Экуменизм и православная церковь: что это такое и что значит, отношение и мнение священников, грех или нет

Экуменизм на марше: священноначалие РПЦ все больше поддается соблазну

Рядовое духовенство и православная общественность негодуют, но не могут остановить братания первоиерархов с еретиками.

В субботу в Домжуре эксперты, богословы и представители духовенства собрались вместе на конференции под названием «Православная Церковь и экуменическое движение», дабы обсудить последние вызовы, которые несет с собой постоянно прогрессирующий экуменизм. «Колокол России» также пристально следит за этим явлением, покушающимся на основы православного христианства и, в конечном счете, на христианство вообще. После проведенного по инициативе Константинопольского патриарха Варфоломея Критского собора многие положения экуменизма (учения о единстве и истинности всех христианских конфессий и деноминаций, а затем – вообще всех религий) в православии были юридически закреплены, а значит его апологеты стали еще сильнее.

Русская православная Церковь, как известно, отказалась от поездки на Крит, но сделала это со слабой, невразумительной с точки зрения догматики формулировкой. Мол, болгары и грузины отказались присылать свои делегации, собор получается неполным, его уже нельзя назвать всеправославным (что, конечно, тоже верно – прим. авт.) – ну и мы тогда тоже не поедем. Одновременно наш Священный Синод предложил Патриарху Варфоломею и его команде собрать очередное предсоборное совещание и разрешить все разногласия в Поместных Церквях. Иными словами, кнутом или пряником уговорить непокорных – и дело будет в шляпе, собор можно проводить. Правда, были еще ссылки на несогласие наших православных братьев с содержанием значительной части документов, которые предлагалось принять на Крите. Но основной акцент, повторимся, делался на соборную неполноту.

С защитой чистоты веры у нашего священноначалия, как выясняется большие проблемы. И проблемы эти продолжают усугубляться. В феврале этого года на Архиерейском соборе епископы во главе с патриархом единогласно (по официальным данным с сайта МП) приняли все критские документы. То есть мы шли рука об руку с Ватиканом, Варфоломеем и проталкиваемой ими экуменической доктриной ровно до тех пор, пока возмущение рядовых православных и самоотвержественность предстоятелей Церквей в Грузии, Болгарии, многих епископов в Сербии и Греции уже невозможно было скрывать.

Непосредственно перед Критским собором Синод РПЦ принял к сведению поправки мирян и священников к Критским документам и направил их в Константинопольский Патриархат. Однако карманный секретариат собора ожидаемо отклонил все замечания – их даже не стали рассматривать. Итог закономерен – торжество экуменизма на Крите, разброд и шатания в нашей Церкви. Ведь решение Архиерейского собора по статусу выше любых синодальных заседаний, а значит, де-юре РПЦ по-прежнему также поддерживает начинание Варфоломея и папы римского о «единении всех во Христе».

К сожалению, последние события только лишний раз подтверждают экуменическую ориентацию руководства, о чем будет сказано ниже. А пока приведем выдержки из самых ярких выступлений на прошедшей конференции.

Известный богослов, священник Георгий Максимов, размышляя об истоках экуменизма, привел пример 1000-летней давности, который как никогда актуален и сегодня.

«В начале развития экуменической деятельности ее злотворные плоды еще не были очевидны, тогда наше общество во многом находилось в эйфории от возможного объединения англикан-протестантов и Русской православной Церкви. Хотя уже сто лет назад сторонники экуменизма искажали действительность и представляли англиканскую конфессию как почти православную по своей вере и практике. В те времена и святейший патриарх Тихон и даже святой праведный Иоанн Кронштадтский встречались с англиканскими епископами, но объединения не случилось.

Еще в 1912 году епископ Рафаил Бруклинский, возглавлявший союз протестантов и православных в США, тщательно проанализировал все последствия экуменизма и отверг его как пагубное, недушеспасительное явление, отвращающее человека от православия. Тем не менее, сейчас мы снова наступаем на те же грабли, и нам самое время вернуться к опыту о. Рафаила», – заметил о. Георгий.

Очень важный экскурс в контексте того, что сейчас большая делегация РПЦ во главе с патриархом находится в Британии. Среди прочих мероприятий запланирована беседа патриарха Кирилла и архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби в роскошном Ламбетском дворце на берегу Темзы. Комментируя отношения между англиканами и Московским Патриархатом, глава ОВЦС митрополит Иларион с гордостью заявил следующее:

«Русскую Православную Церковью связывают тесные отношения с Церковью Англии, берущие начало еще в XVI столетии и развивавшиеся в последующие века. Особенно активны наши контакты были во второй половине XX столетия. /…/

Мы с тревогой следим за происходящими в Англиканском сообществе процессами, связанными с либерализацией нравственного учения некоторыми членами этого сообщества, введением сначала «женского священства», а теперь уже и «женского епископата». Сегодня англиканский мир фактически расколот, и мы поддерживаем тех его представителей, которые отстаивают евангельские нравственные нормы».

Уже даже не хочется комментировать тот факт, что «ревнитель» Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви называет сборище открытых геев и лесбиянок «Церковью» с большой буквы – именно так написано на официальном сайте ОВЦС. Впрочем, этот апологет православия активно делает попытки изменить данный пункт уже в нашем, православном Символе Веры, так что удивляться не приходится.

И о «расколе англиканского мира» Иларион говорит исключительно для отвода глаз, чтобы хоть как-то оправдать экуменические контакты священноначалия в глазах православных верующих. На самом деле на официальном уровне никакого раскола у этих инославных нет. Как известно, 26 января 2015 года в кафедральном соборе Йорка официально состоялось рукоположение Либби Лейн – первой женщины-епископа Англии. А в священники женщин там принимают аж с 1994 года, они составляют треть от всего англиканского духовенства. Англичанин Николас Чемберлен, ставший епископом в прошлом году, в сентябре этого года публично заявил, что является геем и что это было известно клиру задолго до его рукоположения.

Таким образом, патриарх Кирилл скоро будет беседовать о чем-то с вполне респектабельным настоятелем «церкви Содома и Гоморры». Можно даже предположить о чем – о скорейшем единении «братьев-протестантов», католиков и православных во Христе. А еще они наверняка будут обсуждать встречу Джастина Уэлби с папой Франциском, которая состоялась совсем недавно – 5 октября. Как и подобает уважаемым экуменистам, беседой дело не ограничилось – в римской базилике Святых Андрея и Григория состоялось совместное богослужение с участием папы и примаса англикан.

Пресс-служба Ватикана по этому поводу с радостью сообщила, что данное сомоление стало первым после разрыва отношений между католиками и англиканами, произошедшего в 1534 году. Что ж, самое время объединять усилия, видимо поэтому 30 сентября в английском Кентербери на межконфессиональную встречу по случаю 50-летия открытия Англиканского центра в Риме съехалось 36 англиканских и католических епископов из 19 стран мира.

Если наш патриарх и его правая рука митрополит Иларион пока стесняются откровенных высказываний, а точнее, побаиваются праведного гнева паствы, то Уэлби уже может позволить себе заявить: «Экуменический дух, в котором наши епископы будут возвещать Евангелие, становится знаком преображения наших общин».

Франциск в данном случае неплохо выступил в роли подпевалы, ответив Уэлби своим мудрым наставлением:

«Будьте инструментами единства в любое время и в любом месте, преодолевая соблазны замкнутости и изоляции: это – великий вызов, способствующий укреплению единства христианской и человеческой семьи, продвигайте смелый и реальный экуменизм в постоянном поиске новых путей».

Как видим, Франциск идет еще дальше и откровенно озвучивает свои планы – объединить уже не только христианскую, а всю человеческую семью. Объединить, естественно, под покровительством наднациональных мировых элит и своим чутким крылом. Фактическое отступление от канонов христианства, присутствие среди епископов нераскаянных грешников – это все мелочи перед столь масштабными целями. Ну а как папа римский молится за мир во всем мире и соблюдает Гаванское соглашение с патриархом Кириллом, «Колокол России» уже рассказывал , приводя в пример видео, в котором Франциск благословляет карателей ВСУ-участников АТО на главной площади Ватикана…

Так что же, плановая встреча патриарха Кирилла с примасом англикан на подготовленной папой-иезуитом экуменической почве – простое совпадение? Не думаем.

Все, что говорили Франциск и Уэлби, полностью укладывается в определение ереси синтетического экуменизма, о которой участникам конференции в Домжуре по скайпу из Греции поведал протопресвитер, доктор догматического богословия Питер Хирс:

«Экуменическая ересь отрицает ту часть Символа Веры, в котором мы говорим о вере в Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь. Как только мы где-то слышим, что данный догмат отрицается или умаляется – надо понимать, что речь идет о синкретическом экуменизме. Это проявляется в следующих примерах (которых нынче пруд пруди – прим.авт.): совместные моления с представителями других конфессий, признание таинств у инославных.

Но совместная молитва предполагает и общую веру с еретиками, именно поэтому она строго запрещена православным. Когда какой-либо священник участвует в этом действе, он таким образом подрывает границы Церкви и делает затруднительной ее спасительную миссию.

А таинства Церкви представляют собой проявления единого таинства Христа, они неотделимы от Тела Христова. Экуменисты признают не только наличие таинств у инославных, но и наличие спасительной благодати в иных конфессиях – опять же отрицается часть Символа Веры о Единой Церкви. Это уже не святоотеческое, а какое-то иное учение. Нельзя предполагать, что Церковь ныне необходимо разделена по каким-то причинам. Апостол Павел по этому поводу задает риторический вопрос: «Разве Христос разделился?» Любое отрицание единства Церкви – это ересь.

Суть ереси экуменизма в том, что нечистый дух мира сего ищет возможности устранения любых границ. Стирание границ между всеми религиями – это, несомненно, попытка забрать у человека и мира вообще шанс на спасение. Практический пример: всем инославным говорят, что они уже находятся в Церкви Христовой – соответственно, их покаяние и возвращение в лоно православия становится ненужным, бессмысленным.

Это активно проявляется в соглашениях на высшем уровне, когда православные и инославные иерархи соглашаются с полным запретом прозелитизма – то есть запрещается проповедь истинной веры (точно такой обоюдный запрет прозелитизма указан в Гаванской декларации, подписанной патриархом Кириллом и папой римским по итогам встречи на Кубе в феврале этого года – прим. авт.). Еще один пример – смешанные межконфессиональные браки, которые на Западе давно стали нормой, также они были одобрены на Критском соборе Поместных православных Церквей в июне этого года», – рассказал священник из Греции.

Кстати, если кто-то подумал, что председатель нашего Отдела внешних церковных связей после фактически сорванного православной общественностью «всеправославного» собора на Крите хоть немного призадумался или взялся за ум, то вы глубоко ошибаетесь. Месяц назад Иларион в очередной раз был принят папой римским со всеми почестями в Апостольском дворце Ватикана и с любовью вручил брату Франциску… частицу мощей преподобного Серафима Саровского.

Зачем католику мощи светоча русского православия, который на Западе не считается святым? Зачем вообще дарить мощи инославным, которые уже давно не почитают мощи собственных святых, выставляя их на электронные аукционы? И наконец, как бы к этому отнесся сам Серафим Саровский? Такими логичными вопросами задается священник Георгий Максимов, не находя на них разумного ответа. Что ж, на ум приходит только одно – экуменисты совершенно потеряли берега от вседозволенности, что в своем желании порадовать «братьев во Христе» готовы на любое святотатство. Мнение мирян, естественно, волнует их в последнюю очередь.

Не рассчитываем, что митрополита Волоколамского вразумят слова самого преп. Серафима, тем не менее, приведем их, так как они полностью соответствуют случаю:

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет…»

В общем, клир и миряне возопиют, а экуменизм продолжает набирать обороты. И происходит это во многом благодаря первым лицам Поместных Церквей. РПЦ здесь, увы, вовсе не исключение. За этими процессами стоят очень могущественные глобалистские силы, а православие пока остается серьезным препятствием к реализации их планов.

Так как же нам бороться с экуменизмом, где находится его ахиллесова пята? Об этом очень доходчиво рассказал упомянутый нами выше протопресвитер Питер Хирс. Будем считать его завет позитивной нотой, на которой заканчиваем это повествование о борьбе за чистоту православия.

«Прежде всего, надо понимать, что экуменизм – это духовный, а не социальный феномен. Это яркое проявление вероотступничества, апостасии, а также секуляризма – отхода от церковного образа жизни. Многие греческие старцы считают, что в экуменизме заключен дух антихриста, потому что он делает Церковь частью «мира сего».

Ответ на него должен быть, прежде всего, духовный – мы должны восстановить те духовные границы, в которых обретается спасение, восстановить православный образ мыслей и жизни среди людей. Проблема лежит не где-то вовне, а внутри нашей Церкви – внутри ее иерархов, священников и мирян. Мы практически утратили исихастский путь просвещения, очищения и обожения. Поэтому нам необходимо вернуть православное богословие на аскетическую, исихастскую основу. Тогда экуменизм и устранение границ между верами не будут нам угрожать».

Русская Православная Церковь и экуменическое движение. Часть II

Протоиерей Максим Козлов

Первой попыткой ответить на вопросы, поставленные перед Русской Православной Церковью экуменическим движением, стало широко известное Московское Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в 1948 году. Конечно, можно по-разному относиться к решениям Совещания по вопросам экуменизма. Можно, и отчасти справедливо, считать их устаревшими, однако невозможно отрицать тот факт, что с 1948 года в нашей Церкви на протяжении долгих десятилетий, может быть, до Архиерейского Собора 2000 года, не предпринималось попыток такой же всесторонней аналитической соборной оценки экуменического движения. Совещание дало отрицательную оценку тогдашнему экуменическому движению в целом и сочло нецелесообразным участие в нем Русской Православной Церкви. Совещание констатировало качественно новый характер современного ему экуменического движения. Цитируем: «История экуменического движения в современном значении этого слова начинается с 20-х годов нашего столетия. Методы, цели и характер его настолько отличны от имевших место в XIX столетии попыток соединения между Церквами, что история этих попыток не дает материала к пониманию современного экуменического движения». На Совещании была признана неприемлемой для православных практика совместных молитв с инославными в точном соответствии с буквой апостольских правил (правила 10-е и 15-е). В докладе протоиерея Г. Разумовского «Экуменическое движение и Русская Православная Церковь», который несомненно выражал тогдашнюю официальную точку зрения нашей Церкви, содержится упрек в адрес представителей Константинопольской Церкви в том, что они, участвуя в экуменических мероприятиях, не отказывались от участия в совместных молитвах, тогда как, например, представители Болгарской Церкви в них участвовали. Более того, отказ Русской Церкви послать своих представителей на Амстердамскую ассамблею, не в последнюю очередь мотивировался недопустимостью для православных идти против святых правил, которые запрещают молитвенное общение с еретиками. Опыт участия в экуменическом движении русской церковной эмиграции получил тогда резко отрицательную оценку. В обсуждении проблем экуменизма приняли участие и представители русского церковного Зарубежья. Архиепископ Серафим (Соболев) в докладе «Экуменическое движение и православная Церковь» подверг теоретическое обоснование и практику экуменического движения резкой критике и высказался категорически против участия в нем Русской Православной Церкви. «Дай Бог,— говорил он,— чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям, в какой она пребывает доселе. Надо нам как можно дальше быть от экуменического движения». Своими наблюдениями над тем, как влияет участие в экуменическом движении на духовную жизнь Болгарской Церкви, поделился на этом совещании протоиерей Всеволод Шпиллер: «Для Болгарской Церкви встреча с экуменизмом означала в экуменических кругах расшатанность чувства церковности, расшатанность сознания единоспасающей Церкви, затем известное обмирщение Церкви на путях приспособления к экуменизму, образовалось снижение уровня духовной жизни, отрыв от святоотеческих традиций как в богословии, так и в быту. Потрясена была в самых основах верность литургической богослужебной традиции».

Причины, по которым Русская Православная Церковь не считала для себя возможным участвовать в экуменическом движении, на совещании усматривались следующие:

  • в коренном противоречии экуменических доводов учению Православной Церкви в деле понимания высших целей Христовой Церкви;
  • в необеспеченности в деле соединения Церквей (догматического и вероучительного) путем и средствами экуменического движения
  • в близком сродстве экуменической деятельности с другими современными нецерковными, политическими, иногда тайными (имеется в виду масонство) международными движениями. В резолюции «Экуменическое движение и Православная Церковь» говорилось, что «целеустремления экуменического движения, выразившееся в образовании ВСЦ, с последующей задачей организации «экуменической церкви», не соответствует идеалу христианства и задачам Церкви Христовой, как их понимает Православная Церковь».

Русская Православная Церковь на Совещании обратилась с призывом ко всем христианам мира не отвлекаться от истинного пути в Царство Божие и не тратить, без пользы для души, ни драгоценного времени, ни сил на участие в создании замены Истинной Христовой Церкви миражной и соблазнительной экуменической церковью, так как этим не разрешаются проблемы единства Святой Кафолической и Апостольской Церкви».

До середине 50-х годов позиция Русской Церкви в отношении экуменизма находилась в полном соответствии с решениями московского совещания 1948 года. Даже принятие в июле 1950 года на сессии Центрального комитета ВСЦ (ЦК ВСЦ) в Торонто документа «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» ( так называемая «Торонтская декларация»), который создал условия, позволившии впоследствии Православным Церквам вступить в ВСЦ, принципиально не изменило отношение тогда Русской Православной Церкви ни к ВСЦ, ни к экуменизму в целом. На страницах официального органа Русской Православной Церкви –ЖМП- продолжают печататься критические материалы об экуменическом движении. В частности, впоследствии известный деятель этого движения Алексей Сергеевич Буевский в статье «О проблеме экуменизма» (ЖМП. 1954. № 1) писал: «Результаты обсуждения… на Лундской конференции показывают несостоятельность попыток различных христианских групп добиться своего объединения на платформе догматического минимума, так что работа комитета «Вера и порядок» на этой платформе становится своеобразным построением «догматической вавилонской башни». В тогдашних публикациях указывалось на несовместимость самого духа экуменического движения с духом подлинной церковности, несоответствии реальных целей этого движения декларируемой в качестве главной цели церковного единства, осуждалась практика экуменических молитв, критиковалось их содержание, в особенности содержание молитвы о христианском единении, как несоответствующее православному видению пути к достижению единства, констатировалось разочарование в экуменизме православных участников экуменического движения. Цитирую статью Ведерникова «Соблазны экуменизма (ЖМП. 1954, №4, с.64): «Не касаясь действительных мотивов отказа Римо-Като­ли­ческой Церкви от участия в экуменическом движении, нужно сказать, что за последние годы от него стали отходить и православные участники». Автор статьи утверждал, что «для христиан, ищущих единства, простой ясный путь в Церковь Христову оказался загроможденным многими соблазнами экуменизма, разросшимися до пределов подлинного препятствия к осуществлению единства в союзе любви». Можно было бы привести и многие другие критические публикации.

Читайте также:  Как научить ребенка молиться: советы святых отцов и родителей, какие молитвы должен знать ребенок и что нужно знать о молитве

Изменение позиции Русской Православной Церкви по отношению к экуменическому движению ВСЦ происходит с середины 50-х годов. В этот период времени ВСЦ, продолжая выступать против коммунизма, все чаще начинает принимать постановления, резолюции о разоружении, о защите мира, о прекращении испытаний термоядерного оружия, о запрещении атомного оружия вообще и тому подобное. В 1954 году в Эванстоне (США) Вторая Ассамблея ВСЦ приняла специальное обращение к Русской Православной Церкви, приглашая ее к участию в экуменическом движении. При таких условиях тогдашний министр иностранных дел Громыко посчитал, что в целях оказания влияния на характер деятельности ВСЦ можно было бы рассмотреть вопрос об участии в этой организации Русской Православной Церкви. В марте 1956 года делегация Национального Совета Церквей Христа в США прибывает в СССР для переговоров о возможном участии Русской Православной Церкви в ВСЦ. В июне 1956 года делегация христианских Церквей СССР во главе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) ведет в США переговоры с председателем Исполнительного комитета ВСЦ доктором Фрэем по вопросу о встрече представителей ВСЦ и Русской Православной Церкви в январе 1957 года. Московская Патриархия уже не возражает против пересмотра решений 1948 года, но считает, что для участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении необходимо согласие автокефальных Церквей. С этого времени критические публикации об экуменизме исчезают со страниц ЖМП, тон статей, посвященных экуменическому движению, становится доброжелательным, экуменические контакты Русской Церкви становятся более интенсивными. Дальнейшие события, в общем-то, достаточно хорошо известны. В августе 1958 года делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) встретилась с делегацией ВСЦ в Утрехте. В августе 1959 года представители от Русской Православной Церкви присутствуют в качестве наблюдателей на заседании ЦК ВСЦ на острове Родос в Греции. В декабре 1959 года Советский Союз посетила делегация ВСЦ во главе с доктором Виссерт Хуфтом. Летом 1960 года Святейший патриарх Алексий I и ЦК ВСЦ обменялись приветственными посланиями. 30 марта 1961 года Священный Синод по докладу епископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова) вынес решение о вхождении Русской Православной Церкви в ВСЦ. 18 июля 1961 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, одобрил позицию Священного Синода относительно вступления Русской Православной Церкви в ВСЦ. И, наконец 20 ноября 1961 года на третьей ассамблее ВСЦ в Нью-Дели состоялось торжественное вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ. Делегацию Русской Православной Церкви из 17 человек возглавлял архиепископ Никодим (Ротов). Вместе с Русской Православной Церковью были приняты православные Церкви из стран Восточной Европы (Румынская, Болгарская и Польская), а вскоре вступили и все остальные Поместные Православные Церкви.

В истории межконфессиональных контактов Русской Православной Церкви в XIX–ХХ веках не было другого события, которое бы оценивалось столь неоднозначно, как вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ. Аргументы сторонников и противников этого вступления общеизвестны. Нельзя не отметить, что вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ привело к расширению богословского базиса ВСЦ, усилило в нем и в экуменическом движении вообще православные представительства, сделало Русскую Православную Церковь открытой ко всевозможным богословским диалогам. Несомненно, вступление нашей Церкви в ВСЦ способствовало развитию русской богословской науки, которая понесла тяжелейшие потери во время гонений 20–30-х годов. Нельзя также забывать о церковно-политическом значении этого события, учитывая, что вплоть до самого последнего времени наша Церковь жила в условиях тоталитарного, антицерковного, атеистического государства, ставившего своей целью на всем протяжении своей истории полное уничтожение религии и Церкви. Нельзя сомневаться, что иерархи и ответственные представители Московской Патриархии, подготовившие вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ, полагали, что это явится значительным шагом на пути достижения христианского единства. Торонто и Нью-Дели действительно давали надежду на то, что ВСЦ и далее будет эволюционировать в направлении сближения с Православной Церковью.

Однако эти надежды практически не оправдались. Свидетельством могут служить уже «Обращение патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви к Центральному комитету ВСЦ (по поводу бангкокской конференции 1972–1973 годов), аналогичное Обращение по поводу пятой Ассамблеи ВСЦ и ее результатов, заявление Синода Автокефальной Православной Церкви в Америке 1973 г., высказывания многих деятелей экуменического движения, таких как протопресвитер Шмеман, протоиерей Георгий (Флоровский), видные греческие богословы, профессора Трембелас и Кармирис, в которых выражается разочарование современным состоянием и итогами экуменического движения. Невозможно отрицать, что, несмотря на все усилия с православной стороны по большинству вопросов, волнующих современный христианский мир, с протестантским большинством в ВСЦ не было достигнуто даже видмого согласия. Напротив, появились проблемы, еще более разделившие нас, такие как женское священство, рукоположение извращенцев и оправдание гомосексуализма, отношение к абортам, инклюзивный язык Библии и тому подобное. На фоне этого произошло пусть и не всегда сразу заметное ухудшение отношений между Православными Церквами-сестрами. Слова епископа Серафима (Соболева), сказанные московскому совещанию 1948 года, в значительной мере оказались предостерегающе-пророческими: «Не с инославными Православная Церковь должна соединяться, это является делом неосуществимым, утопическим и крайне для нее вредным и пагубным, православные христиане должны объединяться друг с другом по заповеди в Его словах: «Да будут вси едино как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин.17,20-21)».

Таким образом опыт православного свидетельства в инославном, по преимуществу протестантском, окружении оказался в целом малоуспешным. Это заставляет задуматься об альтернативных путях свидетельства православия инославному миру. Вспомним, что еще на Совещании 1948 года в качестве альтернатив участия Русской Церкви в экуменических конференциях ВСЦ предлагалось создание православной стороной особых комиссий для протестантов, ищущих православной истины. Видится весьма актуальным это предложение сегодня для тех христиан Запада, которые перед лицом все большего отступления различных протестантских деноминаций от самых основ христианской веры и нравственности начинают задумываться о поисках своего места в Христовой Церкви.

В то же время вряд ли можно утверждать, что вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ в 1961 году явилось закономерным логическим следствием развития русской богословской мысли за предшествующие 150 лет. Несомненно и то, что в принятии решения о вступлении в ВСЦ Русская Православная Церковь не была свободна и в значительной степени это решение было обусловлено давлением государственной власти. Следует признать, что вступление в ВСЦ прошло без свободного соборного обсуждения, которое просто не могло иметь место в тех исторических условиях. Еще на Московском Совещании 1948 года отмечалось, что экуменическое движение, как и всякое имевшее место ранее унианальное движение, не стало народным. Это движение исключительно церковническое. С необходимость приходится признать, что таковым оно и осталось, по крайней мере в нашей Церкви. Некоторые видные богословы нашей Церкви, имевшие значительный опыт в экуменическом движении прямо признавали, что предпочитают официозным мероприятиям ВСЦ экуменизм «на молекулярном уровне». Еще в середине века выдающийся русский философ Николай Бердяев утверждал, что «соединение христиан следует начинать с соединения христианских душ. Менее всего это достигается переговорами и соглашениями христианских правительств». Обычно именно эти аргументы приводят противники членства Русской Православной Церкви в ВСЦ.

В настоящее время в нашей Церкви, как всем нам хорошо известно, имеет место сильное стихийное антиэкуменическое движение. Антиэкуменические настроения широко распространены среди наших мирян, приходского духовенства, особенно среди монашествующих. В этом движении есть и здравое крыло, опирающееся в отталкивании от крайностей экуменизма на выношенную систему богословских взглядов и многодесятилетнюю традицию наставлений опытных духовников, и собрание людей неспокойных и немирных, по психологии раскольников и борцов с иерархией и законным церковным строем, для которых что экуменизм, что ИНН, что Иван Грозный – главное борьба с исторической Церковью ради фантомов воображения, а реально – глубоко убежден – ради горделивого самоутверждения и самооправдания. Игнорировать это направление, в значительной мере угрожающего духовному единству нашей Церкви, или делать вид, что его не существует, в настоящее время было бы крайне неблагоразумно. Полемизируя с ложными интерпретациями экуменизма и межконфессиональных отношений, важно не оказаться в одной лодке с раскольниками и сектантами. Любая критика исторического пути Церкви должна соединяться с твердым памятованием, что Она – наша Мать, мы ее послушные чада и что нет страшнее греха, чем разрывание нешвенного хитона церковного единства. Созидание благого дела воссоединения русского Православия не должно начаться с потокания диссиденствующим антиэкуменистам от Кредо.ру

С другой стороны, упрощением проблемы было бы объяснять распространение этих настроений невежеством, фанатизмом или ксенофобией. Нельзя не вспомнить, что нынешние противники участия Православной Церкви в экуменическом движении, опираются на весьма определенную, в том числе и богословскую традицию, внутри самой Русской Православной Церкви и что традиция эта представляется более солидной и основательной, чем та, в которой утверждаются их оппоненты. Не следует видеть всех критиков пройденного пути экуменического делания, к которым относит себя и автор данной публикации, ретроградами или сторонниками исторического иллюзионизма. Нельзя не заметить, как в минувшие десятилетия церковно глубокие и ответственные участники экуменического движения начинали относиться к нему все строже и критичнее, находя не малую долю истины в высказываниях его критиков, а экуменисты от либерализма мигрировали в сторону размывания границ церковности, с другой стороны, и критики экуменизма, подлинные церковные традиционалисты, оттолкнулись от черно-белого восприятия практики межконфессиональных отношений, отделив пшеницу христианской любви от плевел коллаборационизма, приняв важность строительства общехристианского противостояния секулярному гуманизму и либеральной идеологии. Мы понимаем, почему нужно было вступать в ВСЦ и участвовать в экуменическом движении в советское время. Важно в духе мирности, церковного послушания и реальной соборности начать свободное и ответственное обсуждение, как строить межконфессиональные отношения сегодня и, в особенности, завтра. В значительной мере и постановления Архиерейского Собора 2000 года есть постановления, порывающие с десятилетиями экуменического оптимизма..

В советское время все сферы церковной жизни были в большей или меньшей степени деформированы. В первую очередь, это касалось, конечно, межцерковных контактов Русской Православной Церкви, которые были поставлены на службу внешнеполитическим, идеологическим, пропагандистским и иным установкам советского государства. И само расставание с советским наследием потребовало нового осмысления самой сущности экуменического движения и заставило четко определить позицию Русской Православной Церкви по отношению к нему. И подходом, приближением к этому определению нашего отношения явился соборный документ «Принципы отношения к инославию», принятый на Архиерейском Соборе 2000 года, который является ,конечно, не итоговым, ибо много еще находится в нем требующих разъяснения моментов и обстоятельств, но в значительной мере вехой такого отрезвления от гипероптимизма в отношении достижения христианского единства и экуменического движения как такового.

В заключение мне хотелось бы выразить уверенность, что восстановление евхаристического общения и канонического единства между Русской Православной Церковью МП и РПЦЗ будет способствовать сдерживанию либеральных тенденций во всех областях церковной жизни и, напротив, заметно усилит позиции иерархов, богословов и клириков, стоящих на традиционных позициях.

Из моего экуменического опыта

Что касается проблемы экуменизма, то вкратце поделюсь своим экуменическим опытом.

Окончив вуз, я захотел посмотреть Европу, самому раскрыться, поездить, завести друзей во всех уголках мира, получить доступ в крупные библиотеки. Но, разумеется, получить стажировку через свой факультет не смог, поскольку места в Свято-Сергиевский выделялись только тем, кто наводил чистоту у препов и сидел с их детьми, так что мне удалось сделать это только через один экуменический фонд.

В любом случае идеи экуменистов совпадали с моим наивным желанием вступить в диалог, раскрыться, узнать, что думает другой. Я полагал, что только в диалоге и открытости мы можем быть истинными христианами. Меня привлекало объединение христианских церквей в единую христианскую церковь, чтобы таким образом дать щелчок по лбу йогам, буддистам, индусам, последователям нью-эйдж, постоянно твердившим мне, что христианство – отжившая религия и как же им обращаться в религию, которая разделена на столько церквей, спорящих между собой.

Они сказали, что хотят, чтобы я оставался православным, не переходил к ним, просто пусть каждый из нас углубляет собственную религию, делясь своим религиозным опытом. Ну, и я понял, что это невозможно, потому что:

Православие их не интересовало. Я пытался рассказать о Силуане, Симеоне Новом Богослове, Стэнилоае, но это не вызывало интереса

1) Они ничему не учились из Православия, это их даже не интересовало. Я пытался рассказать им о Силуане, Симеоне Новом Богослове, Стэнилоае, но это не вызывало у них интереса;

2) На их экуменических встречах с протестантами всякого толка, католиками и православными православные сидели для декорации, чтобы прибавить им весу в репортажах: дескать, посмотрите, и православные тоже здесь. На самом деле диалог вели только протестанты и католики, и мое мнение таково: католики сегодня сильно опротестантились. Так что сегодня эффективное объединение католиков с православными еще маловероятнее, поскольку католики еще больше отдалились от нас. В любом случае это их даже не волнует;

3) Мне встречались католики-традиционалисты, придерживающиеся католицизма, бывшего до II Ватиканского собора. Они очень негодуют на папу за нью-эйджевский дух, за сокращение Литургии, нововведения, протестантизацию. Каковы же тогда плоды экуменизма, если старокатолики тоже отрицают его? (И католическое большинство считает их «консерваторами, отсталыми, фундаменталистами, набитыми дураками»);

4) Мне лично экуменизм не дал ничего, кроме смутного духа космополитизма, шапочных знакомств с молодежью разных вер из разных стран, знакомств, не вылившихся в прочную христианскую дружбу, их с таким же успехом можно было завязать через интернет;

5) Со мной не произошло никакого духовного обогащения. Я не научился молиться лучше. Это не сделало меня более толерантным. Я не раскрылся для других. Вместо этого я почувствовал опасность синкретизма, растворения Православия, отхода от серьезной религиозной жизни ради какой-то синкретической религии, весьма сомнительной и пестрой;

Когда появится антихрист, экуменисты сбегутся к нему, как мухи на мед

6) Экуменизм не оказал на меня заметного влияния даже спустя год экспериментирования в одном экуменическом центре за границей. Но на других православных румын, поверхностно знакомых с Православием, оказал. Они не стали лучше как православные, но стали лучше как экуменисты. Сегодня их духовно готовят к принятию нью-эйдж, и когда появится антихрист, они сбегутся к нему, как мухи на мед, ибо подготовлены к принятию его идей;

7) Опасность экуменизма заключается именно в этом нью-эйдж, которое станет глобальной религией антихриста. Идеи экуменизма я до последнего времени находил на интернет-странице Майтрейи;

8) Как православный священник я понял из опыта молитвы и миссионерства, что только вести на деле жизнь по Православию, даже до крови [1] – самый надежный путь избежать разнообразных современных искушений;

9) Нужно блюсти православные каноны, решения Вселенских Соборов, нужно оказывать послушание, не надо сокращать Литургию, вводить новшеств. Надо быть современными только через раскрытие святоотеческой сокровищницы, надо быть православными до мученической жертвы, если потребуется. Не надо молиться с людьми других вер, ведь этим мы их легитимируем. Как же тогда мы дадим им шанс перейти в Православие?

Обратились бы в Православие Серафим (Роуз), Каллист (Уэр), Питер Гиллквист, если бы мы говорили, что их религия хороша?

Обратились бы в Православие Плакида (Дезей), Оливье Клеман, Дэвид Хьюстон, Серафим (Роуз), Каллист (Уэр), Питер Гиллквист, если бы мы говорили, что их религия хороша? А что будет, если Христос на Суде взыщет из нашей руки души тех, кого мы оставили в их вере, поскольку так учила нас идея экуменизма? Павел не был экуменистом, святые отцы тоже не были ими. А мы, выходит, мудрее их?

10) Я открыл для себя, что моя сила миссионерствования была низкой, пока я не соблюдал православных норм до последнего условия, но по мере того как я стал углубляться в деятельное Православие, помысл мой утверждался, сердце просвещалось, а люди вокруг начинали понимать меня и приходить ко Христу евхаристически, сами начинали молиться, идти по пути спасения;

11) Что нового может принести экуменизм, чего не было бы в Православии? Открытость, сопереживание, гармония, терпимость есть и в Православии. Опасности же экуменизма непомерны. Экуменизм – это ворота, которыми антихрист войдет в Церковь. Не зря экуменизм масонского происхождения.

Читайте также:  Церковная ладанка – что это такое, как правильно носить и что в нее кладут, из чего изготавливается и от чего защищает

Я читал на сайте Майтрейи, что через экуменизм он хочет завести в свою овчарню православных «фундаменталистов», которые, признается он, зададут ему много хлопот, и около трети их не примет его. Так кто же его примет? Не те ли, кто считает, что все религии хороши, а следовательно, логически, их сумма – нью-эйдж – лучше всего, поскольку содержит все их?

Кто не примет антихриста и его всемирной синкретической религии? Православные. И их обвинят в том, что они «консерваторы», «реакционеры»

12) А кто не примет антихриста и его всемирной синкретической религии? Православные, подобные мне, которых будут обвинять в том, что они «фундаменталисты», «консерваторы», «устарелые», «отсталые», «талибаны», «реакционеры», «террористы».

Не удивляйтесь. Эти обвинения послужат оправданием великого гонения, какого еще не было и не будет [2] , с ним завтрашнее нью-эйджевское большинство пойдет против православного меньшинства, «сопротивляющегося новому и упрямого».

13) Антихрист, когда придет, будет телепатически вещать всей планете, будет обладать люциферической силой гипнотизирования людей, будет творить чудеса, ходить по облакам, превращать камни в хлеб, предложит планете мир, процветание, решение проблем третьего мира, единую религию, хорошую для всех, прекращение религиозных конфликтов. Но, скажет он, кровавые войны между религиями не могут быть прекращены, пока фундаменталистское православное большинство не исчезнет навсегда. В противном случае он будет подвергать гонениям всех православных;

14) А теперь я спрошу вас всех: кто, вы думаете, примет его и кто, думаете, не примет? Думаю, примут его: все нехристианские религии, секты, большинство католиков, протестанты и та часть православных, которые теплохладны, легкомысленны, не держатся Православия на деле, а равно и экуменисты, духовно подготовленные принять его гениальные идеи о мире во всем мире и взаимопонимании. Как говорит апостол Павел, когда станут говорить: «мир, мир», тогда и будет конец [3] ;

Вопрос ко всем: если мне не удается быть хорошим православным, откуда же у меня найдется время быть еще и экуменистом?

15) И последний вопрос ко всем, экуменистам и нет: если мне не удается быть хорошим православным, откуда же у меня найдется время быть еще и экуменистом?

Мне не удается по-настоящему молиться, я не молюсь в день столько, сколько нужно, не читаю патристику так, как хотелось бы, не совершаю миссию, как хотелось бы, у меня не хватает времени на то, чтобы быть настоящим православным, каким надо бы быть, зачем же мне тогда тратить время на экуменизм?

А вам это удается? Вы проводите по три-четыре часа в день в нерассеянной молитве? Вы проводили целую ночь в молитве? Ходили в больницы, приюты, сиротские дома, тюрьмы каждую неделю, чтобы исполнить заповедь Господа, по которой будет судим мир? [4]

Вы одели нагих, роющихся в помойке каждый день под окнами вашей многоэтажки, позаботились о ночующих на городской свалке, о тех, кто лишился жилья и ютится на берегу реки с малыми детьми?

Вы боролись с нравственным разложением среди православных, боролись против абортов, пьянства, разврата, сатанинского рока, сект, против того, чтобы жен избивали, а детей выгоняли среди ночи на улицу, в результате чего диавол пожинает свою жатву в стаде Христовом и яростно истребляет православных?

Вы привели людей к пламенной вере своими беседами, усилиями, говоря о Христе вовремя и не вовремя? [5] Вы поинтересовались, кто на вашей улице нуждается, какой многодетной матери не на что жить, и она хочет выброситься в окно, потому что ее грозятся выставить на улицу и продать ее квартиру?

Вы боролись с неинформированностью молодежи об оккультизме, восточных религиях, колдовстве, сатанизме, процветающих среди юного поколения?

Вы положили свои деньги, компьютер, время, сердце, жизнь на служение Христу?

Вы положили свои деньги, компьютер, время, сердце, жизнь на служение Христу?

Вы чувствуете себя тем рабом благим и верным, которого Владыка, придя, похвалил и поставил над многим? [6] Или же, напротив, тем рабом, который занимался житейскими хлопотами и ничего не сделал для Сладчайшего Иисуса? Вы ощущаете себя благословенными, которых приглашают в рай [7] , ибо они искали Его в тюрьмах, приютах, больницах, сиротских домах?

Если да, тогда придите, чтобы нам объединить свои силы и вместе бороться против сатанинской энтропии, воюющей на Православие, придите, поделимся опытом, придите, обменяемся идеями, укрепим друг друга молитвами каждого о всех, придите, чтобы нам стать единой душой и единым сердцем, – и Христос укрепит и возлюбит нас!

Если же нет, тогда придите, чтобы нам искупить время, ибо время сократилось и сатана просит, чтобы сеять нас [8] , придите, будем распространять брошюры против алкоголизма и абортов, придите, будем миссионерствовать и одевать нищего и нагого, сироту и вдову и нести благую православную весть туда, куда она доходит с трудом: в бедняцкие предместья, где разврат, сквернословие, последняя нищета, пьянство, азартные игры, попса и воровство производят опустошение.

Придите, чтобы нам горячо помолиться друг за друга, как учил апостол Иаков [9] . Вы, миряне, подавайте нам, священникам, помянники со всеми, о ком знаете, что он отдалился от любви Христовой: о молодых людях апатичных, стариках упертых, пьяницах, неверующих, убогих, гонимых, заключенных, несчастных, и мы будем молиться о них на каждой Литургии.

Вы, монахи, горячо молитесь о нас, поминайте наши имена за чтением Псалтири и на сорокоустах, поддержите нас в нашей борьбе с силами зла, орудующими на этом поле невидимой брани с миром.

Давайте выложим в интернете жизненно важные православные книги, не доходящие до бедных людей, поскольку им не хватает на пропитание, и будем бесплатно раздавать им выдержки из них!

Предоставьте свои информационные ресурсы в распоряжение огромной массы теплохладных православных и распространяйте бесплатно акафисты, молитвы, тексты святых отцов, распечатанные на принтере!

Собирайте каждую неделю у своих милосердных знакомых продукты питания и старую одежду и ищите детей, сбежавших из дому, ночующих в парках и на пляжах, и принесите им свою улыбку, и слезу, и молитвы, и еду, и одежду, и Христа!

Сорганизуйтесь в группы в каждом городе и ищите Христа в каждом страдании, в каждой беде, каждой неведомой слезе соседа и встреченного на улице незнакомца!

Проводите молитвенные вечера у себя дома – час, когда читали бы жития святых, старинные молитвы из Никодима Святогорца [10] , пели бы причастные стихи и колядки, смотрели бы фильм о Святой Горе Афон, слушали бы проповеди великих духовников. Пусть придут сюда и ваши друзья, и молодежь из многоэтажки напротив, чтобы и они открыли бы для себя красоту Православия и больше не ходили на дискотеку, рокотеку и попсотеку!

Берите детей из сиротских домов и водите их в парк, чтобы они поиграли там, спойте им колядку, отдайте пару пирожных, оставшихся у вас после Рождества, когда вы уже насытились!

Поинтересуйтесь, где та вдова, у которой никого нет и ей угрожает опасность умереть от голода и начать разлагаться без свечи в изголовье в своей комнатке [11] . Посмотрите, где тот работяга, который остался без квартиры, потому что не платил за нее, а теперь ночует под открытым небом и пьет, чтобы «согреться».

Есть люди, считающие, что сегодня Церковь не должна строить приютов и сиротских домов, но это должно делать государство. Да она и не должна! Этого и не нужно! Но отыскать скорбящего, утешить его, помочь ему в его страданиях и одиночестве – этого требует от нас Христос. И это будет тем критерием, по которому будет совершаться Суд [12] .

Братишки мои и сестренки, тогда вы будете ощущать Литургию по-ангельски, будете молиться с силой, будете возносить сердце свое до небес и обратно, и откроется сердце ваше для всякой боли в мире, и вы будете сочувствовать всякому страданию на свете, разбивающемуся о берег Божий, подобно гигантскому валу плача.

Есть люди, которые говорят, что нам надо только молиться. А я говорю, что надо сначала помолиться и затем выходить искать несчастных, если мы хотим, чтобы Бог услышал нашу молитву. Вот что говорит отец Арсений (Бока):

«Человек, который может делать добро и не делает, – ничтожное существо. Без милостыни сама молитва бесплодна. С какой надеждой ты будешь молиться Богу, когда не слушаешь просьб бедных людей? Как будешь просить с верными в храме: “Подай, Господи”, когда сам не подаешь бедным, хотя можешь подать? Какими устами скажешь: “Услыши мя, Господи”, когда сам не слышишь бедного, а вернее – Христа, Взывающего к тебе через бедного?

Как мы ведем себя по отношению к ближнему, так и Христос будет вести Себя по отношению к нам. Презрел ли ты нищего? И Бог презрит тебя. Не открыл ли стучащему? И тебе не откроются врата Царствия Божия. Не услышал ли ты воздыхания скорбящего? Не услышится и вопль молитвы твоей».

Итак, сначала молитва укрепляет нас на делание добра, а добро – сладкий плод молитвы.

Вот настоящая открытость миру, а не экуменизм; вот настоящая толерантность, при которой ты остаешься православным и углубляешься в Православие

Вот это настоящая открытость миру, а не экуменизм, это настоящая толерантность, при которой ты остаешься православным и углубляешься в Православие, жертвуя всем своим временем, деньгами, силами ради Христа, пока не начнешь любить Его так сильно, что будешь готов и жизнь свою отдать за Него!

А большей любви никто не может иметь, чем если положит жизнь свою за Христа [13] .

Тогда мы будем подготовлены к тому, чтобы мужественно встретить каток антихриста, как достойные воины Христа Небесного в борьбе с силами зла.

Тогда мы заслужим то, чтобы называться людьми, православными, христианами, последователями Христа!

Если же нет, антихрист сметет нас со сцены истории, как вихрь ненужную листву.

Позаботьтесь! Совершайте миссию, пока еще можете, ибо приходит тьма, когда никто уже не может делать дел света [14] .

Совершайте же миссию, пока еще можете! Делайте добрые дела, пока вам еще позволено! Боритесь за Христа сегодня, когда еще не требуют вашей крови, чтобы вам остаться христианами!

Да поможет нам Бог в Троице пройти через эти испытания.

Будем молиться друг за друга!

Пошлите мне имена ваши и ваших страждущих знакомых, и я буду молиться о вас постоянно и дам их всем священникам вокруг, борющимся Христа ради!

Объединитесь в городах и встречайтесь, чтобы быть сильнее вам в доброделании! Очень трудно одному, легко вместе, ведь где двое или трое собраны во имя Христово, там Христос посреди них [15] .

Маранафа! Приди, Господи! [16]

Пусть или все войдут в рай, или никто в ад, как говорил Паисий Святогорец!

Да будете вы спасены, братишки и сестренки во Христе!

Ересь или религия? Экуменизм с точки зрения православной церкви и других направлений христианства

В современном мире довольно мало явлений, которые бы вызывали столь противоречивые оценки, как экуменизм. Спектр человеческих реакций здесь разнится от восторженных призывов до крайней степени отрицания. В данной статье мы попробуем разобраться в том, кто это такие экуменисты.

Что такое экуменизм

На нашей планете более двух миллиардов христиан. Все они веруют в одного Бога, но Евангелие могут трактовать по-разному. Именно это стало причиной существования различных конфессий и церквей. Однако, некоторые христиане считают, что всем христианским религиям необходимо объединиться в единую церковь, с общими принципами и догматами.

Говоря простыми словами, экуменизм — это идеология всехристианского единства.

Основой данного течения является признание триединого Бога. Догматические мировоззрения экуменистов базируются на одном постулате: «Иисус Христос – наш Господь и Спаситель».

Происхождение слова

Название движения происходит от греческого слова «oikoumene», или «экумена», которое обозначает мир, вселенную.

Значение понятия

Впервые это понятие предложили в 1937 году теологи Принстонской теологической семинарии. Данным термином пользуются для того, чтобы обозначить межконфессиональную инициативу, поощряющую более активную совместную работу между христианами.

В христианском понимании используется в значении сотрудничества Католической и Православной церкви. В современном мире экуменические идеи понимаются как идеи религиозно-философского течения либерального характера, позиционирующие объединение всех христианских конфессий в одну.

Что такое экуменическое движение

Что собой представляет

Это движение представляет собой общность людей, ратующих за объединение разных христианских течений в одну религию. Самыми активными пропагандистами подобных теорий являются представители протестантской церкви.

Историческая справка

Еще в период Реформации в Германии были распространены храмы, где практиковалось проведение богослужений разными конфессиями поочередно. Но все же до наступления 20 века различные конфессии были настроены по отношению друг к другу скорее оппозиционно.

В 1918 году в Эдинбурге состоялась первая всемирная миссионерская конференция, на которой представленные конфессии согласились пойти на сближение. В начале 1920 года местоблюстителем патриаршего престола в Константинополе митрополитом Дорофеем была выпущена энциклика «К Христовым Церквам всего мира», в которой было обозначено, что митрополит благосклонно относится к идее сближения различных ветвей христианства. Он предложил сформировать «Общество Церквей» и принять утверждение единого календаря христианских праздников.

Летом того же года патриархат Константинополя участвует в Женевской конференции, рассматривающей принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться объединения церквей. Следующей важной вехой стал «Всеправославный конгресс», проведенный в 1923 году в Константинополе.

Участие в нем приняли пять поместных православных церквей:

  • Константинопольская;
  • Кипрская;
  • Сербская;
  • Элладская;
  • Румынская.

Конгрессом были установлены изменения в церковном календаре и второбрачие для духовенства. Некоторые из представителей этих церквей приняли изменения.

Вместе с тем, в 1948 году было проведено «Всеправославное Совещание», в котором приняли участие представители таких церквей, как:

  • Антиохийская;
  • Александрийская;
  • Грузинская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Болгарская;
  • Греческая;
  • Польская;
  • Русская.

В резолюции совещания был обозначен категорический протест этих конфессий и отказ от участия в совещании. Однако через десять лет митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем это решение было фактически отменено. Патриарх декларировал изменение позиции относительно экуменизма в Православной церкви.

Основной причиной этого называлось стремление проповедовать среди инославных. После назначения митрополита Никодима (Ротова) на должность председателя совещания для русской церкви наступил период активного участия в экуменической деятельности.

В 1948 году состоялся «Всемирный совет». А в 1961 году к этому совету присоединились некоторые христианские конфессии, придавая этому движению новый импульс.

В настоящее время Всемирный совет видит свою роль в том, чтобы сохранить и поддержать экуменическую идеологию.

Это позволило принять как должное некоторые принципиальные для ортодоксов вещи:

  • межцерковные богослужения;
  • проведение молитвенных и дискуссионных межконфессиональных групп;
  • проведение собраний и церковных фестивалей для представителей разных религий;
  • возможность оказания церковной богословской консультативной помощи.

Дополнительно к классическому движению экуменистов в современном мире существуют и отдельные группы, работающие в церковных общинах с целью поддержания и укрепления толерантных межконфессиональных отношений.

Причины возникновения

Суть экуменической идеологии наиболее полно отражается в молитве из Евангелия от Иоанна:

«Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» .

Принятие этой идеи, стремление к нивелированию межконфессиональной розни и были основными причинами возникновения этого движения в общемировом масштабе. Наряду с этим можно отметить и тот факт, что в Европе начала 20 века было множество протестантских церквей. Большинство обрядов и традиций у протестантов имеют облегченный вариант, что обеспечивает более тесный контакт друг с другом и достижение взаимопонимания.

Множество христианских миссионерских организаций не принадлежит к какой-либо конфессии, достаточно просто верить в Бога и быть христианином, что также способствует объединению. Кроме того, в предвоенное время европейцы задумались о необходимости объединения перед лицом нового врага.

Цель движения

По мнению ученых, основной целью этого направления можно считать не видимое единство всех церковных организаций, а очищение христианских конфессий от лжи и греха. Восстановление догматической веры, а также позиций, определяющих духовную жизнь христианина такими, как они даны в Священном Писании.

Деятельность организации

Во Всемирном совете церквей (ВСЦ) состоит около 350 церквей – представителей 120 стран мира.

К членам ВСЦ принадлежит ряд Православных церквей (РПЦ тоже является членом совета), 20 протестантских конфессий, в том числе:

  • англиканская;
  • лютеранская;
  • кальвинистская;
  • методическая;
  • независимая.

Из состава совета вышли Грузинская и Болгарская церкви. Совет управляется Ассамблеей, которая созывается каждые семь лет. На Ассамблее избирают президиум, который состоит из восьми президентов, генерального секретаря совета, в обязанности которого входит общее руководство советом между заседаниями и Генеральный комитет, который состоит из 150 человек. Также на очередном заседании Ассамблеи определяется дальнейшая политика ВСЦ и подводятся итоги по реализации ранее одобренных программ.

Совет не может принуждать своих членов к какому-либо решению. Каждая конфессия имеет право принять или нет то или иное решение совета. Основной деятельностью ВСЦ является установление живых контактов между различными конфессиями, обсуждение вопросов, касающихся достижения единства.

Кроме того, это реализация программ сопровождения различных конфессий при наступлении конфликтной ситуации. Организацией направляются делегации священников к конфликтующим сторонам, в чьи задачи входит достичь примирения и справедливости.

Много внимания уделяется ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке и необходимости мирного урегулирования конфликтов. Совет регулярно проводит конференции, семинары, встречи, тематические недели, межцерковные службы, молитвенные и дискуссионные группы и много других мероприятий для достижения поставленных целей.

Читайте также:  Православие и эволюция: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы

Приз экуменического жюри

Экуменическое жюри отмечает фильмы, затрагивающие острые темы социальной направленности. Присяжные этого жюри присутствуют на тридцати фестивалях мира, занимая позицию межконфессионального паритета.

Описание премии

Премия представляет собой независимую награду, утвержденную христианскими мастерами кино, журналистами, критиками. При награждении учитывается и художественная ценность кинокартины, и наличие сюжета, затрагивающего вопросы религиозного, социального, гуманистического характера. В состав жюри входит шесть членов, которые избираются в католическом и протестантском киноцентрах.

Такое жюри работает на многих всемирных фестивалях, в том числе на:

  • Каннском кинофестивале;
  • Берлинском кинофестивале;
  • фестивале в Локарно;
  • Монреальском мировом кинофестивале;
  • Кинофестивале в Карловых Варах и т.д.

Как правило, члены жюри рекламируют и пропагандируют кинокартины, удостоенные приза, в своих странах.

История церемонии награждения

Впервые экуменическое жюри начало свою работу в 1973 году на фестивале в Локарно. Идейным вдохновителем был Мориц де Хэдельна, стремившийся привлечь христианскую общественность к участию в фестивалях кино. Следующее жюри работало в 1974 году в Каннах. Современный кинофестиваль уже невозможно представить себе без такого жюри, оно стало его неотъемлемой частью. В 1989 году участие в заседании Вселенского жюри приняла и Православная церковь в рамках работы Международного кинофестиваля в Москве.

Известные лауреаты

За историю существования премии награду получали фильмы из разных стран. В основном это представители Европы: Италия, Германия, Польша.

Есть и уникальные случаи. Единственным человеком, получившим награду трижды, стал Андрей Тарковский.

А единственной женщиной-режиссером, к тому же из мусульманской страны, стала Самира Махмальбаф. Из числа нехристианских стран, получивших награду, можно выделить Японию и Китай. Также в 2009 году Ларсу фон Триеру был впервые вручен антипод награды за фильм «Антихрист».

Экуменизм в религиях

Религии, в большинстве своем, на протяжении веков занимали позицию отрицания по отношению к идеям экуменического типа.

В православии

Православные священники, принимавшие участие во Всеправославном совещании, высказали резко негативную оценку этому движению. В то время их поддержали и представители Зарубежной Русской православной церкви.

Сегодня Православие одна из самых консервативных ветвей христианства, хотя представители РПЦ готовы к межконфессиональному диалогу, несмотря на утверждение о том, что лишь Православная вера обладает полной божественной благодатью.

В такой трактовке это выглядит, как назидание другим конфессиям: необходимо покаяться и вернуться в лоно истинной религии.

По мнению представителей Московского патриархата, в настоящее время экуменическое течение находится в состоянии кризиса, причиной которого являются православные консерваторы. На последнем заседании Всемирного совета представители всех православных поместных церквей сделали заявление о том, что необходимы коренные перемены в деятельности ВСЦ и всего движения.

Проходит время, а изменений в сближении богословских позиций, налаживании диалога между верующими нет. Однако понемногу православная общественность начинает приходить к пониманию, что диалог между разными конфессиями жизненно необходим, в противном случае есть один вариант — война.

В католицизме

Официальная позиция католической церкви зиждется на том, что она позиционирует себя как единственную христианскую религию, которая обладает всей полнотой истинной веры. Основная задача католиков — распространение папской власти и умножение числа приверженцев своей веры.

Римско-католическая церковь не являлась и не является членом Совета. Но принимает участие в некоторых мероприятиях. Католики в настоящее время активно участвуют в экуменическом диалоге, пытаясь быть толерантными. Однако они всегда стараются занять позицию над оппонентом, а не рядом с ним, и всегда связывают любую свою деятельность с собственной миссионерской инициативой.

В протестантстве

С течением времени в протестантской среде появилась «теория ветвей», в которой делались предположения, что все христианские религии представляют собой ветви одного дерева. А также «теория догматов», в соответствии с которой признавались важными основополагающие постулаты вероучения, а вторичные были оставлены на личное усмотрение верующего. Как продолжение этих веяний появилась экуменическая идеология, которая предполагает либо синкретическое сочетание конфессий, либо нахождение определенного минимального фрагмента религиозного учения, общего для всех.

В целом, протестанты принимают существующее разделение христианства. Единство в данном случае может выражаться в достижении согласия в принципиальных вопросах вероучения. По остальным теологическим вопросам они предоставляют представителям других конфессий свободу выбора, считая, что «единство не значит единообразие».

В сектах и других конфессиях

Кроме крупных конфессий, в экуменическое течение влились различные религиозные группы и секты:

  • мормоны;
  • свидетели Иеговы;
  • ассирийская церковь Востока и т.д.

Для многих религиозных общин — это возможность установить диалог, достичь договоренностей. Однако есть и противники, выражающие против экуменических идей категорический протест. Например, православное молодежное движение «Соборяне». Его представители отстаивают позицию о «Едином Всевышнем», недопустимости контактов с «инославными» и догматическую чистоту Православия.

Мнения церковных деятелей

В одном из интервью Патриарх Кирилл говорил о том, что необходима информационная открытость и тщательное изучение вопроса:

«У нас люди по-настоящему ничего не знают об экуменизме. Отсюда и еще одно заблуждение: будто мы в экуменическом движении предаем православие. Так вот, для того, чтобы оценить деятельность русских богословов, участвующих в экуменическом движении, чтобы понять, что такое экуменическое движение, нужна о нем полная гласность».

Категорических оценок этой деятельности Патриарх не высказывает, стараясь в своих суждениях занимать толерантную позицию.

Вместе с тем, еще в 1972 году Патриарх Александрийский Николай VI высказывался наряду с другими православными священниками совершенно однозначно против этой идеи, говоря о том, что это не просто ересь, а «сверхъересь», направленная против православного народа, представляющая самую большую опасность для него.

Представители Римско-католической церкви занимают активную позицию в экуменическом диалоге и стараются говорить о своей лояльности, толерантности и желании объединения с другими конфессиями на паритетных началах.

Видео о значении понятия

Из этого видео вы узнаете о том, что такое экуменизм.

Православное отношение к экуменизму

Доклад Архимандрита Иустина Поповича Св. Синоду Сербской Церкви в ответ на сделанный ему запрос о его мнении в связи с формальным приглашением Югославянской Римо-Католической иерархии принять участие в совместной молитве и службах в течение “Недели молитвы о соединении Христиан” в период от 18 по 25 января. Напечатан в греческой газете “Ортодоксос Типос” от 1 июня 1975 г. Архим. Иустин доктор Богословия. Был профессором Догматики Белградского университета. До того, как послать ответ на это предложение, Сербская иерархия попросила о. Иустина дать свой отзыв о нем, каковой и печатается ниже. На основании этого отзыва и других докладов Св. Синод Сербской Православной Церкви ответил отказом участвовать в экуменических молениях.

Позиция Православной Церкви в отношении еретиков — т.е. всех, кто не является православным — была установлена раз и навсегда Св. Апостолами и Святыми Отцами, т. е. боговдохновенным преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой- либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо “какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?” (2 Кор. 6, 14-15).

По 45 апостольскому правилу: “Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви; да будет извержен”.

Это священное правило Святых Впостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную (“с еретиками молившийся токмо”).

А в экуменических службах не совершаются ли еще и более далеко идущие смелые деяния? 32 правило Лаодикийского Собора указывает: “Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения”. А на этих экуменических собраниях и сослужениях разве еретики не благословляют? — Римо-католические епископы, священники, протестантские пасторы — даже женщины.

Эти указанные каноны Св. Апостолов и Отцов действительны и теперь, а не только в древности: они остаются безусловно обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они безусловно действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов. Ибо римо-католичесво есть множественная ересь, а о протестантизме что можно сказать? Лучше совсем не говорить. Не говорил ли уже Св. Савва семь с половиной веков тому назад о “латинской ереси”? А с тех пор как много новых ересей Папа изобрел и “непогрешимо” догматизировал? Совершенно несомненно, что с помощью догмата о непогрешимости Папы римо-католичество стало пан-ересью.

И хваленый II Ватиканский Собор не изменил этой чудовищной ереси, а скорее ее укрепил.

По этой причине, если мы православные и желаем остаться таковыми, то нам приличествует придерживаться позиции св. Саввы, Марка Эфесского, Космы Этолийского, Иоанна Кронштадтского и других святых исповедников и мучеников и новомучеников Православной Церкви в отношении римо-католиков и протестантов, из коих никто не является православным в двух основных христианских догматах, т.е. Святой Троицы и Церкви.

Ваше Святейшество и Св. Отцы Синода,

Как долго мы будем продолжать бесчестить наше святое Православие и Святосавскую Церковь нашей печальной и ужасной, противной святому преданию позицией в отношении экуменизма и Мирового Совета Церквей?

Каждый искренний православный, воспитанный под водительством святых отцв, охватывается стыдом, когда читает, что православные члены 5-й Всеправославной Конференции в Женеве (8-16 июня, 1968) по вопросу об участии православных в деяниях М. С. Ц. постановили “высказать, что Православная Церковь считает себя органической частью М. С. Ц.”

Это постановление апокалиптически ужасно своей неправославностью и антиправославностью. Была ли необходимость для Православной Церкви, этому святейшему богочеловеческому организму, быть столь униженной таким ужасным образом, чтобы ее богословские представители — некоторые из них епископы и некоторые сербы — просили “органического” участия и включения в М. С. Ц., который, таким образом, становится новым церковным “организмом”, новой “церковью”, стоящей над всеми другими Церквами, в которой православные и неправославные Церкви являются только частями (“органически соединенными между собою”)? Увы. Неслыханная измена и предательство!

Мы отвергаем богочеловеческую православную веру, эту органическую связь с Богочеловеком и Его Святейшим Телом: православную Церковь сятых Апостолов и Отцов и Вселенских Соборов — и мы хотим стать “органическими членами” еретического, гуманистического и человекопоклоннического общества, состоящего из 263 ересей, из которых каждая есть духовная смерть.

Как православные мы “члены Христовы”. “Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?” (1 Кор. 6, 15). Но мы делаем это своим “органическим” соединением с Мировым Советом Церквей, который является ничем иным, как возрождением атеистического человекопоклоннического язычества.

Настало наконец время для нашей Православной Святоотеческой и Святосавской Церкви, Церкви Святых Апостолов и Отцов, святых исповедников, мучеников и новомучеников перестать смешиваться церковно, иерархически и в молитве с т. н. Всемирным Советом Церквей и навсегда отказаться от какого-либо участия в совместной молитве и богослужении (каковое богослужение в Православной Церкви органически соединяется в единое целое и увенчивается Евхаристией) и вообще отказаться от какого-либо участия в каком бы то ни было церковном действовании, которое содержит в себе и выражает уникальный и неповторяемый характер Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви — всегда единой и единственной.

Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, т.е. она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А наша надежда, во веки веков, является одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко- Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные Богословы должны участвовать не в “экуменической общей молитве”, но богословских собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются “частью” только “спасаемых” (7 пр. II Всел. Соб.)

Благовестие Апостолов всеистинно: “Освящение Духа и вера Истине” (2 Фесс. 2, 13). Богочеловеческая вера есть “вера истине”. Суть этой веры есть Истина, есть единственная Все-Истина, то есть Богочеловек Христос. И эта Вера и эта Любовь суть сердце и сознание Православной Церкви. Все эти сокровища хранились полностью и неискаженно только в мученическом Православии святых отцов, о чем православные христиане призваны бесстрашно свидетельствовать пред лицом Запада и его лже-любви и лже-веры.

Что означает экуменизм в православной церкви и других религиях

Происхождение и значение слова

Движение получило свое название от греческого слова «экумена», которое переводится как «мир», «вселенная». Если говорить простыми словами, то экуменизм – это идеологическое учение о всехристианском единстве. Впервые понятие было введено теологами в 1937 году. Оно подразумевало поощрение более активного сотрудничества между христианами.

Экуменизм означает идеологическое учение о всехристианском единстве

История экуменизма

Популярное, но очень противоречивое, течение появилось на свет в XX веке, когда началось обсуждение сближения конфессий на различных заседаниях. Несмотря на то что течение собрало множество последователей, оно все равно встретило сильное сопротивление со стороны различных религиозных общин.

Общие положения

Экуменизм подразумевает глубокое общение христианских конфессий и общин с той целью, чтобы они смогли разглядеть друг в друге истинное воплощение «единой, Соборной и Апостольской церкви». Такая позиция является основополагающей для проведения совместных миссий, праздников, а также объединения для участия в различных мероприятиях. Кроме того, рассматривается возможность совместного проведения церковных таинств.

Причины возникновения

Возникновение теории экуменизма имеет две основные причины:

  • молитва из Евангелия от Иоанна: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»;
  • желание нивелировать межконфессиональные розни.

Цель движения

Экуменист преследует цель освобождения всех христианских конфессий от обмана и греха. В этом учении не превалирует идея об объединении под одним знаменем всех церковных учреждений. Экуменизм пытается привнести в жизнь правоверного человека концепции, которые непосредственно закреплены в Священном Писании без дополнительных трактовок.

Основные положения экуменизма

Деятельность организации

Всемирный совет церквей (ВСЦ) включает около 350 храмов, которые представляют более 120 стран мира. Главенствует в совете Ассамблея, которая собирается каждые семь лет и выбирает президиум, определяет дальнейшую политику, а также подводит итоги по реализованным ранее программам. В состав совета также входит несколько православных церквей и около 20 протестантских конфессий.

Главная особенность Ассамблеи заключается в том, что она не может требовать от своих членов в принудительном порядке соглашаться с принятыми догмами. Ее задача – установка живого диалога между людьми с различным мировоззрением и разрешение конфликтных ситуаций между ними.

Видео «Что такое экуменизм?»

В этом видеосюжете рассказывается об идеологическом учении.

Экуменизм в религиях

Экуменизм царит в различных вероисповеданиях на протяжении целых поколений. В современном обществе, где принято относиться с пониманием к чужому мнение, находится все больше сторонников идеи объединения различных христианских конфессий.

В православии

В ходе Всеправославного совещания православные священники негативно отнеслись к экуменическому движению. На тот момент их позиция получила активную поддержку со стороны зарубежных церковников. В настоящий момент в православии наблюдается преобладание консервативных взглядов, поэтому нововведение считается чем-то абсолютно неприемлемым. ПЦ призывает другие конфессии покаяться и возвратиться в лоно истинной религии.

Между тем в РПЦ выразили свою готовность пойти на переговоры, поскольку радикальный консерватизм загоняет экуменическую теорию в тупик. Это приведет к обрыву последнего моста, который помогает поддерживать открытый диалог. Активное противодействие может привести к войне среди верующих, которые относятся к различным конфессиям.

Экуменизм выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций

В католицизме

Римско-католическая церковь никогда не была членом Совета, однако не отказывается от возможности заявить о себе на некоторых мероприятиях. При этом она всегда на первое место ставит свои пожелания, активно продвигает папскую власть и завлекает все больше последователей в свои ряды.

Экуменический диалог активно поддерживается католиками, которые проявляют толерантность к остальным. Однако в большинстве случаев все переговоры сводятся к тому, что представители церкви стараются поставить себя выше своего оппонента.

В протестантстве

В протестантизме признают различия между конфессиями и предлагают объединиться только в главных вопросах вероучения. В процессе развития в протестантизме сформировалась теория ветвей и теория догматов. В первом случае деятели предположили, что все конфессии являются ветвями единого древа. Согласно второй теории, ценными считаются только основополагающие каноны. А вот со второстепенными вопросами человек волен определяться самостоятельно.

В сектах и других конфессиях

В процессе формирования общего течения в его канонах заинтересовались не только крупные конфессии, но также небольшие религиозные группы и секты. Многие общины расценили теорию как платформу для установления дружеских взаимоотношений.

Отношение церковных деятелей

Положительно отзывается о течении дьякон Андрей Кураев, который не считает экуменизм ересью. По его мнению, конструктивный диалог приведет к обмену положительным опытом. Патриархом Александрийским Николаем VI был категорически отвергнут тезис об объединении. Он признал эту идею опасной для всего православного мира.

Высказывание Патриарха РПЦ Алексия II

Экуменизм широко известен не только в христианских конфессиях, но и в других религиозных группах. Мнения об этом явлении имеют диаметрально противоположный характер. Однако проблема взаимопонимания между различными церквями действительно волнует многих прихожан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию