Душа у животных: есть ли или нет в православии, куда попадают животные после смерти

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Православие — есть ли душа у животных

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многих верующих людей интересует вопрос есть ли душа у животных. Ведь наверняка каждый, кто держал в своем доме любимца знает, как тяжело его терять. И каждом бы хотелось, попав в рай встретить там своего любимца. Нужно сказать, что мнение на этот счет не однозначное. Одни священники утверждают, что она есть у животных, а другие говорят, что нет. Что об этом говорить нам Библия попробуем разобраться ниже.

Есть ли душа у животных по Библии

Понятие душа каждый трактует по-своему. Те, кто верит в Бога понимают это слово как сознание, эмоции, характер. Для многих верующих люде душа означает еще и связь между жизнью и ожидаемой вечностью. Но эти понятия больше касаются человеческого существования.

Те, кто хоть раз держал животное на руках тоже скажет, что ему свойственные такие же эмоции как и человеку. Но это не совсем так. Да, животные также понимают и имеют свои эмоции, имеют индивидуальный характер. Конечно, у них есть наличие души, но согласно Библии, она по отличию от человеческой является разрушимой. То есть, после того как животное умирает — его душа умирает вместе с телом.

Уже на первых страницах Библии говорится о творении мира. Впервые понятие души встречается тогда, когда рассказывается о творении рыб и птиц. После чего идет повествование о том, что земля производит души животных. Потому на вопрос «Есть ли душа у животных?» православие дает утвердительный ответ, да она есть, но вот что происходит с душей после смерти, Библия однозначного ответа не дает.

Куда девается душа животного после гибели

Как уже упоминалось выше, куда попадают души животных после смерти православие не дает однозначного ответа. Но несмотря на это, все же некоторые священнослужители высказывают свое мнение на этот счет. Например:

  • священник Василий Великий упоминал в своих летописях о том, что душа бессловесных является единой, поэтому после не смотря на то, если при жизни каждый является индивидуальностью после смерти души животных восходят к единой общей живой душе;
  • святитель Филарет Московский, чья молитва оберег на каждый день известна каждому христианину, объясняет такое явление тем, что человек совокупляет в себе жизнь растений и животных. Он просто не может без них существовать, поэтому отечественные святые писания очень часто называют человека таким понятием как «человек малого мира». Согласно трактовки Филарета душа животного не просто растворяется в небытие, а переходит в новую, человеческую жизнь.

Мнение церкви

Как известно, в православной религии существует традиция, согласно которой после того как умирает человек, принято делать поминки по усопшему на 9 и 40-й день. Делается это для того, чтобы молитвами заступится за усопшего перед Богом. Но когда умирает кошка, собака или любое другое животное такой традиции нет.

Исходя из этого можно сказать, что православная церковь не совсем принимает мнение о том, что душа животного все же существует. Но среди православных верян существует мнение, что душа умершего животного поселяется в доме, где он жил при жизни. В таких случаях они могут мучать своего хозяина различными неприятностями под видом духов умерших.

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

2 thoughts on “ Православие — есть ли душа у животных ”

Насколько знаю душа у животных есть хотя батюшки говорят что она умирает вместе со смертью животного. Однако другие батюшки с этим не согласны говоря о том что души животных бессмертны.И поскольку уже первое повествование о рае говорит, что он был населен и животными, то мы можем, как мне кажется, сделать вывод, что животные будут и в будущей жизни, особенно те, которые привязаны к человеку и к которым человек привязан. Поэтому тому, кто страдает по своей умершей собаке, можно сказать: не беспокойтесь, в раю не будет страданий. И если вы так привязаны к своей собаке – и она там будет.
Но в то же время не стоит забывать, что где пребывает сердце наше (любовь, привязанность), там будет и наша душа. То есть степень будущих благ человека прямо будет соответствовать силе его привязанностей к чему-либо преходящему, страстному, земному. Образно говоря, человек будет в общении или с ангелами и людьми, или с кошками и собаками, а то и с кем пониже. Это не означает, что общение со святыми исключает общение с нашими «меньшими братьями», но говорит о том, что для нас является первичным: Бог как высшее духовное благо или инстинктивная любовь к низшим творениям.Апостол Павел писал об этом: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего его, в надежде, и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

Я простая христьянка.Обычная грешница.Но считаю,что лучше быть с любимыми животными после смерти вместе,чем с людьми которые делали на Земле мне зло…И я верю и знаю,что душа у жиаотных побольше,чем у людей!!Они любить умеют!!А люди разучились.Стали зоые,жестокие и бессердечные.Так,что лучше быть с любимыми мордашками…Еще мне одна монашка в детстве гоаорила,(я мыла ей пол и бегала за хлебом и молоком),что когда я пойду по леснице на небо,собачка и кошечка,кот.я помогла будет тянуть мне лапку и помогать …Не знаю,правда или нет,но думаю монахини все таки больше нас знают.Животных надо любить,спасать,кормить,оберегать.Мы люди!!Они братья меньшие.И нет различия собака или кошка.У доброго человека,нет этого.Как в церкви,кошкам можно,собакам грех в храм..А колдунам как. Можно. Убийцам?Можно таким?А собакам грех. Много ,что неясного и необяснимого.Никто,ничего не знает!!Умрем-увидим.

Вопрос архиерею. Новые ответы

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: Патриархия.Ru

1. Я очень люблю, и всегда любила больше животных, чем людей. Они беззащитные, не способны мстить, у них нет злого умысла, при этом они любят нас… Скажите, что происходит после смерти животного? Есть ли у них рай или ад? Почему нельзя прийти в храм и помолиться за них? Почему такая дискриминация? Почему у нас в стране такое отношение к животным? Почему дети бывают к ним жестоки? Когда я где-нибудь слышу, что пострадало животное, у меня сердце кровью обливается, я начинаю переживать, и наоборот, мне все равно, если это происходит с людьми. Человек грешен, значит, должен быть наказан, но за что и почему страдают животные?

Для человека нормально и хорошо ― относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно ― любить животных больше, чем людей.

Однозначно ответить на вопрос, что происходит с животными после их смерти, мы не можем. Дело в том, что в Православной Церкви этот вопрос доктринально не разработан. В Священном Писании нет каких-то конкретных сведений о посмертной участи животных. Почему? ― Потому что Господь Сам, через Священное Писание и Предание, открывает людям то, что необходимо для их спасения. Мы можем быть уверены в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, обладает бессмертной душой, что мир во всем его многообразии и красоте был создан Богом ради человека, что человек призван к Богообщению и в жизни земной, временной, и в жизни вечной.

Мы знаем из Священного Писания и о том, что животные существовали в первозданном Эдеме, что праотец Адам нарицал им имена: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). В этом наречении имен ― и главенство человека над животными, и глубинное понимание человеком всей твари, и ее добровольное подчинение ему. В этом ― и полная гармония между ними, утраченная после грехопадения человека.

Действительно, с грехопадением вошли в мир страдания и смерть: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22). Однако я не советовал бы Вам идеализировать животных (на самом деле большинство видов вовсе не расположены любить человека, и если говорить о дикой природе, в своей среде они достаточно беспощадны друг к другу) и так резко, даже безжалостно относиться к людям, желая им наказания.

Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21),― говорит Апостол. В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65, 25).

Однако примеры восстановленной гармонии между человеком и животными можно видеть и сейчас: и в житиях святых, и даже в жизни наших современников. Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу… Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными ― с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых. Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце, который относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди «близких друзей» старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки).

Однако, повторяю, восстановление утраченной гармонии происходит тогда, когда человек исполняет заповеди Божии. А главные из них, как говорит нам Сам Спаситель: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 37-39). Обретение полноты любви к Богу и людям ― вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души. Опыт показывает, что всей жизни человека может не хватить на это…

Если попытаться коротко сформулировать то, как следует человеку относиться к животным, то трудно сделать это лучше Премудрого Соломона: Праведный печется и о жизни скота своего (блажен, иже и скоты милует ― церк.-сл.), сердце же нечестивых жестоко (Притч.12, 10). Однако в ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов), зная изломанное состояние современного человека, так дополнил эту фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен [1] , кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». Очень схожие представления об отношении к животным можно найти и у преподобного Силуана Афонского: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь». Старец при этом говорил своему ученику, что Сам Дух Божий учит жалеть всякую тварь.

Значит ли из этих высказываний, что существует, как Вы пишете, «дискриминация» животных? Во-первых, я думаю, что это понятие в данном случае неприменимо. Во-вторых, такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной Церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.

Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Все это ― следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьезными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом ее основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви ― к животным, вещам, самому себе…

Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезвычайно активные любители животных сегодня — это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели или занимать две трети городской квартиры.

Читайте также:  Заповедь "Не укради": значение и толкование, от чего предостерегает

Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек ― о своем спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви ― к Богу и людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места.

2. Считаете ли Вы количество и доступность епископов для мирян нормой на текущий момент времени?

Нет, не считаю. Полагаю, что и епархий, и правящих архиереев в Церкви должно быть гораздо больше. Могу привести такой пример: в Греции, все население которой меньше населения города Москвы, около 70 епархий и 70 епископов. Так сложилось исторически. И у нас, в нашей огромной стране ― тоже 70 епархий, 87 архиереев (из них 70 епархиальных и 17 викарных). Думаю, что в этом ― источник многих проблем Русской Церкви организационно-управленческого характера: у нас слишком большие епархии и слишком мало архиереев.

Однако нельзя не заметить и того, что сегодня в нашей Церкви епархий гораздо больше, чем было 10–15 лет назад. В советские годы вся Сибирь, все пространство за Уралом представляло собой одну епархию… Саратовская кафедра была объединена с Волгоградской, а некоторое время, в послевоенные годы,― еще и с Астраханской. Сегодня все это ― отдельные епархии.

Дело в том, что церковную организацию нельзя увеличить одномоментно до невообразимых размеров. Всему свое время, этот процесс идет и он будет продолжаться. Открываются новые храмы, новые приходы, в духовных школах воспитывается новое поколение духовенства. Могут и должны учреждаться новые епархии, будут рукополагаться викарные епископы в уже существующих больших епархиях. Поэтому со временем, полагаю, проблема будет решена.

3. Проводит ли Православная Церковь какую-либо работу с так называемыми «пасторами» различных сект? Ведь не секрет, что в секты в период безвременья в России попали лучшие люди, идущие по пути духовных исканий и сделавшие в свое время роковую ошибку. Они искренне убеждены, что приносят людям пользу своей деятельностью. Читала о так называемом «Альфа-курсе» сектантов, есть ли что-нибудь подобное у нас?

Действительно, к сожалению, так сложилось, что в 1990-е годы, когда Церковь, еще лежащая в руинах, только начала выходить из «поднадзорного» и безгласного состояния, на которое ее обрекла советская власть, в нашу страну хлынуло огромное количество проповедников с Запада, хорошо вооруженных и достаточно состоятельных, которые, действуя разными способами, не брезгуя в том числе и прямым подкупом, смогли привлечь к себе достаточное количество сторонников. И вы абсолютно правы в том, что в это время в протестантские церкви и секты попали люди, которые искали Бога, но не получили должного ответа в православном храме или не встретили в нем такого человека, который мог бы показать им дорогу к Богу.

Сегодня Церковь считает просветительскую деятельность одной из главных своих задач (не случайно ведь существует и этот портал, посредством которого мы общаемся). Мы «ведем работу» с каждым человеком, который приходит в храм. И я думаю, что чем больше будет православных храмов и образованного, просвещенного и ревностного духовенства, тем больше людей, в свое время попавших сектантские сети, будет возвращаться в Церковь Православную.

Насколько я знаю, попытки перенести «Альфа-курс» в современную миссионерскую практику Православной Церкви были предприняты, но они получили очень неблагоприятные отзывы. Во-первых, потому, что в «Альфа-курсе» используются методы нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза, которые могут нанести вред душе человека. Во-вторых, потому, что такой курс может дать самое «внешнее», обедненное, отстраненное знание о христианстве, но не может помочь человеку войти в жизнь Церкви, начать участвовать в Таинствах, полюбить богослужение. Сейчас на многих приходах действуют воскресные школы для взрослых и детей, молодежные объединения. Они могут дать первоначальные знания и то человеческое общение, которое людям необходимо. Но войти в Церковь вне Церкви невозможно.

4. Я очень люблю своего жениха, мы хотим пожениться вскоре. Но он мусульманин (турок). Его семья не радикальная и вопрос о смене религии для меня не стоит. Он Православие тоже принимать не собирается. Но какие ограничения в Церкви ожидают меня при заключении нашего с ним брака в ЗАГСе? Спасибо. Ксения.

Видимо, Ксения, вы считаете себя крещенным, но не совсем воцерковленным человеком. Если бы Вы ходили в храм, участвовали в Таинствах Церкви, то знали бы, какие ограничения Вас ожидают в браке с мусульманином. Вы не сможете соблюдать многие установления Православной Церкви, и прежде всего ― вступить в церковный брак, венчаться, то есть получить Божие благословение на будущую семейную жизнь. Но самое главное ― ваши дети будут воспитываться в исламе. По мусульманским обычаям, дети от смешанного брака обязательно воспитываются в вере отца. И я думаю, что как бы ни была толерантна семья Вашего будущего мужа, они сделают все, чтобы это было исполнено.

5. Моей дочери снится один и тот же навязчивый сон, что ее покойная бабушка к ней приходит и зовет ее к себе. Моя дочь очень беспокоится, ведь такие сны к плохому. Что Вы посоветуете?

Я советую Вам не обращать никакого внимания на этот сон, вообще не пытаться запоминать и исследовать сны, забывать о них сразу же по пробуждении.

В Добротолюбии, сборнике святоотеческих наставлений для православных христиан, говорится о добродетели «неверования никаким снам», о правиле «отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как ″идолы помыслов, игра воображения″» (блаженный Диадох, «Подвижническое слово», 3 том Добротолюбия). А преподобный Иоанн Лествичник учит: тот, «кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» («Лествица», слово 3).

Поэтому не стоит обращать внимания на этот сон, ничего страшного здесь нет.

6. Владыка! Меня смущает, что в нашем городе часто перед исповедью не читаются положенные молитвы. Считается ли действительным таинство покаяния, если священник прочитал разрешительную молитву, однако не читал молитв перед исповедью?

Назовите мне, пожалуйста, храмы, где не читаются молитвы пред исповедью. Я исправлю это положение. Хотя таинство считается совершившимся после того, как священник прочитал разрешительную молитву над кающимся, но молитву перед исповедью читать тоже необходимо.

[1] Скаженный (просторечн.) ― бешеный, сумасшедший.

Есть ли душа у животных по Библии

Люди, у которых есть домашние животные, неоднократно сталкивались с тем, что их питомцы, будь то кошки или собаки, в силу определенных ситуаций тоже способны выражать свои чувства. А раз есть чувства, то и на вопрос есть ли у животных душа можно ответить положительно?

Да, многие сейчас скажут, что это инстинкт. Придя домой, вы, возможно, застаете, голодного питомца. И он радостно побежит за пакетами с едой на кухню вовсе не потому, что рад видеть хозяина, а от предчувствия лакомства. А как же быть с их слезами? Давайте разбираться.

Что говорит Библия

В православном мире считается, что душа у животных конечно есть. Ведь, если начать читать Библию, а именно книгу Бытия, то практически в самом ее начале идет повествование о сотворении мира. Первыми появились рыбы и птицы. А затем земля произвела души животных.

Но душа животного отличается от души человека. Человеческая душа вечна. Он получил ее от Бога. А душа животного находится у него в крови, и поэтому живет и умирает, то есть разрушается вместе с ним.

Христиане поминают усопшего на 9-й и 40-й день смерти. Это делается для того, чтобы попросить у Бога лучшей вечной жизни для умершего. Для животных таких ритуалов нет. Это еще раз говорит о том, что православная церковь отвергает вечную жизнь души животных.

Есть люди, которые оберегают и заботятся о братьях наших меньших. Порой они признаются, что любят своих питомцев даже больше, чем людей. Церковь считает это грехом, так как человек изначально по Библии наделен любовью с лихвой. И эта любовь должна быть всецело направлена на его семью и окружение.

Но в условиях современного мира человек с активной жизненной позицией стал реже обзаводиться семьей. Порой самым близким другом является домашний питомец, который ждет его дома и любит. У одного это кошка, а у другого собака. Поскольку век домашних животных очень короток, многих интересует вопрос, куда деваются их души после смерти.

Хочется отметить тот факт, что кошек с испокон веков в христианстве считают «чистыми» животными. Им позволено находится в доме хозяина, спокойно разгуливать по церкви и даже спать у алтаря. В противовес этому, собаки должны только сторожить дом. Но такое разграничение Библией не подтверждается. Так уж повелось.

Куда попадают кошки после смерти?

Современная наука всячески опровергает существование иного мира. Но в таком случае давайте вернемся к истории Древней Греции. Именно оттуда происходит слово «душа», а точнее ее перевод. На греческом языке оно гласит «психи». Соответственно психика – это душа. И как объяснить тогда сегодняшнюю новомодную профессию зоопсихолога?

В свое время даже Эйнштейн сказал, что чем больше он познает мир, тем больше начинает верить в Бога. И с ним соглашаются многие именитые в науке люди, считая, что душа любого живого существа является некой аурой, энергетикой, обладающей определенной электромагнитной силой.

Поэтому, можно полагать, что душа, в том числе и кошек, воссоединяется с электрическим полем нашей планеты или даже Вселенной. И еще, как быть с тем фактом, что зачастую на иконах святых можно увидеть животных?

Что касается того, куда уходит душа собаки после смерти, опять однозначного ответа нет. Существует старая притча о собаке и его хозяине.

После смерти хозяина собака истосковавшись по нему, умерла от горя. И оба они встретились на небесах у ворот Рая. Но над воротами висела табличка, говорящая о том, что с собаками туда входить нельзя. Хозяин, погладив собаку, пошел с ней дальше и увидел другие ворота. Рядом сидел старец. Он распахнул перед верными друзьями ворота и сказал: — «Добро пожаловать в Рай, а то был Ад».

Так же существует мнение, что если при жизни собака общалась с человеком и жила рядом с ним, она из-за общения с бессмертной душой человека, тоже приобщилась к вечности. И возможно, в другом мире они обязательно встретятся.

То есть, собака, изначально появившаяся на свет с душой (разрушаемой), которая находится у нее в крови, в следствие общения с человеком обогатит свою душу. Таким образом, получится «общая душа», которая соединится с душой человека. Но в случае, если собака жила без хозяина, была бродячей и бездомной, то ее душа присоединится к «общей собачьей душе».

А приходилось ли вам когда-нибудь слышать про ангелов-животных? Существует поверье, что животные, которых вы любили, которые были с вами длительное время, становятся ангелами и оберегают вас.

Собаки и кошки после своей физической смерти настолько связаны с вами невидимым поводком любви, что просто не могут покинуть вас.

Люди способные заглянуть «за черту» утверждают, что с легкостью могут сказать какой домашний питомец был у сидящего перед ним человека. Поскольку их дух присутствует рядом с хозяином. И многие, в самом деле, признаются, что чувствовали присутствие своего давно умершего кота или собаки.

Очень жаль, что животные живут очень мало. Но, несмотря на это, они оставляют в наших сердцах глубокий след и приятные воспоминания о них греют нам душу.

Попадут ли животные в вечность?

…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Читайте также:  Православие и гомеопатия: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» ( Ис. 11 гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 20-21 ). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию.

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8, 19-23 ).

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. “А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, — это по смерти”» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой “мировой собаки”».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

Есть ли душа у кошки, куда она попадает после смерти и может ли дух умершего человека переселиться в животное?

Куда попадают кошки после смерти? Ответ на этот вопрос волнует многих хозяев. Уход в мир иной любимого питомца причиняют сильную душевную боль, оставляя надежду, что на небесах ему будет хорошо и спокойно.

Есть ли у домашних животных душа? Питомцы, как и люди, обладают присущими конкретному существу личностными характеристиками. Они могут быть упрямы или послушны, ласковы или независимы. Котенок привязывается к хозяину, чувствует его настроение, способен понимать речь. Душа у животных определенно существует. Куда же она попадает, когда питомец покидает живой мир и уходит на радугу?

Обладают ли кошки бессмертной душой?

Что такое душа? В науке нет четкой трактовки этого термина. Атеисты характеризуют душу живого организма как некий набор качеств, присущих личности, – характер, привычки, мировоззрение. В духовной практике душа понимается как некая тонкая оболочка, которая связывает земную жизнь с другим миром.

С момента гибели любимого питомца некоторые хозяева задаются волнующим их вопросом – хорошо ли умершему любимцу на том свете? Имеет ли он возможность наблюдать за живыми? Существует ли реинкарнация – переселение ментальной оболочки в другое физическое тело? Любопытные ответы на эти вопросы можно найти в различных религиозных изданиях. Как относятся к смерти животных разные народы мира с различным вероисповеданием?

Что говорит православие и другие христианские религии?

Христианские религии с почтением и уважением относятся к кошкам. Эти животные невинны, чисты и безгрешны перед Богом. Тем не менее после смерти кошки ее дух прекращает свое существование – так гласит православие. Если дух человека праведного попадает в рай (а грешного – в ад), для душ животных такого места не существует. Умирая, они просто прекращают свое существование.

Что думают о душах животных сторонники теории реинкарнации?

Способна ли духовная материя умершего питомца вновь прийти в жизнь в другой физической оболочке и через какое время? У теории о переселении душ есть свои приверженцы и противники. По мнению сторонников реинкарнации, кошка способна прожить 9 жизней. Она вновь и вновь возвращается на землю в разных физических обличьях. Если хозяин остро переживает утрату своего питомца, он может рассчитывать на то, что ушедший в мир иной четвероногий друг вскоре вернется к нему – например, в образе бездомного котенка.

Способна ли ментальная оболочка кошки переселяться в людей? У этой теории также есть противники и сторонники. Большинство склоняется к тому, что представители семейства кошачьих не способны оказаться в теле существа с высшим разумом. Согласно некоторым источникам, после девятой жизни в физическом теле кошки ее душа переходит на высший уровень, и бывшее животное рождается человеком. Обе теории основаны лишь на догадках и гипотезах.

Душа животного с точки зрения ислама

В исламской религии кошки пользуются особым почетом и уважением. Сам пророк Мухаммед разрешал этим животным ложиться на колени, спать рядом и пить воду из одной с ним посуды. Мусульман учат с трепетом относиться ко всем живым существам, не допускать жестокости по отношению к ним и проявлять милосердие, встретив на своем пути больного и слабого зверя.

Читайте также:  «Возлюби ближнего своего, как самого себя»: толкование заповеди, смысл и значение

Коран гласит, что в раю нет места для животных – обрести заслуженный покой может лишь хороший человек благодаря праведным поступкам и смирению при жизни. Душа питомца, покидая физическую оболочку, не попадает ни в рай, ни в ад. Животные по своей природе чистые и светлые создания, они не нуждаются в прощении Аллаха. Духовная оболочка усопшей кошки вместе с телом превращается в прах.

Мнение Ванги и экстрасенсов

Что происходит с душой питомца, когда он уходит из дома и умирает? Мнение Ванги относительно смерти животных неизвестно. Провидица была уверена в том, что люди после ухода в мир иной перестают существовать лишь физически. Тлеет тело, но все, что нетленно, способно многократно перерождаться и вновь приходить в этот мир – так считала знаменитая ясновидящая.

Сегодня все больше людей обращаются за помощью к экстрасенсам и эзотерикам. Маги и мистики, наделенные особым даром, способны налаживать связь с потусторонним миром. Потеряв родственника, лучшего друга или любимое животное, многие в отчаянии обращаются за помощью к ясновидящим – люди хотят понять, что происходит с покойным на том свете.

Те, кто наделен особым даром ясновидения, утверждают, что для животных после смерти возможен обратный путь в жизнь. Питомец иногда возвращается к хозяину в облике другого животного. Некоторые экстрасенсы уверены в том, что если при жизни человек ударил или убил невинное существо, погибший кот или кошка может преследовать своего обидчика до конца его дней.

Куда, по разным источникам, попадает душа кошки после ее смерти?

Современная наука ответить на этот вопрос не может. Согласно древним мифам, души всех живых существ продолжают существование после прекращения существования их тел. Дать однозначный ответ на вопрос, что происходит с душой, когда наступает смерть, и доказать свою правоту фактами пока никто не может. Однако люди, наделенные сверхспособностями, считают, что рано или поздно хозяин и его питомец воссоединятся.

Существует другое мнение – некоторые животные после смерти превращаются в ангелов-хранителей. Если питомец длительное время жил с любимым хозяином, который заботился о нем и оберегал его, душа погибшей кошки или кота обретает место рядом с ним, чтобы в трудной ситуации прийти на помощь.

Ментальное тело ушедшего в мир иной животного длительное время находится в том месте, где оно жило. Некоторые экстрасенсы могут в точности описать умершего домашнего любимца, словно тот по-прежнему находится в доме. Многие люди, потеряв кота или кошку, говорят, что ощущают физическое присутствие усопшего питомца: слышат мяуканье любимой кошки или топот лапок.

Может ли душа умершего человека, члена семьи вселиться в домашнего любимца?

Как можно объяснить чувство дежавю, когда нечто происходящее здесь и сейчас люди словно уже переживали однажды в прошлом? Одно из возможных объяснений – реинкарнация, перенос души в другую физическую оболочку.

Может ли душа погибшего родственника вселиться в любимого питомца? Согласно рассказам некоторых людей, после тяжелой утраты близкого домашние животные начинают демонстрировать некоторые привычки покойного, словно обретя душу усопшего.

Почему тонкая духовная материя человека способна в следующей жизни переселиться в кошку? Существует несколько причин:

  • необходимость отработать кармические грехи, совершенные при жизни;
  • стремление вернуться в любимую семью;
  • возможность прожить счастливую жизнь в теле домашнего кота, если человек при жизни совершал благие поступки;
  • необходимость прохождения определенного этапа – когда перед душой стоит кармическое испытание, она вселяется в тело бездомного или больного питомца.

Перевоплощение людей в кошек – нетрадиционная концепция, которая имеет больше оппонентов, нежели союзников. Более вероятен альтернативный вариант, когда животное после цикла жизней переходит на более высокий уровень. Это говорит о том, что его духовная оболочка готова к существованию в человеческом обществе, соблюдению кармических законов. Считают, людьми что становятся кошки, ушедшие тяжелой смертью, либо убитые.


Куда уходят души домашних животных после смерти?

Неделю назад из жизни ушел мой любимый кот, который прожил целых 18 лет! Прожил бы еще лет пять, только не справился с бронхитом… Мама моя сильно по нему тоскует и ни как не может смириться с такой потерей. Кот был моим и все время проводили с ним вместе, а когда вышла замуж, то пришлось отдать его маме. Остаток своей кошачьей жизни он провел с ней и в доме признавал только ее. К папе и к брату относился только с его кошачьей потребительской точки зрения. После его смерти я проанализировала многие моменты своей жизни, которые были связаны с животными. Мне на самом деле стало интересно, а куда и как уходят души наших домашних животных. Расскажу некоторые свои наблюдения по этому поводу.

Мы люди, очень любим все одушевлять и очеловечивать. У нас и растения комнатные обладают душой и животных в нашем восприятии уже поставили на пару ступень эволюции выше нас. На самом деле необходимо быть объективными и понимать, что животные- это животные. Выше своей природы они не перепрыгнут. Пусть одни собачки или кошечки обладают более развитым интеллектом, чем другие, но оно все равно животное. В духовных практиках сказано, что человек изначально не обладает душой, а ее еще необходимо развивать. Когда человек рождается, то душа находится в зачаточном состоянии. После прочтения такого мнения в книге Гурджиева, не согласилась с ним и не могла осознать отсутствие души у человека. Только спустя много лет я осознала и поняла те прочтенные слова, на самом деле так оно и есть. Когда мы рождаемся, прежде всего в нас преобладают животные инстинкты (животная сторона), которые помогают маленьким детям выжить и позволить дальше изучать окружающий мир. У детей до определенного возраста присутствуют чисто животные инстинкты. Уже в определенном возрасте, когда ребенок начинает познавать мир, встав на ноги и получив определенную способность воспринимать речь родителей и понимать то, что они ему говорят. С такого возрастного периода начинается развиваться душа. Уже зависит от самих родителей и от окружающих условий, насколько будет развита душа ребенка. Родители и семья в целом, дают нам базу, а дальше мы уже самостоятельно занимаемся развитием и воспитанием нашей души. Этому есть яркий пример. Были жуткие случаи, когда находили детей, которые росли вместе с собакой или на цепи в закрытом пространстве. Такие дети, прежде всего, похожи на маленьких зверьков, а не на человека. Человеческое у них только тело, а сознание ближе уже к животному. Люди которые живут в более суровых условиях жизни, будут более жесткими и в них будет преобладать больше животного, чем душевного. Думаю, многие вспомнят из своей жизни примеры и сравнения. Развитие души зависит от многих факторов и самое главное- это дальнейшее самообразования. Этим на нас похожи наши домашние животные. Если животное живет в своей природной дикой среде, оно не обладает теми качествами, которые обладают домашние кошки или собаки. Когда животное живет рядом с человеком, оно продолжает развиваться и раскрываться. Если с животным заниматься, воспитывать, дрессировать, то оно еще больше раскроет уровень своего интеллекта. По сути, животные развиваются и раскрываются, обитая только рядом с человеком и таким образом, в этом домашнем животном развивается душа. Животное начинает раскрываться и частично становится похожим на своего хозяина. Наблюдаю за взрослением своей собаки и понимаю, как она по-своему учиться хитрить, обманывать, намеренно вызывать жалость, чтобы что-то дали из стола во время нашего обеда. Научилась правильно нас будить по утрам, чтобы скорее ее накормили. Животное начинает приспосабливаться к образу жизни человека и далее нам начинает казаться, что наша животинка самая умная и чаще умнее многих людей. Это не так и в своем восприятии тоже надо иметь меру! Самые интересные моменты с моим котом были- это сны и выходы в астрал. Когда начинала спонтанно выходить в астрал и познавать осознанное состояние в своих сновидениях, то кот мой всегда спал только со мной в ногах или на моей голове Когда в астрале или во сне, сущности пытались меня запутать и завести непонятно куда, то в этот момент появлялся мой кот и таким образом у меня включалось осознание и получалось избежать плохих ситуаций. Таким образом, очень много раз, своим присутствием вытаскивал меня из разных передряг. Это был поистине боевой кот в моих сновидениях и в астрале. Собака моя проще. Пару раз ее видела в астрале в те моменты, когда между нами завязывалась связь, на этом наше общение там закончились. Кошки в этом плане более продвинутые получаются. Недаром их причисляют к миру магии. Была еще одна интересная ситуация в моей жизни, связанная с кошками. Снимали мы дом в Подмосковье, одна соседка, переехав навсегда в другое место, закрыла кошку в доме и оставила открытой только форточку на втором этаже. В ее закрытом доме кошка родила котят и всей сворой оказались запертыми в доме. Мы не знали о существовании котят, пока не стали шуршать и мяукать. Дверь вскрыли и мельком увидели четырех котят. Они выросли в полной изоляции, пока кошка кормила их молоком и кроме кошки ни кого в глаза не видели. Естественно, когда вскрыли дверь, то они запрятались в дырку под деревянный пол. Еле их вытащили и выпустили в пристройку. В общем, они остались у нас жить, но все время прятались за старую мебель, которая стояла в пристройке. Понимала, что их необходимо приручить и пора кормить уже нормальной пищей. Котята уже были взрослыми и молока кошачьего для них было уже мало. У меня нет навыков общения с подобными животными и действовать стала интуитивно. Их приручала через игру бантик на ниточке и через еду. Буквально через месяц я их со своих рук снять не могла. Только стоило сесть на крыльце, они меня облепляли со всех сторон. Более ласковых котов в жизни не встречала. Так вот! В тот период, когда они были еще маленькими котятами, был у меня один выход в астрал, только не в осознанном состоянии была. Там ситуация была такая, что во время которой, две сущности заморочили мне голову и я не могла проснуться. Когда ты еще не опытный сновидец, то сущности могут запудрить так мозг, что ты не осознаешь спишь или нет и при этом не можешь себя разбудить. В этот момент в астральную комнату заходит кошка с котятами. В реальности мама моя запрещала пускать котят и кошку в жилую часть дома. Это у меня на таком уровне отложилось, что как только кошка зашла с котятами, то у меня сразу пошли мысли, что кошки здесь быть ни как не может. Таким образом, я осозналась, разобралась, что сплю и далее легко сама себя разбудила. Эта кошка с котятами пару раз вытаскивала меня из подобных передряг в астрале и в сновидениях. Своим присутствием она пробуждала мое осознание. С кошками взаимодействовать в таких практиках проще, чем с собаками. Когда из жизни ушел мой кот, сразу задумалась о том, что будет он приходить во сне или нет. У меня и у мамы моей, с котом существует сильная связь. Животные, которые развивают свою тонкую оболочку (душу) живя рядом с человеком, могут к нам приходить, как приходят умершие родственники. Много раз читала о ситуациях, когда умершие животные после своей смерти являлись своим хозяевам и спасали от ночного пожара. Таких ситуаций в мире не мало. Мой кот не снится нам. Пару раз видела его вдалеке бегущим по траве, но более близкого контакта с ним не было. Сегодня под утро вижу сон.

В начале, бродила по ночному незнакомому городу и в очередной раз вдалеке увидела своего Барсика. Не помню, кто стоял со мной рядом, но я просила, почему мой кот к нам не приходит. На что получила ответ. Суть в том, что животные не могут осознавать свою смерть, в отличие от людей. Чтобы он к нам не приходил, то ему создали сюжет, что его отдали жить другой женщине и потому он к нам не приходит. Вдалеке показали силуэт его новой хозяйки. На самом деле не знаю пока, как воспринимать данную информацию. Не все животные имеют такую развитую тонкую оболочку и рая или ада для животных не существует. Видимо живя рядом с человеком у них эта оболочка (душа) развивается и после своей смерти продолжают тянуться к своим хозяевам и к тому дому, где они прожили. Сейчас у меня есть некая зацепка, с помощью которой очень надеюсь, что в дальнейшем, найду более подробные ответы и понимание. Куда уходят животные после своей смерти, которые развились чуть больше, чем их дикие собратья.

Ссылка на основную публикацию