плохая новость.

Скорее всего, это значит, что вы много лет пребываете в состоянии нарастания внутренних противоречий и сопротивления изменениям.

Из трудов святых отцов известны три этапа духовной жизни: сначала благодать нам дается, потом мы ее теряем, и, лишь пройдя трудный путь и обретя смирение, мы ее возвращаем. У кого-то уходит на это вся жизнь.

По большому счету это и есть описание типичного духовного кризиса.

Читайте также:  Очистка квартиры церковной свечой: особенности и правила православного обряда

Этот цикл в своей жизни мы можем повторять неоднократно. В какой-то момент чувствовать, что вернули эту благодать, а потом опять ее потеряли, едва расслабившись. Но когда у человека есть опыт, ему хотя бы не страшно, ведь он знает, что разрушение мировоззрения не является необратимым. Кризис – это период переформатирования собственной личности и избавления от всего лишнего.

Как помочь человеку

Мы не одни в этом мире. Даже если вы остро чувствуете экзистенциальное одиночество, высока вероятность, что рядом есть близкие, собратья, пастыри. Редко бывает, чтобы у всех этих людей совпало состояние кризиса, наверняка кто-то чувствует себя более устойчивым в этот момент.

Именно эмоциональная устойчивость помогает поддержать человека в кризисном состоянии. Все, что мы можем дать человеку – это немножко ресурса справиться с экзистенциальной угрозой, то есть сделать так, чтобы он не чувствовал себя одиноким и потерянным. Принятие всегда стоит на первом месте. При этом слова в этот момент могут пониматься человеком трудно.

Второе – это поддержать человека рефлексией, помочь выбраться из состояния полного краха к попыткам нащупать выход из тупика. Важно выслушивать, беседовать, делиться опытом, но делать это не назидательно, а максимально не директивно. Любое давление в такие моменты вгоняет человека в новые кризисы. Можно предлагать свои идеи и варианты, но только не говорите: «У меня такое было, я тоже сомневался…»

Не обесценивайте чужие страдания, мысли и интуицию. Вы не можете знать, насколько для него важно то, что он имеет. Когда мы находимся в духовном кризисе, нам хочется забиться и спрятаться, и переждать это состояние. Но не забывайте, что вы на свете не одни. Не отказывайтесь от помощи и поддержки тех, кто рядом. Иногда нужно найти в себе силы обратиться за помощью.

Чтобы помешать, достаточно начать осуждать

Чтобы помешать выйти из кризиса, достаточно начать человека осуждать, говорить о его бездуховности или «Сам виноват», «Это тебе по грехам». Вредно навязывать единственно верное мнение.

Неважно, отказался ли человек от одного мнения или от другого, но именно в состоянии кризиса он наиболее остро понимает, что все мнения субъективны. Он чувствует это буквально кожей. А ощущение нестабильности заставляет очень критически прислушиваться к любым безапелляционно высказываемым мнениям.

Отказ от общения, отчуждение, мол, когда со своими сомнениями разберешься, тогда и приходи, а мне с тобой тяжело разговаривать – это толкание в одиночество.

Три пути выхода

Переосмысление ценностей и формирование нового мировоззрения имеет три пути.

Фото: Misha Maslennikov / Flickr

Во-первых, и это хороший вариант – если кризис связан с верой, то мы можем переосмыслить традицию и свои убеждения, избавиться от наносного, лишнего и суеверного, от предрассудков и сомнительных, пусть даже распространенных мнений и тем укрепить свою веру. Мы сами можем прийти к более глубокой и искренней вере.

Второй путь – путь расцерковления. Человек приходит к отказу от религиозной практики, не отказываясь от веры. Например, он начинает переосмысливать и искать альтернативные пути.

Наконец, третий путь – полное разочарование и потеря веры. В мягком варианте это утверждение: «Я агностик и думать об этом не хочу». В жестком варианте – поведение в духе воинствующего невротического атеизма. В этом случае человек с какой страстью посвящал себя религии, с той же страстью посвящает себя борьбе с религией, делая это годами.

Кризис – всегда возможность роста

Сложившаяся церковная традиция построена на действиях, препятствующих выходу из кризиса. Человек, который открыто высказывает свои сомнения или альтернативные идеи, если он начинает интересоваться чем-то, что не соответствует церковному пониманию, то первое, что встречает – это осуждение, попытки перевоспитать и даже анафематствование.

Но люди, которые действуют в такой парадигме, подталкивают тех, кто оказался в кризисе, к самому жесткому варианту выхода из него. Особенно остро это происходит в тех случаях, когда критическое мышление у человека не было сформировано. Более того, они подталкивают самих себя к еще более жесткому сопротивлению изменениям, фактически препятствуя собственному осознанию кризиса.

Важно понимать, что ни одно наше состояние, пока мы живы, не является окончательным.

И у тех, кто попал в кризис, пусть через мучения, всегда есть шанс прийти к более глубокой вере. Кризис – это всегда возможность и испытание, данное нам для роста.

Тема: Как вновь обрести веру?

Опции темы

Как вновь обрести веру?

Нельзя сказать, чтобы я была совсем уж новообращенной. Я крестилась 7 лет назад, крестилась осознанно, действительно желая жить в вере и крестила дочь. Несмотря на всю тогдашнюю осознанность, сейчас вдруг ощутила, что страшно отдалилась от жизни истинного православного человека, прикрываясь сложностями повседневной жизни и давно уже кем-то предложенным удобным выражением: главное, чтобы Бог был внутри тебя. Тогда, мол, неважно, как ты себя ведешь и как живешь. Почти 10 лет замужем, уже дочери 7 лет, и вдруг как обухом по голове стукнуло – как же я жила всю жизнь, как легкомысленно ступала по жизни, руша все вокруг себя и требуя от всех чего-то, легко приспосабливая и удобно толкуя под свои каждодневные нужды все заповеди и все морали. Когда уже все вокруг порушилось и запуталось до невозможности, когда уже больше трех лет барахтаюсь между кучей проблем в семье и в отношениях с друзьями. Привыкла всегда во всех проблемах в семье винить только мужа, не задумываясь, что сама подталкивала его к неуважению к себе. Именно когда жареный петух клюнул, опомнилась. Кажется, что все мои 26 лет прожиты бездарно и бесполезно, и возможность исправиться и жить по-человечески и возместить семье все мои легкомыслие и отплатить им сторицей утеряна безвозвратно. Очень боюсь, гоню прочь панику и отчаяние. Хочу жить по вере, хочу именно изнутри проникнуться верой, а не просто исполнять все посты и следовать правилам. Помогите пожалуйста, советом ли, добрым ли словом. Я ведь даже не знаю ничего толком и духовного наставника у меня нет никакого. Не помню даже, как войти в храм. Всем заранее спасибо.

Не надо требовать чтобы кто-то что-то изменились в лучшую сторону, хотя это и правильно, но они изменятся сами по себе. Надо измениться в лучшую сторону лично, в какой-то мере независимо от других.
Если есть муж, то жена – помошник мужу, (в принципе это не значит слепой послушник, но именно творческий помошник, но это если есть всё же достаточно гармонии для этого). Если гармонии в отношениях в чём-то ещё нет, то жена, любящая Иисуса, может попробовать быть кроткой (не яростной, не буйной), смиренной (верящей, что всё что с ней происходит – это во благо ей, во благо становлению её характера и потому мирной и спокойной), кротко и смиренно принять любое отношение мужа, ближних и постараться служить им в чём-то. Попробуй больше думать, мечтать о том что вы все – и они и ты – будете добрыми и счастливыми. ; не просто знать и верить в это, но большую часть времени так думать, обдумывать с разных сторон, (т.е. думать о приятном). Знать, что вероятно ещё есть реально что-то ещё не хорошее, но больше времени думать о хорошем – сейчас или в будущем, о том, что что-то уже есть хорошее, что-то ещё будет – так или иначе .

Быт.2: “18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему . . 22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. “

От Матфея 25: “37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.”

От Иоанна 13: “3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. .
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. 15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. “

Последний раз редактировалось Игорь М; 24.11.2003 в 02:52 .

Игорь, большое спасибо за то, что откликнулись. Я уже тоже пришла к мысли, что надо самой стремиться к чему-то, стараться вести себя верно. Наверное, принимать все, что со мной происходит, как должное. Не будет мне дано большей нагрузки чем я смогу вынести. Просто для того, чтобы черпать силы, чтобы чувствовать в себе достаточно сил, вижу единственный верный и надежный источник – веру. А я даже молиться не умею. Сколько же лет надо прожить бездумно и сколько дров наломать, чтобы таким трудным путем прийти к тому, что давно уже известно, чтобы самому понять, что вера – единственное наше спасение и единственно правильный образ жизни.

Игорь М хоть и старается помочь, но он не христианин, посему в вопросах отношений со Христом не слушайте его

читайте Писание, молитесь Отцу во имя Иисуса Христа и, обязательно, понятое из Писания с радостью и миром, исполняйте
если что понимаете, но это томит, не исполняйте до тех пор, пока не поймете с миром и радостью, ибо Его слова всегда делают легко на сердце

Сергей Л, я не хожу ни в какую церковь; но может быть ты что-то хотел возразить по сути моего взгляда по какому-то вопросу или на роль жены или нет?

Re: Как вновь обрести веру?

Цитата от участника Миля:

Я сам был в подобной ситуации, поэтому надеюсь, что мой личный опыт сможет Вам чем-то помочь. Поскольку Вы – православная христианка, то я в своей попытке помочь буду исходить из принципов и норм, принятых в Православной Церкви. Если что-то Вам не понравится, не судите меня слишком строго, но я считаю, что все, что Вы от меня услышите, пройдено мной на личном опыте и действенно реально. Поэтому попробуйте прислушаться к моим словам.

Во-первых, не надо бояться, паниковать и отчаиваться. Христос всех спас и примет любого, кто вновь услышит Его голос и придет к Нему. А прийти ко Христу снова можно через два очень важных таинства Православной Церкви – покаяния и причастия. Я вижу, что Вы переосмыслили свою прежнюю жизнь, увидели ее периферичность по отношению к Богу, ее оторванность от Бога и непросвещенность Им. И в Вас снова появилось желание быть с Ним, ощущать Его живое присутствие и Его любящий взор на себе. Это самое главное. Значит, Вам будет очень легко совершить то, о чем я буду писать далее.

1. Таинство покаяния. Оно является первой ступенькой на пути к жизни с Богом. Я вижу, что Вы уже внутренне покаялись. Но нужно еще чтобы ваше покаяние, вашу исповедь, ваше свидетельство о прошлой, далекой от Бога жизни услышал священник. А самое главное, помните, что во время исповеди не только священник будет слышать Вашу исповедь, а Сам Христос будет стоять рядом. К исповеди нужно готовиться. Поскольку Вы давно не исповедовались, нужно подготовиться серьезно. Неделю перед исповедью постарайтесь провести в сосредоточенности и размышлении о своей прошлой жизни, придерживайтесь поста (если будет тяжело отказаться полностью от пищи животного происхождения, откажитесь хотя бы от мясной). Это проверено на опыте, это действительно помогает. Человек, ограничивая себя в пище, как бы постоянно помнит о том, что ему следует ограничивать себя не только в ней, но и во свем, что касается греха. Дух человека становится как бы легче, оторванней от тяжести земли, ближе к небу. Весь этот период и всю последующую жизнь читайте Евангелие. В нем Вы сможете увидеть Христа. Размышляйте о прочитанном. Если есть комментарии к Евангелию, читайте и их. Если трудно читать старых авторов, читайте современных. Есть прекрасная книга о Христе о. Александра Меня “Сын Человеческий”. Ее можно купить в некоторых православных и почти во всех протестантских книжных лавках. Ближе к концу недели начинайте записывать на бумаге все, в чем Вы хотите покаяться. Не спеша, вдумчиво, по всем десяти заповедям проверяйте себя. Пишите все свои грехи. Писать на бумаге необходимо, потому что на исповеди можно растеряться, забыть о многом. Постарайтесь достать молитвослов и в субботу вечером (если не пойдете в храм) дома прочтите канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Читайте вдумчиво, пытаясь проникнуть в каждое слово канона. Готовьтесь мысленно к воскресной исповеди. Узнайте, когда начинается воскресная литургия в ближайшем к вам храме и не опаздывайте на нее. В день исповеди и причастия до самого причастия есть и пить нельзя. Ведь Вы будете есть и пить Тело Христово и Кровь Христову. Во время литургии в левом приделе храма или в нижнем храме совершается таинство исповеди. Вы внимательно выслушиваете молитву священника об исповедующихся и его слово к ним. Когда подойдет Ваша очередь, покажите священнику Вашу заранее приготовленную письменную исповедь. Если захотите сказать что-нибудь словами или то, что забыли написать, скажите. Священник прочитает над вами разрешительную молитву и допустит к причастию.

2. Таинство причащения (евхаристия). Во время литургии обязательно совершается таинство евхаристии (благодарения). Верующие соединяются со Христом путем принятия истинных Тела и Крови Христа. Хлеб и вино реально становятся Плотью и Кровью Христовой во время пресуществления. Мы как бы становимся носителями Христа в себе, становимся как бы маленькими Христами, живой плотью и телом Церкви Христовой, призванной нести Христа в мир. После причащения выслушиваете или читаете молитву по Святом Причащении, вникая в каждое слово.

3. Возьмите себе за правило исповедоваться и причащаться как можно чаще (скажем, раз в месяц) и посещать хотя бы воскресные литургии, всем сердцем участвуя в них, помня, что и вы реально служите в это время Богу, а не только священник. Купите себе молитвослов с текстом литургии св. Иоанна Златоуста и разъяснением всех ее моментов. Читайте, вникайте в каждое слово. Поначалу берите с собой этот текст на службу, чтобы Вам все было понятно. Молитвенное общение – важная часть христианской жизни. Христос сказал: “Где двое или трое соберутся во Имя Мое – там Я среди них”. Храм как раз является тем местом, где собираются верные Ему для молитвы и общения.

4. Достаньте текст и разъяснение Символа Веры, который поется всеми присутствующими в храме во время литургии. Вы, как христианка, должны знать его наизусть, не говоря уже о его понимании. Каждый член Символа Веры Вы должны понимать и принимать. Разъяснение Символа Веры обычно приводится в книге “Закон Божий”, которую можно купить почти в любом храме.

5. Каждый день читайте Евангелие. Начинайте с небольших частей, скажем, одной главы. И обязательно в следующий раз прочитывайте то, что читали в прошлый. Евангелие будет постепенно входить в Вашу жизнь, освящая и преображая ее светом Христовым. Также читайте Новый Завет, особенно послания св. Апостола Павла.

6. Возьмите себе за правило молиться утром и вечером. Своими словами и по молитвослову. Постоянно помните о Христе. Христос же о Вас всегда помнит. В Новом Завете мы читаем: “Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам”.

Ссылка на основную публикацию