Гефсиманский сад: история и значение в православии, что такое, место Гефсимании

Гефсиманский сад: история и значение в православии, что такое, место Гефсимании

В христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества. Известно, что на месте моления Иисуса в IV веке была построена византийская церковь, позднее разрушенная. В середине XII века была построена новая церковь, впоследствии также разрушенная. С 1681 года Гефсиманский сад находится в собственности францисканцев, в 1848 его обнесли каменной оградой. [5]

В настоящее время в Гефсимании находятся несколько христианских церквей:

Церковь Всех Наций

Католическая францисканская церковь Всех Наций построена в 1919—1924 годах. Перед алтарём находится камень на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста. [6] В храме всегда полумрак, в память того, что события, которым он посвящен, происходили ночью. На потолке изображены 12 гербов государств, пожертвовавших деньги на её строительство. Стены украшены мозаиками: «Гефсиманское моление», «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Чуть севернее Гефсиманского сада находится православная церковь Успения с гробницей Богородицы, построенная в XII веке на месте где в 326 году святая Елена воздвигла первую церковь. Согласно преданию в ней также находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. В самой нижней части храма находится гробница, в которой апостолы похоронили Деву Марию. Гробница была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, и в ней были найдены пояс и погребальные пелены. [7] Храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви и Армянской апостольской церкви.

Церковь Святой Марии Магдалины

Русская православная церковь Святой Марии Магдалины построена в 1885—1888 годы императором Александром III в память его матери императрицы Марии Александровны. Является образцом русской архитектуры московского стиля, увенчан семью луковичными куполами. Внутри иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора. В храме имеются иконы кисти Василия Верещагина. При храме находится женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова РПЦЗ. [8]

Интересные факты

  • В честь Гефсимании в России названы Гефсиманский Черниговский скит близ Троице-Сергиевой Лавры и Гефсиманский скит Валаамского монастыря. [9]

В культуре

  • иерей Олег Скобля. Песня «Гефсиманский сад» (2011). [10]

Примечания

  1. Гефсимания же, село, где находится гроб святой Богородицы, близко от Иерусалима, на потоке Кедронском, в Долине плача, и расположено от Иерусалима в среднем направлении между юго- и северо-востоком (Житие и хождение игумена Даниила из русской земли)
  2. Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С.64-65
  3. Русская Гефсимания
  4. известно, что этим именем во времена Спасителя называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и Гефсиманской пещеры (Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.:Индрик, 2008. С.194)
  5. Гефсиманский сад
  6. Гефсиманский сад. Церковь всех наций
  7. Храм Успения и гроб Богородицы в Гефсимании
  8. Монастырь во имя святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду
  9. Гефсиманский скит на острове Валаам
  10. Олег Скобля.Гефсиманский сад

См. также

Гефсимания на Викискладе ?
  • Моление о чаше — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед арестом.
  • Гефсимания (церковь Горицкого монастыря в Переславле-Залесском)
  • Гефсиманский скит

Ссылки

  • Гефсиманский сад (статья в Электронной энциклопедии Кругосвет)
  • Гефсиманский сад (статья в католической энциклопедии) (англ.)
  • Гефсиманский сад. Стихотворение Б. Л. Пастернака
  • Влас Михайлович Дорошевич. «В земле обетованной. Сад Гефсиманский»
Арест, суд и казнь Иисуса Христа → Иисус Христос с момента смерти до Воскресения
СобытияСтрасти Христовы: Моление о чаше • Арест Иисуса Христа • Поцелуй Иуды • Отречение апостола Петра • Суд Пилата • Бичевание Христа • Крестный путь • Распятие Христово • Слова Иисуса на Кресте

МестаГефсиманский сад • Синедрион • Голгофа
Иисус и ученикиИисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иоанн Богослов • Апостол Пётр • Апостол Марк • Иуда Искариот • Жены-мироносицы
ИудеиИрод Антипа • Каиафа • Анна • Малх • Раба придверница • Варавва • Симон Киринеянин • Агасфер • Благоразумный и безумный разбойники
РимлянеПонтий Пилат • Клавдия Прокула • Сотник Лонгин
ПредметыОрудия Страстей: Терновый венец • Риза Господня/Бесшовный хитон • Животворящий Крест • Титло INRI • Копьё Лонгина • Святой Грааль • 30 сребренников
ИконографияEcce Homo • Форма орудия казни Иисуса • Распятие (декоративно-прикладное искусство)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Гефсимания” в других словарях:

Гефсимания — Гат Шманйм Гефсимания, т. е. пресс для масла, небольшое селение с садом вне Иерусалима у западного подножия Масличной горы, куда часто удалялся наш Спаситель, и где Он перенес невыразимые душевные муки в ночь, когда был предан (Мат. 26:36; Map.… … Словарь библейских имен

Гефсимания — место или селение (как выражаются евангелисты Матфей и Марк см. соотв. статью), куда любил уединяться Христос, удаляясь из Иерусалима. Оно находилось за потоком Кедронским, у южной подошвы горы Елеонской, близ Стефановских ворот, принадлежало,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гефсимания — ( масличный пресс ), сад у подножия Масличной (Елеонской) горы (Ин 18:1). Назв. так потому, что здесь, в саду или возле него, в одной из пещер, вероятно, некогда находился пресс для выжимки масла. И сегодня жители Г. указывают на пещеру дд. 19 и… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Гефсимания — (масличное точило; по мнению других, масличный сад) (Мат.26:36 , Мар.14:32 , Лук.22:39 . Иоан.18:1 ) название священнейшего для всех христиан места, бывшего свидетелем молитвы до кровавого пота и душевных страданий нашего Господа пред Его… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Гефсимания — Гефсим’ания (пресс для выжимания масла) (Мат.26:36 ; Мар.14:32 ) сад (Иоан.18:1 ) на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима неширокой долиной с потоком Кедрон. Это место полно святого значения для каждого христианина на земле, ибо… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Гефсимания — священное для всех христиан место. Здесь, в саду, часто проводил время со своими учениками Иисус Христос, здесь он молился до кровавого пота перед своей Крестной кончиной. Здесь Он был предан Иудой Искариотом. Здесь похоронены родители Пресвятой… … Православный энциклопедический словарь

Гефсимания — Архитектурно садовый комплекс при монастыре, символизирующий местность, в которой происходили некоторые важные события евангельской истории. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Гефсимания — Гефсим’ания (пресс для выжимания масла) (Мат.26:36 ; Мар.14:32 ) сад (Иоан.18:1 ) на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима неширокой долиной с потоком Кедрон. Это место полно святого значения для каждого христианина на земле, ибо… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Гефсимания — масличный сад, священнейшее место для всех христиан. Сюда Господь приходил и вместе со Своими учениками, здесь Он молился перед Своей крестной смертью, здесь же Иуда Искариот предал его в руки слуг первосвященников. Здесь Сын Божий испытал… … Православная энциклопедия

Гефсиманский сад

О молитве Христа и Его человеческой слабости

В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе – молитву в Гефсиманском саду.

Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33–42).

Читайте также:  Православный апокалипсис: значение, толкование сегодня и по откровениям Иоанна Богослова

На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.

Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.

Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении — и не получает его, — это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.

Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами — в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».

Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.

Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение — это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.

Он целиком и полностью занял наше место — поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.

Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем — нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?

Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос — с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он — со слабыми, тоскующим – потому что он с тоскующими, ужасающимся – потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.

ГЕФСИМАНИЯ

Иисус Христос во время пребывания в Иерусалиме не раз уходил на Елеонскую гору и в Гефсиманский сад, где молился и беседовал с апостолами (Лк 21. 37; 22. 39; Ин 18. 2). Здесь Он провел в молитве ночь с учениками после установления Тайной вечери (Мф 26. 36-56; Мк 14. 32-52; Лк 22. 39-53; Ин 18. 1-12). Попросив 3 избранных апостолов, Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых, бодрствовать вместе с Ним, Христос «ужасался и тосковал» (Мк 14. 33). Он обратился к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22. 42; ср.: Мф 26. 39; Мк 14. 36). Как показывает евангелист Лука, напряжение Его дошло до кровавого пота (Лк 22. 44). Здесь Христос, принявший волю Отца о Чаше, был предан отступником Иудой Искариотом, к-рый поцеловал Учителя, подав т. о. знак вооруженным слугам иудейских старейшин, кого надо арестовать (Мф 26. 47-50; Мк 14. 43-45; Лк 22. 47-48). (о догматическом содержании евангельского рассказа о Гефсиманском борении см. в ст. Иисус Христос.)

Топография

Евангелисты Матфей (Мф 26. 30) и Марк (Мк 14. 32) определяют Г. как выделенный участок, владение (χωρίον) на Елеонской горе. Ап. Лука не упоминает Г., подразумевая, что события, описываемые Матфеем и Марком, случились в одной из точек (τόπος) на Елеоне (Лк 22. 39). Только ап. Иоанн Богослов говорит о саде или об огороженной местности (κῆπος), однако он не дает названия Г. (Ин 18. 1). Это был, очевидно, огражденный стеной сад (поскольку Иоанн пишет, что Христос вместе с учениками вошел в него), достаточно большой, чтобы Иисус мог оставить апостолов, уведя с Собой только Петра, Иоанна и Иакова Зеведеевых (Мф 26. 37; Мк 14. 32-34), а затем уединиться от них и молиться в одиночестве (Мф 26. 39; Мк 14. 35). Существовали различные традиции, локализующие в Г. место Моления о Чаше и взятия Христа под стражу.

В наст. время на территории Г. находятся ц. Успения с гробницей Пресв. Богородицы (греч. и арм.), Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь (РПЦЗ), францисканские храм Моления о Чаше на месте Гефсиманской молитвы, Пещера учеников (или Пещера предательства) и сад с 8 маслинами 300-летнего возраста, приобретенный и огороженный францисканцами в XVII в.,- небольшая часть евангельского Гефсиманского сада. Местное предание о том, что эти деревья современны евангельским событиям, маловероятно, с т. зр. ученых, занимающихся ботаникой и историей (согласно Иосифу Флавию, воины рим. имп. Тита срубили все маслины в окрестностях Иерусалима во время осады города ( Ios . Flav . De bell. 6. 1. § 1)).

С Г. связана группа памятников археологии христианской и церковной архитектуры.

Базилика на месте Гефсиманской молитвы

Евсевий Кесарийский упоминает о почитании места молитвы Христа перед Его предательством на мучения у подножия горы Елеон и о том, что верующие стремились прийти туда для молитвы ( Euseb . Onomast. 74, 16-18). В Бурдигальском итинерарии (333) указывается, что за вост. воротами Иерусалима, в долине Иосафата, при подъеме к Елеонской горе, с левой стороны находились виноградники со скалой, где Иуда предал Христа, а с правой – пальма, с к-рой дети срывали ветви во время Входа Господня в Иерусалим (Itiner. Burdigal. 594-595).

Галльская паломница Эгерия (кон. IV в.) подробно описывает многолюдную процессию и службу на Елеонской горе в ночь с четверга на пятницу Страстной седмицы и упоминает «прекрасную церковь» в Г.: «Когда запел петух, все покинули Imbomon (место Вознесения) и спустились с песнопениями ниже, к месту, где Господь молился. и епископ со всем народом вошел в прекрасную церковь, которая там построена, и сотворили приличествующую месту и дню молитву с подобающим пением. Затем читалось Евангелие, где Он говорит ученикам: «Следите, дабы не впасть вам во искушение», а по окончании чтения снова молились». После этого процессия двинулась в Г., к-рая была освещена 200 подсвечниками и где читалось Евангелие о взятии Христа под стражу, а затем направилась в город ( Eger . Itiner. 36, 1-3). Блж. Иероним (390), редактируя текст Евсевия, добавляет, что на месте Гефсиманской молитвы была поставлена церковь ( Hieron . Onomast. 75, 18-19). Г. изображена на мозаичной карте из Мадабы (2-я пол. VI в.).

Иерусалимский Бревиарий VI в. (Breviarius de Hierosolyma. 7) отмечает, что в этой церкви раньше происходили исцеления после омовения, и упоминает др. церковь в Г., где находилась гробница Пресв. Богородицы, а также место предательства Иудой Христа и место Тайной вечери (традиционно считается, что Тайная вечеря произошла в доме ап. Иоанна Богослова на горе Сион). В итинерарии Феодосия (ок. 530) перечислены место предательства, ц. Пресв. Богородицы и место Тайной вечери («там есть четыре ложа на месте, где Господь возлег среди апостолов, и на каждом ложе помещается по три человека. Ныне некоторые из благочестия, придя туда, предпочитают иметь там трапезу (но без мяса) и возжигают светильники там, где Господь омыл ноги ученикам. Это место в пещере, и там сейчас двести монахов» ( Theodos . De situ Terrae Sanctae. 10). Паломник из Пьяченцы (ок. 570) упоминает 3 ложа на месте, «где был предан Господь» ( Anton . Placent . Itinerarium. 16), а Аркульф (ок. 670) – пещеру с 4 каменными столами и 2 цистернами ( Adamn . De locis sanctis. 15). Последним в 724/5 г. упоминает церковь Виллибальд; примерно через 20 лет она была разрушена землетрясением.

Читайте также:  Патриархальная семья в православии: определение и значение, взгляды и характеристики, типы и особенности, признаки

В 1909 и 1919-1920 гг. на принадлежащем ордену францисканцев участке в Г. Studium Biblicum Franciscanum провел раскопки под рук. Г. Орфали ( Orfali . 1924), вскрывшие остатки 2 перекрывавших друг друга храмов, апсиды к-рых врезаны непосредственно в склон горы. Оба храма – 3-нефные базилики с невыраженными боковыми апсидами, но центральная апсида верхнего храма – 3-гранная, а нижнего – круглая. План нижнего (раннего) храма очень вытянутых пропорций, с 7 парами колонн, линии к-рых продолжаются через нартекс в атрий, где стоят еще 4 колонны. Размеры храма – 20×16 м. В храме прослеживаются 2 уровня мозаичного пола визант. периода с геометрическим орнаментом.

Интересно, что, хотя оба храма врезаны апсидами в скалу (у раннего из скалы вытесана даже часть юж. стены), они имеют разную ориентировку осей: нижняя церковь отклонена на 13° к северу от строго вост. направления, видимо, для того, чтобы ось проходила через большой скальный выступ в апсиде и лежащий на нем обломок скалы, к-рый служил престолом. По всей видимости, этот камень почитался как место Моления о Чаше. Так считал и Л. Венсан, датировавший храм эпохой имп. Феодосия I (379-395), о чем говорят архитектурные детали, однако нельзя исключать более раннюю дату.

В зап. части сооружения, вокруг атрия, сохранились остатки обширной (11×18 м) пещеры с 4 внутренними опорами; в ней открыт обломок масличного пресса и цистерна для воды, что свидетельствует о хозяйственном использовании пещеры в рим. время (ок. 199-200). Эти находки заставили Дж. Тейлор предположить, что открытый в 1909 г. храм можно отождествить с церковью на месте пещеры Тайной вечери, поскольку отдельные элементы (в т. ч. остатки 3 параллельных блоков камня в сев. апсиде) легко сопоставить с описанными в итинерариях VI в. каменными цистернами, столами, ложами Христа и учеников. Обычай совместной трапезы в память Тайной вечери сложился у паломников в визант. период, ее вкушали в тех местах, где, согласно Евангелию, Христос беседовал с учениками (в Вифании, в Гефсимании, на горе Сион).

Раннехрист. базилика была разрушена в нач. VII в., в эпоху персид. нашествия, и только во времена крестоносцев на ее месте появилась новая, бо́льшая по размеру церковь (ок. 30×17,7 м), пропорции к-рой, однако, были не столь вытянуты. В ней всего 3 пары столбов с квадрифолийным «готическим» сечением. Она ориентирована точно на восток и потому лишь отчасти перекрывает древнюю церковь. Новой ориентации отвечает и др. скальный выступ, лежащий перед престолом по оси крайнего вост. компартимента, что заставило строителей шире раздвинуть границы вимы. Скалой образованы также 2 прямоугольных престола в обеих боковых апсидах и небольшая ступень (подобие синтрона) в юж. апсиде (наличие 3 престолов сопоставляют с тройственной молитвой Христа).

Знаменитые христианские святыни: Гефсиманский сад

Среди последователей христианского вероисповедания и вообще культурных, образованных людей всего мира места, связанные с жизнью и духовно-просветительской деятельностью Иисуса, считаются особо почитаемыми и обладающими несомненной исторической и культурной ценностью.

Сад в Гефсимании

Гефсиманский сад — одна из таких святынь. Само название «Гефсимания» значит «пресс для масличных культур», «масличный пресс». Это местность в Израиле близ Восточного Иерусалима, расположенная у горы Елеон. Долина Кедрон, раскинувшаяся у её подножья, включает в себя ту самую землю, где некогда рос легендарный Гефсиманский сад. В настоящее время от него остался небольшой фрагмент общей площадью 47х50 м.

Связь с библейскими событиями

В те времена, о которых повествует Новый Завет, так называли всю долину. Гефсиманский сад сейчас примыкает к гробнице Божьей Матери. Согласно Евангелию, именно тут провёл свои последние часы перед арестом Христос. Здесь он молился Отцу Небесному, прося отвести от него тяжкую чашу страданий и в то же время смиренно соглашаясь с Его волей и теми испытаниями, которые ему уготовлены. Апостолы-ученики знали, что Иисус любит Гефсиманский сад и часто уединяется в нём, чтобы поразмышлять о своём, отдохнуть от городской суеты, погрузиться в высокое общение с Богом. Потому Иуда указал стражникам именно это место, где можно найти Христа и без проблем, лишнего шума арестовать. Современные исследования смогли даже достаточно верно указать тот уголок сада, где происходили легендарные события. Он расположен среди самых древних оливковых деревьев, возраст которых насчитывает не одну сотню лет.

Гефсиманский сад и христианские традиции

В Библии много страниц отведено повествованию о том, что делал Христос в Гефсиманском саду. Для верующих всех стран христианских конфессий это место ассоциируется со Страстями Господними. Ежегодно сюда устремляются паломники со всех концов земли. Традиция эта повелась с тех пор, как был распят Иисус. А в 14 веке на месте постоянных молений Христа был построен первый небольшой храм — от Византийской Православной Церкви. Новый Дом Божий возвели там же через столетие, когда предыдущий был разрушен. В 17 веке представители католического ордена Святого Франциска (францисканцы) установили над местностью свой надзор. А тот уголок, где молился Иисус в Гефсиманском саду, с середины 19 века огородили высокой стеной, закрыв вход в него всем желающим.

Гефсиманские храмы

На Святой гефсиманской земле в настоящее время открыты и действуют три крупных церкви, имеющие огромное общехристианское значение.

  • В первую очередь это так называемая Церковь Всех Наций. Она принадлежит францисканцам и была возведена в первой четверти 20 века. Главной реликвией храма считается камень, на котором, как гласят предания, слёзно молился Христос перед арестом. Название же церкви связано с тем, что для её постройки были собраны пожертвования от верующих многих европейских государств и граждан Канады. Перед церковью есть алтарь. Достопримечательности храма — мозаичные картины на темы послдних дней Иисуса.
  • Возле гробницы, где похоронена Богородица, построена церковь Успения. Там же расположены места последнего успокоения родителей Девы Марии и св. Иосифа. Воздвигла её ещё в 12 веке св. Елена. Принадлежит храм православной церкви Иерусалима и Армянской православной конфессии.
  • И ещё одна православная святыня, на сей раз русская — это церковь св. Марии Магдалины, построенная императором Александром III во второй половине 19 в. Украшена она иконами знаменитого художника Верещагина. Венчают храм традиционные для русской архитектуры купола с крестами. При храме действует женский монастырь.

Как видим, святыни во все времена остаются для людей святынями.

Гефсимания

«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (Мф. 26:36).

«…приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его» (Мк. 14:43–46).

«Здесь Сын Божий вынес тот страшный гнет безмерной, душевной муки, который невольно вырвал из уст Его потрясающий вопль: Душа Моя скорбит смертельно! (Мк 14:34); здесь же под сенью этих оливковых вековых деревьев в предсмертной молитве проливался пот Божественного Страдальца, как капли крови, падающие на землю (Лк 22:44)» (Библейская энциклопедия).

Гефсимания (с ивр. “место маслин”, “масличный пресс”) — местность у подножия западного склона Елеонской горы в Кедронской долине на восток от Иерусалима. В новозаветное время здесь был обширный оливковый сад, окружённый стеной, куда Господь Иисус Христос часто ходил с учениками молиться. В этом саду Он молился перед взятием Его под стражу и крестной смертью. По преданию в Гефсиманском саду апостолы погребли Пресвятую Богородицу. При осаде Иерусалима римские воины срубили все оливы вокруг города. Сад был посажен заново, в наши дни в нём цветет 8 очень древних олив, возможно века от Р.Х. Сейчас в Гефсиманском саду находится францисканская церковь Моления о Чаше, православная церковь Успения Богородицы и монастырь во имя равноап. Марии Магдалины, построенный императором Александром III.

Читайте также:  Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

Церковь Гефсиманской молитвы (Моления о Чаше)

Древняя олива перед храмом Гефсиманской молитвы.

Евсевий Кесарийский упоминает о почитании места молитвы Христа перед Его предательством на мучения у подножия горы Елеон и о том, что верующие стремились прийти туда для молитвы. Раннехристианская базилика была разрушена в нач. VII в., в эпоху персидского нашествия, и только во времена крестоносцев на ее месте появилась новая, бóльшая по размеру церковь. Новый храм францисканцев построен в и носит название «Церкви Всех Наций».

Францисканская базилика Гефсиманской молитвы, также церковь Моления о Чаше (1919–1924 гг.). Так как в строительстве участвовали многие католические страны, храм называют «Церковью всех наций».

Перед алтарём церкви Гефсиманской молитвы находится камень на котором, по преданию, Иисус Христос молился до кровавого пота «и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:35) в ночь своего ареста, перед тем как «испить чашу страданий».

Камень Моления о Чаше перед алтарём.

За алтарем установлено небольшое распятие. Выше распятия в алтарной апсиде находится мозаика «Гефсиманское моление». По бокам от неё, в боковых нефах, расположены мозаичные сцены «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу».

Внутри Церкви Всех Наций открывается огромный купольный свод, который расписан гербами 12 государств, пожертвовавших деньги на строительство храма.

Монастырь св. равноап. Марии Магдалины

Гефсиманская женская община с храмом св. Марии Магдалины расположена в Гефсимании на нижнем склоне Елеонской горы. Однопрестольная церковь была построена в 1885–1888 гг. по распоряжению императора Александра III в память о его матери — императрице Марии Александровне, небесной покровительницей которой была равноапостольная Мария Магдалина. Русский участок в Гефсимании — часть древнего Гефсиманского сада — был приобретен в 1882 г. по инициативе начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). Церковь св. Марии Магдалины расположена у подножья Елеонской горы, соприкасаясь с местом «моления о чаше», вблизи от храма Успения Богородицы. Напротив церкви на противоположной стороне Иосафатовой долины находятся Золотые ворота, через которые Иисус Христос въехал в Иерусалим на осленке. На территории монастыря находится пещерная часовня во имя Страстей Господних. Её освящение состоялось в 1998 году. Часовня расположена в гроте, где по преданию находились апостолы Пётр, Иаков и Иоанн во время моления Иисуса Христа о Чаше.

Церковь св. равноап. Марии Магдалины (1888 г.) женского православного монастыря, построенного Александром III в память Марии Александровны, которая хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить мечту о паломничестве в Иерусалим, всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

К северу от Гефсиманского сада находится православная церковь Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте была построена древняя византийская церковь. В нижней подземной части церкви находится Гробница Пресвятой Богородицы, которая, по преданию, была похоронена апостолами в родовой усыпальнице. Шестой Вселенский Собор принял решение о вскрытии Гробницы. В ней был обнаружен пояс Богородицы и погребальные пелены. Выше пещеры расположены гробницы праведных Иоакима и Анны (родителей Богородицы) и праведного Иосифа, Обручника Божией Матери. Верхняя часть церкви, разрушенная к XII веку, была заново отстроена крестоносцами в середине XII века.

Вход в церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Гефсиманский сад и его длинная история

Для того, чтобы окунуться в историю нашего мира, прочувствовать особенности каждой культуры и узнать что-то новое, лучше всего подходят путешествия, ведь именно в них вы сможете добраться до самых отдаленных уголков. Однако начинать с самых дальних мест не обязательно, можно воспользоваться всеобщими экскурсионными центрами, и поверьте, это тоже принесет массу удовольствия.

Безусловно, одним из наиболее примечательных мест, является Гефсиманский сад. Попробуем же попутешествовать по этому образцу духовности и древности и почувствовать запах масличной рощи.

Прекрасный сад

Это поистине красивейшее и очень величественное место, привлекает толпы любопытствующих и верующих, которые с удовольствием прохаживаются между старинными оливами, получая при этом заряд вдохновения и чистой веры.

В этом месте гармонично сочетается природа и вера, пробуждая в человеке все самое важное и чистое. Да и сама роща имеет прекрасную и полную историю. Традиционно это место, которое располагается внизу масличной горы, сочетают с рассказами о месте моления Христа в Гефсиманском саду в ту самую ночь.

Это место воспето множеством художников и писателей. Одним из них является стихотворение Пастернака о Гефсиманском саде. Писатель очень ярко и подробно характеризует сам процесс моления Сына Божьего и красочно описывает место, где это происходит. При этом мастерски показывает горечь и печаль слов Христа: «…Душа скорбит смертельно…».

Пожалуй, не менее мастерски представлено насаждение в работе Николая Ге «Христос в Гефсиманском саду». Шедевр, созданный руками человека, которого все осуждали и назвали бесталанным. На картине изображен Христос, который и душей и телом готов к совсем близкому распятию. В этом произведении сама роща представлена мрачной и густой, что красочно характеризует ситуацию.

Расположение

Находится Гефсиманский сад в Иерусалиме, и представляет из себя совсем небольшую область в 1,2 га. На территории располагается Церковь всех Наций, а за ее стеной растут те самые знаменитые оливы. Они покрученные и явно древние, чем вызывают еще большее уважение, и привлекают все больше и больше туристов. Привлекательным для туристов является то, что именно возле этих деревьев возносил свои молитвы Христос.

Даже учитывая возможность того, что это не те самые деревья, к чести, стоит сказать, что на территории парка все-таки находятся 8 очень старых экземпляров, это очень удивительное место.

Однако, даже учитывая эти факты, очень сложно утверждать, что это именно та самая точка, ведь в Евангелиях можно найти только упоминание о самой местности – Гефсимании, так в то время называли всю долину у подножия горы.

Но, даже учитывая все противоречивые сведения, после углеродного анализа возраста олив, можно с точностью определить, что данные деревья все-таки видели и самого Иисуса, и его учеников.

Хотя Гефсиманский сад в Иерусалиме имеет совсем незначительную площадь – 47х50 м, на его территории можно увидеть несколько очень важных исторических и религиозных ценных архитектурных сооружений (церквей):

  • Всех Наций;
  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • Святой Марии Магдалины.

Церковь Всех Наций

Церковь Всех Наций

Она является католическим храмом, построенным в точке, где по приданию Христос проводил Моления о чаше. Также, считается, что именно здесь находится место хранения камня, которому молился Иисус Христос в ночь своей поимки и предательства ученика Иуды.

Таким необычным названием базилика обязана количеству спонсоров, которые предоставили средства на ее строительство. К ним относятся 12 стран, в число которых входят Великобритания и Германия. Именно поэтому, в проект, который создавал архитектор здания А. Барлуцци, были включены 12 куполов – они призваны символизировать страны-меценаты.

Церковь Успения

Данное величественное сооружение располагается немного в стороне от насаждений. В помещении находится гробница Богородицы. По приданию здесь же располагаются и гробницы ее родителей. В нижней части храма находится место, где была похоронена апостолами Дева Мария. Она относится к православной и армянской церквям.

Церковь Марии Магдалины

Это здание является примером великолепной российской архитектуры. Православная церковь выстроена в 85-88 годах 19 столетия, в память о матери императрицы. Венцами являются 7 куполов, по виду напоминающих луковицу. Особенностью является женский монастырь, который находится при этой церкви.

Посещая рощу, вы окунетесь в историю, прочувствуете мощь природы, и будете захвачены величием архитектуры. Незабываемым для вас останется и бесконечное чувство светлой веры, которое нераздельно сопровождает эти места. Не пожалейте времени, и посетите все достопримечательности этого места, посидите в саду и пройдитесь по церквям – у вас на длительное время будет чувство спокойствия и необъятного счастья.

Красивый вид, чистая вера и глубокая история, оставят в вашей душе неизгладимые впечатления, которые способны храниться в памяти всю жизнь.

Ссылка на основную публикацию