Епитимья в православии: понятие, за что ее могут наложить

За что накладывают Епитимью и что это такое

Каждому православному человеку хорошо известно, что значит епитимья. Что это такое, не знают, пожалуй, те, кто редко обращаются к Господу и не привыкли отмаливать свои грехи. Мы с вами сегодня ознакомимся с этим сакральным термином и узнаем его значение.

Суть понятия

Определение тому, что такое епитимья, найти сегодня совсем несложно.

Это вид церковного наказания, который заключается в приписании мирянам выполнения какого-либо действия в течение определенного времени в качестве «платы» за совершенные прегрешения.

Наложить на человека епитимию может исключительно духовник, а не любой первый встречный батюшка.

Также отметим, что преимущественно во всех случаях только тот служитель Господа, который выбрал конкретную меру «наказания» для мирянина, может ее снять.

О том, что это такое епитимья, часто говорят современные священники, и они определяют этот термин даже не как наказание, а как путь искупления своей вины перед Господом и путь исцеления души. В зависимости от степени тяжести проступков человека будет наложена та или иная епитимия, которой ему придется придерживаться указанное священником время.

Обратите внимание! Как правило, после исповеди о тяжких грехах духовники накладывают епитимью. Она может длиться несколько месяцев, год или три года (последний срок максимальный).
В этот период необходимо строго придерживаться всех распоряжений духовника, более того, до окончания срока ее действия исповедаться не получится. В индивидуальных случаях священник может облегчить епитимию.

Епитимья в разные времена

О том, что такое епитимья в православии, знали духовники как сотни лет назад, так и сейчас, но их трактовки немного отличаются друг от друга.

В былые времена под данным словом действительно понималось наказание, причем нередко оно могло быть очень жестким и даже непосильным для мирянина.

Все дело было в том, что люди прошлого были больше обращены к Господу и со вниманием относились к своим словам, действиям и к последствиям, которые те могли иметь.

Важно!Когда нужно читать благодарственную молитву Господу Богу

Что касается современности, понять, что это такое епитимья, становится сложнее. Все зависит от тяжести проступка, совершенного мирянином. Если он небольшой или же был осуществлен не нарочно, случайно или в состоянии аффекта, «взыскание» будет совсем небольшим.

Более того, если духовник увидит, что человек истинно раскаивается и сожалеет о содеянном, епитимья будет крайне короткой и простой.

Совсем иное дело – епитимия за грехи, совершенные в порядке рецидива.

Тут важно, чтобы мирянин понял, что раз за разом он творит зло.

Поэтому наказание ему будет определено с той надеждой, что в скором будущем он поймет, что был не прав.

Но как в первом, так и во втором случае, современное определение данному термину не имеет былого «жестокого» и строгого подтекста.

В чем заключается епитимья?

Конечно же, наказание будет определяться в зависимости от особенностей содеянного. Узнать, что нагрешил, можно исходя из Десяти Заповедей, в которых четко все прописано.

Давайте перечислим возможные меры исправления, а точнее сказать – духовного исцеления, которые могут приписать при содеянном грехе того или иного рода:

  • Произношение молитвенных текстов на протяжении долгого отрезка времени (как правило, читать весьма длинную молитву придется ежедневно).
  • Выдерживание весьма длительного поста (чаще всего придется отказаться от мяса).
  • Оказание милостыни, причем именно тем людям, которые истинно в ней нуждаются.
  • Обязательное совершение поклонов в период богослужения.
  • Длительное воздержание (даже при наличии законного брака).

Тип и срок наказания будет зависеть от того, за что, собственно, оно определяется. При небольших прегрешениях людей чаще всего обязуют выполнять один из обетов в течение 40 дней.

Если же злодеяния крайне тяжелые, духовник может назначить и весьма длительный исправительный срок с обязательными явками в храм.

В каких случаях мирян обрекают на епитимию?

Пришло время узнать, за что же накладывают епитимью и чего стоит опасаться, живя своей жизнью. Грешны многие, но о прощении просят единицы. Если вы обратились к Господу и решили исповедаться, будьте готовы к тому, что придется пройти ряд «исправительных работ», прежде чем вы продолжите свой мирской путь.

Детоубийство

В большинстве случаев под этим страшным словом подразумевается епитимья за всех абортированных детей. Нет единой меры наказания за совершение столь греховного поступка, так как миряне – люди, которые живут не только в рамках православных канонов, но и в светском обществе, которое также накладывает значимый отпечаток на их деяния.

Познавательно! Что считается смертным грехом в православии

Однозначно у женщины, которая хоты бы однажды избавилась от своего неродившегося ребенка, начнутся не только проблемы со здоровьем, но и с психикой, мироощущением, а также с делами, которые, казалось бы, не имеют отношения к данному вопросу.

Наказание за абортированных детей накладывается исходя из их количества, а также из тяжести обстоятельств, в которых данный проступок был совершен.

Ведь во внимание стоит принимать не только сам грех, но законы социума. Ведь нередко бывает так, что женщину вынуждают сделать аборт обстоятельства (отсутствие денег) или же ее мужчина.

Прелюбодеяние

Этот грех особенен тем, что совершить его могут только те люди, которые находятся в законном браке.

Соглашаясь прожить со своим супругом или супругой всю жизнь, человек также обязуется быть верным.

Нарушение данного обещания приравнивается к весьма тяжкому согрешению.

Епитимья за прелюбодеяние будет назначаться исходя из количества измен, а также основываясь на мотивах предательства.

Если это была ошибка, совершенная единожды, мера искупления греха будет простой и краткой. А вот епитимья за прелюбодеяние, совершенное по причине блуда, станет основной для назначения весьма жесткого и долгого наказания.

Отличается от предыдущего проступка тем, что совершить его могут абсолютно все. Более того, под данным словом подразумеваются различные сексуальные утехи, которые не укладываются в рамки супружеского долга.

В качестве блуда можно представить такие явления, как:

  • гомосексуализм,
  • нарушение супружеской верности,
  • разврат.

Исходя из индивидуального случая, духовник назначит наказание. Как правило, за подобные грехи срок наказания недолог, но само причастие потребует от виновного немало усилий.

Более того, отметим, что при грехе блуда епитимья может назначаться не единожды.

Если человек набожный, но имеет обыкновение возвращаться к своему греху, ему придется постоянно искупать его, проводя дни и ночи в молитвах.

Злоупотребление спиртным

Для России эта проблема стоит наиболее остро. За пьянство наказание накладывается в соответствии с частотой употребления алкогольных напитков, а также тяжести грехов, которые совершаются под их влиянием.

В Ветхом Завете прописаны нормы, которые позволяют людям пить вино, не пьянея от него. Превышение указанной дозы ведет к совершению греха, за который придется долго расплачиваться.

Обратите внимание! Пьянство, как и любой иной грех, осуждается лишь вашим личным духовным наставником. Он, зная особенности вашей жизни, характера и личности в целом, сможет дать то или иной наказание, которое поможет не только временно избавиться от душевного недуга, но и полностью побороть его.
Именно этот человек впоследствии снимет епитимью и наставит на путь истинный, чтобы в дальнейшем мирянин жил в полной гармонии со своим внутренним миром.

Епитимья сегодня

Духовники современного мира вправе назначать особо тяжким грешникам куда более жестокие и тяжелые епитимьи, нежели те, которые были описаны выше. Если мирянин раз за разом совершает весьма тяжкий грех, который даже приравнивается к нарушению закона страны, в которой он проживает, его наказание будет не менее легким.

Однако все зависит от особенностей человека, который приходит на исповедь, а также от его жизненного окружения. Его личный духовник, который определяет меру душевного исцеления, должен не просто выдвинуть ультиматум, а разумно и мудро предоставит возможность искупить грех и стать лучше пред своими глазами и пред глазами Бога.

Полезное видео

Подведем итоги

Придерживаться епитимьи – обязанность каждого, на кого она наложена. После окончания срока наказания стоит жить по новым правилам, которые позволят не совершать былых грехов снова и снова. Епитимья – то, что позволяет людям очистить свои души и стать лучше, добрее, светлее и ближе к Господу.

Епитимия

Епитимия́ (эпитимия, епитимья́) (от греч. ἐπιτιμία — наказание) – духовное лекарство, форма врачевания кающегося грешника, заключающаяся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником (либо просто священником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.

Епитимья обычно сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на определённый срок. Такая серьёзная мера, как анафематствование, налагается только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола.

При назначении епитимии духовнику рекмендуется руководствоваться более духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений. Также обычно принимаются во внимание обстоятельства жизни согрешившего. Например, принято мягче относиться к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке.

Св. Василий Великий говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85) и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять» (Василия Великого Правило 29). Срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а всецело определяется духовной пользой кающегося. Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния (Правило 2). Св. Григорий Нисский говорит: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина – возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание». Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет определенного значения. «Во всяком роде преступления прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитать достаточным не время (ибо какое врачевание может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием «(Григория Нисского Правило 8). Кто исцелился от греховной болезни, тот не нуждается в епитимии. Св. Иоанн Златоуст учит, что духовник есть отец, но не судья, исповедь есть врачебница, а не судилище, для заглаждения греха нужно исповедать его. Он советует врачевать страсть упражнением в противоположных ей добродетелях.

протоиерей Дмитрий Дашевский:
Образ епитимии может быть разный, например, делание добродетели противоположной греху. Вот, человек украл что–то, грех воровства, почему бы ему не предложить, предложить именно, раздать милостыню нуждающимся. У женщин очень часто специфический грех – искусственное прерывание беременности, но если она в своей жизни хоть кого-то сможет отговорить от этого греха, вот рядом будет человек, который будет колебаться: сделать или нет, в данном случае – поделиться тем, что она испытала потом – своими угрызениями совести…

епископ Каллист (Уэр):
Епитимью не следует рассматривать как наказание; еще менее – как способ искупить преступление. Спасение – свободный дар благодати. Своими собственными усилиями мы никогда не сможем загладить свою вину: Христос, единый посредник, – наше единственное искупление; или Он свободно прощает нас, или мы вообще не прощены. В исполнении епитимьи нет «заслуги», потому что по отношению к Богу человек никогда не может иметь никаких собственных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыслить прежде всего в терапевтических, а не в юридических терминах. Епитимья – это не наказание и даже не способ искупления, но средство исцеления. Это pharmaсоn, или лекарство. Если сама исповедь подобна операции, епитимья – укрепляющее средство, которое помогает восстановлению организма в период выздоровления. Поэтому епитимья, как и вся исповедь в целом, существенным образом позитивна по своему предназначению: она не создает преграды между грешником и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь благость и строгость Божию» ( Рим. 11:22 ): епитимья есть не только выражение Божественной строгости, но равным образом и выражение Божественной любви.

архимандрит Нектарий (Антонопулос):
Как учит Шестой Вселенский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.

Кроме того, епитимий не являются некой данью, которую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпустительную грамоту» или для того, чтобы освободиться от угрызений совести. Они ни в коем случае не «выкупают» нас и не оправдывают перед Господом, Который не является беспощадным диктатором, требующим искупительных жертв. По большому счету, епитимий не являются наказаниями. Это – духовные лекарства и духовное закаливание, которые нам чрезвычайно полезны. Потому следует принимать их с благодарностью и соблюдать со тщанием.

Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский:
Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления.

священник Михаил Воробьев:
Епитимья – это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы. В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.
В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни. Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда: плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа; вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия. Канонические правила, утвержденные церковными Соборами, определяли длительность епитимьи для каждой разновидности греха, причем за некоторые грехи предусматривалось пожизненное отлучение от Причастия, за исключением случая приближающейся смерти.
Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель Амвросий Медиоланский подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.
Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.
Напротив, в Православной Церкви епитимья является не наказанием, а упражнением в добродетели, предназначенным для укрепления духовных сил, нужных для покаяния. Необходимость такого упражнения вытекает из необходимости длительного и упорного изживания греховных привычек. Покаяние – это не простое перечисление греховных поступков и желаний. Истинное покаяние состоит в реальном изменении человека. Приходящий к исповеди грешник просит Господа укрепить его духовные силы для праведной жизни. Епитимья, как составная часть Таинства Покаяния, помогает эти силы обрести.
Таинство Покаяния реально освобождает человека от греха, открытого на исповеди. Это означает, что исповеданный грех никогда более не будет поставлен в вину раскаявшемуся грешнику. Однако действительность Таинства зависит от искренности покаяния, причем сам кающийся грешник не всегда способен определить степень своей искренности. Склонность к самооправданию мешает грешнику определить истинные причины своих поступков, не позволяет изжить скрытые страсти, которые заставляют его повторно совершать те же самые грехи.
Епитимья помогает кающемуся увидеть истинное свое лицо, почувствовать отвращение к тому, что еще недавно казалось привлекательным. Упражнение в молитве, нелицемерный пост, чтение Священного Писания и святоотеческих книг дают почувствовать радость правды, добра, укрепляют стремление жить по евангельским заповедям.

Читайте также:  Православный акафист: что это, когда, как и зачем его читают, правила чтения акафиста святым

архимандрит Тихон (Шевкунов):
Сейчас часто говорят, что епитимьи, отлучение от причастия, в том числе и для воцерковленных людей, неэффективны и вообще не нужны. Не соглашусь с этим. Епитимья необходима в духовной жизни. На этом настаивал, кстати, еще патриарх Пимен, он более чем тридцать лет назад призвал священников не быть теми, кого в древней Руси называли «потаковниками» — иереями, которые своей ложной снисходительностью попустительствуют греху.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Епитимья — это что? За какие грехи могут наложить епитимью?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Далеко не секрет что для большинства православных христиан, такое слово как епитимья является своего рода дисциплинарным взысканием, которое в свою очередь накладывается на сильно провинившегося человека, однако такая интерпретация является не совсем правильной. Поэтому чтобы узнать действительно, что такое епитимья (определение), за какие греховные деяния ее можно получить, как именно ее накладывают и что это за собой влечет можно узнать из нижеприведенной статьи.

Что такое епитимья в православии

Следует понимать, что со слов священнослужителей епитимья является особым способом послушания способным помочь вылечить грешную душу, но это никак нельзя назвать наказанием.

Однако в современном мире уже не проводят такой единой епитимийной процедуры, то есть некоторые священнослужители не проводят епитимью или же назначают, но настолько тяжелую и непостижимую для человека, что в свою очередь может привести отнюдь не к созиданию, а к уничтожению и подавлению человека как православного верующего.

Вообще в традиции не существует каких-либо установленных правил, за счет которых можно было определить размер самой епитимьи. Храм иногда посещают не только глубоко верующие, но и те люди, которые далеки от жизни духовной. Они способны от чистого сердца раскаяться в совершенных ими греховностях, а также убеждены в том, что епитимья за прелюбодеяние или же любой другой вид наказания им просто жизненно необходим.

Некоторые священнослужители утверждают, что назначать такому человеку ежедневное прочтение Покаянного канона будет неправильно, так как из него греховник будет не в состоянии понять ни единого слова. В данном случае более простым вариантом будет лично передать ему самую обычную епитимью, к числу которых могут относиться каждодневное молитвенное обращение с поклонением дадут куда более эффективное средство дающий более значительный результат.

За какие грехи накладывают епитимью и что человек должен выполнить для ее избавления

Епитимьей называют различные исправительные работы, которые верующий человек должен выполнить. В число таких действий входит:

  • Длительное произношение молебельного текста;
  • Оказание милостыни действительно тем, кто нуждается;
  • Придерживание длительного поста;
  • Поклонения в период богослужения;
  • Воздержание на некоторое время от выполнения супружеского долга и не только.

Все вышеперечисленное желательно успеть выполнить в сорокадневный срок, во время которого придерживаться четкого распорядка.

При этом наложить епитимью может лишь священнослужитель, хоть она и несет в себе какое-либо ограничение прав православного человека. Она представляет собой душевное врачевание, то есть другими словами можно сказать, что это таков урок, который назначают для избавления от греховных совершений, порождающих устремления к свершению подвигов во имя Всевышнего.

Добрые деяния и молебельное обращение, будучи назначенными в виде епитимьи должны представлять собой полную противоположность к свершению неподобающих деяний. Следует отметить, что тот человек, который более невоздержан и увлекается различными мирскими сотворениями, может получить значительно длиннее пост, в период которого грешник должен посещать храмы и соборы, читать более усиленную молебень, и по возможности совершать большее количество милосердных деяний.

Так давайте же разберемся, за какие греховности могут наложить эту повинность:

Епитимья за абортированных детей

  • Для женщины подобного рода процедура представляет собой огромное согрешение, за что нести ответственность в равной степени будут оба супруга, в особенности, если они являются верующими православными людьми, вместе с тем осознавая насколько тяжело им, дастся бремя от этого деяния.
  • Как правило, епитимья за аборт посылается человеку именно от Господа. Такого рода греховное деяние может быть прощено, но только в том случае если нечестивец готов к тому чтобы всю свою жизнь смиренно нести полученное наказание за содеянную провинность. То есть за такое прегрешение у человека могут возникнуть проблемы со здоровьем, различные трудности в семье и с детьми.
  • Главное чтобы человек, на которого была наложена епитимья за грех понимал, что все, что с ним происходит это за совершенные им аборты и принимать это необходимо безоговорочно прося прощения у Всевышнего, каясь и естественно впредь больше не совершать подобных провинностей;

Епитимья за блуд

В седьмой Господней заповеди говорится о строгом запрете на всякое прелюбодеяние, что говорит о том, что если имеются какие-либо разлады в супружеской верности и прочих блудливых противозаконных влечениях. Однако преждевременно невозможно сказать какая епитимья подойдет, ведь все целиком и полностью зависит от определенного случая, решения наставника и человеческой воли на искупления содеянного греха.

Господь всегда с Вами!

Сотрите еще и видео, из которого Вы узнаете о добровольной епитимьи:

Епитимья – это что такое в православии? За какие грехи полагается епитимья?

Епитимья – это что такое? Многие думают, что это наказание, положенное за грехи, назначаемое служителями церкви. Такой ответ является правильным только отчасти. Потому что это не просто наказание, а, как говорят святые отцы, еще и врачевание души. О том, что такое епитимья в православии, будет рассказано в статье.

Общее понятие

Епитимья – это значит (в переводе с древнегреческого) «наказание, кара». Термин произошел от слова «эпитимион» – наказание по закону. Раньше по-русски он произносился, как «епитимия» – с ударением на предпоследнем слоге. Сейчас ударение ставится на последнем.

Несмотря на перевод этого слова, оно означало наказание, взыскание, которое налагали на провинившегося человека, только в древние времена. На сегодняшний день такая трактовка лишь частично является верной. С точки зрения современного православия, это в духовном смысле лекарство, которого ищет согрешивший человек, испытывающий муки совести.

Епитимья – это исполнение кающимся в добровольном порядке каких-либо благочестивых дел, например, продолжительной молитвы, милости, паломничества, усиленного поста. Эти действия совершаются как меры, служащие для нравственного исправления.

Сущность епитимьи

Наложить епитимью может духовник, не имея в виду карательной меры и не лишая человека каких-либо прав как члена Церкви. Священники называют ее «врачевством духовным», призванным избавить от греховных навыков. Они рассматривают епитимью в качестве урока, упражнения, приучающего к духовному подвигу и рождающего стремление к нему.

Согласно современным церковным канонам, епитимья предполагает помощь христианину, который впал в грех, в трех таких вещах как:

  1. Оценка степени совершенного им греха, осознание его серьезности.
  2. Передача ему силы для того, чтобы снова подняться, вселить надежду на Божие милосердие.
  3. Предоставление ему возможности проявления решимости в деле покаяния.

Однако подобные взгляды на православную епитимью вырабатывались в продолжение многих веков. Рассмотрим подробнее, как развивались правила покаяния.

Епитимья в IV веке

Начиная со второй половины IV века, после прекращения гонений на христиан, в Церковь пришли вчерашние язычники. Тогда святые отцы начали вырабатывать нормы и правила поведения внутри общин. Среди них и Василий Великий, который вывел несколько дисциплинарных канонов, объясняющих, какие требования нужно предъявлять к человеку, если он хочет исправиться.

В отличие от сегодняшнего дня в то время исповедь представляла собой публичный процесс и затрагивала только самые важные проступки. Именно такому виду исповеди и посвящены каноны. Ими предусматривается в основном лишь один вид воздействия, выражающийся в отлучении от причастия. Это очень длительные сроки епитимьи – 10, 15, 20, 25 лет.

Они назначались за грехи, которые считались очень тяжкими. Это епитимьи за прелюбодеяние, кражу, убийство, кровосмешение, а также за волшебство, клятвопреступление, мужеложство, скотоложство. Еретики и раскольники наказывались до тех пор, пока не отрекались от заблуждений.

Смягчение «санкций»

Институт тайной исповеди возникает уже к концу IV века. Сначала и там применялись «санкции», установленные канонами, но постепенно поход к тем, кто раскаивался, смягчался. Так, например, Иоанн Златоуст, дает совет, не подходить формально к назначению епитимьи. Он призывает ориентироваться не столько на тяжесть прегрешений человека, сколько на его духовное состояние.

В 691 году на Трулльском соборе был принят канон, предполагавший возможность наложить епитимью с ее последующим ужесточением или же смягчением, в соответствии с индивидуальным подходом. На рубеже VI–VII веков складывается сборник, который описывает регламент тайной исповеди. В нем вводятся два новшества.

Первое – это дифференциация греховных деяний в зависимости от степени их тяжести. То есть регламентируется, за какие грехи епитимья какой строгости должна назначаться.

Второе – это различие самих согрешивших по их индивидуальным особенностям. Так, например, епитимья за блуд, предписываемая женатому юноше, будет более мягкой, чем та, что назначается зрелому мужчине, живущему в браке много лет.

Вместе с тем в сборнике наблюдается заметное сокращение сроков отстранения от причастия и возникновение новых форм епитимьи. Так, новые правила диктуют, что вместо 10 лет отлучение от причастия предусматривает двухлетний срок, однако в этот период кающийся грешник обязан соблюдать более строгий пост, читать больше молитв и делать большее число поклонов.

Распространение канонов

Постепенно сборник распространился в Византийской церкви, а затем появился ряд его обработок или же независимых сборников, носящих похожий характер. Их называли «покаянные номоканоны». Приблизительно в тот же период такие сборники появляются в славянских странах, где они переводятся и начинают действовать в церковной практике.

Во времена СССР наука церковного права практически прекратила свое существование, и вместо диктуемых ею законов священники стали следовать традициям. Поэтому на сегодняшний день не существует конкретных предписаний, которые бы устанавливали меру ответственности за грехи, определяемую Церковью.

Как и многие другие вопросы, данная область в полной мере регулируется обычаями, которые могут отличаться в разных приходах. Но в любом случае на сегодняшний день в православной церкви епитимья – это санкции, носящие аскетический характер (такие, как соблюдение дополнительного поста, добавочные молитвы и поклоны), а также отлучение от евхаристии на непродолжительное время.

В православной церкви

В православии епитимья – это осуществление особых трудов, подвигов, а также совершение доброго дела, которое угодно Богу. Она нужна для того, чтобы внести исправления в течение неправедной жизни и загладить грех.

В епитимью назначаются:

  • Пост. Но не только пост как таковой, в смысле воздержания от скоромной пищи, но и другие подвиги самоотвержения и сдерживания плоти.
  • Молитва. Кроме собственно молитвы подразумеваются все дела, направленные на соблюдение богопочитания и благочестия.
  • Милостыня. А также все милосердные дела, касающиеся как тела, так и духа.

В одном из рукописных требников XIV века из Синодальной библиотеки указан ряд деяний, которые подобает совершать кающемуся. К ним относятся:

  • Воздержание от совершения греха.
  • Пролитие слез.
  • Подача милостыни.
  • Прощение долгов.
  • Всеобщая любовь.
  • Полное смирение.
  • Отказ от осуждения других людей.

Патриарх Иеремия о причинах епитимьи

Константинопольский патриарх Иеремия в своем ответе лютеранам называет пять причин, по которым отпущение грехов сопровождается епитимьей. В соответствии с ними ограничения налагаются для того, чтобы:

  1. Через страдание, принятое добровольно, освободиться от тяжкого наказания, которое может последовать в другой жизни. Так же как через добровольные страдания Иисуса были прощены грехи человечества.
  2. Истребить в человеке, впавшем в грех, страстные плотские вожделения, порождающие грех. Так как противное лечится противным.
  3. Епитимья служит «уздою» для души, не давая ей по новой браться за те порочные дела, от которых она пытается очиститься.
  4. Приучать к терпению и трудам, так как добродетель есть результат трудных усилий.
  5. Знать и понимать, до конца ли кающийся человек возненавидел грех.

Необходима ли епитимья?

Отцы церкви отмечают, что сколь ни слаба природа человеческая, сколь ни трудно совершать ей добрые дела, милосердный Бог, который не пожалел своего сына для нашего избавления, замечает и ставит в заслугу любое совершенное нами добро, любую понесенную скорбь. И принимает их в качестве очищения от греха.

Читайте также:  Православие и многодетность: нужно ли много детей или нет, мнение церкви и священников

Церковь не считает епитимью безусловно необходимой для того, чтобы были отпущены грехи. Однако для того, чтобы не назначать ее кающемуся, священник должен иметь особые причины. Так, митрополит Московский Петр в поучении, адресованном иереям, призывает их не оставлять своих духовных детей без епитимьи за грехи, но назначать ее каждому, в соответствии с его силами – как телесными, так и духовными.

Осознание необходимости

По мнению святых отцов, епитимья имеет тесную связь с раскаянием и решимостью грешника отдаляться от греха. И она – их естественное следствие, является важной принадлежностью таинства покаяния. Священник не должен предписывать епитимью тому, кто не хочет понести ее в соответствии со своим грехом.

Таким образом, епитимья является средством, которое согрешивший человек, имеющий глубокую веру во Всевышнего и понимающий свою вину перед ним, принимает на себя в виде ряда ограничений. При этом он хочет показать, что его раскаяние не является поверхностным. А также то, что он благодарен Богу за его милость, но готов понести дополнительное праведное воздаяние в соответствии со своими неблаговидными делами.

Евангельская притча о епитимьи

Здесь будет уместным вспомнить эпизод из Евангелия, связанный с мытарем Закхеем (сборщиком налогов). Он в глазах правоверных людей слыл презренной личностью, потерявшей совесть и отверженной Господом Богом. Иисус сказал Закхею о том, что придет к тому в дом. Мытарь же был очень удивлен, понимая, что он облагодетельствован Сыном Божиим.

Внезапно в благодарность он принял решение отдать половину своего имения нищим, а также воздать вчетверо всем, кого обидел. Он сообщил об этом Иисусу. Хотя Спаситель ничего не советовал мытарю и не приказывал, а просто пришел к нему в гости, в том зародилось ответное чувство. Закхей, оценив свое прошлое, пришел к выводу, что жил он во грехе и достоин осуждения. Раскаявшись, он решил, что нужно восстановить справедливость, назначив себе епитимью.

Качества епитимьи

Налагая епитимью, духовник должен различать и грехи, за которые она назначается, и кающегося человека, которому она полагается. То есть необходимо соответствие между свойством греха, важностью наказания за него и состоянием согрешившего. Епитимьи тогда будут спасительными, когда они сообразны:

  • со свойством грехов;
  • с их качеством;
  • с состоянием души кающегося;
  • с его отношениями с окружающими;
  • с их мнением о нем;
  • с положением кающегося в обществе.

Рассмотрим подробнее указанную сообразность.

Соразмерность со свойством грехов

Епитимья должна включать в себя действия, противоположные свойству грехов. Так, например, святой Василий пишет, что нужно поступать следующим образом, если:

  • злословил – благослови;
  • лихоимствовал – отдай;
  • упивался – постись;
  • гордился – смиряйся;
  • завидовал – утешай.

Иоанн Златоуст называет покаянием не только то, чтобы отойти от прежних дурных дел, но еще больше то, чтобы делать дела добрые.

Иоанн Предтеча предлагает сотворить плоды, достойные покаяния, следующим образом. Он говорит: «Если ты похищал чужое, теперь отдавай свое. Прелюбодействовал длительное время? Воздерживайся от близкого общения с женой в известные дни, привыкая к воздержанию. Ты оскорблял или даже бил кого-то? Значит, благословляй тех, кто обижает тебя, и делай благодеяния для бьющих. Предавался сластолюбию и пьянству? Постись и пей только воду. Смотрел на чужую красоту страстными очами? Теперь вообще не смотри на женщин».

Качество грехов

Обращать внимание на качество грехов, значит назначать епитимью относительно тяжести греха. Чем глубже язва, тем в большем врачевании она нуждается. Легкость и послабление приносят много вреда. Впавший в грех человек начинает думать, что грех не так уж и тяжек, что требования к таинству раскаяния не являются такими уж строгими, что для получения прощения довольно лишь немного помолиться.

Поэтому священник должен учитывать тяжесть грехов, их количество и то время, в течение которого они совершались. Но при этом не следует налагать на согрешивших бремя, которое им не по силам. То ли из-за их трудности для человека, то ли из-за обстоятельств, в которых он находится. Из-за излишней строгости человек может впасть в отчаяние и будет избегать частой исповеди. Лучше, чтобы епитимья была менее строгой, чем положено, чем более строгой.

Душевное состояние кающегося

Необходимо учитывать душевное состояние человека, его качество ума, сердца и воли. А также то, сколько слабости и твердости в нем содержится, каким темпераментом он обладает. Если в кающемся будут замечены признаки перемены духа, он будет избегать греха, ранее ставшего для него привычкой, предпримет меры для восстановления чести оскорбленного им лица, возвратит похищенное, будет сокрушаться – нужно облегчить ему епитимью. Она должна отличаться от той, что назначена человеку, который ничего не делает для очищения от греха.

Добрая слава

Епитимья не должна идти во вред доброму имени и обязанностям человека, наносить ему бесчестье, а также мешать выполнению лежащих на нем обязанностей. Духовник должен узнать у кающегося, может ли тот выполнить налагаемую епитимью без ущерба для его деятельности или нет. Если не может, то нужно или ее уменьшить, или изменить.

За тайные грехи, даже если они являются тяжкими, не положено назначать явной епитимьи. Но в некоторых обстоятельствах духовник может посчитать, что необходимо публичное воздаяние. В таком случае он должен обратиться за разрешением к вышестоящему архиерею.

Епитимья за блуд

Почти в каждом пособии по исповеди перечисляются грехи, связанные с блудом. Среди них находятся: собственно, сам блуд, прелюбодеяние и рукоблудие (малакия).

Блуд отличается от прелюбодеяния тем, что в первом случае мужчина и женщина вступают в интимную связь, не будучи официальными мужем и женой. А во втором случается супружеская измена. Согласно правилам Василия Великого наказываются эти грехи довольно строго – покаянием до семи лет. Однако сегодня таких жестких правил не существует. Это может быть отлучение от евхаристии на несколько месяцев плюс указанные ранее ограничения. Духовник налагает епитимью с учетом всех тех правил, которые описаны выше.

Что касается епитимьи за рукоблудие, то за него предусматривалось отлучение от причастия на 40 дней вместе с сухоядением (строгим постом, исключающим употребление вареной пищи). Теперь же назначается епитимья, продолжающаяся две-три недели, без строгих ограничений.

Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

Все люди хорошо понимают, что жить без греха очень трудно, и у многих из нас имеется огромный «послужной список», которым не стоит гордиться. Для того, чтобы очистить душу от большинства пороков, достаточно прийти в церковь на исповедь и чистосердечно покаяться. Впрочем, в отдельных случаях даже этого «ритуала» будет мало, поэтому на человека накладывается епитимья. Одни считают, что это серьезное церковное наказание и очень боятся его, для других же это — духовная «таблетка», горькая, но необходимая. Давайте же разберемся, действительно ли верующий человек должен бояться такого способа искупления прегрешений, и всем ли грозит епитимия?

Что это такое?

С греческого языка это слово переводится как «наказание по закону». Но священники объясняют: на самом деле нельзя проводить аналогии с мирскими судами. Епитимья — это добровольное очищение человеческой души от «ран», оставленных действительно тяжким проступком.

Иногда даже после самой честной исповеди человек очищается не полностью. Поэтому ему назначается свершение определенных подвигов, то есть заданий, исполняя которые, он будет очищаться и становиться выше грешной жизни.

Если человек болен телесно, врач выписывает ему лекарство — нельзя вылечиться, не выпив его. Так же и с епитимией: христианин должен относиться к ней максимально серьезно и обязательно исполнить все, что ему «выписали».

Какими бывают епитимьи?

Если сравнивать с мирской судовой системой (штрафы, тюрьма), церковные «наказания» менее строги: это может быть прочтение определенных молитв, раздача милостыни бедным людям, пост. Священник старается выбрать подвиг, исходя из личностных качеств и прегрешения определенного человека. Скажем:

  • сребролюбец (вор, взяточник, жадный человек) должен будет раздавать милостыню;
  • человеку, виновному в смертном грехе обжорства, могут «выписать» строгий пост;
  • слишком праздному христианину прикажут почаще посещать храм Божий.

Чаще всего время такого духовного «лечения» — около 40 дней. Если за это время обстоятельства жизни человека изменились и он больше не может выполнять указания батюшки, ему следует посетить своего духовного наставника или иное церковное лицо и получить другие наставления. Ну, а если испытание оказалось не по силам верующего, он может обратиться к батюшке или епископу, чтобы его сняли.

Самые распространенные примеры епитимьи:

  • чтение молитв (скажем, 10 раз в день «Отче наш»);
  • серьезное изучение духовной литературы;
  • земные поклоны при домашней молитве или в церкви;
  • исключение половой близости (такой запрет часто накладывается на пары, которые не смогли воздержаться от близости перед венчанием),
  • временное отлучение от Причастия.

Кто может наложить это церковное наказание?

Духовник. Важно, чтобы прихожанин часто общался с этим духовным лицом, исповедался ему. В таком случае батюшка сможет подобрать «таблетку» по его силам, и в то же время не слишком «слабую», ведь выполнять епитимью нужно не играючись, а превозмогая что-то злое и недостойное в себе.

После того, как подвиг окажется исполненным, верующий должен опять придти к батюшке. Священник прочтет разрешительную молитву (это называется «разрешить запрещенного»). Если батюшка в долгом отъезде, серьезно болен или умер, эту молитву может прочесть иное духовное лицо.

Иногда епитимью накладывает другой представитель церкви — например, инок (так может случиться, если человек отправляется в паломничество в святой монастырь, и там при общении с монахом кается ему в грехах). Правда, в таких обстоятельствах испрашивать епитимью не рекомендуется, ведь этот человек плохо знает все ваши качества, и назначенное им «лекарство» может оказаться не действительным, а то и вовсе непосильным.

Как выглядело покаяние в ранней церкви: история появления эпитимьи

В прошлом человек, кающийся в большом грехе, проходил несколько «покаянных» стадий, прежде чем допускался к церковной общине:

  1. Плач. Такие христиане не имели права входить в Обитель Божью. Они стояли у ее стен, громко плакали, публично каялись в свершенном ими (тайная исповедь появилась только в конце 4 века) и просили входящих в храм людей помолиться за их грешные души.
  2. Слушание. Таких людей уже пускали за церковный порог, но недалеко — им можно было тихо стоять в притворе (по сути, коридоре, где вешали верхнюю одежду). Они имели право слушать проповеди и службу Божью, но во время Евхаристии выходили на улицу.
  3. Припадание (коленопреклонение). Эти христиане могли стоять даже возле самого алтаря. Перед началом Евхаристии они становились на колени, чтобы священник прочел над ними специальную молитву с накладыванием рук. После этого ритуала они уходили.
  4. Раскаяние. Эти люди не выходили из церкви до конца службы, но не причащались.

Кроме всего прочего, кающимся грешникам запрещалось приносить в церковь жертвенные дары.

Как долго могло длиться раскаяние? Это зависело от вины человека, то есть греха.

  • Еретичество, раскольничество: тут все зависело от веры человека. Если он решал вернуться в церковь, его тут же принимали.
  • Клятвонарушение: до 10 лет.
  • Блуд (разгульный образ жизни, отношения с многими партнерами без брака): от 10 до 15 лет.
  • Кровосмешение (браки или отношения между близкими родственниками): до 12 лет.
  • Мужеложество: до 15 лет.
  • Занятие магией, чародейством: от 20 до 25 лет.
  • Убийство: это самый тяжкий грех, за него наказывали отказом от Причастия до 25 лет.

За какие грехи ее могут наложить в наши дни?

  • За детоубийство. В целом, в этом случае чаще всего подразумевается аборт. Этот грех церковь тоже считает детоубийством. Причем если его совершила замужняя женщина, виновными считаются оба супруга. Считается, что за этот тяжкий грех кару посылает сам Господь. Это может быть бесплодие, болезни, семейные проблемы. Если случается что-то из перечисленного, эти проблемы могут быть признаны Божьей епитимьей, которую человек (или пара) вынужден нести по жизни, поэтому батюшка уже не будет назначать ничего больше от себя.
  • За блуд и прелюбодеяние (этот перечень можно продолжить грехами лесбиянства, гомосексуализма и другими нарушениями 7 заповеди). Даже в наши дни за разгульный образ жизни и супружескую неверность могут на 7 лет отлучить от Причастия.
  • За богохульство. Сюда относятся и проклятия, которыми без раздумий сыплют во все стороны некоторые несдержанные люди.
  • За клятвопреступление. Очень тяжким грехом считается побожиться, сказать неправду перед иконами (пытаясь именем Божьим добавить своей лжи побольше авторитетности), лгать с рукой на Библии. Ложь сама по себе зло, но когда в свои фантазии человек еще и Господа как свидетеля приплетает, это плохо вдвойне.
  • За воровство. Просто помолиться в церкви мало. Если по вине человека кто-то понес серьезные убытки, эти убытки надо ему восстановить.
  • За лживые слова, свидетельства. Конечно, если люди с утра при звонке на работу врут, что застряли в пробке, а сами дальше отсыпаются, это грех. Но куда хуже, если чья-то ложь ломает человеческие судьбы. Такие прегрешения должны повлечь за собой серьезное душевное «лечение».
  • За магию (например, гадание на картах). Конечно, батюшка не будет сильно ругать молоденьких девочек, в шутку вызывающих в летнем лагере «черную руку». Но взрослых женщин, промышляющих ведьмовством (даже с молитвами перед иконами), назвать праведницами нельзя даже с натяжкой.
  • За алкоголизм, наркоманию. Это двойной грех. Во-первых, пагубные привычки разрушают данное человеку тело (поэтому алкоголизм сравним даже с самоубийством). А во-вторых, они заставляют страдать родных такого человека. Но церковь может помочь не только замолить грехи, но и избавиться от убивающей привычки, нужно всего лишь поверить в это.

Всем ли ее назначают?

Нет. Дело в том, что для очищения от греха человек должен четко понимать, что это именно грех. Если прихожанин только недавно навернулся в лоно церкви, знакомится со многими аспектами веры и обдумывает их, то епитимья может показаться ему малопонятным ритуалом. Который, ко всему прочему, может отвернуть его от веры.

Священники хорошо понимают это, и, подобно отцу, радующемуся приходу блудного сына в притче, не судят очень строго. Они могут просто исповедовать таких людей, давая им советы и комментарии.

Если же человек давно посещает храм и священник стал ему настоящим духовным отцом, хорошо понимающим его мысли; если этот верующий пришел к глубокому пониманию смысла служения Господу, значит, он «дорос» и до более осознанного искупления собственных грехов.

Читайте также:  Православное милосердие: что такое и что значит, темы и примеры, проблемы

Итак, вы поняли, что эпитимия — это не строгое наказание, а просто ваша добровольная «плата» за грехи. Но грехи иногда бывают настолько тяжкими для души, что даже если священник отпустит их, человеку хочется каяться снова и снова… Можно ли по просьбе верующего (верующей) получить епитимью за уже отпущенный в церкви грех? Отвечает священник:


Епитимья в православии: понятие, за что ее могут наложить

— Слово епитимья (епитимия, эпитимия) с греческого переводится как наказание. Это действительно наказание? Или выплата своеобразного штрафа? Или некое духовное упражнение, способствующее избавлению от греха, неповторению его? Может быть, епитимья нужна для того, чтоб человек не расслаблялся и не забывал о своей «удобопреклонности» к какому-либо греху?

— Можно сказать, что епитимья — наказание, если мы обратимся к церковнославянскому значению этого слова: наказание — это не кара, а научение. Епитимья не наказание в современном значении этого слова и не штраф, потому что не может человек принести Богу какую-то компенсацию за совершенные грехи — слишком неравные это субъекты, Бог и человек. Господь ищет не удовлетворения в юридическом смысле, а другого — сердца сокрушенного и смиренного, сердца, от греха отвращающегося. Епитимья — это деятельное выражение нашего покаяния. Если человек совершил грех, особенно если это грех тяжкий — требуется нечто, что помогло бы ему самому этот грех прочувствовать и осознать. Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя — это слова из 24-го Псалма. Человек смиряется и трудится, а Господь посылает ему Свою благодать.

— Современный прихожанин очень мало знает о епитимье — разве что понаслышке…

— К сожалению, у нас сегодня нет единой епитимийной практики. Многие священники не дают епитимьи вообще; есть отдельные священники, которые дают, и подчас слишком тяжелую, неудобоносимую, скорей подавляющую и разрушающую человека как христианина, как личность, нежели созидающую его. Есть, конечно, и те, кто руководствуется в своей духовнической практике разумными принципами: назначают такую епитимью, которая помогала бы человеку и с грехом справиться, и более глубоко воцерковиться, и была бы при этом посильна.

— В чем может заключаться епитимья, кроме чтения определенных молитв?

— Она может заключаться, например, в более строгом посте, если человек физически способен более строгий пост выдержать; в отказе от каких-либо удовольствий; но наиболее распространенная епитимья — это определенное молитвенное правило. Либо какое-то количество поклонов с покаянной молитвой, либо чтение Покаянных канонов — Спасителю, Божией Матери. Примеры применения епитимьи можно брать из практики архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и архимандрита Кирилла (Павлова). Чаще всего, эти епитимьи выражались в чтении молитвенного правила, и бывало так, что люди, исполнившие уже эти епитимьи, не хотели потом от этого молитвенного правила отказываться. Таким образом, эти два старца через епитимью приучали человека к молитве.

Архимандрит Кирилл (Павлов) нередко назначал в качестве епитимьи чтение Священного Писания — Евангелий, Апостола. Ну, казалось бы, что это за епитимья — читать Евангелие? А отец Кирилл давало такую епитимью людям, которые и Евангелия-то никогда не открывали и не могли себя заставить. Он говорил: ты совершил такой-то грех, вот теперь читай Евангелие. Человек начинал читать и втягивался, и привыкал читать его постоянно. А у схиигумена Саввы (Остапенко) была такая епитимья для некоторых людей: не произносить более тридцати трех слов в день. Не при всяком образе жизни это возможно, конечно, но, видимо, он назначал ее тем, для кого это было реально. И многие потом, когда он разрешал их от этой епитимьи, просили ее оставить, поскольку чувствовали духовную пользу.

— Приходилось читать, что при искреннем раскаянии епитимья не обязательна; в каком же случае ее все-таки налагают и как определяется ее «размер»?

— Это очень индивидуально. Иной человек настолько убит своим грехом, что ему не епитимью надо давать, а поддержать и утешить, и убедить, что Господь простит.

Иногда бывает так: человек приходит в храм и кается в таком наборе тяжких, смертных грехов, что священник ужасается. Но в то же время он видит этого человека и понимает: этот человек ни разу в жизни своей не молился иначе, чем словами «Господи, помоги», и то только в самые страшные минуты своей жизни. И заставлять его читать Покаянный канон, в котором он не поймет ни единого слова,— наверное, неправильно. Лучше дать ему какую-то самую простую епитимью: клади хотя бы утром десять поклонов с молитвой «Боже, буди милостив ко мне, грешному» и вечером клади, но только с чувством. Наверное, это оправдано, потому что большей епитимьи этот грешник не исполнит. С другой стороны — к священнику может прийти постоянный прихожанин, регулярно исповедующийся, ведущий вполне благочестивую жизнь — и покаяться, например, в том, что съел мороженое в постный день. Здесь важно помнить: чем ближе человек стоит к Богу, чем больше он уже получил, тем больше с него спрашивается. Потому вполне естественно дать этому человеку какую-то епитимью для того, чтоб это расслабление не поразило его еще глубже. Но епитимья и в этом случае может быть разной. Если перед священником человек, для которого мороженое — сильнейший соблазн, можно дать, например, такую епитимью: не ешь мороженого месяц. А в другом случае за то же мороженое можно назначить епитимью в виде чтения Покаянного канона. Но надо всегда знать, к чему в человеке отнестись по-настоящему серьезно. Епитимья должна быть чувствительной, но не ломающей человека.

— Всегда ли епитимья сопровождается запретом в Причащении? Может ли человек, не исполнивший еще до конца своей епитимьи, причащаться?

— Запрет на Причащение Святых Христовых Таин в качестве епитимьи налагается в тех случаях, когда человеком совершены смертные грехи, не дающие возможности допустить человека до Причастия. Это убийство, блуд, прелюбодеяние, обращение к магии. Что касается сроков — мы не можем сегодня руководствоваться канонами, предписывающими для этих людей запрещение причащаться в течение долгих лет. Если мы сегодня отлучим человека от Причастия на десять лет, он, скорее всего, будет потерян для Церкви и погибнет. Меж тем, все, что делается в Церкви, делается ради спасения человека, а не наоборот. Поэтому за тяжкие, смертные грехи (я не говорю об убийстве, это вообще отдельный случай) те же отец Кирилл и отец Иоанн давали епитимью кому-то на два месяца, кому-то на четыре. Если в грехе была какая-то особая тяжесть, то порой епитимья могла длиться и до года.

Я сам в свое время задавал отцу Кириллу такой вопрос: приходит человек в храм, кается в тяжких грехах, и я понимаю, что если я сейчас этого человека до Причастия не допущу, он уйдет и не придет больше. Можно ли его допустить — и лишь потом дать ему епитимью, не связанную с запретом Причащения? Отец Кирилл отвечал: в некоторых случаях ради пользы человека так можно сделать. Но если видно, что человек в силах понести епитимью, что он не уйдет и не пропадет — тогда лучше поступить иначе, отлучить его от Причастия на какое-то время.

— Одно дело — когда перед священником (духовником) хорошо известный ему человек, другое — когда к священнику на исповедь потоком идут незнакомые люди. В этом, последнем случае также возможно наложение епитимьи?

— Врач, который хорошо знает наш организм, назначает лечение с учетом особенностей организма. А когда мы приходим к врачу незнакомому — он вполне может прописать нам лекарство, которое не принесет пользы, напротив, навредит. То же самое и в Церкви: если духовник хорошо знает человека, он знает, что ему сказать и какую епитимью необходимо дать. Если же перед священником незнакомый человек — он должен прежде всего помнить древнюю врачебную заповедь «Не навреди». И идти срединным путем, давая человеку епитимью не строгую, но ощутимую.

— К сожалению, в церковной жизни последних лет мы часто сталкиваемся с различными перекосами. Как быть человеку, на которого наложена епитимья действительно неудобоносимая или просто жестокая, например — отлучение от Причастия на много лет?

— В этом случае надо писать прошение на имя правящего архиерея той епархии, в которой человек живет. Отменить епитимью, назначенную священником, может только архиерей. Впрочем, есть исключения. Известны случаи, когда епитимья назначается за грех, который уже исповедан, и за который человек понес уже в свое время епитимью. Особенно часто это случается в некоторых сомнительных паломнических поездках. Если человек после этого приходит к своему духовнику и спрашивает его: «Что мне теперь делать?» – духовник должен объяснить ему, что епитимья в данном случае наложена некорректно и исполнять ее не надо. Чтобы не стать жертвой перекоса, лучше исповедоваться всегда у одного и того же священника.

— Но почему, на Ваш взгляд, епитимья уходит из церковной практики?

— Мне представляется, что одна из причин отмирания епитимийной практики заключается в частоте повторения грехов. То, что ранее воспринималось самим человеком как падение, сегодня воспринимается как «естественное», т.е. вполне простительное прегрешение. Человек, переживавший свое падение, был готов исполнять длительную суровую епитимью, и с Божьей помощью справлялся, в конце концов, с грехом. А человеку, который, даже и каясь на исповеди, внутренне относится к своему греху очень легко — епитимья не поможет. Он будет исполнять эту епитимью и падать раз за разом. И священником может овладеть своего рода малодушие — ну что ж я буду опять давать ему епитимью, если она бесполезна, если он все равно упадет. Хотя в данном случае надо было бы вспомнить преподобного Иоанна Лествичника: если человек падает, но раз за разом восстает и полагает начало покаянию — рано или поздно его Ангел-хранитель почтит такое постоянство и твердость, подаст помощь против греха, в котором человек кается. Поэтому не надо, наверное, отказываться от епитимьи.

— Но только ли поэтому от нее отказываются, или еще и потому, что современный человек совершенно к этому не готов, нет у него на это ни смирения, ни послушания?

— Да, бывает, что человек настолько горд и обидчив, что само слово «епитимья» вызывает у него неприятие. Но дело в том, что епитимья — она как раз и служит к начальной выработке смирения, послушания, терпения. Преподобный Исаак Сирин говорит, что милость Божия дается человеку в первую очередь все-таки не за труды, а за смирение. Труды без смирения не спасают, а смирение без трудов может спасти. Смысл епитимьи именно в том, чтоб не сам человек назначил себе какое-то испытание или наказание, а именно принял то, что заповедует ему исполнить Церковь.

Почему уходим от епитимьи? Есть такое слово — апостасия. Отступничество. Это понятие объемлет, пожалуй, все недостатки нашей церковной жизни. Отступничество и как следствие — охлаждение. Отмирание епитимийной практики имеет причиной именно это. Но все зависит от конкретного человека. Если священник серьезно относится к своему служению и к людям — он обязательно будет прибегать к епитимье.

— Но я боюсь в своей церковной жизни столкнуться с епитимьей. И не я одна, наверное, боюсь. Причина — вынесенный из детства страх наказания (точнее, страх оказаться в унизительном положении наказанного), и страх чьего-то вторжения в мою личную жизнь: «Не навязывайте, сама разберусь, что и когда мне делать». Как это преодолеть?

— Здесь нет, наверное, смысла говорить: «Вы все равно должны». Лучше говорить о том, чего человек на сей день еще не может — в силу каких-то душевных особенностей. И о священнике. Отношение священника к человеку в идеале сродни отношению реставратора к иконе — испорченной, искореженной, закопченной, да еще и заляпанной какими-то современными красками. Опытный реставратор старается понять намерение автора, который эту икону писал. И ради этого всматривается в те черты, которые сохранились. И очень легкими, очень осторожными движениями начинает понемногу возвращать иконе первоначальный образ. У священника та же задача — вернуть человека к его первообразу, к тому образу Божьему, который напечатлен в нашей душе, и при этом не навредить. Он должен очень деликатно действовать, чтобы не было вот этой реакции отторжения — страха, о котором вы говорите. Не внешней властью для человека быть, а сотрудником. Чтоб человек чувствовал: священник пытается что-то сделать — не с ним как с каким-то внешним объектом, а вместе с ним. Тогда возникает доверие, и человек внутренне успокаивается, справляется с этим страхом. Отец Кирилл (Павлов) никогда не вмешивался бесцеремонно в жизнь человека, более того: когда приходил к нему человек и спрашивал: «Как поступить. » — он спрашивал в ответ: «А как надо, по-твоему? Как ты сам думаешь?». И зачастую выяснялось, что человек думает правильно. Он несет уже в себе знание о том, как надлежит ему поступать, но не находит сил сделать выбор. Бывало и иначе: отец Кирилл молится, и ему от Бога приходит ответ, и это видно — что ему от Бога ответ пришел, и это сразу ложится на сердце человека. Какое же здесь вторжение, какое насилие?

Если человеку не дает епитимью священник, ему дает ее Господь. Только человек это не всегда замечает. Очень важно и заметить вовремя, и правильно отнестись. Это могут быть болезнь, невзгоды, неурядицы. Если человек понимает, что это ниспослано ему во исцеление его грехов и страстей, тогда такая епитимья, наложенная Самим Богом, бывает спасительна. Безусловно, Господь епитимью человеку подбирает гораздо вернее и правильнее, чем подобрал бы священник, но если бы мы понесли епитимью от священника, то, возможно, Господь не стал бы нам епитимью давать Сам. И нас не ждал бы путь куда более скорбный и трудный, нежели чтение Покаянного канона в течение какого-то недолгого времени.

Журнал «Православие и современность» № 12 (28), 2009 г.

Ссылка на основную публикацию