Гора Синай: где находится и как доехать, святыни, история и описание

Как добраться до монастыря святой Екатерины на Синае самостоятельно

Большинство наших туристов едут в Египет ради пляжного отдыха. Это совсем не плохо. С красотой Красного моря вряд ли что-либо может конкурировать. Какое бы побережье, Хургады или Шарм-эль-Шейха, вы ни выбрали, теплое и ласковое море вы будете вспоминать с любовью и благодарностью.Но не будем забывать, что Египет – это не русская колония, как мы привыкли думать, то и дело натыкаясь на собственных соотечественников.

Египет – это другая страна, другая история, другая ментальность. Это пространство чужой страны, где много нового, познавательного и интересного. Давайте оставим наши стереотипы и попробуем проявить к Египту такой же интерес, как, например, к Греции.

Другое дело, что предлагаемые экскурсии не всегда нас устраивают. Конечно, жертвы многочасовых автобусных переездов в Каир или Луксор по жаре вряд ли оправданы ради поверхностного просмотра египетских достопримечательностей в формате группового галопа.На самом деле, выход из этой ситуации есть. Даже в Египте, с видимым для нас, иностранцев, беспорядочным хаосом, можно вполне комфортно и безопасно перемещаться, минуя услуги ненавидимых нами гидов. Для этого достаточно рассчитать маршрут и взять билет на правильный поезд. На территории материкового Египта от Александрии через Каир и Луксор до самого Асуана очень удобные ночные переезды в комфортабельных европейского уровня поездах, которыми очень активно пользуются иностранцы.

А можно ли самостоятельно организовать свое путешествие по Синайскому полуострову? Будет ли такой тур комфортным, безопасным и недорогим?

Синайский полуостров не имеет больших мегаполисов, и даже крупные по синайским меркам города не совсем соответствуют нашему представлению о такого рода административной единице.

Столица провинции Южный Синай – это

Эль Тур (1).Однако самым большим и развитым городом является туристический Шарм-эль-Шейх (2), претендующий на звание мирового курорта.

Дахаб (3) – второй по значимости и популярности туристический центр, собирающий дайвингистов со всего мира.

Нувейба (4) представляет интерес как место, через которое проходит шлюз в Иорданию. От Нувейбы до самой Табы путешественнику остановиться негде. В этих местах имеются только бедуинские поселения.

Таба (5) – это единственное место, где можно пересечь границу с Израилем и попасть в еврейское государство. В центральной части Южного Синая расположены знаменитые синайские горы. Среди них прячется небольшое поселение – городок, или скорее деревня,

Санкт-Кэтрин (6) для европейцев и Эль Милга для местных. Именно здесь, в одном километре от его центра, и находится монастырь святой Екатерины и гора Синай. Эль Милга заселена бедуинским племенем Джабелия, основной род занятий которого – обслуживать туристов и экскурсии. Есть на Синае еще несколько населенных пунктов: Вади Фейран, Серабит эль Хадим, Абу Зенима, Рас-Судр. Но эти места вряд ли будут представлять какой-либо интерес и возможность их посетить для туристов.Главная достопримечательность Синайского полуострова – это коптский монастырь святой Екатерины и примыкающая к ней гора Моисея, или гора Синай. Это древние святыни, которые почитают не только в христианском мире. Тут молятся Богу и мусульмане, и буддисты. О монастыре Святой Екатерины мы уже рассказывали здесь.

Что интересного предлагает деревня Санкт-Кэтрин (Эль Милга)?

Но знаете ли вы, что в округе имеется около двухсот других религиозных объектов – монастырей, церквей и развалин византийских монашеских поселений? Не стоит воспринимать понятие “развалины” как груду старинных каменных останков, в которых уже не угадываются очертания былых сооружений. Развалины – это разрушенные святыни, в которых ведутся коптские службы и куда обязательно наведываются паломники.

И, наконец, именно тут можно без страха и опасения пообщаться с бедуинами, узнать об их древней культуре. Бедуинское племя Джабелия уже осело, перестало кочевать по синайской пустыне и прекрасно сочетает свои бедуинские традиции с земледелием. Вокруг поселения ухоженные сады и плантации лекарственных растений. Кстати, бедуины организовали небольшой заводик по переработке своих трав. Тут можно приобрести разные чаи, мази и масла, созданные на основе бедуинских трав. Вечером бедуины не оставят вас в одиночестве. Вас обязательно пригласят к бедуинскому костру, угостят бедуинским ужином и повеселят бедуинскими рассказами.

Как доехать до монастыря святой Екатерины?

Из Каира. Каждый день с главного автовокзала TurgmanGarageв 10-30 утра отходит автобус. У этого же автобуса остановка на автовокзале в Суэце, и если вы находитесь в этом районе, то на каирский автобус можно подсесть в 14-00. В Санкт-Кэтрин вы прибудите в 18-00.

Из Шарм-эль-Шейха. Здесь можно воспользоваться новым сервисом, который предоставляет BedouinBus. Эта фирма запустила два минибаса. Один выезжает из Дахаба, второй из Нувейбы. Они тоже довозят пассажиров до центра городка Санкт-Кэтрин.

Из Хургады. Самый кратчайший путь паромом через Красное море в Шарм-эль-Шейх, а оттуда минибасом.Иных вариантов для самостоятельного переезда я не знаю. Разве что такси или какой-либо личный транспорт.Если вы рискнете отправиться в Эль Милгу самостоятельно и остановитесь здесь на два-три дня, то не только не пожалеете, но и получите колоссальное впечатление. О том, где можно остановиться, мы расскажем в следующей статье.

Гора Синай: где находится и как доехать, святыни, история и описание

Синай и его святыни

В наши дни уже стало традицией совершать паломничество на Синай. Синайский полуостров находится на территории Египта и разделяет два материка — Азию и Африку. Полуостров представляет собой гористую пустыню с резкими перепадами дневной и ночной температуры, малым количеством дождей и практически непригодными для возделывания землями.

Главной святыней Синая является монастырь святой Екатерины, находящийся в местечке Хорив у подножия горы пророка Моисея (по-арабски Джабль Мусса). Рядом располагается другая известная гора — св. Екатерины (Джабль Катарина). Это две самые высокие вершины Синая. Они также считаются важнейшими духовными и историческими местами полуострова.

Синай имеет особое значение в библейской истории.

Именно здесь примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова на пятидесятый день Исхода еврейского народа из Египта в Землю Обетованную пророку Моисею были даны десять заповедей Господних и другие церковные и гражданские законы, правила богоугодной жизни, записанные впоследствии в книги. Так появилось Священное Писание, известное как Ветхий Завет.

Как повествует Библия, пророк Моисей восходил на гору, беседовал с Богом и получил скрижали Завета. Гора сотрясалась и дымилась, слышались трубные звуки и сверкали молнии. Вокруг была проведена черта. Даже животные не могли приблизиться к ней, чтобы не быть убитыми. Весь народ пребывал в великом страхе и трепете…

Ещё в первые века христианской эры монахи-отшельники, селившиеся тогда во множестве на Синае, с Божией помощью отыскали основные места и стоянки, связанные с Исходом, и то место, где евреи перешли Красное (Чермное) море, а войско фараона потонуло.

Монастырь в честь св. Екатерины уникален и неповторим во всех отношениях. Просуществовав около полутора тысяч лет, он почти не менялся в течение всего этого срока. Монастырь окружён мощной крепостной стеной и действительно напоминает крепость. Бурная и трагическая история человечества почти не коснулась этой обители. Через Синай проходило множество завоевателей, и все они оказывали монастырю покровительство. Мусульмане, крестоносцы, мамелюки, армия Наполеона, египтяне и израильтяне проявляли к обители уважение, одаривали различными привилегиями и заботились о её безопасности.

Когда-то сам Мухаммед, основатель исламской религии, пообещал защиту монастырю. Он принял синайских монахов, обеспокоенных набегами, и настолько восхитился их жизнью и верой, что дал им специальную охранную грамоту, так называемый фирман Мухаммеда, который предоставлял монастырю особое покровительство на все времена.

В музее монастыря хранятся не только старинные иконы и различные реликвии, но и документы, свидетельствующие о покровительстве обители различными правителями и завоевателями.

Монашеская община образовалась здесь в начале IV века. К этому времени относят и строительство первой церкви в честь Пресвятой Богородицы, которая была воздвигнута в период царствования равноапостольных Константина и Елены. В VI веке византийский император Юстиниан повелел обустроить на Хориве монастырь и выделил особую армию для личной охраны строителей и иноков. Со временем воины этой армии смешались с местными бедуинами, однако до конца своих дней они остались верными императорскому приказу заботиться о монастыре и безопасности его монахов.

Бедуины племени Джабалие и сегодня живут вблизи монастыря, зарабатывая на жизнь оказанием различных услуг паломникам и туристам.

В VI веке Синайский полуостров был признан независимым архиепископством, а его духовный глава — настоятель упомянутого монастыря — возведён в сан архиепископа, подчиняющегося лишь Иерусалимскому Патриарху. До сих пор монастырь сохранил свой независимый статус — автокефалию, и его настоятель имеет епископское звание.

В византийскую эпоху Синай получил статус провинции и назывался Третьей Палестиной.

…Дорога к монастырю проходит безлюдной пустынной местностью. Вокруг безкрайний сероватый песок и невысокие горы такого же цвета с сизоватым или красноватым оттенком. Вблизи дороги попадаются немыслимо убогие жилища бедуинов: обтянутые рваной материей или плёнкой деревянные или каменные столбики, сверху ничем зачастую не прикрытые. Около них обычно пасутся такие же неприглядные овцы желтоватого цвета, иногда можно видеть и верблюдов. Однако возле Красного моря налицо уже признаки современной цивилизации: строятся отели и всё, что необходимо для современного отдыха.

Имеется историческое повествование о паломничестве русского путешественника из Святой Земли на Синай в XIV–XV вв. Наш соотечественник был довольно богатый человек. Он нанял караван из тысячи верблюдов и шёл до Синая 15 дней. Такое сопровождение в те времена было отнюдь не роскошью. Ведь через пустыню проходило немало воинственных отрядов сарацин…

В наше время путешествие на Синай по сравнению с прежними веками можно назвать лёгкой прогулкой. Не помеха и 50—60-градусная жара: паломнический и туристический транспорт оборудован кондиционерами и прочими удобствами.

Во время пребывания нашей паломнической группы на Синае с помощью переводчика мы ознакомились с достопримечательностями и историей монастыря и приложились к мощам святой великомученицы Екатерины. В обители хранятся древние иконы V–VI вв. Во дворе в специальном ограждении находится куст Неопалимой Купины, возле которого Моисей беседовал с Богом. Как гласит Священное Писание, куст этот горел огнём и не сгорал.

Неопалимая Купина находится за алтарём главного храма. Изначально она росла на месте алтаря. Её пересадили, когда строили храм. В Библии повествуется, что пророк Моисей слышал голос из горящего тернового куста, повелевающий ему снять обувь, поскольку эта земля святая. По этой причине священники, входящие в алтарь, снимают обувь.

В монастыре сохранился колодец, откуда брал воду будущий вождь еврейского народа, когда пас стада овец своего тестя священника Иофора.

Богослужение совершается по древним канонам. Пение очень простое. Попеременно поют двое монахов на разных клиросах.

Несмотря на крепостные стены и покровительство многих властей, монастырь в древности часто подвергался набегам местных бедуинских племен. В конце концов монахи нашли пути взаимоотношений с нападавшими: варили пшеничную кашу и спускали ее в специальных кожаных мешках по стенам голодавшим кочевникам. И в настоящее время возле монастыря кормится немало арабов и бедуинов.

На самой вершине Екатерининской горы находится церковь в честь св. вмц. Екатерины. Именно на этом месте в IX веке монахи обрели мощи святой. По преданию, их принесли из Александрии на эту гору ангелы. Останки св. Екатерины были с почестями перенесены в один из монастырских храмов, после чего и гора, и обитель стали называться её именем.

С благословения настоятеля монастыря архиепископа Синайского православным священнослужителям разрешается совершать богослужения в двух этих храмах на вершинах гор. Монастырь обеспечивает желающих послужить во славу Божию всем необходимым: богослужебными сосудами, вином, просфорами.

Днём идти на гору Моисея из-за большой жары очень трудно. А ночью в горах бывает довольно прохладно, поэтому приходилось брать с собой тёплые вещи. Восхождение мы начали в десять часов вечера. Идти было довольно тяжело. Жаркий воздух, поднимающийся из пустыни, перехватывал дыхание.

Путь до вершины вполне обихожен. По пути следования встречается немало освещённых киосков. Они работают даже в ночное время. Там продают воду, сувениры и сладости. На небольших стоянках находятся погонщики верблюдов вместе со своими питомцами. Предлагают за пятнадцать зелёненьких довести на своём «транспорте» почти до вершины горы.

Ежедневно гору пророка Моисея посещают десятки паломнических и туристических групп. Встретить рассвет на вершине стремятся люди со всего мiра. Бытует такое поверье, что тому, кто встретит здесь рассвет, отпустятся все грехи…

Едва начало светлеть небо, мы подошли к храму Святой Троицы, пропели праздничные песнопения и отправились в обратный путь. Рядом с храмом находится памятная скала. На ней словно след от ожога. Внутри этой скалы сохранилась пещера, где пророк Моисей беседовал с Богом, видел Славу Господню и получил скрижали Завета.

…Спускались мы по монашеской тропе. По пути следования проходили памятные места: храм в честь пророков Божиих Илии и Елисея, где сохранилась пещера, в которой скрывался пророк Илия, преследуемый разгневанной царицей Иезавелью, обозревали предполагаемое место, где евреи сделали золотого тельца, когда Моисей находился на горе и беседовал с Богом…

Читайте также:  Подавать ли милостыню: можно ли давать и как правильно это делать, что говорить и какой рукой подавать

Следует сказать, что известность Екатерининской горы намного меньше, да и высота её составляет 2642 метра. Однако шли мы на эту гору более спокойно, на всём пути нашего подъема и спуска никто нам не встретился. Наконец, с Божьей помощью добрались до вершины, вошли в низенький храм, разделённый на три небольших помещения. В нём есть всё для богослужения и проживания: богослужебная комната с алтарём, трапезная, уголок, где можно немного отдохнуть. В алтарной части храма из пола выступает камень с небольшой вмятиной. Как раз на этом месте и были обретены мощи святой великомученицы Екатерины.

Несмотря на безсонную ночь и долгий нелёгкий путь, усталости почти не ощущалось. Душевная радость, неземная красота гор и несказанная благодарность Богу — вот что запечатлелось в памяти после этого восхождения.

Святые места на горе Синай

Путеводитель по Святым местам на горе Синай

Монастырь святой Екатерины

Монастырь св. Екатерины — мужской, греческий. Управляется архиепископом, он же глава Синайской автономной Церкви. Монастырь расположен в ущелье Вади Шуед между горами Моисея (Хорив) и Св. Епистимии на высоте около 1500 м над уровнем моря. Обитель была основана в VI веке, и с тех пор монашеская жизнь в ней не прекращалась.

Св. Екатерина, в честь которой назван монастырь, жила в Александрии Египетской и славилась своей красотой и мудростью. В 18 лет Екатерина всем сердцем уверовала во Христа и однажды в видении получила из Его рук перстень, с которым не расставалась всю жизнь. Когда в 537 году монахи нашли ее св. мощи, то узнали их по знаменитому кольцу на руке. По старинному обычаю монахи дарят паломникам, прикладывающимся к мощам великомученицы, серебряные колечки с монограммой св. Екатерины “АК” (Святая Екатерина по-гречески «Agia Katerina»). В монастыре находится одно из ценнейших в мире собраний древних рукописей и икон, хранятся мощи многих святых.

Придел на месте явления Неопалимой Купины. Маленькая церковь на этом месте была построена по распоряжению св. царицы Елены в IV веке. Ее престол был поставлен на месте того тернового куста, который пророк Моисей увидел горящим и несгорающим и откуда услышал глас Божий. Терновник (как и некоторые другие виды деревьев) способен выпускать новые ветви от старого корня. Вот почему ветви Неопалимой Купины и ныне растут в нескольких метрах от алтаря за стеной храма. В VI веке вокруг этой церкви были возведены мощные стены монастыря св. Екатерины.

В том же веке к церкви Неопалимой Купины была пристроена большая базилика Преображения, таким образом, что придел Неопалимой Купины был соединен с алтарной частью нового храма. В придел ведут два входа – из алтаря храма Преображения и снаружи, через отдельную дверь в северной стене храма. В память о том, что Господь открыл Моисею святость этого места, до сих пор перед входом в придел Неопалимой Купины паломники снимают обувь.

Базилика Преображения – центральный храм Монастыря – была построена в течение 10 лет с 542 до 552 года и после этого существенно не перестраивалась. Уже четырнадцать столетий стоят гранитные стены храма, два ряда массивных колонн, кровля с кипарисовыми стропилами. С VI века сохранились и высокие четырехстворчатые внутренние двери из ливанского кедра, украшенные искусной резьбой. В алтарной части храма находится прекрасная мозаика Преображения VI века. В XI веке к базилике был пристроен притвор. На его дверях XI-XII веков, подобных внутренним дверям VI века, вырезан ряд гербов крестоносцев. В притворе в наше время помещены наиболее ценные иконы из собрания Монастыря. Иконостас для храма Преображения с большим распятием наверху был изготовлен в 1612 году на острове Крит; в 1675 году деревянный иконостас был позолочен.

В 1714 году году в храме был положен мраморный пол. Также в XVIII веке был сделан деревянный потолок, украшенный позолоченными звездами. В 1871 году к базилике была пристроена четырехъярусная колокольня. В правой части алтаря храма Преображения хранится мраморный ковчег с мощами святой великомученицы Екатерины. Мощи мучеников, убитых в Синае и в Раифе, замурованы в стене южного придела, посвященного их памяти. Крышу базилики поддерживают 12 массивных колонн, по числу месяцев года. На каждой висит написанная в XII веке икона святых, память которых празднуется в соответствующем месяце. В основаниях колонн покоятся мощи этих святых.

Колодец Моисея находится к северу от храма Преображения. Этот колодец был выкопан задолго до основания Монастыря. По преданию, именно здесь Моисей, бежавший из Египта, встретился с семью дочерьми Иофора (Рагуила). Внутри Монастыря к западу от храма Преображения расположена мечеть с минаретом, построенная до 1381 года. Она предназначалась для мусульманских паломников, заходивших на Синай по пути в Мекку.

Монастырские стены имеют высоту от 10 до 20 метров и толщину от 2 до 6 метров. Крепостные стены были построены вокруг Монастыря в VI веке из крупных обработанных гранитных плит. Древняя кладка сохранилась в юго-западной и юго-восточной стенах Монастыря; северная стена несколько раз перестраивалась. В 1797 году во время бури наружная часть северо-восточной стены обрушилась до половины.

В 1798 году, после захвата Египта армией Наполеона, генерал Клебер по просьбе монахов послал на Синай работников, которые восстановили и укрепили стены; дополнительно была возведена круглая восточная башня.

Из-за постоянных нападений кочевников еще в древности единственный вход в Монастырь (в северозападной стене) был заложен камнями. Рядом с ним был выкопан подземный ход в сад. Во второй половине XIX века в стене рядом с замурованными воротами был проделан узкий и низкий проход с тремя дверями, окованными толстым железом, он и сейчас служит единственным входом в Монастырь. В северо-восточной стене сохранился деревянный ворот и кронштейн, которые использовали для подъема и спуска людей и грузов в те века, когда ворота Монастыря были заделаны.

Церковь Успения Богородицы расположена перед входом в Монастырь. В нижнем ярусе храма находится склеп. По греческой традиции умершего монаха хоронят в одной из могил, вырытых в саду перед входом в Монастырь. Через несколько лет кости вынимают из земли, обмывают в вине и елее и перекладывают в находящийся рядом склеп. У северной стены склепа отдельно сложены сотни черепов монахов, кости их лежат в центральной части храма.

Рабы монастыря. В VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана для защиты Синайского монастыря были посланы двести семей рабов родом из Румынии и Египта. Их поселили вблизи Монастыря. В VII веке среди этих рабов, многие из которых были христианами, стал распространяться ислам. Около 648 года произошли кровопролитные столкновения между рабами мусульманами и христианами. Победу одержали мусульмане, и рабы-христиане были вынуждены либо бежать, либо принять ислам. В течение веков монастырские рабы переняли язык и обычаи местных бедуинов, однако полной ассимиляции не произошло. Потомки этих рабов и поныне выполняет работы для Монастыря.

Гора Синай (Хорив).

На вершине горы Хорив Моисей получил от Бога каменные скрижали с начертанными на них десятью Заповедями. Гора имеет несколько названий; местное население называеи её Джебелъ Муса, т.е. Гора Моисея, Монахи обители зовут её святой вершиной. В Библии употребляются два названия горы Моисея – как Синай, так и Хорив. Авторы последних веков называют вершину горы Моисея – Синаем, а хребет этой горы – Хоривом.

На Хориве расположено несколько скитов и церквей, относящихся к монастырю св. Екатерины. Скиты и церкви в окрестностях Синайской горы закрыты и обнесены крепкой оградой.

Только иногда их посещают монахи из монастыря св. Екатерины. Паломники и туристы, приезжающие на Синай, стремятся подняться на эту гору. Существуют два главных пути восхождения. Наиболее простая, широкая и пологая тропа была проложена в XIX веке. Многие поднимаются по ней на верблюдах в сопровождении проводников-бедуинов. Продолжительность пешего подъема по ней от Монастыря до вершины Синая – от 2 до 4 часов. Другая – древняя тропа – проходит по каменным ступеням, проложенным по круто поднимающемуся вверх ущелью напротив Монастыря. Для неподготовленных людей такой подъем может быть утомительным, и в таком случае этим путем можно воспользоваться при спуске с горы.

Церковь Богоматери Икономиссы (Домостроительницы). На середине пути стоит небольшая церковь Богоматери Икономиссы, построенная в память явления на этом месте Божией Матери эконому Монастыря и ее чудесной помощи Монастырю.

Выше церкви тропинка проходит через две древние каменные арки, установленные в узких проходах в скале.

Существует предание, что во времена расцвета монашества на Синае на этой лестнице было десять таких арок – по числу заповедей; у каждой сидел монах и принимал покаяние в грехах, относящихся к одной из десяти заповедей. Паломник Василий Гогара, посетивший Синай в 30-х годах XVII века, встретил на этом пути три арки с железными дверями, за проход через которые бралась плата. Другие сообщали, что для прохода через арки к вершине Хорива требовалось свидетельство Монастыря об исповеди.

Церковь Илии и Елисея. Выше арок на уровне 2137 м ступени выходят к запруженному озеру. Рядом с озером находятся церковь во имя пророка Илии и пророка Елисея и колодец с питьевой водой. Церковь была построена грузинским царем Давидом II (1089-1125 гг.) над пещеркой, в которой, вероятно, скрывался пророк Илия (III Книга Царств, 19). До пятнадцатого века в этом месте жили грузинские монахи, а с XVI века кельи, построенные вокруг церкви пророка Илии, пустовали. Слева от озера продолжается путь к главной вершине горы, а справа начинается дорожка, идущая вдоль хребта Хорива.

Существует обычай подниматься на гору Моисея к восходу солнца. Туристы и паломники взбираются на гору либо вечером, либо в течение ночи с фонарями. На вершине постоянно дует сильный холодный ветер. С вершины Хорива открывается прекрасная панорама Синайских гор. На юго-западе высится гора св. Екатерины, на северо-востоке – гора св. Епистимии.

Церковь Св. Троицы находится на вершине горы Синай (2285 м). Регулярных богослужений здесь нет. Впервые на этом месте церковь была построена преподобным Юлианом в IV веке. Затем, при византийском императоре Юстиниане I в 532 году на этом месте был воздвигнут новый храм, разоренный арабами в 1782 году.

Церковь была заново сложена из камней древнего храма в 1931-1934 годах.

Рядом с церковью находятся остатки небольшой мечети, предположительно XVI века. Под мечетью – маленькая пещера между камней, которая, по преданию, служила пристанищем Моисею (Исход, 33).

Тропа вдоль хребта горы Хорив. Спустившись с вершины горы к озеру, можно или вернуться в Монастырь по тропе, или выйти на дорожку, идущую вдоль хребта горы Хорив до сада и источника (13). От этой дорожки отходят тропинки к монастырским садикам и небольшим храмам во имя Иоанна Крестителя, святой Анны, Положения пояса Богоматери и святого Пантелеймона. Заканчивается тропинка у сада с колодцем.

Гора св. Екатерины

Паломники и путешественники издавна стремились подняться также на вершину горы св.Екатерины (высота 2642 метра над уровнем моря), где были обретены мощи святой великомученицы Екатерины.

Продолжительность пешего пути от Монастыря до вершины горы – 5-8 часов в один конец. Гора св. Екатерины отделена от Монастыря горой Хорив, которую обходят обычно с запада по ущелью Вади эль-Ледж. До начала этого ущелья можно подъехать на машине. Далее надо идти по широкой тропинке по дну ущелья вдоль нескольких огороженных монастырских садов.

На схеме нижеописанные церкви не видны, так как путь идет по дну ущелья, и его закрывает гора Хорив.

Желающим подняться на гору св. Екатерины рекомендуется взять в монастыре проводника.

Церковь свв. апостолов Петра и Павла. В самом начале ущелья находятся остатки заброшенного монастыря с церковью святых апостолов Петра и Павла. Слева от дорожки можно видеть большой камень, в который, по преданию, Моисей ударил жезлом и извлек воду. На камне насчитывают 12 отметок (углублений), связываемых с числом колен Израилевых.

Церковь преподобного Онуфрия расположена выше по ущелью. Время ее первоначальной постройки неизвестно, она была перестроена в 1676 году.

Церковь 40 мучеников Севастийских. Пройдя ещё немного, справа от дороги вы увидите ограду большого сада Эль-Арбаин. Здесь расположен бывший монастырь с церковью 40 мучеников Севастийских и древний мраморный колодец с питьевой водой (от главных ворот направо ок. 50 м). Церковь была построена в IX-XIV в. и перестроена около 1676 г. Кельи монахов восстановлены в 1708 году.

Начало подъема на вершину. За садом – небольшое бедуинское селение, от которого начинается подъем на вершину. Тропа, ведущая на вершину горы Св. Екатерины была укреплена в сере дине XIX века. До этого времени путь на вершину горы был обозначен только приметными камнями. Тропинка поднимается сначала по левому (восточному) склону над селением и уходит вглубь ущелья. Вскоре тропа переходит на правый (западный) склон, петляет и быстро набирает высоту.

Читайте также:  Стояние Зои: правда или вымысел, факты и история чуда 1956 года, экранизации

Родник Голубичная вода. Поднявшись по правому склону ущелья, тропинка разделяется на две: нижняя тропа заходит к каменной площадке, у родника Майян еш-Шуннар или Голубичная вода. Согласно преданию, когда монахи поднимались на вершину горы, на которой им предстояло обрести мощи св. Екатерины, они почувствовали нестерпимую жажду. Когда же они решили повернуть обратно, то увидели перед собою дикого голубя, пьющего воду между камней, там оказался источник вкусной холодной воды. После родника нижняя тропинка соединяется с основной тропой.

После продолжительного подъема по правому склону ущелья тропа выходит к седловине на широком гребне горы Хамр. Отсюда открывается вид на вершину горы св.Екатерины. Тропа поднимается к отвесным скалам, где вырублены каменные ступени, ведущие к самой вершине.

Церковь на вершине горы св.Екатерины построена на месте, где были найдены мощи святой Екатерины. Пол церкви – это монолитная вершина горы, на которой сохранился отпечаток тела св. великомученицы Екатерины.

Позднее к церкви были пристроены несколько маленьких келий для отдыха поднимающихся на гору монахов и паломников. Обычно они стоят закрытыми.

Вершина горы св. Екатерины – самая высокая точка не только Синайского полуострова, но и всего Египта, а также соседних стран: Ливии, Туниса, Израиля, Иордании и Кипра.

С вершины горы св.Екатерины можно увидеть Синайскую пустыню, Суэцкий и Акабский заливы Красного моря.

Гора св. Епистимии

Скит во имя св. мучеников Галактиона и Епистимии. С северо-восточной стороны к монастырю св. Екатерины выходят обрывистые склоны горы св.Епистимии. Святые Галактион и Епистимия жили в Финикии во II веке. Галактион был тайным христианином. Обручившись с Епистимией, он убедил ее принять крещение. Они решили хранить девство и принять монашеский постриг. Спасаясь от преследований, они бежали в горы Синая.

Там они стали иноками, Галактион – в мужском монастыре, Епистимия – в женском. Когда св.Галактион был схвачен воинами, отправленными в горы языческим правителем, Епистимия упросила свою игуменью отпустить ее умереть вместе с Галактионом. Они прошли путь страданий и вместе приняли мученическую смерть. В память святых мучеников Галактиона и Епистимии на склоне горы был построен скит, к которому ведет выложенная камнями тропа. Выйти на нее можно с дороги, идущей по дну ущелья Вади Шуед .

Часовня на вершине холма Иофора. К востоку от Монастыря св. Екатерины между Хоривом и горой св.Епистимии расположен каменистый Холм Иофора (Джебель Монея, Мунага или Эль-Мунажа). Существует предание, что на этой горе жил Иофор, мадиамский священник, тесть Моисея, и семь его дочерей. Предполагают, что именно отсюда Моисей увидел вдали горящий терновый куст.

На вершине горы находится часовня, которая хорошо видна от Монастыря и с горы Хорив. Пройти к ней можно по тропинке, поднимающейся серпантином по юго-западной стороне холма.

Стан еврейского народа перед горой Хорив, согласно преданию, был расположен в широкой песчаной долине Вади эр-Раха.

Несколько десятилетий назад здесь был построен туристический городок.

Часовня на холме Аарона. В начале ущелья Вади Шуед, слева от дороги, ведущей к Монастырю, находится небольшой Холм Аарона (Джебель Харун) с часовней наверху. Предполагают, что здесь был установлен золотой телец, отлитый евреями в то время, когда Моисей был на горе Синай (Исход, 31).

Путь к пещере св. Иоанна Лествичника

В верховьях ущелья Вади Фола расположена пещера, в которой знаменитый игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник, живший в VI веке, написал Лествицу – одно из основополагающих произведений святоотеческой аскетической литературы. Путь от Монастыря к пещере св. Иоанна Лествичника может занять 2-3 часа.

От бедуинского поселка Санта Катарин надо идти в западном направлении по дороге, проложенной по левой стороне ущелья.

Монастырь св. Космы и Дамиана. Справа рядом с тропинкой – русло пересыхающего ручья. Перед деревьями монастырского сада – развилка. Левая тропинка сохраняет высоту и вскоре поворачивает в другое ущелье. В нем находится бывший монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана.

Правая тропинка спускается на самое дно ущелья, проходит между оградами двух частей сада и продолжается в прежнем направлении. У огромного камня, стоящего внизу ущелья, тропинка разделяется на две: одна идет немного выше по левому склону, а другая ниже, ближе к пересыхающей речке. К пещере св. Иоанна Лествичника удобнее подойти по верхней тропинке. Перед пещерой находится запирающийся колодец и каменная церковь, построенная в XX веке. Дорога заканчивается у каменного дома с монограммой Монастыря: АК (Святая Екатерина).

Наталья Ермакова, Петр Ремпель

Журнал «Православный паломник» № 1 (3), 2002 г.

Гора Синай в Египте — история и советы по восхождению

Египет принято считать страной пляжного отдыха. Однако сколько удивительных и волнующих душу мест ждёт искателя приключений в этих краях. Одно из них — гора Синай. Ежедневно на гору поднимаются до нескольких сотен человек. Путь их не лёгок, сквозь ночь идут они из безлюдной сухой пустыни по узким тропам на вершину. Узнать чего же они ищут, что ждёт их наверху, поможет история.

История Синайской горы

Согласно поверью, тем, кто преодолеет этот путь и доберётся до вершины, Бог прощает все грехи.

Синай для верующих стал особенным местом. Здесь, на горе среди пустыни, согласно Библии, Господь явился Моисею, говорил с ним и дал десять заповедей — духовных законов, бывших на протяжении многих десятилетий основой нравственности для всех народов.

Доподлинно неизвестно точное расположение описанного в библейской истории священного места. Помимо египетской горы на Синайском полуострове, как минимум ещё три горы в различных государствах — Иордании, Израиле и в Саудовской Аравии претендуют на то, чтобы считаться тем самым, описанным в Библии местом. Однако, благодаря найденным артефактам принято считать, что именно на горе Синай и были получены Моисеем Скрижали Завета. Произошло это без малого 3500 лет назад, но и по сегодняшний день много тайн хранит история.

Гора имеет множество названий — гора Хорив, гора Хар-Синай, Святая гора, гора Божия. И самое употребляемое среди наших соотечественников — гора Моисея. Такое многообразие имён связано с тем, что в этом месте пересекаются три религии — христианская, мусульманская и иудейская.

В Коране существует несколько упоминаний о горе Синай, а мусульмане утверждают, что в этом месте пророку Мусе был вручён завет Аллахом.

Несмотря на отсутствие в Ветхом Завете и Торе конкретных указаний о точном местоположении на карте, со II−III вв. н. э. исповедовавшие христианство отшельники начали заселять эту часть Синая. Почитание же горы как места, названного в Ветхом Завете Исходом, начинается с IV века н. э.

Монастырь Св. Екатерины

Одна из достопримечательностей, расположенная у горы Синай, — монастырь Святой Екатерины, древний и удивительный. Появился он на месте маленькой часовни, которую отдала приказ построить императрица Византии Елена Равноапостольная, мать императора Константина, после того как побывала на Святой горе. В своё паломничество она отправилась, узнав о библейской притче о кусте, воспылавшем при пророке Моисее — Неопалимой Купине.

В 324 году возле Неопалимой Купины императрица Елена поддержала строительство монахами небольшой часовни — капеллы. Со временем, на месте часовни обустроился целый монастырь, обитателями которого были православные греки. Так как монастырь «Неопалимой Купины» часто подвергался набегам племён кочевников, два столетия спустя, в 537 году византийский император Юнистиан I отстроил каменный монастырь в виде укреплённой крепости. В таком виде, с высокими крепостными стенами с бойницами, сохранился он по сей день.

Однако с XI века монастырь Неопалимой Купины переименован в монастырь Св. Екатерины в честь мученицы, родившейся в конце III века. Для христиан это было тяжёлое время — основной религией Египта оставалось язычество, а проповедников христианства преследовали, жестоко пытали и убивали. Но даже ценой своей жизни, становясь мучениками, люди, принявшие и познавшие веру во Христа, несли его слово. Одной из таких просветительниц была красивая, образованная и умная девушка из знатного рода Александрии — Доротея. Приняв христианство, она получила имя Екатерина и посвятила свою жизнь проповедованию.

Находится монастырь на высоте чуть более 1570 метров и считается самым древним в мире христианским сооружением. Он включает в себя более сотни построек и напоминает небольшой городок.

Легенда о Неопалимой Купине

Как уже упоминалось, Неопалимая Купина — это библейский терновый куст.

В Библии (гл. 3, ст. 4, «Исход») описано о том, как Моисей, кочуя с вверенными ему стадами, набрёл на гору Хорив. Там он увидел чудо — пылающий терновый куст. И «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает». Позднее, этот горящий, но не сгорающий куст получил название Неопалимая Купина.

По-латыни Dictamnus albus — «карающий куст» или «куст Моисея». На Руси его знают как ясенец белый. Соцветия куста источают сильный притягательный аромат, но тот, кто дерзнётся сорвать их, рискует получить сильнейшие ожоги рук. А если к кусту в жаркую безветренную погоду поднести горящую спичку, то можно увидеть вспышку голубого пламени. Порой достаточно прямых солнечных лучей для самовозгорания куста. Это связано с тем, что пары эфирных масел, выделяемые растением, окутывают его как одеялом. Достигнув максимально допустимой концентрации, пары масел способны самовоспламеняться. Несмотря на это куст остаётся невредимым.

Долгое время ботаники считали, что это растение — вымысел, пока его не обнаружили на Синайском полуостове. Сегодня увидеть Священный куст возможно на территории монастыря Св. Екатерины. Однако приблизиться к нему разрешено лишь на расстоянии 10 метров, теперь он ограждён метровым забором. Такие меры были приняты после того, как многие туристы пытались сорвать на память и засушить хотя бы листочек с куста Моисея.

Колодец пророка

На территории монастыря сохранилась ещё одна святая достопримечательность — колодец Моисея. Согласно Библии здесь встретил Моисей 7 дочерей мадиамского священника Иофора.

Но и людей, далёких от религии, привлекают Синайские горы с удивительными пустынными ландшафтами.

Восхождение на гору Моисея

Увидеть своими глазами и прикоснуться ко всем этим святыням, встретить рассвет солнца, ощутив себя частью необъятного мира, сотворённого Всевышним, можно поднявшись на гору Моисея.

Находится она на Синайском полуострове, в 130 км от города Шарм-эль-Шейх. Экскурсионные автобусы привозят туристов также из курортов Таба, Дахаб и Нувейба. Добраться можно и самостоятельно, но, в связи с невысокой стоимостью и организованным сопровождением, благоразумнее взять тур с экскурсией.

Чтобы к рассвету оказаться на вершине, подъём на неё начинают в районе двух часов ночи.

Многие задаются вопросом, насколько высока гора Моисея в Египте. Высота её 2300 метров над уровнем моря, однако, пеший путь занимает примерно 700 метров в высоту и пять километров в длину. На преодоление этой дороги уходит чуть менее трёх часов.

От монастыря Святой Екатерины к вершине ведут два направления:

  1. Короткий путь — узкий, тяжёлый, традиционно монашеский и паломнический. Пройти по нему возможно лишь в светлое время суток, тропа его более трудная и крутая. Этот путь пролегает мимо часовни Богородицы и церкви пророка Илии. Пройдя коротким путём, можно увидеть источник, где поил свои стада пророк. Путь состоит из 3750 ступеней из камня, называемых ещё «Лестницы покаяния». Местами ступени вырублены в скале, местами они сложены из валунов, без ограждения.
  2. Длинный путь — более удобный, пологий и широкий. Именно этой тропой поднимаются туристические группы ночью. Местные бедуины предлагают желающим преодолеть путь, практически до вершины, верхом на верблюде. За дополнительную плату, разумеется. Называют его ещё «Верблюжьей тропой». Вдоль этой тропы для отдыха путников стоят скамейки и палатки, в которых продают еду и напитки, а также предлагают одеяла для обогрева замёрзших. Этот «туристический» путь, протяжённостью около 8 километров, огибающий гору по спирали несколько раз, проложили египтяне в XIX веке.

Оба пути недалеко от вершины соединяются. Эти 750 ступеней до вершины называют «Монашеской лестницей». Они огромные и неровные, а поэтому самые трудные. Последний рывок по гигантским ступеням и впереди апогей.

На вершине горы Моисея находятся:

  • Православный храм Святой Троицы;
  • Часовня Богородицы;
  • Колодец пророка Илии и Пещерный Храм;
  • Пещера, в которой Моисей укрывался и ждал Скрижалей от Создателя сорок дней и ночей;
  • Мечеть пророка Мохаммеда.

В ожидании рассвета верующие паломники молятся об отпущении грехов. Но не стоит забывать о том, что прощаются лишь те грехи, в которых раскаиваются искренне.

С вершины горы Моисея можно увидеть ближайшую гору Святой Екатерины. Её пик — самая высокая точка Египта. Высота пика Святой Екатерины — 2629 метров, это на 300 метров выше вершины Моисея.

Читайте также:  Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

Отдохнув, помолившись и сделав множество прекрасных фотографий рассвета на горе Синай, путники отправляются в обратную дорогу.

И тут, при свете дня туристам открываются необыкновенные рельефы, удивительные силуэты и формы некоторых вершин Синайских гор, которые образовались в результате продолжительной ветровой эрозии. Безжизненные пейзажи завораживают и впечатляют.

Экскурсионная программа, как правило, подразумевает посещение на обратном пути монастыря Св. Екатерины, Неопалимой Купины и колодца, вырытого самим Моисеем.

Экскурсия на гору Моисея занимает примерно 18−20 часов. И для того, чтобы восхождение было максимально комфортным, ведь проходит оно в весьма нелёгких условиях, необходимо тщательно подготовиться.

С собой необходимо иметь следующие вещи:

  1. Тёплая одежда. Перед подъёмом на гору необходимо побеспокоиться о защите от ветра и холода. Несмотря на тёплый климат Египта, лучшим решением будет взять непродуваемую куртку с капюшоном. Она защитит от ледяного порывистого ветра в горах. А также не помешают будет тёплая кофта, шапка и тёплые брюки. При посещении храмов открытая одежда недопустима. Тем, кто склонен к потоотделению при физических нагрузках, лучше захватить с собой на смену запасную футболку.
  2. Еда и питьё. Не стоит набирать с собой слишком много еды, много есть вряд ли захочется. А вот вода окажется необходимой.
  3. Фотоаппарат, видеокамера.
  4. Немного денег. Если у вас есть намерение приобрести сувениры со Святой горы, стоит взять с собой немного медных разменных денег. Кстати, здесь можно приобрести необычный камень, названный «Слеза Моисея». С виду это обычный круглый камень агат, но внутри он полый. По преданию, там хранятся слёзы пророка. Он плакал, взывая Бога о помощи, когда водил израильский народ по пустыне 40 лет.
  5. Рюкзак. Удобно передвигаться, сложив туда все необходимые вещи.

Для многих путешествие на гору Синай становится одним из самых удивительных, запоминающихся или даже главным событием в жизни. Но и человека, далёкого от религии, встреча восхода на Святой горе вряд ли оставит равнодушным.

Восхождение на Синай

ФОТОРЕПОРТАЖ

Синай для христианина особое место. Тут Бог явился Моисею, говорил с ним и дал ему Десять заповедей; здесь, в монастыре святой Екатерины у подножия горы, подвизался Иоанн Лествичник – игумен горы Синайской. И сама гора с ее крутыми ступенями – зримый символ подвижничества.

Увы, в наши дни слово «Синай» все чаще звучит в военных сводках и трагических новостях: Синайский полуостров не раз становился ареной военных столкновений с радикальными исламистами, а его северная часть сейчас контролируется боевиками ИГИЛ. Для россиян Синай теперь и место, где прервалась жизнь 224 пассажиров разбившегося лайнера.

Но святое место всегда будет притягивать к себе паломников. Потому что Литургия в храме Святой Троицы на вершине горы Синай – это особое ощущение присутствия Божия.

Протоиерей Игорь Пчелинцев вместе с другими паломниками Русской духовной миссии в Иерусалиме совершил паломничество на гору Синай. Об этом – его фоторепортаж.

Дорога на Синай

Я впервые был на Синае и вообще в Египте. Путь оказался не очень близкий. В 4:30 мы выехали из Тель-Авива.

От границы Израиля до горы Синай – 220 км. Быстроходные египетские маршрутки для туристов преодолевают это расстояние за два часа, но теперь на 200 км приходится 12 блокпостов. Иногда проверяют документы, иногда просто смотрят и подписывают водителю какую-то бумажку типа путевки. Это связано с ИГИЛ. Недалеко отсюда на днях шел бой, и на израильской границе было убито до 50 боевиков ИГИЛ. Но в туристических районах обычно всё спокойно, напряженность существует в Северном Синае (это путешествие совершалось еще до того, как в Северном Синае произошла страшная катастрофа с российским самолетом, унесшая жизни 224 человек).

Путь к Синаю

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Один из блокпостов

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Поселки бедуинов

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Пустыни Синая

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Пустыни Синая

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Корабли пустыни

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Чем ближе к монастырю св. Екатерины, тем суровее

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Поворот к монастырю и поселку

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Рынок бедуинов неподалеку от монастыря св. Екатерины

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Предпоследний блокпост перед монастырем

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Бедуинские дети

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Фото: прот. Игорь Пчелинцев

В монастыре святой Екатерины

Мы прибыли в монастырь святой Екатерины к началу вечерней службы. Разместились в гостинице и пошли на вечерню. Служба не очень длинная, совершает ее иеромонах, в алтарь не входит, всё положенное произносит или перед царскими вратами посреди храма, или со своего места как бы на левом клиросе. Читают и поют антифонно – один иеромонах и один мирянин, стоя в стасидиях напротив друг друга. Еще один иеромонах совершал каждение во время службы.

После вечерни паломникам выносят для поклонения мощи святой Екатерины и раздают на благословение колечки с ее надписанием. Кому одно, кому два, мне досталось три, разных размеров.

Потом все идут к Неопалимой Купине. Прикладываются к месту под престолом другого придела – там, где стоял пророк Моисей. При входе все непременно снимают обувь – в напоминание о библейских словах. Сама Купина находится за алтарем главной базилики монастыря – храма Преображения Господня. К ней сейчас нет прохода, поскольку паломники всё норовили отломить по веточке.

В храме не разрешается снимать, поэтому фото из главной монастырской церкви не будет.

Кстати, со времени своего основания в IV веке и обустройства императором Юстинианом в VI столетии монастырь носил посвящение в честь Преображения Господня, но к XI веку прочно утвердилось название в честь святой великомученицы Екатерины.

После службы и поклонения святыням все перешли в небольшой монастырский музей: тут иконы, древние манускрипты, церковная утварь – историческое наследие. Мне больше всего хотелось посмотреть «живьем» на икону Синайского Спасителя – это моя самая любимая икона Господа. И мы ее увидели! Жаль только, что в лавке не нашлось качественной репродукции ее, всюду искаженные цвета и/или скверное качество печати. А так хотелось иметь ее дома…

Несколько отдохнув после вечерней службы и скромного ужина, прочитав правило к Литургии, мы вышли из монастыря святой Екатерины где-то в 11 вечера.

Надо сказать, что нашей группе, благодаря переговорам отца Леонтия, а он владеет греческим, удалось получить благословение на совершение Литургии на вершине горы. Как сказал благочинный монастыря, выдавая ключи от храма в обмен на наши с отцом Леонтием паспорта и разрешения на служение, полученные от Иерусалимского патриарха Феофила, это скорее исключение, чем правило, да и к тому же в храме не закончен ремонт и нам придется служить в не очень хороших условиях. Но мы были готовы на всё – слава Богу, что получили благословение на службу. Осталось немногое – взойти на гору.

Синай – гора Моисея

Гора Синай, известная еще как гора Моисея или гора Хорив, священное место для нескольких религиозных течений. Это именно то место, где библейский пророк Моисей получил каменные скрижали с заповедями.

Где находится

Гора Синай лежит в центре южной части Синайского полуострова в Египте.

Ближайший населенный пункт – городок Святой Екатерины. Он находится в 3 км севернее вершины горы и окружен скалами.

Общее описание

Гора Моисея расположилась в пустынном гористом районе Синайского полуострова. Её высота 2 285 метров над уровнем моря. Это одна из самых высоких гор в регионе. Совсем рядом (в 4 км южнее) находится самый высокий пик Египта – гора Екатерина (2629 м).

Гора Синай часто упоминается в иудейских, христианских и исламских книгах. В частности о ней говорится в Книге Исхода, Библии и Коране.

Христианские поселенцы пришли в окрестности горы в 3 веке н.э. Грузины приехали на Синайский полуостров в 5 веке, а в 9 веке появилась грузинская колония. Переселенцы возвели здесь церкви. По сей день некоторые грузинские рукописи хранятся на Синае.

Гора Синай

Чем знаменита гора Синай?

Это место приобрело популярность, так как христиане считают, что здесь Моисей получил каменные таблички с десятью заповедями, которые упоминаются в Библии.

Согласно Книге Исхода, Моисей впервые услышал слово Божье из горящего, но несгорающего тернового куста, недалеко от горы Синай. Бог велел ему вывести израильтян из Египта. Моисей убедил фараона отпустить с ним израильтян.

После долгого путешествия люди прибыли к подножию горы Синай. Раздался гром, ударила молния, и Бог призвал Моисея на вершину горы. Там он пробыл в пещере целых 40 дней и 40 ночей. Вернувшись, он передал израильтянам 10 заповедей, данных ему Богом.

Споры вокруг расположения горы Синай

Несмотря на то, что многие считают именно этот пик горой Синай, есть предположения, что на самом деле библейская гора находится в другом месте.

В частности, ранние христианские источники ассоциируют библейскую гору с горой Сербал (в 35 км к западу). У её подножия в 4 веке был построен монастырь, а в 6-м веке этот монастырь перенесли к горе Екатерины.

Некоторые исследователи Библии говорят, что израильтяне пересекали Синайский полуостров севернее по прямому маршруту, а не по южной оконечности. Следовательно, гору Моисея надо искать в другом месте.
Другие же утверждают, что Бог обитал на горе Сеир в Набатеа в Иордании.

Иногда библейский Синай сравнивают с вулканом и относят к Саудовской Аравии. К Синайскому полуострову его приписать не могут, так как здесь нет вулканов.

Археолог Эммануэль Анати говорит, что истинный Синай это гора Хар-Карком в Израиле. Здесь он нашел останки нескольких святилищ.

Как бы то ни было, подавляющее большинство историков и верующих людей полагают, что библейская гора – это именно гора Синай, указанная в самом начале.

Синай как священное место

В окрестностях горы Моисея вы найдете несколько храмов, монастырей, часовен и мечеть.

Монастырь Святой Екатерины можно увидеть у подножия горы Синай восточнее городка Святой Екатерины на высоте 1550 м. Этот греческий православный монастырь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его даже называют самым древним действующим христианским монастырем на планете. Правда на этот титул претендует еще монастырь Святого Антония, расположенный на другом берегу Красного моря к югу от Каира.

Монастырь Святой Екатерины

На вершине горы Моисея есть мечеть. Она до сих пор используется мусульманами. Здесь также есть греческая православная часовня Святой Троицы, построенная в 1934 году на руинах церкви 16-го века. Но она закрыта для посещения.

часовня Святой Троицы часовня Святой Троицы — вид с другой стороны Колокол на горе Синай

Гора Синай в туризме

Эти места привлекают не только религиозных паломников, но и обычных туристов.

На вершине горы вас ожидают удивительные виды Синайского полуострова. Пустыня с грандиозными, суровыми пейзажами, горами и глубокими, сухими ущельями.

Как добраться

Традиционный способ добраться до горы Синай — это автомобильная дорога.

Приготовьтесь, поездка будет нелегкая, так как гора находится в удаленном месте. От Шарм-эль-Шейха порядка 230 км, от города Дахаб 140 км. от города Нувейба 120 км.

Как правило подъем на вершину начинается в 1 час ночи. Это делается, для того, чтобы путешественники смогли добраться наверх до восхода Солнца. Встреча рассвета на горе Синай – это поистине непередаваемые впечатления.

Рассвет на горе Синай

Два пути к вершине

На гору Моисея ведут два маршрута.

Первый включает в себя 3750 ступеней покаяния, вырезанных монахами на склоне горы. Как вы поняли, это самый трудный путь. Вы должны быть морально и физически готовы к восхождению. С этого маршрута открывается великолепный вид на долину даже ночью.

3750 ступеней покаяния

Второй путь – так называемая «верблюжья тропа». Это более простой и легкий способ покорить вершину Синая. Большую часть этого маршрута можно проехать верхом на верблюде. Но в 1 км от вершины вам придется спешиться и преодолеть остаток пути уже самостоятельно. Можно конечно доехать до самого верха на верблюде, но это очень некомфортно.

Оба маршрута соединяются в ущелье Илии, также известной как Семь старейшин Израиля. Это естественный амфитеатр, где вы сможете отдохнуть и затем преодолеть последние 750 шагов к вершине.

Если вы правильно рассчитали время своего путешествия, то на вершине вас встретит прекрасный, непревзойденный вид на восход Солнца над Синайским полуостровом.

Когда лучше всего посетить гору Синай?

Избегайте поездок в зимние месяцы (ноябрь — февраль). В это время на вершине часто бывают минусовые температуры и снег. Весна и осень оптимальное время для восхождения. Лето тоже неплохое время, но днем здесь бывает очень жарко.
Самое популярное время для начала восхождения на гору Синай — это 1-2 часа ночи.

Учтите, что даже в теплое время года может быть большой перепад температуры днем и ночью.

Ссылка на основную публикацию