Гонения на христиан: история, время и причины, периоды, гонения сегодня

Гонения на христиан

^ Первое Гонение от иудеев

Как только Церковь начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан.

Евреи никак не могли примириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство.

В 67-ом году началось восстание евреев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян, но только временно. Большая часть христиан воспользовались свободою выхода и ушли в город Пеллу. В 70-м году римляне привели новые войска, которые очень жестоко подавили восставших.

После 65 лет евреи снова восстали против римлян. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен и было приказано пройти плугом по улицам в знак того что здесь больше не город, а поле. Евреи которые остались в живых, бежали в другие страны. Позднее на развалинах Иерусалима вырос небольшой город «Элия Капитолина».

Падение иудеев и Иерусалима имеет то значение, что большие гонения на христиан со стороны евреев прекратились.

^ Второе Гонение от язычников Римской империи

Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Эти гонения продолжались два с половиной века.

Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по прежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ жизни:

  1. Вместо эгоизма – проповедывала любовь,
  2. На место гордости ставила смирение;
  3. Вместо роскоши, доходившей в римской империи до страшных размеров, учила воздержанию и посту,
  4. искореняла многоженство,
  5. возвысила значение рабов,
  6. призывала богатых к милосердию и благотворительности.

Историю гонений на христиан в первые три века можно разделить на три периода:
1. Правительство римское в течение всего первого века не обращает особого внимания на распространение христианства. Если христиане подвергаются гонениям, то это из-за личных побуждений со стороны императоров, а не из за законов.
2. В начале второго века воздвигаются на христиан гонения из побуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от воззрений и характера правителей.
3. С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный характер. Христианство преследуется, как враждебная империи секта, с целью совершенного ее искоренения.

1. Первый период гонений. Первый период гонений был при императоре Нероне и Домициане. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима. Годы 64-ый до 68-го были страшные для христиан: их распинали на крестах, отдавали на съеденье диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний.

2. Второй период гонений. Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия и Септимия Севера.

Император Траян (98-117) строго запретил существование тайных обществ, которые имели свои собственные законы, кроме общих государственных. В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству, то его казнили.

Император Марк Аврелий (161-180) ненавидел христиан. При нем христиан начали разыскивать; введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить от них отречение от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города.

3. Третий период гонений. В третий период гонений особенно ожесточенные гонения были от императоров Декия и Диоклитиана.

Император Декий (249-251 гг.) был грубый и жестокий и решил уничтожить христианство. К счастью это ужасное гонение продолжалось короткое время. Император Диоклитиан (284-305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство.

1 эдикт:
Богослужебные собрания христиан запрещаются;
Христианские храмы разрушаются;
Списки Священного писания отбираются и сжигаются;
Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав;
Христиане-рабы навсегда теряют возможность освобождения;
Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороны их никакие жалобы.

2 эдикт:
Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политические преступники.

3 эдикт:
От всех заключенных в темницу христиан требовать чтобы они принесли жертву идолам;
Кто принесет, тех освободить от заключения, а кто откажется, тех мучить жестокими пытками.

4 эдикт:
Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства.

Пущены были вход всевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какою жестокостью. Назначен был срок для существования христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г). На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломлены, священные книги были сожжены, драгоценности разграбленны, и весь храм разрушен до основания. После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола и возраста.

^ Последнее гонение от язычников

Последняя борьба язычества с христианством была во время императора Юлиана II (Отступника, 331-363). Император Юлиан был племянником Константина Великого и отличался ненавистью к христианам.

Несмотря на все меры принятые императором Константином, язычество еще было сильно в Римской империи. Император Юлиан сперва просто притеснял христиан и поощрял язычество. Потом постепенно перешел к открытому насилию. Христиане с ужасом ожидали возвращения времен Нерона, Декия и Диоклетиана. Однако Юлиан не смог восстановить язычество. Он был убит в сражении с персами и после его смерти гонения на христиан прекратились. Преемники Юлиана продолжали заботиться об утверждении христианства во всей Римской империи.

В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства.

^ Святые мученики

Праведные это те святые люди которые проводили праведную, угодную Господу Богу жизнь, которые были семейными людьми и которые жили в миру.

Преподобные это те святые праведные люди которые удалились от мирской жизни в обществе и угодили Господу Богу, пребывая в девстве (не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.

Святители это те святые епископы и архиереи, которые угодили Господу Богу своею праведною Жизнью.

Исповедники это те святые христиане которые во время своей жизни перенесли мучения, но скончались мирно.

Мученики это те святые христиане, которые за свою веру приняли жестокие мучения и даже смерть. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках.

Священномученики это святители которые потерпели мучения за Христа.

Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена для себя и своих детей, прославляют дни посвященные им, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу.

Гонения на Церковь не только не уничтожили ее, а наоборот помогали ее распространению. Это происходило по нескольким причинам:
1. Так как святые мученики и мученицы с большой твердостью переносили страданья. На место пострадавших являлись новые исповедники.
2. Бежавшие христиане приносили с собой свою веру и насаждали ее в новом месте жительства.
3. Гонения держали верующих на страже веры и Церкви. Они пребывали в сильной вере, бодрости и взаимной любви. Таким образом Церковь очищалась от людей слабых и недостойных быть ее членами.

Из большого числа христианских мучеников в древней церкви, в особенности замечательны: святой Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский, святой Поликарп, Епископ Смирнский и святой Иустин Философ.

^ Св. Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский

Святой Игнатий был учеником святого Иоанна Богослова. Богоносцем он назван потому что Сам Иисус Христос держал его в Своих руках когда сказал знаменитые слова: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.» ( Матфея 18:3 ). Кроме того, святой Игнатий был как сосуд, который всегда в себе носил имя Божие. Около 70 года он был рукоположен в епископа Антиохийской Церкви, которою он управлял больше 30 лет.

В 107-ом году, христиане со своим епископом, отказались принимать участие в разгуле и пьянстве которые были устроены по случаю прибытия императора Траяна. За это император послал епископа в Рим на казнь со словами «Игнатия приковать к воинам и отправить в Рим на съедение зверям для увеселения народа.» Святой Игнатий был отправлен в Рим. Антиохийские христиане сопровождали своего епископа до места мучения. По дороге многие церкви присылали своих представителей чтобы приветствовать и ободрить его и всячески ему показать свое внимание и уважение. С пути святой Игнатий написал местным церквам семь посланий. В этих посланиях епископ убеждал сохранить правую веру и повиноваться богоучрежденной иерархии.

Святой Игнатий с радостью пошел в амфитеатр, все время повторяя имя Христово. С молитвою к Господу он вышел на арену. Тогда выпустили диких зверей и они с яростию растерзали святого, оставив от него только несколько костей. Антиохийские христиане, которые сопровождали своего епископа до места мучения, собрали эти кости с благоговением, завернули их как драгоценное сокровище и отвезли в свой город.

Память святаго священномученика Игнатия Богоносца празднуется, в день его преставления, 20 декабря/2 января.

^ Св. Поликарп, Епископ Смирнский

Святой Поликарп, Епископ Смирнский вместе с святым Игнатием Богоносцем был учеником апостола Иоанна Богослова. Апостол его рукоположил в епископа смирнского. На этой должности он был больше сорока лет и пережил много гонений. Писал много посланий христианам соседних Церквей для укрепления их в чистой и правой вере.

Святой священномученик Поликарп дожил до старости и был замучен в гонение императора Марка Аврелия (второй период гонений, 161-187 гг.). Он был сожжен на костре 23 февраля 167 г.

Память святаго священномученика Поликарпа, Епископа Смирнскаго празднуется, в день его представления, 23 февраля/8 марта.

^ Иустин Философ

Святой Иустин, по происхождению грек, в молодости заинтересовался философией, слушал все известные тогда философские школы и ни в одной не нашел удовлетворение. Познакомившись с христианским учением он убедился в его божественном происхождении.

Сделавшись христианином он защищал христиан от обвинений и нападок язычников. Известные две апологии, написанные в защиту христиан, и несколько сочинений, в которых доказывается превосходство христианства над иудейством и язычеством.

Один из его противников, который не мог его преодолеть в спорах, донес на него римскому правительству, и он безбоязненно и радостно встретил мученическую кончину 1 июня 166 г.

Память святаго мученика Иустина, Философа празднуется, в день его представления, 1/14 июня.

^ Святые мученицы

Вместе с мучениками в Церкви Христовой есть множество женщин святых мучениц пострадавших за веру Христову. Из большого числа христианских мучениц в древней церкви, в особенности замечательны: святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София, великомученица Екатерина, царица Августа и великомученица Варвара.

^ Свв. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София жили в Риме, во 2-ом веке. София была вдова-христианка и воспитала своих детей в духе святой веры. Ее три дочери носили имена трех главных христианских добродетелей (1 Коринфянам 13:13). Самой старшей было всего лишь 12 лет.

На них донесли императору Адриану, который продолжал гонения на христиан. Их вызвали, и на глазах у матери обезглавили. Это было около 137 г. Мать не была казнена и она даже смогла похоронить своих детей. После трех дней, из за пережитого потрясения, святая София скончалась.

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии празднуется 17/30 сентября.

^ Великомученица Екатерина и Царица Августа

Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростию и красотою.

Святая Екатерина хотела выйти замуж только за равного себе. И вот один старец ей рассказал о юноше, который во всем был лучше ее. Узнав о Христе и о христианском учении, святая Екатерина приняла крещение.

В то время прибыл в Александрию Максимин представитель императора Диоклитиана (284-305 гг.) известного своими жестокими гонениями на христиан. Когда Максимин созвал всех на языческий праздник, святая Екатерина безбоязненно укоряла его за поклонение языческим богам. Максимин заключил ее в темницу за неуважение к богам. После этого он собрал ученых чтобы ее разубедить. Ученые не смогли это сделать и признали себя побежденными.

Царица Августа, жена Максимина, много слышала о красоте и мудрости Екатерины, пожелала видеть ее и после встречи сама тоже приняла христианство. После этого она начала защищать святую Екатерину. За все, это царь Максимин умертвил свою жену Августу.

Святую Екатерину сперва мучили колесом с острыми зубцами, а потом ей отрубили голову 24 ноября 310 г.

Память святой великомученицы Екатерины празднуется, в день ее преставления, 24 ноября/7 декабря.

^Св. Великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Она отличалась необыкновенным умом и красотой. По желанию ее отца, она жила в специально для нее построенной башне, вдали от родных и подруг, с одной учительницей и несколькими рабынями.

Читайте также:  Страшный суд: значение и описание, свойства, как проходит и где находится душа до него, будет или нет, мнение святых

Однажды смотря на прекрасный вид из башни и после долгого размышления, она пришла к мысли об едином Творце мира. Позднее когда ее отец отсутствовал, она познакомилась с христианами и приняла христианство.

Когда об этом узнал ее отец то он предал ее жестоким мучениям. Мучения никак не повлияли на Варвару и она не отказалась от своей веры. Тогда святая великомученица Варвара была присуждена к смертной казни и ей отрубили голову.

Память святой великомученицы Варвары празднуется, в день ее преставления, 4 декабря/17 декабря.

История гонений христиан. С самого начала

С самого начала христианство подвергалось гонениям и не принималось многими.

Как только Церковь начала расти и распространяться, у нее появились враги в лице иудейских и фарисейских начальников, не поверивших в слово Иисуса Христа. Иудейские начальники враждебно относились к Христу. Иисус Христос был распят, воскрес на третий день и вознесся на небеса к Отцу, оставив повеление Своим ученикам нести Евангелие по всей земле. Когда начала распространяться проповедь Евангелия, начались гонения на апостолов и на других христиан.

Иудеи не могли примириться с властью римлян и не любили их, потому что римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство. По этим причинам в 67-ом году от Р.Х. началось восстание иудеев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян лишь на короткий период времени. Большая часть христиан, воспользовавшись свободою выхода, ушли в город Пеллу. После этого в 70-м году римляне привели новые войска в Иерусалим, которые очень жестоко поддавили восставших.

Через 65 лет иудеи снова восстали против римлян. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен, и было приказано пройти плугом по улицам в знак того, что здесь больше не город, а поле. Евреи, которые остались в живых, бежали в другие страны. Позднее на развалинах Иерусалима вырос небольшой город «Элия Капитолина». После разрушения Иерусалима и поражения иудеев, большие гонения на христиан с их стороны прекратились.

Когда закончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Эти гонения продолжались два с половиной века.

Главная причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ их жизни:
– вместо эгоизма – проповедовалась любовь;
– на место гордости ставила смирение;
– вместо роскоши, доходившей в римской империи до огромных размеров, учила воздержанию и посту;
– искореняла многоженство;
– возвышала значение рабов;
– призывала богатых к милосердию и благотворительности и т.п..
В течение всего первого века Римское правительство не обращает особое внимания на распространение христианства. Если христиане подвергаются гонениям, то это из-за личных побуждений со стороны императоров, а не из-за законов.

В начале второго века воздвигаются на христиан гонения из побуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от их воззрений и характера.

С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный характер. Христианство преследуется, как враждебное империи учение, с целью совершенного искоренения его.

В истории гонений на христианство можно выделить следующие периоды:
Первый период гонений был при императоре Нероне и Домициане. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима. Годы 64-ый до 68-го были страшными для христиан: их распинали на крестах, отдавали на съеденье диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний.

Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия и Сепримия Севера. Император Траян (98-117 гг.) строго запретил существование тайных обществ, которые имели свои собственные законы, кроме общих государственных. В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству, то его казнили.
Император Марк Аврелий (161-180 гг.) ненавидел христиан. При нем христиан начали разыскивать; введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить от них отречение от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние времена гонений не было столько мучеников, как в это время. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города.

Третий период гонений. В третий период гонений особенно ожесточенные гонения были от императоров Декия и Диоклитиана. Император Декий (249-251 гг.) был грубый и жестокий. Его решением было уничтожить христианство. К счастью, это ужасное гонение продолжалось короткое время.

Император Диоклитиан (284-305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство.

Первый эдикт:
– Богослужебные собрания христиан запрещаются;
– Христианские храмы разрушаются;
– Книги Священного писания отбираются и сжигаются;
– Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав;
– Христиане, рабы навсегда теряют возможность освобождения;
– Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороны их никакие жалобы.

Второй эдикт:
– Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политические преступники.

Третий эдикт:
– От всех заключенных в темницу христиан, требовать, чтобы они принесли жертву идолам;
– Кто принесет, тех освободить от заключения, а кто откажется, тех мучить жестокими пытками.

Четвертый эдикт:
– Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства.

Пущены были вход всевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какой жестокостью. Назначен был срок до полного искоренения христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г. На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломаны, священные книги были сожжены, драгоценности разграблены, и весь храм разрушен до основания. После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различения пола и возраста.

Последняя борьба язычества с христианством была во время императора Юлиана. Император Юлиан был племянником Константина Великого и отличался ненавистью к христианам. Несмотря не все меры принятые императором Константином, язычество всё еще было сильно в Римской империи. Император Юлиан сначала просто притеснял христиан и поощрял язычество. Потом постепенно перешел к открытому насилию. Христиане с ужасом ожидали возвращения времен Нерона, Декия и Диоклитиана. Однако Юлиан не смог восстановить язычество. Он был убит в сражении с персами и после его смерти гонения на христиан прекратились.

Преемники Юлиана стали заботиться об утверждении христианства во всей Римской империи. Созидались новые христианские храмы, а языческие разрушались. Идолослужение стало уголовным преступлением. Гонения на раннюю христианскую церковь отличались особой жестокостью и неразборчивостью методов борьбы с чуждым и не понятным тому времени учением. Задача нашего современного общества не допустить повторения прошлых ошибок.

Гонения на христиан

С первых веков до наших дней

Гонения на христиан начались с первых дней утверждения новой веры и продолжаются до сих пор. Чтобы хоть как-то проследить их масштаб и историю — не хватит десятка статей, поэтому мы решили выделить из них лишь самые известные и знаковые.

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В МИРЕ С ПЕРВЫХ ВЕКОВ ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА

“Факелы Нерона” г. Семирадский, 1882 г.

Гонения в Риме шли с разной интенсивностью. Первый пик связан с императором Нероном (64–68 гг.), когда, среди прочих, были казнены апп. Петр и Павел. Но и в «спокойное» время исповедание Христа могло стоить жизни. Не помог даже Миланский эдикт императора Константина — начавший утверждение христианства в качестве государственной религии. Уже после него приняли смерть, например, знаменитые 40 севастийских мучеников. А следующий император — Юлиан (361–363 гг.), получивший имя Отступник — попытался реставрировать язычество и вновь прибег к гонениям.

Европа (VIII-IX века)

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа (VIII-IX века)

Кельтский поклонный крест. Фото В. Ештокина

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа и Ближний Восток (Х-XI века)

Сбитая мусульманами фреска, Каппадокия. Фото В. Ештокина

Средние века ассоциируются у нас с безраздельным господством христианской Церкви. Но и тогда в Европе продолжались преследования верующих. Особенно сильны они были опять же в Англии, куда в этот период вторглись язычники-датчане.

На тоже время пришлись и одни из самых сильных гонений в истории Ближнего Востока, их в 1009 году провел халиф аль-Хаким.

Христианские страны Балканского полуострова подверглись нашествию турок. Все это обернулось репрессиями против верующих.

Япония (XVII век)

На фоне колониальных претензий Европы японские правители закрыли страну для всех внешних влияний. Одновременно были приняты указы о запрете миссии и исповедания христианства. До 50-х годов ХIХ века христиане составляли в стране гонимое меньшинство.

Снова противостояние Востока и Запада привело к пролитию христианской крови. В 1870 году в Корее было казнено около 8000 христиан. В 1898-1901 годах в Китае случилось восстание «боксеров», входе которого националистами было убито около 30 тысяч христиан разных конфессий. В Русской Православной Церкви канонизировано 222 китайских мученика.

ГОНЕНИЯ НА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

По оценкам специалистов ПСТГУ, в России в XX веке за веру пострадали от 500 тысяч до 1 миллиона человек. На настоящий момент в Базе данных ПСТГУ собраны документы более чем на 34 тысячи репрессированных за веру. На 1 января 2012 года прославлены в чине новомучеников и исповедников российских 1774 человека. Пик гонений приходится на 1937 год: 162 500 арестов, 89 600 расстрелов. 7 февраля — Собор новомучеников российских.

Ресурсы в Интернете:

График гонений построен на основе базы данных ПСТГУ “За Христа пострадавшие”

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ДИСКРИМИНАЦИЯ ХРИСТИАН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. В настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан. Не менее 75% всех преследований по религиозному признаку в мире происходят по отношению к христианам. Каждые пять минут в мире за веру умирает христианин. Каждый год 100 тыс. христиан убивают за веру в результате межрелигиозных конфликтов (не считая жертв гражданских столкновений и войн). В той или иной степени христиане подвергаются преследованиям в 130 странах мира. Международная благотворительная правозащитная христианская организация «Open Doors» собирает информацию о преследованиях за веру и оценивает уровень опасности для христиан этих стран.

Основные причины усиления

гонений на христиан:

1 Экстремизм и идеология ненависти, прикрываемая религией в ряде мусульманских стран.

2 Агрессивное миссионерство евангелических церквей.

3 Комплекс политических и экономических причин, обуславливающих заинтересованность ряда государств в разжигании межрелигиозной вражды.

4 Отказ Европы от христианской идентичности.

5 Отождествление мусульманами искажений, допускаемых частью протестантского мира в вопросах нравственности и морали, с общехристианскими ценностями.

По материалам доклада председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» (Москва, 30 ноября 2011 г.) и данным международной благотворительной правозащитной христианской организации «Open Doors», которая с 1978 года занимается мониторингом ситуации, связанной с положением христиан в мире.

Уровень опасности для христиан

Чем меньше цифра рейтинга, тем хуже отношение к христианам

Гонения на христиан: проблемы и современность

Стать голосом людей, которые не имеют голоса

Иван Юркович, апостольский нунций в Российской Федерации:

Преследования людей, которые думают и верят по-другому, — к сожалению, константа человеческой истории. Мир и согласие — моменты эпизодические, и почти не было столетия, когда человечество не страдало.

И наша задача здесь – дать пример. У нас есть жития святых – это фактически сборник рассказов о том, как можно жить во время преследований.

Но та жестокость, с которой происходят преследования последних нескольких лет – неожиданна. И наша задача здесь – стать голосом людей, которые не имеют голоса, защищать их, сделать всё, чтобы им помочь.

Армянский народ хорошо знает, что произошло в их истории. Это не должно быть забыто, и папский престол активно участвует в мероприятиях, направленных на это.

Я желаю, чтобы здесь мы все нашли какой-то ключ, формулу, чтобы впустить эту плеяду в нашу жизнь, чтобы каждый выбрал элемент для личного понимания. Чтобы это не была просто академическая встреча.

Иван Юркович, апостольский нунций в Российской Федерации

«Безопасность христианских общин в разных странах – индикатор социального благополучия общества»

Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России:

Сегодня христианская память перестала быть живой. Но когда она перестаёт быть таковой, то на место памяти встаёт что-то подобное ей. А для христиан взгляд в будущее всегда был и взглядом на историю.

Сегодня в мире постоянно совершаются гонения на христиан. Особенно активно это происходит там, где христиане находятся в меньшинстве – в странах Азии, Африки, Ближнего Востока.

Читайте также:  Православные старцы: кто это и чему учат, советы и пророчества, наставления

Существует целая география страдания, о которой, к сожалению, крайне мало говорят и ещё меньше слушают. Большая проблема здесь – недостаток внимания, происходящий от занятости либо недостатка информации. Для многих людей гонения на христиан просто слишком далеки. Но не проходить мимо – это первый шаг уважения к жертве христиан.

Положение на Ближнем Востоке постоянно приковывает внимание СМИ. Но мало кто помнит, что в 90-е годы в Ираке была цветущая община из минимум полутора миллионов христиан. Сегодня, по самым оптимистичным подсчётам, их осталось четыреста тысяч.

К гонениям на христиан добавляется разрушение христианских святынь. Ныне весь мир следит за судьбой Алеппо, который был примером мирной жизни мусульман и христиан различных конфессий. Сейчас город осаждён, а христиане стали разменной монетой в переговорах между повстанцами и правительственными войсками.

В некоторых регионах Африки быть христианином становится слишком опасно. Достаточно вспомнить массовые убийства христиан в Нигерии или убийства христиан в Ливии, убийства в Кении, Судане.

Тяжело положение христиан в Китае, в Бирме власти считают христиан диссидентами, их постоянно арестовывают и убивают. В Северной Корее около четверти христиан живут в трудовых лагерях за отказ признать национальный культ страны. В Индии христиане постоянно становятся жертвами фундаменталистских погромов.

При этом тема гонений на христиан не должна подвергаться упрощениям или использоваться в идеологических целях. Часто страдания христиан изображают как результат столкновения цивилизаций – христианского Запада и исламского Востока. Но приведённый выше перечень показывает, что проблема – гораздо шире. Тем более что первыми жертвами радикальных исламских группировок чаще оказываются не христиане, а сами мусульмане.

Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России

Очевидно одно: XXI век начался с новой волны гонений на христиан, и часто в конфликтах христиане разных конфессий страдают вместе. Принимая в 2013 году в Риме коптского патриарха Тавардоса II, папа Франциск отметил: «Общность страдания может стать действенным орудием единства. Из общности страданий могут прорасти прощение и примирение».

Своей человечностью и образом жизни гонимые христиане являют в своих странах иной образ жизни, неприемлемый для фанатизма или интересов тех, кто стремится к контролю над обществом.

Жизнь христиан – это обвинительный акт для последователей господствующей идеологии, побуждающей всех искать только собственного благополучия. Но христианин не поддаётся логике конфликта, он всегда ищет пространство для диалога и жизни вместе. Поэтому гонения на христиан нельзя поднимать на флаг борьбы против чего-либо.

Внимание к гонениям на христиан – это, прежде всего, акт гражданской солидарности и религиозной ответственности. Ведь преследование христиан – это не только конфессиональный вопрос. Свобода и безопасность христианских общин – это индикатор социального благополучия общества.

«Пять-семь тысяч наёмников в Сирии – выходцы из стран СНГ»

Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества:

Всю историю «Императорского Палестинского общества» Ближний Восток был местом, где оно поддерживало братьев по вере и защищало православные святыни. И те события, которые ныне происходят там, мы считаем своей личной трагедией.

Ближний Восток – это колыбель трёх мировых религий, но для нас это – прежде всего, колыбель христианства, место, где проходили основные библейские события.

Своей политикой архитекторы «Арабской весны» породили ту волну насилия, которая происходит в странах Ближнего Востока сейчас, и я полагаю, что у этой ситуации есть конкретные виновники.

Международное уголовное законодательство говорит о том, что боевики ИГИЛ совершают сейчас одновременно геноцид, преступления против человечности и военные преступления.

Сегодня у нас произошла очень интересная встреча. В Москву на конференцию по арабскому миру прилетел верховный муфтий Сирийской Арабской республики Бадреддин Аль-Хассун. Поскольку мы доставляем гуманитарную помощь не только христианскому, но и мусульманскому населению Сирии, причём стараемся делать это через духовных лидеров, Бадреддин Аль-Хассун – наш давний партнёр.

Сегодня верховный муфтий привёл ужасающие факты: всего сегодня против населения Сирии воюют до семидесяти тысяч наёмников. Пять-семь тысяч из них – выходцы из России и стран СНГ. И мы уже знаем, что есть случаи поездок наших молодых людей в Сирию.

Сегодня муфтий подтвердил, что едут иногда целые семьи, и одна из причин этого – очень профессиональная обработка со стороны вербовщиков. 80 спутниковых каналов вещают лишь только для того, чтобы подавить голос правительственных каналов Сирии.

Сегодня в Дамаске, где я была недавно, жизнь продолжается. Но концентрация людей там показывает: люди из всех городов бегут в столицу, где относительно спокойно. Работают кафе, жизнь течёт, но всё это происходит на фоне миномётных обстрелов.

У нас много личностных контактов на Ближнем Востоке, и многие из них подтверждают: две трети христиан уже покинули Алеппо. И все беженцы задают вопрос: неужели христиане – это мученики, а судьба Ближнего Востока всем безразлична?

Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества

С нашей точки зрения, было бы безумно важно перекрыть все источники финансирования терроризма — а это и рынок нефти, на котором ИГИЛ выступает в качестве нефтерейдеров. Есть рабский рынок, рынок артефактов, которые вывозят из Сирии. И пока мировое сообщество этого не замечает, будучи занято своими политическими амбициями, сделать что-либо будет крайне сложно.

Отдельная проблема – уничтожается целый пласт культурного наследия. «Православное палестинское общество» могло бы выступить с инициативой временного вывоза из Сирии музейных ценностей и размещения их в музеях мира. Понятно, что Пальмиру никто не вывезет, но хоть бы что-то оттуда можно было бы сохранить.

Организаторы Круглого стола напомнили, что «Община Святого Эгидия» является инициатором превращения Алеппо в открытый город, где должны быть прекращены боевые действия, и открыты гуманитарные коридоры для доставки помощи и выхода населения.

О жертвах гонений на Ближнем Востоке нужно составить молитву, подобную читаемой за литургией об Украине

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине:

Мы знаем, что тема гонений – вечная. Из Евангелия мы знаем слова Спасителя: «Меня гнали, и вас будут гнать». Но и образец отношения к гонителям Господь даёт нам: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». О том же напоминают нам слова первомученика архидиакона Стефана, который молится за своих палачей. Ту же линию продолжает апостол Павел, призывая молиться за гонителей, и понятно, что это были те языческие цари, которые устраивали гонения.

Гонения новомучеников 20-30-х годов тоже являют образец отношения к гонителям: призывов отомстить гонителям не было ни в 1918 году, ни в 1942.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине

Нынешние гонения на Ближнем Востоке тоже ставят Церковь перед вопросом. С одной стороны, мы призваны не проклинать, а благословлять. Но, с другой стороны, вспоминается пример, который приводил Антоний Сурожский.

Однажды к митрополиту Антонию пришёл молодой человек и заявил, что никогда не возьмёт в руки оружия, и, даже если хулиганы нападут на его девушку, он встанет на колени и будет молиться. «Тогда я посоветую Вашей девушке искать другого молодого человека». В любой войне, где человек защищает свою Родину, он неизбежно применяет насилие.

Здесь говорилось о молодёжи, которая едет на Ближний Восток. Я думаю, что это – характерный порыв молодых, которые ищут своё место в жизни.

Нам же остаётся молитва. Я думаю даже, что было бы хорошо попросить отца Всеволода Чаплина донести до патриарха просьбу о составлении за жертв гонений на Ближнем Востоке молитвы, подобной той, которая сейчас произносится за литургией об Украине.

«Миру пора меняться»

Священник Георг Варданян, представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви:

Сегодня люди доброй воли должны поднять голос и заявить, что человеческая жизнь выше любой политики.

Армянская община на Ближнем Востоке оказалась жертвой сразу нескольких конфликтов, развивающихся в разных странах. Из-за гражданской войны в Сирии за последние три года численность этнических армян в этой стране сократилась вдвое. Почти ничего не осталось от армянской общины в Ираке. В случае с Ираком о жертвах среди армян говорить пока не приходится, чего не скажешь, увы, о ситуации в Сирии, где разрушены также и храмы.

Обширная община в Сирии возникла после геноцида армян 1915 года, когда многие из них бежали в Сирию и осели в Алеппо и Дамаске. До начала нынешнего конфликта в Сирии проживало восемьдесят тысяч армян, сейчас их осталось тридцать.

При этом многие из армян Сирии не собираются покидать вторую родину, веря в близкое окончание конфликта.

Своя специфика есть у армян в Турции, где одной из последствий геноцида стала исламизация. В итоге геноцид армян обернулся геноцидом христиан: храмы были превращены в руины, уничтожены древнейшие рукописи. Однако последствия геноцида до сих пор не устранены, а виновные не наказаны.

В 1915 году Европа не обратила внимания на развитие пантюркизма. Именно поэтому ему на смену легко пришёл фашизм с уничтожением неугодных народов – русских, белорусов и других. Преследования заставили многих людей скрывать свою этническую принадлежность, отказаться от корней.

В истории есть понятие «коллективная память народов», и историческое сознание удалить невозможно, даже много лет спустя оно даст знать о себе. Сегодня Турция переживает кризис идентичности. О себе заявили народы, кого много лет заставляли считать себя турками – армяне, греки, ассирийцы, курды.

Несмотря на то, что официально армянская община в Турции насчитывает несколько десятков тысяч человек, на самом деле армян в Турции – до двух миллионов.

Сегодня, когда мир полыхает от злобы и ненависти, ему пора меняться: перековать, по библейскому изречению, мечи на орала.

Священник Георг Варданян, представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви

Современный радикальный ислам – это необольшевизм

Евгений Пахомов, журналист, востоковед:

Мне кажется, нужно затронуть тему того, что такое вообще радикальный исламизм.

Я дважды делал большие материалы о Пакистане, и встречался с местными христианами – католиками церкви Фатимской Божией Матери в Исламабаде и протестантами из англиканской церкви святого Фомы.

Я могу привести случаи, которые все знают, – когда совершенно невинных людей обвиняли в богохульстве, но хочу сказать о другом. Я понял, что такое быть христианином в Пакистане. Это – когда ты празднуешь Рождество, а вокруг тебя стоит охрана автоматчиков.

Государство пытается защитить христиан, понимая, что они первыми становятся жертвами радикалов. И вот это повседневное существование под охраной – гораздо страшнее случаев, которые широко попадают в газеты.

И в то же время нельзя сказать, что Пакистан – это такая страшная страна, где всех режут. Это страна с древней и богатой культурой, и элита там пытается это остановить.

И теперь главный вопрос: как возникли талибы, которые появились на севере Пакистана, и как они эволюционировали в ИГИЛ. Сразу скажу: это – не про ИГИЛ ни разу.

То, с чем мы имеем дело, это – необольшевизм. Это – попытка перехватить красное знамя, упавшее из рук борцов с религией. Например, знаменитый террорист Ильич Рамир Санчес – легендарная фигура 1970-х, который воевал на стороне Красных бригад, Красной армии Японии, а сейчас отбывает пожизненное заключение во Франции, принял ислам, и сейчас пишет работу с названием «Революционный ислам».

Речь в ней, разумеется, идёт не об исламе. Мы имеем дело с борьбой за новую утопию. То есть молодые люди, которые сейчас попадают в ИГИЛ, пытаются построить идеальное государство, основанное на том исламе, который они себе представляют.

Евгений Пахомов, журналист, востоковед

Однажды я попал в медресе, где говорил с последователями радикальной группировки. И они говорили о том, что «если будет настоящий ислам, не будет войн, все богатые будут платить налог, и не будет бедных»… В какой-то момент мне казалось, что они сейчас встанут и споют: «Гренада, Гренада моя».

Молодёжь не склонна к радикализму, она склонна к максимализму и простым рецептам – поумирать, поубивать.

При этом это движение эволюционирует. То есть раньше талибы запрещали музыку, даже суфийскую, резали шиитов и дервишей. У ИГИЛ в ходу и музыка, и телевидение, и длинные волосы мужчин…

Я, конечно, согласен, что им надо перекрывать источники денег. И нужна контрпропаганда, но именно для той детской мечты, что все проблемы решаются за три выстрела.

Христиане избегают отвечать на вопросы современности

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата:

Страдания христиан на Востоке и тех христиан на Западе, которые не могут реализовать свой потенциал в безбожных государствах, — это вызов нашей совести.

Недавно я прочёл текст Анны Ильиничны Шмаиной-Великановой, где было сказано, что война – это всегда зло, но христианские страны не делают достаточно, чтобы защитить христиан на Ближнем Востоке, не проявляют достаточной воли и жертвенности.

Наверное, сегодня нужно добиться того, чтобы христианские страны, включая Россию, проявили больше силы и больше воли. Сложно сказать, в чём это должно проявляться – территориальное вмешательство, поддержка оружием.

Мы слишком привыкли, что наш душевный и физический комфорт не должен быть нарушен. И не нужно снижать накал дискуссии – мне кажется, в ней не должно быть ни страха, ни ненужного пацифизма.

Наш второй страх – это неготовность ответить на те вопросы о несправедливости мирового устройства, которые стоят перед теми молодыми людьми, которые получают неправильные ответы на свои вопросы со стороны радикалов.

Читайте также:  Православие и прививки: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

И даже девочка, которая присоединилась к ним, оказалась там именно потому, что не получила ответов на вопросы, почему общество устроено несправедливо, почему большинство людей оторваны от принятия решений о своей собственной судьбе. Почему нет справедливости, почему нет таких религиозных общин, которые помогли бы решить общественные проблемы.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Радикалы ответ дают, а мы его избегаем – в том числе потому, что пытаемся ни с кем не поссориться. И сегодня нам нужно говорить как можно более простые слова, чтобы люди не уходили в ад.

Молодым людям нужна цель в жизни, которая не может заканчиваться в жизни земной, и уж тем более – ограничиваться какими-то меркантильными интересами. Людям нужен новый прорыв, нравственный и интеллектуальный. Никто не пойдёт умирать за демократию, рынок или толерантность, и не будет жить только ради этого.

Поэтому важно сегодня в очередной раз сбросить с себя коросту приспособленчества и сказать молодым людям: «Вот путь истинной жизни – Христос».

Христиане оказываются в сложном положении не только в странах, которые известны как «зоны нестабильности». Я очень рад, что сегодня многие организации, и общественные, и Святой престол, стали говорить о христианофобии.

Очень хочется пожелать всем нам отражать те голоса, которые заявляют, что мы, христиане, не имеем права говорить об общественно значимых проблемах, сохранить одновременно мир и волю.

Гонения на христиан: наши дни

Верховный суд Пакистана отменил приговор в отношении многодетной матери, христианки Асии Биби, которая в 2010 году была приговорена к смерти через повешение в связи с обвинением в оскорблении пророка Мухаммеда. Оправдательный вердикт спровоцировал массовые протесты в стране и за ее пределами. История Биби – капля в море по сравнению с масштабами гонений на христиан по всему миру. О которых светские СМИ почему-то предпочитают молчать.

Только факты

В отчете благотворительной организации Aid to the Church in Need за прошлый год сообщается,

преследования христиан в наше время можно назвать самыми массовыми и жестокими за всю человеческую историю.

В числе гонимых – около 200 миллионов человек по всему миру. 75% от общего числа подвергающихся насилию и дискриминации представителей религиозных течений – христиане.

В мире каждые 5 минут за веру гибнет 1 последователь Христа.

По данным исследовательского центра Pew, христиане сталкиваются с притеснениями в 102 странах мира — это больше, чем любая другая религия.

По географии распространения в зоне риска оказываются так называемые страны «третьего мира» Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии.

Не всегда учитываются и «легкие» гонения на христиан в «цивилизованных» странах Старого и Нового Света, где законодательная, социальная и бытовая дискриминация постепенно становятся нормой. Во Франции, например, где государство – собственник церковного имущества, демонтаж, продажа в частную собственность и переоборудование храмов под светские нужды уже никого не удивляет. А в Швеции православные храм нельзя венчать крестом и вообще как-то выделять из общей архитектуры.

История Ассии Биби

Но вернемся в Пакистан. Государство в Южной Азии является исламской республикой суннитского толка. В 2009 Асия Биби во время сбора ягод выпила воды из колодца, из которого по местным обычаям могли пить только мусульмане. У женщины завязался спор с односельчанками, которые обвинили ее в осквернении жидкости. Биби сообщила, что «христиане – такие же люди, как мусульмане», за что чуть не стала жертвой самосуда разъяренной толпы, попала в заключение и была приговорена судом провинции Пенджаб к смертной казни в ноябре 2010. К представителям пакистанской элиты обращался патриарх Кирилл, прося помиловать многодетную мать. 31 октября сего года чудо совершилось, однако, вслед за решением Верховного суда Пакистана последовала серия протестов. Двери в зал суда выломала разъяренная толпа, группы митингующих перекрыли 21 автодорогу, в том числе федеральную трассу Исламабад-Равалпинди, а в Карачи активисты жгли покрышки.

Известно, что за протестами стоят исламские радикалы, в частности, из партии «Техрик-э-Лабайк Пакистан». ТЛП – влиятельная политическая сила в стране, о чем свидетельствовали события после недолгой радости после помилования Биби. Партия заключила с правительством соглашение, согласно которому власти не станут возражать против обжалования оправдательного приговора христианки. Муж Биби просит политического убежища на Западе, а адвокаты женщины спешно вылетели в Европу, опасаясь за свою безопасность. Лидер ТЛП Хадим Ризви уже заявил, что он и его сторонники готовы отдать свои жизни, но не сдаться в борьбе за приведение в исполнение приговора Асии.

«Зачистки» христиан

В последние годы в мире произошел ряд вопиющих случаев насилия в отношении христиан. 14 апреля 2014 года группа нигерийских боевиков «Боко харам» во время атаки на деревню Чибок похитила около 300 девочек. Все они – христианки. 53 заложницы сумели бежать из плена, судьба остальных до сих пор неизвестна. В интернете появлялось фото пленниц в мусульманской одежде. По одной из версий, их держат в качестве сексуальных рабынь и заставляют принять ислам.

2 апреля 2015 года боевики исламистской группировки «аль-Шабаб» совершили нападение на университет в городе Гарриса в Кении. В результате были убиты 147 человек и ранены 79. Заложников-мусульман террористы отпускали, а тех, кто называл себя христианами – казнили. «Зачистки» по религиозному принципу известны по зверствам боевиков ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация – прим.авт.), уничтожавших верующих на Ближнем Востоке.

Из самых свежих и печальных «хроник притеснения» можно отметить расстрел автобуса террористом в Египте, где жертвами оказались семеро христианских коптов. В индийском штате Джаркханд толпа радикальных язычников захватила протестантский храм, сбила крест с крыши и провела обряд «очищения». Теперь местная церковь будет использоваться последователями анимистической религии для богослужений по своему «уставу». А с севера Мьянмы правительство без объяснения причин выселяет священников, монахинь и учителей.

К слову, христиане оказываются преследуемыми и дискриминируемыми в странах, где вера во Христа считается традиционной. Так, директор школы штата Виргиния запретила упоминать имя Иисуса Христа в песнопениях рождественских псалмов. А в соседней Украине идут открытые гонения на православных христиан со стороны раскольников УПЦ КП. Приходы Московской Патриархии захватывают, священников и прихожан избивают.

Преследование христиан в Африке

Защитить христиан мира

Примерно в 10% стран мира, где растут религиозная неприязнь и ограничения, пропагандируются националистические взгляды.

«Шестнадцать процентов стран, отмеченных в отчете, организовали социальные группы, которые использовали националистическую риторику против религиозных меньшинств в стране», – отметила исследователь центра Pew Катаянг Киши.

Глава ОВЦС Митрополит Иларион (Алфеев) считает, мир стоит перед необходимостью создания глобального и эффективного механизма защиты прав христиан в мире:

«Мы убеждены, что все государства призваны обеспечить людям гарантированную возможность свободно исповедовать свою религию, воспитывать детей в христианской вере и открыто представлять и защищать свою позицию в публичной сфере, не подвергаясь гонениям».

«Будете ненавидимы всеми за имя Мое…»

Господь предупреждал Своих учеников о предстоящих гонениях еще во время земной жизни. «Вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах» (Мф. 13:9) – говорит Спаситель. Падший мир враждебен христианам и ошибочно полагать, что он постоянно будет казаться сказкой.

Гонения – это очень обширный термин, в который можно вместить как и насилие с последующим лишением жизни, истязания и заключения, так и обычные «бытовые» проявления, когда верующий человек неудобен, а его убеждения оказываются занозой в сердце безбожников.

Христиане – свет миру, но этот свет приятен далеко не каждому. Люди по природе своей предпочитают жить внешним, но панически боятся заглядывать внутрь себя и признавать очевидные факты собственного несовершенства. Вечные ценности любви, добра, мира гораздо проще заменить низменными характеристиками денницы. Сердца, в которых победила тьма, неизбежно будут совершать попытки навредить последователям Истины. Но в этом – спасение. Мы ведь прекрасно помним, как окончил Свой земной путь Иисус Христос: гонимый, унижаемый, замученный на кресте.

Но сердце человеческое ищет правды, а потому защита тех, кто в ней нуждается – гонимых христиан – естественное веление души, ведь в этом также реализуется жертвенность, стремящаяся помочь оказавшемуся в беде человеку. Вера в Промысел Божий, горячая молитва и реальные действия – все это может помочь миллионам наших братьев, страдающих за Христа по всему миру.

3. История гонений. Классификация

3. История гонений. Классификация

Теперь уже выходит из употребления державшаяся прежде схема, по которой гонений насчитывалось 10. Эта цифра не имеет под собою твердой исторической почвы (их можно насчитать и больше и меньше). Появилась она довольно давно, но только потому, что число гонений хотели приурочить к 10 казням египетским или 10 рогам апокалипсического зверя. Далее, точно определить особенности преследования христиан в каждое известное царствование затруднительно. Но в общем все согласны, что христиане первоначально жили под покровом дозволенной иудейской религии и, как такие, со стороны правительства преследованию не подвергались. Это положение дела сменилось при Траяне тем, что христиане были признаны последователями религии недозволенной и в принципе объявлены подлежащими наказанию, но инициатива преследования предоставлена государством самому обществу. Наконец, последний период гонений, с Декия, характеризуется тем, что само правительство принимает на себя почин в преследовании христиан. Таким образом, история гонений на христиан распадается на три периода: первый простирается до времени Траяна, второй — до Декия, третий — до конца гонений.

Похожие главы из других книг

Классификация животных в Библии

Классификация животных в Библии В Библии упоминается по меньшей мере 160 различных животных, и их описания, которые можно идентифицировать, вполне соответствуют тому, что мы знаем об этих животных сегодня.Конечно, идентификация многих животных представляет определенные

1.5. Классификация религиозных систем

1.5. Классификация религиозных систем К настоящему времени известны сотни и тысячи разнообразных религиозных форм, прошедших через нашу цивилизацию и продолжающих существовать ныне. Их детальная классификация — дело трудное и не особо нужное, поскольку достаточно

1. Причины гонений

1. Причины гонений 1.1. ПолитическиеПреследований почти не было, пока власти смотрели на Церковь как на разновидность иудаизма, который считался позволительной религией (Religio licita). Но лишь только быстро растущее христианство отделилось, оно уже могло рассматриваться как

Классификация колесниц

Классификация колесниц В классической буддийской литературе упоминаются различные системы теории и практики. Такие системы по-санскритски называются “янами” (“колесницами”). Существуют, например, различные колесницы людей и божеств помимо буддийских колесниц, а также

Классификация Тантр

Классификация Тантр Согласно Тантре ваджрной палатки, существуют четыре класса тантр. Но только в Тантрах высшей йоги уникальные особенности тантры представлены исчерпывающим образом. Следовательно, низшие Тантры можно рассматривать как ступени, ведущие к уровню

3:1 — 4:31 3. Начало гонений

3:1 — 4:31 3. Начало гонений Лука нарисовал идиллическую картину ранней христианской общины в Иерусалиме. Ее члены, получив прощение и дар Духа, пребывали в учении Апостолов, поклонялись Богу, заботились друг о друге и свидетельствовали тем, кто еще находился вне круга их

II. ЭПОХА ГОНЕНИЙ

Размах гонений

Размах гонений С V века принято считать, что великих гонений было десять: при Нероне, Домициане, Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Максимине Фракийце, Деции, Валериане, Аврелиане и Диоклетиане[22]. Считалось, что символом этих десяти гонений могут служить десять казней

(А) Классификация

(А) Классификация Начнем с понятий «письмо» (англ. letter) и «послание» (англ. epistle). Они часто используются как взаимозаменяемые, но Адольф Дайсман (Adolf Deissmann), чья книга Light from the Ancient East (2d ed.; London: 1927) помогла осознать значение греческих писем на папирусе для понимания

Приложение 1 Классификация феноменов

Приложение 1 Классификация феноменов Сначала следует понять, что такое феномен. В буддизме феномен определяется как объект достоверного познания. Это важно помнить, потому что буддийское определение феномена отличается от европейского. Все, что является объектом

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕМОНОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕМОНОВ Среди демонологов пока не нашлось своего Линнея, который создал бы исчерпывающую и общепринятую классификацию инфернальных тварей. Что же касается имеющихся вариантов, то они столь же разноречивы и несовершенны, как и попытки установить точное

3. История гонений. Классификация

3. История гонений. Классификация Теперь уже выходит из употребления державшаяся прежде схема, по которой гонений насчитывалось 10. Эта цифра не имеет под собою твердой исторической почвы (их можно насчитать и больше и меньше). Появилась она довольно давно, но только

§ 5. Естественная классификация

§ 5. Естественная классификация После всего сказанного, после стольких усилий, затраченных на утверждение позитивистского смысла новоевропейской физики, воплощённого как в её логике, так и в её истории, будет очень странным узнать следующий тезис Дюгема: «По мере своего

95. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

95. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Пророчица Вёльва, пробужденная из глубокого сна Одином, чтобы открыть богам начало и конец мира, провозглашает:[1066] Великанов я помню, рожденных до века, породили меня они в давние годы; помню девять миров и девять корней и древо

Стойкость в дни гонений

Стойкость в дни гонений Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285–305 годы). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все

Классификация страстей

Классификация страстей Определение страсти По объяснению епископа Варнавы (Беляева): «Страсть — это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к

Ссылка на основную публикацию