Гадание на Рождество: можно ли гадать православным или нет, отношение церкви и мнение священников

Православная Жизнь

Прошло уже более 1000 лет со дня Крещения Руси. Однако за такой большой исторический период наш народ так и не сумел преодолеть полностью языческую ментальность и избавиться от определенных пагубных традиций.

Мало того, некоторая часть людей, причисляющая себя к верующим, умудряется связывать такие недобрые традиции с христианством, к которому они на самом деле не имеют ни малейшего отношения. И не только не имеют, но полностью противоречат постановлениям и запретам Бога, изложенным в Священном Писании.

«Забавное» занятие

Особенно сильно такие языческие тенденции становятся заметными накануне праздничного двухнедельного периода с Рождества до Крещения, который в народе называют Святками. Если подлинно верующие Православной Церкви стремятся это время проводить в молитвенной радости, посещая службы и совершая добрые дела, то люди нецерковные и суеверные используют эти дни для гуляний, сопровождающихся, как правило, пьянством и объедением. Нередко таким гуляниям (особенно в женских коллективах) сопутствуют всевозможные обычаи и забавы, среди которых встречается, например, и гадание на суженого, детей, судьбу. Но если одни относятся к гаданию как к невинному занятию и средству позабавиться, то другие, наоборот, движимые неудовлетворенностью своим положением в жизни, а также нездоровым любопытством и желанием узнать свое будущее, придают ему особое значение. Но оба эти отношения одинаково опасны для духовного здоровья человека, потому что подобные действия вольно или невольно делают его заложником определенных обстоятельств либо погружают в область магии и подталкивают ко встрече с демоническим миром.

Большой популяризации и интересу к всевозможным гаданиям, к сожалению, способствуют и нынешние СМИ. Экстрасенсы, знахари, мольфары в качестве экспертов народных традиций вещают с телеэкранов, разъясняя, как нужно правильно проводить подобные ритуалы, чтобы получить требуемый результат.

В древности гадания были неотъемлемой частью языческих мистерий. Жизнь непросвещенного Божественным светом язычника всецело подчинялась силам природы, которым нужно было либо покориться, либо найти способ заставить себе служить. Древний человек верил в то, что у каждого рожденного на земле есть своя, заранее уготованная ему неведомым провидением, судьба. С целью выведать наперед некоторые обстоятельства и события, а также с надеждой повлиять на свою участь язычники стали прибегать сначала к помощи жрецов, а затем и самостоятельно проводить определенные ритуалы.

Почему Бог так строго относится к этому?

Бог, зная склонность человека к подобного рода действиям, перед вступлением еврейского народа в языческие земли, дает заповедь, которая категорически запрещает любое гадание. «…Не ворожите и не гадайте» – сказано в Книге Левит (19:26). «Когда ты войдешь в землю, которую даст тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…» (Втор. 18: 9–12).

Почему Бог так строго относится к этому? Вспомним, что история человечества началась с грехопадения, причиной которого и стало желание приподнять завесу тайны, сокрытой Творцом. Возникает закономерный вопрос: если Бог закрыл от человека то, что знать ему не полезно, то кто же тогда открывает эти знания? Ответ очевиден: это тот, кого Слово Божие называет «отцом лжи», т. е. дьявол. Во время гадания человек вступает в отношения с представителями мира тьмы и, вверяя себя им, тем самым отказывается от дарованной ему Богом свободы и своего права делать самостоятельный выбор. Часто бывает так, что человек, получив ответ во время гадания, невольно программирует себя на те или иные действия, живя иллюзиями и ожидая осуществления предсказанного. Но полбеды еще, если это предсказания с какими-то положительными прогнозами. А бывает так, что человек, получив предвестие о несчастье, опускает руки, перестает радоваться жизни, впадает в тяжкое уныние. У таких людей и дела не спорятся, и со здоровьем начинается разлад. Таким образом, они сами себя могут довести до несчастливого конца.

Вижу цель – не вижу припятствий

Мне вспоминается одна история, произошедшая со знакомой мне женщиной в молодости. Очень рано выйдя замуж, она также рано овдовела. Муж трагически погиб. Желая повторно устроить свою жизнь более удачно, она вместо того чтобы просить помощи Божьей, решила через гадание узнать имя мужчины, с которым бы могла вступить в брак. Вычитав в одной из книг (они в то время спешно продавались на раскладках), какое гадание нужно произвести, она во время Святок осуществила один из ритуалов. В результате оказалось, что имя будущего избранника – Сергей. И хотя рядом по соседству жил молодой человек, давно ее любивший и желавший создать с нею семью, женщина не обращала на него никакого внимания, потому что звали его Николай. Зато каждый появившийся на горизонте Сергей рассматривался как потенциальный муж. На одном таком Сергее она «зацепилась». Оказалось, что тот женат. Но и это препятствие было преодолено. Не стоит труда догадаться, что история хорошо не закончилась. Сергей ушел от жены, но и новой семьи не получилось. Вот так, по подсказке потусторонних сил эта женщина испортила жизнь не только себе, но и причинила страдание другим людям, оставив чужую семью без отца и мужа.

Духовная неразборчивость

Невзирая на библейские запреты, соборные постановления (Трул. 65; Анкир. 24; Лаод. 36) и даже государственные законодательные акты в царской России, в которой население считало себя поголовно православным, подобные занятия были сплошь и рядом распространены не только в простом народе, но и среди, казалось бы, достаточно образованной аристократии разного возраста.

Русская романтическая проза и поэзия первой половины XIX века изобилует большим количеством сюжетов, по которым можно составить целый каталог гаданий. Взять хотя бы поэму В. Жуковского «Светлана». Из нескольких четверостиший можно узнать, чем забавлялись в Крещенский вечерок девушки: здесь и забрасывание башмачка, и вскармливание зернами кур, и растапливание воска, высматривание суженого сквозь перстень и зеркало, и расстилание платка, и даже полка снега. Все ради того, чтобы узнать свой жребий. А в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» поэт называет и причины, по которым народ придавался такому занятию: «ветреная младость» гадает, потому что ей «ничего не жаль», а старость, потому что живет ложными надеждами. Собственно, лживость, как точно подметил в свое время великий русский поэт, и является подлинной сущностью гаданий. Человек, занимающийся гаданиями, отказывается от промыслительного заступничества Божьего в своей жизни. Духовная неразборчивость и всеядность современников еще дополнительно подогревается и в некоторой степени навязывается нынешней политикой сохранения и распространения народных традиций и фольклора, среди которых оказались и святочные гадания. Самое странное, что гадания эти происходят в прекрасные и радостные дни, когда совершается таинственное и непостижимое Чудо – Рождение Богомладенца Христа, когда Бог становится близок к человеку как никогда. Люди же, занимающиеся гаданиями, ожидают своих «чудес».

В современных учебниках по народоведению можно прочитать, что Святки приходятся на период так называемого зимнего солнцеворота, когда, согласно верованиям язычников-славян, пересекалась граница времен и можно было легче проникнуть в таинственный закрытый мир. Там же написано, что с принятием христианства для отвращения народа от языческих ритуалов было произведено своеобразное сублимирование (замещение) традиций, в результате которого и возникло такое явление, как гадания на Святки. Однако любой православный верующий знает, что праздник Рождества Господа нашего Спасителя не имеет никакого отношения к языческим обычаям и не привязан ни к каким астрономическим явлениям, потому что сам дух христианства противен язычеству. Православная Церковь всегда призывала всех людей жить в такие дни полноценной духовной жизнью и соблюдать добрые традиции. Среди них, например, святочный обычай украинского народа посещать своих крестных родителей с рождественским ужином. Как замечательно разделить радость со своими крестными родителями, особенно, если это люди пожилые и им трудно дойти до храма или приготовить себе праздничную трапезу.

Всякие заигрывания с темными силами, как в такие дни, так и любые другие, не принесут душе никакой пользы, а наоборот – могут нанести непоправимый вред. Святой Василий Великий, увещевая христиан от подобного рода действий, писал: «Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу». А святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Помни бывшее, положись на Господа в будущем, употребляй во благо настоящее».

Как православие относится к рождественским гаданиям?

Как православная церковь относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси?

Желание предугадать, предузнать что-то из будущего было у людей с древности. Сделать это никакими земными средствами невозможно. Человек, ограниченный законами физического мира, неизбежно обращается к сверхъестественным силам. Возникает вопрос, требующий ясного и принципиального решения: каков источник нашего знания о будущих событиях. Священное Писание нам показывает, что будущее ведомо только Богу. Темным демоническим силам, как учат святые отцы, будущее не ведомо. Как существа бесплотные, они больше чем люди могут рассчитывать и предугадывать события.

Слово Божие указывает нам опасность обращения к этим силам, называет всякое гадание, ворожбу, заклинание мерзостью и дерзким преступлением (Втор.10-12; Мих.5:12). В книге пророка Даниила говорится о том, как Навуходоносор обратился к гадателям и чародеям, чтобы они рассказали ему виденные им сны и объяснили.

Св. Даниил сказал: «тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан.2:27). Чтобы Господь открыл будущее, нужна строгая чистая жизнь, молитва, исполнение заповедей. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему смотрению в целях нашей пользы. Чтобы вступить в общение с демонами никакого подвига не требуется. Достаточно прибегнуть к известным приемам. Цена, которую человек за это платит очень высокая — духовное здоровье. Иногда это кончается одержимостью. Даже после покаяния долго еще в душе остается болезненный след.

Гадания, которые совершаются в святочные дни, по своей природе не отличаются от гаданий в иное время года. Если даже люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде оно нам будет предъявлено в оправдание и осуждение.

Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой тысячелетней традиции.

Иеромонах Иов (Гумеров)

Cвяточные гадания, — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении.

диакон Андрей Кураев.

Приближается светлый праздник Рождества Христова, а с ним и святки. Значит, народ российский, в том числе и те, кто считает себя православными, кинется гадать, ворожить, не обращая никакого внимания на предостережения Церкви. И как обычно, различные СМИ будут с оживлением рассказывать о том, как гадали наши бабушки, как поддерживают этот «древний христианский обычай» в современных городах и весях. Обычай-то это древний, спорить не буду. Но христианский ли?

Церковь издавна запрещала любые гадания в среде христиан. Так, в 61 правиле VI Вселенского собора говорится: «предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».

Священнослужители неустанно предупреждают свою паству о пагубности подобных деяний. И это не голословные утверждения. Еще в Ветхом Завете предупреждает Господь народ Свой, что «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Втор. 18, 10-13).

Святые отцы Церкви также говорят о недопустимости таких увлечений. Преп. Григорий Нисский учит: «У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обманом демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-либо род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам». А св. Иоанн Златоуст говорит, что «гадатель — это злой демон…» — и предупреждает людей, внимающих гадателям, что они будут недостойны расположения и милости Божией и этим приготовят для себя многочисленные бедствия. Гадание — это добровольное сотрудничество с диаволом, наивное желание узнать правду у лжеца. Нет никакой разницы, гадаете ли вы из серьезных побуждений или же просто ради развлечения, баловства, шутки. Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткою, но оканчиваются всегда вредом для души. А использование для этой цели церковных свечей и икон является ничем иным, как осквернением святыни.

Читайте также:  Потерялся крестик: что значит и что делать, приметы и суеверия, ответы и советы священника

Что же касается древности сего обычая, на которую так любят ссылаться «ревнители старины», то древность еще не является признаком святости и богоугодности. До крещения Руси предки наши были язычниками и, к большому сожалению, до сих пор не смогли избавиться от многих языческих традиций и обрядов. Так может быть стоит, оставшись наедине со своей совестью, дать ответ самим себе, кто мы: христиане или же язычники, лишь по большим праздникам надевающие на себя маску христианства?

Святки — это время молитвы, святое время, когда мир торжествует о Рождестве Спасителя. Зачем же омрачать это торжество погибелью душ человеческих, если именно «нас ради человек и нашего ради спасения» пришел в этот грешный мир Господь наш Иисус Христос? В эти святые дни должно стараться не отвлекать ума и сердца от святых помыслов. Лишь утешающая душу благодать Божия делает праздник Рождества Христова радостным и приятным. А дается эта благодать лишь тем, кто удаляет от себя все то, чем оскорбляется Божия любовь к нам, чем бесчестится святое имя Христово, чем нарушается святость праздника.

«СВЯТКИ (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника ( с 7 янв. по 18 января) ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ ОТМЕНЯЕТСЯ.

Эти дни также называются также святыми вечерами.

Святить двенадцать дней после Рождества Церковь начала с древних времен.
Древность установления празднования святок подтверждается церковным Уставом преподобного Саввы Освященного († 530 г.), по которому в дни святок не положен пост, а также не совершаются коленопреклонения; запрещено также браковенчание.
Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены 61-е и 62-е правила VI Вселенского Собора.»

можно ли гадать на рождество?

Здравствуйте, уважаемый читатель нашего сайте.

Если ответить коротко, то гадать на святки нельзя. Более полную инофрмацию об отношении к гаданиям можно прочитать в материале священника Александра Авдюгина “Как на Святках не утерять святость “

Ежегодно, практически каждому священнику приходится говорить о святочных гаданиях. Причем, аргументы тех, кто любит предаваться этому отнюдь не безопасному занятию, поражают своей находчивостью. Здесь и рассуждения о том, что нечего народные традиции забывать; и доказательства, что это всего лишь безобидная игра и даже утверждение, что данное действо Церковью благословлено, так как с молитвой творится и церковными предметами (свечами, ладаном) освящается.

Лукавый на выдумки хитер и для того, чтобы свое лукавство оправдать, обязательно удивительные по находчивости аргументы преподнесет.

Нет оправдания гаданию. Церковь об этом на протяжении всех веков своего существования неоднократно высказывалась. Не существует безопасных методик, как и нет деления на «белых» и «черных» магов. Многократно проповедовали и писали о вреде гаданий и предсказаний Святые Отцы Церкви. Вот слова святителя Василия Великого: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».

Понятно, что человеку, входящему в новый год, далеко не безразлично «что день (год) грядущий мне готовит». Этот интерес всемерно поддерживается всеми средствами СМИ, начиная от бульварной газеты и заканчивая «серьезными» программами на центральных каналах телевидения.

Сегодня, в эпоху интернета, когда для получения информации необходимо лишь умение пользоваться поисковой системой, абсолютно незатруднительно узнать, что же предсказывали нам «ведущие» маги, астрологи и прочие доморощенные, и из-за кордона привезенные, оракулы и всевидцы.

Итак, давайте совершим маленькое и для всех возможное перемещение в декабрь 2009 года, то есть, в то время, когда «великие провидцы и искусники» рассказывали нам о том, что нас ожидает в 2010 году.

Как всегда, нострадамусоведы перевели очередной катрен Нострадамуса, из которого становилось абсолютно ясно, что в 2010 году американский президент Барак Обама изначально погрязнет в жуткой любовной интриге, а затем развяжет одну или несколько войн (по всей видимости, с Ираном и Сирией) и будет угрожать применением ядерного оружия прежде всего России, запугивая весь мир.

Как известно, прошлый год закончился прямой противоположностью. Было подписано соглашение о дальнейшем сокращении ядерных вооружений между Россией и США. Да и жена американского президента претензий своему мужу не высказывала.

Наш незабвенный Павел Глоба предсказывал развитие мирового кризиса, катаклизмы в Европе и скорейший крах Евросоюза. Кризис, как говорят, уходит в небытие, а в зону евро на днях вошла и Эстония. И здесь – «мимо».

Знаменитая на всю Россию и Украину провидица Екатерина ничтоже сумняшеся обещала сильное землетрясение в России, конфликт в Крыму и войну, которая начнется 11 ноября и в которой погибнут 50 миллионов россиян…

Есть смысл продолжать далее читать эту несуразицу? Думаю, что нет. А ведь многие из нас верили этому откровенному бреду!

Так почему же подобные примеры, говорящие о полной несостоятельности гадателей всех мастей, не останавливают наше любопытство? Почему даже Божье установление и церковный запрет на любые виды гадания и предсказания не берется во внимание?

Одна из причин – духовная всеядность. 20 лет религиозной свободы так и не смогли выработать у нас, православных, четкого понимания: «что такое хорошо и что такое плохо». По-прежнему сочетание церковных Таинств и молитв с оккультными практиками и верой в равновеликость добра и зла практикуется, а иногда и благословляется.

Недавний пример, рассказанный мне местным священником.

В одном из наших монастырских храмов всегда очень чистые, до блеска отдраенные полы. Оказывается, что если в какой-то семье проблема с деторождением, то надобно приехать и помыть пол в данной обители. Этого будет достаточно, чтобы ребенок появился…

И подобных суеверных утверждений существует великое множество. Здесь тебе и херувимский ладан, и земелька со святого места, которую надобно съесть, и второе, «тайное» имя для крещаемого ребенка…

Вера в то, что без нашего духовного труда, стремления к соблюдению Заповедей и постоянной церковной жизни можно добиться того, что надобно, именно сейчас и есть основа существования магов всех мастей и категорий.

Еще одной причиной неугасающей любви к гаданию и предсказаниям является навязываемая ныне и в государственном масштабе политика «хранения народных традиций». Вот только в веер этих «традиций» вошло не только доброе и вечное. Под вывеску заботы об историческом наследии и культурных ценностях смели всю языческую грязь, разрисованную столь красочным внешним видом. Под карнавальными одеждами и купальным веселием не замечается вся та же ухмылка врага рода человеческого. Святочные гадания также усиленно возводятся в ранг «традиции», а там, где эту «традицию» принимать не хотят, то откровенное нечестие преподносится в ранге забавы, шутки или игры. Этот легкомысленный флирт с потусторонним миром подобен по своим последствиям легкому наркотику. Он обязательно потребует продолжения в более четкой и уже страшной гибельной форме.

В течение года существует несколько дней и недель, когда особо ярко проявляют себя силы зла. Святки – один из таких периодов, потому что это время – наиболее приближенное к настоящему Чуду: рождению Спасителя.

«Cвяточные гадания, пишет протодиакон Андрей Кураев, – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают»
(61 правило VI Вселенского собора).

Стоит заметить, что многие виды гаданий, особенно в дни Рождественские и Крещенские, требуют снятия с себя нательного креста. Мимоходом предлагается крестик убрать в сторону, то есть, отречься от Бога, дабы не мешал предстоящему диалогу с бесятами. Для гаданий выбираются места, где, как считается, «обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период». Места нежилые и нестандартные, такие как заброшенные дома, бани, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.д.

Необходимо постоянно помнить, что любое предсказание и магическое утверждение обязательно оставляет след в нашей жизни, даже если мы просто их выслушиваем и считаем лишь «игрой». Этот след далеко не безобиден: он вольно и невольно будет лишать нас того, что есть высшая ценность – свободы собственной воли, Богом нам данной. Не надо забывать, что Христос рождается в Вифлиемской пещере еще и потому, чтобы быть свободным и не зависеть в своем выборе ни от римского императора, ни от царя Ирода, ни от иудейского Первосвященника. Так зачем же нам, Христа славящих и Ему верующих, эту свободу отдавать результату гадания?

Впрочем, среди разнообразия языческих и магических приемов в эти рождественские и крещенские дни используемых, мне один очень даже по душе. Это действо для тех, кто очень желает встретить настоящую любовь. Для этого, как говорят, надобно в полночь подойти к ближайшей церкви и 12 раз обойти вокруг нее и тогда разрушится одиночество и появится долгожданная любовь. Готов всецело поддержать это утверждение: если в полночь на Рождество вы придете к нашему храму и мы вместе с вами с пением тропаря «Рождество Твое, Христе Боже наш» обойдем 12 раз вокруг храма, славя рожденного Младенца Христа. Уверен, что, видя наш подвиг молитвенный и сердечную праздничную радость, Господь откликнется на желание любить и быть любимой или любимым.

Можно ли гадать?

Мы собрали мнения разных священников, расспросив их, можно ли гадать вообще, есть ли какие-то исключения, допустимы ли гадания на Рождество, Святки и пост, и что об этом говорит Церковь.

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с.Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Отвечая на вопрос о том, можно ли гадать, начать придется с того, что гадание – это есть вопиющее безобразие и конечно же, грех. Любой грех вырастает на страстях людских, которые гнездятся в падшей человеческой природе. В основном, это конечно же, гордыня и проистекающее из нее любопытство. После грехопадения человек утратил возможность прямого общения с Богом, поэтому когда Господь хотел говорить с людьми, он делал это через тех, кого мы привыкли называть пророками. Несмотря на это дьявол достаточно скоро научил людей определенным манипуляциям, производя которые они могли налаживать непосредственную связь не с Богом, а с ним, с дьяволом, и с его приспешниками – злыми духами.

Такие манипуляции в основном легли в основу религиозных культов, которые не имеет никакого отношения к вере в истинного Бога. Среди прочего дьявол тешил человеческое любопытство, основанное на гордыне, поэтому уже с древних времен появилось особое «искусство» или «практика», дающие человеку знание о прошлом, будущем или о так называемой судьбе отдельного человека или целого народа. Что, собственно, мы и называем «гаданием».

Читайте также:  Православие и секс: что можно и что нельзя, тонкости половой жизни православных, спорные моменты

Подобных приемов, которые налаживают связь с иной реальностью или сверхъестественными силами, бесчисленное множество, большинство из них дожило и до наших времен, начиная с наблюдения за светилами и природными явлениями и заканчивая гаданием на кофейной гуще или раскидыванием карт. На самом деле дьяволу все равно, какие манипуляции производит человек, главное – его добровольное согласие отвернуться от Бога и обратиться за помощью к нему, к дьяволу. И это не сулит человеку – верит он в него или нет – ничего хорошего. Даже если ты сможешь узнать какую-то информацию о прошлом или будущем, то он все равно тебя обманет, потому что по слову Священного Писания, дьявол есть отец лжи.

Здоровые в духовном смысле люди понимают, что гадания не имеют никакого отношения к истинной духовной жизни человека. Помните, как у классика: «раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Понятно дело, что это бесконечно далеко от истинной веры. Поэтому с древних времен люди, которые ожидали пришествия Христова, были верны Творцу вселенной, понимали, что практики, являющиеся неотъемлемой составляющей чужеродных культов, такие как колдовство, чародейство, волхвование, магия, в том числе и гадание, являются мерзостью пред Богом и отступлением от веры. Потому уже в Ветхом Завете такие действия запрещены: подтверждение тому можно найти в книгах Исход, Левит, Второзаконие.

В христианстве на все эти дьявольские, языческие практики налагается строгий запрет: решениями Церковных Соборов, правилами Святых отцов, Номоканоном (основном каноническом сборнике Православной Церкви), и даже Домостроем. Мало того, занимающиеся ими люди часто подвергались даже отлучению от причастия, на них накладывались епитимии – это такие прещения (церковные наказания), накладываемые Церковью для духовного исправления человека от тех или иных грехов, которые он совершил. Причем это все очень строго прописано. Например, в Номоканоне мы читаем, что те, кто обращаются к цыганкам, отлучались на 5 лет, а гадающих на бобах или ячмене – на 6 лет. Причем запрещены не только те гадания, о которых мы уже говорили, но даже и нововведения, вошедшие в практику у христиан – гадания по книгам Священного Писания (Псалтири, Евангелию).

Исходя из этого мы видим, что настоящий христианин не должен прибегать к гаданиям ни под каким предлогом, даже если очень хочется. Поэтому вопросы о том, можно ли гадать в Рождественский пост или на святки, неуместны. Нельзя гадать никогда и ни при каких обстоятельствах, потому что это является предательством Бога и обращением напрямую к дьяволу.

Людей, которые гадают в наш просвещенный век, можно поделить на две группы: одни точно знают, что они отвращаются от Бога и обращаются к сатане, но по какой-то причине, по маловерию или из-за отчаяния, они все равно это делают. Они подобны ребенку, который получает от отца помощь при первой его просьбе, однако, когда отца нет дома, норовит залезть в карман и достать кошелек. Вторая группа – это те, кто пребывают в блаженном неведении, не понимают, что творят. Их тоже можно сравнить с детьми, которые свободно могут спрашивать у родителей все, что угодно, но тем не менее точно также норовят подглядеть в замочную скважину.

Нам важно понять и запомнить, что гадание является страшным грехом. И даже если человек покаялся, Господь обязательно простит ему этот грех, но! Захочет ли дьявол так просто отпустить свою добычу? Скорее всего за этот грех человеку придется претерпеть какие-то страдания и болезни, потому что мы должны понимать: если смотрим в замочную скважину, то обязательно получим дверью в лоб.

Настоящим христианам нужно быть верными Богу, положиться на волю Божию, отдать себя в Его руки и тогда Он обязательно откроет нам все необходимое для спасения души и наследования Царствия небесного.

Можно ли гадать на Святки и Рождество?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице

– Почему современных людей все еще привлекает гадание на Рождество и Святки?

Потому что мы, современные люди (себя я тоже к ним отношу), не понимаем радости церковной жизни. Она для нас таинственна и мы пытаемся приоткрыть дверь в этот мир, но не смирением, не верой в Бога, а каким-то непонятным инструментом. Поэтому если есть период, который особым образом выделяет церковь, например, Святки, значит, нужно что-то в это время делать особенное. Мне кажется, это с одной стороны, просто не понимание и незнание церковной жизни, а с другой, желание быть причастным к тайне. Человек такое существо, которое не может жить только в этом мире, в плоскости жизни, без любви, без радости, поэтому он пытается эту радость получить полуязыческими способами.

– Почему нельзя гадать? Это опасно?

Человек вместо того, чтобы открыть для себя радость духовной жизни, начинает заглушать в себе голос христианской души и кормить ее всякими отбросами вместо того, чтобы пить живую воду церковных таинств.

– Ведь вся наша русская классическая литература в большинстве своем пропитана Православием. И мы еще со школьной программы помним о гаданиях как о традиции…

В нашей литературе очень много чего сказано, в том числе и то, о чем говорить не всегда прилично. Не все то, о чем говорили классики, является примером для подражания. Я больше чем уверен, что писатели таким образом пытались обличить невежество нашего народа.

Можно ли гадать беременным?


Протоиерей Алексий Спасский,

настоятель храма иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице г. Москвы

Начнем с того, что будущее не знает никто, кроме Бога, который существует вне категорий времени. А поскольку человек свободен, он сам творит свое будущее, то и узнать, как он поступит в той или мной ситуации, невозможно. Поэтом возникает вопрос – зачем вообще гадать? Совершенно бессмысленное занятие.

Поэтому все остальные вопросы, связанные с временем гадания (пост или святки), с состоянием гадающего (болеющий или беременная) теряют свой смысл, так как гадать в принципе не разрешается в нашей Церкви.

Беременные, конечно, особая категория, тем более когда мама впервые ожидает ребенка, и тем более если у нее нет уверенности в завтрашнем дне, если нет рядом любящего супруга (такое в наше время, к сожалению, все чаще происходит). Попробуем разобраться, зачем они обращаются к колдунам, какие вопросы их могут волновать? Если интересно, кто родится, мальчик или девочка, то сейчас существуют современные методы узи и можно вполне легко узнать, кто ожидает рождения. Возможно, беспокойство связано со страхом перед родами – за свою жизнь и за здоровье ребенка. Но и в этой ситуации стоит больше прислушиваться к себе, к рекомендациям врачей и молиться Богу о благополучном рождении ребенка. Не стоит участвовать в мрачных ритуалах.

Светлые и радостные дни Святок своим содержанием и глубиной значительно ближе состоянию беременной. Мы радуемся Рождеству Христову, Крещению Господню, памяти святого Василия Великого, времени каникул, когда можно больше бывать на службах, делать больше добрых дел – это праздничное и радостное время, которое не стоит омрачать гаданиями. Потому что в действиях, направленных на гадание, нет радости и праздника, они темные и мрачные. В язычестве многое в таком ритуале связано с принесением жертв животных, что вызывает скорее отторжение и отвращение.

Дело в том, что этим желанием «узнать будущее» пользуются бесы – падшие духи, которые желая погубить человека, вводят его в заблуждение и обман. Через гадание они подсказывают человеку то, что нужно им для своих целей, стараясь погубить того, кто начинает верить их ответам на гадания. Поэтом если человек относится к этим предсказаниям серьезно, то он может попасть в беду. Если он считает это своего рода забавой, не придает никакого смысла, то в современном обществе такое развлечение представляется более или менее безобидным делом. Хотя, конечно, есть разница между прочитанным в газете от нечего делать астрологическим прогнозом и специальными действиями, направленными на гадания, которые прямо запрещены христианам как обращение к темным силам.

Цель зла в этом мире одна – погубить душу человека, вне зависимости, крещен он или нет. Конечно, крещеных охраняет благодать Божия от этой погибели, но все люди, особенно те, которые не просвещены светом Евангелия, в этой «игре в гадания» беззащитны, как слепые котята. Даже те, кто не признает никаких запретов, для кого нет авторитетов. Печальные последствия духовных ошибок ощущают все. Но тот, кто давал обещание в крещении жить по заповедям Божиим, конечно, больше виновен в том, что их нарушает, чем тот, кто еще не знает Бога.

Можно ли гадать в пост?

Владимир Стрелов, ректор колледжа библейских основ подготовки к церковным
служениям «Наследие»

Гадание – это попытка узнать будущее. Зачем оно нам нужно? Чтобы знать, как действовать, не попасть в трудную ситуацию. Человеком руководит страх, он хочет себя обезопасить.

Но смысл поста – приблизиться к Богу. Все, что нужно, Он сам откроет. И Он Отец, Он Сам защитит нас от того, что может повредить нашей вечной душе. Здесь уходят страхи, появляется доверие и радость. Нередко бывало так, что именно на молитве, за чтением Писания, из слов священника на исповеди или проповеди человек получал прозрение, как жить дальше. Бог не оставляет никакого человека без руководства. Но когда мы рассеяны (наше обычное состояние), мы просто ничего не можем услышать.

Важно искать ответы на свои вопросы, причем не окольными путями, с гаданиями и заигрываниями с темными силами. Обратимся к Евангелию: что выделяет Иисуса Христа среди современников? Он постоянно ищет возможности быть с Богом, но не демонстрирует свою религиозность напоказ. Он не будет навязывать Бога и Своим ученикам. Чтобы получить самую известную молитву, «Отче наш», ученикам придется просить Учителя. Звучит она так:

Отче наш, сущий на небесах!

да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день;

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф.6:9-13)

Не прошения и просьбы на первом месте, а прославление Бога и пожелания, чтобы Его Царство, наконец, наступило. Для обращения к Богу используется слово Отец. Не Творец, не Господь и Господин, а именно Отец. Во второй части молитвы Бог представляется как заботливый, любящий и прощающий, хранящий от искушений и избавляющий от лукавого. Такого Бога можно не только бояться, но и любить.

Христос устанавливает всего один ритуал – братскую трапезу, которая затем станет средоточием жизни Церкви. По-другому она называется вечерей Господней, или Евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение». Участие в такой трапезе – это настоящий праздник благодарности и радости быть вместе. Именно в этом смысл и цель поста, а не в гаданиях.

По словам митрополита Антония Сурожского, пост должен быть для человека временем ограничения себя во всем том, что не существенно нужно и необходимо. И делаем мы это для того, чтобы заставить себя стать перед лицом единственных подлинных ценностей, своей собственной совести, правды человеческой и правды Божией. И кроме этого, наше ограничение себя во всем излишнем должно принести пользу и радость другим людям. Пост – время собирания себя и приближения к Богу.

Читайте также:

Почему христиане не гадают на Рождество? Почему Церковь не принимает механизмы магии и кто стоит за колдунами и народными целителями

Можно ли гадать в Рождественский пост или Рождество?

Почему нельзя гадать?

Можно ли гадать в Святки?

Иллюстрация на заставке: Константин Маковский, “Святочные гадания”

Гадание на Рождество: можно ли гадать православным или нет, отношение церкви и мнение священников

Святые дни уже прошли, и эта статья несколько запоздала, но как говорится лучше поздно чем никогда. Поводом к написанию этой статьи послужили публикации и в нашей газете и в других изданиях, связанные с гаданиями на святки, а самое важное, что преподаватели и воспитатели детских учреждений в виде игры детям рассказывают о гаданиях, и о том, что это наша русская безобидная традиция.

Читайте также:  Православный и католический крест: разница и особенности, когда появились различия

Давайте попробуем разобраться так ли это. Для этого нужно определиться что же такое святки и что такое гадание сами по себе. Святки – святые дни, это дни между христианскими праздниками Рождества Христова и Богоявления, длятся они с 7 по 17 января. Первоначально в Церкви это был один праздник, то есть и Рождество Иисуса Христа, и Его Крещение от Иоанна Предтечи праздновались в один день и назывался этот праздник Богоявление. Со временем эти праздники были разделены для более торжественного празднования этих важнейших событий человеческой истории, а дни соединяющие эти праздники стали называть святыми днями.

Почему и Рождество и Крещение Иисуса Христа объединены в один большой праздник? Иисус Христос – воплотившийся Бог, пришедший к нам чтобы избавить нас от греха, от власти диавола. Рождество, это рождение Его от Девы Марии, а Крещение – это Его выход на проповедь Евангелия, которая началась с ритуального погружения в реке Иордан от Иоанна Крестителя, то есть начиная с этого события Иисус Христос открыто вышел к народу и начался Его крестный путь служения людям. Таким образом оба события можно назвать Богоявлением.

Гадание – это попытка человека узнать свое будущее через невидимые силы и приметы. Эти неведомые силы гадатели называют или духами, или душами умерших, или домовыми, или астральным разумом, космическим разумом и еще наверное много можно привести названий. Но у всех этих названий есть одно общее – нечистая сила или диавол. Конечно мало найдется желающих напрямую общаться с диаволом, поэтому он никогда открыто о себе не заявляет, а маскируется под разными личинами, чтобы как можно больше людей запутать в свои сети.

Гадания строго запрещены Богом еще в Ветхом Завете: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10-12); «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис.8:19) Теперь давайте подумаем можно ли гадать на святки, да и вообще гадать? Да, наши предки до принятия христианства занимались ворожбой и гаданием, поклонялись идолам, праздновали такие праздники как иван купала, сжигали чучело на масленицу и др.

Должны ли мы сегодня возрождать это давно забытое язычество? Разве имеет оправдание человек, познавший вкус чистой воды, но пьющий протухшую воду, тем более когда чистая вода есть рядом в изобилии? Ведь расцвет Руси связан с христианством. Именно православная вера дала огромный толчок в развитии русской культуры. Зачем же мы сознательно отказываемся от христианства, или что еще хуже путаем тьму со светом? Вот преподаватели играют с детьми в гадания, или рассказывают о том что существует такая традиция, что это наши корни. Кто-то может спросить: «Как может повредить ребенку простая игра?». На этот вопрос любой педагог знает ответ – лучший метод обучения ребенка – это игра. В таких играх формируется мировоззрение ребенка, которое будет определять его будущую жизнь. Сейчас идет информационная война за души детей, и к сожалению все более-менее значимые средства массовой информации находятся в руках наших врагов, поэтому с экранов телевизора, со страниц газет и журналов нам вещают прорицатели и гадатели, экстрасенсы и целители, астрологи и ясновидящие. Они нас учат тому как нужно «правильно» проводить святки, что нужно делать в тех или иных ситуациях. При этом многократное повторение одного и того же запоминается и принимается человеком автоматически как истина. И если взрослый сформировавшийся человек послушав эти бредни только усмехнется, то ребенок впитает это в себя и будет руководствоваться этими наставлениями в своей жизни. Так давайте не будем подливать масла в огонь, откроем глаза и будем трезво смотреть на вещи называя все своими именами.

Конечно проще всего плыть по течению и думать, что от судьбы не уйдешь, что написано на роду, то и будет. Гораздо сложнее самому взять и начать менять свое отношение к жизни, свое внутреннее устроение, свое отношение к Богу. Христианство предлагает человеку изменить свою жизнь, наполнить ее высшим смыслом, который простирается не только на нашу временную земную жизнь, но более того на будущую вечную жизнь. Будущее не предопределено «высшими силами», свое будущее мы определяем сами здесь и сейчас, и в каждый момент нашей жизни, и оно зависит от того что мы выбираем свет или тьму, правду или ложь. священник Владимир Андони, настоятель храма Богоявления п.Усть-Уда

Гадания на Святки?

Гадания на Святки — древняя русская традиция или языческое мракобесие? Чем опасны гадания на святки и Рождество? Отвечает протоиерей Анлександр Авдюгин.

Гадания на Святки и Рождество, Святочные гадания

Лукавый на выдумки хитер и для того, чтобы свое лукавство оправдать, обязательно удивительные по находчивости аргументы преподнесет.

Нет оправдания гаданию. Церковь об этом на протяжении всех веков своего существования неоднократно высказывалась. Не существует безопасных методик, как и нет деления на «белых» и «черных» магов. Многократно проповедовали и писали о вреде гаданий и предсказаний Святые Отцы Церкви. Вот слова святителя Василия Великого:

«Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».

Понятно, что человеку, входящему в новый год, далеко не безразлично «что день (год) грядущий мне готовит». Этот интерес всемерно поддерживается всеми СМИ, начиная от бульварной газеты и заканчивая «серьезными» программами на центральных каналах телевидения.

Сегодня, в эпоху интернета, когда для получения информации необходимо лишь умение пользоваться поисковой системой, абсолютно незатруднительно узнать, что же предсказывали нам «ведущие» маги, астрологи и прочие доморощенные и из-за кордона привезенные оракулы и всевидцы.

Итак, давайте совершим маленькое и для всех возможное перемещение в декабрь 2009 года, то есть в то время, когда «великие провидцы и искусники» рассказывали нам о том, что нас ожидает в 2010 году.

Как всегда, нострадамусоведы перевели очередной катрен Нострадамуса, из которого становилось абсолютно ясно, что в 2010 году американский президент Барак Обама изначально погрязнет в жуткой любовной интриге, а затем развяжет одну или несколько войн (по всей видимости, с Ираном и Сирией) и будет угрожать применением ядерного оружия прежде всего России, запугивая весь мир.

Как известно, прошлый год закончился прямой противоположностью. Было подписано соглашение о дальнейшем сокращении ядерных вооружений между Россией и США. Да и жена американского президента претензий своему мужу не высказывала.

Наш незабвенный Павел Глоба предсказывал развитие мирового кризиса, катаклизмы в Европе и скорейший крах Евросоюза. Кризис, как говорят, уходит в небытие, а в зону евро на днях вошла и Эстония. И здесь – «мимо».

Знаменитая на всю Россию и Украину провидица Екатерина ничтоже сумняшеся обещала сильное землетрясение в России, конфликт в Крыму и войну, которая начнется 11 ноября и в которой погибнут 50 миллионов россиян…

Есть смысл продолжать далее читать эту несуразицу? Думаю, что нет. А ведь многие из нас верили этому откровенному бреду!

Так почему же подобные примеры, говорящие о полной несостоятельности гадателей всех мастей, не останавливают наше любопытство? Почему даже Божье установление и церковный запрет на любые виды гадания и предсказания не берется во внимание?

Одна из причин – духовная всеядность. 20 лет религиозной свободы так и не смогли выработать у нас, православных, четкого понимания «что такое хорошо и что такое плохо». По-прежнему, сочетание церковных Таинств и молитв с оккультными практиками и верой в равновеликость добра и зла практикуется, а иногда и благословляется. Недавний пример, рассказанный мне местным священником.

В одном из наших монастырских храмов всегда очень чистые, до блеска отдраенные полы. Оказывается, если в какой-то семье проблема с деторождением, то надобно приехать и помыть пол в данной обители. Этого будет достаточно, чтобы ребенок появился…

И подобных суеверных утверждений существует великое множество. Здесь тебе и херувимский ладан, и земелька со святого места, которую надобно съесть, и второе, «тайное» имя для крещаемого ребенка…

Вера в то, что без нашего духовного труда, стремления к соблюдению Заповедей и постоянной церковной жизни можно добиться того, что надобно именно сейчас, и есть основа существования магов всех мастей и категорий.

Еще одной причиной неугасающей любви к гаданию и предсказаниям является навязываемая ныне и в государственном масштабе политика «хранения народных традиций». Вот только в веер этих «традиций» вошло не только доброе и вечное. Под вывеску заботы об историческом наследии и культурных ценностях смели всю языческую грязь, разрисованную столь красочным внешним видом. Под карнавальными одеждами и купальным веселием не замечается всё та же ухмылка врага рода человеческого. Святочные гадания также усиленно возводятся в ранг «традиции», а там, где эту «традицию» принимать не хотят, откровенное нечестие преподносится в ранге забавы, шутки или игры. Этот легкомысленный флирт с потусторонним миром подобен по своим последствиям легкому наркотику. Он обязательно потребует продолжения в более четкой и уже страшной, гибельной форме.

В течение года существуют несколько дней и недель, когда особо ярко проявляют себя силы зла. Святки – один из таких периодов, потому что это время, наиболее приближенное к настоящему Чуду — рождению Спасителя.

«Cвяточные гадания, — пишет протодиакон Андрей Кураев, – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

Церковь категорически запрещает гадания (будь то святочные или любые другие):

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают»
(61 правило VI Вселенского собора).

Стоит заметить, что многие виды гаданий, особенно в дни рождественские и крещенские, требуют снятия с себя нательного креста. Мимоходом предлагается крестик убрать в сторону, то есть отречься от Бога, дабы не мешал предстоящему диалогу с бесятами. Для гаданий выбираются места, где, как считается, «обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период». Места нежилые и нестандартные, такие как заброшенные дома, бани, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.д.

Необходимо постоянно помнить, что любое предсказание и магическое утверждение, обязательно оставляет след в нашей жизни, даже если мы просто их выслушиваем и считаем лишь «игрой». Этот след далеко не безобиден. Он вольно и невольно будет лишать нас того, что есть высшая ценность – свободы собственной воли, Богом нам данной. Не надо забывать, что Христос рождается в Вифлеемской пещере еще и потому, чтобы быть свободным и не зависеть в своем выборе ни от римского императора, ни от царя Ирода, ни от иудейского Первосвященника. Так зачем же нам, Христа славящих и Ему верующих, эту свободу отдавать результату гадания?

Впрочем, среди разнообразия языческих и магических приемов, в эти рождественские и крещенские дни используемых, мне один очень даже по душе. Это действо для тех, кто очень желает встретить настоящую любовь. Для этого, как говорят, надобно в полночь подойти к ближайшей церкви и 12 раз обойти вокруг нее, и тогда разрушится одиночество и появится долгожданная любовь. Готов всецело поддержать это утверждение, если в полночь на Рождество Вы придете к нашему храму, и мы вместе с вами с пением тропаря «Рождество Твое, Христе Боже наш» обойдем 12 раз вокруг храма, славя рожденного Младенца Христа. Уверен, что видя наш подвиг молитвенный и сердечную праздничную радость, Господь откликнется на желание любить и быть любимой или любимым.

Ссылка на основную публикацию